автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Оратория в XIX веке в Германии

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Фадеева, Ольга Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Оратория в XIX веке в Германии'

Текст диссертации на тему "Оратория в XIX веке в Германии"

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ им. П.И.ЧАЙКОВСКОГО

На правах рукописи

Фадеева Ольга Сергеевна

ОРАТОРИЯ В XIX ВЕКЕ В ГЕРМАНИИ

Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель - кандидат искусствоведения,

профессор

Н.С. Николаева

Научный консультант - доктор искусствоведения,

профессор Е.М. Царева

Москва -1999

СОДЕРЖАНИЕ

С.

Введение 3 Глава I. Роль и место оратории в немецкой культуре

XIX века 13

Глава II. Феликс Мендельсон-Бартольди 58

Глава III. Роберт Шуман 85

Глава IV. Иоганнес Брамс 130

Глава V. Ференц Лист 148

Заключение 187

Список литературы 192 Приложение:

1. Нотные примеры 207

2. Указатели ораториальных произведений, созданных в Германии в XIX веке:

а) хронологический указатель 234

б) именной указатель 241

ВВЕДЕНИЕ

История музыкальных жанров подобна жизни живых организмов: в ней есть периоды зарождения и становления, развития, угасания, а иногда и полного умирания - исчезновения. Как пишет М.Арановский, "каждый жанр проходит в своем развитии три стадии: формирование, стабилизацию и дестабилизацию" (Арановский, 1979, 5). Исследование этих процессов, их причин и способов проявления как целостно, так и на отдельных временных отрезках, составляет одну из важнейших задач истории искусства. Взаимодействие жанров, свойственных определенному времени, между собой, влияние стиля и его художественного метода на облик жанра и, наконец, сложная взаимосвязь творческого почерка композитора и закономерностей конкретного жанра - все это, в совокупности с историческими традициями, установившимися канонами, входит в систему средств, результатом действия которых и является развитие любого жанра.

Проблемы музыкальных жанров поднимали в своих работах Б.Асафьев, А.Алыпванг, Л.Мазель, С.Скребков; принципы жанровой классификации через изучение содержания, композиции, условий исполнения произведения выдвигали В.Цуккерман, А.Должанский, а позже - А.Сохор, рассматривавший также вопросы взаимодействия произведения со слушателем как соучастником творческого процесса.

Много внимания уделяется изучению теории жанра и в последнее время. Эта проблема рассматривается как в универсальном культурологическом аспекте, так и в специализированном - музыкально-теоретическом или - историческом. Широкий спектр вопросов, связанных с теорией жанра отражен в трудах известных литературоведов и культурологов (1, 2, 3, 20, 89). Так Ю.Лотман (89) усматривал в происхождении самого явления "жанра", с присущими ему законами и

правилами, риторическую специфику. К изучению категории жанра постоянно обращается С.Аверинцев, который исследует все разнообразие ее проявлений в художественном творчестве разных времен (1, 2). С другой стороны, специфические черты музыкальных жанров выявляются в трудах многих музыковедов (9, 14, 119, 122, 123, 138), внимание которых наряду с общими вопросами развития названной категории привлекают и процессы, протекающие в отдельно взятых жанрах, например - опере, симфонии и т.д. (8, 111, 121).

Предлагаемая работа посвящена старейшему виду европейской музыки - кантатно-ораториальным жанрам, судьба которых представляет особый интерес. Это одна из самых обширных областей музыкального искусства, рождение которой во многом было обусловлено общественными и религиозными движениями. Во все времена с момента своего возникновения крупные хоровые жанры воплощали темы высокой общественной значимости и несли на себе заметную печать существующей идеологии. Ораториальность как особое драматургическое и смысловое явление проникла и в другие жанры, где она использовалась для выражения вечных истин и высоких общечеловеческих идеалов. Именно в такой связи применяли ораториальное начало в оперных и инструментальных произведениях композиторы разных эпох - от Бетховена и Глинки до Малера и Прокофьева.

Кантатно-ораториальные жанры включают в себя множество разнообразных явлений: это и крупные вокально-драматические произведения, изначально связанные с определенными ритуальными нормами и действиями (например - мессы, реквиемы, пассивны), и большие концертные сочинения с широко развитым сюжетом (собственно оратории), и многочастные композиции для солистов и хора с оркестром (реже - с фортепиано или органом), не укладывающиеся по тем или иным причинам в традиционные рамки кантаты - оратории.

Автора данной работы интересуют главным образом процессы, происходящие в "концертных" разновидностях жанра - т.е. в собственно ораториях и близких к ним композициях для солистов и хора с оркестром. Отечественное историческое музыкознание в основном концентрировало свое внимание на изучении этих жанров в пору их становления и расцвета, то есть - "формирования" и "стабилизации" (по М.Арановскому): XVII -XVIII века. Или в период их нового возрождения в XX веке, когда в них отразились исторические противоречия и общественные проблемы современности (35, 54, 61, 75, 76, 77, 111, 112, 113, 121, 132, 141). Лишь в последние годы в музыкознании появились специальные исследования, посвященные ораториальным жанрам эпохи классицизма и, в частности, сочинениям венских классиков (31). Мы же обращаемся к проблеме существования и развития кантатно-ораториальных видов музыки в XIX веке.

В отечественной науке издавна сложился взгляд, что эстетике романтизма, в русле которого преимущественно развивалось музыкальное искусство прошлого века, с ее акцентом на индивидуальное, личное, противоречили основные особенности оратории - сюжетика, трактовка образа героя, наконец - само качество этого жанра как народно-массового. Такой точки зрения придерживалась, в частности, В.Д.Конен (62), несколько позже ее высказывала Л.Раппопорт (111). На этой основе сформировалось суждение, что оратория в ее традиционном виде в XIX веке перестала существовать, а на смену ей пришли новые виды вокально-хоровой музыки, значительно переосмысливающие самую сущность жанра (период "дестабилизации"). Эта концепция фактически вывела из научного, а тем более - из слушательского обихода целый пласт произведений, стилистически глубоко связанных с традициями классики. Такой подход во многом определялся отношением к оратории как к жанру, рожденному в условиях церкви и длительное время связанному с

библейской и шире - с религиозной темой. Внимание исследователей привлекали произведения Шумана, Берлиоза, в какой-то мере - Листа, в основном попадающие в сферу действия идей обновления ораториального жанра, его содержания и драматургии.

Однако культура XIX века далеко не однородна. Убедительные доказательства этого положения можно найти в литературоведческих, философско-эстетических исследованиях, в документальных материалах (3, 15, 21, 27, 41, 43, 46, 47, 49, 56, 58, 80, 81, 91, 93, 105, 110, 118, 120, 142 147). Эти исследования и особенно позднейшие наблюдения ученых (48, 99, 100, 101) позволили более точно представить всю широту диапазона художественной жизни прошлого века, в которой наряду с новыми явлениями продолжали существовать и по-своему развивались традиционные формы и жанры, ближе соприкасающиеся с искусством прошлого. Среди них жанр оратории занимает особое место. По многим признакам (близкие связи с ритуальными жанрами, решение коммуникативных задач) монументальные хоровые композиции принадлежат к тем видам искусства, которые историческая поэтика определяет как "канонические", то есть ориентированные на выполнение устойчивых правил и нормативов, разрушение которых происходит крайне медленно и с большими сложностями (Лотман, 1992, 243). Эти правила и определяют стабильность оратории, возможность существования этого жанра в разные исторические и стилистические периоды.

Сегодняшний день позволяет нам шире взглянуть на историю одного из старейших жанров, глубже исследовать и традиционные виды оратории, значение которых во все времена было чрезвычайно велико, и новые ее варианты, без: которых невозможно представить эволюцию жанра, а также различные пути их взаимопроникновения.

Предметом нашего исследования стала оратория в Германии. Выбор этот определен несколькими причинами. Во-первых, культурно-историческая и религиозная ситуация в немецкоязычных странах (Германия, Австрия) выдвинула именно хоровую музыку на передний план их общественной жизни. Уже на рубеже ХУ1П-Х1Х веков там сформировалась своеобразная модель ораториального жанра, которая приобрела особую популярность и послужила основой для его последующего развития. Эта модель опиралась преимущественно на генделевские традиции (круг сюжетов, характер героев, тип драматургии), хотя во многом их и переосмыслила, превратив ораторию в массовый монументальный вид искусства. Во-вторых, в культуре Германии всегда уделялось большое внимание традиционному, которое, как указывает М.Лобанова, "обладало в глазах немцев не меньшей притягательностью, чем эксперимент" (Лобанова, 1994, 42-43). Этот тезис позволяет совсем иначе понять отношение к традиционной "библейской" оратории в условиях нового времени. Наконец, третьей причиной является то, что именно в Германии уже в начале XIX века ярче, чем в других европейских странах, оформилась новая эстетика, оказавшая наиболее значительное влияние на все последующее развитие музыкальной культуры.

Жанр оратории, таким образом, оказывается в XIX веке средоточием "старого" и "нового"; в его художественных принципах, возможно даже заметнее, чем в других жанрах, сложными путями сплетаются разнообразные традиции (барокко, классицизма) и то глубоко индивидуальное, что принес с собой романтизм.

Примечательные явления в области немецкой кантатно-ораториальной музыки, обобщающие важнейшие направления ее развития, сосредоточены в творчестве выдающихся мастеров романтического музыкального искусства - Шумана и Мендельсона, которые, будучи связанными с разными тенденциями романтизма,

акцентировали в своих произведениях различные пути этого жанра. "Классицистические" пристрастия Мендельсона наиболее последовательно были реализованы в его ораториях "Павел" и "Илия", написанных на библейские сюжеты и представляющих традиционный тип немецкой оратории, унаследованный еще от XVIII века. В кантатно-ораториальных сочинениях Шумана, которые подчас даже трудно определить как оратории или кантаты, наоборот - на первый план выступили индивидуальные особенности стиля композитора, сложившиеся в условиях романтизма.

Эволюцию крупных хоровых жанров в Германии в XIX веке завершают произведения Брамса, которые, не являясь уже собственно ораториями, обобщают важнейшие особенности немецкого хорового искусства, подводят итог процессам, происходившим в нем в то время.

Наконец, исследуя пути развития оратории в Германии, невозможно миновать творчества Листа, тесно связанного с немецкой музыкальной культурой, впитавшего многие наиболее показательные категории немецкого романтизма.

Однако облик ораториального жанра в это время определяют не только произведения великих мастеров. Оратория - это также обширнейшая область прикладной, служебной музыки, необходимая в музыкальном быту; к ней активно обращаются и многочисленные городские и церковные музыканты, ныне совсем забытые, и видные мастера, чьи имена более известны в связи с другими сферами национальной культуры (Ф.Хиллер, К.Леве, К.Рейнеке, Л.Шпор и др.). Сочинения такого типа чаще всего отражают вкусы массового слушателя и опираются преимущественно на классические каноны жанра. Знакомство с этой частью ораториальны?с произведений на наш взгляд не менее важно, чем изучение новых, экспериментальных путей, так как именно здесь

можно проследить и устойчивость самих канонов, и возможности сочетания их с новой стилистикой.

Иначе говоря, немецкая оратория XIX века - явление разноплановое: здесь и многочисленные, часто похожие друг на друга, написанные по единым правилам, а нередко и на одно либретто религиозные драмы, и сочинения нового типа, основанные на новых сюжетных мотивах, индивидуализированных либретто, открывающие оригинальные возможности преобразования старого жанра.

Несмотря на свою культурно-историческую значимость указанный период в этой области по многим объективным причинам изучен сравнительно мало и односторонне: в литературе, в первую очередь отечественной, он не получил должного освещения (19, 62, 83, 113, 141). Ораториальные произведения крупных композиторов так или иначе рассматриваются в пространных монографических исследованиях, посвященных их творчеству или в отдельных статьях; сочинения же второго плана в музыковедческих работах совсем не отражены. Безусловно, эти монографии, а также другие работы русских и зарубежных авторов (11, 26, 28, 29, 39, 45, 50, 60, 69, 86, 87, 88, 96, 115, 135), сыграли большую роль в формировании целостного отношения к творчеству самих композиторов и в оценке того положения, которое занимают в нем вокально-симфонические произведения, как они соотносятся с индивидуальным стилем автора. Однако ораториальные сочинения, обычно не образующие ведущего пласта в их наследии, редко привлекают пристальное внимание исследователей (исключение составляют творчество И.Брамса и посвященная ему монография Е.М.Царевой - "Иоганнес Брамс". - М., 1986). Кроме того, специфика жанра творческого портрета требует рассмотрения особенностей произведений в контексте художественного метода их автора, нас же

каждое из представленных здесь сочинений интересует еще и в контексте особенностей ораториального жанра.

Широкая панорама ораториальных произведений XIX века развернута в объемных трудах зарубежных исследователей, имеющих преимущественно справочно-энциклопедический характер (151, 165, 172, 173, 176, 180). В них указаны и кратко прокомментированы многочисленные примеры ораторий разных типов от зарождения до XX века, содержится ценный фактологический материал, который помог автору предлагаемой работы расширить и систематизировать сведения в данной области.

Значительные музыкально-исторические проблемы, связанные с эстетикой эпохи романтизма, освещены в книге А.Эйнштейна "Музыка романтической эпохи" (158). Наряду с ведущими жанрами романтической музыки автор уделяет в ней внимание ораториальным и духовным хоровым сочинениям этого времени, касается вопросов, важных для понимания их новых возможностей: соотношение духовного и светского в сюжетах произведений; проникновение в ораторию исторической, мифологической тематики; преобразование ораториальной драматургии (появление так называемых "гибридных форм") в связи с расширением круга сюжетов и образов и т.д. Сама постановка этих вопросов чрезвычайно важна для понимания нового облика оратории в XIX веке.

Вместе с тем, оценивая значимость зарубежных исследований в области изучения проблем ораториальных жанров, нельзя не указать на их достаточно поверхностно-описательный характер, связанный в значительной степени с популяризаторскими задачами.

Особый интерес среди материалов, посвященных ораториям XIX века, представляют рассуждения, наблюдения и оценки самих композиторов и их современников, сосредоточенные в критических эссе, документах и эпистолярном наследии того времени (4, 18, 30, 68, 70, 71,

72, 73, 78, 79, 117, 130, 139, 140, 143, 144, 145, 150, 162, 168, 169). Эти материалы отражают вкусы, художественные интересы и музыкальные пристрастия прошлого века; по ним можно сделать выводы о популярности ораториальных жанров не только в любительской, но и в профессиональной среде. Здесь наиболее ценными представляются статьи Шумана "О музыке и музыкантах" (144), сконцентрировавшие множество весьма точных суждений композитора о творчестве своих современников, некогда широко исполняемых и ценимых публикой.

Для уточнения некоторых специальных понятий, связанных с духовными сюжетными мотивами, религиозными образами и символами, занимающими значительное место в поэтике ораториального жанра, у автора возникла необходимость обратиться к справочной литературе богословского характера (84, 95, 106, 109, 125, 133), а также к светским материалам, исследующим эти проблемы (97, 98, 124).

Данная работа является попыткой восполнить пробел в отечественном музыкознании, связанный с отсутствием систематизированных материалов, посвященных проблемам развития кантатно-ораториальных жанров в XIX веке. Ее первоначальный вариант формировался на основе изучения конкретных сочинений крупнейших композиторов-романтиков XIX века. Замысел этот складывался под руководством и при непосредственном участии профессора Московской государственной консерватории Н.С.Николаевой (1922-1988), которая сыграла главную роль в разработке плана и задач исследования. Однако возможность знакомства с целым рядом кантатно-ораториальных произведений, не составляющих классики этого жанра, но в свое время широко известных, исполняем