автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Комиксный герой как отражение неомифологической парадигмы американской массовой культуры
Полный текст автореферата диссертации по теме "Комиксный герой как отражение неомифологической парадигмы американской массовой культуры"
На правах рукописи
Алиев Растям Туктарович
КОМИКСНЫИ ГЕРОИ КАК ОТРАЖЕНИЕ НЕОМИФОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ АМЕРИКАНСКОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ: 1929-2012 ГГ.
Специальность: 24.00.01 - Теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
2 и МАЙ 2015
005569253
Астрахань - 2015
005569253
Работа выполнена на кафедре культурологии факультета социальных коммуникаций ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»
Научный руководитель:
Якушенков Сергей Николаевич, доктор исторических наук, профессор кафедры - заведующий кафедрой зарубежной истории и регионоведения ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»
Официальные оппоненты:
Кирчанов Максим Валерьевич, доктор исторических наук, доцент кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран факультета международных отношений ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет» (Воронеж)
Дмитриева Дарья Георгиевна, кандидат культурологии, генеральный директор издательства «Изотека» (Москва)
Ведущая организация:
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Защита состоится <оЗ» 6иомР 2015 г. в часов на заседании
диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.009.08 при ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет» по адресу: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 20 а, ауд.г^б
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет» по адресу: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а.
Автореферат и диссертация размещены на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»: http://www.aspu.ru
Автореферат разослан_2015 г.
Ученый секретарь диссертационного совета д.и.н., профессор_
Е. В. Савельева
Общая характеристика работы.
Актуальность исследования. Идея героического является неотъемлемой частью функционирования любого общества, начиная с архаичного и заканчивая современным. Герой занимает важное место в формировании культурного ландшафта. Героическое не только отражает социально-экономические нормы той или иной эпохи, но и в определенные моменты начинает формировать их. Именно поэтому эта тема героического становится центральной для многих нарративов, начиная с античности. В более позднюю эпоху эта тема оставалась центральной для эпического и исторического дискурсов, а в XX в. она становится одним из главных идеологических символов советского государства.
Учитывая тот факт, что американский комиксный супергерой играет важную роль в массовой культуре западного общества, он требует пристального изучения не столько с точки зрения феномена комикса, сколько с позиции его историзма, т.е. его интеграции в социокультурное пространство США и других стран. Анализ героического с позиций неомифологизма позволяет проанализировать мифологические архетипы героического в комиксном нарративе, что даёт возможность сближать этот феномен с другими формами героического в массовой культуре западного общества.
Вычленяя мифологические маркеры в современном неомифологическом нарративе комикса, можно глубже понять роль героического в истории, что позволяет делать выводы о некоторых универсальных законах функционирования человеческой культуры. А исторические подходы играют важнейшую эвристическую роль в этом вопросе.
Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на многообразие исследований, затрагивающих данную тему, она не относится к числу полностью изученных.
К изучению феномена героя и героического в науке учёные подходили с различных позиций. Прежде всего, необходимо отметить научное исследование Т. Карлейла «Герои, почитание героев и героическое в истории»1, в котором рассматривается роль героической личности в истории. Несомненно, центральной проблемой исследования является «культ героического» и становление героя в его исторической ретроспективе. В отечественной науке к тематике героя и героического обращались следующие учёные: О. А. Бабенко, П. А. Васинева, Е. Г. Милюгина, О. А. Дорохова, Л. А. Мирошникова2, М. В. Кирчанов3.
| Карлейль Т. Герои, почитание героев и геро!гческое в истории / Т. Карлейль. М.: Эксмо. 2008.
Бабенко О. А. Образ героя в культуре: дне.... канд. фил.наук: 24.00.01 [Текст] / О. А. Бабенко. Ростов-на-Дону. 1999; Васинева П. А. Концепты «герой» и «универсальная личность» в античности н раннем немецком романтизме [Текст] / П. А. Васинева // Общество. Среда. Развитие. 2013. № 4(29); Милюгина Е. Г. О мифотворчестве романтиков. К вопросу об универсализме романтического художественного мышлення[Текст] / Е. Г. Милюгина // Романтизм в литературном движении. Сборник научных трудов.
Несмотря на важность данной проблематики, можно констатировать определенный недостаток в отечественной науке исследований комикса как феномена культуры. Однако, следует отметить особый вклад Д. Г. Дмитриевой, которая рассмотрела генезис комикса и феномена супергероя в контексте визуальной культуры XX в4.
К исследованию комикса обращались преимущественно филологи, среди которых особо хотелось бы выделить работы Кс. В. Поляковой, которая рассматривала становление семиотической системы американского комикса и японского манга, А. Г. Сонина, исследовавшего комикс как знаковую систему, и Е.В. Козлова, изучавшего проблему коммуникативности комикса в текстуальном и семиотическом аспектах5.
Специалистом в исследовании истории раннего комикса и протокомикса является Д. Канзл. Историческим можно назвать подход к супергероям Ш. Роадеса. Анализ комикса и специфики его языка осуществляют С. МакКлауд, Р. Харвей, Т. Гройнштен, Ч. Хатвилд, Дж. Витек, П. Лефевр и другие6. Анализу места комикса среди других видов искусства, а также его специфике в большой степени синкретичного искусства посвящен сборник статей Т. Инджа «Комикс как культура»7. В рамках структуралистского подхода супергероя исследует У. Эко в своей статье «Миф о Супермэне».
Б. Беати, Дж. Бенсон, А. Шпигельмана, X. Чут основное внимание уделяют проблеме возможностей свидетельства и документальности комикса. Исследователь Б. Райт реализует комплексный подход к истории супергероя как выразителя определенных идей национального американского сознания, К. Нолес видит в супергероях новых религиозных идолов. Исследование П. Кутана посвящено жанровой специфике
Тверь: Тверской государственный университет. 1997; Дорохова О. А. Героический этос в истории морали: дне. ..канд. фил. наук.: 09.00.05 [Текст] / О. А. Дорохова. М. 2005; Мирошникова Л. А. Нравственно-эстетическая сущность героического и проблемы его художественного воплощения: дне. „канд. фил. наук.: 09.00.05 [Текст] / Л. А. Мирошникова. М. 1984.
3 Кирчашв М. Лггературний герой шукае ¡дентнчшеть (про одну «хорватську» розповшь Марти ТарнавськоТ) / М. Кирчат'в // Kalynajoumal. Студп свропейських д1яспорних Л1тератур i ¡дентнчностен. 2007.Vol. 1. No 2. С. 18 - 24. [Электронный pecypc]URL: http://ejoumals.pp.net.uaMcL'0/14_kalyna_l.pdf
4 Дмитриева Д. Г. Феномен американского супергероя в контексте визуальной культуры XX века: дне. ... канд. культ, наук: 24.00.01 [Текст] / Д. Г. Дмитриева. М., 2014.
5 Полякова Кс. В. Становление семиотической системы американского комикса и японского манга: дне. ... канд. филолог, наук: 10.02.20 [Текст] / Кс. В. Полякова. СПб. 2004. Сонин А. Г. Комикс как знаковая система :Психолингвистическое исследование на материалах франкоязычных комиксов: дне. ... канд. филолог, наук: 10.02.19 [Текст] / А. Г. Сонин. Барнаул. 1999. Козлов Е. В. Коммуникативность комикса в текстуальном и семиотическом аспектах: дне. ... канд. филолог, наук: 10.02.19 [Текст] / Е. В. Козлов. Волгоград. 1999.
6 Kunzle D. Father of the Comic Strip: Rodolphe Topffcr. Univ. Press of Mississippi. 2010; Rhoades Sh. A Complete History of American Comic Books. Peter Lang, 2008; McCloud S. Understanding Comics. Harper Collins, 1994; Harvey R. C. The Art of the Comic Book: An Aesthetic History (Studies in Popular Culture). University Press of Mississippi, 1996; Groensteen T. The System of Comics. University Press of Mississippi, 2009; Hatfield Ch. Alternative Comics: An Emerging Literature. University Press of Mississippi, 2005; Witek J. Comic Books as History: The Narrative Art of Jack Jackson, Art Spiegelman, and Harvey Pekar (Studies in Popular Culture). University Press of Mississippi; First Edition edition, 1989; Lefevre P. Comics & Culture: Analytical and Theoretical Approaches to Comics. Museum Tusculanum Press, 2000.
7 Inge M. T. Comics as culture. University Press of Mississippi, 1990
комиксов о супергерое. Проблема идеологического содержания комиксов о супергероях поднимается в монографии «Война, Политика и Супергерои» М. Ди Паоло, а также в сборнике под редакцией Криса и Рафаэля Иорков «Книги комиксов и Холодная война»8 и во многих других исследованиях.
Учитывая тот факт, что образ героя тесно переплетается с концептом Другого, следует отметить и огромный пласт литературы, посвященной именно этому вопросу. К проблеме Другого обращались различные учёные. Ещё с античных времён, как отмечал Б. Вальденфельс, к попыткам анализа концепта «чуждости» прибегали Платон и Аристотель 9 . В Новое время такие европейские философы, как Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, касаясь вопросов нравственного отношения к представителям других культур, рас и религий, не могли не затрагивать темы Чужого. Следует отдельно подчеркнуть представления об «отчуждении» у Г. Гегеля, Л. А. Фейербаха, К. Марса, в неомарксисткой позиции - Т. Адорно и М. Хоркхаймера, Э. Фромма, в психоаналитической теории - 3. Фрейда, Ж. Лакана, С. Жижека, в экзистенциализме - А. Камю и Ж.-П. Сартра. Эта тема стала одной из самых плодотворных, так как определяет взаимоотношения человека и социума, индивида и мира, личности с самой собой.
С конструирования образа и опыта Чужого началась актуализация феномена Чужого в феноменологии, в творчестве Э. Гуссерля, Э. Левинаса, Ж.-П. Сартра.10.
Анализ феномена тела как Другого и самого тела Другого находит отражение в работе М. М. Бахтина «Автор и герой в эстетической деятельности»11.
Проблема Другого/Чужого в дальнейшем развивается в философии постмодернизма, в частности в проекте «деконструкции» Ж. Дерриды12, Ж. Делёза и Ф. Гваттари13.
Особое внимание к образам Другого/Чужого уделяется в работах М. Фуко, рассматривавшего эту проблему в аспекте политического14.
* Beaty В. Unpopular Culture: Transforming the European Comic Book in the 1990s. University of Toronto Press, 2007; Benson J. Confessions, Romances, Secrets and Temptations: Archer St. John and the St. John Romance Comics. Fantagraphics, 2007; Spiegelman A. Co-Mix: A Retrospective of Comics, Graphics, and Scraps. Drawn & Quarterly Publications, 2013: Chute H. L. Graphic Women: Life Narrative and Contemporary Comics. Columbia University Press, 2013; Wright B. W. Comic Book Nation: The Transformation of Youth Culture in America. JHU Press. 2003; Coogan P. Superhero: the secret origin of a genre. MonkeyBrain Books, 2006; DiPaolo M. War. Politics and Superheroes: Ethics and Propaganda in Comics and Film. McFarland. 2011; York C., York R. Comic Books and the Cold War. 1946-1962: Essays on Graphic Treatment of Communism, the Code and Social Concerns. McFarland, 2012;
4 Вальденфельс Б. Феномен чужого и его следы в классической греческой философии. Пер. с нем. КЛядской //Топос. 2002. Ks 2 (7). С. 4-21.
10 Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука. 2001. С. 224-225.
11 Бахтин M. Автор и герой в эстетическом творчестве // Эстетика словесного творчества. М. 1979. С. 111.
12 Деррида Ж. О грамматологии / Пер. с фр. и вст. ст. Н. Автономовой. М.: Ad Marginem. 2000. С. 64.
11 Делез Ж., Гваттари Ф.. Анти-Эдип. Капитализм и Шизофрения / Пер. с фр. и послесл. Д. Кралечкина. У-Факторпя. 2007. С. 241
14 Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб. 1997
В российской науке этот вопрос анализировали М. Л. Дубоссарская, Р. Р. Сафин, И. В. Пахолова 15 , Е. В. Хлыщева, А. П. Романова, С. Н. Якушенков16, О. С. Якушенкова17 и другие.
Изучению мифологического нарратива были посвящены работы таких учёных как К. Леви-Стросс18 и Р. Барт, которые рассматривали миф как семиотическую систему, полагая, что миф не есть пережиток архаического сознания, а является частью современной культуры, реализующейся в литературе, комиксах, кино, телевидении, рекламе и во многом другом19.
В русле неопсихоаналитического подхода особый вклад в развитие идей о мифологии и неомифологическом нарративе сделали Дж. Кэмпбелл"0 и К. Воглср21, сформулировавшие теорию «мономифа»22 — единого сюжетного конструкта, который нашёл своё отражение в мифологии, а также в продуктах массовой культуры: в кинематографе, комиксах, литературе и т.д.
В рамках изучения архетипов следует особо подчеркнуть вклад К. Юнга, обосновавшего понятие «коллективное бессознательное», содержащее в себе такие явления, как архетипы - общечеловеческие протообразы, нашедшие свое отражение как в мифах, так и в иных проявлениях человеческой культуры, мышлении и поведении 23 . И. А. Морозов в рамках этнографических и антропологических исследований также рассматривал архетипы в современной массовой культуре24.
Цель научного исследования - проанализировать рефлексию неомифологической парадигмы американской массовой культуры в образе комиксного героя.
Данная цель может быть реализована в контексте следующих
задач:
15 См.: Дубоссарская, М. Л. «Свой», «Чужой», «Другой» в столкновении культур (на материале
перуанских хроник XVI в.): автореф. дис. ... канд. культ.: 24.00.01. Москва, 2012. 23 е.; Пахолова И. В.
Социокультурный опыт «чужого» .автореф. дис.... канд. философ, наук : 09.00.11. Самара, 2010. 20 с. 6 См.: Романова А. П., Хлыщёва Е. В., Якушенков С. Н„ Топчиев M. С. Чужой и культурная
безопасность. Москва. 2013; Якушенков C.H. Образ чужого: от деконструкции к конструкции // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 3. С. 242; Якушенков С.Н. Тело Варвара: конструирование образа чужого на китайском фронтире // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 4. С. 235.
Якушенкова О. С. Образ Чужого в гетеротропных пространствах фронтира.: автореф. дис. ... канд. |ульт.: 24.00.01. Астрахань. 2014.
См.: Леви-Стросс К. Мифологики. В 4-х тт. Том 1. Сырое и приготовленное. М.; СПб.: Университетская книга. 1999. Леви-Строс К. Структурная антропология. М. 2001. " Барт Р. Мифологии / Перевод, вступ. ст. и коммент. С.Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых. 1996. С. 72-130.
См.: Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. Act. 1997.
Vogler С. The Hero's Journey ОиШпе.[Электронный ресурс] URL: http://4y\vw.thcwritersjourney.com/ 2г См.: Кэмпбелл Дж. Мономиф. Пушкино: Грааль. 1996.
23 Юнг К. Г. Аналитическая психология. Рипол Классик. 2004
Морозов И. А. Корни древа: интерпретации архетипического образа «дерева» в современном кинематографе ¡1 Этнографическое обозрение. 2012. 6. С. 60-72.
1. Выявить специфику научных подходов к анализу неомнфологического нарратива;
2. Проследить генезис феномена героя и героического в исторической ретроспективе;
3. Выявить особенности эволюции комикса в американской массовой культуре;
4. Проследить и проанализировать отражение исторического контекста в комиксах;
5. Рассмотреть особенности генезиса супергероя как феномена неомифологической культурной парадигмы американского общества;
6. Выявить культурообразующую роль образа супергероя в формировании современной американской массовой культуры.
Хронологические рамки исследования обусловлены особенностями генезиса комиксного героя в американской массовой культуре. Нижняя граница исследования определена 1929 годом - началом специфического периода в истории США, характеризующегося социальным и экономическим кризисами. Великая депрессия породила особые социокультурные процессы в американском обществе, которые, в свою очередь, оказали влияние на культурную рефлексию и сформировали новый образ героического - супергероя. Верхняя граница обусловлена также кризисными явлениями в американском обществе — 2012 г. И хотя этот кризис начался раньше, именно в этот период он ознаменовался массовыми социальными выступлениями, такими как Occupy Wall Street, что привело к появлению новых тенденций в комиксных сюжетах и образах супергероев. Именно этот период дал возможность выделения новых и переосмысления уже существующих типов героического в массовой культуре США.
Исходя из темы, поставленных цели и задач научного исследования территориальные рамки исследования определяются границами США. И хотя феномен комиксного героя как проявления массовой культуры уже давно стал достоянием мировой культуры, вместе с тем именно в США он получил максимальное распространение.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
1. Выявлена основанная на ряде архетипичных признаков эволюция образа героя в исторической ретроспективе;
2. Выделены особенности генезиса комикса в американской массовой культуре;
3. Проанализировано отражение исторического контекста США в образе комиксных героев;
4. Рассмотрены особенности эволюции супергероя как феномена массовой культуры США;
5. Впервые в зарубежной и отечественной литературе на основе математических методов исследования построена матрица комиксных архетипов супергероя, что позволило говорить о значимости неомифологической парадигмы в американской культуре.
6. Выявлена роль образа супергероя в формировании культурного ландшафта США.
Теоретическое значение диссертации заключается в том, что полученные результаты позволяют выявить ряд принципов функционирования современной культуры западного общества, нашедших отражение в актуализации проблемы героического. Скомпилированная на основе современных математических методов исследования матрица характерных черт супергероев дает возможность прогнозировать дальнейшее развитие феномена супергероя в рамках современной массовой культуры. Выявленные архаичные и архетипичные маркеры комиксных супергероев дают возможность для исследователей, занимающихся изучением современного общества в рамках различных научных направлений, проследить ряд метапаттернов, общих как для архаичной, так и современной культур.
Практическое значение. Материалы исследования могут быть использованы для подготовки учебных пособий по истории, культурологии и философии комикса, героического в американской массовой культуре. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материла работы в деятельности специалистов по комиксам, при создании нарративных продуктов, в учебной деятельности, при создании программ обучения истории США.
Методология и методы диссертационного исследования. В основу данного исследования положены теоретико-методологические подходы, содержащиеся в концепциях учёных, относящихся к структуралистской и постструктуралистской школе изучения мифологического и неомифологического нарратива (К. Леви-Стросс, Р. Барт), делающие упор на символическую и мифологическую составляющую текста, философа Ж. Лакана и политолога С. Жижека, позволяющие рассматривать проблему героического в исторической ретроспективе через призму психоаналитической методологии. Использование историзма структуралистской школы дало возможность применять исторические методы для выявления генезиса образа Героя. Большую роль в ходе исследования сыграли труды Ж. Дерриды, который использовал метод «деконструкции», нашедший отражение в анализе конструирования образа Героя, несущего в себе базисные характеристики Другого/Чужого, постмодернистов Ж. Делёза и Ф. Гваттари, разрабатывавших концепцию «тела без органов» в русле шизоаналитического подхода.
Теоретико-методологические основы неопсихоанализа (работы Дж. Кэмпбелла и К. Воглера) позволили глубже проанализировать
структуру неомифологического нарратива, представленного в диссертационном исследовании в виде комикса как продукта массовой культуры.
Применялись разные подходы к дискурсивному анализу, в том числе и нарратологические принципы, постулированные П. Рикёром, методы диахронии и синхронии, которые позволили рассмотреть отдельные явления, как в исторической ретроспективе, так и в определенные отрезки времени.
В конструировании и классификации образа героя как Другого/Чужого на примере Супергероя/Суперзлодея комикса использован подход, разработанный С. Н. Якушенковым, выделившим три основополагающих постулата проявления образа Другого/Чужого: вестиментарность, алиментарность и сексуальность.
В силу большого объема данных, полученных в ходе исследования дихотомии образов супергероя в комиксе, были использованы математические и статистические методы исследования, такие как составление корреляционной таблицы и корреляционной матрицы, что позволило нам структурировать архетипичные характеристики комиксных героев в рамках неомифологической культурной парадигмы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Анализ образа комиксного супергероя помогает выявить эволюцию определенных идей и образов в обществе и дает возможность понять законы эволюции самого общества, актуализирующего в образах героев свои скрытые надежды и страхи.
2. Генезис героя в исторической ретроспективе коррелирует со сменой исторических периодов, что, в свою очередь, доказывает специфику данного феномена социокультурной рефлексии, способного выступать в роли культурообразующего фактора в американском обществе.
3. Подходя к пониманию места комикса в массовой культуре, прежде всего, стоит отметить неоднородную структуру самой массовой культуры, включающую в себя сложные элементы и проявления различных уровней. А анализируя феномен комикса, необходимо акцентировать внимание на том, что это явление прошло довольно длинный путь становления и трансформации содержания и формы в исторической ретроспективе. Начав свой путь с XVII в. в качестве упрощённых «картинок для народа» на религиозную тематику, в эпоху зарождения массовой культуры комикс приобретает свою популярность на различных уровнях проявления. Изначально он выступает в качестве продукции кич-культуры, потом происходит его трансформация и качественное улучшение до мид-культуры, при этом в его содержание включаются проблемы социального, духовного и даже политического значений. По мере развития комикс начинает оказывать влияние и на другие виды искусства: от художественной массовой литературы до
мультипликации и кинематографии, создавая в этих областях особый жанр супергеройского боевика с элементами иных направлений. Таким образом, комикс приобретает культурообразующую функцию в массовой культуре США.
4. Комиксный герой как феномен массовой культуры отражает в себе социокультурную динамику и выступает в качестве рефлексии социокультурной среды на те или иные процессы, происходящие в обществе, государстве или мире.
5. Генезис образа супергероя/суперзлодея комиксов проходит такие же этапы, как и конструирование тела Другого/Чужого в историческом, культурном и социальном дискурсах, что указывает на его архаичность и универсальность. При этом выделяется три группы образов супергероев как носителей маркеров Другого/Чужого: Alius Naturalis, Alius Humanoid, Alius Ultra.
6. Феномен комиксного героя, складывавшийся в течение всего XX в., сформировал особый американский культурный ландшафт, проявляющийся во многих аспектах. Прочно войдя в индустрию развлечения, комиксный герой становится объектом не только взаимодействия с нарративом, но и выходит за его рамки, превращаясь в культурообразующий фактор.
Степень достоверности и апробация результатов определялась верификацией с помощью смежных дисциплин и параллельных методов, что дало возможность говорить об универсальности ряда полученных данных. Кроме этого верификация полученных результатов была проведена с помощью математических методов анализа, что дало возможность объективизировать ряд полученных архетипов с помощью корреляционной матрицы. Основные положения диссертационного исследования представлены в 9 публикациях (общим объёмом 5 п.л.), 4 из которых размещены в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований. Практически все аспекты диссертации нашли отражение в выступлениях на международных и российских конференциях.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, шести подразделов, заключения и библиографического списка. Объем диссертации составляет 185 страницы.
Основное содержание работы
Во Введении обоснована актуальность диссертационного исследования, дана характеристика степени разработанности научной проблемы, чётко сформулированы цель и задачи, обозначены хронологические и территориальные рамки изучаемой темы, выявлены научная новизна, теоретическое и практическое значения, обозначены методология и методы, а так же сформулированы основные положения,
выносимые на защиту. В этой же указаны сведения об апробации результатов исследования и описана структура диссертации.
Первый раздел «Герой как историкокультурная проблема» посвящен анализу феномену героического и подходов в изучении героической мифологии. В этом разделе выявлена и обоснована роль Героя в социокультурных процессах, начиная от архаики, заканчивая современностью.
В первом подразделе «Теоретические подходы к анализу героической мифологии» раскрыты наиболее актуальные для данного исследования теоретические подходы к изучению мифологических и неомифологических нарративов. При этом были выделены основные составляющие научной проблемы героического: феномен инаковатости Героя, мифологичность и неомифологичность его образов, а также его место в культурном пространстве социума.
С нашей точки зрения, структурный подход к анализу мифа дает возможность лучше понять базовый постулат теории К. Леви-Стросса об универсальных законах человеческого мышления, проявляющиеся в структуре мифологического нарратива25. В связи с этим, мы посчитали актуальным усилить структуралистский подход Леви-Стросса, концепциями французского семиотика Р. Барта, полагавшего, что миф может проявляться в современности в виде продуктов культуры: литературы, кинематографа, телевидения, рекламы, комиксов и многом другом26. Эти подходы Р. Барта и К. Леви-Стросса дали нам возможность говорить об универсальности мифа и позволили анализировать комиксный нарратив в рамках неомифологизма».
В рамках психоаналитической концепции особый вклад в изучении феномена героических архетипов внёс К. Г. Юнг, который, на основе его теории коллективного бессознательного, не только заявил о наличии особых устойчивых архетипов мифологии, но и показал их роль в современной культуре, доказыв неомифологическую составляющую современных культурных парадигм27.
В русле неопсихоаналитической теории наиболее важным становится подход американского исследователя, Дж. Кэмпбелла, который выделил универсальный сюжет для мифа, назвав его «мономифом». Мономиф - это базовый паттерн, конструкт, заложенный в основу любого повествования, который содержит три основных стадии («мотива»), в структуре которых выделяются около 17 этапов:
*5 Леви-Стросс К. Мифологики. В 4-х тт. Том 1. Сырое и приготовленное. М.; СПб.: Университетская книга. 1999. С. 19-20.
"6 Барт Р. Мифологии / Перевод, вступ. ст. и коммент. С.Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых. 1996. С. 72-130.
27 Юнг. К. Г. Архетип и Символ. / Сост. и вступ. ст. А. М. Руткевича. М.: Ренессанс. 1991; Юнг. К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. М. 1988. №1. С. 133-152; Юнг К.Г. Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное. М.: ПРИОР. 1999; Юнг К. Г. Аналитическая психология. М.: Рипол Классик. 2004.
1. Сепаративная стадия (или разделение);
2. Лиминальная стадия (или инициация);
3. Возвращение28.
H. Фрай приблизил понимание мифологического в современной литературной сфере и классифицировал проявление тех или иных архетипов в соответствии с природными циклами:
I. Весна, рождение, заря - в эту категорию входят мифы о рождении героя, о его воскрешении, гибели тьмы, смерти. Часто встречаемыми архетипами в данном случае выступают мать и отец. Сюда Н. Фрай отнёс жанры романса, рапсодической и дифирамбической поэзии.
2. Лето, зенит, брак - в эту категорию входят мифы апофеоза, визита в рай, свадьбы. Распространёнными архетипами в данном случае выступают невеста и спутник. Жанры романа, комедии, идиллии.
3. Осень, смерть, закат - сюда входят мифы о смерти бога, насильственной смерти, о падении, жертвоприношении. Архетипы предателя и сирены. Жанры: трагедия и элегия.
4. Зима, ночь, безысходность, мрак - эта категория вбирает в себя мифы, в центре которых стоят гибель героя и богов, триумф тёмных сил, мифы о потопе и т.д. Архетипами выступают ведьма, великан и другие. Жанр - сатира.
Таким образом, Н. Фрай маркирует нарративные жанры согласно сезонности: рыцарский роман становится мифом лета, комедия - мифом весны, ирония или сатира превращаются в миф зимы, а трагедия выступает мифом осени29.
Перенести исследование из области теории литературы или психологии в область истории культуры и истории идей помог подход, разработанный американским исследователем С. Гринблаттом - «новый историзм». Основываясь на теоретических положениях американского историка А. О. Лавджоя, попытавшегося обосновать необходимость исследования человеческих идей30, С. Гринблатт показал возможность анализа исторической эпохи не только в русле собственно исторических нарративов, но и с точки зрения художественных произведения и малых жанров.
Во втором подразделе «Феномен героя и героического в исторической ретроспективе - от античности до наших дней» проводится анализ генезиса феномена героического в исторической ретроспективе и даётся характеристика этого феномена в каждый из основных исторических периодов. На различных примерах, относящихся к
Vogler С. The Hero's Journey Out]inc.[Электронный ресурс] URL: http://www.thevvntersjoumey.com/ 24 Frye N. Anatomy of Criticism. Four Essays. Princeton University Press. 2000.
j0 Greenblatt S. Sir Walter Ralegh: The Renaissance Man and His Roles. New Haven: Yale University Press,
1973; Greenblatt S. Renaissance Self-Fashioning: From More to Shakespeare. Chicago: University of Chicago Press, 1980; Lovejoy A. O. The Great Chain of Being: A Study of the History of an Idea. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. 1936; Лавджой А. О. Великая цепь бытия. M.: Дом интеллектуальной книги, 2001.
Древней Греции, было показано, как из культа предков выделяется культ героя, приобретающего постепенно панэллинистические черты, способствовавший этнической самоидентификации и служивший важным культурным паттерном.
В Средневековье выделяется два этапа становления героического:
1. Архаический, в котором герой часто имеет черты полумифические или фантастические, как и в Античный период, когда он выступает в качестве основателя этноса, племени, государства;
2. Период расцвета Средневековья, когда герой чаще всего уже является защитником государства или сеньориально-вассальной структуры общества. Герой этого периода перестаёт быть полумифическим или фантастическим, приобретает черты представителя аристократии (монарх или рыцарь) и является рефлексией общества на ценности и идеи, востребованные в этот период.
Эпоха Нового времени видоизменяет тип героического. Теперь герой перестаёт быть полубожественным созданием или занимать аристократическое положение в обществе. Главное в жизни героя Нового времени - это создание и провозглашение разумного, рационального, а, следовательно, и лучшего порядка. Общество нуждается в познании этого мира, который существует независимо от человека, а значит, и независимо от героя. Единственное, что может предложить в этом случае героическое, - это попытаться понять мир, изведать его с помощью разума и чувств, а затем и усовершенствовать.
Герой Новейшего времени уже перестаёт быть носителем рационализма и научных ценностей в силу того, что наука в XX в. переосмысливается мировым сообществом после того, как обнаруживается и её деструктивная сторона (изобретение атомной бомбы). Появление опасности установления тоталитарных и авторитарных режимов XX столетии, экологические бедствия, глобализация, Первая и Вторая мировые войны, угроза Третьей Мировой, - всё это оставило отпечаток на формировании образа героя и героического. Старые типы сменяются на новые: герои-спасители вытесняют героев-защитников, герои-борцы сменяют героев-воинов.
Таким образом, исследуя и анализируя тип героя каждой эпохи, можно выделить основные идеологические направления и ценности того или иного общества, что в свою очередь даёт большой материал для переосмысления исторических и социокультурных процессов. Герой и героическое не только показывают нам картину рефлексии социума и индивида на происходящие изменения, и но и играют важнейшую роль в качестве культурообразующего фактора.
Второй раздел «Комиксный герой как рефлексия социокультурной специфики американского общества» посвящен истории становления комикса как культурной единицы массовой культуры США и рефлексии исторических и социокультурных процессов, которые происходили в Америки на протяжении XX в, в комиксном герое.
В первом подразделе «Эволюция комикса в американской массовой культуре» проводится анализ генезиса комикса как самостоятельного феномена американского массовой культуры, а так же определяется его место в культурном ландшафте США.
Хотя своё начало комикс берёт еще в XVI-XVII вв., когда в Европе получили распространение так называемые «картинки для народа», именуемые «аллилуи», содержание которых носило религиозный характер, по-настоящему оформляется комикс в США в XX в.. Развитие комикса проходило в несколько этапов. К середине XIX в. в Америке уже была переведена и опубликована работа Р. Тёпфера «Приключения Авдия Олдбака»31 . С его популярностью в США начался бум активности печатных издательств, которые взяли на вооружение «истории в картинках» для привлечения внимания читателей. Масштабное использование иллюстраций в качестве любимого приёма прессы началось с газетного треста Херста и Пулицера32.
Во второй четверти XX в. в США возникает особый жанр комиксов - супергеройский. И прежде всего он связан с появлением на страницах издательства Action Comics (позже DC Comics) Супермена в 1938 году. Именно с этого периода активно начинается развитие супергеройской тематики комиксов и самого образа супергероя.
Историки выделяют несколько подходов к периодизации истории американского комикса. В частности, общепринятой считается периодизация, предложенная исследователем комиксов, Ш. Роудсом:33
1. «Золотой век», с 1938 по 1954 гг.;
2. «Серебряный век», с 1956 года до начала 70-ых гг.;
3. «Бронзовый век», с 1970-х по 1985 гг.;
4. «Новый век», с 1985 по сей день.
Р. Дункан и М. Дж. Смитт предпочитают специфическое деление истории американского комикса, согласно которому выделяется «эпоха изобретения», «пролиферации» и «диверсификации»34.
И хотя подобные типы периодизаций несут в себе скорее искусствоведческий характер, можно заметить, что границы каждого из периодов развития супергеройского комикса совпадают с историческими вехами, границами смещения социокультурных и политических акцентов в
Jl Rhoades Sh. A Complete History of American Comic Books. New York: Peter Lang. 2008. C. 254.
Садуль Ж. Всеобщая история кино. Том 2. М.: «Искусство». 1958. С. 196.
j3 Там же. С. 6.
34 Duncan R., Smith М. J. The Power of Comics: History, Form & Culture. New York: Continuum. 2009. P. 2324.
американском обществе XX в., это дает нам право полагать, что периодизация истории комиксов о супергероях может быть рассмотрена в историческом контексте.
Место комикса и героического в массовой культуре стоит воспринимать с двойственной позиции. С одной стороны, оно чётко очерчено, и комикс вместе с героем становятся самостоятельной единицей массовой культуры. А с другой стороны, влияние на развитие иных видов искусства размывает эти границы, заставляя понимать комикс как явление, нашедшее своё законное место, как в повседневной жизни, так и в неоэлитарной культуре.
Во втором подразделе «Отражение исторического контекста в американском комиксе» анализируется отражение в образах супергероев исторических и социокультурных процессов американского общества XX в.
История США делится условно на четыре периода, каждый из которых характеризуется в соответствии с социокультурными процессами, происходившими в конкретный период. Образ супергероя становится лакмусовой бумажкой американского социума, вбирая в себя черты, которые становятся актуальными в определённую эпоху. Другими словами, с одной стороны, супергерой выступает проекцией социальных отношений и явлений прошлого и настоящего; с другой, это идеологический проводник, формирующий оценочное отношение к социальным явлениям прошлого и настоящего. Тем самым он играет важную роль в контексте социальных взаимоотношений и культурных процессов.
Третий раздел «Генезис комнксного героя: от неомифологнческого сознания к социокультурной практике»
посвящён анализу эволюции образа комиксного героя, а так же его роли в формировании культурного ландшафта США.
В первом подразделе «Эволюция образа героя в американском комиксе» рассматривается генезис образа комиксного героя, который анализируется с позиции феномена Другого/Чужого, так как инаковатость героического является важным структурным элементом, актуализирующим его восприятие читателем. Была проведена классификация образов и выделены основные типы: Alius Naturalis (тероморфный образ), Alius Humanoid (антропоморфный образ) и Alius Ultra (ксеноморфный образ). На основе математических методов исследования выстроена матрица комиксных архетипов супергероя, что дало возможность говорить о значимости неомифологической парадигмы в американской культуре. А сведение с помощью корреляции дискретных свойств в единую систему образов наглядно демонстрирует их связь между собой в качестве архетипичных проявлений в продуктах массовой культуры. Анализ этих свойств даёт возможность понимания образа супергероя с точки зрения его инаковости (образа Другого/Чужого).
Во втором подразделе «Культурообразующий феномен комиксного героя» анализируется роль комиксного героя в формировании современного культурного ландшафта США.
Особое место в американских культурных и экономических кластерах заняла индустрия комиксов. В ней заняты десятки тысяч американцев, а заработные платы топ-менеджеров в этих компаниях составляют миллионы долларов35.
Выступая в качестве рефлексии социокультурных ценностей американского общества и осуществляя гедонистическую функцию потребления конкретной социальной и тендерной стратой, комикс трансформировался из второсортного в один из ведущих жанров массовой культуры США. И при этом он стал осуществлять культурообразующую функцию, формируя культурный ландшафт Америки определённым образом. Это проявилось в следующем:
1. влиянии на разнообразные виды и жанры искусства;
2. формировании фанкультуры - субкультуры почитателей комиксов;
3. появлении «косплэя» как особого направления в американской массовой культуре, и его связь с индустрией шоубизнеса;
4. выстраивании особых поведенческих паттернов, нацеленных на имитацию супергероического.
Самое заметное влияние комикс оказал на возникновение комиксной фан-культуры, сформировавшейся с одной стороны в рамках типичной молодежной субкультуры, но с другой стороны быстро переросшей эту «субкультурность», вовлекая в свои процессы самые различные направления и выстраивая современную массовую культуру по своему подобию.
Одежда и аксессуары из комиксов, подражание комиксному пространству в архитектуре - всё это стирало грань между иллюзорностью и реальностью, выстраивая неомифологическую парадигму, для которой характерна размытость границы между мифом и реальностью.
Субъект фанкультуры комиксов постоянно чувствует себя причастным к этой новой реальности, наряжаясь, как герой комиксов, подражая его жестам и т.д. Особую роль в этом сыграла стилистика кинематографической визуализация комиксных супергероев.
Связь мифологического с современностью позволяет выстраивать новые конструкты социальных взаимодействий внутри общества. Разнообразные фан-сообщества, комик-коны, комикс-фестивали, косплэй -в современной культуре это напоминает больше неомифологический ритуальный праздник или обряд, где участники собираются, чтобы инсценировать миф, «возродить» героя, оживить его своим действием.
35 Rhoades Sh. Comics books: How the Industry Works. N.-Y.: Peter Lang Publishing, Inc. 2008, P. 4.
16
Специфику «косплэя» и «костюмированных героев» легко понять через призму концепции «лиминальности», разработанной А. ван Геннепом36 и развитой В. Тернером". В современном обществе именно подростки, нуждаясь в ритуале инициации, перехода из детского состояния во взрослое, вступают в стадию разделения (сепаративный этап) - они открепляются от занимаемого ранее места в социальной структуре. Окончательно пройдя этот этап, они входят в состояние лиминальности, которое может длиться неограниченное количество времени и не всегда заканчивается переходом в этап возвращения. Именно в таком состоянии подростки и приближенные к ним возрастные группы создают вокруг себя параллельную реальность, симулирующую действительность: начинают играть в героев, в «переодевание», «косплеят» любимых персонажей игр, кино и комиксов, занимаются исторической и иной реконструкцией. Пребывание в лиминальной стадии позволяет субъекту адаптироваться к внешним условиям собственной симуляцией реальности. Отягощённость молодых людей современными реалиями, в которых общество требует от них примитивной модели поведения, складывающееся в формулу «рождение - обучение - диплом - работа - семья - старость - смерть», подогревается отсутствием «героического» элемента в их ритуале инициации. Они находят недостающее в комиксах, играх, литературе, кино и других продуктах массовой культуры, которые предлагают это своим потребителям. Появление в индустрии развлечений фан-сообществ, комикс-фестивалей и косплэя, в свою очередь, влияет на культурную реальность современности, становясь структурным элементом неомифологической парадигмы.
В заключении обобщены результаты и подведены итоги диссертационного исследования, отражены основные выводы, подтверждающие гипотезу автора о важной роли комиксного героя в неомифологическом сознании современного американского общества. Комиксный герой, эволюционировавший в течение всего XX в., повлиял на формирование особый американский культурный ландшафт, проявляющийся во многих аспектах. Прочно войдя в индустрию развлечения, комиксный герой становится особым рефлективным культурным феноменом современности, тесно связанным с историческими реалиями эпохи.
3fi Cm.: Gennep A. The Rites of Passage. London. 1977. 37 Cm.: Turner V. W. The Ritual Process. Penguin.1969.
17
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах, входящих в перечень рекомендованных ВАК РФ
1. Алиев Р. Т. Тело «Супергероя/Суперзлодея»: конструирование образа Другого/Чужого в американских комиксах [текст] / Р. Т. Алиев // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. №2 (39). С. 326334.
2. Алиев Р. Т. Дихотомия образов супергерой-суперзлодей в американских комиксах [Электронный ресурс] / Р. Т. Алиев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). Краснодар: КубГАУ. 2014. №09(103). Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf724.pdf, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус.
3. Алиев Р. Т. Мотив инициации как структурный элемент мифологического в комиксе [текст]. / Р. Т. Алиев // Теория и практика общественного развития. 2014. № 19. С. 182-185.
4. Алиев Р. Т. Комикс как отражение социокультурной динамики в американской массовой культуре [текст] / Р. Т. Алиев // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. №1 (42). С. 318-324.
Статьи, опубликованные в других научных издания:
5. Алиев Р. Т. Комикс как феномен культуры [текст] / Р. Т. Алиев // Генезис. Фронтир. Наука. Сборник научных статей. Выпуск 1. Астрахань. 2013. С. 195-200.
6. Алиев Р. Т. Феномен Другого/Чужого в концепте «Деревни Дураков», или Три Мудреца из Готэма [текст] / Р. Т. Алиев // Миграционные, демографические, социокультурные процессы в регионе: мат-лы Региональной студенческой научно-практической конференции (29 апреля 2014г). Астрахань. 2014. С. 47-51.
7. Алиев Р. Т. Женский архетип супергероя в комиксах [текст] / Р. Т. Алиев // Инновационные научные исследования в гуманитарных, естественных, технических и общественных науках. Методология, теория, практика. 4-5 декабря 2014 года. г. Санкт-Петербург. СПб.: Изд-во «КультИнформПресс». 2014. С. 8-10
8. Алиев Р. Т. Феномен костюмированного супергероя в контексте социальных взаимоотношений, или герой «нашего» времени [текст] / Р. Т. Алиев // VI Международная научно-практическая конференция «Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия». Россия, г. Новосибирск, 2014 г. С. 156-159.
9. Алиев Р. Т. Дихотомия природного и техногенного в образах героев американских комиксов комиксах [текст] / Р. Т. Алиев // Социально-гуманитарный вестник Прикаспия. 2014. №1. С. 5-9.
Заказ № 0187/15 Подписано в печать 27.04.2015 г. Тир. 100 экз. Гарнитура Times New Roman. Формат 60x84/16. Усл. печ. л. 1,2 Типография ООО « Альфа Принт » Ю.а.: 414004, г. Астрахань, ул. Б. Алексеева 30/14
e-mail: Alfaeer(5>rambler.ru
тел: 89033485666