автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Концепция и методика преподавания скульптуры в украинской Академии искусства

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Цонева, Цветанка Ганчевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Автореферат по искусствоведению на тему 'Концепция и методика преподавания скульптуры в украинской Академии искусства'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Концепция и методика преподавания скульптуры в украинской Академии искусства"

ТЯЖСТЕРСТЗО КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ УКРАШС1САЯ АКАДЕЛГЛ ИСКУССТВА

На ппавах тзукоппсп ЦОНЕБА ЦВЕТАЖА ГАНЧ2ВА

УДК 7:001.3 /73/

ЩЯ И 1ЕТ0ДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СКУЛШТУРЫ В УКРАИНСКОЙ АКАДЕМИЙ ИСКУССТВА

0..5 - изобразительное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Киев - 1995

Работа выполнена б Украинской академии искусства.

Научный руководитель: член-корреспондент Национальной Академ

наук Украины, доктор искусствоведения, профессор ЕЕЖ5Ж Платон Александров

Официальные оппоненты: I. Доктор искусствоведения

РУБАН Валентина Васильевна

2. Кандидат искусствоведения .доцент ШИМЕЦ Глеб Николаевич

Ведущая организация: Научно-исследовательский институт

искусствоведения и етнологии Национальнс академии наук Украины /г.Киев/

Защита диссертации состоится 28 ноября 1995 г. на заседании специализированного совета К.01.62.01 в Украинской академии -искусства по-адресу: 254053, г.Киев,ул.Смирнова-Ласточкина,20. в14. 00. часов.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Украинской академии искусства: г.Киев,ул.Смирнова-Ласточкина,20.

Автореферат разослан октября 1995 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат искусствоведения

ПРЛлиЗРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы

В настоящее время Есе большее внимание и интерес вызывают зличные концепции преподавания скульптуры, вопроси методоло-■! и отдельные методики, а также традиции и осовременивание их рамках отдельных школ.

Изучение национальных академических икол становится нпсущ-? проблемой теоретического осмысления происходящих процессов, гда з рамках программы изменения совершенствуют, а не отменяют з, накопленное ранее. Ориентация на традиционность, положитель-э ценности, оптимистическую "картину мира" на современном эта-выявляэтся как то необходимое, что может дополнить парадоксаль-Г: художественный опыт )DC века.

>1стоаия Украинской Академии искусства весьма поучительна, астопия скульптурного факультета ее, также еще не написанная, гут бить интересны и с точки зрения тех творческих поисков, то рае сказались в работах преподавателей факультета за все го-его существования. Те новшества, которые претерпевает нынче г.ультет в связи с изменением социального заказа-и отцпистичес-х тпан&5ору.аци;1, представляют собой наиболее сложную, но валс-о часть исследования. лизой опыт общения преподавателей и на *едре, и со студентами, который ярче всего сказывается э дип-v.hhx работах, становится необходимым компонентом всего процес-. Бзакмослияние тех Проблем, которые ставит перед художником временность, и тех принципов, которыми отличается академия ее-е обучение - на•скрещении этих факторов вырабатывается новый п художника-скульптора,^мобильного, гибкого, могущего опери- % ватъ слоеными категориями эстетики, философии, поэтики образов. '

Ош;т -забота .ча^едоа скульптупи УА11 :.'оч;от полезен дня ^ п-бот-::: методов обучения такого типа художественного гчлалеиня.

Цельп тгсследовакия является попытка анализа концепции и методологии преподавания скульптуры на каЗедое с учетом творческих работ преподавателе;! на основе идеи преемственности.

Основными задачами исследования являются: изучение и осмысление методов работы преподавателей на разных курсах, выбор основ-, них зэданиГз, оабота с эскизами на свободную тему, взаимодействие

' г '

скульптуры" и композиции, выявление мезду гтредметных связей, основные принципы дипломных работ как то?, части обучения, где видна грамотность студентов и 'их личностные находки художественно:: • выразительности.

Объектом исследования являются особенности творческого пути ; преподавателе?! и специфика учебного процесса, принятая кафедрой, способствующая активизации творческого мышления.

Предметом исследования являются методики преподавания разных ступеней грамотности на разных курсах,;, их включенность в обпзу:о концепция преподавания, их обновление б последние несколько небных лет.

Ня затлт.у выносится положение о то?.:,что традиционное и новаторское в академической системе преподавания не яеляются взаимо-ксклточающкми* Более того, они способны дополнять друг друга, вырабатывая у студентов желание размышлять в процессе создания художественного образа о его месте в цепи преемственности. Овладение знаниями в полном объеме и успешное пеиение творческих задач становятся нераздельными половинами единого целого - познания академического метода и применение его в диплокноП работе.

--- -- - - -

':Та те рл ал и сс л едо вания являются произведения препод агате.' :с студенческие у.боти разтшх курсос, дипломнке работа дзух касте..-ских, протокоги со до ни"' каТюдри 31 несколько последних ле':. " -тодические пособия, написанные преподавателя:.®, программа факультета, личные ^еседц я»-торч с кчздам из преподогатслеП чп?.едр.., ¡:д-блздения на семестровых и годичных просмотрах.

Источник/ представлены списком использованной литературы по различны*.!, необходимым > сяязи с техой исследования отраслям .пуною знания, а такне литературой, посвященной специальным методика:,: создания различных рвдое скульптура.

Научная новизна. Диссертация является специальна?.: иск.ус-стзоведчески:.' исследованием, посютденним изучению концепции и методологии преподаракия скульптуры. Осуществлена попытка проследить развитие вдеи преемственности, изменение методик, выбора постановок, обязательных для выполнения студентами, замены некоторых предмете", а такме ппоакализ'/.тотть различные подходы :• :■;-полкенло дшпо"ш;х задши? : разных '«гстерских. Привлекал а::с" опыт препода5 ательзмо" дслтелмгости, аг-?ор не то ль да иопга^с сгои тсо;еткчес::ке сссб ра;:ен!Ш и практические рекомендации, не >'. пытается рыяеить те тенденции, которые на современном этапе помогут обогатить практику преподавания.

Использованные р. диссертации литературные источни1"л, обобщение 7-о-;чес"0Г0 опмта паеподамателсл оззкых стран позволяет расширить информационные горизонта.

Границы, суцеструддие "емду государствами, ке должны быть по-'ехо?! г об"ене мн^ормщне" "ог?ду препода?ателя?'и и художниками. Только активное г-заимное приобщение к теоретическим и ггракт^тас-ким знаниям. помокет со^пемешшм мастерам гнести его!5., г клад к раз-витке общечеловеческое культуры.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что разработка поднятых гопросов позволит четче уяснить те процессы, кото-рае происходят !■ современном академическом препода санки в УАИ, составить более полное представление о путях развития методологии на фоне исторических фактов.

С течением времени перед художниками возникают новые задачи, меняется мировоззрение, появляются иные средства худозественноЭ выразительности. Но дазе давно работающие концепции и методики способны дать множество возможностей для экспериментов. Данное исследование монет стать надежной почво'Л для дальнейших теоретических и практических поисков на кафедре скульптуры УАИ, а также послужить пособием для подобные изысканий на других кафедрах.

Структура диссертации,состоящей из двух частей, отражает исторически процесс создания той концепции и методологии преподавания, которая принята на нынешней кафедре скульптуры УАИ, а такие прослеживает изменения, происходящие сейчас б учебном процессе. Первая часть разделена на две главы, в которых анализируются творческие поиски акад.М.Г.Лысенко и акад.В.З.Еородая, создателей основных принципов академической школы скульпутры в КГХл. Вторая часть та кне разделена на главы, поз водящие изложить материал последовательно, следуя этапам формирования скульптурной грамотности, которое г основно" совпадают с курсами.

Объем диссертации составляет 238 страниц машинописного текста с альбомом фотографий.

Практическая ценность. Результаты исследования игл ею т непосредственный выход з практику обучения и -подготовки художников-скульпторов, способствуют углублению представлений о методологических изменениях преподавателей и всей кафедры скульптуры УАИ.

А?тор убезден, что |-озни---ко:'ение но'-ого. худо;:сественного мыа-ления на основе академическо** грамотности возможно лишь при условии единства теории и практики.

Ь диссертации приводятся .»лиогочисленные фотографии, позволяющие убедиться в уровне маете остра в тгорческих Еозуоиностей студентов И ДИПЛОМНИКОВ, сравнить ИХ ПОИСКИ С Т9''И 1Г/ТЯМИ, которые прошли преподаватели кафедры. Танче зльбе-.: фотографий позволяет увидеть, даскочьтго необходим: станогится теперь интерес и пвпа-ние к проблем!" ког-чгозгоущ, изучению различных техник и технологий ■материалов, расширенна "атериальноГ; базы факультета. Материал, изложенный в диссертации, ва~ен для лучкеГ: организации процесса работы, что, в свою очередь, способно послухить основой для создания высокохудожественных произледени?, станковой скульптуры, а такке станет основой для создания новых прогргим.

Содер;я*ание диссертат'ли.

Диссертация начинается '•ступлониек, небольлн:.: введение*:, г ::отсро:* обоскозиг-зетсл атту^льчеетъ те-а, еттлтея задачи, определится объект и предмет исследования.

Ij основном введении рюсчатрк' ттпл история скульптурного ".а'-.у ль то та У АН, те идеи и положения о ведении скульптуры, которые легли г основание нынешн'4? а?-.де\:кч?!СкоГ. :"ол:,: скульптуры. Та:с.;с -.i-тор излагяе? свои гзглчдм на такие проблели :ак традиция, преемственность, концепция и методология преподавания.

Автор считает, что историческая память выводит современного чело веха из отпущения обыденности и -.токотонности будней. Скульптура есть мемориальное сознание само по себе, поэтому каздыЯ паг.ят-ник, кроме исторического и общественно-политического значения , является переносчиком художественного сознания эпохи.

о.

Б конце И-го века, когда видны все последствия миохестеа форь: разрушения, особо актуально!? становится проблема традиций, которая призывает ;■: поискам положительных первоначал. Важным кажется то, что скульптура несет на себе следы рук человека, восстанавливая былую близость человека и материи. Сейчас "школа" понимается как сложная структура передачи знания, умения и традиции в одном учебном заведении и связана с именами ведущих мастеров. Одним из стер® невых в этом понятии является принцип преемственности, на основании которого вырабатывается некоторая общность взглядов на отношение к натуре, материалу, интерпретации.

Б процессе исторического развития слово "метод" стало понятием для обозначения способа работы пои достижении определенной дели. В этом смнсле метод есть совершение предварительно осмас-лепноЗ работы. Б применении к "школе" это осмысление мозет быть проведено в двух направлениях. Первое: методология преподавания предмета на отдельно взятых курсах. Второе: концепция преподавания целиком на кафедре е рамках всего учебного процесса. Вагсно отметить, что "школа" останавливается ка изобразительности, хотя дает возможность проявиться и выразительности. Бели "и?:ола" является носителем к продолжателем классических традиций, исповедует правила, обязательные и необходимые отноаения с натурой, тогда методология не станет неким дотаатическим, довлеющим нормативом, а лиеь точным инструментом воспитания.

Первая часть диссертации посвящена освещению основных принципов академической школы скульптуру в стенах 1СГХИ, и посвящена двум выдающимся скульпторам - акад.М.Г.Лысенко и акад.В.З.Бородаю, их творческому пути.

В первой главе первой части рассматривается творчество !.'!.Лисенко, но не монографически, а через призму анализа некоторых

наибопее изтэсткых произведения это. Автол вибрал пять произведений - бюсты Т.Г.Г^-ченко к /1..Марьж011."0, памятник II .Щорсу, композитно "Верность" и эскиз г. памятнику Лесе Укпмшке, в которых наиболее четко проявляются композиционные, пластические и психологические поиски .'.'.Лысенко. 1кк, в портретах ото противопоставление двух массивов - природы /естества и .».аели/ интеллекта. Скульптор очень тщательно проходит ао всем фол«ш, не добиваясь ощущения "натурализма", а выявляя психологическое состояние. Б памятнике Н.Щорсу скульптором решена сложная проблема такого *впису.«ъяия" ::онутлента в окружающее пространство, где даюэкие людей и трансаорта на холлах позволяют выявлять разные грани образа полководца. 13 целом памятник создает ощущение пространственной эмоциональности, сбалансированности.

3 композиции "Верность" мы видим использование спиральных построений, где в крукении, медленном слиянии выявляется красота и гармония человеческих чувств. Сравнение с поэтикой некоторых произ.-еден:;;; С.Родена показывает, что используя сходные с ним мотивы, ".¡.Лисенко остается верным принципах возвышенно!; идеализации о'лшеенип, ут:-ервдению светлых, счастливых образов.

I, эскизе к памятнику Лесе Украинке заметно желание передать особую стихии причастности человека больной литературе, но не через илл-эстратигности, а через характер человека, выявляя личностное отношение к происходящему. Эта работа, сохраняя черты монументальности, сохраняет и своеобразную трепетность, камерность.

А" то р. считает, что Лысенко, будучи приверненцем эмоциональности, пгзпрессикаости, особенно в лепке и композиции, все «е не был диктатором своего, метода. Быть может поэтому он воспитал плеяду учеников, которые продолкают его дело, не копируя

или повторяя сделанное учителем и в творчестве, и в препод,'званн:;.

Последователем оскоешх принципов творчества и преподавания в "школе" стал акзд.В.З.Еородай, творческому пути которого посвящена вторая глава первой части диссертации.

После короткой биографической справки, автор рассказывает о совместной работе М.Лысенко и В.Бородая на протяжении нескольких лет, а затем переходит к общей поэтике монументального искусства В.Бородая, в которой ясно различимы иные контакта, нежели у его учителя.

Человек становится не просто средоточием близкого к нему пространства, но его доминантой. Одиночная фигура человека утверждает не физическое, а духовное превосходство, даже господство его над всеми вихрят.».и и пропастями мира. Человек у В.Бородая далек от непосредственного порыва, эмоционального всплеска, он изменяет свою человеческую природу в природу "титаническую".

Уже в памятнике Лесе Украинке, который можно назвать первой самостоятельной работой скульптора, он нащупывал контуры такого монументализто ванного образа. Но "откристаллизовалось" оно после поездки в Египет, где Бородай впервые непосредственно прикоснулся к истокам монументализма, где пластика подчинена идее величия. После "египетской серии" В.Ёородай начал разрешать для себя вопрос о монументальности как типе художественного мышления, видения объективной действительности сквозь историчность и трактовку форм.

Композиции на исторические темы часто приобретают публицистический характер, они позволяют словно аккумулировать героическое прошлое человечества, ввести его в текущую жизнь, в сознание и мироощущение миллионов и тем самым повлиять на сложение духовно-

У.

психологического климата эпохи. Ъ памятнике ковпаковцдм л лрелче В.Бородай пеусдг.л свое сцущение "ближней" истории, в которой растрогал физически, где его память о войне смыкается с обретенным маезипбо:.* героическон^человеке. Но скульптор «ивет и в "большой" истории, в масштабе жизни целого народа. Такой представляется композиция "Ладья", посвященная 1500-летию основания Киева. Легкий пбрис, точно выверенные пространственные цезуры, открытый к яэрху полуовал композиции, продуманность деталей - все это превращает "Л%ч,ь:о" г современный знак города на Днепре, прекрасно воспроизводимый графически и живописно. Обобщенная пластическая трактовка не отвлекает знимания на частности, а передает лаконичное прочтение древней легенды. Борсдай берекно использует психологические характеристики, не стремясь любой ценой "домыслить" легендарных основателен города. Традиции психологического портрета, где с-лчьк;.' впечатления от работ М.Лысенко, В.Бородат"; разливает г; -дело:" галерее современников и "вечных образов", например, -Т.Ше~чеш:о. Психология творческого мгновения, которую выявляет скульптор у- портретах, может быть проиллюстрирована портретом Т.ЛбпокекоЯ, где сдержанная динамика величия подчеркивает творческую значилость современника.

В мелкой пластике В.Бородай-работает над такими композициями, где чуяст?уется какое-то очень трепетное воспоминание или наблюдение судности молодой жен-дины. Скульптор в таких работах как "Ева", "Сон", "Церемония чая" передает особую и несколько непривычную драматичность этого возраста, но без обертонов трагичности, обреченности или экстатичности. Скульптор пытается раскрывать осознание женщиной своей сущности, сложности разных планов бытия и времени. Еще в "египетской серии" В.Бородаем были найде- ' на основные константы монументального прочтения женского образа, где женщина выступала носителем положительного нравственного

вдеала, соединяющегося с судьбой народа ? столетиях и греках /"Утро", "А мати зде...", статую Родины-Матери/. В камерных работах последних лет художник ищет иогые выразительные средства для привлекательного женского'образа /"Торс"/. Глава заканчивается попыткой определения нескольких этапов творческой жизни В.З.Воро-Дая.

Вторая часть диссертации посвящена разбору концепции и методологии обучения скульптуре на факультете скульптуры УЛИ на современном этапе. Первая глава второй части является попыткой осмысления тех педагогических принципов, на основании которых становится возможным реализовать в учебном процессе понятия образования, обучения и воспитания. Дается определение этих понятий, а также раскрывается необходимость личностного примера преподавателей.

Концепция кафедры скульптуры определяется как таковая, где все усилия направлены на всестороннее изучение фигуры человека; организация учебного процесса построена как подчинение всех предметов и дисциплин для достижения определенного общекультурного и личностного уровня. Анализируется особая роль рисунка.

В первой глаие рассматривается специфика работы со студентами первого курса, где преподаватель должен поддерживать "ростки" свободного проявления личностного видения, давать некий "тол-чек" для следования по будущему пути. Не менее важным является работа преподавателя по созданию у студентов первых профессиональных навыков и учебы на собственных ошибках, которые выявляются как преподавателем, так и на просмотрах - всеми педагогами кафедры. Дается краткий анализ творческого пути Н.Олексиенко, на протяжении почти двух.десятков лет работающего со студентами-первокурсниками. Автор считает, что творческие поиски скульптора в

направлении обновления пластического языка и композиции помогают данному педагогу, «-адетельстг.уэ? о его профессиональной чуткости к осочременению традиции. Методические разработки Н.Олексиенко, обширные Ездеркки из которых приводит автор, дают представление о его подходе к задачам штудирования натуры. Тяготение к портрет-кости, взаимоподчиненности объемов, ощущению телесности в фактуре, компоновка, где выявляются большие массы - вот те основные параметры, т-оторым старается обучать Н.Олексиенко. Педагог постоянно, на протяжении последних трех лет, вносит на рассмотрение кафедры . яредчокения по совершенствованию программы композиции, так как студента, не обладая еще достаточными знаниями и возможностью обобщать формы, зачастую пользуются повествовательностью, литера-турностыо.

Просмотренные работы студентов первого курса показывают, что они умело ориентированы на выполнение отдельных задач, соответствуют методическим разработка."».

Пч втором курсе студенты целенаправленно работают над релье-фо'-, постигают принципы соотношения трехмерной фигуры и плоскости. Автор гначале рассматривает особенности скульптурной природы рельефа и медали, историю появления этой дисциплины на факультете.

На. протяжении 40 лет второй курс вверен профессору И.ВЛа-•согону. мнется крпткпя биографическая канта его творческой жизни, анализируются некоторые произведения, чаще более всего;- рельефы, и как отдельные композиции /"Памяти Игоря Левицкого"/, как медали /"Т.Г.иеьченко", "З.С.Патону"/, так части памятника /"Надгробие экад.''.Грусерского"/. Указывается, что во всех этих работах присутствует интерес к портрету, к выявлению наиболее характерного для данной личности, передачу тонкой моделировки переходов от лица к 'фону.

«етодологическке разработки профЛахогонп порччтлт свол' добротностью, обстоятельность», желанием продумать все мелочи. Здесь есть и указание требуемой величины, календарике срсз:к, самостоятельные и обязательные часы, рекомендуемые книги. Обширные выдержки из методических разработок проф.Макогона свэдетельствуют о четкости поставленных задач и разнообразии постановок, из которых возможно выбирать ту или иную применительно к индивидуальным особенностям группы. Также приводятся высказывания педагога, где он напоминает о дисциплине, ответственности, собранности; также заметны его попытай отделить профессионализм в работах студентов от "самодеятельности". Анализируя некоторые работы его студентов, автор считает нужным отметить: преподаватель располагает натур-ликов так, чтобы с многих точек построение рельефа било центрированным, уравновешенным, вписывалось в умозрительную геометрическую фигуру. Все постановки не рассчитаны на естественность, е них присутствует поза более напряженная, в сочетании и с драпировкой, и с предметами.

Анализ композиций студентов второго курса показал, что теми заданий не очень разнообразны, настораживает настойчивость предложений исторической тематики. Композиции медалей разрабатывают аверс и рег.еос, зачастую использован рельеф разных высот, графическое прочерчивание, декоративные детали, повестговательность.

Методологию второго года обучения также представляют занятия по формообразованию и летней практике, когда студенте сталкиваются с различными материалами. Автором сделан вывод о методологической верности введения студентов в тонкости ремесла. Программа третьего курса предлагает им несколько новых заданий, с которыми они еще не сталкивались. Программа весьма насыщенна, и каждое задание дает возможность студенту выбрать себе то

1о.

направление, где возможно наибольшее творческое раскрытие. Именно теперь должно приходить осознание того, какой путь пройден кг.адим из учащихся, насколько усвоен язык соподчинения л-орг: и какие были ранее сделаны ошибки. Динамика заданий третьего курса ставит перед ведулим преподавателе''.: ряд сложных задач, не только теоретической основательности, ко и практической внимательности к индивидуальному тяготению молодых скульпторов.

Дается краткая справка о и.Б.Сухенко, ученике '.!.Ллос-ко, его видении образа учителя /бронзовый бюст .'.{.Лысенко/. Автором сделан анализ композиции В.Сухенко "На панщин!" и портрета Д.Яворкипкого, в которых просматриваются принципы "эмоционального реализма", Методические разработки педагога, работавшего на кафедре скульптуры с 1967 года, отличаются лаконизмом, четкостью постановки задач и рекомендаций, выявлением специфики понимания венской на ауры, с которой студенты сталкиваются лтер-вые. Педагог говорит о мягкости, пластичности, камерности трактовки, однако акцентировку личности оставляет в портрете, т1 характеристике лица.

Анализ студенческих работ этого курса показывает, что учащиеся но гдтотся в подробности, разбирают принцип двкм-:¡м:я и соподчинения крупных масс, обобщают, но не огрубляют фор'.::;. Внимание т? драпиро-анито сказывается нч больше!? плпэтичности тканей, на вполне заметном желании передать красот>, некоторую эстетическую выразительность. Заметно влияние рисунка как в скульптурных, так и в композиционных заданиях.

На третьем курсе студента учатся работать с определенным архитектурным и природным пространством; первые пробы синтезирования студентами показывают, что чаще всего они остается на уровне взаимоподчкнения, использования горизонтально-верти-

jToy-n-yp, детали ¡:;-едятся не смело. Goho ьш :о п-граче.-ра организации памятника ухе понятны студентам, но они еще не осложнены личностным отношение:,:..

Автор отмечает, что в последнее врет происходят некоторые изменения в обучении студентов третьего курса проблемам синтеза, однако представляется необходимым уделять больше внимания не экстерьеру, а интерьеру, разработать темы заданий на камерную композицию е помещении.

Дальнейший анализ учебного процесса автор производит.рассматривая совместно четвертый и пятый курсы, так как методологически здесь решаются сходные проблемы, но разной степени слон-ности. На четвертом курсе студенты переходят в мастерские педагогов, сталкиваясь с определенными личностями, индивидуальными макетами, трактовками, принципами работы.

С етого периода, когда студентам уже известны оле::енагарные правила построения человеческой фигуры, начинается пристальное изучение движения. У;хе на первом этапе, после выбора натуры, начинаются совместные с педагогом поиски наиболее подходящего для донной модели движения, где "характерность" телосложения гармонирует с ритмом и пластикой движения. Через передачу настроения и состояния осуществляется "вхождение" студента г. поэтиру пластики.

Автором подробно -рассматриваются и подвергаются анализу все программные задания, их чередование, длительность, сложность, критерий оценки. Считается наиболее ванным показ студента,: тех возможностей, которые должны определять уровень профессионального решения дипломного проекта, конструктивное,пластическое и эстетическое мышление каздого студента. Такке автором проанализировано ведение композиции, где осуществляется ориентация на

памятник исторической личности или событие.

Б просмотрен!-:;« работах за четвертый курс отмечены конструктивная крепость, знание анатомии маской и женской и подчиненность им всех пластических констант.

Б работах пятого курса уже присутствует желание как м.окно более усчскнить движение, особенно в женской натуре, и создается впечатление, что через необычные позы студенты пытаются решать и композиционно-пластические задачи.

и проектах памятников, выполненных в часы по композиции, присутствует крайняя лапидарность, где мало используются пластические возможности, заслоненные архитектоникой и скупым геомет-ризмом, что крайне обедняет образно-эмоциональную сторону проектов. Подчеркивается, что на пятом курсе, во втором семестре студенты полностью сосредотачиваются на поисках дипломного ресекия, заканчивая татке все общеобразовательные дисциплины.

Ьо второй части диссертации, ее первой главе автор счел возможным рассказать о трех педагогах, которые руководят мастерскими, т.к. творчество пооф.В.З.Бородая рассматривалось отдельно, в первой главе. Мастерской руководит М.К.Бронский,ему ассистирует З.А.Чепелик, второй мастерской -• В.З.Бородай, которому ассистирует Ъ.1).1йгецоЕ. рассматривается творческий путь каждого из них, анализируются наиболее известные работы, включены обширные высказывания по проблемам преподавания, которые били записаны в личных беседах.

творчестве проф..Вронского заметным явлением были портреты З.Зпбаттк, Н.Амосова, М.Лысенко, где психологичноеть облика юзникает благодаря вдверенной композиции и мягкой лепке. Отобранные планы глубины, спокойный контур характерны для многих памятников скульптора /М.Коцюбинскому/.

I о.

[

Из всего, что сделано проф.В.Чепеликом, рассматриг'аэтол памятные знаки, посвящешше события:.': Ьторой мировой войны /на Трухановом острове и на массиве Борщаговка/, а также портреты художников /Н.Ге, К.Брюллова, А.Мурашко/, где скульптор пробует передать ощущение времени через атрибуты, фактуру поверхности, состояние изображенных.

Пристально рассматривается творчество В.Щвецова, особенно последних лет, когда он сосредоточился на создании композиций /"Лесная песня", "Адам и Ева", "Последнее яблоко", "Рука"/. Он выступает в них скульптором философско-лирического плана, прекрасно чувствующим различные материалы, умеющем работать в мелкой пластике, где определенный персонаж как бы "просматривается" сквозь несколько культурно-исторических ассоциаций. Такие рассмотрена работа проф. В.В.Швецова как заведующего кафедрой, его усилия, направленные на внедрение новшеств, поддержание атмосферы дружелюбия и коллегиальности на кафедре, отношение к студентам, аспирантам и стажерам. Дан краткий обзор педагогических! приемов проф.В.З.Бородая е работе со студентами, его I

желание говорить о поисках и находках каждого из подопечных.

Во второй главе второй части диссертации сделана попытка анализа дипломных работ в ДЕух мастерских, а танке выделена отдельно педагогические принципы проф.В.З.Бородая по отно::они.о к дипломникам, аспирантам и стажерам.

Историчность мышления, ориентация будущих скульпторов на создание памятника или монумента, посвященного выдающейся личности или знаментальному событию, отмеченному историческом наукой, закрепляются на протяжении нескольких лег. Канды'* скульптурный диплом становится событием, которое отражает

псе повороти, нлансн, взгляде сообщества художников, на основе которого возможна личностная интерпретация. Решение этого направления ? двух мастерских различно и это сказывается в шдв-лении маситаба личности через психологическую и культурологическую, динамическую и стилистическую константы. Б мастерской проф.М.л.Вронского многие дипломные работы композиционно восходят к академической постановке фигура в полный рост с условленным движением, сидящей или стоящей. Психологическая характеристика решается через портрет, положение рук, детали, атрибуты. Внимание уделяется одежде, ее складкам и пластическому соответствию конструкции тела. В таких дипломах так "Тарковский" С.Ко-роткекича, "Алиггий" С.Кулины, "Композитор Максим Березовский" М.Горлового дипломники воссоздают облик деятелей искусства .исходя из сохранившихся портретов, описаний или типологически правдоподобных черт, однако "доводят" работу до состояния завершенного гтэда.

Герой показан в состоянии некоей задумчивости, погруженности в мысли. Та?\ где присутствует отход от натурной постановки , есть определенные композиционные и стилистические поиски /"Ревэием" Б.Гирного, "Мемориальная доска основателям Академии" ;.'.Овдкйчутса/. Психологизация образов удается, когда попе: ведется через философское осмысление, пластическое и фактурное выявление.

Ь мастерской проф.3.3.Бородая также преобладает историческая тематика, но более широкой амплитуды, включая сгазоли-чэские и аллегорические композиции. Здесь наблюдается значительное разнообразие пластических решений, интерес к совмещению фактур и материалов. Только некоторые работы напоминают натурные постановки, с привнесением крайней экспрессии и сложного,

винтообразного движения. Дипломанта используют образы разных возрастов человека /"Элейтист" С.Копунской, "Внук и дед" Р.Чайковского/, собирательный образ /"Сутин" О.Еадьо/, мифические образы /"Три бога" Р.Найды/, религиозные образы /"Молитва" Б.Быка/. Дипломники этой мастерской могут с довольно большой степенью свободы делать не только "последнюю студенческую"работу, но и "первую творческую".

Они экспериментируют в композиционном решении, в пластической и фактурной трактовке, выбирают эпоху, личность, стилистику, не стесняемые наставником, но оберегаемые от крайностей. Будучи монументалистом, проф.3.3.Бородай не навязывает студентам своих принципов, своего ведения памятника.

Во второй главе приводится запись с проф.Ь.о.Зородаем, где он формулирует свое педагогическое кредо, делится опытом общения с иностранными студентами и стажерами. В заключении этой глаЕЫ делается вывод о сохранении идеи преемственности в педагогической деятельности акад.В.З.Бородая.

В заключении делается попытка проследить возникновение и развитие традиций преподавания скульптуры на факультете, проанализировать концепцию и методологию преподавания через вдею преемственности, выяеитъ те наиболее сложные моменты переходного периода, в которых-возможно осовременивание традиций, обног-лениЗ конце пиши. Также даются некоторые рекомендации по учебному процессу, преподаванию композиции, основной ориентации. Делается вывод, что украинская академическая школа скульптуры на современном этапе представляется средоточием многих проблем реалистического искусства, но размышление о человеке, его высокой миссии, его гармоническом существовании может привести людей неравнодушных к постепенному преображению, изменения г сторону совершенствования.

Основные положения диссертации отражены в следующих работах автора: , -.

1. Участие в конференции,по проблема.! преподавания. .София, 1981.

2. Участие в .зимней Академия "Аполония'82" - Созолол,1982.

3. Бюст-памятник М.Райковскп. 1985.

4. Творческая стажировка в КГХИ, 1988-89.,Киев. 5., Персональная выставка в КГХИ, 1989., Киев.

6. Участие в художественных выставках, Болгария. 7: Программа до скульптуре - 1993-94 уч.год. в Художественном

училище прикладного искусства, г.Троян, Болгария.^ 8. Методика преподавания по скульптуре., Троян. 15 'с. АЙГОТАЦЩ '

ЦОПЕБА ЦЕ£ТА1 КА ГАНЧЕВА. Концепция и методология преподавания скульптуры в УАИ.

Дисертация защищается в виде рукописен на соискание ученой степени кандидата искусствоведения .по специальности - 17.00.04 изобразительное искусство в УАИ, Киев 1ЭЭ5г".

В дисертащш исследуется концепция и методология преподавания скульптура на кафедре скульптуры УАИ,основу которой составили творческие работы и преподавание таких педагогов как 1.1.

г- ^

Лысенко и В. Бородай/ Освещены основные, принципы "академической июли скульптуры в КГХИ (затем УМ). В двух главах рассмотрен фактологический,методический и натурны материал студенческих работ всех курсов, и отдельных произведений преподавателей . кафедры. Установлено, что основы концепции образования на дан ны кафедре является идея преемствейости, которая передается посредством определенной традиции, Выявленой особености преподавательского метода педагогов,как на курсах,так и в отношение дипломных работ. Указаны наиболее сложные моменты современного ^лереходногГ!^ осовременивание традиции.

\

Кшочеше' слова: -академическая школа, преемственность, интерпретация, шгастичност, архитектоника, психологическая характеристика. . .

i

Tsvetanka Tsoneva Gancheva t Conception «nd methodology ,of Teaching Sculpture in Ukrainian Academy of •

-

*t Fine Art8.

Theeie is defended in the form of manuscript for taking

Degree of Bachelor of Pine Arts on speciality - 170004 - Fine

Arts 8nd Art Critic, Ukrainian Academy of Fine Arts, Kiev, 1995.

The conception and methodology of teaching sculptt^re at the

sculpture department of Ukrainian Academy of Fine Arts is researched

in this thesis. Works end teaching methods of such teachers as

M.Lysenko and V.Borodai are the basis of this thesis. The main

principles of Academical School of Sculpture in Kiev State Fine

Arts Institute ( later Ukrainian Academy of Fine Arts ) are reflected

here. Factological, methodological and models material of students'

works of all studying year end some teachers' works is considered.

It wa8 determined, that the idea of succession, which is reproduced

by means of definite tradition, is the basis of conception of

education at above-mentioned department. Peculiarities of teaching

methods in every day studying and during the defense of diplomas

t

are revealed here. The most difficult moments of modern transitional

period, in which remodernation will be possible, bre indicated.

>

Keywords! academical school, succession, interpretation, plastic, erchitectoniis, pschycological characteristic.