автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Картина мира в малой прозе А. Белого и Ф. Сологуба
Полный текст автореферата диссертации по теме "Картина мира в малой прозе А. Белого и Ф. Сологуба"
дгапзпотэасгш с?дшл шдоюга кздшо shaíüm
ГООУДЖЯШШШ ЯЗДгВДВТ ШЭИ ЗДО-лаадя ЮСШЕ-
ЩШЯ ¿"КРАИНЫ с.
►h' праэах рукописи ' ГАВНШ)М Ирккз Орьеша
НДРШ Ш>А 3 ШОЙШЗ А.Е&ЗГО Я JO.OI-CI - русская литератугл
Аз^орафора?
дл.„серт£ц.г<и на с&пгшшз учзгюД .• ппег'и кейдедэга -^лоло.-л^г-ж Н & у W
Днепропетровск - 1392
¡'cmcïi s¡mB?:mi* на кг,'одра 'русo;:c.'¡ itet&lVK ?Г-> ГО^УДИЧ. ГБ£-1ЖГО 1Ч£КгО£ХГИТе»&
Ky-fJ. стдоэдвхел*, •• ;,o:;íop ^riüx iií.yi:, rc-
ccp •U.Pjícti.
onraueu'.u - ¿yjKTfp ф!и,;>5;.т;л'сск«к
- üví'C;:ÍK тит., ,,ЧГ,\.>;П
Li.vV'-P-" op.'.'.;ÍÍJ3C,-¡I;;Í
3-"-r¡:va Cv-Tou'v,; ■' XöJ: ^i-O^ ^ г«дг на заседс!;:;-: cKCUiuuoîaî^orзянсw f'ji.«.1. К (&3.<ЗД,0? v.c sup«;. дпссгр'/един ca;'.c:':-.:u:e yejioñ ^'.¿¡щш :<ctvvv,¿vi¡ ф!Лу.г-сг>;::сс* кх нэдк np;i "¿ли-решено»! ге^Умгц-лх^ш-»!; ушпсрситего iwfiia SOO-múh¡ toa-соедшсшн ftf'-.uu с Рссгада (320525, FJO, p.Дрепгосстросск, 1С пр.Глгарма, Vi.:,, иорп.1,«уд.бС4).
С досзсргадеЛ kosho &0нг.;шкгьсй в йиьхаотст унмгорепге-
: раг.оаш: " JO.» far'i 1952 г. . ,
iVsuí.'i секретарь сищу>ах:\~ згрэ1г.ь;-:е;'э соаета, Kaips*» дьт г^ияогкчзск»!: кзук
(ß^tt Í 2'Ч
ï.û,Kb.iicsH;i4CHSo
С
Обоснования теянц Кармна мира сосгааяяо? ядро ¡судогост-шдаого метода. Следователю, и изучение, сташгазма как '. яу~ докстввксого м?тлд-ц.г.;??ратур(» ро кааравхеши из ыокэт обойдись без систсикаго посткшшя. художественной картш «.-{ра.
Дроблена картин« к»рв средставягет опрогд?лЗишй ютерзо дая отечественного антгратуро яйдешя. Подтверждением ©тога сдухат результата рзбсгд Нли^в|©шкегв, К.Д.Цуретовсй, !5о-ииссии Цэмпязксного изучения худо«ес*зсш«го творчества, Тар-туссксго госукиЕврситега. Одаайэ, это/совсем кв значит,. что реизиие проблема хэгя;<5а етдаигё'шго пркбякзшкзсь к йаезгггаио.
Понятие картины мира икает харакгер и ссяая 5
литературе зедзихо из естсствадаокаудся «рудоэ, гаагли« образом из ¡щтурфилайофни. Худя Езетез!«8Л х-зртхша ияра Ередставяя-ет собой иеху» пзрадкгму. сбаепзчябазвд'в концептуальиу» цагост-носгь образа действительности, Это поиск умгерзад&кой аакоко-* кергссть*, обеспечйэащ^а взаимосвязь р&злжашх льсэяк.Ч к процессов.
"Этим объясняется актуахкюсть и прзнцяпиажьйая ценность обращения к "Худакдственной картине мира", которая наряду с иаушюй, социальной, технологической картинами состазжяет суцз~ стзекнш грани концептуального образа дэПствитаяьности"*»
Волге подробно худовзственная картина мира и принципы её создания изучена в 'иззаи сюжл-лзма. Проза стваятиь в згой шгянв прах'тически не изучена, кроме, иоеот бить, романа А.Бажо-го "Петербург" и роиена Ф.Сояогубе "Мзлкий бес". Худовествеиная картина мира-в шш>й проза но становилась предомто* изучения. Ыахея проза с юлю ляс то в представляет сиро кие эозшанссти всестороннего изучения худоаественной картина мара особенно в еэ взаимодействии с поэтикой ззнра. Шзгому а диссертации избраны для изучения "симфонии" А. Баю го я рассказы ©.Сологуба.
Актуальность теми исследования. Актуальность изучаемой проблематики особенно остро проявляется в связи в явавяениеи исто« рической обстановки э насзй страна и в мир«, когда каш соеро-
1 Кедров Б. <4. Сверхзадача комплекснего изучения творчества //Художественное тэорчвстто. Вопроса конаяекского изучения /19Щ.-Л.,}986.-С.19.
пенники приаая к тому са «^тзсгоу pytfecs, которое вяздело иа-теллигенцкей качала иска. Доэсоыу шлерее к гослриптаа мира симеолйстши, их худозесуаенному Ы8году,*ого5екно к его малоизученной проси, не только исторический, но и совреыешгнй,
ОТ стремлзшгя КО!ШТ*>, В 4S;J СОЕХУЧЗН И ЧСМ SG ОТЛ1!"> чая от ücacro мир хаоса и разлома рубека веков.
Цели и ¡задачи исг.дзяоевпуп опрэделяэтся сгвланьэ 1:йучс!¡кости проблемы: доказать соохиепашю в скисояягме ыкроют коор-динаг пространство и срсн&нц, выяснеть ме:одолог.гцсску.з и стрултуроойразукс&т> £уш;ц;:з картккн икра в проза cuaEj.-^cva а IV''он ~ еоцжыьиуэ, бвологвчгсауо, ьриродкуи, косАюгогичеекуй, бнтовуа - в калоЯ ijpqse А.Взлсго и 4.Сологуба а особенности и copea сашгяемнэ отото прздгмьять celia, что та-«ас симвоянгм к&к vyjMypaíaa яздзиис, ШЗарад из o-¿"c;aro штока дигерагуры сикЕолжаа "сюфииа*. А„&ш>го si ргсскасы S.Coaory-оа» ш xotíb! показагь кай- сосладвааяйакз и обгомка вдригашса-отсл картина мира с иадвс произведениях. iii еетшгсЕДОшшиз на творчества й„€о»згу£а н-AiUsxovo Дт тот, чыби шкааагь сво~ аобрагцуо йвог~У4"*> восщапхт картшш крра з содоялзгю pyflc-ва веков, «.к," созданные юа произведения не тошда дакскетрй-рует йх шроетвдшогше, сйз'яему аддрштвйпого ишзепия, но в ярегыдоют на то» чзоба шра, преяэдеан-
иуэ черта саажша вдда&кзяо».
й^одояогязддкоя canora;. Анплкз цав?емагек>Й прайвеиа ведёте я в ssopesKyacKow и в НЕЛ-оргко-изУсрагде^и пгапо, на уре>~ £ш' гфойгеавзгаш истаял, правую» кэгеду. В работа'
исоаяьэдотся «вход, т.к. речь яде« -
о прого раокьк яасагвяо».* и ка?ад régímissasa, в patosa иаталхашваатся произведшем ¡*»Z¡az¡n' а й.Оггог'у«« о есазк-га картина дара« ■ *
Степень развебета-аиоста'грс.бяоца, О-даюст. и своеобрасаа .керткш «ара в ггроизБздеачжх екдоэгазда гзачоги. изучать 'Практически сдаюзро:гша с шюдои ■ в ts®? т литературных проиэ-гедения., Подтолкнута jKi-upe?ypor.e&oi) к згдау и работы ttep-надского. Однако, егогь зд бии-ро интерес к проблзие угсо i; Гознак ывдвь яииь в сезэтдогякш года в Кадукеких в Тартусских ■
сборниках, в трудах Комиссии НЬмпясксного изучения худояест» лепного тпорчестпа (сбсршиш "Худо:.:ас гкк'ое теорче-сгго/.1 '1;3 3, "Худокествзккое ТЕорчсе?со"/1331 и другие). Супестг-енный Е.игад в разработку ярсблгга икра даесди работы £.:!.лелрс.ч'а,
А.Б.й!глала, В.И.Топаг-щ-ь, Т.А.ЧарттэмП, З.Г.Йкгц, Н.Д.Хр,;-коса, К.А.Кздтавз и других кгследослгегей.
йзучеш',з началось сраг-у а нескольких наярзздзшда. И Кэлуг.-сках сборниках рассматркв'г.т^з?» э основном ароиэведешш реалистов начала такс, но пристг^ггае Здккздшв бц.ю удоязно русскому с1я.(пов!3!<!у (аренде игего 4утур:!з«у (ранний ^¿¿алгеов-
ске;Я и ренниЯ Н.Асеев), а г^бгема реэлкома и окзлг-сси-.
оннема в творчестве Я.Ачдрелт^»
Друг(5м наарзвдешзм стали сг^ьдаю-семкотичзскке сборники, лздаваешэ в Гарту, 0:яошой п::.г:г:-'г:!в их авторов быко обращена на структуру отдедааяс проиазййФКУй гтэич и дрчматурига русского декадансо, сиивожзма, скмсййй!» и гак дэ.тез. В научный оборот вдврщэ ввдднжсь у.овчз кыегез, дэкуглшта, роспош-нзния л прочее. Вовки направленном йэдчиР.:я стену? груды по зкакош* системам, где русская дамратура >24 ззка рассматривается п плглгэ сенлотиха.
'Гретое, направленна - труды по Комплекс но'<у изучение» художественного творчестве, где картина мира рг.гсс; }р.:т.';,:.гсп но в г.г~ пакте етруктур.2лдо:.;.2 и семяотикл, а г^етодом целостного анализа и норадко составляет предмет специсямиэго нсс.аддзпзшя. Свогго рода обабс/юят труден стана? серия изданий Ч^еехая дятерату« ра кащуа XIX - начала XX века", кздаг.аваавсл и тще 60-х - 70-е годы И'Ши ам.А.М.Горыюго.
Научная новизна работ определяете« тем, что это парвая попытка целостного анализа ¡5удоЕйстгв,.2:ой ййртйНЫ мир?, з реп-реэентгатиашх произгмдоикях малого ганра русского еттгм&пч -"сш^онкях" А.Балого а рассказах ¿¿.Сологуба. Она органично сиитсзируот философе.тез, остетпчэсккз, откческяе и еогесусе.ч-нонаучкиз взгляды синсояистоо. Работы такого плана в современной литературоведения не икезтея. Нахал проза екмгюлиэиа яоаоо-ляет рассмотреть прдаиипч и прясма создания худопчетгешюй карпш икра, что даЗт сснование шдэли?» иекоторм* дезомогор» поста худовестшшой структур« в с..мшяиз:'б как ыегодэ я к«м?ра»
влснии.
Научная ношзяа определяйся танке cea, что вяерлш проделан сраанительно-типэлогнческий екаклз произведений иалоЗ гроза писатслай, чьи тсорческиз кнддояуаяыгости peono свосзбрио-ш при обкой принадлежности их к одному литературного направленна - русскому СИиоОЛИЗДу.
Практическое впадение дадсертг.цаи состоит в том, tjso еэ положения и шведы когут был исхюяьзосаиы при чтении адаов-ckjíx курсов по теор«а литература, по кгтер;::: литература конца XIX - начало ХК сско, при 'проведении спецкурсов и спецсеминаров по указанной проблематика, яри руксьсдс^га uypcomsw и дк-шокшзш работали, ка ирактячзеде з£шилх.
Апробация г-^от-и Д5»сергацш| обсуждалась до оаеедшшях кафадры русской яитератури ^кяроазграсяого государственного унигзроатвта. Ссиоыа® долоезшш рсбота излагалась в докладах» ярочкташшге автором ка кау^-ак кокфзрекцздх в Кгсаэ (1289), ЯиопрапетроЕско (19Ш), Хгрсз}ш (И'Ю), a также э цубднкециях, перечисленных а автореферата.
Глссертацчя состоит ка взедзнзд, урок iwaa, заключения si tíaблиографпи. . .
tío ведении даётся обоснование тзш, шлшютея ее ¡актуальность и научная аначняссть» сягздгдявтсп цгли к садеш.
Первая 1'лар.-, "Худо::гст&син'.:я ко^епцкя доГ.стхшгелькостн в прозе русского символизма" - попытка оцени?;» ксторическуо об» стаповку наиака сока, осуыс&теь сгасс&ш ках ссошоо явление культура и раскрыть прдациш шшрапюш литературного акали-ой худогсстсгиного произведения, '
Культура рубака секса параше? сиз;;.'? ьаогообразисм. Тс ко« го огромного колдазсгва литеро.туришс и худокйствснных точений сноя, круаков, куриалов, которая спорили, враедогада и сменяли друг друга, из скала до с .ж пор русская литература. Это было время опровержения прочно устояшихся норы и традиций, ломки стори* моральных и худоаестЕеншк цешэстсй, покскоб ноеой "скотски координат" для искусства,
В стой слоеной картина «мзии утверздая искусстго как киз-нестроенле, символисты проюзглававт себя не столько поэтеш, сколько пророками, стремясь но отражать яшзнь, а созидать её.
Свдтая искусство деяякем личности, способом её семоеиракеккя, символисты отмят п центр шроздаиня челоязческуп игаэтсть а её соотнесении о днсгаряшией мира ч?яогс-чаского к о гартакя-ей иных »крои.
Обожествлял жтюуь, сгесеэяксш ьзгкздгот, что г.-гесто о теа она подвергается раээдгсск'.ю, отрк^'.ппэ. Личность ггарзстаз? сознавать собствеи;<уз цг:зг/ззть и стреуятея в оргаудчиости, к синтезу. Псзгог-у пкса?еЯ1-«ймвоЯ£сти э создапзмгаП Iй'д худоаеог-В2КН0Й картина икра о«рл*аэт единство трзх ксештий - природы, личности, культуры и п тс вэ гремя показввяо? разругаем рея!-гиогшх убзвдешШ под аоэдейИЕгем научного знания.
Символистская худогдстеекиая кощспция опирается в пэрзуо очередь на понятно сгг/го.та как июгозна^о-итаоказо'гелького 'образа, гирагд'"~ого кзкуп художесгвеинуэ идею.. Наполняя с;:?'со." теургичзаким содерзаяяе.4, сил уяавгивезт з ичи дргзис® бэго-чуьствовашэ, "старозаветккз ссроватс", "несознательной" погружении а стгшга фольклора.
Стремление уйти от единичного, конкретного в мир >счн\гс идей, раскрыть эту идее через изображение отдельного паления, передать свое внутреннее состояние через гнсет'ий синсол как знак принципиально непознаваемого бытия, приводит скмволистоз к протныречип кегду выдвнг астата ими теориями л практическим их осуществлением, Если сегодня рассматриваем снмволисм, акмеизм и другие литерзтурже течения начала века праиму^ествек-но как течения, то для сам;« симзодгктоз зто был вариант сизне-строитзльства, сямозлиэм-сознавался как попои не столько а с-$з~ ро творческой, сколько бытийстнешгой.
Исходя из трансцездантвяьной концепции сствтичесхого Фихте и Шелти-а о том, что истинным предметом искусства являгтся безусловное единство и 1'окусотЕо обручается на к конкертночу, о к метафизическому всеобщему, символисты считает, что красота принадлежит абсолютному, и в этого искусство превря^аотся
У НИХ В [.".МфоТВОрЧССТВО.
Лонтганмв красоты символистами., восходит к философскоиу учении а. Соловьёва, согласно которому крьсота - синтез идеального и реального, конкретного и абстрактного, е^шичнего ч
ьсеобцего, частного к унзде разимого. Л-екуестса дйя Соловьева -духовное пророчество, красота - активная преобразовательная сила. Погто^у соврезанное исхуевгсо доляко стреляться к ^деаху но в вообракешм, а яргобраоуя дойствитедтссгь. Гак, гобстао против "чистого" искусства, Соловьев дез? яное яолрааго.чие русскому символизму.
История культура на всём её тц».-: якекии так иди ккаче соотносилась с шфологачесюш н&сдадяви древности. Ь конце XIX -начала XX веха наступает период косого обращения к мифология. Поворот.в сторсчу кяфа шел свои цре&вэсияки. В культуре конца XIX веха возникают сод икавшей Р.йагнера и "«¿з^я^олэ-
гичиские" устремления. ¿дас^е с тем русскяэ евдвохнеты восприняла*« Шщае через яворчеетво ЛозгасЕсксго я создашшй ими сямяки мяф о Дютосескеы, Изкузсвдо, огмопяров&шоо на шф, тяготеет к "философским в-наущай сбсбатяяща, зачамуо отярло черная их в тутой концепциях елзхк. ¿¡ифологяя и сяду сшей исконной скиглакчизстя ошазываезжя удобшгя язшшм описания вечных моделей личного я обе^стзаскго шводеяия, некая суцностщгх законе з социального я прародкзго сучсствованяя.
й основе ваагикн "наскйфологйами* хвезт-1$кличэскал концепция мира, "вечное возвращение* Шяцкз). В шре ват&а: сазвратоз в хх>£ои явланяи настоящего просвечивает его ярсведдяе я будущие воллоцзняя. Взскракйыая "Ссояшстввд" -Еодзсра как исходную ыетодолэгкчесяу» согациэ, «аншигги кзяразшш? свои ззте-тичгскяэ шкехи в область ф^гофсксго цзвшвша. Осознавая себя представителями шграшг-гшЗ апогея» обострявшей кризисные ио-ыеагы в сознания, худогзтаз, сяяеэязсти стремятся '.угогить вере-ходиуи ситугцкэ в обцзмгеешюК куаьг/р.пОЙ.- 'яша , рогворитъ но-*.уо действительность, т только в художественном текста,
скв шей ¡кизкя. Опщфжй зддозссхевшюк) радения сяшхишс-?ов - в нерочигой шфояогйзирзшшости, в отхода от бита, от чЗткнх ярецендах к геогргфшеских рамой. .
Вакнкй аспок? исследования "неодеЗолэгпзиа* - соатновеяяз ыафояогнческого я исторического, ¿ер;» вонять соотношение мифа и яскорни у символистов вомогсег тзоряя Клодь Левй-Сгрссса, обоснованная в книге "Структурная антропология"» опираясь на которую, ш приходам к новому ссыисяэня» мифа символист«;.', к
создашто шя! "ссоого" мй|а аа сскове дрзшего. Примере».: когуг посдузмть повесть З.Ерсссса "Гея Снлыэтя" - миф о Ромулз и Fe-ш, его во рассказ *1Ьд старич костои" - |я»ф об ¿отрез, poco км Ф.Сологуба "Красота" - кгф об /фхдете, I "СтЛонн.?'' Л.Бопзго-ьшф о Язоне и ¡'здее.
Категории времеич к пространства, являптся осшгзпоязгш-щжи а творчестсе символистов ¡i несут на се5о сгрукгурообрюу-BÜQfO фуниу». Повтор - о^З одно сгойьяяэ структуры символистского произведения, сцуксчеэ средством развития сокзта и ш'ч-cTzaz'Jimoe с нмсо листами от г.:а.Ja.
Повторение в произаоденля ерхегигапчоских .образов приводит их к превращении в .чсЗжот>га, что,в croa очередь, т:".иуз • ¡временное кольцо, своди? тгмъ к гулкости.
Мифологическое время заме.чпэг у симгэпсгоп кстсричзскоэ, ибо события, согремекныо «а, скшдасга вэтечгсл .яредетегить КБК вклвчённив п вечность.
Обращение к кифу предполагает помимо обработки чисто миф}« логической структуры использование традиций народной культура, восходящих к романтическому началу в скголнг.'.'.е. Однако' ото не непосредственнее зоспрняткз традиции, а осмысление литературного наследил предыду&"к эпох, вобраетего э себя особенности народной пультуры. ГЬхалуЙ, лшь пир игры и кгру*~<~'* скмгол'.с-тн воспринимав? яеп'.сргдственно "от истоков". Отождествление яизгш с ктрой, а ¡тры с яязнь», позеолпзг сямншкгтаы "взглянуть на ¡/яр по-новому, почуссгговать относительность лсего сущзствуо^сго я оозмоккость cosepmiKO иного миропорядка"*. Соотношение театрального начала я символизма с литоратуркши традициями народно-скехсвой культуры предполагг-эт отъединение от мира реального, воакожость спрятаться от действительности используя игру, одевая караавадьнуо мас.{у.
Реминисценция из Дугшжа, Лещонтова, Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Чехова расгярявг ассоцийтнвацй ряд, позволяет говорить о широте охвата действительности симсодиетами. Например, тема мсскареда перекликается с. Лерсонтосским "¿асквра-дом", "Историей одного города" Салтыкова-Щедрина.
1 Бахтин 1,1.ni. Творчество йренсуа Рабле и неродная культура средневековья и Ренессанса.-1Í. ,ХГ,'0.-С.13.
Худанхствениий мир писателей-символистов рискэдот противоречиями, тробуюсраи исторического и казненного преодоления. Основнцо прегиюроч.эд, дзакущиз отиы мираи, - ькзнь-смерть, добро-оло. Поэтому и человек в художоственш.м мире сг^голкстоа противоречив и сложен.
гздвигаг проблему постя&знпя смысла бытия, тгцу грядущ-го мирового обновления води, скаволисты строят картину мира такта образом, что правда гоьрсызнаоетл nocTivaexcs чзргз воссоздание вечных тем, Еошатиьсах кногоыковой опыт к вобравсях традиции, соэдашше истертей рода человзчаскогэ.
рая г-.чва "Худоа^ствгннал ыодоль инри s .малой прозе й.Сологуба" яосаящеиа аиагиьу озсбенностеЗ прокасаденай, оригинально соединяй?«: г себе на'гургУиЛтичсакио, рсалигтичггкио и CKMBOJJiCTCKiia призна.
Ыир для Согогуба - вошадьмие социального ала» Он кссток, агрссси£€Н, просто псяхкчсскн болен. 2-го приводит писателя к отражения разрушительной сущности бмтия, раскрывающей обц55й план окружшч-го икра и глубокую драму индивида, его отношение к вечности,'времени, которая.
Сологуб не вэдит вжода из хаоса округ^жуй его действительности, однако стремится iciiui этический н остегачаскиЯ идеал. В стон писатель вдет от Достоевского ("Красота спасёт мир"), однако ciiocsii-ic мира кргсотой предполагает хаз» его виезнсе обновление, не затрагивайте духовное воэровдешю. Идеал двулик. ¿Иезнее совзркснстяо но предполагает ьцутреншш гармонию. Отсвда пзссимкам писателя. Ко без идеалу пяльзя. й он обращается к мифологии, к античности, г; культу ¡¿ряроди, к саоту, не в силах отойта в то «и врзг.'я от окрукавдаг его крвдащая ПрОТИВОреЧИЙ &И311И.
ri этой связи памп рассмзургваотся рассказ "Красота". Дань согодия-ший предстазлун з ком пеаяд о прспяоы. Героиня расск&ч са - Елена - вспоминает оокаВнуа ксть, проводя парадная ыеэду не» и богиней древнего кира. Да -и сз собственное ккл натолхи-ваат на воспоминания о прекрасной спартанской церйцо. Ориентация на миф и культ античной красоты, лежите в основа п^оиэва-дешш, подчёркивая!* .отиежевенность визнд Елешл от грязи дойст-
вительности. Дзя передача настроения гсроилн и пошшгшш кз-тикной красоты, Сологуб пользуется гагаоничяьгм сочетани?:.! в произведения цоета, свата, ззука и запаха. Ко для ,цсс?ихе:.ил полной гармонии необходим и духовная красота чета века. Соглаааясь с «¡Достоевским, Сологуб творит новую красоту. Но она обречена в огой казнл. Его Елена - несчастная, сотворившая кумир из собственной плоти, пр-ззревзая людей и мир, обрекает себя на казнь. "Ил$ весь во мне. Но стросно, что он таков, каков о!! есть, - и как только его поймё'аь, так и увядать, что он не должен быть, потоку иго он ла&чт в пороке к ш зла. Надо обречь его на казнь, - и себя с кш,Г~.
Отвергая мир а его као тощем, стремясь к духовкой преображение и не достигая его, Сологуб замыкает ипр на себе, на собственном "я", когорте для него - центр мирозданья.
Человек как существо космическое соединяет в сес'з гене-тическуо память поколений, бесконечность вселенной, взчное беспокойство и вечное воскресение духа с агонией трупе з, цеп-лявиргеся за жизнь и обреченных на умирание из-за духовной ни-цети, Косые« поглодает человека, становится бездной, ибо это космос й.Солэтубй, воспринимаемый кок трагедия опустссённости вселенной. йэря в боссыэртяо человека, Сологуб отрицает его в" силу недоказуемости. 1Ь г.-^дк.'.ое предполагает и невидимее. За виесной пряиолинеГ ..остью сто» внутренняя кривизна. Изобретению зтого и посвящена палая проза ^.Сологуба.
Возвратимся к рассказу "Красот,'и". Й'.еггне прямолинейное течение хисни сталкивается с оеркаяом, которое ье красит ынр, а искажает его. И то, что казалось прежде прекрасная, отмечено печатью порока. "51 на своём лице Елена видела а зеркале что-то нечистое и противное и не ыогла понять, что ото" (С.291). В доме девулки поселяются тени, притягивающие и искакас:;ие реальность. ¿Ьгив тени проходит ччpe^ все творч^тм Сологуба, ставя человека перед выбором кевду светом к теньо, иетангал; я гнимш бытием, лоб ¡ям и алом и приводит к логическому концу -с;.;ерти или безумию.
Худокественное пространство произведений Ф.Сологуба эачх-
1 Сологуб <;>. Тякелие сны.-Л. ,1990,-0.292.
ну?о. Но, замкнутое спаруй:, aro пространство внутри делигсл иа реальное и идтеаорноз, пр-гчаы идлгзсркое - облзстеяьны.1 атрибут рзагъного прострои;тса. Ияяюэриоо ирострыютво ахеот с битовым об;цуа грань, кроход через котирую длл героев Сологуба овначее? либо скэрть, дабо берумиа. Шйимо огого, пространство Sí.Сологуб« яздэтея пгсскостиш и ооркйльяым. Ош ко имеот объёма. Его суть - лабочкея структура, г.эгьояя'лцая шя, пэро-KCüfiib карткик:г иа алюригэсзд, клэкийдея &jíí:ux<¡'¿ ¡»бркаяэ. Цссодояагь грилкцу плоскости loscoisobso, ь5а Сологуб« страшт бсапредгяыюоть космосе. Напрэтдгр, £ |?сск::з& "Свет и тони" шжь героев, кроходадял в рс&шт клра, яюь набор случьКннх обстоя ."¡ж-отз, от которых шгло уДга, преодолей грашху идла-сормого нрогсрьнстза. И по-яcriíi¡:"íirj вш&тниа и сто-
коектся ккр тс:..;.!, «¡родсгаггйй^м.ги герез^ tsaaci и гердошюнэд ü силу елец .'.' v,.'3 i: pat-e.íí;t¡ пяосьости.
'Чагаzar. &.Со.*згуба, ыьууА в двук- »¿мерснияй, шдчашн кх законам. ЗсхздутиЛ и^утрсжшЯ isip кс-ймяат ишцдолегиш. В нём ничего не происходи?. Бзе действия, соаа|«аад»сся Ь нем, 'кв имеют вреаешазй • гц;4вязшкос8ч.. Gwf но * пройдам, иа v будущем и даао не в шязояцек« Oh« вЧсг^штаадвкое поиорзииэ одних и sex се собшьЯ бесч^гленноо та^ло -phö. £ .расмы-аах ''Сеет и тони", "Красота",' "Soi¿:¿L'síaJwc"a "Прятки" действия героев переходят в систему, • ввеаду» героев к шдвдквыкэ аакок&и плоскости. '. '.. - , . •
•» рзвльном ыиро, 'человек стремятся и подумает вогмо»-кссхь перейти в иаъгсорлШ.' lia чмйа срокькцуть в' кар иляззив, .. необходимо стричься о*' дьйсгйкгсльнос^л. И сели регааиоо (бытовое) ' пространства 'йа^влист каекзе с- вдзизнхдоз' ешда, то иллвзарноо - трагическое; "оао спссг,6;о к двяаенио и я регенерации (s -оышше .о?' битового), н стрекится » привлечении кзртз из, реального кири.-'-• "
й миро Солрх'уба/арот'ЛЕотс^оалеин два зла шра Ki.cv.ooa и-'«'яра хаоса.- Ош пртадяйза'г росты *aóa*¡ пространств. Зло хаоса - ею оло ш»:'0р'.:!дяы:с;. 8 раздробленного соцнвльного мара. • Кэсмячесхов зло, не'нр!и"идлзгэ№ клру^ чзловэчоских, соцяа'льньк . охиоьеииа. Оно нв:£%|дукаш авдиш, а проявляется в лгдях. Шр зла искатаег природу, шзд'зт и ¿родству, дс-|ор1.ирует ссихкку.
-н-
Однако герои Сологуба стремятся к добру,.»: тому, что ксясн::о золотело природой, к той точке, от которой начал! отечет, ро~ диггдеь. Это переход от реальности к кллгззин, от июни к сперта. Таковы особенности структуры пространства Сологуба, пилящегося ыоделыэ структуры вселенной.
йремя в творчестве писателя одноиапрзллека, но но упорядочено. Оно делится на врег.ет событий и время пмшти. Врсггл памяти подобно кифологичсскому времени и подчинено законам цикла. Собитмя разворачивается от будущего к прсалсму. Будущее, став настоящим, вновь отбрасывает собитлл з прослое н запихает временное кольцо. Постоялое, отойдя з прозлое, переводи?' будущее в настоящее. Однако в будущем остается момент време-;ш, уходящий в вечность, причем ото и вечность вперзд, и г.зч-насть назад. Тая Сологуб вводит на поэтику пачнего возвращения. Ко для кэго это только СРОКСТЕО памяти, способной'повторять события бесконечное число раз.
Сгсет произведения 'З.Сологуба разигрыЕсется з трих пленах:
1} со1;рг.чзнйоч5нтосок;
2) архотнгаческсм;
3) космическом^.
СозрсменйЬ-бытовой плен отражает жнвотрж'здусис проблемы современности. Автор стремится показать типичную ил я его вре-гзнл кпртнну етсни и раскрыть о?™,'!о законы гезни .
ЙгораП план раскрывает печкеа. Злободневное, оказывается лкзь яллкзиеЛ Осакимсстьо), з вечнге - оуг^ость». Говоря о вечности, !/ы имеем в виду но время, как вечность, в раоекззе, а вечность сонета ,• наличие вечно!; тега. Например, в рассказе "Лознгрин". сияет чем-то сродни мзфу ой клурз'и Психее, прямо перекликается с историей Лоэнгрина и принцессы Эльэн, напоминает отношения Дон-Кихота и Дульскнеи, Петрарки и Лауры, Тристана и Изольды.
Третий план - космический, природный. С его точки зрения оба предссствувцих бессмхленц. Своим присутствием он "отменяет'' их. Ре'ализунтся он как смерть.
1 См. об отом: ¿»отмен Ю.М. В аколо поэтического слова. Пушнин.
Лермонтов. Гоголь. - 1.1., 1988.
Сизрть в прсиавсдзниях Со гагуба предстаёт как наказание. Она - кара. Но погибают либо слабые, либо дети. Суть в том, что кара человечеству страннее, когда ушраэт безвинные, а виновный продолен? тетр!1ть ело. Здесь Сологуб близок к философии Ьэпен-гаузра, согласно учзниэ которого миром двякет злая слепая саморазвивающаяся воля, чукдая причинности, вреыени я пространству, - только горбата стой .вам, а человеческая судьба есть т-езкйо, гора, плач, мука я смерй». Рассказы "КрЕсота", "Улыбка", "Голодшй блеск", "Езло смерти*, "Смерть по объявление", "Ел-ккч" и другие ваканчиваотся гибелью героев, объятых страхом еизяя, отызчонных пачатье отчаянья.
В основе рассказов Сологуба леяат бинарные опяозиции, зь-кдачаяЕ^о чёткие противопоставления - лвбовь-ненависть, вдзнь-екзрть.
Обрадаяеь к теме ьаскарада, Сологуб придаёт ей специфическую налревлзкнреть. Бзди традиционный маскарад - предполагает празднество, радость, коствмированяый бал, то маскарад у Сологуба - ряпгние зла в личина добра. Из-под ыезок виден ляк зверя. И муссу лишь яичтоеный повод, чтобы маски были сброиены и стала видна суть. Дея писателя вайю не просто обличение зверя, а отобраташго окрусас^ого его ».:ира, создание модели реального пространства- ("Звериный быт", "В ялену", "Жало.смерти").
Работая вдд.текстом,'Сологуб использует в своём творчестве мотивы, беруарш истоки в клагсячзской литературе. Писатель стре-ыится расширить ассоциативный ряд, создать определенный "метаязык", устойчивых тем и мотивов классической русской литературы. Ткань сологубовской прозы пропитана. реминисценциями из Душкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Чехова. Он продолжает тепу унисения маленького человека в рассказе "Аленький человек". И это не.только гоголевский Акекий Акакиевич из "Шинели", о к пуикинский Евгений из "¡йедного всадника", и чеховский Беликов, и цедринскиё.персонажи, и герой повести Достоевского "Двойник". Совершенно по-чеховски уделяет он внимание деталям предметной изобразительности, портретным, речевым ха-роктеристякам, но реалистическая достоверность характеров и ситуаций зачастую приобретает условно-символическую окраску. Происходит слияние традиционной реалистической и модернистской по-»
этики, Сологуб развивает тржщ'юкнуэ форду реесксвч, гдя в центра повествования ~ человек, с руд а и их ззизйооетгозенга. ИвяиьгЯ 113 рассказов показывает гшзнь под опродзлзшшм утлом зрения, о.совокупность рассказов претендует на всеохватность действительности и создание целостной кпртины пира.
Третья глава -"Поэтический космос Д.Белого" - рассматривает специфику особой литературной форт, созданной писателем-символистом - "симфоний".
Стремление уйти от единичного, конкретного а мир вечных идей, передать своё внутреннее состояние через внесний символ, равноценное взаимосвязанное взаимопроникновение "небесного"-и "земного" приводит А.Белого к попыткам пробиться сквозь хаос бития з запредельное пространство.
Фллософия А.Белого опирается на учение 1Санта, Ьюпонгауэра, Рикорта (от него он впоследствии отмежевывается), ¿.Соловьёва. На раннем этапе творчества он соединяет проблемы символизма и "гносеологической метафизики" и утЕерздает "трансцендентальны:? норми ценностей? Подчиняя ф<лоссф;га искусству для достижения абсолютного, А.Езльй видит личность художника метафизически униссрсэлыюй, а не субъективистски ограниченной. Для него вач-но постигениэ сущностных начал творчества мсобс,е, а не ».-.етоди конкретного тг.рчества. Белый делит мир надвое: одна половина -инр гз:с0!!5!х ДУХОВКЬВС СубСТВ'ЩИЙ, 3 котором тзоршеч 1'оСМОГОНИЯ, в котором гшвёт, переливаясь разшт состояниями, юсть, о человек - самораэвиваицаг.ся и сшосогертанствуга'даяся личность; а другая - мир хаоса, где царит безумство и беззаконие, где человек - Л!язъ фантом в суете бытия. Так получаем двуликий мир, где сочетается лобок» и ненависть, восторг и горе.
Белый иронизирует код действительностью, гротескно преувеличивает пороки современности, чтобы с болыгей силой'зазвучала тема Вечности и вселенной.
Ирония у Белого - способ отмежеваться от реальности, восстать нед совремешогм ему хаосом. Используя зтот приём з "симфониях", он идёт к преодолена двойственности бития. Но если в первой "Симфонии" ирония липь присутствует в подтексте, то во второй, третьей и четвёртой "Симфониях" она определенно проявляется в повествовании.
-к-
Во порой "йг.'.фонин'', осмеивая "кекоториз" крайности кк-стицисда", автор совзтует читатели "внимательнее приглядеться к округаюкей действительности" и раскрывает её особенности при помочи игра. Здесь.ш иабледаеы особый вид словесной игры, создавшей - оцуцьшю театральности. Но это. не традиционное театральное действо, а "юаага картош", скешвдю друг друга и не саг.лсл^ч"3 одна от другоЗ. Каждая картина имеет свой законченный С8Е05, строгуа ко&позациа, шдер:санпуе цветовув гамму.
Шреосмыссшая цг^ганаяьно-позхичеезше традиции, Белый попользует олеыенти буффонадц, театра, сатиры, каски. Сатирически обличая совргцащуп е:.:у действительность, Белый исполосует гоголзескиз н г.едржокпе традиции: говорящие пмзна-фами-лпи, пэртратниа характеристики, вццшгещие на передний план докамрущув черту.
На рубекз веков писательская философия А.Еелогс обострилась пока вздениеи округжкрго шра. Вечные темы о человеке, его езаииоотнрвеииг с обществом, поисках идеалов, рассувдения об относительности к условности казах знаний приводят писателя к попскси идеала, коториЯ маг ба противостоять современной сиу дгСстштйяыасгя.
Чэлзвеи А.Есздго - ти>рец, способный организовать свои способности, постигнуть юзаошостн. Но это не персонаж его «алой срез« {ЕзгиЯ не стреьштся к прорисовке характеров своих героеа), а сам автор, стоящий за каздой строкой "симфоний", вдикащиЯ в них казнь, счуцаемиЯ и понимаемый читателем. В проза Белого ясно ощутимо лирическое, исповедальное начало.
■ Поиск идеала приводит писателя к трансформации соловьёв-ского образа "¿очной кенственности", в котором он и^ет гармонию и красоту. Помимо этого Белый обращается к античности как олицетворении мифа о социальной гармонии, а также заново мифологизирует освоенный им буддистский миф "о переселении дуй" (или, согласно греческой мифологии, ио вечном возвращении").
Шф "о социальной гармонии" - творечеокая обработка чаяний поколений лэдей об обществе, где царят справедливость, любо ьь и доброта, гдо, перефразируя Достоевского, красота спасает, а некрасивость разрушает мир, в которой ¡шьёт человек.
¿'.сходя из теории мифа "о вечном возвращении", времн пари-
одичсски приходи? к концу, возвращается к тетокшл, чтобы почерпнуть э них силы, начаться сначала. История гэ разрушает миропорядок мифа, ропдап, по мнении А.Велого, хаос. Но этот хеос тоез имеет своо упорядоченную структуру. Это двдиснио человеческой еизни от ровдения к смерти, от греха к спасения, которое придёт после смерти.
¿ечность неразрывна со временем, которое имеет специфическую структуру« Это сочетание мифического начального сакрального времени и исторического преданного времени. В сакральном времени творится космогония, воплощавщая коллективное бессознательное, - то, что сохраняется у человека на уровне подсознания и прорывается в кризисные моменты или на уровне потери исторической памяти (т.е. в моменты безумия)* Яркий тому пример - Хан-дриков в третьей "Симфонии".
Сакральное время принадлежит коллективу, обществу, оно ке-гостигзшо индивидуальноетьа, личностьэ, в то время кок профанное грсня достигло индивидуальной памяти, неразрывно с историей и на кокет (в отличие от сакрального) замыкаться в кольцо, возвращаться & прсалое и вновь устремляться вперед, двигаться по спирали или по параболе. Оно линейно и необратимо.
Для Белого более вавдо сакральное врегя, ибо прямая линия временя исторического ЧУЗД8 ого символическому 00:111:11 шп. Историческое время появляется у Белого яяаь в определивши, момент существования, когда циклическая херткна мифологического мира выходит на прямую истории ¡1 не («окот быть объяснена с точки зреккя мифа,
Бремя А.Еолого ресщеплеко. Око девается от далёкого прошлого через нсзстокщео к будущему. Но будущее туманно. Оно мокет быть понятно лгаь через осмысленно вчерезнего дня. »1роплое -точка отсчёта для будущего. Панорамное движение большего исторического времени представлено через постияенио разрозненных временных пластов, которые распадаясь, создоэт отдельные вре-изь~шз отрезки, а, соединяясь, ровдавт целые вселенные. Эпоху рубеаз веков в третьей "Симфонии" писатель представляет движением не связанных мезду собой эпизодов, каждый из которых несёт печать своего времени. Главный герой "¿Зозврзта" Хвндриков презрел историческое время, вознёссп над ним, объединив раз-
цобленнув деленную. Восприятие Хандриковк.: опохи - шр-кол-5л, лэди-пгечинки, гяца-каски - приобретает значена символов.
Символические формн времени возникают за счёт контаминации различных скотом вром^ис чпелешш, подчинявшихся конечной схема - вреш и воч:юсть как отрицание времени. йочизе возвра-докие предполагает базушю как способ шстиасяия истины. £ач- • кость - процесс, кдуг;:.'! па аажнутой в кольцо спарали, вязку-сг!й шр к вачздуу возвращение'. Шшбодзе чЗтко до?<щ сочного ьоЕера^еаия прослеживается в "Дубке нетелей", хотя и "¿йзвраг", и вторая, дргшатпчзская "Скифония", я дахэ пзрзая, героическая идут по пути преодолен;« временл, ведущему юр к повторении прогхога на новсы истор;и:зскоы вит::о.
Поэтика мифа предполагает эпически спокойное отнопзнзд к саортл. Огсода шстулат: стихеа» роадар^ая ьлсль, убивает сэ, сгихля, ублвЕ^цая Екгнь, роедаат её. В "Северной симфонии" умэраШ король вновь возвращается на трен, чтобы править к;гром а период безвременья. Он вдзт свои внучку. Ео приход даох еуу побалагсегь ворнуться в шгиду. В "йоаврата" история Хавдрлкова, пргседвсуо а »дар из Езчносга и юзвратшиегося к ней череа бе-аукаа и гибель лиь'подчеркивая? зыбкость границы Еизнь-смерть, ссакуцей кгр к вгчному воаврацэнкэ. Эти враиенкш аспекты исходят корнями к позтика мифа, угверадакдзй, что возможно циклическое повторение того, что было раныза, т.е. "вечное возвра-
иреал Белого но двлезтся бесконечный потоком, не является органически единой структурой. Оно раздроблено. И эта раздроб-лешюсть представляет, собой атомы, (или частицы), сяоеениые а определённое порядке, составлявшая нечто целое, окончательная конструкция которого известна ллаь автору. Эти частицами яв-ллэгея три вреизшыз кагегорш - проЕлое-настояцее-будуцее, ск-стематиазровашие в определенной последовательности
проипое-будуцее-настояа;ео
I ^ | к I
настояцее-прошюе-будуцее
! | ^ I буио'цее-настог.а;ее~прошло0
Ш«:а«о чЗтких зремояшх категории - прозяоо-настояаро-будущээ у Белого могло проследить также относительные категории прошзое-будущее, будущее-настоящее, настояп;еа-проплое.
БелцЯ строит мир по закоисм бинарных оппозиций, ко его оппозиции не всегда чэтко противопоставлены. Их суть - не только разделение, а и сближение определённых представлений. Например: небесное - земное; действительность - сказка; созидание - раз-руЕгнио, но природа-культура; глубина-высота.
Разсмкнутость пространства А.Белого позволяет ему видеть гяр но трехкернкм, а как киникум четырёхмерным я более. Герой "&зврата" Хандриков смотрит в зеркало и видит по ту ого сторону е:д'5 один трехмерный мир. ¡¡о зеркала отражаются в зеркалах. Количество трехмерных миров растот. Объединиваксь, они создают многскернуа структуру.
Количество воспринимаемых А.Белым измерений зависит от способности абстрагирогаться от плоскости.
Для А.Белого, как для писателя н исследователя одновременно восприятие пространства связано с постижением возмоглостей человека, который !~;о? своё место в мире. Он презирает ограниченность зрения и стремится разорвать его пределы, увидеть бесконечно искривленное пространство. Так писатель нриходот к сферо, как к модели Вселенной.
Цспоиинял свое посещение Египетских пирамид, Ьм;;,: описывает ссзяззние человека, с'тоящэго на ступенях. Бидно лн.иь несколько стуягисй вверх я несколько вниз » пирамида каяотся повиданной в воздухе планетой, о сам человек чувствует себя стоящим головой вниз, гысорнутг.-л наизнанку. Это позволяет Л. Ь: лому показать читатели юозкозности человека, способного ка.ч спц-дать себя космосом или его частицей, гак и рассматривать космос изнутри, стремиться перевести шепнэе пространство во внутреннее и наоборот.
Попытки А.Белого а литературном произведении обратиться к идеил физики, математики, космологии связанно, особенностям его мировидения. Буду-..;;! но образования естественником, он так или иначе отракаот в своих литературных произведениях достижения современной ему науки. Например, обращаясь к сферической модели ¿селенной, в третьей "Симфонии" Л.Белый анализирует возможности сферы; изучая действие физических сил при взаимодействии частиц
нли "распыляет" мир своих произведений (роман "Петербург", четвёртая "Симфония"), а затем, согласно теории объединения частиц, соединяет его из атомов. &юсте с тем "симфонии" А.Белого отражают особенности искусства символизма, тяготеющего к синкретическому творчеству. Соедшшя музыкальные и литературные оако.'ы в рамках нового синтетического Еанра, Белый стремится освободиться от пространства и победить Бремя, сведя его к вечности. "Симфония" - это поиск нового'шровздеимя, новых чувствования, поиск универсальности.
Проводя параллели ыевду "симфониями" А.Белого и симфонической музыкой, ыоию проследить некоторое аналогии - четырехбитная композиция, обрагно-тсматичс-ская заваргёшмсть и самостоятельность, сочетание разнохарактерен* мотивов с цзлыюстьа яу-догаственной КОМПОЗИЦИИ.
Постигая законы космоса и истории, Белый свягшют историю с цу-фом. На определённом участке текста на первый план шходлт то истсргш, тоыиф, причём историческая зарисовка выдергана а реалистическом ключа, тогда как всё, что связано с "недмирньад" мифологическим.- в символистском.
Всё ого позволяет говорить о стреылешш А.Белого расширить ьогмоиюсги искусства символизма, развисая созданные им новые канровшз фзрьы.
В заключении "подводятся Krorii проведенного исследования, . дэлавтея выгода о том, что м&гша епкчаекиа иыщл А.Бэлого и Сологуба подготавливает роааип, которца буяут написаны несколько лет сщ'сгл, Оыволкстские романа во много« сродни малан жанрам, ибо структурой связи в них ослаблена, свезт аморфен, что на свойственно классическому роману. Отличие картины мира в малой прозе от картины пира в романе состоит в том, что лиаь совокупность произведений (вое четыре "Симфонии" вместе ила ебьедиаэн-ккэ самим й.Сологубом в отдельные сборники или тома собрания сочинений росскссш) позволяет приблизиться к восприятии целостной картюш мира, d отдельных ко произведениях малых эпических нанров онз дробится и не претендует на всеохвотносгь действительности.
Основ:ша поло иония диссертации отражены в следующих публикациях:
. I. Пространство и время в повести В.Брвсова ' "Рея Сильвия "//Литературный процесс: системность и иоторизм.-Дкепропаг-ропек, 1990.
2. Моделирование мира в ™си;мфонилх" А.Еелого//Поззнп рус-с.тогс и украинского авангарда: история, поэтика, традиции (1910-1990 гг.): тезисы докладов Всесоюзной научной конференции.-Херсон, 1990.
ГАВРШЗВА Ирина ЮрЕОВна КАРЕША ¡5!РЛ В ШОП ПРОЗЕ Л.ГЕЛОП) Л &.СС0ЮГУВЛ
10,01.01 - ГУсска1 литература
Авторофорат
диссертации на соисканиз ученой степени
кандидата филологических н а у. к
Подписано з пэчать t 60 х 84/16 Бумага типограф-
ская Печать плоская . Усл. печ.л. 0,93 Уч.изд. л.0,У6 Tupes 100 экз. Заказ ft . Бесплатно
Издательство ДГУ: 320625, ГСП, г.Днепропетровск-10, пр.Гвгарн-на, 72 Ротапринт ДГУ, 320II0, г. Днепропетровск, ул.Казакова, 4а.