автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Концепция познания Носири Хусрава
Полный текст автореферата диссертации по теме "Концепция познания Носири Хусрава"
АКАДЕМИЯ НАУК ТАДЖИКСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА
НА ПРАВАХ РУКОПИСИ УДК 1ФД9
ШОХУМОРОВ АБУСАИД
КОНЦЕПЦИЯ ПОЗНАНИЯ НОСИРИ ХУСРАВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - 09.00 03- ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на -соискание ученой степени кандидата философских паук
ДУШАНБЕ -1990
Работа выполнена в Институте философии и права Академии наук Таджикской ССР.
Научный руководитель - доктор философских наук Х.Дэдихудоеь
Официальные оппоненты:
1. Касымджаьов А.Х. - доктор Философских наук, профессор
2. Кулматов Н. - кандидат философских наук.
Ведущее учреждение - кафедра философии Таджикского госпединститута им. Т.п —
на заседании Специализ „ , „ _____
ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.03 - история Философии в Институте философии и права Академии наук Таджикской ССР (73402Ь, г..[¡ушанбе, пр.Ленина,
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. Индиры Ганди Академии наук Таджикской ССР Сг. Душанбе, пр.Ленина,33).
Защита состоится
33).
Автореферат разослан
Ученый секретарь Специализированного совета кандидат философских наук
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ Актуальность проблемы. Исмаилизы, начиная со второй половины XI века неразрывно связан с именем выдающегося философа, теоретика, ученого и путешественника, неутомимого борца за справедливость и торжество разума и знания Нссири Хусрава^. Он
по праву считается "самым храбры.!, прямым и откровенным предо
ставителем критической мысли в персидской литературе".
Богатое и оригинальное Философское наследие этого мыслителя XI века привлекает все большее количество исследователей и ученых как у нас в стране, так и за рубежом. Доказательством тому является проведение международной научно-практической конференции в Иране (1976 г.), международного семинара, посвященного жизни и творчеству Носири Хусрава в Афганистане (1965 г.)^, Б своей сущности, философия мыслителя носит гуманистический характер. Она была направлена на освобождение человека от
Амуров Г. ФилосоФские взгляды Носири Хисрава. Душанбе,1965; Ьертельс А.Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М., 19о9; Богоутди-нов АЛ«. Очерки по истории таджикской философии. Сталинабад, 1961. С.146-157; Дэдихудоев X. ФилосоФйя крестьянского бунта. Душанбе, 15о7; Кештманд Абдуллах. Таквини аФкори ФалсаФии Носири Хусрава Кубодиёни // ¿оной .Окгон. Кабул, 1336. С. 127-141; Мискуб Шохрух. йанншаь ва маънои акл дар андишейе Носири Хусроу // Иронномэ. Вашингтон, 19сз9. № 3. О.40о-430: Кулматов Н. №а?хуми замен дар фалсафаи Кссири Хиссав // Изв.АН Хадж.ССР. Отд.сбщ.наук. 19оэ. I? 1. С.34-40; Его же. ТавсиФи категориям макон дар ФалсаФаи Носири Хисрав // Изв. АН Ta.HK.CCF. Сер.: философия, экономика, правоведение. 19сй. № I. С.15-1Ь; йуро-дова Т. О некоторых аспектах теории эманации Авиценны и Носири Хисрова // Изв.. АН Тадж.ССР. Отд.обшест...наук. 19с2. № I. С. 61-о4; Ее же. О некоторых аспектах натурфилософии Носкра Хисрава /на основе "д*омеъ-ул-хнкматаЯн"-а // Изв. Ап Тадж.ССР. Отд.обшеств.наук. 19&4. № 2. С.2о-33; Ее же. Категории движения. пространства и времени в Философии Носири ХисраЕа // Изв. АН Тадж.ССР. Сер.: Философия, экономика, правоведение. 19о6. Р 4. С.14-19; Ее же. К характеристике чувственного и рационального познания в философской концепции Носири Хисрава // Изв. АН Тадж.ССР, Сер.: философия, экономика, правоведения. 19ое. $ I. С.З-Ь; Ее же. "Д%омеъ-ул-хикматайн" Носи-□и Хисрава как философский труд. АвтореФ. канд.дисс. Алма-Ата, 1965; Табари Ихсон. Бархи баррасихо дар борейе чахон-бияихо за чунбишхои ичтикои дао Ирон. Тегеран. 134а. С.267-2йЗ; Тарзи Абдулвахоб. Носири Хусрави Балхи-хакгаи ва шоири
2 карни у хиджрии Афгонистон. Кабул, 1976. Исломинадушан Мухаммад Али. Пейванди Фикр ва шеьр дар назди
3 Носири Хусроу /7 Едкомайе Носири Хусроу. Мешхед, 1Э7О.С.50. Едкомайе Носири Хусроу. Донишгохи Фирдоуси. Д?нишкадайе адабиёт ва улуми инсони. Мешхед. 197о.
¿оной й.:гон. мач^уаи макологи семинари байналмилалии "Носили Ху с рав - настухмарди густараи хирад, дониш ва адаб. Кабул,
всякой формы порабощения и унижения, как в социально-политическом, так и в духовно-нравственном смысле. Поэтому она имеет огромное воспитательное значение и сегодня, ибо помогает человеку осмыслить свою сущность, понять свое предназначение, достоинство и величие, оперевшись на разум и знание, а не на животные чувства и инстинкты.
Сердцевиной философии Носири Хусрава является его теория познания. Ока, собственно говоря, и есть причина возникновения его философии. Существенное отличие теории познания этого мыслителя от других философов состоит в том, что цель познания им не сводится к познанию твосца, /как это представлялось представителям иных школ и направлений в древнегреческой и средневековой восточной Философии/, а состоит в познании человеком своей сущности и роля в мировом порядке через познание природы.
Теория познания Носири Хусрава, в целом, носит материалистический характер. Многие ее положения, в определенной мере, соответствуют сегодняшнему их пониманию. Например, трактовка процесса Формирования знания и познания у человека, определение функции и роли внешних и внутренних ощущений, решающее значение разума при этом и т.д. и т.п.
Итак, подробному анализу концепции познания Носири Хусрава на основе всех оставшихся до нас его произведений мы и посвящаем свою работу.
Степень разработанности проблемы. Изучение наследия Носи-ра было начато в начале нашего столетия Э. Брауном, В.А. Ивановым и Г. Этте. Они изучали произведения Носира, в основном, в филологическом плане и меньше касались вопросов чисто Философского характера. Тем не менее, В.А. Иванов стремился доказать, что якобы Носири Хусрав не имеет ничего общего с исмаи-лизмом, а его ФилосоФия есть не что иное, как бездарное повторение чужих мыслей, которые де не заслуживают никакого внимания. йлу показалось, что в произведениях этого мыслителя имеется лишь только "философский каркас, /но/ без исмаилитского здания" и "философская основа без исмаилитского утка"*.
Бертельс А.Е. Назариёти бархе аз ураФо за шииёни асноашари рочеъ ба арзиши мероси адабии Носири Хусрав // Ёдномайе Носири Хусроу. Ыешхед, 1976. С.99.
Такал необъективная и предвзятая оценка и антинаучные идеи В.А. Иванова были опровергнуты как со стороны ученых-востоковедов, так и современных философов. Большая заслуга в этом принадлежит видному советскому ученому А.Е. Бертельсу, который в своей хорошо известной монографии* доказал односторонность подобных выводов и несостоятельность такого рода обвинений в адрес Носира. Эта монография и сегодня является самой всесторонней и серьезной работой о жизни и творчестве Носири Хусра-ва в историко-филологическом плане. В этом отношении следует особо подчеркнуть огромный вклад выдающихся иранских ученых М. Муъина, Такизаде, М. Мухаккика, 3. СаФо^ и др., а также аФганских - X. Халили, А. Тарзи и др.
Рассмотрении и всестороннему анализу творчества Носира Хусрава в Философском аспекте вперьые была посвящена работа Г.А. Ашурова^. Хотя его исследование было выполнено лишь на основе одного произведения философа - "Зод-ул-мусоФирин" /"Путевой припас путников"/, тем не менее ему удалось выявить некоторые черты и положения вопросов как онтологического, так и гносеологического характера. Он впервые в этой работе подробно изложил причины критического отношения Носири Хусрава к Абубак-ру ар-Рази. Что касается теории познания, то ей автор уделил мало внимания.
Анализу другого, не менее важного произведения мыслителя была посвящена диссертационная работа Т. Муродовой0. Несмотря на то, что и этот автор ограничил себя только одним произведением, но ей все же удалось охватить большой круг вопросов, ка-
2 Бертельс А.Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М., 1959. Муъин Мухаммад. Мукаддима // Носири Хусрав. жомеъ-ул-хикма-тайн. Тегеран, 1343. С.1-20; Такизаде СайЙед Хасан. Мукадди-ма // Носири Хусрав. Дзвони ашьср. хегеран, 1352.С.9-71; Мухаккик Мехди. Тахлили ашьори Носири Хусрав /Оёти куръони, аходис, лугот, амсол/. Тегеран, 1344; Сафо Забихуллох. Носи-^и^Х^сцв // Таърихи адабиёт дар Крон. Т,2. Тегеран, 1339.
^ Халили Халилуллох. Юмгон. Кабул, 1959; Тарзи Абдулвахоб. Носири Хусрави Балхи-хаким ва шоири карни У хичрии Афгонистон. л Кабул, 1355.
к Ашуров Г. философские взгляда Носири Хисрава. ^шакбе,19б7. Муродова Т. "/¡ггомеъ-ул-хикматайн" Носири Хисрава как Философский труд. Авторел.канд.дисс. Алма-Ата, 1965.
сающихся субстанциального и акцидентального, движения, пространства и времени, идеального и материального и т.д. В общих чертах она сумела раскрыть суть этих вопросов. В дальнейшей работе над этими проблемами Т. Ыуродова существенно дополнила их новым содержанием*.
Некоторые из этих же вопросов рассматриваются таджикским философом Н. Кулматовым^.
Большое внимание основополагающим поинципам ФилосоФии
3
Носира уделяет X. Дрдихудоев в своей Фундаментальной работе , посвященной философии исыаилизма вообще. Он, так или иначе затрагивает вопросы познания в ФилосоФии мыслителя, дает им объективную оценку и расценивает их, в целом, как материалистические.
Из современных зарубежных ученых, которые исследуют философия нашего мыслителя, можно назвать Ихсона Табари4, шохрухи ыискуоа0, Рахими Номзараь, Абдуллаха Кешгманда'', Фархода Д&Ф-тариа, 4а£зи 1сехроина^ и др.
И. Табари в своей работе затрагивает, в основном, гуманистические принципы философии Нссира. Он тоже склонен считать, что неоплатонизм был основой учения исмаилизма вообще и Носири Хусрава в частности. Вместе с тем, он верно определяет
^ курсдова 'Г. Категории движения, пространства и времени в философии Носири Хисрава // Изв. АН Тадж.ССР. Сер. :®1ш>соФия,
2 экономика, поавоведение. 19а6. № 4. С.14-19.
Кулматов п. ЙаФхуми замон дар ФалсаФаи Носири Хусрав // Изв. АН Тадж.ССР. Огд.обществ.наук. I9oo. № I. С. 34-40. ¿го же. ТавсиФи категорияи макон дар ФалсаФаи Носири Хисрав // Изв. АН Тадж.ССР. Сеп.: ФилосоФия, экономика, правоведение. 19оЙ.
3 № I. C.Io-Ib.
л ¿рдихудоев X. 5илосоФия крестьянского бунта, ^шанбе, 1937. Табари Ихсон. Носири Хусрав - размандаи андешаманд ва сухан-ва// Табари Лхссн. Бархи барзасихо дар б^райе чахонбинихо ва д чунбиахэи ичтиыои дар Ирон.. Тегеран, 134о. С.267-2ЙЗ.
Я»! с куб ^охрух. Маныаъ ва маънои акл дао андишаАе Носири Хусрав. 6 Бахши дуввум // Иронномэ. ¿ашингтон, I9d9. № 3. С.405-429.
Номвар Рахда. ¿»ахонбинии Носири Хусрав // ¿оной Шгон. Кабул, п 135с. С. 74—сЗ. Кеттман.1 Абдаллах. Такзини аФкори ФалсаФии Носири Хусрави Хубодаёни // лзнои шгон. Кабул, 1366. С. I27-I4I. ,^афгари £арход. Нуксти дар борайе огози нахзати исмоилия// л Лронномэ. Вашингтон, 19о9. С. 430-442. V.expoHH аайз. Бозтоби андишахои михандустона дар апгьори Носири лусрави Балхи// Худжати Хуросон. Балх, 1367. С.30-39.
сущность этой философии. Шахрухи Мискуб же (который живет и работает в США) затрагивает в своей статье проблему разума, и в связи с ней, некоторые стороны космологии Носири Хусрава. Недавно прочитав его работу, мы обнаружили много совпадений и одинаковых выводов, к которым ми пришли независимо друг от друга. а работе Рахими Номвара дается общая характеристика всей философии Носира. Такой же подход наблюдается и у зав.кафедрой философии Кабульского университета Абдуллаха Кештманда. Он пытается дать обобщающую характеристику философии Носира из тех соображений, что подобная работа предпринимается в Афганистане впервые. Поэтому его статья носит ознакомительный характер. .Другой афганский ученый Файзи Мехроин в своей работе показывает гуманистические идеи и принципы поэзии Носири Хусрава.
Таким образом, можно сказать, что и в историко-философском аспекте проделана определенная работа по освещению тех или иных вопросов Философии этого мыслителя с позиции современной науки и ее требований, по тем не менее, сделано очень мало. Если учесть тот Факт, что все дошедшие до нас произведения Носира /за исключением "СаФарнамэ"/"Книга путешествия"/, носят сугубо Философский характер.
Вопросы познания в их взаимосвязанностк друг с другом при обязательном учете отрицательной теологии, как основы всей философии мыслителя, в той Форме, в которой предлагает автор, анализируются впервые.
цель и задачи нашего исследования. Преднамеренно отказавшись от метода анализа философии Носири Хусрава лишь на основе того или иного произведения его, мы поставили перед собой цель выявить и раскрыть более углубленно содержание и причины иа-ционалистического и материалистического характера концепции познания философа в целом.
В соответствии с поставленной целью в диссертации выдвинуты следующие задачи:
- выявить сущность познания и пути формирования знания у человека;
- показать идейные истоки отрицательной теологии, ее корни и источники;
- раскрыть понимание сущности бога исмаилитскими Философами на примере Носири Хусрава;
- определить соотношение материального и духовного в ра-
- б -
курсе категории материи и Формы, тела и души;
- дать характеристику основных идей космологии Носира под углом зрения соотношения природы и человека.
Научная новизна работы заключается в следующем:
- показана роль чувств в процессе познания природы и активность человеческого разума;
- доказана ошибочность выводов некоторых исследователей относительно причины выделения зрения и слуха среди других чувств как наиболее важнейших при формировании сознания у человека;
- показаны пути формирования духовного наслаждения в трактовке мыслителя и роль знания в спасении человеческой души;
- предлагается новая гипотеза относительно источников отрицательной теологии в исмаилизме вообще и в философии Носи-ри Хусрава в частности; показаны преемственность исмаилизма
и зороастризма как в вопросах теологии, так 'л в философии;
- выявлено историко-философское значение отрицательной теологии Носкри Хусрава, показаны причины отказа исмаилитских мыслителей от признания существсгаания бога;
- в контексте взаимодействия макро- и микромиров показано единство человека и природы (субъекта и объекта познания);
- доказана несостоятельность мнения некоторых ученых относительно метода "призыва" /даъват/ в исмаилизме;
- доказан, в целом, материалистический характер концепции познания Носири Хусрава;
- введены в научный оборот новые источники и рукописные тексты.
Методологической основой диссертации явились основополагающие принципы подхода к наследию прошлого, где особо важное значение имеет строгий историзм, научность и объективность подхода к проблеме не с узкоклассовой, догматической, а с общечеловеческой позиции.
При исследовании диссертант опирался на главные философские произведения В.И. Ленина - "Материализм и эмпириокритицизм" и "философские тетради", в которых всесторонне проанализированы вопросы познания материалистической философии.
Из научных работ автору были весьма полезными статьи и монографии ряда советских и зарубежных ученых, среди которых,
в первую очередь, следует отметить М.С. Асимова, В.Ф. Асмуса, Г.А. Ащурова, А.Е. Бертельса, A.M. Богоутдинова, Ы.Н. Еолтаева, М.Д. Дшоршоева, X. Дрдихудоева, A.C. Иванова, А.Х. Касымджа-нова, H.A. Кулматова, Мухаккика Ыехдаи, Минуви, Т.М. Муродовой, A.M. Мухаммадходжаева, К.О. Олимова, A.B. Сагадеева, 3. СаФо, A.A. Семенова, А. Тарзи, Такизаде, X. Халили и др.
Практическая ценность работы. Помочь осмыслить Философию Носири Хусрава с научной точки зрения в плане научно-исследовательском, педагогическом и пропагандистском. Наши выводы и положения могут быть использованы для разрешения некоторых спорных и запутанных вопросов Философии и теологии исмаилип-ма, его взаимосвязи с другими течениями и направлениями в средневековой йилосойии. Работа может быть полезной при составлении лекций по истории религии и атеизму.
Апробация результатов исследогания. Основные положения и выводы работы отражены в докладах на международном семинаре, посвященном жизни и творчеству Носири Хусраву /Кабул, I9ö? (Афганистан)/, на республиканской научно-практической конференции молодых ученых /Душанбе, 19ав/, на региональных философских чтениях молодых ученых республик Средней Азии и Казахстана /Душанбе, 19еа/, на республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистоь /Д/шянбе, I9ö9/, в лекциях для слушателе? курсов партийного актива республики /Душанбе, 1990/, а также в виде опубликованных статей, тезисов и брошюры.
Структура и объем работы подчинены ее общей задаче. Диссертационное исследование состоит из введения, д?.ух глав, заключения, списка литературы и источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется состояние литературы и степень разработанности тяж. Определяются цели и задачи исследования, показываются элементы новизны работы, определяются теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе "Отрицательная теология и онтология как предпосылки теоретико-познавательной концепции Носири Хусраэа", автор исследует, прежде всего, вопрос о возникновении отрицательной теологии в исмаилизме, которому посвящен первый параграф
данной главы. Без правильного решения этого вопроса невозможно понять.и раскрыть любой другой вопрос в философии этого мыслителя, и и«/аилизма в целом. Потому чтс свой путь в философии Носири Хусрав начал именно с критического осмысления сущности религии ислам, зго основ, законов, предписаний и принципов. Отрицательная теология явилась поворотным пунктом в переходе мыслителя от консервативной религиозной идеологии к Философии исмаилизма. "Истинная вера", о которой постоянно говорит Носир, в современном понимании есть его отрицательная теология.
Почти все исследователи едины во мнении, что своим происхождением отрицательная теология в исыаилизме обязана неоплатонизму или мутазилизму. Автор не предлагает иную гипотезу, которая заключается в том, что идеи отрицательной теологии Формировались как у Носири Хусраэа, так и у других мыслителей исмаилизма под влиянием дреьнеиранской зороастрийской традиции, не-жвлп каких-либо других ФилосоФско-религиозньгх течений. Этот тезис обосновывается следующими моментами: I. При сопоставлении и сравнении основополагающих принципов философии неоплатонизма и исмаилизма /на примере Плотина и Носира/ обнаруживается скорее всего их взаимоисключающий характер, нежели общность в понимании вопросов /как в теории эманации, так и в понимании сущности материи и Фермы, тела и душ, загробной жизни, метемпсихоза, знания и познания и т.д./.
2. При сопоставлении же с зороастризмом, выявляется их общность в трактовке вопросов как религиозного характера, так и философских, lio этой причине, в большинстве случаев, в исмаи-литской философии используются религиозно-философские понятия и термины зороастризма.
Что касается утверждения с том, что будто отрицательная теология была заимствована исмаилитами у мутазилитов, то это не подтверждается, по крайней мере применительно к Философии Носири Хусрава. По его словам, сторонники мутазилизма называют себя "ахли назар" /"сторонники видения"/, по той причине, что к познанию бога можно прийти через познание окружающей природы. Они признают, что бог есть знающий, мудрый, видящий, слышащий и т.д., но не как человек. Носир же отрицает все атрибуты бога, так как, по его мнению творца не следует уподоблять его творениям или прираснивать к ним. Более того, отвечая на вопрос во-прочи^щего с том, что бог есть или нет? - Носири Хусрав пишет
так: "Невозможно.чтобы всевыдний бог был причиной или следствием. Значит, нельзя говорить, что он, слава ему, есть. И необходимо знать, что абсолютная сущность сотворена гол и его сущность выше того "есть", противоположностью которого является "нет"'1. В добавок к этому, он в "Ваджхи дин"-е /"Лицо веры"/ говорит следующее: "Все, что не попадает под знание, его нельзя считать существующим /хает/. Следовательно, все, что охватывается знанием /наукой/, есть все, кроме бога. И так как невозможно, чтобы всевышний бог попадал под знание, а знание /наука/ есть то, что охватывает все вещи и предметы бытия и "нет" тоже находится ниже него, то отсюда не следует, чтобы мы говорили: бог есть или нет"^. Отсюда, совершенно верно заключает A.B. Са-гадеев: "Бог по их /исмаилитов - А.Ш./ представлениям пребывает даже по ту сторону бытия и небыгия"^.
Носири Хусрав исключает бога как из природы, так и из среды познания человеческого разума. Он не признает какое-либо вмешательство бога в дела природы и судьбы людей.
В этой связи примечательной является одиннадцатая глава "Ваджхи дин"-а /"Лицо веры"/, которая целиком посвящена толкованию оснсеы свидетельства "ла илаха ал-иллах" /"нет божества кроме аллаха"/. Носир объясняет, что "это подтверждение рабов божьих состоит из двух /взаимоисключающих/ частей: из отрицательной "ла илаха" /нет бога"/ и положительной "ал-иллах" /"кроме бога"/. Отрицается то, что есть ложное, подтверждается же то, что есть правда.
В истинной вере недозволено, чтобы верующий подтвердил то, чего не видел бы сам ... . Посланник, мир ему, произнес это подтверждение не от того, что он видел бога, а от того, что он познал два истинных доказательства единого бога, которые есть этот мир и /все/ творения"^. То есть, по словам Носира, "пророк посмотрел на горизонты /оФюк/ и души /анфус/, которые подтверждают творения и произнес такое свидетельство и велел /произнести/ нагл то же"^.
р Носири Хусрав. Кушоиш ва рахоиш. Бомбей, 1950. С.30. ч Носири Хусрав. Ваджхи дат.-Тегеран, 133о. С.26. 9 Сагадеев A.B. Ибн-Сияа /Авиценна/. М.,1930. С.47.
2 Носири Хусрав. Ваджхи дин. Тегеран, 1338. С. 89.
Носири Хусрав. Кушоиш ва рахоиш. Бомбей, 1950. С. 69.
Исходя из принципа непознаваемости бога, Носири Хусрав опровергает как мнение перипатетиков, считавших вполне возможным, что человек может увидеть аллаха, так и основополагающие идеи суфизма и других течений по данному вопросу.
В вопросе о соотношении материи и формы философ утверждает, что "первичной является материя /хаюло/, а форма /сурат/ следует за ней"*. Это же утверждение повторяется и в другом произведении: "Материя предшествует форме во времени. У Формирующихся вещей их материя предшествует форме во времени .Единый тезис отстаивается философом во всех его произведениях. Он показывает, оспоримость бытующего в научной литературе мнения относительно "примата формы над материей" у Носири Хусрава.
Вышеприведенные мысли Носира вскоре противоречат тем основополагающим принципам ФилосоФии Платона и Аристотеля, согласно которым для Платона "высшее бытие - объективно-существующие божественные Формы или "идеи" и "виды", "эйдосы", а у Аристотеля высшее бытие - единая божественная "Форма"... и "Форма вечна, не может возникать и точно также и "материя" не возникает и никуда не может исчезнуть"^. Носир, в противоположность этому считал, что не идея и не Форма, а "всеобщая природа /табиати кулли/ есть основа существования материального мира"^, который "не имеет начала во времени /ибтидои замони/, а имеет начало в мысли" /ибтидои Фикри/0.
Известно, что некоторые великие ФилосоФы, предшествовавшие Носиру, считали, что миру предшествует его форма, которая, якобы, была в замысле бога до сотворения его. Например, Аристотель в своем учении о бытии рассматривал мир как "упорядоченную градацию форм". Опровергая эту теорию, Носири Хусрав говорит, что "форма мира возникла сразу же вместе с этим миром таким образом, что между ними не было промежутка во времени"^.
2 Носири Хусрав. Хон-ул-ихвон. Тегеран, 1338. С. 70. о Носири Хусрав. Зод-ул-мусоФьрин. Тегеран, 133ь. С. 245. Асмус 3.«. Предисловие: Ш. Учение Аристотеля о четырех причинах // Аристотель. Соч. в 4-х т. Т.1. Ы., 1975. С.26,
и
ц Носири Хусрав. Хон-ул-ихвон. Тегеран, 1338. С.70. ? Там же. С.74. ° Там же.
Далее,-критикуя этих мыслителей, он заявляет: "Все те, которые твердят, что форма мира существовала у творца до сотворения мира, они тем самым отдают предпочтение Формам обоих миров перед самими этими мирами, так как они допускают, что всевышний бог сотворил мир из ничего и не допускают, что Форма мира не существовала у бога до сотворения. И, так как они твердят это, тем самым они отдают предпочтение Формам миров перед самими этими мирами"*.
Творцом всего материального мира, согласно Носири Ху-сра-ву является Всеобщая душа, а не бог. Но она предшествует миру не во времени, а по своему превосходству /является первой/. Носир констатировал, что "руша возникла первой по сравнению с материальным миром, но отнюдь не во времени, а по преимуществу /превосходству/ своему считается первой" . Точно такое ке соотношение существует и между частичной душой и телом человека: "Душа и тело возникли вместе и невозможно, чтобы между ними был бы промежуток во времени"^. Ибн Сина же нола-гал, что "как она /душа - А.Ш./ может не существовать до те-ла?"4.
Следует отметить, что термин "нафс" /"душа"/ применялся в средневековой философии, в том числе и у Носири Хусрава, в нескольких значениях: I/ ¿уса как оживотворяющее тело начало; 2/ Как кровь, протекающая в организме; 3/ Как сознание. При рассмотрении природы каждой из этих душ, когда философ говорит о "присоединении души к телу", то здесь он подразумевает под ней сознание человека, которое появляется и формируется у человека на определенном этапе жизни.
В познании души и тела первостепенное.значение философ придает познанию сущности и строению тела, ибо исмаилитская философия твердила, что человеку прежде всего необходимо познать собственное тело и природу, а лишь потом, при помощи этих знаний, постепенно восходить к познанию духовных творений /объектов/. По этому поводу он говорит: "Наука о познании
2 Носири Хусрав. Хон-ул-ихвон. Тегеран, 1338. С. 172.
3 Носири Хусоав. Ваджхи дин. Тегеран, 133Ь. С. 29.
4 Носири Хусрав. Зод-ул-мусофишн. Тегеран, 133В. С.210.
Абуали Ибни Сино. Рисолаи азхавия. Душанбе, 1960. С.54.
природы является очень великой и имеет большую пользу, потому что телесный мир, основой которого есть стихии, выполняет роль /функцию/ тела для духовного мира. И, пока не будет познано тело, нет дороги и к познанию души"*. Этот принцип отвергает тот путь, по которому шел Платон и его сторонники. Он, допуская познания души вне тела, говорит: "Чтобы узнать какова дува на самом деле, надо рассматривать ее не в состоянии растления, в котором она пребывает из-за общения с телом и разным злом, как наблюдаем мы это теперь, а такой, какой она бывает в своем чистом виде"^. Носири Хусрав также отвергает теорию врожденных знаний у человека и, Еместе с тем, теорию припоминания Платона. ФилосоФ считал, что "душа человека приходит из положения незнания и невежества в мир знания и науки, и в сад мудрости посредством тела, при помощи доказательств органов чувств" . Это соответствует диалектическому принципу происхождения знания из незнания. Он считает ошибочным также предстев-лзние других философов о том, что цель объединения души с телом сводится к познанию бога и возвращению к нелу. В этой связи философ пишет: "Хотя некоторые считают, что цель соединения души с телом есть достижение блаженства в этом мире, или возвращения ее к своей первооснове, т.е. к богу, мы считаем, что душа не имеет никакой другой цели, кроме как познание науки и Философии. Науку и философию душа нз постигнет иначе, кроме как через чувства и чувства для душ не (могут) возникнуть кроме как только в теле"4. Почти то же самое он повторяет и в "Зод-ул-мусофирин"-е: "Совершенствование души заключается в постижении наслаждения наукой_и мудростью, в этом кроется смысл прихода души в этот мир"0.
Исходя из своей теории о душе, Носири Хусрав отвергает также и теорию переселения души /метемпсихоз/. Об этом было сказано в работе Т. Муродовой. Несмотря на это, негативное ото Носири Хусрав. Кушоиш ва рахоиш. Бомбей, 1950. С.56. 3 Платон. Государство 7/ Соч. Т.З /I/. М., 1871. С. 443. £ Носири Хусрав. Зод-ул-мусоФирин. Тегеран, 1338. С. 20о. ^ Носири Хусрав. Хон-ул-ихвон. Тегеран, 1638. С. 215.
Носири Хусрав. Зод-ул-мусофирин. Тегеран, 1338. С. 264.
- 13 -
ношение исыаилитских философов к данной теории Платона, все еще вызывает' сомнения у некоторых ученых. Так, например, Ф. Си-роджев^ отнес и этот вопрос к разряду "спорных и односторонне решенных". Поэтому мы сочли необходимым еще раз вернуться к нему, чтобы окончательно рассеять подобного рода сомнения.
Подводя итоги первой главы, автор пришел к следующим выводам:
1. Отрицательная теология есть основа философской концепции Носири Хусрава. Она формировалась у него под влиянием зороастрийской традиции и мировоззрения предыдущих ему исмаи-литских философов.
2. Проблема познания сущности и природы бога не ставится Носиром в его философии Еообще. Так как он, как и другие исмаилитские мыслители, считал, что человек не в состоянии познать бога по той причине, что бог находится за пределами знания и познания. Поэтому, человек не должен стремиться к познанию бога, а должен познавать собственное тело, своп сущность и постепенно переходить к постижению всех тайн природы при помощи иу'вств и своего разума.
3. О боге нельзя говорить,что он "есть" или его "нет", ибо этими понятиями можно охватить все, кроме бога.
4. Вследствие такой интерпретации бога, категории материи и формы объясняются мыслителем не как творения бога, а как создания Всеобщей души, которая и есть настоящий творец всего материального мира. Но, между Всеобщей душой и миром нет промежутка во времени.
5. Такое же соотношение, по мнению философа существует и между телом и душой человека, которые также возникли вместе
и между ними также не было промежутка во времени. Промежуток во времени существует лишь между телом и говорящей душой, которая присоединяется к человеку несколько позже, после его рождения. Под нею философ подразумевает сознание человека.
Вторая глава диссертации "Познание как процесс постижения мира" состоит из четырех параграфов. В первом из них "Совпадение макро- и микромира - как условие и возможность позна-
Сироджев Ф. /Рецензия/. .Дэдихудоев X. философия крестьянского бунтя. Душанбе.19а7// Изв.АН Гадж.ССР. Сер.:ФилосоФия, экономика, правоведение. 19Ь8. № 3. С. 63-64.
- 14 -
ния" затрагивается проблема соотношения человека как микромира и природы как макромира. Автор прослеживает пути Формирования и развития данной концепции исмаилитской Философии. Она тоже восходит своими корнями к зороастризму. /Созданный на этой основе земледельческий календарь, спустя тысячелетия все еще используется на Памире/.
Как правильно отмечают И.А. Агаев и X. ¿рдихудоев, ,:древ-няя теория микро-и макрокосмоса развивалась ими /исмаилитами -А.Ш./ так далеко, что антропоморфизации подвергались не только "надлунный" /улви/ и "подлунный" /с.уфло/ миры, но также и такие общие понятия, как время, знание и, в особенности, религия"1.
Хотя жизнь на земле зависит от воздействия звезд и планет. тем не менее они сами лишены жизни. Это есть коренное расхождение между исмаилитской Философией, с одной стороны и древнегреческой и перипатетической - с другой. Носири Хусрав тоже настойчиво стоял на такой позиции.
Исходя из принципа всеобщей одушевленности, Аристотель, и вслед за ним восточные перипатетики считали, что в мире все целесообразно. Ибн Сина тоже считал, что "подобно тому, как суверенные радушные индивиды в делах своих преследуют определенную цель, подобно этому и природа в своих деяниях и движениях имеет некую цель, которая состоит в достижении блага и совершенствия'"". Носири Хусрав, опровергая подобнее воззрение последователей Аристотеля, определенно заявлял, "что
мир и все, что есть в нем из числа звезд, планет и стихий,
■а
не обладает ни жизнью, ни знанием"".
аенцом гсего творения природы Носир считает человека. Он "в начале своей жизни был равен другим животным, после того, как он постепенно приблизился к своему Физическому совер-¡генствию, к нему присоединилась та вещь, при помощи которой человек начал познавать сущность вещей и их тайны и нашел до-
Агаев И.А., ¿рдихудоев X. Концепция религии в раннем исмаи-лизме: "йда ал-ФаласиФа" "Братьев чистоты и друзей верности" // Изв.АН Тадж.ССР. Сер.:ФилосоФия, экономика, правоведение. 19о9. » 2. С.49. 5 Ьшоршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. ¿ушанбе, 1935. С.95. ° Носири Хусрав. Хон-ул-ихвон. Тегеран, 1338. С. 218.
- 15 -
казательства от явных вещей к скрытым, ... и этой вещью был Разум"1. Тем самым Носири Хусрав подчеркивает эволюционное развитие природы и, в процессе его, возникновение человека, который постоянно совершенствовал себя физически через труд. В итоге этого он стал разумным существом. При этом философ подчеркивает особую роль языка к речи при Формировании сознания у человека. В западно-европейской философии такой подход к данной проблеме наблюдается лишь у Канта и его учеников. Гегель же не разделял единства природы и человека. Лишь несколько позже", сначала Фейербах, а вслед за ним К. Маркс стали утверждать, что
человек и природа не разные, чуждые друг другу сущности, а еди-
р
ное целое" .
философ особо отмечает творчески преобразующее воздействие человека на природу и в зтом смысле он приравнивает человека к богу, ибо он сотворил такие вещи и предметы, которые никогда не возникли бы в ходе естественно-исторического развития салой природы. Человек есть самое ближайшее творение к творцу материального мира /Всеобщей душе - А.Ш./ по составу и строению своего тела и происходит от сущности Всеобщего творца /Всеобщего разума - A. ill./ по своей душе. И подтверждением правильности этого высказывания есть то, что все, на что распространяется действие Всеобщего творца, /подобно этому/ действия человека распространяются на часть всего того. Например, творение Всеобщего творца распространяется на четыре стихии, каждая из которых выполняет определенную работу. Человек также приказывает частям стихии делать ту или иную работу. Таким образом, каждая из частей стихии выполняет его приказы. Например, вода вращает мельницу, по воде плавают корабли; ветер используется для вращения мельницы, для усиления огня, огонь - для выплавки металлов, для приготовления пищи и т.д.; земля используется для строительства дома, зданий, кирпича, для выработки стекла и т.д."^. Поэтому Носир считает человека равным богу существом.
р Носири Хусрав. Зод-ул-мусойирин. Тегеран, 1338. С. 141. о Марксистская философия в XIX веке. М., 1979. С. 124.
Носири Хусрав. Хон-ул-ихвон. Тегеран, 1338. С. 177.
Именно в процессе активного взаимодействия с природой, подчеркивает Носири Хусрав, у человека Формируется сознание путем накопления знаний. Рассмотрению этого вопроса и посвящается второй параграф данной главы: "Роль чувств в познании материального мира". Тут, прежде всего, нами особо подчеркивается признание и констатация Носипом Факта независимого и объективного существования объектов познания от сознания человека. Признавая объективность существования вещей независимо от сознания человека, философ говорит: "То, что есть явное, оно есть такое в сущности своей, а не потому что люда обнаруживают его своими ощущениями. Потому что независимо от того, что люди познают его или нет, оно существует явно как этот мир и все, что есть в нем. Если люда не познают /или не видят/ его, то это не означает, что оно скрыто. Явность, открытость заключается в том, что человек с нормальными чувствами соприкасаясь с ним - познает его"*. Отсюда напрашивается вывод, что теория познания Носири Хусрава есть материалистическая теория отражения.
В этом процессе первостепенная роль отводится мыслителем внешним чувствам - осязанию, обонянию, вкусу, зрению и слуху. Через "силы" этих чувств, говорит философ, происходит возбуждение души. Они являются "разведчиками души и доводят формы вещей от самих вещей до души /оознания - А.Ш./, в результате чего душа изменяется вследствие принятия этих форм и становится возбужденной, а тело /вещь/ остается таким же, каким оно было"*". Все существующее в мире мыслитель делит на открытое /ошкор/ и закрытое /пушида/. В зависимости от этого их познание, происходит при помощи внешних и внутренних чувств. '"Го, что есть внешнее /открытое/, понятно, что оно познается глазами, ушами, руками и др. органами чувств. И то, что познается чувствами, называется чувственно-воспринимаемым. То что есть внутренне, оно скрыто и его невозможно познать внешними чувствами, а обладатели мудрости и знания познают его умом и знанием и называют
его умопостигаемым""^. ----
Р Носиои Хусрав. Ваджхи дин. Тегеран, 1338. С, 62. о Носири Хусрав. Зод-ул-мусофирин. Тегеран, 1338. С. 194. " Носиои Хусрав. Ваджхи дин. Тегеран, 1338. С. 62.
- 17 -
Таким образом, философ переходит к анализу внутренних чувств, которые есть всеобщее чувство, воображение, представление, догадка, память и размышление. В работе подробно характеризуются каждое из этих чувств, их роль в жизнедеятельности организма.
В третьем параграфе "Духовное наслаждение и принципы формирования знания у человека" автор останавливается на раскрытии сути духовного наслаждения и принципах формирования знания у человека. Приводятся отличительные черты двух видов, наслаждения, присущие человеку. Это есть физическое и духовное. Философ отдает предпочтение духовному наслаждению, ибо, как он считает. Физическое удовольствие есть временное и проходящее, а духовное - наоборот, есть постоянное и все возрастающее и никогда не доходящее до талого уровня, когда человеку не осталось бы изучать и познавать чего-либо. Главным условием достижения духовного удовольствия Носири Хусрав считает стремление людей к знаниям и действиям в соответствии с ними. Полное наслаждение человек получает тогда, когда он передает свои знания другим людям устно или письменно в виде написанного слова - книги и тем самым направляет их на путь истины. В связи с этим мыслитель особо выделяет социально-нравственное значение книги в жизни человека.
Нами установлено, что под понятием "врожденных знаний", Носири Хусрав подразумевал нижний уровень познания, который истолковывается в современной научной литературе как "информация", которая означает, что "мы от прошлых поколений получаем часть знания при рождении в виде задатков и споссбностей и определенного набора безусловных рефлексов, которые сами по себе не являются знанием, но вне всякого сомнения могут и должны быть истолкованы как информация"^.
Наш ФилосоФ всегда констатирует, что душа приходит к этот мир живой, но незнающей. Знание она получает лишь в этом мире посредством чувств и при активном участии разума я процессе познания природы.
Этот параграф заканчивается рассмотрением проблемы истины в понимании Носири Хусрава. Мы пришли к такому выводу, что концепция истины этого мыслителя есть классическая теорйя соответ-
1 Нарекий И.С. Западно-европейская философия ХУЛ в.М.,1974.0.104.
ствия, где философ без каких-либо сомнений признает объективный характер обоих посылок - как существования вещей независимо от познающего субъекта, так и знания об этих вещах, которое совпадает с ними, но не сводится к ним.
В четвертом параграфе "Проблема свободы воли и условие спасения души" нами показывается основное содержание и суть данного вопроса, изложенное в произведениях Философа. Она сводится к то- ' му,что Носир признает свободу воли человека и отрицает какую-либо зависимость его от бога. Он учит, что каждый человек сам строит свою судьбу и не должен связывать свои грехи или удачи с божественным начертанием или с судьбою. Творец своего счастья есть сам человек.
Основными выводами второй главы являются:
1. В контексте взаимодействия и взаимовлияния макро- и микромиров показано единство человека и природы. Это представляется сегодня весьма важным, если учесть, что в результате отчуждения
от природа человек приближается к всемирной экологической катастрофе, которую можно предотвратить осознанием своего неразрывного единства с природой.
2. Разделив ощущения на внешние и внутренние, подробно описав Функции каждого из них, философ верно показывает путь к познанию.
3. Принцип формирования знания, изложенный мыслителем, соответствует сегодняшнему пониманию этого процесса. Знание есть, в понимании Нссира, отражение в чувствах и в мозге объективной реальности и оно никак не заложено в душе человека заранее.
- Знание есть источник духовного наслаждения человека и
оно ему должно быть более важным, нежели Физическое удовольствие.
- Спасение души зависит от знания, а не от исполнения всяких религиозных церемоний. Его следует понимать в духовном, а не в физическом значении.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы основные положения и выводы диссертации.
Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:
1. Руэгори Носири Хусрав дар Бадахшон // Вопросы памирской филологии. Душанбе, 19ьЬ. - С.201-212.
2. Тарзи даъвати фотими ва пешвоёни барчастаи мазхаби ис-моилия// Дрнси Шгон. Кобул, 1366. - С.142-156.
3. Отрицательная теология как предпосылка Философских взгля-
дов Нэсири Хусрава // История философии и современность /тезисы выступлений участников 1У региональных философских чтений молодых ученых республик Средней Азии и Казахстана. - 7-9 сентября 1968 г. г. Душанбе/. - Душанбе: Дониш, 1968. - С.69-91. 4. Аркони дин аз нигохи Носири Хусрав. ^шанбе,1988.-17с. о. "СахиФат ан-нозирин" - важный Философский трактат ХУ в. // Сборник трудов республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов /12-14 апреля 1989 г. /Тезисы докладов/. Душанбе: Дониш, 1989. - С.94-97.
6. Роль органов чувств в гносеологии Носири Хусрава// Философия : прошлое, настоящее, будущее. /Тезисы докладов У региональных философских чтений /13-15 сентября 1989 г., Фрунзе/. Фрунзе: Илим, 1989. - 0.200-2"°