автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему:
Концепция ценностей В. П. Тугаринова и ценностная проблематика в отечественной социологии (60 - 90-ые годы ХХ века)

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Хмырова-Пруель, Ирина Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.01
Диссертация по социологии на тему 'Концепция ценностей В. П. Тугаринова и ценностная проблематика в отечественной социологии (60 - 90-ые годы ХХ века)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Хмырова-Пруель, Ирина Борисовна

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

КОНЦЕПЦИИ ЦЕННОСТЕЙ ВН. ТУГАРИНОВА.12

1.1. Определение ценностей и ценностного отношения.

1.2. Классификация ценностей: ценности жизни, культуры и социальные ценности.

1.3. Человек как ценность.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ЦЕННОСТЕЙ

В.П. ТУГАРИНОВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

60 - 91>-ы:е годы).

2.1. Категоризация ценностей в отечественой социологиии.

2.2. Социологичские исследования социальных ценностей.

2.3. Эволюция ценностного подхода в отечественной социологии.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по социологии, Хмырова-Пруель, Ирина Борисовна

Аюуальность исследования. Человек в повседневном мире для своих собственных практических нужд постоянно проводит отбор тех или иных материальных и духовных благ. Этот процесс отбора сопровождается сопоставлением и сравнением этих благ; их оценкой. Предметы окружающего мира раскрываются человеку как носители, ценностных свойств. То, что эти предметы выступают перед человеком в качестве таковых означает, что в них выражается и общественная природа человеческого бытия, и социальная сущность человека, и то что эти предметы включены в условия общественного бытия самого человека. ' Способность ценностей удовлетворять жизненные потребности человека свидетельствуют не только в пользу того, что в шобом социальном объекте проявляются определенные общественные отношения, но и то, что овладение человеком ценностями связано с освоением реального общественного мира, производством: и воспроизводством определенных жизненных условий.

Оценка присуща и способам теоретического отражения различных форм: практической жизнедеятельности -.науке, ее различным отраслям.

Поэтому ценностный подход ныне реализуется и: в методологии познания общества. Анализ ценностной проблематики считается в современых условиях актуальной задачей социологии, ибо по системе ценностей можно судить и о состоянии конкретного общества, и о его потенциале, и о перспективах его развития. Очевидно, что в условиях преобразования. самого общества, способов человеческого существования ценностная проблематика всегда приобретает дополнительную актуальность.

Специфика установившегося ценностного подхода в отечественной социологии определяется тем, что изменились условия общественной жизни, социальная структура общества. Возникли новые социальные институты, утверждается новая нормативно-ценностная структура общества. Для разработки в новых условиях теоретических оснований сравнительного анализа социальных ценностей возникла необходимость обращения к историческому наследию науки. Ценностное видение мира было представлено в трудах западных авторов Г.Риккерта, М.Вебера и многих других, а также представителей русской философии первой трети XX века - ог В.С.Соловьева до Н.О.Лосского, которые пытались прежде всего раскрыть в общечеловеческих ценностях их духовное содержание как внутреннюю основу человеческого всеединства, обнаружив тем самым: ценностные начала в человеке и его бытии. Многие отечественные мыслители полагали, что ценность человека заключается в положительном освоении им социальной жизни, среди них - Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский.

В начале 60-ь.гх годов XX века ценностная проблематика в нашей стране приобретает новое значение. В этом смысле большую значимость приобретает творчество BII. Тугаринова (1898 - 1978.it.), который один из первых начал разработку аксиологической проблематики в отечественной общественной мысли советского периода и дал оригинальный образец реализации ценностного подхода в марксистской литературе.

Степень разработанности проблемы. Из публикаций многих авторов

М.В.Серебрякова, В.АБлюмкина, И.М.Попова, А.А.Галактионова, П.Ф.Никандрова, Б.А. Чагина, В.И. Клушина и других), а также из пятитомника «Истории философии в СССР» и других работ можно почерпнуть обстоятельные знания, о том, как происходило развитие социологии в нашей стране, какие теоретические проблемы марксистской социологии обсуждались и дискутировались в те или иные конкретно-исторические периоды. Приоритет ВЛ.Тугаринова в отечественных разработках концепции: ценностей очевиден и неоспарим. Он принимал активное участие в дискуссиях и по другим различным проблемам марксистской социологии, оставив богатейшее теоретическое наследие. Об этом свидетельствкют многие исследователи.

Утверждение ценностной проблематики было не столь легким делом. В то время господствовали взгляды, что введение в марксистскую философию проблемы ценности в качестве особого ее раздела или «нового аспекта оправдывает точку зрения обывателя в самом широком смысле этого слова (включая потребления, утилитариста, бюрократа). Кроме того, некоторые исследователи опасались, что постановка ценностной проблематики внесет в марксизм неокантианство.

Подобная ситуацияпривела к тому, что в большей мере в историю-социологическом плане разбору подверглась неокантианская трактовка ценностног подхода в лице Г. Риккерта и М. Вебера. Изучались и способы ценностной категоризации в зарубежной социологии, западный сциентизм и антисциентизм. Указанные проблемы нашли свое отражение в работах Гайденко ПЛ., Гречаннош В.В., Брожика В., Мамчура Е.А., Попова С.И., Причепия Е.Н., Рудельсона Е.Н., Ручки А.А., Чавчавадзе Н.З., Кагана М.С., Шпаковой РЛ. и других. Однако, истоии утверждения ценностной проблематики в отечественной социологии советского периода не посвящено ни одной специальной работы

Поэтому особое значение в современных условиях приобретает историко-социологический анализ проблемы ценностей в отечественной литературе, и прежде всего - в работах ВЛ.Тугаринова. Необходимость историко-социологического анализа его концепции ценностей диктуется различными обстоятельствами. Например, в некоторых социологических моделях соотношения общества и личности, личность расматривантся скорее в качестве объекта социализации,, усвоения ценностей, чем как социальный субъект, их творящий. Тем самым человек и ценностапротивопоставляются друг другу. Однако, способы теоретического разрешения подобной си-гуации были обозначены в ходе появления самой дискуссии. Важно в этом смысле принять во внимание вывод В.П.Тугаринова, который самого человека трактовал как величайшую ценность.

Рассматривая историю утверждения учения о ценностях в отечественной литературе, важно отметить, что к этой проблеме ВН. Тугаринов подошел уже сложившимся ученым, этому предшествовало написание нескольких статей, книг - по проблемам категорий диалектического и исторического материализма. Эти публикации В.П. Тугаринова оказали огромное воздействие на содержание философско-социологической науки. Благодаря этим работам в общей структуре философии утверждается раздел о системе категорий. В.П. Тугаринов тем самым' возрождал: традиции, которые восходят от Платона, Канта и Гегеля. Он обосновывал систему и взаимосвязи категорий философской науки как логических понятий и как форм мышления внутри философской теории. Больше того, В.П. Тугаринов принимал активное участие и по различным проблемам: марксистской социологии, оставив богатейшее теоретическое наследие.

Поэтому особое значение в современных условиях приобретает историко-социологический анализ проблемы ценностей в отечественной литературе, и прежде всего - в работах В.П. Тугаринова.

Таким образом, несмотря на большое внимание со стороны философов, социологов, культурологов, экономистов, политологов, психологов к разнообразным аспектам ценностной проблематики, можно утверждать, что категория ценностей во многом еще остается для исследователей «вещью в себе». Недостаток видится в том, что большинство специалистов аксиологическую проблематику рассматривают односторонне. В 'итоге разнообразные аспекты бытия ценностей не увязаны в единую теоретическую картину. Подобное положение дел оказывает и негативное влияние на социологическую науку.

Ценностная проблематика намного разнообразнее, чем это представляется во многих работах. Соответственно и усложняющаяся социальная действительность, как и потребности развития самой социологической науки, требуют постоянного обращения к истории науки, теоретической саморефлексии, поиска приемлемых путей решения, данной проблемы. Последнее является возможным благодаря использованию опыта В.П.Тугаринова.

Цепь исследования. Автор целью своего исследования поставил историко-социологический и методологический анализ концепции ценностей В.П. Тугаринова, изложение ее главных положений, определение ее значения в отечественной социологической мысли и специфики влияния на данную мысль.

Достижению этой цели способствовала постановка следующих задач:

- изучение аксиологического новаторства В.П. Тугаринова;

- анализ концепции ценностей В.П. Тугаринова как первого систематического изложения марксистской теории ценностей в отечественой социологии;

- выявление ее социологического содержания;

- рассмотрение специфики ценное шой проблематики В.П. Тугаринова в общем контексте отечественных концепций ценностей за период 60 - 90 -ые гг. XX века.

Объект диссертационого исследования: ценностная проблематика в творчестве В.П.Тугаринова.

Предмет исследования: содержание концепции ценностей В.П.Тугаринова и реализация ее основных положений в современной отечественной социологии.

Методологи ческая основа исследования. Диссертационная работа строится на принципах историко-сравнительного и логического исследования.

Повышенный интерес к ценностной проблематики - это результат более глубокого понимания природы человеческого познания, его материальной и социокультурной обусловленности, целостности. Ценностая проблематика имеет междисциплинарный характер. Ценности являются предметом не только социологии, но и всех разделов философии, а также культурологии, политологии, экономической и других наук. Разграничение предметных определенностей этих наук образует на их границах взаимодействие смежных областей знания. Онтологическая дифференциация научных дисциплин неизбежно дополняется их гносеологической специализацией. За дифференциацией и специализацией, однако, не должна теряться целостность в понимании ценностей. Поэтому через механизм социально-философской (метасоциологической) рефлексии: и реализуется междисциплинарный подход к проблеме ценностей.

Без осуществления подобной метасоциологической рефлексии простая констатация взаимосвязи социологии с другим::» науками может привести к сведению социологии всего лишь к той сумме знаний, которые добыли гуманитарные и социальные дисциплины, а междисциплинарный подход к ценности соответственно может быть подменен обычным: перечислением различных точек зрения на природу ценностей.

Аналогичный подход к разработке методологии познания общества широко представлен не только в отечественной социологии, но и. западной: науке. Говорилось о том, что в анализе предметной противопоставленности в разных специализированных научных дисциплинах, укоренившийся в них способ научного рассмотрения никогда не в состоянии решить вопрос о том, являет ли их предмет в своей собственной предметной противопоставленности полноту своего существа. Причиной тому было то, что .наука в качестве теории /действительного приковала себя к области, ограниченной предметным противостоянием. Получается, что предметное противопоставление, которое необходимо предполагается существом современной науки, собственными средствами специализированных научных дисциплин, их приемами и методами преодолено быть не может,, Именно поэтому специализированные науки не могут делать законченных суждений о самих себе. Например, если историческая наука рассматривает саму себя в аспекте собственной тематики и методологии через историографию, то это еще не означает, что историография схватывает свою собственную сущность в качестве историографии. Поэтому роль социальной философии в обнаружении «постоянной обойденности недоступного необходимого» в ценностях не вызывает никаких сомнений.1

Однако важно в ходе историко-социологического исследования превратить эти основания в собственно социологическую методологию. Социологически ценности могут быть поняты в том случае, когда они рассматриваются сквозь призму общества и в системе общественных отношений, которыми обусловливаются и социальная структура общества, и различные формы социальной дифференциации, например, сословная, классовая, другие» и социальные действия людей.

Представляется, чю решение этих условий в ходе историко-социологического анализа, концепции ценностей ВН. Тугаринова позволит обеспечить единство исторического и логического

1 Хаидегер М. Выше и время. AD MARGINEM Москва, 1997. С. 18 - 22. исследования, семантического и сравнительного изучения, непротиворечивость выдвигаемых положений.

Исходя из отмеченного, исследование концепции: ценностей В.П. Тугаринова осуществляется на трех основных уровнях, составляющих в данном' случае специфические асекты историко-социологического анализа. Первый аспект образует раскрытие методологических основ концепции ценностей В.П. Тугаринова. Исходной предпосылкой берется его понимание онтологических задач и гносеологических функций, свойственных науке.

Второй аспект составляет рассмотрение социологического содержания концепции ценностей В.П. Тугаринова. Обращение внимания на его классификацию ценностей и на личность как главнейшую ценность, и основание данной классификации позволяет глубже уяснить сущность и специфику данной категории материалистической социологии.

Третий аспект диссертационного исследования предстает в единстве исторического и логического» семантического и сравнительного анализа. Основной акцент здесь делается на выявлении аксиологического новаторства В.П. Тугаринова и рассмотрении специфики понимания им ценностной проблематики в общем контексте отечественных концепций ценностей за период 60 . 90-ые it. XX века.

Тем самым: онтологический аспект и гносеологическая функция учения Тугаринова В.П. конкретизируются применительно к ценностям и выявляют себя еще более рельефно.

Научная новизна исследования заключаегся в том, что концепция ценностей В.П. Тугаринова впервые предстает в качестве объекта специального историко-социологического исследования.

В диссертационнном исследовании: - теоретико-методологические предпосылки позиции' BIT

Тугаринова рассматривается в качестве основы: формирования его первого систематического изложения марксистской теории ценностей в России, при этом осуществляется содержательный анализ концепции ценностей, ее понятийного аппарата, в ней выделяются определения ценности и ценностного отношения, классификация ценностей, личность как главнейшая ценность;

- изучен аспект теоретических взглядов В Л. Тугаринова, который может быть определен как аксиологическое новаторство, в него входят прежде всего материалистическое обоснование в социологии ценностной проблематики;

- выявлена специфика ценностной проблематики B.IL Тугаринова в сравнении с другими концепциями западной (субъективистской, позитивистской, объективистской) и в отечественной социологии,

- намечены перспективы развития аксиологического наследия В,II. Тугаринова в отечественной социологии, в частности дальнейшая разработка его идей о формировании ценностных отношений.

Теоретическое к практическое значение диссертационной работы, заключается в том, что специальное систематическое исследование концепции ценностей В.П. Тугаринова позволяет, во-первых, уточнить отдельные страницы в истории отеческтвенной социологии, и, во-вторых, конкретизировать отдельные положения социологической теории ценностей.

Основные положения работы могут быть использованы при подготовке соответствующих тем общих и специальных курсов по истории, теории и методологии социологии, а также по социальной философии, культурологии, других социальных и гуманитарных дисциплин. Выводы диссертации мсмут быть использованы в проведении эмпирического и практического исследований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Концепция ценностей В. П. Тугаринова и ценностная проблематика в отечественной социологии (60 - 90-ые годы ХХ века)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Длительное отсутствие разработанной теории ценностей привело к тому, что в истории отечественной социологии долгое время не обсуждалась история проблемы ценностей как в домарксистской, так и в марксигской социологии. Поэтому и поныне требуются работы но данной теме. Перефразировав В.П. Тугаринова, можно утверждать, изучение этой проблемы раскроет еще одну сторону теоретического богатства социологической науки: правильное выражение ценностного подхода в её истории чрезвычайно важно не только для истории социологии как таковой, но и для всей современной социологии.

Последнее сороколетие XX столетия в отечественной философии и социологии характеризуется становлением и эволюцией ценностной проблематики. Это произошло прежде всего благодаря аксиологическому новаторству В.П. Тугаринова, его единомышленников. В известной мере, стоит отметить и оппонентов теории ценностей в марксизме, ибо благодаря полемике с ними не только были намечены конкретные барьеры, разделяющие марксизм с неокантианством, сциентизмом и антисциентизмом по всему спектру сложнейших его вопросов, но и оттачивались многие проблемы ценностного подхода, а так же пути их решения. Его понимание проблемы ценностей, взятой в целом, необходимо связано с материалистическим и одновременно диалектическим соотношением классового и общечеловеческого, объективног и субъективного, абсолютного и относительного моментов в этих категориях.

Ценности суть предметы, явления их. свойства, которые нужны обществу или личности в качестве нормы, цели или идеала. Ценности -это то, что нужно людям для удовлетворения их потребностей и интересов. И лишь в этом качестве они выступают как положительная значимость.

Ценностный подход к действительности основывается прежде всего на потребностях и интересах социального субъекта. Будучи фундаментальным жизненным фактором, потребности и интересы рождают и направляют не только теоретико-познавательный, но и практически-ценностный интерес к общественной действительности. Познание социальных ценностей осуществляется в реальных условиях бытия общества, происходящих конфликтов, столкновения многих интересов и т.д.

Ценности имеются во всех областях социальной действительности, выявляясь по мере того, как человек осваивает их для себя, для достижения, своих целей и удовлетворения интересов.

Какой же должна быть роль и каким должно быть место теории ценностей в системе социальных наук? Теория ценностей призвана помочь решению многих насущных вопросов. Необходимо согласиться с В.П. Тугариновым в том, что она имеет огромное значение и в деле преодоления недостатков, и в установлении правильных, критериев оценки деятельности в экономической и «надстроечных областях жизни».

Многие положения теории социальных ценностей В Л1 Тугариновым были выдвинуты во вполне конкретных исторических условиях прошлого. Поэтому, не отказываясь от исторического наследия, необходимо осмыслить их по-новому, применительно к современным условиям. Это важно еще сделать и потому, что многие современные специалисты-социологи в области ценностной проблематики, по ее принципиальным аспектам, не осуществили действительною прорыва, вращаясь в кругу одних и тех же вопросов, порой соглашаясь со своими оппонентами и заимствуя их методологию. Однако, пути решения этих принципиальных вопросов были' обозначены еще в самом начале пути.

Современая отечественная социология в своем: анализе ценностей, в отличие от В.П.Тугаринова, основной акцент делает всего лишь на значимости. Тем самым часто нарушается единство творческого и эмпирического в ценностной проблематике, исчезает и объективный критерий всего того, что человеку полезно и нужно.

Теория социальных ценностей теснее всего связана с теорией социального познания: с проблемами соотношения теории и практики, объекта и субъекта. Ее развитие должно внести достойный вклад в другие науки. Поэтому необходима разработка целого ряда ценностных категорий. Что же касается социологии, то как утверждал В.П. Тугаринов, ценностное отношение и оценка выступают как важные факторы социального развития; они способствуют более детальному раскрытию проблемы субъективных факторов в общественном развитии роли прогрессивных идей, и более глубокому рассматрению соогношения потребностей, интересов, целей и идей в этом развитии.

Социологический подход ко многим ценностям жизни и общества, к личности в настоящих условиях должен выступать условием объяснения социально-исторической необходимости тех или иных форм общественной жизни и средством их преобразования. Очевидно, что развитие теории социальных ценностей видится прежде всего как исследование личности и общества, их воспроизводства, как приложение воспроизводственного подхода к практике.

Но постановка практических задач теории ценностей не должна означать забвение ею теоретических проблем - это путь к совершенствованию практики: теория ценностей способствует не только правильному освещению отдельных социальных ценностей, но и полезному для общества и личности их использованию. Теория социальных ценностей даёт методологическую основу и для более глубокого понимания социального взаимодействия, так как она в себе самой содержит систему понятий о потребностях, интересах и оценках, о сочетании этих факторов. Давая .ключ к более конкретному пониманию «механизма» оценочной деятельности людей, она должна усилить и укрепить объективные критерии оценки этого взаимодействия социальных субъектов.

Актуально и поныне учение В.П. Тугаринова о взаимосвязи теории ценностей, которая исторически связана не только с развитием философии: в целом, социологии, других социально-гуманитарных дисциплин. Хотя юридические, эстетические, этические и прочие отношения имеют весьма специфический характер, ценностное отношение как таковое наряду с познанием и практикой обладает характером универсальным. Оно - ценностное отношение - связано с основами всей человеческой жизни, а не с отдельными ее специфическими проявлениями. Поэтому ценностный подход должен войти составной частью и в теорию социальной практики, и в самые общие учения метасоциологии, обосновывающие соотношение общественного бытия и общественного сознания.

История человечества накопила огромное количество социальных ценностей, и социология,, как и другие дисциплины, изучающие общество и человека, должна не только исследовать факты, но и давать этим фактам оценку. Социология призвана не просто добывать данные, как. это полагают представители эмпирической социологии, она должна учить делать социальные выводы. Социолог не имеет право отбирать только лишь то, что ему кажется ценным, а остальное игнорировать. То, что является ценным, должно быть - оценено, а то что является неценным или относительно ценным, должно подвергнуться тщательному анализу и классифицировано. Поэтому следует помнить положение В.П. Тугаринова о том, что ценностный подход к истории, совершаемый на базе объективно-социологического метода, является противоядием против объективизма в изложении истории, против беспринципного безразличия к важным или неважным, прогрессивным или: реакционным явлениям исторической действительности.

Социологическая теория ценностей, сформулированная В.П.Тугариновым, может и должна служить целям методологического влияния на. развитие общественных наук.

В завершении стоит отметить, что взаимоотношения социологии как науки и ценностей весьма разнообразны, что все выделенные аспекты, выше в работе, этих взаимоотношений не исчерпывают всего содержания процесса включения ценностного компонента в социологическое знание, на основании которых делалось заключение, что ценностное сознание представлено в социологической науке прежде всего философско-мировоззренческими нормами. В свою очередь, эти исходные философско-мировоззренческис основания органически входят в методологический бвзис социологической науки, в структуре которого представлены также и нормативы собственно научного поиска. "Гагам образом, усиливая свою аксиологическую функцию, развивая свою аксиологическую составляющую как концептуальное обоснование ценностного освоения человеком мира, общесоциологическая теория вносит свой вклад в дело преобразования человеческого общества.

 

Список научной литературыХмырова-Пруель, Ирина Борисовна, диссертация по теме "Теория, методология и история социологии"

1. Законы и правила мышления как отражение " закономерностей объективного мира // Учен. зап. Калининск. гос. пед. ин-та. Т. X. 1946. Вып. 2.

2. Беглые замечания по поводу большого вопроса /7 Советская педагогика. 1947. №6.

3. О законах объективного мира и законах науки // Вопросы философии. 1952. №4

4. Марксистская диалектика как теория познания и логика. Л., 1952.

5. Сознание и ощущение. Л., 1952.

6. Законы объективного мира, их познание и использование. Л.Л 955.

7. О сознании и об общественном сознании // Вести. Ленингр. Ун-та. Серия обществ, наук. 1955. №9.

8. О природе сознания. Л.} 1956.

9. Ю.Соотношение категорий диалектического материализма // Вопр.философии. 1956. №3. 11 .Законы природы и общества. М., 1956.

10. Соотношение категорий диалектического материализма. Д., 1956. 13.0 категориях предмета, свойства и отношения /7 Вестник Ленингр.

11. Ун-та,. Серия экономики, философии и права. 1956.Вып. 3. Ks 17. 14.0 структуре и функциях марксистской философии /7 Вестник Ленингр, ун-та. Серия экономики, философии и права. 1957. Вып. 3, №17.

12. Общественное бытие. Л,.„ 1958.

13. Общество и личность /7 Коммунист. 1960. №18.21.0-смысле жизни. Л., 1962.

14. Некоторые гносеологические вопросы, искусства II Философские наука. 1966. №2.31 .Марксистская философия и: проблема ценностей // Проблема ценностей в философии! Отв. ред. АХ.Харчев.М.; Л., 1966.

15. Духовные ценности человека // Советская педагогика. 1966. №1.

16. Ценности личные и общественные // Советская педагогика. 1967. №4.340 методах общественных наук // Вопросы: методологическиеобщественных наук. / Отв. ред. В.П. Рожин. Л., 1967.Вып. 135 .Теория ценностей в марксизме. Л., 1968.

17. Диалектика социального и биологического в человеке /У Личность при социализме/Отв. ред. Ф.В. Константинов. М., 1968.

18. Реальное и мнимое в проблеме ценностей Н Философские науки. 1968. №4. С. 185-187. -Рец. на кн.: Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и. марксистско-ленинская философия. М., 1967.

19. Философия сознания.: Современные вопросы. М., 1971.

20. Марксистская теория личности на настоящем этапе // Философские науки. 1972. №4.

21. Природа, цивилизация, человек // Философские науки. 1974. №6.

22. Предвидение и современность (в соавторстве с Т.М. Румянцевой). Л. 1975.42.11рирода, цивилизация, человек. Л.: Гос.нздат, 1978. 43 .Избранные философские труды / Отв. ред. А.О. Бороноев. Л., 1988.

23. ЛИТЕРАТУРА. ПО ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ

24. Аксиология: частное и общее. Наука и ценности. Новосибирск, 1987. - 200 с.

25. Алябьева З.С. Смысл жизни и смерти /7 Что такое человек? Основы человековедения. Учебно-научное пособие. В 2-х кн. / Под науч. и общей редакцией В.Л. Обухова. Санкт-Петербург, ТОО «Ривьера», 1996. - Кн. 1.-С. 63-81.

26. Ангелов С. Познание и нравственная оценка /У Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. София, Наука и искусство, 1981. - Т. 2. - С. 546 - 559.

27. Андреева Г.М. Борьба, позитивистской и гуманистической ориентаций по проблема ценностей .// Социология и современность. -М„ Наука, 1977. Т. 2. С. 65-7.2.

28. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Политиздат, 1988. 180 с.

29. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М„: Политиздат,1970.-- 200 с.

30. ЗО.Аристотель Соч.: В 4-х т. Т. 1. М.: Академия, 1983.

31. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. События. Факт. -М.: Прогресс, 1988. 120 с.

32. Астафьев А.К. Онтология сознания и объективный разум II Тугариновские чтения: Материалы научной сессии. Серия «Мыслители». Выпуск 1. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000. -- С. 5.10.

33. Барулин B.C. Исторический материализм. Современные тенденции развития. М.: Наука. 1986.-228 с.

34. Бахтин MJM. К философии поступка .// Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984 1985 / Отв. ред. ИХ Фролова. - М., 1986.-С. 55-65.

35. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М.: Академ, книга, 1961. -338 с.

36. Бердяев НА. О назначении человека. М.: Наука, 1993. - 308 с.

37. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Наука, 1994. 315с.

38. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М., 1981.-120 с.

39. Богомолов А.С. Опредмечивание, ценности и социологическое познание// Социологические исследования. 1975. - № 2. -С. 53-61.

40. Бороноев А. О. Предисловие // Тугаринов ВН. Избранные философские труды. Л., Издательство Ленинградского университета, 1988.,-С. 3-9.

41. Бороиоев А.О., Смирнов ГШ. Россия и русские: Характер народа и судьбы страны. СПб., Лениздат, 1992. - 144 с.

42. Брожик В. Марксистская теория оценки. М., Прогресс, 1982.260с.

43. Быховский Б. Аксиология / Философская энциклопедия. В 5 т. - Т. 1. - M.i НАУКА, I960. - С. 78.

44. Василенко В.А. Цшшсть i ощнка. Киев: Наукова думка, 1964.160с.

45. Василенко В,А. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии. М.-Л., Наука, 1966. - С. 41-49.

46. Вебер М. Исследования по методологии науки. Ч. 2.~ М.: Наука, 1980.- 220 с.

47. Вебер М. Избранное. Образ общества. М,; Академия, 1994. --248 с.

48. Вебер М. Избранные произведения. М.:Академия, 1990. - 340 с.

49. Виноградов В.Д. Политические ценности в жизнедеятельности людей // Тугарииовские чтения: Материалы научной сессии. Серия «Мыслители». Выпуск 1. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000. - С, 11-15.

50. Витаньи И. Общество, культура, социология.- М., Прогресс, 1984. -287 с.

51. Власова В.Б. Ценность и оценка // Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М. Наука, 1981. - С. 156-166.

52. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 1985. - 256 с,

53. Выжлецов ГЛ. Аксиология культуры. СПб., 1996. -228 с.

54. Выжлецов ГЛ. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. -1995. № 6; 1996. - № 1.

55. Выжлецов ГЛ. Генезис оценочного сознания // Вопросы философии и социологии . Вып. 6. Л., 1973. -€,17-19

56. Выжлецов ГЛ. Духовные ценности и судьба России /7 Социально-политический журнал. -1994. № 3 - 6,.

57. Выжлецов Г. П. Общечеловеческие ценности и культура России // Возрождение культуры России: Истоки и современность / Под. ред. В.Т. Пуляева. СПб.: Изд-во СПб. Гу, 1993.С. 24- 28

58. Выжлецов Г.П. Оценка как аксиологическая категория // Вопросы: философии и социологии. Вып. 4,- Л., 1972. -С. 35-40.

59. Вяккерев Ф.Ф. Онтологическая концепция В.П. Тугаринова // Тугариновские чтения: Материалы научной сессии. Серия «Мыслители» Выпуск 1. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000. - С. 16 - 20.

60. Гайденко Ш1. Аксиология / Современная западная философия: Словарь. М.: Академия, 1991. - С. 13.

61. Гайденко П.П. Социология Макса Вебера // История буржуазной социологии 19 начала 20 века. ~ М., Наука, 1979. С. 253 - 308.

62. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX XIX в.в. 2-е изд. - Л.: Лениздат, 1989.

63. Гартман Н. Эстетика. М.: Изд-во иностр. лит-ра, 1958. -631. с.

64. Гегель Г.-В.-Ф. Философия. М.: Академ, книга, 1990. 85,. Гоббс Т. Соч.: В 2-х т. Т., 2. - М.: Академ, книга, 199.1.

65. Гордиенко Н,.С. Памяти В.П. Тугаринова // Тугариновские чтения: Материалы научной сессии:. Серия «Мыслители» Выпуск 1. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000. - С. 21 -22.

66. Гранин Ю.Д. Социальное познание и оценка /У Творчество и социальное познание М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. - С.115-132.

67. Гречаный В.В. Единство философского, естественно-научного игуманитарного познания человека и понятие ценности // Сержантов В.Ф., Гречаный В.В. Человек, как предмет философского иестественнонаучного дознания. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1980. С. 50 -116.

68. Григорян Б.Т. Философия как способ практически-духовного освоения мира /7 Философия, и ценностные формы сознания. М. Наука, 1978. С. 3-22.

69. Демидов Ю.А. Социальная ценность и оценка в уголовном праве. -М.: Политиздат, 1975. 240 с.

70. Додонов Б.И. Эмоция как. ценность.- М.: Госиздат, 1978. -123 с.

71. Дробницкий О.Г. Мир оживпшх предметов: проблема ценности и марксистская философия. М.: Наука, 1967. - 331 с.

72. Дробницкий О.Г. Наука и ценности: ( Состояние пробл. и ее постановка) //Филос. науки. 1973. №4. С. 14-18.

73. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Госиздательство, 1974. -273 с.

74. Дробницкий О.Г. Проблема ценности и марксистская философия // Вопросы философии. 1966. № 7. С.15 - 19.

75. Дробницкий ОГ. Ценность / Филос. Энциклоп. М., 1970. Т.5. -С.462-463.

76. Егидес П.М. О принципах структуры исторического материализма // Вопросы философии. 1966. № 1.

77. Ельмеев В.Я. О методах исследования социальной сущности человека. И Проблемы теоретической социологии. Вып. 3: Межвузовский сборник. / Отв. ред. А.О. Воронове. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2000. - С. 117 - 125.

78. Ельмеев В.Я. Философское новаторство В.П. Тугаринова // Тугариновские чтения: Материалы научной сессии. Серия «Мыслители» Выпуск 1. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000. - С. 23 - 25.

79. ЮО.Ельмеев В.Я., Багаева А.В. Ценность человека и стоимость его жизни .( Статья была дана на правах рукописи автором Ельмеевым В.Я.).

80. Ельмеев В.Я. Овсянников В.Г. Прикладная социология: Очерки методологии. СПб.: Издательство С .-Петербургского университета,1994.-200 с.

81. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., Политиздат, 1986. - 223 с.

82. Иванов В.Г. Время Тугаринова: эпоха возрождения философского факультета // Тугариновские чтения: Материалы научной сессии. Серия «Мыслители» Выпуск 1. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000. - С. 26 - 30.

83. Ивин А.А. Основания логики оценок. М.: Госкнига, 1970. - 345 с.

84. Ивин А.А. Ценности и понимание // Вопросы философии. 1987. №8. -С. 23 -26. '

85. Ильенков 3.R. Философия и культура. М.: Академия, 1991.

86. Ионии Л.Г. Понимающая социология: Ист.-крит. анализ.- М., Паука, 1979. »206 с.

87. История философии. Т. 3. М., Издательство АН СССР, 1959.

88. История философии в СССР: В 5-ти т./ Редко л.: В.Е. Евграфов и др. М., Наука, 1985. - Т. 5. - В 2-х кн. - Кн. 1 / В.Е.Евграфов, Л.А.Коган и др. - 799 с.

89. ПО.Каган М.С. Взаимоотношение наук, искусств и философии как историко-культурная проблема / Гуманитарий. Ежегодник Академии гуманитарных наук. СПб., 1995.

90. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. -М.: Наука, 1989. -228 с.

91. Каган М.С. Философия кулыуры. СПб.: Наука, 1996.

92. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Наука, 1997.

93. Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт систем, анализа). -М., Политиздат, 1974.328 с.

94. Кампанелла Т. О прекрасном, о превосходстве человека над животными, о божественности его души //' Эстетика Ренессанса. Антология / Сост. Ail. Шестаков: В 2-х т. Т. 1. М., 1991.

95. Кегхудов Р. Г. Об оценке как гносеологической категории 11 Вестник МГУ. 1965. №4.-€.34-42.

96. Кирилленко Г.Г., Швецов Е.В. О соотношении ценностного и научного освоения мира // Творчество и социальное познание. М., Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 132 - 153.

97. П8.Кислов Б.А. Проблема оценки в марксистско-ленинской философии (вопросы теории и методологии). Иркутск, 1985. -175 с.

98. Киссель М.А. Ценностей теория /7 Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

99. Колб У. Изменение значения ценностей в современной социологической теории // Современная социологическая, теория в ее преемственности и изменении / Под ред. Г. Беккера, А. Боскова. М., Изд-во иностр. лит., 1961. - С. 113 - 157.

100. Кон И.С. Социология личности. M.i Политиздат, 1967. 199 с.

101. Кортава В.В. К вопросу о ценностной детерминации сознания. -Тбилиси, 1987. 138 с.

102. Коршунов А.,И, Социальное познание, ценность и оценки: // Филос. науки. 1977. №6. С. 49 - 60

103. Крокинская O.K. О различии ценностных систем разных культур /7 Петербуржцы (этносоциальные аспекты массового сознания). Социологические очерки. СПб., 1996. -С. 38 48

104. Кузнецов Б.Г. Ценность познания: Очерки современной теории науки. -М.: Наука, 1975. -- 312 с.

105. Куп Ф. В.П. Тугаринов о человеке /7 Тугариновские чтения: Материалы научной сессии. Серия «Мыслители» Выпуск 1. СПб.:

106. Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000. -С. 37-39.

107. Лапин Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России. М„ Эдиториал, УРСС, 1996. - 224 с.

108. Лапин Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации//' Вопросы философии. 1992. № 12. -С. 26 -32.

109. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян /У Социологические исследования. 1996. № 5. -С.55- 60.

110. Лапин Н.И. Тяжкие годины России // Мир России. 1992. № 1.-С.32-40.

111. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм /У Ленин В.И. Поли. Собр. Соч. Т. 18. -С. 133 148.

112. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 44-48.

113. Лифшиц М. В мире эстетики. Статьи. М.; Наука, 1988. 308 с,

114. Лобовишв В.О. Модальная логика оценок и норм:. Красноярск, 1984. -200 с.

115. Лосский II. Ценность и Бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей / Лосский Н. Бог и мировое зло. М.: Терра, 1994. - 386 с.

116. Луначарский А. Этюды. Сборник статей. М.: Госкнига, 1988. -180с.

117. Любимов Т.Б. Понятие ценности в буржуазной социологии // Социальные исследования. М., Наука, 1970. Вып. 5: - С. 61-76.

118. Мамардашви ли М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984. 316 с.

119. Мамут Л.С. Ценность как проблема науки о государстве // Общественные науки и современность. 1997. № 6. С. 45 - 55.

120. Мамчур Е.А. Ценностные факторы и объективная логика развития науки // Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. » М.: Наука, 1981. -- С.23-42.

121. Мамчур Е.А. Ценностная нейтральность науки: миф или реальность?// Наука и познание. М.: Ин-т философии АН СССР, 1983.-С. 25-30.

122. Марахов В.Г. В.П. Тугаринов философ и человек // Тугариновские чтения: Материалы научной сессии. Серия «Мыслители» Выпуск 1. -СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000. - С. 45-50.

123. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З. - С. 489 499.

124. Маркс К. Экономические рукописи 1857 1859 годов. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46.4.1. - 508 с.

125. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. - 480 с.

126. Микешииа Л.А. Познавательный процесс и ценностные сознание // Диалектика познания. Компоненты, аспекты, уровни. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. С.101-140.

127. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.: Наука, 1990. -140 с.

128. Москвичев Л.Н. Антиномия научного знания и социальных ценностей буржуазной социологии // Социальная, природа познания.: Теорет. предпосылки и пробл. М., Наука, 1979. - С. 235-253.

129. Могрошилова Н.В. К проблеме научной обоснованности норм // Вопросы философии. 1978. № 7. С. 112-123.

130. Мотрошилова Н.В. Теоретические предпосылки и проблемы марксистского исследования социальной природы познания /'/' Социальная природа познания: Теоретические предпосылки и проблемы. М., Наука, 1979. - С. 5-22.

131. Нарский Й.С. О ценностях как идеалах человеческой деятельности // Ленинская теория отражения. М.: Госполитиздат, 1977, Вып. 8. -С. 74-82.

132. Наука и ценности. Новосибирск: изд-во НГУ, 1987.,.180 с.

133. Наука и ценности. Л.: Наука, 1990.» 218 с

134. Несбитт Д., Эбурдин П. Что ждет нас в 90-ые годы. Мегатенденции:год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы. М., 1992. -210 с.

135. Орлов Б.В., Эйнгорн Н.К. Духовные ценности: проблема отчуждения. -Екатеринбург, 1993. -144 с.

136. Паси И. Проблемага Заценностите. Годишник на Софийский университет, философско-исторический факультет. Т. LX11. Кн. 1. -София, 1968. 184 с.

137. Парсоис Т. Общетеоретические проблемы социологии .// Социология сегодня. М., 1965. -С. 136 -148.

138. Парсонс Т. Общий обзор // Американская социология. М., Прогресс, 1972. - С. 360 - 378.

139. Парсонс Т. Современное состояние и перспективы: систематической теории в социологии // Сгрукзурно-фунщиональный анализ в современной социологии. Вып. 1. М., 1968.

140. Перов Ю.В. Философский поиск В.П. Тугаринова // Тугариновские чтения: Материалы научной сессии. Серия «Мыслители». Выпуск 1 „ -СПб.: Издательство Саню-Петербургского философского общества, 2000.-С. 62-68.

141. Платон Соч.: В 3-х т. Т. 1. Ч. 1. М.: Академ, книга, 1971.

142. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения: В 4-х т. М., Госполитиздат, 1957. Т. 3. - С. 508 - 515.

143. Попов С.И. Проблема происхождения и: функционирования понятия ценностей в социологии // Социолог, исслед. 1979. № 3. С. 35-44.

144. Попова И.М. Ценность и ценностный аспект сознания. Ценностные представления и потребности // Сознание и трудовая деятельность: (Ценност. аспекты сознания, вербал. и факт, поведение в сфере труда). Киев; Одесса: Вища шж., 1985. С. 23 - 56.

145. Попова. И.М. Ценностные представления и "парадоксы" самосознания // Социолог, исследование. 1984. № 4. - С. 29-36.

146. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., Прогресс, 1983. 605 с.

147. Проблема ценности в философии / Под ред. А.Г. Харчева и др. М.; Л, 1966.

148. Пуликовский В. Современная наука и ценности // Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. М., Наука, 1981. С. 9 -23.

149. Рабочая книга социолога. М., Наука, 1983. - 477 е.

150. Рамазанов СЛ. О ценностном: подходе в исторической науке // Роль методологии в развитии науки. Новосибирск, Наука, 1985. С. 305 -312.

151. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре, СПб., 1911. -154с.

152. Риккерт Г. О системе ценностей // «Логос». М., 1914. Т. 1. Вып. 1. -1.96 с.17 3

153. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности // «Логос». -М., 1912-1913. Кн. 1-2.

154. Робергсон А. Рационализм в теории и на практике. ИЛ., 1958. -188 с.

155. Рудельсон Е.А. Неокантианское учение о ценностях: (Фрейбург. шк.) // Проблема ценности в философии. М.; Л., Наука, 1966. С. 128 - 144.

156. Ручка А.А. Социальные ценности и нормы: (Некоторые теоретические и прикладные вопросы социологического анализа). Киев, Наукова думка, 1976. -156 с.

157. Ручка А. А. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев, Наукова думка, 1987. -С. 180.

158. Сагатовский В.Н. В.П. Тугаринов и проблема метода в философии // Тугариновские чтения: Материалы научной сессии. Серия «Мыслители» Выпуск 1. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000. - С. 69 - 74.

159. Сагатовский В.Н. Социалистический образ жизни и активная жизненная позиция личности // Нравственная жизнь человека. М.: Мысль, 1982. С. 12 -33.

160. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979. -264 с.

161. Симпозиум по проблеме ценностей в марксистско-ленинской философии. Программа и тезисы докладов. Тбилиси, 1965.

162. Солонин: Ю.Н., Дудник С.И. О философии нашего времени; нестрогие рассуждения // Тугариновские чтения: Материалы научной сессии. Серия «Мыслители» Выпуск 1. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000. - С. 75 - 84.

163. Сорокин НА. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Академия, 1992. -264 с.

164. Социальные ценности и нормы. Киев, 1976. —168 с.

165. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. M.i Искусство, 1994. -379 с.

166. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. M.i Наука, 1972.415 с.

167. Столович Л.Н. Философия. Эстетика. Смех. С.-Петербург Тарту, 1999.-384 с.

168. Субботин Ю.К. Проблема ценности в неотомизме. М., 1980. -220 с.

169. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М.: Наука, 1997. 347 с.

170. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М.: Академия, 1990. -239 с.

171. Файибург З.И. Ценностные ориентации в некоторых социальных группах социалистического общества // Личность и ее ценностные ориентации. М.: ИКСИ АН СССР, 1969. - С. 59 - 99. (Информ. бюл. / ИКСИ АН СССР; № 25/40. Вып. 2).

172. Философия и ценностные формы сознания. ML, 1978. -210 с.

173. Фролов И.Т. Взаимодействие науки и гуманистические ценности // Наука и культура. М., Наука, 1984. С. 317 - 335.

174. Фролов И.Т. Наука ценности - гуманизм // Вопросы философии. 1981. №3.-С.27-41.

175. Хайдегер М. Бытие и время. AD MARGINEM Москва, 1997. 45.1 с.

176. Хмелько В.Е. Тенденции влияния НТР на ценностные ориентации рабочего промышленности // НТР и формирование духовного облика советского рабочего. Киев; Политиздат Украины, 1982. С. 102 -144.

177. Ценности: и оценки. М., 1972. 196 с.

178. Ценности и символы национального самосознания, в условиях изменяющегося общества. М., 1994. 225 с.

179. Ценности культуры и современная эпоха / Отв. ред. Н.Н. Лебедева. М., 1990. -215 с.

180. Ценности познания и гуманизация науки / Под ред. В.М. Найдыш. М.: Изд-во Рос. Ун-та дружбы народов, 1992.- 264 с.

181. Ценности процесса освоения / Сб. науч. тр. Тюмень: Изд-во гос. унта, 1990.-101 с.

182. Ценности социальных групп и кризис общества / Отв. ред. Лапин Н.И. М„ ИФАН, 1991. -231с.

183. Ценностное освоение государственной власти и управление России на рубеже веков. / Доклады и сообщения на межрегиональной конференции. Апрель, 2000. Вып. 1. 160 с. Вып. 2. - 120 с. (отв. ред. В.Т. Игнатов) Ростов н/Д. - Пятигорск. Изд-во СКАГС, 2000.

184. Ценностные аспекты общественного сознания: (Сб ст.). Барнаул, Изд-во Алтайского государственного университета, 1990. -- 98 с.

185. Ценностные аспекты отражения. Свердловск, 1977. 104 с.

186. Ценностные аспекты развития науки. М., 1990. 268 с.

187. Ценностные ориентации в гуманитарном познании: Научно-аналитический обзор. Киев, 1989. 132 с.

188. Ценностный мир русской культуры:: (Сб. ст.). СПб. Изд-во СПбГАК. 1995. 89 с.

189. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси: Мецниереба, 1984. -171 с.

190. Чагин Б.А. Очерк истории социологической мысли в СССР (1917 -1969). Л.: НАУКА, 1971. С.206 212.

191. Человек в социалистическом и буржуазном обществе. Симпозиум (Доклады и сообщения). М., 1966. -101 с.

192. Человек и его ценности. Ч. 1-2. М., 1988.

193. Чунаев С.Ф. О природных основах чувства красоты // Философские и социологические исследования. Ученые записки кафедробщественных наук вузов г. Ленинграда. Вьш.УП. Л., 1965. 215.Чухина Л. Феноменологическая аксиология Макса Шелера //

194. Проблема ценности в философии. М. Л., 1966

195. Шапошников А.И. Категория «интерес» как инструмент экономико-социологического исследования // Экономическая, социология и перестройка. Новосибирск, 1988.

196. Шпакова P.II. Макс Вебер о проблеме ценностей в социальном знании /7 Проблемы теоретической социологии / Отв. ред.Бороноев А.О. С.-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1.994. С. 118 - 125.

197. Шпакова Р.П. Перечитывая Василия Петровича Тугаринова /7 Тугариновские чтения: Материалы научной сессии. Серия «Мыслители» Выпуск 1. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2000. - С. 90 - 96.

198. Шпакова Р.П. Проблемы социального познания в концепции идеальных типов М.Вебера // Вопросы философии. 1985. № 3. С. 113 121.

199. Энциклопедический социологический словарь / Общ. Ред. Академика РАН Осипова Г,В. М., Российская Академия наук, Институт социально-политических исследований, 1995. --939с

200. Эстетические ценности в системе культуры. М., 1986