автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Концепция художественного творчества Велемира Хлебникова
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Боклагов, Евгений Николаевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ИДЕИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ХЛЕБНИКОВА В ИХ ОТНОШЕНИИ К КОНСТРУКТИВНО-ЭСТЕТИЧЕСКИМ ПРИНЦИПАМ ТВОРЧЕСТВА.
§1. Формирование мировоззрения.
Ключевые параметры картины мира.
§2. Мифопоэтическая натурфилософия. Идея «мыслезёма».
§3. Соотношение эпического, лирического и драматического в свете идеи Единого.
§4. Мифопоэтическая историософия.
Идея «самовитого слова».
ГЛАВА II. ТВОРЧЕСТВО ХЛЕБНИКОВА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
§ 1. Языковое новаторство Хлебникова в свете фольклорно-мифологической традиции.
§2. Влияние символистской эстетики и поэтики на становление и развитие художественного метода Хлебникова.
§3. Искусство как жизнестроительство: В. Хлебников и Н.Ф. Федоров.
§4. Место Хлебникова в истории русского авангарда.
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Боклагов, Евгений Николаевич
Творчество Велимира (Виктора Владимировича) Хлебникова (1885-1922) - поэта странного, одинокого, спорного - уже в начале XX века обозначает многие художественные и общекультурные тенденции, характеризующие современность. Выходя далеко за рамки традиционно мыслимого искусства, Хлебников предлагает оригинальный подход к проблеме интеграции средств познания. Изучение его концепции художественного творчества поэтому требует особого внимания к внехудожественному контексту, что учитывается автором данного исследования и определяет выбор материала, подлежащего анализу.
Выбор темы диссертации - «Концепция художественного творчества Велимира Хлебникова: философско-эстетический анализ» - обусловлен, с одной стороны, исключительным своеобразием как самой концепции, так и практики, ею порождаемой; с другой стороны, - необходимостью и возможностью представить феномен Хлебникова как выделенный объект философско-эстетического дискурса. В этом дискурсе имя Хлебникова, вплоть до настоящего времени, появляется лишь в связи с некоторыми теоретическими проблемами современного искусства, и специальных исследований, имеющих целью определить место наследия поэта в истории эстетической мысли, практически не существует.
Актуальность темы автор видит в том, что реконструкция основных составляющих концепции художественного творчества В. Хлебникова позволяет говорить о последнем как о выдающимся деятеле русского авангарда и, следовательно, более полно представить в философско-эстетических исследованиях панораму идеологем этой исключительно интересной тенденции современного искусства. Сегодня, когда ощущается потребность в построении целостного образа культуры уходящего XX века, часто называемого (применительно к искусству) веком авангарда, подобная реконструкция может оказаться своевременной.
Всё творчество Велимира Хлебникова пронизывает идея Ладомира - гармоничного сосуществования общества и природы. Поэт мечтает о «научно построенном человечестве», и этот образ оказывается удивительно созвучен тому, который создаётся ноосферной идеологией. Поэтому знакомство с поэтическими антиципациями современных стратегий развития человечества, нашедшими воплощение в эмоционально насыщенных образах, может способствовать внедрению в общество идей экологического сознания.
Творческое наследие Хлебникова неизменно вызывает интерес у исследователей. Хлебниковиана сегодня - это уже не десятки, а сотни работ отечественных и зарубежных литературоведов, лингвистов, искусствоведов, культурологов. В последнее время, на волне активизации междисциплинарных исследований, особое внимание привлекают идеи Хлебникова, относящиеся к смежным с литературой и даже далёким от неё областям знания. Хорошим тоном становится упоминание о Хлебникове в связи с различными историософскими и футурологическими учениями, идеями современной глобалистики и теоретической лингвистики.
Как видим, растёт интерес именно к идейному ядру хлебниковского наследия. Тем не менее, следует признать, что основным направлением в изучении последнего по-прежнему остается языковедческое и литературоведческое, несмотря на то, что даже сторонники структурно-семиотического подхода к поэзии не могут игнорировать собственно философско-эстетической значимости изысканий Хлебникова.1
1 См., напр.: Григорьев В.П. Собственные имена и связанные с ними апеллятивы в словотворчестве Хлебникова И Ономастика и грамматика. М., 1981. С. 209.
Изучение творчества поэта было начато еще при его жизни. Первой вехой этого пути следует считать статью P.O. Якобсона, написанную специально для планировавшейся к изданию в 1919 году книги «Все сочиненное В. Хлебниковым». Книга, к сожалению, не вышла в свет, и P.O. Якобсон издал свою статью отдельной брошюрой (Якобсон Р. Новейшая русская поэзия. Набросок первый: Виктор Хлебников. Прага, 1921). Уже в раннем хлебниковедении намечается разведение Хлебникова и футуризма, с которым поэт при жизни прочно ассоциировался. Так, 1924 году появляется статья Г.О. Винокура, в которой на футуризм указывается как на некий по отношению к Хлебникову внешний «ярлык» (Винокур Г.О. Хлебников // //Русский современник. 1924. № 4). Несколько позднее сходную мысль высказывает Ю.Н. Тынянов - он предлагает рассматривать творчество Хлебникова вне школы футуризма (см.: ТыняновЮ. О Хлебникове // //Хлебников В.В. Собрание произведений в 5-ти тт. Л., 1928-1933. Т. I). В целом, предметом ранних хлебниковедческих исследований является, что естественно, языковое новаторство поэта (см., кроме указанных, также достойную упоминания работу В. Гофмана, где предпринимается попытка описания и систематизации словотворческих экспериментов Хлебникова, но развивается не совсем точное представление о том, что основным героем его поэзии является язык: Гофман В. Языковое новаторство Хлебникова // // Гофман В. Язык литературы. JL, 1936).
Систематическое изучение творчества Хлебникова начинается в 1970-е годы, когда появляются работы Н.И. Харджиева, В.П. Григорьева, А.Е. Парниса, Р.В. Дуганова, а также первое монографическое исследование о поэте Н. Степанова (Степанов Н. Велимир Хлебников: Жизнь и творчество. М., 1975). Монография Н. Степанова выполнена в жанре творческой биографии, однако, в ней уже ощущается отход от концентрации внимания только лишь на языковых новшествах Хлебникова, анализируется ряд ключевых произведений, уделяется внимание социальным взглядам поэта.
Монография В.П. Григорьева «Грамматика идиостиля: В. Хлебников» (М., 1983) обозначает основные черты так называемого «индивидуального стиля» поэта. Область исследований, с которой соотносится эта и многие другие работы В.П. Григорьева о Хлебникове, обозначается самим автором как «лингвопоэтика».
Из других работ отечественных исследователей необходимо упомянуть книги П.И. Тартаковского «Социально-исторический опыт народов Востока и поэзия В. Хлебникова: 1900-1910-е годы» (Ташкент, 1987) и Р.В. Дуганова «Велимир Хлебников: Природа творчества» (М., 1990). Последняя книга, на взгляд автора диссертации, является наиболее удачным исследованием творчества Хлебникова. Р.В. Дуганов обнажает целый ряд интереснейших коллизий - мир и личность, человек и природа, природа и слово - имеющих равное отношение как к поэтике, так и к эстетике и философии.
Интересна статья А. Урбана «Философская утопия: (Поэтический мир В.Хлебникова)» (Вопросы литературы. 1979. № 3), в которой подчеркивается эпический характер творчества поэта.
Что касается книги В. Кравца «Разговор о Хлебникове» (Киев, 1998), то следует отметить, что её автор, рассматривая укоренённость поэтического мира Хлебникова в фольклорно-мифологической традиции, приходит к выводу о том, что главным творческим импульсом поэта является почти ритуальное заклятие зла. Образ Мавы как воплощения Мирового Зла (действительно очень важный для Хлебникова и в поздних текстах символизирующий мертвую, «механическую» Природу) объявляется В. Кравцом ключевым для всего творчества поэта. Подобная точка зрения представляется достаточно спорной, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, для Хлебникова, как будет показано далее в диссертации, характерны антиномические пары образов (и Маве в этом смысле противопоставляется Вила). Во-вторых, указанная пара - отнюдь не самая богатая по смысловой нагрузке. Гораздо более «философичными» оказываются, Ка и Эль. Последние справедливо рассматриваются другим хлебниковедом - М.С. Киктевым - как мифологические образы космического масштаба, или «существа, персонифицирующие некие объективные силы мироздания»2 Тем не менее, работа В. Кравца представляет определённый интерес и, к тому же, является самой последней монографией о Хлебникове.
Исследованию мифопоэтической природы хлебниковского творчества посвящены диссертации A.B. Гарбуза и С.А. Ланцовой (см.: Гарбуз A.B. Велимир Хлебников: Мифопоэтическая основа творчества / Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Свердловск, 1989; Ланцова С.А. Мифологизм В. Хлебникова: Некоторые аспекты проблемы / Дисс. . канд. филол. наук. Астрахань, 1993).
В заключение обзора отечественных изданий следует упомянуть о трёх выпусках материалов «Хлебниковских чтений» (1989, 1991, 1995) -конференций, проводимых хлебниковедами, двух выпусках межвузовского сборника научных трудов «Поэтический мир Велимира Хлебникова» (1990, 1992) и первом выпуске «Вестника Общества Велимира Хлебникова» (1996). Все эти издания служат хорошим индикатором новейших тенденций в хлебниковедении.
Зарубежные исследования также многочисленны. Необходимо отметить работы американских филологов-словистов X. Барана и Р. Вроона,4 предлагающих ценный опыт анализа конкретных текстов, использованный автором; а также диссертацию Б. Леннквист (Lönnqvist В. Xlebnikov and
2 Киктев М.С. Хлебниковская «Азбука» в контексте революции и гражданской войны // Хлебниковские чтения: Материалы конференции 27-29 ноября 1990 г. СПб., 1991. С. 30.
3 Выходные данные указанных изданий см. в библиографическом списке.
4 Названия и выходные данные работ X. Барана и Р. Вроона см. в библиографическом списке. carnival: An analysis of the poem «Poet». Stockholm, 1979; более поздняя, дополненная версия работы издана на русском языке: ЛеннквистБ. Мироздание в слове: Поэтика Велимира Хлебникова. СПб., 1999), в которой содержится интерпретация ряда хлебниковских образов, обнаруживающая их антиномическую природу (о которой мы уже говорили в связи с книгой В. Кравца), исследуется роль числа, а также фольклорной традиции в творчестве Хлебникова. Также заслуживает упоминания монография В. Вестстейна (Weststeijn W.G. Velimir Chlebnikov and the development of poetical language in Russian symbolism and futurism. Amsterdam, 1983). В ней привлекают внимание главы II и III, где проблемы поэтического языка Хлебникова рассматриваются в их связи с опытами К. Бальмонта и А. Блока.
Отметим исследование Р. Кука (Cooke R. Velimir Khlebnikov: A Critical Study. Cambridge, 1987), которое, хотя и предназначено для широкого круга читателей и не во всех своих выводах отличается новизной, всё же содержит добротное изложение основных, в том числе социальных, идей мировоззрения Хлебникова.
К столетнему юбилею поэта были приурочены два международных симпозиума - в Стокгольме (1985) и Амстердаме (1986). Материалы симпозиумов (Velimir Chlebnikov: A Stockholm symposium. Stockholm, 1985; Velimir Chlebnikov (1885-1922): Mith and Reality. Amsterdam, 1986), наряду с «Хлебниковским сборником», вышедшим в Ювяскюля в 1987 году, представляют широкую панораму мирового хлебниковедения.
Подводя итог обзору литературы, современный этап изучения Хлебникова в рамках эстетики правомерно было бы охарактеризовать как первоначальный. Последним соображнием оправдана относительная широта темы данного исследования.
Автор диссертации преследует двоякую цель - выяснить, каким образом мировоззренческие установки Велимира Хлебникова определяют принципы его художественного творчества и в какой мере эти принципы адекватны общему контексту русской культуры. Мировоззрение Хлебникова отличается исключительной цельностью, поэтому представляется возможным обозначить некую иерархию его основных идей. Наследие поэта включает в себя не только произведения, отвечающие традиционным представлениям о литературе как виде искусства, но также многочисленные тексты так называемой «мифопоэтической науки», анализ которых важен для реконструкции художественной концепции.
Указанная цель диссертационного исследования реализуется посредством решения следующих комплексов теоретических задач:
- анализ ключевых параметров мировоззрения Хлебникова в двух планах - становящейся и ставшей формы. Автор исследует основные факторы, повлиявшие на формирование системы мировоззрения и имеющие как биографический характер, так и характер социокультурного контекста. Затем задаётся категориальная сетка анализа и обосновывается установка на выявление структуры «мифопоэтической науки»;
- интерпретация идей Хлебникова, которые могут быть отнесены к области натурфилософии. Оценка научной и художественной значимости указанных идей. Анализ важнейшего для Хлебникова образа «мыслезём» в свете различных интерпретаций понятия «ноосфера»;
- исследование природы хлебниковского творчества с точки зрения учения о родах в искусстве. Автор пытается определить соотношение эпического и лирического начала в художественных текстах поэта в свете раннее выделенной основной идеи его мировоззрения - идеи Единого. Ставится вопрос о соотношении слова и действия, а также характере пространства в драматических произведениях Хлебникова;
- обоснование определяющей роли историософских идей поэта в формировании принципов организации пространства-времени художественного текста (на примере «сверхповести» - литературного жанра-новшества, к которому в целом тяготеет творчество Хлебникова). Далее автор ставит перед собой задачу проследить, как хлебниковское истолкование революции - в качестве переломного момента в развитии отношений между человеком и природой - выражается в системе сквозных сюжета и образов. Здесь же предпринимается попытка выявить природу поэтического языка у Хлебникова и выделить основные уровни реализации идеи «самовитого слова». Автору представляется целесообразным увязать хлебниковские исследования числа и слова как средств выражения образа мира;
- творчество Хлебникова не является абсолютной новацией или отрицанием традиции. Поэтому следующей задачей является рассмотрение языковых экспериментов поэта в фольклорно-мифологическом контексте. На возможность такого рассмотрения указывает сюжетно-образная структура произведений;
- во многих текстах Хлебникова присутствуют указания на внутренний диалог с символизмом. Это предполагает необходимость исследования вопроса о влиянии последнего - как литературной школы и как особого типа саморефлексии художника - на становление (дофутуристический период) и развитие художественного метода Хлебникова;
-попытка сравнительного анализа некоторых построений Хлебникова и Н.Ф. Фёдорова в свете идеологемы об искусстве как жизнестроительстве. Востребованность в кругу представителей русского художественного авангарда философских и эстетических идей Фёдорова, а также очевидная
11 близость мысли Хлебникова к некоторым из этих идей делают уместной такую попытку;
- определение степени включённости творчества Велимира Хлебникова в художественно-эстетический контекст русского авангарда. Такая постановка проблемы подразумевает сопоставление позиций Хлебникова, во-первых, с позициями значимых представителей авангарда, а во-вторых, - с некоторыми общими тенденциями, характеризующими указанное движение в искусстве. «Контекстуальное измерение» поможет лучше понять самого Хлебникова и обозначит актуальность его творческого наследия.
Если данное исследование поможет хотя бы в первом приближении оценить всю значимость фигуры поэта-будетлянина для адекватной реконструкции художественного сознания XX века, то автор посчитает свою задачу выполненной.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Концепция художественного творчества Велемира Хлебникова"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринятый в данной работе философско-эстетический анализ творчества Велимира Хлебникова позволяет говорить об оригинальности и исключительной значимости вклада поэта в мировую культуру.
Результаты анализа делают возможной констатацию следующего:
1. Основной вектор своего творческого поиска Хлебников обозначил довольно рано, уже в допетербургский период. Таковым явились две взаимосвязанные задачи - исследование природы времени и исследование природы языка. На становление мировоззрения поэта оказали влияние: атмосфера детства, исторические события в России начала века, достижения в области естественных и точных наук, литературная жизнь Москвы и Петербурга.
2. Центральное место в системе представлений «мир-человек-искусство» у Хлебникова занимает идея Единого, восходящая, очевидно, к учению пифагорейцев и оформляющаяся в концепт под непосредственным влиянием неевклидовой геометрии Н.И. Лобачевского. Единое обнаруживает себя во всеобщих связях и закономерностях явлений действительности: природной, социальной, духовной (прежде всего - искусства), природно-духовной (человеческой). Таким образом снимается противоположность личного и внеличного, субъекта и объекта, духа и материи. Поиск числового выражения всеобщих связей выводит творчество Хлебникова далеко за рамки искусства. Деятельность поэта вне искусства может быть охарактеризована как построение основ «мифопоэтической науки», в текстах которой доминирует выразительный аспект.
3. Утопическая интенция к снятию в Едином всех противоречий ведёт Хлебникова: а) в натурфилософии - к созданию образа «мыслезёма», в котором раскрывается тождество духа и материи. Сравнительный анализ выявляет точки соприкосновения толкования образа «мыслезёма» с основными концепциями ноосферы (В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден); б) в историософии - к идее Ладомира, обозначающей своеобразное представление о «конце истории». Высшей точкой в размышлениях поэта о природе исторического процесса оказывается закон «события» и «противособытия» как основной «закон времени». Характер воплощённости Единого в социальной действительности находит законченное выражение в организации пространства-времени «сверхповести». Сюжет «явления Природы» - часто будучи опосредован рядами антиномических образов - приобретает характер сквозного, обнажая негативные последствия разорванности всеобщих связей бытия, что связано с пониманием революции как пути к вос-становлению утраченного Единства (как внутри общества, так и между обществом и природой); в) в эстетике - к созданию обратимого жанра, в котором лирическое, эпическое и драматическое слиты до полного неразличения. Мир в целом у Хлебникова может выступать как личность, отдельная же личность, в свою очередь, - обретать черты мира. Действие драмы, соответственно, может протекать в обратимых пространствах - внеличном (внешнем) и внутриличном (внутреннем). При этом действие происходит в самом слове, или, что то же, слово как таковое порождает действие; г) в философии языка - к представлению наличного, «бытового» языка в качестве частного случая языка воображаемого, оперирующего «самовитым словом». Поэтическое слово Хлебникова, реализуя идеал слова самовитого», часто имеет «предметно-беспредметный» характер, порождает (а не описывает!) предмет во внутреннем представлении. Хлебников акцентирует изоморфизм слова и мира, ведущий к пониманию слова как смыслового выражения мира. Именно поэтому отдельные звуки азбуки, из которых состоит текст на изобретённом поэтом «звёздном языке», становятся образами феноменов действительности, сам же текст начинает в этом случае выполнять функцию заклинания.
4. Творчество Хлебникова тяготеет к слиянию выразительного и познавательного начал, к нерасчленённости мифа. Внутренне наследуя последнему, поэт пользуется его структурными принципами для создания новых мифологем. Свои новаторские приёмы в области поэтического языка он сам соотносит с фольклорно-мифологической традицией, представляющей интереснейшие опыты языкотворчества. Народные заговоры и заклинания в ряде случаев служат моделью для создания текстов на «заумном языке». Сама же «заумь» мыслится как возвращение к первобытной цельностности языка.
5. На становление художественного метода Хлебникова существенное влияние оказал русский символизм. Но если влияние поэтики символизма (как литературной школы) имело преходящий характер (1908-1910 гг.), то влияние эстетики символизма (как особого типа саморефлексии художника) ощущается на протяжении всего творческого пути поэта. Концептуально особенно близок Хлебников был к Вяч. Иванову и А. Белому. Собственно хлебниковскую поэтику, явившуюся основой нового художественного метода, следует охарактеризовать как постсимволистскую.
6. Существует определённая идейная близость между Хлебниковым и Н.Ф. Фёдоровым. Лейтмотивом творчества обоих является стремление к «победе над временем» и мечта о будущем едином («свёрстанном», по Хлебникову) человечестве. Роднит одинаково эмоциональное осуждение западной цивилизации. Однако, точкой наибольшего соприкосновения является взгляд на искусство как жизнестроительство, то есть утверждение деятельной, творящей роли искусства в жизни. Взгляд этот позволяет встроить поэта-будетлянина в более широкий контекст - русского космизма.
7. Хлебникову принадлежит ведущая роль в формировании художественно-эстетических принципов русского авангарда. Поэт выступает связующим звеном между кубофутуризмом, часто культивирующим «эстетический нигилизм», и высокой культурой символизма. Именно благодаря Велимиру Хлебникову кубофутуризм из симптоматичного культурного феномена начала XX века превращается в значимое художественное явление и начинает поэтому доминировать (в ценностном отношении) в литературном авангарде. Не кто иной как Хлебников кладёт начало традиции «зауми», вплоть до наших дней являющейся характернейшей чертой авангардных текстов. Интерес поэта-будетлянина к изобразительной стороне текста выражает общую для футуризма тенденцию к смене музыкальной парадигмы в литературе - живописной. Примечательно, что у Хлебникова оказывается больше общего с художниками его круга, чем с поэтами.
В заключение необходимо сказать несколько слов о том, какое место занимает Велимир Хлебников в культуре.
По мнению В.П. Григорьева, идеи поэта представляют собой «один из «главных принцепсов» XX века» наряду с «принципом интеллигентности
10*7
Чехов), . самоорганизации (Кропоткин), дополнительности (Бор)» и др. «Началу XXI века, - замечает далее известный исследователь творчества Хлебникова, - «основной закон времени» предоставляет возможность
197 Григорьев В.П. Велимир Хлебников //Новое литературное обозрение. 1998. № 34. С. 162. обсудить основания «исторического «оптимизма». В близком ориентировочном интервале 2005-2009 гг. человечество должно разрешить самые главные из глобальных проблем на базе «двоек жизни». Иначе будет поздно, предупреждает Поэт, и нам придётся иметь дело с «тройками смерти». Поэзия и здесь перекликается с позднейшей Наукой.».198
Не считая для себя возможным заходить так далеко, как это делает В.П. Григорьев, отметим, что Хлебников явил собой принципиально новый тип художника, чей могучий прорыв к Единому заставил как-то Осипа Мандельштама воскликнуть: - В Хлебникове есть всё!
198 Григорьев В.П. Велимир Хлебников //Новое литературное обозрение. 1998. № 34. С. 162,163.
Список научной литературыБоклагов, Евгений Николаевич, диссертация по теме "Эстетика"
1. Хлебников В.В. Собрание произведений в 5-ти тт. / Под общ. ред. Ю. Тынянова и Н. Степанова. Л., 1928-1933.
2. Хлебников В. Неизданные произведения / Под ред. Н. Харджиева и Т. Грица. М., 1940.
3. Хлебников В. Отрывок из «Досок судьбы». Листы 1-3. М., 1922-1923.
4. Хлебников В. Собрание сочинений в 4-х тт. Мюнхен, 1968-1972.
5. Хлебников В. Творения / Под общ. ред. М.Я. Полякова. Сост. В.П. Григорьев и А.Е. Парнис. М., 1986.
6. Хлебников В. Изборник стихов. 1907-1914. Пг., 1914.
7. Хлебников В. Время мера мира. Пг., 1916.
8. Хлебников В. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст., подг. текста, прим. Н. Степанова. Л., 1960. (Малая серия «Библиотеки поэта».)
9. Хлебников В. Ладомир: Поэмы, стихотворения / Вступ. ст., подг. текста и прим. Р. Дуганова. Элиста, 1984.
10. Хлебников В. Стихотворения и поэмы / Сост. Р. Дуганов и С. Лесневский. Подг. текста и прим. Р. Дуганова. Волгоград, 1985.
11. Хлебников В. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Проза / Вступ. ст., сост., подг. текста и прим. Р. Дуганова. М., 1986.
12. Хлебников В. Утес из будущего: Проза, статьи / Вступ. ст., сост.,подг. текста и прим. Р.В. Дуганова. Элиста, 1988.* *
13. Андрей Белый. Проблемы творчества: Статьи. Воспоминания. Публикации. М., 1988.
14. Антология мировой философии в 4-х тт. Т.1. М., 1969.
15. Альфонсов В.А. «Чтобы слово смело пошло за живописью»: (В. Хлебников и живопись) // Литература и живопись. Л., 1982.
16. Амелин Г., МордерерВ. «Аспарух» Велимира Хлебникова // Новое литературное обозрение.1997. № 20.
17. Анфимов В.Я. К вопросу о психопатологии творчества. В.Хлебников в 1919 году // Труды 3-й Краснодарской клинической городской больницы. Вып. I. Краснодар, 1935.
18. АрензонЕ. К пониманию Хлебникова: наука и поэзия // Вопросы литературы. 1985. № 10.
19. Асеев H.H. Зачем и кому нужна поэзия. М., 1961.
20. Бабков В.В. Между наукой и поэзией: Метабиоз Велимира Хлебникова // Вопросы истории естествознания и техники. 1987. № 2.
21. Балонов Ф.Р. «Ведьмовские песни» в записи И.П. Сахарова и их реминисценции в русской литературе и искусстве // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. И. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М., 1988.
22. Баран X. Поэтика русской литературы начала XX века. М., 1993.
23. Белый А. Сочинения в 2-х тт. М., 1990.
24. Берковский Н.Я. Велимир Хлебников // Берковский Н.Я. О русской литературе. Л., 1985.
25. Брюсов В. Собрание сочинений в 7-ми тт. Т. VI. М., 1975.
26. Бурдина С. Эпизация художественного образа мира в лирике первых лет революции (В. Хлебников) // Проблемы современной филологии. Диалектика формы и содержания в языке и литературе. Межвузовская конференция молодых ученых. Тезисы докладов. Пермь, 1982.
27. Бурлюк Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. СПб., 1994.
28. Вел<Лев Аренс>. Хлебников основатель будетлян // Книга и революция. 1922. № 9-10 (21-22).
29. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
30. Вестник Общества Велимира Хлебникова. I. М., 1996.
31. Винокур Г.О. Хлебников // Русский современник. 1924. № 4.
32. Гарбуз A.B. В.В. Хлебников и А.Н. Афанасьев // Фольклор народов РСФСР. Межвузовский научный сборник. Уфа, 1984.
33. Гарбуз A.B. Карнавальная природа поэмы Хлебникова и Крученых «Игра в аду» // Фольклор народов РСФСР. Межвузовский научный сборник. Уфа, 1988.
34. Гарбуз A.B. Велимир Хлебников: Мифопоэтическая основа творчества / Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Свердловск, 1989.
35. Гончаров Б.П. Маяковский и Хлебников. К проблеме концепции слова// Филологические науки. 1976. № 3.
36. Гончаров Б. Поэзия революции и «самовитое слово» // Вопросы литературы. 1983. № 7.
37. Горький М. Собрание сочинений в 18-ти тт. Т. 18. М., 1962.
38. Гофман В. Языковое новаторство Хлебникова // Гофман В. Язык литературы. Л., 1936.
39. Григорьев В.П. Воображаемая филология Велимира Хлебникова // Стилистика художественной речи. Межвузовский тематический сборник. Калинин, 1982.
40. Григорьев В.П. Грамматика идиостиля: В. Хлебников. М., 1983.
41. Григорьев В.П. Лобачевский слова // Русская речь. 1985. № 5.
42. Григорьев В.П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. М., 1986.
43. Григорьев В.П. Велимир Хлебников // Новое литературное обозрение. 1998. №34.44. День поэзии. М., 1975.
44. Дуганов Р. Два метода поэтики Хлебникова // Тезисы межвузовской научно-теоретической конференции «Проблемы русской критики и поэзии XX в.». Ереван, 1973.
45. Дуганов Р.В. Краткое «искусство поэзии» Хлебникова // Известия АН СССР. СЛЯ. 1974. № 5.
46. Дуганов Р.В. Проблема эпического в эстетике и поэтике Хлебникова. // Известия АН СССР. СЛЯ. 1976. № 5.
47. Дуганов Р.В. В. Хлебников // День поэзии. М., 1982.
48. Дуганов Р.В. Велимир Хлебников // День поэзии. М., 1985.
49. Дуганов Р. Поэт, история, природа // Вопросы литературы. 1985. № 10.
50. Дуганов Р. «Жажда множественности бытия»: О драматургии Велимира Хлебникова // Театр. 1985. № 10.
51. Дуганов Р. «Звук судьбы»: Хлебников и Маяковский // Огонек. 1985. №46.
52. Дуганов Р.В. К пониманию Хлебникова: наука и поэзия // Вопросы литературы. 1985. № 10.
53. Дуганов Р. Проза Хлебникова // Волга. 1988. № 8.
54. Дуганов Р.В. Эстетика русского футуризма // Россия. Франция. Проблемы культуры первых десятилетий XX века. М., 1988.
55. Дуганов Р.В. Велимир Хлебников: Природа творчества. М., 1990.
56. ЗубковаH.A. Из ранней прозы В.В.Хлебникова // Исследования памятников письменной культуры в собраниях и архивах Отдела рукописей и редких книг ГПБ. Л., 1988.
57. Иванов Вяч. Вс. Категория времени в искусстве и культуре XX века // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.
58. Иванов Вяч. Вс. Славянская пора в поэтическом языке и поэзии Хлебникова // Советское славяноведение. 1986. № 3.
59. Иванов Вяч. Вс. Хлебников и наука // Пути в незнаемое. М., 1986.
60. Иванов Вяч. <0 типическом> / Публикация М.К. Гидини // Новое литературное обозрение. 1994. № 10.
61. Иванов В.И. Собрание сочинений. Т. 3. Брюссель, 1979.
62. Искусство авангарда: язык мирового общения / Под ред. A.B. Гарбуза. Уфа, 1993.
63. Кедров К. «Звездная азбука» Велимира Хлебникова // Литературная учеба. 1982. № 3.
64. КлингО. В.Хлебников и символизм // Вопросы литературы. 1998. №5.
65. Ковтун Е. Филонов и Хлебников // Волга. 1989. № 8.
66. Ковтун Е. Русская футуристическия книга. М., 1989.
67. Козлов Д. Новое о Велимире Хлебникове // Красная новь. 1927. № 8.
68. Кони А.Ф. Собрание сочинений в 8-ми тт. Т. 6. М., 1968.
69. Костецкий А.Г. Лингвистическая теория В. Хлебникова // // Структурная и математическая лингвистика. Вып. 3. Киев, 1975.
70. Кравец В. Разговор о Хлебникове. Киев, 1998.
71. Крусанов А. Русский авангард: 1907-1932. Т. 1: Боевое десятилетие. СПб., 1996.
72. Кручёных А., Алягров В. Заумная книга. М., 1915 (на обл. 1916).
73. Кручёных А. Заумь. Баку, 1921.
74. Кручёных А., Петников Г. Хлебников В. Заумники. Баку, 1922.
75. Ланцова С.А. Мифологизм В Хлебникова: Некоторые аспекты проблемы/ Дисс. . канд. филол. наук. Астрахань, 1993.
76. Ланн Ж.К. Русский футуризм. Велимир Хлебников (1885-1922)// // История русской литературы. XX век: Серебряный век / Под ред. Ж. Нива, И. Сермана, В. Страды и Е. Эткинда. М., 1995.
77. Леннквист Б. Мироздание в слове: Поэтика Велимира Хлебникова. СПб., 1999.
78. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. Л., 1989.
79. Малевич К. От кубизма и футуризма к суперматизму. М., 1916.
80. Малевич К. О новых системах в искусстве. Витебск, 1919.
81. МаринчакВ.А. «Самовитое слово» В.Хлебникова // Русская речь. 1978. №2.
82. Марков В. О Хлебникове: (Попытка апологии и сопротивления) // // Марков В. О свободе в поэзии: Статьи. Эссе. Разное. СПб., 1994.
83. Маяковский В. Полное собрание сочинений в 13-ти тт. М., 1955-1961. Тт. 1, 11, 12.
84. Небольсин С.А. Литературно-эстетические концепции русского модернизма в оценке современного буржуазного литературоведения Запада // Литературно-эстетические концепции в России конца XIX начала XX вв. М, 1975.
85. Парнис А.Е. Вячеслав Иванов и Хлебников: К проблеме диалога и о ницшевском подтексте «Зверинца» // De Visu. 1992. № 0.
86. Перцова H.H. Об «уравнениях рока» Велимира Хлебникова // // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.
87. Перцова H.H., Рафаева A.B. О славянских древностях у Вяч. Иванова и В. Хлебникова // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. М., 1999.
88. Поляков В. Русский кубофутуризм: Книги и идеи. М., 1995.
89. Попов П.В. Велимир Хлебников мыслитель и поэт. Время и пространство как мифологемы его творчества II Влияние науки и философии на литературу. Ростов-на-Дону, 1987.
90. Поэтический мир Велимира Хлебникова, I. Волгоград, 1990.
91. Поэтический мир Велимира Хлебникова, II. Астрахань, 1992.
92. Поэзия русского футуризма / Сост. В.Н. Альфонов и С.Р. Красицкий. СПб., 1999. (Серия «Новая библиотека поэта».)
93. Пушкин A.C. Сочинения в 3-х тт. М., 1985. Т. 1.
94. Поцепня Д.М. Образ мира в слове писателя. СПб., 1997.
95. Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / / Сост. В.Н. Терёхина, А.П. Зименков. М., 1999.
96. Сабанеев JI. Воспоминания о Скрябине. М., 1925.
97. Сарычев В.А. «Земля» и «небо» Велимира Хлебникова // // Эстетика русского модернизма. Воронеж, 1991.
98. Сигов C.B. О драматургии Велимира Хлебникова // Русский театр и драматургия 1907-1917 годов. Л., 1988.
99. СлининаЭ.В. В.Хлебников о Пушкине // Пушкин и его современники. Псков, 1970.
100. Смерть Маяковского. Берлин, 1937.
101. Соловьёв B.C. Общий смысл искусства // Соловьёв B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.
102. СтаркинаС.В. Творчество Велимира Хлебникова 1904-1910 годов: дофутуристический период / Автореф. дисс. . канд. филол. наук. СПб., 1998.
103. Степанов Н. Велимир Хлебников: Жизнь и творчество. М., 1975.
104. Тартаковский П.И. Социально-исторический опыт народов Востока и поэзия В. Хлебникова. 1900-1910-е годы. Ташкент, 1987.
105. Тезисы докладов III Хлебниковских чтений. Астрахань, 1989.
106. Тезисы докладов V Хлебниковских чтений. Астрахань, 1995.
107. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
108. Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. М., 1988.
109. Урбан А. Философская утопия: (Поэтический мир В. Хлебникова) // // Вопросы литературы. 1979. № 3.
110. Урбан А. Мечтатель и трибун: (О Хлебникове и Маяковском) // // В мире Маяковского. Кн. I. М., 1984.
111. Успенский Б.А. К поэтике Хлебникова: Проблемы композиции // // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973.
112. Фёдоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.
113. Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела. Т. 1. Верный, 1906. Т. 2. М., 1913.
114. Фили Кр. «Воображаемая» геометрия Лобачевского и русский авангард // Вопросы истории естествознания и техники. 1992. № 4.
115. Филиппов Г.В. Русская советская философская поэзия. Человек и природа. Л., 1984.
116. Флоренский П.А. Антиномия языка // Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Т. 2. М., 1990.
117. Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970.
118. Харджиев Н. Новое о Велимире Хлебникове // Russian Literature, 1975. №9.
119. Харджиев Н., Малевич К., Матюшин М. К истории русского авангарда. Stockholm, 1976.
120. Харджиев Н.И. Статьи об авангарде. В 2-х тт. М., 1997.
121. Хлебниковские чтения: Материалы конференции 27-29 ноября 1990 г. СПб., 1991.
122. Чижевский A.JI. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.
123. Шапир М.И. О «звукосимволизме» у раннего Хлебникова // // Известия РАН. СЛЯ. Т.51. 1992. №> 6.
124. Шах-Азизова Т. Предвозвестник // Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1994.
125. Шишкин А. Велимир Хлебников на «Башне» Вяч. Иванова // Новое литературное обозрение. 1996. № 17.
126. Шкловский В. Заумный язык и поэзия // Сборники по теории поэтического языка. Пг., 1916. Вып. 1.
127. Яковлев Е.Г. Заметки об эстетике русского авангарда // // Философские науки. 1989. № 9.
128. Якобсон Р. Игра в аду у Пушкина и Хлебникова // Сравнительное изучение литератур. Л., 1976.
129. Якобсон Р. Новейшая русская поэзия. Набросок первый: Подступы к Хлебникову // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.
130. Янечек Дж. Классификация зауми // Слово. Вып. 1: Сборник научных работ, посвященный 20-летию Тамбовской лингвистической школы. Тамбов, 1996.
131. Язык как творчество: Сборник научных трудов.: К 70-летию В.П. Григорьева. М., 1996.
132. Baran Н. The Problem of Composition in Velimir Khlebnikov's Texts // // Russian Literature. 1981. Vol. IX.
133. Baran H. Khlebnikov's «Vesennego Korana»: Analysis // Russian Literature. 1981. Vol. IX.
134. БашмаковаН.В. Журавль межи не знает: Об образном мышлении Велимира Хлебникова // Хлебниковский сборник. Ювяскюля, 1987.
135. Башмакова Н. Слово и образ: О творческом мышлении Велимира Хлебникова/ Дисс. . доктора философии. Хельсинки, 1987.
136. Cooke R. Velimir Khlebnikov: A Critical Study. Cambridge, 1987.
137. Crone R. Malevich and Khlebnikov. Suprematism reinterpreted // //Artforum. 1978. December.
138. Jangfeldt В. Mayakovskij and futurism. 1917-1921. Stockholm, 1976.
139. Han А. Реализованное сравнение в поэтике авангарда: (На материале поэмы В.Хлебникова «Журавль») // Russian Literature. 1989. Vol. XXVI. № 4.
140. Иванов Вяч. Be. Хлебников и типология авангарда XX века // // Russian Literature. 1990.Vol. XXVII. № 1.
141. Janacek V. Krucenych and Chlebnikov Co Authoring a Manifest // // Russian Literature. 1980. Vol. VIII.
142. Кшицова Д. Пушкинские традиции и антитрадиции в поэмах Велимира Хлебникова // Zagadnienia rodzajow literackich. Т. 29. Lodz, 1982. Z. 1.
143. Lanne J.-C. Velimir Khlebnikov, poete-futurien. Т. I—II. Paris, 1983.
144. Lonnqvist B. Xlebnikov and carnival: An analysis of the poem «Poet» / /Diss. Stockholm, 1979.
145. Markov V. The Longer Poems of Velimir Khlebnikov. Berkeley & Los Angeles, 1962.
146. Манифесты и программы русских футуристов / Под ред. В. Маркова. Miinchen, 1967.
147. Markov V. Russian Futurism: A History. Berkeley & Los Angeles, 1968.
148. Mickiewicz D. Semantic functions in zaum' // Russian Literature. Vol. XV. 1984. №4.145
149. Nilsson N.A. Krucenych's Poem "Dyr bul scyl" 11 Scando-Slavica. T. 24. Copenhagen, 1978.
150. Oraic D. Звездный язык // Russian Literature. Vol. XVII. 1985. № 1.
151. Oraic D. Сверхповесть // Russian Literature. Vol. XIX. 1986. № 1.
152. Turbin V.N. Традиции Гоголя в творчестве Велимира Хлебникова // // Umjetnost Rijeci. Vol. XXV. 1981. Izvanredni svezak.
153. Solivetti С. «Азбука ума» Велимира Хлебникова // Russian Literature. Vol. XXIII. 1988. № 2.
154. Velimir Chlebnikov: A Stockholm symposium. Stockholm, 1985.
155. Velimir Chlebnikov (1885-1922): Mith and Reality. Amsterdam, 1986.
156. VroonR. Four analogues to Xlebnikov's «Language of the Gods» // // The structure of the literary process. Amsterdam & Philadelphia, 1982.
157. VroonR. Velimir Xlebnikov's shorter poems. A key to the coinages. Ann Arbor, 1983.
158. Weststeijn W.G. Velimir Chlebnikov and the development of poetical language in Russian symbolism and futurism. Amsterdam, 1983.
159. Вестстейн В. Лирический субъект в поэзии русского авангарда // // Rusian Literature. Vol. XXIV. 1988. № 2.
160. Заумный футуризм и дадаизм в русской культуре / Под ред. Л. Магаротто, М. Марцадури, Д. Рицци. Bern е.а., 1991.