автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Концепция человека в "философии случая" Марка Алданова
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Рыжкова, Наталья Станиславовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. АЛДАНОВСКОЕ ПОНИМАНИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ.
1.1. Концепция истории в мировоззрении М.Апданова.
1.2. Обоснование М.Алдановым "философии случая".
1.3. Соотношение "философии случая" с другими теориями в философии истории.
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПУБЛИЦИСТИКЕ
М, АЛДАНОВА.
2.1 Общественная среда и индивидуальность.
2.2. Поиск М. Алдановым "психофизического комплекса" в человеке.
2.3.Механизм существования человека в исторической реальности.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭСТЕТИКИ
М. АЛДАНОВА.
3.1. Традиции русской эстетики в мировоззрении М.Алданова.
3.2. Исторический эссеизм как адекватная форма выражения эстетических взглядов у М.Алданова.
Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Рыжкова, Наталья Станиславовна
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
В изучении куль-гуры русского зарубежья до сих пор остается много "белых пятен". Хотя многое из богатого наследия этого периода русской культуры начинает к нам возвращаться. Перед современными исследователями встает очень важная, но многогранная и чрезвычайно тонкая задача - восстановление целостного взгляда на русскую литературу и культуру первой половины XX столетия без жесткого деления на культуру Советской России и культуру эмигрантскую. Решение этой задачи предполагает обязательное соотнесение истории развития культуры данного периода в связи общественно - политического движения с духовной жизнью, с философией и искусством.
Подобный подход позволяет не только восстановить цельную картину творческой эволюции отдельных представителей культуры русского зарубежья, но и помогает раскрывать новые аспекты в их наследии.
Обращение к творчеству М. Апданова обусловливается рядом причин. М. Апданов не только один из крупнейших писателей русского зарубежья, и его литературное наследие занимает около 40 томов. И не только потому, что язык алдановских произведений представляет собой образец высокой русской прозы. Алданов интересен не только как писатель, но и как мыслитель, создатель, безусловно, одной из самых спорных в истории русской культуры, но, быть может, и одной из самых ярких философских концепций.
Эту концепцию Алданов развивал на протяжении всего творческого пути. Надо также отметить, что с первых своих произведений, как публицистических ("Армагеддон", "Огонь и дым"), так и художественных (повесть "Святая Елена - маленький остров", роман "9 Термидора") и до последних (роман "Самоубийство", вышедший уже после смерти М. Алданова в 1957 году) основные мотивы его размышлений оставались практически неизменными. Но, хотя часть критиков отмечала, что интерес М. Алданова лежит в русле изучения механизма существования человека в исторической реальности, подробного анализа данного аспекта его творчества не последовало.
В круг интересов М. Алданова, входит также его своеобразное понимание истории, исторического развития. Этот аспект своего мировоззрения Алданов раскрывал отчасти в публицистике, отчасти в исторических романах. Выстраивая свою философскую концепцию, он не опирался на какое - либо определенное направление в науке. В связи с этим, рассматривать его взгляды в философии истории отдельно, в отрыве от его эстетического мировоззрения и концепции человека не представляется возможным. Кроме того, эта часть мировоззрения М. Алданова занимает существенное место в его творческом наследии. Исследование данной проблемы позволяет составить более целостную картину взглядов и представлений М. Алданова.
Определенная трудность при исследовании наследия Алданова заключается в том, что он не оставил произведения, включающего в себя все аспекты его мировоззрения. Наибольший интерес в этом смысле представляет книга "Ульмская ночь", изданная в 1953 г., но, если в ней Алданов и раскрывает наиболее полно свою философскую концепцию, названную им самим "философией случая", то эстетические его взгляды в книге заключены в одну главу, которой не исчерпывается все их многообразие и глубина.
Что же касается алдановской концепции человека, то к этой проблеме писатель постоянно обращался в своем творчестве, но наиболее ярко она отразилась в книгах очерков "Портреты", Современники", "Земли, люди", "Павел Строганов и другие характеристики". В публицистике М. Алданов чаще всего прибегал к жанру очерка. В данном жанре, лишенном занимательной интриги, да и вообще сюжета, очень трудно удержать внимание читателя. Но М.Алданов в полной мере усвоил секреты газетных репортеров в умении захватить воображение читателя. В зарубежной русской критике М. Алданов считался одним из мастеров публицистики. Можно сказать, что именно жанр очерка стал той адекватной формой, в которой наиболее ярко писатель выразил свои взгляды, свое миропонимание. Однако, эта часть его творческого наследия интересовала исследователей значительно меньше, чем художественная проза на историческом материале.
По мнению автора, изучение публицистического наследия М. Алданова с культурологической точки зрения имеет принципиальное значение. Исходным моментом тут и является мировоззрение писателя. Следовательно, анализ его произведений является не самоцелью, а возможностью более подробно рассмотреть и более четко выделить основные проблемы, которые составляют суть философской концепции М.А. Алданова.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.
Путь М. Алданова к читателям в нашей стране был долог. С конца 80-х годов публиковались отрывки из его произведений, в основном из исторической прозы, в журналах, например, из романа "9 Термидора" в журнале "Сельская молодежь" в 1988г. В 1991 г. A.A. Чернышев предпринял первое издание собрания сочинений М. Алданова в 6 томах в Библиотеке "Огонька". Данное издание включает в себя цикл исторических романов, только несколько публицистических произведений включены в 6 - ой том. В 1994-$6 г.г. А.А.Чернышев выпускает второе издание собраний сочинений М. Апданова в издательстве "Новости". Это издание уже включает в себя ряд интересных публицистических произведений из книг очерков, а также "Ульмскую ночь". Кроме того, A.A. Чернышев первым в нашей стране занялся изучением творчества М. Апданова. Он выпустил ряд статей в различных журналах и газетах с подборками алдановских текстов. Так, в журнале "Октябрь" в 1996 г. вышел цикл "Из переписки М. Алданова" под редакцией A.A. Чернышева. Чернышев стремился охватить все творчество М. Алданова. И это ему, безусловно, удалось. Он впервые выделил все проблемы, интересовавшие Алданова, не только отметил и проанализировал особенности его творчества, но и подошел к нему с мировоззренческих позиций. Кроме того, он рассматривал произведения М. Алданова с точки зрения единства их философского замысла. Вполне объяснимо, что, взяв на себя огромный труд по изданию алдановского наследия, А.А.Чернышев смог выделить практически все аспекты его творчества, но не занимался подробным их исследованием. Основными работами A.A. Чернышева являются, помимо статей в "Литературной газете" и журнале "Октябрь", вступительные статьи к двум собраниям сочинений, а также отдельная статья, относящаяся к книге "Ульмская ночь" и напечатанная непосредственно перед ней в 6 томе собраний сочинений 1994-96 г. г.
Таким образом, до сих пор к творчеству М. Алданова подходили, в основном с общих позиций. Ряд статей именно такого, общего характера, печатались вместе с публикуемыми отрывками из алдановских произведений. Так роман "9 Термидора" печатался в "Сельской молодежи" с предисловием Д.С.Лихачева. А С.Ларин написал рецензию на этот же роман, которая вышла в журнале "Новый мир" №4 в 1989г. и называлась "Книги Апданова будут читать".
Конкретно на публицистике Алданова остановилась Т.Блажнова, выпустившая в "Книжном обозрении" за 10 января 1995г. статью "Портретная галерея Алданова". Но объем данной статьи, а также включение малого количества алдановских произведений не позволяет отнести ее к основательным исследованиям.
За рубежом творчество М. Алданова отмечено гораздо большим объемом критической литературы, что объясняется, в первую очередь, идеологическим и временным факторами. Интерес к его произведениям постоянно сопутствовал М. Апданову. На каждую его книгу в русской зарубежной печати выходила рецензия, а чаще всего, несколько рецензий. Но при этом, не было написано монографического исследования его творчества. Рецензии на алданов-ские книги писали практически все виднейшие деятели культуры русского зарубежья: В.Набоков, Г.Адамович, Г.Газданов, П.Бицилли, А.Кизеветтер. Они выделяли отдельные аспекты алдановского творчества, наиболее их заинтересовавшие.
Так, М.Карпович написал достаточно глубокую статью об отношении Алданова к истории ("М.А. Апданов и история", см.Новый журнал, 1956, № 47). В ней Карпович выделил все особенности "философии случая", а также сделал попытку проанализировать причины зарождения и развития у Алданова такого взгляда на историю человечества.
Апдановской "философии случая" посвятил свою статью и А.Зернин ("Ульмская ночь и Алданов", см. Возрождение, 1958, № 79). Но, анализируя только эту книгу, А. Зернин не рассматривает, в отличие от М. Карповича, истоки алдановского мировоззрения. И, хотя, "философия случая" подвергается в данной статье конструктивной критике, глубина анализа тем не менее, отсутствует.
Более или менее полную картину публицистического наследия М.Алданова дал Н.Ульянов в статье "Алданов - эссеист" (см. Новый журнал, 1960, №62). Рассматривая ряд аспектов алдановской публицистики, Н. Ульянов выделяет особенности его стиля, основные темы и проблемы книг очерков, а также обращает внимание на алдановскую концепцию человека, характеризует ее как центральную в его творчестве.
Г. Струве в своей книге "Русская литература в изгнании" разделил творчество М. Алданова на два периода, очертил круг алда-новских тем и проблем, особо выделил публицистику, отметил недостатки, свойственные ряду алдановских произведений. Можно сказать, что именно Г. Струве создал своего рода основу для глубокого исследования творчества М. Алданова. Но Г. Струве не исходит из мировоззрения писателя в анализе его наследия. Его статья является обзорной и не претендует на глубину.
Анализ существующих работ дает основание утверждать, что в настоящее время нет полного и глубокого исследования мировоззрения М.Алданова и влияние его на творчество писателя, а только намечены пути, по которым такое исследование можно провести. Вышеперечисленные утверждения дают возможность сформулировать цель и задачи исследования.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью работы является реконструкция целостной картины мировоззрения Марка Алданова, в единстве его философских и эстетических взглядов, анализ философского начала в его творчестве, а также проследить развитие и создание Алдановым своеобразной философской концепции. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие ЗАДАЧИ:
- выделить основные аспекты мировоззрения М.Алданова, исследовать его творчество с позиций философии культуры;
-дать содержательный анализ проблем истории, психологии и эстетики, включенных в философскую концепцию Апданова;
- вскрыть феномен случая в понимании Апданова как объективную реальность;
- показать, что антропоцентризм у Апданова, стоит в центре его философской концепции;
- раскрыть алдановскую идею "исторического круговорота";
- показать поиск Алдановым возможности существования человека в исторической реальности;
- выявить особенности эстетического мировоззрения Алданова и показать его связь со всей философской концепцией.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: Дана характеристика роли случая в истории в трактовке М.Алданова и в сопоставлении его взглядов со взглядами ряда мыслителей, занимавшихся проблемой случая в истории.
- Выявлены подходы М. Алданова к исследованию им проблемы значения роли личности в истории.
- Проанализирован поиск Алдановым существования человека в истории в аспекте взаимоотношений общественной среды и человеческой индивидуальности.
- Исследованы основные принципы, присущие алдановской идее "Красоты - Добра" в связи традиции данной идеи для культуры России.
ТЕЗИСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
1. Большая часть публицистического наследия М.Алданова представляет собой единый философский замысел, получивший свое логическое завершение в книге "Ульмская ночь". Созданную Алдановым "философию случая" не относится к какой - либо из существующих концепций материалистической философии истории. Но взгляды Алданова созвучны со взглядами ряда русских мыслителей, сконцентрировавших свои интересы в философии истории не столько на исследовании законов исторического развития, сколько на целях и смысле существования человека и роли личности в истории.
2. Для всего творчества М. Алданова характерен антропоцентризм, в основе концепции писателя стоит человек. Исходя из антропологического принципа, М.Алданов раскрывает интересующие его исторические проблемы. Он связывал тему о человеке, его судьбе с поиском путей развития истории. Люди, о которых пишет Апданов, живут в переломные моменты истории и являются для него отражением драматизма своей эпохи.
3. История служит М. Апданову фоном не только, и не столько для создания картины жизни того или иного героя, но и для проникновения в психологию личности. Алданов не о1рицает влияния исторической и социальной среды на человека, но в центре его внимания - те психологические факторы, которые существуют вне времени.
4. Взгляды на развитие исторического процесса М. Алданова материалистичны. Отличие философской концепции М. Алданова от философских построений детерминизма не только в отрицании позиций Ж.Кондорсе и О.Конта, но и в отказе от основного принципа детерминизма в рассмотрении истории - исходить из общего, а не из частностей. При этом логика алдановских построений практически нигде не нарушается. История как реальность выступает для М. Алданова только тогда, когда он рассматривает ее с точки зрения единичного.
5. М. Алданов стремится всесторонне раскрыть "физиологию случая", справедливо ссылаясь на недостаток разработки этой темы в философии истории. Прослеживая случай в историческом разрезе, начиная с античности, Алданов не просто исследует отношение к случаю у западных мыслителей, но обосновывает необходимость такого исследования и дальнейшего его развития для философии истории.
6. Мир человека для М. Алданова подчинен воздействиям случайности. Подобный подход связывает алдановскую концепцию человека с его философскими воззрениями. Развивая мысль А.И. Герцена о том, что случайность не устранима не только для природы, но и для истории, Алданова чаще всего подчиняет личность историческому бытию. Отсюда и значение личности в истории для Алданова во многом определяется не только умением того или иного человека воспользоваться благоприятной ситуацией, но и умением ориентироваться в мире случая.
7. Любые социальные, общественно - политические вопросы решаются М.Алдановым прежде всего как вопросы морально - этического порядка. Его мировоззрение пессимистично, но не антигуманистично. Алдановская эсхатология лежит в русле русской философской мысли.
8. Судьба России, ее культура, а также корни и истоки ее трагической истории - основная проблема, решаемая М.Алдановым как в его публицистическом, так и в художественном творчестве.
12
НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Практическое значение исследования заключается в том, что некоторые положения и выводы диссертации могут быть использованы при разработках социологического и культурологического курсов, а также при подготовке спецкурса по истории литературы русского зарубежья.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту, неоднократно докладывались и получили поддержку на методологических семинарах и кафедре. Теоретические выводы автора, сделанные им в ходе работы над диссертацией, использованы при выступлениях на конференциях и в учебном процессе. Основное содержание исследования раскрыто в 3 публикациях общим объемом 10,5 п.л.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Концепция человека в "философии случая" Марка Алданова"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итоги работы, надо отметить, что в течение длительного времени обширное наследие М.А.Алданова рассматривалось преимущественно обзорно, особенно в статьях и исследованиях А.Чернышева, а также во вступительных статьях к собраниям сочинений. В критике же русского зарубежья представлены, в основном, исследования отдельных, чаще всего, художественных произведений, без подведения итогов творчества писателя. При этом рецензии на публицистику Алданова представляют значительно меньший объем. Таким образом, наследие критики русского зарубежья и работы последнего десятилетия в нашей стране, в определенном смысле дополняют друг друга.
Но при всем том до сих пор не была создана цельная концепция творчества Алданова.
Мы считаем, что первый шаг к созданию такой концепции был сделан А.Чернышевым. В своих исследованиях он попытался не только проследить всю творческую биографию писателя, но и впервые попытался выделить и привести к некоторой систематизации философско - эстетические взгляды Алданова. Особенно внимательного изучения с данной точки зрения заслуживает публицистическое наследие М.Алданова. По определению М.Бахтина, ".границы между художественным и нехудожественным, между литературой и нелитературой и т.п. не богами установлены раз и навсегда. Всякий спецификум историчен. Становление литературы не есть только рост и изменение его в пределах незыблемых границ спецификума; оно задевает и самые эти границы. Процесс изменения границ областей культуры (в том числе и литературы ) - процесс медленный и сложный" (12, с.274). Следовательно, изучение взаимодействия художественного и публицистического аспектов будет содействовать обогащению представления не только творческой системы отдельного писателя, но и особенностей культурного процесса в целом.
Но изучение творчества Алданова безусловно представляет интерес и с несколько иных позиций.
Дело в том, что цельная концепция творчества Алданова представляет собой соединение ряда отдельных элементов, таких как эстетическое мировоззрение писателя, его своеобразная ( и, безусловно, спорная ) философия истории, а также, в представлении Алданова, связь истории с человеческой психологией.
Интерес Алданова к вышеперечисленным вопросам развивался на протяжении всего творческого пути по-разному. Так, вопрос связи истории с человеческой психологией, проблему существования человека в исторической реальности, Апданов ставит и по-своему решает уже в первых своих произведениях, причем, не только в публицистических, но отчасти и художественных ( книга очерков "Огонь и дым", повесть "Святая Елена - маленький остров", роман "9 Термидора" и т.д.). Впоследствии, Алданов не раз возвращается к интересующей его проблеме и создает ряд публицистических книг, включающих в себя характеристики как исторических лиц, так и современников писателя: "Портреты", "Юность Павла Строганова и другие характеристики", "Земли, люди" и т.д. Но к созданию своей "философии случая" Апданов шел почти всю жизнь. И только в 1953 году его философия истории обрела более или менее четкое обоснование в книге "Ульмская ночь".
То же можно сказать и о его эстетических взглядах. Долгое время Алданов, высказывая свои эстетические взгляды, не делал попыток обосновать их. Но в книге "Ульмская ночь" посвятил им целую главу (Диалог IV ).
Все это создавало определенные трудности для исследователей. Кроме того, своеобразие алдановских представлений и взглядов также часто удерживало критиков от углубленного изучения его философской концепции. Поэтому в поле зрения исследователей чаще оставалась художественная манера писателя, особенности стиля, а также его заслуги как исторического романиста.
По нашему мнению, философско - эстетическая концепция Алданова заслуживает не просто внимания, а последовательного и глубокого изучения. Одной из важнейших особенностей Алданова была его логика, которая, как мы попытались показать, практически нигде не нарушалась. Мировоззрение Алданова хотя и спорно, но логично. Его размышления всегда опираются на исторические факты. Но при этом он никогда не подчинял факты своей логике, не отступал от исторической правды. Алданова можно упрекнуть в отсутствии беспристрастности, в несколько тенденциозном подходе к истории революции 1917 года и событиям гражданской войны. Но его отношение к данным событиям было сформированы не только политическими убеждениями, но и взглядами на войны вообще как на мировое зло. Еще до наступления октябрьской революции Ал-данов высказывал и свое отрицательное отношение к Первой Мировой войне 1914 - 1918 г.г. Впоследствии Алданов не раз предупреждал в статьях и очерках о возможности агрессии со стороны фашистской Германии. Его отношение к войне как высшему проявлению мирового Зла не изменилось и с началом "холодной войны". Алданов не однажды упрекал тех эмигрантов, которые счита-ли4 что новая война Запада против Советского Союза принесет избавление России от большевизма. После знаменитой речи
У.Черчилля в Фултоне в 1946 году Алданов писал в письме к А.Ф.Керенскому: "Для меня это совершенно неприемлемо. Мы не можем ставить на войну с Россией - в особенности на нынешнюю, с ее чудовищными, не поддающимися описанию последствиями" (33, с. 130). Также резко Алданов выступал против хлынувших тогда же в эмигрантскую печать предположений о распаде Советского Союза на множество независимых государств. Алданов всегда оставался сторонником единой и неделимой России, считал это важнейшим условием ее силы и могущества.
Но не только политические и социальные вопросы Алданов стремится решать с морально - этических позиций. Сходные мотивы можно наблюдать и в его эстетическом мировоззрении. Обосновывая в "Ульмской ночи" свое видение понятия "Красоты - Добра" Алданов не случайно обращается к античной философии. Платоновское понимание прекрасного, как прежде всего разумного для человека, было очень близко Алданову. "Разум и прочие добродетели" (70), составляющие у Платона фундамент "Красоты - Добра", представлялись Алданову также необходимым условием данного понятия. Но, так как Алданов скептически относился к разуму, не видел его участия в историческом развитии человечества, то он переносит данное "платоновское" участие "разума и прочих добродетелей" на мир искусства, который и противопоставляет реальному миру, где, по его мнению, часто торжествует несправедливость.
Раскрытие Апдановым собственного понимания категорий прекрасного и доброго интересно, по нашему мнению еще и потому, что в современной эстетике не существует четкого определения этих понятий. Более того, чаще всего их разделяют (см. Кривцун
O.A. "Эстетика"; 47) и относят - категорию прекрасного к эстетике, а категорию добра - к этике.
Постоянно обращаясь к психологии человека, к различным возможностям существования его в исторической реальности, Ал-данов приходит к выводам, что некоторые аспекты человеческой психологии остаются неизменными на протяжении всего исторического развития. При этом, необходимо отметить, что Алданов обращается как в публицистике, так и в художественных произведениях, самое раннее к истории XVIII века, именно от этого периода ведя отсчет современной истории. Алданов полагал, что психология людей, живущих до XVIII века была все же совершенно иной, чем у современного человека. Его позиция в этом вопросе совпадает со взглядами многих видных историков и культурологов: М.Блока, Р.Дж. Коллингвуда, Ж.Ле Гоффа, А.Я.Гуревича и др.
Но, обращаясь к довольно большому отрезку истории, Алданов всегда был чрезвычайно аккуратен с историческими деталями, характеризующими тот или иной период, не допускал даже малейшего отступления от правды. При этом он всегда старался подчеркнуть сходство в "далеком и близком", в поступках людей, живущих в разное время и в разных странах. Особенно сильный акцент был сделан Апдановым на неосознанную мотивацию многих человеческих поступков, а также на роль и значение случайности, имеющей далеко идущие исторические последствия.
Таким образом, в поле зрения Алданова попадают те темы, которые от начала его творческого пути и до конца были основными : историческая судьба России, взаимоотношения ее со странами и культурами Западной Европы, вопросы развития русской культуры, те задачи, которые Россия решает в своем историческом пути, вопросы долга и ответственности людей, стоящих у власти перед своей страной и народом и т.п.
Роли случая в мировоззрении Алданова вообще отводится значительное место. Конечно, нельзя не отметить, что свои взгляды, несмотря на их материалистическую основу, он в целом противопоставлял системе материалистического детерминизма. Тем не менее, Алданов реально понимал (и, безусловно, принимал) значение детерминизма для развития науки. В некоторых аспектах его "философия случая" в настоящее время нашла развитие в новом мировоззрении, обозначенного И.Пригожиным как синергетика.
Основным жанром публицистики Алданова является очерк. Стремясь уйти от авторских оценок, Алданов редко предстает в своей публицистике как действующее лицо, и только иногда - как свидетель событий. Конечно, ему не всегда удавалось сохранить беспристрастность. Но ведь и сам Алданов в книге очерков "Огонь и дым", говоря о Спинозе, учившем "не смеяться и не плакать, а размышлять над событиями жизни", но пришедшем в отчаяние после нелепой смерти друга, писал: "Не должно верить бесстрастию мудрых философов" (2, с.78). Также не всегда Алданов доводил до логического завершения свои размышления. Часть тем и проблем, например, проблема борьбы со случаем, остались неразработанными.
Алданов, развивая свои взгляды и пытаясь ответить на ряд социальных, философских и психологических вопросов, внес элементы философской публицистики и в художественные произведения. Так, проблему отношения человека к смерти от отчасти раскрывает в романе "Повесть о смерти", проблему политического убийства - в романе "Истоки" и т.д.
125
Алданов никогда не претендовал на окончательное решение проблем, поставленных им в публицистике. Всякое его публицистическое произведение обращено не только к сиюминутному интересу дня, но и к вечным темам и проблемам - добра, справедливости, жизни и смерти и т.п. Именно поэтому, по нашему мнению, и необходимо учитывать значимость философского начала в его публицистике. Кроме того, данная работе, безусловно, не исчерпывает всех аспектов сложного и неоднозначного мировоззрения М. Алда-нова. Постоянный рост интереса к его творчеству является залогом того, что в дальнейшем возможны глубокие и всесторонние исследования его литературного и философского наследия.
Список научной литературыРыжкова, Наталья Станиславовна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Алданов М. Повесть о смерти. М., Прометей. Альманах Лазурь. 1991.
2. Алданов М. Огонь и дым. Париж. Франко -русская печать, 1922.-c.31, 50, 78.
3. Алданов М. Ульмская ночь. Собр. соч. в 6 т., М., Новости, 1996, Т.6.- с.с.26, 29, 58, 73, 132, 133, 148, 149, 157, 178, 179, 199, 200, 206, 208, 264, 271, 300, 328, 334, 357, 359, 360, 366, 374, 375, 446, 471, 489, 572.
4. Алданов М. Собр. соч. в 6 т. М., Правда, 1991, т.1. с.с. 48, 108,169, 185, 186, 342, 344, 391, 502, 506, 586, 588; т.2. - с. 7.
5. Алданов М. Юность Павла Строганова и другие характеристики. Белград, рус. Б-ка, 1935.
6. Алданов М. Ответ на анкету редакции журнала "Числа"// Числа, 1931, №5. с.-286.
7. Алданов М. Армагеддон. Спб, 1918.
8. Алданов М. Проблема исторического прогноза. В кн. Современные проблемы, Париж, Франко русская печать, 1922.-с. 192
9. Адамович Г. Мои встречи с Алдановым // Даугава, 1991, № 5/6.-С.47.
10. Ю.Адамович Г. Отзыв на кн. М.Алданова "Современники".//Современные записки, 1928, № 37 с.540.
11. И.Бахрах А. По памяти, по записям. // Новый журнал, 1977, №26.-с.146;с.152.
12. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., Художественная литература, 1975. с.274.
13. Белинский В.Г. Полное собр. соч. в 13 т.т., М., Изд-во АН СССР, 1956, т.11. с.556.
14. Белый А. Критика. Эстетика. Теория Символизма в 2-х т.т. М., Искусство. 1994. т.1 -с.45.
15. Берберова Н. Железная женщина. М. Издательство политической литературы. 1991. с. 10.
16. Бердяев Н. Русская идея. В кн. О России и русской философской культуре. М., Наука, 1990. -с. 54, 70-71; с. 108; с.203; с.225.
17. Бердяев Н. Субъктивизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.Н Михайловском. С.Пб,1901. -с.148.
18. Бицилли П. Рецензия на кн. М.Алданова "Начало конца" // Русские записки, 1939, № 18.- с. 196 198.
19. Блажнова Т. Портретная галерея Алданова//Книжное обозрение, 10 января, 1995.
20. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., Наука, 1986. -с.52; с.110.
21. Варшавский B.C. Рецензия на кн. М.Алданова "Портреты".// Числа, 1931, №5.-с.228.
22. Варшавский В.В. Рецензия на кн. М.Алданова "Земли, люди"// Числа, 1933, №7-8.-с.
23. Вейдле В. Рецензия на кн. М.Алданова "Земли, люди".// Современные записки , 1932, №50.-с.259.
24. Вишняк М. Рецензия на кн. М.Алданова "Портреты" // Современные записки, 1931, № 45.-с.520.
25. Газданов г. Загадка Алданова // Русская мысль, Париж, 1967,15 апреля,-C.77.
26. Газданов Г. Рецензия на кн. М.Алданова "Бельведерский торс" //Русские записки, 1938, №10.-с.195.
27. Гегель Г. Собр. соч., т. 5, М., Госполитиздат, 1956, с. 657-667.
28. Гегель Г. Лекции по эстетике. В кн.: Г. Гегель. Собр. соч., т. 14., М., изд. соц. эк. литературы, 1958.
29. Гердер И.Г. Идеи -к философии истории человечества. М.,Наука,1977.-c.433.
30. Герцен А.И. С того берега. Собр. соч. в 30 т., Т.6.-С.118. 31.3еньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах.,
31. Ростов на - Дону, "Феникс"; т. 1 - с. 16, с. 17, с.18, с.315.
32. Зернин А. Ульмская ночь и Апданов // Возрождение, 1958, № 79.-е. 138-139.
33. Из политической переписки М.Апданова. Под ред. А.Чернышева // Октябрь, 1996, № 6. с. 130.
34. Ильин И. О России. Три речи. Собр. соч. в 10 т., т.6. кн.II. -с.20; с.29, 176, 181 182.
35. Ильин И. О русской культуре. Собр. соч. в Ют., т.6. кн II. -с.592.
36. Ильин И. Толстой как истолкователь русской души. Собр. соч. в 10 т.,т.6,кн. III.- с.434 435.
37. Ильин И. Лев Толстой художник и человек. Собр. соч. в 10 т.,т.6.кн.Ш.-с.484 - 485.
38. История мировой культуры. Наследие Запада. М., Российск. гос. гуманит. ун т, 1998.
39. Карпович М. Апданов и история // Новый журнал, 1956, №47.
40. Карпович М. Рецензия на кн. М.Алданова "Самоубийство" // Новый журнал, 1959, № 56.
41. Кассирер Э. Опыт о человеке. В кн. Избранное. Опыт о человеке. М., Гардарика, 1998,- с.652; с.665; с.676.
42. Кизеветтер А. Рецензия на кн. М.Алданова "Чертов мост" // Современные записки, 1928, №37.-с.476; с.477; с.479.
43. Коллингвуд Дж.Р. Идея истории. М., Наука, 1980.-с.309.
44. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., Аспект Пресс, 1997. с. 498.
45. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума; в кн. Философия истории. Антология, М., Аспект Пресс, 1995.-c.39.
46. Краткая литературная энциклопедия в 8 т.т., М., Советская энциклопедия, 1962, т. 1.
47. Кривцун O.A. Эстетика. М., Аспект Пресс, 1998.
48. Культурология. XX век. Словарь. Спб, Университетская книга, 1997. с. 167.
49. Ларин С. Книги Алданова будут читать // Новый мир, 1989,4.
50. Лихачев Д.С. Предисловие к роману М. Алданова "9 Термидора" // Сельская молодежь, 1988, № 5.
51. Лооне Э. Современная философия истории. Таллин, 1985.с.180.
52. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. В кн.: А.Ф.Лосев. Философия. Мифология. Культура. М., Издательство Политической литературы. 1991.-c.75.
53. Лотман Ю.М. Кино на распутье// Наше наследие, 1988, №.V.-с.З.
54. Марков Б.В. Философская антропология. Сп-Б, Лань, 1997.с.42.
55. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. М., Госполитиздат, 1961, т.20. -с. 534.
56. Материалы I философского Конгресса в 5 т.т. Т.2 Философская мысль в России: традиция и современность. Спб, 1997.
57. Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. Избранное, Кишинев, Лит. артистикэ, 1989.-c.526.
58. Мережковский Д.С. Собр. соч в 4 т., М., 1990, т.З.
59. Михайлов О. Пленник культуры. Вступл. Мережковский Д.С. Собр. соч. в 4 т., М., 1990, т.1.
60. Монтень М. Опыты. М., Наука, 1979; кн. I. -с.24; кн. II. -с.390; с.500; kh.III.-c.48.
61. Набоков В. Дар. Собр. соч. в 4 т. М., 1990, т.З. с.307 - 308.
62. Набоков В. (Сирин). Рецензия на кн. М.Алданова "Пещера" // Современные записки, 1936, №61.-с.472.
63. Ницше Ф. Утренняя заря. В кн. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.,Республика, 1995.-c.332.
64. Паскаль Б. Мысли. М., 1995.-С.89-90; с. 431.
65. Пастернак Б. Что такое человек? В кн. Б.Пастернак об искусстве. М., Искусство, 1990,-с.292.
66. Переписка И.А. Бунина и М.А.Алданова // Новый журнал, 1965, №10.
67. Платон. Диалоги. Ростов на - Дону, Феникс. 1998.
68. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. Собр. соч. в 5 т.,т., т. 1, М., Госполитиздат, 1956. -с.132, 157.
69. Плеханов Г.В. Отсюда и досюда. Заметки публициста. В кн. Плеханов Г.В. Литература и эстетика, в 2 т., М. Гослитиздат, 1958, т.2. -с.374.
70. Плеханов Г.В. Смешение представлений. В кн. Плеханов Г.В. Литература и эстетика, в 2 т.,М.,1958, т.2.-с.381.
71. Пригожин И. Природа, наука и новая рациональность. В кн. В поисках нового мировидения: И.Пригожин, Е. и Н.Рерихи., М., Знание, 1991.- с.32 -33; с.41.
72. Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986.
73. Раевский Г. Рецензия на кн. М.Алданова "10 симфония" // Числа, 1931, № 5. с. 81.
74. Рудинский В. У могилы Алданова// Возрождение, 1957, №64.
75. Сагаловский Е. Долгое возвращение Алданова // Книжное обозрение, 1995, 14 февраля, № 7.- с.8.
76. Сазонова Ю. Рецензия на кн. М.Алданова "Живи, как хочешь" // Новый журнал, 1953, № 33.- с.302.
77. Слоним М. Романы Алданова // Воля России, 1925, № 6,-с.157.
78. Солженицын А.И. Приемы эпопей. Из литературной коллекции/Новый мир, 1998, № 1. с. 172 - 177.
79. Сорокин П. Социальная и культурная мобильность. В кн. Пи-тирим Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М., Издательство политической литературы, 1992. с. 301.
80. Струве П.Б. "О Герцене"; в кн. "Patriótica"; М., Республика, 1997, с.-291.
81. Струве Г. Русская литература в изгнании. 3-е изд. Париж -Москва. Ymca Press, 1996.- с. 87.
82. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., Издательство Прогресс. 1991. с. 14.
83. Трельч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. М., Юрист, 1994.-c.17; с. 196.
84. Ульянов Н.И. Апданов эссеист // Новый журнал, 1960, № 62.
85. Философия истории под ред. A.C.Парнова. М., Гардарика, 1999.-с. 150.
86. Философия культуры под ред. М. Кагана. Спб, Издательство Лань, 1998 -с. 164.
87. Философский энциклопедический словарь; под ред. М., ИНФРА-М, 1997.
88. Фишер К. Декарт. М., Мифрил, 1991. с.59.
89. Фостер Л.А. Библиография русской зарубежной литературы. Бостон, 1970, в 2-хт.т.
90. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., Республика, 1993. -с.49.
91. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки, 1990, № 5. с.84.
92. Цетлин М. Рецензия на кн. М.Алданова "Бельведерский торс" //Современные записки, 1939, №68.
93. Цетлин М. Рецензия на кн. М.Алданова "10 симфония" // Современные записки, 1939, № 68,-С.493.
94. Цетлин М. Рецензия на кн. М.Алданова "Начало конца"//Современные записки, 1939, №69.
95. Чернышев А. Свободный в выборе // Литературная газета, 1989, №29.-с.5.
96. Чернышев А. Гуманист, не верящий в прогресс. Собр. соч. М.Алданова в 6 т т., М., Правда, 1991, т. 1.133
97. Чернышев А. Ключи к Алданову. Собр соч. М. Алданова в 6 т.т.,М., Новости, 1996, т.6.
98. Чернышев А. Материк "Марк Апданов": Неизвестная часть. Собр соч. М.Алданова в бт.т., М., Новости, 1994, т.1.
99. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии. М., Госполитиздат, 1948. с.59 - 60.
100. Шестов Л. Гефсиманская ночь. Собр. соч. в 2 т., М., Наука,1993, Т.2.-С.290.
101. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Избран, соч. в 2 т.,М. Наука. 1990, т.2.- с.465 -466.
102. Шпенглер О. Закат Европы. В кн. "Человек". М., Республика, 1995.-с.356.
103. Юб.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., Республика,1994.-с.42.