автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Кантатно-ораториальный жанр в национальных школах Восточной Европы ХХ века

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Понурова, Ольга Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Кантатно-ораториальный жанр в национальных школах Восточной Европы ХХ века'

Текст диссертации на тему "Кантатно-ораториальный жанр в национальных школах Восточной Европы ХХ века"

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ им.П.И.ЧАЙКОВСКОГО Кафедра истории зарубежной музыки

КАНТАТНО-ОРАТОРИАЛЬНЫЙ ЖАНР В НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛАХ Восточной Европы IX века а'Ь ГПа^съ К.Шимановского, Глагольская месса Л.Яначека, Кантата-профана Б.Бартока/

17.00.02. Музыкальное искусство

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

На правах рукописи

II О Н У Р О В А Ольга Николаевна

Консультанты:

доктор искусствоведения, профессор КОКОРЕВА Я.М.

доктор искусствоведения,

засл. деят. искусств Ррссш профессор КРАУКЛИС Г.В.

Москва 1997

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение . ...................... .......С. I

2. Кантата Кароля Шимановского гпа-кеъ

Традиции и новаторство....... .........С. 6.

3. Глагольская месоа Леоша Яначека - вершина хорового творчества композитора ................ С. 38.

4. Кантата-профана Белы Бартока как синтез фольклорных, современных и неоклассических традиций ........ С. 95.

5. Заключение.................................С. 142.

6. Литература......................С. 151».

ВВЕДШИЕ

Исследование посвящено трем крупным хоровым сочинениям: канта' /По^ег, Кароля Римановского, Глагольской мессе Леоша Яначека и Кантате-профана Белы Бартока, созданным в 20 - 30-х годах нашего столетия.

С окончанием первой мировой войны и в результате распада авст] венгерской монархии на карте Европы возник ряд молодых государств, Стремление к национальной самостоятельности послужило стимулом дт создания Польши, Венгрии, Чехословакии. Идея коренного обновления социально-политической жизни привела в движение широкие массы людей. Новые идеалы, принесенные долгожданной свободой, нашли свое отражение в публицистическом жанре, каковым явился кантатно-орато-риальный жанр. Демократичность, открытость, способность воздействовать словом, выдвинули его в 20-е гг. в приоритетный ряд музыкального искусства. Монументальные хоровые жанры "издавна доказала свою способность долго "длить" одно состояние, одну мысль, закрепить ее, утвердить..." Стремление к "утверждению идеала - социального, национального, этического" всегда было свойственно этим формам. "Поэтому и оказалась столь большой потребность XX века в монументальных эпических жанрах"/65,с.313/.

Неслучаен выбор именно этих сочинений. Вошедшие в систему мировых культурных ценностей, хоровые шедевры достойно представляют свою эпоху, свои национальные школы, своих авторов. Кроме того, на наш взгляд, и отечественная наука, и исследования зарубежных авторов уделяют недостаточное внимание хоровой музыке XX века.

Никогда ранее не звучавшие на российской концертной эстраде эти сочинения значительно обогатили бы наше хоровое исполнительство, поэтому одна из задач данной работы - привлечь внимание профессионал© в-исполнителей к незаслуженно забытым хоровым шедеврам XX века.

При всем различии жанров и стилей эти сочинения близки как хронологически: конец 20-х - начало 30-х гг., так и географически - они возникли в трех странах Восточной Европы, принадлежавших к молодым национальным школам, сформировавшим свою музыкальную клас сику лишь в XII веке. Хоровые сочинения объединены на основе фоль клора, причем, в них нашли свое отражение разные национальные культуры. В них нашли свое отражение новые принципы трактовки фольклора. Не ограничиваясь отечественными фольклорными и культур ными традициями, их авторы изучали музыкальную культуру соседних стран. По их мнению, народная песня служила критерием нравстевнно сти и высокой культуры. Она должна была стать своеобразным символом единения народов в их стремлении к свободе и счастью. Показательно в этом смысле суждение Бартока, высказанное им в одном из писем к Октавиану Бву: "Моей сокровенной идеей, которую я исповедую с тех пор, как осознал себя композитором, является братство народов, братство - несмотря на все войны и распри. И этой идее я пытаюсь... служить моей музыкой; поэтому и не отказываюсь ни от каких влияний, будь они словацкого, румынского, арабского или любого другого происхождения. Лишь бы источник был чистым, свежим и здоровым!н5£//

Пантеизм - одно из главных объединяющих хоровые шедевры ка -честв. "Наивная набожность", по определению Шимановского, в ко -нечном итоге привела к тому, что в церковных жанрах /мессе и кантате/ можно обнаружить скорее языческие черты /не говоря уже о Каятате-профана/, нежели христианские.

Рассматриваемые вокально-хоровые сочинения написаны на родной языке их авторов. Впервые в истории жанра тсгЬег. зазву-

чала не на латинском, а на польском. Яначек в свое! мессе обратил-

17---—

Бела Барток. Избранные письма. М., 1988, с. 162.

ся к церковно-славянскому тексту.

О Россией, ее культурой так илж иначе были связаны творцы хоровых шедевров. Славянские корни прослеживаются в кантате Шима-новского. Кирилло-мефодиевская идея, понимание роли России как защитного барьера, свыше двухсот лет прикрывавшего и спасавшего культуру народов Европы от татаро-монгольского ига, заложена в самом названии Глагольской мессы. Будучи страстным приверженцем панславизма, Яначек свято верил в великую объединяющую роль Росс! Известно, что Барток интересовался славянской музыкой. Он занимался обработками славянских,украинских мелодий. На это указывает активная переписка Бартока с Филаретом Колессой. Он превосходно ориентировался в украинском музыкальном фольклоре и знал работы не только Колессы, но и других исследователей. Эуо был интенсивный обмен научными трудами в данной области и совместная работа по изучению сходства и характерных особенностей украинской, венгерской и румынской народной музыки./Сов.музыка Л I 1961 г. с.85/

Библиографический материал нашего исследования включает в себя презде всего труды как отечественных, так и зарубежных искус ствоведов, касающиеся истории музыки и хоровых жанров. Среди них отметим фундаментальную работу Р.Я.Грубера "История музыкальной культуры, "Историю зарубежной музыки" М.С.Друскина, его же "Пас-сионы и мессы Й.С.Баха", а также полезное пособие Н.Симаковой "Вокальные жанры эпохи Возрождения". Обширную панораму отечественного и зарубежного хорового искусства дает статья А.Сохора "Ораториально-кантатная и хоровая музыка" в сборнике "Музыка XI века". Из зарубежных авторов отметим интереснейшее и чрезвычайно ценное исследование американского музыковеда Дональда Ван Эсса "Наследие музыкальных стилей", а также солидный труд англичанина Р.Смитера "История оратории", позволивший по-новому взглянуть на

старинный жанр. Несомненную ценность представляет собой работа чешского исследователя Ярослава Смолки "Чешская кантата и оратория", преподносящая материал в историческом аспекте. В ней можно обнаружить краткий анализ Глагольской мессы Яначека.

В плане изучения влияния фольклора на творческий процесс были работы Т.Головинского "Композитор и фольклор"; сборник трудов Музыкальной Академии им.Гнесиных, посвященный этой же теме, а тш же книга польского автора Г.Гошовского "У истоков народной музыю славян". Эти работы способствовали пониманию новых принципов трш товки фольклора, формировавшихся в молодых национальных школах, представителями которых являются авторы хоровых шедевров.

Хороведческий ракурс в нашем исследовании помогали освещать труды Б.Асафьева "О хоровом искусстве"; д.Птицы "Проблемы стиля и хоровое исполнительство"; П.Левандо "Вопросы хороведения" и "Хоровая фактура".Оригинальный взгляд на проблемы исполнения кантаты Бартока "Волшебные олени" высказал в своей статье "Заметки дирижера" Г.Рождественский. По его мнению на первый план в. кантате выступает фонический эффект. Уникальна в своем роде работа английского ученого Перси М.Янга "Хоровая традиция. Исторический и аналитический обзор от ХУ1 века по сегодняшний день", в которой рассматривается развитие хоровых жанров в исторической перспекти ве, дается подробный анализ отдельных - наиболее характерных сочи нений и множество нотных примеров. К сожалению, отечественное хор ведение пока не располагает подобными фундаментальными трудами.

Из работ, посвященных творчеству К.Шимановского, отметим книгу й.Никольской "От Шимановског© до Лютославского и Пендерецкого" В ней прослеживается преемственность традиций в современной Польше дается интересный материал, касающийся жанра ЗЬа&аЬ т^еъ.

Среди обширного количества работ польских музыковедов наиболее це* яы монографии З.Лобачевской и С.Голяховского /последняя переведена

на русский язык/. Влияние фольклора Яодгалья на формирование стиля композитора рассматривается в книге А.Хыбиньского, об уроках творчества Шимановского рассказывает Е.Хоминьский. Несколько особ няком стоит исследование английского автора Дж.Сэмеона о польском композиторе, в котором в несколько необычном ракурсе преподносится анализ &Ъ<*&аЬ ГПаЫъ .

Творчество Леоша Яначека исследуется целой когортой чешских музыковедов, из которых наиболее значительны монографии, принадле жащие перу И.Выслоужила, М.Черногорской, Я.Шеды, Б.Штедроня, С.Пр: бановой.В них рассматривается формирование моравской "наследственности" композитора, прослеживается эволюция его стиля, анализируются отдельные хоровые сочинения. В отечественном музыковедении наиболее заметны труды Л.Поляковой: статья "Чешская и словацкая опера XX века" в сб."Музыка XX века"; "Оперное творчество Леоша Яначека", где также дается анализ ряда крупных хоровых сочинений чешского мастера. Из зарубежных авторов следует отметить Г.Рихтерг и Я.Фогеля. Последний создал наиболее объемное исследование, посвященное творческому наследию Яначека, которое при переводе на русский язык сократилось в несколько раз с одновременным выпадением главы, посвященной Глагольской мессе /по-видимому, свою неблагс видную роль сыграли "идейные" ориентиры 80-х годов/. Отдельного упоминания(заслуживает книга английского ученого Х.Холландера, в хронологической перспективе прослеживающего формирование самобытного стиля композитора, дающего наиболее детальный аналитический разбор его сочинений. Интересны также материалы конференций, посвя щенных Яначеку.

Из трудов, посвященных изучению наследия Белы Бартока, отметим фундаментальное исследование Й.Нестьева, а также статью данного автора в содружестве с музыковедам Л.Христиансеном в сб."Музыка Е

века", в которой преподносится весьма полезный для нашего исследования фольклорный материал. Интересна, но более лаконична монография й.Мартынова о Бартоке. Венгерские музыковеды - И.Уйфалуши, Д. Крёё, И.Карпати в своих работах освещают художественную сторону творчества Бартока, а Э.Лендваи и Л.Леснаи дают теоретический анализ его сочинений. Особую ценность представляет собой сборник статей конференции, посвященной проблемам творчества Бартока и Кодаи /Бухарест,.1987 г./.

Обширный список литературы, тем не менее, не располагает материалами, содержащими всесторонний,глубокий анализ предлагаемых хоровых жанров. Коренное отличие нашей работы в том, что она рассматривает три монументальных вокально-хоровых сочинения, что само по себе не имеет аналогов. Каждому из них соответствует отдельная глава, в которой исследуются сходные проблемы - истории создания, содержания, христианства и язычества, связь с фольклором, отдельные выразительные средства, роль оркестра. Кроме того, имеется вокально-хоровой анализ, рассматриваются вопросы хоровой фактуры, хоровой полифонии, а также проблема хорового исполнительства. По сути, впервые во главу угла ставится хороведческий ракурс. Работа адресована не только музыковедам и профессионалам-исполнителям, но также учащимся хоровых факультетов вузов искусства. Она может оказаться полезной не только на занятиях по дирижированию, чтению хоровых партитур и аранжировке. В педагогической практике она может служить подспорьем в лекционном курсе истории зарубежной хоровой музыки. Известно, что отечественная наука не располагает учебным пособием подобного профиля. Данное исследование хотя бы в малой степени стремится восполнить этот пробел.

КАНТАТА КАРОЛЯ ШИМАНОВСКОГО Stq6ot fVatfb ТРАДИЦИЙ И НОВАТОРСТВО.

Творчество основоположника современной польской музыкальной культуры Кароля Шимановского /1882-1937гг./ занимает почетное место в музыкальном искусстве XX века. Имеющий сложную родо словную, он прошел извилистый путь развития, главной целью кото poro было создание нового современного стиля в польской музыке. Он ассимилировал различные течения ж достижения европейской кул туры: поздний романтизм, импрессионизм, экспрессионизм, неоклас сцизм и неофольклоризм, ни одному из них не подчиняясь целиком, но своеобразно их синтезируя под углом зрения своего ярко индивидуального композиторского мышления. В конечном итоге ему удалось соединить польскую народную песенность с собственной ориги нальной манерой и создать подлинно национальный стиль, ценность которого по мере развития современной польской композиторской школы, проступает для нас все отчетливее и яснее, ибо все больш и чаще обнаруживаются в ней связи с творчеством Кароля Шимановс ского.

В одной из статей композитор писал: /'Наиболее концентрирова ное понятие идеи современной польской музыки я дал в цикле и20 мазурок". В них видны следы шопеновского влияния, но я не знаю , возможно ли вообще развитие польского народного творчества в каком-либо виде искусства без влияния этого великого композитора"

На творчество Шимановского не могло не повлиять наследие другого польского классика - Станислава Монюшко /1819-1872/,придававшего большое значение вокальным жанрам. Он известен не тол] ко как автор 15 опер. Его перу принадлежат 6 кантат, Реквием, 6 месс, также около 400 камерных вокальных произведений,среди коте рых особой популярностью пользовались так называемые "Домашние

песенники". Среди духовных сочинений Монюшко известны его "Осте брамские литании", об одной из которых весьма похвально отозвал ся Цезарь Кюж в письме к Балакиреву.3*/]} своей творческой деятел ности Монюшко опирался с одной стороны на традиции как немецких классиков, так и русских композиторов, с другой - черпал вдохно вение в народном творчестве. Хотя он почти .не использовал фольк лорных цитат, тем не менее, ему удалось создать собственные ори гинальные мелодии, многие из которых считались позднее народными, Интересно отметить отношение композитора к жанру кантаты. В письме к Йгнякдаю Крашевскому он писая: "Наиболее выразительны жанром мне представляется не опера, а кантата, обладающая неис числимыми преимуществами перед оперой".

Возвращаясь к Шжмановскому, отметим, что сложность его твор ческого пути обуславливалась художественной ситуацией в Польше когда он только начинал свою деятельность как композитор. С воз рождением после I мировой войны польской государственности усилились тенденции к созданию музыки фольклорного типа, обращенно к польской традиции, но современной по средствам выразительности, идущей от достижений общеевропейского искусства. Свои взгляды по этому поводу Шжмановский изложил в многочисленных статьях и публикациях. В предисловии к сборнику гуральских песе "Незабываемое воспоминание о прошлом" он писал: "Музыка гурало может быть понята только благодаря особому врожденному чутью, способности проникнуть в глубины народного начала: лишь тогда о. нравится, лишь тогда её полюбишь за жизнь, которая в ней трепещет, зажжзнь, выраженную в грубоватой, угловатой форме, как бы высеченной из цельной скалы.

Иначе она покажется ужасной, неприятной для слуха, царапаю-

йу/Р.Кашер. Станислав Монюшко. В сб.; Монюшко. Под ред.й Бэлзы.

зве/г таг, 1952.с.188.

же,с.147.

щей нервы... Только тогда, когда поймешь эту подлинную страсть гуралов придавать всему тому, что их окружает, пластическое воплощение, когда привыкнешь к этим шершавым формам, - только тогда заметишь в музыке этого народа подлинное выражение его "несгибаемого" и совершенно специфического "лиризма", полного скрытой красоты..." /36,с.73/.

Формирование нового стиля композитора происходило в тесной связи с другими национальными направлениями европейской музыки начала XX века, среди представителей которой были Игорь Стравинский, Бела Барток, Леош Яначек, Клод Дебюсси, Морис Равель. Близкое знакомство с музыкой Дебюсси, балетами Стравинского открыло ему новый мир, свободный от Немецкого духа". Немаловажную роль рыграла и личная встреча Шимановского со Стравинским в Лондоне в 1920 г. Шимановский был восхищен балетом "Весна священная". Отметим также, что за три года до появления Ма-Ье-ъ Шимановского /1926 г./ Стравинский сочинил свою "Симфонию псалмов", а Золтан Кодаи закончил "Венгерский псалом"/1923г

Отношение к фольклору у Шимановского было сложным. 1 ■ •• В юные годы он отказывался от использования его и возмущался "бездумным цитированием". В письмах он писал о неприязни к "выкройкам из обереков и мазурок". В связи с болезнь