автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Календарно-песенный цикл у восточных славян

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Пашина, Ольга Алексеевна
  • Ученая cтепень: доктора искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва: Изд-во Гос. ин-та искусствознания
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Календарно-песенный цикл у восточных славян'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора искусствоведения Пашина, Ольга Алексеевна

ВСТУПЛЕНИЕ

ГЛАВА I. РАННЕВЕСЕННИЙ ОБРЯДОВЫЙ КОМПЛЕКС

1. Этнографический очерк.

Календарные границы и внутренняя организация ранневесеннего обрядового комплекса. Поминальный комплекс обрядов. Появление душ умерших в.мире людей. Навьи проводы. Волочебный обряд и песни. Сроки отправления. Состав исполнителей. Ритуальное кормление духов предков. Предназначенный для них обрядовый хлеб. Темпоральные и локативные характеристики обряда кормления. Мотивировки. Проводные действия, связанные с ритуальной пищей. Верба. Птицы. Катание на качелях. Возжигание огней. Ритуальные запреты. Гадания. Первый выгон скота. Чествование пастуха. Пахота и сев как один из способов выпроваживания духов предков.

2. Музыкальное оформление ранневесеннего периода.

Музыкальные жанры, звучащие в ранневесенний период. Весенние заклички. Календарные сроки их исполнения. Регламентация места и времени исполнения. Сопровождающие пение ритуальные действия. Исполнители. Магические функции обрядового пения. Запреты на пение. Ранневесенние хороводы. Их соотношение с весенними закличками. Календарные сроки исполнения. Хороводные циклы. Магические функции хороводов. Пасхальный тропарь "Христос воскресе". Ритуальные контексты его исполнения. Приуроченные лирические песни. Календарные сроки исполнения. Механизм их календарного прикрепления. Соотношение лирических песен с обрядовыми.

ГЛАВА II. ТРОИЦКО-КУПАЛЬСКИЙ ОБРЯДОВЫЙ КОМПЛЕКС

1.Этнографический очерк.

Между весной и летом: календарные границы троицко-купальского обрядового комплекса. Души умерших в троицко-купальский период. Обрядовые персонажи. Русалки. Кукушка. Облик персонажа в ритуале. Способы его выпроваживания, изгнания, уничтожения. Обрядовая терминология. Связь троицкой и купальской зелени с душами умерших. "Май". Венки. Связь душ умерших с рожью. Функции троицко-купальской зелени: прогностическая, апотропеическая, продуцирующая. Ритуальные запреты. Свадебные мотивы в троицко-купальской обрядности. Инцест. Погодные условия в троицко-купальский период. Ветер. Засуха. Грозы. Регламентация поведения людей. Кумление. Способы кумления. Половозрастная дифференциация кумления.

О.А.Пашина. Календарно-песенный цикл у восточных славян

Бабушка Куприяновна". Обрядовые диалоги. Структура троицко-купальского обрядового комплекса.

2. Звуковое оформление троицко-купальского периода.

Соотношение природной и культурной звуковой среды в троицко-тсупальский период. Природная звуковая среда. Кукушка и соловей. Лягушка и гром. "Голоса" русалок. Сфера культурных звуков. Обрядовые песни. Терминологические обозначения песен. Похоронные плачи в составе троицко-купальской обрядности. Прагматика песенных обрядовых текстов. Магические функции песен. Структурные функции песенных текстов. Музыкальный звук как средство управления временем. "Борона". Хороводы в составе троицко-купальского обрядового комплекса. Сроки исполнения. Хороводное действо как обряд. Формы организованного движения в хороводах и их функции. "Срамные" песни в троицко-купальских обрядах. "Бабьи брыки". Обрядовый статус музыканта. Ритуальные и мифологические контексты песен.

ГЛАВА III. ЖАТВЕННЫЙ ОБРЯДОВЫЙ КОМПЛЕКС

1. Этнографический очерк.

Цикл жатвенных обрядов. Зажинки. Зажинщица как ритуальный специалист. Обрядовая трапеза на поле. Первый сноп и приписываемые ему свойства. Дожинки. Ритуал пожинальной бороды. Его структура. Посвящение бороды. "Ловля перепелки". Магические свойства последних колосьев. Ритуал последнего снопа. Его структура. Антропоморфный вид и названия снопа. "Молчальный" сноп. Оставление на поле ритуальной еды. Последний сноп как одна из ипостасей душ умерших. Заломы и пережины. Способы выдворения, уничтожения дожинального ритуального предмета. Выгон (похороны) мух. Сезонные перемещения духов. Свадебные мотивы в жатвенной обрядности. Ритуал дожинального венка. Свадебные песни в составе дожинок.

2. Музыкальное оформление жатвенного периода.

Природные звуки в период жатвы. Жатвенные песни. Народная терминология. Различия песен, связанных с озимой и яровой жатвами. Плачевая манера интонирования жнива. Плачи на поле. Условия исполнения жатвенных песен. Сольная и ансамблевая версии жнива. Гуканье. Включение жатвенных песен в обряд. "Бородные" песни. Связь песен с движением. Оппозиция звук/тишина в обряде. Песни, связанные с дожинальной толокой. Приуроченные лирические песни в период жнива.

ГЛАВА IV. СВЯТОЧНЫЙ ОБРЯДОВЫЙ КОМПЛЕКС

1. Этнографический очерк.

Обновление года и мира. Временная структура святочного обрядового комплекса. Колядование. Рождественские и новогодние обходы дворов. Состав исполнителей. Ряженье в обряде колядования. Темпоральные и локативные характеристики обряда. Связь колядовгциков со снегом.

О.А.Пашина. Календарно-песенный цикл у восточных славян

Ритуальная модель колядования и ее реализация в разных традициях. Поминальный комплекс обрядов. Кутья. Приглашение "мороза" на праздничный ужин. Ритуальные запреты. Святочные гадания. Прогностические обрядовые практики и приметы. Продуцирующие действия. Комплекс проводных и очистительных обрядов. Вождение зооморфных персонажей. Удаление из дома обрядовой пищи. Подметание и выбрасывание мусора. Возжигание костров. Крещенское водосвятие. Закрещивание домов.

2. Звуковое оформление святочного периода.

Зимние поздравительные песни. Распределение музыкального репертуара между половозрастными группами исполнителей. Народная терминология. Дифференцированное колядование. "Господарский" цикл песен. "Молодежный" цикл песен. Свадебная символика. Подтверждение социальной структуры традиционного сообщества. Плясовые песни в репертуаре колядовщиков. Церковные жанры и духовные стихи. Подблюдные песни. Распределение ролей в обряде гадания под песни. Разгадки песен. Народная терминология. Соотношение обряда гадания под песни и других видов гаданий. Песни, исполняемые на "бабью кашу". Зимние собрания молодежи и их звуковое оформление. Рабочие собрания (посиделки). Праздничные собрания (игрища и вечеринки). Половозрастная дифференциация собраний. Откупание помещения. Зависимость поведения участников от их социального статуса. Танцы. Хороводные песни. Выбор пары. Свадебные песни. Ряженые. Зооморфные персонажи. Антропоморфные персонажи. "Покойник". Похоронный плач. Звуковое поведение ряженых. "Переговоры".

ГЛАВА V. МАСЛЕНИЧНЫЙ ОБРЯДОВЫЙ КОМПЛЕКС

1. Этнографический очерк.

Амбивалентность Масленицы: между зимой и весной. Структура обрядового комплекса. Народная терминология. Поминальные мотивы в масленичной обрядности. Приготовление поминальной пищи. Ритуальные запреты. Кулачные бои. Обход дворов на Масленицу. Проводы Масленицы. Уничтожение куклы. Вождение ряженого персонажа. "Жечь Масленицу". Семейно-брачная тема в масленичной обрядности. Чествование молодоженов. "К теще на блины". Порицание не вступивших в брак. Колодка. Продуцирующие обрядовые практики. Катание с гор "на долгий лен". Катание на лошадях. Танцы "на долгий лен". Масленица как женский праздник. "Бабьи брыки". Магические практики, связанные со снегом. Обрядовые практики, связанные со скотом. "Чистый" понедельник. Масленица как окончание годового цикла.

2. Музыкальное оформление масленичного периода.

Музыкальные жанры в составе обрядового комплекса. Функциональная дифференциация масленичных песен. Их тематические группы. "Долгие" и "короткие" масленичные песни. Исполнители. Регламентация места и времени звучания. Характер звучания масленичных песен. Ритуальные контексты и функции песен. Величальные и корильные песни.

О.А.Пашина. Календарно-песенный цикл у восточных славян

Продуцирующее воздействие обрядового пения. Колядки в составе масленичной обрядности. Хороводные песни в масленичный период. Хороводы как "заместители" обрядовых песен. Хороводы на молодежных вечеринках. Лирические приуроченные песни на Масленицу. Активизация звуковой деятельности на Масленицу.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Календарно-песенный цикл у восточных славян"

Заключение

Очевидно, что круг связанной с песнями народной терминологии (за исключением последней группы названий) в той или иной степени фиксирует функции, выполняемые ими в рамках годового цикла. Не случайным кажется тот факт, что народные термины относятся именно к группам песен, но не к напевам, поскольку песни, распеваемые на один и тот же напев в локальной традиции, могут иметь разные названия. С нашей точки зрения, это связано с тем, что народные номинации по отношению к напеву играют роль, аналогичную роли поэтических текстов, — они акцентируют и конкретизируют одну из функций напева, наиболее важную в данный момент. Несмотря на все многообразие принципов номинации песен в традиционной культуре, все они могут быть сведены к обозначению пространственно-временных и социальных координат и, таким образом, дают некоторое представление о картине мира, существующей в сознании народных исполнителей.

Вернувшись к проблеме жанра, следует сказать, что вопрос о жанровой принадлежности той или иной песни, того или иного напева должен решаться только в рамках конкретной локальной календарной системы. Как мы старались показать, в календарном цикле существует весьма ограниченное количество функциональных групп музыкальных текстов. На наш взгляд, жанровыми маркерами для обрядовых текстов, обслуживающих календарный цикл, наряду со структурными характеристиками могут служить два параметра: первый определяется тем, кто является отправителем данного текста, от чьего имени он исполняется, второй — прикрепленностью данного текста к одному из выделенных нами ритуально отмеченных периодов в календаре. Это позволит идентифицировать функциональные группы песен в разных календарных традициях, несмотря на все разнообразие их номинаций. Что касается возможности функциональной дифференциации внутри жанровой группы, то в этом случае можно говорить о жанровых разновидностях календарных песен.

О.А.Пашина. Календарно-пееенный цикл у восточных славян

 

Список научной литературыПашина, Ольга Алексеевна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Абрамов И. Черниговские малороссы. Быт и песни населения Глуховского уезда. СПб., 1905.

2. Абрамян Л. Мир мужчин и мир женщин: расхождение и встреча //

3. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991.

4. Агапкина Т. Великопостная обрядность в традиционном календаре славянских народов // Образ мира в слове и ритуале. Балканские чтения — 1. М., 1992.

5. Агапкина Т. Весенние (масленичные) магические практики, посвященные культурным растениям // Фольклор: проблемы сохранения, изучения, пропаганды. Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. М., 1988.

6. Агапкина Т. Звуковое поле традиционного календаря // Голос иритуал. Материалы конференции. М., 1995.

7. Агапкина Т. Звуковой образ времени и ритуала (на материале весенней обрядности славян) // Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука в славянской народной традиции. М., 1997.

8. Агапкина Т. Масленица // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

9. Агапкина Т. О некоторых магических действиях в масленичнойобрядности славян // Фольклор и этнографическая действительность. СПб., 1992.

10. Агапкина Т. Очерки весенней обрядности Полесья // Славянскийи балканский фольклор: Этнолингвистическое изучение Полесья. М., 1995.

11. Агапкина Т. Славянский обычай "обогревания покойников" // Этногенез, ранняя этническая история и культура славян. М., 1985.

12. Агапкина Т. Эротический аспект троицко-купальской обрядности

13. Русский эротический фольклор. М., 1995.

14. Агапкина Т., Топорков А. К проблеме этнографического контекста календарных песен // Славянский и балканский фольклор. М., 1986.

15. Анимелле Н. Быт белорусских крестьян // Этнографический сборник, издаваемый Императорским РГО. Вып. II. СПб., 1854.

16. Аничков Б. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. Т. 1-2.1. СПб., 1903-1905.

17. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1-3.1. М., 1865-1869.

18. Байбурин А. Календарь и трудовая деятельность человека: Русский традиционный календарь. Л., 1989.

19. Байбурин А. Коды обряда и их взаимодействие // Фольклор: проблемы сохранения, изучения, пропаганды. Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. М., 1988.

20. Байбурин А. Обрядовые формы половой идентификации детей II

21. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991.

22. Байбурин А. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993.

23. Байбурин А. Ритуал: своё и чужое // Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. М,—Л., 1990.

24. Байбурин А. Ритуал: старое и новое // Историко-этнографическиеисследования по фольклору. М., 1994.

25. О.А.Пашина. Календарно-песенный цикл у восточных славян

26. Бернштам Т., Лапин В. Виноградье — обряд и песня // Русский