автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Киберпространство и становление сетевого общества

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Хуторной, Сергей Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Воронеж
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Киберпространство и становление сетевого общества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Киберпространство и становление сетевого общества"

На правах рукописи

л*/ ^

Хуторной Сергей Николаевич

КИБЕРПРОСТРАНСТВО И СТАНОВЛЕНИЕ СЕТЕВОГО ОБЩЕСТВА

09.00.11. - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Воронеж-2013 005532501

О 5 СЕН 2013

005532501

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Первушина Валентина Николаевна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, доцент

Арапов Александр Владиленович

кандидат философских наук, доцент Сысоев Геннадий Дмитриевич

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный

технический университет»

Защита состоится 20 сентября 2013 года в 15.00 на заседании диссертационного совета Д. 212.038.01 по философским наукам при Воронежском государственном университете по адресу: 394000, г. Воронеж, просп. Революции, 24, ауд. 312.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной библиотеке Воронежского государственного университета.

Автореферат разослан августа 2013 г.

Ученый секретарь /? диссертационного совета --- Комиссарова Э.С.

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования определяется теми трансформациями, которые происходят в современной социальной действительности. В жизнь современного человека активно внедряются информационно-коммуникативные технологии, не имеющие аналогов в прошлом. Их развитие спровоцировало введение в научный дискурс понятий «виртуальная реальность», «киберпространстзо», «сетевое общество». Реальность, обозначаемая концептом «киберпространство», стала одним из основных факторов социокультурной среды, особой средой обитания, с которой связаны все сферы общественной жизни - экономическая, социальная, политическая, духовная. Кроме того, появление киберпространства способствовало формированию глобального информационного пространства, становлению «сетевого общества», основой функционирования которого становится генерирование, обработка, передача и обновление информационного социального поля.

Киберпространство опосредует общение современного человека, оказывает влияние на его повседневный опыт и поведение. Значимость киберпространства для современной цивилизации активизирует его исследование как социокультурного фактора, влияющего на становление сетевого общества.

Понятия «виртуальная реальность», «киберпространство», как в отечественной, так и в зарубежной литературе изучались с разных методологических подходов (преимущественно психологического и семантико-лингвистического), что обусловило смысловую многозначность в трактовке данных терминов. Поэтому возникает необходимость в социально-философском осмыслении киберпространства, определении его философско-методологического обоснования.

Следует признать, что, несмотря на огромное количество работ, посвященных виртуальной реальности, киберпространству и виртуализации общества, в отечественной литературе нет целостного философского

з

исследования киберпространства как фактора, способствующего становлению современного сетевого общества. Наличие различных, подчас противоречивых точек зрения на сущность указанных явлений, нельзя признать удовлетворительным. Отсюда определение природы киберпространства, уточнение содержания данного понятия является актуальным.

Анализ социально-философских оснований киберпространства позволит дать адекватную оценку неоднозначным процессам, протекающим в современном обществе, показать влияние киберпространства на формирование сетевого общества на процессы коммуникации, а также на становление своеобразной идеологии дигитального лнбертарианизма.

Многообразие интерпретаций и подходов к определению концептов «виртуальная реальность» и «киберпространство», «сетевое общество» диктует необходимость социально-философского исследования феномена киберпространства.

Степень разработанности проблемы. В античной, средневековой философской литературе, а также в философии эпохи Возрождения и Нового времени, в трудах Платона, Аристотеля, Н. Кузанского, Г. Лейбница и др. встречается термин «виртуальная реальность», отличающийся смысловой полифоничностью.

В отечественной литературе используется концепт «виртуальная реальность» в естественнонаучном и гуманитарном знании. Различные подходы (философские, культурологические, психологические, политические и др.) к виртуальной реальности и проблеме виртуалистики анализируются в трудах Л.Д. Александрова, И.А. Акчурина, O.A. Анисимова, А. Арто, B.C. Бабенко, Ж. Бодрийяра, A.A. Бодрова, А.И. Воронова, О.И. Генисаретского, Ф.И. Гиренка, И.Е. Гутмана, О.И. Елховой, Ж. Делеза, Е.В. Ковалевской, М.М. Кузнецова, М.С Кунафина, Е.В. Малковой, А.А.Малышко, В.А. Михайлова, H.A. Носова, М.А. Опенкова, СМ. Орехова, Ю.А. Петренко, М.А. Пронина, В.М. Розина, В.О. Саяпина, О. А. Скоркина, O.A.

4

Степанцевой, С.С. Хоружего, Я.В. Чеснова, В.И. Фалько, Г.П. Юрьева, Ю.Т. Яценко и др.

Киберпростраяство (виртуальная реальность в контексте компьютерных технологий), его особенности и специфика рассматриваются в работах В.И. Аршинова, Дж. Бойла, М. Бэтти, А. Бюля, И.Л. Галинской, Ю.А.Данилова, С. Жижека, В.В. Тарасенко, Н. Терашима, Дж. Тиффина, К.Шимохара и др.

Влияние киберпространства на становление сетевого общества, виртуализация общества в целом и отдельных его сфер привлекают внимание таких исследователей, как A.B. Алексеева, 3. Бауман, Е.А. Бёбнева, Э.А. Бирюкова, Т.А. Бондаренко, В.М. Быченков, И.С. Данченко, A.B. Захряпин, Д.В. Иванов, М. Кастельс, A.A. Кириллова, И.Г. Корсунцев, В. В. Кравченко, М. Маклюен, Е.Ю. Малькова, Н.Б. Маньковская, Й. Масуда, A.B. Назарчук, Ю.Л. Неделин, Е.Е. Таратута, Э. Тоффлер, Ф. Уэбстер и др.

Автор при исследовании специфики коммуникации в киберпространстве опирался на работы Ю.Д. Бабаевой, Е.П. Белинской, А.Е. Войскунского, B.C. Жилова, А.Е. Жичкнной, Ц.П. Короленко, В.А.Михайлова, C.B. Михайлова, В.Ю. Нестерова, И.А. Шевченко, К. Янга и др.

На современном этапе развития общества киберпространство активно вторгается во властные структуры, способствуя формированию электронного правительства, виртуализации политической жизни, развитию дигитальной демократии. Этой проблеме посвящены работы Д.В. Акаева, Г.Л. Акопова, Дж. Браунинга, М.С. Вершинина, C.B. Володенкова, Л. Гроссмана, Ю.И. Ирхина, М.С. Кислицыной, М.Ю. Пашпотенковой, М, Постера, А.В.Чугунова и др. Автор считает, что сетевое общество, благодаря компьютерным технологиям, формирует новую идеологию - идеологию дигитального либертарианизма, артикулирующего суверенность свободного выбора. При анализе данного вопроса автор обращался к трудам Дж. Локка, Т. Джефферсона, А. Смита, а также к работам представителей современного

5

анархо-либертарианизма - П. Барлоу, Т. Мей, Р. Нозика, М. Ротбарда, Н. Хомского и др. Идеология киберпространства является результатом конвергенции либертарнанизма и анархизма. Поэтому логично было обращение к работам таких теоретиков анархизма, как П.Ж. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин.

Объект исследования - киберпространство как социокультурный фактор становления сетевого общества.

Предмет исследования - анализ роли и места киберпространства в жизни современного общества.

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ киберпространства как социокультурного фактора и основных направлений его влияния на общественную жизнь, приведшего к формированию сетевого общества. Достижение поставленной цели предполагает решить следующие задачи:

• определить специфику концепта «киберпространство»;

• показать значение киберпространства в формировании сетевого общества;

• исследовать особенности коммуникации в условиях господства компьютерных технологий;

• осмыслить природу дигитального либертарианизма.

Теоретические н методологические основания диссертационного

исследования.

Теоретическую основу исследования составляет большое количество источников (монографии, статьи отечественных и зарубежных авторов, а также авторефераты кандидатских и докторских диссертаций), в которых нашли отражение вопросы, касающиеся проблем виртуальной реальности, киберпространства и особенностей коммуникации в сетевом обществе.

Методологическая основа исследования была обусловлена спецификой

поставленных в нем задач. Поэтому в работе использовался комплекс

методов, позволяющих целостно рассмотреть киберпространство как

6

социокультуный фактор становления сетевого общества. Это метод историко-философской реконструкции, дающий возможность проанализировать семантические и концептуальные истоки термина «виртуальный». При исследовании места и роли киберпространства в современном обществе применялись системный и структурно-функциональный подходы. Использование компаративистского метода было плодотворным при анализе сетевого общества, специфики коммуникации в Интернет-пространстве, природы дигитального либертарианизма.

Научная новизна исследования.

• Выявлено содержание концепта «киберпространство», обозначена его специфика, характерные черты, включающие изменение пространственно - временного восприятия реальности.

• Определена и обоснована роль киберпространства в становлении сетевого общества.

• Проанализированы особенности коммуникационных процессов в киберпространстве, раскрывающиеся в диа/полилоговом поле, в котором изменены пространственно-временные параметры взаимодействия и система мотивационной регуляции.

• Введено и теоретически обосновано понятие «дигитальный либертарианизм», представляющий собой синтез идей либерализма и анархизма, позволяющий показать внутреннее единство киберпространства и свободы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Киберпространство представляет собой компьютерно -техническую виртуальную реальность, характеризующуюся соединением гипертекста и гиперреальности, интерактивностью, модификацией пространственно-временных черт («эффект потери времени», разнонаправленность пространственно-временных потоков, их многомерность и дискретность).

2. Киберпространство, обладающее ярко выраженным

инструментальным характером, способствовало становлению сетевого общества. Существуют две фундаментальные характеристики сетевого общества. Первая связана с существованием сетевой коммуникации, расширяющей человеческие возможности и образующей базовую инфраструктуру культурного дискурса. Вторая относится к воспроизводству и институционализации сетевых сообществ как одной из форм человеческой организации и взаимоотношений.

3. Наличие киберпространства как основного медиума современной коммуникации изменило ее сущность, придав ей массовый и глобальный характер. Киберпространство оказалось способным укреплять каналы интерактивного общения между гражданами и посредническими институтами. Это особые функции, которые Интернет реализует лучше, чем любые другие средства коммуникации.

4. Современный медиамир существует и функционирует на основе взаимодействия (диалог, полилог) личных суверенных мнений, решений, требующих определенных координации и согласованности действий (отсюда значимость коммьюнитаристских ценностей). Происходит реификация идей анархо-либертарианизма, ставшего идеологией Интернет -пространства.

Теоретическое и практическое значение исследования.

• В исследовании дан теоретический анализ концепта «киберпространство», раскрыто его значение в формировании сетевого общества.

• В диссертации обоснована логика взаимосвязи киберпространства и дигитального либертарианизма.

• Результаты исследования могут быть использованы как теоретико-методологическая основа для изучения ряда тем по социальной философии, социологии.

• Материалы диссертационного исследования найдут свое

применение при разработке курсов по истории философии, социальной

8

философии и антропологии, спецкурсов по виртуалистике и информатике.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертации изложены в 11 научных публикациях автора, три из которых опубликованы в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК РФ. Различные аспекты исследования были представлены на межвузовских научно-практических конференциях: «Экономический кризис России: социально-экономический, правовой, и гуманитарный аспекты» (Воронеж, 2009); «Инновационные процессы в экономической, правовой и гуманитарной сферах» ( Воронеж, 2010).

Структура и объем диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов и заключение. Общий объем работы составляет 166 страниц. В конце работы приведен библиографический список, состоящий из 248 источников (из них - 216 отечественных и 32 иностранных).

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности, формулируется цель и вытекающие из нее задачи исследования, указывается ее методологическое основание, научная новизна, выдвигаются положения, выносимые на защиту, отмечается практическая значимость полученных результатов.

ПЕРВАЯ ГЛАВА «Информационная революция н современное общество» посвящена анализу последствий информационной революции для формирования киберпространства, способствующего виртуализации всех сторон общественной х<изни.

В первом параграфе «Виртуальная реальность: методологические подходы, определение понятия» рассматриваются методологические подходы, существующие в отечественной и зарубежной литературе к определению концепта «виртуальная реальность».

Автор анализирует основные методологические подходы к осмыслению виртуальной реальности: психологический (H.A. Носов, О.И. Генисаретский, В.Ф. Жданов и др.), культурологический (Ф.И. Гиренок и др.), семантнко-концептуальный (Е.Е. Таратута), онтологический (С.С. Хоружий, М. Хайм) и приходит к выводу о том, что наиболее плодотворным при изучении виртуальной реальности является онтологический подход и метод историко- философской реконструкции, который позволил выявить смысловые акценты в понимании виртуальной реальности.

В античной и средневековой философской рефлексии виртуальная реальность включала духовно-мистический опыт (объективное -субъективное - трансцендентное). В философии Нового времени виртуальное связывается с действием, с конструированием субъектом реальности. Феномен виртуального стал рассматриваться в контексте объективного и субъективного: реальность основная и искусственная. Термин «виртуальное» приобретает научный статус.

Использование онтологического подхода дает возможность определить онтологический смысл виртуальной реальности. Являясь результатом взаимодействия объективного и субъективного, она обладает статусом случайного бытия, не фиксированного, не укорененного полностью в социальном. Виртуальная реальность есть иная, отличная от основной, поэтому границы виртуальной реальности размыты, условны. Виртуальную реальность некоторые исследователи (Е.Е. Таратута) связывают со свободой от социального, не выходящей за рамки социальной системы. Свобода как «бегство от общества» (Э. Фромм) и свобода как духовное самосовершенствование - это разные формы свободы. Автор считает, что, если брать морально-этическую составляющую виртуальной реальности, свобода, связанная с перфекцнонизмом, вполне может в ней присутствовать. Виртуальная реальность характеризуется «недовоплощенным», частичным существованием. В этом контексте статус виртуальной реальности отличается онтологической двусмысленностью. В рамках классической

10

метафизики очевидно, что виртуальное включает стремление к идеальному, совершенному, будь то «томление по Абсолюту» пли желание построить «рай на Земле».

В онтологии постмодернизма понятие «трансцендентное» исчезает. Вместо него присутствует концепт « над-эмпирическое», связанный с искусственно созданными техническими средствами (онтология мобильного телефона), выражающими мощь человека в осуществлении надприродных проектов. Трансцендентое в постмодернистской онтологии представляет собой «отехниченную проекцию экзистенциальное™ в имманентный мир»1. В работе отмечаются разные формы проявления виртуальной реальности, но подчеркивается, что все они сводятся к одному центру - человеку созидающему, творящему. Поэтому в работе акцентируется внимание на том, что виртуальная реальность представляет собой неотъемлемую часть культуры, не сводимой только к симулятивной ее составляющей (Д.В. Иванов, Ф.И. Гиренок), т.е. означающим без означаемых. Виртуальная реальность, наряду с симулятивным компонентом, особенно ярко проявляющимся в массовом обществе, включает имагииарный слой, под которым Ж. Ле Гофф понимает «... часть проявления невоспроизводимого, не просто переплавленную в образы духа, но обладающую творящей силой саму по себе...»2. Имагннарность вытекает из самой ментальное™ человека, общества, «чувственного ощущения бытия, культуры, которые насыщают картину», отражающую реальность. Отражаемое переживается через знаки, символы, образы, идеи, соответствующие не только логике предметных отношений, но и логике текста.

Во втором параграфе «Киберпространство и формирование виртуальной реальности» выявляется содержание понятия «киберпространство», его природа и социальная сущность.

В работе подчеркивается, что киберпространство, являясь

1 Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности. СПб.:СПбГУ, 2007. С. 97. Ле Гофф Ж. Герои и чудеса средни* веков. М.: Текст, 2011. С. 8.

11

модификацией виртуальной реальности, отличается своей спецификой. В отечественной литературе интерактивность рассматривают как характерную черту виртуальной реальности. Автор считает, что этот признак относится только к киберпространству. По отношению к мистико-экзистенциальной виртуальности обновление и преобразование духовного мира личности, т.е. «расширение сознания» возможно в результате взаимодействия (основное значение слова interaction) человека со сферой сакрального. Интеракция в информационных технологиях предполагает наличие медиума, т.е. «отехниченной проекции», что позволяет «расширить человека», увеличить его когнитивные и утилитарно-инструментальные возможности. Интерактивность присуща киберпространству. Она актуализирует прежде всего степень взаимодействия между объектами, включает способность через Интернет «отвечать» пользователю.

Киберпросгранство отличается ярко выраженным инструментальным характером: возможность продажи через Интернет, проведение финансовых сделок, игра на бирже и т.п. Кроме того, киберпространство обладает огромным потенциалом активного использования технической виртуальной реальности в модернизации образования, науки; создает возможность проявлять социальную активность людям с ограниченными возможностями и т.д. Поэтому киберпространство как место и средство воспроизводства знаков и значений порождает меньше симулякров, чем это представляется последователям и сторонникам постмодернистской философии.

Компьютерно-информационная виртуальная реальность обладает некоторыми особенностями, отличающими ее от других видов виртуальной реальности: синтезом гипертекста и гиперреальности, приводящим к построению гипермира и интерактивностью.

Анализ киберпространства поставил вопрос о пространственно-временных характеристиках виртуальной реальности и их онтологическом обосновании. Существование киберпространства подразумевает наличие некоего мира, обладающего протяженностью и метрикой, представленного в

12

сознании. Поэтому появляется такой раздел знаний, как «кибергеография» и такое понятие, как «киберместо».

Отличительной чертой киберпространства является то, что расстояние в традиционном понимании слова для него не имеет значения. Пространственно-временные рамки сливаются в настоящем «здесь и теперь».

Виртуальная реальность, сформированная новыми информационными технологиями, способствовала созданию сетевого общества. Существование киберпространства, обозначающего совокупность всех электронных систем, является его основой.

В третьем параграфе «Информационная революция и сетевое общество» показано влияние информационной революции на все сферы общества и, как следствие ее, формирование киберпространства.

В диссертационном исследовании отмечается, что глобализация информационной среды привела к усилению интеллектуальных и творческих способностей человека, формированию нового информационного понимания, меняющего методологию научных исследований, социокультурную среду обитания человека. Глобализация инфосферы повлекла за собой важные психологические, социальные, экономические, геополитические и культурологические последствия.

В экономике произошло становление постфордизма, выражающегося в формировании бюрократических горизонтальных корпораций и сетевых предприятий, ставших реальными производственными единицами. Вместо массового производства индустриального общества приходит «сделанное на заказ». Киберпространство, несмотря на присущую ему тенденции к типизации содержания многих программ, характеризуется распространением «многосторонней децентрализации» (М. Кастельс), отличается гибкостью. Создание сетевых предприятий, этическим фундаментом которых выступает «дух информатизации», приводит к виртуализации экономики.

Экономические, политические и социальные агентства в глобальном сетевом обществе тесно связаны с условием включения в эти сети. Контроль

13

над доступом в сети становится решающим механизмом проявления господства и могущества. Поэтому деление на включенных в сети и не включенных формирует иную линию стратификации с серьезными политическими, социальными и экономическими последствиями. Цифровая стратификация является структурной принадлежностью сетевого общества, в котором целые регионы или страны оказываются исключенными из решающих экономических, политических и социальных сетей.

Некоторые исследователи (Д. В. Иванов и др.), опираясь на работы представителей постмодернизма, в первую очередь работы Ж. Бодрийяра, характеризуют сетевое общество как «движение чистых симулякров». Происходит замещение социальной реальности ее компьютерными симуляциями. На политической сцене устраиваются сплошные спектакли, где народ присутствует в качестве публики.

В работе подвергается критическому анализу подобная точка зрения и обосновывается положение о том, что киберпространство создает не только компьютерные симуляции, но и невиданные ранее возможности для демократизации социальной жизни. Можно создать видимость массовых организаций и назвать их партиями с помощью политтехнологических ресурсов киберпространства, но век их короткий. Существует такой фактор, как повседневный опыт и особенности компьютерной коммуникации. В результате партии исчезают как карточные домики, а их лидеров «сметают» социальные движения, организованные с помощью социальных сетей.

В духовной сфере, особенно в сфере искусства, современные компьютерные технологии позволяют сделать доступным элитарное искусство. Происходит синтез различных культурных пластов, объединяющихся в единый вид цифровой культуры - мультимедиа.

Сетевое общество, базирующееся на киберпространстве, сконструировано на основе синтеза гипертекста и гиперреальности, функционирует как нелинейная система разветвляющихся структур и бесконечных отсылок. Благодаря этому происходит образование новых

14

структурных элементов социального целого, отпадает необходимость в жесткой структурной предзаданности, создаются возможности в формировании вариативных моделей социального устройства, изменений места и роли человека в обществе.

ВТОРАЯ ГЛАВА «Коммуникация н идеология Интернета» посвящена анализу коммуникации в киберпространстве и исследованию дигитального либертарианизма как идеологии Интернет-пространства.

В первом параграфе «Особенности коммуникации в условиях виртуализации общества» отмечается, что коммуникагивные процессы в киберпространстве следует рассматривать в постоянной связи с объективным бытием.

В диссертации подчеркивается, что по степени воздействия на человеческую цивилизацию развитие электронных средств коммуникации сопоставимо с возникновением письменности и изобретением печатного станка. Оно привело к формированию компьютерно-опосредованной формы общения, кардинально изменившего характер коммуникаций в целом. Виртуальная форма общения, недорогая, быстрая и надежная, становится доступной практически каждому.

В работе анализируются причины популярности интерактивного способа общения (возможность личностной реализации, недостаточность эмоционального насыщения в реальном мире, неудовлетворенность реальной социальной и личностной идентичностью и т.д.), В диссертационном исследовании определяется классификация способов общения в киберпространстве; отмечаются особенности интерактивной коммуникации, отличающие ее от реальной (анонимность, предельно упрощенный характер, специфика языка, передача большего количества информации и др.). Наряду с положительными чертами интерактивного общения рассматривается и новая форма зависимости, возникшая с появлением киберпространства -Интернет-аддикция.

Появление интерактивного общения, в котором компьютер

15

воспринимается как неотъемлемый участник дна/полилога, обладающий способностью отвечать пользователю как некому субъекту, участвующему в общении, определило качественно новый уровень общения. Оно изменило пространственно-временные параметры взаимодействия, придало коммуникации массовый характер, модифицировало систему мотивационной регуляции. В ней преобладает активность субъекта информационного пространства. Субъекту уже трудно навязать желаемое видение мира. Происходит замена этого видения творческим воображение субъекта киберпространства, т. е. налицо процесс сотворчества.

Киберпространство включается в социальную среду и является одним из важнейших факторов, способствующих глобализации.

Второй параграф «Дигитальный либертарнанизм - идеология киберпространства» демонстрирует, что Интернет-пространство оказало огромное влияние на демократические институты и процессы современного общества, их глубину, сущность и интенсивность. Несмотря на скепсис некоторых исследований (К. Хилл, Дж. Хьюс, Б. Бимбер и др.) о влиянии компьютерных технологий на развитие демократических процессов в социуме, автор полагает, что киберпространство способствовало становлению электронной демократии. Стал возможным не только расширенный доступ к законотворческой деятельности со стороны простых граждан, но и повысилась эффективность обратной связи между гражданами и органами власти. Киберпространство в системе «власть-народ» способствовало появлению беспрецедентного давления низов на власть и становлению идеологии, адекватной киберпространству - идеологии дигитального либертарианизма.

Автор диссертации вводит понятие «дигитальный либертарианизм», раскрывает истоки его формирования, анализирует его особенности и характерные черты, так как содержательный анализ дигитального либертарианизма не стал еще предметом исследования в отечественной социально-философской литературе.

Наличие киберпространства требует «безусловной суверенной свободы», связанной с личным выбором, поскольку особенности интерактивного общения расширяют творческие возможности пользователя. Особенно это проявляется в сфере искусства, когда благодаря сетевому общению возможны создания интерактивных инсталляций, монохромных фотографий и т. п. Вопрос о свободе предстает уже не как извечный, а как вопрос, касающийся каждого.

Известно, что в основе либертарианизма лежат основные принципы либерализма с его идеями неотчуждаемых прав человека на свободу, жизнь и собственность, сформулированные еще Дж. Локком. Но эта либеральная аргументация доводится представителями либертарианизма до выводов, более жестко ограничивающих роль государства и защищающих свободу личности в большей степени, чем классический либерализм.

При всем многообразии теоретических конфигураций анархизма (анархо-синдикализм, анархо-коммунизм, анархо-индивидуализм и др.) и его методологических оснований можно выделить определяющие постулаты анархистской идеологии. Это - антиэтатизм и мощная либертарианская составляющая, поскольку свобода личности, ее саморазвитие признается в качестве основной цели социального развития и прогресса.

Антиэтатисткая направленность, признание идеи о добровольных сообществах как субстанции социальной организации и коммьюнитаристских ценностей (Р. Нозик, Н. Хомский, М. Ротбард) сближает позиции анархизма и либертарианизма настолько, что позволяет говорить о конвергенции либертарианизма и анархизма, т. е. анархо-либертарианской идеологии.

В он-лайновом сообществе сформировалась идеология дигитального либертарианизма, суть которой сводится к вышеуказанным положениям и актуализации абсолютной свободной мысли. В дигитальном либертарианизме артикулируется суверенность личных решений, законность личной веры.

Таким образом, в он-лайновом сообществе реифицируются идеи либертарианизма и анархизма с их антиэтатистской направленностью, актуализацией свободы и коммьюнитаристских ценностей; становится все более и более очевидным коллективный характер информационного общества. Киберпространство органично вписывается в современную культуру, способствуя формированию прозрачности и открытости социальных отношений. Все это приводит к активному выступлению против конфликтов разного уровня и рода, а также к пропаганде неудобной для власти «идеи обеспечения взаимной ответственности», находящей свое распространение в пределах мировой цивилизации. Все эти факторы манифестируют увеличение личной свободы и «ослабление силы государства», что. в конечном счете, приводит к дальнейшему развитию гражданского общества.

Киберпространство содержит огромный делиберативный потенциал, который можно использовать для формирования межкультурного понимания в глобальном контексте, для осознания значимости гражданских прав и ответственности перед обществом, для развития партисипаторной демократии в решении социальных проблем и проблем окружающей среды. Наличие киберпространства позволяет людям быть не просто массой, а неким осознающим себя множеством, связанным пространством и временем на основе сформированных единых интересов. По существу, это - первый шаг к глобальной демократии.

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, обобщаются достигнутые результаты, формулируются выводы и определяются перспективы дальнейших разработок по данной тематике.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих научных публикациях автора :

Научные статьи в журналах, рекомендуемых ВАК РФ :

1. Хуторной С. Н. Киберпространство и реальный мир / С. Н. Хуторной // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». - 2011. - N 2. - С. 67-71.

2. Хуторной С. Н. Специфика общения в Интернете / С. Н. Хуторной // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». - 2011. - N 4. - С. 100-103.

3. Хуторной С. Н. Сетевое виртуальное общение и его влияние на межличностные отношения / С. Н. Хуторной //Современные исследования социальных проблем : электронный научный журнал. - 2013. - N 6. -

(http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/620139) Публикации в других изданиях :

4. Хуторной С. Н. Использование РЯ-технологий в сети Интернет / С. Н. Хуторной // Экономический кризис России : социально-экономический, правовой и гуманитарные аспекты : материалы региональной межвузовской научно-практической конференции (Воронеж, 27-29 апреля 2009 г.). -Воронеж : Изд-во МГЭИ, 2009. - С. 428-435.

5. Хуторной С. Н. Гуманизм и идеология / С. Н. Хуторной // Ценности гуманизма в эпоху социокультурных трансформаций : труды всероссийской научной конференции. - Воронеж, 2009. - С. 122-129.

6. Хуторной С. Н. Дегуманизация человека в современном обществе / С. Н. Хуторной // Ценности гуманизма в эпоху социокультурных трансформаций : труды всероссийской научной конференции. - Воронеж, 2009. - С. 119-122.

7. Хуторной С. Н. Человек - проблемы будущего современной цивилизации / С. Н. Хуторной // Человек, природа, общество в горизонте настоящего и будущего : межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж, 2009. - С. 133-138.

8. Хуторной С. Н. Духовные программы двадцать первого века / С. Н.

19

Хуторной Н Человек, природа, общество в горизонте настоящего и будущего : межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж, 2009. - С. 129-133.

9. Хуторной С. Н. Киберпространство и социальные отношения / С. Н. Хуторной // Инновационные процессы в экономической, правовой и гуманитарных сферах : межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж : ВФ МГЭИ, 2010. - Вып. 1, Ч. 2. - С. 38-40.

10. Хуторной С. Н. Интернет как средство массовой коммуникации / С. Н. Хуторной // Социально-экономические, правовые и общегуманитарные аспекты модернизации российской экономики : межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж: ВФ МГЭИ, 2011. - 439-443.

11. Хуторной С. Н. Моральные аспекты компьютерной этики / С. Н. Хуторной // Модернизация российского общества на современном этапе : юбилейный межвузовский сборник научно-практической конференции, 19 октября 2010 г. - Воронеж : ВФ МГЭИ. - С. 285-288.

Подписано в печать ЗОиюля 2013. Формат 60X84 1/16. Уч.- изд. 1,2 . Усл.- печ. 1,3. Бумага писчая. Тираж 100 экз. Заказ №££?.

Отпечатано: отдел оперативной полиграфии издательства учебной литературы и учебно-методических пособий Воронежского государственного архитектурно-строительного университета 394006 г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84

 

Текст диссертации на тему "Киберпространство и становление сетевого общества"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КИБЕРПРОСТРАНСТВО И СТАНОВЛЕНИЕ СЕТЕВОГО ОБЩЕСТВА

09.00.11 - СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

V писи

04201362101

Хуторной Сергей Николаевич

Научный руководитель Доктор философских наук, профессор

ПЕРВУШИНА В.Н.

Воронеж - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................................................................................3

Глава 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО......................................................................................10

1.1. Виртуальная реальность: методологические подходы, определение понятия............................................................................................10

1.2. Киберпространство и формирование виртуальной реальности......................................................................................................................34

1.3. Информационная революция и сетевое общество....................60

Глава 2. КОММУНИКАЦИЯ И ИДЕОЛОГИЯ ИНТЕРНЕТА..................85

2.1. Особенности коммуникации в условиях виртуализации общества........................................................................85

2.2. Дигитальный либертарианизм - идеология киберпространства......................................................................................ИЗ

Заключение..............................................................................................................................................143

Библиографический список литературы........................................................................146

общества, в отечественной литературе нет целостного философского исследования киберпространства как фактора, способствующего становлению современного сетевого общества. Наличие различных, подчас противоречивых точек зрения на сущность указанных явлений, нельзя признать удовлетворительным. Отсюда определение природы киберпространства, уточнение содержания данного понятия является актуальным.

Анализ социально-философских оснований киберпространства позволит дать адекватную оценку неоднозначным процессам, протекающим в современном обществе, показать влияние киберпространства на формирование сетевого общества на процессы коммуникации, а также на становление своеобразной идеологии дигитального либертарианизма.

Многообразие интерпретаций и подходов к определению концептов «виртуальная реальность» и «киберпространство», «сетевое общество» диктует необходимость социально-философского исследования феномена киберпространства.

Степень разработанности проблемы. В античной, средневековой философской литературе, а также в философии эпохи Возрождения и Нового времени, в трудах Платона, Аристотеля, Н. Кузанского, Г. Лейбница и др. встречается термин «виртуальная реальность», отличающийся смысловой полифоничностью.

В отечественной литературе используется концепт «виртуальная реальность» в естественнонаучном и гуманитарном знании. Различные подходы (философские, культурологические, психологические, политические и др.) к виртуальной реальности и проблеме виртуалистики анализируются в трудах Л.Д. Александрова, И.А. Акчурина, O.A. Анисимова, А. Арто, B.C. Бабенко, Ж. Бодрийяра, A.A. Бодрова, А.И. Воронова, О.И. Генисаретского, Ф.И. Гиренка, И.Е. Гутмана, О.И. Елховой, Ж. Делеза, Е.В. Ковалевской, М.М. Кузнецова, М.С Кунафина, Е.В. Малковой, А.А.Малышко, В.А. Михайлова, H.A. Носова, М.А. Опенкова, С.И. Орехова, Ю.А. Петренко,

М.А. Пронина, В.М. Розина, В.О. Саяпина, О. А. Скоркина, O.A. Степанцевой, С.С. Хоружего, Я.В. Чеснова, В.И. Фалько, Г.П. Юрьева, Ю.Т. Яценко и др.

Киберпространство (виртуальная реальность в контексте компьютерных технологий), его особенности и специфика рассматриваются в работах В.И. Аршинова, Дж. Бойла, М. Бэтти, А. Бюля, И.Л. Галинской, Ю.А.Данилова, С. Жижека, В.В. Тарасенко, Н. Терашима, Дж. Тиффина, К.Шимохара и др.

Влияние киберпространства на становление сетевого общества, виртуализация общества в целом и отдельных его сфер привлекают внимание таких исследователей, как A.B. Алексеева, 3. Бауман, Е.А. Бебнева, Э.А. Бирюкова, Т.А. Бондаренко, В.М. Быченков, И.С. Данченко, A.B. Захряпин, Д.В. Иванов, М. Кастельс, A.A. Кириллова, И.Г. Корсунцев, В. В. Кравченко, М. Маклюен, Е.Ю. Малькова, Н.Б. Маньковская, Й. Масуда, A.B. Назарчук, Ю.Л. Неделин, Е.Е. Таратута, Э. Тоффлер, Ф. Уэбстер и др.

Автор при исследовании специфики коммуникации в киберпространстве опирался на работы Ю.Д. Бабаевой, Е.П. Белинской, А.Е. Войскунского, B.C. Жилова, А.Е. Жичкиной, Ц.П. Короленко, В.А.Михайлова, C.B. Михайлова, В.Ю. Нестерова, И.А. Шевченко, К. Янга и ДР-

На современном этапе развития общества киберпространство активно вторгается во властные структуры, способствуя формированию электронного правительства, виртуализации политической жизни, развитию дигитальной демократии. Этой проблеме посвящены работы Д.В. Акаева, Г.Л. Акопова, Дж. Браунинга, М.С. Вершинина, C.B. Володенкова, Л. Гроссмана, Ю.И. Ирхина, М.С. Кислицыной, М.Ю. Павлютенковой, М. Постера, А.В.Чугунова и др. Автор считает, что сетевое общество, благодаря компьютерным технологиям, формирует новую идеологию - идеологию дигитального либертарианизма, артикулирующего суверенность свободного выбора. При анализе данного вопроса автор обращался к трудам Дж. Локка, Т.

Джефферсона, А. Смита, а также к работам представителей современного анархо-либертарианизма - П. Барлоу, Т. Мей, Р. Нозика, М. Ротбарда, Н. Хомского и др. Идеология киберпространства является результатом конвергенции либертарианизма и анархизма. Поэтому логично было обращение к работам таких теоретиков анархизма, как П.Ж. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин.

Объект исследования - киберпространство как социокультурный фактор становления сетевого общества.

Предмет исследования - анализ роли и места киберпространства в жизни современного общества.

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ киберпространства как социокультурного фактора и основных направлений его влияния на общественную жизнь, приведшего к формированию сетевого общества. Достижение поставленной цели предполагает решить следующие задачи:

• определить специфику концепта «киберпространство»;

• показать значение киберпространства в формировании сетевого общества;

• исследовать особенности коммуникации в условиях господства компьютерных технологий;

• осмыслить природу дигитального либертарианизма.

Теоретические и методологические основания

диссертационного исследования.

Теоретическую основу исследования составляет большое количество источников (монографии, статьи отечественных и зарубежных авторов, а также авторефераты кандидатских и докторских диссертаций), в которых нашли отражение вопросы, касающиеся проблем виртуальной реальности, киберпространства и особенностей коммуникации в сетевом обществе.

Методологическая основа исследования была обусловлена спецификой поставленных в нем задач. Поэтому в работе использовался комплекс

б

методов, позволяющих целостно рассмотреть киберпространство как социокультуный фактор становления сетевого общества. Это метод историко-философской реконструкции, дающий возможность проанализировать семантические и концептуальные истоки термина «виртуальный». При исследовании места и роли киберпространства в современном обществе применялись системный и структурно-функциональный подходы. Использование компаративистского метода было плодотворным при анализе сетевого общества, специфики коммуникации в Интернет-пространстве, природы дигитального либертарианизма. Научная новизна исследования.

1. Выявлено содержание концепта «киберпространство», обозначена его специфика, характерные черты, включающие изменение пространственно - временного восприятия реальности.

2. Определена и обоснована роль киберпространства в становлении сетевого общества.

3. Проанализированы особенности коммуникационных процессов в киберпространстве, раскрывающиеся в диа/полилоговом поле, в котором изменены пространственно-временные параметры взаимодействия и система мотивационной регуляции.

4. Введено и теоретически обосновано понятие «дигитальный либертарианизм», представляющий собой синтез идей либерализма и анархизма, позволяющий показать внутреннее единство киберпространства и свободы.

Положения, выносимые на защиту: 1. Киберпространство представляет собой компьютерно -

техническую виртуальную реальность, характеризующуюся соединением гипертекста и гиперреальности, интерактивностью, модификацией пространственно-временных черт («эффект

потери времени», разнонаправленность пространственно-временных потоков, их многомерность и дискретность).

2. Киберпространство, обладающее ярко выраженным инструментальным характером, способствовало становлению сетевого общества. Существуют две фундаментальные характеристики сетевого общества. Первая связана с существованием сетевой коммуникации, расширяющей человеческие возможности и образующей базовую инфраструктуру культурного дискурса. Вторая относится к воспроизводству и институционализации сетевых сообществ как одной из форм человеческой организации и взаимоотношений.

3. Наличие киберпространства как основного медиума современной коммуникации изменило ее сущность, придав ей массовый и глобальный характер. Киберпространство оказалось способным укреплять каналы интерактивного общения между гражданами и посредническими институтами. Это особые функции, которые Интернет реализует лучше, чем любые другие средства коммуникации.

4. Современный медиамир существует и функционирует на основе взаимодействия (диалог, полилог) личных суверенных мнений, решений, требующих определенных координаций и согласованности действий (отсюда значимость коммьюнитаристских ценностей). Происходит реификация идей анархо-либертарианизма, ставшего идеологией Интернет -пространства.

Теоретическое и практическое значение исследования.

• В исследовании дан теоретический анализ концепта «киберпространство», раскрыто его значение в формировании сетевого общества.

• В диссертации обоснована логика взаимосвязи

киберпространства и дигитального либертарианизма.

• Результаты исследования могут быть использованы как теоретико-методологическая основа для изучения ряда тем по социальной философии, социологии.

• Материалы диссертационного исследования найдут свое применение при разработке курсов по истории философии, социальной философии и антропологии, спецкурсов по виртуалистике и информатике.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертации изложены в 11 научных публикациях автора, три из которых опубликованы в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК РФ. Различные аспекты исследования были представлены на межвузовских научно-практических конференциях: «Экономический кризис России: социально-экономический, правовой, и гуманитарный аспекты» (Воронеж, 2009); «Инновационные процессы в экономической, правовой и гуманитарной сферах» ( Воронеж, 2010). Структура и объем диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов и заключение. Общий объем работы составляет 166 страниц. В конце работы приведен библиографический список, состоящий из 248 источников (из них - 216 отечественных и 32 иностранных).

Глава 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ

ОБЩЕСТВО

1.1. Виртуальная реальность: методологические подходы, определение понятия

С появлением сетевого общества и Интернет - пространства возрос интерес к виртуальной реальности. Количество научных публикаций впечатляет, включая кандидатские и докторские диссертации.

В отечественной литературе существует несколько направлений в понимании виртуальной реальности. Некоторые исследователи (В.С.Бабенко, А.И. Воронов, Е.В. Ковалевская, М.М. Кузнецовл Е.В. Малкова, A.A. Малышко, В.М. Розин, В.О. Саяпин, В.И. Фалько и др.) признают наличие виртуальной реальности как следствие развития современных информационных технологий1.

Другие акцентируют внимание на социально-философских аспектах осмысления виртуализации общества в целом (Т.А. Бондаренко, В.М. Быченков:1 Д.В. Иванов, A.A. Кириллова, Ю.Л. Неделин, Е.Е. Таратута, и др.) и отдельных сферах ее проявления, в частности, виртуализации общественного и личного сознания (A.B. Захряпин, Н.Ю. Кликушина, И.Г. Корсунцев и др.) , форм общественного сознания - моральной, религиозной

1 Бабенко B.C. Виртуальная реальность. Толковый словарь терминов. ГУАП.- СПб., 2006.-47с.; Воронов

A.И. Философский анализ понятия «виртуальная реальность»: автореф. канд.философ. наук. СПб, 1999.-22с; Ковалевская Е.В. Виртуальная реальность: философско - методологический анализ: автореф. канд. философ, наук.- M., 1998.- 22 е.; Кузнецов М.М. Виртуальная реальность. Взгляд с точки зрения философа // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. - M., 1997. - С. 86-99.; Малкова Е.В. Виртуальная реальность: социально-философский анализ: дисс... канд. философ, наук. Пермь, 2005.- 178 е.; Малышко A.A. Философские проблемы виртуальной реальности (историко — философский аспект): автореф. канд. философ, наук. Мурманск, 2008.- 24с.; Розин В.М. Философия техники. От египетских пирамид до виртуальной реальности. M.. NOTA BENE, 2001.- 456с.; Саяпин В. О Концептуализация виртуальной реальности. Тамбов. Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010.- 141 е.; Фалько

B.И..Типология реальностей // Философские науки. - 2005. - N 7. - С. 118-132; N 8. - С. 115-128.

2 Бондаренко Т.А. Виртуальная реальность в современной социальной ситуации: автореф. докт философ, наук. Ростов-на- Дону, 2007.-53с.; Быченков В.М. Без имени, без облика, без тела // Общество и книга : от Гуттенберга до Интернета. - М.: Традиция, 2001. - С. 65-75.;Иванов Д.В. Императив виртуализации. Современные теории общественных изменения. СПб.: СПбГУ, 2002,- 170 е.; его же: Виртуализация общества. - СПб, Петербургское Востоковедение, 2002,- 224с.; Кириллова A.A. Проблема виртуальной реальности: социально-философский аспект: автореф. канд. философ наук, Мурманск, 2009- 20с.; Неделин Ю.Л. Перспективы цивилизации как виртуальной реальности //Виртуальные реальности. - М., 1998. - С. 66. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4.; Научные труды Центра профориентации ; Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности. СПб, СПбГУ, 2007,- 137с. и др.

3 Захряпин A.B. Виртуальное мировоззрение как феномен развития науки и общества. Саранск, 2008.- 180 е.; Кликушина Н.Ю. Виртуализация действительности в сознании субъекта как элемент социальной

и эстетической (Э.А. Бирюкова;! Е.Ю. Малькова, Е.А. Бебнева, И.С. Данчеко, В.В. Кравченко, A.B. Алексеева. В.В. Бычков, Ю.Г. Клименко, Н.Б. Маньковская, Т.В. Смирнова и др.)1.

Одной из самых разработанных в отечественной философской литературе является исследование виртуальной реальности в психологии, результатом которого явилось создание Центра виртуалистики Института человека РАН, известный в первую очередь работами H.A. Носова, О.И .Генисаретского, В.Ф. Жданова, А.Н. Михайлова, М.А. Пронина, O.A. Скоркина, Я.В. Чеснова, Г. П. Юрьева, Ю.Т. Яценко2 и др.

Ряд ученых анализируют виртуальную реальность с позиции общекультурологического контекста (Л.Д. Александрова, Ф.И. Гиренок, Ю.А. Петренко)3 или, актуализируя те или иные аспекты культуры:

реальности: автореф. канд. философ, наук. Омск, 2007.-24 е.; Корсунцев И.Г. Прикладная философия: субъект и технологии.- М.. 2001.-145 е.; его же: Онтология развития. M., 2001.-245 с. и др.

1 Бирюкова Э.А. Виртуальные основы этики духовного оздоровления: автореф. докт. философ, наук,- Тула, 2008,- 45с.; Малькова Е.Ю. Этические проблемы виртуальной коммуникации : дис. ... канд. философ. наук.:09.00.05/ Рос. Гос. пед. Ун-т им. А.И. Герцена. - 156 е.; Бебнева Е.А. Религиозная виртуальная реальность : философско-религиоведческий анализ : дис. ... канд. философ, наук., М., 2004. - 161 е.; Данченко И.С. Философский анализ мистических аспектов виртуальной реальности. - Магнитогорск, 2002.

- 136 е.; Кравченко В.В. О мистике как виртуальной реальности //Виртуальная реальность: Философские и психологические проблемы. - M., 1997. - С. 156-160.; Алексеева А.В.Социальные функции искусства как виртуальной реальности в жизни человека : дис. ... канд. философ, наук. - Таганрог, 2002. - 177 е.; Бычков В.В. Эстетика. Учебник. - М.: Гардарика, 2004. - 556 е.; Клименко Ю. Г.Театр как практическая психология//Катарсис: альманах. - M., 1994. - С. 84-116; Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. -СПб: Алетейя, 2000. - 347 е.; Смирнова Т.В. Виртуальная реальность в музыке/ Виртуальная реальность: философские и психологические аспекты. М.,1997. - С. 175-179.

2 Носов H.A. Виртуальный человек. Очерки по виртуальной психологии детства. M., Издательство Магистр, 1997.- 192с.; его же: Виртуальная психология. М.. «Аграф», 2000.-432 е.; Генисаретский О.И., Носов H.A. Дизайн и эргономика: варианты взаимоотношений в процессе гуманизации образа жизни//Гуманитарно-художественные проблемы образа жизни и предметной сред