автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.03
диссертация на тему: Борьба прогрессивных и реакционных тенденций в египетском кино
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Захидов, Музаффар Вахидович
ВВЕДЕНИЕ.3
ПЕРВАЯ
ГЛАВА. ОБЩЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КИНЕМАТОГРАФА ЕГИПТА ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА (1896 - 1952 гг.).16
ВТОРАЯ
ГЛАВА. ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗМА И ГУМАНИЗМА. В КИНОИСКУССТВЕ ЕГИПТА ДО ВОЙНЫ 1967 года . . 65
ТРЕТЬЯ
ГЛАВА. БОРЬБА ЩЕЙ НА ЕГИПЕТСКОМ ЭКРАНЕ (после войны 1967 года) . 125
Введение диссертации1984 год, автореферат по искусствоведению, Захидов, Музаффар Вахидович
В В Е Д Е Н И Е Великая Октябрьская социалистическая революция, успехи, достигнутые в деле построения социализма в СССР, явились мощным толчком усиления национально-освободительного движения во многих странах мира, интенсифицировали в них революционные процессы* Активизировались силы, выступающие за коренное переустройство общества внутри капиталистических государств, расширился фронт.борьбы против самого строя эксплуатации и угнетения. После окончания второй мировой войны в целом ряде стран произошли антиимпериалистические демократические революции, результатом которых явилось образование мировой социалистической системы. Все это способствовало пробуждению национально-освободительного движения в странах Азии, Африки и Латинской Америки и вызвало ослабление позиций империализма в этих регионах мира. Однако империалисты не собираются без боя уступать своих позиций, так как "...капитализм не может существовать и развиваться без постоянного расширения сферы своего господства, без колонизации новых стран и втягивания некапиталистических старых стран в водоворот мирового хозяйства". И все-таки несмотря на отчаянное сопротивление империализма, мощное национально-освободительное движение привело к краху мировой колониальной системы и образованию молодых развивающихся стран. Проблемы изучения политической, экономической и культурной жизни развивающихся стран приобретают все более актуальный характер. Не случайно на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС подчеркивалось: "...Одна из коренных черт современного мира, которая должна найти отражение в новой редакции Программы, это растуI/ Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.З, с.595.щая роль стран Азии, Африки и Латинской Америки, освободившихся от колониальной или полуколониальной зависимости. Процессы, которые в них происходят, сложны и неоднозначны, и важно иг правильно понимать Действительно, социально-политическое развитие освободившихся стран Азии, Африки и Латинской Америки неоднозначно и противоречиво. В Отчетном докладе ХХУ1 съезду КПСС отмечалось: "Страны эти очень разные. Одни из них после освобождения пошли по револщионно-демократйческому пути. В других утвердились капиталистические отношения. Некоторые из них проводят подлинно независимую политику, другие идут сегодня в фарватере политики империализма. Словом, картина довольно пестрая". Буржуазные идеологи всячески пытаются приостановить цроисходящие Б мире революционные процессы, используя при этом все доступные им средства. Одной из форм идеологического воздействия на народные массы развивающихся стран является искусство. В течение многих лет колонизаторы стремились уничтожить в колониально зависимых странах истинно национальное искусство, веками сложившиеся культурные традиции и внедрить чуждые им по духу культуры. Однако ход исторического развития повлек за собой значительные изменения в культурной жизни народов освободившихся стран, что, в свою очередь, вызвало к ним закономерный интерес как со стороны практиков, так и теоретиков мировой хуцожественной культуры. Искусство, являясь своеобразным политическим барометром, в той или иной степени, отражает важные социально-политические изменения в жизни осйцества, активно участвует в идеологической борьбе сил прогресса и реакции. "Бесспорно, киноискусство является I/ Материалы Пленума Центрального Комитета К П С С М.: Политиздат, МЭ83 23. 2/ Материалы*ХХУ1 съезда КПСС. М,:Политиздат, 1981, с.П. первоклассным, быть может, даже несравненным орудием распространения всяких идей. Сила кино заключается в том, что как всякое искусство, оно облекает идею чувством и увлекательной формой, но в отличие от других искусств кино фактически дешево, портативно и необычайно наглядно. Его действия простираются туда, куда не может дойти книга, и оно, конечно, сильнее всякой узкой пропаганды" говорил А.В.Луначарский. И в этом мы лишний раз убеждаемся на примере стран Азии, Африки и Латинской Америки, где в условиях фактически полной безграмотности населения, кино является одним из наиболее действенных средств пропаганды, важньм каналом воздействия на общественное сознание, Как и в любом виде искусства, в кино постоянно происходит противоборство двух антагонистических идеологий прогрессивной и реакционной. Для буржуазной идеологии характерно пренебрежительное отношение к культурному развитию народа. В ее основе лежит стремление деформировать сознание масс, отвлечь их от важных жизненных проблем. Киноискусство прогрессивного направления стремится к показу истинных интересов и проблем своего народа, воспитанию в нем патриотизма и гуманизма. Процесс развития кино в странах Азии, Африки и Латинской Америки, непосредственно связанный с социально-политической обстановкой, происходит неоднозначно: и на разных направлениях. "Совершенно по-разному оно развивается в Черной Африке и странах Ближнего Востока, на Индостанском полуострове, в Юго-Восточной Азии, в Латинской Америке. И здесь различие не только "возрастное" не только в том,что, скажем, в Египте или Индии кино существует чуть ли не со времен Лкмьеров, в Сенегале с начала 60-х годов, а первый фильм в Анголе поставлен в 1976 году. Дело в ином. Развитие кинематографий зависит от очень многих политических, экоI/ Луначарский А.В. о кино. М,: Искусство, 1965, с.35.номических и идеологических факторов. Фильмы, борющиеся за гуманизм и социальный прогресс, вступают в борьбу и с кинокартинами, проповедующими жестокость, аморализм или уводящши зрителей в мир грез. Это поиски реальной альтернативы господству буржуазной морали на экране Советское киноведение, широко исследуя сложные и противоречивые процессы, происходящие в культурной жизни стран Азии, Африки и Латинской Америки, ввело в научный обиход разнообразный и малоизученный материал, посвященный киноискусству этих регионов мира. Большой интерес для советской киноведческой науки представляет в данном случае и исследование кинематографий арабских стран, в частности. Арабской Республики Египет. Египет как раз являет цример того, насколько прочными нитями связаны литература и искусство с социально-политической жизнью, народов, Египетская революция 1952 года способствовала, например, бурному росту прогрессивных тенденций в египетском кинематографе, а поражение в войне 1967 года привело египетское кино к состоянию кризиса и депрессии. Современный Египет переживает сложный исторический этап своего развития, на который сильное воздействие оказали отход от политической линии, избранной президентом Гамаль Абдель Насером, и возрождение капиталистических порядков, сопровождавшееся усилением сил реакции и явной активизацией действий Ж по вмешательству во внутренние египетские дела. "Добиваясь господствующего положения на Ближнем Востоке, США встали на путь политики Кэмп-Давида, на путь раскола арабского мира и организации сепаратного сговора между Израилем и Египтом, Американской дипломатии не удалось превратить этот сепаратный антиарабский сговор в более широкое соглашение капитулянтского типа. Но она преуспела в другом: произошло новое обоI/ Баскаков В.Е. Противоречивый экран.- М.: Искусство,1980,с.217.стрение обстановки в регионе. Ближневосточное урегулирование оказалось отброшенным назад" Все эти события не могли не сказаться и на общем ходе культзфного процесса, в том числе на развитии египетского кино. Негативные социально-политические изменения, произошедшие в последние годы в Египте, в конечнш итоге привели к кризису египетского кино; аналогичные процессы наблкщались в литературе и театре. Этот кризис продолжается практически и по настоящее время. Вот почему изучение современного состояния египетского кинематографа, в связи с историческими путями его развития, столкновенишипрогрессиЕНЫх и реакционных тенденций в совокупности с социально-политическими и культурными процессами, происходящими в египетском обществе, приобретает актуальное научное значение. В той или иной мере, в общетеоретическом плане многие из. проблем, связанных с тенденциями развития кинематографа развивающихся стран поднимались в работах известных советских искусствоведов В.Баскакова, И.Вайсфельда, Е.Громова, Р.Соболева, Фрейлиха, А.Караганова, Р.Юренева, Юткевича и других. В их трудах разоблачаются буржуазные и ревизионистские теории, защищаются высокие принципы социалистического реализма и разрабатываются важные общетеоретические и методологические принципы марксистско-ленинской киноведческой науки. Ешьская революция 1952 года, основной целью которой стало построение нового общества, улучшение жизненного уровня рабочих и малоимущих крестьян-феллахов, поставила новые задачи и перед национальныгл искусством, в том числе перед кинематографом. В этот сложный и важный дан Египта исторический момент в киноискуI/ Материалы ХХУ! съезда КПСС. М.: Политиздат, I98I, с.14.сстве возникли реальные условия для развития и утверждения прогрессивных, реалистических тенденций. До революции 1952 года в кинематограф Египта в течение многих лет усиленно развивалось чисто коммерческое направление, выражавшее интересы сил монополистического капитала и стремящееся, с одной стороны, к получению высоких доходов, а с другой, к идейной обработке народных масс. В этих условиях для создания фильмов, реалистически отражающих общественно-экономические и социально-политические преобразования в стране, развивающих чувства гражданственности и классового сознания, требовались значительные усилия. Задача осложнялась культурной отсталостью и развращенностью вкусов зрительской аудитории, привыкшей к пустым и бездумным картинам. И тем не менее, прогрессивные деятели кино правильно понимали свою миссию, смело шли к поставленной цели превращению кино в искусство для народа, которое бы пропагандировало высокогуманистические идеи, Настоящая работа, рассматривая борьбу прогрессивных и реакционных тенденций в египетском кино, ставит своей главной целью осмысление исторических этапов развития египетского кинематографа в тесной связи с основными социально-политическими и культурными изменениями в жизни страны. В ходе данного исследования автором использован обширный фактически! материал, собранный им непосредственно в Египте. Работа представляет собой историко-проблемный анализ наиболее характерной кинопродукции Египта, исследует процессы становления и развития прогрессивного направления в египетском кинематографе в непосредственной связи с национально-освободительным движением и политическими изменениями в жизни страны. Методологической основой диссертации является марксистсколенинская философия и эстетика, ленинская теория двух культур в
Заключение научной работыдиссертация на тему "Борьба прогрессивных и реакционных тенденций в египетском кино"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный кинематографический процесс в мире характеризуется усилением идеологической борьбы на экране. Являясь одним из наиболее доступных средств идеологического воздействия на массы, кино может служить средством пропаганды как прогрессивных, так и реакционных идей. Буржуазное кино в своей основе фактически полностью зависит от монополистического капитала и его идеологического аппарата и призвано, прежде всего, защищать интересы правящего класса, при этом оказывая деструктивное влияние на сознание зрительских масс, развращая их, приучая к примитивному мышлению, вселяя в них чувство скептицизма, неуверенности, страха, воспитывая их в духе жестокости и милитаризма.
Не последняя роль в буржуазном кино принадлежит пропаганде идей "свободного, демократического буржуазного общества". Эти реакционные идеи буржуазный кинематограф пытается распространить и на развивающиеся страны, осуществляя таким образом свою неприкрытую идеологическую экспансию.
Египет - одна из первых стран арабского мира, наладившая собственное кинопроизводство, являет собой пример подобной идейной экспансии империалистических государств. С момента своего зарождения египетское кино в целом ориентировалось на западный кинематограф, который в огромном количестве поставлял на внутренний рынок Египта и свою собственную продукцию.
До революции 1952 года в Египте, за редким исключением, выпускались в основном низкопробные киноподелки, комедии, мелодрамы, музыкальные фильмы, детективы и т.д., зачастую копировавшие расхожие штампы американского коммерческого кино.
Став "Голливудом Востока", египетское кино стремилось оправдать это название. Оно не только производило коммерческие картины для показа внутри страны, но, подобно своему голливудскому собрату, стремилось распространять свое влияние и на соседей, поставляя в арабские государства свою продукцию, созданную в худших традициях голливудского кино, деформирующую сознание масс и отвлекающую народ от насущных жизненных цроблем.
Однако положение в египетском кинематографе значительно изменилось после революции 1952 года. Именно под влиянием революции были созданы определенные благоприятные условия для развития прогрессивных реалистических тенденций в национальном кино. Широкую известность приобрели в эти годы реалистические произведения таких талантливых режиссеров, как Салах Абу Сейф, Юсефг Шахине, Тауфик. Салех;, Кемаль эль-Шейх и некоторых других. Благодаря мужественным усилиям этих кинематографистов в истории национального реалистического кино стран Востока была открыта новая страница. Появилась сила, противостоявшая развитию реакционных идей в кино. В основе творчества прогрессивных режиссеров лежали общегуманистические идеи, проявлялось стремление к отражению с реалистических позиций важных общественных проблем. На смену традиционному герою из буржуазной среды пришел герой -выходец из народа, с его проблемами и идеалами. Традиционный коммерческий кинематограф, ориентировавшийся прежде Есего на невзыскательные вкусы зрителей, на получение больших прибылей постепенно вынужден был уступать свои позиции прогрессивному направлению экранного искусства.
В работах ведущих мастеров реалистического кино явно прослеживалось стремление к поиску альтернативы буржуазному сознанию и культуре. В своем поиске эти художники ориентировались, прежде всего, на лучшие достижения мировой реалистической школы кино, и в частности, на успехи, и достижения кино Советского Союза и других социалистических стран.
Социалистическое киноискусство в отличие от буржуазного, создало образ духовно раскрепощенного человека из народа, рассказало о его жизни и устремлениях, о развитии и перспективах общественного строя, основанного на разумных и справедливых началах. Эти особенности социалистического искусства стали убедительным примером для прогрессивных мастеров кино Арабского Востока.
Укреплению позиции представителей реалистического направления в египетском кино способствовало создание е 1963 году госсектора. Потому и наибольшие достижения прогрессивного реалистического направления в кино Египта "приходятся на конец 50-х и 60-е годы. Вместе с тем, постепенное осознание важных исторических процессов в жизни египетского общества поднимало личную ответственность прогрессивных режиссеров "в необходимости отражения как достижений на пути создания нового общества, так и ошибок и упущений на этом пути. Все это способствовало их революционной ориентации. В лучших фильмах Юсефа Шохина, Салаха Абу Сейфа, Тау-фика Салеха и некоторых других прогрессивных египетских режиссе-роЕ, достоверно и ярко изображены народные характеры, в центре внимания художников оказались рабочие и феллахи. Но главное, впервые в истории кино арабского Востока было показано постепенное пробуждение классовой сознательности трудовых масс, осознание ими своей исторической миссии^Эти фильмы помогали народу понять свою роль в истории и место в сложных общественных преобразованиях послереволюционного времени.
В период революционных изменений в стране, прогрессивные египетские кинематографисты вносили свой достойный вклад в борьбу с реакционными тенденциями в общественной жизни и культуре страны. Они активно противостояли буржуазному направлению в кино, пропагандировавшие жестокость и насилие, классовый мир. Высокогуманистические кинопроизведения, созданные прогрессивными режиссерами, анализировали суть социальных явлении е обществе и выдви
Г78 гаЛ* на передний план общенародные проблемы, а также вопросы национально-освободительного движения в регионе. Прогрессивные египетские кинематографисты стремились стать автивной движущей силой в процессе демократизации страны, способствовать социальному, экономическому и культурному развитию общества.
Таким образом в сложной и противоречивой обстановке крепло прогрессивное реалистическое кино Египта. В то же время надо видеть, что сознание египетской киноаудитори в течение десятилетий подвергалось буржуазной идеологической обработке, в результате чего, вкусы зрителей были во многом деформированы. Прогрессивным художникам приходилось ставить перед собой задачи переделки этих вкусов, политического и эстетического воспитания кинозрителей. Причем они не всегда получали поддержку этой своей деятельности со стороны государственного аппарата.
Отдельные ошибки, допущенные правительством Гамаля Абдель Насера, привели к тому, что не до конца была проведена национализация кинематографа. Система проката в стране в основном оставалась в частных руках, а в большинстве случаев, находилась в фактическом подчинении их истинным хозяевам - западным, в частности, крупным американским кинокорпорациям. В итоге в лучших кинозалах страны демонстрировались картины, предоставленные "щедрой" рукой монополистического капитала, протянутой из-за океана. Таким образом, иностранная монополия на систему проката в Египте позволяла западным странам проповедовать и пропагандировать реакционную буржуазную идеологию.
И все же несмотря на существенные преграды и препоны, прогрессивное реалистическое кино, вдохновленное идеями революции, крепло и развивалось. Огромным стимулом в развитии и пропаганде прогрессивных идей в египетском кино сыграла провозглашенная в 1962 году Хартия национальных действий, провозгласившая строительство социализма основной целью египетской революции.
Широкий курс египетского руководства, направленный на сближение, дружбу и сотрудничество со странами социалистического содружества, и в частности с СССР, способствовал в эти годы социальному, экономическому и культурному развитию Египта. Советский Союз, также как и другие социалистические страны, оказал большую помощь Египту в подготовке творческих кадров, обеспечении техническими средствами, в том числе передвижными киноустройствами, которые в условиях практического отсутствия кинотеатров в сельской местности, являлись важным фактором культурного развития в большинстве своем малограмотного сельского зрителя. Кроме того, Советский Союз безвозмездно передал в различные учебные центры страны киноаппаратуру и учебные фильмы по отдельным дисциплинам. В то же время советское многонациональное киноискусство оказало большое влияние на творчество многих прогрессивных египетских режиссеров. Теоретические работы С.М.Эйзенштейна, В.И.Пудовкина, А.П.Довженко оказали непосредственное воздействие на их практическую деятельность.
Однако после смерти Насера и прихода к власти Анвара Садата в стране в широком масштабе стала проводиться политика реставрации капитализма, ставшая возможной в результате того, что во времена Насера не было создано авангардной партии, которая смогла бы противостоять проискам контрреволюции, развить и укрепить прогрессивные социально-экономические и политические преобразования в стране. Проводившаяся в 70-х годах политика "открытых дверей" и "либерализации экономики" была откровенно антинародной и способствовала резкому ухудшению положения египетских трудящихся. В условиях реставрации капиталистических порядков, резко активизировали свою деятельность реакционные силы, усилились нападки на прогрессивные демократические силы. Поощряемое правительством превалирующее положение в национальном кино заняло снова коммерческое направление. В этих условиях резко увеличился приток в страну западных, в том числе американских фильмов, при этом, зачастую откровенно антисоциалистического и антисоветского содержания.
В создавшихся условиях прогрессивные художники вынуждены были либо возвращаться в коммерческое кино, либо снимать свои картины за рубежом. И даже в эти годы разгула компании террора и насилия против демократических сил прогрессивные кинематографисты стремились создавать остросоциальные, проблемные картины, зачастую рискуя тем, что их фильмы не будут показаны в широком прокате, а, следовательно, не будут иметь коммерческого успеха. Конечно, и в творчестве этих режиссеров были периоды подъемов и спадов, порой и они оказывались в лабиринте иллюзий и противоречий. Однако в целом их творчество, лучшие кинопроизведения, созданные ими, доказывают, что рано или поздно они найдут дорогу к правде.
Последние события, происходящие в Египте после убийства Ан-вара Садата, некоторая либерализация общественной жизни в стране, активизация деятельности прогрессивных сил, создание целого ряда фильмов, стремящихся к анализу противоречий в обществе, некоторая критика политики "открытых двврей" и "либерализация экономики", появление новых молодых режиссеров прогрессивной ориентации, позволяют предположить, что мы можем стать свидетелями возрождения лучших традиций прогрессивной школы реалистического кино Египта.
В этих условиях возрастает необходимость антипропаганды буржуазных идей и концепций, возрастает борьба с реакционной идеологией Запада. Еще в 1954 году египетский публицист Ахмед Баха эДт-Дин предупреждал, что ".любой египетский гражданин, шьющий костш из английской или американской ткани, платит за нее чуть больше фунтов, чем за египетскую, и теряет, в сущности, совсем немного. Но всякий, чья голова забивается английскими или американскими идеями, потерян для нас навсегда"^.
По прошествии нескольких лет, эту же мысль высказал и известный советский писатель Чингиз Айтматов: ".Без киноискусства нет современной дейстЕИтелшости, - без прогрессивного кино не может существовать революционное самосознание народа. Поэтому нам так важна судьба кинематографии стран Азии и Африки, борющихся за свою политическую и культурную независимость. Кино становится жизненно важным, национальным делом народов, идущих к прогрессу. Пожалуй, можно мириться с импортом обуви и одежды, пользующихся поголовным спросом населения, но нельзя мириться с импортом буржуазного коммерческого^кино. Отсутствие или слабое развитие отечественной кинематографии равносильно отсутствию собственного национального языка. Поэтому так важно бороться за развитие прогрессивной кинематографии стран Азии и Африки"^.
Итак, происходящие в современном кинематографе Египта сложные и противоречивые процессы, свидетельствующие о сложности, политической жизни общества, характеризуются резким усилением противоборства прогрессивных и реакционных тенденций. Задачей прогрессивных египетских кинематографистов в данный исторический период развития общества является создание остросоциальных, реалистических фильмов, активно противостоящих реакционным идеям и тенденциям.
I/ Цит. по ат-Тальмасани К. Американские фильмы глазами египтян.
М.: Восточная литература, 1961, с.7. 2/ Кино е борьбе за мир, социальный прогресс и свободу народов. Творческая дискуссия на Ш Международном кинофестивале в Ташкенте (1974). -М., 1974, с.37.
182
Список научной литературыЗахидов, Музаффар Вахидович, диссертация по теме "Кино-, теле- и другие экранные искусства"
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма.
2. Полн.собр.соч. Т.27, с.299-426. I. 4. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу.
3. Полн.собр.соч. Т.24, с.ПЗ-150. I. 5. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции.
4. Полн.собр.соч. Т.17, с.206-213. I. 6. Ленин В.И. О литературе и искусстве. Сб.- 6-е изд.
5. Луначарский A.B. О кино. М.: Искусство, 1965. - 368 с.
6. Официально-документальные материалы.
7. Черненко К. Участникам и гостям УШ Международного кинофестиваля стран Азии, Африки и Латинской Америки в г.Ташкенте. Сов.экран, 1984, № 15,с.2.
8. Ы. Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма: Речь на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР 25 сент.1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 15с.3. Книги.
9. I. Актуальные проблемы стран Арабского Востока и Северной
10. Баскаков В. Противоречивый экран. М.: Искусство, 1980.- 222 с.
11. Беляев Е. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. 2-е изд. - М.: Наука, 1966. - 280 с.
12. Беляев , Примаков Е, Египет: время президента Насера. -М.: Мысль, 1981. 368 с.
13. Богемский Г. Кино Италии сегодня. М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1977. - 78 с.
14. Будяк Л. Кино стран Азии и Африки. М.: Знание, 1983.- 157 с.
15. Будяк Л. Кинематограф развивающихся стран. М.: Знание, 1981. - 54 с.
16. Вайсфельд И. Наше многонациональное кино и мировой экран.- М.: Знание, 1975. 136 с.
17. Ватолина Л. Современный Египет. М.- Л.: АН СССР, 1949.- 247 с.
18. В защиту искусства. Классическая марксистская традициякритики натурализма декадентства и модернизма. М.: Искусство, 1979. - 479 с.
19. Гибб Х.А.Р. Арабская литература: классический период. -М.: Восточная литература, I960. 187 с.
20. Громов Е. Духовность экрана. М.: Искусство, 1976. - 255с,321. ^Гусаров В., Семин Ы. Страны социализма верные друзья арабских народов. - М.: Политиздат, 1971. - III с.
21. Дробашенко С. Феномен достоверности. М.: Наука, 1972. - 184 с.
22. Дымшиц А. Нищета советологии и ревизионизма. М.: Худож. лит., 1975. - 352 с.
23. Ерасов B.C. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М.: Наука, 1982. - 280 с.
24. Ефимов Э. Искусство экрана: Истоки и перспективы. ГЛ.: Искусство, 1983. - 253 с.
25. Ждан В. Эстетика фильма. М.: Искусство, 1982. - 375 с.
26. Зайцева Л. О творческих направление в современном советском кино. M.s ВГИК, 1980 /вып.дан.1981/. - 51 с.
27. Искусство и идеологическая работа партии. Сб.- М.: Мысль, 1976. - 351 с.
28. Караганов А. В спорах о кинематографе. М.: Искусство, 1977. - 288 с.
29. Караганов А. Киноискусство в борьбе идей. М.: Политиздат, 1982. - 238 с. с ил.
30. Караганов А. Советское кино: проблемы и поиски. М.: Политиздат, 1977. - 214 с.
31. Касымходжаев А. Борьба за идейность литературы в ОАР.1. Ташкент: ФАН, 1970. 40 с.
32. Камшаяов А., Нестеров В. Рабочий класс на мировом экране. М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1983. 40 с,с ил.
33. Камшалов А., Нестеров В. Экран в борьбе. М.: Искусство, 1981. - 168 с. с ил.
34. Камшалов А. Открывая мир. М.: Молодая гвардия, 1979.- 255 с.
35. Капралов Г. Человек и миф. М.: Искусство, 1984. - 397 с. с ил.
36. Кахаров А. Дороги и встречи. Душанбе: Изд-во Ирфон,1968,- 308 с.
37. Киноискусство Азии и Африки. Сб.статей. - М.: Наука, 1984. - 222 с.
38. Киноискусство нового мира. М.: Искусство, 1981. - 215 с.
39. Конрад Н. Литература и театр. Избранные труды. М.: Наука, 1978. - 462 с.
40. Кракауэр 3. Природа фильма: Реабилитация физической реальности. М.:. Искусство, 1974. - 424 с.
41. Кудрявцев В.Д. Который час в Каире? М.: Наука, 1976. -199 с.
42. Крымский А.Е. История новой арабской литературы. М.: Наука, 1971. - 794 с.
43. Липков А. Из фестивального блокнота. Ташкент: Изд-во литературы и искусства им.Гафура Гуляма, 1984. - 175 с.
44. Липков А. Все краски экрана. Ташкент, Изд-во литературы и искусства им.Гафура Гуляма, 1981. - 287 с.
45. Луцкевич В. Египет в борьбе за экономическую независимость. 1952-1971. М.: Наука, 1976. - 229 с.
46. Макаров 0. Искусство в современной идеологической борьбе., 1975. 198 с.
47. Макаров 0. Искусство и идеология. М.: Знание, 1977. - 64с.
48. Манчха П. Актуальные проблемы современной Африки. М.: Политиздат, 1979. - 343 с.
49. Международный форум кинематографистов в Ташкенте. Ташкент: Изд-во литературы и искусства им.Гафура Гуляма,1978.- 120 с. с ил.
50. Мельвиль Л.Г. Кино и"эстетика разрушения". М.: Искусство, 1984. - 143 с.
51. Мед Адам. %сульманский Ренессанс. Изд.2-е. М.: Наука, 1973. - 473 с.
52. Милоградов П. Объединенная арабская республика. М.: Знание, 1968. - 48 с.
53. Мнацаканян М. Колониализм и его исторические формы. М.: Наука, 1976. - 240 с.
54. Муриан В. Художественный мир фильма. М.: Искусство, 1984.- 288 с.
55. Насер Г. Проблемы египетской революции. Избр.речи и выступления 1952-1970 гг. М.: Международные отношения, 1979.- 254 с.
56. На экране Америка. Сб.статей. - М.: Прогресс, 1978. -472 с.
57. Обухов Л. Африка: борьба за умы. М.: Мысль, 1975. - 230 с.
58. Объединенная Арабская республика. Справочник. М.: Наука, 1968. - 438 с,
59. Октябрь и мировое кино. М.: Искусство, 1969. - 395 с.
60. Павлов И. Море бесправия Америка. - М.: Политиздат, 1981.- 190 с.
61. Проблемы современного кино. М.: Искусство, 1975. - 430 с.
62. Путь становления и борьбы. Сб.статей. - М.: Прогресс,1973. 165 с.
63. Развивающиеся страны: нарастание классовой борьбы. М.: Прогресс, 1983. - 255 с.
64. Религия и обществнная мысль стран Востока. М.: Наука,1974. 336 с.
65. Рихтер Ганс. Борьба за фильм. М.: Прогресс, 1981. - 160с.
66. Ромм М. Беседа о кинорежиссуре. М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1975. - 287 с.
67. Садуль К. Всеобщая история кино. М.: Искусство, 1963. -467 с.
68. Сейранян Б. Египет в борьбе за независимость /1945-1952/.-М.: Наука, 1970. 299 с.
69. Соболев Р. Как кино стало искусством. Киев: Мистецтво, 1975. - 175 с.
70. Соболев Р. Голливуд. 60-е годы. М.: Искусство, 1975. -240 с. с ил.
71. Средства массовой коммуникации и современная художественная культура. М.: Искусство, 1983. - 311 с.
72. Сытин В. Человек из ночи: Рассказы, очерки. М.: Сов. писатель, 1983. - 463 с.
73. Ташкентская конференция писателей стран Азии и Африки. -Ташкент, Гос. изд-во худож.лит-ры Уз ССР, 1960. 543 с.
74. Тюльпанов С. Колониальная система империализма и ее распад. М.: Социально-экономическая литература, 1958. -258 с.3.7й. Утилов В. Кризис буржуазной идеологии и западный экран:
75. Мораль общества потребления и распад личности. М.: ВГИК, 1982. - 55 с.
76. Филыптинский И., Шидфар Б. Очерк арабо-мусульманской культуры /УП-ХП вв/. М.: Наука, 1971. - 264 с. с ил.
77. Ходжаш С. Каир.Изд.2-е, испр. и доп. М.: Искусство,1975. 184 с. с ил.
78. Ходжаева С.А. %югрессивныз тенденции в киноискусстве стран Азии и Африки 60-70-х годов. Ташкент, ФАН, 1982. - 93 с.
79. Хазанов М. 00К и Ближневосточный кризис, М.: Международные отношения, 1983. - 174 с.
80. Черепанов Ю.А. Город солнечных встреч. Ташкент, Изд-во литературы и искусства им.Гафура 1уляма, 1983. - 230 с.с ил.
81. Юренев Р. Чудесное окно. Краткая история мирового кино.-М.: Просвещение, 1983. 287 с.
82. Юренев Р. Новаторство и традиции советского кино. М.: Знание, 1965. - 79 с.4. Статьи.4, I. Агамалиев Ф., Симанович Г. .И тогда появился Ролик. -Сов.культура, 1983, 19 июля, с.4.4. 2. Александров 0. В борьбе во имя будущего: Кинематограф
83. Африки на У МКФ в Ташкенте. Искусство кино, 1978, В 12, с.170-179.4. 3. Арабский актер. За рубежом, 1964, № 31, с.30.4. 4, Арабские фильмы /пер. из "Фильм-вилаг",1970, $ 14/;
84. Бе бей Ф. Деколонизация африканской кинематографии. -Курьер ЮНЕСКО, 1977, Л 6, с.30-32.
85. Богемский Г. Ташкент-68. Искусство кино, 1969, № I, с.136.
86. Борисов В. Египет: горькие плоды "Инфитаха".- Известия, 1981, 24 января.
87. Борисов В. В глубь веков. Сов.культура, 1963, 13 июля.
88. Бугедир Ф. Успехи и проблемы африканского кино. За рубежом, 1976, 16 4, с.23-29, янв., с.22.
89. Будяк Л. Трудная дорога к зрителю, В сб.: Борющийся экран. - Ташкент, Изд-во литературы и искусства им.Гафура Гуляма, 1980, с.82-101.
90. Проблемы изучения киноискусства развивающихся стран в свете решэний ХХУ1 съезда КПСС. В кн.: Проблемы партийности кино и киноведения. - М.: БНИИК, 1982, с.200-214.
91. Бушин В. Афро-азиатский экран: трудности и победы. Азия и Африка сегодня, 1969, № 3, с.53-55.
92. Васильев А. Фильмы Юсефа Шахина. Правда, 1977, 2 июня, с.5.
93. Васильев А. Разочарование и пессимизм. Правда, 1981, 5 января.
94. Васильев И. День сегодняшний и день вчерашний. Искусство кино, 1962, № 3, с.151-152.
95. Власов М. Претворяя ленинские идеи» Искусство кино, 1979, & 8, с.7-31.
96. Годцен Л. Киноискусство современной Африки. Азия и Африка сегодня, 1982, № 12, с.48-50.
97. Долинина А. Заметки о египетской литературе нового и новейшего времени . В сб.: Фольклор и литература народов Африки. - М.; Наука, 1970, с.28-42.
98. Дуларидзе А. Каир 30-х годов. Почтмейстер. В сб.: На экранах мира. Вып.4. - М.: Искусство, 1972, с.88-93.
99. Дуларидзе Л. Язык жизни и язык штампов. Искусство кино, 1970, В II, с.180-181.
100. Дымшиц R. Мелодрама: метаморфозы жанра. В сб.: Актуальные проблемы киноискусства. - М.: НИИТИК, 1977, с.42-57.
101. Египетское кино и революция 1952 года. %остр.лит.,1978, № II, с.275-276.
102. Египетское кинопроизводство в шестидесятые годы. Искусство кино, 1970, $ 5, с.181.
103. Ермаш Ф.Т. Киноэкран и идеологическая борьба.:- В сб. Экран и идеологическая борьба. М.: Искусство, 1976, с.7-20.
104. Заборин Н. Причин несколько результат один. - Сов.культура, 1978, 5 мая, с.7.
105. За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами. Творческая дискуссия на X Московском международном кинофестивале /13-14 июля 1977 г./ М.: НИИТИК, 1977.
106. Империя "М". Спутник кинофестиваля, М., 1973, № 6, с.2.
107. Камшалов А., Нестеров В. Человек, экран, время /0 значении Ташкентского фестиваля; о проблемах кинематографа Азии, Африки и Латинской Америки/. Дружба народов, 1977, № 7, с.236-250.
108. Караганов А. Феномен политического фильма. Проблемы мира и социализма, 1977, В 7, с.74-79.
109. К вопросу о реализме в современном искусстве капиталистических стран. В сб.: Современное западное искусство. XX век. - М.: Наука, 1982, с.3-16.
110. Кино в борьбе за мир, социальный прогресс и свободу народов. Творческая дискуссия на Ш Международном кинофестивале в Ташкенте /май 1974 г./- М.: НИИТИК, 1974.
111. Кино в борьбе за мир, социальный прогресс и свободу наро,-* дов. Творческая дискуссия на 1У Международном кинофестивале в Ташкенте /май 1976 г./ М.: НИИТИК, 1976.
112. Кино в борьбе за мир, социальный прогресс и свободу народов. Творческая дискуссия на У Международном кинофестивале в Ташкенте /1978 г./. М.: НИИТЖ, 1978.
113. Кино и юстиция. Иностр.лит., 1976, $ 7, с.276.
114. Кирпиченко В. Поиски своего лица. Иностр.лит., 1983, В 9, с.178-182.
115. Клементьев Д. Дыхание времени. Спутник кинофестиваля,М., 1981, II 4, с.2.
116. Колодяжная В. Оккультизм, фидеизм и современное кино США.
117. В кн.: Мифы и реальность. Вып.6. М.: Искусство,1978, с. тяр^ТРТ.
118. Колодяжная В. Проблемы отражения действительности в американском кино шестидесятых годов. В кн.: Вопросы истории и теории кино. - М.: ВГИК, 1979, с,52-83.
119. Кулик Е. Идеологическая борьба в африканском кино. В кн.: Теория кино и идеологическая борьба. - М.: ВГИК, 1982, с.70-80.
120. Левшина Л. В защиту героини. Сов.экран, 1962, 20, с. 18.
121. Липков А. Юсёф Шахин вместе с советскими друзьями. Правда Востока, 1982, 21 мая.
122. Люди на Ниле. Сов.экран, 1968, $ 18, с.14.
123. Люди на Ниле. Сов.культура, 1971, 3 авг.
124. Мельвиль Л. Движение "контркультуры" и американское "подпольное" кино. В сб.: Зарубежный экран: социально-политические проблемы и тенденции. - М.: НИИТИК, 1980, с.95-117.
125. Методологические принципы изучения киноискусства стран Азии, Африки, Латинской Америки. Ташкент, стенограмма научно-теоретической конференции, 1976.
126. Наим М.Ю. На пути к возрождению. Азия и Африка сегодня, 1964, В 12, с.45.
127. Намитокова 3. Литература Арабской Республики Египет. В кн.: Современные литературы Африки. - М.: Наука, 1973, с.116-166.
128. Неделя египетского кино во Франции. Иностр.лит.,1975,$ I, ь с.273-274.
129. Недошивин Г. Теория двух культур и современное искусство. В сб.: Ленин и искусство. - М.: Наука, 1969, с.202-245.
130. Нестеров В. Экран борьбы и надежд. Искусство кино, 1975, J6 2, с. 129-145.
131. Николаев С. Арабское кино национальное искусство. - Сов. культура, 1963, 3 янв.
132. Никулин Н., Рехо К. Под знаменем ленинской партийности: идейно-эстетическая борьба в литературной критике стран Азии и Африки. Звезда Востока, 1982, № 2, с.141-149.
133. Новиков А. Проблема времени в эстетике интуитивизма и некоторые вопросы теории кино. В кн.: Труды В1Жа,1972, вып.4, с.25-42.
134. Новиков А. Ленинский взгляд на художественную культуру и современность. Звезда, 1980, № 4, с.204-216.
135. Новый критерий египетских актеров. За рубежом, 1980, 22-28 августа, с.22.
136. Объединенная Арабская республика. В кратком политико-экономическом справочнике. - Африка сегодня.- М.: Политиздат, 1962, с.234-244.
137. ОАР. Искусство кино, 1968, Jfc 7, с.143-144.
138. От мелодрамы к социальным столкновениям. За рубежом, 1975, № 3, 10-16 янв., с.22.
139. Погожева Л. Каир-70. Сов.экран, 1970, $ 17, с.16.
140. ПО рецептам Запада. Сов.культура, 1979, 16 окт., с.7.
141. Разлогов К. Становление. /О киненатографии Африки/. -Искусство кино, 1969, № 2, с.135-138.
142. Разоблачительные фильмы Юсефа Шахина. За рубежом, 1984, 18-24 мая, с.22.
143. Ризаева A.C. Традиции в египетском кино. В кн.: Киноискусство Азии и Африки. - М.: Наука, 1984, с.101-108.
144. Садомская Н. Кино в арабском мире. Искусство кино, 1968, № 10, с.17-32.
145. Самир Ахмед Мохаммед. Театрально-декорационное искусствов современном египетском театре. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения -Л., Институт живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е. Репина, 1976.
146. Сегодня египетского кино. Сов.экран, 1973, № I, с.14.
147. Соболев Р. Труден путь к зрелости. Искусство кино, 1980, № 5, с.108-135.
148. Социальные киноаллегории Юсефа Шахина. За рубежом, 1978, 26 мая - I июня, с.22.
149. С позиций реализма. За рубежом, 1973, № 4, с.31.
150. Смирнов А. Молодое кино ОАР. Сов.культура, 1967, 8 июля.
151. Сытин В. Люди на Ниле. В кн.: Сытин В. Люди среди людей. -М.: Сов.писатель, 1980, с.208-226.
152. Сытин В. "Одержимый" . Спутник кинофестиваля, 1983, № 8, с.5.
153. Усманов Н. Проблематика "интеллектуального театра" Тауфи-ка аль-Хакима. В сб.: Арабская филология. - М.: МГУ, 1968, с.181-197.
154. Фильм о Суэцком канале. Иностр.лит., 1977, № 12, с.273.
155. Фрейлих С. Киноискусство в духовной жизни социалистического общества. В сб.: Искусство и идеологическая работа партии. - М.: Мысль, 1976, с.154-185.
156. Фридман Л. Концерн Миср в 1920-1939 гг. /Некоторые особенности формирования и раздатия крупной египетской буржуазии/. В сб.: Очерки по истории арабских стран. - М.: МГУ,1959, с.61-102.
157. Ходжаева С. Укрепление прогрессивных тенденций в киноискусстве Азии и Африки 60-70-х годов. Автореферат канд. искусствоведения, М., 1980.
158. Хусейн Эль-Мосельхи Самира. Этапы становления современной египетской социальной драмы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., ШИ Ж СССР, 1976.
159. Чаковский А. Литература и идеологическая борьба на современном этапе . В кн.: Литература, политика, жизнь . М.: Политиздат, 1982. с.286-300.
160. Черепанов Ю. Прикосновение к легенде. Знамя, 1983, $ 3, с.195-212.
161. Шабан А. Новые рубежи кино Египта. За рубежом, 1974, № 21, с.30.
162. Шаннащ К. Пути нашего кино. Искусство кино, 1974, № 5, с.129.
163. Шахов А. Арабская Республика Египет. В сб.: Кинематограф зарубежных стран. - М.: НИИТИК, 1977, с.69-74.
164. Шахов А. Борьба прогрессивных и реакционных тенденций в египетском кино. В сб.: Актуальные проблемы зарубежного кино. - М.: НИИТИК, 1979, с.154-167.
165. Шахов А. Эволюция творческой интеллигенции Египта /на примере кинематографа. В сб.: Вопросы социально-политического развития стран Азии и Африки. - М.: МГУ,1981, с.61-71.
166. Шахов А. Выбрать .свой путь. Искусство кино, 1982, № I, с.176-186.
167. Экран борьбы и надежд: Метод.пособие. Навстречу УП Международно^ кинофестивалю стран Азии, Африки и Латинской Америки в Ташкенте /Р.Соболев/.-М.: 1982, с.55-56.
168. ЮЗ. Cinémas des Pay Arabes. Cinematheque française.
169. W l- ^^ i uV^ ^A^ YlW^/i ; (> "c^VA у122. - ^V/ ^ >V\123. l^r ojPV5)\124. oß^>\ - J>>\ ^«V J? ^ ^1. И-ll125. W/i/fa ^УМлА ^U^ W-x ^126. Uft/i (> te-J^ r^V127. wYfe fW ¿^-Л128. ^J^y-s-C^^129. w ' ^ Uv130. ^O^vr ^131. J^