автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Каменные могильники Беларуси XI-XVII вв.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Каменные могильники Беларуси XI-XVII вв."
РГ6 од
ЛКАДЗХЛ НАУК КШР7'Л!
- vùp v-r=-;
' ¡itii к ИНСТИТУТ iWTor;;:!
Ил ярагах" рукописи УДг;.й03.5(476)
КВЯТКОБС1СЛЯ Алла Еикторошга
KA'.EíüíliE МОПШГЛГЛ БШРУСИ XI—Г/ÎT LB.
Сиециалы/ость 07.00.06 — Лрхеолохчш
Автор зферат диссертации на соискание ученой стспопи кандидата исторических наук
/
;.!;шск - 1904
¡'а'юга шдш.шона в Отдела археологии Полоцка и Полоцкой аегл'Ш Института истории А11Б Ляучш/й руководитель: .доктор исторических наук Г.Е.Шгцхов
Официальный ошюненты: доктор исторических наук
Я.Г.Риор
доктор гуманитарных наук Б.Урбанавичгос Гчзд',чцон организация: Ккститут истории Литвк
Зактеш состоится " ■/'•> ," и 1994 г. в7 / час.
у
на засйдаиик Сноцкалпзироканного соизта Д.006.14.01 по садите диссертации н-м соисканпо ученой степени доктора наук при Инстигуги истории ЛОБ /220072, Минск, ул.Ф.Скорины, I/
С диссертацией мо;кно ознакомиться в Центральной научной
оиилиотъке нм.Пкуйа Кодаса ЛЛБ.
Авторе.Кзрат разослан "_"_1994 г.
УченуЦ секретарь Сиимиа.визированного совета
кандидат исторических наук
П.О.Лойко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРПСТФЦ РАБОТУ
Актуальность теми. Большое внимание белорусские археологи уделяют исследованию погреОалыпк памятников - курганов, да-тируемнх по 710 век включительно. Б то же время грунтовке могильники XI—'СУП вв. почти не исследовались. Поото^у изучение этих древностей, расположенных па территории Беларуси, является одной из насущных задач отечественной археолог.«.
В качестве самостоятельного объекта исследований автором избрани сельские грунтовое погребальные памятники XI—ХУЛ вь. каменные могильники, занимающие значительную часть современной Беларуси.
Археологическое изучение каменных шгмлыш:оь диктовалось многими причинами. С одной стороны - это скудость сведений письменных источников как о рассматриваемой территории, тате и о ее населении до прихода славян к последующей его судьба. То есть об аборигенах края. О другой схорони - кеезмненнал и важная роль этого населения (оставившего кагдлыте могильника) в процессе сложения народа, получивясго впоследствии название "белорусы".
Каменные могильники XI—пер.пол.ПУ вв. да'-от интересные данные для изучения и реконструкции погребальных обрядов, материальной и духовной культуры. Археологические »матеркола, . найденные в могильниках более позднего времен?. дают ьозмо*-кость шире осветить те стороны жизни сельского населения, о которых в письменных источниках л 17—ХЛ1 г в. содержатся .-.юнее Бсего данных.
Наличие погребального инвентаря в каменных могилах XIУ — • ХУП вн. не является случайностью. Несмотря на официальное принятие христианства в к.Х1У в. в Великом княг.еотго Литовском в качестве государственной религии, население по-прэтеем.у придерживалось традиционных верований и обрядов, т.о. остаеа-лось лзнческим. Это проявилось и в погребальних традициях: умерших хоронили э праздничной одежде, укр^езнноЯ рмлич"!'":ч металлические предметами; в могилы яоиетяя то лрглмэгя, домрами она пользовалась при жизни и которне могли почлкоОиг.».-ся шл в загробной жизни, Как правило, это - оруамю, о; '/д::я труда и бита, украшения-, амулеты-оберега, деньги и пр. Тагам
- 4 -
образом, Каманине могильники XI—ХУЛ вв. Беларуси являются хорошим источником познания уровня развита общественных отношений, материального производства, мировоззрения населения, . ого этнической принадлежности к др.
Исследования каменных могил, проведенные а конце XIX в. осташлн нероисянимп мно?иб ьонроои: но был определен ареал распространения зг-те памятников. Несовершенство методики исследований но койеоляло арсоолох'ам XIX в. правильно реконструировать погребальный обряд. Вещевой материал.из исследованных ыогилышков большей частью-утрачен, а тот что имеется б наличии - деаасгортюован. Необходимость исследований этих да;.1ят-никоз диктовалась также противоречивой интерпретацией этих древностей различными исследователями, неверно решался вопрос об атничаскай принадлежности населения, оставившего во множестве свои иогреоальные сооружения - каменные могилы.
Цель» работа является асе стороннее изучение средневековых иогро.бальни* памятников сельского населения Беларуси - каменных могклышков; исследование его духовной к материальной культуры, определение его этнической принадлежности.' Б связи с этим автор отрешится реапгть следующие задачи:
— составить свод сведений о каменных могильниках Беларуси, картографировать и определить границы их распространения, но возможности датировать их;
— дать обиую характеристику каменных могильников Беларуси;
— реконструировать погребальный обряд и на этой основе представить духовную культуру населения, оставив-лего какеннне
могилы; ;
— ка,основании изучения погребального инвентаря каменных могил Беларуси охарактеризовать материальную культуру населенна к определить еэ место среди синхронных древностей сопредельны* территорий; .
— опираясь на анализ, духовной и материальной культуры, исторические к этнографические данные определить этническую пси-надлзхшоегь населения, погребэнного в катонных могильниках. Показать, ..как происходи проке?» изменения этнического самосознания- аоо&кгонов края и указать причини его обусловившие. - :
- 5 - .
Научная новизна диссертации зашготаегся ы обобщении и введении в научный оборот материалов, получешшх в ходе исследований. Планомерное исследование каменных могильников Беларуси проводится впервые. Впервые выполнено картографирование этих древностей и определен ареал их распространен.ш, проанализированы и систематизированы данные о погребальном обряде и инвентаре, определены характер и хронологические изменения этих древностей и указаны причины их вызвавшие; определена этническая принадлежность населения, оставившего эти памятники.
.''отодика исследований. В основу работы положено картографирование каменных могильников, их анализ по ряду признаков, характер;.,¿тощих особенности этих древностей. Одновременно проводится углубленное изучение отдельных памятников (Вензовщина,Борис; Кукли, Клепачи, Белица, Щурок и др.). Р диссертации широко применяется сравнительно-типологический анализ.
Практическое значение работы. Результаты а выводи диссертации могут быть использованы для изучения вопросов духовной " материальной культуры населения Беларуси, генезиса белорусского этноса и культуры. Археологические коллекции из казенных могильников Беларуси переданы в Гродненский музей истории религии, Национальны:! кузей Беларуси, Бэгомйъскпй, Лидский, Золь-венский, Глубокский краеведческие музеи. ГГо глатсриалам раскопок автора в Гродненском музее истории религии организована часть тематического раздела, характеризующего языческие верования древнего населения Беларуси.
Ап^обання исследования. Основное содержание диссертации об-суалзлось на заседаниях отде .а археологии Полоцка и Полоцкой земли. Института истории А11Б. Отдельные положения излагались на всесоюзных к республиканских научных конференциях в Пскове (1988, 1992 гг.) и Минске (1953 г.). -
Структура диссертации. Работа состоит из введения, 6 глав, заключения, списка используемой литературы и архивных источников, двух прило-тенпй: I. Иллюстрации, 2. Таблицы.
СОДЕРМИЕ РАБОТЫ Во введении дается краткий обзор -тгорической эпохи, [ скрывается актуальность избранной темы, : ¿¡.'■■'улнруются пели и задачи.
- 6 -
Па икая глава посвящена истории археологического изучения каменных могильников Беларуси (§ I) и кеуодике раскопок (§2). Изучение каменных могильников началось s конце TLX в. благодари растопочным работам В.А.Шукавича. Б 1883-1885 гг. он вскрыл.16.погребений в могильнике у д.Пузвли. В 1888 г. магистр русской словесности, приват-доцент Петербургского университета З.А.Вольтер исследовал 0 погребений в этом же мо-гильиико (сведения из отчета В.А.Иукевкча). С 1885 но 1895 гг. (с перерывами) Б.А.Щукевич изучал каменный могильник у д.Двор-чаны (ур.Карначиха). Десять погребений на этом памятнике ьскрил 0.А.Вольтер (сведения из отчетов В.А.Шукелича). Е 1889 г. э.А.Вольтер выявил каменный могильник у д.Вензомцина (ур. Гоичариха) и раскопал 19 погребений. В 1889-1890, 1892 гг. В.А.Шукевич здесь же вскрыл 2? погребений. Е 1887, 1891 гг. Ь.Л.Шукевич раскопал 17 могил у д.Опановцы, а в 1888—1889 гг. Э,А.Вольтер вскрыл здесь 51 захоронение (сведения из отчета А.А.Сиишша). Б 1891 г. В.А.Шукевич провел раскопки каменных могил в следующих пунктах: у д.Снрни - 4, у д.Воробьи -5, у д.Первомайск - 8 могил. В I9II г. В.А.Шукевич изучил .5 погребений на каменном могильнике у д.Дутилковичи.
По результатам исследований каменных могильников В.А.Щуке-ьичем опубликованы несколько обобщающих статей, в которых дана предварительная общая характеристика каменных могильников вндолоны 3 типа кладок над захоронениями, описаны черты погребального обряда и пох'ребальный инвентарь. Исследователь предпринял попытку очертить ареал распространения каменных могильников и высказал предположение о ятвяжской принадлежности населения, оставившего их.
К сожалению, почти нет информации о раскопках каменных могильников Э.А.Вольтером (имеется только один отчет по раскопкам могильника у д.Вензовщина, ур.Гончариха). Кроме сведений, содержащие в отчетах Е.А.Шукевича о работах этого исследователя до изучению каменных могильников мы располагаем очень скудными данными из периодической печати. Результаты раскопок кам&нных могильников, проведенных В.А.Щукввичем и Э.А. Вольтером, обобщил А.А.Сгашын. Планомерные исследования ка-глзнньк могильников позднее не проводились.
В 1892 г. Г.Савицкий в Гольшанах раскопал 3 погребения ГЛ—ХУ ев. В 1913—1914 гг. П.С.Рыков вскрыл несколько каменных могил ХП-ХШ вв. (по обряду трупосомкения) у д.Марканентн. В 1931 г. do время археологических разводок Д.Д.ловоленя вскрш! по одного погребению у д.Хавхолкца, лпгустопо, нутилко-вичи я' До:.жер:щн, три - д.Куховец. В 1935г. Я.Фи.гко изучил несколько каченных могил у д.Подрось. Материалы исследований в 1952 г. опубликовала Д.Ясканис. В 1955 г. Ф.Д.1уревич рас- i копала одну могилу на каменном могильнике у д.Клепачи (оз.Без- ' донное). В 1962 г. В.Н.Рябцевич вскрыл 3, а в I9B3 г. - пять погребений на каменном могильнике у д.Горавец (Дедиловичя).
Начп'-ая с 1981 г. автором проводятся планомерные исследования каменных могильников Беларуси. На протяжении I98I-I982, 1986—1991 гг. в 16 могильниках, расположенных в различных частях Беларуси и различающихся хронологически изучены 383 погребения. Б результате многолетних исследований этих памятников накоплен материал, позволяющий достаточно полно охарактеризовать духовную и материальную культуру населения, оставившего каменные могильники и определить его этническую принадлежность.
При исследовании каменных могильников Е.А.Рукевлч сделал вывод о наличии двух типов погребений: каменных курганов и каменных могил.. Однако последовательного разграничения выделенных типов захоронений проведено не было. В отчетах Б.А.Шукевич л Э.Л.Ьольтер описывали только те могилы, которые заключали в ;ебе инвентарь, сведения о безинвентарных могилах отсутствует. Несовершенство методики . аскопок, характерное для периоде становления археологической науки, не позволило исследователям полно охарактеризовать погребальны" обряд каменных мобильников; погребальный инвентарь большей частью оставался в гачиых коллекциях В.Л.1Сукевича и Э.Л.Вольтера, он безвозврат-ю утерян, а тот, что хранится в фондах музеев - депаспорти-юван.
Противоречивость в изложении предыдущими исследователями п штором сведений об устройстве мог&р-к •:«>в, погребальном 1рл-ie и инвентаре заключается в использовании различит« методик 1ри их изучении.
- 8 -
При гюстаатении археологической карты каменных могильников Беларуси, параду с использованием сведений из опубликованных работ предшественников, археологических карт Ф.В.Покровского и Г.Ъ.Штыхова, разведочных работ автора, в 1982-83 гг. била исиольаоьана такая форма сбора информации, которая практиковалась в Беларуси в 20-е годы нашего столетия - анкетирование сельских Сонетов Гродненской области в пределах которой в основном распространены рассматриваемые памятники.
"зученле конкретных памятников проводилось в три этапа: I. coop архииных и опубликованных данных о предполагаемо.».! объекте иосдедрьшшя; 2. разведочные работы с целью уточнения ыес-•гонихоздон.ш памятника, его состояния, опрос местных жителей с целью получения дополнительной информации о памятнике, а тагс::е о современном обряде погребения, бытующем в районе памятника. При раскопках каменных могильников автором применена оо,(лгршштая в отечественной археологической науке методика исследования погребальных памятников. Вместе с тем в нее были внесены (с учетом особенностей памятников) соответствующие поправки и дополнения.
Вторая глава состоит из 2 параграфов. Б § I дана общая характеристика каменных могильников и границы их распространения.
Каменные могилы никогда не встречаются в одиночку, но всегда группами, образуя могильники, располагающиеся по берегам рек, озор, ручьев на расстоянии 1-3 юл один от другого. Они располагаются либо непосредственно в населенных пунктах, либо в расстоянии 1,5-2,5 км от них в лесу, реже - в поле. Каменные могилы некогда но располагаются рядом с культовыми сооружениями. Ьнеине могилы никак не обозначены: каменные надмогильные кладки задернованы, а на поверхности изредка выступают макушки камней из кладок. При снятии дерна видно, что каменная конструкция слабо возвышается над землей. Как правило, каменные кладки однослойные, исключения - редки. Б голове и в ногах .погребений иногда отмечали большие камни природной (округлой или подтреугольной) формы или со следами искусственной обработки, тесаные с боков, расширенные в нижней и за-уяенныэ в верхней части.На камнях, стоящих в изголовье, иног-
- 9 - .
да имеются изображения крестов разнообразной <т»рмн, солярные и другие знаки, встречены каменные бабы и идолы.
Среди местных жителей каменные могилы известны под разними названия?,я: татарские могилы, боярские, поганскио, старосветские могилы, а также "голодпики" или "голодные глогилы". Многие могильники млеют собственные названия (например, Церковное, Дунич-Могилицк, Девиц-?,'¡огила и т.д.). "оста, где располагаются каменные могильники,также имеют собственные названия (например, ур.Гончариха, ур.Довбн, ур.Лейцекапинпс и т.д.).Чаще всего происхождение каменных могил связывают с войнами или как результат эпидемий, голода, объясняют такте преданиями — своеобразными переложениями библейских сюжетов.
Дуля могильников выбирали места на возвышенностях с сухим песчаным грунтом. Могилы располагаются на площадках и склонах возвышенностей, не достигая подножия. Исследования показали, что умерших никогда не хоронили в мелком сыпучем песке.
На территории Гроднендины и Брестчины иногда рядом с каменными могилами фиксировали каменные кургана. В Витебской и Минской областях каменные могилы в "чистом" виде не встречается, а всегда в соседстве с земляными курганами кривичей..
Ареал распространения каменных могильников в Беларуси очерчивается следующим образом: на севере граница проходит по р; Вилии и ее притокам Нарочи и Илии; на востоке эти памятники известим по р.Березине (Днепровской) и ее притокам — Схе и "паче; юго-восточная граница проходит по верховьям притоков Немана - Серьечи, Уше, Щаре и ее притоке Гривде; на юго-западе каменные могилы известны по притокам Буга - р.Мухаво", Лесная, Нарев, на западе - в верховьях Свислочи и далее распространяются в пределы Польаи; на северо-западе эти памятники выходят на территорию современной Литвы. На очерченной территории каменные могильники располагаются не равномерно, а группами. I. В правобережье Немана; 2. в левобережье Немана, Побужье и верховьям левого притока Припяти Ясальде; 3. по р.Вилии, Березине (Днепровской) и левым притокам Западной Двины. Выделенные территориальные группы памятников различаются между собой некоторыми особенностями погребального обряда, инвентарем и хронологией. Неодинакова и степень их изученности.
Б § 2 рьссматриааотся устройство могильников м тапн гогш., Было замочено, что количество погребений в каменных могильниках - различное: ог 15-20 до 100-200, а в сродном - не более 60-100. Б расположении мохил наблюдается система: тянутся она неровными рядами в направлении с северо-востока на•»го-зэкад (Бензоинглна.Борок; Дворчпнн), либо с юго-запада на северо-восток (Новоселки Зельъенского р-на). На могильнике.у д.Клепани (оз.Бездонное) драпнеШлие захоронения располагались в центральной части могильника, а более поздние - по краям. То есть, ро всех случаях соблюдался порядок последовательности захоронении. Было замечено, что могилы располагаются группа:-"! - по 2-5, что позволило сделать вывод о семейном характере захоронений. Могилы в таких группах часто включают подзахорононкя. При этом погребения обычно располагаются не параллельно, но всегда смешены в ту или иную сторону но отношении друг г. другу, находятся под углом друг к другу и т.д. Такой "беспорядок" в группах могил объясняет народное поверье, бытующее и сегодня среди кителе;! отдельных районов Гроднонщини. Согласно ему, "если умерших родственников хоронить ровными радами, то ровными рядами поляжет весь род" (т.о. вымрет - А.К.).
Особенностью рассматриваемых памятников является наличие капанной кладки, которую сооружали из простых половых камней над каждым погребением в один, очень редко - два слоя. Размеры кладок варьируют в пределах от 3,2 х 1,3 х 0,25 м до 1,9 х х 1,8 х 0,2-0,3 до. Замечено, что кладки различаются мелсду собой формой и способом положения камней. Исходя из этих двух основных признаков выполнена классификация кладок, выделены типы и варианты. К I тину отнесены кчадки круглой, ко П-ому -овальной, к Ш-ему - прямоугольной формы. В таблице'I (Приложение 2) приведены данные о форме и размерах сохранившихся кладок над грунтовыми погребениями. Зафиксировано II круглых, 84 овальных, 73 - прямоугольных, х - квадратная. Таким образом, кладки крух'лой и квадратной формы для данного типа древностей на характерны, они не получили распространения ип в начальный, ни в последующий периоды сооружения каменных могильников. Распространяются и получают развитие кладки овальных и прямоугольных. Оорм.
Обычай сооружения каменных кладок нал погребениями но прекращается к концу Ш1 в. Исследования сельских кладбищ конпа ХУП—XIX вв. на территории Гродненщипн, Битебщины, Бресгчшш и Мшщииы показали, что над погребениями по-проянему продолжали сооружать каменные кладки. В изголовье погрэбонкй ставшш камни подтреугольной формы вверху со следами подтески, высотой до 1-1,2 м. На этих камнях, как правило, выбиты кресты, крестообразные и прочие знаки, орудия труда, изображения птиц, зво-, рей и прочие знаки. Кладки этого периода имеют аналогии в кладках предшествующего периода. В первые десятилетия XX в. на указанной территории постепенно перестают соору.глть каменные кладки ;- \д могилами, но и в изголовье и в ногах погребений, по-прежнему, продолхают устанавливать большие камни.
Глава. 01 состоит из 6 параграфов, посвящена погребальному обряду каменных могильников. В § I показана тради/ионность употребления камня в погребальных сооружениях Лонешнья п Но-бужья. В повседневной жизни поклонение камням было связано с почитанием бога Перуна. На возвышенных местах, называемых в Беларуси Перуновнми горами, размещались юнща, посвященные Перуну. Многим культовым камням не только в прошлом, но и ныне иосят дары. 7 почитаемкх камней ставили кресты, часовни, ■ церкви. На Гроднендияе, а особенно на юге Еитобщшш во дворах и полисадншсах часто можно увидеть лежащие валуны, которые специально приносят сюда в честь какого-либо события (например, свадьбы сына или дочери, или просто, вне связи с событиями). Совершенно очевидно, что эти камни выполняют роль оберегов. С принятием христж .ства начинается активная борьба церкви с язычеством ео время которой были уничтожены многие культовые каши: многие из них были расколоти или закопаны в землю. Население всячески противилось этому и отстаивало почитаемые валуны, пряча их в лесах или болотах, или устанавливая на могилах умерших.
Вполне естественно, что такое большое значение, которое придавали культу камня в повседневной жизни должно было найти отражение в погребальном обряде. Употребление камней в о-гребальных конструкциях на рассматриваний территории известно с эпохи неолита. Исследователи отмечали, что для племен
ошишшх балтов в течение длительного времени было характерно ирга.кыоние пылая б захоронениях: у пх \ч;сов обычай этот продержался вплоть до ХИ—Х1У вв., а у родственных им ятьягов - до ХУП в. (Сувалкия). Прекращение употребления камня в погребальных сооружениях Мазозии Л.Раухуг относит к середшю -второй половине ХГГ в. и связывает это с введением христианского обряда погребения. На Беларуси обычай сооружения îcn-док над могилами доживает до начала XX в. (Внтебщнпа, частично Гролнгьщпна и Бресгчша).
Ь § 2 рассматриваются деревянные обставки и конструкции домовин. Ico исследователи каменных могильников в большинстве nnyicHjíLíx погребений отмечали дровесяый тлен вокруг и над (а изредка и под) костяками, а также куски досок. При этом нп-саких ег.решюний досок не найдено. То ость, углорипэс со всех c'j^pou обставляли досками, но скрепленными между собой. Появление собственно домовин, доски в которых скреплялись с по-ыоиыо колезних гвоздей, связано с христианизацией населения, оставив него каменные могильники и относится к концу ХУГ — началу ХУП вв. Быавлены остатки гроба ящикообразной сгормы, выполненного из досок и бревен диаметром 10 см (торцевая сторона); скрепленных с помощью гвоздей. Выявлены остатки домовин, выполненных только из досок различными способами. Благодаря остатка« доровянпих обставок или древесному тлену уда- • лось нрослопить фур.ду когилытх ям: они четырехугольные с закругленней углами, суживаются в донной части. Глубина их варьирует в пределах от 0,45 до 1,7 и, а в большинстве случаев ко превышает I м.
Б § 3 рассмотрена ориентировка погребений и положение умерших. lo время исследований било замечено, что ориентированы умершие головой на Ю, ЮЗ, С, 03, СБ, редко - па Б и 3. ООачай погребения угдерлих головой на Ю или С выявляется у некоторых q нно-ух'орских и балтеких (например, ятвяхеких) плоыен уже в раннем железном веке, а у морповских племен удерживался вплоть до ХУП-ХУШ столетий. Однако, такая "построта" в ориекшровке погребений не может быть объяснена только этническими особенностями. Следует учитывать также и сезонность захоронений, т.о. в какое время года хоронили умерших. И еде
- 13 -
одно обстоятельство, влиявшее на ориентиров;'"./ захоронений -ото семейный обряд погребения. Гыте ужо говорилось об обычае | обязательного смещения погребений по отношению друг к друзу, в результате пего "нарушалась" оста« ориешировка захоронении.
Как правило, умерших хоронили положив на спину, нявзничь в вытянутом иолохении. Однако известны случаи поаояешы уяор-пих на правый или левый бок. Такое положение умерших исгр-ччо-ко только з погребениях с подзахороненнек, а нь происходит из особого обряда захоронения. Положение головы - раял»' кое. 2 положении рук наблюдали'большое разиооб]>азад: окш.^ш на груди, вдоль тела и яр. С конгга ХУ1 в. руки умершим складывали на поясе. То есть, согласно христианскому обряду ногрсбонил происходит унификация в положении рдараах: хоронит;; топець всегда навзничь, в вытянутом положении, с рука--и, слоконнтэд на поясе, головой на 3.
Б § 4 рассматриваются едзоокние, пуетте и детские погребения. При расдонках каменных могильников неоднократно отгта-лк случаи сдвоенных погребений. Яри отом одно погребение всегда смещено в ту или инул сторону по отношение к лругому. Пустые захоронения для данного типа древностей не характерны, раскопками выявлено значительное количество детских захоронений. Обряд погребения в них такой же, как и в могилах взрослых, различия здесь но выявлены.
В § 5 представлена типология погребального обряда. Он приставлен двумя задами: трупосожнениями и трупопелокениями. При классификации погребального обряда за основу Сад взят принцип следования о? сложного к простому. Учитывалось ?о, что языческий погребальный обряд был икэгокогшонентнш, а хрястианс:слй отличается от языческого максимальной упрощенностью. -
Еад I, тип I: захоронения по обряду тр.уыо'-о.тленмя на стороне. Остатки кремации вместе с погребальным инвентарем и Фрагментами керамической посуды помещали в специально отведенном для захоронений место, а сверху сооружали кяиешше ¡сладки. Тля П: погребения по обряду трупосожкоиия нэ маете, в яг-п::.
Бид П. Погребения по обряду трупегголотаяши рал,долены на ? типа. К 1-оку отнесены безъямлые ззхоронеяяя, то эоту. ссзсрчг-н-
ние на горизонте. Умершего с инвентарем укладыьали на землю, оо всех сторон обставляли досками, а сверху сооружали каменную . кладку кз небольших казней, поверх которой помещали большие ллктосбразние камни. Ко П-ому типу отнесены труполояения в х'Р.унто-ж ямах. -Представлены 4-мя вариантами. Вариант /.. Умершего в праздничной одежде, украденной металлическими предметами с инвентарем опускали в могилу, со всех сторон обставляли досками, прг.чом чаете верхняя доска бывает ооуглепной, так как на ее поверхности скиг'али ветки. Затем могилу слегка засыпали, насыпали угли из кострищ, когорно располагались рядом с могилами, или прямо и могиле хглп ветки и окончательно засыпали могилу. Справляли поминки, снова кгли ветки, черепки битых горшков помечали чаше всего в ютоловье погребений. Затем соо- . ругали каменные кладки. Вариант Б. Погребальный обряд аналогичен списанному выше. Только посла того, кж могилу окончательно засыпали и совершали поминки, на ео поверхности помимо чврепкоа битой посуды клали различные предмотк: кресала, нота, бубенчики, перстни и т.д., и которые слэиует рассматривать так подарки ушркшм. Затем сооружали каменную кладку. Вариант ]J. Захоронения, отпесемше к этому варианту, отличаются тем, что в погребениях отсутствует (за рэдкиа исключением) погре-балкшч инвентарь, а на поверхности могил нет следов поминок и фрагментов ксрамическоИ посуды. Еариант Г. Погребальный об-, ряд махоронений, отнесенных к этому варианту максимально прост б отличие от зыягеспиеанных. Умерших потребили в гробах 'доски скренлоны с помощью железных геоздзй}, без инвентаря. Б могилах отсутствуют угольные прослойки, а на поверхности их -- кет следов поминок. Не по-дрехле.^у на поверхности могил жгли ветки, черепки битой посуды клали ь кзголоте, сооружали каменные кладки. Ь изголовье ставили большие'- до 1,2 м в высоту камни, тссаныс с боки*, расширенные внизу к заужоншв вверху, нодтре--угольной форпи. Па атих камнях всегда есть выбитые кресты, крестообразные и прочие знаки. Б § б пэречпеляютел другие следы погребального обряда и культа умерших, выступающие единично.
Глава ,1У состоит из 4-х параграфов и посвящена рассмотрении погрее&йыюго аивеагаря. Весь тюлщлйоя в наличии погребальный инвентарь разделен на несколько /.рупн. Б <) I рассматривается
погребальный инвентарь женских захоронений. Он представлен украшениями, принадлежностями костюма, орудиям! трупа, амулетами-оберегами. К украшениям отнесены бляшки от головного убора, спиральные пронизки, немногочисленные височные кольца нескольких типов - многобуеннниб, полутораоборотпне, перст-нообразные, трехбуешшые, с 3 -виданы завитком к икдньидуальных форм, булавки типа "кус йе.чнн". Серьги представлены тремя типами: I) в форме вопросительного знаю: 2)кольцеоб-разныэ с тремя подвесками-стержнями, на которые нанизаны по
2-3 бусины или без них; 3) колъцообразкно с обмоткой. Выявлены ожерелья, в состав которых входили бусы, бубенчики, лри-вескп-крестики, ■ раковшш каури. К украшениям рук относятся браслеты и перстни. Ерзслйты нескольких типов: плетеные из
3-х проволок, концы раскованы и заглутк в спираль; из 7-9 тонких проволочек; ложновиткэ, узкокассквлые; пластинчатые тупоконечные с расширяющимися трапециевидными концами; елнрг-левидные. Перстни нескольких типов: спиральные, плетение, пластинчаты?; со вставками, щитковые, узкопластинчатнз. Найдены фибулы: подковообразная со спиралевидными концами; с загнутыми 3 -видно концами; з форме розетки. Найдены бронзовые символические ключи, 'иголки, пряслица, амулеты из зубов животных, окованные бронзой; поясные пряжки, в одном случае -бронзовая пуговица; ножи в кожанах орнаментированных ножнах, монеты.
В § 2 рассмотрен погребальный, инвентарь мужских захоронений, представленный оружием, орудиями труда л быта, украшениями, принадлежностями кезтюма, монетами, амулетами.
Оружие представлено наконечниками копий (с ромбическим сечением пера), а также бсешмп ножами, топорами. К снаряжению всадника отнесены ашори - с округлым' шипом и колосиком-ропеи-кой и фрагмент стремени. Орудия труда представлены ножами, топорами (I узколезвкЗный, а в большинстве случаев - широколезвийные). Еыквленн мипкатюриые товорики-амулеты. Б погребениях найдены точильные бруски, кресала-с кремнями, ножницы, жило, иголка. Украшения представлены .единичными бусинами, перстнями, фибулой с ¡юннат ь екдо морд драконов. К принадлежностям коотюш лтнесани пряжки различных типов и ремни, ук^а-
гч.ннке бронзовыми пластинками, поясные железные кольца, к ко-?орим приоояизаги.сь различные предметы: ножи, точильные бруски. Выявлены такке кожаные кошельки, украшенные бронзовыми оковками, монеты.
Гшгреоалыш/1 инвентарь мужских и женских захоронений ммо-ит прямые аналогии в древностях Прибалтийского историко-культурного региона; отдельные предметы имеют аналогии в древностях финских и славянских племен.
Б § 0 рассматриваются предметы инвентаря, найденные в детских погребениях. Замечено, что для рассматриваемых древностей погребальный инвентарь з детских захоронениях - явление достаточно редкое: он иекногочасленныЛ и довольно однообразный. Ь захоронениях совсем маленьких детей погребальны!} инвентарь, как правило, отсутствовал. Б отдельных погребениях девочек 5-7 лот и старше выявляли: перстни, серьги, бляшки от головного убора (б окном случае - с изображением свастики). Б некоторых захоронениях мальчиков 7-12 лет встречены келезныз ножи, в единичных случаях - поясные железные кольпа и пряжки.
Б § 4 рассматривается внемогильный инвентарь: керамический материал, собранный под каменными кладками. Представлен фрагментами лепных и гончарных горшков, фрагментами мисок, крышек. Керамика разделена на 3 хронологические группы: I) к.Х—Ш вв., 2) втор.пол. ХШ-нач.ХУ! вв.; 3) ХУ—ХУЛ вв. Керамический материал имеет аналогии в древностях Польши и Литвы.
Кроме керамики под камнями кладок в отдельных могильниках (1;укли, Белица, Шшзвщина) найдены кресала, ножи, поясные железные кольца, бубенчики, третях, пряслица, которые следует . рассматривать как подарки умершим...
Глава У посвящена хронологии каменных могильников Беларуси, характеру и хронологическим изменениям погребального обряда и инвентаря.
Первый этап эволюции каменных могильников связан с массовым переходом от'обряда трупосохасеиия к обряду трупополодсения и формированием последнего — к.Х—нач.XII вз. Б это же время происходит и эволюция погребального сооружения - переход к грунтовым бескурганным захоронениях.;. Правда, совершался этот переход'По всей территории распространения каменных могил не
- 17 -
одновременно. Например, в левобережье Немана и частью на его правом берегу, в ПоЗу:кьо дольше удерживался обычай сооружать курганные насыпа с употреблением гамня. Б грунтов»* захоронениях нами отмечены все те черти погребального обряда (а в некоторых случаях и инвентарь), которые имеют место и в хронологически синхронных каменных курганах с трупополо-тениями. Каменные надмогильные кладки представчяот собой вымосткн из ка.'ШвЗ овальной или прямоугольной, очень редко круглой формы, большие камни в изголовье и в ногах захоронении отсутствуют.
Второй зтаг эволюции каменных могильнике; связан с господством обряда труноыолокения и его развитием. Погребения этого периода всегда тлеют инвентарь и весьма разнообразный (в пределах двух первых территориально-хронологических групп каменных могильников); в могилах прослежены деревянные обс-тагки, угольные прослойки. Радо?/, с могилами зафиксированы кострика. На поверхности могил, чаде в изголовье встречены Фрагменты керамической посуды, а в отдельных могильниках -различные предметы. Каменные надмогильные кладки овально;! или прямоугольной Формы. Очевидно, с конца ХП-нач.ХЫ в. в изголовье погребении начинают ставить природные большие камни, а начиная с конца Х1У в. - камни чуть меньших, чем в изголовье размеров, ставят и в ногах захоронений.
Трети!! этап эволюции каменных могильников ознаменовался следующими особенностями. Б сер.-конце ХУ1 в. умерших начинают хоронить в гробах, в вытянутом положении, с руками, сложенными на поясе, головой на о. Угольные прослойки в заполнении могил отсутствуют, теперь это единичные угли. Могильный инвентарь представляет большую редкость. Б изголовье погребений ставят большие - до 1,2 м в высоту- камни, тесаные с боков и имеющие подтреугольную форму вверху. На многих из них есть выбитые кресты, крестообразные и прочие знаки, изображения орудий труда. Размеры кладок уменьшаются и не превышают размеры могильных ям. Получает распространение новый тип кладок: камни в них положены в 2-4 параллельных ряда. Однако, по-прежнему, на поверхности могил жгли угли, в изголовье могил помещали черепки битых горшков, но следы совершаемых на могилах поминок - отсутствуют. Поминки умердлх поре-
носятся б дома.
Ькцеленниь этапы эволюции камегчых могильников позволяя? видеть устойчивость погребальных традиций па протяжении длительного времени. Устойчивая преемственность традиций наблюдается и в развитии местной материальной культуры населения, оставившего каменные могильники, и в традиции необходимости погребать умершего в праздничной одежде, украшенной металлическими предметами и с инвентарем.
Изменения, происшедшие в погребальных традициях населения, оставившего каменные могильники связаны с крещением ^утверждением христианской религии среди сельского населения. Однако, несмотря на кр<-цение и запреты церкви на языческие обряды и верования, население,оставившее каменные могильники, еще долгое время придерживалось традиционных верований и обрядов и об этом таете свидетельствует материалы, подученные з ходе раскопок этих древностей.
Глава У1 посвящена историко-культурным выводам. По волосу об этнической принадлежности населения, оставившего каменныо могильники, высказывались различные точки зрения. Одни исследователи считали их памятниками ягвягов (Б.А.Кукевич, Э.Л. Вольтер, Ю.Талько-1^шщевич и др.), другие (А.Сгощын, Б.Седов Ф.1>ревич) - памятниками потомков славянизированных ятвягов, и в качестве доказательства приводили два довода: I) что эти земли были засслсны славянами и вогали в состав Древней Руси; 2) славянский характер некоторых женских украшений. Однако письменные источник:!, исторические исследования и материалы, полученные в ходе исследований каменных могильников, не подтверждает вывода исследователей о славянизации ятвягов в X— ХШ вв.
Первые две территориально-хронологические группы каменных могильников расположены в пределах распространения каменных курганов, в древней ятвкг.ской земле. Третья - за. ее пределам» Причиной, объясняющей появление каменных могильников по р.Березине (Днепровской), леБШ притокам Западной Двины, в райош Лепельских озер могут быть события, отраженные в письменных источниках. Под 11С2 г. есть сообщение о походе Бориса Бсе-слав?ча (Полоцкого) на ятвягов, пленением и переселением час-
тп на озон зегЛ'Нт. Глеб !.",:;нск;:й (нач.ХП в.) часто совершал :.\ш>"и на своих соседе;:, брад лш.ш»: и частью селил пх :ю р. Берозино (Днепровской). 1.!огла иметь место л мирная /нл.кльтра-.'!'.:;{ отдельных групп лтыыскогс населения на отп земли. Камен-нье могильники отоЛ группы отличаются ит нономанскнх, р.о-пер-:.ых, почти полним отсутствием погребального инвентаря к отсутствием некоторых черт погребального обряда (малым колкчес-ом угля в могилах, отсутствием фрагментов керамической но-суды б изголовье погребений, и следов люмлнок). Каменные мо-г.иш ото;"! трупы за редким исключением, помечаются п соседстве с земляными курганами кривичей, компактной группой, в пределах одного могильника, что свидетельствует о совместном нромивашы двух этнически разных групп населения.
Свидетельством того, что слазянизания ятвягов в Х-.ХП1 вв. но имела. моста мо;;;ет быть следующее. Славянские погреоальныа сооружения Х-И вв. представлены земляными курганам!!, ятвлги сооружали курганы с большим количество:.', камней. У я-шшких племен в к.Х-нач,ХП вв. происходит смена тнла погребальных со-ору;;:е :пй: каменные курганы сменяются грунтовыми каменными мо-гнламп. Как отмечал Б.Б.Седов - отсутствие курганов - признак Ни славянского населения. Kar/.ешшо могильники значительно удалены от городов, которые возникли а Побу;хье я Лонеманье как спорные пункты славянской колонизации края. Письменные источник;! говорят о враждебных отношениях ¡¿езду приясльцами-славя-нами и аборигенами крал, свидетельством чему указания на многочисленные походы славянских друаин из южнорусских и польских земель с целью подчинения ятвягов. Каменные могильники, расположенные в Понеианьо. (в пределах распространения двух терр гториально-хронологических групп каменных могильников, за исщшченнем территории ПоЬужья и верховьев левых притоков Припяти) не содержат захоронений этничеаси разных групп ласелет пия, как это наблюдалось в некрополях древних городов (например, Нокогрудка, Заслашш) или в пределах третьей территориально-хронологической х'рушш каменных могильников. Б K.X-XI вв. славяне .¡ршнмают крехениэ - христианство в православной его ветви в качестве официальной религии. Ятвяги оставались язычниками, что такке препятствовало взаимодействию этносов и яв-
- 20 -
лялось причиной врахды. Источники сообщают об особенностях национального характера ятвягов: "Замым диким, неукротимым и ноинетвс-нным среди других балтеких племен было племя ятвягов. С тгв.ягами, особенно в древнее время, нельзя бшго ьогупить в договор, землю модно было взять только силой, с бою. оттесняя лх вглубь лесов и путей, и каждую отвоеванную местность закреплять построенной города, совершенно очищая со от старожилов туземцев. Ятвяги, как в древности, так п в более позднее время, никогда не входили в состав Русского или Литовского населения в этом крае, но всегда оставались чужими, хотя иногда и временно бывали союзниками последней. Ятвяги никогда не : ^диаьались ни на какие соединения с соседями и на все окружающие их народы смотрели как на непримиримых врагов" (Беляев К.Д. Очерк истории Северо-Западного крал России,- Еильна, I8S7, с.53-58). Д/гугош отмечая, что ятвяги по языку, образу жизни, религии и нравам имели больше сходство с литовцами, пруссами и нмудьга. Согласно своь.1 религии - язычеству - они хоронили покойников в земле, но не с:/, ига ли их.
Походы славянских дружна (из южнорусских к польских княжеств), позднее тевтонских рыцарей на земли ятвягов привели к сильному разорен™ и ослаблению Ятеяямкой земли. Ятвягля, или Судовия как политический и духовный центр ятвягов перестает существовать как самостоятельная политическая единила и имя ее вскоре исчезает со страниц истории. Но как этническая общность ятвяги выступают составной частью населения Великого княжества Литовского. Широкая веротерпимость, бытовавшая в Великом княкестве Литовском, способствовала сохранению этнических ятвягов. Тлеются известия о ятвякском населении под Каменце;.:, Кобринсм, Гродно и в околицах Еолг-шиска, датируемые ХУ-ХУ1 вв. Имеется свидетельство, что в околицах Еол-ковкска в ХУ-ХУ1 вв. были в употреблении таена ятвяхекпе. Сохранились именные списки жителей Ятваска под 1![учином от 1555 г, и Ятвязи (называют также Дайнава) под Дятловом от 1580 г., указывающие как и особенности языка, на ятвят.скую принадлежность их жителей.
В сер--конце ХУТ в. для борьбы с идеями реформации в Поль-
- 21 -
яз и Великом княгхоотье Литовском из Западной Звропы были приглашены иезуиты. С этого времени начинается крошение и распространение идей христианства среди языческой части населения, его просвещение. В это время языческие верования населения получали характер антихристианского качала, жестоко пресекались и наказывались. Начиная с ХУП в., хотя и медленно, происходит утрата этнического самосознания ять;:гов, хотя оше и в сор.XIX века они отличались от других жителей края особенностям:: языка, костюмом, обычаями и образом жизни, и не причисляли себя ни к русским, ни к белорусам, а называли ссбя "ту.'зпшия", значит -здешние, местные. Каменнкз могилы местные ж..толп называли ят-вяжскими.
В пдклч.чонги представлены основные положения, выносимые ira зациту.
I. В XI—ХП вв. на территории Беларуси в результате эволюции каменных курганов и вследствие других причин широко распространяются грунтовые захоронения под каменными кладками - каменные иогшго. Зафиксированы могялышж, закявпаюдае два типа погреб жий: каменные курганк с трупоположениями и каменные могилы, обряд погребения и инвентарь их тождественны. Ареал распространения каменных могил очерчивается следующим образом: занимают они Верхнее Понеманье, часть Побужья и верховья левого притока Припяти -Ясельды, зафиксированы по р.Билии, Березине (Днепровской) и левым притокам Западной Доийк, в районе Лс-пельских озер. На этой территории выделены 3 территориачьно-хронологичсскип группы каменных г.югил: I) в правобережье Немана, ,?) в левобережье Немана, Побужье и Ясельде, Обе группы расположены в древней земле ятвягов. Третья группа находится за продолами .древней ятвяаской зе:дли. Появление каменных могил в земле кривичей гложет быть объяснено военными похода;,® Бориса Полоцкого и Глеба Минского на ятвягов, плененном и переселением части их в свои земли, а.также мирной инфильтрацией ятвяжского населения в эти районы. Каменные могилы 3-й группы за редким исключением располагаются всегда в соседстве с кривичскими кургана-1/я, в пределах одного, могильника .компактной группой. Погребальный обряд и инвентарь их (очень малочисленный) отличны от зафиксированных в курганах, что позволяет сделать вывод об од-
- 22 -
иоедэямшо» совместном прояиьзнхк дьух этнически разных групп
¡и.солсния.
2. Каменные могильники двух первых территориально-хронологических г~уип насчитывают до 5С-8Э погребений :: более в одном ыогтлъиш» и но содержат захоронений представителей других этносов. В могильниках зайаксиров&ч семейный обряд захоронения. Га:.. :шшо надмогильные кладки радко круглой, чаце -овальчой и прямоугольной <£орш, оба типа представлены почти порошу; отмочено их эволюционное развитие.
0. Погребальный обряд представлен трупосоаженкями и тру-поиолож.е::ля?.В1. Трушсо:.<яеяп.ч выполнены как на стороне, так и на мссте, в ямах, "олпчестьо трупосожжений, известных к нзетояаому времени, незначительно. Большинство захоронений выполнены по обряд,' тру по п сложения в ялах, совериены по языческим погребальным традициям, Этот обряд удерживался-до сер.-гонна У.71 вена и бил распространен по всей территории, где били зафиксирован» каменные могильники. Он характеризуется це л о с т 1 i о с т ,т4э, преемственностью и традиционностью, имеет аналогии в лруссо-лтвяжскнх древностях.
4. Погребальный инвентарь состоял из могильного и внемо-гилького инвентаря, который имеет прямые аналогии в древностях Прибалтийского историко-культурного региона. Отмечена TpainmiOHiUCTc в формах и орнаментации изделий и их эволюционное развитие. Отдельные предметы имеют аналогии в финских и славянских древностях. яахоядеь'из их в каменных могильниках следует рассматривать как военный трофей или как подделку оригиналов местными бглтеками мастерами, т.е. мы наблюдаем развитие местных традиций б ьатеркальноЗ культуре через синтез традиционного л заимствованного.
5. Исследования кагденню: когклькиков позволили определить 3 этапа эволюции этих древностей. Причем, если в течение первых дну:', этапов происходило эволюционное развитие этих древ-ностои, то третий этап ознаменовался спорее революционными изменениями в погребальных траднгжях населения их оставившего и были вызваны христианизацией населения и запретами дер-гаи на традиционную, языческую обрядность* Закрепощение крестьян, .их обнищание привели к тому, что они уже не могли при-
- 23 -
обротать металлические украшения для костюма, или класть орудия труда и прочие предметы в могилы. В некоторых могильниках традиционность обряда погребения выступала через изображение на камнях (что ставили в изголовье погребений) отсутствующего в могилах инвентаря. Такие кладбища назывались ятаяжскими.
С. Погребальный обряд а инвентарь каменных могильников позволяют сделать вывод о балтской принадлежности населения их оставившего и отождествить с ятвягами. Енвод ряда'исследователей "о славянизации" ятвягов в XI—ХШ вв. не подтверждается ни историчоскш.ш, ни археологическими, ш этнографическими материалами. Длительная приверженность ятвн'гов языческим традициям выступала как форма борьбы за сохранение себя как этноса. Кх ибряды и верования были'часть» восприняты и другими населяющими зтот край жителями. Ятвяжские говоры, имена собственные сохранялись вплоть до сер.XIX в. в различных частях ятвяжской земли. Ятпяги отличались от прочих 'жителей края костюмом, внечшостыо, образом жизни, обычаями, языком. Не помня самоназвания (XIX в.) они, тем. но менее,не отождествляли себя ни с 'елорусами, ни с поляками, ни с литовцами, ни с русскими, а называли сеол "тутэйшыя"..
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
1. Каменные могильники Белорусского Пономанья //КСПА.—М.:На-ука, 1983.-- ЕШ1.Г83.— С.32-41.
2. Каменныя мог1льыШ .//ПГКЕ.— 1906.— Л 4.— С.30-32..
3. Хамешше могильники Белорусского Понеманья к.Х-ХЛ вв. (устройство и типология) //Археология я история Пскова и Псковской земли. 1983:,Тез.докл.конф. Псков, 1989.-С.50-52.
4. Исследования каменного могильника у д.Вензовщина //КСИЛ.— ?.;.: Паута, 1989.— Бып.198.— С.90-95.
5. Кран1ядог1я наседьн1цтва БеларУскага Панямоння па матэры-ялах каменных мог1льн1кау (в соав. с Саливон И.И., Кушне-ром А.И.) //Весц1 АН БССР. Серыя грамадск1х навук.—1989.— }'( 3.— С.73-81.
6. Даследаванн1 камоннага мог1льн1ку каля в.Вензаушчша Шчу-чинскага раёна //Гарадзенск1я зап1сы (старонкГ Псторы1 I культуры). Гародыя, 1993.— ВыпЛ.— С.28—37.
7. Новые раскопки могильников на Битебщине (в соав. с Дучиц