автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Концепция детства в творчестве Захара Прилепина

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Гусева, Елена Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Концепция детства в творчестве Захара Прилепина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Концепция детства в творчестве Захара Прилепина"

На правах рукописи

Гусева Елена Викторовна

КОНЦЕПЦИЯ ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА

Специальность 10.01.01 Русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

2 7 ФЕВ 2014

Москва —2014

005545457

Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы Российского университета дружбы народов (РУДН)

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор Мескип Владимир Алексеевич Официальные оппоненты:

доктор филологических наук Арзамасцева Ирина Николаевна,

профессор кафедры русской литературы XX— XXI веков и журналистики Московского педагогического государственного университета

кандидат филологических наук Воробьева Евгения Исааковна,

доцент кафедры русской новейшей литературы и читательских практик Московского городского педагогического университета

Ведущая организация: Вятский государственный гуманитарный университет, кафедра русской и зарубежной литературы

Защита состоится 21 марта 2014 года в 14.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.203.23 при Российском университете дружбы народов по адресу: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, ауд. 436.

С диссертацией можно ознакомиться в Учебно-научном информационном центре (Научной библиотеке) Российского университета дружбы народов: 117 198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.

Автореферат диссертации размещен на сайте www.rudn.ru. Автореферат разослан 20 февраля 2014 года

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 212.203.23 кандидат филологических наук, доцент ' А.Е. Базанова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертационное исследование посвящено концепции детства в творчестве Захара Прилепина (Евгения Николаевича Прилепина) - одного из наиболее известных современных российских прозаиков. Автор трех романов, двух сборников рассказов, цикла повестей, литературоведческих и критических работ, Захар Прилепин неоднократно становился лауреатом и финалистом литературных премий, в том числе «Национального бестселлера» и «Русского Букера». Произведениям Прилепина посвящены статьи и рецензии ведущих литературных критиков, однако серьезных комплексных исследований, которые бы так или иначе охватывали все творчество писателя (с 2004-го по 2013 г.), на сегодняшний день издано не было.

Среди научных работ, посвященных творческому методу, поэтике, жанровой и образной системе отдельных книг Захара Прилепина, можно назвать следующие статьи: Е.Г. Местергази «Жанровое своеобразие романа Захара Прилепина "Грех"»; О.С. Сухих «Очень своевременные книги (о традициях Ф.М. Достоевского и М. Горького в романе Захара Прилепина "Санькя"»); A.A. Юферова «Проблема жанрового определения книги Захара Прилепина "Грех"», «Мотив качелей в прозе 3. Прилепина». Большое внимание уделено творчеству Захара Прилепина и в обзорных статьях А.Ю. Большаковой, посвященных литературной ситуации в России конца XX -начала XXI столетия: «Литературный процесс сегодня: pro et contra», «Русская литература на рубеже XX - XXI веков: новые приоритеты». Военная проблематика прилепинского романа «Патологии» рассматривалась в диссертационных работах Д.В. Аристова и Н.С. Выговской. Но ни в одном из имеющихся исследований не была затронута вся совокупность художественных текстов писателя, что позволило бы в полной мере охарактеризовать его творческий метод, сделать общие выводы об особенностях поэтики.

Что касается темы детства, то литературоведческие работы, полностью посвященные ей, на настоящий момент не публиковались. При этом именно тема детства представляется одной из ключевых для писателя. Вписываясь в психологический, социальный, философский контексты, она становится органичной частью идейно-художественного мира Прилепина, играет большую роль в понимании поведения взрослых прилепинских героев и в осознании созданной прозаиком картины современной российской действительности.

Принципиальной важностью данной темы для писателя и ее непреходящей значимостью в литературе определяется актуальность исследования. Детство как временной отрезок жизни человека и как вневременная категория всегда было объектом интереса классической русской словесности, преемницей которой выступает новейшая российская проза. Современные прозаики, то соглашаясь с выводами авторов-классиков, то полемизируя с ними, вновь и вновь обращаются к их взглядам, черпают идеи в их литературном наследии. Так, сквозь призму темы детства можно взглянуть

не только на художественный мир конкретного автора, но на «перекличку» эпох и на диалог современников друг с другом.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые рассмотрен художественный мир произведений Захара Прилепина в аспекте темы детства, выявлены отдельные содержательные компоненты темы, проанализированы художественные средства создания детских характеров, поднят вопрос об эволюции обобщенного прилепинского персонажа от детства к юности.

Цель работы заключается в раскрытии эстетико-философской концепции детства в творчестве Захара Прилепина.

Целью работы определяются следующие задачи исследования:

- рассмотрение генезиса и динамики развития категории детства в литературе и смежных гуманитарных науках: философии, культурологии, психологии;

- обращение к классическим и современным произведениям русских писателей о детстве для выявления преемственности и новаторства в прилепинском подходе к рассматриваемой теме;

- разграничение понятий «детство» и «детскость» и анализ их конкретных реализаций в художественных текстах писателя;

- анализ художественного психологизма в раскрытии детской темы у Захара Прилепина;

- выделение философской составляющей темы детства в произведениях Прилепина в связи с гуманистическими традициями русской литературы.

Объектом исследования являются художественные произведения Захара Прилепина, в которых присутствует тема детства: романы «Патологии» (2004), «Санькя» (2006), «Черная обезьяна» (2011); рассказы из цикла «Грех» (2007): «Какой случится день недели», «Грех», «Карлсон», «Шесть сигарет и так далее», «Белый квадрат», «Ничего не будет», «Сержант» и из цикла «Ботинки, полные горячей водкой» / «Пацанские рассказы» (2008): «Верочка», «Бабушка, осы, арбуз»; повести из сборника «Восьмерка» (2011): «Витек», «Допрос», «Любовь», «Лес».

Предмет исследования: художественная модель детства в творчестве 3. Прилепина, рассмотренная как совокупность мотивов (взросления, любви, семьи, игры, творчества) и образов (центральных и эпизодических детских образов; детей и «взрослых детей»).

Методологическую базу исследования составили классические работы по общей и частной поэтике М.М. Бахтина, Л.Я. Гинзбург, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, Г.Н. Поспелова, А.П. Скафтымова, Ю.Н. Тынянова, В.Б. Шкловского и др. Также рассматривались исследования современных ученых по теории и истории литературы, в том числе работы В.В. Агеносова, А.Н. Андреева, И.Н. Арзамасцевой, М.М. Гиршмана, М.М. Голубкова, А.Б. Есина, A.C. Карпова, А.Г. Коваленко, Т.М. Колядич, Н.Л. Лейдермана, М.Н. Липовецкого, В.А. Мескина, И.Б. Ничипорова, Н.Д. Тамарченко, В.Е. Хализева, М.А. Черняк, А.Я. Эсалнек.

При написании разделов теоретической главы, посвященных отдельным вопросам детской психологии, были использованы научные труды

JI.C. Выготского, Д.Б. Эльконина, работы современных авторов: В.В. Абраменковой, В.Т. Кудрявцева, Л.Ф. Обуховой, Е.О. Смирновой, O.A. Шаграевой.

При обращении к антропологической, эстетико-философской категории детскости анализировались труды Сергея Булгакова, Василия Розанова, Павла Флоренского, Льва Шестова.

В теоретической части исследования были учтены данные и выводы диссертационных работ, в том числе диссертаций на соискание ученой степени доктора наук И.Н. Арзамасцевой «Художественная концепция детства в русской литературе 1900-1930-х годов», H.A. Дворяшиной «Феномен детства в творчестве русских символистов (Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, К. Бальмонт)», Л.Н. Савиной «Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX века: Л.Н. Толстой "Детство", С.Т. Аксаков "Детские годы Багрова-внука", Н.Г. Гарин-Михайловский "Детство Темы"»; кандидатских диссертаций Н.Г. Бочаевой «Мир детства в творческом сознании и художественной практике И.А. Бунина», В.Я. Зимина «Тема детства в творчестве К.Д. Воробьева», A.B. Коротких «Детские образы в юмористической прозе Саши Черного, А. Аверченко и Тэффи».

Среди литературно-критических работ, посвященных современному литературному процессу, в частности художественному миру произведений Прилепина, были выделены публикации Павла Басинского («Новый Горький явился», «Не будите черных обезьян. О новом романе Захара Прилепина и спорах о нем»); Льва Данилкина («Роман про зачистки и растяжки», «"Мать" без электричества», «Лучший роман З.П.», «"Восьмерка" Захара Прилепина»); Дмитрия Лисина («Черный человек Захара Прилепина»); Марка Липовецкого («Политическая моторика Захара Прилепина»); Валерии Пустовой («Человек с ружьем: смертник, бунтарь, писатель», «Матрица бунта. Захар Прилепин и Роман Сенчин в традиции интеллигентского самосознания в России», «Пораженцы и преображенцы. О двух актуальных взглядах на реализм»); Андрея Рудалева («Катехизис "нового реализма". Вторая волна», «Апокалипсис уже наступил...»); Романа Сенчина («Неудобный Прилепин», «Питомцы стабильности или будущие бунтари? Дебютанты нулевых годов», «Любовь в реале. Захар Прилепин. Черная обезьяна; Анна Козлова. Все, что вы хотели, но боялись поджечь»).

Методы исследования. В основу исследования был положен комплексный подход, объединяющий традиционные для литературоведения историко-литературный, биографический и компаративный методы.

Теоретическая значимость работы состоит в литературоведческом анализе прежде не подвергавшихся комплексному исследованию художественных текстов Захара Прилепина в аспекте темы детства.

Практическая значимость заключается в возможности использования материалов диссертации при подготовке университетских семинаров и тематических спецкурсов по творчеству Захара Прилепина, при проведении школьных факультативных занятий, посвященных современному литературному процессу. Результаты исследования могут оказаться полезными

при написании новых статей и монографий, касающихся творческого метода и поэтики Прилепина.

Апробация работы: результаты исследования были отражены в двенадцати научных публикациях. По теме диссертации были подготовлены доклады к ежегодным конференциям кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета РУДН (апрель 2010, 2012, 2013 гг.); к «Кирилло-Мефодиевским чтениям» в Институте русского языка имени Пушкина (май 2013); к «Пушкинским чтениям» в Ленинградском государственном университете имени Пушкина (июнь 2013, Санкт-Петербург); к Всероссийским научно-практическим конференциям с международным участием «ПИегаТегга» в Уральском государственном педагогическом университете (декабрь 2012, Екатеринбург) и «Словесное творчество: знак -образ - смысл» в Сургутском государственном педагогическом университете (ноябрь 2013, Сургут).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Тема детства является одной из ключевых в творчестве Захара Прилепина. Даже в тех произведениях, в которых она не является сюжетообразующей, присутствуют многочисленные детские образы, эпизоды, посвященные миру детства, воспоминания героев о ранних годах жизни, что позволяет сделать вывод о непреходящей значимости рассматриваемой тематики для писателя.

2. Тема детства в произведениях Прилепина восходит к социально-философской проблематике и включена в круг волнующих писателя экзистенциальных проблем. Мотив детства часто связывается у прозаика с мотивом памяти, что формально проявляется в его художественных текстах сменой временных пластов — использованием приема ретроспекции.

3. Ребенок в прилепинских произведениях выступает и как самостоятельный художественный образ, и как вспомогательный персонаж, способствующий более глубокому пониманию характеров взрослых героев. Взрослые персонажи своим отношением к детям «проверяются» на человечность.

4. Большое значение в концепции детства имеет понятие детскости. Оно подразумевает и определенное мировидение писателя, и характерное свойство взрослых прилепинских персонажей. С неизжитой детскостью героев связан, в частности, проходящий сквозь ряд произведений писателя мотив игры.

5. Своим творчеством Захар Прилепин продолжает разрабатывавшуюся еще в русской классической литературе тему «случайного семейства». Писатель уделяет большое внимание этике семейных отношений и их влиянию на формирование характера ребенка.

6. Образы родителей в произведениях писателя имеют, помимо конкретного, реалистичного воплощения, еще и обобщенно-философское звучание. Так, материнский образ в прилепинской прозе нередко соотносится с образом страдающей родины-матери.

7. Особое внимание Прилепин уделяет актуальной в современной прозе теме кризиса (социального, военного, семейного, личностного) и образу ребенка-жертвы конфликтов взрослого мира.

8. При обращении к теме детства современный прозаик продолжает традиции психологизма русских писателей-классиков, прибегая, в частности, к приему остранения, который позволяет взглянуть на мир глазами ребенка. Использованием остранения не только иллюстрируются особенности детского мышления, но и наглядно демонстрируется оппозиция мира детей и взрослых.

9. Портретные и вербальные характеристики персонажей-детей способствуют осознанию их внутреннего мира. Благодаря использованию цветописи и повторяющихся художественных деталей в детских портретах, писателю удается достичь определенной степени психологической типизации героев-детей.

10. Раскрытию темы детства способствует использование сквозных художественных образов. В произведениях Захара Прилепина неоднократно повторяются такие детали-образы, как яблоко и арбуз, качели и велосипед, возвращающие героев к впечатлениям их ранних лет.

11. В творчестве писателя детству и детям дается преимущественно положительная оценка. В то же время в ряде произведений Прилепина, написанных в традиции романа-предупреждения, ставится под сомнение классическое представление о ребенке как об ангелоподобном существе, предвестнике светлого будущего человечества. Дети с превалирующим злым началом изображаются Захаром Прилепиным в виде собирательного, коллективного образа.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы — 222 страницы. Библиография включает 273 наименования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность и научная новизна избранной темы, раскрываются объект и предмет исследования, уточняется его методологическая база, а также приводится обзор литературоведческой и критической литературы, посвященной творчеству Захара Прилепина. Задается структура работы, ставятся цель и задачи исследования.

В первой главе «Детство как культурно-историческая и психолого-педагогическая категория. Мир детства в русской реалистической традиции» шесть разделов: — Понятие детства в общественно-историческом контексте; - Детство как предмет психологии и педагогики; — Детские образы в литературе: истоки и тенденции развития; - Картина детства в отечественной реалистической традиции; — Отображение детства в прозе современных писателей-реалистов: преемственность и новаторство; — Творческая биография Захара Прилепина; предпосылки обращения к теме детства.

В первых разделах главы рассматривается понятие детства в культурно-историческом контексте, в психологии и педагогике. Уточняется термин «детство» как обозначающий «начальные этапы онтогенеза; период развития ребенка от рождения до подросткового возраста, т.е. до 11 — 12 лет» [Психология развития. /Под ред. A.JI. Венгера/. - М.: ПЕР СЭ, 2005; с. 12]. Приводятся различные, использующиеся современными психологами периодизации детства, многие из которых подразумевают более широкий подход к детскому периоду жизни, включение в него также подросткового этапа развития: от 12 — 14 до 16 — 18 лет.

Обращается внимание на динамику изменений категории детства в истории общества. Длительность детства, существенно отличающаяся в разные эпохи - от Античности до Нового времени, находится в прямой зависимости от развития общества, уровня его материальной и духовной культуры. Столь же изменчивым предстает и отношение к ребенку в истории человечества: от равнодушного, авторитарного (Античность, Средние века, начало Нового времени) - к «детскоцентричному» (с середины XX века по настоящее время).

В исследовании приводятся причины обращения к теме детства в литературе. Возникновение интереса к изображению детского характера в художественных произведениях связывается с развитием философии и педагогики. Впервые детским характером заинтересовались в эпоху Просвещения с ее культом разума и верой в возможность преобразования человека. Однако детство для просветителей еще не было самоценным периодом, оно представлялось вспомогательным этапом становления личности. Романтизм, воспевший детство, сделал его предметом восхищения и грез, но при этом представил ребенка лишенным индивидуальных черт, в виде «отвлеченного символа невинности, близости к природе и чувствительности, недостающих взрослым» {Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Академия, 2003; с. 9]. Настоящей кульминации детская тема достигла в эпоху реализма, когда образы детей начали утрачивать былую одномерность.

В работе представлен краткий обзор вершинных произведений, посвященных теме детства, в русской реалистической традиции XIX — XX веков. Детство как важнейшая духовно-нравственная доминанта неизменно становилось объектом интереса отечественных писателей. К нему - в поисках ответов на вечные вопросы - обращались представители классической русской прозы: от С.Т. Аксакова, JI.H. Толстого, Ф.М. Достоевского - до А.П. Чехова, И.А. Бунина, И.С. Шмелева. Феноменом детства интересовались такие авторы двадцатого столетия, как А.М. Горький, М.А. Шолохов, А.П. Платонов, В.Ф. Панова, А.И. Приставкин, В.Г. Распутин и многие другие.

Особое внимание в исследовании уделяется современной российской прозе: причинам актуализации рассматриваемой тематики в 1990-х - 2000-х годах, произведениям авторов-современников, пишущих о детях. «Если судить о словесности последнего времени по ее успехам, то, похоже, в ней побеждает ребенок» [Лебедушкина О. Детский мир // Дружба народов, 2001, № 5; с. 191]. Обобщенный портрет детства настоящего времени создан в произведениях

современных реалистов Д. Гуцко, А. Иванова, О. Павлова, П. Санаева, А. Рубанова, С. Шаргунова, Л. Терехова и др.

Для прозы современных писателей типичным является отношение к ребенку как к жертве, страдающей от несовершенств общества. Детство становится своеобразным зеркалом, позволяющим увидеть пороки и беды взрослого мира. Вот почему к определению жанра многих произведений сегодняшних писателей можно добавить приставку «анти»: это антибиографический, антисемейный, антишкольный романы (А. Лиханов «Никто»; О. Павлов «На безбожных переулках»; П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»; А. Иванов «Географ глобус пропил»). Жанровые рамки произведений разрушаются, будто бы не выдержав абсурда современной действительности. Обращение писателей к теме детства становится одновременно и осмыслением советской и постсоветской эпох с их характерными приметами, социальными, бытовыми и межличностными проблемами.

В ряду современных произведений, в которых звучит детская тема, выделяются «семейные саги» таких писательниц, как Л. Улицкая, Д. Рубина, М. Степнова. Для прозы с женским почерком характерно рассмотрение данной темы преимущественно в семейном ключе, подчеркивание благотворной роли семьи в процессе формирования личности.

Произведения писательниц пронизаны большой долей автобиографизма. Ключевыми темами в них являются взросление, внутрисемейные отношения, рождение таланта. Один из наиболее драматичных образов в творчестве Л. Улицкой - образ болеющего, страдающего ребенка («Даниэль Штайн, переводчик», «Дочь Бухары» и др.).

Свое место активно пишущего автора в ряду современных писателей реалистического направления занимает и Захар Прилепин. В работе дается краткий обзор жизни и творчества писателя. Внимание Прилепила к теме детства связывается с его биографией: патриархальностью его семьи и личным опытом многодетного отца, а также предопределяется его активной общественной позицией, беспокойством за судьбу страны, которая начинается с судьбы каждого ребенка, живущего в ней. В отображении темы детства писатель успешно совмещает широкий социальный контекст с узким семейным.

Вторая глава «Содержательные компоненты темы детства у Захара Прнлепнна. Сопутствующие мотивы и образы» состоит из пяти разделов: -Грани детства в прилепинском творчестве; «детство» и «детскость»; -«Взрослые дети» в художественном мире Прилепина; — Мотив игры и его основные функции; — Ребенок в кризисных обстоятельствах; — Ребенок в семейном кругу. Образы отца и матери в произведениях 3. Прилепина.

В главе рассматривается понятие детства в творчестве Захара Прилепина как неоднозначное, многоаспектное явление. С одной стороны, детство связывается писателем с определенным периодом жизни, этапом роста и развития человека от рождения до 11 - 12 лет. В прилепинских произведениях можно встретить и младенцев, и двух - трехлетних малышей, и мальчишек, чей

возраст подходит к подростковому рубежу: это приемный сын главного героя в романе «Патологии», одиннадцатилетний Позик в «Саньке», мальчишки из рассказа «Белый квадрат», персонажи-дети из «Черной обезьяны».

С другой стороны, временные рамки детства в произведениях писателя часто расширяются. К детям автор нередко причисляет и подростков. Так, в первой вставной новелле из «Черной обезьяны» войско недоростков составляют мальчики от семи до семнадцати лет. Дети здесь - не столько представители определенного возраста, сколько неразумные существа, в силу обстоятельств вовремя не ставшие взрослыми. Центральными действующими лицами «Патологий» и «Саньки» писатель делает молодых людей. Формально перешагнувшие порог совершеннолетия, эти вчерашние мальчишки сохраняют в себе множество детских черт.

Детство большинства прилепинских персонажей связано с советским временем и пространством, т.е. обусловлено конкретной культурно-исторической и социальной средой. Взросление детей пришлось на распад Советского Союза. Утрата идеалов, нестабильность жизни, материальные трудности - вот совокупность неблагоприятных обстоятельств, в которых росли многие герои произведений Прилепина. На их примере автор показывает, как психологию человека обусловливает историческая эпоха и место в социуме; как социальный фактор влияет на становление характера и формирование духовно-нравственных ценностей.

В работе определяются цели использования Прилепиным детских образов. Утверждается, что одной из ключевых целей является обращение к психологии героев, поиск истоков характеров взрослых персонажей. Что касается эпизодических детских образов, то они часто выполняют в произведениях вспомогательную роль, проверяя центральных действующих лиц на человечность и умение любить. Характерно, что положительных персонажей писателя всегда отличает искренняя любовь к детям. Даже когда поступки тех или иных героев могут быть восприняты читателями неоднозначно, истинная красота их внутреннего мира открывается при соприкосновении с детством: так, с нежностью относятся к детям и Саша Тишин в романе «Санькя», и Захар - центральный персонаж цикла рассказов «Грех».

Многогранная тема детства раскрывается писателем на психологическом, социальном и философском уровнях. Психологический подход актуализируется прежде всего тогда, когда писатель обращается к детским годам жизни своего центрального персонажа или ведет рассказ о его детях. Автор привлекает внимание читателей к изменениям в психологии ребенка, к особенностям его поведения в иерархичном, как любой социум, детском коллективе. Социальный подход к детской тематике, предполагающий более широкую степень обобщения, реализуется в рассмотрении проблем современных детей, наиболее серьезные из которых - сиротство, столкновение ребенка с неустроенным бытом, с суровой военной действительностью. В романах писателя присутствует и обобщенный, философский взгляд на ребенка как на предвестника будущего человечества. С точки зрения Захара Прилепина, дети могут стать как залогом спасения мира, так и предзнаменованием его гибели.

Помимо «детства» в прилепинских произведениях часто встречается и понятие «детскости» как особого состояния души, непреходящего свойства человека. В работе рассмотрены образы «взрослых детей»: неизжитой детскостью обладают такие герои Прилепина, как Егор 'Гашевский («Патологии»), Саша Тишин и его друзья-«союзники» («Санькя»), Захарка и Марыся из цикла рассказов «Грех», отдельные персонажи из сборника повестей «Восьмерка». Детскость взрослых персонажей выражается в их искренности, непосредственности, спонтанности чувств и поступков, в яркости восприятия жизни и богатом воображении, нередко рождающем неожиданные сравнения и образы, которые передают их свободное, нестереотипное видение мира.

Кроме своего традиционно-положительного значения, «детскость» в произведениях Захара Прилепина нередко приобретает и негативное звучание. Она может служить показателем эгоцентризма, духовной и душевной лености, безволия, незрелости взрослого человека. Отрицательным проявлением детскости является и ничем не мотивированная, почти неосознаваемая самим человеком и потому неостановимая жестокость — жестокость без жалости к себе. Данную проблематику автор рассматривает в романах «Санькя» и «Черная обезьяна».

То, что, помимо непосредственного обращения к детству и к детским образам, писатель в своих произведениях касается и такой черты взрослых людей, как детскость, позволяет включить в авторскую концепцию детства более широкий круг персонажей.

В связи с детской тематикой рассматривается мотив игры. Игра -основной вид деятельности детей - часто выступает у Прилепина меткой психологической характеристикой героев, раскрывающей особенности их внутреннего мира. Игра может являться показателем превалирующего доброго или злого (как в случае с жестокими играми африканских недоростков из «Черной обезьяны») начала в растущем человеке. Выступая привычным фоном событий, детская игра часто способствует более глубокому осознанию социальной проблематики. Например, скучные, однообразные игры деревенских мальчишек в «Саньке» и в «Черной обезьяне» иллюстрируют общее увядание сельской жизни. С другой стороны, детская игра может вместо отражения окружающего мира становиться его преображением, позволяющим ребенку вырваться за пределы безрадостной действительности, как это происходит, к примеру, в повести «Витек».

Само слово «игра» как философское и культурологическое понятие многозначно и в прилепинских произведениях также используется в различных контекстуальных значениях. Наравне с игрой-детским развлечением, игра может представать многокомпонентным явлением взрослого мира. Так, игровыми характеристиками проникнута основная сюжетообразующая коллизия произведения Захара Прилепина «Санькя» - яростная и бескомпромиссная борьба молодых участников организации «Союз созидающих» с существующим устройством государства, порожденная желанием вырваться за рамки окружающей их тягостной действительности.

Реализацией этой «игры» становятся уличные погромы, акции протеста, радикальные лозунги.

В работе также проанализирован ключевой для Захара Прилепина образ ребенка в кризисных обстоятельствах. Детей в ситуациях кризиса писатель описывает уже в «Патологиях», а в романах «Санькя» и «Черная обезьяна» их изображение обретает еще большую психологическую заостренность. В моменты кризиса, самый страшный из которых - война, дети становятся своеобразным камертоном происходящего в обществе.

В диссертации последовательно анализируются детские образы, служащие усилению драматического звучания военной темы. Утверждается, что, с одной стороны, дети часто предстают у Захара Прилепина беззащитными жертвами чужих конфликтов, как в «Патологиях», с другой — из беспомощных угнетенных они порой превращаются в палачей, безжалостных мстителей, становясь в оппозицию к взрослому миру, подобно недоросткам из «Черной обезьяны». Но в обоих случаях дети являются страдающей, претерпевающей бедствия стороной конфликта. Писатель подчеркивает, что проблема ребенка, отвергнутого обществом, не нужного ни родителям, ни стране, может стать «обоюдоострым мечом», представляющим опасность как для мира взрослых, так и для мира детей.

В главе рассматривается и детство в узком семейном контексте. Образы родителей в прилепинских произведениях архетипичны: в основе каждого из них лежат устойчивые модели поведения, повторяемые из произведения в произведение. Это сильный, мужественный отец и добрая, всепрощающая мать.

Особенно важным для личности растущего ребенка писателю представляется влияние отца. Отец в художественном мире Захара Прилепина всегда несколько дистанцирован от детей, он учит их жизни не советами и объяснениями, но личным примером. Подобная отстраненность в свою очередь может быть рассмотрена и как норма вещей (роман «Патологии»), и как отклонение от нее, порождающее противоречия и конфликты (повести «Любовь», «Допрос»),

Типичный образ матери в произведениях Прилепина дан «в приглушенных тонах». Она вызывает любовь, смешанную с жалостью: «Так много слез в твоих глазах. Сморгни, мама, это невыносимо» [Прилепин 3. Санькя. - М.: Ад Маргинем, 2007; с. 212]. Обобщенный, почти бесплотный материнский образ в художественном мире писателя сопоставляется с образом страдающей родины: подобные сближения звучат во внутренних монологах Саши Тишина в романе «Санькя», Новикова в повести «Допрос», центрального персонажа в рассказе «Сержант».

Отображая в своих произведениях современную семью, Захар Прилепин не идеализирует ее. Он часто обращается к проблеме конфликта поколений, теме утраты доверия, отсутствия общих интересов. Наиболее драматичной ситуацией является распад семьи. Брошенные дети, осколки «случайных семейств», становятся еще одним признаком царящего в обществе хаоса.

Третья глава «Художественные средства воплощения темы детства у Захара Прилепина» посвящена формированию детских образов посредством

использования приемов психологизма. Глава состоит из шести разделов: -Особенности психологизма произведений 3. Прилепина; - Место портрета в создании детских образов; - Вербальные характеристики детей; - Мир глазами ребенка. Роль остранения в формировании «двойной реальности»; - «Игры со временем»: ретроспекция в контексте темы детства; - Роль повторяющихся художественных деталей в раскрытии детской тематики.

Психологизм предполагает «такое изображение человека, при котором характер понимается автором как "живая целостность". В характере в этом случае раскрываются его различные, иногда противоречащие друг другу грани, он предстает не однолинейным, а многоплановым» [Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. - М.: Флинта, 1988; с. 8]. Этой многогранности, динамичности, психологической убедительности и удается достичь Прилепину благодаря обращению к психологическому анализу.

В работе приводятся конкретные примеры того, как внешние приметы передают психологические особенности персонажа-ребенка. Во всех прилепинских произведениях, при различии их сюжетов и тональности повествования, можно выделить ряд общих черт, которые формируют детский портрет. Во-первых, характерной чертой стиля писателя является изображение им героя-ребенка не цельной художественной зарисовкой, но штрихами, заостряющими внимание на отдельных, наиболее значимых в контексте произведения особенностях персонажа. Во-вторых, при обращении к теме детства для писателя характерно балансирование между сдержанной лаконичностью стороннего наблюдателя и сентиментальностью неравнодушного человека - отца, сына, друга: скупость фраз чередуется с многословием, строгость нейтрального стиля - с яркой эмоциональностью. Во внешних описаниях персонажей проявляются как их внутренние качества, так и определенное отношение писателя к ним.

Мир детства в творчестве Захара Прилепина неоднороден. С одной стороны, это опоэтизированное пространство, в котором ребенок предстает воплощением светлых человеческих черт. Непорочность и чистота детей подчеркнуты использованием в их описаниях прилагательных с положительной коннотацией, цветообозначающих прилагательных «белый» и «розовый», а также повторяющимися сопоставлениями ребенка с ангелом, солнцем, цветком (романы «Санькя», «Черная обезьяна», рассказы из цикла «Грех», повесть «Витек»),

С другой стороны, наряду с традиционно-положительным изображением детских образов, в произведениях писателя встречается и негативная трактовка персонажей-детей. Это и хулиганы из рассказов, и недоростки из антиутопического произведения «Черная обезьяна». Примечательно, что портрет детей-преступников, детей, воплощающих зло, у Захара Прилепина или отсутствует вовсе, или дан крайне скупо: в большинстве случаев через отсутствие, а не наличие у них каких-либо черт. Так, у малых людей из «Черной обезьяны» не видно детских слез на лицах, у «кровавых мальчиков» из кошмаров главного героя того же романа пет ни бровей, ни ресниц. Подобное умолчание также иллюстрирует позицию Прилепина по

отношению к этим героям. Описание через отрицание, отсутствие каких-либо примет является показателем пустоты внутреннего мира того или иного персонажа.

Дети-преступники предстают инертной массой, лишенной индивидуальности, так как в силу обстоятельств они потеряли себя, утратили свою ангелоподобную природу. Изображая их в виде толпы, а не каждого в отдельности, автор, во-первых, указывает на их неприметность, а во-вторых, подчеркивает то, что их личной вины в произошедшем нет. Писатель возлагает ответственность за преступления детей на взрослых, чье поведение и послужило причиной детской агрессии. За трагедией недоростков стоит обобщенный образ современного общества: разрозненного, бесприютного, трагически теряющего своих сыновей.

Наравне с портретом, важную роль в создании детских образов играют вербальные характеристики. Они могут органично дополнять внешний облик героя, делая его более «живым» и понятным читателям, а могут, напротив, вносить в него внутреннее противоречие, загадку, требующую разрешения.

Если положительных прилепинских героев обычно отличает богатый словарный запас, то у его отрицательных персонажей - бедная речь, нередко перемежаемая междометиями и ругательствами. Многие дети из романа «Черная обезьяна» вовсе не обладают способностью говорить: «Я ходил шесть лет из земли в землю, - сказал солдат, - и меня мучает только одно: я никогда не слышал языка, на котором говорят эти недоростки» [Прилепин 3. Черная обезьяна. -М.: ACT, 2011; с. 142]; «... некоторые из них глухонемые, а те, что в голосе, - разговаривают какой-то странной речью, будто птичьей, только некоторые слова похожи на человеческие» [Прилепин 3. Черная обезьяна. - М.: ACT, 2011; с. 15]. Неумение говорить указывает на антисоциальность детей.

В исследовании отмечается, что при обращении к теме детства писатель неоднократно прибегает к таким художественным приемам, как прием остранения, позволяющий взглянуть на мир глазами ребенка, и прием ретроспекции, приводящий к смене времеш!ых пластов в произведении.

Используя прием остранения при описании детства, Прилепин демонстрирует, что дети «воспринимают окружающий мир, себя и окружающих людей совершенно иначе, чем взрослые. Это восприятие не хуже и не лучше, чем у взрослых. Оно качественно другое» [Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: КНОРУС, 2013; с. 8]. Нежелание принять, наравне с наличием рационального взрослого мира, существования особого, преображенного воображением мира ребенка затрудняет, а иногда и делает невозможным диалог взрослых с детьми. Рассказ, данный от лица ребенка, также может способствовать созданию напряженной, драматичной обстановки в произведении, подобно тому как это происходит в «Черной обезьяне», где дети, не осознающие своих преступлений, рассказывают о них со смехом и шутками, как о норме жизни.

Посредством ретроспекции Захар Прилепин проводит параллели между различными этапами жизни героев и показывает, как обусловливают поведение взрослых людей события их детских лет. Важное значение в связи с этим

обретает мотив памяти. Прилепинекие герои, мысленно возвращаясь в свои детские годы, ищут там приют от испытываемых ими в сегодняшнем дне страха, тревоги, сомнений и неприкаянности. Например, в романе «Патологии» неоднократно можно увидеть, как Егор Ташевский пытается убежать от гнетущих его событий военного времени в мир детства, дома, человеческого тепла: «... я внезапно понимаю, что у меня атрофированы все органы, что мой рассудок сейчас двинется и покатится, чертыхаясь, назад, к детству, счастливый и дурашливый» [Прилепин 3. Патологии. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2009; с. 88 - 89]; «"Ползут, как колорадские жуки..." - думаю я, в голове мелькает детская картинка: какая-то сельская дорога, конец августа, и колорадские жуки (...), и мои детские ноги в красных сандалиях...» [Прилепин 3. Патологии. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2009; с. 258 -259] и т.д.

В работе доказывается важная роль художественной детали в произведениях современного прозаика. Яркая предметная деталь может представлять собой своеобразный мост между прошлым и настоящим, который позволяет взрослому герою вновь вернуться в свои ранние годы. В диссертации последовательно анализируется, как конкретные объекты предметного мира (арбуз, яблоко, качели, велосипед, игрушка) способствуют мысленному возвращению персонажей в детство.

В заключении делаются выводы, подводятся итоги работы, намечаются пути дальнейшего рассмотрения и осмысления прозы Захара Прилепина.

Список публикаций Статьи в периодических изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Мир детства и его художественное воплощение в романе 3. Прилепина «Патологии» // Вестник РУДН. Серия: литературоведение, журналистика. - М.: РУДН, 2013, № 3. - С. 32 - 41.

2. Мир вещей в раскрытии детской темы у Захара Прилепина // Вестник РУДН. Серия "Теория языка. Семаитика. Семиотика". - М.: РУДН, 2013, № 3. - С. 92 - 101.

3. Мотив детских страданий в рассказе Захара Прилепина «Белый квадрат» // Знание. Понимание. Умение. - М.: МосГУ, июль 2013, № 2. -С. 280-283.

4. Своеобразие мира детства в романе 3. Прилепина «Санькя» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2013, № 7, ч. 1. - С. 51 - 56.

URL: http://www.gramota.net/materials/2/20i3/7-1/13.html

Статьи в других изданиях:

5. От «МЫ» до «Я»: образы и мотивы антиутопии Евгения Замятина в романе «Санькя» Захара Прилепина // Актуальные проблемы современного литературоведения. - М.: РУДН, 2010. - С. 69 - 77.

6. Роль портрета в раскрытии детских характеров в рассказах Захара Прилепина (на материале сборника «Грех») // LITTERATERRA: Материалы II Всероссийской конференции молодых ученых «Litteraterra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы». — Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012. - С. 75 - 82.

7. Портретные характеристики детей в романе 3. Прилепина «Черная обезьяна» // Пушкинские чтения-2013. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст. - Спб: ЛГУ им. Пушкина, 2013. - С. 275 - 283.

8. Мир глазами ребенка. Прием остранения в раскрытии детской темы у Захара Прилепина (на материале романа «Черная обезьяна») // Актуальные проблемы современного литературоведения. - М.: РУДН, 2013. - С. 101 -108.

9. Образы детства и их художественное воплощение в романе 3. Прилепина «Санькя» // Актуальные проблемы современного литературоведения. — М.: РУДН, 2013. - С. 263 - 269.

10. «Игры» со временем. Прием ретроспекции в раскрытии темы детства у Захара Прилепина // Сапоговские штудии 2013. Современное гуманитарное знание в России: сборник научных статей. — Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2014. - С. 99 - 106.

11. Мотив игры в романе 3. Прилепина «Санькя» // «Словесное творчество: знак - образ - смысл» (сб. ст. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 15 — 16 ноября 2013 г.). -Сургут: РИО СурГПУ, 2013. - С. 44 - 51.

12. «Взрослые дети» в произведениях Захара Прилепина (на материале романов «Патологии», «Санькя», рассказов из сборника «Грех») // Филология и литературоведение. - Декабрь 2013. - № 12. [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2013/12/634.

ГУСЕВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА (Россия) Концепция детства в творчестве Захара Прилепнна

В диссертации рассматривается концепция детства в творчестве современного российского прозаика Захара Прилепина. Детство выделяется как одна из ключевых тем для писателя, восходящих к интересующей его социально-философской проблематике. Художественная модель детства в творчестве Прилепина рассмотрена как совокупность мотивов (взросления, любви, игры, семьи, творчества) и образов (центральных и эпизодических образов; детей и «взрослых детей»). Доказывается, что ребенок в произведениях Прилепина выступает и как самостоятельный художественный образ, и как персонаж, выполняющий вспомогательную функцию, способствующий раскрытию характеров взрослых героев. Подробно рассмотрены и последовательно проанализированы приемы психологизма, играющие важную роль в раскрытии темы детства: портретные и вербальные характеристики детей, прием остранения, психолого-композиционный прием ретроспекции. Особое внимание в работе также уделено повторяющимся художественным деталям в аспекте рассматриваемой тематики.

GUSEVA ELENA (Russia) The conception of childhood in Zahar Prilepin's stories

The thesis deals with the concept of childhood in the novels and short stories by Zahar Prilepin, a modern Russian writer, who sees childhood as one of the most important social and philosophical categories. Numerous children's characters, both main and minor, as well as childhood memories play a big role in all of his books. The author draws a distinction between childhood and childishness, which is a sign of purity, innocence, creative ability in adults. The childhood theme is closely connected with the themes of game and war, family and society that run through most of Prilepin's works. The thesis pays attention to the artistic means of creating children's characters: portrait and speech. Special attention is also paid to the details — recurrent objects of material world (such as toys, swing, fruit etc.) which take the adult characters back to their early years and help the reader understand their psychology and explain their behaviour.

Подписано в печать:

18.02.2014

Заказ № 9339 Тираж -100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru

 

Текст диссертации на тему "Концепция детства в творчестве Захара Прилепина"

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования «Российский университет дружбы народов»

04201458966

На правах рукописи

Гусева Елена Викторовна КОНЦЕПЦИЯ ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА

специальность - 10.01.01 (русская литература)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических

наук

Научный руководитель: д.ф.н., Мескин В.А.

Москва-2014.

Оглавление

Введение......................................................................................................................4

Глава 1. Детство как культурно-историческая и психолого-педагогическая категория. Мир детства в русской реалистической традиции....................................................................................................................11

1.1. Понятие детства в общественно-историческом контексте........................11

1.2. Детство как предмет психологии и педагогики..........................................16

1.3. Детские образы в литературе: истоки и тенденции развития...................21

1.4. Картина детства в отечественной реалистической традиции...................23

1.5. Отображение детства в прозе современных писателей-реалистов: преемственность и новаторство...........................................................................23

1.6. Творческая биография Захара Прилепина; предпосылки обращения к теме детства...........................................................................................................52

Глава 2. Содержательные компоненты темы детства у Захара Прилепина. Сопутствующие мотивы и образы............................................62

2.1. Грани детства в прилепинском творчестве; «детство» и «детскость».....62

2.2. «Взрослые дети» в художественном мире Захара Прилепина..................71

2.3. Мотив игры и его основные функции..........................................................88

2.4. Ребенок в кризисных обстоятельствах......................................................106

2.5. Ребенок в семейном кругу. Образы отца и матери в произведениях

3. Прилепина........................................................................................................119

Глава 3. Художественные средства воплощения темы детства у Захара Прилепина...............................................................................................132

3.1. Особенности психологизма произведений 3. Прилепина........................132

3.2. Место портрета в создании детских образов............................................134

3.3. Вербальные характеристики детей.............................................................150

3.4. Мир глазами ребенка. Роль остранения в формировании «двойной реальности»..........................................................................................................160

3.5. «Игры со временем»: ретроспекция в контексте темы детства..............171

3.6. Роль повторяющихся художественных деталей в раскрытии детской тематики...............................................................................................................179

Заключение.............................................................................................................195

Список литературы..............................................................................................200

Введение

Диссертационное исследование посвящено концепции детства в творчестве Захара Прилепина (Евгения Николаевича Прилепина) — одного из наиболее известных современных прозаиков. Автор трех романов, двух сборников рассказов, цикла повестей, литературоведческих и критических работ, Прилепин неоднократно становился лауреатом и финалистом литературных премий, в том числе «Национального бестселлера» и «Русского Букера». Произведениям Прилепина посвящены рецензии ведущих литературных критиков, однако серьезных комплексных исследований, которые бы так или иначе охватывали все творчество писателя, на сегодняшний день издано не было.

Среди научных работ, посвященных творческому методу, поэтике, жанровой и образной системе отдельных прилепинских книг, можно назвать статьи Е.Г. Местергази, О.С. Сухих, A.A. Юферовой1. Большое внимание уделено Захару Прилепину и в общем обзоре А.Ю. Большаковой, посвященном литературной ситуации в России на рубеже XX — XXI веков . Военная проблематика прилепинского романа «Патологии» рассматривается в диссертационных исследованиях Д.В. Аристова и Н.С. Выговской . Однако ни в одном из имеющихся исследований не была затронута вся совокупность художественных текстов писателя, что позволило бы в полной мере охарактеризовать его творческий метод, сделать общие выводы об особенностях поэтики.

Что касается детских образов и мотива детства, то литературоведческие работы, посвященные исключительно этой тематике, пока не публиковались.

1 Местергази Е.Г. Жанровое своеобразие романа Захара Прилепина «Грех» // Проблемы поэтики и стиховедения: Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной памяти и 70-летию доктора фил.наук В.В. Бадикова. — Алматы, 2009; Сухих О.С. Очень своевременные книги (о традициях Ф.М. Достоевского и М. Горького в романе Захара Прилепина «Санькя») // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008, № 6; Юферова А.А. Мотив качелей в прозе 3. Прилепина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2011, № 4 (1).

2 Большакова А.Ю. Литературный процесс сегодня: pro et contra (статья 1) // Гуманитарный информационный портал «Знание. Понимание. Умение». [Электронный ресурс]. -2010, № 5: http://www.zpu-ioiirnal.ru/e-ZDu/20 Ю/5/Bolsliakova/; Русская литература на рубеже XX - XXI веков: новые приоритеты (статья 2) //там же. - 2011, № 3: http://wmv.2pu-ioumal.ru/e-zpii/201 l/3/Bolsliakova Russian Literature/.

3 Аристов Д.В. Русская батальная проза 2000-х годов: тенденции и трансформации. — Пермь: ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2013; Выговская Н.С. Молодая военная проза второй половины 1990-х - начала 2000-х годов: имена и тенденции. - М.: МГУ, 2009.

При этом именно тема детства представляется одной из ключевых для писателя. Вписываясь в психологический, социальный, философский контексты, она становится органичной частью идейно-художественного мира Прилепина, играет важную роль в понимании поведения взрослых прилепинских героев и в осмыслении созданной писателем картины современной российской действительности.

Принципиальной важностью данной темы для писателя и ее непреходящей значимостью в литературе определяется актуальность исследования. Детство как временной отрезок жизни человека и как вневременная категория всегда было объектом интереса классической русской словесности, преемницей которой выступает новейшая российская проза. Современные прозаики, то соглашаясь с выводами авторов-классиков, то полемизируя с ними, вновь и вновь обращаются к их взглядам, черпают идеи в их литературном наследии. Так, сквозь призму детской тематики можно взглянуть не только на художественный мир конкретного автора, но на «перекличку» эпох и на диалог современников друг с другом.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые рассмотрен художественный мир произведений Захара Прилепина в аспекте темы детства, выявлены отдельные содержательные компоненты темы, проанализированы художественные средства создания детских характеров, поднят вопрос об эволюции обобщенного прилепинского персонажа от детства к юности.

Цель работы заключается в раскрытии эстетико-философской концепции детства в творчестве Прилепина.

Целью работы определяются следующие задачи исследования:

— рассмотрение генезиса и динамики развития категории детства в литературе и смежных гуманитарных науках: философии, культурологии, психологии;

- обращение к классическим и современным произведениям русских писателей о детстве для выявления преемственности и новаторства в прилепинском подходе к рассматриваемой теме;

- разграничение понятий «детство» и «детскость» и анализ их конкретных реализаций в художественных текстах писателя;

- анализ художественного психологизма в раскрытии детской темы у Захара Прилепина;

- выделение философской составляющей темы детства в произведениях Прилепина в связи с гуманистическими традициями русской литературы.

Объектом исследования являются произведения Захара Прилепина, в которых присутствует тема детства: романы «Патологии» (2004), «Санькя» (2006), «Черная обезьяна» (2011); рассказы из цикла «Грех» (2007): «Какой случится день недели», «Грех», «Карлсон», «Шесть сигарет и так далее», «Белый квадрат», «Ничего не будет», «Сержант» и из цикла «Ботинки, полные горячей водкой» / «Пацанские рассказы» (2008): «Верочка», «Бабушка, осы, арбуз»; повести из сборника «Восьмерка» (2011): «Витек», «Допрос», «Любовь», «Лес».

Предмет исследования: художественная модель детства в творчестве 3. Прилепина, рассмотренная как совокупность мотивов (взросления, любви, семьи, игры, творчества) и образов (центральных и эпизодических детских образов; детей и «взрослых детей»).

Методологическую базу исследования составили классические работы по общей и частной поэтике М.М. Бахтина, Л.Я. Гинзбург, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, Г.Н. Поспелова, А.П. Скафтымова, Ю.Н. Тынянова, В.Б. Шкловского и др. Также рассматривались исследования современных ученых по теории и истории литературы, в том числе работы В.В. Агеносова, А.Н. Андреева, И.Н. Арзамасцевой, М.М. Гиршмана, М.М. Голубкова, А.Б. Есина, A.C. Карпова, А.Г. Коваленко, Т.М. Колядич, Н.Л. Лейдермана, М.Н. Липовецкого, В.А. Мескина, И.Б. Ничипорова, Н.Д. Тамарченко, В.Е. Хализева, М.А. Черняк, А.Я. Эсалнек.

При написании разделов теоретической главы, посвященных отдельным вопросам детской психологии, были использованы научные труды Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, работы современных авторов: В.В. Абраменковой, В.Т. Кудрявцева, Л.Ф. Обуховой, Е.О. Смирновой и др.

При обращении к антропологической, эстетико-философской категории детскости анализировались труды Сергея Булгакова, Василия Розанова, Павла Флоренского, Льва Шестова.

В теоретической части исследования были учтены данные и выводы диссертационных работ, в том числе диссертаций на соискание ученой степени доктора наук И.Н. Арзамасцевой «Художественная концепция детства в русской литературе 1900-1930-х годов», H.A. Дворяшиной «Феномен детства в творчестве русских символистов (Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, К. Бальмонт)», Л.Н. Савиной «Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX века: Л.Н. Толстой "Детство", С.Т. Аксаков "Детские годы Багрова-внука", Н.Г. Гарин-Михайловский "Детство Темы"»; кандидатских диссертаций Н.Г. Бочаевой «Мир детства в творческом сознании и художественной практике И. А. Бунина», В.Я. Зимина «Тема детства в творчестве К.Д. Воробьева», A.B. Коротких «Детские образы в юмористической прозе Саши Черного, А. Аверченко и Тэффи».

Среди литературно-критических работ, посвященных современному литературному процессу, в частности художественному миру произведений Прилепина, были выделены публикации Павла Басинского («Новый Горький явился», «Не будите черных обезьян. О новом романе Захара Прилепина и спорах о нем», «Псы и волки»); Льва Данилкина («Роман про зачистки и растяжки», «"Мать" без электричества», «Лучший роман З.П.», «"Восьмерка" Захара Прилепина); Дмитрия Лисина («Черный человека Захара Прилепина», «Прилепинская "Восьмерка"»); Марка Липовецкого («Политическая моторика Захара Прилепина», «Пейзаж перед. "Простота" и "сложность" в современной литературе»); Валерии Пустовой («Человек с ружьем: смертник, бунтарь, писатель», «Матрица бунта. Захар Прилепин и Роман Сенчин в традиции интеллигентского самосознания в России», «Пораженцы и преображенцы. О двух актуальных взглядах на реализм»); Андрея Рудалева («Катехизис "нового реализма". Вторая волна», «Апокалипсис уже наступил...»); Романа Сенчина («Неудобный Прилепин», «Питомцы

стабильности или будущие бунтари? Дебютанты нулевых годов», «Любовь в реале. Захар Прилепин. Черная обезьяна; Анна Козлова. Все, что вы хотели, но боялись поджечь»).

Методы исследования. В основу исследования был положен комплексный подход, объединяющий традиционные для литературоведения историко-литературный, биографический и компаративный методы.

Теоретическая значимость работы состоит в литературоведческом анализе прежде не подвергавшихся комплексному исследованию художественных текстов Захара Прилепина в аспекте темы детства.

Практическая значимость заключается в возможности использования материалов диссертации при подготовке университетских семинаров и тематических спецкурсов по творчеству Захара Прилепина, при проведении школьных факультативных занятий, посвященных современному литературному процессу. Результаты исследования могут оказаться полезными при написании новых статей и монографий, касающихся творческого метода и поэтики Прилепина.

Апробация работы: результаты исследования отражены в двенадцати научных публикациях. По теме диссертации были подготовлены доклады к ежегодным конференциям кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета РУДН (апрель 2010, 2012, 2013 гг.); к «Кирилло-Мефодиевским чтениям» в Институте русского языка имени Пушкина (май 2013); к «Пушкинским чтениям» в Ленинградском государственном университете имени Пушкина (июнь 2013, Санкт-Петербург); к Всероссийским научно-практическим конференциям с международным участием «ЫИегаТегга» в Уральском государственном педагогическом университете (декабрь 2012, Екатеринбург) и «Словесное творчество: знак -образ — смысл» в Сургутском государственном педагогическом университете (ноябрь 2013, Сургут).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Тема детства является одной из ключевых в творчестве Захара Прилепина. Даже в тех произведениях, в которых она не является

сюжетообразующей, присутствуют многочисленные детские образы, эпизоды, посвященные миру детства, воспоминания героев о ранних годах жизни, что позволяет сделать вывод о непреходящей значимости рассматриваемой тематики для писателя.

2. Тема детства в произведениях Прилепина восходит к социально-философской проблематике и включена в круг волнующих писателя экзистенциальных проблем. Мотив детства часто связывается у прозаика с мотивом памяти, что формально проявляется в его художественных текстах сменой временных пластов — использованием приема ретроспекции.

3. Ребенок в прилепинских произведениях выступает и как самостоятельный художественный образ, и как вспомогательный персонаж, способствующий более глубокому пониманию характеров взрослых героев. Взрослые персонажи своим отношением к детям «проверяются» на человечность.

4. Большое значение в концепции детства имеет понятие детскости. Оно подразумевает и определенное мировидение писателя, и характерное свойство взрослых прилепинских персонажей. С неизжитой детскостью героев связан, в частности, проходящий сквозь ряд произведений писателя мотив игры.

5. Своим творчеством Захар Прилепин продолжает разрабатывавшуюся еще в русской классической литературе тему «случайного семейства». Писатель уделяет большое внимание этике семейных отношений и их влиянию на формирование характера ребенка.

6. Образы родителей в произведениях писателя имеют, помимо конкретного, реалистичного воплощения, еще и обобщенно-философское звучание. Так, материнский образ в прилепинской прозе нередко соотносится с образом страдающей родины-матери.

7. Особое внимание Прилепин уделяет актуальной в современной прозе теме кризиса (социального, военного, семейного, личностного) и образу ребенка-жертвы конфликтов взрослого мира.

8. При обращении к теме детства современный прозаик продолжает традиции психологизма русских писателей-классиков, прибегая, в частности, к приему остранения, который позволяет взглянуть на мир глазами ребенка. Использованием остранения не только иллюстрируются особенности детского мышления, но и наглядно демонстрируется оппозиция мира детей и взрослых.

9. Портретные и вербальные характеристики персонажей-детей способствуют осознанию их внутреннего мира. Благодаря использованию цветописи и повторяющихся художественных деталей в детских портретах, писателю удается достичь определенной степени психологической типизации героев-детей.

10. Раскрытию темы детства способствует использование сквозных художественных образов. В произведениях Захара Прилепина неоднократно повторяются такие детали-образы, как яблоко и арбуз, качели и велосипед, возвращающие героев к впечатлениям их ранних лет.

11. В творчестве писателя детству и детям дается преимущественно положительная оценка. В то же время в ряде произведений Прилепина, написанных в традиции романа-предупреждения, ставится под сомнение классическое представление о ребенке как об ангелоподобном существе, предвестнике светлого будущего человечества. Дети с превалирующим злым началом изображаются Захаром Прилепиным в виде собирательного, коллективного образа.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы — 222 страницы. Библиография включает 273 наименования.

Глава 1. Детство как культурно-историческая и психолого-педагогическая категория.

Мир детства в русской реалисти�