автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.04
диссертация на тему:
Концептуальные основы мирного процесса по урегулированию конфликтов и их реализация в Республике Таджикистан

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Ашуров, Музаффар Курбонмахмадович
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.04
Диссертация по политологии на тему 'Концептуальные основы мирного процесса по урегулированию конфликтов и их реализация в Республике Таджикистан'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Концептуальные основы мирного процесса по урегулированию конфликтов и их реализация в Республике Таджикистан"

□озоезвт2

На правах рукописи

АШУРОВ МУЗАФФАР КУРБОНМАХМАДОВИЧ

Концептуальные основы мирного процесса по урегулированию конфликтов и их реализация в Республике Таджикистан

Специальность 23 00 04 - политические проблемы международных отношений и глобального развития

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

Москва 2007

0 7 ПОИ 2007

003063672

Работа выполнена на кафедре национальных, федеративных и международных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Научный руководитель доктор исторических наук, профессор

Михайлов Вячеслав Александрович

Научный консультант доктор политических наук

Зорин Владимир Юрьевич

Официальные оппоненты доктор политических наук

Щеголев Виталий Валентинович

кандидат политических наук

Королев Сергей Владимирович

Ведущая организация Пограничная академия ФСБ РФ

Защита состоится 3/ мая 2007 г в «// » часов на заседании Диссертационного совета Д 502 006 09 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу 119606, Москва, пр-т Вернадского, 84, ауд 3332

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Автореферат разослан "^-апреля 2007 г

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор политических наук, профессор

Р А Явчуновская

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования Современный мир стал эпохой обострения, противоборства различных идеологий, выдвижения новых конструкций организации общественной жизни, которые часто служат почвой для разворачивания конфликтных ситуаций Кроющиеся в лоне этих конфликтов угрозы, в свою очередь, постепенно начинают выходить из начальных локальных границ и становятся опасными для устойчивого развития социально-политических систем разных уровней Вдобавок к этому, усиливающееся стремление отдельных государств вмешиваться во внутренние дела других стран, иногда называемое принуждением к миру, порождает дополнительные очаги конфликтов и тем самым ведет к разрушению принципов доверия и взаимопонимания между различными народами, столь нужные для установления мира и согласия Исходя из этого, в современном мире возрастает осознание необходимости поиска и выдвижения ценностей мирного урегулирования конфликтов всех уровней как основы отношений между отдельными группами, общностями, партиями

Понимание актуальности этой проблемы часто заставляло ученых разных областей социальных наук искать и предлагать свои пути достижения мирного сосуществования различных народов и общностей Если вначале содержание большинства проектов достижения такого состояния предполагало или, точнее, оправдывало использование немирных средств, то в последующем развитие и распространение ненасильственных способов установления и укрепления мира вышли на передний план Это отчасти способствовало развитию теории этики ненасилия, толерантности, диалога культур

Особую значимость актуальность исследования данной проблемы имеет, очевидно, для стран Центрально-Азиатского региона, где развитие профилактических мер и новых форм мирного сближения конфликтующих сторон является гарантом продвижения институтов и ценностей демократии в них Ибо сегодня во многих из этих стран поиск новых моделей организации политической жизни иногда сопровождается конфликтными ситуациями, и не все политические силы обладают четким представлением, каким образом их можно направить в русло мирного, конструктивного диалога Отсутствие такого подхода, к сожалению, иногда приводит к эскалации конфликтных ситуаций и открытому противоборству Такая участь в свое время постигла и

Таджикистан, который вопреки трудностям выработал правильный и во многом не имеющий аналога в политической практике современных государств путь к мирному разрешению внутреннего конфликта

Сегодня этот опыт по праву стал объектом изучения во многих странах, и часто его считают образцом для урегулирования подобных конфликтов и в других странах Исходя из актуальности этой проблемы, в диссертации опыт мирного урегулирования межтаджикского конфликта исследуется в контексте существующих теоретических разработок в направлении изучения мирного процесса и в тесной связи с теми политическими проблемами, которые сегодня разворачиваются в регионе и в Таджикистане, в частности Поэтому исследование этой темы имеет также важную практическую значимость для общественной жизни стран региона, когда расположенные в нем государства для решения своих жизненных проблем испытывают острую нужду в поддержании мира и стабильности во внутренней жизни

Степень научной разработанности проблемы Изучение урегулирования конфликтов в последние годы ведется преимущественно в рамках конфликтологии, оформившейся в самостоятельное научное направление В теоретическом развитии осмысление проблемы урегулирования конфликтов, прежде всего, ведется через исследование особенностей мирного процесса, в плоскости геополитических параметров, касающихся процессов в области политики, экономики или социокультурной жизни общества

Для социально-политических наук XX в характерна сконцентрированность исследовательского интереса к выработке новых взглядов, подходов к достижению мирных способов разрешения конфликтов Существенно расширились границы изучения проблемы урегулирования конфликтов Эти моменты наиболее отчетливо проявились в работах М Зиммеля, Т Парсонса, Э Фромма, Р Дарендорфа, Л Козера, М Дойча Эта традиция сегодня продолжается в работах С Хантингтона, X Сандерса, И Валлерстейна1

1 См Валлерстейн И Конец знакомого мира Социология XXI века М , 2003, Дарен-дорф Р Элементы теории социального конфликта // Социология М, 2003 Козер Л Функции социального конфликта // Американская социологическая мысль М, 1996, Парсонс Т Функциональная теория изменения //Американская социологическая мысль М,1996, Фромм Э Анатомия человеческой деструктивное™ М, 2004 Хантингтон С Столкновение цивилизаций М 2003, Сандерс Г Процесс общественного мира Душанбе, 2002

Широкий спектр проблем мирного разрешения конфликтов охватывают исследования советских и российских ученых Р Абдулатипова, С Арутюнова, Ю Арутюняна, М Губогло, Л Дробижевой, М Джунусова, А Здравомыслова, К Калининой, Г Котанджана, А Малашенко, В Мукомеля, Э Ожиганова, Э Паина, С Смульского, В Тишкова1

Исследование проблемы в современном Таджикистане осуществляется в контексте осмысления природы опыта мирного разрешения межтаджикского конфликта 90-х годов В диссертации анализ данной темы осуществляется на основе работ таких исследователей, как А Имомов, И Шарипов, ИУсмон, С Олимова и ДР2

В то же время в работах названных исследователей недостаточно полно раскрыта природа межтаджикского мирного соглашения в контексте существующих в социально-политических науках теоретических концепций и выявление механизмов достижения такого

1 См Абдулатипов Р Г Управтенне этнополитическими процессами вопросы теории и практики М, 2001, Арутюнов С А Этнографическая наука и культурная динамика // Исследования по общей этнографии М, 1979, Арутюнян ЮВ Постсоветские нации М, 1999, Г>богло МН Переломные годы // Мобилизованный лингвицизм М, 1993 Т 1, Дробижева Л М Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России М, 2003, Джунусов М С Методологическое введение к изучению социально-политических и межнациональных конфликтов М, 1991, Здравочыслов А Г Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве М , 1997, Калшшна К В Институты государственной власти - регулятор межнациональных отношений М, 1995, Котанджян ГС Этнопсихология консенсуса - конфликта Цнвшшзационные проблемы теории и практики М, 1992, Малашенко А Исламское возрождение в современной России М , 1998, Мукомелов В Вооруженные межнациональные и региональные конф пикты, Ожиганов Э Системный кризис власти в СССР Об искусстве прогнозирования по топических событий //Общественные науки и современность №2, Панн Э А Этнополитический маятник Динамика и механизм этнопочитических процессов в постсоветской России М, 2004 Тишков В А Этнология в политике М, 2001 и др

2 См Олимова С Духовные лидеры в современном мусульманском обществе Центральной Азии Ответ Таджикистана Душанбе, 2003, Шозичов П Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане Душанбе, 2003, Усмонов И Компас мира н согласия // Дорога мира (документы межтаджикскнх переговоров) Душанбе, 1997, Шарипов И Приоритетные направления укрепления и защиты государственной независимости Респубшгки Таджикистан // Проблемы укрепления национальной независимости Республики Таджикистан Душанбе, 2006 и ДР

состояния, приведшего Таджикистан к заключению мирного соглашения

Проблема урегулирования конфликта в Республике Таджикистан нашла отражение и в ряде диссертационных работ по политическом наукам Прежде всего, необходимо отменить диссертации Л К Мергановой и В П Воронцова Однако эти исследователи основное внимание уделили вопросам международного посредничества в разрешении конфликта, а не комплексному анализу мирного процесса1

Хотя целенаправленное исследование вопросов мира началось в XX веке, однако данная проблема в той или иной мере затрагивалась и раньше в связи с другими проблемами Анализ состояния разработанности темы показывает, что в этих концепциях недостаточно исследованы взаимосвязи выбора обществами мирных путей разрешения конфликтов с общей культурой, этнокультурными традициями, нормами поведения - как важнейшими факторами механизма достижения такого состояния Вне поля зрения исследователей оставались такие аспекты, как связь выбора и использования мирных путей разрешения конфликтов с общей культурой определенных обществ, изменение их отношения к конфликтам как движущим силам развития обществ Это и побудило диссертанта сделать попытку восполнить имеющиеся пробелы в исследовании данной проблемы

Объектом исследования стала формируемая система международных отношений конца ХХ-начала XXI вв, в которой мирный процесс выступает самостоятельным вектором развития

Предметом диссертации являются теоретико-методологические подходы к пониманию мирного процесса как особой формы межгосударственного взаимодействия, направленного на создание благоприятных условий для урегулирования внутренних конфликтов и недопущения их распространения за пределы региона

Гипотеза исследования состоит в том, что под влиянием глобальных и региональных трансформаций, с одной стороны, и процессов, связанных с распадом Советского Союза, с другой стороны, возникло, как новое качество локального и регионального конфликта,

1 См Воронцов А П Политическое урегулирование конфликтных ситуаций в ближнем зарубежье (на примере Таджикистана) Автореф дисс канд полит наук М 2002, Мерганова Л К Урегулирование конфликтов международными организациями (на примере Республики Таджикистан) Автореф дисс канд полит наук М, 1998

так и новое качественное состояние мирного процесса Возможности урегулирования конфликта все больше зависят от осмысления этих качественных характеристик и формирования стратегии урегулирования на основе совмещения теоретического знания и практического опыта Именно такой вариант соединения теории и практики был реализован в преодолении конфликтогенных ситуаций в современном таджикском обществе

Целью диссертации является комплекс мер, предпринимаемых международными институтами для совершенствования механизма разрешения конфликтов

В соответствии с поставленной целью в диссертации ставятся следующие задачи

- раскрыть возможности существующих концепций пути приобщения общества к ценностям мирного разрешения международных и внутригосударственных конфликтов,

- дать анализ условий распространения Культуры мира как средства предотвращения конфликтов,

- показать значение опыта межтаджикского мирного соглашения как одной из эффективных моделей мирного урегулирования международных и внутригосударственных конфликтов,

- проанализировать обусловленность мирного разрешения конфликтов особенностями политической культуры конкретного социума,

- охарактеризовать современные процессы в политической жизни Таджикистана и раскрыть специфику существующих в нем конфликтогенных ситуаций и методов их урегулирования

Научная новизна работы заключается в том, что в ней

- сделана попытка систематизировать взгляды и подходы к изучению проблемы поиска мирных путей разрешения конфликтов, выстраивающиеся в концепцию мирного процесса,

- определены условия установления приоритета мирных путей разрешения конфликтов над силовыми средствами в современных условиях,

- проанализирована природа кроющихся в общественной жизни современного таджикского общества конфликтогенных тенденций и пути их мирного разрешения,

— выявлены особенности синтеза элементов культуры и социотворческого опыта таджикского народа в процессе мирного разрешения внутреннего конфликта

Методологической основой диссертации явились такие общенаучные и специальные методы сбора и анализа материалов, как исторический, системный, культурно - цивилизационный

Источниковедческой основой диссертации являются документы межтаджикских переговоров, опубликованные в книге «Дорога к миру», нормативные правовые акты Республики Таджикистан, Меморандум Дортмундской конференции по урегулирования межтаджикского конфликта, материалы московских конференций по урегулирования межтаджикского конфликта, труды Президента Республики Таджикистан Э Рахмонова

Практическая значимость диссертации заключается в том, что основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке стратегии мирного урегулирования конфликтов, учтены в процессе международной миротворческой деятельности Опыт урегулирования конфликта в Республике Таджикистан, проанализированный в диссертации может рассматриваться в качестве одной из моделей разрешения конфликтных ситуаций при обучении участников миротворческих контингентов из стран СНГ Также материалы диссертации можно испопьзовать в учебном процессе в вузах в курсах геополитики и теории международных отношений

Апробация диссертации Диссертация прошла апробацию на кафедре национальных, федеративных и международных отношений РАГС при Президенте РФ

Выводы и результаты исследования получили освещение в публикациях автора и выступлении на научно-практической конференции «Международная безопасность России в условиях глобализации» (Москва, 1 марта 2007 г )

Структура диссертации соответствует цели и задачам работы Диссертация состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения и списка источников и литературы

II. Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, анализируется степень ее изученности в социально-политической науке, формулируются цели и задачи исследования, определяются методологические основы исследования, отмечается новизна работы и ее теоретическая и практическая значимость

В главе I — «Принципы мирного разрешения конфликтов в системе соцналыю-полнтических наук» - анализ истоков зарождения и поиска мирных путей общественных противоречий в социальной практике различных обществ в их историческом развитии выводит на проблему рассмотрения сложившегося в классических социально-политических науках опыта теоретических осмыслений данной проблемы

В § 1 - «Концепция мирного разрешения конфликтов в классических социально-политических учениях» - диссертантом выдвигается тезис о том, что до того, как идея мирного разрешения имеющих в обществе противоречий стала определять практику общественной жизни, ее истоком явился результат духовной деятельности человечества В подтверждение своей гипотезы автор анализирует содержание мифологического сознания различных народов Отмечается, что мифологическое измерение осмысления природы мирного существования человечества принимало в истории самые разнообразные формы Во многих мифах состояние мира есть должное и естественное состояние человека и мирового порядка и связано оно, прежде всего, с созиданием, а войны, конфликты являются результатом противоположных процессов Автор приходит к мнению, что содержание мифов, посвященных данной проблеме, указывает на то, что человек постоянно обречен терять равновесие, как в социальной, так и в культурной жизни, что служит причиной нарушения гармонии общественной жизни Граница между состоянием войны и мира в мифологической конструкции непостоянна, подвижна и внутренне присуща самой природе человека

Диссертант показывает, что отдельные явления формы осмысления природы мирного существования и мирного разрешения конфликтов, встречаемых в мифологических конструкциях, в дальнейшем переходят в структуру социальных учений о природе вышеназванных явлений Это

прослеживается автором в учениях древнегреческих, восточных мыслите чей, утопических учениях эпохи Возрождения и т д Кроме того, диссертант выявляет новый аспект постановки данной проблемы, а именно то, что в этих концепциях начинает высвечиваться мысль о том, что мирное сосуществование достижимо при непосредственных усилиях самого человека Поэтому мирное существование в них предстает как естественное условие межчеловеческих отношений, а его нарушение-результат несправедливого распределения общественного богатства При анализе этого аспекта проблемы автор отмечает различие во взглядах восточных и западных мыслителей, наиболее отчетливо проявляющееся после эпохи Возрождения Делается вывод, что причина этих отличий отчасти обусловлена тем, что после этой эпохи в европейской социальной мысли началась десакрачизация социально-политического пространства, и его совершенствование теперь связывалось непосредственно со стремлением человека к достижению прогресса в совершенствовании условий своей жизни Поэтому в отличие от восточных обществ, возлагавших такую миссию на волю потусторонних сил, в западной культуре, при переходе к историческому измерению в поиске мирных способов разрешения общественных противоречий, многие представления о том, что есть важное в этом вопросе, перешли из оценочного измерения в реальное

В диссертации подробно анализируются имеющие место в классической таджикской общественной мысли концепции, посвященные поискам относительно мирных способов разрешения общественных противоречий В них часто условием достижения такого состояния общественной жизни считалась необходимость морального совершенства лидера, а не результат прагматического подхода к событиям социально-политической жизни

Особое внимание в диссертации уделено исследованию взглядов представителей социально-политической мысли XIX века Диссертант в ходе раскрытия взглядов этих мыслителей особое место отводит переносу ими отдельных положений дарвинизма в плоскость осмысления социальных проблем, в том числе соотношения мира и войны Именно с этой точки зрения автор анализирует также марксистскую концепцию По мнению диссертанта, взгляды марксизма на природу мирного существования исходят, прежде всего, из оценки характера общественного строя, который по своей природе порождает

различные противоречия Утверждается, что в построенных на частной собственности общественных системах эти противоречия в основном носят непримиримый характер, и поэтому только изменение этих параметров в сторону преобладания приоритетов общественной собственности обусловливает потенциал развития мирного существования в обществе Применяемое иногда в этой системе насилие не может нарушить состояния мирного существования в обществе, если оно направлено на содействие общественному прогрессу Диссертант на примере общественной жизни отдельных стран бывшего социалистического лагеря показывает также некоторые изъяны, характерные для концепции достижения мира

Во § 2 - «Принципы мирного преодоления конфликтов в политической науке XX века» - анализируются социально-политические основы возникновения новых подходов, взглядов на условия мирного разрешения конфликтных ситуаций в общественной жизни современных государств Диссертант осуществляет анализ этих концепций с акцентированием своего внимания на возрастающий практический интерес в политической жизни многих обществ двадцатого века к применению выдвигаемых ими положений в управлении социальными процессами В частности, рассматривается учение Т Парсонса о мирных способах, механизмах обеспечения политического порядка в обществе Ученый в своей концепции, посвященной поиску условий поддержания порядка и равновесия социальных систем, особое место отводил механизмам социализации и социального контроля Однако, так как такое состояние равновесия общественной жизни Т Парсонс представлял свободным от конфликтов, в дальнейшем на ее основе стало трудно объяснять причины многих противоречий, возникающих в политической жизни современных обществ Поэтому появившиеся на смену этой теории другие концепции сфокусировали свое внимание, прежде всего, на том, каким образом можно неизбежные конфликтные ситуации политической жизни перевести на мирные рельсы или поставить их на службу развития общества Эту линию развивали Э Фромм, Р Дарендорф, М Дойч и т д

Диссертант, стремясь систематизировать сложившиеся в этот период концепции по мирному разрешению конфликтов, выделяет два направления — эссенционалистское и конструктивистское Для первого характерно видение истоков мирного способа урегулирования

конфликтов в укреплении материальных основ общественной жизни А конструктивисты исходят из того, что эта основания лежат, прежде всего, в плоскостях человеческих взаимодействий и интересов К первому направлению диссертант относит, прежде всего, учения неомарксистов и представителей бихевиористской школы С их точки зрения, общества на пути мирного разрешения неизбежных конфликтных ситуаций должны стремиться к совершенствованию особенностей функционирования своей социальной структуры Автор особое внимание уделяет взглядам Э Фромма Диссертант, отмечая наличие в данной концепции стремления преувеличивать материальные условия обеспечения мирного способа функционирования общественной жизни, в то же время показывает их жизнеспособность в поиске ненасильственных способов разрешения конфликтных ситуаций Такое утверждение основывается на том, что в современном мире часто трудности мирного разрешения конфликтов являются результатом того, что отдельным обществам не предоставляются достаточные социально-политические условия, чтобы они могли проявить свои потенциальные созидательные возможности и обеспечить своим гражданам минимум материального достатка Именно поэтому сегодня человечество признает необходимость создания такой относительно справедливой социально-политической системы, которая была бы близка к нуждам и тех, кто по разным причинам не имеет пока доступа к основным ресурсам развития, с целью недопущения разрастания конфликтных ситуаций

В отличие от прежних концепций, в которых поиск мирных способов разрешения конфликтных ситуаций ставился в зависимость от обеспечения материальных условий развития общественной жизни, конструктивистский подход ориентировал свое внимание в основном на разработку отвечающих потребностям развития современных обществ моделей толерантного взаимодействий сегментов их общественной жизни, в целом Здесь особое место отводится анализу стремлений групп, различных сегментов современных обществ к оспариванию друг у друга претензий на обладание не только материальными, но и символическими ресурсами развития Поэтому основная конфликтная линия в жизни современных обществ разворачивается вокруг конкуренции на получение доступа к контролю над сферами образования, информации,

власти и т д В подтверждение этой мысли автор также приводит примеры из общественной жизни Таджикистана

В § 3 — «Современные концепции мирного разрешения конфликтов» - рассматриваются предпосылки и условия формирования новых подходов, воззрений на осмысление природы механизмов мирного разрешения конфликтных ситуаций в социально-политической жизни современных обществ в условиях изменения старого миропорядка и становления нового Этот период развития обществ сопровождается многими неопределенностями и неустойчивостью правил политических взаимоотношений между государствами, глобальными и региональными структурами, что часто приводит к дестабилизации политической жизни некоторых из них Следовательно, и механизмы установления, поддержания политического порядка тоже начинают

трансформироваться По мнению диссертанта, эти особенности во многом связаны с изменением природы самих современных социально-политических отношений и в связи с этим усиливающихся тенденций к поиску решений конкретных ситуаций, не имеющих аналогов в прошлом Поэтому в центре внимания разрабатываемых сегодня концепций по поиску и предложению мирных способов урегулирования конфликтов стоит поиск ответа на вопрос о том, существуют ли вообще какие-либо относительно устойчивые критерии, которые могли бы ориентировать стремление современных обществ к выработке относительно долговременных и пригодных моделей конструктивного разрешения политических конфликтов

Исходя из практической ориентированности современных концепций, диссертант проводит линии различий между ними и ранее рассмотренными подходами к осмыслению проблемы мирного разрешения конфликтов Одно из таких положений усматривается в том, что в ранних подходах внимание больше акцентировалось на приоритете формальных механизмов установления, поддержания мира, а здесь на первый план выдвигается также необходимость учета интереса неформального измерения общества, чтобы мирное разрешение противоречий носило обоюдовыгодный характер Этот аспект диссертант выявляет также в процессе разрешения межтаджикского конфликта, в документах, посвященных предварительным теоретическим обоснованиям соответствующих шагов в данном направлении В этой связи в

диссертации анализируется один из таких документов, называемый Дортмундским меморандумом

В диссертации отмечается, что появление новых подходов к поиску разрешения конфликтных ситуаций во многом явилось результатом изменения форм видения и категоризации социально - политической жизни в современной науке Если ранние концепции отдавали дань, прежде всего, умозрительным конструкциям, то в современных подходах чаще преобладает стремление поиска путей, допускающих возможность компромисса, консенсуса и в той или иной степени устраивающих все вовлеченные в конфликт стороны Диссертант ссылается на работы представителей различных направлений современной политической мысли Особое место отводится исследованию взглядов Фукуямы, Сандерса, Валлерстейна, Хантингтона и др авторов о необходимости создания эффективных мер по поддержанию мира и стабильности в обществах политическими механизмами Выявляются также те положения, которые послужили основой трансформации видения этих авторов природы мирного урегулирования конфликтов В них преобладает иной подход к мирному разрешению конфликтов, опирающийся не только на балансе сил, но и на учет социокультурных основ общественной жизни

В то же время автор в результате анализа содержания данных концепций приходит к мнению, что в выработке теоретических подходов к поиску мирного разрешения конфликтов сегодня нет объединяющей, связующей нити, как это было в недавнем прошлом, а наоборот, наблюдаются попытки конструирования множества конкурирующих между собой теоретических парадигм По мнению диссертанта, сегодняшние концепции мира ориентированы на создание нового поля понимания характера связей, взаимодействий социально-политических сегментов общества с приоритетом проявления готовности к компромиссам, ограничения применения силы в поиске решения конфликтных ситуаций

Среди рассматриваемых концепций особое место отводится учению И Галтунга, известному как «критическое изучение мира» Показывается дифференцированный подход ученого к оценке мирного разрешения конфликтов, группируемых им на «позитивный» и «негативный» мир Негативный мир — это подход, направленный на минимизацию способности, желания применять насилие в разрешении

конфликтов Позитивный мир, наоборот, выступает как «необходимое дополнение» к негативному миру Он стремится к достижению такого сочетания интересов, при котором сводится к минимуму непримиримость конфликтов, что позволяет обнаружить их на начальном этапе и направить в созидательное русло

В отличие от предыдущей концепции в концепции «принуждение к миру» основной акцент в поиске мирного разрешения конфликтов делается на роли сверхдержав в качестве основного механизма укрепления, поддержания мира как оплотов демократии и стабильности Ич действия в этом направлении легитимированы поддержкой политических систем, выступающих за поддержание в жизни либерально-демократических ценностей организации общественной жизни Дается анализ в основном взглядов 3 Бжезинского Автор показывает также слабые стороны предлагаемого Бжезинским метода устрашения как формы принуждения к миру конфликтующих государств или стремящихся к этому На примере Ирака диссертан показывает, что применение таких методов может, наоборот, привести к затяжным конфликтным ситуациям

Многие указанные в диссертации научные концепции сегодня заложены в основу международных, региональных политических документов, меморандумов по поддержанию стабильности и поиску мирных способов урегулирования конфликтов Наряду с этим отмечается, что в современном мире в целом прослеживается повышение значимости региональных структур, соглашений как эффективного элемента горизонтального структурирования взаимодействия государств по поддержанию мира и поиску путей его достижения в конфликтных ситуациях

В главе II - «Мирный процесс разрешения конфликтов в политической жизни Республики Таджикистан» - анализируются прилагаемые в свое время Таджикистаном усилия в поиске мирного разрешения внутреннего политического конфликта Раскрывается уникальность формулы мирного разрешения внутритаджикского конфликта, учета выработанных в ходе него механизмов для диагноза и урегулирования конфликтов, противоречий, возникающих на современном этапе развития общества

§ 1 - «Таджикский опыт мирного разрешения конфликта и его международное значение» - посвящен анализу вопросов, касающихся

уникальности формулы мирного урегулирования межтаджикского конфликта и способов приложения этого опыта в подобных ситуациях Наряду с этим рассматриваются и другие сопутствующие этой теме вопросы, обеспечившие в свое время значимость данного исторического явления, которые ценны также и сегодня для сохранения и поиска методов обеспечения стабильности в регионе Исходя из этого следует, что накопленный Таджикистаном опыт по мирному разрешению внутреннего конфликта в последние годы становится объектом широкого изучения с целью выявления положительных аспектов этого опыта и дальнейшего его применения в подобных случаях в других точках мира и региона Его привлекательность состоит, прежде всего, в том, что он стал возможным благодаря использованию активного общественного взаимодействия, компромиссу, объединению политических сил общества вокруг общей цели, вовлечению оппозиционных сил в дела государственного управления, участию их в деле укрепления общей безопасности и т д

Автор анализирует роль международных организаций и структур во взаимодействии с государственными органами власти республики Показан вклад этих институтов в сближение позиций противоборствующих сторон и принятие государственно-правовых норм для легетимизации достигнутых соглашений Диссертант особое внимание уделяет определению юридической составляющей принятых правовых актов в ходе межтаджикских переговоров По своей сути отдельные акты носили декларативный, программный характер, демонстрирующий намерение сторон искать путем переговоров мирные способы установления мира, а другие — учредительный, организационный, координационный характер, предполагающий практические действия, обязательные для обеих сторон в этом направлении Это показывается автором на примере достигнутых в ходе межтаджикских переговоров соглашений по реформированию фундаментальных основ конституционного устройства и консолидации государственности, амнистии арестованных и военнопленных, возвращению беженцев, вынужденных переселенцев, обеспечению их прав и свобод и т д Одними из таких важных документов явились Протокол об основных принципах установления мира и национального согласия, Протокол об основных функциях и полномочиях Комиссии по национальному прими-

рению, Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане

Нормативный и обязательный характер принятых в ходе переговоров соглашений, договоров обеспечивался подписью руководителя политической власти республики Президента На практическое осуществление этих актов была направлена деятельность Комиссии по национальному примирению Реализация этих актов способствовала формированию в республике политического и идеологического плюрализма, осуществлению практических мер по социально-экономическому развитию страны Период после подписания мирного соглашения диссертантом определяется как постконфликтный период или «постконфликтное миростроительство», в процессе которого четко выявилось, стремление сторон к практическому претворению в жизнь ранее достигнутых политических договоренностей Главным содержанием постконфликтного периода является осуществление мер социально-экономического, политического и культурного характера, способствующих повышению степени доверия между различными общественными слоями, группами, постоянное снятие барьеров, препятствующих сближению людей, и решение гуманитарных проблем

В диссертации анализируются противоречивые моменты, которые иногда возникали в отношениях между руководством Комиссии по национальному примирению и политической властью и решались в ходе переговоров Это вселяло в сердца людей уверенность в необратимость мирного процесса в стране Таким образом, выработанная на этой основе консенсусная модель разрешения межтаджикского конфликта может быть ценной для поиска разрешения подобных конфликтов в других точках мира

§ 2 - «Конфликтогенные тенденции в жпзни современного таджикского общества н пути их преодоления» - основывается на анализе современного состояния развития общественной жизни в Республике Таджикистан При этом автор исходит из того, что временами обнаруживающиеся конфликтные моменты в развитии общественной жизни должны рассматриваться как необходимый сопутствующий ее развитию элемент Признание и стремление найти мирные пути разрешения имеющихся противоречий в обществе служат фактором его продвижения по ступеням развития Уклонение от признания и неготовность идти навстречу решениям конфликтных

ситуаций, наоборот, отодвигают назад развитие общества Диссертант на основе анализа современного контекста общественной жизни РТ и методов управления ею политической властью склонен к мнению, что сегодня таджикское общество заинтересовано в своевременном признании и выработке превентивных механизмов мирного разрешения конфликтогенных ситуаций

В диссертации проводится анализ тех проблем общественного развития, вокруг которых сохраняются риски обострения конфликтного потенциала общества К таким приоритетным проблемам автор, прежде всего, относит преодоление дисбаланса в уровнях доходов населения, снижение уровня безработицы, низкий уровень жизни, борьбу с преступностью, терроризмом и тд К решению этих проблем власть старается привлечь также и активность населения путем создания правовых основ ее проявления Поэтому довольно большой клубок накопившихся проблем сегодня не сопровождается симметричным возрастанием протестного потенциала в обществе, а, наоборот, ориентирует социум на поиск самостоятельных возможностей улучшения качества своей жизни Эти утверждения обосновываются автором данными мониторинга общественного мнения, что придает им более весомую значимость Утверждается, что во многом преобладание такой тенденции постепенно приводит к трансформациям в структуре социальных взаимодействий в обществе, проявляющимся в уменьшении зависимости индивида от системы представлений, норм, идущих от первичных групп, содержание которых сковывает его способности проявления инициативы, самореализации в изменившихся условиях жизни

В диссертации исследуются потенциально конфликтогенные ситуации в политической сфере общественной жизни современного таджикского общества Утверждается, что наличие таких конфликтных тенденций в политической сфере, с одной стороны, объяснимо самой природой политической жизни как арены стремлений различных партий получить доступ к ресурсам власти А с другой стороны, оно связано с переживаемыми сегодня Таджикистаном переменами на пути создания нового правового пространства, институтов, ценностей, отношений В то же время диссертант отмечает, что после подписания мирного соглашения в Таджикистане образовалось диалоговое пространство между различными политическими силами общества по обсуждению уязвимых вопросов функционирования политической власти и поиску

способов решения накопившихся проблем, что во многом, несомненно, снимает остроту проявления конфликтного потенциала В этом отношении уникальным считается опыт Таджикистана по трансформации оппозиционно религиозной исламской партии в партию парламентского типа, которая сегодня противостоит фундаментальным исламистским течениям Этот опыт могут использовать соседние с Таджикистаном государства, которые чаще всего сталкиваются с действиями таких непримиримых течений и движений

В то же время в диссертации осмысляются многие нерешенные проблемы политической жизни республики, игнорирование решения которых способно нарушить политический порядок в обществе Это, прежде всего, усматривается автором в нерешенности многих социальных проблем, непостоянстве политического диалога между политическими силами общества, разыгрываемого только в период выборных кампаний, отсутствии постоянного мониторинга политической ориентации социума и т д Усиление этих факторов сужает поле политической активности людей и ориентирует их в большей мере на социопространственную миграцию и апатию к происходящим в обществе политическим событиям Автор предлагает конкретные меры по выходу из такого положения

§ 3 — «Роль политических институтов и неправительственных организаций в предотвращении конфликтных ситуаций в Таджикистане» - посвящен анализу накопленного Таджикистаном опыта по вовлечению социальных и политических институтов в поиск решения существующих в обществе противоречий Это особенно проявилось в ходе мирного урегулирования межтаджикского конфликта, когда эти институты были поставлены в положение, требующее от них принятия на себя миротворческой роли Анализируя данную проблему, автор заключает, что такой потенциал функционально предполагается институтами гражданского общества в качестве фактора, обеспечивающего взаимодействие между гражданами и политической властью, столь необходимое для динамичного поддержания социального порядка в обществе Особо важное значение имеет в этом случае тот факт, что заинтересованные группы, независимо от степени участия в политическом управлении, способны действовать, не преследуя корыстных целей приобрести идеологические и чисто политические дивиденды

Такое взаимное сотрудничество между властью и другими политическими и общественными организациями в Таджикистане формировалось в ходе поиска мирного разрешения внутреннего конфликта Основам проявления такого процесса диссертантом уделено особое внимание при конкретном анализе форм участия вышеназванных институтов в достижении и укреплении мирного процесса В ходе исследования проблемы автор подкрепляет свои позиции также анализом законодательных актов, направленных на расширение правового поля деятельности политических партий и общественных организаций

В заключении диссертации сформулированы краткие научные выводы и даны конкретные практические рекомендации

Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях автора

1 Ашуров М К Концепции мирного разрешения конфликтов в истории общественной мысли Душанбе Издательство «Дониш», 2005 4,0 п л

2 Ашуров М К Опыт мирного разрешения конфликтов в Республике Таджикистан Душанбе Издательство «Дониш», 2006 3,6 п л

3 Ашуров М К Проблемы мирного разрешения конфликтов в контексте мусульманской культуры // Личность Культура Общество 2007 Т 9 Вып 3 (37) 0,4 п л

4 Ашуров М К Поиск мирного разрешения межтаджикского конфликта в деятельности политических институтов и общественных объединений // Управленческое консультирование Научно-практический журнал СЗАГС 2007 №3 0,4 п л

5 Ашуров М К Роль политических институтов и неправительственных организаций в предотвращении конфликтных ситуаций в Таджикистане // Государство и право Душанбе Сино, 2007 № 1 0,5 п л

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

АШУРОВ МУЗАФФАР КУРБОНМАХМАДОВИЧ

«Концептуальные основы мирного процесса по урегулированию конфликтов и их реализация в Республике Таджикистан»

Научный руководитель доктор исторических наук, профессор Михайлов Вячеслав Александрович

Изготовление оригинал-макета Ашуров М К

Подписано в печать 25 04 Тираж 80 экз Уел п л 1,0

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Отпечатано ОПМТ РАГС Заказ 233

119606, Москва, пр-т Вернадского, 84

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Ашуров, Музаффар Курбонмахмадович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Принципы мирного разрешения конфликтов в системе социально-политических наук

§ 1. Концепции мирного разрешения конфликтов в доклассических и классических социально политических учениях.

§ 2.Принципы преодоления конфликтов в политических науках в XX веке.

§ 3.Современные концепции мирного разрешения конфликтов.

Глава II. Мирный процесс разрешения конфликтов в политической жизни Республики Таджикистан

§ 1 .Таджикский опыт мирного разрешения национального конфликта и его международное значение.

§ 2. Конфликтногенные тенденции в жизни современного таджикского общества и пути их преодоления.

§ 3. Роль политических институтов и неправительственных организаций в преодолении конфликтногенных ситуаций в современном таджикском обществе.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по политологии, Ашуров, Музаффар Курбонмахмадович

Актуальность. Современный мир стал эпохой обострения, противоборства различных идеологий, выдвижения новых конструкций организации общественной жизни, которые часто служат почвой для разворачивания конфликтных ситуаций и противоборств. Кроющиеся в лоне этих конфликтов угрозы, в свою очередь, постепенно начинают выходить из своих начальных локальных границ и становятся опасными для устойчивого развития социально-политических систем разных уровней. Вдобавок к этому, усиливающееся стремление отдельных государств вмешиваться во внутренние дела других стран, иногда называемое принуждением к миру, порождает дополнительные очаги конфликтов и тем самым усугубляет подрыв принципов доверия и взаимопонимания между различными народами, столь нужные для установления мира и согласия, в их взаимодействии и стремлении к поддержанию их в вовлеченных в конфликтные ситуации государствах. Исходя из этого, в современном мире все более возрастает осознание необходимости, актуальности поиска и выдвижения ценностей мирного урегулирования конфликтов всех уровней как основы отношений между отдельными группами, общностями, партиями.

Осознание актуальности этой проблемы часто заставляло ученых разных областей социальных наук искать и предлагать свои пути достижения мирного сосуществования различных народов и общностей. Если вначале содержание большинства проектов достижения такого состояния предполагало или, точнее, оправдывало использование немирных средств, то в последующем развитие и распространение ненасильственных способов установления, укрепления мира вышли на передний план. Это отчасти способствовало развитию теории этики ненасилия, толерантности, диалога культур.

Особую значимость актуальность исследования данной проблемы имеет, очевидно, для стран центральноазиатского региона, где развитие навыков профилактики, мирного сближения конфликтующих сторон является гарантом продвижения институтов, ценностей демократии в них. Ибо сегодня во многих из этих стран поиск новых моделей организации политической жизни иногда сопровождается конфликтными ситуациями, и не все политические силы обладают четким представлением, каким образом их можно направить в русло мирного, конструктивного диалога. Отсутствие такого подхода, к сожалению, иногда приводит к эскалации конфликтных ситуаций и открытому противоборству. Такая участь в свое время постигла и Таджикистан, который вопреки трудностям выработал правильный и во многом не имеющий аналога в политической практике современных государств путь к мирному разрешению внутреннего конфликта.

Сегодня этот опыт по праву стал объектом изучения во многих странах, и часто его считают образцом для урегулирования подобных конфликтов и в других странах. Исходя из актуальности этой проблемы, в данной работе опыт мирного урегулирования межтаджикского конфликта исследуется в контексте существующих теоретических разработок в направлении изучения мирного процесса и в тесной связи с теми политическими проблемами, которые сегодня разворачиваются в регионе и в Таджикистане в частности. Поэтому изучение этой темы имеет также важную практическую значимость для общественной жизни стран региона, когда расположенные в нем государства для решения своих жизненных проблем испытывают острую нужду в поддержании мира и стабильности во внутренней жизни.

Степень изученности проблемы. Изучение этой проблемы в последние годы ведется преимущественно в направлении конфликтологии.

В теоретическом развитии данной проблемы, прежде всего, ведется осмысление особенностей ее мирного процесса как в плоскости физических параметров, касающихся процессов в области политики, экономики или вообще социокультурной жизни общества. В начальном периоде становления человеческой мысли первые проблески осмысления природы мира и ее значения для общественной жизни наблюдаются в концепте мифологического сознания. Отмечается, что мифологическое измерение осмысления природы мирного существования человечества принимало в истории самые разнообразные формы, и это подтверждается в контексте анализа культурного наследия различных цивилизаций. Рассмотрение данной проблемы позволяет автору утверждать, что существенные аспекты необходимости поддержания мирного сосуществования в мифологических структурах обычно связаны в большей степени со сменой взглядов на природу власти и времени, от авторитарной системы власти к более плюралистичной. Отдельные моменты формы осмысления природы мирного существования и мирного разрешения конфликтов, встречаемых в мифологических конструкциях, в дальнейшем переходят в учениях античных мыслителей и структуру утопических учений. Это особенно четко проявляется в утопических конструкциях Платона, Мора, Кампанеллы и др. Здесь впервые начинают обсуждаться возможности установления и распространения мирных принципов совместного выживания не только в рамках отдельно взятого государства, но также и в плоскостях международных отношений. В последующем эти взгляды подготовили основу для перехода к историческому измерению в поиске принципов мирных способов разрешения конфликтных ситуаций, и здесь мы становимся свидетелями того, что в них многие представления переходят из оценочного измерения в реальное.

Исходя из вышесказанного, начиная с эпохи Нового времени, интерпретация мира и связанные с ним проблемы стали основываться на том, что он является более результатом прагматического соглашения нежели морального. Поэтому роль формальных структурных элементов в поддержании мира в человеческом обществе ставилась превыше всего. Это наиболее четко проявляется как в учениях восточных мыслителей (Фараби, Авиценны), так и западных. Например, Макиавелли, Гоббс предполагали, что только при сильном государстве возможны мир и порядок, а человек будет ориентирован на исполнение законов государства и соглашение между людьми. Механизмы поддержания мирного состояния общественной жизни ставились в зависимость от жестких, выверенных прагматических, а не только этических норм и принципов. Эти проблемы широко обсуждались в работах Т. Пейна, Ш. де Сан-Пьера, Руссо, Канта, Маркса.

В социально-политических науках XX века, сконцентрированность исследовательского интереса к выработке новых взглядов, подходов к достижению мирных способов разрешения конфликтов не пошла на убыль. Наоборот, они расширили границы изучения данной проблемы. Эти моменты наиболее отчетливо проявились в работах Зиммеля, Т.Парсонса, Э.Фромма, Р.Дарендорфа, Л.Козера,

М.Дойча. Эта традиция сегодня продолжается в работах С.Хантингтона, Х.Сандерса, И.Валлерстейна1.

Широкий спектр проблем мирного разрешения конфликтов охватывают исследования советских и российских ученых Р.Абдулатипова, С.Арутюнова, Ю. Арутюняна, Ю. Бромлея, М. Губогло, Л.Дробижевой, М.Джунусова, А.Здравомыслова, К.Калининой, Г.Котанджана, А.Малашенко, В.Мукомеля, Э.Ожиганова, Э.Паина, Силластэ, В.Тишкова2.

Исследование проблемы в современном Таджикистане осуществляется в контексте осмысления природы опыта мирного разрешения межтаджикского конфликта 90-х годов. В диссертации анализ данной темы осуществляется на основе работ таких

Парсонс Т. Функциональная теория изменения /в кн.: Американская социологическая мысль. М.: Издание межд. унив.Биз. и управ.,1996. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности М.: ООО «Изд-во ACT», 2004. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта /в кн: Социология: Хрестоматия. М.: Гардирики, 2003. Козер Л. Функции социального конфликта //в кн. Американская социологическая мысль. М.: Издание межд. управ. Биз. и управ., 1996. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. Сандерс Г. Процесс общественного мира. Душанбе: Шарк, 2002. Валлерстейн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. М.: Логос, 2003.

Абдулатипов Р. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. М., 2001. Арутюнов С.А. Этнографическая наука и культурная динамика//Исследования по общей этнографии. М., 1979. Арутюнян Ю.В. Постсоветские нации. М., 1999. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. Губогло М.Н. Переломные годы// Мобилизованный лингвицизм. М., 1993. Т.1. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003. Джунусов М.С. Методологическое введение к изучению социально-политических и межнациональных конфликтов. М., 1991. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997. Калинина К.В. Институты государственной власти - регулятор межнациональных отношений. М., 1995. Котанджян Г.С. Этнопсихология консенсуса - конфликта. Цивилизационные проблемы теории и практики. М., 1992. Малашенко А. Исламское возрождение в современной России. М., 1998. Мукомелов В. Вооруженные межнациональные и региональные конфликты. Ожиганов Э. Системный кризис власти в СССР. Об искусстве прогнозирования политических событий. //Общественные науки и современность. №2. с. 41 - 42. Паин Э.А. Этнополитический маятник. Динамика и механизм этнополитических процессов в постсоветской России. М., 2004. Тишков В.А. Этнология в политике. М., 2001. исследователей, как А. Имомов, И. Шарипов, И.Усмон, С. Олимова и др1.

В то же время в работах названных исследователей недостаточно полно раскрыта природа межтаджикского мирного соглашения в контексте существующих в социально-политических науках теоретических концепций и выявление механизмов достижения такого состояния, приведшего Таджикистан к заключению мирного соглашения.

Проблема урегулирования конфликта в Республике Таджикистан нашла отражение и в ряде диссертационных работ по политическом наукам. Прежде всего, необходимо отменить диссертации JI.K. Мергановой и В.П. Воронцова. Однако эти исследователи основное внимание уделили вопросам международного посредничества в разрешении конфликта, а не комплексному анализу мирного процесса2.

Хотя целенаправленное исследование вопросов мира началось в XX веке, однако данная проблема в той или иной мере затрагивалась и раньше в связи с другими проблемами. Анализ состояния разработанности темы показывает, что в этих концепциях недостаточно исследованы взаимосвязи выбора обществами мирных путей разрешения конфликтов с общей культурой, этнокультурными традициями, нормами поведения - как важнейшими факторами механизма достижения такого

1 Олимова С. Духовные лидеры в современном мусульманском обществе Центральной Азии. Ответ Таджикистана. Душанбе, 2003; Шозимов П. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане. Душанбе.: «Ирфон», 2003; Усмонов И. Компас мира и согласия //Дорога мира(документы межтаджикских переговоров). Душанбе, 1997; Шарипов И. Приоритетные направления укрепления и защиты государственной независимости Республики Таджикистан //Проблемы укрепления национальной независимости Республики Таджикистан. Душанбе: «Дониш», 2006.

2 См.: Воронцов А.П. Политическое урегулирование конфликтных ситуаций в ближнем зарубежье (на примере Таджикистана): Автореф. дисс. канд. полит.наук. М., 2002; Мерганова JI.K. Урегулирование конфликтов международными организациями (на примере Республики Таджикистан): Автореф. дисс. канд. полит, наук. М., 1998. состояния. Вне поля зрения исследователей оставались такие аспекты, как связь выбора и использования мирных путей разрешения конфликтов с общей культурой определенных обществ, изменение их отношения к конфликтам как движущим силам развития обществ. Это и побудило автора данной работы сделать попытку восполнить имеющиеся пробелы в исследовании данной проблемы.

Объектом исследования стала формируемая система международных отношении, конца XX - начала XXI вв. в которой выступает самостоятельным вектором развития.

Предметомдиссертации являются теоретикометодологические подходы к пониманию мирного процесса как особой формы межгосударственного взаимодействия, направленного на создание благоприятных условий для урегулирования внутренних конфликтов и недопущения их распространения за пределы региона.

Гипотеза исследования состоит в том, что под влиянием глобальных и региональных трансформаций, с одной стороны, и процессов, связанных с распадом Советского Союза, с другой стороны, возникло как новое качество локального и регионального конфликта так и новое качественное состояние мирного процесса. Возможности урегулирования конфликта все больше зависят от осмысления этих качественных характеристик и формирования стратегии урегулирования на основе совмещения теоретического знания и практического опыта. Именно такой вариант соединения теории и практики был реализован в преодолении конфликтогенных ситуаций в современном таджикском обществе.

Целью диссертации является комплекс мер, предпринимаемые международными институтами для совершенствования механизма разрешения конфликтов.

В соответствии с поставленной целью в диссертации ставятся следующие задачи:

- раскрыть возможности существующих концепций пути приобщения общества к ценностям мирного разрешения международных и внутригосударственных конфликтов;

- дать анализ условий распространения Культуры мира как средства предотвращения конфликтов; показать значение опыта межтаджикского мирного соглашения как одного' из эффектных моделей мирного урегулирования международных и внутригосударственных конфликтов;

- проанализировать обусловленность мирного разрешения конфликтов культурой социума;

- охарактеризовать современные процессы в политической жизни Таджикистана и раскрыть существующие в нем конфликтогенные ситуации и методы их урегулирования.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней:

- сделана попытка систематизировать взгляды и подходы к изучению проблемы поиска мирных путей разрешения конфликтов, выстраивающегося в концепцию мирного процесса;

- определены причины установления приоритета мирных путей разрешения конфликтов над силовыми средствами в современных условиях;

- проанализирована природа кроющихся в общественной жизни современного таджикского общества конфликтогенных тенденций и пути их мирного разрешения;

- выявлены особенности синтеза элементов культуры и социотворческого опыта таджикского народа в процессе мирного разрешения внутреннего конфликта.

Методологической основой диссертации явились такие общенаучные и специальные методы сбора и анализа материалов, как: исторический, системный, культурно - цивилизационный.

Источниковедческой основой диссертации являются документы межтаджикских переговоров, опубликованные в книге «Дорога к миру», нормативные правовые акты Республики Таджикистан, Меморандум Дортмундской конференции по урегулирования межтаджикского конфликта, материалы московских конференций по урегулирования межтаджикского конфликта, труды Президента Республики Таджикистан Э. Рахмонова.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке стратегии мирного урегулирования конфликтов, учтены в процессе международной миротворческой деятельности. Опыт урегулирования конфликта в Республике Таджикистан, проанализированный в диссертации может рассматриваться в качестве модели разрешения конфликтных ситуаций при обучении участников миротворческих контингентов из стран СНГ. Также материалы диссертации можно использовать в учебном процессе в вузах в курсах геополитики и теории международных отношений;

Апробация диссертации. Диссертация прошла апробацию на кафедре национальных, федеративных и международных отношений РАГС при Президенте РФ.

Выводы исследования получили освещение в публикациях автора и выступлении на научно-практической конференции «Международная безопасность России в условиях глобализации» (Москва, 1 марта 2007 г.).

Структура диссертации соответствует цели и задачам работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения и списка источников и литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Концептуальные основы мирного процесса по урегулированию конфликтов и их реализация в Республике Таджикистан"

Заключение vB настоящие время мы становимся свидетелями столкновения различных форм, проектов разрешения разворачивающихся или находящихся в потенциальном состоянии конфликтных ситуаций как в мировом масштабе, так и на локальном уровне. Тем самым поиск странами, международными организациями своих позиций относительно выбора средств, путей разрешения конфликтного потенциала своих обществ в совершенно новой, динамически развивающейся общественной ситуации приводит их к переосмыслению и перегруппировке своих ценностных установок на мир и способов его поддержания.

Нет сомнения, что эти изменения расширяют доступ стран к новым возможностям в этом направлении, создают условия для большого выбора ими тех или иных форм достижения мира, социально-политического порядка в обществе. Проблема состоит в том, что на один и тот же социальный или политический вызов они отвечают по-разному.

Если одни реагируют на конфликтные процессы адекватно тому, на что нацелены эти процессы, то другие могут ответить совершенно противоположно, и не потому, что не понимают их, но часто в силу того обстоятельства, что следуют сиюминутным интересам. Здесь мы сталкиваемся с нединамичными, негибкими подходами отдельных стран к поиску путей решения конфликтных ситуаций в обществе, которое часто создаёт жесткие установки, детерминирующие ориентиры поведения того или иного государства.

В конце XX века выбор такого подхода начал сдавать свои позиции в пользу поиска более мирных путей разрешения и урегулирования конфликтных потенциалов и ситуаций, сложившихся в отдельных государствах и т.д.

Свое концептуальное отражение эти стремления нашли в сформировавшемся в последние десятилетия самостоятельном направлении «концепция мира». Хотя свои истоки данное теоретическое направление имеет в воззрениях, социально-политических взглядах мыслителей разных эпох, однако как самостоятельное направление оно сложилось в XX веке.

Многие выдвигаемые положения этой концепции часто служат основой для реализации проектов мирного урегулирования международных и локальных конфликтов. В основном исследования в этом направлении носят более прикладной характер и ориентированы на выдвижение политических инициатив в деле достижения и укрепления мира. Если раньше официальная политика многих стран и международных организаций к предложениям исследователей, занимающихся проблемой мира, часто оставалась глуха, то сегодня политическая власть проявляет больше интереса к налаживанию конструктивного сотрудничества с ними с целью избежать больших издержек на пути укрепления политического порядка в общества.

Круг рассматриваемых ими проблем теперь расширился, и он не ограничивается поиском достижения мирных путей урегулирования локальных конфликтных ситуаций, но и включает осмысление более глобальных, значимых для многих стран проблем - таких, как разоружение, контроль над вооружением и меры по укреплению доверия между стержневыми и малыми государствами.

Эти процессы волей-неволей постепенно приводили к трансформации базовых принципов социально-политической мысли конца XX и начала XXI века. В отличие от преобладающего в ранних концепциях осмысления природы мира и способов его установления, когда стремление к миру рассматривалось как естественно заложенное в природе человека, общества, в новых течениях мысли по этой проблеме теперь основное внимание обращается на то, что, он, наоборот, конструируется социально-политическими механизмами. Но в то же время не отрицается, что заданность в ментальности социума установки на постоянный диалог с другими культурами, общностями предоставляет определенные возможности конкретному социуму искать и реализовывать мирные способы урегулирования и разрешения конфликтных ситуаций.

В диссертации этот аспект рассматривается при анализе заложенного в культурном опыте таджикского народа потенциала к установлению толерантной рамки взаимодействий между различными группами и слоями общества. Поэтому и в ходе достижения мирного урегулирования межтаджикского конфликта используемые в современной политической практике модели мирного урегулирования конфликтов были адаптированы в основном через систему культурной фильтрации.

Исходя из этого, на первом этапе налаживания диалога между противоборствующими сторонами местные традиционные институты играли очень важную структурообразующую роль, хотя в последующем новые социально-политические реалии уже начали требовать новых подходов и новых системных связей, организации обсуждения вопросов, связанных с данной проблемой, которые были бы способны мобильно реагировать на все более ускоряющиеся изменения во всех сферах жизни нашего общества.

Выработанные таджикским обществом формы достижения мирного урегулирования конфликта в дальнейшем способствовали укреплению устоев социально-политического ' порядка, стабильности в обществе и созданию устойчивости связей между различными регионами и группами общества. Таким образом, в эти годы Таджикистан смог найти в себе позитивные ресурсы, чтобы мирными средствами урегулировать свой внутренний конфликт и тем самым сделать свой опыт предметом изучения многих стран и заинтересованных международных организаций. Этот опыт таджикского социума позволил ему поверить в возможность решения проблемы не в деструктивной плоскости, но в конструктивной.

Исходя из вышесказанного, опыт мирного разрешения межтаджикского конфликта имеет не только внутреннее, но и международное значение. Ибо сегодня, когда мы видим достаточно много примеров, где насилие, деструктивизм, терроризм и агрессия играют главную роль в разрешении тех или иных политических, экономических и иных проблем, то все более убеждаемся в ценности мирного разрешения межтаджикского конфликта и той ценности, которую он представляет для вовлеченных в подобные конфликты стран.

 

Список научной литературыАшуров, Музаффар Курбонмахмадович, диссертация по теме "Политические проблемы международных отношений и глобального развития"

1. Абдулатипов Р. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. М., 2001.

2. Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки. Вып. 4.М.: ИНИОН, 1991.

3. Ал-Фороби. Социально-политические трактаты. Алма-Аты, Из во «Фан», 1973.

4. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы М.: Изд. во Прогресс, 1972.

5. Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Издание Международного университета Бизнеса и Управления, 1996.

6. Американский характер. Очерки культуры США: Традиции в культуре //Отв. ред.О.Э.Туганова. М.: Наука, 1998.

7. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.:«Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001.

8. Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии: Опыт реконструкции мировосприятия. М.: Наука, 1984.

9. Артюнов С.А. Этнографическая наука и культурная динамика //Исследования по общей этнографии. М., 1979.

10. Арутюнян Ю.В. Постсоветские нации. М., 1999.

11. П.Зейферт А.К. Фактор ислама и стратегия стабилизации ОБСЕв ее Евроазиатском регионе. М., 2002.

12. Аристотель. Политика. М.: «Издательство ACT», 2002.

13. Арон Р. Демократия и тоталитаризм /Антология мировой политической мысли. Т.2. М., 1997.

14. Антология мировой политической мысли. T.V. М.: «Наука», 1997.

15. Барг М. А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987.

16. Бзежинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Междунар. отношения, 2005.

17. Бзежинский 3. Выбор. Глобальное господства или глобальное лидерства. М.: Межд. отношения, 2004.

18. Беккер Г. и Басков А. Современная социологическая теория. М.: Изд-во иностр. лит., 1961.

19. Бергер П., Лукнам Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

20. Березовская А. , Ковалев А. М. Россия на пороге XXI века:-философски социологическое исследование. М.: Изд-во МГУ, 1998.

21. Библер В. О гражданском обществе и общественном договоре //Через тернии. М.: Прогресс, 1990.

22. Блок М. Апология истории. М.: Наука, 1986.

23. Богоутдинов Н. М. Очерки по истории таджикской философии. Душанбе: Ирфон, 1961.

24. Богомолов А.С. Идея развития в буржуазной философии XIX и XX веков.М., 1962.

25. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

26. Буева Л.П. Социокультурный опыт и механизмы его освоения человеком //Культурный прогресс: философские проблемы. М., 1984.

27. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993.

28. Бутрос Бутрос-Гали. Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия. Миротворчество и поддержание мира //Урегулирование конфликта и посторонние гражданского общества сб.ст. Вашингтон Москва, 1997.

29. Валлерстейн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. М.: Логос, 2003.

30. Васильев JI.E. История Востока в 2-х томах. Т. I. М.: Высшая школа, 2003.

31. Вебер А. Избранное. Кризис европейской культуры. СПб, Университетская, 1998.

32. Вебер М. Избранные произведения М.: Прогресс, 1990.

33. Взаимодействие культур Востока и Запада. Вып. 1-2. М., 1987 -1991.

34. Военно политические конфликты в Центральной Азии. Альтами, 2000.

35. Воронцов А.П. Политическое урегулирование конфликтных ситуаций в ближнем зарубежье (на примере Таджикистана): Автореф. дисс. канд. полит, наук. М., 2002

36. Вяйринен Р. К теории этнических конфликтов и их решения //Этнос и политика: Хрестоматия /Авт. сост. А.А. Празаукас. Изд-во УРАО, 2000.

37. Гачев Г. Европейские образы пространства и времени //Культура, человек и картина мира. М., 1987.

38. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988.

39. Гидденс Э. Социология. М: Эдиториал, УРСС, 1999.

40. Гиёев К. Этапы становления национального государства в Таджикистане. /Проблемы укрепления национальной независимости Республики Таджикистан. Душанбе: Дониш, 2006.

41. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991.

42. Гоббс Т. Левиафан 1. Соч.Т.З М.,1986.

43. Государство и религия: поиск путей продолжение диалога. Душанбе: Ирфон, 2005.

44. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.,1990.

45. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2001.

46. Гросс Д.А. Мусульманская Центральная Азия: религиозность о общество. Душанбе: Ирфон, 2004.

47. Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги в которых объясняются естественное право и право народов а также принципы публичного право. М.: Наука, 1957.

48. Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. Очерк истории (6001258). М.: Наука, 1986.

49. Губогло М.Н. Переломные годы //Мобилизованный лингвицизм. Т.1. М., 1993

50. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта /Социология: Хрестоматия. М.: Гардирики, 2003.

51. Джалилов К. Идеология молодежной политики. /Бизнес и политика. М., 2003

52. Джунусов М.С. Методологическое введение к изучению социально-политических и межнациональных конфликтов. М.,1991.

53. Дорога к миру (Документы межтаджикского мира). Душанбе, 1997.

54. Зокиров Г. Люмеаи шан>рванд1. Душанбе, 2001.бЗ.Зоиров Р. Установление партнерских отношений НПО с местными государственными структурами //Гражданское общество 2002, 10 мая.

55. Идиев Х.У. Трансформирующееся таджикское общество. Душанбе: Ирфон, 2003.

56. Игнатенко А. А. Ибн-Хальдун. Приложение. М., 1980.

57. Имомов А. Совершенствование законодательной базы НПО в Республики Таджикистан //Гражданское общество. Душанбе, 2001. №3. сентябрь, Душанбе.

58. Имомов А. Деятельность НПО по лоббированию различных решений по уменьшению барырев на пути их развития //Гражданское общество. 2002. 12 июля.

59. Имомов А. Межтаджикское диалог и общенациональный диалог //Бизнес и политика. 2003. №4 (513). 21 февраля.

60. Кант И. Собрание сочинений. В 8-и том. Т.7. М.: Мысль, 1994.

61. Калинина К.В. Институты государственной власти регулятор межнациональных отношений. М., 1995.

62. Каримов Ш. Деятельность НПО по формированию гражданского общества в Таджикистане основные формы направления. Душанбе, 2001.

63. Каримов Ш. Дорогу осилит идущий. Демократизация общества главная задача возрождающегося государство //Азия - Плюс. 2006. 16 февраля.

64. Касимжанов JI.X. Проблема разума в мировоззрении Ал -Фороби. М., 1970.

65. Классика геополитика, XX век. М.: ООО «Из-во ACT», 2003.

66. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. М.: Наука, 1980.

67. Козер JI. Функции социального конфликта //Американская социологическая мысль. М.: Издание Межд. ун-та. Биз. и управ., 1996.

68. Котанджян Г.С. Этнопсихология консенсуса конфликта. Цивилизационные проблемы теории и практики. М., 1992.

69. Культура в странах Азии и Африки: Вопросы теории и практики. М., 1989.

70. Культура толерантности: опыт дипломатии для решения современных управленских проблем. М.: МГИМО, 2004.

71. Лурье С.В. Историческая этнология. М: Аспект Пресс, 1997.

72. Макиавелли Н. Избранные сочинения. Калининград: Янтарь. Сказ. 2000.

73. Малашенко А. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.

74. Мамадазимов А. Политическая история таджикского народа. Душанбе: Дониш, 2002.

75. Маркс К. и Энгельс Ф. Изб. Произведения. Т.2. М.: Из-во «Полит, литература». М., 1970.

76. Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М.: Изд-во. Ассоциации «Российская политическая энциклопедия» (РОССНЭН), 1993.

77. Меморандум Дортмундской конференции по урегулированию межтаджикского конфликта.

78. Местничество и преодоления. Душанбе: Дониш, 1997.

79. Мерганова JI.K. Урегулирование конфликтов международными организациями (на примере Республики Таджикистан): Автореф. дисс. канд. полит, наук. М., 1998.89.Мор Т. Утопия М., 1953.

80. Моргентау Г. Международная политика. //Антология мировой политической мысли. В 5 томах. Том 2. М., 1997.

81. Мукомелов В. Вооруженные межнациональные и региональные конфликты.

82. Мусульманские лидеры: социальная роль и авторитет. //Материалы круглого стола. Душанбе: Шарк, 2003.

83. Паин Э.А. Этнополитический маятник. Динамика и механизм этнополитических процессов в постсоветской России. М.,2004.

84. Парсонс Т. Функциональная теория изменения /Американская социологическая мысль. М.: Издание межд. унив.Биз. и управ., 1996.

85. Пейн Т. Права человека /Антология мировой политической мысли: Истоки и эволюция. М.: Мысль, 1997.

86. ОО.Психология и психоанализ власти. T.I. Хрестоматия. Самара: Изд.Дом «Бахрах», 1999.

87. Ю1.Рахмонов Э.Ш. Таджики в зеркале истории. От арийцев до Саманидов (третья книга). Душанбе: Ирфон, 2006.

88. Ю2.Рахмонов Э.Ш. основатель мира и национального единства /Под. ред. Назарова Т. Душанбе, 2006.

89. Рационалистическая традиция и современность М.: Наука, 1990.

90. Ю4.Россия реформирующаяся /Под ред. JI.M. Дробижевой. М.: Academia, 2002.

91. Роттердамский Э. Жалоба мира /Трактаты о вечном мире. М., 1963.

92. Юб.Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре или принципы политического права //Антология мировой политической мысли: истоки и эволюция. T.l. М.: Мысль, 1997.

93. Самосознание европейской культуры. М.: Политиздат, 1991.

94. Сафаров С. Развитие мирного диалога в Таджикистане и его международное значение /Сб. материалов конференции: «Роль межтаджикского диалога в установлении мира и национального согласия». Душанбе: Шарки озод, 2004.

95. Сандерс Г. Процесс общественного мира.Душанбе: Шарк,2002.

96. Ю.Сандерс X. Процесс общественного мира. (На тадж. яз.) Душанбе, 2004.

97. Ш.Силласте Г.Г. Экономическая социология. М.: Гардарика, 2005.

98. Социологическая мысль. М.: Издание межд. унив. Биз. и управ, 1996.

99. Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. М.: Изд-во «Восточная литература» РАН, 1998.

100. Н.Таджикистан десять лет независимости. Лондон, 2001.

101. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: ООО «Из-во ACT», 2004.

102. Пб.Тернер Д. Структура социологической теории. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.

103. Тишков В.А. Этнология в политике. М., 2001.

104. Тишков В.А. Этнология и политика: статьи 1989-2004 гг. М.: Наука, 2005.1119.Традиция и рационализм на Востоке. М.: «Наука», 1991.

105. Усмон И. Компас мира и согласия //Дорога мира (документы межтаджикских переговоров) /Под ред. З.Алиева. Душанбе, 1997.

106. Умаров X. НПО и частный бизнес //Гражданское общество. 2002. 7 февраля.

107. Усмонов И. Сулн>нома. Душанбе: «Матбуот», 2001.

108. Ферганская долина: этничность, этнические процессы, этнические конфликты. М.: Наука, 2004.

109. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ООО «Изд-во ACT», 2004.

110. Фукуяма Ф. Великий Разрыв. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003.

111. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.

112. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: ООО «Изд-во ACT» «Ермак», 2004.

113. Фундаментализм. М.: Издательство «Крафт», 2003.

114. Хакимов Ш.К. Проблемы достижения финансовой материально-технической самостоятельности НПО в Таджикистане //Гражданское общество. 2001. 5 ноября.

115. Хакимов Ш. К. К вопросу о конституционно-правовых механизмах общественного контроля за государственной властью в Таджикистане //Гражданское общество. 2002. 10 мая.

116. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.:«Изд-во ACT», 2003.

117. Хатами М. Традиция и власть во власти авторитаризма. М.: Из-во Моск. уни-та, 2001.

118. Хабермас Ю. Философский спор вокруг идеи демократии /Антология мировой политической мысли. В 5-и томах. Т.2. Зарубежная политическая мысль XX в. М., 1997.

119. Hadyazoda. L. INTRAC. Workshop, NGOs and Public Mechanisms of Social Partnership in Tajikistan. Dushanbe, 2003. 24 January.

120. Человечков К. А. Толерантная речь как реальность поликультурных отношений: от элитной практики к массовой идеологии /Социальная гетерология и проблема толерантности. Екатеринбург, 2003.

121. Шарипов И. Приоритетные направления укрепления и защиты государственной независимости Республики Таджикистан /Проблемы укрепления национальной независимости Республики Таджикистан. Душанбе: Дониш, 2006.

122. Шозимов П. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане. Душанбе: Ирфон, 2003.

123. Шозимов П. Плюрализм в политической и культурной жизни Республики Таджикистан //Известия АН РТ Серия: философии и правоведение. 2004. №3-4

124. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование общества. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект Пресс, 1999.

125. Этнос и политика: Хрестоматия. //Составит. А. А. Празаускас. М.: Изд-во УРАО, 2000.

126. Этцион А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М.: Ладомир, 2004.

127. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат,1991.

128. Ясперс К. Истоки и смысл истории. М.: «Прогресс», 1990.