автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему:
Категория Закона в Посланиях апостола Павла

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Жукова, Людмила Геннадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.02
Диссертация по культурологии на тему 'Категория Закона в Посланиях апостола Павла'

Текст диссертации на тему "Категория Закона в Посланиях апостола Павла"

/

¿¿Г*/ ' т Ф ... /// /' , ,/

О / * о & *7 / -У,-,- «у * /

Министерство общего и профессионального образования РФ Российский государственный гуманитарный университет

На правах рукописи

Жукова Людмила Геннадьевна

Категория Закона в Посланиях апостола Павла.

24.00.02 - "Историческая культурология" Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

Научный руководитель к.и.н., член-корр. РАЕН Чистяков Г.П.

; '-.г

Москва - 1999.

Содержание

Введение. .................................................3

Глава 1. История интерпретации учения Павла о Законе......1Ь

§1. У истоков научной интерпретации.......................

§2. Тема Закона в исследованиях последних

десятилетий...............................................<2€

Глава 2. Интерпретация Писания.......... ..................Щ

§1. Интерпретация Писания в раввинистической литературе...^

§2. Интерпретация Писания в Послании к Римлянам..... .......53

Глава 3. Закон и оправдание по вере.......................

§1. "Не слушатели, но исполнители Закона ...оправданы будут": Исполнение Закона евреями и язычниками у Павла и в еврейской

литературе.................................................

§2. "Человек оправдывается верой независимо от дел Закона"....................................................

§3 . "Итак, мы уничтожаем Закон верой?".....................¿£

§4. "Неужели от Закона грех?!".............................101

§5. "Не отверг Бог народа своего"..........................

Заключение.................. ...............................Ж

Библиография..............................................

Введение

Апостол Павел - первый христианский теолог, представитель первого христианского поколения - наиболее созидательного и решительного в области теологии. Его личность и сохранившиеся послания сыграли столь важную роль в оформлении христианства, что трудно не согласиться с В.Вреде, назвавшим апостола "вторым основателем христианства"1. О том, что Павел был большим авторитетом для ближайших последователей свидетельствует прежде всего тот факт, что его Послания были включены в новозаветный канон во II в. Очевидно, что этому предшествовала долгая циркуляция писем между различными церквями в качестве ценных наставлений в христианской вере, богослужении, повседневной жизни. Нахождение Павловых посланий внутри новозаветного канона давал ему преимущество перед всеми последующими христианскими теологами. Отметим, что авторитет Павла никогда не был формальным и не ограничивался периодом ранней церкви. В доникейский период его влияние на Климента, Игнатия, Иренея весьма ощутимо. Затем, в период поздней античности, Августин, основываясь на некоторых идеях Павла, развил христианскую теологию, придав ей форму, доминировавшую на протяжении средних веков. Грандиозная роль, которую сыграла фигура апостола Павла в формировании взглядов Лютера и влияние его (пусть в интерпретации деятелей Реформации) на формирование протестантской догматики - общие места даже для человека, имеющего самое общее представление об истории христианства. Учение Павла остается основанием и стимулом для новых

1 №гес!е 1906, б. 84.

теологических построений. "Даже те, кто критикуют Павла и намереваются строить свое собственное богословие на других основаниях считают необходимым заявить о разрыве с Павлом, но там, где это возможно, процитировать его в поддержку своих взглядов"2. Для нескольких поколений христианских теологов новые и новые попытки объяснения смысла Павловых посланий остаются актуальными. Более того, интерес к апостолу, особенно в последние десятилетия, проявляют и еврейские академические круги3.

Источниками для реконстукции биографии и взглядов Павла являются прежде всего семь аутентичных посланий Апостола: Послание Галатам, 1 Фессалоникийцам, 1 и 2 Коринфянам, Римлянам, Филиппийцам, Филимону, а также Деяния Апостолов. По собственному свидетельству Павла (Филип 3:5-6), он принадлежал к племени Вениамина и был фарисеем, по свидетельству Деяний Апостолов родился в городе Тарсе в Киликии (Деян 21:39; 22:3), был учеником Гамалиэля (Деян 22:3), а непосредственно перед обращением (ок. 34-35 гг.) преследователем христиан (Гал 1:13; Деян 8:3). До последнего времени в исследованиях, посвященным апостолу Павлу избегали использовать термин "обращение" для описания его религиозного опыта, предпочитая термин "призвание". В обыденном словоупотреблении термин "обращение" предполагает радикальную перемену, переход из одного состояния в другое: от безверия к вере, от греха к праведности, от одной религии к другой. Очевидно, что это нельзя назвать вполне адекватным описанием опыта Павла, поскольку он продолжал верить в того же Бога и

2 Dann 1998, р. 4.

3 Segal 1990; Boyarin 1994; Nanos 1996.

идентифицировать себя как еврея. Более того, он сам описывает произошедшее с ним как призвание, используя лексику пророческих писаний (Ср. Гал 1:15-16 и Ис 49:1; Иер 1:5). Тем не менее, трудно отрицать, что опыт Павла привел к последствиям, которые скорее ассоциируются с обращением, чем с призванием. Апостол может быть описан как человек, осуществивший смену парадигм. Его уверенность в том, что Христос воскрес ввергла старую Торацентричную парадигму в кризис, который завершился созданием новой парадигмы, в которой Христос, а не Тора является смысловым цетром, объединяющим членов общины, предназначенной к спасению. Категории старой парадигмы, к каковым относится и Закон, нашли свое место в рамках новой парадигмы, но их роль была переосмыслена. Насколько радикально - покажет наше дальнейшее исследование.

В настоящей работе ставится цель определить отношение Павла к Закону, предварительно установив, в каком значении используется термин \Ю|Юс;, а также степень зависимости теологии Апостола от еврейской традиции. Первая глава диссертации посвящена истории изучения проблемы. Вторая интерпретации Писания в Посланиях. Третья - категории Закона и проблеме оправдания верой. Среди аутентичных посланий Павла наибольший интерес для решения поставленных задач представляет Послание к Римлянам, но по мере необходимости привлекается материал других аутентичных посланий.

Характеристика источников.

Послания Павла являются не только самыми ранними христианскими текстами, по-видимому, они раньше других текстов были признаны авторитетными, а потому переписывались

для распространения среди разных общин и сохранялись. Климент Римский4, Игнатий Антиохийский5, Поликарп Смирнский6 свидетельствуют о том, что Послания Павла были хорошо известны в широком географическом ареале в конце первого -начале второго веков7. Вероятно, Послания были первыми христианскими текстами по отношению к которым употреблялся термин "Писания" (2 Пет 3:15-16)8. Точное время появления первых собраний Павловых посланий неизвестно, но согласно мнению большинства ученых-новозаветников, создание полного собрания посланий Павла можно отнести к концу I - нач. II вв. Прямых свидетельств о составе ранней коллекции не сохранилось, но некоторые важные выводы можно сделать на основании косвенных свидетельств9.

На протяжении второго века существовали два собраний посланий апостола Павла, одно из которых составил Маркион. Издание Маркиона состояло из десяти посланий Павла, представленных в следующем порядке: Послание Галатам, 1-2 Коринфянам, Римлянам, 1-2 Фессалоникийцам, Ефессянам, Колоссянам и Филимону, Филиппийцам10. Второе собрание

4 1 Clem 35:5-6, 65:1.

5 Ignatius Phil 11.2, Smyr 12.1, ср. Polie 8.1.

6 Polycarp Phil 14.1.

7 См. Mowry 1944; Rensberger 1981; Мецгер 1998.

8 У Поликарпа Смирнского (Polycarp Phil 12:1) термин "Писание" употреблен по отношению к Посланию к Ефесянам.

9 См.: Schmithals 1972; Gamble 1985; Schenke 1975; Aland 1979.

10 Тертуллиан утверждал, что Послание Филимону следовало за Посланием к Филиппийцам в собрании Маркиона (Adv. Marc. 5.2122). Согласно Епифанию, в собрании Маркиона Послание Филимону следовало за Посланием Колоссянам и предшествовало Посланию Филиппийцам (Pan 42.9.4, 11.8.12).

засвидетельстовано Папирусом Честера Бити Р4 611, датируемым 200 г., который предлагает иную последовательность: Послание к Римлянам (Рим 5:17-6:14; 8:15-15:9; 15:11-16:27.), Евреям, Коринфянам (1 Кор 161-16:22; 2 Кор 1:1-13:13.), Ефесянам (Ефес 1:1-6:24), Галатам (Гал 1:1-6:18), Филиппийцам (Филип 1:1-4:23), Колоссянам (Колос 1:1-4:18), Фессалоникийцам (1 Фес 1:1, 1:9-2:3, 5:5-9, 23-28). Имеются косвенные свидетельства о существовании третьего собрания Посланий Павла. Так, в Каноне Муратори12 утверждается, что Апостол писал семи церквям, следовательно - поскольку число семь символизирует универсум - адресовал свои Послания Церкви вообще13. Эта идея возможно основана на раннем не дошедшем до нас собрании Посланий, озаглавленном "Послания семи церквям", следы которого обнаруживаются в тех случаях, когда последовательность посланий определана их величиной, а послания одной и той же общине объединены: Коринфянам, Римлянам, Ефесянам, Фессалоникийцам, Галатам, Филиппийцам, Колоссянам (Филимону)14. Издание посланий Павла как "Посланий семи церквям" могло служить решению многих связанных с ними проблем, в частности, проблемы адресности: Апостол писал

11 Издания: Papyrus 1935; Papyri 1934, 1936, 1937.

12 См., например, Канон Муратори 48-60: "Апостол Павел сам, следуя примеру своего предшественника Иоанна, по именам обращается только к семи церквам...Все же видно, что есть одна Церковь, рассеянная по всей земле. Ибо Иоанн еще и в Апокалипсисе, хотя пишет к семи церквам, обращается ко всем" (Canon Muratorianus 1867).

13 Изложение этой теории и свидетельств в ее пользу см. Stendahl 1962, pp. 239-245; Dahl 1962, pp. 261-271.

14 См.: Frede 1969.

конкретным общинам, и послания во многом отражают внутренние, узко-локальные проблемы каждой из них15. Для придания посланиям Павла универсального характера возможно и была предпринята попытка проигнорировать их ситуативность.

Послание к Римлянам.

Самое длинное из сохранившихся посланий апостола Павла и оцениваемое многими исследователями и теологами как наиболее важное для понимания его взглядов датируется периодом между 55-58 годами. Аутентичность Послания к Римлянам, также как и аутентичность Послания к Галатам и 1 и 2 Посланий к Коринфянам, не ставится под вопрос ни одним серьезным исследователем. Уже в I - первой пол. II века Послание к Римлянам цитировалось другими новозаветными авторами и апостольскими отцами16. Все дошедшие до нас списки христианский писаний включают Послание к Римлянам в корпус Павловых посланий. Анализ текста Послания позволяет заключить, что оно принадлежит перу представителя первого христианского поколения и нет никаких оснований приписывать его не Павлу, а другому лицу, поскольку в нем не содержится ничего, что противоречило бы имеющимся в других источниках сведениям об апостоле Павле. Самый ранний дошедший до нас текст Послания к Римлянам представлен в Папирусе Честера Бити (Р46) .

Ничего неизвестно об истории появления в Риме христианской общины. Очевидно лишь, что не Павел был ее основателем, что состояла она из язычников (грекоязычное

15 БаМ 1962, рр.261-271, СатЫе 1985, р. 60.

16 См. Моих у 1944; СатЫе 1977.

население Рима) и евреев, причем каково было процентное соотношение тех и других сказать трудно. Время основания христианской общины Рима также неизвестно, но это произошло до 4 9 г., когда император Клавдий изгнал евреев, включая евреев-христиан из Рима (Деян 18:2, Светоний Клав, 25). Последовавшая в 5 4 г. отмена эдикта Клавдия императором Нероном устанавивает нижнюю границу времени написания Послания к Римлянам, поскольку из него следует, что христиане из евреев в общине представлены (Рим 7:1).

Причины, по которым Павел написал свое Послание по-прежнему остаются предметом споров. Среди наиболее частно упоминаемых причин - надежда получить поддержку своей миссии на запад в Испанию (Рим 15:24, 28); ликвидировать противоречия, возникшие в общине между христианами из евреев и язычников (Рим 14:1-15:13) после отметы эдикта Клавдия; и даже желание изложить свое учение в более или менее систематическом виде именно христианской общине Рима, поскольку апостол предвидел скорое превращение города в столицу христианской империи17.

Послание к Галатам

Возможно, самое раннее из дошедших до нас Посланий Павла, датируемое около 52-54 гг. В каноне Маркиона Послание к Галатам возглавляет корпус из десяти Павловых посланий. В отличие от общины Рима, христианская община Галатии была основана Павлом (Гал 3:1). Поводом для написания Послания послужила ситуация, сложившаяся в общине Галатии и вызвавшая резкую реакцию Павла, а именно усиление влияния оппонентов

17 Веаге 1962, р. 114.

апостола (иудеохристиан?), вследствие чего часть христиан Галатии сочла необходимым подчиниться Закону и сделала обрезание.

1 и 2 Послания к Коринфянам

Христианская община Коринфа также была основана Павлом, по-видимому, около 50-51 гг. Первое Послание к Коринфянам датируется ок. 54 г. По мнению ряда исследователей, Послание, вошедшее в канон, состоит из 2-х или более первоначальных писем Павла, однако большинство не видит серьезных причин для сомнений в том, что Первое Послание к Коринфянам представляет собой единое целое. Апостол пытается решить специфические проблемы, возникшие у коринфян в их новом статусе христиан, возможно, в ответ на их просьбу (1 Кор 7:1). Второе Послание к Коринфянам посвящено формам проявления христианства в обыденной жизни и защите от нападок христиан из евреев на учение Павла о Законе. По мнению большинства исследователей, в состав канонического Второго Послания к Коринфянам вошли по меньшей мере два письма (главы 1-9 и 10-13), написанных вскоре после 1 Кор.

Послание к Филиппинцам

Письмо, адресовано общине города Филиппы в Македонии, первой европейской общине, основанной апостолом Павлом, и написано, вероятно, в Эфесе18 в 60-63 гг. Апостол призывает членов общины жить "достойно благовествования Христова"

Некоторые исследователи предполагают, что послание было написано в Риме (Dodd 1935) или Кесарии (Lohmeyer 1964). Подробнее см. Duncan 1962, р. 789-790.

1 1

(1:27-2:18), предостерегает от иудеохристианской пропаганды (3:2), благодарит за поддержку (4:10-18).

Специфика источников.

Общая модель коммуникационного процесса представляет коммуникацию в виде послания, которым корреспондент обменивается с адресатом. "Послание можно представить в виде квадрата, четыре стороны которого суть главные аспекты коммуникации: во-первых, самовыражение, во-вторых, обращение, в-третьих - взаимоотношения между корреспондентом и адресатом и, наконец, в-четвертых, информация, которая передается. Хотя один из этих аспектов может быть выделен в каждом конкретном случае, все четыре всегда представлены в любой

//19

коммуникации .

Что касается Посланий Павла, то до последнего времени внимание уделялось лишь информации, т.е. догматическо-теологическому пласту текста. В добавок к этому Послания рассматривались как источник для поиска ответа на вопрос: "Что мы можем узнать об апостоле Павле из его писем?". В процессе пересмотра методологического аппарата, применяемого в исследовании новозаветных текстов, риторическая критика обратила внимание исследователей на апелляционный аспект коммункации. "Чтение Библии, ориентированное на усвоение содержания, упускает из виду ее провокативный, апологетический, миссионерский, убеждающий язык. Назначение этого языка - быть инструментом влияния. Настоящая риторика гораздо шире, чем заинвентаризованные риторические фигуры. Риторическая критика отдает должное ситуации, она исследует

19 В1ег1пдег 1992, рр. 197-198.

стиль и композицию как способ произведения необходимого

о п

эффекта на аудиторию' . Даже в консервативных с точки зрения методологии работах, отразилось понимание того, насколько важна тема взаимоотношений Павла и христианских общин, которым он адресовал свои послания21.

Любые попытки реконструировать взаимоотношения Павла с его адресатами ограничены имеющимися в нашем распоряжении фактами. Безусловно, Послания лишь составная часть коммуникации между Павлом и христианскими общинами, но наши сведения о том, что представляли собой их личные встречи, ограничены лишь смутными упоминаниями о них в Посланиях (напр. 2 Кор 2:1). Кроме того, ограничения вызваны еще и тем, что не все послания сохранились. В 1 Кор 2:1 упоминается письмо, посланное апостолом в Коринф до канонического Первого Послания к Коринфянам, не дошедшее до нас, как, вероятно, и многие другие, неупомянутые. Не сохранились также и письма, написанные в ответ на Послания Павла (то, что они существовали засвидетельствовано у Павла, например 1 Кор 7:1), что создает дополнительные проблемы для реконструкции коммуникативной ситуации.

Таким образом все, что известно о взаимоотношениях Павла с его общинами известно лишь от него самого. Но Послания Павла позволяют судить, во всяком случае, об его оценке ситуации в общине, которой адресовано письмо и учитывать ее при анализе текста.

20 ЪатЬгесЫ: 1989а, р. 244.

21 Яеск 1991, е. 199-217.

Исходя из вышесказанного, мы полагаем, что можно попытаться изложить взгляды Павла на Закон в виде законченной системы, взяв за основу Послание к Римлянам. Во-первых, оно адресовано церкви, которая не могла с�