автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Семантика и поэтика литовских календарных песен
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Лауринкене, Нийоле Изидоровна
ВВЕДЕНИЕ
I Глава. ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Изучение календарного фольклора.
2. Календарные песни и космогонические мифы
II Глава. СЕМАНТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАЛЕНДАРНЫХ ОБРЯДОВ
И. ПЕСЕН
1. Важнейшие компоненты календарных обрядов
2. Семантика наиболее характерных образов и мотивов календарной поэзии
3. Связь величальных песен с архаикой мифа
III Глава^- ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КАЛЕНДАРНЫХ ПЕСЕН
1. Параллелизм: природа-человек а. Характер и происхождение песен, основанных на параллелизме . . -. б. Своеобразие литовского параллелизма в. Явления распада параллелизма
2. Вопросы - ответы. а. Природа диалога. б. Цепной тип построения текста
3. Припев.
IV Глава. СООТНОШЕНИЕ КАЛЕНДАРНОЙ ПОЭЗИИ С ТРУДОВЫМ
И СВАДЕБНЫМИ ПЕСНЯМИ.
Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Лауринкене, Нийоле Изидоровна
Календарные песни - один из древнейших жанров народного творчества. В них сохранились отчетливые реликты мифологии, архаической поэтики. Основательное изучение этих реликтов явилось бы вкладом в исследование генезиса фольклорных жанров . Данная диссертация и посвящается анализу архаического пласта литовских календарных песен. Цель исследования - выяснить функции жанра, смысл наиболее характерных мифологических представлений, природу основных композиционных фигур.
Избранная методика исследования: сочетание структурно-типологического и историко-типологического методов. Известный советский фольклорист Б.Н.Путилов пишет об этом способе исследования: "Проблемы соотношения синхронии и диахронии, структурно-типологического и историко-типологического подходов, последовательного и широкого внедрения историзма в типологические изучения имеют для фольклористики исключительно важное значение" (130, с. 16). В современной фольклористике эти исследовательские подходы счита -ются особенно плодотворными.
Такая методика представляется перспективной и для исследования календарных песен.
Структурно-типологический и историко-типологический методы в конкретных исследованиях используются по-разному . Характер данной работы определила ее стержневая цель - проникнуть вглубь по диахронической шкале, т.е. к раннему этапу существования календарных песен. Так как основное внимание в диссертации уделяется древнейшему пласту календарной поэзии, прежде всего необходимо было дифференцировать в ней элементы, значительные с точки зрения мифологии, от таких, которые являются продуктом сознания позднейшего времени. Характеристика анализируемого объекта составлялась на основании всей совокупности вариантов определен ного типа песни. В разных вариантах песенного типа сохранились различные признаки одного и того же воспеваемого предмета. Из множества вариантов песни выявлялось,что представляет собой изучаемый объект, каковы его связи с другими компонентами анализируемого уровня песен. Чтобы охарактеризовать как можно шире выбранный объект, привлекались, кроме литовских, песни других народов, в первую очередь славянских. В балто-славянском. ареале концентрируются изоморфные представления календарного фольклора, адекватные поэтические фигуры. Исследование велось на основании календарных текстов всего данного ареала. Таким образом воссоздавалась наиболее полная.и ранняя форма семантем и поэтических структур календарной поэзии. Предпринимались попытки не только реконструировать архаику изучаемых явлений, но и проследить, насколько возможно, их развитие.
Необходимо отметить, что некоторые из представленных объяснений, трактовок носят, гипотетический характер., Они будут проверены дальнейшими исследованиями в области календарного фольклора. Положительным результатом работы является то, что избранный аспект исследования дал возможность не только углубиться в прошлое песен, но и сосредоточить, привести в систему обильный сравниваемый материал, ввести литовскую календарную поэзию в широкий - международный контекст фольклора.
Научная новизна данной диссертационной работы заключается в том, что в ней предложена новая трактовка календарных песен. Календарная поэзия интерпретируется как тексты, которые могли соприкасаться с космологическим мировоззрением, с космогоническими мифами. До сих пор мифология древних песенных жанров литовскими фольклористами не исследовалась, а ведь она в значи -тельной мере обусловливает функцию, характер песен. В данной диссертации мифологическому пласту песен придается большое значение (но и не преувеличивается). Сквозь призму мифологии выявляется не только зашифрованный смысл песен, но и генезис композиционных средств.
Материал исследования - в основном литовские календарные песни. Использованы тексты песен, опубликованные в разных сборниках литовского фольклора, а также сосредоточенные в рукописных отделах: Института литовского языка и литературы.АН Литовской ССР, Государственной консерватории Литовской ССР, Научной библиотеки Вильнюсского госуниверситета. Почти все записи литовских календарных песен (их фонды постоянно пополняются) зарегистрированы в каталоге текстов календарной поэзии, составленном В.Ми-сявичене. Каталог опубликован в книге^автора "Трудовые песни. Песни календарных обрядов" (53)*. В этом издании аннотируется содержание песен, приводится количество вариантов каждого типа, данные о географическом распространении, даются библиографические указания источников, .в которых публикуются варианты соответствующей версии. Названное-издание значительно облегчает работу исследователя календарных песен.
Как указывалось выше, данная работа основывается не только на литовском , но и на календарном обрядовом фольклоре других народов. Наибольшее сходство с анализируемыми литовскими песнями обнаружено в белорусской и украинской календарной поэзии. Поэтому песни данных народов подвергались наиболее тщательному анализу. Изучению белорусской календарной поэзии помогли давно вышедшие сборники П.Бессонова (8), П.В.Шейна (25-28, 29), а также издаваемые в настоящее время в Белоруссии собрания календарных песен: "Зимние песни" (15), "Волочебные песни" (10), "Весенние песни" (II), "Песни народных праздников и обрядов" (22). Изучались также следующие сборники украинских песен: "Народные
1 Указанный каталог представляет собой только один раздел огромного Каталога литовских народных песен. песни Галицкой и Угорской Руси" И.Ф.Головацкого (14), составленные О.И.Деем "Колядки и шедривки" (19), "Игры и песни" (16), "Украинские народные песни" (24). Из публикаций русского фольклора использовались тексты сборника "Поэзия крестьянских праздников" (21). Аналогии литовским песням обнаружены в сборнике "Ка-лендарно-обрядовая поэзия сибиряков" (17). В работе использован также сборник польских народных песен "Гей, лелуя" Ф.Котули (46), четырехтомное собрание чешских песен "Чешский год" (34), У том "Болгарского народного творчества" (9), сборник македонской народной поэзии "Обрядовые и мифологические песни" (23). Кроме того, изучены опубликованный в 1957 г. III т. сборника. "Латышских народных песен" (50) и II т. сборника эстонских народных песен, у составленный Х.Тампере (65) . .
Актуальность темы определяется тем, что семантика и поэтика календарной поэзии литовского и соседних народов основательно не изучались. В том или ином аспекте эти проблемы лишь затрагива -лись в некоторых работах, посвященных календарному фольклору.Многими фольклористами прошлого и настоящего столетия констатировалось, что в календарной поэзии сохранились фрагменты мифологических представлений и мотивов и что разъяснение их смысла - одна из важнейших задач в изучении календарных песен. Это способствовало бы выявлению характера, происхождения календарной поэзии.
Природу календарных песен помогает раскрыть углубление не только в их семантику, но и в поэтику. В каждом фольклорном жанре содержание воплощается в определенной форме. Для того, чтобы
1 Здесь не упомянуты сборники, в которых содержится мало календарных песен. Библиографическое описание этих сборников дается в списке литературы. понять, чем отличается один жанр или разновидность песен от других, необходимо выявить характер их композиции, генезис поэти -ческих средств.
Таким образом, тема диссертации является актуальной, значительной. Избранное направление работы намечает новый этап в исследовании литовских календарных песен.
Как уже отмечалось, цель исследования - углубление в архаическую семантику календарных песен, объяснение ее, а также рассмотрение вопросов поэтики анализируемого жанра. Поставленная цель определила структуру работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. В первой главе дается обзор и критическая оценка исследований календарного фольклора. Здесь же изложена основная предпосылка исследования. Во второй главе анализируется семантическая система календарных обрядов и песен. В третьей главе рассматриваются принципы построения календарных песен, а в четвертой - вопрос соотношения календарной поэзии с трудовыми и свадебными песнями (с точки зрения семантики и поэтики). К работе прилагается список литературы и приложение. Приложение представляет собой оригиналы литовских и одной латышской народных песен, цитируемых в диссертации на русском языке.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Семантика и поэтика литовских календарных песен"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Архаический пласт семантической системы календарных песен связан с космологическим мировоззрением, а, возможно, и с космогоническими мифами. Соотношения компонентов данной системы, некоторые процедуры их трансформирования координирует логика мифологического мышления.
Ось семантической системы - оппозиция верха (космоса, гармонии) и низа (хаоса,.деструктивных начал). Первый член оппозиции репрезентует небо, солнце, образ коляда (kaleda), второй -море (или озеро, река, болото)*. Медиаторы названных противоположностей - определенные представления календарной поэзии: мировое дерево, гора, строение, мост, качели, олень, конь. Функции всех этих представлений - соединять небесную и земную сферы. Кроме названных мифологических реалий, в песнях обильно представлены животные, в особенности, небесные (сокол, голубь, ястреб, кукушка, соловей) и водяные (утка) птицы. Упоминаются четвероногие: коза, заяц, куница, горностай, бобр, волк. Наиболее характерные репрезентанты растительного мира - деревья: груша, яблоня, явор, калина, черемуха, ель, роза, дуб, липа, "верба".
Представления календарной поэзии имеют определенный семантический контекст. Примечательно, что изофункциональные мифологические реалии обычно связывает аналогия признаков пространства и времени. Атрибуты пространства: поле, "двор" (часто - их середина, т.е. сакральная точка), гора, роща, место у дороги, море (озеро, река), морское побережье.
Время чаще всего не определяется. Иногда указывается, что это праздник - рождество, пасха, троица, Купала, день ПетI
Не всегда вода имеет негативный смысл. В календарных обрядах она обычно приобретает очистительное, животворное значение.
- 143 pa - или сакральное время недели - воскресенье, сакральное время суток - утро.
В семантической системе календарных песен значительную роль играют некоторые числа, особенно "два", "три", "девять". Число "два" отражается в бинарности мышления. В параллельных песнях говорится обычно о двух представителях животного мира и о девице с молодцом. Иногда поется о трех действующих лицах. Число "три" особенно наглядно связано с мировым деревом. Число "девять" в песнях имеет связь с образом оленя, а также с мифологизированными деревьями.
Таковы важнейшие компоненты мифологической системы календарных песен.
Календарная поэзия помогает воссоздать определенный фрагмент литовской мифологии. Важно то, что данный фрагмент слагается не из единичных элементов. Он отражает систему. В дальнейших исследованиях следовало бы выяснить, какова связь этой системы с аналогичными системами других народов, каково ее место в литовской мифологии.
О мифологическом характере календарных песен свидетельствуют и некоторые особенности их поэтики. Параллелизм, вопросы-ответы, цепной тип построения текста, рефрен в форме восклицания - эти композиционные средства связывают песни с древнейшими словесными произведениями.
Параллелизм природа - человек в календарных песнях трактуется как своего рода фрагмент космогонического мифа. Параллели содержат мифологические образы. В первой параллели нередко изображается мировое дерево и (или) его атрибуты. Атрибуты мирового дерева - это определенные животные (сокол, ястреб, кукушка, утка, пчела, белка, горностай, куница, олень, бобр) и небесные светила (солнце, месяц, звезды). Значительная часть параллелизмов - диалогической структуры. Разговаривают двое животных и
- т параллельно - молодец с девицей. Нередко диалог происходит между птицами. Спор двух птиц, как космогонический мотив, зафиксирован и в архаических памятниках других народов. Семантические единицы в параллелизмах календарной поэзии располагаются определенным способом. Песни-параллелизмы, сохранившие наиболее полную форму, начинаются описанием мирового дерева. После этого следует параллелизм животных - людей или небесных светил - людей. Как и тексты космогонического мифа, параллелизмы являются тождествами особого характера - довольно сложными системами, соответствий макро- и микрокосма. Литовский параллелизм, по сравнению с аналогичной композиционной фигурой других народов, сохранил наиболее древнюю форму. Черты данного параллелизма: архаическая тематика, диалогическая структура; аналогия параллелей основана на сходстве внешнего (а не внутреннего) действия: параллели симметричны, параллелизм охватывает всю песню (а не является вступлением песни, зачином).
Характерная структура календарных песен - вопросы-ответы. В них также обнаруживаются космологические представления. Вопросы-ответы в календарной поэзии иногда соединяются способом цепной связи. Цепная связь диалогов встречается и в детских песнях. Детские песни данной структуры имеют семантическое сходство с календарными текстами. Предполагается, что детские вопросно-ответные песни цепного построения в древности могли функционировать как календарные.
В календарной поэзии много припевов. Смысл некоторых из них. не совсем ясен. Необходимо поэтому было восстановить семантику этих рефренов. Припев "kaleda" ("коляда") мог быть связан с семантикой огня, праздника. С огнем, возможно, соотносились по своему смыслу и припевы с корнями lei-, lad-, в основных текстах календарных песен огонь также встречается - как представление. Еще один тип припева в календарной поэзии - повторе
- 145 ние названия растения. В припевах упоминаются такие растения: явор, калина, зеленое вино, куполе. В основных текстах песен они символизируют мировое дерево. Космологические представления встречаются и в песнях других жанров, особенно в трудовых и свадебных. Это объясняется опосредованной связью трудовых ситуаций и свадьбы с космогонией, а также - особой долговечностью космологических представлений.
Сопоставления литовской календарной поэзии с соответствующими текстами, других народов помогают выявить ареал распространения песенных типов. Как известно, календарные песни в Литве поются только в определенных регионах - более всего в южной и восточной частях Литвы. С данной точки зрения выделяются районы: Варенский, Эйшишкский, Лаздийский, Тракайский, Алитусский, Пре-найский, Капсукский, Биржайский, Рокишкский, Зарасайский, Игна-линский, Швенченский, Купишкский, Укмергский. Граница распространения литовских календарных песен соприкасается с белорусским ареалом. В белорусской, а также и украинской календарной поэзии особенно ярко проступают общие черты с литовскими песнями. Немало литовских, белорусских, украинских песен совпадает почти дословно. Литовские песни обнаруживают также некоторое сходство с русской, западно- и южнославянской, латышской, эстонской календарной поэзией. Но сходство это более общего характера: в большинстве случаев наблюдаются аналогии мифологических образов и мотивов.
Таким образом, в календарной поэзии обнаруживаются значительные реликты архаики. Результаты их исследования будут способствовать реконструкции балтийской и славянской мифологии, изучению поэтики древних словесных произведений.
Список научной литературыЛауринкене, Нийоле Изидоровна, диссертация по теме "Фольклористика"
1. Маркс К., Энгельс Ф. О литературе: Сборник . М.: Гослитиздат, 1958. - 320 с.
2. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О религии: Сборник . М.: Политиздат, 1975. - 440 с.
3. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.; т. 20, с. 29-338.
4. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 21,с. 269-316.
5. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн. собр. соч., т. 12, с. 142-147.
6. НЛП Народне лирске поесме /Уредио Др. Бранко Магарашеви& . Загреб: Српско культурно-просвзетно друштво, 1951. - 326 с.
7. ПКП Поэзия крестьянских праздников /Вступ. статья,сост. текста и примеч. И.И.Земцовского. Общая ред. В.Г.Базанова. Л.: Советский писатель, 1970. - 636 с.
8. ПНСА Песн! народных свят i абрадау /Уклад, и рэд.
9. Н.С.Г1лев1ча. М1нск: ВЫд. БДУ им. В. I. Лента, 1974. - 462 с.
10. ПО Македонию народно творшество: Обредни и^митолошкипесни /Избор и ред. Пенушлиски. Скопле, 1968.278 с.
11. Укр НП Украгнськ! народн! nicHi: Календарио-обрядовал1рика /Вступна статья, упор., п!дготовка-текста та прим. O.I-Дея. Ки1в: Дзержавне вид-во худ. л!т., 1963. - 570 с.
12. ШБ Шейн П.В. Беларусские народные песни, с относящимися к ним обрядами, обычаями и суевериями. -СПб., 1874. 566 с.
13. Шейн П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, верованиях, сказках, легендах. -СПб., 1878,Т. I. Вып. I. 376 с.
14. Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края. СПб., 1887. - Т. I. Ч. I. 585 с.
15. Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края. СПб., 1890. - Т. I. Ч. 2. 708 с.
16. Аникин В.П.-Календарная и свадебная поэзия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. - 122 с.
17. Анисимов А.Ф. Космологические представления народов Севера.-. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. 107 с.
18. Аничков Е.В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. Ч. I. От обряда к песне. Сборник Отд-ния русск. языка и словесности Императорской Акад. наук, 1903, т. 74, Я 2, 392 с.
19. Анфертьев А.Н. Ареальное распространение мартовской обрядности в Восточной Европе. В кн.: Ареальные исследования в языкознании и этнографии. Л., 1978, с. 44-45.
20. Анфертьев А.Н. Календарные обходы и мартовская обрядность у народов Восточной Европы: Преемственность и этнокультурные контакты: Автореф. дис. . канд. ист. наук. Л., 1979. - 24 с.
21. Анфертьев А.Н. К истории мартовских обрядов в Греции. -Сов. этнография, 1979, JE I, с. 133-139.
22. Арнаудов М. Нова година описание на обичая. - В кн.: Българско народно творчество: В дванадесет т. - София, 1962, т. 5, с. 283-285.
23. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. М.: Солдатенков, 1869.- Т. 3. 842 с.
24. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М.: Искусство, 1971. - 544 с.
25. Бэешу Н.М. Молдавская новогодняя обрядовая поэзия: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Кишинев, 1970. - 28 с.- 154
26. Белецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: Наука, 1978. - 239 с.
27. Велюс Н. Velnio banda: "Стадо вяльняса". В кн.: Балто-славянские исследования-, 1980, М., 1981, с. Ill—121.
28. Велюс Н. Растения вяльняса в литовском фольклоре. В кн.: Балто-славянские исследования, 1981. М., 1982, с. I2I-I30.
29. Веселовский А.Н. Румынские, славянские и греческие коляды: Разыскания в области русского духовного стиха. Сб. Отд-ния русск. языка и словесности Императорской Акад. наук, 1883, Т. 32, Л 4, с. 97-291. •
30. Веселовский А.Н. Историческая поэтика /Ред. В.М.Жирмунский.-JI.: Худож. лит., 1940. 648 с.
31. Виноградова JI.H., Заклинательные формулы в календарной поэзии славян и их обрядовые истоки. В кн.: Славянский и балканский фольклор. М., 1978, с. 7-26.
32. Виноградова JI.H. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядывания. М.: Наука, 1982. - 256 с.
33. Виноградова JI.H. Композиционный анализ польских обрядовых песен. В.кн.: Славянский и балканский фольклор. М., 1971, с. 124-157.
34. Виноградова Л.Н. Польские народные коленды: Историко-срав- -нительный анализ: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1973. - 19 с.
35. Вольтер Э.А. Материалы для этнографии латышского племени Витебской губернии. Ч. I. Записки императорского русского геогр. о-ва по отд-нию этнографии. СПб.,1890, т. 15, вып. I. 386 с.
36. Гура А.В. Символика зайца в славянском обрядовом и песенном фольклоре. В кн.: Славянский и балканский фольклор. М.,1978, с. 159-189.
37. Гуревич А.Я. Богатство и дарение у скандинавов в раннем средневековье. Средние века, 1968, вып. 31, с. 180-198.
38. Гурский А.И. Зимняя поэзия белорусов: По записям XIX-XX в.Минск: Наука и техника, 1980. 167 с.
39. Дарбиниеце Я. Циклы латышских аграрно-календарных песен в аспекте сравнительного анализа: На материалах латышскогои русского фольклора: Автореф. дис. . канд. филол. наук.-М., 1973. 19 с.
40. Дей 0.1. Композиц1я слов'яньског народно! nicHi . Народна творч!сть та этнография, 1978, I (149), с. 39-50. .
41. Динеков П. Български фолклор. Ч. I. София: Бълг. писател, 1959. Коледни песни, с. 279-291.
42. Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. О древнеиндийской Ушас (Usas) и ее балтийском соответствии (Usins). В кн.: Индия и древности. М.,. 1964, с. 66-84.
43. Зеленин Д.К. Тотемы --деревья в сказаниях и обрядах Европейских народов. ~М.; JI., 1937. 79 с.
44. Земцовский И.И. К проблеме взаимосвязи календарной и свадебной обрядности славян. В кн.: Фольклор и этнография. Л., 1974, с. 147-154.
45. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен. Л.: Музыка. Ленинград, отд-ние, 1975. - 224 с.
46. Земцовский И.И. Песенная поэзия русских земледельческих праздников. В кн.: Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970, с. 3-50.
47. Земцовский И.И. Песни, исполнявшиеся во время календарных обходов дворов у русских. Советская этнография, 1973,1. Я I, с. 38-48.
48. Зилинский 0. Психологический параллелизм и его место в развитии песенного стиля. Slavia. Praha, 1963, se&it 1,s. 70-84.- 156
49. Иванов В.В. Конь. В кн.: Мифы народов мира, 1980, т. I, с. 666.
50. Иванов В.В. Опыт истолкования древнеиндийских ритуальных мифологических терминов, образованных от asva "конь".-В кн.: Проблемы истории языков и культуры народов Индии. Памяти В.С.Воробьева-Десятовского. М., 1974, с. 75-138.
51. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. -М.: Наука, 1974. 342 с.
52. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. -М.: Наука, 1965. 246 с.
53. Имайкина В. Мордовская обрядовая календарная поэзия: Авто-реф. дис. . канд. филол. наук. Тарту, 1971. - 26 с.
54. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы, XIX начало XX в.: Зимние праздники /Отв. ред. С.А.Токарев. - М.: Наука, 1973. - 351 с.
55. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы, конец XIX начало XX в.: Весенние праздники /Отв. ред. С.А.Токарев. - М.: Наука, 1977.- 357 с.
56. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы, конец XIX начало XX в.: Летне-осенние праздники / Отв. ред. С.А.Токарев. - М.: Наука, 1978. - 295 с.
57. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Исторические корни и развитие обычаев /Отв. ред. С.А.Токарев. М.: Наука, 1983. 224 с.
58. Карский Е.Ф. Белорусы.Т.3. Очерки словесности белорусского племени. Ч. I. Народная поэзия. М., 1916. - 557 с.
59. Китова С.А. Традиционная и современная поэзия весенне-летних календарных обрядов Волынского Полесья: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Киев, 1976. - 20 с.- 157
60. Кравцов Н.И. Историческая поэтика фольклора: (общие вопросы). В кн.: Фольклор. Поэтическая система. М., 1977,с. 6-13.
61. Курочкин А.В. Растительная символика календарной обрядности украинцев. В кн.: Обряды и обрядовый вольклор. М., 1982, с. 138-162.
62. КулишиЬ Ш., Петрович П.1., ПантелиЬ Н. Српски митолошки речник. Београд: Нолит, 1970. - 317 с.
63. Леви-Стросс К. Миф, ритуал и генетика. Природа, 1978, Я I, с. 90-106.
64. Липец P.O. Эпос и древняя Русь. М.: Наука, 1969. - 302 с.
65. Мелетинский Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора. -В кн.: Фольклор. Поэтическая система. М., 1977, с. 23-41.
66. Мелетинский Е.М. Первобытные истоки словесного искусства. -В кн.: Ранние формы искусства. М., 1972, с. 149-190.
67. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 407 с.
68. Мифы народов мира: Энциклопедия в двух томах /Гл. ред. О.А.Токарев. М.: Сов. энциклопедия. 1980-1982. - Т. I. 1980, с. 672 е.; Т. 2. 1982, 719 с.
69. Плисецкий М.М. Положительно-отрицательное сопоставление, отрицательное сравнение и параллелизм в славянском фольклоре. В кн.: Славянский фольклор. М., 1972, с. 125-163.
70. Плисецкий М.М. Героико-эпический стиль в восточнославянских колядках. В кн.: Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982, с. 179-211.
71. Попович Ю.В. Молдавские новогодние праздники: XIX начало XX в. - Кишинев: Штиинца, 1974. - 183 с.
72. Потебня А.А. Мысль и язык. 2-е изд. - Харьков: Тип. Дарре, 1892. - 228 с.
73. Потебня А.А. Объяснения малорусских и сродных народных песен. Варшава: Тип. Земкевича и Нолковского. - T.I. 1883,- 158 -268 е.; Г. 2. 1887. 809 с.
74. Потебня А.А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. Т. I. Рождественские обряды. Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских, 1865, апр.-июнь. 310 с.
75. Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. О связи некоторых представлений в языке. О купальских огнях и сродных с ними представлениях. О доле.и сродных с нею существах. 2-е изд. - Харьков: Потебня, 1914.243 с.
76. Пропп В.Я. Исторические основы некоторых русских религиозных празднеств. Ежегодник музея истории религии и атеизма. М.; JI., 1961, вып. 5, с. 272-296.
77. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этно-графического исследования. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1963. - 143 с.
78. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1976.- 243 с.
79. Ригведа: Избранные гимны /Пер., коммент. и вступ. статья Т.Я.Елизаренковой. М.: Наука, 1972. - 418 с.
80. Рыбаков Б.А. Языческое мировоззрение русского средневековья. Вопросы истории, 1974, Л I, с. 3-30.
81. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. -М.: Наука, 1981.607 с.
82. Рыбаков Б.А. Космогония и мифология земледельцев энеолита.-Сов. археология, 1965, Я I, с. 24-46; Л 2, с. 13-33.
83. Розов А.Н. Древнегреческая коронисма и русские колядки. -Русский фольклор. Л., 1974, т. 14, с. I0I-I08.
84. Розов А.Н. К сравнительному изучению поэтики календарных песен. Русский фольклор. Л., 1981, т. 21, с. 47-69.
85. Розов А.Н. Песни русских календарных праздников: Проблемы классификации колядок: Автореф. дис. . канд. филол.наук.-Л., 1978. 16 с.
86. Сахаров И.П. Сказания русского народа. 3-е изд. - М., 1849. - Т. 2. Кн. 7. 112 с.
87. Смирнов В.А. Купальская обрядовая поэзия восточных славян: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1978. - 26 с.
88. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М.: Тип. ун-та, 1837-1839. - Вып. I. 1837. 246 е.; Вып. 2. 1838. 143 е.; Вып. 3. 1838. 216 е.; Вып. 4. 1839. 241 с.
89. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М.: Наука, 1979. - 287 с. .
90. Старшая Эдда: Древнеисландские песни о богах и героях / Пер. А.И.Корсуна; ред., вступ. статья и коммент. М.И.Стеб-лин-Каменского. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. - 259 с.
91. Судник Т.М., Цивьян Т.В. Мак в растительном коде основного мифа: (Balto Balcanica). В кн.: Балто-славянские исследования, 1980. М., 1981, с. 300-317.
92. Терещенко А.В. Быт русского народа. М., 1847-1848.
93. Т. 5. 1848. 185 е.; Т. 6. 1848. 225 е.; Т. 7. 1848. 350 с.
94. Топоров В.Н. Древо мировое. В кн.: Мифы народов мира, 1980, т. I., с. 396-406.
95. Топоров В.Н. Из области балто-славянских фольклорных связей. Lietuviii kalbotyros klausimai. Vilnius, 1963,t. 6, p. 149-173.
96. Топоров В.Н. Космогонические мифы.- В кн.: Мифы народов мира, 1982, т. 2, с. 6-9.
97. Топоров В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов. В кн.: Ранние формы искусства. М., 1972, с. 77-104.- 160
98. Топоров В.Н. Модель мира. В кн.: Мифы народов мира, 1982, т. 2, с. 161—164.
99. Топоров В.Н. О космологических источниках раннеисториче-ских описаний. Учен. зап. Тарт. ун-та, 1973, т. 6, вып. 308, с. 106-150.
100. Топоров В.Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией "мирового дерева". - Учен. зап. Тарт. ун-та, 1971, т. 5, вып. 284, с. 9-62.
101. Топоров В.Н.Праздник. В кн.: Мифы народов мира, 1982, т. 2, с. 329-331.
102. Топоров В.Н. П YG&2 N. , Ahi budlmya, Бадаак и др.-В кн.: Этимология, 1974. М., 1976, с. 3-15.
103. Топоров В.Н. Славянские комментарии к нескольким латинским архаизмам. В кн.:-Этимология, 1972. М., 1974, с. 3-19.
104. Трубачев О.Н. История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя. М.:Изд-во АН СССР, 1959. - 212 с.
105. Тульцева Л.А. Символика воробья в обрядах и обрядовом фольклоре.- В кн.: Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982, с. 163-178.
106. ФилиповиЬ. Мил. С. Рефрен ль ель о или лельо у- ритуальним песмама. Рад Возво&адских музе^а. Нови Сад, 1965, Л 14, с. 67-74.
107. Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор: Сб. статей / Отв. ред. Б.Н.Путилов. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. - 274 с.
108. Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представлениями и обрядами: Сб. статей /Отв. ред. Б.Н.Путилов. -Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. 200 с.
109. Цивьян Т.В. Дом в фольклорной модели мира. Учен. зап. Тарт. ун-та, 1978, т. 10, с. 65-85.
110. Цивьян Т.В. "Повесть конопли": К мифологической интерпретации одного операционного.текста. В кн.: Славянское и балканское языкознание. М., 1977, с. 305-317.
111. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря ХУ1-Х1Х веков. Труды И-та этнографии. Новая серия. М., 1957, т. 40. - 236 с.
112. Шанский Н. М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка /Под ред. С.Г.Бархударова.-2-е изд. М.: Просвещение, 1971. - 543 с.
113. Эстонский фольклор /Отв. ред. Р.Вийдалепп. Таллин: Ээсти раамат, 1980. - 360 с.
114. Balys J. FastnachtsbrMuche in Litauen. Schweizarisches Archiv fUr Volkskunde. Basel, 1948, Bd. 45, Hf.l, S.40-69.
115. Balys J. Joniniij. apeig-ц. kilme ir ргавтё. Raujoji Lietu-va, 1942, Nr. 147.
116. Balys J. Joniniij arba kupoliavimo dainos. Gimtasai kras-tas, 1943, Nr. 31, P. 107-111.
117. Balys J. Kaledij paprociai ir burtai. Musi; tautosaka. K., 1930, t. 1, p. 124-153.
118. Balys J. Saulin^s dainos. Gimtasai krastas, 1943, Nr.31, p. 95-111.
119. Bezzenberger A. Das Johanisfest der Litauer. Altpreu-sische Monatschrift. KCnigsberg, 1875, Bd. 12, S. 70-75.
120. Buhociu 0. Die ruroSnische Volkskultur und ihre Mythologies Totenklage- Burschenbllnde und Weihnachtslieder Hirten-phSnomen und Heldenlieder. - Wiesbaden: Harrasossowitz, 1974. - 358 S.
121. Buga K. Rinktiniai rastai /Sudare Z.Zinkevicius V.; Valst. polit. ir moksl. lit. 1-kla, 1958. - T. 1. 655 p.
122. Buracas B. Kupisk6n\i Velykos. Naujoji Romuva, 1936, P. 359.- 162
123. Butrimas A, Birzulio zynio kapas. Mokslas ir gyvenimas, 1983, Nr. 2, p. 24-25.
124. Caraman P. Obrz§d kol§dowania u slowian i rumunow. Krakow: Polska Akad. Umiej§tnosci, 1933» - 632 s.
125. Czernik St. Polska epika ludowa: Wroclaw; Krakow: Ossoli-neum, 1958. 368 s.
126. Czernik St. Stare zloto: 0 polskiej piesni ludowej. Warszawa: Panstw. inst. wydawniczy, 1962. - 335 s.
127. Cilvinaitd M. Sventes ir jy. apeigos. Gimtasai krastas. Siauliai, 1935, Nr. 2 (6), p. 261-266.179* Daukantas S. Rastai /Tekst^ paruose B.Vanagiene. Sudare,j.vadQ ir paaisk. parase V.Merkys. V.: Vaga, 1976. - T.l. 783 p.
128. Dlugosii J. Ristoriae Polonicae / Cura et impensis A.Przez-dziecki, 1873. Cracoviae. - Т. 1. 565 p.
129. Dobrzycki St. Kol§dy polskie a czeskie, ich. wzajemny sto/ / sunek. Poznan: Naki. Poznanskiego t-wa przyjaciol nauk,1930. 140 s.
130. Dobrzycki St. 0 kol^dach. Poznan: Fischer i Majewski, 1923. - 79 s.
131. Dovydaitis J. Jonin^s. Gimtasai krastas, 1935, Nr. 2(6), p. 257-261.
132. Dovydaitis J. Uzgaveniii paprociai. In: Krastotyra. V., 1966, p. 128-133.
133. Dulaitien6 (Glemzait§) E. Kupiskemj senove: Etnografija ir tautosaka. V.: Valst. groz. lit. 1-kla, 1958. - 471 p.
134. Dunduliene P. Lietuvi-ц. kalendoriniai ir agrariniai paprociai. V., 1979. - 154 p.
135. Dunduliene P. Lietuviij liaudies meno simbolika. Kulturos barai, 1977, Nr. 2, p. 54-58.- 163
136. Dunduliene P. Lietuviij pavasario sventes. Istorija. Lie-tuvos TSR aukst. m-klii mokslo darbai, 1972, t. 12, s^s. 1, p. 139-167.
137. Dunduliend P. Lietuviij saules sugrj.zimo svenciij apeigos. -Istorija. Lietuvos TSR aukst, т-к1ц mokslo darbai, 1970, t. 11, p. 199-226.
138. Dundulien^ P. Lietuviij ziemos islydejimo sventds. Isto-rija. Lietuvos TSR aukst. m-klij mokslo darbai, 1972, t.13,s^s. 1, p. 97-119.
139. Dunduliene P. Medziai senoves lietuvi\i tikejimuose. Y.: Mint is, 1979. - ЮЗ p.
140. Dundulien6 P. Pauksciai senuosiuose lietuviij tik^jimuose ir mene. V., 1982. - 97 p.
141. Dunduliene P. Saule lietuvrq liaudies mene ir tautosakoje.-Istorija. Lietuvos TSR aukst. m-klij mokslo darbai, 1974,t. 15, Scjs. 1, p. 99-130.
142. Eliade M. Ewige Bilder und Sinnbilder. Olten; Freiburg: Walter, 1958. - 264 S.
143. Eliade M. Das Heilige.und das Profane. Hamburg: Rowohlt, 1957. - 157 S.
144. Eliade M. Kosmos und Geschichte. Hamburg: Rowohlt, 1966, S. 9-79.
145. Eliade M. Schamanismus und archaische Ekstasetechnik. -ZUrich; Stuttgart: Rascher, 1957. 472 S.
146. Eliade M. Strukture et fonction du mythe cosmogonique. -In: Sources orientales. Paris, 1959, I, p. 471-495.
147. Fehrle E. Deutsche Feste und Volksbr8uche. 2-е Aufl. -Leipzig; Berlin: Teubner. - 106 S.
148. Fraenkel E. Litauisches etymologisches WBrterbuch. Heidelberg: Winter; GGttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 19551965. - Bd. 1. 1955. 800 S.; Bd. 2. 1965. S. 801-1560.
149. Greimas A. Tawals deus auctor facultatum. - Baltistica. Lietuvos TSR aukst. m-kl^ mokslо darbai, 1975, t. 11(2), p. 181-184.
150. Grigas K. Lietuviij patarles: Lyginamasis tyrinejimas. -V.: Vaga, 1976. 324 p.
151. Holmberg U. Der Baum des Lebens. Helsingfors, 1922. -157 S.
152. Horalkova Z. Geske prispevky к poznani slovanskych koled.-Cesky lid. Praha, 1969, N 2, p. 64-77.
153. Jokimaitiene P. Vaiku dainos. In; Lietuviij liaudies dai-nynas. V., 1980, t. 1, p. 5-41.
154. Jonynas A. Kalendoriniij. apeigij dainos. In: Lietuviij tau-tosakos apybraiza. V., 1963, p. 144-158.
155. Jucevicius L.A. Rastai /Red. korn-ja J.Lebedys ir kt. -V.: Valst. groz. lit. 1-kla, 1959. 680 p.
156. Jurkstas V. Miesto pradziij pradzia. Mokslas ir gyvenimas, 1980, Nr. 11, p. 6-7.
157. Kalevala / Vert6 Just.Marcinkevicius. V.: Vaga. - 371 p.
158. Katkus M. Rastai /Paruose A.Zirgulys. V.: Vaga, 1965. -631 p.
159. Klimka L. Paleastronomiga: Objektas ir problemos. Mokslas ir gyvenimas, 1984, Nr. 1, p. 29-31.
160. Kuiper P.B.J. The Ancient Aryan Verbal Contest. Indo-Iranian Journal, I960, N 4, p. 217-281.
161. Laurinkiene N. Archainio pasaulevaizdzio reliktai kalendo-rinese dainose. Literature. Lietuvos TSR aukHt. m-klxj mokslо darbai, 1981, t. 23(1), p. 3-12.
162. Laurinkiene N. Pasaulio medis kalendorini^ dainii priedai-niuose. Literatura. Lietuvos TSR aukst. m-klij mokslo darbai, 1982, t. 24(1), p. 26-32.- 165
163. Laurinkiene N. Kalendoriniij datmj j-vaizdziij pastato ir tilto - simbolika. - Literature. Lietuvos TSR. aukst.m-klii mokslo darbai, 1982, t. 24(1), p. 20-25.
164. Laurinkienfe N. Gamtos Zmogaus paralelizmas lietuviij ka-lendorin^se dainose. - Jaum^ filolog^ darbai, 1984, t. 1, p. 132-143.
165. Lietuvi^ liaudies menas: Keramika /Sudar6 ir paruose P.Ga-laun6. V.: Valst. groz. lit. 1-kla, 1959. - 323 p.
166. Lietuviij. liaudies menas: Medzio dirbiniai /Sudar6 ir pa-гиоёё P.Galaun6. Kn. 1. -V.: Valst. groz. lit. 1-kla, 1956. 336 p.
167. Lingys J. Lietuvit; liaudies zaidimai. V.: Valst. groz. lit. 1-kla, 1955. - 200 p.
168. Lowmianski H. Elementy indoeuropejskie w religii baltow.-Ins Ars historica. Poznan, 1976, s. 145-153.
169. Mannhardt W. Letto-Preussische Gtttterlehre. Magazin der Lettisch - LiterSrischen Ges. Riga, Bd. 21, 1936. 674 S.
170. Mannhardt W. Wald und Feldkulte. Bd. 1. Der Baumkultus der Germanen und ihrer NachbarstSmme. - Berlin: Berntrae-ger, 1904. - 648 S.
171. Meyer R.M. Ueber den Refrain. Zeitschrift fUr verglei-chende Literaturgeschichte. Berlin, 1887, Bd. 1, S.35-45.
172. Mierzynski A. Zrodla do mytologii litewskiej od Tacyta do konca 13 wieku. Warszawa, 1892. - Т. 1. 155 s.
173. Miezinis M. Lietuwiszkai-latviszkai-lenkiszkai-rusiszkas zodynas. Tilzfe: Noveskis, 1894. - 288 p.
174. Milius V. Gyvulininkystd. In: Lietuvi^ etnografijos bruo-zai. V., 1964, p. 90-109.
175. Moszynski K. Kultura ludowa slowian. Wyd. 2. - Warszawa: Ksigzka i wiedza. 1967-1968. - T. 2. Cz. 2. 1968. 1111 s.
176. Mlileribach К. Latviesu valodas vardnlca = Lettisch-deut-sclies Wbrterbuch /Red., papild. turpinajis J.Endzellns. -Riga: Izglltlbas m-ja, 1923-1932. Se;j. 1. 1923-1925. 840 1pp.
177. Uarbutt T. Dzieje starozytne narodu litewskiego. Wilno: Marcinowski, 1835. — Т. 1. 482 s.
178. Okladnikovas A. Elnias auksaragis. V.s Vaga, 1969.- 274p.
179. Paulys Real encyclopSdie der classischen Altertumwissens-chaft. Neue Bearbeitung, 1919. - Bd. 10. 2542 skit.
180. PrStorius M. Deliciae Prussicae oder Preussiscbe Schau-btihne / Im wortlichen Auszuge aus dem Manuscript hrsg. von Dr. W.Pierson. Berlin: Dunckers Bucb. - Verl. - 152 S.
181. Ruzgyte J. Nuo Advento iki Trijij. Karaliii» Gimtasai kras-tas, 1942, kn. 5, Scjs. 30, p. 124-131.
182. Sabaliauskiene R. Prie Merkio mano kaimas: Atsiminimai. -V.: Vaga, 1972. 281 p.
183. Sauka D. Lietuviij tautosaka: Vadov^lis respublikos aukst. .m-klii filologijos spec, studentams. V.: Mokslas, 1982.280 p.
184. Sauka D. Tautosakos savitumas ir verte. V.: Vaga, 1970.459 P.237» Sauka L. Lietuviij liaudies dainij eiledara. V.: Vaga, 1978. - 423 p.
185. Sauka L. Lietuviij vestuvines dainos. Literatura ir kal-ba. V., 1968, t. 9, p. 7-296.
186. SchMrer H. Die Gottesidee der Kgadju Dajak in Sttd-Borneo.-Leiden, 1946. 195 S.
187. Schmidt W. Das Tauchmotiv in ErdschBpfungsmythen Nord-amerikas, Asiens und Europas. Melanges de linguistiqueet de philologia offerts a Jacq. Van Ginneken. Paris, 1937, S. 111-122.- 167
188. Sclimitt R. Dichtung und Dichtersprache in indogermanischer Zeit. Wiesbaden: Harrasowitz, 1967. - 375 S.
189. Schneeweis E. Die WeihnachtsbrSuche der Serbokroaten. -Wien: Yerl. des Vereins ftlr Volkskunde, 1925. 232 S.
190. Skrodenis S. KostUme und Masken in Litauen. Schweiz. Archiv fUr Volkskunde. Basel, 1967, Hft. 3-4, S. 127-135.
191. Skrodenis S. Liaudies dramos uzuomazgos lietuviij kalendo-rinese apeigose. LTSR MA darbai. Serija A, 1966, 2(21), p. 285-297.
192. Skrodenis S. Lietuvi-q. kalendoriniij apeig\j tautosaka: Diser-tacija filol m. kand. laipsniui j.gyti. -V., 1967.- 344 p.
193. Skrodenis S. Lietuviij liaudies zaidimas "Jievaro tiltas".-LTSR MA darbai. Serija A, 1965, 1(18), p. 245-258.
194. Skrodenis S. Uzgaveniii paprociai ir tautosaka. In: Liaudies kuryba. V., 1969, t. 1, p. 343-354.
195. Sruoga B. Rastai /Red. kom-ja: J.Baltusis ir kt. V.: Yalst. groz. lit. 1-kla, 1957. - T. 6. 574 p.
196. Stryjkowski M. Kronika Polska, Litewska, Zmodzka i wszyst-kiej Rusi. Warszawa: Glttcksberg, 1846. - T. 1. 392 s.
197. Tomiccy J. i R. Drzewo zycia: Ludowa wizja swiata i czlo-wieka. /Warszawa. : Lud. spoldzielnia wyd-cza, 1975. -226 s.
198. Trinka V. Uzgavenrq ir Pelemj dienos paprociai. Gimtasai krastas, 1935, Nr. 1(5), p. 210-212.
199. Yalancius M. Rastai /Teksta paruose B.Vanagien6. Jvadas ir paaisk. V.Merkio. V.: Vaga, 1972. - Т. 1. 598 p.253» Velius N. Mitinfes lietuviij sakmiij butybes. V.: Vaga, 1977. - 335 P.
200. Velius N. Senoves baltij. pasaul6ziura: Strukturos bruozai.-V.: Mintis, 1983. 311 p.
201. Villoma К. Finnisches Brauchtum im Jahreslauf. FF Communications. Helsinki, 1969, vol. 87, N 206. 366 S.
202. Vysniauskait6 A. Liaudies kalendorius. In: Lietuviij et-nografijos bruozai. V., 1964, p. 536-550.
203. Vysniauskait^ A. Lietuviij. liaudies kalendorius, до sventes ir paprociai. In: Astronominis kalendorius, I960. V., 1959, p. 133-144.
204. Walde A. Lateinisches etimologisch.es WUrterbuch. 3-Q, neubearbeitete Aufl. von J.B.Hofmann. - Heidelberg: Winter, 1938. - Bd. 1. 872 S.
205. Wilke G. Der Weltenbaum und die beiden Kosmischen VBgel in der vorgeschichtlichen Kunst. Mannus. Leipzig, 1922, Bd. 14., S. 79-99.
206. Zilynskyj 0. К historicke' klasifikaci jarniho pisnoveho folkloru u vychodn^ch a zapadnich slovanu. Slovensky narodopis. Bratislava, 1963, 11, 2-3, s. 259-285.