автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Концепция устойчивого развития
Текст диссертации на тему "Концепция устойчивого развития"
61 • 99 ~^1102" О
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ТОЛСТОВА ЕЛЕНА ГЕОРГИЕВНА
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (опыт философского анализа)
Специальность 09.00.11 - социальная философия
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор МАМЕДОВ НИЗАМИ МУСТАФАЕВИЧ
Москва - 1999г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ 10 КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
РАЗДЕЛ II. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ 50 СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
РАЗДЕЛ III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 83 ПЕРЕХОДА РОССИИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 106
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Во второй половине XX столетия на жизнедеятельности людей, уровне и качестве их жизни все сильнее стали отражаться противоречия, возникающие между экономическим развитием общества и сравнительно ограниченными адаптационными возможностями природы нашей планеты, ее биосферы. Стало очевидно, что углубление и развертывание этих противоречий ставят под угрозу дальнейшее существование не только отдельных биосистем, но и самого человека. Перед современной цивилизацией во весь рост встал вопрос об экологобезопасном развитии.
В философии, науке, общественном сознании в целом усилился интерес к перспективам развития человечества. Футурологические исследования, основанные на системном подходе, имитационном моделировании социально-экологических данных приобрели новый смысл и значение.
Благодаря впечатляющим разносторонним исследованиям комиссий ООН по окружающей среде, Римского клуба, других международных организаций сформировались как обоснованные представления о современном кризисном состоянии природной среды, так и идеи гармонизации социально-экономического и экологического развития.
Важным показателем уровня осмысления данной проблематики явилась Конференция ООН, проходившая в Рио-де-Жанейро в 1992г.,
где была принята концепция перехода современного общества к устойчивому развитию (sustainable development).1 Эта концепция ориентирует общественное развитие на создание такой культуры, при которой формируются разумные, учитывающие интересы будущих поколений, потребности людей, и осуществляется их удовлетворение без ущерба для основополагающих параметров биосферы. Речь, по существу, идет о необходимости перехода к новой эпохе цивилизационного развития на основе радикального изменения ценностей и целей современного общества, ориентации и содержания различных сфер человеческой деятельности.
В связи с этим возникает целый ряд вопросов: в какой мере обоснована данная концепция; достижимо ли устойчивое развитие системы «общество-природа» или это утопическая идея. Концепцию устойчивого развития зачастую или принимают на веру, или отвергают по различным (прежде всего идеологическим) соображениям. Эта концепция как общая программа действия человечества на будущее столетие является настолько принципиальной, что требуется философский анализ ее оснований, предпосылок и условий реализации на глобальном и региональном уровнях.
Степень разработанности проблемы.
Концепция устойчивого развития явилась определенным итогом многолетних исследований глобальных проблем. К настоящему времени создана огромная литература по данной тематике, простое
1 См.: Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы Конференции ООН в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993.
перечисление которой весьма затруднительно. Отметим лишь наиболее фундаментальные работы философского характера. Это публикации Гирусова Э.В., Горелова A.A., Загладина В.В., Кочергина А.Н., Медоуза Д., Месаровича М., Налимова В.А., Олейникова Ю.В., Панковой Л.Н., Печчеи А., Фролова И.Т., Чумакова А.Н. и др.
Концепция устойчивого развития рассматривается в основном в следующих аспектах. Во-первых, выявляются теоретические истоки данной концепции, в частности особенности преломления в ней философских, социологических, естественнонаучных и математических идей. Здесь следует отметить труды Брауна Р., Голубева B.C., Горшкова В.Г., Коптюга В.А., Лося В.А., Мамедова Н.М., Матросова В.М., А.Д., Яншина А.Л. и др. Во-вторых, делается попытка обобщения данной концепции, придания идеям устойчивого развития определенной системности, в связи с ориентацией исторического процесса. В этом отношении заслуживают внимания работы: Данилова-Данильяна В.И., Дрейера O.K., Лося В.А., Лосева К.С., Мальцевой Н.Л., Моисеева H.H., Урсула А.Д. и др. В-третьих, исследуются методологические вопросы трансформации различных сфер человеческой деятельности - науки, образования, техники, экономики и др. - в соответствии с критериями устойчивого развития. В данном случае представляют интерес разработки: Гирусова Э.В., Козлова Б.И., Лукьянчикова H.H., Мамедова Н.М., Никоноровой Е.В., Урсула А.Д. и др.
Вместе с тем, концепция устойчивого развития во многих отношениях еще носит абстрактный характер. Она нуждается в
конкретизации на основе социально-политических,
культурологических, экономических данных отдельных регионов нашей планеты. Должным образом еще не обоснованы условия и механизмы ее реализации в современном мире. Необходимы комплексные исследования, раскрывающие интегративную функцию данной концепции, ее системообразующую роль в трансформации современной цивилизации.
Цель и задачи исследования.
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении философского значения концепции устойчивого развития, ее методологической функции в гармонизации взаимоотношений общества и природы.
Для реализации указанной цели поставлены и решены следующие задачи:
-уточнить теоретический статус концепции устойчивого развития;
-показать роль глобалистики в формировании концепции устойчивого развития;
-раскрыть философские и научно-теоретические основания концепции устойчивого развития;
-выявить возможную роль концепции устойчивого развития в историческом процессе;
-обосновать предпосылки, необходимые для реализации концепции устойчивого развития;
-рассмотреть перспективы перехода России к устойчивому развитию.
Методология и источники исследования.
Основу исследования составили философские принципы единства и развития, системности и самоорганизации, общенаучные идеи глобального эволюционизма, а также социально-экологический и ноосферный подходы. Диссертант опирался на классические исследования в области философии истории, социальной философии, культурологии, на данные и положения современной науки, в частности, социальной экологии, глобалистики, биосферологии, а также на доклады Римского клуба, материалы Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992г.), международного симпозиума, посвященного проблемам устойчивого развития России (Москва, 1997г.) и другие источники.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— обоснована связь концепции устойчивого развития с внутренней логикой теоретического освоения природной и социальной действительности; показано, что по своему содержанию данная концепция является квинтэссенцией целого ряда философских, социологических и естественнонаучных идей, касающихся устойчивого развития сложных систем, эволюции и самоорганизации биосферы, смысла и качества жизни людей, ноосферогенеза в целом;
— выявлено философское значение концепции устойчивого развития, ее влияние на социальную философию и философию истории, связанное с усиливающейся регулятивной ролью данной концепции в историческом процессе;
— раскрыта методологическая функция концепции устойчивого развития для исследования будущего, ее системообразующая роль,
делающая возможным формирование нового гармоничного мирового порядка;
— установлены культурологические предпосылки перехода общества к устойчивому развитию, доминирующая роль в них экологических ценностей, формируемых продуманным экологическим просвещением и образованием;
- показано, что необходимыми социально—политическими условиями перехода к устойчивому развитию являются консолидация общества на основе идеалов демократии и гуманизма, формирование правового государства, оберегающего права человека и сохранность биосферы, содействующего становлению природосберегающих технологий и экологичной экономики;
— определен статус экологической информации в обеспечении экологической безопасности, показана необходимость принятия соответствующих конвенций на международном и национальном уровнях об обязательном экологическом информировании населения;
- уточнено влияние российской специфики, этнического плюрализма, евразийского типа культуры на особенности перехода общества к устойчивому развитию.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Полученные диссертантом результаты могут дополнить традиционные подходы к проблемам социальной философии, связанным с определением предпосылок и ориентации исторического процесса, служить основой разработки методологических программ перехода России к устойчивому развитию, содействовать
определению действенных путей формирования экологической культуры и экологизации общественного сознания.
Положения и выводы диссертации целесообразно использовать в образовательной и просветительской деятельности, в основных и специальных курсах философии, философии истории, социальной экологии.
Апробация диссертационного исследования.
Основное содержание работы отражено в публикациях автора. Выводы исследования были предметом обсуждения на Всероссийском семинаре по проблемам экологического образования (Москва, 17 ноября 1998г.), методологическом семинаре кафедры экологии и управления природопользованием Российской академии государственной службы при Президенте РФ (Москва, 15 декабря, 1998 г.)
Диссертация обсуждена на кафедре философии Московского педагогического государственного университета и рекомендована к защите.
РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Наметившиеся в последние десятилетия противоречия между нарастающими потребностями общества и сравнительно ограниченными возможностями биосферы ставят под угрозу дальнейшее существование человека. Не случайно поэтому вопросы экологобезопасного развития человечества вышли на передний край научного поиска, общественного сознания в целом.
Стремления к обеспечению экологической безопасности всегда было одним из ведущих мотивов человеческой деятельности. Под безопасностью в экологической сфере понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями антропогенного воздействия на природу, а также от стихийных бедствий.
Во второй половине двадцатого столетия в отношениях общества и природы произошли значительные перемены, которые свидетельствуют о вступлении человечества в качественно новый этап взаимодействия с природной средой. Его своеобразие определяется осознанием уязвимости бытия человека перед им же созданной технической мощью, ограниченности возможностей биосферы, ее ресурсов, необходимости радикального изменения стратегии и характера человеческой деятельности.
К его основным возможностям можно отнести глобализацию негативного антропогенного воздействия человека на биосферу,
расширение масштабов нерационального природопользования, изменение характеров и темпов роста загрязнения окружающей среды, углубление процессов разрушения естественной среды обитания человека. Дальнейшее загрязнение экосистемы создает серьезную опасность для настоящего и будущего человеческой цивилизации.-
Противоречия во взаимосвязях общества и природы сказываются в планетарном масштабе, отражаются на уровне и качестве жизни людей, социальных и политических процессах. Сейчас очевидно, что наш мир можно разрушить не только военными, но и мирными средствами, то есть экологическая проблема как общечеловеческий феномен приобрела в условиях развертывания научно-технической революции судьбоносный характер.
Обострение экологической ситуации придало особую актуальность философскому осмыслению коренных проблем человеческого существования. Вызываемые техногенной деятельностью силы ставят человечество на грань выживания. На пороге XXI века перед обществом встал вопрос "Быть или не быть". Первостепенными стали вопросы сохранения генофонда человека, продолжения жизни на Земле.
Биосфера и человек являются уникальными творениями эволюционных процессов мироздания. И парадоксально, что перед человечеством ныне возникла беспрецедентная задача - спасти жизнь и цивилизацию от экологической катастрофы. Впервые люди в наше время стали реально осознавать глубинные взаимосвязи человека и природы, глобальные негативные последствия недальновидной производственной и политической деятельности. Мир подошел к
такой черте в своем развитии, что надо остановиться и подумать, что делать дальше.
В комплексе Прав Человека на центральное место сейчас выдвигается право на жизнь и благоприятную природную среду. Между тем осуществление этого права уже невозможно без глобального решения проблем экологической безопасности.
Экологическая проблема во многом отражает те характеристики взаимоотношения общества и природы, которые связаны с возникновением нового противоречия между универсальным характером развития социальной формы движения материи и закономерностями собственно биосферных механизмов и факторов развития. Гармоничное разрешение экологической проблемы должно означать тотальное соответствие, подчиненность развития общества законам и принципам саморазвития биосферы. Сохранение биосферы — среды обитания в качественно новой стадии (ноосферы) выступает главным критерием решения экологической проблемы.
Как показывает экологическая ситуация в мире, в ближайшем будущем потребуются громадные духовные и материальные ресурсы для исправления негативных последствий человеческой деятельности.
До середины XX столетия не было явной угрозы развитию человечества, исторической смене одних поколений другими. Основными факторами, обусловившими необходимость обоснования устойчивого развития, были некоторые зафиксированные изменения глобального характера: демографический взрыв на планете; истощение традиционных легкодоступных горючих и минеральных ресурсов; деградация биосферы (сокращение биоразнообразия,
пахотных земель и т.д.); а также производные от этих изменений: истощение озонового слоя биосферы и возрастание воздействия на живые организмы космических лучей; вероятность повышения температуры поверхности Земли и др.
В целом все это привело к ухудшению качества жизни людей, состояния их здоровья, возникновению целого ряда социальных, экономических и других проблем. Человечество, преследуя одностороннюю прагматическую цель от использования природы, стремительно приближается к глобальному экологическому кризису. Развитие экономики привело к существенным изменениям качества природных систем.
Тревога за будущее человечества во многом оправдана реальными эффектами взаимодействия человека и природы. Некоторые акценты в последние годы сместились, однако проблема выживания по—прежнему остается актуальной — если риск мировой войны снизился, то риск глобальной экологической катастрофы только нарастает. Насколько серьезен угрожающий человеческий кризис и есть ли пути выхода из него?
Прежде всего, нужно с научных позиций понять, не превзойден ли пока предел устойчивости биосферы к антропогенному воздействию, и если нет, то каким запасом устойчивости она еще обладает. Разные методы оценки дают разные ответы. Так, некоторые авторы, рассматривая влияние цивилизации на круговорот углерода, приходят к выводу, что незамкнутость углеродного цикла уже поставила биосферу на грань необратимых катастрофических изменении. В то же время анализ одной из самых чувствительных
характеристик глобальной экосистемы — климата, показывает, что хотя никто не оспаривает реальность процессов, приводящих к "парниковому эффекту" (повышению температуры из-за антропогенного роста концентрации СО2 в атмосфере), ученые пока не могут сказать, что абсолютно надежно обнаружили этот эффект на фоне изменений климата, вызванных другими причинами. Впрочем, даже если вопросы об устойчивом существовании биосферы и климатической катастрофе в ближайшее время не встанут, человечество вскоре неизбежно столкнется с недостатком минерального сырья, особенно редких элементов и энергии.
Какие же выходы из сложившегося положения можно найти? Обычно п�