автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Компаративистский анализ русской и американской философии в контексте национального менталитета
Полный текст автореферата диссертации по теме "Компаративистский анализ русской и американской философии в контексте национального менталитета"
На правах рукописи
ВОЛОДИН Денис Александрович
КОМПАРАТИВИСТСКИЙ АНАЛИЗ РУССКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА
Специальность 09.00.01 -"Онтология и теория познания"
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва 2004
Диссертация выполнена на кафедре философии Московского государственного университета сервиса
Научный руководитель:
Доктор философских наук, профессор В.Д. Диденко
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор А.В. Никифоров,
кандидат философских наук, доцент О.А. Музычук
Ведущая организация:
Смоленский государственный педагогический университет
Защита состоится «¿У» сентября 2004 г. в часов на
заседании диссертационного совета Д.212.150.04 при Московском государственном университете сервиса по адресу: Московская обл., Пушкинский р-он, пос. Черкизово, ул. Главная, д. 99, ауд.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета сервиса
Автореферат разослан 23 августа 2004 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор философских наук, профессор
А.С. Анисимов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Глобализация, смешивающая и унифицирующая сегодня быт и мышление всех народов, ведет не к нивелировке культуры, а, наоборот, к взрыву этнических чувств, ставит национальный вопрос еще острее, чем прежде. В своем ядре каждый народ остается самим собой до тех пор, пока сохраняется особый климат, пейзаж, национальная пища, этнический тип, язык - ибо они постоянно подкармливают и воспроизводят национальную субстанцию, особый склад жизни и мысли. Это значит - проблема налаживания и укрепления межнациональных отношений будет актуальной еще очень долго. Ее решить невозможно без взаимопонимания между народами, которое, в свою очередь, недостижимо без изучения национальных культур. Национальный вопрос требует дальнейшего всестороннего рассмотрения.
При выявлении специфики той или иной нации на первый план выдвигается понятие, отражающее ее сущность - менталитет. Это установки сознания, в том числе и невербализированные его структуры, этнопсихологические эталоны поведения, оценочные суждения, образ мыслей, умственные навыки и духовные установки, присущие какой-либо нации, в том числе основные представления о человеке, его месте в природе и обществе, его понимание природы и Бога и т.д. Обращение к теме менталитета есть один из путей качественного обновления российского обществоведения, поскольку в результате этого открывается дорога к изучению новой проблематики, которая еще недавно либо игнорировалась, либо считалась не заслуживающей научного анализа. Знание национального менталитета позволит народам перекинуть мост друг к другу на пути к взаимопониманию, взаимоуважению и сотрудничеству.
Несомненно, менталитет оказывает значительное влияние на национальную философию. Философия представляет собой концентрированное выражение духовного опыта нации, ее неповторимого исторического пути, ее творческого гения и созидательного интеллектуального потенциала. Микрокосм мыслителя отражает макрокосм породившей его культуры. Таким образом, источник и причина оригинальности философии той или иной нации - менталитет ее создателей, который необходимо учитывать в силу этого при раскрытии специфики философии той или иной нации.
Надо иметь также в виду, что изолированная человеческая личность, изолированная национальность не имеют истории, не могут иметь нацио-наль-ное самосознание. Оно формируется лишь в актах сравнения с дру-
СОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ I КИБДИОТЕКА I
С.П«теу* 9» КО
гими народами. Для изучения русского самосознания мы выбрали в сравнении с Россией Америку, ведь во многом характеры русского и американца очень не схожи, а русская философия так отлична от американской. Причины этого следует искать в менталитете этих наций. Не следует также забывать, что менталитет американцев сыграл не последнюю роль в историческом становлении США как супердержавы. В этом отношении американский опыт в какой-то степени может оказаться полезным для современной России.
Объектом диссертационного исследования является менталитет и фи-лософия русского и американского народов в их компаративистском анализе.
Цели и задачи исследования. В данной работе ставятся цели выяснить и описать механизм проникновения менталитета нации в ее философию, определить особенности и общие черты, присущие русскому и американскому менталитету и философии.
Для достижения намеченных целей были определены следующие задачи:-
1. Дать четкую теоретическую характеристику категории "менталитета".
2. Составить целостную и достоверную картину русского и американского менталитетов.
3.Рассмотреть как менталитет отражается в философии русских и американцев: какие задает направления и способы познания бытия, какие ценности, философские проблемы и вопросы выдвигает на первый план, как влияет на их решение.
4. Для лучшего уяснения специфики русского и американского менталитета и философии подвергнуть их компаративистскому анализу.
Степень разработанности проблемы. Теоретические и методоло-ги-ческие исследования менталитета на современном этапе развития науки идут весьма активно. Большой вклад в разработку этой проблематики внесли О.Бауэр, М.Блок, Ш.Блондель, Г.Бутуль, М.Вебер, В.Вундт, И.Гер-дер, П.Динцельбахер, Г.Дюби, А.Дюпрон, А.Инкельс, А.Кардинер, АЛа-зари, ГЛебон, Ж.Ле Гофф, Р.Мандроу, Р.Рейхардт, Д.Филд, Д.Юм и др., а из отечественных исследователей - Е.А.Ануфриев, И.А.Бескова, Ю.В.Б-ромлей, Г.Д.Гачев, АЛ.Гуревич, И.Г.Дубов, Ж.В.Ковалевская, Р.В.Мане-кин, НА.Моисеева, И.К.Пантин, О.ГПочепцов, Л.Н. Пушкарев, Н.А.Со-роковикова, П.А.Сорокин, Г.Г.Шпет, Л.А.Шумихина и др.
Ценный материал по характеристике русского менталитета и философии можно найти в работах П.Е.Астафьева, Н.А.Бердяева, Н.К.Бонецкой,
С.Н.Булгакова, О.Волкогоновой, Б.П.Вышеславцева, В.Гердта, М.Н.Громова, ВАГулыги, В.Даама, В.И.Даля, В.Н.Дуденкова, В.В.Зеньковского, ИАИльина, В.К.Кантора, Л.П.Карсавина, К.Касьяновой, Ф.Х.Кессиди, Н.О.Лосского, ЕАМамчура, В.В.Розанова, А.И.Солженицына, В.С.Соловьева, В.К.Трофимова, С.Н. и Е.Н.Трубецких,- П.А.Флоренского, Г.В.Фло-ровского, С.Л.Франка, М.Б.Хомякова, П.Я.Чаадаева, В.Ф.Эрна, Б.В.Яко-венко и др.
Специфику менталитета американской нации и ее философии раскрывают в своих трудах К.Беккер, Ч.А.Бирд, Ж.Бодрийар, Д.Бурстин, Дж.Бэнкрофт, Дж.Голсуорси, Ч.Комптон, В.Корнел, М.Лернер, Дж.Мак-дермотт, Э.Мур, В.Л.Паррингтон, Р.Б.Перри, Р.Рорти, Дж.Сантаяна, П.Смит, К.Д.Стивенсон, Ф.Дж.Тернер, А. де Токвиль, У.Г.Труитт, Л.Харц, Р.Хоф-стедтер, А.Шлезингер мл. и др., а из отечественных авторов - Н.Н.Болхо-витинов, С.Н.Бурин, Б.Э.Быховский, К.С.Гаджиев, Т.Г.Голенпольский, А.Ф-.Грязнов, С.И.Жук, А.М.Каримский, Ю.К.Мельвиль, Ю.М.Мельникова, Т.Л.Морозова, М.И.Новинская, Н.Е.Покровский, Е.М.Русаков, О.Э.Туга-нова, В.М.Хвостов, В.П.Шестаков, Н.С.Юлина, Б.В.Яковенко и др.
Несмотря на этот, достаточно внушительный список авторов, необходимо заметить, что все-таки большинство исследований менталитета еще не преодолело стадии количественного накопления научного материала. Остаются нерешенными вопросы терминологического характера, нет общепринятого определения менталитета. Следствием неопределенности в оценке структуры менталитета является некоторый умозрительный подход к этому феномену. Необходимо решить круг проблем, связанных с использованием и толкованием этой категории.
В работах перечисленных философов, социологов и культурологов встречаются лишь фрагментарные данные о взаимосвязи менталитета и философии, никак не складывающиеся в целостную картину. Вопрос сопоставления русского и американского менталитета и философии в различных частных аспектах решается в следующих исследованиях: Э.Я.Баталов "Русская идея и Американская мечта" (2001); Н.Н.Болховитинов "Американская цивилизация как исторический феномен" (1998); В.В.Ван-чугов "Русская мысль в поисках "нового света": "золотой век" американской философии в контексте российского самопознания" (2000); Г.Д.Гачев "Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и Славянством" (1997); К.Касьянова "Особенности русского национального характера" (1993); И.П.Красненкова"О жизни и смерти: У.Джемс и Ф.Достоевский - философские параллели"; В.И.Мильдон "Миллениумы русский и
западным: образы эсхатологии" (1998); ТЛ.Морозова "Американская мечта (и размышления о России)" (1998); В.И.Россман, Я.Шрамко "О философии континентальной и аналитической и об интеллектуальной многоукладное™" (2002); И.М.Супоницкая "Успех и удача: отношение к труду в американском и российском обществе" (2003). Необходимо продолжение сравнительного изучения русского и американского менталитета и философии, в том числе и в сторону обобщения уже имеющегося материала.
Методологическая основа и методы исследования. Исходным концептуальным методом исследования выступает диалектический принцип единства исторического и логического, суть которого состоит в раскрытии соотношения между исторически развивающимся объектом и его отражением в теоретическом сознании. Применительно к данной работе историческое - есть процесс становления русского и американского менталитета и философии, а логическое - рациональное воспроизведение этого объекта исследования в его существенных качествах Многообразных социально-культурных проявлениях. На наш взгляд, использование именно этого метода дает возможность выявить сущностные качества русского и американского менталитета и философии на основе предварительного анализа их детерминационной обусловленности специфическими условиями бытия русского и американского народов.
Другим методом, который играет фундаментальную роль в процессе исследования русского и американского менталитета и философии, является диалектический принцип противоречивости, исходящий из идеи познания объектов на основе изучения их противоречивой внутренней сущности. Применения принципа противоречивости позволяет дать объективную и взвешенную характеристику русского и американского менталитета и философии, учитывающую как их сильные, так и слабые стороны.
Важное методологическое значение в работе принадлежит также принципу относительности, согласно которому черты менталитета и философии народов носят общечеловеческий характер, не могут быть жестко привязаны к одному народу, и поэтому речь может идти лишь о степени выраженности и своеобразных особенностях проявления общечеловеческих ментальных свойств у различных народов.
Теоретическим источниковедческим базисом исследования является, прежде всего, творческое наследие русских и американских философов и обществоведов. Внимательное прочтение их творческого наследия через призму их пристального интереса к национальной проблематике, являет-
ся теоретико-методологическим ключом к объяснению сущности и своеобразия русского и американского менталитета и философии
Результаты исследования и их научная новизна.
Результатами диссертационного исследования являются:
1 .собственная всесторонняя категориальная трактовка понятия "менталитет";
2.современная философская концепция детерминации и сущности русского и американского менталитетов;
3.собственная концепция представления специфики и сущности русской и американской философии на основе рассмотрения рефлексии национального менталитета в философии;
4. компаративистский анализ русского и американского менталитета, Русской идеи и Американской мечты;
5.компаративистский анализ русской и американской философии.
Исследование взаимодействия национального менталитета и национальной философии является новым и перспективным подходом к изучению особенностей философии той или иной нации. Он позволяет избежать опасности умозрительной и необоснованной характеристики национальной философии, глубже проникнуть в ее сущность, лучше понять каждого отдельного философа.
Научно-практическая значимость диссертации. Диссертация может быть использована в научной и педагогической работе. Содержание и выводы диссертации могут применяться: в чтении общих курсов философии, социологии, социальной психологии, этнологии, истории, в практике проведения семинарских занятий по этим курсам; в духовно-нравственном и патриотическом воспитании молодежи; в дальнейшем изучении национальной специфики менталитетов и национальной философии; в выстраивании стратегии развития международных российско-американских отношений и сотрудничества; ввиду того, что русский менталитет является важным туристским ресурсом, его необходимо использовать для повышения туристской привлекательности России, развития въездного туризма. Возможно использование материалов исследования при написании учебных пособий, научных и научно-популярных статей для периодической печати.
Апробация работы. Диссертация подготовлена на кафедре философии Московского государственного университета сервиса, где проводилось ее рецензирование. Материалы исследования и основные идеи работы были представлены на научных конференциях, в том числе двух международных, и отражены в трех публикациях автора. Диссертация обсуж-
далась на заседании кафедры философии Московского государственного университета сервиса и была рекомендована к защите. Материалы исследования используются в педагогической деятельности автора.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, показана степень ее научной разработанности, сформулированы цели и задачи исследования, определены научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе "Менталитет как интегральная характеристика национальной специфики" проводится теоретическая характеристика категории "менталитета" ч ерез рассмотрение главных проблем в отношении этой категории, существующих на настоящий момент в науке: 1) вопрос способа проявления национального (общего) начала в духовном мире личности; 2) соотношение социального и биологического в национальном менталитете; 3) степень изменчивости менталитета во времени; 4) раскрытие факторов (детерминант), определяющих специфику менталитета той или иной нации; 5) определение наиболее репрезентативных методов исследования менталитета; 6) отсутствие общепринятого определения "менталитета".
В диссертационном исследовании эти проблемы получили следующее решение. Отношение личности и нации есть частный случай диалектики единичного и общего. Это значит, менталитет является достоянием не только экстериорной - внешней для личности культуры, но и свойством интериорной культуры, ставшей гранью душевного мира личности.
Специфика менталитета зависит от биологического и от социального факторов, то есть от наследственности (глубинные слои психики, характерные для данного этноса, являются константной основой национального ментали-тета), от характера семейного воспитания, от воздействия социальной среды.
Менталитет формируется в зависимости от традиций, религии, культуры, языка, социальных структур и природной среды обитания человека и сам, подчеркнем эту взаимосвязь, их формирует, выступая как порождающее сознание, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики.
Черты, определяющие национальный менталитет, отличаются большой стабильностью. В историческом развитии некоторые главные особенности характера и склада ума этноса остаются неизменными, а если и испытывают, то сравнительно незначительные изменения и преобразования.
В структуре менталитета находятся знания, верования, социальные архетипы, ценности, стереотипы, которые образуют структурные элементы менталитета более высокого порядка - национальный характер и картину мира.
Открытым для науки остается вопрос о выборе методов исследования национального менталитета. Любой из используемых методов имеет свои недостатки, следовательно, не может быть признан всеобъемлющим и окончательным. Выход видится в разумном и взвешенном сочетании всех возможных методов. Должное внимание необходимо уделить научно обоснованному психологическому тестированию, так как тесты - наиболее подходящий инструмент для изучения бессознательных структур.
Таким образом, национальный менталитет - это присущая национальной общности, выражающаяся в жизнедеятельности, стабильная совокупность представлений, установок, ценностей, способов толкования мира, особенностей склада мышления, определяющая национальную специфику культуры.
Во второй главе "Русская философия в контексте национального менталитета*' проведено исследование русского национального менталитета и его отражения в русской философии.
В первом параграфе "Этнософия русского народа" дана обоснованная характеристика русского менталитета, выстроенная в соответствии с факторами, его обусловившими: природно-географическая среда, сложившиеся исторически социально-экономические и политические условия жизни русского народа, его эпос и православная религия. Поддержано предложение об использовании понятия "этнософия" при постижении сущности национального менталитета, которое делает философской общественности В.В.Ванчугов (См.: Ванчугов В.В. Русская мысль в поисках "нового света": "золотой век" американской философии в контексте российского самопознания. М., 2000, С. 32).
Российский климат повлиял на характер труда. Короткий сельскохозяйственный цикл заставлял земледельца постоянно торопиться. У русского человека не найдем привычки к ровному, размеренному, постоянному труду. Не найдем, поэтому, умеренности в русской душе, а заметим предрасположенность впадать в крайности, негативное отношение ко вся-
кого рода ограничениям. Отсюда, характерная для русского, вражда к форме, к формальному началу в праве, государстве, искусстве, философии. Суровый климат определил экстенсивность русской жизни и культуры. Экстенсивное хозяйствование способствует закреплению сравнительно низких потребитель-ских нужд у русского человека и соответствующих им невысокой культуры труда. Отсюда безынициативность русского человека, отсутствие в нем самодисциплины, слабое чувство ответственности. Чувствуя природные ограничения сурового и малоблагоприятного климата, русский народ выработал умение стойко переносить материальные лишения.
Природное начало русского менталитета связано также с необъятностью России. Русская душа не видит границ, и эта безграничность порабощает ее. Русский человек природой приучен к бессмысленности едва ли не любого расчета, не полагается на разум, не верит в прогресс. Русская душа открывается всеми далями, устремлена в даль конца истории. Русские люди вообще имеют привычку жить мечтами о будущем - это эсхатологическая устремленность.
Из особенностей геополитического положения российского государства (соседство с многочисленными цивилизационно неоднородными этническими группами и народами) в целях собственной безопасности русские вынуждены были строить отношения с соседями на началах мира и согласия. Так сформировались важные черты менталитета-толерантность, уважение к другим народам, гостеприимство. Природная незащищенность внешних рубежей, гигантские пространства повлияли на характер государственной власти. Авторитаризм и централизация являются объективной исторической закономерностью ее устройства. И как ответная реакция - предрасположен-ность русского человека к анархии, формирование русского оттенка свободо-любия. Свобода в русской интерпретации - это вольница, вседозволенность.
Еще один фактор, повлиявший на менталитет русского народа - общинное устройство. Община прививает специфическое понимание смысла жизни, связанное со служением "миру", поощряет честность, совестливость, бескорыстность. Главная моральная ценность жизни в общине справедливость, понимаемая как равенство, арифметическое, не зависимое от заслуг, вложений в труд каждого отдельного человека. Неприязнь к богатству - выражение принципа равенства.
Свое выражение русский менталитет находит в народном эпосе и, в особенности, в сказке. Не желает русский в сказке трудиться, желает все
сразу. Счастье в сказке неизменно сопутствует либо Ивану-дураку, либо лентяю. Еще две черты, которые в русской сказке поражают: глубина мистического проникновения в жизнь, головокружительная высота полета, с которой открываются сказочные красоты вселенной и женственный характер этих волшебных грез. К слову, о женственной природе русского народа писали практически все исследователи русского менталитета.
Еще один важнейший фактор, обусловивший специфику менталитета - православная религия. Большинство русских философов именно под углом православия стремилось описать сущность русской души. Религиозность - постоянное, неизменное во времени свойство, заключающееся в стремлении действовать во имя абсолютного, нравственно совершенного. Русское православие ориентирует человека на духовное преображение, самосовершен-ствование, приближение к христианским идеалам. Из этого возник феномен русского характера, неизвестный западному христианскому миру, как духов-ность, которая предопределяет этическую интенцию русского менталитета.
В отличие от католиков и протестантов русский православный верит не волей и рассудком, а сердцем, чувствами. Вместе с тем, восточная патристика, восточное монашество через византийское посредничество привнесли в русский менталитет тягу к интуитивному способу мышления, отличающемуся символичностью, созерцательностью, малой прагматической активностью.
Сердечно-чувственная окраска христианской любви дополняется в православии идеей соборности - представлением о том, что спастись можно только сообща, посредством солидарной ответственности людей друг за друга. Идея соборности легла на благодатную почву - она прекрасно гармонировала с общинным образом жизни на Руси. Соборность как антитеза индивидуализма не исключает свободы, но изначальным, автономным субъектом свободы выступает социум, то есть целое, а не индивид. В результате в русском менталитете сформировалась, так называемая, "мы"-психология, для которой характерно отстаивание человеком общественных интересов и ценностей.
В качестве итога были определены такие важнейшие черты русско-гоменталитета, как: 1) парадоксальность ментальныхпроявлений и предрасположенность к впадению в крайности; 2) фатализм, мечтательность, эсхатолоппеская устремленность; 3) "правдоискательство", стремление к абсолютным ценностям и связанный с ними нигилизм; 4) неспособность и несклонность ко всяким задачам внешней организации и соответствую-
щим равнодушием к внешним благам и формам, включая государство и право; 5) национальная стойкость, терпеливость вместе со слабой самодисциплиной, безынициативностью и ленью; 6) всечеловеческая толерантность; 7) любовь к свободе как абсолютной воле; 8) "мы"-психология, соборность; 9) религиозность и духовность (душа выше и дороже всего: ее спасение, полнота, цельность и глубина ее внутреннего мира); 10) иррациональный и мистический характер мышления; 11) женственность, созерцание сердцем и чувствами, сострадательность.
Во втором параграфе "Национальные особенности русской философии" была рассмотрена специфика русской философии под углом отражения в ней черт русского менталитета.
Присущие русскому человеку, склонность к определению принципов и их последовательному проведению в жизнь, стремление к абсолютным истинам, связанное с ним отвращение ко всяким компромиссам, и, следовательно, к бесплодному эклектизму, - черты именно философского ума.
Размышление над вопросом смысла жизни у русского человека не может протекать вне зависимости от имеющейся в России тысячелетней истории христианско-православной традиции. Христианство самый обостренный интерес проявляет к человеку, именно поэтому одной из наиболее характерных черт русской философии являлось особое внимание к проблеме человека, поставленной ввиду известного максимализма и особой духовности русского менталитета в самой резкой, метафизической форме. Классики русской философии считали, что именно на вершинах христианской мысли создаются условия для познания высших истин. В результате русская философия становится мировоззренческой теорией, основная цель которой заключается не в беспристрастном познании мира, а в так созвучном с русской душой религиозно-эмоциональном его истолковании.
Внутренний мир человека, от которого западная философская мысль во многом отрешилась, всецело погрузившись в мир объектов и их познания, является одним из важнейших предметов русской философии. Вместе с тем, познание человека невозможно без познания Абсолюта, именно в нем кроется разгадка тайны человека. Абсолют, как правило, понимался в русской философии в рамках идеи всеединства, которую можно назвать главной наследственной чертой русских философов. В концепции всеединства поистине во всем своем свете проявили себя коллективистский дух и всечеловеческая толерантность русского менталитета. Всеединство не означает подавление личного в сфере целого, общее и единичное составля-
ют в нем органичное единство, которое нашло выражение в понятии соборности, объясняющим специфику "мы"-психологии как одного из основных качеств русского менталитета. Главное в русском идеале соборности то, что душа отдельного человека стремится не самой себе составить общество, а, напротив, жаждет распахнуть двери для братского соединения с другими. Русский менталитет отвергает индивидуализм. В концепции всеединства главный и единственный источник зла и несовершенства в мире - это разделение, отчуждение отдельных элементов от мирового, всеединого целого. В этом причина еще одной специфической черты русской философии - ее онтологизм - сама теория познания приобретает смысл лишь как факт бытия и все развитие представлений о предмете знания ведет к открытию единства бытия, в котором ни один элемент не может быть сам по себе. Невозможно разделить теоретическую и практическую сферу в духовном мире человека. Эта неразделенность выливается в особую трактовку подлинной сущности человека, которая проявляется не в разуме или мышлении, но в поступании, деятельности. Именно в поступке мы обретаем целостного человека. Поэтому русская философия, ищущая наиболее полной жизни в качестве своей истины, не что иное, как философия поступка. И философия эта вовсе не лишена русской самобытности ввиду непрестанного искания правды и справедливости, как особых свойств русского менталитета. Русскому человеку важен совсем не результат, а чистота и ясность схемы действия, по приверженности к истинности он судит человека, а не по следствиям поступка.
Русская философия в силу особой мечтательности и эсхатологизма русского менталитета стремится к изменению существующего мира, к творению совершенного бытия. В этом кроется истинная причина всей многовариантной полярности русских философских учений, объединяющим признаком которых выступает особый русский мессианизм - представление о России как стране, посланной в мир для выполнения определенной миссии и о русских, как уникальном народе, обладающем комплексом черт, соответствующих этой миссии. Традиция поиска совершенного бытия, заложенная западниками и славянофилами, которые стремились не только осознать место России на мировой политической и духовной арене, определить каким образом культура Востока и Запада повлияла и продолжает влиять на русскую культуру, но и - с гораздо большей страстностью - о том, какой Россия должна быть, была продолжена и получила особую значимость в русской философии второй половины XIX - XX веков.
Из изложенного можно сделать следующие выводы:
1 )Самой ярко выраженной национальной чертой русской философии является ее гуманизм, пронизанный верой в человека, вытекающий из духовности и сердечности русской души.
2)Такие русские ментальные качества как религиозность и мистический характер мышления склоняли русских философов к акцентированию способности и предназначенности человека уподобляться Богу, при этом кроме интеллектуального, рационального, логического видов познания, огромная роль отводится непосредственному постижению божественной реальности, интуиции, чувственному опыту.
3)Смысл индивидуального существования видится в русской философии не в устроении человеком собственного материального благополучия, но, прежде всего, в спасении души, достичь которого, однако, возможно только сообща, на основе всеединства и соборности. В этих идеях нашли свое отчетливое выражение "мы"-психология и всечеловеческая толерантность русского человека.
4)В русской философии, как, наверное, ни в какой другой, огромное значение имеют историософические темы философских размышлений, возникающие не только из исторически определенного особого места России в мире, ее расположения на стыке цивилизаций Востока и Запада, но и рождаемые специфическими чертами русского менталитета - правдоискательством, мечтательностью и, в особой степени, эсхатологизмом.
5)Вся русская философия чрезвычайно полярна в силу максимализма и парадоксальности русского менталитета.
В третьей главе "Американская философия в контексте национального менталитета" проведено исследование американского национального менталитета и его отражения в американской философии.
В первом параграфе "Этнософия американского народа" был прослежен процесс формирования американского менталитета.
1 Благоприятный климат, богатство природных ресурсов и отсутствие феодальных пережитков в Северной Америке способствовали бурному и быстрому развитию сельского хозяйства и промышленности. Миграция, мобильность, движение (migration, mobility, movement) - это так называемый "фактор трех М", который является, согласно концепции Дж.Пирсо-на, главным фактором формирования американского менталитета. Колонизация огромного пространства свободных земель требовала максимальной хозяйственной инициативы, трудолюбия, деловой хватки. Другая концепция американской истории - "гипотеза фронтира" Ф.Дж.Тернера под-
черкивает влияние новых условий, в которые попадали переселенцы, как фактора, преобразовавшего старые европейские идеи, традиции и учреждения в новые, теперь уже американские.
В XVП-XVШ вв. американский континент активно заселялся эмигрантами из Европы, в основном пуританами из Англии, которые бежали в Америку, чтобы открыто проповедовать свою религию и на новой земле воплотить истинные начертания Библии, сочтя себя пилигримами "Нового Ханаана". Прибывающие в Америку при основании поселений заключали общественный договор с целью создания справедливых и одинаковых для всех законов, обеспечивающих всеобщее благо, воплощая тем самым идеалы демократии, реализация которых в Старом Свете была невозможна.
Идеология Просвещения, отстаивавшая принципы естественной свободы и независимости человека легла в основу мировоззрения американцев в правовой, политической и духовной сферах жизни, стала органичной его частью. Просветители прославляли трудолюбие, бережливость, благоразумие. Живой отклик встретила в Америке объединявшая всех просветителей вера в Разум.
Американские просветители проводили границу также между обществом и государством. У американцев особое отношение к своему государству. Оно для них выступает инструментом, реализующим их возможности. Отношения "общество-государство" строятся в США на взаимовыгодной основе.
Идеология Просвещения и быстрое экономическое развитие подготовили Войну за независимость (1775-1783гг.). Ее итогом стало образование нового государства - США, принятие Декларации независимости, Конституции, Билля о правах, которые подвели черту процессу осознания колонистами себя новой американской нацией, имеющей собственные ценности, идеалы и мечты.
Гражданская война между Севером и Югом (1861-1865гг.) - вторая американская революция, которая уничтожила последние, но весьма существенные преграды (плантаторство и рабство) на пути бурного развития американского капитализма и обозначила окончательное формирование американской нации.
С историческим фактором формирования американского менталитета неразрывно взаимосвязан фактор религиозный. Важнейшие черты американского менталитета, как признает большинство и американских, и российских философов и социологов, заложены в протестантской идеоло-
гии первых европейских поселенцев на американском континенте. Самой характерной особенностью протестантизма является учение о предопределении: Бог - спаситель лишь для некоторых, для тех, кого он произвольно избрал, нельзя приобрести избранность, но можно приобрести сознание избранности, которое равняется не знанию, а скорее ощущению своей угодности Богу. Это ощущение приобретается при помощи неустанной работы в своей профессии, ибо она выражает то стремление рукотворного к совершенству, которое угодно Богу. В протестантской этике Богом благословлен именно homo faber - человек работающий.
Со временем протестантизм, состязаясь с природой, видоизменялся и приобретал такую форму, которое задавало суровое бытие. "Отцы-пилигримы" брали из пуританского кодекса нравственности самое ценное -трудолюбие, добросовестность, умеренность. Вера в опыт заменила веру в религиозные поиски. Фанатичные пуритане превратились в полуверующих материалистов. Со своим развитием капиталистическое хозяйство, как показывал М.Вебер, перестало нуждаться в санкции того или иного религиозного учения, стало видеть в любом влиянии церкви на хозяйственную жизнь такую же помеху, как и регламентация экономики со стороны государства. Мировоззрение теперь стало определяться интересами торговли и социальной политики. Убежденность в неограниченных возможностях Нового Света также сыграла свою роль в трансформации протестантизма и приобретении им ярко выраженного посюстороннего характера в отличие от европейского прототипа с его созерцательностью и мистическим субъективизмом. Жесткая прагматичность протестантизма, во многом укоренившаяся в американском менталитете, отодвигают на второй план духовность, историко-культурную вертикаль. Регулирующую функцию в Америке вместо морали выполняет право, основанное на идеях либерализма.
Из вышесказанного в качестве итога были выделены такие черты американскогоменталитета, как: 1) "воля к труду"; 2) деловитость и практичность (умение из всего извлекать пользу); 3) индивидуализм, самостоятельность, личная независимость; 4) инициативность, упорство; 5) мобильность; 6) оптимизм, вера в прогресс, уважение к техническому мастерству и материальному преуспеванию; 7) рациональность мышления; 8) моральная необремененность; 9) уважение к закону, развитое правосознание.
Во втором параграфе "Национальные особенности американской философии" была рассмотрена специфика американской философии под углом отражения в ней черт американского менталитета.
Философский смысл жизни американца- это как можно более полная самореализация в условиях социума открытых возможностей. Эта установка, с которой связаны все течения в американской философии, без существенных семантических изменений прослеживается на протяжении всей истории США, она является квинтэссенцией американского менталитета. Истоки ее заложены в протестантизме с его культом homo faber и концепцией личного призвания.
Новоанглийское общество, возникшее на религиозной основе, стало первым носителем раннего философского сознания колонистов. Ранняя американская философия имела идеалистически-теистический характер и с самых первых шагов своего развития была теснейшим образом связана с социальными условиями американского общества, воспринималась многими в виде теоретически обоснованного ответа на вопросы текущего дня.
Объединение двух сфер духовной и одновременно практической деятельности прослеживается в американском Просвещении. В силу исторической задачи идеологической подготовки колоний к борьбе за независимость от метрополии, которую выполнила философия Просвещения в Америке, философская мысль этого периода приобрела по сравнению с протестантским идеализмом более выраженный практический характер.
В процессе бурного экономического роста США, последовавшего после обретения ими независимости, в условиях ничем неограниченного разгула рынка, когда на пьедестал был возведен культ денег и быстрого обогащения, духовная культура в Америке переживала очевидный кризис. Как реакция на Просвещение и как протест против буржуазной морали и буржуазных эстетических оценок в американской философии возникает школа романтизма (В.Ирвинг, Н.Готорн, Ф.Купер, Э.По, Г.Мелвилл и др.), а в конце 30-х годов XIX века как ответвление от романтизма появляется трансцендентализм (Р.У.Эмерсон, Г.Торо, М.Фуллер, Э.Б.Олкотт, Т.Паркер, Д.Рипли и др.).
Трансценденталисты полагали, что человеку от рождения присуще понимание истины, добра и зла. Причины зла они видели в морали и практике буржуазной Америки. Гармоничное развитие человека возможно при условии самовоспитания личности и ее самосовершенствования, и в этом деле каждому приходится полагаться только на самого себя, доверять только себе. "Self-reliance" ("полагание на себя", "доверие к себе") - эта американская теория индивидуализма, основоположником которой является Р.У. Эмерсон, стала своеобразным национальным кредо Америки. Лич-
ность - источник не только высших истин, но и единственный критерий истины. В этом и ее независимость, и ее свобода - главные качества американского менталитета.
Трансцендентализм отстаивающий социальную и духовную самостоятельность личности мало, однако, уделял внимания средствам достижения личной независимости. Необходимый методологический фундамент под трансцендентализм подвел прагматизм - еще одно оригинальное американское философское учение, с которым связывают наступление "золотого века" американской философии.
Только научный метод, по Ч.С.Пирсу - основоположнику прагматизма, дает нам способ различения правильного и неправильного путей исследования. Главное понятие этого метода - понятие реальности, с которым должны согласовываться наши мнения. Прагматизм является, прежде всего, теорией истины, и теория эта весьма специфична. Мнение, с которым, в конечном счете, суждено согласиться всем исследователям, и есть то, что мы понимаем под истиной. Таким образом, прагматизм ищет объективную замену идеи о том, что истина соответствует реальности, независящей от разума. У.Джеймс и Д.Дьюи отождествляют истинность знания с его работоспособностью. У.Джеймс предполагал, чтотиы вправе верить во все, что угодно, если от этого мы чувствуем себя хорошо, и что если мы верим во что-то достаточно сильно, то это все равно, что истинно. Д.Дьюи же считал, что гипотезу или теорию можно назвать истинной, если она соответствует решению некоторой проблемы, истинность высказывания -это его следствия в действии, согласующийся результат. Он предполагал, что надо распространить научные методы на этику.
Еще одна особенность прагматизма - его плюрализм. Прагматизм, хоть и привержен фактам, отличается, однако, тем от обычного эмпиризма, что не тяготеет, подобно ему, к материализму. Так как он принимает лишь такие выводы, которые вырабатываются совместно нашим духом и нашим опытом, то он не имеет априорных предубеждений против религии.
Прагматизм повлиял на все дальнейшее развитие американской философии. Дж.Сантаяна следует за У.Джеймсом в определении функционального предназначения сознания: помогать организму ориентироваться и адаптироваться к среде. Психологическое развитие прагматизм получил в бихевиоризме ДБ.Уотсона, отождествлявшего поведение с системой моторных реакций по схеме "стимул - реакция". Еще более сильным "семейным" признаком американской философии становится натурализм. В ту же сторону, что и прагматизм, в сторону опровержения идеализма двигалось другое философское дви-
жение в Америке первой половины XX века- неореализм (Р.Б.Перри, У.П.Монтегю, Э.Холт, Э.Сполдинг, АН.Уайтхед, УМарвин, УПиткин и др.). Неореализм, основывающийся на "здравом смысле", выдвинул положение о существовании объективной реальности, независимой от субъекта.
Прагматизм и неореализм в 30-60-е годы XX века были вытеснены различными неопрагматистскими теориями, развивавшимися уже в рамках англосаксонской аналитической традиции (К.И.Льюис, У.Куайн, Н.Гуд-мен и др.). Аналитическая философия очень тесно связана с либерализмом. Проявились ментальные качества американцев и в том, что философы аналитического направления избегают по возможности "скользких" тем - тем этики, эстетики, философии истории, религии. Это делается, быть может, оттого, что методы логического анализа языка, дедукции, верификации и формализации не всегда подходят для предмета анализа. В аналитической традиции отразился и известный космополитизм американцев, так как философия с точки зрения аналитиков - это наука об универсалиях, поэтому национально-этническая характеристика к ней не более применима, чем, например, к физике или математике.
Из изложенного можно сделать следующие выводы:
1)В Америке, как, наверное, ни в какой другой стране мира, прослеживаются отчетливые параллели в процессах становления национальной философии и формирования национального менталитета.
2)Мобильность и практичность американцев сказались на том, что американская философия всегда была тесно связана социально-политической жизнью США, с практической стороной жизни.
3)Индивидуализм, вера в прогресс и уважение к техническому мастерству, присущие американцам повлияли на постоянное стремление американской философии отыскать нужные связи между мыслью и действием, необходимые средства для самореализации человека. Понять, как работает вещь "здесь и теперь" - критерий истины для американской философии. Отсюда, свойственный ей опреационализм.
4)Мессианизм, присущий американскому менталитету, также нашел свое отражение в американской философии. Поскольку американец стремится не осмысливать реальность, но реализовывать понятие и материа-лизовывать идеи, то в американской философской мысли развита футурология. Будущее диктует основы современной жизни и ее ценности. В поиске средств совершенствования бытия нельзя в полной мере полагаться на старые идеи, для многих американских философов поэтому характерен скептицизм.
5)Американская философия, как и американский менталитет, впитала в себя либеральные ценности. Либерализм - идеологическая основа американской философии.
В четвертой главе "Компаративистский анализ менталитета и философии русского и американского народа" была проведена работа по сравнению русского и американского менталитета и философии.
В первом параграфе "Русский и американец: есть ли сходство?" был проведен компаративистский анализ русского и американского мен-талитетов.
Если душа американца одержима работой, то русский сначала должен полюбить или возненавидеть мыслимый и желаемый предмет, прежде чем практически реализовать свои мысли с помощью волевого усилия. Принудительный характер труда в России совсем не означает полного отсутствия у русского, столь свойственной американцу практической "жилки".
По-разному русские и американцы трактуют категорию свободы. Американским идеалом свободы выступает формула, в соответствии с которой человек свободен в рамках мерки, заданной нормами права, то есть поведение по принципу разрешено все, что законом не запрещено. Русский же идеал свободы - это воля, выходящая за рамки меры и целесообразности.
Широко известная антиномия американской и российской жизни -индивидуализм и коллективизм. Однако тотальной абсолютизации этих начал ни в Америке, ни в России в действительности нет.
Русский человек не имеет жизненной целью стремление к материальному достатку, а неустроенность жизни формирует склонность к самоограничению. Американцы в меньшей степени испытывают эту напряженность, они в большей степени легализовали для себя гедонистические установки. Вместе с тем, если в России справедливость связывается с равенством и "бедность не порок", а, то в США - в стране, где равенство выражается в равенстве возможностей в свободном обществе, бедность воспринимается как порок.
Еще одна противоположность в русском и американском менталитете: если максимализм, устремленность к последнему и окончательному, к абсолютному во всем, бросание из крайности в крайность - типично русские черты, то поиск "единства разного", сбалансированности - одна из важнейших традиций жизни и развития американского общества.
Поскольку в некоторых аспектах освоение дикого Запада в Северной Америке напоминает освоение дикого Востока в Евразии; поэтому в поли-
тике, традициях, менталитете американцев и русских можно уловить элементы сходства. Действительно, Россия и США своим обширным пространством схожи, и этот фактор предопределил открытость культур этих стран. Многие исследователи писали о близости исторических судеб России и Америки, о том, что народы обеих стран отличаются природной даровитостью, сметкой, неисчерпаемой энергией, волей, упорством и т.д. Ширь земли должна была рождать характеры предприимчивые.
Россия и США - семья народов. Феномен русских и американцев, сложившийся исторически, заключается в том, что они не только аккумулируют разные расовые и этнонациональные линии, но и включают в свой состав большое число других народов, являют собой пестрый конгломерат выходцев из разных частей света, для которых язык и культура России и Америки стали естественными и родными.
Сильное религиозное влияние, которое испытывали душа русского и американского человека со стороны соответственно православия и протестантизма, сформировало еще ряд сходств в менталитете русского и американца - склонность к идеализму, веру в "боговдохновленность" и "богоизбранность" и специфический утопизм.
Во втором параграфе "Компаративистский анализ русской и американской философии" выяснилось, что объединяет русскую философскую мысль с американской не только хронологическая близость периода "золотого века", во время которого можно было наблюдать наиболее активное взаимовлияние двух национальных философий, но и неподдельный интерес к проблемам человека, его свободы и смысла существования, хотя и при неодинаковых способах их решения, к феномену веры и ее оправдания, тесная связь с жизнью, потребность осмыслить исторический процесс и стремление к преобразованию действительности.
Сущность человека в русской философии раскрывается в его сопоставлении с Абсолютом, высшей целью человека признается прохождение пути духовного самосовершенствования, исполнения заветов Божиих и, в конечной точке, становление Богочеловечества и всеединства. Американской же философии в целом не свойственна такая категорическая постановка и решение проблемы человека. Здесь, видимо, сыграла свою роль приверженность философской мысли в Америке либеральной традиции. За человеком в конечном итоге признается свобода выбора, главным же принципом жизни является принцип "полагания на себя", "доверия к себе" ("self-reliance"). Такое понимание свободы, как свободы в рамках закона отодвигает нормы морали на второй план. Им придан характер не катего-
рического, а гипотетического императива, который имеет силу лишь при определенных условиях - при условиях выгодности и полезности.
В то же время, если русская философия признает многовариантность средств получения истинного знания, то в американской философской традиции таким средством выступает лишь рациональное познание, отстаивание ценности научного метода в философии.
Нельзя не заметить и контраст между полярностью русской философии и умеренностью американской, для которой в целом характерно отсутствие категорических и окончательных выводов, американские философы предпочитают давать советы, а не заниматься назиданием.
Онтологизм русских философских учений, совсем не свойственен американской философии, более занятой решением гносеологических проблем.
Однако, при всем этом, различиям в американской и русской философии не следует придавать характер взаимосисключаемости, неустранимой противоречивости. При различии направленности историософских размышлений в Америке и в России их объединяет мессианизм, который одновременно и предопреедляет всю их специфику, и выступает объединительным признаком. Мессианское сознание выражается в содержании национальных идей двух государств.
В третьем параграфе "Русская идея и Американская мечта" проведено сопоставление национальных идей России и Америки - Русской идеи и Американской мечты. Между ними много общего: обе носят мифологический характер, выражают идеальные представления народа о соответствующей стране и мире в целом, не несут в себе семена ненависти и враждебности к другим народам, пропитаны духом мессианизма. Но мессианизм мессианизму рознь. В то время как Американская мечта проникнута духом национального морального превосходства, в России вынашивалась идея братства людей и народов. Русской идее чуждо и стремление к непосредственной материальной выгоде как следствию мессианистской деятельности.
Идея - понятие многозначное, но апеллирует больше к знанию, разуму, обобщению, к абстрактному и всеобщему, в то время как Мечта - это скорее апелляция к чувству, конкретному частному. Русская идея -это тоже мечтания, но мечтания религиозной окраски, в большей степени философские и надличностные. Американской же мечте свойственен практически прикладной характер. Кроме этого, Американская мечта - мечта о лучшей жизни, и, прежде всего, собственной, она обра-
щена к индивидууму, реализации его способностей. Русская идея, наоборот, отражает общественные чаяния, и личное счастье ставит в зависимость от общего. Реализация общенациональных идеалов в Русской идее возможно только через нравственное совершенствование, отказ от всего условного, временного, материального. В Американской же мечте моральный аспект не отражен.
В конце работы было указано на то, что в мессианизме России и США заложен не только путь к спасению, но и угроза будущему мира. Это связано, прежде всего, с тем, что в Русской идее и Американской мечте ведут постоянное соревнование два направления - эмпирическое и догматическое, идеология и реализм. Мессианское сознание в силу этого двойственно и может принимать противоположный характер, если призвание берется как готовое преимущество или привилегия и постепенно вырождается в исключительный и безыдейный национализм, препятствующий совершенствованию народа.
В заключении сформулированы основные итоги исследования, намечены направления дальнейшей работы над темой и делается вывод о целесообразности более активного использования категории "национального менталитета" в современной философии.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Володин Д.А. Менталитет американской нации в новое время // Областная научная конференция. Смоленск, Изд-во "Универсум", 2001,0,2 п/л.
2. Володин Д.А. Русский менталитет как аспект национального туризма // Перспективы развития региональных туристских комплексов (экономический, экологический и историко-культурный аспекты): Материалы международной научно-практической конференции 15 мая 2003 г. Смоленск, 2003,0,5 п/л.
3.Володин Д.А. Сравнительно-типологический анализ Русской идеи и Американской мечты // Феномен человека в психологических исследованиях и в социальной практике: Материалы 1-й Международной научно-практической конференции. Смоленск, СГПУ, 2003,0,2 п/л.
Подписано в печать 18. 08. 2004 г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Объем 1,5 п. л. Тираж 100 экз. Заказ № 6743
Отпечатано в ФГУП «Смоленская городская типография», 214000, г. Смоленск, ул. Маршала Жукова,16, тел.: 9-44-68, 38-28-65.
#15799
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Володин, Денис Александрович
Введение.
Глава 1. Менталитет как интегральная характеристика национальной специфики.
Глава 2. Русская философия в контексте национального менталитета.
2.1. Этнософия русского народа.
2.2. Национальные особенности русской философии.
Глава 3. Американская философия в контексте национального менталитета.
3.1. Этнософия американского народа.
3.2. Национальные особенности американской философии.
Глава 4. Компаративистский анализ менталитета и философии русского и американского народа.
4.1. Русский и американец: есть ли сходство?.
4.2. Компаративистский анализ русской и американской философии.
4.3. Русская идея и Американская мечта.
Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Володин, Денис Александрович
Быть может, несмотря на то, что в своей духовной жизни народы управляются неизменным поиском истины, справедливости или красоты, каждый из них делает это как-то по-своему и благодаря этому формирует особенный - без всякого национализма - характер ландшафта своей духовной жизни. Философия, этика, искусство, пытающиеся уловить эти истину, благо или красоту, в таком случае - и есть духовные пейзажи, изображения этих неповторимых ландшафтов1.
М.Б.Хомяков
Как ни странно, глобализация, смешивающая и унифицирующая сегодня быт и мышление всех народов, ведет не к нивелировке культуры, как это ожидалось, а, наоборот, к взрыву этнических чувств, ставит национальный вопрос еще острее, чем прежде. Почему? Оказывается, в своем ядре каждый народ остается самим собой до тех пор, пока сохраняется особый климат, пейзаж, национальная пища, этнический тип, язык - ибо они постоянно подкармливают и воспроизводят национальную субстанцию, особый склад жизни и мысли. Это значит — проблема налаживания и укрепления межнациональных отношений будет существовать еще очень долго. Ее решить невозможно без взаимопонимания между народами, которое, в свою очередь, недостижимо без изучения национальной специфики.
Да, национальный вопрос и сегодня очень актуален. Как показывает история, его замалчивание или игнорирование ведет к плачевным и даже катастрофическим последствиям. Поэтому этот "вопрос" требует дальнейшего всестороннего рассмотрения.
Почему-то затрагивание национальной проблематики у многих ученых вызывает неприязнь или как минимум подозрение в политической подоплеке любого исследования этой темы. Однако в "национальном" необходимо видеть все его положительное
1 Хомяков М.Б. Национальные особенности русской философии и духовный пейзаж России //Личность и мир, 2000, № 8, С. 7. значение и смысл. Национальная самоидентификация является важным аспектом духовного становления личности. От степени интеграции в "Я" личности национальной составляющей зависит во многом направленность мотивационной и когнитивной сфер ее сознания и реальной деятельности человека. "Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец или англичанин. Человек не может перескочить через целую ступень бытия, от этого он обеднел бы и опустел бы"1. "Согласно общему социально-психологическому закону, подобие единит людей, общение усиливает это подобие, и радость быть понятым раскрывает души и углубляет общение. Вот почему национальный творческий акт роднит людей между собой и пробуждает в них желание раскрыться, высказаться, отдать "свое заветное" и найти отклик в других. Творческий человек творит всегда от лица своего народа и обращается, прежде всего, и больше всего к своему народу. Народность есть как бы климат души и почва духа; а национализм есть верная, естественная тяга к своему климату и к своей почве"2. Инстинкт национального самосохранения "есть состояние верное и оправданное. Не следует стыдиться его, гасить или глушить его; надо осмысливать его перед лицом Божиим, духовно обосновывать и облагораживать его проявления. Этот инстинкт должен не дремать в душе народа, но бодрствовать. Он живет совсем не "по ту сторону добра и зла", напротив, он подчинен законам добра и духа. Он должен гореть в национальной культуре и в творчестве национального гения. Вот почему национальное чувство есть духовный огонь, ведущий человека к служению и Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма//http://www.philosophy.ru/library/berd/comiTi.html
2 Ильин И.А. О русском национализме // http://nationalism.org/rodina/idea/national.htm жертвам, а народ - к духовному расцвету"1. Именно эти слова И.А.Ильина выражают единственно правильную, на наш взгляд, позицию в проблеме национального самосохранения.
При выявлении специфики той или иной нации на первый план выдвигается понятие, отражающее ее сущность — национальный менталитет. Это установки сознания, в том числе и неверба-лизированные его структуры, этнопсихологические эталоны поведения, оценочные суждения, образ мыслей, умственные навыки и духовные установки, присущие какой-либо нации, в том числе основные представления о человеке, его месте в природе и обществе, его понимание природы и Бога и т.д. Знание национального менталитета позволит народам перекинуть мост друг к другу на пути к взаимопониманию, взаимоуважению и сотрудничеству, ведь можно сказать, менталитет — это своеобразная "формула" народа, раскрывающая специфику его политического устройства, социально-экономического развития и, безусловно, специфику его культуры.
Несомненно, национальный менталитет оказывает значительное влияние и на национальную философию. Например, "существует русский подход к мировым философским проблемам, русский способ их переживания и обсуждения, — утверждал известный русский философ Б.П.Вышеславцев. — Разные нации замечают и ценят различные мысли и чувства в том богатстве содержания, которое дается каждым великим философом. В этом смысле есть русский Платон и русский Плотин, русский Декарт, русский Паскаль и, конечно, русский Кант. Национализм в философии невозможен, но возможен преимущественный интерес к различным мировым проблемам" . Философия представляет собой концент
1 Ильин И.А. О русском национализме // http://nationalism.org/rodina/idea/national.htm
2 Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Этика преображенного эроса. М., 1994, С. 154. рированное выражение духовного опыта нации, ее неповторимого исторического пути, ее творческого гения и созидательного интеллектуального потенциала. Микрокосм мыслителя отражает макрокосм породившей его культуры. Очевидно, человек одной национальности склонен открывать одни аспекты в бытии и духе, а выходец из другой традиции - иные. Каждая нация имеет особое мировоззрение, уникальную шкалу ценностей. Индивидуум, выросший в атмосфере определенной национальной культуры, одарен ею талантом особого видения явлений бытия. Таким образом, источник и причина оригинальности философии той или иной нации — менталитет ее создателей.
Объектом настоящего исследования является отражение национального менталитета в национальной философии. Наша задача — выяснить и описать механизм проникновения менталитета нации в ее философию на примере русской и американской философии и на этом основании провести компаративистский анализ с целью более четкого уяснения их специфики.
Исследование влияния национального менталитета на национальную философию является новым и, на наш взгляд, перспективным подходом к изучению особенностей философии той или иной нации. Он позволяет избежать опасности умозрительной и необоснованной характеристики национальной философии, глубже проникнуть в ее сущность, лучше понять каждого отдельного философа. Мы судим о философах, главным образом, по их делам, творениям, тогда как об изначальных импульсах, побудительных мотивах их творчества, особенностях мышления, имеем представление смутное и обрывочное. Настоящая работа — попытка заполнить этот пробел.
Надо иметь в виду, что "изолированная человеческая личность, изолированная национальность не имеют истории"1, а, значит, не могут иметь национальное самосознание. Оно формируется лишь в актах сравнения с другими народами, которые представляют собой многостороннее зеркало данному народу для многогранного познания самого себя в рефлексии. "Субстанция народного духа, как все живое, питается заимствованным извне материалом, который она перерабатывает и усваивает, не теряя от этого, а напротив, развивая этим свое национальное своеу образие." Почему мы избрали Америку в сравнении с Россией?
Менталитет и философия русских и американцев выбраны для изучения не случайно. Известный американский литературовед Ван Вик Брукс однажды сказал: "Америка — это просто Россия наоборот." . Да, во многом это действительно так. Наши характеры очень не схожи. Так же отличается и американская философия от русской. Американцы имеют совершенно иной, чем у нас, взгляд на мир, иную шкалу ценностей. Почему? Ответ, по нашему убеждению, надо искать в менталитете этих наций. Не надо забывать и то, что менталитет американцев сыграл не последнюю роль в историческом становлении США как супердержавы. В этом отношении американский опыт в какой-то степени может оказаться полезным для России в ее нынешнее непростое время.
Какие труды по тематике нашей работы имеются на сегодня? Большой вклад в теоретические и методологические исследования менталитета внесли О.Бауэр, М.Блок, Ш.Блондель, Г.Бу-туль, М.Вебер, В.Вундт, И.Гердер, П.Динцельбахер, Г.Дюби,
1 Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "Я". М., 1991, С. 7.
2 Франк С.Л. Пушкин об отношениях между Россией и Европой // Пушкин в русской философской критике. М., 1990, С. 464.
1 Цит. по: Морозова TJ1. Американская мечта (и размышления о России) // Американский характер: традиция в культуре. Очерки культуры США. M., 1998, С. 258.
А.Дюпрон, А.Инкельс, А.Кардинер, А.Лазари, Г.Лебон, Ж.Ле Гофф, Р.Мандроу, Р.Рейхардт, Д.Филд, Д.Юм и др., а из отечественных исследователей — Е.А.Ануфриев, И.А.Бескова, Ю.В. Бромлей, Г.Д.Гачев, А.Я.Гуревич, И.Г.Дубов, Ж.В.Ковалевская, Р.В.Манекин, Н.А.Моисеева, И.К.Пантин, О.Г.Почепцов, Л.Н. Пушкарев, Н.А.Сороковикова, П.А.Сорокин, Г.Г.Шпет, Л.А.Шу-михина и др.
Ценный материал по характеристике русского менталитета и философии можно найти в работах П.Е.Астафьева, Н.А.Бердяева, Н.К.Бонецкой, С.Н.Булгакова, О.Волкогоновой, Б.П.Выше-славца, В.Гердта, М.Н.Громова, В.А.Гулыги, В.Даама, В.И.Даля, В.Н.Дуденкова, В.В.Зеньковского, И.А.Ильина, В.К.Канто-ра, Л.П.Карсавина, К.Касьяновой, Ф.Х.Кессиди, Н.О.Лосского, Е.А.Мамчура, В.В.Розанова, А.И.Солженицына, В.С.Соловьева, П.А.Сорокина, В.К.Трофимова, С.Н. и Е.Н.Трубецких, П.А. Флоренского, Г.В.Флоровского, С.Л.Франка, М.Б.Хомякова,
П.Я.Чаадаева, В.Ф.Эрна, Б.В.Яковенко и др.
Специфику менталитета американской нации и ее философии раскрывают в своих трудах К.Беккер, Ч.А.Бирд, Ж.Бодрийар, Д.Бурстин, Дж.Бэнкрофт, Дж.Голсуорси, Ч.Комптон, В.Корнел, М.Лернер, Дж.Макдермотт, Э.Мур, В.Л.Паррингтон, Р.Б.Перри, Р.Рорти, Дж.Сантаяна, П.Смит, К.Д.Стивенсон, Ф.Дж.Тернер, А. де Токвиль, У.Г.Труитт, Л.Харц, Р.Хофстедтер, А.Шлезингер мл. и др., а из отечественных авторов — Н.Н.Болховити-нов, С.Н.Бурин, Б.Э.Быховский, К.С.Гаджиев, Т.Г.Голенполь-ский, А.Ф.Грязнов, С.И.Жук, А.М.Каримский, Ю.К.Мельвиль, Ю.М.Мельникова, Т.Л.Морозова, М.И.Новинская, Н.Е.Покровский, Е.М.Русаков, О.Э.Туганова, В.М.Хвостов, В.П.Шестаков, Н.С. Юлина, Б.В.Яковенко и др.
Несмотря на этот, достаточно внушительный список авторов, необходимо заметить, что все-таки большинство исследований менталитета еще не преодолело стадии количественного накопления научного материала. Остаются нерешенными вопросы терминологического характера, нет общепринятого определения менталитета. Следствием неопределенности в оценке структуры менталитета является некоторый умозрительный подход к этому феномену. Необходимо решить круг проблем, связанных с использованием и толкованием этой категории.
В работах вышеперечисленных философов, социологов и культурологов встречаются лишь фрагментарные данные о взаимосвязи менталитета и философии, никак не складывающиеся в целостную картину. Вопрос сопоставления русского и американского менталитета и философии в различных частных аспектах решается в следющих исследованиях: Э.Я.Баталов "Русская идея и Американская мечта" (2001г.); Н.Н.Болховитинов "Американская цивилизация как исторический феномен" (1998г.); В.В.Ванчугов "Русская мысль в поисках "нового света": "золотой век" американской философии в контексте российского самопознания" (2000г.); Г.Д.Гачев "Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и Славянством" (1997г.); К.Касьянова "Особенности русского национального характера" (1993г.); И.П.Красненкова "О жизни и смерти: У.Джемс и Ф.Достоевский -философские параллели"; В.И.Мильдон "Миллениумы русский и западный: образы эсхатологии" (1998г.); Т.Л.Морозова "Американская мечта (и размышления о России)" (1998г.); В.И. Россман, Я.Шрамко "О философии континентальной и аналитической и об интеллектуальной многоукладное™" (2002г.); И.М. Супоницкая "Успех и удача: отношение к труду в американском и российском обществе" (2003 г.) и др. Необходимо продолжение сравнительного изучения русского и американского менталитета и философии, в том числе в сторону обобщения уже имеющегося материала.
Прежде чем приступить к непосредственному решению поставленных задач, наметим план нашего исследования. Чтобы не вести беспредметный разговор, мы вначале нашей работы должны дать четкую теоретическую характеристику категории "менталитета", выяснить его структуру, определить методы изучения. Затем, после составления целостной картины русского и американского менталитета, мы рассмотрим, как менталитет отражается в философии нации: какие задает направления и способы познания бытия, какие ценности, философские проблемы и вопросы выдвигает на первый план, как влияет на их решение. И, наконец, в заключение для лучшего уяснения специфики русского и американского менталитета и философии подвергнем их компаративистскому анализу.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Компаративистский анализ русской и американской философии в контексте национального менталитета"
Заключение
Пора подвести общие итоги нашему исследованию, которое своими задачами имело выяснение и описание механизма проникновения менталитета нации в ее философию на примере русского и американского народов и на этом основании проведение компаративистского анализа с целью более четкого уяснения их специфики, избегания опасности умозрительной и необоснованной характеристики русской и американской философии.
Вначале нашей работы мы дали четкую теоретическую характеристику категории "менталитета". Мы выделили главные проблемы, существующие сегодня в науке в отношении этой категории и предложили следующие способы их решения.
Отношение личности и нации есть частный случай диалектики единичного и общего. Это значит, менталитет является достоянием не только экстериорной — внешней для личности культуры, но и свойством интериорной культуры, ставшей, в процессе социализации, гранью душевного мира личности.
Специфика менталитета зависит и от биологического, и от социального факторов, то есть и от наследственности (глубинные слои психики, характерные для данного этноса, являются константной основой национального менталитета), и от характера семейного воспитания, и от воздействия социальной среды.
Менталитет формируется в зависимости от традиций, религии, культуры, языка, социальных структур и природной среды обитания человека и сам, подчеркнем эту взаимосвязь, их формирует, "выступая как порождающее сознание, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики"1.
1 Шохов А.С. Структура ментального мира классической Греции // httprwww.philosophy.ru/library/shoh/l .html
Черты, определяющие национальный менталитет, отличаются большой стабильностью. В историческом развитии некоторые главные особенности характера и склада ума этноса остаются неизменными, а если и испытывают, то сравнительно незначительные изменения и преобразования.
В структуре менталитета находятся знания, верования, социальные архетипы, ценности, стереотипы, которые образуют структурные элементы менталитета более высокого порядка — национальный характер и картину мира.
Открытым для науки остается вопрос о выборе методов исследования национального менталитета. Любой из используемых методов имеет свои недостатки, следовательно, не может быть признан всеобъемлющим и окончательным. Выход видится в разумном и взвешенном сочетании всех имеющихся методов. Должное внимание необходимо уделить научно обоснованному психологическому тестированию, так как тесты - наиболее подходящий инструмент для изучения бессознательных структур.
Из проведенной характеристики мы получили следующее определение "менталитета". Национальный менталитет — это присущая национальной общности, выражающаяся в жизнедеятельности, стабильная совокупность представлений, установок, ценностей, способов толкования мира, особенностей склада мышления, определяющая национальную специфику культуры.
Также мы подчеркнули, что имеются существенные отличия "ментальности" от "менталитета", которые заключаются в следующем: во-первых, ментальность фиксирует исторические особенности сознания, в то время как менталитет в большой степени надысторичен, напрямую не связан с конкретной исторической эпохой; во-вторых, ментальность соотносится с понятиями "индивид", "коллектив", "социальная страта", а менталитет имеет в целом национально-культурное основание; наконец, в-третьих, ментальность — это только социальная память, а значит, содержание этого понятия из данной нами дефиниции гораздо уже содержания понятия "менталитет".
Затем мы попытались представить целостную картину русского менталитета и отметили следующие главные его свойства: 1) парадоксальность ментальных проявлений и предрасположенность к впадению в крайности; 2) фатализм, мечтательность, эсхатологическая устремленность; 3) "правдоискательство", стремление к абсолютным ценностям и связанный с ними нигилизм; 4) неспособность и несклонность ко всяким задачам внешней организации и соответствующим равнодушием к внешним благам и формам, включая государство и право; 5) национальная стойкость, терпеливость вместе со слабой самодисциплиной, безынициативностью и ленью; 6) всечеловеческая толерантность; 7) любовь к свободе как абсолютной воле; 8) "мы"-психология, соборность; 9) религиозность и духовность (душа выше и дороже всего: ее спасение, полнота, цельность и глубина ее внутреннего мира); 10) иррациональный и мистический характер мышления; 11) женственность, созерцание сердцем и чувствами, сострадательность.
Менталитет русского народа отразился в русской философии следующим образом. Самой ярко выраженной национальной чертой русской философии является ее гуманизм, пронизанный верой в человека, вытекающий из духовности и сердечности русской души. Такие русские ментальные качества как религиозность и мистический характер мышления склоняли русских философов к акцентированию способности и предназначенности человека уподобляться Богу, при этом кроме интеллектуального, рационального, логического видов познания, огромная роль отводится непосредственному постижению божественной реальности, интуиции, чувственному опыту. Смысл индивидуального существования видится ими не в устроении человеком собственного материального благополучия, но прежде всего в спасении души, достичь которого, однако, возможно только сообща, на основе всеединства и соборности. В этих идеях нашли свое отчетливое выражение "мы"-психология и всечеловеческая толерантность русского человека.
В русской философии огромное значение имеют историосо-фические темы философских размышлений, возникающие не только из исторически определенного особого места России в мире, ее расположения на стыке цивилизаций Востока и Запада, но и рождаемые специфическими чертами русского менталитета — правдоискательством, мечтательностью и, в особой степени, эсхатологизмом. Историософическая мысль в России приобрела свою известную полярность. И не только она — вся русская философия чрезвычайно полярна в силу максимализма и парадоксальности русского менталитета.
Мы также проследили процесс формирования американского менталитета и отметили такие его черты, как: 1) "воля к труду"1; 2) деловитость и практичность (умение из всего извлекать пользу); 3) индивидуализм, самостоятельность, личная независимость; 4) инициативность, упорство; 5) мобильность; 6) оптимизм, вера в прогресс, уважение к техническому мастерству и материальному преуспеванию; 7) рациональность мышления; 8) моральная необремененность; 9) уважение к закону, развитое правосознание.
В свою очередь, менталитет американского народа отразился в американской философии следующим образом. В Америке, как,
1 Santayana G. Character and Opinion in the United States. N.Y., 1921, P. 196. наверное, ни в какой другой стране мира, прослеживаются отчетливые параллели в процессе становления национальной философии и процесса формирования национального менталитета. Индивидуализм и практичность американцев сказалось на том, что американская философия всегда была тесно связана с социально-политической жизнью США, с практической стороной жизни, с поиском средств самореализации каждого человека. Мобильность, вера в прогресс и уважение к техническому мастерству, присущие американцам повлияли на постоянное стремление американской философии отыскать нужные связи между мыслью и действием, претворить идеалов социальной реформы и реконструкции. Понять, как работает вещь "здесь и теперь" — это критерий истины для американской философии. Отсюда, свойственный ей, опреационализм.
Мессианизм, присущий американскому менталитету, также нашел свое отражение в американской философии. Поскольку "высочайшая деятельность. для американца — в умении соорудить-прибавить к бытию новый смысл"1, не осмысливать реальность, но реализовывать понятие и материализовывать идеи в американской философской мысли развита футурология отчасти с заметным утопическим оттенком. Американский философ - философ перспективы. Будущее диктует основы современной жизни и ее ценности. В поиске средств совершенствования бытия нельзя в полной мере полагаться на старые идеи. Отсюда — некоторый скептицизм, характерный для многих американских философов.
Американская футурология, как и американский менталитет, впитала в себя либеральные ценности. "Мы, философы, могли
1 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и Славянством. М., 1997, 103. бы определить себя как служителей такого рода свободы, как служителей демократии"1, — пишет Р.Рорти.
Какие сходства и различия мы выявили в русском и американском менталитете и философии? Если душа американца одержима работой, то русский сначала должен полюбить или возненавидеть мыслимый и желаемый предмет, прежде чем практически реализовать свои мысли с помощью волевого усилия. Принудительный характер труда в России совсем не означает отсутствия у русского, столь свойственной американцу практической "жилки".
По-разному русские и американцы трактуют категорию свободы. Американским идеалом свободы выступает формула, в соответствии с которой человек свободен в рамках мерки, заданной нормами права, то есть поступание по принципу разрешено все, что законом не запрещено. Русский же идеал свободы — это воля, выходящая за рамки меры и целесообразности.
Широко известная антиномия американской и российской жизни — индивидуализм и коллективизм. Однако, на наш взгляд, тотальной абсолютизации этих начал ни в Америке, ни в России в действительности нет.
Русский человек не имеет жизненной целью стремление к материальному достатку, а неустроенность жизни формирует склонность к самоограничению. Американцы в меньшей степени испытывают эту напряженность, они в большей степени легализовали для себя гедонистические установки.
Вместе с тем, если в России справедливость связывается с равенством и "бедность не порок", а, то в США - в стране, где равенство выражается в равенстве возможностей в свободном обществе, бедность воспринимается как порок.
1 Рорти Р. Философия и будущее // http://www.philosophy.ru/library/vopros/56.html
Еще одна противоположность в русском и американском менталитете: если максимализм, устремленность к последнему и окончательному, к абсолютному во всем, бросание из крайности в крайность - типично русские черты, то поиск "единства разного", сбалансированности - одна из важнейших традиций жизни и развития американского общества.
Поскольку в некоторых аспектах освоение дикого Запада в Северной Америке напоминает освоение дикого Востока в Евразии; поэтому в политике, традициях, менталитете американцев и русских можно уловить элементы сходства. Россия и США своим обширным пространством схожи, и этот фактор предопределил открытость культур этих стран. Многие исследователи писали о близости исторических судеб России и Америки, о том, что народы обеих стран отличаются природной даровитостью, сметкой, неисчерпаемой энергией, волей, упорством и т.д. Ширь земли должна была рождать характеры предприимчивые. Россия и США - семья народов. Феномен русских и американцев, сложившийся исторически, заключается в том, что они не только аккумулируют разные расовые и этнонациональные линии, но и включают в свой состав большое число других народов, являют собой пестрый конгломерат выходцев из разных частей света, для которых язык и культура России и Америки стали естественными и родными.
Сильное религиозное влияние, которое испытывали душа русского и американского человека со стороны соответственно православия и протестантизма, сформировало еще ряд сходств в менталитете русского и американца - склонность к идеализму, веру в "боговдохновленность" и "богоизбранность" и специфический утопизм.
Как мы выяснили, объединяет русскую философскую мысль с американской не только хронологическая близость периода их расцвета — "золотого века", во время которого можно было наблюдать наиболее активное взаимовлияние двух национальных философий, но и неподдельный интерес к проблемам человека, его свободы и смысла . существования, хотя и при неодинаковом способе их решений, к феномену веры и ее оправдания, тесная связь с жизнью, потребность осмыслить исторический процесс и стремление к преобразованию действительности. В то же время, если русская философия признает многовариантность средств получения истинного знания, то в американской философской традиции таким средством, единственно признаваемым, выступает лишь рациональное познание, отстаивание ценности научного метода в философии. Нельзя не заметить и контраст между полярностью русской философии и умеренностью американской, для которой в целом характерно отсутствие категорических и окончательных выводов, американские философы предпочитают давать советы, а не заниматься назиданием. Онтологизм русских философских учений, совсем не свойственен американской философии, более занятой решением гносеологических проблем. Однако, при всем этом, различиям в американской и русской философии не следует придавать характер взаимосисключаемости, неустранимой противоречивости. При различии направленности историософских размышлений в Америке и в России их объединяет мессианизм, который одновременно и предопреедляет всю их специфику, и выступает объединительным признаком. Мессианское сознание находит свое выражение в содержании национальных идей двух государств - Русской идеи и Американской мечты.
Сопоставив Русскую идею и Американскую мечту, мы нашли между ними много общего: обе носят мифологический характер, выражают идеальные представления народа о соответствующей стране и мире в целом, не несут в себе семена ненависти и враждебности к другим народам, пропитаны духом мессианизма и в этом их специфический утопизм, схожие геополитические притязания. Но мессианизм мессианизму рознь. В то время как Американская мечта проникнута духом национального морального превосходства, в России вынашивалась идея братства людей и народов. Русской идеи вообще чужд не только партикуляризм: ей чуждо и стремление к непосредственной материальной выгоде как следствию мессианистской деятельности.
Мы определили и другие различия между Русской идеей и Американской мечтой. Идея — понятие многозначное, но апеллирует больше к знанию, разуму, обобщению, к абстрактному и всеобщему, в то время как Мечта — это скорее апелляция к чувству, конкретному частному. Русская идея — это тоже мечтания, но мечтания религиозной окраски, в большей степени философские и надличностные. Американской же мечте свойственен практически прикладной характер. Кроме этого, Американская мечта — мечта о лучшей жизни, и, прежде всего, собственной, она обращена к индивидууму, реализации его способностей. Русская идея, наоборот, отражает общественные чаяния, и личное счастье ставит в зависимость от общего. Реализация общенациональных идеалов в Русской идее возможно только через нравственное совершенствование, отказ от всего условного, временного, материального. В Американской же мечте моральный аспект не отражен.
В конце нашей работы мы указали на то, что в мессианизме России и США заложен не только путь к спасению, но и в значительной степени угроза будущему мировой цивилизации. Это связано, прежде всего, с тем, что в Русской идее и Американской мечте ведут постоянное соревнование два направления - эмпирическое и догматическое, идеология и реализм. Мессианское сознание в силу этого двойственно и может принимать противоположный характер, если призвание берется как готовое преимущество или привилегия и постепенно вырождается в исключительный и безыдейный национализм, препятствующий совершенствованию народа.
Для выполнения своей мировой миссии России необходимо отказаться от националистического сознания и приняться за сложный труд духовного самосовершенствования в соответствии с изначальной христианской сущностью Русской идеи. Только тогда Россия сможет реализовать то, что "Бог думает о ней в вечности".
Что касается США, то мы отметили, что идея демократии в американской внешней политике очень уютно сожительствует с главной идеей - о мировом руководстве, подчинена этой идее и эффективно на нее работает. Мессианизм в американской политике всегда был связан с прагматизмом. Из этого же "первородного греха" американской внешней политики — свободного от моральных "пут" прагматизма вытекает свойственный ей "двойной стандарт", который со стороны выглядит как лицемерие. США должны признать, что и у других наций есть свои законные интересы. Признание равных прав ставит препятствия агрессии. Этот самоограничительный фактор основан не только на признании интересов других наций. Он подкрепляется тенденцией к самоисправлению в системе равновесия сил. Ибо национальный интерес связан с идеей международного баланса сил. Нравственность во внешней политике заключается не в том, чтобы проповедовать свои ценности тем, кого считаешь ниже себя по развитию, а в том, чтобы самому жить в соответствии с этими ценностями. Весь мир ждет и надеется на то, что США будут следовать этому принципу, гарантирующему стабильный мировой порядок, к которому они так стремятся.
Таковы итоги нашего исследования специфики русской и американской философии в контексте национального менталитета. Безусловно, они не могут быть окончательными. За дальнейшими исследованиями в этой области, которая, на наш взгляд, является весьма перспективной, еще стоит задача изучения мен-талитетов различных наций и особенностей их философии. Такое знание непременно будет способствовать гармонизации международных отношений, развитию международного сотрудничества и, в конечном итоге, разрешению мирным путем возможных национальных и военных конфликтов.
151
Список научной литературыВолодин, Денис Александрович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "Я". М., 1991.
2. Аллен И. Разум — единственный оракул человека // Американские просветители. Избранные произведения. М., 1968, Т. 1.
3. Анастасьев Н. Воображаемые американцы // Дружба народов, 1995, №4.
4. Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи (к русской народной психологии) // Вопросы философии, 1996, № 12.
5. Баталов Э.Я. Русская идея и Американская мечта // США. Канада. Экономика, политика, культура, 2000, №11.
6. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма // http: //www.philosophy.ru/library/berd/comm.html
7. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Берлин, 1923.
8. Бердяев Н.А. Н.Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991, Ч. 1.
9. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990.
10. Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. М., 1997.
11. Бодрийяр Ж. Америка И http:www.philosophy.ru/library/baud/amerique. html
12. Болховитинов Н.Н. Американская цивилизация как исторический феномен // Американская цивилизация как исторический феномен: восприятие США в американской, западноевропейской и русской общественной мысли. М., 2001.
13. Болховитинов Н.Н. Образ Америки в России // Американская цивилизация как исторический феномен: восприятие США в американской, западноевропейской и русской общественной мысли. М., 2001.
14. Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм // Сочинения. М., 1993, Т. 2.
15. Бурстин Д. Американцы: Демократический опыт. М., 1993.16