автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Католичество на Северном Кавказе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Католичество на Северном Кавказе"
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
На правЛх^тцЩ!
Лазарева Эльвира Тамерлановна
КАТОЛИЧЕСТВО НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Специальность 07.00.02 - Отечественная история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Владикавказ 2007
003052166
Работа выполнена в Северо-Осетинском институте гуманитарных и социальных исследований им. В.А. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания
Научный руководитель- доктор исторических наук, профессор
Дзаттиати Руслан Георгиевич
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор
Гутнов Феликс Хаджимурзаевич
кандидат исторических наук, доцент Будилова Карина Анатольевна
Ведущая организация - Институт гуманитарных исследований
Правительства КБР и Кабардино-Балкарского научного центра РАН.
Защита состоится » О 2007г. в асов на
заседании диссертационного совета по защите
диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова (362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, зал заседаний диссертационного совета).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова.
Автореферат разослан «ЛЬ» О 2007 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат исторических наук доцент
А Б Хозиев
ОБЩАЯ ХАРКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В кавказоведческой литературе не раз освещался вопрос распространения христианства на Северном Кавказе, но преимущественно православного толка. В тоже время на Кавказе были и попытки внедрения католической ветви христианства, что оставалось вне поля зрения исследователей. Католичество на Северном Кавказе не было предметом отдельного научного исследования. Несомненно, этот пробел в истории религиозных верований народов Северного Кавказа не способствует всестороннему и полноценному исследованию социокультуры развития региона.
Исторически Северный Кавказ всегда являлся полиэтничным и поликонфессиональным регионом поэтому вопросы межэтнических и межконфессиональных отношений были очень актуальны. Современная этнополитическая и этноконфессиональная ситуация в регионе актуализирует необходимость изучения исторического опыта межэтнического и межконфессионального взаимодействия.
Цель и задачи
Целью исследования является изучение проблем проникновения католичества на Северный Кавказ.
Цель предполагает постановку и решение следующих задач:
- освещение истории поэтапного появления и деятельности католических миссионеров на Северном Кавказе;
- исследование маршрутов и деятельность миссионеров-католиков на Северном Кавказе;
- рассмотрение причин появления католических этнических групп на Северном Кавказе;
- показ роли католических общин в политических событиях на Кавказе;
- определение влияния католичества в Северокавказском регионе;
Хронологические рамки исследования охватывают в период с начала XIII века, когда на Северном Кавказе появляются первые католические миссионеры, (их появление было связано с завоевательными походами татаро - монголов) до Октябрьской революции. В XVIII -XIX веках, особенно в пореформенное время в
результате присоединения Северного Кавказа к России. В колонизационной и миграционной политике России происходит значительное усложнение этнической и социальной структуры населения, появление новых миграционных волн католического населения.
Научная новизна исследования. В ходе исследования впервые был произведен обзор деятельности католических миссионеров на Северном Кавказе. Рассмотрены цели и задачи католических миссий. Вводятся в научный оборот новые архивные источники, отражающие религиозные верования народов Северного Кавказа.
Методология исследования базировалась на использовании общенаучных принципов, в том числе сравнительно-исторического подхода к анализу объекта исследования, и на специфических подходах исторического и социокультурного характера. Метод историзма позволил в пределах поставленной задачи воспроизвести картину религиозно духовных взаимоотношений народов Северного Кавказа и европейцев. В процессе исследования был применен системно-функциональный метод, позволивший определить роль католицизма у народов Северного Кавказа в их духовной жизни.
Степень изученности проблемы.
Актуальность темы исследования диктуется восстановлением и введением в научный оборот множества фактов, свидетельствующих о попытках распространения католического вероучения среди народов Кавказа начиная с XIII века. Можно считать обделенной вниманием со стороны историков деятельность разных этнических групп католического вероисповедания, по воле судьбы оказавшихся среди народов Северного Кавказа. Изучение католичества в регионе необходимо для полноценной характеристики общественно-политической жизни северокавказского сообщества народов в XVIII -XIX веках.
В советской исторической науке нет исследований, посвященных религиозной теме в силу того, что отношение к религии было отрицательное, традиционные социологические схемы, двухцветное видение мира исключили из жизни общества и из науки такие понятия, как религия, бог, духовенство, церковь. Советские историки ограничивались категоричной оценкой этих явлений как унизительной формой поклонения и отвлечения от классовой борьбы. Поэтому в монографических исследованиях редко упоминается о роли церкви в распространении той или иной религии.
Немногочисленные работы по католичеству на Северном Кавказе представлены работами видных советских историков-археологов: Е.И. Крупновым, В.А. Кузнецовым, О. Милорадович.1
В монографических исследованиях, посвященных различным проблемам истории Северного Кавказа, в той или иной связи затрагиваются вопросы, связанные с историей католичества в этом регионе и появлением католиков.2
В XIX в. факт присутствия европейцев, а именно поляков, на Северном Кавказе нашел отражение в исследованиях регионального уровня. Первой известной попыткой стала работа общественного деятеля и краеведа Г.Н. Прозрителева, в которой выявляются причины появления польских пленных после 1812 года на Северном Кавказе, определяется их роль и значение в развитии региона.3
Интерес к проблемам истории отдельных народов России в отечественной историографии возрастает в «перестроечный» период. Большое влияние на интенсификацию этого процесса оказало открытие новых архивных материалов. Выходит ряд комплексных научных исследований, посвященных истории католичества и особенностям его распространения на территории России. Опираясь на широкую источниковую базу, авторы пытались разобраться в причинах и особенностях многовекового противостояния католиков и православных, конфессиональных особенностях адаптации иностранных переселенце (поляков) в России.4
Весомый вклад в изучении истории греческой и западной церкви на востоке в средние века внес деятель церкви американской Дворник Фрэнсис. В своей работе он подробно рассматривает цель и
1 Кузнецов В.А. Археология Северной Осетии. Орджоникидзе, 1977; Кузнецов В.А. Церкви Верхнего Джулата их время интерпретации [IV по археологии Кавказа Махачкала, 1975, Кузнецов В А. Христианство на Северном Кавказе. Владикавказ, 2002, с.98; Кузнецов В А Эльхотовские ворота в Х-ХУ веках. Владикавказ, 2003. с. 156; О чем рассказывают археологические памятники Северной Осетии. Орджоникидзе, «Ир», 1968, с.52; Кузнецова В.А., Милорадович О.В. Археологические исследования в Северной Осетии в 1959 году // КСИА, 1961, вып. 86, с.92
2 Канукова З.В Старый Владикавказ. Владикавказ, 2002
3 Прозрителев Г.Н. О военнопленных поляках на Северном Кавказе в войну 1812 года. - СПб, 1914; Прозрителев Г.Н. Очерк жизни и деятельности И В Бентковского И Сборник сведений о Северном Кавказе — Ставрополь, 1909. Т.2. С. 18
4 Шейтман П От Пия IX до Павла VI. - М., 1970; Моравский 3 Ватикан издали и вблизи. -М.,1981, Рашкова Р. Ватикан и современная культура - М., 1989, Текстиль Л. Священный вертеп -М., 1988
задачи, которые преследовала церковь, направляя своих представителей с миссионерской деятельностью.5
Новый этап в своем развитии переживает церковно-историческая наука, появляются новые исследования по истории конфессиональной жизни. Среди них следует отметить работу правящего архиерея Ставропольского- Бакинской епархии Гедеона, «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения к России». На основании многочисленных источников он рассматривает древнехристианские археологические памятники, историю Кавказской и Владикавказской епархии.6
Источниковая база исследования включает разнообразные документы различные по информационной насыщенности, которые мы делим на три группы.
К первой группе источников относятся архивные документы высших и местных государственных органов власти дореволюционной Российской империи, непосредственно свидетельствующие о прошлой деятельности, тех или иных лиц, учреждений, общественных организаций. В диссертации использованы документы более 10 фондов хранящихся в Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия — Алания, научного архива Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.А.Абаева ВНЦ РАН и Архива РСО-Алания.7 Материалы этой группы источников представлены указами, циркулярами инструкциями, описями, отчетами, докладами, донесениями, рапортами, а также документы личного происхождения (прошения, объяснения, жалобы и т.д.)
К этой же группе можно отнести церковные документы - указы римско-католической духовной консистории, ежегодные отчеты ведомственных учреждений о количестве лиц римско-католического вероисповедания, метрические свидетельства о рождении крещении, смерти раскрывающих конфессиональную адаптацию переселенцев в регионе.8
5 Дворник Фрэнсис Миссии греческой и западной церкви на Востоке в средние века М, 1970
6 Гедеон митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России М.-Пятигорск, 1992
7 ЦГА PCO - Алания, «Терский календарь»- ф.12.оп 2. д. 201 Л 1, «Терские ведомости», 1911.-№11, №69;
Статистические таблицы населенных мест Терской области Владикавказский округ Владикавказ, 1890 т II Вып. IV. С 48
8 ГАСК ф 68 оп 1. д 8135, ф.135, оп 2 д 223, 933
Вторую группу источников составляют записки католических миссионеров и европейских путешественников, которые в разное время и с разной целью побывали на Северном Кавказе.9 В дневниковых записях ученых и путешественников Штедера, Г.Ю. Клапорта, И. Бларамберга и др. содержатся интересные сведения о быте, культуре, религии северокавказских народов. 0
Третью группу источников составляет данные периодической печати, отразившие отношение российской общественности к политическим событиям в Польше и к появлению поляков на окраинах России. Следует отметить, что центральной периодике рассматривались лишь общие вопросы, связанные с переселением поляков на окраины.11 Более информативны по содержанию были публикации местной печати, отражавшие все стороны жизни северокавказского населения, составным элементом которого были иностранные переселенцы (поляки, немцы).12
К этой же группе относим и опубликованные материалы, среди которых следует отметить сборники «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах»13, «Осетия. Историко-этнографический справочник». В них содержатся фрагментарные сведения по христианству у осетин.
Важное значение имеет группа опубликованных статистических материалов, позволивших определить количество иностранцев католиков в регионе в различный временной промежуток.14 Особенно
9 Рубрук Гильом. Путешествие в восточные страны. М, 1957, с. 115-116; Путешествие Ивана Шнльтбергера по Европе, Азии и Африке с 1349 года по 1427 год // Записки Императорского Новороссийского университета Одесса, 1867, т I, выл I с.31 — 33, Рассказ римско-католического миссионера доминиканца Юлиана о путешествии в страну приволжских венгерцев, совершенном перед 1235годом
10 Штедер Дневник путешествия, которое было предпринято в 1781 году от пограничной крепости Моздок во внутренний Кавказ. Спб, и Лейпциг, 1797, Клапорт Ю Путешествие по Кавказу и Грузии в 1807-1808 годах// Известия СОНИИ. Вып.12.1948; Бларамберг И Дневник 1811 -1871годы. Путешествие по Кавказу. Берлин, 1872
11 Русская старина. -1893.-т 78-№6, т. 79-№7-№9,1894-т. 81 -№1, №2, №6; т. 82 -№7, №9, №11, №12;1895-т.83 -№3, №4, №6, № 10; Исторический вестник. -1895 -т. 60 -№8-11; Русский архив. -1893. КнЗ; 1895, кн 2., Вестник Европы. - 1887. - №2, №4,1889 - №7, №9-11.
12 «Ставропольские губернские ведомости». - Ставрополь, 1865 - №12-20; 1867 - №39; 1875 - №5, №28-31, Хз43-47,1877 - №1-4;1878 №46-50, №52; «Ставропольские епархиальные ведомости». - Ставрополь, 1886 -№2, №23-27:1887 - №43-47,1915 - №39; «Терские ведомости», 1911. - №11, №69;Североканшская газета. -Ставрополь, 1911-№2;Кубанские областные ведомости - Екатеринодар, 1886-№9,1892-№4-6, №8-12
13 Осстны гжями русских и иносгратпжпуганесткнников. Орджоникидзе Сев-Оал4. книгои-дег, 1967.—320 с.
14 Сборник статистических с ведений о Ставропольской губернии - Ставрополь, 1868-1871. В 7-ми Вып; Списки населенных мест по сведениям 1873 г. Ставропольской губернии/сост Бентковский ИВ -Ставрополь,1874,Сведения о населении Терской области с расселением их по городам и округам, по народностям и племенам 1882, ЦГА РСО-Алания, ф.12.оп.2. д 201
следует отметить «Первую всероссийскую перепись населения 1897 года», которая позволяет проследить процесс расселения и адаптации, а также ряд социально-экономических характеристик иностранного населения на юге России.15 Немаловажное значение для исследования темы диссертации служат и материалы, содержащиеся в «Терском» и «Кавказском» календарях.16
Законодательное регулирование жизнедеятельности
европейских этнических обществ в Российской империи нашло
отражение в опубликованных законодательных актах и документах. В
них раскрываются аспекты правового положения европейских
переселенцев на территории Российской империи.17 Манифесты,
указы, рескрипты, доклады были выявлены в «Актах», собранных
Кавказской археографической комиссией. Это фундаментальное
издание документов обстоятельно освещает военную и политическую
историю Кавказа, его исторические и экономические памятники
помогает определить роль и значение европейских переселенцев в
18
освоении и развитии региона.
Теоретическая и практическая значимость исследования
состоит, прежде всего, в том, что ее положения и выводы, а также впервые введенный в научный оборот разнообразный и интересный материал о работе католических миссий по распространению католичества на Северном Кавказе, и межэтнических, межконфессиональных отношений народов данного региона могут быть использованы специалистами в области межнациональных и межконфессиональных отношений. Практическая и теоретическая значимость диссертации состоит и в дальнейшей более углубленной разработке феномена распространения католической ветви христианства среди народов Северного Кавказа. Результаты исследования могут быть использованы при написании фундаментальных трудов по истории религии отдельных народов и республик, в целом Северного Кавказа, при разработке факультативов, спецкурсов и спецсеминаров.
15 Первая всеобщая перепись населения Российской империи за 1987г. - Ставрополь, 1905 Т 65, 66, 67, 68,
16 «Терский календарь»- 1899,1914, ЦГА РСО-Алания, ф.12.оп.2. д. 201. Л.1
17 Российское законодат ельство Х-ХХвеков. - М., 1988 В 9-ти Т; Полное собрание законов Российской империи. М., 1898 Т XVI, XVII; Устав о ссыльных Иркутск, 1911: Сборник узаконений и распоряжений о переселении. СПб, 1901
18 Акты, собранные Кавказской Археографической комиссией // Под ред. Берже А. Тифлис, 18661888 В 12-ти Т.
Апробация работы. Основные положения и выводы исследования докладывались: на ежегодной научно-практической конференции Владикавказского института управления «Человек, государство, общество: традиционные проблемы и новые аспекты» (Владикавказ, 25 мая 2006 года).
Диссертация обсуждалась на совместном заседании отделов археологии и истории Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания.
Структура диссертации соответствует поставленным целям и задачам. Она состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены его объект и предмет, установлены хронологические рамки диссертации, ее методологическая основа, выявлена степень изученности проблемы, дана характеристика источниковой базы, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость, изложены цели и конкретные задачи работы, приводятся сведения о научной апробации исследования.
В первой главе «Первые католические миссионеры на Северном Кавказе» рассматривается появление первых католических миссионеров на Северном Кавказе и их деятельность.
Первое движение католических миссий на Восток было связано с грозной опасностью для всей Европы в связи с сокрушительными и завоевательными походами монголов на Запад. Монгольская армия в 1236 - 1240 гг. под предводительством хана Батыя и военачальника Субудая завоевала почти всю Восточную Европу (в том числе Кавказ), опустошила Венгрию, Маравию и Силезию и вышла на берега Адриатики. И только внутренние причины и распри заставили вернуться монголов на Восток, прекратив экспансию в Западную Европу.
Монголы ушли, но в Европе страх перед ними остался и вскоре на далеко неспокойный восток Европы в опасное путешествие венгерские доминиканцы отправляют группу из четырех миссионеров с задачей найти древнюю прародину венгров и узнать о судьбе оставшихся там соотечественников. В пути три миссионера из ордена св. Доминика погибают, но четвертый, «брат Отто», вернулся, чтобы
взять большее число братьев для проповеди католической веры в Восточной Венгрии. Однако, восемь дней спустя по возвращении на родину, он умер, успев указать своим преемникам дорогу к восточным венграм.
По его следам на Восток в 1235 г. отправляется новая группа доминиканских миссионеров из четырех человек во главе с монахом Юлианом. Путешественники посетили земли зихов и алан. Здесь по их сведениям вместе жили христиане и язычники.19 Миссионеры отметили у них большое уважение к кресту.
В ожидании попутчиков, из-за боязни татар, которые по слухам были близко, братья - проповедники задержались в Алании на 6 месяцев, находясь при этом в величайшей нужде, не имея в это время ни хлеба, ни питья, кроме воды. Поэтому в силу необходимости двое из них вернулись обратно в Венгрию, но другие остались там, не желая отказаться от начатого путешествия.20 Это было первое посещение Северного Кавказа латино - католическими миссионерами, хотя пропаганда католицизма не входила в их непосредственные задачи.
Вслед за группой Юлиана папа Иннокентий IV посылает новую миссию. На Лионском Соборе в 1245г., когда монголы наиболее угрожали спокойствию Европы, было решено послать к хану миссионеров, которые должны были войти с ним в мирные сношения, попытаться обратить его в христианскую веру и собрать сведения о дальнейших планах монголов.21 Таким образом, в 1246 году папа Иннокентий IV снарядил миссию во главе с миноритом Плано Карпини. Миссия выехала из Лиона в апреле 1245г. и вернулась в Лион осенью 1247г. Никакого успеха на религиозном поприще их миссия не имела, но ее руководителем был представлен отчет о путешествии. Это миссия носила скорее политико-разведывательный характер, нежели евангельский.
В 1253 г. В Монголию была направлена еще одна миссия во главе с Вильгельмом Рубруком. Отчет о путешествии Рубрука на Восток был издан еще при жизни самого автора.
Католические миссии были слишком слабы и немногочисленны, чтобы оказать какое-либо реальное влияние на народы
19 Аталиков В.Н Наша старина. Нальчик, 1996,с.5
20 Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII — ХГУвв. Нальчик, 1974, с. 32-33
21 Маленина А И. История монголов СПб., 1910,с.ЗО
Восточной Европы и Кавказа, уже давно православные, и тем более на татаро-монголов. Но интересы западной церкви и папства не были этим исчерпаны, из-за чего усилия на Востоке наращивались.
Особое внимание в главе уделяется венецианским и генуэзским колониям в Причерноморье и их взаимоотношения с народами Северного Кавказа»
Основной причиной проникновения западноевропейцев на Северный Кавказ, вследствие которой этот регион в ХШ-ХУ вв. оказался в поле их зрения, следует считать, по- видимому, начало интенсивного развития торговли и накопления торгового капитала в некоторых странах Европы, послужившее толчком к более настойчивому стремлению проникнуть в Индию и Китай, откуда в Европу издавна шли наиболее ценные товары. Ближайшие же сухопутные дороги из Европы на Восток проходили через Кавказ и контролировались татаро - монголами, а потому решая свои проблемы, европейцы изначально направлялись в государство монголов. На восток устремлялись не только воины и купцы, но и христианские миссионеры-представители католической церкви, главной задачей которых было обращение монголов в христианство.
Появление европейцев (в частности итальянцев) на берегах Черного моря и на Северном Кавказе можно главным образом объяснить тем, что в Итальянских республиках происходил подъем ремесел, торговли и экономики, оживление которых привело к торговой активности и к тому, что в ХП-ХШ вв. итальянцы устремились к берегам Северо-Восточного Причерноморья и обосновали здесь множество торговых факторий. С начала XII и почти до конца XV столетия итальянцы монопольно осуществляли здесь свою экономическую деятельность, сумев нейтрализовать вмешательство татар значительной данью. Торговля с Востоком приносила баснословные прибыли в связи с чем в Италии между городами-республиками развернулась конкурентная борьба за восточные рынки. Наиболее упорно она шла между городами-республиками Генуей и Венецией. Сначала успех сопутствовал Венеции, потеснившей Геную на Эгейском море, но ненадолго.
В Причерноморье и на Кавказе с самого начала доминировали генуэзцы. Но в 1238 г. Генуя и Венеция заключают перемирие и приступают к настоящей торговой экспансии в Крыму, а после Нимфейского договора (1261г.), предоставившего большие льготы генуэзцам, последние приступают к освоению территории, приобретя
в Каффе квартал. В 90-е годы XIII века итальянские купцы уже имели прочные позиции в Копарио (Копе на нижней Кубани), Матреге (Тамань), Севастополисе (Сухум). По сведениям Н. Мурзакевича, ссылавшегося на генуэзского автора Джироламо Серра, генуэзские купцы из Каффы в 1266 г. достигли Дагестана и начали торговлю с народами, живущими вокруг Каспия, а также посещали Тифлис и Кубачи в Дагестане.
В какой то степени сведения о продвижении генуэзцев из Крыма и Копы в глубь Северного Кавказа подтверждаются косвенными данными легендарно - фольклорного характера и даже археологией. Так, французский консул в Крыму Ксаверио Главани в 1724 г. в Чсркесии видел кресты на могилах с латинскими надписями. А в Карачае еще в начале XIX в. известно было кладбище Гетмишбаш, где сохранилось много могил и надгробных камней, рассматривавшихся карачаевцами как католические или франкские. Ф. Дюбуа де Монпере сообщает легенду, записанную от генерала Знгсльгардта по которой, франки или генуэзцы обитали по всем долинам Северного Кавказа, «жилища франков заполняли главным образом долину Кисловодска, распространялись даже за рекой Кубанью».2"
Как видно из приведенных нами сведений, генуэзские колонии на Северо - Западном Кавказе вели торговлю почти со всеми народами Северного Кавказа.
Торговый путь, видимо, начинался от Анапы и проходил через станицы Холмскую, Саратовскую, Большой Зеленчук, Марухт в Карачай затем оттуда одна ветвь пути шла через Главный Кавказский хребет на Цебельду, а другая - по Тереку к Каспийскому морю. Еще одна дорога шла по направлению Анапа - Геленджик - правобережье реки Кубани - Северный Прикаспий - Туркестан- Иран-Китай.
За очень короткое время на Северо - Западном Кавказе между Таной (Азов) и Севастополисем (Сухум) возникло 39 генуэзских колоний. Из них наиболее крупными поселением, не считая Таны и Севастополиса, считалась Матрега на Таманском полуострове (быв. Матраха, Таматарха, Тмутракань) - крупный торговый центр, связанный с соседними народами Северного Кавказа и заморскими странами, где останавливались все торговые суда. Другие итальянские
22 Дюбуа де Монпере Путешествие вокруг Кавказа. Сухуми, 1984,с 23
12
колонии на побережье Черного и Азовского морей - Мана (Анапа), Суджука, Геленджик - были незначительными торговыми пунктами.
Но итальянцы не ограничивались одним морским побережьем. Они сумели проникнуть и во внутренние области Кавказа, где остались многочисленные следы их пребывания: замки, церкви, погребения, шахты и рудники, обнаруженные на территории от Анапы до Теберды и Терека.23
В третьем параграфе рассматривается католическая кафедра на верхнем Джулате.
На берегу р. Терек против селения Эльхотово и 2 км юго-восточнее станицы Змейской расположено крупнейшее в Северной Осетии средневековое городище Верхний Джулат. По результатам раскопок археолога В.А. Кузнецова, известно, что та часть городища которая, находилась на правом берегу Терека, была незначительна. Основная территория городища занимает всю долину Терека от узкого дефиле между горой и рекой на севере и простирается на юг на расстояние до 2 км.24 Эта зона распространения подъемной керамики. Кроме того, в ходе археологической разведки в 1959 г. В.А. Кузнецовым и Т.Б. Тургиевым на склонах и мысовых выступах Кабардинского и Терского хребтов по обоим берегам Терека выявлено 10 поселений. На семи из них встречается материал золотоордынского времени, а топографически они тяготеют к Верхнему Джулату. Поскольку в процессе раскопок городища выявлены два культурно и хронологически разных культурных слоя -аланский Х-Х11 вв. и золотоордынский ХШ- XIV вв. - можно утверждать, что концентрация населения здесь не вызывает сомнений. В золотоордынскую эпоху на Верхнем Джулате ведется активное строительство, возводятся кирпичные мечети, минареты (есть сведения о трех минаретах, оставленные Ю. Клапортом)25 из которых до начала 80-х годов XX в сохранялся лишь один Татартупский минарет высотою 21 м.26 Строятся и христианские церкви: археологическими раскопками О.В. Милорадович и В.А. Кузнецовым их открыто четыре. В результате Верхний Джулат предстает перед нами как разрастающийся феодальный город с этническим и
23 Зевакин Е.С. и Печко H.A. Очерки по истории генуэзских колоний на Западном Кавказе в XIII - XVbb.// 3, 1938 Исторические записки. С. 11-12
24 Кузнецов В.А. Эльхотовские ворота X-XV веках Владикавказ 2003, с.156
25 Кузнецов В.А., Милорадович О.В. Археологические исследования в Северной Осетии Орджоникидзе, «Ир», 1968, с 52
26 Семенова Л П. Татартупский минарет. Дзауджикау, 1974, с 63
конфессионально пестрым населением, один из центров улуса Джучи.27
Верхний Джулат лежит в так называемых «Эльхотовских воротах», в месте прорыва Терека через невысокий Кабардинский и Терско - Сунженский хребет с выходом на север. На юге Эльхотовские ворота плавно расширяются и сливаются с Осетинской равниной, откуда пролегает наиболее удобный путь в Закавказье через два перевала - Крестовый с выходом к Тбилиси, Мамисонский с выходом в Западную Грузию. Проходя через Эльхотовские ворота, этот важный путь направлялся на север и через 35 км приводил к другому большому городищу алано-ордынского времени - Нижнему Джулату на правом берегу Терека против г. Майский.28 Можно полагать, что отсюда один транзитный путь вел через Пятигорье на Кубань и Копу - Матрегу, другой путь шел к Маджарам. Маджары же были своего рода «транзитным узлом» Северного Кавказа в XIII - XV вв., поэтому генуэзцы не могли их миновать. Очевидно, что они не могли также миновать Верхний и Нижний Джулаты, и здесь можно обнаружить следы пребывания итальянских купцов и миссионеров.
Подтверждение же этому мы находим в записках немецкого дворянина Иоанна Шильтбергера который в начале XV вв. побывал на Северном Кавказе. По пути из Дербента в Татарию Шильтбергер посетил «гористую страну Джулат, населенную большим количеством христиан, которые там имеют епископство. Священники их принадлежат к ордену кармелитов, которые не знают по-латыни, но молятся и поют по-татарски для того, чтобы их прихожане были более тверды в своей вере. Притом многие язычники принимают святое крещение, так как они понимают то, что священники читают и поют».29 Иоанн Шильтбергер не различал Нижний и Верхний Джулат, для него это была одна «гористая страна Джулат», а в ней, безусловно, доминировал более крупный Верхний Джулат. Поэтому данные Иоанна Шильтбергера о христианах «страны Джулат» мы можем распространить на Верхний Джулат.
Факт существования епископской кафедры на Верхнем Джулате подтверждается и тем, что аналогичные католические кафедры были созданы и в других населенных пунктах Центрального и Северо-
27 Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в ХП1 - XIV вв М., «Наука», 1985, с 121
28 Чеченов И.М. Древности Кабардино-Балкарии Нальчик, 1969, «Эльбрус», с.40
29 Путешествие Ивана Шильбергера по Европе, Азии и Африке с 1349 года по 1427 год // ЗИН университета Т. I, вып I. Одесса, 1867, с. 34
Восточного Кавказа, перечисленных в булле папы Бонифация IX, в первую очередь в Маджарах. В таком случае мы можем говорить о возникновении на Северном Кавказе в XIV веке римско-католической церковной организации.
Имеющиеся археологические материалы позволяют локализовать упомянутое Иоанном Шильтбергером католическое епископство именно на Верхнем Джулате, где сейчас известны четыре христианских храма, тогда как на Нижнем Джулате нет ни одного. Весьма показательно, что два из них имели подалтарные погребальные крипты, а эта конструктивная и литургическая особенность выделяет данные храмы в отдельную для Северного Кавказа типологическую категорию верхнеджулатских церквей с криптами.
Отдельный параграф первой главы посвящен изучению истории католической миссии у алан в Китае. После татаро-монгольского нашествия 30-х годов ХП1 в. аланская раннефеодальная государственность пала, а этнодемографическая карта Северного Кавказа претерпевала кардинальные перемены. В частности, резко сократилась территория и численность кавказских алан. Разбитые монголами, они разделились на тех, кто продолжал упорное сопротивление, уйдя в горы, и тех, кто примкнул к победителям и пошел к ним на службу. Во главе последних стояли аланские феодалы и военачальники Бадур, Уцзорбухан, Матярша, Елебадур, и др. Некоторые из них монголами были оставлены владетелями своих земель, другие зачислены в монгольскую гвардию, а третья часть покорившихся алан была переброшена далеко за пределы Кавказа. Так, сын Елебадур Юй-ва-ши (имена в китайской интерпретации) был послан на подавление восстания в Сибирь.30
Зная историю обращения кавказских алан в христианство, мы можем полагать, что аланы были православными. Монголы к этому относились терпимо. Занесенное в Центральную Азию в VII - VIII вв. несторианство в XIII веке было на подъеме: христианизировано было самое многочисленное племя монголов кереиты, а также часть уйгутов, басмалы, найманы, каракидани. Хан Гуюк приблизил к себе православных священников из Сирии, Византии, Алании и Руси, объявив себя врагом латинства (католичества) и ислама. Для католической же Европы несториане были еретиками и врагами. Мы
30 Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М., 1970, с.469
15
не знаем, как несторнане встретили появление православных алан, но имеем сведения об интересе к ним, проявленном католической церковью. Видимо, в Китае и в его столице Ханбалыке - Пекине римские папы имели свою агентуру и были осведомлены о положении дел на столь огромном расстоянии. Л. Н. Гумилев цитирует «книгу о великом Хане» ХШ-Х1У вв., где сказано о ханбалыкских несторианах, не подчиняющихся римской церкви и что благодаря поддержке великого хана католикам удалось окрестить многих местных несториан и некоторых язычников. В это же время западная церковь предприняла все усилия по обращению алан в католичество.
Первым католическим миссионером среди алан в Китае, видимо, был «брат» Иоанн Монтекорвино, (1328г.), прибывший в Пекин в начале XIV века. Деятельность Монтекорвино была успешной и явно привела к католизации части алан. После смерти Иоанна Монтекорвино, в 1333 г римскому папе Бенедикту XII из Ханбалыка были посланы два письма. В первом из них от имени великого хана Токалмута содержится просьба, чтобы папа «молился за нас и наших верных слуг аланов, его христианских сыновей». Второе письмо папе направили аланские князья. «Вашему Святейшеству должно быть известно, что мы уже давно осведомлены о католической вере вашим легатом, братом Иоанном Монтекорвино, наставлены им ради нашего блага и много утешены сим сильным, святым и терпеливым мужем, умершим восемь лет назад. С того времени остались мы без главы и без духовного утешения. Мы порадовались о новом легате, но таковой сюда не пришел. Поэтому мы умоляем Ваше Святейшество направить к нам доброго, терпеливого и умного легата, который мог бы позаботиться о наших душах.31
На смену Монтекорвино был направлен легат Джованни Мариньоли. Как указывает Р. Хенинг: «Христианские общины в Китае были искорены в 1368 году при династии Мин, проявившей враждебное отношение ко всему иностранному. Хотя католичество в Китае удерживалось до XV века, когда последний монгольский император Китая Тогон Тимур в 1368 покинул Пекин, в числе отрядов, следовавших за ним в г. Каракорум, была и асская дружина,
11 Брун Ф О странствиях царя - пресвитера Иоанна. Записки Новороссийского университета, год третий, т. V, Одесса, 1870, с. 159
сохранившая и в беде верность своим повелителям», - пишет А. Иванов.32
Католичества у алан в глубинах Монголо-Китайской империи XIV веке, наверное, наложилась на их предшествующее православие, с которым они прибыли в Китай со своей Родины. В результате эта группа алан не осталась православной, но и католической не стала.
Во второй главе Католичество у северокавказских народов в конце XVI - начале ХХв., в данной главе рассмотрены религиозные воззрения горцев Северного Кавказа с начала XVI - до середины XVIII в. и католичество в духовной культуре народов Северного Кавказа (с середины XVIII в - начала XX в.)
Религиозные верования народов Северного Кавказа в XVI -XVIII вв. как видно из источников и записей путешественников того времени, была различной. Горцы Дагестана, ногайцы, чеченцы (кроме жителей соседних с Грузией районов) исповедовали ислам, причем население Восточной и предгорной Чечни и предгорной Ингушетии было мусульманским еще в XVI в., в то время как большинство населения горной Чечено-Ингушетии приняло ислам лишь в XVII -XVIII вв.. В Осетию ислам стал проникать преимущественно в среду феодалов, где он приблизительно фиксируется в 1741 г. В Балкарию и Карачай ислам проник, видимо, в конце XVII - начале XVIII в.
Адыги продолжали придерживаться традиционных верований, смешанных с пережитками средневекового христианства. Были и такие, которые формально исповедовали ислам, но не отказывались и от доисламских обрядов и представлений. Поэтому западноевропейские путешественники, посещавшие Северный Кавказ не только в XVII в. но даже и в XVIII в., не могли понять, какую религию исповедуют народы этого края (в частности адыги) — языческую, христианскую или мусульманскую. Некоторые из путешественников упоминают, что в Кайтаге у адыгов сохранились священные деревья и целые рощи, у которых совершались все общественные торжественные акты, в том числе и мусульманские. Эти рощи заменяли храмы, в них совершались жертвоприношения и молебствия.
«Горные черкесы, насколько я мог узнать, из рассказов являются чем-то вроде друидов, поклоняющихся старым дубами
32 Иванов А. История монголов (Юань - ши) об ассах- аланах X в. СПб.,1914,т. II, вып. Ш, с. 300
17
другим деревьям, где как им кажется, живут какие-то невидимые божества, способные исполнить их мирские просьбы...»33
Такое Смешение религий на северном Кавказе - результат начавшегося с середины XVI века соперничества между Россией и татарами-мусульманами на Северном Кавказе, которое привело к открытой борьбе между христианством и исламом в этом регионе, когда каждая из двух могущественных сторон стремилась влиять на народ посредством религиозных идей.
В параграфе католичество в духовной культуре народов Северного Кавказа (с середины XVIII в - начала XX в.) говорится о том, что в конце XVIII в. в судьбах народов Северного Кавказа наступил новый этап, когда усилилась ориентация на Россию многих владетелей и союзов горских обществ. Большинство их приняло российское подданство, при этом не раз возобновляли свои присяги, хотя и сохраняли свое место управлении. В это происходят новые процессы - вовлечение Северного Кавказа в общероссийский рынок и переход к насаждению царским правительством своей военно-административной власти горскими народами.
Все эти изменениями отразились и на религии северокавказских народов. Практически все они были мусульманами, ислам насаждался среди них крымским ханом. Только часть осетин исповедовала христианство православного толка. Но то же время горские народы никогда не отказывались от традиционных верований.
С присоединением горских народов к России российская сторона пыталась вернуть их в христианство. В 1774 году в Петербурге был принят указ об отправке миссионеров в Осетию для «восстановления» там христианства. За 1745 -1749 гг. православные миссионеры окрестили 1019 человек.
Что касается католичества, то после долгого перерыва католики вновь появились на Северном Кавказе в конце XVIII века. Их появление тоже связано с вхождением Северного Кавказа в состав Российской империи. Основную массу появившихся на Северном Кавказе католиков составляли поляки: после подавления царским правительством польского восстания в 1863 году часть восставших пол яков была выселена в Сибирь, другая - на Кавказ. Так в одном только Владикавказе к 1876 году их насчитывалось уже 1153 человек. Приток поляков усилился в годы первой Мировой войны.
33 Зевакин Е С.Пугешествие господина Абри де Мотерэ в Европу, Азию и Африку ..т П Гаага,1727,с.89
Значительное место среди появившихся на Северном Кавказе иностранцев занимали немцы. Их предки появились в России в разное время и из разных областей Германии. Но основная масса немецких эмигрантов появилась в России во второй половине ХУШ -первой половине XIX веков. Это были крестьяне, селившиеся колониями в сельских местностях. Правительство Екатерины П в 1762 - 1763 годах издало манифесты, призывавшие немецких крестьян переселяться в Россию, обещая им льготы и благополучие на новых землях. Переселенцы обустраивались на новых местах, строгай дома и церкви, пытались сохранить этническую самобытность, приверженность к католической религии, традициям, обрядам.
Католические церкви становились очагами просвещения. При войсковых часовнях существовали воскресные школы, в которых дети получали прочные знания родного языка и постигали основы культуры своей далекой родины. Так во Владикавказе действовало католическое приходское училище.
Немцы открыли во Владикавказе Евангелическо-лютеранское училище, поляки и литовцы — римско - католическое училище.34 Во всех школах основное внимание уделялось изучению особенностей вероучения. В этом были заинтересованы и родители. Например, в 1916 году в администрацию римско-католической гимназии родители обратились со следующим заявлением: «Мы родители-католики учащихся вверенной Вашему Превосходительству гимназии, понимая, как велико значение религии для нравственного воспитания детей и как необходимо для них изучение Закона Божья, искренне желаем, чтобы нашим детям Закон Божий преподавался в гимназии.35
Образование в 1917 году во Владикавказе «Литовское общество» из местных жителей и беженцев, также заботилось об обучении детей грамоте и Закону Божья на родном языке.36
С приходом к власти большевиков начались гонения на церковь и верующих. Приходы существовали до 1930-х годов, но численность католиков к тому времени значительно сократилось. Из-за боязни репрессий многим пришлось покинуть обжитые места, и переселяться в другие.
34ЦГАРСО-А.Ф. 12 Оп.2. Д.594.Л.13;Ф 123,Оп.1.Д.163.Л.8
35 ЦГАРСО-А. Ф.286. Оп.1 Д.28.Л.Л.1-2
36 Там же. Ф.123..0п.1.Д 899 Л.1
• Таким "образом; как и несколько веков назад, во время турецкого нашествия, Католическая Церковь вновь была уничтожена на землях Северного Кавказа.
В заключении подведены итоги диссертационного исследования и сформулированы основные выводы:
1. Северный Кавказ в ХШ — XVIII в. был ареной столкновений разных направлений христианства. Наибольшим влиянием пользовалось греко-византийское православие. Несколько меньшее влияние зафиксировано со стороны Грузинской церкви, слабее было представлено католичество.
2. Распространение католичества началось в XIII веке и прошло несколько этапов от первых миссионеров до европейских этнических поселений на рубеже XIX - XX вв.
3. Католичество оказало определенное влияния на культуру и религиозное мировоззрение местного населения, представленное археолого-архитектурным и фольклорно - историческим материалом.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Лазарова Э.Т. Первые католические миссионеры на Северном Кавказе//Сборник научных трудов. Ритмы истории. Вып.2. Владикавказ, 2004, с.82-82
2. Лазарова Э.Т. К вопросу религиозных воззрений горцев Северного Кавказа в межконфессиональный период (с начала XVI -до середины XVIII вв.)//Бюллетень ВИУ Материалы VIII межвузовской научно-практической конференции. Владикавказ 2006, №17, с.409-420
3. Лазарова Э.Т. Итальянцы в Причерноморье и их взаимоотношение с народами Северного Кавказа//Сборник статей и тезисов СОГПИ. Вып.6. Владикавказ, 2006, с.110-113.
4. Лазарова Э.Т. Католические миссии на Северном Кавказе XIII - XVbb.// Научная мысль Кавказа. Ростов - на - Дону 2006, №12, с.192-199.
Подписано в печать 28.01.2007 Формат 60х901/16 У сл. печ. лист. 1,1 Гарнитура Times New Roman. Бумага офсетная. Печать офсетная. Тираж 100 экз.
Отпечатано в типографии
ЕВЕШЖю!
тел 8(8672| 44-29-94
г. Владикавказ, ул. Тамаева, 21 тел. (8672) 44-29-94
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Лазарова, Эльвира Тамерлановна
Введение.стр.4
Глава I. Первые католические миссионеры на Северном Кавказе, стр.11
1.1. Появление первых миссионеров на Северном Кавказе и их деятельность.стр.4
1.2. Венецианские и генуэзские колонии в Причерноморье и их взаимоотношения с народами Северного Кавказа.стр.41
1.3.Католическая кафедра на Верхнем Джулате.стр.53
1.4. Католическая миссия у алан в Китае.стр.72
Глава II. Католичество на Северном Кавказе в конце XYI - начале ХХв.
2.1. Религиозные воззрения горцев Северного Кавказа (с начала XYI - до середины XYIII вв.).стр.76
2.2. Католичество в духовной культуре народов Северного Кавказа (вторая пол. XYIII - начало ХХв.).стр.95
Введение диссертации2007 год, автореферат по истории, Лазарова, Эльвира Тамерлановна
Актуальность темы исследования. Северный Кавказ исторически складывался как полиэтничный и поликонфессиональный регион, в котором были представлены едва ли не все известные мировые конфессии.
В длительный процесс эволюции традиционных религиозных воззрений народов Кавказа на разных этапах включались христианские и исламские миссии, во многом определившие развитие национальной культуры. Этот процесс сопровождался активным межэтническим взаимодействием с носителями различных конфессий, которые появлялись в регионе в ходе миграционных движений.
Участниками межконфессионального диалога были приверженцы местных традиционных религиозных верований, православные христиане, мусульмане суннитского и шиитского толка, протестанты, иудеи, католики, сектанты.
Католичество, в отличие от православия и ислама, не оказало решающего влияния на культуру местных народов, но было заметным явлением в конфессиональной жизни региона. История католичества на Северном Кавказе начинается с XIII века и проходит несколько этапов.
Сегодня эта ветвь христианства представлена католиками - поляками, итальянцами, немцами и армянами, которые наряду с другими народами Северного Кавказа переживают этнический и религиозный «ренессанс», активно манифестируют стремление к сохранению и возрождению своей национальной культуры, неотъемлемой частью которой является религия. Сохраняя свою самобытность, они сумели выработать толерантные формы сосуществования.
Современная этнополитическая и этноконфессиональная ситуация в регионе актуализирует необходимость изучения истории отдельных конфессий и опыта межконфессионального общения.
В отечественном кавказоведении освещены вопросы, связанные с изучением роли православного христианства, ислама и протестантства в истории и культуре Северного Кавказа. Католичество не становилось предметом отдельного исследования, необходимого для восстановления реальной истории конфессиональной жизни региона.
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования определяется ее неизученностью, теоретической и практической значимостью.
Цель и задачи. Цель исследования заключается в изучении процесса проникновения и распространения католичества на Северном Кавказе.
Конкретными задачами диссертационного исследования являются: освещение истории поэтапного появления и деятельности католических миссионеров на Северном Кавказе; исследование маршрутов миссионеров-католиков на Северном Кавказе; рассмотрение причин появления католических этноконфессиональных групп в регионе; выявление роли католических общин в политических событиях на Кавказе. Объект и предмет исследования. Объектом исследования является католическая ветвь христианства на Северном Кавказе.
Предмет исследования включает историю католических миссий, жизнедеятельность этноконфессиональных общин католиков, их влияние на культурное и социально-политическое развитие Северного Кавказа. Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XIII века, когда на Северном Кавказе появились первые католические миссионеры, до начала XX века. Наиболее активный период в деятельности католических миссионеров приходится на XVIII-XIX века, когда новая волна этих распространителей католичества в результате присоединения Северного Кавказа к России и вхождения ее в общероссийский культурно-экономический круг оказалась в северокавказском регионе. Этот процесс усилился в пореформенное время в связи с колонизационной политикой России, в результате которой появились новые миграционные волны населения исповедующего католичество.
Географические рамки. Географические рамки настоящего исследования в основном охватывают Северный Кавказ, но в целях более глубокого и объективного исследования наиболее актуальных проблем распространения католичества в северокавказском регионе автор счел возможным несколько расширить географические рамки отдельных моментов исследования и провести сопоставительный анализ целей и методов католического миссионерства на Северном Кавказе и в Закавказье, в частности в Грузии.
Кроме того, рассматривая появление и деятельность первых католических миссионеров на Северном Кавказе, автор считает нужным проследить пути следования их из Европы до Китая, в целом не нарушая заявленные территориальные рамки исследования.
Научная новизна исследования. В ходе исследования впервые был произведен обзор деятельности католических миссионеров на Северном Кавказе, начиная с XIII века, рассмотрены цели и задачи разновременных католических миссий, этноконфессиональных католических групп. В научный оборот вводятся новые архивные источники, освещающие историю католичества на Северном Кавказе.
Методология исследования базировалась на использовании общенаучных принципов, в том числе сравнительно-исторического подхода к анализу объекта исследования, и на специфических подходах исторического и социокультурного характера. Метод историзма позволил в пределах поставленной задачи воспроизвести картину религиозно-духовных взаимоотношений народов Северного Кавказа и европейцев. В процессе исследования был применен системно-функциональный метод, позволивший определить роль католицизма в истории и культуре Северного Кавказа.
Степень изученности проблемы. Как указывалось выше, католичество на Северном Кавказе не становилось предметом исторического исследования.
В XIX веке факт присутствия европейцев, а именно поляков, на Северном Кавказе нашел отражение в исследованиях регионального уровня. Первой известной попыткой стала работа общественного деятеля и краеведа Г.Н. Прозрителева, в которой выявляются причины появления польских пленных после 1812 года на Северном Кавказе, определяется их роль и значение в развитии региона.1
Весомый вклад в изучение истории греческой и западной церкви на востоке в средние века внес деятель американской церкви Дворник Фрэнсис. В своей работе он подробно рассмотрел цель и задачи, которые преследовала 2 церковь, направляя своих представителен с миссионерскои деятельностью.
Немногочисленные работы по католичеству на Северном Кавказе представлены археологическими изысканиями видных советских историков-археологов: Е.И. Крупнова, В.А. Кузнецова, О. Милорадович.
Новый этап в своем развитии переживает церковно-историческая наука, появляются исследования по истории конфессиональной жизни. Среди них следует отметить работу правящего архиерея Ставропольского и Бакинского «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения к России». На основании многочисленных источников он рассматривает древнехристианские археологические памятники, историю Кавказской и Владикавказской епархии.4
Интерес к проблемам истории религии отдельных народов России в отечественной историографии возрастает в «перестроечный» период. Большое влияние на интенсификацию этого процесса оказало открытие новых архивных материалов. Выходит ряд комплексных научных исследований, посвященных истории католичества и особенностям его распространения на территории России. Опираясь на широкую источниковую базу, ученые пытались разобраться в причинах и особенностях многовекового противостояния католиков и православных, конфессиональных особенностях адаптации иностранных переселенцев (поляков) в России.5
Большой интерес представляет хрестоматия «Религиозные верования адыгов», составленная А.Х. Зафесовым включающая тексты малоизвестных работ европейских, российских и кавказских авторов, современных ученых, изучивших религиозные верования адыгов.6
Большое количество исследований посвящено армянам - католикам на у
Северном Кавказе.
В монографических исследованиях, в которых рассматриваются различные проблемы истории Северного Кавказа, в той или иной связи затрагиваются вопросы, связанные с историей и культурой католических этноконфессиональных групп.8
Источниковая база исследования включает разнообразные документы, различные по информационной насыщенности, которые можно разделить на три группы.
К первой группе источников относятся архивные документы. В диссертации использованы документы более 10 фондов, хранящихся в Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия - Алания, материалы научного архива Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.А.Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания.9 Эта группа источников представлена делопроизводственной документацией: указами, циркулярами, инструкциями, описями, отчетами, докладами, донесениями, рапортами, а также документами личного происхождения (прошения, объяснения, жалобы и т.д.). Сюда же группе можно отнести церковные документы - указы римско-католической духовной консистории, учетную документацию: ежегодные отчеты ведомственных учреждений о количестве лиц римско-католического вероисповедания, метрические свидетельства о рождении, крещении и характеризующие жизнедеятельность католических общин.10
Вторую группу источников составляют записки католических миссионеров и европейских путешественников, которые в разное время и с разной целью побывали на Северном Кавказе.11 В дневниковых записях ученых и путешественников Штедера, Г.Ю. Клапорта, И. Бларамберга и др. содержатся интересные сведения о быте, культуре, религии северокавказских народов.12
Третью группу составляют опубликованные источники. Периодическая печать отразила отношение российской общественности к политическим событиям в Польше и к появлению католиков-поляков на окраинах России. Следует отметить, что в центральной периодике рассматривались лишь общие вопросы, связанные с переселением поляков на окраины.13 Более информативными по содержанию были публикации местной печати, отражавшие все стороны жизни северокавказского населения, в том числе
14 католического.
К этой же группе следует отнести и опубликованные материалы, среди которых необходимо отметить сборники «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах»15, «Осетия. Историко-этнографический справочник». В них содержатся фрагментарные сведения по христианству.
Важное значение имеют опубликованные статистические материалы, позволившие определить численность иностранцев - католиков в регионе в различные периоды.16 Особенно надо отметить «Первую всеобщую перепись населения Российской империи 1897 года», так как она содержит ряд социально-экономических характеристик иностранного населения на юге
17
России. Высокую информативность имеют материалы, содержащиеся в «Терском» и «Кавказском» календарях.18
Законодательное регулирование жизнедеятельности европейских этнических обществ в Российской империи нашло отражение в опубликованных законодательных актах и документах. В них раскрываются аспекты правового положения европейских переселенцев на территории Российской империи.19 Манифесты, указы, рескрипты, доклады были выявлены в «Актах», собранных Кавказской археографической комиссией. Это фундаментальное издание документов обстоятельно освещает военную и политическую историю Кавказа, описывает исторические и экономические памятники, помогает определить роль и значение европейских переселенцев в освоении и развитии региона.20
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая ценность исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы, основные положения и впервые введенный в оборот материал создают базу для дальнейшей, более глубокой разработки проблемы католичества на Северном Кавказе, для комплексного изучения конфессиональной истории региона.
Материалы исследования могут быть использованы при написании новых обобщающих работ по истории Северного Кавказа, при чтении лекционных курсов по истории и культуре региона.
Апробация работы.
Основные положения и выводы диссертации в виде докладов были представлены на ежегодных научно-практических конференциях Владикавказского института управления «Человек, государство, общество: традиционные проблемы и новые аспекты» (Владикавказ, 25 мая 2006 года, 24 апреля 2007 года), а также опубликованы в печатных работах.
Диссертация обсуждалась на совместном заседании отдела археологии и истории Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания.
Структура работы. Поставленные автором цель и задачи исследования определили структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний, библиографического списка использованной литературы и списка сокращений.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Католичество на Северном Кавказе"
Заключение
Исторически Северный Кавказ складывался как полиэтничный и поликонфессиональный конгломерат, что обусловлено его уникальным геополитическим и геокультурным положением.
Будучи контактной зоной цивилизаций и культур, Северный Кавказ всегда оказывался в центре столкновений великих держав, стремившихся реализовать не только свои военно-стратегические и экономические интересы, но и распространить свои цивилизационно - культурные, ценностные и, прежде всего, религиозные системы.
Говоря о путях проникновении христианства на Северный Кавказ, нужно отметить, что активно оно шло из трех центров: православие из Византии и Восточной Грузии, а католичество из европейских государств, т.е. из Византии через Абхазию - греко-византийское православие, из Грузии - грузинское православие, а из Европы, благодаря римско-католическим миссионерам - католичество. Последние первоначально имели своей целью установление дипломатических отношений с татаро-монголами и попутно зондировать почву в Алании.
Безусловно, самым мощным было влияние византийского православия - наиболее протяженное во времени и пространстве. Византийские миссионеры создали через посредство Абхазии и Крыма на территории Алании свою церковную организацию, функционировавшую в X-XII вв. как Аланская митрополия с центром в Нижнем Архызе. Этот город в ущелье Большого Зеленчука стал крупнейшим религиозным и культурным центром Северного Кавказа в X-XII вв.
Нельзя говорить о внедрении в алано-адыгскую среду Евангельского учения и христианского сознания на уровне богословской веры. Христианизация для народов Северного Кавказа была в значительной степени актом внешним и формальным, за которым стояли политические интересы и расчеты Византии - создание надежного лимеса на дальних и неспокойных рубежах империи, использование новообращенных в качестве военных союзников. Очевидно, что христианизация в массе не была связана с духовным переворотом и имела характер народной веры с сохранением множества дохристианских культов и традиций.
Грузинская церковь, не обладая возможностями Византии, направляла свои усилия на христианизацию горных племен, контролировавших стратегически важные горные проходы и пути через Кавказский хребет в районах Двалети, Дзурдзукети и Дидо. Политическая цель - обезопасить Грузию с севера. Зона реального грузино-христианского влияния хорошо очерчивается материальными памятниками и пространственно незначительна, ограничиваясь локальными районами.
Римско-католическая церковь устремилась на Кавказ после татаро-монгольского нашествия в XIII в. Используя образовавшийся вакуум в результате крушения Алании и ослабления позиций византийского православия, латинские миссионеры двигались на Восток вместе с итальянскими купцами и, прочно обосновавшись в Крыму, Тане, Копе, Тамани, прошли весь Северный Кавказ, вышли в Дагестан и на Каспий. На промежуточной территории Центрального Предкавказья они организовали свои кафедры в Верхнем Джулате, в Маджарах. Римско-католическая экспансия исходила не столько из политических, сколько из католических интересов: освоение восточных рынков. Миссионер должен был закрепить успехи купца и воина. Но католическая пропаганда на этом первом этапе была недолгой и неглубокой, не оказав серьезного влияния на народы Северного Кавказа.
Следующая, более серьезная волна была следствием присоединения Кавказа к России и связанным с этим политическим актом относительно массовым переселением европейцев-католиков на присоединенные земли, т.е. с колонизацией вновь обретенной территории и сопутствующим этому акту процессом торгово-промышленного освоения богатого края. Сюда же можно отнести и приток нуждавшегося в сельхозугодиях избыточного населения в Германии, Италии, а также наличие католиков в воинских контингентах, отправлявшихся служить на Северный Кавказ.
К массе католического населения, обосновавшегося в северокавказском регионе, поэтапно добавлялись армяно-католические общины, вынужденные переселиться в регион в результате русско-турецких войн. Российское правительство было заинтересовано в заселении покоренных земель христианскими подданными. После Кавказской войны с территории Османской империи стали переселяться амшенские и трапезундские армяне. Потоки армян-мигрантов увеличились после начала политики геноцида, особенно активно проводившейся турецкими властями с конца XIX века. Из вышесказанного следует: 1. Северный Кавказ в XIII - XVIII в. был ареной столкновений разных направлений христианства. Наибольшим влиянием пользовалось греко-византийское православие. Несколько меньшее влияние зафиксировано со стороны Грузинской церкви, еще слабее было представлено католичество.
2. Распространение католичества на Северном Кавказе прошло несколько этапов от первых миссионеров до европейских этнических поселений в XVIII в.
3. Носителями католической веры были поляки, часть армян и немцев, итальянцы. Вступая в активное межэтническое взаимодействие с народами Северного Кавказа, они внесли свой вклад в формирование конфессионального пространства в регионе, о чем свидетельствует археолого-архитектурный, фольклорный и исторические материалы.
Список научной литературыЛазарова, Эльвира Тамерлановна, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Ф. 11 Терское областное правление
2. On. 1. Д. 139, 152,154, 179, 221, 223, 261, 270, 291, 398,400, 530.1. Оп. 14. Д. 737.1. Оп. 15. Д. 232.1. Оп. 16. Д. 22.1. Оп. 17. Д. 22.1. Оп. 49. Д. 1.
3. Оп. 52. Д. 1119, 1094, 1125.
4. Оп. 62. Д. 201, 241,242, 325, 604, 626, 2091,2174.1. Оп. 65. Д. 350.1. Оп. 77. Д. 149.12 .Ф. 12. Канцелярия начальника Терской области
5. On. 1. Д. 194, 371, 382, 484, 719, 845.
6. Оп. 2. Д. 123, 163,182,201, 204, 207, 222, 310, 374,432, 586, 594, 859, 905.1. Оп. 5. Д. 10,118.1. Оп. 6. Д. 246, 247,347.
7. Оп. 7. Д. 59, 353, 360, 367, 403, 468.
8. Ф. 143. Владикавказская духовная консистория
9. Оп. 2. Д. 34, 38, 41, 103, 104, 129, 237, 243, 291, 307, 308,489, 510, 574, 707.
10. Ф. 1. История Осетии (до 1917 г.) On. 1. Д. 88.1.. Опубликованные источники.
11. Акты, собранные Кавказскою археографическою комиссией. Под ред. А.Д. Берже. Тифлис, 1888. Т. II.
12. Бларамберг Б.И. Дневник 1811-1871 г. Путешествие по Кавказу. Берлин: 1872.
13. Владыкин М. Путешествие по Кавказу. В 2-х частях. М.: Б.И. 1885. Т. I. -316с.
14. Кавказский календарь. Тифлис: Канцелярия Наместника Кавказского, 1852.
15. Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 годах //Известия СОНИИ. Вып. 12. Орджоникидзе, 1948. 96 с.
16. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Под. ред. Н.А. Тройницкого. Терская область. LXVIII. Т. 68. СПб: Центр, стат. комитет, 1905.
17. Статьи неофициальной части «Терских ведомостей». 1869, 1870, 1874, 1875,1880,1883.
18. Штедер. Дневник путешествия, которое было предпринято в 1781 году от пограничной крепости Моздок во внутренний Кавказ. СПб. Лейпциг, 1797.1.I. Периодическая печать
19. Владикавказские епархиальные ведомости. 1908.
20. Кавказские епархиальные ведомости. 1884.33. Терская жизнь. 1914.
21. Терские ведомости. 1868-1917.35. Терек. 1926.36. Польская газета. 2005.1.. Книги, статьи, рефераты
22. Абрамов М.П. Нижне-Джулатский могильник. Нальчик, 1973
23. Агеев Н.Н. Северный Кавказ: история и современность. М, 2000
24. Алексеева Е.П. Вопросы взаимосвязи народов Северного Кавказа с русскими в X XV вв. в отечественной исторической науке. Черкесск, 1992
25. Алексеева Е.П. Древняя средневековая история Карачаево Черкесии. М, 1971
26. Алов А.А. Католицизм, протестантизм, Армянская апостольская церковь в России. М, 1995
27. Андреев А. Монашеские ордена. М, 2001
28. Андреев А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи XVI начало XIX века. М, 1998
29. Андреева А. Монашеские ордена. М, 2001
30. Андреева JT.A. Религия народов современной России. М, 1999
31. Археологические источники изучения религии средневековья. В кн; Социология, атеизм, религия, т. II, вып. 1; Грозный, 1976
32. Аталиков В.М. Страницы истории. Нальчик, 1987
33. Ахмадов ЯЗ. Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI XVII вв. Грозный, 1988
34. Бартольд В.В. Соч, т. И, ч.1., М, 1963
35. Богословские труды. Т.21 М, 1980
36. Большая советская энциклопедия. М., 1930, 1970.
37. Бородина Э. Три путешествия. М, 1935
38. Вейденбаум Е.Г. Описание Черкесии. VI Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 17. Тифлис, 1893
39. Вейденбаум Е.Г. К истории шотландской колонии около Пятигорска// Известия Кавказского отдела Русского географического общества. 1881. Т. VII., №1, с. 189
40. Великович JI.H. Черная гвардия Ватикана. М., 1985.
41. Виноградов В.Б., Голованова С.А. О роли грузинского элемента в истории христианских храмов Верхнего Джулата. Тбилиси, 1981
42. Виноградов П. История средних веков. М., 1901
43. Витнер Э. Папство и царизм. М., 1964
44. Водолазкин Е.Г. Монастырская культура: Восток и запад. СПб., 1999
45. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII начале XX века. М., 1974
46. Гаджиев В.Г. Источниковедение истории и культуры народов Дагестана и Северного Кавказа. Махачкала 1991
47. Гаджиев В.Г. Сочинение И.Гербера. Описание стран и народов между Астраханью и рекой Курой находящихся. Как исторический источник по истории народов Кавказа. М., 1994
48. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа X-XIII вв. СПб., 1994
49. Ганн К. Описание Колхиды, называемой теперь Мингрелией, в котором говорится о происхождении, обычаях и природе этих стран. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып. 43., Тифлис, 1913
50. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа. Из путешествия г-на академика И.А. Гильденштедта через Россию и по Кавказским горам в 1770, 71, 71, и 73 годах. СПб., 1809
51. Гигулевич И.Р. История инквизиции (XIII XX вв.) М., 1970
52. Гринзингер Т. Иезуиты. СПб. 1999
53. Грузия и начало христианизации горной Ингушетии. Тез. докл. Научной конференции по вопросам истории и филологии Народов Кавказа, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Тбилиси, 1969
54. Гумилев Л.Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи. М., 1985
55. Гусева Т.В. Золотоордынский город Сарй-ал Джерид. Горький, 1985
56. Давыдов Ю.С. Истории Северного Кавказа с древнейших времен по настоящее время. Пятигорск, 2000
57. Дашкевич-Пушнина Н. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838, 1839 гг., т. 1-Й. Лондон, 1840
58. Дворник Ф. Миссия греческой и западной церквей на Востоке в средние века. М., 1970
59. Джиоев М.К. Алания в XIII-XIV вв. М., 1982
60. Дзаттиати Р. Культура позднесредневековой Осетии. Владикавказ, 2002
61. Дубровская Д.В. Миссия иезуитов в Китае. М., 2001
62. Дюмулен О.П. Христианское вероучение. Изд-во св. Петра, 2002
63. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды XIII-XIV вв. М.,1985
64. Еманов А.Г. К вопросу о ранней итальянской колонизации Крыма. Византия и ее провинции. Свердловск, 1982
65. Жордия Г., Гамердашвили 3. Римско-католическая миссия и Грузия. Тбилиси, 1994
66. Зафесов А.Х. Религиозные верования. Майкоп,2001
67. Зевакин Е.С. Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 гг. т. I. Лейпциг, 1803
68. Зевакин Е.С. Воспоминания Петера Генри Бруса, эксвайера, офицера на службе Пруссии, России и Великобритании, с рассказом о путешествии по Германии, России, Татарии, Западной Индии и т.д. Дублин, 1783
69. Зевакин Е.С. Всеобщее историко-топографическое описание Кавказа, ч. I. Гота и СПб., 1796
70. Зевакин Е.С. Записки о находящихся на западном берегу Каспийского моря, между Астраханью и рекой Курой, народах и землях и об их состоянии в 1728 году. Сборник по русской истории. СПб, 1760, ч. IV. Вып. 1-2
71. Зевакин Е.С. Новейшие государства Казань, Астрахань, Грузия и многие другие, царю, султану и шаху платившие дань и подвластные. Нюрбергер, 1723
72. Зевакин Е.С. Описание Татарии (пер. с латин.). Кельн, 1595
73. Зевакин Е.С. Путешествие господина А. де ла Монтрэ в Европу, Азию и Африку., т. II. Гаага, 1727
74. Зевакин Е.С. Путешествия и странствования по Российскому государству, Татарии и по части Персидского королевства, ч. II. Эдинбург, 1778
75. Зевакин Е.С. Северная и восточная Татария. Амстердам, 1692
76. Зевакин Е.С. Трактат о торговле на Черном море, ч. I. Париж, 1787
77. Зевакин Е.С. Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течении сорока лет., т. I Гаага, 1781
78. Иванов А. История монголов (юань-ши) об ассах-аланах. Т. III, вып. 3, СПб, 1914
79. Иоанн де Галифонтибус. Сведения о народах Кавказа (1404) Баку, 1980
80. Кудрявцев А.А. Проблемы археологии и истории Северного Кавказа. Ставрополь, 1998
81. Кузнецов В.А Аланские племена Северного Кавказа. М., 1962
82. Кузнецов В.А. Милорданович О.В. Археологические исследования в Северной Осетии в 1959 году. КСИА. Вып. 86. 1961
83. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Орджоникидзе; Ир. 1984
84. Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV в. Владикавказ, 2002
85. Кузнецов В.А.Алания в X-XIII вв. Орджоникидзе.: Ир, 1971
86. Кузнецов В.А.Алания и Византия // Археология и традиционная этнография Северной Осетии. Орджоникидзе; Ир, 1985
87. Кузнецов В.А.Археология Северной Осетии. Орджоникидзе, 1973
88. Кузнецов В.А.В верховьях Большого Зеленчука. М., 1977
89. Кузнецов В.А.Церкви Верхнего Джулата их время интерпретация IIV КЧ по археологии Кавказа. Махачкала, 1975
90. Кулаковский Ю.А. Христианство у алан. ВВ, т. V, вып. I-II СПб., 1898
91. Литаврин Г.Г. Католицизм в средние века. М., 1991
92. Ловягина А. Описание путешествия в Московию и через Московию В Персию и обратно. СПб., 1906
93. Лозинский С.Г. История папства. СПб., 1986
94. Лущпай В.Б. Иезуиты в России второй половины XVIII в. М., 2002
95. Малов Н.М. Религия в Золотой Орде. Саратов, 1998
96. Менабдшвили В.Л. Распространение католицизма в Грузии и его современное положение. Тбилиси, 1990
97. Мизиев И.М. Народы Кабарды и Балкарии в XIII-XVIII вв. Нальчик 1995
98. Мизиев И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачаева XIII-XVIII вв. Нальчик, 1991
99. Минорский И. История Ширвана и Дербента X-XI веков. М., 1963
100. Михневич Д.Е. Очерки из истории католической реакции. М., 1955
101. Михневич Д.Е. Очерки по истории католической реакции (иезуиты). М., 1955
102. Мужухоев М.Б. Средневековые культовые памятники Центрального Кавказа как исторический источник. М., 1985
103. Мурзакевич Н. История генуэзских поселений в Крыму. Одесса, 1837.
104. Мусукаев А.И., Маттис И. Загадочный мир народов Кавказа. Нальчик, 2000
105. Новесельцев А.П. Христианство, ислам и иудаизм в странах Восточной Европы и Кавказа в средние века. ВИ, 1989,9
106. Новые тенденции в идеологии и деятельности католицизма в СССР и проблемы атеистического воспитании. Вильнюс, 1983
107. Ю7.0сипова И.И. «В язвах своих сокрой меня.» // Гонения на Католическую Церковь в России. М., 1995
108. Осипова И.И. Возлюбив бога и следуя за Ним. М., 1999
109. Очерки истории Карачаево-Черкессии. Т. II. Ставрополь, 1967
110. Очерки по истории Адыгеи. Майкоп, 1957
111. Ш.Пенчко Н.А. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование. Венеция, 1502
112. Петров А.И. Путешествие в Черкесию. Симферополь, 1836
113. Петров А.И. Год среди черкесов. Т. I-II, Лондон, 1840
114. Петров А.И. Де Бларамберг «Историческое, топографическое, статистическое этническое и военное описание Кавказа»; ч. I-III. 1838. (Центральный государственный архив. ВУА, дело №18508)
115. Петров А.И. Кавказ и земли казаков в годы с 1843 до 1846, т. I-II. Дрезден и Лейпциг, 1848
116. Петров А.И. Путешествие в Астрахань и кавказские степи. Париж, 1829, т. I.
117. Петров А.И. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь в 1829 и 1830 гг. Париж, 1838
118. Петров А.И. Путешествие в Россию, Крым, Кавказ и Грузию. Лондон, 1825
119. Петров А.И. Путешествие господина дворянина Шардена в Персию и другие восточные страны. Т .1. Амстердам, 1711
120. Петров А.И. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807 -1808 гг. Берлин, 1812
121. Петров А.И. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазцам, в Колхиду, Грузию, Армению и в Крым. Т. I. Париж, 1839
122. Петров А.И. Путешествие по России и в Закавказские земли. T.I. Тюрбингер, 1842
123. Пименов Н. Описание Черного моря и Татарии, составил доминиканец Эмиддио Дортелли д Асколи, префект Каффы, Татарии и проч. ЗООИД, т.24. Одесса, 1902
124. Пиотровский Б.Б. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988
125. Пожарский К. История римско-католической церкви в России и Польше. СПб., Варшава, 2000
126. Полиевтков М.А. Европейские путешественники XIII XVIII вв. по Кавказу. Тифлис, 1935
127. Помяловский И. Сборник греческих и латинских надписей Кавказа. СПб., 1881
128. Проникновение христианства к вайнахам в кн.: Этнография и вопросы религиозных воззрений чеченцев и ингушей в дореволюционный период. Грозный, 1981
129. Рерих Ю.Н. Избранные труды. М., 1967
130. Рудиченко Т.С. Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 2000
131. Саввинский И. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования (с 1602 по 1902 год). Астрахань, 1903, с.311
132. Сведения западноевропейских путешественников XV века о Дагестане. Махачкала, 1976
133. Свидерский Ю.Ю. Борьба Юго-западной Руси против католической экспансии (XI XIII). Львов, 1980
134. Северной Осетии. Орджоникидзе, 1968
135. Семенов Л.П. Из истории работы Музея краеведения СевероОсетинской АССР по изучению памятников материальной культуры Северной Осетии. Дзауджикау, 1952
136. Советская историческая энциклопедия. М., 1970
137. Солодкова O.JI. Католические миссионеры на службе колониальной экспансии европейских стран в Южной Азии в серед. XVI-нач. XVII вв. М., 1988
138. Средневековые святилища Центрального Кавказа С А, 1985, №3
139. Старокадомская М. Очерки по истории Генуэзской Каффы конца Ill-начала XV в. М., 1950
140. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1964
141. Толстой Д.А. Римский католицизм в России. СПб 1876
142. Три католические миссии ко двору Великих монголов.- В сб. Проблемы всеобщей истории. М., 1986. деп. В ИНИОН АН СССР от 30.09.1986 г. №24491
143. Усков Н.Ф. Христианство и монашество. СПб., 2001
144. Фелицын Е.Д. Некоторые сведения о средневековых генуэзских поселениях в Крыму и кубанской области // Кубанский сборник. 1899., т. V
145. Фиркович А. Археологические разведки на Кавказе. ЗИАО. т. III, вып. II. СПб., 1857
146. Фредерик д. Путешествие вокруг Кавказа, т.1. Сухуми, 1937
147. Фроссар А. Соль земли. М., 1992
148. Хицунова П. Путешествие из Крыма в Черкесию, через земли ногайских татар, в 1709 году, Русский вестник, 1842, №4
149. Хотко С.Х. Генуя и Черкессия; политическое и культурное взаимодействие в XIII-XV вв. СРИО т. III. М., 2002
150. Хрестоматия по истории средних веков. В 3 томах. М., 1953
151. Хрестоматия средних веков. М., 1949
152. Хуако З.Ю. Россия Черкесия (вторая половина XVIII в. XIX в.) Майкоп, 1999
153. Чеченов И.М. Раскопки городища Нижний Джулат в 1966 г. УЗБКИИ т. II. Нальчик, 1985
154. Шкаровский М.В. Римско-католическая церковь на Северо Западе России. СПб, 1998
155. Шишмарев В.Ф. Романские поселения на юге России. JI,1975 с.420
156. Шишмарев В.Ф. Один из южноитальянских говоров в Крыму. JI, 1940, С.366
157. Шмурло Е.Ф. Римская курия на русском православном Востоке в 1609 1654. Прага, 1928
158. Юргевич В.Н. О монетах генуэзцев находимых в России. Одесса, 1872
159. Юрченко П. Описание перекопских и ногайских татар, черкесов и мингрелов и грузин Жана де Люка, монаха Доминиканского ордена. 1625. ЗООИД, т.Н. Одесса, 1879
160. Янжул И.И. О пережитом и виденном в 1864 1909. М, 1929