автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Изменение места и функций церкви в советском обществе

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Панков, Георгий Дмитриевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Изменение места и функций церкви в советском обществе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Изменение места и функций церкви в советском обществе"

мое КОШ КИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, СРДЕНА. ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА. ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМШИ ГОСУДАРСТВЕЖЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им, М.В.Лоюносова

СлвциализированныЁ совет / К 053.05.80 / по философским наукам

На правах рукопиои УДК I МИ

ПАНКОВ ГЕСРШЙ ДМИТРИЕВИЧ

ИЗМШЕНИВ МЕСИ И ФУНКЦИЙ ЦЕРКШ В СОВЕТСКОМ ОБЩЮТВВ / на материалах русского православия /

09.00.06 - научный атеизм, реЛИГИЯ*

/история и современность/!

,4-

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 1990

Работа выполнена на кафедре теории и истории религии и свободомыслия философского факультета Московского государственного университета им.Ы.В.Ломоносова,

Научный руководитель: доктор философских наук,профессор

Яблоков И.Н.

Социальные оппоненты: доктор философских наук,профессор

Ведущая организация: Московский авиационный институт,

кафедра философии

Защита диссертации состоится 'I;1 .-¿гл1991 г. * — ■ ✓ .

в часов на заседании специализированного совета /К 053.05.80/

по философским наукам в Московском государственном университете им.Й.В.Ломоносова по адресу: Москва,Ленинские горы,1-й корпус гуманитарных факультетов,философский факультет МГУ,II этаж, аудитория//.''"^'.

С диссертацией ыолло ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ им.Ы.В.Ломоносова.

Автореферат разослан "_"_1991 г.

Арсенкин В.К.

кандидат философских наук Лещинский А.Н.

Ученый секретарь специализированного совета

К.И.ШШЮВ

(СТАЯ ХАРАКТНЖтаи РАБОТЫ

Актуальность теми исследования. Актуальность теш обуслов-.ливается необходимостью научного осмысления происходящих в советском обществе явлений и процессов,разнообразных факторов его развития. Одним из них выступает религия с ее организациями и институтами,которые в своей совокупности составляют один из компонентов надстройки нашего общества.

Во-вторых,значительное возрастание в последнее время интереса общественности к Русской православной церкви,к ее истории и культуре,идеологии и деятельности ставит перед религиоведением задачу удовлетворять познавательные потребности людей. Параду с этим, советское религиоведение призвано осуществить задачу формирования у общественности отношения к религиозным организациям в соответствии с вццвинутыми на передний план общегумаштарными ценностями.

В-третьих,тенденция к установлению тесного сотрудничества церкви и светских институтов в решении задач по всестороннему обновлению и развитию нашего общества требует глубокого осмысления места церкви в данном обществе,содержания,характера и направленности выполняемых ею функций,а также ее роли в общественном прогрессе.

В-четвертых,развитие отечественного религиоведения требует решительного отказа от ряда прежних вульгарных представлений о месте,деятельности и роли церкви в жизни советского общества и выработки новых концептуальных положений,способных как можно более адекватно отражать объективные явления и процессы функционирования религиозных институтов.

Степень разработанности теьм. Можно вццелить две группы научных трудов,имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой теме. К первой группе относятся исследования теоретического характера,в которых излагаются теоретические положения о церкви как социальном явлении,о характере и содержании выполняешх ей функций,роли в общественном развитии. Названные вопросы получили освещение в работах В.И.Гараджи,Ю.В.Кря-нева, Д. Е.Мануйловой,В.Н.Никитина,Д.М.Угриновича,И.Н.Яблокова и др.

Другая группа исследований непосредственно посвящена истории русского православия. Большая заслуга в изучении истории Русской православной церкви принадлежит таким советским ученым, как Н. С. Гордиенко, В. В. Клочкову, II. К. Курочкину,Н.П.Красникову, Г.М.Лившицу,Н.К.Никольскому,М.П.Новикову и др.

Несмотря на большое обилие трудов по русскому православию, имеется потребность в дальнейшей разработке данной темы. Необходимо осмыслить новые явления и тенденции в жизни церкви, обнарукившие себя после тысячелетнего ее юбилея и Помсстного собора 1983 года. С целью объективного анализа функционирования церкви важно проследить,каким образом изменения государственной политики в отношении к Русской православной церкви на протяжении советского периода оказывали воздействие на жизнедеятельность рассматриваемого института.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является анализ изменения места и функций церкви в советском обществе на примере русского православия. Постановка указашой цели предполагает .решение следующих задач:

- определить основные черты я закономерности,характеризующие церковь как целостную социальную систему;

- дать сравнительный анализ социального статуса церкви в досоветском и советском периодах истории нашего общества;

- рассмотреть содержание и направленность выполняемых церковью Функций;

- показать тесную взаимосвязь церковной деятельности с государственной политикой в области практического осуществления в нашей стране свободы совести,влияние названной политики на жизнедеятельность церкви;

- выявить новые явления и тенденции в общем комплексе исследуемых функций;

- определить роль церкви в современном развитии нашей страны;

- критически переосмыслить ряд традиционных концепций по рассматриваемой теме.

Научная новизна состоит:

- в использовании новых источников,дающих представление о современных явлениях в жизни церкви и тенденциях ее эволюции;

- в выявлении обусловленности изменений в содержании и направленности функций церкви изменениями отношения к ней государства в советский период;

- в обосновании положения о том,что в советском обществе церковь представляет собой компонент существующей системы надстроечных отношений и институтов;

- в осмыслении новых явлений в идеологии и деятельности церкви,наглядно проявившихся с момента ее тысячелетнего 'юбилея.

Методология и источники исследования. В основу диссертации положены исходные принципы социальной философии,ввдвинутые К.Марксом,Ф.Энгельсом,В.И.Лениным и получившие дальнейшее раз-

витие в научной литературе.

В работе использованы три основные группы источников. Первая группа - церковные материалы /"Журнал Московской патриархии", газета "Московский церковный вестник",документы поместных и архиерейских соборов,новый церковный устав 1988 года и др./. Вторая группа - гражданские законодательные акты о положении церкви в прошлом и настоящем. Третья группа -архивные материалы Совета по делам Русской православной церкви при Совете 1<!инистров СССР периода с 1943 по 1965 гг. .хранящиеся в Центральном государственном архиве Октябрьской революции /ЦГА0Р,фонд 6991,опись 2/.

Апробация работы. Полученные результаты апробированы автором на состоявшейся в июне 1990 года в г.Ужгороде международной научной конференции,проведенной Советской ассоциацией молодых историков на тему: "Религии и религиозные движения в мировой истории",на межбакультетской научной конференции,состоявшейся в апреле. 1989 года по теме: "Христианство в истории и культуре восточно-славянских народов"»проведенной на базе исторического факультета МГУ; на Ломоносовских чтениях в апреле 1990 года /доклад на секционном заседании кафедры истории и теории религии и свободомыслия философского факультета МГУ/,на аспирантском научном семинаре кафедры,а также на заседании кафедры,где выполнялась данная работа.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при чтении общих курсов и спецкурсов по проблемам теоретического религиоведения,истории русского православия,а также по истории церковно-государственных отношений в советский период. Они такте могут найти применение в практической работе общественных организаций и государст-

- Ь -

венных институтов в обеспечении сотрудничества с институтами Русской православной церкви в решении актуальных вопросов общественной жизни.

Структура работы. Диссертация состоит из введения,двух глав /пяти параграфов/,заключения и библиографии.

ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

. Во введении обосновывается актуальность темы,анализируется степень ее научной разработанности,определяются цель и задачи,новизна и практическая значимость исследования,его методология и источники.

В первой главе - "Место церкви в системе надстроечных институтов" - центральным является анализ закономерностей эволюции церкви в советском обществе. Решение названной проблемы начинается с характеристики церкви как целостной системы. Этому посвящен §1 - "Понятие церкви как общественной организация".

Главным критерием в вычленении и классификации общественных организаций автор считает целеобразуюций признак. В основе целеобразования лежат осознанные людьми потребности и интересы^ соответствии с которыми определяются цели и задачи любой организации. Ядро религиозных потребностей составляет стремление людей к общению с богом, Стремление религиозно настроенной личности воздействовать на сакральные объекты формируют у нее потребность в регулярном осуществлении культовой деятельности - основе религиозной деятельности.

Осуществление культовой деятельности, в свою очередь, приводит 1« формированию у ее субъектов целого комплекса религиозных потребностей,например,потребности в специальных знаниях о сакральных объектах,о способах воздействия на них,в спе-

.циальных предметах культа,с помощью которых верующий человек стремится воздействовать на сверхъестественный мир,а также в людях,обладающих профессиональными знаниями и навыками в области отправления культа. Культовая деятельность стимулирует развитие потребности в других видах религиозной деятельности, выходящей за пределы культа,но обслуживающих его. Эту деятельность принято называть внекультовой деятельностью,к которой относятся идеологическая,катехизаторская,подготовка профессиональных служителей культа,хозяйственная,административно-управленческая.

В процессе совместной деятельности ее субъекты вступают в отношения,соответствующие данному виду деятельности - религиозные отношения,подразделяющиеся на культовые и внекультовые. Потребности в определенной упорядоченности,регламентации координации и субординации религиозной деятельности и религиозных отношений в целях их эффективной действенности порождают потребность в религиозных организациях.

Деятельность церкви не.исчерпывается только сферой религиозной деятельности. Включенность церкви в общественные отношения, взаимодействие ее с различными общественными институтами - все это делает неизбежным осуществление ею и нерелигиозной деятельности,как,например,политической,благотворительной и пр. Переплетение двух деятельностных сфер - религиозной и виерелигиозной - составляет своеобразие функционирования церкви. Основной деятельностной сферой служит религиозная деятельность,как способ реализации религиозных потребностей верующтх людей.

Деятельность любого общественного института выражается и проявляется посредством выполняемых им функций. В соответст-

- б -

вии с основными направлениями церковной деятельности разграничиваются религиозные и нерелигиозные функции. Критерием их разграничения служит предназначение и направленность тех и других. Любая социальная функция предназначена для удовлетворения определенных потребностей лкщей и сориентирована на эти потребности. В данном параграфе содержится краткая характеристика каждой из рассматриваемых функций: в области религиозной деятельности - культовой,идеологической,катехизаторской .миссионерской,административно-управленческой,хозяйственно-экономической, межконрессиональных связей,а в области вне-религиозной сферы - политической и филантропической /или благотворительной/.

Характеризуя выполняемые церковью отдельные (рункции,автор отмечает,что некоторые из них /идеологическую,административно-управленческую, хозяйственную/ недьзя безоговорочно относить только к религиозной сфере деятельности. Например,объектом управления церкви является не только религиозная сфера, но и внерелигиозная. Аналогичным образом нельзя к религиозным функциям полностью отнести и хозяйственную функцию,посколько посредством ее удовлетворяются нерелигиозные потребности верующих людей и церкви. Но основное предназначение этих функций состоит в удовлетворении религиозных потребностей людей. Поэтому в диссертации они рассматриваются в контексте религиозной сферы деятельности.

Выделяются следующие специфические черты функционирования церкви: 1/ выполнение ею особой,религиозно-культовой Функции, несвойственной светским организациям и институтам*, 2/ ориентация общественных функций на удовлетворение религиозных потребностей людей; 3/ сочетание религиозных функций с нерели-

гиозными,среди которых первые занимают приоритетное место и определяющее значение в жизнедеятельности церкви.

Наряда- с функциями,в качестве другого важного систематизирующего фактора,в диссертации анализируется внутренняя организация церкви. Ока представляет собой слаженный механизм,упорядочивающий присущую церкви деятельность и отношения,обеспечивающий устойчивость и воспроизводство их в самых разнообразных общественных условиях. Организация церкви предполагает четкое разделений позиций и ролей мезду участниками религиозной деятельности. Превде всего они подразделяются на клир и мирян. Духовенство /клир/ самоопределяется в особую корпорацию,отношения между его представителями оформляются в виде иерархии, закрепленной и санкционированной церковно-каноническими нормами. Анализируются высшие,центральные и территориальные звенья церковной организации на примере Русской православной церкви.

В §2 - "Эволюция положения церкви в советском обществе"- рассматривается место церкви в надстройке данного общества. Дается критический анализ концепций,трактующие религиозные институты как нечто внешнее,случайное для социализма явление. Автор ут-• вергвдает мысль,согласно которой функционирование религии и церкви в советском обществе необходимо,поскольку в нем существуют общественные группы веруклцих людей,испытывающих потребность в религиозном отражении действительности и реализующих эту и связанную с ней потребности в специальных институтах.

В советском обществе изменяется статус церкви. Из государственного института,положение которого церковь занимала в прежние эпохи,в новых условиях она трансформируется в негосударственный, частшы институт. Объясняется это тем,что при данном

общественном строе отпадает потребность использования религии как государственной идеологии,а церкви - как составного компонента государственного аппарата. Поэтому церковь отделяется от государства и становится негосударственной организацией.

Отделение церкви от государства не означает отделение ее от общества. Автор подвергает критике прежние представления о церкви как об организации,призванной удовлетворять исключительно религиозные потребности лодей. Такое представление не соответствует действительному ее положению в любом обществе, в том числе и советском. Религиозная деятельность характеризует специфику функционирования религиозных организаций,но никак не весь объем их деятельности. Церковь - это организация не только религиозная,но и общественная. Ее деятельность способна выходить за пределы религиозной сферы и распространяться на внерелигиозную сферу. В нашей стране она является негосударственной организацией,специфика которой заключается в осуществлении с ее стороны религиозной деятельности,сочетающейся с деятельностью нерелигиозной.

Далее рассматривается отношение церкви к надстройке нашего общества. Автор не согласен с точкой зрения,согласно которой религиозные организации и институты не являются частью надстройки данного общества,что они относятся к "пережиткам прошлого". Показывается их детерминированность существующими в рассматриваемом обществе отношениями.

В системе надстроечных институтов советского общества церковь не принадлежит ни к государственным организациям,поскольку отделена от государства,ни к политическим партиям,поскольку основу ее деятельности не составляет политическая деятель-

ность,ядром которой выступает борьба за власть. Церковь принадлежит к числу общественных организаций духовной сферы.

В настоящем параграфе рассмотрен вопрос о юридическом статусе церкви. В дореволюционной России,в силу государственного положения церкви,последней был предоставлен ряд приоритетных юридических прав в осуществлении конфессиональной деятельности по сравнению с другими религиозными организациями,а также в некоторых областях внеконфессиональной сферы,как,например, в области образования и воспитания подрастающего поколения,в семейно-брачных отношениях.

Этих своих прежних прав и привилегий церковь лишилась с момента принятия декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Шесте с этим она лишилась права юридического лица. Позже, в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года "О религиозных объединениях" церкви были предоставлены некоторые свойства юридического лица,однако официального статуса юридического лица церковь долго не получала. Предоставленные церкви упомянутым постановлением некоторые свойства юридического лица ограничивались культовыми рамками /статьи II и 17/,что соответствовачо тогдашним представлениям о религиозных организациях как об организациях сугубо культовых. Такой взгляд на религиозные организации дополнялся представлениями о их реакционности,чуждости советскому обществу.

В конце 80-х годов наметился поворот советского государства в политике в отношении к церкви. В новом законе "О свободе совести и религиозных организациях" церковь официально получаст статус юридического лица.

Вторая глава - "Специфика Функционирования церкви в условиях сопетской действительности", в ней подробно аналиэируют-

- Ю -

ся выполняемые церковью религиозные и нерелигиозные функции в советском обществе,а также дается оценка роли церкви в развитии данного общества.

Выделяются следующие факторы,обусловливающие функционирование церкви:

I/ Изменение социального статуса церкви,что выразилось в ее трансформации из государственного учревдения в негосударственную организацию. В результате, церковь утратила прежний статус,как части государственного аппаратами соответствующий характер выполняемых функций.

2/ Секуляризация общественного сознания и общественной жизни,что вызывало необходимость для церкви поиска форм и способов усиления ее влияния на жизненные ориентации православных верующих.

3/ Изменение решаемых обществом задач,появление новых проблем, выдвижение одних проблем на приоритетное место и отход других на менее значимые уровни - все. это не может не отражаться на содержании и направленности функционирования церковных организаций.

4/ Перемены в отношении церкви со стороны общественности, возрастание интереса последней к церковной истории,культуре, идеологии. Многие,находящиеся "за церковной оградой" люди принимают участие в православных обрядах. Такую ситуацию представители церкви квалифицируют как "религиозный подъем". Отсюда - стремление церЕСОвного руководства "овладеть ситуацией" .сориентировать деятельность на широкую катехизацию и миссионерскую работу.

5/ Влияние на жизнь церкви общей политической ситуации в стране. Сложившаяся в настоящее время в обществе социально-

политическая атмосфера не. могла не отразиться на ситуации в самой церкви. Наблюдаются случаи выхода определенной части православного духовенства и мирян из юрисдикции Московского патриархата и переход их в религиозные организации - Украинскую католическую церковь восточного обряда'.'Украинскую автокефальную апостольскую православную церковь греко-восточного обряда", в юрисдикцию Русской православной церкви за рубежом. Опасность дальнейшего углубления внутрицерковного раскола возрастает из-за усилившейся в последние годы активизации деятельности оппозиционно настроенных в отношении к руководству Русской православной церкви части ее клириков и мирян. Руководству церкви приходится прилагать значительные усилия,нап-равлешше на предотвращение раскола и достижени.. внутренней стабильности в церковной среде.

• 6/ Изменения в государственной политике по отношению к цер-•^кви на протяжении советского периода истории нашей страны. Так,политика государства в 30-х годах суживала возможности деятельности церкви,но в .середине 40-х годов оно встало на путь расширения таких возможностей. На рубеже 50-х - 60-х годов государство вновь ограничивает деятельность церкви. С конца 80-х годов осуществляется демократизация политической линии в отношении церкви. Государственная политика создавала определенные условия,благоприятствовавшие или неблагоприятствовавшие жизнедеятельности церкви.

В §!■ "Эволюция религиозных функций"анализируются культовая, идеологическая,катехизаторская,миссионерская, административно-. управленческая функции,а такие функции подготовки церковных кадров,межконфессиональних связей и отношений. Особое внимание уделяется характеристике новых явлений и тенденций в про-

цессе функционирования церкви с момента празднования ею тысячелетнего юбилея.

Культовая функция.Отмечается.что перестройка культовой практики достигается двумя основными путями: во-первых,путем сохранения и укрепления культовой традиции и во-вторых,за счет модернизма в культе. Церковь стремится избежать двух возможных крайностей: "искусственного консервирования" литургической жизни и "искусственной ломки" традиционной системы.

Церковь сохраняет прежние формы православного культа: традиционные праздники,обряды,ритуалы,правила и нормы культового поведения. Одновременно существенно изменилась социальная ориентация культа. В результате социально-политической переориентации церкви,из культовой практики было исключено все то,что в прежние времена связывало церковь с самодержавием и буржуазным строем /например,молитвы за царя и членов царского дома/. Одновременно культ переориентируется на такие стороны общественной жизни.которые выражают наиболее значительные события . и процессы,происходила в нашем обществе. Подтверждений этому служит совершение заупокойных панихид,молебнов,литий по советским воинам,погибшим в годы Великой Отечественной воГшы,в Афганистане,молитвы "о мире всего мира" и даже специальные молитвы об успехах встреч и переговоров на высшем уровне между СССР и США,а также введение в обиход январским /1990 г./ Архиерейским собором русской церкви специальной молитвы "за церковь и отечество",в которой содержится обращение к богу с просьбой содействия процессу преодоления в нашем обществе национальных конфликтов и обращения веек людей на путь "мира и братолюбия". Из всего сказанного олепует вывод,что культовая практика церкви подразу.лзимет ориилтпшш <зер;/к>|цих if; только па "горний мир",

- О -

но и на реальные общественно-политические проблемы.

Значительное внимание в параграфе уделяется развернувшейся в православно-церковных кругах дискуссии о путях оптимизации культовой практики. Анализ церковно-периодической печати поназывает,что эта оптимизация предусматривает следующие перспективы: I/ укрепление богослужебной дисциплины, 2/ возрождение некоторых традиционных институтов,давно прекративших свое существование: института "оглашения" и связанного с ним богослужебного чина,институтов духовничества,дьяконис. Возрождение традиционных институтов представляет один из способов дальнейшего обновления православия - обновление через традицию. В вопросе о путях дальнейшей оптимизации культа в церкви нет единого мнения. Можно предположить,что перестройка культовой практики будет осуществляться на основе принципа "обновления в границах церковной дисциплины".

Идеологическая функция. Она рассматривается как закономерная реакция церкви на решение обществом конкретных задач,как стремление осмыслить эти задачи и определить к ним свое отношение. Постепенное возрастание общественно]! значимости глобальных проблем сказалось на церковной идеологии. Она стала заметно переориентироваться на глобалистику,а последняя все активнее включалась в орбиту "горизонтального богословия." Если 10-15 лет назад богословы в разработке глобальных проблем ограничивались главным образом вопросами войны и мира,то к середине 80-х годов на болео видное место выдвинулись экологическая и гуманитарные проблемы. Среди последних предметами богословского осмысления стали слу;кигь такие насуете вопросы современности,как моральная правомерность абортов,сексуальная свобода, генная инхенерия. Одновременно исчез интерне к теологическому

освещении революционных процессов. Современное русское православие отказалось от концепции "коммунистического христианства" характерной для церкви в 60-70-е годы.

Важным моментом современной идеологии Русской православной церкви является программа преобразования социальной действительности. Содержание этой программы образуют: I/ выдвижение в качестве магистрального пути преобразования действительности "жизни в боге","единения человека с богом" посредством "примирения человека с богом"; 2/ утверждение приоритетного значения нравственности во всех областях общественной жизни.форми-рование "ггравственной целостности личности"; достигнуть "нравственной целостности" предполагается путем борьбы с грехом и освобозвдения от греха; 3/ отстаивание позиции экклеэионизма, согласно которой единение человека с богем считается предпосылкой преобразования общественных отношений и обеспечивается в церкви посредством ее "евхаристического" и социального служения; 4/ обобпование необходимости достижения общечеловеческой солидарности в целях обновления и преобразования мира. Таким образом,церковная программа преобразования социальной действительности основывается на принципах религиозного мировоззрения и конфессионального вероучения.

. Нолио говорить о двойственной ориентации идеологической функции церкви: с одной стороны,- она ориентирует людей на мир потусторонних сверхъестественных суо!ностей,а,с другой, -на актуальные проблемы общественного развития, Привлекая верующих к общественной деятельности,к решению стоящих перед обществом задам,церковь способствует общественному прогрессу.

Катехизаторская функция. В течение нескольких десятилетий церковь ишяа возможность исиользопмть■ всего лшвь две Формы

катехизации - проповедь и церковную печать. В конце 80-х годов перед ней. открылись новые,более широкие возможности в осуществлении катехизации. Руководство церкви приступило к воссозданию традиционных ее форм - воскресные школы,"катехизические беседы",организованные при монастырях и отдельных приходах. В процессе осуществления катехизации церкви приходится ориентироваться не только на убежденных верующих,но также на такие группы людей,которые не шеют твердых,а то и вообще религиозных убеждений,однако испытывающих интерес к знаниям о христианской религии,истории и культуре русского пра- ' вославия или же обращающихся к религиозным обрядам. Православное духовенство проводит катехизацию также и вне культовых заведений, используя для этой цели дома культуры,учебные заведения, государственные лечебные учреждения и пр. В данном случае катехизаторская функция церкви тесно увязывается с ее миссионерской деятельностью.

Миссионерство. До революции церковь осуществляла широкую миссионерскую деятельность,которая пользовалась поддержкой со стороны государства. В новых общественных условиях она лишилась права принудительного обращения в свою веру неверующих и инаковерующих,вмешательства в деятельность неправославных религиозных организаций,а также светских организаций и обществ. В настоящее время перед церковью открылись значительные возможности для миссионерской деятельности. Получила распространение практика приглашения духовенства в различные учреждения для чтения лекций и проведения бесед по религиозной тематике. Пока церковь осуществляет миссионерскую деятельность только в катехизаторских формах.

Административно-управленческая Функция. Отделение церкви от государства и превращение ее в негосударственную организацию создало благоприятные условия для осуществления ее самостоятельности в области управления. Однако принцип государственного невмешательства в дела самой церкви на практике часто нарушался.

Начиная с Поместного собора 1988 года,руководство Русской православной церкви приступило к существенной реорганизации административно-управленческих структур. Воссозданы ранее упраздненные институты,принят новый церковный устав. В уставе отражена линия на частичную демократизацию жизнедеятельности церкви путем поднятия в ней роли представительных органов управления. Сделан шаг от узко~кабинетно£о стиля управления к демократическому стилю,означающего привлечение к участия в церковных делах более широких слоев духовенства и мирян.

Анализ нового устава Русской православной церкви показывает, что процесс демократизации в области церковного- управления происходит в различных его звеньях неравномерно. Он больше затрагивает верхний эшелон,но слабо обнаруживается в епархиях и приходах. Тем не менее сама жизнь требует от руководства церкви вносить коррективы в существующую систему административно-территориального устройства и церкошюго управления. В апреле 1990 года Синод признал необходимым провести серьезную реорганизацию церковных структур иэ уровнях центрального и епархиального управления.

Подготовка кадров. Она осуществлялась и осуществляется в специально созданных для этой цели церковных школах - акадо-ииях,ес!шнарипх,училищах. В 30-х годах в страна иероет-мш де-> етпопать вез' прапослаяиме учобиыо оаяеДсчшп, Их яоссозлгоюо

началось с середины 40-х годов. В конце 50-х и начале 60-х годов государственные органы предприняли меры но сокращению действовавшей сети учебных заведений русской церкви и ограничению их деятельности. С конца 80-х годов руководство церкви приступило к перестройке действующей системы подготовки церковных кадров. Значительно увеличилась численность духовных школ и обучающихся в них учащихся. Октябрьский /1989 года/ Архиерейский собор наметил основные направления реорганизации процесса обучения: I/ введение обязательного высшего богословского образования для духовенства, 2/ преобразование семинарий из средних специальных духовных заведений в высшие с увеличением срока обучения в ней на один год; 3/ усиление общей гуманитарной подготовки в семинариях; 4/ ориентация системы образования на подготовку обучаемых к катехизаторской и "диаконической" работа в приходах.

Хозяйственная функция. Национализация церновно-монастырс-ких земель к.-предприятий в первые годы советской власти привело к существенным изменениям в хозяйственно-экономической деятельности церкви. Она стала концентрироваться главным образом на обслуживании культа,а именно - на удовлетворении потребностей верующих в средствах культа.

Экономическая ситуация в нашем обществе оказывает существенное влияние на хозяйственную функцию церкви. Так, современный уровень экономического развития,характеризующийся отсталостью материально-технической базы,производственных технологий", острым дефицитом и низким качеством сырья,сказывается на объеме и качестве продукции культового обихода, Хозяйственное уп- . равление Московской патриархии оказачось не в состоянии удовлетворить потребности епархий и приходов в религиозной утвари.

- 1.8 -

Функция внешних церковных: связей. Она просматривается в двух аспектах - во взаимоотношениях церкви с существующими в СССР конфессиями и зарубежными церквами и деноминациями. Отношения Русской православной церкви с религиозными организациями в СССР характеризуется переходом от прежней конфронтации к диалогу и сотрудничеству в вопросах "общественного служения". Более интенсивно церковь осуществляет внешние контакты с христианскими организациями за рубежом.

В §2 второй гпаъи - "Внорелигиозная сфера деятельности"-рассматриваются политическая функция церкви,а также ее благотворительная и миротворческая деятельность.

Политическая функция. В советском обществе церковь уже не осуществляет столь активную политическую деятельность,которая была ей свойственна в прошлом. Но включенность церкви в орбиту политических отношений требует от нее занятия определенных позиций в отношении к государству,политическим партиям, их программам и деятельности. Отношение церкви к государству строится на двух основных принципах,провозглашенных в "Декларации митрополита Сергия" от 29 июля 1927 года: I/ политическая лояльность, 2/ поддержка его политическом линии.

Бурный рост политизации нашего общества в последние годы поставил перед церковью серьезную задачу определения общецерковной позиции по отношению к политической деятельности и политическим партиям. Вот основное ее содержание: I/ официально церковь объявляет себя стоящей вне политики,вне политических партий и группировок, 2/ она не формулирует собственной политической программы и не претендует на политическое лидерство, 3/ тен не пене« признается причастность церкви к общественно-политическим процесса/ в 1глане отношения к ним

с позиции христианского вероучения и нравственности.

Эти установки не означают ориентацию на абсолютный политический нейтрализм. Нейтрализм признается только в смысле неучастия церкви в политической деятельности различных партий и группировок,неприсоединения ни к одной из них. По отношению же к политическим процессам в обществе церковь отнюдь не нейтральна. Она не только признает ценностную значимость для судеб нашего общества определенных политических событий, но и вовлекает верующих в общественно-политическую жизнь,формирует у них грамданскую позицию. Этим самым она способствует консолидации общества в решении стоящих перед ним задач.

Миротворческая деятельность. Она осуществляется по следующим основным направлениям: I/ деятельность в советском 1|юнде мира, 2/ работа в советских и международных миротворческих организациях, 3/ епархиальные миссионерские конференции,собрания и т.п., 4/ выступления с обращениями,посланиями,заявлениями по актуальным вопросам современности,в том числе по вопросам воины и мира, 5/ активное участие в миротворческих акциях,проводимыми христианскими экуменическими организациями, отдельными церкваш и деноминациями.

Благотворительная деятельность. Она представляет собой давнюю традицию,прерванную более чем на пол-столетия. Она начала возрождаться с конца 80-х годов. Наделяются следующие основные формы церковной благотворительности: I/ материальная помощь нуждающимся в ней людям /инвалидам,пострадавшим от сти- ' хинных бедствий,детям и т.п./, 2/ регулярные денежные пожертвования в различные фонды, 3/ обслуживание больниц,детских до--мов,домов для престарелых и инвалидов, 4/ активное сотрудничество с различными благотворительными организациями. Снятие

запрета на благотворительную деятельность позволило церкви

- 20. -

вкжчиться в борьбу за преодоление в нашем обществе таких негативных явлений,как алкоголизм и наркомания.

Интегральная оценка всей системы (функционирования церкви в нашем обществе дается в §3 - "Роль церкви в обществе". Для такой оценки ватао не только рассмотрение содержания и направленности выполняемых религиозными организациями функций,но и учет того,что представляют собой те общественные отношения, на стабилизацию или дестабилизацию которых направлены усилия церкви.

Противоречивость прогресса любого общества состоит в переплетении явлений и тенденций прогрессивного,консервативного, а порою и реакционного характера. Из названного обстоятельства вытекает и противоречивость характера социальной роли церкви. Автор считает методологически неправомерным давать однозначные оценки этой роли.

Процесс развития советского общества был сложен и противоречив; ему были свойственны как прогрессивные тенденции,так . и консервативные. Прогрессивно.! стороной деятельности церкви является ее поддержка позитивных социальных и политических программ,направленных на развитие нашего общества,мобилизация верующих на их решение,борьба за мир и утверждение общечеловеческих ценностей. Вместе с этим,идеологическая'и политическая по,вдержка церковью авторитарных и тоталитарных отношений, . приведших наше общество к деформациям,представляет собой кон-' сервативнуго сторону ее деятельности.

В настоящее время роль церкви в развитии нашего общества . заметно усиливается, Это обусловливается двумя основными обстоятельствами - характером решаемых обществом задач по обнов*

■ ленига всех его жизненных сЬер,в том числе социальной и духовной,на которые непосредственно ориентируются религиозные ор-

- 21-а

ганизации в ходе общественного_служения; новыми возможностями общественного служения,которые открылись перед этими организациями в связи с изменением государственно-церковной политики. Решая вопрос о соотношении мировоззренческой и идеологической ориентации церкви,автор полагает,что при определении прогрессивности или консервативности деятельности церкви исходной должна быть не гносеологическая оценка содержания конфессионального мировоззрения,а учет ориентации церкви на решение стоящих перед обществом конкретных задач в конкретных условиях. Что касается религиозного вероучения,оно не только ориентирует людей в "горний мир",но также используется в качестве своеобразной санкции при идеологическом обосновании общественных процессов,отношения к ним религиозных организаций,их участия в "общественном служении". .Поэтому исходные принципы православного шровоз зрения не могут служить основанием для отрицания прогрессивной направленности деятельности церкви в ряде сфер общественной жизни.

Мировоззренческие различия не исключают,цели и задачи,общие как для светских,так и для религиозных организаций. Необходим широкий общественный диалог,единство действий верующих и неверующих.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, формул!Груются выводы,намечаются перспективы дальнейшего изучения темы.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

I. "О научном понимании церкви как социального института," -//Актуальные вопросы теории советского общества и гносеологии.-Харьков. 1987.С.ГЗЭ-150. Деп.рук.ШИШ СССР.!;Ш349 от 1.ХЛ937 г.- 0,4 п.л.

2."Критический анализ православно-богословской интерпретации сущности церкви и ее места в системе общественных отношений." //Проблемы религии и атеизма в контексте культурных традиций.-М.1988.СЛ2-22. Деп.рук.ИНИОН АНСССР № 35655 от 26.09.1988 г.-0,6 п.л.

3. "Религиозные потребности личности как определяющий фактор функционирования церкви при социализме /на примере анализа потребности в культовой деятельности/." //Материалы всесоюзной конференции "Проблемы атеизма в условиях демократизации советского общества." - М.1990.С.19-24. - 0,5 п.л.