автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему: Коммуникативно значимое молчание в структуре языкового общения
Полный текст автореферата диссертации по теме "Коммуникативно значимое молчание в структуре языкового общения"
ЛШИШТАЦСКИЙ ОРЦНИЛ ШИШНА и ордена трудового красного знамени гос.удлрс 1 bhj ii üjtv у1 нш^рситег
IIa правах рукописи
КРЕСГИНСКИЙ Станислав Владимирович
коммуникативно зна'шок мол чаш us ü с1рушре языкового обцыш
10.02.19 Теория языкознания
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических тук
Ленинград L-Щ
Работа выполнена на кафедре общего языкознания Тверского госудвр-'¡ценного университета.
Научный руководитель - доктор филологических наук,
профессор II.П. Сусов.
Официальные оппоненты: доктор филологических наук,
профессор В.В, Богданов, кандидат филологических ноук, доцент Л.Г. Гурочкинр.
Ведущая организация - Военный Краснознамённый институт МО СССР.
Г*ащита состоится "_"__1991 г.
п__час._мин. на заседании специализированного совета
К. 064.57.52. но гтрпсуадению ученой степени кандидата филологических тук в Ленинградском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном университете по адресу: 199034, Ленинград,, Университетская набережная, II.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени Горького Ленинградского государственного университета.
Автореферат разослан "___1991 г.
Ученый секретарь, специализированного совета К.0^3.57.52.
кандидат филологических наук.
доцент О.И.Еродович
Предметом исследования--в реферируемой диссертации является акт молчания как один из невербальных компонентов общения, который рассматригается в контексте диалогической речи и дискурса в делом.
Актуальность исследования обусловливается следухгадоа факторами: I/ ^бщей тенденцией в лингвистической науке к значительному расширению изучаемого материала, что предполагает ьиход за рамкя собственно язиковнх фактов с целью более глубокого постиж-ния мриродн человеческого общения; 2/ отсутствием в советском язмлознаняи сколько-нибудь полного и систеmicro олисшшя акта молчания как коммуникативной единицы, рассмотренной в контексте дискурса.
Проблема молчания никогда до сих пор не затрагивала интересов языковедов за исключением психолингвистов, которые достаточно подробно описала роль паузи и ев ф}чгкции в спонтанной речи. Согласно юс исслодованиям паузы /hesitation / внутри предложения или на стыке преддожего1й мшолйяют синтаксическую фуикцяо, т.е. разграничивают синтаксически завершенные конструкции; когнитстгую функции, т.е. шелителышй поиск необходимых для дальнейшего высказывания лексических и грамматических средств, и эмотивну» функцию, т.е. отрп.тение эмоционального состояния говорящего э момент речи.. Среди психологических работ следует также отмогить статью С. Бейсора "Теория молчания", в которой автор выделяет дна вида молчания - отрицательное и положительное. Первое является следствие!.' отсутствия взаимной идентификации, т.о. общности, близости, коммуникативных партнеров, второе свидетельствует о наличия такой идентификации между коммуникантами / в«киг , 1955/.
Основное количество работ по молчанию, список которых довольно обширен, посвящено сашм разнообразим аспектам употребления молчания в жизни человека. Зто этнографические, культурологические, философские исследования, в которых молчание рассматривается в контоксте национальна, социальных и культурных условий его ^ункциоиироваштя в процоссе кошуника-тивной деятельности человека. Все отдельные аспекта употребления молчания в процессе общения показывают многозначность и полифункциональность этого яатения.
Следует отметить такке значительные работа 5. Брюно /1973/, Д?к. Б. Пенсена /1973/, А. Стредье /1983/, К. Циимер-танна /1933/, 3. Гилчш, В. Буччк и Н. Зридлана /1985/, М. Са-вилъ-Труак /1985/, Дя. Ворсурека /1985/, выполненные в рамках теории код'-ыунккацгш, семистам а праттгащгвистики, в которых молчанке рассматривается как один из значит компонентов дискурса, способный нести информацию, являющийся коммуникатив-нш актом и знаком. Бее авторы нриэнаюг актуальность и необходимость изучения молчания, ото - ле ничто, а нечто, что имеет своп внутренний смысл и играет существенную роль в кошу>\;ка-тивной деятельности человека. Почти все работы касаются отдельных частит аспектов молчания. йгеется большой эмпирический материал, описывающий употребление молчания в том или ином этносе.
Меньше всего иссле-^ван семиотический и коммуникативный аспекты молчания. Хотя и имеется несколько работ по классификации актов молчания, однако их авторы рассматривают коммуникативные Функции в основное в социальном, нсихологиче ом, этнокультурном аспектах, в контекстэ социально-культурного макродействия и в значительно меньшей отелена в контексте гонкрвтно-го дискурса и диалога.
Основной задачей реферируемой диссертации является исследование акта молчания глк невербального коммуникативного шага в структуре дискурса и диалога, его взаимодействие и взаимосвязь с речевшли актами, а тр"ле выявление коммуникативных Функций акта молчания в диглоге. Кроме того, на оонове обобще-шш ¿не иьюицнхея дашшх и описаний роли молчания й различных социумах выводятся некоторые общие закономерности, а также различия в функционирования молчания в разных етносах, культурах и социальных сферах.
Материалом исследования служат фрагменты дискурса /около 1500/ из художественной пр^н, драматургии, публицистики, интервью, художественных фъльтв русских, немецких» англоязычных и французских авторов, а также авторские наблюдения речевых ситуаций. Такой широкий диапазон источников позволяет пронаблюдать молчание в разных функциональных стилях общения.
Научная новизна выполненной работы заключается в том, что в ней I/ определяется место акта молчания в системе невербальных компонентов коммуникации, 2/ из всего континуума
отсутствия звука и вычленяется акт молчания как коммуникативно значимая единица процесса обаюшгя, .?1 дается наиболее полное на сегодняший день определение понятая комлуникативно значк-' мое молчание, 4/ оирсрляется когялупикатишшй статус акта молчания, 5/ выводятся коммуникативно пражатетеская структура акта молчания, б/ осуществляется классификация актов молчания, содержащая семнадцать коммуникативных функций, 7/ проводится сопоставление функционирования молчания в различных этнокультурных оредах.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Акт молчания является кгаялуникативио значимой единицей дискурса, обладающей признака!.-.;; знака и речевого акта и способной быть .носителем информации.
2. Акт молчания имеет кошут!камвтго-прагматическую структуру, состоящую из пяти уровней: I/ пресуппозлциошгое содвраа-няе, 2/ пропозициональное содержание, кнтрасклендаалыюв содержание, кшликативное содержание, постсйлекциальное содержание, 5/ постсиленциальный эффект.
3. Центральным звеном этой структуры является юякикатив-ио0 содержание акта молчания* Вывести имшшкатуру акта молчания - это значит попять.его значение.
4. Акт молчания как единица общения наполняет в дискурсе следующие функции: контактивную, дасконтактпвкую, экспрессиа-нун, информативную, оценочную, рогативную, когнитивную, хезита-тивную, экспектявнуи, акштокальиую, аффективную, стратегическую, риторическую» синтакоическую, функцию социальной установки, ролемаркиррлцую, ритуальную.
5. Отношение членов социума к молчанию и особенности его использования в процессе обчеши являются одной из характеристик этноспецифического дискурса.
Выбор методики анализа актов молчания обусловлен спецификой материала и поставленными задачами: прежде всего это метода прагматической интерпретации дискурса. В отдельных случаях применяются семантический и стилистический, а также сопоставительный анализ фактов употребления молчания в процессе общения.
Теоретическая значимость реферируемой диссертация заключается в том, что результаты исследования расширяют представление о компонентах человеческого общения, наглядно показывая, что одним из таких средств является и молчание.
Лг,яктнческая значимость результатов диссертации обуслов-' ливается тем, что они могут использоваться в курсе общего языкознания, в спецкурсах по прагмгшшгвисткг«, сею.отике, речевому этикету при анализа художественного шкета и дискурса.
Основные пшюжеш:я и результаты исследования были апробированы в докладах и выступлениях на совещалиях-семинарах межвузовской проблемной группы по лингвистической семантике и Прагматике при кафедре общего языкознания Калининского государственного ушшер-зитета 2-3 февраля 1988 г. и 2-3 июня 1989 г.; на конференциях молодых ученых-филологов в Тверском государственном университете 9-10 апреля 1988 г. и 7-9 апреля 1989 г.; нч научно-практической конферешдо молодых ученых в Киевском гоеударствтагаг педагогическом'институте" иностранных языков 15-20 апреля 1938 г.; на научно-техническом семинаре "Теория и методика обучения перевода 18-19 апреля 1989 г. в Калужском комитете по научно-техническому переводу и на конференции по семантике и прагматике в Харьковском государственном университете 31 января - I февраля 1990 г.
Общий объём диссертации - 253 страницы.Работа состоит ла ввепения, четырех глав, заключения, списка литературы и списка источников примеров. Ь первой главе рассматриваются место молчания в речевом общении, отношение языка И молчания» евдзь молчания с другими невербальными средствами коммуникации; формулируется понятие коммуникативно значимое молчание и его коммуникативный статус как единицы общения» кроме того, рассматриваются такие понятия как пропозициональное и интра-силенциалыюе ооде^жзние акта молчания и ностсиленциальный эффект. Во второй главе акт молчания рассматривается с точки зрения категорий речевого общения и теории имшшкатур Г.П.Гряй-са, определяются виды имшшкатур, характерные именно дпя актов молчания; в итоге представлена коммуникативно-прагматическая структура акта молчания. В третьей главе рассматриваются коммуникативные функции молчания и даётся их классификация. В четвертой главе молчание рассматривается в этноспеци-фическом дискурсе и сопоставляется его функционилюванйе в разных национальных сред-гх. Список литературы составляет 98 наименований, список источников примеров - 51
Основное содержание работы
Прагмалингвистический подход к исследованию молчания предполагает включение его в структуру дискурса, понимаемого как языковое общение в целом, как совокупность всех речевых актов » данный момент временя. При таком подходе молчание рассматривается в его взаимосвязи с другими единицами речевого обленил, а также с учетом психологических, социальных, культурных и этнических условий функционировашм молчания в дискурса. Кроме того, если языковые единицы дискурса имею!- спределоннуи самоценность и могут изучаться в отрыве от человека и его коммуникативной деятельности, то молчанке может стать коммуникативно значимым только в дискурсе, в процессе общения, когда оно становится действием и вступает в ойпозитивные отношения с речью. Говоря о взаимосвязи языка /языковых единиц общения/ и молчания следует в целом сказать, что в условиях дискурса эти два явления оказываются тесно переплетенными, взаимообусловленными и взаимосвязанными. Акт молчания часто оказывается результатом или причиной того или иного высказывания, и, наоборот, высказывания, их семантическое содержание я лексическое наполнение могут стать причиной последующего акта молчания.
Дискурс как единица речевого общения монет иметь сэшэ разнообразные формы - "от минимального единства /.../ до более крупных построен'--и, имеющих единую иктегративнуто коммуникативную функцию" /Зернецкий, 1987:90/, т.е. от микродиалога по, например, парламентских дебатов. Однако в основа лежит прежде всего диалог, "наиболее простая к классическая фор(.:а речевого общения /Бахтин, 1986:445/. Общепризнанным является тот факт, что элементами диалога являются на только слова, речевые акты, но и невербальные коммуникативные средства - жесты, взгляды и т.д., т.е. все, чем можно обменяться. В этот ряд включается и молчание, будь то секундная пауза-хезпта-ция или минутный акт молчания в качестве ответной реакции. Таким образом, акт молчания занимает своё место в системе невербальных компонентов коммуникации: его можно отнести к паранормальным, т.е. слышимым, но не видимым / си-чЫа, 1986:21/ средством коммуникации как самостоятельный элемент этой системы.
При изучении акта молчания как коммуникативно значимой единицы общения прежде всего встаёт вопрос об ограничении та-
кого голчания от некошуникативного или коммуникативно на значимого молчания - тишни н паузы. Этим вопросом в большей или меньшей степени занималась ыиогие исследователи /Бахтин, 1286, Богданов, 1536, Порянвв, 1574, Ерш о, 1973, Гилани, Еучод, Фред ¡.гаи, 1985, Сав:гль-Труак, 1985, Цим:ларманн, 1983/, но какого-либо относительно законченного и четкого определения они не дали. В диссертации коммуникативно значимое молчание определяется как акт молчания, которий, будучи включенным в структуру языкового общения как один из его .невербальных компонентов, способен выполнять кэкоторуъ* коммуникативную функцию, т.е. способен бить единицей общения, знаком, коммуникативным актом. Молчание будет коммуникативно значимым,. если посредством его ыо.;:ет быть передана некоторая информация от отправителя к получателю и расшифрована последним на основе знания контекста ситуации, пресуппозиций и всех прочих обстоятельств, при которых происходит процесс общения. Такой акт молчания может сохранять пропозициональное и интенциональное соде; ".ание речевого акта, а также обладать пооткоммуникативной сь.ой; он может исплицирсвать психологическое состояние субъекта и ооци-алышо условия общения.
Пауза, или хезятация в англоязычной терминологии, в отличие от акта молчания, который может выступать как заменитель взрбалыюго высказывания, - это различного рода заминки, повторы, обрывы слов, фраз и т.д., то, что на письме часто передается многоточием. Они не представляют собой собственно коммуникативного шага, как акт молчания, а являются частью вербального иага, возникай в различных мостах фразы,.предложения и т.д., разрывая их, или такие паузы иредворяют вербальное высказывание, образуя "предречевой период" / сити ' , висс! • Ггеейюаю 1985/. Такое молчание не может выступать вместо речевого акта, оно не заменяет и не отменяет его, а только задерживает его начало или разбдааеу его на фрагменты или смысловые единицы, т.е. выполняет лктаконческую функцию. Причини таких пауз могут быть раэното рода: осознанная расстановка пауз и выв1 ронная их продолжительность при художественном чтении, эмоциональное состояние, вызванное какими-либо внешними обстоятельствами, личностные особенности человека и пр.
Наконец, тишина предстаышет собой отсутствие шума и звука вне кокмунлкации, вне ситуации общения. По словам М.М.Бах-
тина, тишина - ото явление природа, когда ничто не звучит, н то время как молчание - ото отсутствие слова, когда никто ие говорит. Оно возможно только в человеческом пире и только для человека /1385:421/. Схематически это выглядит следующим образом:
тишина. молддш
отсутствие звука НКЛ ЙЛ
вне коммуникации ,, ^
СОЭ КА
Пауза Акт молчания
где НКМ - некоммуникативное молчание, т.е. молчание человека, исключенного из ситуации общения: сон, одиночество; й.1 - коммуникативное молчание, молчание человека в ситуации общения, в процессе ксшдяписативной деятельности; СОЭ - колчачие как структуроорганизующий элемент, т.е. молчание как условие и фонд дли совершения некоторых действий, например, ритуалов; КА - молчание как коммуникативный акт и невербальный компонент дискурса в целом и диалога в частности, в рамках которого молчание может выступать как пара-хезитацил и .как акт -молчания, являющийся своеобразным аналогом вербального акта.
Относительно коммуникативного статуса молчания существует две точки зрения: молчание - знак /Почепцов, 1985/ и молчание -нулевой речевой акт /Богданов, 1585, 1986/. Однако эти интерпретации не противостоят, а, наоборот, дополняет друг друга.
Как знак акт молчания удовлетворяет условиям знаковосги, а именно: I/ наличие реципиента, 2/ акциовальность и 3/ интен-циональность. Первое и второе условия предполагают включенность молчания в процесс общения, где молчание становится актом. Третье условие, вытекающее из первых двух, подразумевает намеренный характер молчания /например, нежелание/. В теории речевых актов это соответствует иллокутивной сгле речезого акта.
С семиотической точки зрения акт молчания может бить двух видов: полностью, конвэкционзлизованним /например, в случае ритуального молчания "минута молчания", "обет молчания"/ и
tí
частично конвенцисдалиэованнш /в стереотипных ситуациях вроде: "обиженно молчать", "смущенно молчать"/. Эти виды молчания отвечает паяному условию знаковости, на которое указал Г.Р. До-чепцов - обладание отправителем и получателем общего знания относительно значения молчании /Почепцов, 1983:90/,
Определение акта молчания зак нулевого речевого акта предполагает наличие у него пропозиции, а такке тех компонентов речевого акта, которые называются иллокутивным и перлокутивным актами.
Пропозиция, или пропозициональное •содерз.сание акта молчания - это ?9 масли коммуниканта, которые по каким-либо причинам не актуализировались, но которые он имеет в голове в виде каких-то семантических структур в момент молчания. Это то, о чем человек может думать в этот момент и что при соответствую--upix условиях может быть вербализовано и принять форму речевого акта. Например:
- Тебя, Елена, ты сама догашаеаь, я взять ке могу на скэтания и неизвестность. Не правда ли? Ни звука не ответила Елена, потому что была горда.
М. Булгаков, Белая гвардия.
Елена не отвечает мужу, потому что не желает унижаться /=оыла горда/, не желает прооить его, чтобы он остался или взял её с собой. Пропозицией этого молчания будут те шелл, которые возникли у Елены как реакция на "эявленле мужа: содержанием этих кислой может быть одновременно и согласие я несоглаоие с мужем, но в любом случае она не желает их выскакивать вслух, потому что "бша горда". Реконструкция пропозиции этого акта молчания может дать следующий вид: "Да., ты прав, мне лучше не ехать с тобоЛ" или "Нет, ты не прав, я не боюсь трудностей, я поеду с тобой". В первом случае это означает признание своей слабости, во втором - навязывание сг>бя муку. Ни в том, ни в другом Елена не могла признаться вслуху потому что "била горда".
Любое коммуникативно значков молчаше моавт иметь пропозициональное содержание, ибо пропозиция - это "объект мысли" /Сергеева, 1983: 22 / и "потенциальный концепт предложения" /Падучева, 198*: 39 /. Пропозициональное содержание акта молчания согласуется с обоими определения!«!: человек в момент-молчания не перестаёт мыслит!,, и любой акт молчания мог.ет быть актуализирован как речевой акт.
У
Иллокутивному и перлонутимюму аспектам речевого акта в силенцйальном акте соответствует интрасилеициалыюе содорка-вие /ИС/ и постсиленцналышй эМ-ект /ПСЗ/. НО ацта молчать -это те интенции, пели, состояния, стратегии, которые сохраняются и проявляется в акте молчания. Оно обусловливается не только непосредственно предшествующим дискурсом, по и всем ситуативным контекстом акта молчания. КС может состоять из следующих компонентов» интенции, стратегии, модальности, психологического состояния и социального статуса. Интенция предполагает намеренный характер акта молчания, ко в отличив от стратегии эта намеренность не выходит за рамки одного акта. Стратегия охватывает весь фрагмент дискурса и определяет последовательность действий. Модальность акта молчания является показателем субъективного отношения коммуниканта к ситуации, выражаемое треш "не" - не хочу, не могу» не должен. Модальность предполагает также и оценочную установку коммуниканта. Психологическое состояние и социальный сгатус коммуникантов оказывают существенное влияние на интенцию, стратегию и модальность акта молчания и являются необходимыми компонентами ИС. Пример: Frena. ...una wie kannst du rioch zweifeln, Amalla, vienn unnere Liebe In einer Vollkommenheit zusammentraf, und wenn die Mebe die'nämliche ist, wie könnten ihre Kindor entarten? i
AraallP gleht. ihn verwundert an.
P. Schiller. Die Räuber.
ИС этого акта молчания включает следуюирга компоненты: модальность и психологическое состояние. Амалия т: верит своим ушам,
она крайне удивлена тем, что говорит Франц, т.е. неверие в реальность услышанного и сильное удивление составляют ИС данного акта молчания.
Ь каждом конкретном случае набор ссставляюгцих будет иш.м. ПС? акта колчания - это то воздействие илч реакция, 'которые влечет За собой а-.т молчания. Он может вызвать нз только моментальную реакцию у получателя, но и повлечь далеко ид^оцио последствия, и наложить отпечаток на последующе поведение или состояние человека. Наиболее типичные случаи ПСП акта молчания: недовольство получателя и запрос о причинах молчания ьда требование
ответа, релевантны:! ответ на акт молчания, изменение стратегии поведения коммуниканта.
Такт,) образом, аналогично речевому акту акт молчания обладает сходной коммуникативной структурой, a memo: пропозициональным содержанием, интрасилевдиалынш содержащем и ностснленциалыпш эффектом. Однако ставить знак равенства между ниш было бы некорректно. Когда мы говорим о красноречивом молчании, то это презде всего субъективное восприятие, порожденное контекстом. Речевой акт объективно способен выполнять свои, например, информативные функции, быть обещанием, угрозой и т.д. в силу конвснциональности языкового знака. Акт молчания же может выполнять аналогичные функции только субъективно. только в соответствующем контексте, ибо все его "значения", за небольшим исключением, неконвенциональны.
В склу этого акт молчания можно квалифицировать как:сложную коммуникативную единицу, которая включая признаки энаково-оти и обладая некоторыми свойствами речевого акта, onoco6ifa при наличии соответствующих субъективных контекстных условий передавать некоторую информацию.
"Значения" актов молчания представляют собой ни что иное, как импликатурн этих актов. Значение у молчание одно - отсутствие слова, импликатур же - безграничное множество. "Отсутствии. слова" - это стабильное семантическое ядро акта молчания, имеющее, нестабильную, зависимую от контекста прагматическую оболочку в виде определенного набора импликатур, каждая из которых актуализируется в конкретном контексте /Levinson • 1983:100/.
В этой связи акт молчания рассматривается с точки зрения теории речевого общения Г.П. Грайса. Теория речевого общения помогает понять свойства и особенности акта молчания как единицы общения. Акту молчании так же, как и вербальному акту, присущи категории речевого общения: Количества /информативности/, Качества /истинности/, Отношения /релевантности/ и Способа /ясности/.
Заменяя собой в коммуникативной ситуации вербальный акт и сохраняя при этом его интенционалыюе содержание, акт молчания монет быть достаточно информативен для собеседника, поскольку способен передавать определенную информацию адресату: например, согласие/несогласие, обиду, упрёк и т.д. Однако в приложении к акту молчания нужно говорить не о количестве информации, а о наличии информации, содержащейся в акте молчания.
Акт молчания как коммуникативная единица дискурса л зависимости от контекста способна передавать как истинную, так и лдтлую информацию. Молчание не является ложь», если оно имеет непреднамеренный характер и возникает спонтанно в речевом общении в силу определенных психологических условий; если молчание преднамеренное, но его интенцнэцальное содержание однозначно в силу контекстных условий и легко вербализуется, из чего становится явной истинность его содержания; когда молчание имеет конвенциональный характер. Молчание являемся ложью, если оно используется намеренно и сознательно с целью дезинформации получателя о наличии тех или иных фактов или намерений, к последний, поэтому, считает, что такоше отсутствуют. Молчание в этом случае часто приобретает форму'умолчания, т.е. сознательного пропуска в дискурсе соответствующей информации.
Релевантность молчания в дискурсе определяется следующими факторами: 1/ естественность, логичность или необходимость его возникновения или употребления в ходе речевого общения; 2/ степень терпимости кошунпкангов к молчанию, 3/ социальный статус коммуникантов, 4/ психологическое состояние ко'ш/сушшан-тов, б/ вербальный контекст акта молчания. Категория ясности подразумевает, что акт молчания может быть достаточно однозначен в соответствующем контекоте. Для того, чтобы понять молчание, нужно понять причины, побудившие человека замолчать. Такими причинами могут быть: I/ социальный статус коммуниканта, 2/ психологическое состояние в момент общения, 3/ стратегии коммуникантов, 4/ конвенции, 5/ локальные условия общения, б/ экономия выразительных средств. Таким образом, акт молчания и речевой акт при всём их принципиальном различии в определенных условиях могут обладать общими коммуникативными свойствами в виде категорий речевого общеячя. В отом видится их общая коммуникативная сущность, и это даёт возможность приблизиться к более адекватной интерпретации акта молчания.
Для акта молчания характерны три вида импликатур: конвенциональные, стандартные и коммуникативные. Коцвенцконашше имшшкатуры характерны для полностью конвенциснализированннх актов молчания тина "минута Молчания". Эта импликатура независима от контекста, акт молчания совершается строго в силу традиции и по договоренности -1 какой-либо релевантной ситуации. Стандартные имшшкатуры присущи частично конвонционализирован-ним актам молчания ь стереотипных ситуациях типа "обвда",
"смушение", "вопрос-удивление", "приветствие", "прощание", "допрос". Стандартизация этих имюшкгтур основана на том, что большая честь нашей коммуникативной деятельности имеет фреймовый характер. "Фреймы. имеют более или мнее конвенциональную природу и поэтому могут определять и описывать, что в данном обществе является характерным или типичным. Именно... фреймы определенным образом организуют наше поведение и позволяют правильно интерпретировать поведение других лвдей" /ДоИх, 1989:16-17/. Рассматриваемые акты молчания, как правило, появляются в ситуациях, которые также можно представить в виде фреймов. Стандартная гашкка'гура молчания представляет собой переходный этап от конвенциональной имшшкатуры к коммуникативной. Стандартная импликатура понимается, как правило, интуитивно, на основе опыта, но может быть выведена и логически из контекста. Коммуникагивтаэ имшшкатуры, как указывает Г.II. Грайс, должны быть выводимы логически из контекста /Грайс, 1985:227/. При внведешш соответствующих имплика-тур молчшпш следует опираться ка следующую информацию: I/ контекст использования молчания, 2/ Принцип Кооперация, 3/ фоновнз знания, 4/ общее знание коммуникантами воей релевантной информации. Схема выведения такой имшшкатуры будет иметь следующий рад: А. молчит. Он не говорит, что р потому, что не хочет /не макет/ не ложен говорить, что р потому, что X. А. имеет интенцию ^ /р/. Следовательно, акт молчания имплицирует ч /р/ потому, что X, где р - пропозициональное содержание акта молчания, д - интенциональное содержание акта молчания, X - контекст акта молчания и все привходящие сюда обстоятельства и фоновые знания коммуникантов. Если Принцип Кооперации соблюдается, то акт молчания имплицирует *ч /р/. потому что X, где "+" означает успешность коммуникативного события. Если Принцип Кооперации не соблюдается, то акт молчаьия имплицирует - ч /р/, где означает неуспешность коммуникативного события.
Например: Елена Андреевна. /.../ Знаешь что? Позволь я поговорю с ним ... Я осторожно, нагэками... Пауза. Право, до каких пор быть в неизвестности... Позволь.' Соая утвердительно кивает годовой. И прекрасно!... Я допрошу его осторожно... Нам только узнать: да или нет? Пауза. Если нет, то пусть не бывает здесь. Так? Соня утвердительно кивает голо-
заЗ-
А.П. Чехов. Дядя Баня.
В данном фрагменте весь диалог имеет форму.Вопрос. - Молчание. Из контекста известно, что Соня любит Астрова, но не знает, любит ли он её, и не решается сама опросить ого об этом, Елена Андреевна хочет помочь Соно. Коммуникативная имнликату-ра первого и третьего актов молчания .-ет вид: Сопл на виража-ет своё согласие словами потому, что она не может гоиоип'Ь из-за. сильного волнения и страха. Второй и четвертый акты конкретизируются кинемой согласия. Принцип Кооперации соблюдается. Акты молчания имеют формулу + <1 /р/, коммуникативное событие является успешным.
Стандартные и коммуникативные -имплнкатурн акта молчания выводятся иа основе пропозиционального и интрасаленциального содержания, которое в свою очередь отражается в имшшкатурах акта молчания, т.е. все уровни структуры акта молчания взаимосвязаны и взаимозависимы.
Свойства коммуникативных имИликатур вербального акта -подовляемость. неотделимость. идкониенпиоиальноотъ. непашсц-Мость от пропозиционального содеикания. вычисляемость. подетор-шниу.ованность и "»ивареальность - 6 целом совпадают со свойствами силенциальмых коммуникативных импликатур. Однако последние обнаруживают зависимость от пропозиционального содержания акта молчания.
Лпя анализа акта молчания важное значение также имеет понятие пресуппозиции, которое понимается как набор пропозиций неявно подразумеваемых ещё до начала передачи информации" /Стол-нейкер, Г98-г»:427/, как "знания языка, мер!, контекста и особенностей коммуникативной ситуации" /Хоанг Фэ, 1985:400/, т.е. пак общее знание реципиентами некоторых пронозицйй. В ситуациях молчания возможны случаи, когда коммуниканты имеют общие Пресуппозиции и когда одному из коммуникантов неизвестна пресуппозиция партнета. В нервом случае молчание, Как правило, несёт информативные функции и является в большей или меньшей степени заместителем вербаггьного акта. Во втором случае молчание является психологической реакцией на Незнакомую пропозициональную установку, которая как бы сталкивается о собственной пропозициональной установкой, что вызывает у партий]« мок, он "теряет дар 1*?ч,Г, "проглатывает ЯЗЫ1С", "немеет", обижается, смущается и т.д., и])С.;:суодит "конмшикт пресуппозиций" отправителя и полу-
чателя. Возникает эффект неожиданности, в результате которого на месте ожидаемого речевого акта может возникнуть акт молчания. »?
Рассмотрев*все прагматические характеристики акта молчания, можно представить коммуникативно-прагматическую структуру шста молчания:
пресуппозиционное содержание !
пропозщиональкое содержание инграсгшегщйальнов содеряайиё"
интенция
стратегия импликативное содержание
модальность поих.
I сост.
постсиленциальннй эффект
Акт молчания, будучи коммуникативной единицей в структуре языкового обцения, выполняет определенные коммуникативные функции. В диссертации рассматриваются следующие функции: I/ Контак-т;;шая функция выражает способность молчания бить средством установления контакта мевду коммуникантами. Молчание может стать формой диалога. Это высшая форма взаимопонимания. 2/ Длсконтак-тшшзл функция является признаком отчужденности коммуникантов, выражает оостоянио психологического дискомфорта» свздвтельст-вует о несоблюдении Принщша Кооперации. 3/ Зкспьерскщад функция предполагает способность молчания выражать различные психологические состояния коммуникантов: смущение, обиду, недоумение, удивление, волнение, потрясение, страх, ужас, гнев, ненависть, депрессию, гордость, презрение, раскаяние, любовь, напряженность. 4/ Информативная Функция отражает способность молчания быть до некоторой степени эквивалентом речевого акта с кдлокативной силой утверждении, обещания, просьбы, согласия, также око может выражать ложную информацию. 5/ Оценочная функция выражает положительное и отрицательное отношение коммуниканта к происходящим действиям, как вербальным, так и невербальным, что соответствует вердактивам в смысле одобрения/неодобрения предшествующих речевых и неречевых актов. 6/ Рогативная функция выражает вопрос-удивление на предшествующее неожиданное сообщение. 7/ Когнитивная функция молчания выражает мыслительную деятельность коммуниканта: поиск содержания и формы ответа.
Это специфическая функция молчания. 8/ Хезптативгая функция та/ле отражает мыслительные процессы коммуниканта, но с тют-катурой сомнения, колебания, нерешительности-,.9/ Экспоктитая функция имплицирует ожидание яомцунииантов ответа при • коммуникативных ролей. 10/ Акционяльная функция отражает молчаливое выполнение каких-либо действии. Молчание является здесь фоном ми условием для осуществления этих действий. Коммуникативную нагрузку несут действия или другие невербальные сродства коммуникации. II/ Адх&ектхтюя функция выражает способность молчания воздействовать на адресата, как положительна, так и отрицательно. 12/ Стратегическая функция предполагает мелча-ние преднамеренное, осознанное, используемое с какой-либо целью. Интраа'гленциальноэ содор.тш/ие такого молчания определяется презде всего нежеланием говорить, отвечать, произносить какой-либо речевой акт. 13/ Риторическая функция годрааумева-ет сознательное использование аффективных возможностей молчания с целью формирования определенных эмоций у адресата. 14/ Синтаксическая функция используется для выделошл относительно законченных фрагментов предложений, для "озвучивания" синтаксических знаков и пр. 16/ функция социальной установки подразумевает мо*:чание как некоторую форму неведения в обществе, как позицию пр отношению к каким-либо событиям, такое молчание означает или пассивное принятие существующего положения дел, несоиротивленио или Пассивный протест против чого-либо, неучастие в чем-либо. В зависимости от социальной обстановки в обществе Такое молчание-позиция может оцениваться или положительно, или отрицательно. 16/ Ролемаркирущая Функция выражает или молчание слушающего согласно отведенной ему коммуникативной роли, или социальную роль коммуниканта в обществе, в его иерархической структуре, согласно которой данный субъект должен в данной ситуаций молчать. 15/Риттальная функция имеет две разновидности: молчание как субъект ритуала /минута молчания, обет молчания/ и молчание как условие и фон ритуального действия,
Этносоциокультурная функция молчания проявляется в том случае, если его употребление обусловливается определенными нормами, культурными и этническими традициями конкретного социума. Т. Брюно называет социокультурным молчанием характерный способ поведения, при котором все социальные и культурные слой общества отказываются ст речи и г.перируют псяхолйнгвисти-ческими и интерактивными видами молчания" / вгипь.ди , 1973:
36/. Сравнивал роль молчания в жизни того или иного общества, 140«аю обнаружить raie сходства, так и различия в его употреблении, Культурно обуслоилеиное молчание в большинстве случаев конвеш^иоРально, оно является одним пз"правил игры", обязательным условием першения того пли иного действия. Лаибольшне раз- . личия в употреблении и отношении к голчагого на'.'-задаются у народов восточных культу}), с одно-.! стороны, европс, .:ких народов, о другой, и американцев. Наибольшую коммуникативную нагрузку мол-
чшше получает у тех народов, которые отлгчиются наибольшей коммуникабельное гыо и эмоциональностью /игбо, итальянцы, американцу/. И наоборот, если молчаливое поведение является нормой, го его ин' ормативность для коммуникантов теряется. Вместе с тем, можно обнаружить некоторые универсалии: ыолча!Ше выполняет социально-ролевую функцию, выражает определенные эмоциональные состояния как положительные, так и отрицательные; молчание может содержать определенную информацию, вербально не актуализированную, но ясную ¡¡з контекста или в силу комвенциональности коммуникативной ситуации.
Основное содержать работы отражено в следующих статьях:
I. Молчание как объект лингвистического исследования. Калинин, 19Ш. 27 . Деп. в ШШН АН СССР иб.05. Г966. Г33768.
'¿. коммуникативная нагрузка молчания в диалоге// Ли'Шост-ные аспект; языкового общения, Калинин, IУСУ...С.. 92-9?.
3. Интерпретация молчания в дискурсе// Язык, личность и" Дискурс, Тверь, 1990.
К вопросу о семантике глаголов и словосочетаний со значением молчания" в русском языке// Тез. докл. Зсесоюз. конК -Ьемангика в, ипеаодавашш русского язтка как иностранного". Вып.З, ч.Г. ХлЖЖ ..арькоЬ;1У8У, сЛ'Л-192. F
5. стносоцпокультуршге особенности 'Ч'нкшюнирования молчания в дискурсе// Тез. докл. соиещ.-сешн&ра "«.тносоциолингви-стические аспекты речевого общения". Институт языкознания Ail СССР. Самаркандский гослединетигут. Самарканд, IÇyO. C.5S-56.
Подписано "в J.Gi06.9I. Усл.печ.л. 1,0, Уч.-изд.л. 0,7.
Тираж ICQ экз. оакпз blQ
Отпечатано в
типографии ТвГУ.