автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Изразцы Казани конца XVI - XIX веков
Полный текст автореферата диссертации по теме "Изразцы Казани конца XVI - XIX веков"
На правах рукописи
Зубарева Марина Михайловна ИЗРАЗЦЫ КАЗАНИ КОНЦА XVI - XIX ВЕКОВ
Специальность 07.00.06 - Археология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
3 О МАП 2013
Казань 2013
005060618
005060618
Работа выполнена на кафедре археологии и этнографии
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Научный руководитель: Валиулина Светлана Игоревна
кандидат исторических наук, доцент (Казань)
Официальные оппоненты: Беляев Леонид Андреевич
доктор исторических наук, профессор, заведующий сектором археологии г. Москвы Института археологии РАН (Москва)
Набнуллнн Наиль Гатиатуллович
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Национального центра археологических исследований Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (Казань)
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» (Йошкар-Ола)
Защита состоится 14 июня 2013 года в 12 часов на заседании Диссертационного совета Д 022.002.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Институте истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420014, Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, 5-й подъезд.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Института истории им. Ш. Марджани АН РТ: http://www.tataroved.ru
Автореферат разослан « и » ЫЛ-ОсЛ_2013 года.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат исторических наук, доцент
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Изразцы, относящиеся к числу массовых находок, встречающихся при раскопках Казани до настоящего времени не были предметом специального изучения. В результате обширные коллекции изразцов, полученные в ходе археологического изучения Казани, до сих пор не введены в научный оборот. Изразцы как категория культуры являются важным историко-культурным источником, представляющим динамичную, развивающуюся систему, зависящую от многих факторов: мировоззрения, быта, экономики, социальной стратификации общества и др. Изразец является памятником как в комплексе печи или архитектурного панно, так и отдельно от какого-либо комплекса.
Изразцы придают архитектуре живость, динамичность, нарядность, подчеркивают необходимые конструктивные элементы, а самому декору обеспечивают долговечность и свободу пластического выражения, благодаря податливости глины. В интерьере изразцы кроме эстетических функций несут утилитарную нагрузку. Их конструкция, позволяющая сохранять тепло печи на долгое время и равномерно распределять его по всему объему помещения, гармонично соединяется с декоративными функциями. Зачастую именно наружное покрытие печи в виде поливных изразцов позволяет содержать отопительную систему здания в чистоте и не допускает попадания вредных веществ (угарного газа и сажи) в помещение. Реконструкция комплексов разрушенных печей, относящихся к различным историческим периодам и различным стилям искусства, позволит представить бытовые реалии жителей Казани ХУ Г-Х1Х вв. и их особенности.
Археологические изыскания в Казани позволили накопить обширный комплекс знаний по истории материальной культуры города. Некоторые находки были опубликованы только частично. Изразцы одна из наименее изученных археологических категорий в Казани. Неразработанность темы, с одной стороны, и большой объем информации, который содержат в себе изразцы, с другой, дают возможность использовать этот исторический источник для решения конкретных вопросов истории Казани конца XVI - XIX вв.
Объектом изучения являются история и культура Казани конца XVI - XIX вв. Керамическое производство города и его особенности. Предмет исследования - изразцы Казани.
Хронологические границы исследования. Нижняя хронологическая граница обусловлена появлением изразцов в Российском государстве в конце XVI в. К этому времени Казань уже в течение нескольких десятилетий являлась военным и культурным опорным пунктом России на восточной ее окраине. Таким образом, город застал самое появление изразцов. Известно, что в значительно удаленных от столицы городах, новшества появлялись с некоторым запозданием. Первыми зданиями, в которых устанавливали нарядные изразцовые печи стали теплые церкви и дома знатных богатых людей, такие как, государев двор, боярские деревянные хоромины и каменные палаты.
Верхняя граница - конец XIX в., определена началом бытования изразцов, изготовленных на заводах при помощи машин. В силу различных обстоятельств, таких как совершенствование отопительной системы и развитие технологий в строительном деле, изразцы перестали быть необходимым атрибутом жилища и постепенно стали предметом роскоши и способом художественного самовыражения.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования -дать развернутую характеристику изразцов Казани - составной части городской культуры конца XVI - XIX вв. как исторический источник.
Ее достижение потребовало решения следующих задач:
1) представить историографию изразцов России и в частности изразцов Казани;
2) осуществить систематизацию и дать типологию изразцов Казани.
3) показать динамику развития изразцов Казани в исторической перспективе и место города в системе изразцового искусства России XVI-XIX вв.
Методика исследования. В качестве основных методов исследования были использованы: сравнительно-исторический, типологический, стратиграфический и историко-системный.
Сравнительно-исторический метод. Применяется для сравнения казанских изразцов с изразцами других городов и памятников для выявления прямых или косвенных аналогий, принадлежности к той или иной школе (мастерской). Метод позволяет проследить тенденции в бытовании изразцов в Казани.
Типологический метод необходим для систематизации изразцов Казани, на основе морфологических, декоративных и технологических признаков.
Следующим по значимости в работе является стратиграфический метод, для определения относительной хронологии сооружений и находок в зависимости от их залегания в культурном слое. Из-за утраты большого объема информации о памятниках истории и архитектуры, а также архивных источников по истории Казани (утрачены в основном в пожарах) при помощи стратиграфического метода восстанавливаются некоторые факты истории города.
Историко-системный метод позволил соединить данные археологии, информацию самих изразцов и письменных источников воедино, представить изразцы как историко-культурный источник.
Характеристика источника. Подробная история изучения археологических исследований Казани опубликована в работах А.Х. Ха-ликова1, Ф.Ш. Хузина2 и А.Г. Ситдикова3. Это избавляет от необходимости ее изложения в данном разделе.
Количество изразцов, обнаруженных раскопками, обусловлено характером памятника. Наибольшая концентрация изразцов наблюдается на территории теплых храмов и домов зажиточных слоев населения города в первую очередь на территории кремля, и в гораздо меньшем количестве на территории посадов. Общее число составило 2709 фрагментов и целых изразцов, они распределяются следующим образом: примерно 63% найдены в Казанском кремле; 37% - в Казани за пределами кремля (в посадах). Археологические находки сильно фрагментированы и, кроме того, из них зачастую невозможно сложить целый изразец, они являются фрагментами разных изделий. Это связано с выборочным отбором материала для коллекции, особенно в 1990-е гг. Основой исследования явилась коллекция изразцов Института истории АН РТ им. Ш. Марджани, собрания изразцов Государственного музея изобразительных искусств РТ (ГМИИ РТ) и Археологического музея КФУ послужили дополнением.
1 Халиков А.Х. История археологического изучения г. Казани / А.Х. Халиков // Средневековые археологические памятники Татарии. - Казань, 1983. -С. 111-138.
2 Древняя Казань глазами современников и историков / Сост. и авт. коммент. Ф.Ш. Хузин, А.Г. Ситдиков. - Казань: Фест, 1996. - 444 е.; Хузин Ф.Ш. Средневековая Казань / Ф.Ш. Хузин. - Казань: Татакнигоиздат, 2004.
3 Ситдиков А.Г. Казанский кремль: историко-археологическое исследование / А.Г. Ситдиков. - Казань, 2006. - 188 е.; Ситдикова А.Г. Археологическое изучение Казани / А.Г. Ситдиков // Историко-археологические исследования Поволжья и Урала. Материалы III Хапиковских чтений. - Казань, 2006. -С. 313-358.
В работе использованы материалы раскопок А.Х. Халикова, JI.C. Шавохина, Ф.Ш. Хузина, А.Г. Ситдикова, Р.Ф. Шарифуллина, Н.Г. Набиуллина, А.Г. Мухамадиева, A.M. Губайдуллина, A.C. Старкова, П.Н. Старостина, С.И. Валиулиной, P.P. Валиева, Е.А. Бего-ватова, Ф.А. Ахметгалина, Э.И. Карпова и др.4 Особое значение приобретают отчеты экспедиционных исследований, как отдельный вид источника. Они обеспечивают археологический контекст и полноценное использование стратиграфического метода. Кроме археологических находок для полноты картины объектом нашего внимания явились сохранившиеся в интерьерах изразцовые печи. С разрушением и перестройкой особняков, была утрачена большая часть печей и на данный момент, не многочисленно, но достаточно ярко печи начала XX в. представлены в музеях города: ГМИИ РТ (дом генерала А.П. Сандецкого, ул. К. Маркса, 64), музее Ульяновых (ул. Ульянова-Ленина, 58); в доме по ул. Островского, 15, в Доме союза архитекторов РТ (ул. Горького, д. 19) и др.
В качестве дополнительных источников использованы коллекции изразцов Свияжска в Археологическом музее Казанского университета и фонды Свияжского архитектурно-художественного музея. Автор принимала участие в археологических исследованиях на о. Свияжск в 2005 г. и в археологической экспедиции РАН в Ново-Иерусалимском монастыре, г. Истра в качестве лаборанта-исследователя камеральной обработки. Кроме того, способствовала расширению возможностей выявления аналогий казанским изразцам в продукции западных школ работа в библиотеке и фондах музея АН Белоруссии, в фондах: археологического музея Белорусского государственного университета, историко-культурного музея заповедника «Заславль», археологического музея Белорусского государственного института культуры и искусств, Музея этнографии и искусства в АН Белоруссии и Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, а также в Национальной библиотеке Беларуси и библиотеке Института истории Национальной АН Беларуси.
Основные положения, выносимые на защиту: 1. Впервые специально изучены изразцы Казани всех периодов, т.е. конца XVI - конца XIX вв., не затрагивая заводское производство и импортную продукцию XX в. (возможно, этот вопрос явится продолжением данного исследования в будущем).
4 Благодарю руководителей археологических исследований за возможность работы с материалами.
2. Выявлен комплекс - изразцы с библейским сюжетом (XVII в.), находящий аналогии только среди продукции зарубежных мастерских: Белоруссии, Литвы, Люксембурга, Бельгии и Голландии. Этот факт свидетельствует о непосредственных производственных контактах казанских заказчиков с западными мастерскими, минуя Москву или другие производственные центры.
3. По ряду конструктивных и декоративных признаков можно предположить, что существовало в Казани производство изразцов не только в XIX в., но и в ХУ1-ХУШ вв. Обнаруженная в слоях XVI в. Н.Ф. Калининым керамическая форма для изготовления изразцов , позволяет предположить, что изразцы уже в тот период изготавливались в Казани.
4. Благодаря выявлению аналогий среди казанских изразцов второй половины XVII - первой половины XVIII в. продукции мастерских Москвы, Балахны и Соликамска можно заключить, что в Казань производились поставки готовых изделий, а также могло иметь место ученичество казанских гончаров изразцовому производству в указанных городах.
5. В конце XVII - первой половине XVIII в., в период расцвета применения изразцов в Казани, выявлено их использование не только в центральной части города, но и жителями казанских слобод, в том числе и представителями татарского богатого купечества, в жилых домах, и в мечетях. Это является свидетельством формирования единой городской культуры Казани в XVIII в.
6. В первой трети XVIII в. выявлены наиболее интенсивные связи Казани с московскими мастерскими, в частности, на это указывает наличие белоглиняных изразцов мастерской Ново-Иерусалимского монастыря на территории архиерейского двора и строительство Петропавловского собора и украшение его фасадными изразцами московскими строителями.
Новизна и научная значимость диссертации заключается в том, что она является первым комплексным исследованием изразцов Казани. В работе представлена систематизация обширной коллекции изразцов, охватывающих значительный временной промежуток с конца XVI в. до конца ХЕХ в. Она позволила выявить как характерные особенности казанских изразцов, так и общие для России тен-
5 Калинин Н.Ф. История Казани с древнейших времен до XVII века. Рукопись докторской диссертации // Архив ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова Ф.8. Оп. 1, ед. хр. 204, л. 139-140.
денции в их развитии. Впервые в научный оборот вводится новый для Казани массовый археологический и историко-культурный источник, расширив, таким образом, границы географии изученности изразцов России.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы для разработки, организации и проведения мероприятий, направленных на создание новых музейных экспозиций, в создании учебников, учебных пособий по истории и культуре города, краеведческой работе. Кроме того, выводы диссертации могут помочь при составлении каталогов, баз данных, атрибуции предметов, в реставрационной практике и при создании исторических реконструкций.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования опубликованы в серии статей, а также изложены в докладах на международных, всероссийских, региональных и других научных конференциях в 2007-2011 гг.: в Твери на II Всероссийской (с международным участием) научной конференции молодых исследователей «Границы в пространстве прошлого: социальные, культурные, идейные аспекты» в 2007 г.; в Казани выступление на круглом столе «Традиции и современность в сохранении и развитии русской культуры в Татарстане» в честь Дня славянской письменности и культуры в ГМИИ РТ в 2009 г.; на Всероссийской научной конференции «Влияние Петровской эпохи на развитие сибирских городов», Омск, 2010 г.; в Минске в Институте этнографии и искусства Белорусской академии наук в 2011 г. (доклад «Свияжск - памятник истории и культуры XVI-XX вв.»), на конференции в честь 65-летия Археологического кружка Казанского государственного университета, на итоговой конференции Казанского университета и на заседании НЦАИ Института истории им. Ш. Марджани АН РТ в 2011 г.; в Свияжске на Международном музейном форуме «Культурное наследие в современном мире: опыт, проблемы и перспективы сохранения» Казань-Болгар-Свияжск в 2011г.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений (глоссарий, таблицы, карты) и альбома иллюстраций.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы, определены объект и предмет, хронологические рамки исследования, сформулированы цели и задачи, анализируется степень изученности темы, определены методологические основы диссертации, охарактеризована источнико-вая база.
В первой главе «ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ РУССКИХ ИЗРАЗЦОВ» рассмотрена история изучения Российских изразцов и изразцов Казани в частности, а также были изучены публикации, посвященные изразцам Белоруссии, Литвы, Польши и других европейских стран и их влияние на российское изразцовое искусство, что закономерно, поскольку российские изразцовые производственные центры испытывали сильное влияние зарубежных мастеров. Историографический обзор построен в хронологическом порядке с разделением на четыре периода, что в целом соответствует этапам развития археологической и исторической науки.
§ 1. Начальный этап исследования русского изразца, как памятника истории и искусства. Первый этап, длившийся с середины XIX до начала XX в. стал временем зарождения интереса к изразцам как к произведению искусства, памятнику истории и культуры, историческому и археологическому источнику. Кроме того, началось формирование методики изучения и понятийного аппарата, поиск истоков появления изразцов в Московском государстве, повсеместная реставрация сохранившихся архитектурных изразцовых декоров, ввод в научный оборот новых находок и расширение известной географии бытования изразцов. Исследователи установили прямую связь изразцового производства с производством поливной керамики, возникшим в Древней Руси в Киеве под византийским влиянием6. Среди первых исследователей конца XIX - начала XX вв. назовем И. Сахарова ,
6 Филиппов А.В. Древнерусские изразцы ХУ-ХУП вв. / А. В. Филиппов. -М.: Изд. Всесоюз. акад. архитектуры. - 1938. - Вып. 1. - С. 12.; Макарова И.Т. Поливная керамика в Древней Руси / И.Т. Макарова. - М.: Наука. - 1972. - С. 8.
7 Сахаров И. Обозрение русской архитектуры. // Записки Отделения русской и славянской археологии Имп. Археологического общества / И. Сахаров. -СПб., 1851. Т. 1-С. 66-79.
И.Е. Забелина8, H.B. Султанова9. Была осознана необходимость выявления и сохранения изразцов и проведение их грамотной научной реставрации. Но, с началом революционных событий, подход к изучению изразцов радикально изменился в связи со сложившейся в стране ситуацией, и на некоторое время исследования и публикация изразцов были прекращены.
§ 2. Начало широкомасштабного исследования изразцов. Второй этап истории изучения изразца в России характеризуется масштабными работами исследователей с археологическими, утраченными в недавнем прошлом и с сохранившимися памятниками. Причем, археологические исследования стали основным источником пополнения коллекций всех видов изразцов (красных, муравленых, полихромных, расписных, и др.), а в первую очередь архаических видов. Были обнаружены как отдельные мастерские, так и целая Гончарная слобода Москвы.
Несмотря на колоссальные утраты изразцовых декоров, ученые смогли достичь значительных успехов в исследовании данного материала. Подход к изучению изразцов стал комплексным, они рассматривались в мировом историческом и археологическом контексте. Была разработана систематика изразцов европейской части России и как результат, были изданы обобщающие монографии. Неоценимый вклад в разработку темы внесли ученый-энциклопедист практик-керамист широкого профиля A.B. Филиппов10, М.Г. Рабинович11 -основоположник интерпретации изразцов как исторического источника в комплексе археологического материала, P.JI. Розенфельдт12 -разработчик подробной систематизации красных изразцов, послужившей основой для изучения данной группы изразцов до настоящего времени. Продолжали разрабатываться идеи и направления, заданные первыми исследователями, а также ставились новые цели, такие,
8 Забелин И.Е. Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России / И.Е. Забелин // Записки императорского археологического общества. -1855.-Т. 6.-С. 238-338.
9 Султанов Н.В. Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной / Н.В. Султанов. - СПб.: тип. Имп. Академии наук. - 1885. - № 12. -С. 369-387.
10 Филиппов A.B. Древнерусские изразцы XV-XVII вв. / А. В. Филиппов. -М., 1938. -Вып. 1.-92 с.
11 Рабинович М. Г. Московская керамика / М.Г. Рабинович // МИА. - 1949. -№12.-Т. 2.-С. 57-105.
12 Розенфельдт Р. JI. Красные московские изразцы / Р.Л. Розенфельдт // Памятники культуры: Исследования и реставрация. -М., 1961. -Т. 3. -С. 228-241.
10
как выявление еще не известных производственных изразцовых центров, усовершенствование методов реставрации др.
§ 3. Современный этап исследования изразцов. Третий этап характеризуется стремительным увеличением количества изразцов в коллекциях благодаря повсеместным широкомасштабным новостро-ечным археологическим раскопкам не только в Москве, но и по всей России. Новые археологические находки изразцов, подход к их изучению и развивающиеся технологии позволили по-другому увидеть процесс развития облицовочной керамики и ее производства, а также помогли сделать систематизацию более подробной (полной) и понятной. JI.A. Беляевым активно разрабатывается систематизация русских изразцов13. Кроме того появились исследования на основе письменных источников, позволившие персонифицировать производство изразцов XVII-XVIII вв.14 Комплексные многопрофильные исследования С.А. Маслих15, Н.И. Немцовой16, JI.A. Беляева17, С.И. Барановой18,
A.A. Мирясовой19, Ю.А. Лихтер20, Ю.Л. Щаповой21, и др. сочетаются
13 Беляев JI.A. Московские печные изразцы до начала XVIII века (Опыт археологической систематизации) // Коломенское: материалы и исследования. -М., 1993.-Вып. 5.-Ч. 1.-С. 8-22.
14 Фролов М.В. Мастера-изразечники Москвы XVII-XVIII вв. / М.В. Фролов // Методические рекомендации. - М., 1991. - 70 с.
15 Маслих С.А. Русское изразцовое искусство XV-XIX вв. = Russian ornamental tiles 15th - 19th centuries / С.А. Маслих. - 2-е изд., перераб. и доп.: науч. ред.
B.И. Балдин. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 270 с.
16 Немцова Н.И. Реконструкция изразцовых печей в доме Сапожникова в Гороховце / Н.И. Немцова И CA. -1985. - № 4. - С. 198-212.
17 Коломенское: материалы и исследования: в 2 ч. Под общ. ред. JI.A. Беляева, В.Е. Суздалева. - М„ 1993. - Вып. 5. - 299 с.
18 Баранова С.И. Новые данные о ранних видах московского керамического декора / С.И. Баранова // Московская Русь, проблемы археологии и истории архитектуры. - М., 2008. - С. 374-393.
19 Мирясова A.A. Красноглиняные изразцы Романова двора / A.A. Мирясова // Археология Романова двора: предыстория и история центра Москвы в ХП-Х1Х веках. Материалы охранных археологических исследований. - М., 2009. - Т. 12. - С. 120-129; Борзова C.B. Рельефные печные изразцы XVII - начала XVIII века: некоторые региональные особенности / C.B. Борзова, О.Н. Глазунова, Е.В. Майорова // Археология Подмосковья. - 2011. - Вып. 7. - С. 378-391.
20 Лихтер Ю.А. Опыт создания базы данных по изразцам / Ю.А. Лихтер // Коломенское: материалы и исследования: в 2 ч. Под общ. ред. Л.А.Беляева, В.Е. Суздалева.-М„ 1993.-Вып. 5. Ч. 1.-С. 42-52.
21 Щапова Ю.Л. Некоторые наблюдения над технологией изготовления изразцов / Ю.Л. Щапова Н Коломенское: материалы и исследования: в 2 ч.
11
и дополняются узкоспециальными по археологии, архитектуре, реставрации, музейному делу и др.22
§ 4. История изучения казанских изразцов и характеристика источника.
В Казани в дореволюционное время археологических раскопок на территории кремля не производилось. С середины 1920-х до конца 1950-х гг. началось активное привлечение в изучении истории Казани археологического материала. Начало систематических археологических раскопок Казани и Казанского кремля связано с работой основоположника казанской школы археологии Н.Ф. Калинина. Именно Николай Филиппович впервые обратил внимание на казанские изразцы, как археологический источник. Следующий этап развития археологии Казани связан с исследованиями А.Х. Халикова с 1960-х гг. до 1988 г. В указанный период материалы археологических исследований приобретают значение основного источника новых сведений о прошлом кремля. Современный этап начинается с 1994 г. и продолжается по сей день. Он связан с созданием по указу Президента РТ Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский кремль», приступившего к планомерным реставрационным работам, сопровождающимся археологическими раскопками в основном охрано-спасательного характера23.
История изучения изразцов России показывает, что изразцы Казани привлекали внимание исследователей со второй половины XIX в.24
Под общ. ред. Л.А. Беляева, В.Е. Суздалева. - М., 1993. - Вып. 5. Ч. 1 -С. 22-29.
Французова И.Г. Изготовление изразцов для реставрации керамического декора памятников архитектуры / И.Г. Французова // Методические рекомендации. - М.: Росреставрация, 1990. - 47 е.; Сергеёнко И.И. Об изразцах с «иероглифическими фигурами», эмблематами и о московском мастере Яне Флегнере / И.И. Сергеёнко // Коломенское: материалы и исследования : в 2 ч. Под общ. ред. Л.А. Беляева, В.Е. Суздалева. - М., 1993. - Вып. 5. Ч. 1. - С. 52-70.; Бусева-Давыдова И.Л. Проблемы стиля и метода в русской архитектуре / И.Л. Бусева-Давыдова // Архитектурное наследство. Проблемы стиля и метода в русской архитектуре - Российская Академия архитектуры и строительных наук. НИИ теории архитектуры и градостроительства; под ред. Н.Ф. Гуляницкого - М.: Ст|)ойиздат, 1995. - Вып. 38. - С. 38^9.
Ситдиков А.Г. Казанский кремль: историко-археологическое исследование / А.Г. Ситдиков. - Казань, 2006. - С. 8.
Султанов Н.В. Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной, издаваемые по высочайшему соизволению А. Прохоровым / Н.В. Султанов. - СПб.: тип. Имп. Академии наук. -1885. - № 12. - С. 369-387.
12
К данному вопросу обращались Н.В. Султанов, P.JI. Розенфельдт, Н.В. Воронов и И.Г. Сахарова.
Кроме того, кратко касались изразцов работы обобщающего характера25. Однако, богатое изразцовое убранство интерьеров и фасадов Казани, как и других городов Казанского Поволжья, заслуживают специального исследования. Необходимость такой работы была осознана уже несколько десятилетий назад и осуществлена в данной диссертации.
Глава вторая «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ КАЗАНСКИХ ИЗРАЗЦОВ». Из имеющихся 2709 экземпляров, систематизации поддаются 2051 изразцов, из них 145 делятся по группам, но не по видам. Невозможно выделить признаки деления у 658 фрагментов изразцов и строительной керамики (черепицы и различных деталей конструкции печи). В это число вошли 367 фрагментов изразцов, 51 фрагмент поливной черепицы и 240 фрагментов румп или сильно ошлакованных изразцов (сильно деформированных деталей с пережжённой поливой, поменявшей свой первоначальный цвет). Такие дефекты свидетельствуют о том, что изразец побывал в пожаре. Признаков производственного брака среди имеющихся изразцов не обнаружено.
Из всех изразцов выделяется 64 вида. Из них 34 видам не найдено аналогий, в связи с чем, учитывая все особенности их конструкции и декора, данные виды предположительно можно отнести к изразцам местного производства. В пределах города все изразцы распределяются следующим образом: примерно две трети найдены в Казанском Кремле; одна треть - в Казани за пределами кремля (в посадах).
§ 1. Принципы систематизации. За основу систематизации изразцов Казани был взят морфологический принцип, кроме того значимыми являются хронологический и технологический принципы, позволяющие разграничить во времени изразцы со схожими морфологическими признаками, обратившись к технологии изготовления изразца. В составлении данной типологии использован принцип и видение JI.A. Беляева, разработавшего типологию московских израз-
25 Ситдиков А.Г. Казанский кремль: историко-археологическое исследование / А.Г. Ситдиков. - Казань, 2006. - С. 102, рис. 43 ,70, 155.
26 Воронов Н.В. О датировке и распространении некоторых видов московских изразцов / Н.В. Воронов, И.Г.Сахарова // МИА. - 1955. - №44. -С.77-115.
цов . Эта система представлена в виде статистической таблицы. Она ориентирована на печной изразец, поскольку большинство находок -отдельные изразцы. Схема описания объединяет практически все виды изразцов, встречающихся в слоях до середины ХЕХ в. (время появления фабричного печного кафеля). При этом типология развернута только относительно изразцов XVII - начала XVIII вв., все более поздние свернуты в последние три графы, но могут быть легко извлечены и раскрыты с помощью введения дополнительных внутренних признаков, характеризующих оформление поверхности изразцов середины XVIII-XIX в. (цвет, узор и т.п.). Практически все изразцы XVII в. рельефные. Большая часть изразцов XVIII в., имеют плоскую лицевую поверхность, расписанную по белой эмали. Грань между этими двумя большими общностями изразцов как бы оформлена особым переходным вариантом — попыткой сращивания двух традиций: русской и западной, создания гибрида расписного (плоского) и поливного (рельефного) изразца. Эта промежуточная группа - единственная, не укладывающаяся в выбранное деление, но в то же время выявляющая принципиальное различие его частей. Эту группу изразцов называли по-разному, но по ряду причин Л.А. Беляев предложил назвать ее «рельефные с выпуклым медальоном», либо «рельефные с расписным медальоном»28.
На основе этой типологии с учетом местных особенностей была составлена типология казанских изразцов. По характеру поверхности все изразцы Казани делятся на три типа: рельефные, плоские, и переходный (от первого ко второму) тип изразцов - рельефные с росписью как на плоских изразцах.
Каждый тип изразцов делится на группы. Рельефные изразцы делятся на две группы: поливные и неполивные (покрытые стекловидной поливой или нет). Плоские разделяются на две группы: расписные и нерасписные (изразцы с плоской лицевой пластиной покрыты слоем поливы и поверх нее могли как расписываться, так и оставаться монохромными). Внутри типа рельефных изразцов с росписью как на плоских, минуя деление на группы, сразу выделяется три вида.
В отдельных группах выделяются многочисленные виды, основой деления на виды служит орнамент лицевой пластины и принадлеж-
27 Беляев Л.А. Московские печные изразцы до начала XVIII века (Опыт археологической систематизации) // Коломенское: материалы и исследования. -М„ 1993.-Вып. 5. -Ч. 1,-С. 8-22.
28 Беляев Л.А. Указ. соч. - С. 14.
ность к одному из трех типов наборов печи, выделенных Н.И. Немцовой29. Стоит отметить ряд различий. Казанский материал представлен гораздо меньшим количеством видов, в отличие от московского. Термин «рельефные с выпуклым медальоном» относительно переходного типа в отличие от московского на примере казанского материала, не отражает всего положения дела. В Казани, кроме рельефных изразцов с расписным медальоном, представлены изразцы без медальона, но в то же время они рельефные и содержат роспись. В связи с этим, рассматриваемый вид изразцов в Казани получил название «рельефно-расписные», как более подходящее для его описания.
Одним из основных принципов деления изразцов внутри группы стали состав формовочной массы изразца и орнамент лицевой пластины.
§ 2. Рельефные неполивные замкнутые архаические изразцы.
В параграфе рассмотрены красные изразцы, как архаические с растительным орнаментом, изображением животных и сюжетными батальными сценами, так и развитые изразцы, отличающиеся от архаических наличием подписи к изображенной сцене. Вид изразцов с сюжетной линией «Бова», фигуры людей стали изображать крупнее, рельеф стал более высоким, изображения более реалистичными. Таким образом, в Казани обнаружены распространенные на Руси иллюстрации к популярным в ХУ1-ХУН вв. литературным произведениям «Александрия» и «Бова Королевич». Два других вида изразцов: в стиле маньеризм и комплекс с библейскими сюжетами не нашли аналогий среди российских изразцов, они в своем роде уникальны. Все рассмотренные в параграфе виды изразцов относятся к готическому набору печи. Письменных источников, содержащих какую-либо информацию об изразцах конца XVI - XVII вв. в Казани не сохранилось. Кроме того, датировка этих видов с помощью стратиграфического метода не возможна в силу нарушенное™ слоев, в данном случае находки датированы по аналогиям с московскими изразцами.
§ 3. Рельефные неполивные и рельефные поливные полихром-ные замкнутые развитые изразцы. Эта группа изразцов, появившихся в XVII в. - следующая ступень развития конструкции изразцовой печи - печи ренессансного типа. Изразцы для нее в отличие от рельефных неполивных замкнутых архаических (красных) изготавливали без контурной рамки, изображение на лицевой пластине сначала
29 Немцова Н.И. Исследование и реставрация русских изразцовых печей ХУП-ХУШ веков. / Н.И. Немцова. -М., 1989. - 35 с.
15
не распространялось за ее пределы (замкнутые развитые). По сравнению с ранними изразцами с квадратной лицевой пластиной, новшеством стала прямоугольная форма лицевой пластины изразца. Хронологическая граница между поливными и неполивными изразцами данной группы условна, поскольку изразцы с одним и тем же орнаментом могли бытовать в одно и то же время, как в поливном (полихромные или муравленые), так и неполивном вариантах. Самыми распространенными орнаментами стали вазы с растительным орнаментом, птицы с растительным орнаментом и отдельно растительный орнамент. Образцы данной группы датируются последней третью XVII - началом XVIII в. В параграфе подробно описан комплекс печи, обнаруженный археологическими раскопками на территории бывшего Троице-Сергиева монастыря в кремле (начало XVIII в. - 1780-е гг.).
§ 4. Рельефные неполивные и рельефные поливные полихромные ковровые изразцы. Изразцы этой группы отличаются от рельефных неполивных и рельефных поливных полихромных замкнутых способом украшение зеркала печи. Каждый отдельно взятый изразец данной группы является частью раппорта одного изображения, покрывающего всю поверхность печи, а не замкнуто в одном изразце. Как и изделия предыдущей группы являются набором ренессансного типа печи. Хронологическая граница между поливными и неполивными изразцами данной группы условна, поскольку изразцы с одним и тем же орнаментом могли бытовать в одно и то же время, как в поливном (полихромные или муравленые), так и неполивном вариантах, как и изразцы предыдущей группы.
Среди декоров изразцов данной группы имеется множество разновидностей сюжетов с вазами, птицами и растительным орнаментом. Разнообразнее и ярче среди всех остальных групп представлены печные комплексы: печной набор с орнаментом в виде ваз с колокольчиками с территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря; печные наборы с территории главного здания Казанского университета с орнаментом в виде вазы, окруженной угловатым растительным орнаментом и комплекс с восточными мотивами; печной набор с орнаментом в виде птиц в рамке с секировидными элементами растительного орнамента из дома по ул. Нагорная, д. 33; комплекс с орнаментом в виде маленьких птиц, сидящих на малине, обнаруженный на территории бывшей Суконной слободы по ул. Свердлова, на месте строительства линии метро; комплекс печи с орнаментом в виде орлов и звездочек с территории бывшего Троице-Сергиева монастыря;
печной набор с оригинальным казанским стилизованным растительным орнаментом, чаще всего встречался в раскопах на территории архиерейского двора, Спасо-Преображенского и Троице-Сергиева монастырей, причем как в неполивном, так и в поливном вариантах; печной набор Благовещенского собора отнесен к данной группе из-за декора в виде вазы с растительным орнаментом, хотя датируется он по письменным источниками 1841-1875 гг., это может расцениваться как рецепция сюжетной традиции. Хронологические рамки данной группы, не считая комплекса печей Благовещенского собора, значительно шире, чем у изразцов предыдущей группы — конец XVII - конец XVIII в.
§ 5. Рельефно-расписные изразцы. Это переходный тип изразцов от рельефных к плоским. Он является исключительно российским явлением, возникшим в период внезапного изменения техники и художественных особенностей изразцов для решения поставленной Петром I задачи освоения и внедрения вместо пестрых орнаментальных изразцов - сюжетных гладких расписных на «галанский манир»30. Рельефно-расписные изразцы представляют собой переходный этап от рельефных к плоским расписным. Этот тип был наиболее характерен для провинции. Как и изразцы предыдущей группы, они являются набором ренессансного типа печи. Они украшены рельефом, покрыты цветными эмалями и расписаны. Чаще всего встречается вариант декора с плоским медальоном по центру, рельефной декоративной рамкой и синей росписью по гладкому полю изразца и медальону. Данный тип делится на две группы: рельефно-расписные изразцы с синей росписью и рельефно-расписные изразцы с коричневой росписью. В свою очередь рельефно-расписные изразцы с синей росписью делятся на два вида: замкнутые и ковровые. В Казани этот переходный тип получил широчайшее распространение с первой половины до конца XVIII в.
§ 6. Плоские расписные изразцы ХУШ-Х1Х вв. Принципиально новый тип изразцов появился в России с преобразованиями Петра Великого в начале XVIII в. В России начали строить самый сложный и разнообразный в своих видах тип печи - барочный. Он отличается от остальных наборов обилием деталей различных форм. На смену
30 Воронов Н.В. Русские изразцы XVIII века / Н.В. Воронов // Памятники культуры. Исследования и реставрация. - М., 1960. — Вып. 2. - С. 193-194.
рельефа пришла роспись по гладкой поверхности31. В начале XVIII в. первыми стали изготавливать двуцветные изразцы с бело-синей росписью, затем двуцветные с зелено-коричневой и уже потом поли-хромные (зеленый, белый, синий, коричневый, желтый). В самом начале XIX в. появились изразцы с минимумом синей росписи по белому фону.
Среди находок представлены следующие комплексы: работы мастерской Ново-Иерусалимского монастыря в Истре32 - флегнеровская роспись из дома архиепископа в кремле; два комплекса печей с территории главного здания Казанского университета - с орнаментом в виде синих лилий на плоском белом фоне и набор печи с синей и сине-зеленой росписью и повторяющейся деталью орнамента в виде ангелочков и ромашек; комплекс изразцов с орнаментом в виде синего вазона в богатой рамке с территории жилых домов (ул. Г. Тукая и ул. Сафьяна и др.) и мечетях в Старо-Татарской слободе.
§ 7. Плоские не расписные изразцы XIX в. Количество находок изразцов указанного периода не велико, вероятно, этому есть причины, такие как специфика проведения археологических раскопок в городе со значительными нарушениями целостности культурных напластований и малый интерес к слоям XIX в. Во второй половине XIX в. фабричное производство изразцов сделало их дешёвыми и доступными широкому кругу потребителей из менее обеспеченных слоев населения. Эти изразцы отличаются от описанных выше, отсутствием богатого рельефа и росписи, чаще всего они плоские с белой эмалью или даже не покрыты глазурью.
Архитектурные изразцы. В систематизации отдельным типом выделены архитектурные изразцы. К нему мы относим изделия, предназначенные для декорирования только фасадов зданий, они значительно отличаются от печных. Несмотря на то, что печные изразцы довольно часто использовали в декорации фасадов, архитектурные (фасадные) изразцы для печей не использовали в силу их больших размеров. Во многих городах России, таких, как Москва, Ярославль, Ростов и др., ярко представлены архитектурные изразцовые декоры. В Казани же в настоящее время известно всего две разновидности ар-
31 Немцова Н.И. Исследование и реставрация русских изразцовых печей XVn-XVIH веков / Н.И. Немцова. - М„ 1989. - С. 7.
32 Маслих С.А. Русское изразцовое искусство XV-XIX вв. = Russian ornamental tiles 15ft - 19й centuries / С.А. Маслих. — 2-е изд., перераб. и доп.: науч. ред. В.И. Балдин. -М.: Изобразительное искусство, 1983. -Ил. 210.
хитектурного изразцового декора: сохранившиеся на соборе Петра и Павла изразцовые квадратные вставки с изображением плодов, цветов и листьев, и фрагменты декоративного панно со стилизованным растительным орнаментом.
В различных центрах производства конструкция изразца имела свои характерные особенности. В общероссийской традиции румпа изразца со временем трансформировалась, приобретая все более сложную форму, отступая от края, на ней появились отверстия. Независимо от времени, румпа казанских изразцов оставалась коробчатой без закраин и отверстий. Это один из самых характерных признаков казанских изразцов. Печи, сложенные из красных изразцов с аналогичной коробчатой румпой отличались своей хрупкостью, обусловленной отсутствием перевязки швов на углах печи. Очевидно, что не надежная конструкция печи не могла бытовать на протяжении двух веков. Поскольку они отличаются от других изразцов второй половины XVII - начала ХЕХ в., в том числе, и своей румпой, остается не решенным вопрос о способе крепления такого вида изразца в печи.
Тесто изразцов, найденных и изготовленных в Казани приготовлено из красножгущихся глин с примесью шамота и мелкого песка, что в некоторой степени является признаком, отличающим изразцы местного производства от привозных, в которых примеси были гораздо крупнее. Необходимо отметить, что этот признак является показательным, но не точным, так как состав теста изразцов, изготовленных в мастерских, значительно удаленных друг от друга географически, мог быть схожим. Кроме конструкции и состава глиняного теста, отличительной чертой казанских изразцов от всех остальных стал орнамент на лицевой пластине, поддерживая общероссийские традиции декорирования лицевой пластины, мастера изготовили для казанских заказчиков оригинальные сюжеты. Среди находок изразцов в Казани четко выделяется продукция известных изразцовых школ, таких как балахнинская, московская, соликамская и др.
Таким образом, достоверно можно заключить, что в Казани представлены все характерные для России виды изразцов. Кроме того, в Казани были обнаружены изразцы, вероятнее всего, изготовленные западными мастерами. Немногочисленно, но достаточно ярко представлены все разновидности красных изразцов конца XVI - первой половины XVII в. Большого расцвета применение изразцов в Казани достигло в конце XVII - первой половине XVIII в. Находок, относя-
щихся ко второй половине XVIII в. гораздо меньше, в еще меньшем количестве обнаружены раскопками изразцы XIX в.
Глава третья. «ИЗРАЗЦЫ КАЗАНИ В ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ ИЗРАЗЦОВОГО ИСКУССТВА».
§ 1. Начальный период истории изразцов в Казани (конец XVI - первая половина XVII в.). Первые в России печные изразцы в Казани выразительны, среди находок их 10,7% (от общего числа). Появились они в Казани в конце XVI в. Следом совсем немного и только в доме архиепископа бытовали муравленые изразцы, такие популярные в Москве, но не получившие распространения в Казани. В середине XVII в. появились неполивные изразцы для печей ренессансного типа. Отличающиеся от работ изразцов известных мастерских русских городов, они отмечены необычным орнаментом и имели особую конструкцию. Вариантов декора бытовало очень много. Самыми популярными были изображения с вазами, затем и с растительным узором. Возможно, только в конце XVII в. стали появляться полихром-ные печи. Памятниками с самыми яркими комплексами этого периода являются дом архиепископа, Спасо-Преображенский и Троице-Сергиев монастыри.
§ 2. Изразцы Казани второй половины XVII - первой половины XVIII в. К данному периоду относится самое большое количество находок - 37,5%, из них 5% приходятся на вторую половину XVII в., 17,5% на рубеж XVII-XVIII вв. и 15% на первую половину XVIII столетия. Первая треть XVIII в. стала расцветом производства изразцов, отнесенных нами, согласно их конструктивным и декоративным особенностям, к местному производству. Мастера создавали разнообразные вариации распространенных в России орнаментов с изображением ваз, птиц и др. Для середины столетия характерно использование рельефно-расписных изразцов местного производства со стандартным для всей страны орнаментом. Поддержка казанского митрополита Тихона и местного купечества Петром I нашли выражение в строительстве столичными мастерами Петропавловского собора и в появлении дорогих изразцов, выполненных на голландский манер в архиерейском доме, в период, когда его финансовое положение не было благоприятным. Среди находок изразцы первой половины XVIII в. в большей степени относятся к постройкам архиерейского двора, Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Преображенского монастыря и домов знати.
§ 3. Изразцы второй половины XVIII - XIX в. составили 22% находок. Для середины XVIII столетия было характерно использование рельефно-расписных изразцов, возможно местного казанского производства, со стандартным для всей страны орнаментом. К концу века все больше стали популярны привозные гладкие расписные изразцы, но в раскопах фрагменты таких изделий встречаются сравнительно редко. Во второй половине столетия изразцы использовались жителями посадов в большей степени, чем кремля. В ХЕХ в. устанавливались печи со стандартной для всей страны декорацией лицевой пластины. Поздние изразцы очень редко встречаются в раскопах и являются подтверждением использования изделий местного заводского производства согласно письменным источникам и клейму на изразцах.
На данный момент самыми богатыми на изразцы являются памятники Казанского кремля: территории бывшего архиерейского дома, территория бывшего Троице-Сергиева монастыря, территория бывшего Спасо-Преображенского монастыря, двор Губернаторского дома, где находились дворы дворян, детей боярских и др. и дворы у восточного склона кремля. В городе особого внимания заслуживает территория главного здания Казанского университета, находки остальных объектов представлены достаточно скромно: ул. Профсоюзная, д. 42; ул. Лобачевского, д. 12; ул. Свердлова (бывшая ул. Георгиевская, Кирпичная слобода); ул. Нагорная, д. 33 (частный дом); ул. Московская, д. 27-29; территория Казанского Богородицко-го монастыря; пересечение ул. Г. Тукая и ул. Сафьяна (дома Апанае-вых); ул. Островского, д. 27-29.
На примере дома Апанаевых, Апанаевской мечети и мечети Марджани, проиллюстрировано применение изразцов и жителями Татарской слободы. Не известно, когда татарские жители города начали применять изразцы, характерные для русских печей, но достоверно известно, что они их использовали в жилых и общественных сооружениях.
Самое большое влияние на изразцы Казани оказала гончарная школа Москвы. Сначала поставками готовых изделий, а затем, возможно передачей опыта и традиций их изготовления от мастера мастеру. Большое количество аналогий с изразцами Балахны Нижегородской области, может быть объяснено тем, что изразцы покупались на Нижегородской ярмарке. Не исключено, что в Казань привозились работы мастеров из-за Польско-Литовского рубежа, поскольку изразцам с библейскими сюжетами и изразцам в стиле маньеризм не было
найдено ни одной аналогии в России. В пользу этого довода выступает наличие сюжета со сложносоставными листьями в вазе с 8-об-разными ручками.
К настоящему времени не обнаружено ни одной мастерской, не сохранилось письменных источников раньше середины XIX в., свидетельствующих о производстве изразцов в Казани. Это объясняется спецификой археологической изученности Казани, плотной застройкой, ограничивающей площади для изучения, в связи с чем район расположения гончарной слободы на данный момент остается археологически не выявленным. На данный момент нельзя достоверно утверждать, что в Казани производились изразцы, однако, автор предполагает их местное производство. В пользу этого предположения приводится ряд конструктивных и морфологических признаков. Во-первых, не зависимо от времени, румпа казанских изразцов оставалась коробчатой без закраин, отверстий и валика на кромке. Во-вторых, тесто изразцов, найденных (и, предположительно, сделанных) в Казани приготовлено из красно-жгущихся глин с примесью шамота и мелкого песка. Красножгущиеся глины с конца XVI до конца ХЕХ в. продолжали активно использоваться гончарами для производства строительной керамики. В ХЕХ в. изразцы фабричного производства приобрели общие для всей страны характеристики. Они имели отступающую от края лицевой пластины румпу и отверстия в ней, а черепок содержал примесь крупного песка или был изготовлен из белых глин. В-третьих, отличительной чертой казанских изразцов от всех остальных стал целый ряд оригинальных орнаментов, развивающихся в рамках общих для России тенденций. Отмечая особенности изразцов Казани можно предположить, что в городе было местное производство, уже в XVII в., поскольку в его посаде с XVII в. была кирпичная слобода. Письменные источники сообщают, что в XIX в. в Казани уже работали 3 гончарных и изразцовых завода, ставших продолжением развития изразцового производства на протяжении двух веков, обеспечивающим бытовые и эстетические потребности горожан.
В заключении подводятся итоги исследования, обобщаются основные выводы и положения.
Список работ, опубликованных по теме диссертации
Статья в шдании, рекомендованном перечнем ВАК Министерства образования и науки РФ:
1. Зубарева М.М. Неполивные изразцы дома казанских архиепископов в Казанском кремле / М.М. Зубарева // Ученые записки Казанского университета. Т. 153. Серия гуманитарные науки. Кн. 3. - Казань, 2011.-С. 29-38.
Статьи, опубликованные в научных сборниках:
2. Зубарева М.М. Изразцы Свияжска по материалам раскопок 2005 года / М.М. Зубарева // Православный собеседник. - Казань, 2008. -Вып. 2 (7). -С. 184-187.
3. Зубарева М.М. Изразцовое убранство дома казанских архиепископов в Казанском кремле в XVIII столетии / М.М. Зубарева // Влияние Петровской эпохи на развитие Сибирских городов (история, краеведение, культура) Материалы Всерос. науч. конф. - Омск, 2010. -С. 142-149.
4. Зубарева М.М. Изразцовая печь с подворья Троице-Сергиева монастыря в Казанском кремле / М.М. Зубарева // Следы веков. Материалы Всерос. науч. конф. «Актуальные проблемы археологии Поволжья и Приуралья», посвящ. 65-летию Археологического кружка Казанского университета. - Казань, 2011. - С. 29-31.
Подписано в печать 08.05.2013 г. Формат 60x84 '/i6 Тираж 150 экз. Усл. печ. л. 1,5
Отпечатано в множительном центре Института истории АН РТ г. Казань, Кремль, подъезд 5 Тел. (843) 292-95-68,292-18-09
Текст диссертации на тему "Изразцы Казани конца XVI - XIX веков"
ч ч
Работа выполнена на кафедре археологии и этнографии
ФГАОУВПО
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
На правах рукописи
04201358284 Зубарева Марина Михайловна
ч
Изразцы Казани конца XVI - XIX веков.
Специальность 07.00.06 - археология
ч
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
ч
Научный руководитель: к.и.н., доц. С.И. Валиулина
Казань-2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................................................................................4
Глава 1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ РУССКИХ ИЗРАЗЦОВ.........................13
§ 1. Начальный этап исследования русского изразца, как памятника
истории и искусства..............................................................................................14
§ 2. Этап широкомасштабных археологических исследований...............22
§ 3. Современный этап исследования..........................................................30
§ 4 История изучения казанских изразцов и характеристика
источника.......................................................................................................50
Глава 2. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ КАЗАНСКИХ ИЗРАЗЦОВ.......................60
§ 1. Принципы систематизации....................................................................60
§ 2. Рельефные неполивные замкнутые архаические изразцы.................70
§ 3. Рельефные неполивные и рельефные поливные полихромные
замкнутые развитые изразцы................................................................................90
§ 4. Рельефные неполивные и поливные полихромные ковровые
изразцы.................................................................................................................104
§ 5. Рельефно-расписные изразцы.............................................................132
§ 6. Плоские расписные изразцы...............................................................141
§ 7. Плоские не расписные изразцы..........................................................154
Глава 3. ИЗРАЗЦЫ КАЗАНИ В ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
ИЗРАЗЦОВОГО ИСКУССТВА..............................................................................160
§ 1. Начальный период истории изразцов в Казани (конец ХУ1-первая
половина XVII в.).........................................................................................................166
§ 2. Изразцы Казани второй половины XVII - XVIII в...........................183
§ 3. Изразцы конца XVIII - XIX в..............................................................202
Заключение.........................................................................................................224
Глоссарий............................................................................................................232
Список сокращений..........................................................................................236
Список источников и литературы.................................................................237
Приложение 1 (карты археологической изученности Казани).......................269
Приложение 2 (таблицы систематизации изразцов)........................................277
Приложение 3 (альбом иллюстраций изразцов Казани).................................279
Приложение 4 (карты).........................................................................................402
Приложение 5 (таблицы)....................................................................................409
ВВЕДЕНИЕ
Изразцы - богатый исторический источник. Кроме своих эстетических и практических качеств изразцы сохранили в себе информацию об архитектуре города и внутреннем убранстве зданий, а также они являются индикатором развития городской культуры. Поскольку изразцы являются деталью архитектуры, они - яркое отражение эпохи, художественных вкусов заказчиков, мастерства изразечников, технологии производства и места, в котором были изготовлены и где были украшением печи, интерьера или фасада. Поскольку в Казани изразцы сохранились только в разрушенном виде в культурном слое города, археология предоставляет возможность изучать их. В археологических исследованиях средневековья изразцы - одна из самых многочисленных категорий интереснейших находок. В Казани эта категория находок является индикатором включения города в общероссийскую культуру.
Изначально изразцы изготавливались независящими друг от друга ремесленниками (мастерами и их учениками), живущими в одной слободе. Со временем стали возникать объединения (артели) мастеров, которым было свойственно разделение труда (изготовление самих изразцов, нанесение росписи) во время существования расписных изразцов XVIII в. Затем возникают мануфактуры, фабрики. В данном случае слово фабрика следует понимать как промышленное предприятие с большим количеством рабочих (в отличие от ремесленной мастерской), производящее товары, как правило, не под заказ, а по шаблону.
Изначально изразцы рассматривались исследователями только как предмет искусства. Их значение как исторического источника осознали только во второй половине XX в. В это время вышли основательные труды
12 3
A.B. Филиппова , C.A. Маслиха и P.JI. Розенфельдта . Археологи впервые столкнулись с массовыми находками изразцов и составили их первые систематизации, применяющиеся исследователями до сих пор, но с некоторыми замечаниями и дополнениями к ним. Эти систематизации позволяют получить весь комплекс информации от изразца. В последней трети XX в. ежегодные экспедиции стали давать массу материала, требующего всестороннего изучения, затрудняющегося из-за отсутствия единого подхода в исследовании его, начиная с методики отбора изразцов в коллекции до выработки принципов проведения анализа и составления типологии. Тем не менее, исследования памятников продолжалось, обеспечивая базу для создания более совершенной систематизации. Специальное исследование изразцов Казани производится впервые. Методической основой данного исследования стали подходы и методы анализа изразцов И.Е. Забелина, Н.В. Султанова, A.B. Филиппова, P.JI. Розенфельдта, С.А. Маслиха, Л.А. Беляева и др. История изразцов в Казани дополняет общероссийскую историю изразцов.
Актуальность темы исследования. Изразцы как категория культуры являются важным историко-культурным и археологическим источником, представляющим динамичную, развивающуюся систему, зависящую от многих факторов: мировоззрения, быта, экономики, социальной стратификации общества и др. Изразец является памятником как в комплексе печи или архитектурного панно, так и отдельно от какого-либо комплекса.
Изразцы придают архитектуре живость, динамичность, нарядность, подчеркивают необходимые конструктивные элементы, а самому декору придают долговечность и свободу пластического выражения благодаря
1 Филиппов A.B. Древнерусские изразцы XV-XVII вв. - М.: Изд. Всесоюз. акад. архитектуры. - 1938. - Вып. 1. - 92 с.
2 Маслих С.А. Русское изразцовое искусство XY-XIX вв. = Russian ornamental tiles 15th -19th centuries. - M.: Изобразительное искусство. - 1983. - 270 с.
3 Розенфельдт P.JI. Московское керамическое производство XII-XVIII вв. // САИ. - М.: Наука, 1968. - Вып. Е 1-39. - 124 с.
податливости глины. В интерьере изразцы кроме эстетических функций несут утилитарную нагрузку. Их конструкция, позволяющая сохранять тепло печи на долгое время и равномерно распределять его по всему объему помещения, гармонично соединяется с декоративными функциями. Зачастую именно наружное покрытие печи в виде поливных изразцов позволяет содержать отопительную систему здания в чистоте и не допускает попадания вредных веществ (угарного газа и сажи) в помещение.
Реконструкция комплексов разрушенных печей, относящихся к различным историческим периодам и различным стилям искусства, позволит представить бытовые реалии жителей Казани ХУ1-Х1Х вв. и их особенности.
Археологические изыскания в Казани позволили накопить обширный комплекс знаний по истории материальной культуры города. Часть находок была только частично опубликована. Изразцы - одна из наименее изученных археологических категорий в Казани. Именно они стали объектом исследования данной работы. Нетронутость темы, с одной стороны, и большой объем информации, который содержат в себе изразцы, с другой, дают возможность использовать этот исторический источник для решения конкретных вопросов истории Казани XVI - XIX вв.
Объектом изучения являются история и культура Казани ХУ1-Х1Х вв. Керамическое производство города и его особенности. Предмет исследования - изразцы Казани.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования - дать развернутую характеристику изразцов Казани как составной части городской культуры ХУ1-Х1Х в.
Ее достижение потребовало решения следующих задач:
1) представить историографию изразцов России и в частности изразцов Казани;
2) осуществить систематизацию и дать типологию изразцов Казани.
3) показать динамику развития изразцов Казани и место города в системе изразцового искусства России ХУ1-Х1Х вв.
Хронологические границы исследования. Нижняя хронологическая граница обусловлена появлением изразцов в Российском государстве в конце XVI - начале XVII в. К этому времени Казань уже в течение нескольких десятилетий являлась военным и культурным опорным пунктом России на восточной ее окраине. Таким образом, город застал момент появления изразцов в Русском государстве. Известно, что в значительно удаленных от столицы городах новшества появлялись с некоторым запозданием. Первыми зданиями, в которых устанавливали нарядные изразцовые печи, стали теплые церкви и дома знатных богатых людей, такие, как государев двор, боярские деревянные хоромины и каменные палаты.
Верхняя граница - конец XIX в., определена временем бытования изразцов, изготовленных на заводах при помощи машин. В силу различных обстоятельств, таких как совершенствование отопительной системы и развитие технологий в строительном деле, изразцы перестали быть необходимым атрибутом жилища и за ненадобностью прекратили свое существование, став предметом роскоши и способом художественного самовыражения.
Методика исследования. В качестве основных методов исследования были использованы сравнительно-исторический, типологический, стратиграфический и историко-системный.
Сравнительно-исторический метод. Применяется для сравнения казанских изразцов с изразцами других городов и памятников с целью выявления прямых или косвенных аналогий, принадлежности к той или иной школе (мастерской), производящей изразцы. Метод позволяет проследить тенденции в бытовании изразцов в Казани.
Типологический метод необходим для создания систематизации изразцов Казани, на основе ряда присущих им общих признаков.
Следующим по значимости в работе является стратиграфический метод, необходимый для определения относительной хронологии культурных остатков, сооружений и находок в зависимости от их залегания в слое. Из-за утраты (разрушения) большого объема информации о памятниках истории и архитектуры, а также письменных источников об истории Казани (утрачены в основном в пожарах) при помощи стратиграфического метода восстанавливаются некоторые факты истории города.
Новизна и научная значимость исследования заключается в том, что оно является первым комплексным исследованием изразцов Казани. В работе представлена систематизация обширной коллекции изразцов Казани, охватывающих значительный временной промежуток с конца XVI в. до конца XIX в. Она позволит выявить как характерные особенности казанских изразцов, так и общие для России тенденции в их развитии. Впервые в научный оборот вводится новый для Казани массовый археологический и историко -культурный источник. Научная значимость работы заключается, таким образом, в расширении границ географии изученности изразцов России и местных особенностей изразцов Казани.
Структура работы. Работа состоит из следующих разделов: введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений (глоссария, таблицы, карты) и альбома иллюстраций.
Практическую значимость полученных результатов можно выразить в следующих положениях. Результаты проведенного исследования могут быть опубликованы в качестве каталога, который станет важным подспорьем для реконструкции и реставрации изразцов. Выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут быть использованы для разработки, организации и проведения мероприятий, направленных на создание новых музейных экспозиций, учебных пособий, как в общем по истории культуры и искусства, так в частности по истории ремесла.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования прошли апробацию на международных, всероссийских, региональных и других научных конференциях в 2006-2011 гг.
- в Минске в Институте этнографии и искусства Белорусской академии наук в 2011 г. о Свияжске, археологических исследованиях на территории острова и изучении найденных изразцов.
- в Твери на II Всероссийской (с международным участием) научной конференции молодых исследователей «Границы в пространстве прошлого: социальные, культурные, идейные аспекты» в 2007 г.
- в Омске на Всероссийской научной конференции «Влияние петровской эпохи на развитие сибирских городов» в октябре 2010 г.
- в Казани на Республиканском конкурсе научных работ студентов на соискание премии имени Н.И. Лобачевского, диплом III степени, секция «История» в 2006 г., выступление на Студенческой конференции им. Н.И. Лобачевского в 2008 г.; выступление на круглом столе «Традиции и современность в сохранении и развитии русской культуры в Татарстане» в честь Дня славянской письменности и культуры в ГМИИ РТ в 2009 г.; на конференции в честь 65-летия Археологического кружка Казанского государственного университета, на итоговой конференции КГУ и на заседании НЦАИ Института истории АН РТ им. Ш. Марджани и Свияжске на Международном музейном форуме «Культурное наследие в современном мире: опыт, проблемы и перспективы сохранения» Казань-Болгар-Свияжск в 2011 г. с публикацией «Изображение вазы на свияжских изразцах» (в печати).
Апробация состоялась в следующих публикациях: «Изразцовое убранство дома Казанских архиепископов в казанском кремле в XVIII столетии»4,
4 Зубарева М.М. Изразцовое убранство Дома казанских архиепископов в Казанском кремле в XVIII столетии / М.М. Зубарева // Влияние Петровской эпохи на развитие Сибирских городов (история, краеведение, культура). Материалы Всерос. науч. конф. -Омск, 2010.-С. 142-149.
«Изразцовая печь с подворья Троице-Сергиева монастыря в Казанском Кремле»5, «Неполивные изразцы Дома казанских архиепископов в Казанском кремле»6, «Изразцы Свияжска по материалам раскопок 2005 года».7
Характеристика источника. Подробная история изучения археологических исследований Казани опубликована в работах А.Х. Халикова8, А.Г. Ситдикова9, Ф.Ш. Хузина10 и достаточно подробно. Это избавляет от необходимости ее изложения в данном разделе.
Количество изразцов, обнаруженных раскопками, обусловлено характером памятника. Наибольшая концентрация изразцов наблюдается на территории теплых храмов и домов жителей из числа богатых и зажиточных слоев населения города. Общее количество составило 2709 фрагментов и целых изразцов. Они распределяются следующим образом: примерно 63% найдены в Казанском кремле; 37% - в Казани за пределами кремля (в посадах). Изразцы сильно фрагментированы и, кроме того, из них зачастую невозможно сложить целый изразец, они являются фрагментами разных изделий. Это связано с выборочным отбором материала для коллекции, особенно в 1990-е гг. Для исследования были изучены коллекции Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, коллекция изразцов ГМИИ РТ и Археологического музея КФУ.
5 Зубарева М.М. Изразцовая печь с подворья Троице-Сергиева монастыря в Казанском кремле / М.М. Зубарева // Следы веков. Материалы Всерос. науч. конф. «Актуальные проблемы археологии Поволжья и Приуралья», посвящ. 65-летию Археологического кружка Казанского университета. - Казань, 2011. - С. 29-31.
6 Зубарева М.М. Неполивные изразцы дома казанских архиепископов в Казанском кремле / М.М. Зубарева // Уч. зап. Казан, ун-та. Т. 153, кн. 3. - Казань, 2011. - С. 29-38.
7 Зубарева М.М. Изразцы Свияжска по материалам раскопок 2005 года / М.М. Зубарева // Православный собеседник - Казань: Казан. Духов. Семинария, 2008. - Вып. 2 (7). - С. 184— 187.
8Халиков А.Х. История археологического изучения г. Казани / А.Х. Халиков // Средневековые археологические памятники Татарии. - Казань, 1983. - С. 111-138.
9Ситдиков А.Г. Казанский кремль: историко-археологическое исследование / А.Г. Ситдиков. - Казань: [Б.и.], 2006. - 188 е.; Ситдикова А.Г. Археологическое изучение Казани / А.Г. Ситдиков // Историко-археологические исследования Поволжья и Урала. Материалы III Халиковских чтений. - Казань, 2006. - С. 313-358.
10Древняя Казань глазами современников и историков / Сост. и авт. коммент. Ф.Ш. Хузин, А.Г. Ситдиков. - Казань: Фест, 1996. - 444 е.; Хузин Ф.Ш. Средневековая Казань / Ф.Ш. Хузин. - Казань: Таткнигоиздат, 2004.
Основой исследования явилась коллекция изразцов Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, собрания двух последних музеев послужили дополнением.
Изразцы происходят из раскопов на памятниках в кремле: двор казанских архиепископов, расположенный в сквере южнее и восточнее Благовещенского собора; подворье Троице-Сергиева монастыря, улица, жилые и хозяйственные постройки ХУ1-ХУП в.; кладбище ХУ1-ХУШ вв. на месте строительства мечети Кул Шариф во дворе Юнкерского училища; района церкви Параскевы Пятницы; между Введенской церковью и башней Сююмбик