автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Кино и религия в условиях культурной коммуникации XX века

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Соколовский, Марек
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Кино и религия в условиях культурной коммуникации XX века'

Текст диссертации на тему "Кино и религия в условиях культурной коммуникации XX века"

На правах рукописи

МАРЕК СОКОЛОВСКИЙ

КИНО И РЕЛИГИЯ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ XX ВЕКА

Специальность 24.00.01 - Теория культуры

Диссертация на соискание доктора философе

степени

Москва 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...............................................................................4

Предисловие. Аудиовизуальная культура и евангелизация................25

Глава 1. История отношения Римско-католической церкви к кинематографу (1895-1995)...................................................................50

Раздел 1.1. От изобретения братьев Люмьер до понтификата

Пия XI.................................................................................50

Раздел 1.2. Церковь и кинопроизводство в США........................63

Раздел 1.3. Деятельность католических киноучреждений до П Ватиканского собора.....................................................................79

Раздел 1.4. Современное отношение Римско-католической церкви к кино и средствам массовой информации......................................98

Глава 2. Основные евангельские темы в истории мирового киноискусства......................................................................................132

Раздел 2.1. Сесил де Милль и библейское зрелище...................132

Раздел 2.2. Модели религиозного фильма. Попытка определить характер явления.....................................................................146

Раздел 2.3. Евангельские мотивы в кино.................................167

Раздел 2.4. Кинематографические трансформации образа Иисуса Христа................................................................................184

Глава 3. Кинематограф в поисках образов сакрализации.................201

Раздел 3.1. Религиозные мотивы в польском кино....................201

Раздел 3.2. Православный фильм в России.............................223

Раздел 3.3. Образ Бога в творчестве Ингмара Бергмана.............253

Раздел 3.4. Визуальное повествование и его религиозная интерпретация.................................................................................270

Заключение... Библиография

294

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На примере истории отношения католической Церкви к кино можно выявить и проанализировать событийно богатую и содержательно очень разнообразную динамику соперничества, попытки подчинения, а затем и поиска компромисса между двумя очень влиятельными институтами воздействия на общественное сознание масс; историю, по сути своей даже более сложную и драматичную, чем отношения между государством и кинематографом.

Среди господствующих в мире вероисповеданий и религий в наибольшей степени развила свои отношения с кинематографом именно Римско-католическая церковь (далее Церковь, Костел, Ватикан). Анализ отношения Церкви к такому средству массовой пропаганды, каким является кино, отличается известными трудностями главным образом из-за чрезвычайной многоаспектности этой проблемы. Тем более что Католическая церковь как организация охватывает почти весь мир, и это затрудняет условия сбора и анализа специальной литературы, посвященной данной проблеме. Взаимоотношения католицизма как наиболее распространенной среди религий современности и в силу того обладающей многими важными общественно-политическими функциями с рожденным в конце XIX в. кинематографом, также претендующим на беспрецедентное влияние на сознание масс, отличаются продолжительностью и более или менее устойчивым вниманием друг к другу. Хотя этапы этих взаимоотношений на различных отрезках истории не отличались однозначностью и равной толерантностью, но с момента признания и одобрения Церковью кинематографа как одного из наиболее влиятельных общественно-культурных феноменов современности эти отношения ук-

репились и стабилизировались. В конце XX века кино не только не потеряло массового характера своего воздействия на население, но даже реализовало ряд новых технических средств коммуникации таких, как телевидение и видео. Правда, при этом понизилась сила художественного воздействия кино, но не ослабла, а напротив, упрочилась сила социального воздействия кинематографа на массы.

Кино как новое средство художественного мироотражения родилось вне какого-либо влияния Церкви, эксплуатировалось общественными слоями, находившихся вне поля непосредственного церковного воздействия, и распространяло художественное содержание, никак не санкционированное Церковью. Отсюда опасения Ватикана по отношению к кино, как к потенциальному источнику неподконтрольного идейного влияния на общество и личность. Но со временем Церковь убедилась в том, что кино является коммуникативным средством, сравнительно индифферентно транслирующим различные содержания и идеологии, обусловленные тем или иным "заказчиком"; т.е. его можно вполне эффективно использовать и в церковных интересах. На этом этапе отношение Ватикана к кинематографу приобрело преимущественно утилитарно-инструментальный характер. Этот период длился долго. Отношение Церкви к кино мало отличалось от позиции светских властей, трактовавших искусство с потребительской точки зрения и стремившихся использовать его как эффективный технический инструмент воздействия на общественное сознание ради собственных идеологических или политических целей. Только в последнее время начинает завоевывать позиции отношение к кино не столько как к пропагандистскому инструменту, обслуживающему того или иного "заказчика", но и как к художественному средству, отражающему стихийно формирующиеся культурные со-

держания, проблемные зоны и эмоциональные состояния общества так, как это имеет место во всех других видах искусства.

В подходе Ватикана к кино следует выделить три этапа, весьма различающихся по своему характеру.

Первый этап - время тотальной неприязни и отвержения кинематографа, противоборства с ним как с явлением, нарушающим общественно-культурный статус Церкви, угрожающим господствующим моральным законам, секуляризующим сознание и подвергающим сомнению религиозные ценности в пользу земных и преходящих благ.

Второй этап относится ко времени появления и массового распространения нового средства массовой информации - радио. Радио, как и в последующем телевидение, не вызывали первичной враждебной позиции Церкви, аналогично первоначальной реакции на кино. Этот этап связан с попытками Церкви нащупать каналы влияния на содержание деятельности и творчества как радио и телевидения, так и кинематографа.

Важным фактором, определяющим культурную политику Церкви, стал II Ватиканский собор (1962-1965). Он дал новый импульс в отношениях между Католической церковью и миром, официально манифестировав намерения и стремления католицизма обрести более открытый и диалогический по отношению к миру характер. Третий этап отношений Церкви и кино развивался в годы после Ватиканского собора в русле модифицированной культурной политики Церкви в направлении максимального взаимодействия со средствами массовой информации, как новым "орудием" пропаганды веры. После II мировой войны тенденция использования кино в церковных интересах стала обыденным явлением.

В феномене сближения религии и кинематографа свою роль сыграли факторы социально-психологические, идеологические и собственно

политические. Основу этой переориентации, как и движения за "культурную" модернизацию религии в целом, составляла новая социально-политическая и культурная ситуация в мире, на которую вынужден был ориентироваться и Ватикан. Теперь верующим предлагается не только изменить свое отношение к кино, признать его нравственную и эстетическую ценность, но и впрямую использовать его в интересах распространения религиозной идеи. Это принципиально новый подход к изучаемой проблеме. Приспособление к реалиям современной жизни, в том числе и к влиянию СМИ, стремление использовать их в своих целях особенно ярко проявилось в рамках широкого движения модернизации религии, охватившего католический мир после II Ватиканского собора. Параллельно с развитием техники, появлением все новых и новых способов передачи информации, священники разных вероисповеданий, в том числе католического, на примере которого основывается большинство выводов диссертации, стремились ввести современные технологии передачи веры в пределы костелов, церквей, домов молитв и институтов, образующих будущих священников.

Актуальность настоящей работы, как представляется, заключается в необходимости проведения систематического исследования и анализа сложной и неоднозначной истории взаимоотношений таких влиятельных общественных институтов, как Церковь (и прежде всего Католическая) и кинематограф, проанализировать тенденции, сопровождавшие и определявшие этот процесс перераспределения зон, средств и инструментов влияния на общественное сознание на протяжении последнего столетия.

Степень исследованности проблемы и ее документальные источники. История взаимоотношений между Церковью и кинематографом не была до настоящего времени предметом специального научного обобщения и анализа. Не существует исследований, которые давали бы

целостную картину динамики формирования взаимосвязей между этими культурными институтами, прослеживали основные тенденции этого процесса.

Известны работы, рассматривающие частные аспекты этой проблемы на материале отдельных стран и по отдельным периодам истории. Примерами таких публикаций могут служить изданная во Франции работа Шарля Форда (Charles Ford) „Le cinema au service de la foi" (1953) или изданное в Италии коллективное исследование „Cinema е cattolici" (1962).

Другая группа работ - это содержащие в значительной степени фактографический материал монографические исследования, рассматривающие проблемы цензуры. К данным работам следует отнести книгу Рута А.Инглиса (Ruth A.Inglis) „Freedom of the Movies" (1947). В ней рассматривается становление проблем цензуры и автоцензуры в американском кино с первых лет возникновения кинематографа до окончания П мировой войны. Существует несколько работ такого же типа - американских, английских и итальянских, раскрывающих многие факты попыток ведения тайной государственной и церковной цензуры в кино.

Третья группа - это источники, преимущественно церковные публикации, рассматривающие ватиканские и епархиальные документы, посвященные вопросам кино. Они анализируют отношение Церкви к кино с точки зрения доктрины, интерпретируя одновременно избранные папские тексты. Примером может служить книга Сальватора Каналса (Salvator Canalsa) „La chiesa e il cinema" (1961). Другой работой данного типа является изданная католическим издательством „Bonne Presse" в Париже (1958) книга „Ou'en pense i'Eglise, le cinema, la radio, la television", заключающая энциклику Miranda prorsus, комментарий к ней, а также в качестве приложения тексты „Vigilantí cura" и двух выступле-

ний Пия XII о критериях художественности в кино (с точки зрения Ватикана). Основные публикации, использованные по данной теме, составляют документы и собрания материалов, Энциклика, выступления, письма и т.д., которые содержатся в учредительском органе Ватикана „Acta Apostolicae Sedis" („А.A.S."). Материалы, касающиеся кинематографической тематики публиковались, кроме того, в органе Папской комиссии по вопросам кино, радио и телевидения „Bulletin d'Information" (издавался с 1952), органе Международного католического бюро по вопросам кинематографии „Revoie Internationale du Cinéma", в французском еженедельнике „Documentation Catholique", в римском двухнедельнике „Civilta Cattolica" и в „Osservatore Romano".

В то время как „A.A.S." помещают только документы с подписью Папы, Конгрегации и Секретариата, другие журналы - публикуют материалы более широкого профиля. „Osservatore Romano" имеет постоянный отдел кино (где публикуются рецензии на фильмы), a „Revue Internationale du Cinéma" является международным специальным католическим журналом по проблемам мирового кинематографа. „Bulletin d'Information" представляет собой издательство Конклава по вопросам массовой культуры. „Civilta Cattolica" - центральное периодическое издание иезуитов по общественно-политическим и культурным вопросам; „Documentation Catholique" содержит кроме полной документации ватиканских и епархиальных актов, статьи информативного типа, посвященные и кино. Кроме периодических изданий публикуются собрания документов и монографий (полностью или частично посвященные проблематике кино). Назовем несколько: „Le cinéma dans l'enseignement de l'Eglise", книга, изданная в Ватикане в 1955 году Папской комиссией по вопросам кино, радио и телевидения; „Cinéma cattolico", документы Ватикана, касающиеся кино, собранные священником Энрико Барагли

(Enrico Baragli) (1958); „Cinema: che cosa ne pensa la Chiesa?" (Edizione Paoline, 1964); „La Chiesa e mass media" (Edizione Pao! ine, 1968) глава „Cinema e pastorale"; Istruzione Pastorale: „Communio e progressio - sulle comunicazioni sociali" (Roma 1971); Enrico Baragli: „Comunicazione Sociale e pastorale" (Studio délia Comunicazione Sociale, Roma 1974); Domenico Spoletini: „Mass media e catechesi" (Edizione Paoline, 1978).

Отдельную группу составляют публикации, не имеющие собственно догматического характера, но затрагивающие тему религиозных сюжетов, мотивов и аллюзий в кино. В этой группе заслуживают внимания такие работы, как: Иван Бутлер (Ivan Butler), „Religion in the Cinema" (New York - London, 1969), Анри A re л (Henri Agel), „Le Cinema el le socre" (Paris, 1961), Мишель Эстев (Michel Esteve), „La passion du Christ comme theme cinématographique" (Paris, 1961).

В 1983 году в Лондоне появилась работа Пола АСокупа (Paul А. Soukup) „Communication and Theology", касающуюся проблем теологии и средств массовой информации. Кроме того, публикуются собрания документов, как, например „П cinema nella parola del cardinale Roncalli" (1959), „Discorsi e Radiomessaggi di s. s. Pio ХП" (высказывания и обращения по радио Пия XII, в том числе посвященные тематике кино), или в последнее время, собрания высказываний Иоанна Павла II на темы культуры, и в том числе средствам массовой информации („Wiara i kultura. Dokumenty, przemowienia, homilie'. Fundacja Jana Pawla П. Polski Instytut Kultury Chrzescijanskiej, Rzym 1986). Дальнейшим вкладом в исследуемую проблематику является и работа Владислава Лещиньского (Wladyslaw Leszczynski) „Kosciol i film wczoraj i dzis" 1990 г.

Церковь, придавая огромное значение вопросам кино, не занималась систематическим анализом своих отношений с миром искусств. Причиной тому являются разные факторы, среди которых, несомненно,

сохраняющееся неприязненное отношение Ватикана к кинематографу как к неподконтрольному средству массового информационного влияния. Специальные церковные исследования, посвященные отношениям между религией и кинематографом, появились только в конце 80-х годов. Проблематика СМИ лишь сравнительно недавно стала предметом исследований европейских научных учреждений, занимающихся социологией культуры. В 1960 году был создан Центр по исследованиям средств массовой коммуникации при Ecole Pratique des Hautes Etudes в Париже. В том же году был основан Центр социологии кино при Институте педагогики Университета в Риме. Римский центр предпринял анализ главных направлений развития отношений между Церковью и кино.

Исследование взаимоотношений между Ватиканом и кинематографом является не только обозрением некоторых специфических сторон современной художественной (и шире - культурной) жизни, но также важным источником для характеристики современного идейно-философского и социального состояния Римско-католической церкви.

Книгой, в значительной степени расширившей круг нашей информации по анализируемой теме, оказалась работа Religion in Film", вышедшая под научной редакцией Джона Р.Мая и Майкла Берда (John R.May, Michael Bird) в 1982 году. В этой работе содержатся интересные теоретические рассуждения о религиозной интерпретации содержания фильмов, а также рассмотрены темы и направления современного кино, использующего культурные традиции религии, особенно католицизма и иудаизма. Особый интерес, на наш взгляд, представляет глава Нейла П.Харлея (Neil P.Hurley), затрагивающая аспект стереотипных кинематографических образов Христа („Cinematic Transfigurations of Jesus"). Книга также перечисляет корифеев мирового киноискусства, обращавшихся к религиозной тематике.

Джон П.Май является также редактором сборника „Image and Likeness. Religious Visions in American Film", который появился в американском киноведении. Данный том составляют короткие (как правило, не больше одной страницы) описания фильмов, а также 15 критических очерков разных авторов и 20 заметок о фильмах (среди которых: „Дилижанс" Джона Форда, „Все о Еве" Джозефа Манкевича, „Африканская королева" Джона Хустона и др.), подготовленных самим Джоном Маем. Однако, по нашему мнению, далеко не все исследованные в книге фильмы отмечены какими-то особенными религиозными мотивами.

Проблемам, связанным с кодификацией нравственного права, католической цензурой и влиянием церковных иерархов на киноискусство в США, посвящена книга Грегори Д.Блэка (Gregory D.Black) „Hollywood Censored. Morality Codes, Catholics and the Movies", изданная в „Cambrigde University Press" в 1994 году.

Многими своими научными установками автор диссертации обязан также российским теоретикам киноискусства, в том числе работе К.Э.Разлогова „Боги и Дьяволы в зеркале экрана. Кино в западной религиозной пропаганде" (Москва, 1982).

Теоретическую базу для нарастания церковной активности по отношению к кино создавали сочинения киноведов религиозной ориентации, в частности известных французских исследователей-католиков - аббата Амедея Эйфра и Ан�