автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Китайская диаспора в США в 60-е - 90-е годы XX века: опыт цивилизационного взаимодействия
Полный текст автореферата диссертации по теме "Китайская диаспора в США в 60-е - 90-е годы XX века: опыт цивилизационного взаимодействия"
ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
Головчанская Елена Юрьевна
КИТАЙСКАЯ ДИАСПОРА В США В 60-е - 90-е ГОДЫ XX ВЕКА: ОПЫТ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Специальность 07.00.03 - «Всеобщая история»
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Пермь - 2003
Работа выполнена в Пермском государственном университете на кафедре новой и новейшей истории
Научный руководитель -
доктор исторических наук, профессор Рахшмир Павел Юхимович Официальные оппоненты -
доктор исторических наук, профессор Зверева Галина Ивановна; кандидат исторических наук, доцент Вертинский Александр Владимирович
Ведущая организация - Институт всеобщей истории Российской академии наук
Диссертационного Совета К 212.189.01 по присуждению ученой степени кандидата исторических наук в Пермском государственном университете.
Адрес: 614600, Пермь, ГСП, ул. Букирева, 15, корпус 1, зал заседаний Ученого совета (ауд. 938).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Пермского государственного университета.
Защита состоится
часов на заседании
Ученый секретарь Диссертационного Совета, кандидат исторических наук, доцент
А.В. Колобов
2ооЗ-Д
Общая характеристика работы.
Постановка проблемы. В современном мире взаимодействие этносов и государств в связи с глобализацией выходит на новый уровень и фактически трансформируется во взаимодействие цивилизаций'. Проявления цивилизационного взаимодействия обнаруживаются как в рамках глобальных процессов, так и в полиэтничных государствах, где зачастую сосуществуют этнические группы, имеющие разные цившшзационные основы.
Выход на новый уровень взаимодействия - цивилизационный - находит выражение и в негативных процессах (например, наметившееся противостояние между Западом и исламским Востоком), и в позитивных (в качестве частных проявлений можно назвать интеграцию в Европе).
Цивилизационное взаимодействие является качественно новым уровнем взаимоотношений внутри глобальной общественной системы. Оно, если можно так выразиться, более глобально. Если на уровне межгосударственных отношений в качестве исходной позиции взаимодействия выступает национальный интерес (то есть взаимодействие государств является по сути взаимодействием национальных интересов), то в случае с цивилизациями национальный интерес отходит на второй план, уступая место чему-то иному, что составляет основу цивилизации.
Для того, чтобы понять, что вытесняет национальный интерес на уровне взаимодействия цивилизаций, необходимо определиться с самим понятием цивилизации. Существует огромное количество определений данного понятия.
Наиболее органичным определением понятия «цивилизация» в аспекте цивилизационного взаимодействия нам представляется определение, данное С. Хантингтоном: «Цивилизация представляет собой некую культурную сущность... Мы можем определить цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Следующую ступень составляет уже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ. Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, — а также субъективной самоидентификацией людей»".
В таком аспекте понятие цивилизации, как нам представляется, соотносится с понятием менталитета.
Понятие менталитета, вошедшее в последние годы в широкое употребление, к сожалению, не имеет четкого и однозначного определения. В основном данный термин понимается как синоним мировосприятия либо самосознания, а также как некая умственная функция (применительно к психике индивида) или как аналогия коллективного бессознательного.
В этнологии менталитет определяется как «свойственный данному народу склад мышления; представляет собой устойчивый изоморфизм, присущий культуре или группе культур, который обычно не осознается и принимается в этой культуре как естественный; он не поддается изменениям под воздействием идеологического давления»1", а также как нематериализуемая составляющая традиции, включающая в себя мировосприятие и самосознание™. То есть этнография понимает менталитет как составную часть этнического сознания, выполняющая интегрирующую функцию для этнической культуры, проявляющаяся в поведении.
Вполне очевидно, что этнический менталитет является наименее пластичным элементом этнического сознания, «отвечающим» за сохранение традиции и тем самым -этноса как самоосознающей структуры.
На наш взгляд, этнологическое определение менталитета может быть не только принято в качестве базового, но и распространено на иные, кроме этнического, уровни социальной общности. То есть, в случае с тттшплпигтпнм урпппем. мгтптщчтгт служит
I РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ I I БИБЛИОТЕКА I
! оэПсжу/-/;
"" '*" »■' ■ Iни>■»л
концентрированным выражением цивилизационной основы, являющим собой образ мысли и образ действия, свойственный цивилизации.
Таким образом, исследование менталитета и его изменений может служить средством понимания более глубокой проблемы - проблемы межцивилизационного взаимодействия.
Актуальность темы. Подходы к проблемам межцивилизационного взаимодействия обычно либо ограничиваются исследованиями межкультурной коммуникации субъектов вазаимодействия, либо же эти проблемы рассматриваются в контексте международной политики. В качестве объектов исследования выбираются государства, регионы либо этнические общности.
Однако, в полиэтничных государствах сосуществующие этнические группы зачастую принадлежат к различным по своей основе цивилизациям. Поэтому мы предлагаем несколько иной подход к проблеме межцивилизационного взаимодействия, а именно: исследование механизмов взаимодействия цивилизаций внутри одного государства. Преимущества подобного подхода заключаются в следующем:
• Субъекты взаимодействия находятся на минимальном удалении друг от друга, и, следовательно, интенсивность взаимодействия возрастает, что позволяет точнее проследить механизмы взаимодействия.
• Взаимодействие происходит непрерывно, и, следовательно, результаты взаимодействия проявляются более быстро и явно.
• Цивилизационное взаимодействие, протекающее внутри одного государства, в меньшей степени подвергается воздействию посторонних факторов, то есть оно в наибольшей мере является взаимодействием цивилизаций в чистом виде.
• Таким образом, подобный подход к проблеме цивилизационного взаимодействия позволит получить результаты более точные, более близкие к «идеальному типу». Как правило, при длительном сосуществовании этнических групп с различными
цившшзациошшми основами в одном государстве эти основы размываются, поскольку происходит ассимиляция. То есть для исследования процесса межцивилизационного взаимодействия в рамках одного государства в современных условиях следует избрать объекты, которые находятся во взаимодействии относительно недавно.
Такими объектами, на наш взгляд являются китайская диаспора и США:
• Китайская диаспора в США существует сравнительно недавно - в силу особенностей американского иммиграционного законодательства.
• Китайская диаспора в данном случае выступает как часть дальневосточной цивилизации, США - как концентрированное выражение цивилизации западной; более того, некоторые исследователи выделяют китайскую нацию в качестве самостоятельной цивилизации" (поэтому применительно к китайцам понятия «этнический менталитет» и «менталитет цивилизации» во многом совпадают), и точно также, пожалуй, можно выделить американскую цивилизацию в качестве самостоятельной.
• Китайская диаспора, помимо прочего, выступает как часть цивилизации, находящейся на стадии перехода от традиционного общества к индустриальному, тогда как США находится на стадии перехода от индустриального общества к постиндустриальному. То есть развитие китайской диаспоры в США служит примером взаимодействия цивилизаций, различных не только по своей основе, но и по уровню развития.
• И американская, и китайская цивилизации являются образованиями, внутри которых сосуществуют различные культуры. В США следствием такого сосуществования стал мультикультурализм, в Китае - синкретизм.
Таким образом, актуальность темы определяется первостепенным значением проблематики цивилизационного взаимодействия в связи с процессами глобализации в
современном мире, а также исключительной ролью, которую она играет в исторической науке и всем комплексе общественных наук в целом.
Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступает цивилизационное взаимодействие, а в качестве предмета - менталитет как концентрированное выражение цивилизационной основы.
Хронологические рамки. Выбор периода (1960-е - 1990-е годы XX века) обусловлен тем, что именно в этот период происходит формирование китайской диаспоры в США и превращение ее в самостоятельную силу в социально-экономическом и политическом аспектах. До 1960-х годов американское законодательство ограничивало рост и формирование китайской диаспоры, с 1960-х годов ситуация изменяется. Верхний же предел обусловлен изменениями международной ситуации в начале XXI века. Для получения более точных результатов мы предлагаем разделить указанный период на четыре этапа: 1960-е годы, 1970-е - первая половина 1980-х годов, вторая половина 1980-х - первая половина 1990-х годов, вторая половина 1990-х годов. Такая периодизация определяется динамикой демографического и социального состава китайской диаспоры в США и изменениями в поведенческом аспекте. Возможно, такая периодизация соответствует и этапам эволюции менталитета китайской диаспоры в США в указанный период.
Степень изученности темы. Степень изученности собственно китайской диаспоры в США достаточно высока, однако большая часть исследований ограничивается частными аспектами ее существования. Можно выделить несколько групп исследований в соответствии с этими аспектами:
1. Работы, посвященные истории формирования и развития китайской диаспоры в США, а также ее роли и значению в общественно-политической жизни Соединенных Штатов. К этой группе относится также ряд отечественных исследований, среди которых особняком стоит монография Бирюкова В.И. «Китайцы в США и американо-китайские отношения на современном этапе»1". Работа представляет собой комплексное исследование, посвященное формированию китайской диаспоры в США, истории ее существования до начала 1980-х годов и ее роли в формировании американо-китайских отношений. Автором собран и проанализирован огромный материал, в том числе статистические данные. Особый интерес представляют выводы, сделанные автором в отношении факторов формирования китайской диаспоры в США, ее социального состава и политических предпочтений. Похожие исследования можно найти и в зарубежной историографии: например, Chen J. «The Chinese of America»"". Кроме того, исследования, относящиеся к данной группе, содержат огромный эмпирический материал.
2. Вторую группу работ составляют исследования, в которых китайская диаспора рассматривается в сравнении с прочими азиатскими диаспорами (японской, корейской, филиппинской), существующими в США (Okihiro, Melendy, Daniels). Основной акцент в этих исследованиях делается на сравнение экономических и социальных аспектов существования диаспор, быта и т.п.. В этой группе работ более интересна эмпирическая часть, нежели теоретические выводы, потому что зачастую выводы являются сопоставлением количественных показателей жизни представителей азиатских диаспор. То, что исследования, посвященные непосредственно китайской диаспоры в США, как правило, более интересны описательной частью, чем теоретической, в целом, неудивительно, поскольку китайская диаспора в США существует не столь давно: фактически ее формирование в современном виде началось лишь с середины 1960-х годов. Идет накопление эмпирического материала. Таким образом, степень изученности собственно китайской диаспоры в США можно оценить следующим образом: существует значительное количество работ, посвященных ей, но они носят либо
характер описаний (истории формирования диаспоры, бытовых особенностей, уровня жизни и т.п.), либо узконаправленных исследований, либо сравнительного анализа, либо попыток систематизации. Цивилизационкый подход в исследовании китайской диаспоры в США до сих пор не находил применения, хотя, как уже говорилось, китайская диаспора в США может послужить практически идеальной моделью взаимодействия цивилизаций «классических» типов. Что касается смежной проблематики, то здесь существует более широкий круг исследований:
1. Философские исследования. Прежде всего это работы, посвященные проблемам менталитета (Шарипова Э. А., Б. Е. Винер и т.д.). Основные направления таких исследований - попытки дать точное определение понятия «менталитет», выявить связи между менталитетом, культурой, национальным характером и т.п. Как уже было сказано выше, единообразия в определении данного понятия нет, но в большинстве работ прослеживается связь между понятием «менталитете» и понятием «идентичность». Кроме того, отношение к нашей теме имеют и работы, посвященные теории ценностей (Гречаный В.В., Каган М.С. и др.), поскольку ценностный анализ цивилизационной основы представляет собой отправную точку нашего исследования. К этой же группе относятся исследования, посвященные цивилизации и цивилизациям (Хантингтон).
2. Работы, посвященные различным аспектам религиозно-философских систем Китая. Наибольший интерес для нас представляют следующие: из работ о даосизме -исследования В.В. Малявина и Г.Н. Симкина; из работ о конфуцианстве -исследования A.M. Карапетьянца и A.C. Мартынова.
3. Литература, посвященная культурно-психологическим традициям Китая (Абаев Н.В., Передельский A.A.). Наибольший интерес представляет монография Абаева Н.В., являющая собой комплексное исследование культурно-психологических традиций средневекового Китая (даосизма, конфуцианства, чань-буддизма). Выводы, сделанные автором, представляются весьма убедительными и позволяют рассматривать психокультуру в качестве основы китайской цивилизации.
Цель работы - анализ изменений менталитета китайской диаспоры в США и выявление факторов и механизмов цивилнзационного взаимодействия на протяжении второй половины XX века. Предлагаемая работа - попытка комплексного исследования и систематизации данных о китайской диаспоре в США с позиций цивилизационной теории. Фактически подобный угол зрения на предмет исследования является новым. Задачи исследования таковы:
• Основываясь на классических памятниках конфуцианской и даосской культурно-психологических традиций, вывести классификацию основных черт, свойственных традиционному менталитету китайцев, и использовать полученную схему в качестве исходной позиции для анализа.
• Проанализировать поведение представителей китайской диаспоры в США в социальной и политической сферах на предмет проявления в нем черт традиционного менталитета и их эволюцию.
• Выявить изменения в менталитете китайской диаспоры в США в указанный период, механизм изменений, их причины, направление и последствия.
• На основе полученных данных попытаться выявить схему взаимодействия двух цивилизаций, одна из которых является классическим примером дальневосточной цивилизации, а другая относится к западному типу.
Методологическая основа исследования. Как явствует из формулировки темы исследования, в качестве методологического основания исследования мы избрали цивилизационный подход к историческому процессу. Проблематика нашего исследования носит междисциплинарный характер и находится на стыке истории, культурологии, этносоциологии, социальной психологии и отчасти политологии, поэтому
методологические его основы также не могут быть ограничены рамками одной дисциплины. В работе мы использовали данные социологии, статистики, этнологии; комплекс общенаучных методов исследования. Кроме того, для анализа цивилизационной основы традиционного китайского менталитета мы использовали собственную разработку: метод аксиологического анализа культурно-психологической традиции.
Научная новизна работы. Выбранный подход является новым не только по отношению к проблемам взаимодействия цивилизаций, но и в исследованиях проблем, связанных с ролью диаспор, поскольку проблема диаспор в современной исторической науке, как правило, служит средством для изучения политических, экономических и культурных процессов в том или ином государстве, а также выступает в качестве одной из проблем, связанных с международными отношениями (в подобных исследованиях диаспоры рассматриваются как средство влияния одного государства на политику и экономику другого). Также исследование китайской диаспоры в США с позиций цивилизационного подхода позволяет под иным углом взглянуть на проблематику мультикультурализма в США, поскольку сосуществование цивилизаций в данном случае происходит в условиях мультикультурализма. Кроме того, научная новизна определяется предлагаемой методикой аксиологического анализа культурно-психологической традиции, а также вводом в научный оборот ряда новых источников.
Источниковая база исследования. Круг источников достаточно определяется поставленными задачами. Все использованные нами источники относятся к двум большим группам:
1. Источники, содержащие данные о традиционном китайском менталитете.
К данной группе относятся конфуцианские и даосские канонические тексты, которые в чистом виде содержат культурно-психологические стереотипы, сформировавшие основу китайской цивилизации. Более подробный обзор этой категории источников, а также их анализ, приведен в главе I.
2. Источники, содержащие данные о различных аспектах бытия китайской диаспоры в США.
Данная группа источников делится на несколько подгрупп:
• Статистические данные. Мы использовали данные американского статистического справочника Statistical Abstract of the United States с тем, чтобы проследить изменения демографического и социального состава китайской диаспоры в США в указанный период. К сожалению, издания 1960-х годов и начала 70-х содержат весьма скудные данные собственно о китайской диаспоре (количественные показатели демографического и социального состава китайской диаспоры не всегда выделены из таковых, описывающих американцев азиатского происхождения в целом). Начиная с 80-х годов XX века репрезентативность данной категории источников возрастает.
• Новостные сообщения на крупнейших российских и зарубежных серверах1"". Были использованы архивы новостей, относящихся в основном ко второй половине 1990-х годов, поскольку более ранних новостных интернет-архивов просто не существует111.
• Официальные сайты организаций, чья деятельность связана с китайской диаспорой. Эти сайты содержат огромное количество информации о китайской диаспоре - как о ее истории, так и о современном состоянии. Помимо текстовых данных, на этих сайтах зачастую можно найти графическую информацию, например, семейные фотоархивы.
• Эссе, написанные американцами китайского происхождения и посвященные их впечатлениям о Соединенных Штатах. Данная категория источников носит субъективный характер. Тем не менее, именно эти эссе позволяют составить более четкое и ясное представление об эволюции восприятия- США и американского
образа жизни американцами китайского происхождения, а также об изменениях их
самоидентификации.
Репрезентативность различных категорий использованных источников также различна, как следует уже из самого их характера. Тем не менее, в их достоверности сомневаться не приходится.
Практическое значение работы. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при изучении общих курсов по новейшей истории стран Европы и Америки, стран Азии и Африки, специальных курсов по этим дисциплинам, а также при изучении курсов по этнополитологив, этносоциологии и культурологии. ^
Содержание работы.
Во введении характеризуется актуальность темы, состояние источников и степень изученности темы, формулируются цели и задачи исследования, обосновываются хронологические рамки работы.
Глава 1. Культурно-психологические системы Китая как основа традиционного китайского менталитета.
Глава состит из двух параграфов.
§1. Метод аксиологического анализа культурно-психологической традиции. Сердцевиной дальневосточных религиозно-философских систем является культура психической деятельности. Именно ценности, заложенные в психокультуре, оказали ,
основное влияние на формирование традиционного китайского менталитета. То есть '
культурно-психологические традиции для дальневосточной цивилизации (а в особенности для китайской, если ее выделять в качестве самостоятельной) и их отражение в чертах I
менталитета, выступают как цивилизационная основа. Поэтому анализ преломления традиционных психокулыурных ценностей в различных аспектах бытия хуацяо позволит составить представление о механизмах цивилизационного взаимодействия.
Культурно-психологические традиции формировали стереотипы образа мысли и образа действия, которые и составили традиционный китайский менталитет. Эти стереотипы, бесспорно, передавались не только через тексты, конфуцианские и даосские, однако именно они задавали тон процессам социализации и формировали цивилизационную основу и, следовательно, именно в них ее и надо искать.
Предлагаемый метод аксиологического анализа культурно-психологической традиции является методом анализа прежде всего письменных источников, в особенности религиозно-философских трактатов. Однако он может быть применен и к результатам социологических опросов - в случае необходимости проведения подобного анализа материалов современных сект (не обязательно ориенталистских). Кроме того, он может быть совмещен с элементами контент-анализа.
Предлагаемый вариант метода аксиологического анализа культурно-психологической традиции включает в себя четыре этапа:
1. Выделение ценностного понятия из источника. Данный этап * предполагает поиск в текстах понятий, обладающих признаками психокультурных ценностей. То есть данные понятия должны описывать личностные качества, свойственные идеальному типу сознания, характерные для данной традиции, либо качества, необходимые адепту для достижения этого идеала. Основная сложность на этом
этапе (применительно к дальневосточным культурно-психологическим традициям) заключается в интерпретации текстов, поскольку в основном они имеют поэтическую и (или) символическую форму.
2. Характеристика ценностного понятия (установочное или практическое). На данном этапе анализа мы начинаем определять качественную сторону
того или иного ценностного понятия - в наиболее общем плане. Это первый шаг в классификации психокультурных ценностных понятий.
3. Выявление связи дайной ценности с психическими свойствами и процессами. На данном этапе каждое отдельное ценностное понятие рассматривается в связи с тем личностным качеством или психическим процессом, которое оно описывает. Это наиболее сложный шаг в интерпретации ценности, предполагающий поиск связи между психопрактикой и ее аксиологическим обоснованием. При этом отнюдь не обязательно, что такая связь устанавливалась теоретиками данной культурно-психологической традиции сознательно, поэтому на данном этапе следует принять во внимание некоторую погрешность, проистекающую из субъективного восприятия исследователя. Избежать этой погрешности или, во всяком случае, свести ее к минимуму можно с помощью совмещения аксиологического и социологического метода исследования.
4. Выявление связей между ценностями. Данный этап предполагает выявление структурных связей между отдельными ценностными понятиями, определение характера этих связей, построение схемы психокультурной ценностной подсистемы данной традиции. Выявление связей должно основываться на содержательной стороне каждого ценностного понятия.
82. Аксиологический анализ культурно-психологических традиций даосизма и конфуцианства. Данная часть работы посвящена непосредственному анализу китайских культурно-психологических традиций: конфуцианства и даосизма.
В соответствии с этапами были проанализированы классические даосские каноны: «Дао-дэ цзин», «Ле-цзы», «Чжуан-цзы», - а также конфуцианские: «Лунь-юй», «Чжун юн» и трактаты «ортодоксального конфуцианства». Построены схемы психокультурных ценностных подсистем даосизма и конфуцианства.
Сделана попытка систематизировать функции культурно-психологических традиций:
• Обобщение ценностных установок, формируемых другими культурными подсистемами, в матрицу, которая вкладывается в сознание адепта с целью упростить восприятие адептом этих ценностных.
• Формирование способа восприятия мира и способа самовыражения адепта на основе этой обобщенной ценностной матрицы.
• Формирование способа поведения адепта на основе этой обобщенной ценностной матрицы.
Таким образом, культура психической деятельности обеспечивает адаптацию личности адепта к условиям окружающего мира (включая процесс социализации) и фактически формирует менталитет.
Фактически даосская и конфуцианская психокультурные традиции, будучи противоположными по целям и смыслу, удачно дополняют друг друга, проявляясь в различных сферах.
Можно предположить, что основными чертами традиционного китайского менталитета являются следующие:
• Социоцентричность (конфуцианство)
• Рационализм (конфуцианство)
• Высокие способности к адаптации (даосизм).
• Высокие способности к преобразованию среды (конфуцианская
традиция в силу экстравертности и преобразующей направленности,
даосская - в силу спонтанности, которая приводит к нетривиальным
решениям).
Может показаться противоречивым факт сочетания в китайском менталитете одинаково высоких способностей как к адаптации, так и к преобразованию, то есть одновременная и экстравертная, и интровертная направленность менталитета. Однако
именно в китайском менталитете такое сочетание непротиворечиво. Адаптация для китайцев является средством преобразования, точнее, - шагом на пути к преобразованию среды.
Глава 2. Эволюция демографического состава и социалытой структуры китайской диаспоры в США в 60-е - 90-е годы XX века.
Данная глава посвящена систематизации данных об изменениях демографического состава китайской диаспоры в США и эволюции ее социальной структуры.
Глава состоит из четырех параграфов:
81. 60-е гг. XX века: изоляция как способ социального поведения. Анализ демографических изменений, эволюции социальной и профессиональной структуры китайской диаспоры в США в 1960-е годы позволяет говорить о структурной изоляции диаспоры как основном способе социального поведения.
Однако в конце периода начинается структурная трансформация китайской диаспоры в США, признаками которой являются:
• быстрый рост численности диаспоры;
• выравнивание ее демографического состава;
• . повышение общего уровня и качества образования;
• существенные структурные изменения в характере занятости лиц китайского происхождения;
• имущественное и социальное расслоение внутри диаспоры, нашедшее выражение в выделении крупной буржуазии и интеллигенции, в основном научно-технической;
• начало процесса размывания чайнатауна как основной социально-экономической ячейки китайской диаспоры.
Следствием структурной трансформации диаспоры становится изменение менталитета, выразившееся в социальной сфере началом трансформации характера адаптации представителей диаспоры к условиям американского общества. Наметилась тенденция к разрушению структурной изоляции диаспоры, наиболее полно проявившаяся на последующих этапах.
$2. Изменения демографического состава и адаптация социальной структуры китайской диаспоры в США в 70-е - начале 80-х гг. XX века. В указанный период продолжается начавшаяся в 1960-е гг. трансформация китайской диаспоры, заключающаяся в адаптации социальной структуры диаспоры к социальной структуре американского общества. Завершается выравнивание демографического состава диаспоры, усиливается размывание чайнатауна. Очевидно, что намечается тенденция к социальной ассимиляции представителей китайской диаспоры. Начинает проявляться эволюция социальной составляющей менталитета, о чем позволяет судить разрушение традиционных форм семьи и расширение границ предпринимательства.
53. Вторая половина 80-х - начале 90-х гг. XX века: разрушение структурной изоляции. Этот период можно назвать периодом максимального уровня адаптации представителей диаспоры к условиям американского общества. Во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. адаптация этнических китайцев в США имеет характер частичной ассимиляции1, о чем свидетельствуют следующие факты в демографических и социальных процессах:
• увеличение численности диаспоры за счет естественного прироста;
• увеличение числа смешанных браков;
• увеличение количества этнических китайцев, использующих в быту английский язык;
• проникновение китайского бизнеса в наиболее перспективные отрасли американской экономики;
• разрушение традиционной социальной структуры китайской диаспоры, выразившееся, в частности, в завершении процесса размывания чайнатауна, и включение ее в социальную структуру американского общества.
$4. Завершение процесса социальной адаптации китайской диаспоры в США во второй половине 1990-х гг. В указанный период основным содержанием социального поведения китайской диаспоры в США является адаптация социальной структуры диаспоры к условиям американского общества, выразившаяся во «вписывании» представителей диаспоры в социальную структуру США. Социальные проявления менталитета китайской диаспоры в США совпадают с базовой матрицей: на разных этапах в той или иной степени в социальном поведении хуацяо присутствуют и социоцентричность, и рациональность (в выборе профессии, например), и высокие социоадаптивные способности, и высокие преобразующие способности (это выражаются в том, что очень значительное число американцев китайского происхождения работают в наиболее перспективных и «преобразующих» областях: науке, технике и т.п.). Кроме того, наблюдается тенденция к частичной контрассимиляции, нашедшая выражение в возврате к некоторым формам традиционного социального поведения. То есть говорить о качественной трансформации менталитета в социальной его составляющей, на наш взгляд, нет оснований: на разных этапах исследуемого периода как демографический состав диаспоры, так и ее социальная структура подвергались изменениям, которые могут быть охарактеризованы как эволюция, но не как трансформация. Это вызвано двумя группами причин.
Первая группа причин справедлива для иммигрантов первого поколения, то есть для лиц, родившихся не в США и иммигрировавших:
• Изменение причин миграции. В разные периоды характер причин отъезда из КНР, Тайваня или других стран постоянного проживания, был различен.
• Изменения в иммиграционном законодательстве США. В разные периоды существовали разные условия въезда в страну и натурализации.
По отношению к китайской диаспоре в США эти причины носят объективный характер. Помимо определения социальной структуры диаспоры, эти причины обусловливают ее демографический состав.
Вторая группа причин справедлива для американцев китайского происхождения второго и третьего поколения, то есть родившихся в США китайцев, чьи предки являются иммигрантами. Эта группа причин носит субъективный характер по отношению к китайской диаспоре:
• Уровень социальной адаптации представителей диаспоры.
• Экономическое положение представителей диаспоры.
То есть вторая группа причин - это некие условия, созданные самими представителями диаспоры для своих детей, «стартовая площадка», позволяющая американцам китайского происхождения занять ту или иную ступень в социальной структуре американского общества.
На разных этапах исследуемого периода в разной степени проявлялись как объективные, так и субъективные причины. Результат комбинации причин и дает социальный и демографический портрет китайской диаспоры в США.
Глава 3. Роль китайской диаспоры в американской политической жизни.
Данная глава состоит из пяти параграфов.
Я. Основные стереотипы политического поведения китайцев по классическим канонам конфуцианства и даосизма. Раздел посвящен систематизации ключевых понятий заложенных в основных традиционных китайских религиозно-философских системах (конфуцианстве и даосизме), которые могли оказать влияние на образ действия
представителей диаспоры в сфере политики. В основе политического поведения китайской диаспоры лежат традиционные ценности, заложенные в основных религиозно-философских системах - даосизме и конфуцианстве. Такие ценности выполняют функцию базовых стереотипов, формирующих политическую культуру. Причем, поскольку китайская культура является синкретической по своей сути, элементы обоих учений оказали равное влияние на формирование традиционного китайского менталитета.
В конфуцианской традиции заложены следующие ключевые понятия, которые могли оказать влияние на образ действия представителей диаспоры в сфере политики:
• Соединение этических принципов и принципов управления с тем, чтобы повысить эффективность управления. Мораль и политика в конфуцианстве находятся в отношении взаимного подчинения.
■ Системный подход к управлению, основывающийся на представлении о функциональности каждого элемента системы управления и на понимании тесной взаимосвязи политики с другими сферами общественной деятельности.
• Рационально-консервативный подход к управлению, основывающийся на представлении о том, что способы управления, изобретенные в древности и проверенные временем, более безопасны и эффективны, нежели новые.
• ' Понимание значимости подбора кадров как основы успешного управления.
• Представление о приспособлении личности к условиям, существующим в государстве, как об основе влияния личности на изменение этих условий. На наш взгляд, именно эта схема служит основой феномена китаизации - например, китаизации буддизма.
В даосской традиции заложены следующие ключевые понятия, которые могли оказать влияние на образ действия представителей диаспоры в сфере политики:
• Недеяние как идеальный принцип взаимодействия между элементами в политической системе и как наиболее глобальный принцип, определяющий само функционирование системы.
• Пустота как свойство идеального подданного.
• Естественность как наиболее эффективный метод управления.
• Умеренность как определяющий принцип выстраивания модели поведения индивида во взаимоотношениях с властью.
Различия между учениями не помешали срастанию концепций в синкретическую систему, которая обеспечила долговременное и, в целом, успешное существование китайского государства. Более того, любые изменения, которые происходили в Китае на протяжении двух тысячелетий, происходили в соответствии с принципами этой синкретической системы. Любые социально-политические концепции, приходившие извне, подвергались китаизации - уникальному процессу, результатом которого является извлечение и поглощение китайской культурой всего наиболее адекватного, что приносилось извне. Примером может служить китаизация буддизма и трансформация марксистского учения в маоизме и т.п. В принципе, и либерализация курса правительства КНР в конце 80-х годов XX века - тоже некий китаизированный вариант перестройки, «бархатных революций», а по большому счету - и построения гражданского общества, то есть модернизации.
В свете вышеизложенного можно предположить, что хуацяо, то есть представителям китайской диаспоры, свойственны формы мышления и политического поведения, которые основываются на синкретической системе онтологических, гносеологических и социально-этических категорий, заложенной конфуцианством и даосизмом. То есть традиционные формы политического поведения представителей китайской диаспоры в США в условиях изолированного пространства чайнатаунов, каковое существовало в начале исследуемого периода, должны совпадать с формами политического поведения, свойственными представителям материнского этноса. Однако в
процессе адаптации к условиям американского общества и политической сферы США они, очевидно, подверглись изменению.
Безусловно, со времен Конфуция и Лао-цзы китайская политическая культура развивалась. Однако те стереотипы, которые содержатся в классических конфуцианских и даосских канонах, так или иначе определяли ее развитие. Кроме того, это именно стереотипы, чаще бессознательные, и, следовательно, они представляют собой часть китайского менталитета. Именно поэтому мы берем их в качестве отправной точки для исследования эволюции менталитета китайской диаспоры в США в политическом аспекте.
$2. 1960-е годы: вне политики. В течение 1960-х годов китайская диаспора в США отличалась низким уровнем политической активности. Этнические китайцы практически не принимали участия в общественно-политической жизни США. Все политические предпочтения, существовавшие у представителей диаспоры, сколько-нибудь интересующихся политикой, были связаны с исторической родиной.
В конце 1960-х годов под влиянием так называемых «новых левых» возникает Движение американцев азиатского происхождения, в состав которого входят несколько радикальных организаций. В данном движении начинают принимать довольно активное участие молодые американцы китайского происхождения, в особенности - студенты".
О растущей в течение 1960-х годов политической активности китайской диаспоры свидетельствует тот факт, что вышеуказанные направления, в начале 1960-х бывшие аморфными организационно, к концу периода эволюционируют в достаточно жесткие организационные структуры. Кроме того, об усилении влияния данных направлений и политической активности китайской диаспоры в целом говорит и то, что в 1969 году произошли беспорядки в чайнатаунах, вызванные столкновениями между сторонниками гоминьдана и КНР"".
Тем не менее, основная масса представителей китайской диаспоры в данный период остается политически инертной. Большая ее часть не участвует в выборах ни в качестве избирателей, ни, тем более, в качестве кандидатов на какие-либо посты. Даже представители китайской интеллигенции и студенты в основном остаются равнодушными как к политическим процессам в США, так и к изменениям международной обстановки.
$ 3. Рост политической активности китайской диаспоры в США в 70-е - начале 80-х гг. XX в. Структурные изменения в социальном составе китайской диаспоры, происходящие в 1970-х - начале 1980-х годов, приводят к увеличению удельного веса политически активных социальных групп в рамках диаспоры. Рост экономического благосостояния представителей диаспоры, выделение крупной буржуазии и выход китайских предприятий за пределы чайнатаунов приводит к тому, что в указанный период политическая активность американцев китайского происхождения начинает возрастать. Кроме того, намечается тенденция к включению американцев китайского происхождения в общественно-политическую жизнь США именно как американцев, а не как китайцев. В 1970-е - начале 1980-х годов наблюдается явное усиление политической активности китайской диаспоры в США и изменение ее характера в сторону включения в общий американский политический процесс. Представители китайской диаспоры перестают интересоваться проблемами только лишь исторической родины и начинают проявлять интерес к американской политической жизни.
$ 4. Изменения в политическом поведении и предпочтениях китайской диаспоры во второй половине 80-х - начале 90-х гт. XX в. Основным содержанием этого этапа является дальнейшее вовлечение хуацяо в американскую политическую жизнь. Усиливаются позиции ассимиляторского направления, что находит выражение в создании новых организаций - прежде всего организации, основу которых составляют студенты и интеллигенция. Эти организации заявляют о своей приверженности идеалам демократии и гражданского общества. В целом характер и степень политической активности китайской диаспоры в США во второй половине 1980-х - начале 1990-х годов свидетельствует о том,
что уровень адаптации и социальной ассимиляции в этот период достиг максимальной отметки. Фактически в этот период хуацяо не только участвуют в социально-политической жизни Соединенных Штатов, но и усваивают апробированные историей важнейшие элементы американской политической культуры.
§ 5. Политическая жизнь китайской диаспоры во второй половине 1990-х гг. Методы влияния на политику США. Основным содержанием этого этапа существования китайской диаспоры в США является дальнейшее усиление влияния диаспоры в политической сфере. Правда, теперь меняется его характер. Если на предыдущем этапе китайская диаспора практически ассимилирована в американскую политическую сферу, то с середины 1990-х годов она вновь начинает действовать в американской политике в интересах исторической родины.
Политическое поведение представителей китайской диаспоры в США соответствует матрице, заложенной в китайский менталитет культурно-психологическими традициями. Социоцентричность проявляется в устойчивом на всех этапах внимании к проблемам исторической родины и в коропоративности политических организаций. Рационализм - в методах ведения политической борьбы: американцы китайского происхождения на всех этапах выбирают именно те методы ведения политической борьбы, которые наиболее эффективны в условиях американской системы. Это же служит проявлением высоких адаптивных способностей. Кроме того, они нашли выражение в том, что этнические китайцы смогли преодолеть собственное изначально негативное отношение к США и американской политике. Высокие способности к преобразованию нашли выражение в том, что итогом периода 1960-х - 1990-х годов явилось значительное повышение политического статуса китайской диаспоры, и она превратилась в одну из наиболее влиятельных политических сил в США.
В заключении изложены выводы исследования. Периодизация эволюции менталитета китайской диаспоры в США соответствует этапам эволюции демографического состава, социальной структуры и политического поведения. Содержание этапов отражает эволюцию характера взаимодействия китайской диаспоры с окружающей социальной и культурной средой: в 1960-е годы основным способом взаимодействия была изоляция (социальная, политическая и культурная), в начале 1970-х - середине 1980-х годов изоляция размывается и начинается процесс адаптации, во второй половине 1980-х - первой половине 1990-х годов адаптация достигает высшей точки и принимает форму частичной социальной ассимиляции, а во второй половине 1990-х годов наблюдается своего рода «откат»: контрассимиляция китайской диаспоры и попытки ее представителей влиять на среду в целях создания благоприятных условий существования самой диаспоре и развития исторической родины.
Традиционный этнический менталитет формировался под влиянием конфуцианской и даосской культурно-психологических систем. Основными чертами традиционного китайского менталитета являются социоцентричность, рационализм, высокие способности к адаптации и высокие способности к преобразованию среды.
Изменения демографического состава и социальной структуры китайской диаспоры в США в 60-е - 90-е годы XX века свидетельствуют об адаптации представителей диаспоры к условиям трансформирующегося американского общества, однако адаптация происходит в соответствии с традиционным китайским менталитетом.
Направление изменений менталитета китайской диаспоры в США носит социоадаптивный характер. В качестве причин изменений выступают как объективные факторы, связанные с изменениями социальных и политических условий существования диаспоры в Соединенных Штатах, так и факторы субъективные, заложенные в самом менталитете диаспоры.
Анализ изменений менталитета китайской диаспоры в США в 60-е - 90-е годы XX века позволяет выдвинуть следующие гипотезы:
1. В процессе взаимодействия в рамках одного государства цивилизаций интровертного (дальневосточного) и экстравертного (евроамериканского) типа более устойчивой оказывается первая. Возможно, причина в том, что синкретизм в качестве «цемента», связывающего элементы цивилизационной основы, обеспечивает эту связь на более глубоком уровне, нежели мультикультурализм.
2. Культурно-психологические системы в качестве цивилизационной основы обеспечивают значительную устойчивость менталитета и гибкость поведения.
3. Схему цивилизационного взаимодействия китайской диаспоры и США можно представить как попытки китаизации американского общества изнутри. Причем схема китаизации - классическая: отрицание и изоляция по отношению к объекту, размывание изоляции и «знакомство» с объектом, выборочное поглощение наилучших свойств объекта, изменение объекта (в том числе средствами, полученными в результате предыдущего этапа).
Возможные результаты подобного взаимодействия предсказывать сложно, однако, на наш взгляд, варианты могут быть следующими: в случае, если в американском обществе будет сохраняться мультикультурализм, развитие взаимодействия между цивилизациями будет происходить по спирали, содержание этапов будет аналогичным (возможно, исключая изоляцию диаспоры). В процессе длительного взаимодействия по этому варианту цивилизационные основы могут подвергнуться значительным изменениям. В случае возвращения к политике «плавильного тигля» китайская диаспора, возможно, вернется к практике тотальной изоляции - до тех пор, пока вновь не будут созданы условия для размывания ее (изоляции) размывания. Намечены пути дальнейшего изучения указанной проблематики.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
Головчанская Е.Ю. Трудовая этика китайской диаспоры в 60-90-е гг. XX в. в США // ВУЗ XXI век. Научно-информационный вестник. Вып. 7. Западно-Уральский институт экономики и права. - Пермь, 2003. С. 33-43.
Головчанская Е.Ю. Эволюция менталитета китайской диаспоры в США в 90-е гг. XX века. // Вестник Пермского университета. История. Вып. 3. Пермь, 2002. С. 92 - 96.
Головчанская Е.Ю. Механизмы адаптации китайской диаспоры в США в последней четверти двадцатого века и формы традиционного менталитета // Консерватизм и цивилизационные вызовы современности. Издательство Пермского университета. -Пермь, 2003. С. 155 -166.
Головчанская Е.Ю. Эволюции менталитета китайской диаспоры в США в б0е-90е гг. XX в. // Политическая мысль и культура. Материалы международной научно-практической конференции (Пермь, 11-12 ноября 2002 г.) - Пермь, 2003. С. 159 -164.
' Удовин С JI. Глобализация: семиотические подходы. - М., 2002. С.6. " Там же.
01 Краткий этнологический словарь. - M., 1994. С.85.
" C.B. Лурье. Историческая этнология, http://svlourie.naiod.ni/hist-ethnology/3.htm v Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // http://www.politstudies.ru/fiilltext/1994/1/3.htm " Бирюков В.И. Китайцы в США и американо-китайские отношения на современном этапе. - М„ 1983 "" Chen J. The Chinese of America. "" Например: http://sina.com, http://iiitemet.ru и т.п.
" Как правило, это связано с нежеланием владельцев интернет-сайтов перегружать физическое пространство на сервере: новостные сайты постоянно обновляются, а для обновленийнеобходимо место на жестких дисках.
* Понятие «ассимиляция» в данном случае используется в значении одной из форм взаимодействия культуры и субкультуры.. См.: Година А.И. Взаимодействие культуры и субкультуры (на примере движения индеанистов). " http://huaren org
Бирюков В.И. Китайцы в США и американо-китайские отношения на современном этапе. - М., 1983. С.69
О.оо?-А
\f4jQ_
» 19472
J
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Головчанская, Елена Юрьевна
Введение
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ КИТАЯ КАК ОСНОВА ТРАДИЦИОННОГО КИТАЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА.
§ 1. Метод аксиологического анализа культурно-психологической традиции.
§2. Аксиологический анализ культурно-психологических традиций даосизма и конфуцианства.
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СОСТАВА И СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ КИТАЙСКОЙ ДИАСПОРЫ В США В 1960-Е - 1990-Е ГОДЫ.
§ 1. 60-е гг. XX века: изоляция как способ социального поведения.
§2. Изменения демографического состава и адаптация социальной структуры китайской диаспоры в США в 70-е -начале 80-х гг. XX века.
§3. Вторая половина 80-х - начале 90-х гг. XX века: разрушение структурной изоляции.
§4. Завершение процесса социальной адаптации китайской диаспоры в США во второй половине 1990-х гг.
ГЛАВА 3. РОЛЬ КИТАЙСКОЙ ДИАСПОРЫ В
АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
§ 1. Основные стереотипы политического поведения китайцев по классическим канонам конфуцианства и даосизма.
§2. 1960-е годы: вне политики.
§ 3. Рост политической активности китайской диаспоры в США в 70-е - начале 80-х гг. XX в.
§ 4. Изменения в политическом поведении и предпочтениях китайской диаспоры во второй половине 80-х - начале 90-х гг.
XX в.
§ 5. Политическая жизнь китайской диаспоры во второй половине 1990-х гг. Методы влияния на политику США. Заключение
Список источников и литературы
Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Головчанская, Елена Юрьевна
В современном мире взаимодействие этносов и государств в связи с глобализацией выходит на новый уровень и фактически трансформируется во взаимодействие цивилизаций1. Проявления цивилизационного взаимодействия обнаруживаются как в рамках глобальных процессов, так и в полиэтничных государствах, где зачастую сосуществуют этнические группы, имеющие разные цивилизационные основы.
Выход на новый уровень взаимодействия - цивилизационный -находит выражение и в негативных процессах (например, наметившееся противостояние между Западом и исламским Востоком), и в позитивных (в качестве частных проявлений можно назвать интеграцию в Европе).
Цивилизационное взаимодействие является качественно новым уровнем взаимоотношений внутри глобальной общественной системы. Оно, если можно так выразиться, более глобально. Если на уровне межгосударственных отношений в качестве исходной позиции взаимодействия выступает национальный интерес (то есть взаимодействие государств является по сути взаимодействием национальных интересов), то в случае с цивилизациями национальный интерес отходит на второй план, уступая место чему-то иному, что составляет основу цивилизации. I
Для того, чтобы понять, чем подменяется национальный интерес на уровне взаимодействия цивилизаций, необходимо определиться с самим понятием цивилизации. Существует огромное количество определений данного понятия, и, на наш взгляд, нет смысла приводить их все. Приведем лишь типологию этих определений:
1) Синоним культуры.
2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация).
3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (JI.
Морган, Ф. Энгельс).
1 Удовин С.Л. Глобализация: семиотические подходы. - М., 2002. С.6.
4) Эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры2.
5) Наиболее широкий уровень культурной идентичности людей3. Наиболее органичным определнием понятия «цивилизация» в аспекте цивилизационного взаимодействия нам представлеяется определение, данное С. Хантингтоном: «Цивилизация представляет собой некую культурную сущность. Мы можем определить цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Следующую ступень составляет уже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ. Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, — а также субъективной самоидентификацией людей»4.
В таком аспекте понятие цивилизации, как нам представляется, соотносится с понятием менталитета.
Понятие менталитета, вошедшее в последние годы в широкое употребление, к сожалению, не имеет четкого и однозначного определения. В основном данный термин понимается как синоним мировосприятия либо самосознания, а также как некая умственная функция (применительно к психике индивида) или как аналогия коллективного бессознательного.
В этнологии менталитет определяется как «свойственный данному народу склад мышления; представляет собой устойчивый изоморфизм, присущий культуре или группе культур, который обычно не осознается и принимается в этой культуре как естественный; он не поддается изменениям под воздействием идеологического давления»5, а также как нематериализуемая составляющая традиции, включающая в себя
2 Megabook.ru // http://mega.km.ru/bes98/encyclop.asp?TopicNumber=70995&search=UHB^H3auHfl#srch0
3 Например: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // http://www.politstudies.rU/fulltext/1994/l/3.htm
4 Там же.
5 Краткий этнологический словарь. - М., 1994. С.85. мировосприятие и самосознание6. То есть этнография понимает менталитет как составную часть этнического сознания, выполняющая интегрирующую функцию для этнической культуры, проявляющаяся в поведении.
Вполне очевидно, что этнический менталитет является наименее пластичным элементом этнического сознания, «отвечающим» за сохранение традиции и тем самым - этноса как самоосознающей структуры.
На наш взгляд, этнологическое определение менталитета может быть не только принято в качестве базового, но и распространено на иные, кроме этнического, уровни социальной общности. То есть, в случае с цивилизационным уровнем, менталитет служит концентрированным выражением цивилизационной основы, являющим собой образ мысли и образ действия, свойственный цивилизации.
Таким образом, исследование менталитета и его изменений может служить средством понимания более глубокой проблемы - проблемы межцивилизационного взаимодействия.
Подходы к проблемам межцивилизационного взаимодействия обычно либо ограничиваются исследованиями межкультурной коммуникации субъектов вазаимодействия, либо же эти проблемы рассматриваются в контексте международной политики. В качестве объектов исследования выбираются государства, регионы либо этнические общности.
Однако, в полиэтничных государствах сосуществующие этнические группы зачастую принадлежат к различным по своей основе цивилизациям. Поэтому мы предлагаем несколько иной подход к проблеме межцивилизационного взаимодействия, а именно: исследование механизмов взаимодействия цивилизаций внутри одного государства. Преимущества подобного подхода заключаются в следующем:
6 С.В. Лурье. Историческая этнология. http://svlourie.narod.rU/hist-ethnology/3.htm
• Субъекты взаимодействия находятся на минимальном удалении друг от друга, и, следовательно, интенсивность взаимодействия возрастает, что позволяет точнее проследить механизмы взаимодействия.
• Взаимодействие происходит непрерывно, и, следовательно, результаты взаимодействия проявляются более быстро и явно.
• Цивилизационное взаимодействие, протекающее внутри одного государства, - в меньшей степени подвергается воздействию посторонних факторов, то есть оно в наибольшей мере является взаимодействием цивилизаций в чистом виде.
• Таким образом, подобный подход к проблеме цивилизационного взаимодействия позволит получить результаты более точные, более близкие к «идеальному типу».
Как правило, при длительном сосуществовании этнических групп с различными цивилизационными основами в одном государстве эти основы размываются, поскольку происходит ассимиляция. То есть для исследования процесса межцивилизационного взаимодействия в рамках одного государства в современных условиях следует избрать объекты, которые находятся во взаимодействии относительно недавно.
Такими объектами, на наш взгляд являются китайская диаспора и США:
• Китайская диаспора в США существует сравнительно недавно — в силу особенностей американского иммиграционного законодательства.
• Китайская диаспора в данном случае выступает как часть дальневосточной цивилизации, США — как концентрированное выражение цивилизации западной; более того, некоторые исследователи выделяют китайскую нацию в качестве самостоятельной цивилизации7 (поэтому применительно к китайцам понятия «этнический менталитет» и «менталитет цивилизации» во многом совпадают), и точно также, пожалуй, можно выделить американскую цивилизацию в качестве самостоятельной.
• Китайская диаспора, помимо прочего, выступает как часть цивилизации, находящейся на стадии перехода от традиционного общества к индустриальному, тогда как США находится на стадии перехода от индустриального общества к постиндустриальному. То есть развитие китайской диаспоры в США служит примером взаимодействия цивилизаций, различных не только по своей основе, но и по уровню развития.
• И американская, и китайская цивилизации являются образованиями, внутри которых сосуществуют различные культуры. В США следствием такого сосуществования стал мультикультурализм, в Китае - синкретизм.
Такой подход является новым не только по отношению к проблемам взаимодействия цивилизаций, но и в исследованиях проблем, связанных с ролью диаспор, поскольку проблема диаспор в современной исторической науке, как правило, служит средством для изучения политических, экономических и культурных процессов в том или ином государстве, а также выступает в качестве одной из проблем, связанных с международными отношениями (в подобных исследованиях диаспоры рассматриваются как средство влияния одного государства на политику и экономику другого). Также исследование китайской диаспоры в США с позиций цивилизационного подхода позволит под иным углом взглянуть на проблематику мультикультурализма в США, поскольку сосуществование цивилизаций в данном случае происходит в условиях мультикультурализма.
7 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? //http://www.politstudies.rU/fulltext/1994/l/3.htm
Таким образом, в качестве объекта нашего исследования выступает цивилизационное взаимодействие, а в качестве предмета - менталитет как концентрированное выражение цивилизационной основы.
Выбор периода (1960-е - 1990-е годы XX века) обусловлен тем, что именно в этот период происходит формирование китайской диаспоры в США и превращение ее в самостоятельную силу в социально-экономическом и политическом аспектах. До 1960-х годов американское законодательство ограничивало рост и формирование китайской диаспоры, с 1960-х годов ситуация изменяется. Верхний же предел обусловлен изменениями международной ситуации в начале XXI века. Для получения более точных результатов мы предлагаем разделить указанный период на четыре этапа: 1960-е годы, 1970-е - первая половина 1980-х годов, вторая половина 1980-х- первая половина 1990-х годов, вторая половина 1990-х годов. Такая периодизация определяется динамикой демографического и социального состава китайской диаспоры в США и изменениями в поведенческом аспекте8. Возможно, такая периодизация соответствует и этапам эволюции менталитета китайской диаспоры в США в указанный период.
Степень изученности собственно китайской диаспоры в США достаточно высока, однако большая часть исследований ограничивается частными аспектами ее существования. Можно выделить несколько групп исследований в соответствии с этими аспектами:
1. Работы, посвященные истории формирования и развития китайской диаспоры в США, а также ее роли и значению в общественно-политической жизни Соединенных Штатов. К этой группе относится также ряд отечественных исследований, среди которых особняком стоит монография Бирюкова В.И. «Китайцы в США и американо-китайские отношения на современном этапе»9. Работа представляет
8 Об этом подробнее в главе 2.
9 Бирюков В.И. Китайцы в США и американо-китайские отношения на современном этапе. - М., 1983 собой комплексное исследование, посвященное формированию китайской диаспоры в США, истории ее существования до начала 1980-х годов и ее роли в формировании американо-китайских отношений. Автором собран и проанализирован огромный материал, в том числе статистические данные. Особый интерес представляют выводы, сделанные автором в отношении факторов формирования китайской диаспоры в США, ее социального состава и политических предпочтений. Похожие исследования можно найти и в зарубежной историографии: например, Chen J. «The Chinese of America»10. Кроме того, исследования, относящиеся к данной группе, содержат огромный эмпирический материал.
2. Вторую группу работ составляют исследования, в которых китайская диаспора рассматривается в сравнении с прочими азиатскими диаспорами (японской, корейской, филиппинской), существующими в США (Okihiro, Melendy, Daniels). Основной акцент в этих исследованиях делается на сравнение экономических и социальных аспектов существования диаспор, быта и т.п. В этой группе работ более интересной представляется эмпирическая часть, нежели теоретические выводы, потому что зачастую выводы представляют собой сопоставление количественных показателей жизни представителей азиатских диаспор. То, что исследования, посвященные непосредственно китайской диаспоры в США, как правило, более интересны описательной частью, чем теоретической, в целом, неудивительно, поскольку китайская диаспора в США существует не столь давно: фактически ее формирование в современном виде началось лишь с середины 1960-х годов. Таким образом, степень изученности собственно китайской диаспоры в США можно оценить следующим образом: существует значительное количество работ, посвященных ей, но они носят либо характер
10 Chen J. The Chinese of America. описаний (истории формирования диаспоры, бытовых особенностей, уровня жизни и т.п.), либо узконаправленных исследований, либо сравнительного анализа, либо попыток систематизации. Цивилизационный подход в исследовании китайской диаспоры в США до сих пор не находил применения, хотя, как уже говорилось, китайская диаспора в США может послужить практически идеальной моделью взаимодействия цивилизаций «классических» типов.
Что касается смежной проблематики, то здесь существует более широкий круг исследований:
1. Философские исследования. Прежде всего это работы, посвященные проблемам менталитета (Шарипова Э. А., Б. Е. Винер и т.д.). Основные направления таких исследований - попытки дать точное определение понятия «менталитет», выявить связи между менталитетом, культурой, национальным характером и т.п. Как уже было сказано выше, единообразия в определении данного понятия нет, но в большинстве работ прослеживается связь между понятием «менталитете» и понятием «идентичность». Кроме того, отношение к нашей теме имеют и работы, посвященные теории ценностей (Гречаный В.В., Каган М.С. и др.), поскольку ценностный анализ цивилизационной основы представляет собой отправную точку нашего исследования. К этой же группе относятся исследования, посвященные цивилизации и цивилизациям (Хантингтон).
2. Работы, посвященные различным аспектам религиозно-философских систем Китая. Наибольший интерес для нас представляют следующие: из работ о даосизме - исследования В.В. Малявина и Г.Н. Симкина; из работ о конфуцианстве - исследования A.M. Карапетьянца и А.С. Мартынова.
3. Литература, посвященная культурно-психологическим традициям Китая (Абаев Н.В., Передельский А.А.). Наибольший интерес представляет монография Абаева Н.В., являющая собой комплексное исследование культурно-психологических традиций средневекового Китая (даосизма, конфуцианства, чань-буддизма). Выводы, сделанные автором, представляются весьма убедительными и позволяют рассматривать психокультуру в качестве основы китайской цивилизации.
Таким образом, цель нашей работы - анализ изменений менталитета китайской диаспоры в США и выявление факторов и механизмов цивилизационного взаимодействия. Основные задачи нашего исследования таковы:
• Основываясь на классических памятниках конфуцианской и даосской культурно-психологических традиций, вывести классификацию основных черт, свойственных традиционному менталитету китайцев, и использовать полученную схему в качестве исходной позиции для анализа.
• Проанализировать поведение представителей китайской диаспоры в США в социальной и политической сферах на предмет проявления в нем черт традиционного менталитета и их эволюцию.
• Выявить изменения в менталитете китайской диаспоры в США в указанный период, механизм изменений, их причины, направление и последствия.
• На основе полученных данных попытаться выявить схему взаимодействия двух цивилизаций, одна из которых является классическим примером дальневосточной цивилизации, а другая относится к западному типу.
Предлагаемая работа - попытка комплексного исследования и систематизации данных о китайской диаспоре в США с позиций цивилизационной теории. Фактически подобный угол зрения на предмет исследования является новым.
Как явствует из формулировки темы исследования, в качестве методологического основания исследования мы избрали цивилизационный подход к историческому процессу. Проблематика нашего исследования носит междисциплинарный характер и находится на стыке истории, культурологии, этносоциологии, социальной психологии и отчасти политологии, поэтому методологические его основы также не могут быть ограничены рамками одной дисциплины. В работе мы использовали данные социологии, статистики, этнологии; комплекс общенаучных методов исследования. Кроме того, для анализа цивилизационной основы традиционного китайского менталитета мы использовали собственную разработку: метод аксиологического анализа культурно-психологической традиции11.
Круг источников достаточно определяется поставленными задачами. Все использованные нами источники относятся к двум большим группам:
1. Источники, содержащие данные о традиционном китайском менталитете.
К данной группе относятся конфуцианские и даосские канонические тексты, которые в чистом виде содержат культурно-психологические стереотипы, сформировавшие основу китайской цивилизации. Более подробный обзор этой категории источников, а также их анализ, приведен в главе I.
2. Источники, содержащие данные о различных аспектах бытия китайской диаспоры в США.
Данная группа источников делится на несколько подгрупп:
• Статистические данные. Мы использовали данные американского статистического справочника Statistical Abstract of the United States с тем, чтобы проследить изменения демографического и социального состава китайской диаспоры в США в указанный период. К сожалению, издания 1960-х годов и начала 70-х содержат Об этом подробнее в главе 1. весьма скудные данные собственно о китайской диаспоре (количественные показатели демографического и социального состава китайской диаспоры не всегда выделены из таковых, описывающих американцев азиатского происхождения в целом). Начиная с 80-х годов XX века репрезентативность данной категории источников возрастает.
• Новостные сообщения на крупнейших российских и зарубежных серверах12. Были использованы архивы новостей, относящихся в основном ко второй половине 1990-х годов, поскольку более ранних новостных интернет-архивов просто не существует13.
• Официальные сайты организаций, чья деятельность связана с китайской диаспорой. Эти сайты содержат огромное количество информации о китайской диаспоре - как о ее истории, так и о современном состоянии. Помимо текстовых данных, на этих сайтах зачастую можно найти графическую информацию, например, семейные фотоархивы.
• Эссе, написанные американцами китайского происхождения и посвященные их впечатлениям о Соединенных Штатах. Данная категория источников носит субъективный характер. Тем не менее, именно эти эссе позволяют составить более четкое и ясное представление об эволюции восприятия США и американского образа жизни американцами китайского происхождения, а также об изменениях их самоидентификации.
Репрезентативность различных категорий использованных источников также различна, как следует уже из самого их характера. Тем не менее, в их достоверности сомневаться не приходится.
12 Например: http://sina.com, http://internet.ru и т.п.
13 Как правило, это связано с нежеланием владельцев интернет-сайтов перегружать физическое пространство на сервере: новостные сайты постоянно обновляются, а для обновлений необходимо место на жестких дисках.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Китайская диаспора в США в 60-е - 90-е годы XX века: опыт цивилизационного взаимодействия"
Заключение.
В процессе нашей работы мы пришли к следующим выводам:
1. Характер и механизм изменений менталитета киатйской диаспоры в США в 60-е — 90-е годы XX века в соответствии с этапами можно представить в виде таблицы:
Список научной литературыГоловчанская, Елена Юрьевна, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"
1. Ames R.T. Chinese Rationality: an Охутогоп?//Рационалистическая традиция и современность. - М., 1993.
2. Chang М. Multiculturalism, Immigration and Aztlan // http://www.diversityalliance.org/docs/Chang-aztlan.html
3. Chen J. The Chinese of America. 1980.
4. China and the World. NY, 1989
5. Ching F. The Asian experience in the United States // The immigrant experience in America. 1976
6. Closson D. Multiculturalism // http://www.probe.org/docs/multicul.html
7. Daniels R. Asian America. 1988.
8. Leary T. The psychedelic experience//CD "Библиотека в кармане", 1997.
9. Lyman S. The Asian in North America 1977.
10. O.Mark D., Mei Lin, Chih G. A place called Chinese America. 1982.
11. Megabook.ru // http://mega.km.ru/bes98/encyclop.asp?TopicNumber=70995&search=u ивилизация#згсЬО
12. Melendy, H.B. The oriental Americans. 1972.
13. Multicultural Issues // http://members.aol.com/lacillo/multicultural.html14.0kihiro. Margins and Mainstreams. 1994.
14. Perrin L. Coming to America. 1980.
15. Refugees in the United States. Westport - London, 1985
16. Ross N.W. Three ways of Asian Wisdom. New York, 1966.
17. SF&F encyclopedia//CD"Библиoтeкa в кармане", 1997.
18. Steiner S. Fusang: The Chinese who built America. 1979.
19. Stephens M. Immigrant Waves //Visions of America. NY, 1993
20. Абаев H.B. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989.
21. Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая. М.,1967.
22. Бажанов Е.П. Китай и внешний мир. М.,1990.
23. Бирюков В.И. Китайцы в США и американо-китайские отношения на современном этапе. М., 1983.
24. Борзова Е.П. Межкультурная коммуникация в глобализирующемся мире // http://www.ibci.ru/konferencia/page/statya30.htm
25. Будцийский взгляд на мир. СПб., 1994.
26. Буров В.Г. Философия ханьской эпохи//Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.
27. Бхабха Хоми К. Групповая идентичность "новый интернационализм"? // http://www.zagran.kiev.ua/pages/65/emigl .htm
28. Васильев JI.C. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.
29. Васильев JT.C. История Религий Востока. М.,1983.
30. Винер Б.Е. К построению качественной регрессионной модели этнической идентичности // http://www.soc.pu.ru: 8101/publications/jssa/l 998/3/winer.html
31. Внешняя политика КНР в оценках зарубежных политологов. -М.,1990
32. Высоцкая Н.А. От "универсума" к "плюриверсуму": смена культурной парадигмы в США // Американский характер. М.,1998.
33. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М., 1990.
34. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М., 1998.
35. Геевский, Червонная. Национальный вопрос в общественно-политической жизни США М.,1985
36. Година А.И. Взаимодействие культуры и субкультуры (на примере индеанистов).
37. Гречаный В.В. Аксиологический аспект философии. Л., 1989.
38. Громан Шломо. Китайцы оккупируют Россию // http://shlomo-groman.narod.ru
39. Губголо М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР. М., 1984.41.Даосская йога. М.,1992.
40. Даосская философия/ZCD "Библиотека в кармане", 1997.
41. Иванов Н. Современная организация лоббистских кампаний (на примере США). http://www.nlvp.ru/publications/31.html
42. Иванов Н. Организация наиболее влиятельных иностранных лобби в США. // http://www.nlvp.ru/text/publications/30.html
43. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
44. История китайской философии. М.,1989.
45. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997
46. Карапетьянц A.M. Первоначальный смысл основных конфуцианских категорий//Конфуцианство в Китае. М.,1982.
47. Карапетьянц A.M. Человек и природа в конфуцианском Четверокнижии/ЯТроблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.
48. Китайская философия: словарь. М., 1994.
49. Кобзев А.И. Личность, природа и судьба человека в конфуцианстве//Личность в традиционном Китае. М., 1992.
50. Кобзев А.И. Логическая рационализация в китайской классической философии//Рационалистическая традиция и современность. Китай. -М., 1993.
51. Кобзев А.И. Проблема природы человека в конфуцианстве//Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.
52. Кондратьев В.Н. "Божественный мрак", "Нирвана" и "Дао'7/Филос. и социол. мысль. 1990. - №7.
53. Коровина С.Г. Влияние китайской философии на творчество американской писательницы китайского происходения Эми Тань.
54. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов (на материалах стран Азии).
55. Краснов А.Б. Учение Чжу Си о природе человека//Конфуцианство в Китае. М., 1982.
56. Крюков В.В. Философские интерпретации проблемы ценностей//Вечные философские проблемы. Новосибирск, 1991
57. Куликова Э. Межнациональная коммуникация: к мультикультурализму или от него? // http://www.relga.rsu.ru/n58/cult582.htm
58. Курылёв Александр Юрьевич. Трудовая этика современных российских ре-иммигрантов: ценности труда и практики "самоконструирования".
59. Лурье С.В. Историческая этнология.
60. Луцкий А.Г. «Компонент самоидентификации» в системе национального образования города Москвы: от этноцентризма к мультикультурализму // http://www.earthburg.ru/php/process.php?lang=r&cl=10&id=l &file=luc ky.htm
61. Малахов B.C. Вызов национальному государству // http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/55682.htm
62. Малахов B.C. Парадоксы мультикультурализма // http ://magazines .russ.ru/inostran/1997/11/malachov.html
63. Малахов B.C. Мультикультурализм или интеграция? // http://nlo.magazine.ru/philosoph/sootech/sootech49.html
64. Малахов B.C. Ностальгия по идентичности // http://www.ruthenia.rU/logos/number/l99903/1999302.htm
65. Малахов B.C. Культурный плюрализм versus мультикультурализм // http://intellectuals.ru/malakhov/izbran/5multcult.htm
66. Малявин В.В. Даосизм как философия и поэзия в раннесредневековом Китае//Государство и общество в Китае. -М.,1978.
67. Малявин В.В. Конфуций. М., 1992.
68. Мартынов А.С. "Искренность" мудреца, благородного мужа и императора//Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984.
69. Мартынов А.С. Конфуцианская личность и природа/ЯТроблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.
70. Мартынов А.С. Конфуцианство, буддизм и двор в эпоху Мин//История и культура Китая. М., 1974.
71. Место Китая в глобальной политике США. М., 1987.
72. Национальные процессы в США. М., 1973
73. Передельский А.А. Поиски духовного и физического совершенства в культурологических учениях древнего и средневекового Китая. М., 1992.
74. Переломов JI.C. Конфуций о человеке//Личность в традиционном Китае. М., 1992.
75. Плоть и кость дзен: комментарии. Калининград, 1993.
76. Покровская Н.Н. Мультикультурализм как путь глобализации // http://l-i-c.narod.ru/20015-6/mu-gl.htm
77. Политический консультант в избирательных кампаниях. М., 1995.
78. Полоскова Т.В. Диаспоры в системе международных связей. М., 1998.
79. Психология. Харьков, 1994.
80. Путнэм Роберт. Игра в гольф в одиночку, или размывание общественного капитала Америки // http://www.russ.ru/journal/peresmot/97-09-17/putnam.htm
81. Рабочий материал по соционике/ZCD "Библиотека в кармане", 1997.
82. Раков В.М. Российская традиция и трудовая этика. // http://diaghilev.perm.ru/confirence/s0/newpage5.htm
83. Ровнер А. Третья культура. СПб., 1996.
84. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т.1.
85. Севастьянов Е.П., Корсакова Н.Е. Позолоченное гетто: Очерки о жизни в США эмигрантов из Китая, Кореи и Японии. М.,1983
86. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. М., 1987.
87. Сикевич 3. В. О соотношении этнического и социального // http://www.soc.pu.ru:8101/publications/jssa/l 999/2/6sikev.html
88. Симкин Г.И. Даосизм: алгоритмы Великого Неделания//Человек. -1992.- №6.
89. Синицын Е.П. Конфуцианство в эпоху Цинь//История и культура Китая. М., 1974.
90. Скарлато О.С. Этнокультурные проблемы США. // http://www.sno.spb.ru/art7.htm
91. Сморгунова В.Ю. Теории американского мультикультурализма и проблемы развития гражданского общества //http ://polit.spb.ru: 8101 /art.php3 ?rub=358&id= 13340
92. Такаки Рональд. Америка как многорасовое общество // http://usinfo.state.gov/journals/itsv/0897/ijsr/race4.htm
93. Тишков В.В. Политика мультикультурализма: теория и практика // http://www.uic.bashedu.ru/evrazia/rs/RTishkov.rtf
94. Торчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания // http://www.members.tripod.com/Eetorbest/daoism.html
95. Удовик СЛ. Глобализация: семиотические подходы. М., 2002.
96. Уотте А. Психотерапия: Восток и Запад. Львов, 1997.
97. Филатова Е. Основы соционики. Челябинск, 1992.
98. Философия Древнего Китая//Древнекитайская философия. -М., 1994. Т. 1.
99. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // http://www.politstudies.rU/fulltext/1994/l/3.htm
100. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и передел мира // http://www.russ.ru/journal/peresmot/97-10-15/hantin.htm
101. Черноморский П. Китайский городовой // http://www.internet.ru/articles/nknz 1 .esp
102. Чеснов Я. Быть чеченцем: личность и этнические идентификации народа // http://www.sakharov-center.ru/chs/chrus04l .htm
103. Чжан Дайнянь. Рационалистические воззрения в китайской философии//Рационалистическая традиция и современность. М., 1993.
104. Чжан Дайнянь. Рационалистические воззрения в китайской философии//Рационалистическая традиция и современность. М., 1993.
105. Шарипова Э. А. Менталитет личности как философская проблема. // http://www.uic.bashedu.ru/konkurs/bagautdinov/bgu/sharipova.htm
106. Щербатской Ф.Ф. Буддийская логика/ЯЦербатской Ф.Ф. Избранные труды по буддизму. М., 1988.
107. Язык и национализм в постсоветских республиках. М., 1994.
108. Ян Хин-Шун. Древнекитайский философ JIao-цзы и его учение. М.,1950.