автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Бессознательное и менталитет

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Катаев, Михаил Вадимович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Пермь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Бессознательное и менталитет'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Катаев, Михаил Вадимович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ: МНОГООБРАЗИЕ ВЯДЕНИЯ

1. Представления о бессознательном и менталитете в истории философии.

2. Структура бессознательного

3. Рациональное и иррациональное как элементы структуры бессознательного.

ГЛАВА II. МЕНТАЛИТЕТ .СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

1. Менталитет в системе категорий социальной философии.

2. Структура менталитета.

3. Национальный уровень ментального пространства.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Катаев, Михаил Вадимович

Актуальность темы исследования. Канун XXI века с его противоречиями и проблемами, потрясающими основы общественного и индивидуального бытия, поставил науку перед необходимостью всестороннего, глубокого изучения человека, его психики и поведения. Логика углублённого исследования сложной структуры и функционирования душевной организации человека, её потенциальных возможностей с необходимостью приводит к проблеме бессознательного и его соотношения с менталитетом или говоря словами H.A. Бердяева «душой народной», выявлению структуры бессознательного, его места и роли в деятельности и существовании социума. «В наши дни едва ли представляется нужным настаивать на значении «бессознательного» в душевной жизни человека: скорее приходится предостерегать против злоупотребления этим смутным термином. Как бы то ни бьшо, если мы, отрешившись от всяких предвзятых мнений, взглянем беспристрастно на свою собственную душевную жизнь, то, несомненно, убедимся, что сознательное в ней бесконечно перевешивается бессознательным. Каждое впечатление вызывает бессознательное суждение, каждое внешнее восприятие есть ряд интуитивных умозаключений. Всякое убеждение наше в какой-либо реальности, всякое понятие о чём-либо универсальном посредствуется, .именно этой досознательной психической деятельностью, имеет свой корень в этом органическом сознании, в этом наследственном базисе всех индивидуальных сознаний. В нём утверждаются наши сильнейшие верования, инстинкты, в нём 4 сеются, из него растут все те идеи, которые имеют в себе корень, имеют позитивное значение для человека» [347, 512]*.

В силу этого, проблема бессознательного становится одной из сложнейших и актуальнейших проблем философии, а также социальной психологии и других конкретных наук. Она имеет мировоззренческое, общественно-политическое и педагогическое значение. От её решения зависит дальнейшее углубление наших представлений о функциях психики, об отношениях между человеком и средой, о когнитивной деятельности человека, о различных вариациях проявления его социальной деятельности и её мотивации, о тонкостях межличностного общения и многое Другое.

Разработка теоретических проблем участия бессознательного в менталитете, и конкретно в менталитете российском, определяется также кризисным состоянием нашей страны, как в экономической сфере, так и в мировоззренческой.

Актуальность изучения бессознательного и менталитета в теоретическом плане определяется и тем, что такое исследование способствует дальнейшему осмыслению этих феноменов как сложных, многослойных и вместе с тем целостных явлений, оказывающих глубинное влияние на характер взаимодействия субъекта с внешним миром. Углубление философского раскрытия проблемы бессознательного имеет методологический смысл применительно и к конкретным научным исследованиям, что в свою очередь предоставляет новый материал для философского обобщения.

Между тем, определение природы бессознательного нельзя считать решенной проблемой. Определение феномена не В квадратных скобках - порядковый номер издания в списке литературы. Курсивом обозначены номера страниц. 5 исчерпывается указанием ряда существенных признаков - важно знать структуру и механизмы его действия. Современное состояние общества, процессы (зачастую трагические) в нем происходящие, напоминают нам, что сущность человека не может быть выведена только из совокупности общественных отношений, но и требует обращения к глубинным процессам человеческой психики, существенно возросшая политизация средств массовой информации, обладающих специфической технологией воздействия на психику человека помимо его сознания делают проблему бессознательного особо актуальной.

Степень разработанности проблемы. На протяжении столетий проблема бессознательного разрабатывалась в качественно-различных аспектах: философском, психологическом, социологическом, биологическом, нейрофизиологическом, психиатрическом, невропатологическом. Но, однако, вплоть до нашего времени остаётся практически нерешённой, хотя литература, посвященная проблемам бессознательного огромна. В силу того, что эти проблемы касаются многих областей знания литература, как правило, представляет исследование частных аспектов природы и структуры бессознательного.

В западной науке большое внимание проблеме бессознательного уделяли представители неофрейдизма (Хорни, Фромм, Салливан) и сторонники психосоматической концепции (Данар, Александер, Миттелман и др.). В последнее время всё большее признание находит подход представителей трансперсональной и холистической трактовки бессознательного (Гроф, Капра, Уотс). Сохраняют свои позиции последователи Адлера, Райха и Юнга. Во фрейдистской и неофрейдистской традиции бессознательное понимается, главным образом, как первичное, независимое от сознания начало, определяющее как 6 самосознание, так и всю деятельность человека. Близкое к указанному (с учетом естественного разграничения психологии и философии) понимание бессознательного обнаруживали С.Н. Трубецкой, H.A. Бердяев, С.Л. Франк и Н.О. Лосский. На схожих позициях по отношению к природе бессознательного стоят работы В.В. Налимова.

Оппозицией указанного подхода является диалектико-материалистическая попытка решения проблемы бессознательного, эволюционная теория Ч. Дарвина, учение И М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, исследования В.М. Бехтерева, Д.Н. Узнадзе и его школы, А.Н. Леонтьева и целого ряда других исследователей. Здесь бессознательное, как и сознание^ рассматривается в связи с историей развития нервной системы и высшей нервной деятельности, как отражательной деятельности мозга. По мнению сторонников данного подхода, прогрессивный характер развития форм движения материи обусловил собой и прогрессивный характер развития форм отражения. В этом плане бессознательное, по мнению отечественных учёных, выступает как совокупность досознательных, подсознательных и временно неосознанных форм психического отражения.

В литературе проблема бессознательного рассматривается и в философском и в психологическом аспектах. Философское рассмотрение характерно для работ Н С. Автономовой, Л.Н. Бойко, Т.И. Бармешевой, Г.Н. Велиева, Ф.Х Гаджиева, А.Н. Дмитреева, A.M. Коршунова, A.M. Кукарцевой, А.А.Кузнеца, И.В.Лапшина, Е.Б. Масловой, Л.Е. Моториной, Е.А. Никитиной, A.A. Новикова, М.Н. Панова, Н.И. Сидоренко, Г.Х. Шингарова и других авторов. В философско-психологическом ключе выполнены работы Ф.В. Бассина, Л.Т. Бочорошвили, Д.И. Дубровского, В.Л. Какабадзе, 7

А.Н. Леонтьева, А.Г. Спиркина, П.В. Симонова, А.Е. Шерозия, М.Т Ярошевского и других. В психологическом - работы последователей школы Д.Н. Узнадзе (A.C. Прангишвили, Ш.А. Надирашвпли., Ш.Н. Чхартишвили, Рамишивили и др.) и школы А.Н. Леонтьева (Л.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко и др.).

Ряд интересных идей для решения вопроса о бессознательном можно найти в традиции интуитивизма

67;68;236;314;351;352;373;374;375;376].

Философские подходы к бессознательному реализуются в самом общем виде через постановку вопроса о его соотношении с сознательным. Однако в утверждении, что это единственный ракурс, возможный для философского рассмотрения (Д.И. Дубровский), возможно, есть преувеличение. Будучи структурным компонентом человеческой психики, бессознательное представляет собой феномен относительно самостоятельный, и его «относительность» проявляется в более широкой системе связей.

Таким образом, можно констатировать два подхода в представлениях о бессознательном. Большинство отечественных и часть зарубежных исследователей видят бессознательное, как «темную» сторону психики. Рассматривают его, как «непроявленную» сторону сознания, получившую множество названий - «бессознательное», «подсознание», «предсознание», «неосознанное», «неосознаваемое» и пр.

С другой стороны, в философии сохраняет свои позиции взгляд на бессознательное, как самостоятельное, независимое от сознания начало, определяющее всю человеческую жизнь.

Проблема менталитета, в отличие от проблемы бессознательного разработана в значительно меньшей степени. Считается, что приоритет в исследовании менталитета принадлежит западным и, в частности^ французским, ученым. 8

Рядом авторов указывается, что признанным мировым лидером в этой области является французская школа «Анналов» как в лице своих основателей М. Блока и Л. Февра. так и их учеников и продолжателей Ж. Ле Гоффа, Ж. Дюби и др. Однако сам термин впервые был применен не в историческом труде, а в сочинении по этнологии "La mentalite primitive" Л. Леви-Брюля [216]. И на сегодняшний день исследование менталитета не ограничивается только исторической наукой. В историографических работах, посвященных анализу истории ментальноетей. упоминается большой вклад, сделанный в изучение этой проблемы французскими структуралистами, прежде всего М. Фуко и К. Леви-Стросом. Категория «менталитет» с момента своего возникновения стала общенаучной для ряда гуманитарных дисциплин и продолжает быть таковой до сих пор.

Что касается работ российских и советских ученых, то, по мнению автора, философский приоритет здесь принадлежит россиянам - H.A. Бердяеву и СЛ. Франку. Проблемы общественной психологии и массового сознания с марксистских позиций активно разрабатывались также Г.В. Плехановым. Зарубежные исследователи также не избежали влияния марксизма. Ж. Дюби считает, что обращение к марксизму было одной из причин перехода к новому этапу развития французской исторической науки. "Исследователь подчеркивает: «Речь шла о том, чтобы освободить марксизм от шелухи, от тех карикатурных искажений, в которые загнала его политическая борьба» [160,53]. Популярностью пользовались Грамши и французские комментаторы Маркса - Альтюссер и Балибар. Считал себя марксистом и другой современный французский историк - М. Вовель. 9

В советское время полное и всестороннее развитие теории менталитета тормозилось упрощенным пониманием как роли идеологии в жизни общества, так и специфических механизмов функционирования массового сознания.

Тем не менее, с начала 60-х годов, вопросы, связанные с изучением специфических свойств массового сознания, имеющих отношение к менталитету, получили определенное развитие. Существенный вклад в изучение указанных проблем общественной жизни внесли, К. Касьянова, М.Г Макаров, Б.В. Марков, Б.Ф. Поршнев, Ю.А. Тресков, М.Ю. Шевяков и другие. Новым шагом в исследованиях явилось то, что внимание концентрировалось не только на изучении изменчивых, динамичных явлений общественной жизни, но и на анализе относительно устойчивых, константных слоев данного феномена, которые в то же время имеют отношение к менталитету.

Несколько более адекватной для анализа менталитета оказалась категория «массовое сознание», закрепление научного статуса которой в отечественной литературе произошло в 60-х -начале 80-х гг. [161;162;144;350].

В структуре этого образования исследователи выделяли не только элементы, сформированные современностью, но и составные, отражающие специфику бытия прошлых эпох. На сегодняшний день является актуальным поиск взаимоотношений менталитета и бессознательного, что являлось одной из задач настоящего исследования.

Большое методологическое значение для изучения менталитета имели те труды отечественных ученых, которые анализировали проблемы, связанные с теорией социальной информации, социальной памяти. Социально - философской теории

10 культуры и массовой коммуникации [49,35

42;86;179;184;200;309,<82-97;232;234;324].

Успехи, достигнутые в ряде областей социально - философского знания, снятие идеологических запретов, плодотворный научный диалог с зарубежными коллегами позволил российским философам приступить к созданию социально-философской концепции менталитета. Этой проблеме было посвящено заседание «круглого стола», проведенного в редакции журнала «Вопросы философии» в начале 1993 г. [312]. В выступлениях ряда участников дискуссии отразились многие существенные характеристики менталитета, Указывалось, в частности, на информационную природу менталитета, на его онтологическую и гносеологическую неопределенность» укорененность в языковых структурах, связи с социальной и природной средой и т.д. В целом, однако, исследование менталитета остается одной из слабо разработанных тем в отечественной философской литературе[312,32].

В середине восьмидесятых годов интерес к проблеме вынесенной в заголовок диссертационного исследования проявляли и зарубежные исследователи. Предметом монографических исследований стали следующие проблемы: «бессознательное и развитие структур иррациональности (на кантовском материале)» [1], «философия бессознательного и психоанализ Лакана» [11], «архетип и феноменология бессознательных установок» [18], "культурные стереотипы и бессознательная эволюция национального духа" [16]. В последние же годы проблема нашла осмысление в ряде статей, главным образом, немецких, французских и американских авторов

2;3;4;12;15;17;19;20;21;23;24;25].

11

Цели и задачи исследования. Предметом данного исследования является философский анализ сущности, структуры бессознательного и менталитета, и их взаимосвязи. Для реализации данной цели автор рассчитывает решить ряд более конкретных задач: 1. Осуществить историко-философский анализ с целью выявления разных подходов к бессознательному и менталитету, определить объем данных понятий, их различных сторон и взаимосвязей. 2. Исследовать феномен бессознательного на основе анализа разработок его природы, содержания и форм в отечественной и зарубежной науке. 3. Изучить структуру бессознательного и менталитета. 4. Выявить место понятия «менталитета» в системе категорий социальной философии и выделить в структуре феномена национальный уровень.

Теоретико-методологическойосновой исследования являются труды классиков мировой философии, работы современных западных и отечественных ученых отражающие специфику менталитета и бессознательного. В диссертационной работе использованы результаты научных исследований психологов, историков, социологов, этнологов, культурологов и представителей других направлений гуманитарного знания. Методологическим основанием исследования является «диалогово-компаративистский» подход с привлечением экзистенциальной-феноменологической компоненты. Компаративистский подход позволяет снять неизбежную ограниченность т.н. «школьного» подхода. При этом, данный метод отнюдь не отрицает специфику и достижения конкретных философских направлений. Философская компаративистика использует аналогии и параллели, диалог и полилог. Процесс взаимодействия философских культур и школ, когда дается слово другому, максимально расширяет культурное пространство и извлекает присущие им специфические смыслы.

12

Макро- и микрокомпаративистика на содержательном и формальном уровнях использует текстуальный, функциональный, ценностный или комплексный подход. Характер сравнений в компаративистике может быть описательным, диалогическим, проблемно-теоретическим. Компаративистская методология может в себя включать сопоставительно-типологический, сравнительно-исторический, парадигматический, синтетический и иные способы. Использование подобных комбинаций, по мнению автора диссертационного исследования, позволяет раскрыть смысловое содержание понятий бессознательного и менталитета, показать объективные закономерности их эволюции, проявить их внутреннюю структуру и взаимодействие. В качестве источников, являющихся в диссертации методологическими ориентирами, выступают как труды представителей диалектико-материалистическото направления, так и принципиальные положения, разработанные представителями фрейдо-марксизма (в первую очередь Э.Фромм). Экзистенциальная компонента в данной работе соотносится с идеями Вл. Соловьева, Н. Бердяева, С. Франка. Близкие по смыслу подходы отстаивала в ФРГ теория "глубинной герменевтики" А. Лоренцера [228], в которой отдельные тезисы Франкфуртской школы фрейдо-марксистов [251 ;252] сочетались с другой традицией пересмотра метапсихологии Фрейда, также возникшей в 30-е годы. Речь идёт об экзистенциальной или герменевтической интерпретации основоположений психоанализа, начало которой положили труды Л. Бинсвангера, следовавшего за «Бытием и временем» Хайдеггера. В 60-е годы эта трактовка получила немалую популярность не только в Европе, но и в США, где основным пропагандистом "экзистенциального психоанализа" был Р. Мэй. Ещё более ориентированной на феноменологическую онтологию и

13 герменевтику Хайдеггера была школа М. Босса, которая до сих пор сохранила определённое влияние. В 60-70-е годы к экзистенциально-феноменологической трактовке психоанализа склонялись многочисленные представители различных вариантов «гуманистической психологии» [310]. Во Франции феноменологическая психология пересекалась с психоанализом не столько в трудах самих психоаналитиков или использовавших идеи Фрейда психиатров, сколько в работах философов М. Мерло-Понти и Ж.-П. Сартра [322]. Но здесь на смену сартровскому «экзистенциальному психоанализу», оказавшему определённое влияние за пределами Франции (прежде всего на т.н. "антипсихиатрию" Д. Купера и Р. Лэнга [241]), быстро пришёл "структурный психоанализ" Ж. Лакана [208;4; 11]. Конкретные результаты исследования и их научная новизна. Историко-философский анализ позволил конкретизировать методологические идеи видных мыслителей прошлого применительно к проблеме структуры человеческой психики, включая ее бессознательные слои. Установлена преемственность концептуальных идей о структуре бессознательного, относящихся к философской традиции и научно-практическими школами психоанализа (Фрейд, Юнг, Фромм). Установлено, что оригинальность основателей психоаналитических школ связана с конкретизацией методологических подходов философов-классиков применительно к исследованию отдельных сторон бессознательного на специфическом научном материале.

Научная новизна полученного результата заключается в том, что впервые осуществлен анализ сущности и структуры бессознательного в соотношении с менталитетом. Развивается идея историчности бессознательного и менталитета, качественного изменения их характера и структуры.

14

Исследование позволило дать специальный, социально-философский анализ понятия «менталитет», включающий как исследование места данного феномена в ряду уже известных явлений сферы общественного сознания, так и изучение возможности расширения горизонта исследования на основе привлечения сравнительно новых методологических подходов.

Теоретическое и практическое значение социально -философского анализа менталитета и бессознательного состоит в том, что его результаты помогут полнее представить закономерности общественного сознания, специфики наследования в духовной сфере, уточнить элементы методологии ряда специально-научных гуманитарных дисциплин.

Выявление органического взаимодействия бессознательного и менталитета, позволяет признать их одними из ключевых категорий социальной философии при рассмотрении общественных отношений. Их значимость определяется той решающей ролью, которую эти феномены играют в поведении, как отдельного индивида, так и в действиях целых народов.

Помимо этого, выводы диссертации и теоретические положения, в ней изложенные, представляют существенный интерес для прогнозирования человеческого поведения в таких, например, коллективных актах, как выборы всех органов власти. С другой стороны, использование результатов данного исследования возможно не только для прогноза, но и (гипотетически) для конструирования необходимого результата предвыборных кампаний. В этом случае особую роль приобретают СМИ, в первую очередь электронные, которые активно, сознательно и целенаправленно вмешиваясь в обыденное сознание человека, имеют возможность формировать менталитет социальных групп, используя механизмы воздействия, остающиеся вне сферы критического восприятия.

15

Структура диссертаиии. Диссертация состоит из двух глав, введения и заключения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, оценивается степень ее разработанности, определяются цели и задачи исследования, раскрывается его научная новизна.

Порядок расположения материала обусловлен историко-методологическими принципом: с одной стороны, понятие бессознательного хронологически разрабатывалось раньше понятия менталитета, а с другой стороны, понятийный аппарат^ введенный в научный оборот исследователями бессознательного, оказался востребованным при определении свойств и структуры менталитета.

Историко-философский анализ представляется необходимым во многих отношениях. Прежде всего, он способствует прояснению возможных подходов к исследуемым феноменам, а, следовательно, всех возможных связей бессознательного и менталитета, подлежащих философскому знанию. То или иное течение или школа разрабатывает более глубоко определенную сторону объекта. В результате возникает ряд идей, обобщение которых может дать сущностную, всестороннюю картину структуры бессознательного и менталитета, подробному рассмотрению которых посвящены соответствующие параграфы исследования.

Анализ классической философии привел к выводу, что представление о бессознательном формировалось в области т.н. онтологической гносеологии. Формы и методы проникновения в бессознательное зависели от гносеологических установок философов, а их смысловая интерпретация восходила к онтологическим основаниям.

16

В первом параграфе первой главы «Представления о бессознательном и менталитете в истории философии» дан историко-философский обзор представлений об исследуемых явлениях и подходов к анализу бессознательного и менталитета. Центральное место этой части работы занимает анализ философского исследования Э. Гартмана, посвященного бессознательномуэи критика его В. Соловьевым. Обращение к этим фигурам обусловлено как научной значимостью их работ, так и методологическими принципами (компаративисткий подход), положенными в основу диссертационного исследования. В целом, историко-философская часть нашей работы позволила выявить сущность рассматриваемых феноменов и высказать предположение о способах их взаимодействия.

Во втором параграфе первой главы «Структура бессознательного» в рамках продолжения философской традиции (берущей свое начало от Пифагора, Гераклита, Платона и Аристотеля), согласно которой бессознательные процессы относятся к деятельности души, а не материального субстрата, на основе анализа работ 3, Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма выявляется структура бессознательного. Данной традиции оппонируют подходы к анализу феномена бессознательного принятые в отечественной науке и представленные в настоящей работе именами Автономовой Н.С. Николаичева Б.О., Моториной Л.Е. Платонова К.К., Симонова П.В., А.Е. и Э.Я. Дмитриевых, Н.Д. Узнадзе и др. При определении структуры бессознательного, в данной части исследования, выявляется социальная природа феномена, которая анализируется в методологических рамках марксовой теории отчуждения. Данный подход позволяет сделать вывод о механизмах функционирования и формирования менталитета, изложенный в заключении.

17

В третьем параграфе первой главы «Рациональные и иррациональные элементы структуры бессознательного» в рамках диалектической традиции Платона, Лейбница, Гегеля выявляется онтологическая сторона бессознательного как слоя психики, характеризующегося непосредственным единством объективных законов и человеческой чувственности. Если к человеку подходить как к саморегулирующейся информационной системе, а к рациональности - как способу упорядочения и информационного обобщения человеческого опыта, диалектический взгляд на единство чувственного и рационального становится понятным и обоснованным. Иррациональное выступает противоположностью рационального, однако находится во взаимосвязи с ним. Оно имеет оттенок непознаваемости, непостижимости, но между ними нет непреодолимой границы. Они переходят друг в друга. Основой рационализации иррационального выступает практика.

Однако рациональная сторона практики, превращаясь в «фигуры логики» (содержащие объективную информацию об объективных связях действительности), создает вместе с тем возможность субъективного их применения, способствуя иррационализации условий человеческого существования. В этой части исследования также определено место знаково-символьных форм для познания бессознательного.

В первом параграфе второй главы определено место понятия «менталитет» в системе категорий социальной философии, используя деятельностный подход и философскую теорию информации. При выявлении сущности понятия менталитет, автор обращается к работам С.Л. Франка, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана и приходит к выводу, что носителем менталитета являются символы,

18 смысл которых раскрывается при помощи рациональных и иррациональных средств.

Во втором параграфе второй главы, используя деятельностно-ценностный подход, выявляется «структура менталитета». Обращаясь к работам H.A. Бердяева, Н.О. Лосского. Д.С. Лихачева, A.C. Ахиезера, К. Леви-Строса, Л. Леви-Брюля автор диссертационного исследования приходит к выявлению основной структурной характеристики менталитета -антиномичности (бинарности) менталитета и выявляет его структурообразующее ядро - представления о пространстве-времени, а также другие специфические особенности феномена, такие как ситуативность и связь с цивилизационными и культурными характеристиками того или иного общества.

В третьем параграфе второй главы описывается такой элемент структуры менталитета как «национальный уровень ментального пространства». В этой части работы выявляется специфика «национального» менталитета, а также взаимосвязь менталитета и бессознательного, посредством участия в формировании (пополнении) менталитета архетипами, установками, паттернами при участии материальных сторон общественной жизни (социальная структура, характер общественных отношений и т.д.) и духовной культуры той или иной человеческой общности (мораль, нормы поведения, табу, верования.).

В заключении подводятся итоги исследования, рассматриваются его результаты, теоретическая и лрактическая значимость работы.

Апробаиия работы. Содержание диссертации обсуждено на заседаниях кафедры философии ПГТУ. Основные положения и выводы изложены в выступлениях на межвузовских и вузовских

19 конференциях и в общем виде представлены в следующих публикациях:

1. Катаев М.В. Архетипы коллективного бессознательного как фактор процесса гуманизации образования // Гуманизация образования - императив XXI века. Раздел I: Сущность гуманизации и гуманитаризации. -ПГТУ. Пермь, 1997.

2. Катаев М.В. Возрождение национально-государственной идентичности и роль бессознательного в этом процессе //Научные знания: проблемы распространения в современной России. Материалы научно-практической конференции. Пермь. 1997.

3. Катаев М.В. Распространение знаний и латентные формы этого процесса // Гуманитаризация образования и внеучебная работа в вузе, техникуме, общеобразовательной школе: материалы IV межвузовской научно-методической конференции, - ПГТУ. Пермь. 1998.

4. Катаев М.В. Славянская культура и ментальность на рубеже эпох // Славянский мир на рубеже тысячелетий. Материалы научно-практической конференции. Пермь. 1999.

20

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Бессознательное и менталитет"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе проведенного исследования осуществлен историко-философский анализ, который позволил выявить разные подходы к бессознательному и менталитету; определен объем и содержание данных понятий, его различных сторон и взаимосвязей; исследован феномен бессознательного и менталитета на основе разработки природы этих социально-философских категорий. Исследованы структура и взаимодействие бессознательного и менталитета. Изучена структура бессознательного с точки зрения единства иррационального и рационального; в структуре менталитета выделен его национальный уровень.

В ходе исследования автор пришел к выводам:

1. Бессознательное является специфической формой субъективно -объективного процесса, где превалирует субъект, его активное отношение к действительности. Как слой психики бессознательное является субъективно -объективным феноменом. Соотношение и значимость субъективного и объективного, а также рационального и иррационального в структуре бессознательного зависит от условий бытия субъекта, уровня его развития, специфики общественного сознания и взаимодействия с менталитетом.

2. Организуя психику в целом, рационализация задает рамки не только сознательной ее части, но и бессознательной. Процесс рационализации иррационального порождает новые формы бессознательного, представляющие собой специфическую объективацию рациональных компонентов психики. С развитием рефлексивной знаковой деятельности возрастает субъективизация иррациональности, то есть источником мистификаций выступает индивидуальный субъект (или группа индивидуальных субъектов), использующий образцы чувств и мыслей несоответствующие интересам развития общества как целого.

165

3. Взаимосвязь менталитета и бессознательного прослеживается следующим образом. С одной стороны, структурные элементы менталитета -установки, архетипы, паттерны могут выступать и как элементы бессознательного, а с другой стороны трансляция ментальности происходит чаще всего неосознанно в символьно-знаковой форме, которая в свою очередь является результирующим элементом деятельности бессознательного.

Кроме того, рассмотрение бессознательного как многокачественного, относительно самостоятельного слоя психического состояния, развивающегося на основе эволюции социальной действительности и ее осмысления, позволяет:

- в некоторой степени снять ограниченность психологических истолкований данного феномена, которые являются таковыми в силу особенности самой дисциплины;

- определить специфические стороны взаимодействия человека и мира, которые объективно существуют, однако на определенном стадии развития не могут быть осознаны, т.е. обозначить содержательные пласты бессознательного;

- поставить вопрос о возможном моделировании менталитета, с учетом содержательной стороны коллективного бессознательного.

Последнее утверждение становится теоретически возможным исходя из следующих соображений. Для того чтобы успешно функционировать, социум конструирует мировоззрение и мировосприятие своих членов таким образом, чтобы они всегда желали делать то, что они делают. Исполняемая членами общества функция должна стать их добровольным внутренним мотивом, ощущаемым как влечение к действию, а не просто обязанностью. Коллектив не может позволить своим участникам значительного отклонения от «эталонных образцов», поскольку в этом случае многие индивиды могут перестать действовать так, как того от них

166 ожидают. А это представляет угрозу для выживания общества в данной его форме. Поэтому государственные институты всех уровней и должны соблюдать нерушимость табу и подвергать остракизму всех «инакомыслящих».

Следует отметить, что исследование категории «менталитет» в отличие от понятия «бессознательного» развивалось иначе: это понятие пришло в теоретические дисциплины из конкретно-научных (в основном исторических) исследований. Обновление научного инструментария произошло стихийно, что также имело свои недостатки. Термин утвердился в научных трудах, публицистике и устной речи, в то время как мало кто задавался вопросом о его реальном значении. Тем не менее, имплицитно работа по осмыслению данного феномена велась. Понятие «менталитет» употреблялось чаще всего тогда, когда «отказывали» традиционные способы объяснения.

В то же время диссертационное исследование показало, что менталитет можно выделить «в чистом виде» преимущественно только путем абстракции, в конкретной действительности невозможно указать на те феномены, которые целиком представляют из себя менталитет.

Применение понятия «менталитет» в качестве категории способно обогатить социально-философские исследования, открыть перед исследователем новые возможности. Поскольку категория доказала свою применимость в совершенно различных областях гуманитарной сферы, она может существенно помочь в становлении междисциплинарных исследований, формировании человековедения как синтетической отрасли знания. Использование категории способно облегчить и взаимную переводимость языка различных наук.

Кроме того, менталитет - одна из немногих социально-философских категорий, которая поддается верификации и

167 операдионализадии в диапазоне от теорий высокой абстракции до конкретно научных и даже сугубо эмпирических исследований. Это усиливает методологическую сторону ряда работ, позволяет полнее и шире использовать теоретические выводы.

Другой вывод, следующий из анализа сущности менталитета, выражается в констатации относительной самоценности каждой исторической эпохи. Это позволяет преодолеть тенденцию оценивать прошлые эпохи только как фундамент настоящего. Каждое общество на любом этапе своего развития имело свой собственный уникальный приспособительный код, который позволял найти свой собственный вариант ответа на кардинальный вопрос «быть или не быть».

Различие в менталитете различных эпох, обществ, социальных групп и регионов не должно, в то же время, умалять того факта, что все социокультурная и ментальная дифференциация возможна лишь на основе более глубокого единства.

Изучение сущностных черт и структуры бессознательного и менталитета позволяет представить духовное бытие общества в качестве многомерного феномена с относительной самостоятельностью его составляющих. Менталитет и бессознательное являются факторами, оказывающими интегрирующее воздействие на общество, обеспечивающие непрерывность и преемственность в его развитии.

Идеи диссертации могут быть использованы в педагогике, психологии и других областях общественного сознания и деятельности, имеющих отношение к формированию субъективных качеств человека, а также в решении других проблем социального и гуманитарного знания.

168

 

Список научной литературыКатаев, Михаил Вадимович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Böhme Н., Böhme G. Das Andere der Vernunft: Zur Entwickilunngvon Rationalitatsstructuren am Beispiel Kants. Frankfurt а. M.: Suhrkamp, 1983. - 516 S.

2. Burke P. The French Historical Revolution. The Annales School1929-1989. Stanford: California 1990.

3. Das schmutzide Paradies: Psychoanalytishe Beitr. Zur ökologischen

4. Bewegung. Eine Kulturkritik / Hrsg.: Pritz A. Wien etc.: Bohlaus Nachf., 1986. - 343 S.

5. Dolan F.M. Political action and the unconscious: Arendt and Lacanon decentering the subject // Polit. Theory. ~ Beverly Hills; L., 1995. Vol. 23, № 2. P. 330 - 352.

6. Elsenberger R. Explanation of rewards that do not reduce tissueneeds //Psycho!. Bull. 1972. Vol. 77. №5.

7. Evans, R. Conversations with Carl Jung. New York: Van Nostrand.1964.

8. Farr R. A. French Tradition of Research // Journal for the Theoryof Social Behavior 17:1 December 1987.

9. Huber G. Sigmund Freud und Claude Levi-Strauss: Zuranthropologischen Bedeutung der Theorie des Unbewussten. -Wien: VWGO, 1986. 359 S. (Diss. Der Univ. Salzburg; 22).

10. Hutton P.H. The history of mentally: The new map of culturalhistory// History and theory. 1981. Vol. XX. N3.

11. Jung,C.G. Letters. Edited by G. Alder. Princeton: Princeton University Press. 1973.

12. Juranville A. Lacan et la philosophie. P.: Presses univ. De France, 1984. - 496 p., diagr. - (philosophie d aujoud hui)

13. Juranville A. Savoir philosophique et inconscient //Etudes philos. P.„ 1995. - № 4. - P. 497 - 512.

14. Le Goff J. After Annales: the life as history // Times. April. 1420.1989 .

15. Mcad.G.H. Mind, Self and Society. N.Y.: 1956.

16. Miller M.A. The reception of psychoanalysis and the problem of unconscious in Russia // Social research. -N.Y., 1990. Vol. 57, № 4. - P. 875 - 888.

17. Moding N. Die Angst des Burgers vor der Masse: Zur polit. Verfuhrbarkeit des dt. Geistes im Ausgang seiner bürgerlichen Epoche. В.: WAV, 1984. - XIII, 243 S.

18. Moscovici. S. The return of the unconscious // Social research. N.Y.,1993. Vol. 60, № 1. p. 39 - 93.

19. Neumann E. Die grosse Mutter: Eine Phänomenologie der weiblichen Gestaltungen des Unbewussten. Ölten; Freiburg im Breisgau: Walter, 1985. - 350, 185, XV S., ill.169

20. Sachs D. A philosophical resistance to Freud // Dialectica. -Biinne, 1990. -Vol. 44, fasc. P. 203 - 214.

21. Schmitt A. Das Bewuste und das Unbewuste in der Deutung durch die griechishe Philosophie // Anticke u. Abendland. B. Etc., 1994. - Bd 40, H. - P. 59 - 85.

22. Seidman S. The political unconscious of the human sciences // Sociol. Quart. Carbondale , 1996. - Vol. 37, N 4. - P. 699 -719.

23. Stojanovich T. French historical method: The "Annales" Paradigm. L.: 1976 —450 p.

24. The roots of war: f Jungian perspective. N.Y.: Paragon House,1989. XVI, 237 p.

25. Thompson J. Social Contextualization of Symbolic Forms// Thompson J. Ideology and Modern Culture. Stanford: California.1990. P. 146-154.

26. Vollmer F. Intentional action and unconscious reasons // J. for the theory of social behavior. Oxford, 1993. -Vol. 23, # 3. - P. 315 - 326.

27. Абрамова З.А. Древнейшие формы изобразительного творчества. Археологический анализ палеолитического искусства // Ранние формы искусства. М.: 1972.

28. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал, 1994. Т. № 4. С. 39-55.

29. Аверинцев С.С. "Мировоззренческий стиль": подступы к явлению Лосева // Вопросы философии. 1993. N9. С. 16—23.

30. Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура // М. М. Бахтин как философ: Сборник статей. М.: Наука 1992. С. 7— 19.

31. Авраамова Е., Дискин И. Социальная трансформация и элиты // Общественные науки и современность, 1994, №3

32. Автономова Н. С. Концепция бессознательного: гносеологический статус // Философские науки. 1985, № 5.

33. Автономова Н.С. К спорам о научности психоанализа. // Вопросы философии, 1991, №4.

34. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Наука. 1988. 286с.170

35. Автономова H.С. Структуралистская антропология // Буржуазная философская антропология. М.: «Наука». 1986. 120-133.

36. Акчурин И. А. Теория элементарных частиц и теория информации. // Философские проблемы физики элементарных частиц. М.,1964. №7.

37. Андрусенко В.А. Социальный страх (опыт философского анализа). Свердловск. 1991.

38. Анисимов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления,-Л.: Наука, 1971.

39. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. М,-Л.: Наука, 1967.

40. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М. 1988.

41. Аннудинова Н.Е. О развитии самосознания у детей // Дошкольное воспитание. 1958. №2.

42. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М. 1978.

43. Ансар П. Современная социология // Социологические исследования, 1996, №№ 1-2.

44. Антология мировой философии. Т.2. М., 1970.

45. Арлычев А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. СПб., 1992. 146 с.

46. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., «Прогресс— Академия». 1993. 528 с.

47. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Воронеж, 1996.

48. Асмолов А.Г. На перекрёстке путей к изучению психики человека // Бессознательное. Новочеркасск, 1994. С. 51-59.

49. Афанасьев М.Н. Правящие элиты и государственность посттоталитарной России. Москва-Воронеж, 1996.

50. Афанасьев В. Г., Урсул А. Д. Социальная информация // Вопросы философии. 1974. N10. С. 61—75.

51. Ахиезер A.C. Культурные основы этнических конфликтов // Общественные науки и современность, 1994, №4.

52. Ахиезер A.C. Россия как большое общество // Вопросы философии. 1993, №1.

53. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта171

54. Социокультурный словарь) М.,: «Философскоеобщество СССР», 1991,—405с.

55. Ахиезер A.C. Ценности общества и возможности реформ в России // Общественные науки и современность, 1994, №1.

56. Бабаева Л.В. Новые ориентиры в развитии общества // Соц. Исследования. 1995. -№ 9. С. 110-113.

57. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.: Мысль. 1984,— 348с.

58. Барг М.А. Категория «цивилизация» как метод сравнительно-исторического исследования //История СССР. 1991. №5. С.70

59. Бармашова Т.И. О соотношении понятий сознательного, стихийного и бессознательного // Современная наука и закономерности ее развития. Томск, 1988. - Вып. 5.

60. Бассин В.Ф. Еще раз о взаимоотношении психологии и физиологии. "Вопросы философии", 1977, № 5.

61. Бассин Ф.В. К проблеме бессознательного // "Вопросы философии". 1962, №7.

62. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М., 1968, 469 с.

63. Бассин Ф.В., Рожнов В.Е. О современном подходе к проблеме неосознаваемой психической деятельности бессознательного // Вопросы философии, 1975, №10.

64. Баткин Л.М. Письма Элоизы к Абеляру. Личное чувство и его культурное опосредование // Человек и культура. М.:. Наука, 1990.С.126—164.

65. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература. 1975.—502 с.

66. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1991 . N 1. С.64-69.

67. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература. 1990— 543с.

68. Беккер Г. и Босков А. Современная социологическая теория. М.: 1961.

69. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.

70. Бергсон о непосредственных данных сознания // Бергсон А. Собр. Соч., Т. 1.-М., 1992.

71. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

72. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: «Республика». 1993.— 338с.

73. Бердяев H.A. Самопознание: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1999.172

74. Бердяев H.A. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.,1990.

75. Бердяев H.A. Судьба России: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1999.

76. Бердяев H.A. Философия неравенства. М., 1990.

77. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994.

78. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М,.: Правда, 1989. - 697 с.

79. Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993. С. 254-357.

80. Бердяев H.A. Эрос и личность (Философия пола и любви). -М., 1989.

81. Бердяев H.A. Я и мир объектов // Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: 1994. С.297.

82. Бертран М. Бессознательное в работе мысли // Вопросы философии". № 12, 1993.

83. Бессмертный Ю.Л. "Анналы": переломный этап? // Одиссей. 1991. М.: Наука. 1991. С.7—25.

84. Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.

85. Блок М. Апология истории. Н.:Наука.1988.— 256 с.

86. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996г. 248с.

87. Богданов А.И. Тектология. Всеобщая организационная наука. М. Экономика, 1989. Т.1.— 303 с.

88. Борев В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. М.: Наука. 1985. — 195с.

89. Бродель Ф. Время мира. М.: Прогресс. 1992.— 679 с.

90. Бромлей Ю.В. Этнознаковые функции культуры и этнография // Этнознаковые функции культуры. М.,1991. С.5—23.

91. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: 1978.

92. Бурдье П. Социология политики. Социо-логос. М.: 1993.— 336 с.

93. Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В, Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл // Социологические исследования. 1996., №5.

94. Вызова В.М. Психолгия этнических различий: проблемы менталитета, отношений, понимания: Автореф. Дисс. д-ра психол. наук: Санкт-Петерб. Ун-т. -СПб., 1996. 36 с.

95. Бытие человека в культуре. Киев: Наука Думка. 1992—176 с.

96. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.173

97. Велиев Г.Н. Проблема соотношения сознания и бессознательного в человеческой деятельности: опыт философско-психологического исследования. Дисс. д-ра. ф.н., М.: 1994. -280с.

98. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М.: Изд-во МГУ. 1989.-238 с.

99. Волошинов В,Н. Марксизм и философия языка // Вопросы философии. 1993.N 6. С. 60-83.

100. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка: основные проблемы социологического метода в науке о языке. 4.1 // Волошинов В.Н. Философия и социология гуманитарных наук. СПб., С.215-256.

101. Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в духовном мире человекаб автореф. Дисс. д-ра ф.н. Ин-т молодежи. М. 1997. - 42 с.

102. Выготский JI. С. Психика, сознание, бессознательное. Собр. соч. Т.1., М.: 1982.

103. Выготский JI. С. Развитие высших психических функций. М.: I960.

104. Выготский Л. С. Собр. соч., М., 1993. Т.1.

105. Выготский Л. С. Собр. соч., М.: 1983. Т.З.

106. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 1998. 480 с.

107. Выготский Л.С. Собр. соч., М.: 1982. Т.2.

108. Выготский Л.С., Лурия А.Р., Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок. М.: «Педагогика-Пресс». 1993,- 224 с.

109. Вышеславцев Б.П. Этика преображённого эроса. М. 1994.

110. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М.: Наука 1990.— 239 с.

111. Галкин А. Суперэтнизм как глобальная проблема // Свободная мысль, 1994, №5.

112. Ганди М. Моя вера в ненасилие // Вопросы философии. 1992. №3.

113. Гартман Э. К понятию бессознательного // Новые идеи в философии. Сб. 15: Бессознательное . СПб., 1914.

114. Гартман Э. Сущность мирового процесса или философия бессознательного. Вып.1. М.: 1873.

115. Гартман Э. Сущность мирового процесса, или философия бессознательного. М., 1875. Вып. 2.174

116. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. -М.: 1995.

117. Гегель Г.Ф.В. Энциклопедия философских наук. Т.З. М.: Мысль. 1977,—471 с.

118. Гегель. Паука логики. М.: Мысль, 1972. Т.З.

119. Гегель. Работы разных лет. В 2-х т. М.: Мысль, 1972. Т.1.

120. Гегель. Феноменология духа. Соч. М.-Л., 1959. Т.4.

121. Гегель. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль 1977. Т.З.

122. Гегель. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль; 1975. T.I.

123. Гегель. Энциклопедия философских наук. Наука логики. М., 1974.

124. Гегель. Эстетика. М.: Искусство, 1967. T.I.

125. Гегель. Эстетика. М.: Искусство, 1969. Т.2

126. Гегель. Эстетика. М.: Искусство, 1971. Т.З.

127. Геллер М. Машина и винтики. История формирования советского человека. М., 1994.

128. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

129. Гельвеций К.-А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938.

130. Гельвеций К.-А. Об уме. М., 1938.

131. Герасимов И. Российская ментальность и модернизация // Общественные науки и современность, 1994.

132. Гиндилис Н.Л. Процесс индивидуации как «путь к себе» // Психологический журнал. Т.17, № 1, 1996. С. 52-60.

133. Гловер Э. Фрейд или Юнг. СПб., Академический проект, 1999. - 206 с.

134. Головачев Б.В., Косова Л.Б. Ценностные ориентации советских и постсоветских элит // Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития. М., 1995, Вып.2.

135. Горелова В.Н. Обыденное сознание как философская проблема. Пермь., 1993.133а. Горохов В. В. Концепция "бессознательного" в философии Шеллинга. Автореф. М., МГУ 1968г. 25с.

136. Готт B.C., Землянский Ф.М. Диалектика понятийной формы мышления. М.: Высшая школа. 1981. —319 с.175

137. Грецкий M.H. Структурализм К. Леви-Строса и проблема гуманизма // Французская философия сегодня. М.: Наука. 1989. С.17-45.

138. Григорьев Г.П. Начало верхнего палеолита и происхождение Homo sapiens. Л.: 1968.

139. Гроф К., Гроф С. Неистовый поиск себя. М., 1996.

140. Гроф С. За пределами мозга. М., 1992. -336 с.

141. Гроф С. Космическая игра. М., 1998.

142. Гроф С. Области человеческого бессознательного. М., 1994.

143. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М., 1994.

144. Гроф С. Холотропное сознание. М., 1996.

145. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М., 1996.

146. Грушин Б.А. Массовое сознание. М. .Политиздат. 1987—367 с.

147. Гудков Л. Д. Динамика этнических стереотипов: сравнение замеров 1989 и 1994 г.г. // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1995, №2.

148. Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994.

149. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1990.

150. Гуревич А.Я. Изучение ментальностей социальная история и поиски исторического синтеза // Советская Этнография. 1988. N6. С 16-20.

151. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа "Анналов". М., 1993.

152. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа Анналов. М.: 1993,— 328 с

153. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство. 1984. — 350 с.

154. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство 1990.—395 с.

155. Гуревич П. С. Авторитарное сознание // Наука и религия, 1990, № 7. С. 22-25.

156. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1995.

157. Гуревич П.С. Гуманизм как проблема и как ересь. // Свободная мысль. -1995 -№5. -С.55 -65

158. Декарт Р. Избранные произведения. М.-Л., 1950.

159. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993.

160. Джиоева И.О. Бессознательное и его значение с точки зрения проблем человека современной эпохи: автореф. Дисс. канд. психол. наук. Ин-т психологии им. Д. Узнадзе. Тб., 1990. -24 с.

161. Диалектика познания сложных систем. М.: Мысль 1988.—316 с.176

162. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г.//Одиссей. 1991 М.: Наука. 1991. С.48-60.

163. Дилигенский Г.Г. В поисках смысла и цели. М.: Политиздат. 1986.— 255 с.

164. Дилигенский Г.Г. Динамика и структурирование политических ориентации в современной России // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. М., 1994.

165. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979.

166. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии // Дионисий Ареопагит. СПб., 1995. С. 341-368.

167. Дмитриев А.Н. Русская душа, русская идея и общественное бессознательное // Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем: Самара., 1993. С. 11-15.

168. Дмитриев А.Н. Философский анализ проблемы бессознательного. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1985.

169. Дмитриев А.Н., Дмитриева Э.Я. Социально-гносеологические аспекты функциональной структуры бессознательного психического// Бессознательное. Т. 3. -Тб., 1978. С. 131-137.

170. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М.: 1982.

171. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. N 5. С. 20-29.

172. Дюркгейм Э, О разделении общественного труда. Метод социологии; М.: Наука. 1990.— 572 с.

173. Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1994.

174. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. М., 1995.

175. Егоров Б.Е. Российское коллективное бессознательное. Некоторые закономерности проявления и формирования. // Тезисы к пониманию. М. 1993. 126 с.

176. Ефименко П.П. Первобытное общество. Киев: 1953.

177. Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М. 1996.

178. Зиммель Г. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М., 1996.

179. Зобов P.A., Келасьев В.Н. Русский и советский менталитет // Интеллигенция и нравственность. М., 1993. С. 36 54.

180. Иванов Н.В. О структуре личного сознания при психической деперсонализации // Проблемы сознания. М.:1966.

181. Илизаров Б.С. Роль ретроспективной социальной информации в формировании общественного сознания // Вопросы философии. 1985.

182. Ильин И.А. . Наши задачи. М.: . Т.1 1992 344 с.

183. Ильин И.А. О монархии и республике // Вопросы философии. 1991, №4.177

184. Ионин JI. Г. Социология культуры: Учебное пособие. М.: "Логос", 1996.

185. Ионов И.H Историческое бессознательное и политический миф // Современная политическая мифология. М., 1996. С. 5 -12.183а. История современной зарубежной философии: компаративистский подход Спб., 1997.

186. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л. Наука. 1991.— 384 с.

187. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) М.: Политиздат. 1974 — 328 с.

188. Кант И. Пролегомены. М.: 1993.

189. Кант И. Соч. в 6 т. М.: 1963 1966. Т.2.

190. Кант И. Соч. в 6 т. М.: 1963 1966. Т. 3

191. Кант И. Соч. в 6 т. М.: 1963 1966. Т.6.

192. Кант И. Соч. в б.т. М.: 1963 1966. Т.4. ч.1.

193. Кант И. Соч. в б.т. М.: 1963 1966. Т.4. ч.2.

194. Кант И. Соч. в б.т. М.: 1963 1966. Т.5.

195. Капра Ф. Дао физики. М., 1994.

196. Капра Ф. Уроки мудрости. Киев 1996., 320 с.

197. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

198. Кессиди Ф.Х. От мира к логосу. М. 1972.

199. Клименкова Т.А. Бессознательное как горизонт сознания в структурализме М. Фуко // Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989

200. Ключевский В.О. О русской истории. М.: Просвещение. 1993.- 576с.

201. Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений // Социологические исследования. 1993. № 11.

202. Колеватов В.А. Социальная память и познание. М.: Мысль. 1984.-190с.

203. Кондаков И.В. Национальный менталитет и прогнозы развития России //Россия после августа 1991: цивилизационные, политические и культурные дилеммы. М., 1993. С. 76 82.

204. Коршунов A.M., Мантанов В.В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М.: 1974.

205. Краузе A.A. Социально-бессознательное и историческая субъективность в общественном развитии. Автореферат диссертации к.ф.н., Пермь. 1998.

206. Кузнец A.A. О социальном психоанализе // Вопросы философии, 1998, № 3. С. 162 170.

207. Куликова Е.А. Идеал как социокультурный феномен: Опыт русского менталитета: Дисс. к.ф.н. Владивосток, 1996. 193 с.178

208. Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997. 640 с.

209. Куртц П. Искушение потусторонним. М.: Академический проект, 1999.- 601 с.

210. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М.,1995.

211. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996, №5.

212. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.,1996.

213. Лапшин И.В. Диалектические аспекты структуры бессознательного: Дисс. к.ф.н. М., 1997. - 178 с.

214. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: «Прогресс -Академия». 1992.— 372 с.

215. Лебон Г. Психология народов и масс //Психология масс. Самара., 1998. 592 с.

216. Лебон Г. Психология народов и масс. -СПб: «Макет», 1995. -313 с.

217. Лебон Г. Психология социализма. СПб., 1908.

218. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

219. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

220. Леви-Строс К. Структурная антропология М.: Наука 1985.— 183с.

221. Лейбин В.М, 3. Фрейд и К. Юнг: попытки психоаналитического решения проблемы бессознательного,// сб.: Бессознательное. Т. 1. Тб. 1978.

222. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия, М., 1990.

223. Лейбниц. Соч. в 4-х т. Т.2. М., 1983.

224. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.29.

225. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика. 1983. Т.1.

226. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ. 1981.

227. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. М.: Радуга. 1992. Т.1.—671с.

228. Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя // Новый мир. 1994. №6, С.113—121.

229. Лихачев Д.С. Панченко A.M. Смеховой мир Древней Руси. Л.: Наука. 1976. 204 с.

230. Лоренцер А. Археология психоанализа. М., 1996.

231. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

232. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.179

233. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий пути Платона // Платон. Собр. Соч. В 4 т. Т.1., М.:1990.

234. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М. Изд-во МГУ, 1982. 479 с.

235. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. -М.: Высшая школа, 1963.

236. Лосев А.Ф. Логика символа // Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М.: Изд-во Политической литературы. 1991. С.247-275.

237. Лосский И.О. Характер русского народа. М.,1991. С. 349.

238. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

239. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн: «Александра». Т.1 .1992 495 с.

240. Лотман Ю.М. Культура и взрыв М.: Прогресс, 1992.—192 с.

241. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.

242. Лурье C.B. Историческая этнология. М., 1997.

243. Лэнг Р.Д. Расколотое «Я». М.: "Академия" 1995.

244. Мамардашвили М. Картезианские размышления. М., 1993.

245. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М. 1994.

246. Маркарян З.С. Императивы выживания и научно-технический прогресс // Системные исследования 1988. М.: Наука. 1989. 174-193.

247. Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. -СПб., 1993. 232.с.

248. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42. С.41-174.

249. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: 1956.

250. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.

251. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.6. М.: 1957.

252. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З.

253. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

254. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. К., 1995.

255. Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и её отражение в науках о человеке. М. 155 с.

256. Маслова Е.Б. Сознание и бессознательное и их роль в психической деятельности человека: Автореф. Дисс. к.ф.н. МГУ им М.В. Ломоносова. м. 1990. - 20 с.

257. Милов Л. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства // Общественные науки и современность. 1995, №1.

258. Мифы народов мира. М,: Советская энциклопедия, 1992.Т. 1—2.

259. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ // Вопросы философии. 1995. №10,11,17.180

260. Морозов И. "Нация" и "национализм" // Россия -XXI, 1994, №6-7.

261. Мосейко А.Н. Коллективное бессознательное и мифологизация этнических отношений в современной России // Сознательное и бессознательное в социально-политических процессах современного российского общества. М., 1997. С. 96 - 106.

262. Мосидзе В.М. Пациенты с расщепленным мозгом. // сб.: Бессознательное. Т.1. Тб. 1978.

263. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1996.

264. Московичи С. Машина творящая богов. М. 1998. 560 с.

265. Московичи С. От коллективных представлений к социальным // Вопросы социологии, 1992. Т.1. N2. С.83-98.

266. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995., т. 16 . № 2. С. 3-14.

267. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал, 1995. Т. 16, № 1. С. 3-18.

268. Моторина Л.Е. Взаимосвязь личностного и надличностного знания. Философские науки 1982 . № 2.

269. Моторина Л.Е. Методологический анализ проблемы бессознательного. Дисс. к.ф.н. М., 1979.

270. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное философская проблема (читая А. Шопенгауэра)//Вопросы философии". 1994, № 9.

271. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное, историко-теоретический очерк. М. 1985. 175 с.

272. Мурейко Л. В. Диалектика сознательного и бессознательного. Автореферат соискателя степени к.ф.н. Л. 1989. 16 с.

273. Мыльников A.C. О менталитете русской культуры: моноцентризм или полицентризм // Гуманитарий: ежегодник. СПб., 1996. № 1.

274. Налимов В. В. В поисках иных смыслов. М., 1993.

275. Налимов В.В. Канатоходец. Воспоминания. М., 1994.

276. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного. М., 1995., 432 с.

277. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. М.: 1976.

278. Нарский И.С. Основное гносеологическое сочинение Лейбница и его полемика с Локком // Лейбниц. Соч. в 4-х т. М.: 1983.

279. Неретина С.С. Рец. на кн.: Споры о главном // Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы "Анналов" М., Наука. 1993. 207с.

280. Николаичев Б. О. Осознаваемое и неосознаваемое в нрав181ственном поведении личности. М., 1976.

281. Новикова Л.Г., Овсянников А. А., Ротман Н.Д. Стереотипы исторического самосознания // Социологические исследования.№ 5, 1989. С.3-13 .

282. Нойман Э. Происхождение и развитие сознания. М. К., 1998.

283. Оботурова Н.С. Природа и когнитивные функции бессознательного. Дисс. к.ф.н. М. 1996. - 129 с.

284. Оконская Н.К. сознательное и бессознательное: философский подход // Проблема сознания в философии и науке. М.,1996. С. 103 105.

285. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии, 1989, №4.

286. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Изд-во «Весь Мир»1997.-704с.

287. Павлов И.П. Полн. собр. соч. М.-Л.: 1951. Т.З.

288. Панарин A.C. Национализмы в СНГ: мировозренческие истоки // Свободная мысль, 1994, №5.

289. Панов В. Г. Эмоции. Мифы. Разум. 1992.

290. Панов М.И. Интуиция, логика, творчество. М.,1987.

291. Патанджали. Патанджали-даршана, «Йога-сутры» Патанджали. «Вьяса-Бхашья» // Классическая йога. М., 1992.

292. Петрушенко Л.А. Единство системности, организованности и самодвижения.

293. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994.

294. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994, - 528с.

295. Пименова Л. Анналы: Экономики. Общества. Цивилизации //"THESIS". Зима. 1993. М.: Начала-Пресс. С.203-214.

296. Платон. Сочинения. Т. 1. М., 1990.

297. Платон. Сочинения. Т. 2. М., 1993.

298. Платонов К. К. Осознанное и неосознанное в свете теории отражения // сб.: Бессознательное. ТЗ. Тб. 1978.

299. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. М.,1994.

300. Полозов В.Р. Природа философских ценностей. М., 1993.

301. Полторацкий А.Ф., Швырев В. С. Знак и деятельность. М.: 1970.

302. Попова Л.М. Социальная обусловленность бессознательного: Автореф. Дис. К.ф.н. Харьковский гос. Ун-т. Харьков, 1983. - 17 с.182

303. Почепцов О.Г. Языковая ментальность: способ представления мира//Вопросы языкознания. 1990. №6. С. 110-122.

304. Психоанализ и культура. М., 1995.

305. Психология масс. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. - 592 с.

306. Пятьдесят на пятьдесят: Опыт словаря нового мышления. -М., 1990.

307. Радхакришнан. Индийская философия. Т. 2. М., 1957.

308. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. СПб., 1995.

309. Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопросы философии. 1992. №5.

310. Рамишвили Д. И. Бессознательное в контексте речевой активности //сб.: Бессознательное. ТЗ. Тб. 1978.

311. Ребане Я.К. Информация и социальная память // Вопросы философии. 1982. N8. С.44-55.

312. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994.

313. Романовская Б. Т. Рациональное обоснование вненаучного // Вопросы философии, 1994. № 9.

314. Российская ментальность. (Материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1994. №1.

315. Россия: опыт национально-государственной идеологии. 1994.

316. Рочев С. С. Аналитическая концепция центрального звена творчества. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1998. - 177 с.

317. Рубинштейн Д. И. Бытие и сознание. М.,1957.

318. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. М., 1989.

319. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2. М., 1989.

320. Русская история: проблемы менталитета. Тез. Докл. Науч. Конф., москва, 4-6 окт. 1994 г. РАН. М., 1994. 154 с.

321. Русские. (Этносоциологические очерки). М., 1992.

322. Руткевич М.Н. Теория нации: философские вопросы //Вопросы философии. 1999. №5. С. 19-32

323. Сакварилидзе М.А. Проблема бессознательного на международном симпозиуме "Бессознательное" в г. Тбилиси // сб.: Бессознательное. Т.4. Тб., 1985.

324. Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. М.: "Политиздат", 1992.

325. Саянина О.Н. Проблема субъекта бессознательного в психоанализе: На материале концепции Жака Лакана: Дисс. к.ф.н. -М., 1997. 116 с.

326. Свасьян А.К. Проблема символа в современной философии. Ереван.: Изд-во АН Арм. ССР. 1980.-226 с.183

327. Симонов П.В. Краткий психофизиологический словарь // Журнал высшей нервной деятельности, 1996. Т. 46. .Вып. 2. С. 406-411.

328. Симонов П.В. О двух разновидностях неосознаваемого психического: под- и сверхсознании // Бессознательное. Новочеркасск, 1994. С. 60-68.

329. Симонов П.В. Созидающий мозг, М.: 1993.

330. Симонов. П. В. Мозг и творчество // Вопросы философии, 1992г. №11.

331. Скуратов В.А. Историческая психология на перекрестках человекознания// Одиссей. 1991. М., 1991. С. 109.

332. Смирнова. Н.М. Интеллигентское сознание как предтеча тоталитарного менталитета //Полис, 1993 № 4.

333. Современная западная философия. Словарь. М.: Политиздат. 1991.

334. Сознательное и бессознательное в социально-политических процессах современного российского общества: Сб. науч. Ст. /Ин-т молодежи. Каф. Социал. И полит. Философии; Ред.-сост. Воскобойников А.Э.; Под общ. Ред. Журавлева В.В. -М., 1997. 127 с.

335. Соловьёв B.C. Сочинения. 1990. Т.1.

336. Соловьев B.C. Сочинения. 1990. Т.2.

337. Солонин Ю.Н. Кризис культуры в контексте русского и западноевропейского менталитета // Вест. С.-Петерб. Ун-та. Сер.6, Философия, политология, социология, психология, право. 1994. Вып. З.С. 8-12.

338. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992.

339. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание, М., 1972.

340. Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы "Анналов" М., Наука. 1993,—207.с

341. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М.: Высшая школа. 1992.—191с .340. Сумерки богов. М., 1989.

342. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976.

343. Тишков В. А. Этничность, национализм и государство // Вопросы социологии, 1993, №1-2.

344. Тишков В.А. Забыть о нации (Пост-националистическое понимание национализма) //Вопросы философии. 1998. №9. С. 18

345. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

346. Токарев С.А. Сущность и происхождение магии // Исследование и материалы по вопросам религиозных верований. М.: 1959.184

347. Тресков Ю.А. Российский национальный менталитет как политический фактор социальной динамикиб Дисс. канд. социол. наук. М., 1998. - 125 с.

348. Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994.

349. Угринович Д.М. Психология религии. М.: 1986.

350. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования, М.,1966.

351. Уледов А. К. Духовное обновление общества. М.: Мысль.1990,—334 с.

352. Франк C.JI. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995. М. 417-632.

353. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика.1992. —511с.

354. Фрейд 3. Психология бессознательного. Сборник произведений. М. Просвещение. 1989.

355. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

356. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. Тб.,1991.

357. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

358. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. Сборник произведений. М. 1992.

359. Фрейд 3. Психология бессознательного. Сборник произведений. М., 1989.

360. Фрейд 3. Толкование сновидений. Ереван, 1991.

361. Фрейд 3. «Я» и «Оно»//Избранное. М.,1989.

362. Фрейд 3. Человек Моисей и монотеистическая религия. М.,1993.

363. Фрейд Зигмунд, психоанализ и русская мысль. М., 1994.

364. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.,1994.

365. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

366. Фромм Э. Дзен-Буддизм и психоанализ. М.,1995. С. 5-83.

367. Фромм Э. Догмат О Христе. М.: "Олимп", 1998.

368. Фромм Э. Душа человека. Сборник произведений М., 1992,

369. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

370. Фромм Э. Психоанализ и религия. М., 1990.

371. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

372. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1980.

373. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Свободная мысль. 1993. №17-18.

374. Хорев В.И. Интуитивизм как философское направление. Пермь, 1994.

375. Хорев В.И. Эвристическая интуиция в естественнонаучном познании. Пермь, 1994.185

376. Хорев В.И. Эвристическая интуиция и логика. Пермь, 1994.

377. Хорев В.И. Эвристическая интуиция как органон философствования. Пермь, 1994.

378. Хорос В.Г. В поисках ключа к прошлому и будущему. (Размышления в связи книгой A.C. Ахиезера) //Вопросы философии. 1993. N5. С.99—111.

379. Чалидзе В. Иерархический человек. Социобиологические заметки. М., 1991.

380. Чаликова В.А. Существует ли тоталитарное мышление? // Тоталитаризм как исторический феномен. М.: Философское общество СССР. 1989. С.60-81.

381. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М., 1994.

382. Человек и его символы. СПб., 1996.

383. Чертов Л.Ф. Знаковость. СПб.: Изд-во С-Петербург. ун-та. 1993.-388с.

384. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. М.: 1985.

385. Чхартишвили Ш.Н. К вопросу об онтологической природе бессознательного // Сб.: Бессознательное. Тб. 1978. Т.1.

386. Шевченко А.К. Культура. История. Личность. Киев.: Наукова Думка. 1991.—192 с.

387. Шевяков М.Ю. Менталитет: сущность и особенности функционирования: Дисс. к.ф.н. Волгоград, 1994. - 134 с.

388. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

389. Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936.

390. Шерозия А.Е. К проблеме сознания и бессознательного психического. Опыт исследования на основе данных психологии установки. Тб. 1969.

391. Шерозия А.Е. Психика. Сознание. Бессознательное. К обобщению теории психологии. Тб., 1979.

392. Шкуратов В.А. Историческая психология на перекрестках человекознания // Одиссей. 1991. М.: Наука. 1991. С.103-114.

393. Шопенгауэр А. Собрание Сочинений, Т.1. -М., 1992.

394. Шошин П.Б. Пути концептуализации бессознательного // сб.: Бессознательное. Т. 4. Тб. 1985.

395. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1: Образ и действительность. -Н., 1993.

396. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996.

397. Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений // Социологические исследования. 1992. №2.

398. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль. М., 1994.186

399. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996.

400. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996.

401. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

402. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

403. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб., 1993.

404. Юнг К. Психологические типы. СПб.- М., 1995.

405. Юнг К.Г Mysterium Coniuctionis. М. «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. 688с.

406. Юнг К.Г Бог и бессознательное. М.: 1998. 480 с.

407. Юнг К.Г. Психологический комментарий к Тибетской Книге Мёртвых // Тайна смерти. М., 1995. С. 70-94.407. Юнг К.Г. AION.- М., 1997.

408. Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М., 1995. С.71-79.

409. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс. 1991.

410. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. М., Львов, 1998. 480 с.

411. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. К., 1996.

412. Юнг К.Г. и др. Человек и его символы. М., 1997.

413. Юнг К.Г. Конфликты детской души. М., 1995.

414. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994.

415. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. -М., 1994.

416. Юнг К.Г. Ответ Иову . М., 1995.

417. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994.

418. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994.

419. Юнг К.Г. Психология и алхимия. М., 1997.

420. Юнг К.Г. Психология переноса. Статьи. М., 1998.

421. Юнг К.Г. Синхронистичность. Сборник. М. «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. 320 с.

422. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное: Сборник. Спб.: "Университетская книга", 1997.

423. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. М., К., 1998.

424. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.

425. Юнг К.Г., Пойман Э. Психоанализ и искусство. М.-К., 1996.

426. Ярошевский М.Г. Зигмунд Фрейд выдающийся исследователь психической жизни человека // 3. Фрейд. Психология бессознательного. М.: 1989.

427. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 288-418.

428. Ястребицкая А.Л. Историк-медиевист Лев Платонович Карсавин. Н.1991.