автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Власть и русская православная церковь в 1922-1925 гг.
Текст диссертации на тему "Власть и русская православная церковь в 1922-1925 гг."
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ОБЩЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
М /
С!
и-
СЛ
На правах рукописи
КРИВОВА Наталья Александровна
ВЛАСТЬ И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
В 1922-1925 ГГ.:
(Политика ЦК РКП(б) по отношению к религии и церкви и ее осуществление органами ГПУ-ОГПУ)
Президиум ВАК России
(решение от г г., ^¿Ф у/ ?
присудил ученую степень ДОКТОРА
/ и^ж.
_ неииальносл ь 07.00.05^Ж4чественная история ачальник управленш^АК России
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора исторических наук
Москва 1998
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Историография и источники. 30
1. Историография проблемы взаимоотношений власти и церкви
в 1922-1925 гг. 30
2. Источниковая база исследования. 77
ГЛАВА П. Политика Политбюро ЦК РКП(б) в отношении религии и церкви: цели, методы, организаторы. 89
1. Декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей: от поисков компромисса к конфронтации. 89
2. Роль Политбюро ЦК РКП(б) и ГПУ в выработке и осуществлении политики государства в отношении церкви и проведении кампании по изъятию церковных ценностей. 107
3. События в Шуе - поворот к наступлению на церковь. 125
ГЛАВА III. Кампания по изъятию церковных ценностей : курс на разгром церкви. 159
1. Ход кампании по изъятию церковных ценностей и сопротивление верующих. 159
2. Конфискация церковного имущества в Москве и Петрограде. Итоги кампании. 200
ГЛАВА IV. Роль Политбюро ЦК РКП(б) в судебных процессах над духовенством 1922-1923 годов. 235
1. "Московский процесс" над духовенством и мирянами - суд над церковью. 235
2. Судебные процессы над духовенством в 1922-1923 гг. 264
ГЛАВА У. Следственное дело патриарха Тихона как ключевое звено политики Политбюро ЦК РКП (б) в отношении церкви. 281
1. Ход и результаты следствия по делу патриарха Тихона
(1918 г.-июнь 1923 г.) 281
2. Усилия патриарха Тихона по объединению церковных сил и сохранению института церкви в условиях корректировки антирелигиозного курса РКП(б) (июнь 1923 г.- апрель 1925 г.) 331
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 360
ПРИЛОЖЕНИЕ: Обсуждение вопросов политики в отношении религии и церкви на заседаниях Политбюро ЦК РКП(б) в 1921-1925 гг. 372
Источники и литература 389
Список сокращений 417
ВВЕДЕНИЕ
Отношения власти и Русской православной церкви на протяжении 70-летней истории советского государства отнюдь не исчерпывались конституционной формулой об отделении церкви от государства. Вопреки декларированному принципу основой политики большевистского режима стало жесточайшее подавление любого инакомыслия, в том числе и религиозного. Наиболее драматично эти отношения складывались в первое советское десятилетие.
Помимо бесспорной необходимости объективного прочтения истории, нельзя не отметить очевидной актуальности проблемы взаимоотношений власти и церкви. Перемены в государственном и политическом строе России, происшедшие после 1991 г., коренным образом повлияли на роль и место религии и церкви в социально-политической и духовной жизни общества. За истекшее десятилетие демократизация религиозной сферы привела к необычайному взлету популярности религии, в том числе и православия. Русская православная церковь в настоящее время проявила с новой силой свой нравственный и политический потенциал, став одним из самых активных институтов, с которым взаимодействуют власти и к которому обращено внимание всего общества. В условиях духовно-нравственного кризиса, переживаемого Россией в конце XX века, существенным фактором возрождения духовных и нравственных основ жизни российского общества может стать вера, и роль Русской православной церкви1 в этом процессе трудно переоценить.
За последние годы глубокому реформированию подверглись государственно-церковные отношения, изменились принципы
1 Далее - церковь.
взаимоотношения власти и религиозных объединений. Демократизация религиозной сферы сказалась на отношениях церкви и самых разных государственных, общественных институтов ( церкви и школы, церкви и армии, церкви и общественных организаций, политических партий и движений и т.д.), всего гражданского общества в целом. Новые отношения церкви с государством и обществом нашли свое отражение в формировании современных принципов взаимодействия религиозных объединений и государственных структур, в разработке нового законодательства о свободе совести и религиозных организациях.
Возрастание значимости религиозных объединений привело к тому, что отношения власти и церкви стали существеннейшей частью отношений власти с гражданским обществом. От того, какое влияние будет иметь церковь на формирование общества, его политические, культурные, нравственные и другие аспекты, во многом зависит характер взаимодействия общества и власти - конфронтация или партнерство.
Коренные изменения государственно-церковных отношений как важная часть общих изменений в государстве и то влияние, которое оказывает церковь на духовно-нравственное развитие общества, обязывает нас обратиться к богатому историческому опыту. Уроки истории взаимоотношения власти и церкви приобретают сегодня и научно-теоретический, и вполне практический характер, позволяют учесть ошибки прошлого при формировании новой "модели" взаимоотношения власти и церкви, что в конечном итоге может сказаться на реальной практике и перспективах развития отношений власти и общества в целом.
Основной целью данной диссертационной работы является исследование политики ЦК РКП(б) , прежде всего - Политбюро ЦК, в отношении Русской православной церкви в 1922-1925 гг., а также деятельности ГПУ-ОГПУ по осуществлению этой политики.
Рассмотрение политики ЦК РКП(б) по отношению к другим вероисповеданиям, религиозным конфессиям не входит в задачи данной работы и требует специального исследования.
В рамках изучения основной проблемы диссертации взаимоотношения власти и церкви - и реализации цели исследования предполагается решить ряд задач:
• рассмотреть основные направления политики руководства РКП (б) по отношению к церкви ( то, что на делопроизводственном языке ЦК РКП (б) называлось "церковной политикой") через раскрытие механизмов выработки и принятия ключевых политических решений высшим органом власти, прежде всего Политбюро ЦК, определивших программу партии по ликвидации церкви;
• изучить вопрос о разногласиях по "церковному вопросу" между членами Политбюро ЦК, а также о противоречиях между партийными и советскими органами власти (ВЦИК, ГПУ, Главмузей);
• проанализировать методы и формы работы с церковью: создание специальных подразделений по работе с церковью в партийных структурах; механизм реализации принятых решений; рассмотреть становление репрессивных методов управления;
• раскрыть роль ГПУ-ОГПУ как в осуществлении "церковной политики", так и в инициировании и режиссуре обновленческого раскола;
• выделить главные этапы эволюции политики партии в отношении религии и церкви в рамках изучаемого хронологического периода, охарактеризовать особенности этапов и определившие их причины;
• исследовать механизм трансформации и действия церкви в новой политической системе: отношение церкви к проводимой РКП(б) политике; позиции основных церковных групп по вопросу взаимоотношения с властью;
• показать мотивы эволюции взглядов патриарха Тихона, последствия его деятельности.
Объектом исследования в диссертационной работе является высший партийный орган власти ЦК РКП (б) и ГПУ-ОГПУ. Предметом -политика власти в отношении религии и церкви, совокупность политических решений и их реализация.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1922 г. по 1925 г. В истории взаимоотношений советской власти и церкви с определенной степенью условности можно выделить несколько этапов. Особое место занимают 1922-1925 гг. - один из самых трагических для церкви этапов и самый запутанный в истории отношений власти и церкви. Именно 1922-1925 гг. были решающими для поиска "модели" взаимоотношений богоборческой власти и церкви.
В 1922 г. в социально-политической и экономической жизни страны наметились новые противоречивые процессы: после окончания Гражданской войны и подавления всех очагов антисоветских выступлений начался переход к новой экономической политике, выразившейся в ослаблении централизации в экономике и ужесточении контроля партии, монополизации власти. Усиление идеологической борьбы во всех сферах жизни общества повлекло за собой столкновение власти и церкви. Изучаемый период выделяется определившимся с начала 1922 г. политическим курсом власти на ликвидацию церкви, который проводился на базе кампании по изъятию церковных ценностей, раскола церкви изнутри, судебных процессов над духовенством и готовившегося суда над патриархом Тихоном. Начало этапа связано с декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 г. об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих, который открыл беспрецедентную по размаху кампанию разграбления храмов. На этот период приходится пик борьбы церкви не только за сохранение своих организационных структур и единства, но и за
существование самого церковного института. Одновременно, не добившись ликвидации церкви, режим был вынужден искать альтернативные варианты "церковной политики".
Венцом всего явился арест, следствие и подготовка суда над патриархом Тихоном, смертью которого в 1925 г. и заканчивается этот этап. После смерти патриарха начинается период смуты, «нестроения» в церковной жизни и новые попытки поиска основ взаимоотношения церкви и власти. К важнейшим социально-политическим факторам, определившим «границы» периода, следует отнести прежде всего «закат» НЭПа, когда закончился непродолжительный период хотя и ограниченного плюрализма, еще сохранявшейся возможности ведения дискуссий и существования оппозиции в партии. В это же время происходит перегруппировка сил в ЦК и Политбюро после смерти В.И.Ленина и начинается новый виток жесточайшей внутрипартийной борьбы, усиливается диктаторский характер власти. Указанные обстоятельства сказались на изменении политики власти в отношении церкви.
Выбор именно такого временного интервала объясняется необходимостью проанализировать основные тенденции политики партии в отношении религии и церкви в наиболее критический, переломный момент взаимоотношения власти и церкви.
В советской историографии проблемы взаимоотношения власти и церкви однозначно господствовала атеистическая трактовка истории, где церкви отводилась роль идеологического противника. «Партийный подход» вынуждал советских историков рассматривать проблему не столько с научных позиций, сколько с идеологических и политических. Историография в унисон партийно-государственным декларативным заявлениям утверждала, что в СССР восторжествовала полная свобода совести, оправдывала атеистическую практику большевистской власти,
предвзято опровергала зарубежные исследования, объявляя их фальсификаторскими.
Господствовавший до конца 80-х годов подход к изучению государственно-церковных отношений страдал однобокостью в освещении проблемы. Однобокость подхода советских историков состояла в том, что деятельность церкви изучалась только с точки зрения исполнения или неисполнения советского законодательства, ее борьбы против установления советской власти или переориентации политической позиции. При этом недостаточно изучалась вся совокупность проблем, связанных с политической ориентацией церкви, внимание ученых привлекали лишь отдельные этапы процесса ее переориентации. Деятельность государственных органов власти по регулированию отношений с церковью оставалась вне критики, а поэтому не подвергалась серьезному научному анализу. Практически не анализировалась роль тех или иных органов советской и партийной ветвей власти по проведению государственной политики в отношении религиозных объединений, не затрагивалась тема борьбы партийных группировок по "церковным вопросам". В лучшем случае изучалась деятельность подразделений по работе с церковными организациями исключительно в советских органах власти (ВЦИК и созданные при нем комиссии, VIII отдел Наркомюста). Табу было наложено на существеннейшую сторону государственно-церковных отношений -руководство партией, прежде всего Политбюро ЦК, "церковной политикой", а также деятельность ГПУ-ОГПУ по ее проведению. Совершенно не изучены оказались особенности государственной политики по отношению к различным религиозным конфессиям.
В итоге искажались реальные факты взаимоотношения власти и церкви. Так, гонения на верующих в СССР отрицались; инициатором изъятия церковных ценностей объявлялось страдающее от голода население; отказавшееся выдавать ценности духовенство обвинялось в
нежелании помочь голодающим; церковь включалась в выстроенную схему контрреволюционного заговора; обновленчеству приписывали приспособленчество к новым условиям, а Русская православная зарубежная церковь расценивалась как оплот антисоветизма в эмиграции; скрывались данные о репрессиях духовенства.
Так же тенденциозно происходил и подбор фактического материала. В условиях ограниченного доступа к основному корпусу архивных материалов главными источниками исследований стали работы идеологов партии, законодательные акты, постановления высших органов советской власти и только отдельные "избранные" решения партийных органов. В результате фундаментальная проблема взаимоотношения власти и церкви в указанный период при обилии разнообразной литературы оставалась одной из самых неизученных в исторической науке.
Преодолеть недостатки предшественников, значительно расширить источниковедческую базу, сломать стереотипы "партийного подхода", найти новые методы исследования и выстроить принципиально иную концепцию истории взаимоотношений советской власти и церкви пытаются исследователи последних лет. Новый подход к освоению отечественной истории и открытие практически новой источниковедческой базы, совершенно иной по сравнению с той, на которой строилась историография истории советского периода, позволили исследователям не только существенно раздвинуть границы в постановке проблем, вопросов в рамках темы вообще и углубить ее отдельные аспекты, но и практически открыть новую страницу в истории государства и церкви. Введение в научный оборот новых архивных источников стало важной чертой историографического процесса последнего десятилетия и залогом активизации исторических исследований.
В силу обширности и многоаспектности историографического наследия проблемы взаимоотношений власти и церкви автор диссертации решил посвятить его анализу специальную главу.
Теоретико-методологической основой и методами исследования диссертационной работы являются принцип историзма, системный и комплексный анализ явлений, на которых строится изучение сущностных характеристик и этапов эволюции политики ЦК РКП(б) по отношению к религии и церкви в обозначенный хронологический период. Методологическая база исследования основывается на обновленных в последние годы научных взглядах историков по проблемам отечественной истории и новых подходах российских религиоведов к истории церкви, их выводах по проблеме взаимоотношений власти и церкви. Сочетание исторического и религиоведческого подходов создает условие для более глубокого исследования проблемы. Метод историзма дает возможность проследить, на каком фундаменте базируется определенный этап эволюции политики партии в отношении церкви и какую роль в отношениях власти и церкви играли общие социально-политические факторы. Религиоведческий подход способствует более четкому определению места и специфики отношений власти и церкви в контексте общественного развития, их взаимодействия с другими сферами социально-политической жизни.
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней представлена целостная картина отношений руководства РКП(б) и церкви в 1922-1925 гг. Для этого диссертантом исследуется политика высших органов партийной власти, прежде всего Политбюро ЦК, по отношению к церкви и рассматривается практика осуществления ее органами ГПУ-ОГПУ. Постановка проблемы руководства Политбюро ЦК "церковной политикой" и деятельности ГПУ-ОГПУ по ее реализации, без чего невозможно понять ключевое звено политики большевиков, вплоть до последнего времени была неосуществима в силу
недоступности основного комплекса материалов. Значительная часть этих принципиально важных документов и, в особенности, материалов ГПУ-ОГПУ впервые вводятся автором диссертации в научный оборот.
На основе новых архивных источников диссертант впервые проследил реализацию основных нап