автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Космос, бог и человек в буддийской философии

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Эпитавела, А. Ч.
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Космос, бог и человек в буддийской философии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Эпитавела, А. Ч.

ВВЕДЕНИЕ.

глава i. возникновение будщйской философии и основные школы буддизм

§ I. Возникновение буддийской философии

§ 2. Учение буддизма

§ 3. Основные религиозные школы буддизма -Хинаяна (Малая колесница), Махаяна

Большая колесница)

§ 4. Буддизм как религия и философия.

глава п. косшс; бог и человек в буддийской. :

ФИЛОСОФИИ.

§ I. Система космоса в буддийской философии: космология и космогония.

§ 2. Три субъекта в учении буддизма: космос, бог и человек

§ 3. Функции и роль буддизма в общественном сознании и развитии стран Востока

 

Введение диссертации1994 год, автореферат по философии, Эпитавела, А. Ч.

Предмет исследования. Диссертация посвящена анализу соотношения космоса, бога и человека в индийском буддизме. Буддизм берется в хронологических рамках от момента его зарождения до современности, что позволяет рассмотреть предмет исследования в его формально-историческом и содержательно-логическом развитии. При этом взаимосвязи космоса, человека и бога анализируются не только в плане теории буддизма, то есть теоретически разработанного письменного кодекса, но и в проекции на действительную жизнь людей (религиозный и философский способы жизни, влияние на государственную политику, экономику, сознание и т.д.).

Непосредственно в предметную область рассмотрения включены: а) период древности буддизма, куда входят этапы возникновения буддизма, формирования буддизма как собственно учения одного лица - Будды, дальнейшее развитие и детализация буддизма в школах Хинаяны и Махаяны; б) аспект квалификации буддизма как религии и философии; в) средневековый буддизм (в связи с древностью): космология и космогония буддизма как мировоззренческий комплекс, внутри которого строится соотношение человека, бога и природы; г) период современности с анализом функций и роли буддизма внутри общественного сознания и влияния буддизма на развитие стран Востока.

Отдельные сферы предмета исследования конкретизируются сравнением системных (архетипических) конструкций индийского буддизма с китайским даосизмом и греческой досократикой.

Повествование всех разделов диссертации ведется к контексте решения проблемных вопросов соотношения человека, космоса и бога в буддизме, на которые диссертант выходит из области генезиса буддийского учения.

Актуальность темы. Актуальность избранной теш обосновывается прежде всего общими задачами двух отраслей современного научного знания - историей философии и религоведения. Обе эти науки заинтересованы и с теоретической, и с практической стороны в изучении буддизма как своеобразного типа мировоззрения, совмещающего в себе философские и религиозные начала. Кроме того, насущная потребность в изучении буддизма повышается вследствие того, что буддизм приобрел статус мировой религии и дал прецедент "безболезненной" ассимиляции его на почвах других культур (например, Китай). Процесс распространения и вживания буддизма в другие культуры продолжается и в настоящее время. Тем самым знание буддизма необходимо, чтобы знать его культурологические мутации (даосизм и буддизм в Китае, китайское сунское неоконфуцианство как результат взаимодействия конфуцианства и буддизма, конфуцианство и буддизм в Японии и Корее, а также и результат ухода буддизма из Индии и т.д.) и иметь возможность прогнозировать их эффект.

Отсюда открывается еще одна актуальная область исследования - соприкосновение и слияние (или неслияние) буддизма как религии и философии (на данный момент приобретшего к тому же и политическое и экономическое содержание) с мировоззренческими культурами других стран и регионов на почве сходства (или различия при неслиянии) их структурно-функциональных архетипов. В этот процесс вовлечены, кстати, не только восточные, но и западные страны.

Несомненно, изучение буддизма актуально для Индии, где буддизм зародился, и для тех стран, где он существует и поныне - это Китай, Япония, Корея, Шри-Ланка, Вьетнам и др. Буддизм интересен здесь в ракурсе того, как в данную эпоху он поворачивается в официальной идеологии и общественном сознании то своей религиозной, то философской составляющей.

Изучение буддизма остается актуальным в контексте решения современных проблем экологии, войны и мира, построения диалога культур западной и восточной цивилизаций. цель и задачи диссертационной работы. Цель диссертации состоит в исследовании отношений космоса, бога и человека в исторически изменяющемся мировоззренческом комплексе буддизма. Цель диссертации конкретизируется решением следующих задач:

1. Выявить особенности возникновения буддизма в сравнении с возникновением учений школ астики, то есть школ, следующих авторитету традиций и прежде всего авторитету Вед.

2. Определить дистанцию расхождения (эволюционную дис- • танцию) учения Будды и кодифицированных учений Хинаяны и Ма-хаяны, конституировавшихся в основные буддийские течения в результате сангити (собраний) представителей буддийского монашества и царской власти.

3. Конкретизировать критерий квалификации религиозной и философской составляющих внутри буддизма.

4. Проанализировать буддийскую космологию и космогонию как матрицу соотношения космоса, человека и бога в буддизме.

5. Выяснить роль буддизма в общественном сознании воеточных стран и степень влияния на их развитие.

Методы и приемы исследования. В диссертации использованы методы, выработанные историко-философской и религоведческой наукой в области изучения восточной древности и современности. . Эти методы апробированы десятилетиями и столетиями и показали себя продуктивными в отношении получения достоверных результатов. Сюда относятся прежде всего текстологические методы адекватного прочтения буддийских источников раздельно и параллельно на пали, санскрите, сингале и китайском; метод идентификации устной традиции и письменной фиксации буддийских изречений (изречений Будды); метод распознания мировоззренческих слоев в буддийских космологических и космогонических конструкциях, несущих сущностные характеристики человека и бога. Такие методы определяются как частные, практические методы, направленные на непосредственное изучение источниковедческих материалов.

Другой разряд методов, использованных в диссертации, это общенаучные, теоретические методы: метод сравнительного анализа различных мировоззренческих культур по их структурным и функциональным архетипам; метод исторического и логического; метод аналитического и синтетического подходов и другие. Все они конкретизировались относительно предмета исследования.

Источники. В диссертации использованы древние и средневековые оригинальные источники на пали и языках , которыми автор владеет, а также некоторые из источников в переводе на западноевропейские языки. Кроме этого диссертант воспользовался современной критической литературой, в особенности той, где даются смысловые разрядки труднопонимаемых и переводимых на другие языки буддийских терминов.

Отражение темы в научной литературе и на.учная новизна исследования. Тема диссертации уже давно является предметом неослабеваемого интереса историко-философской и религиоведческой науки. Буддизм исследовался и исследуется многосторонне и глубоко, результаты получены значительные (хотя и нельзя сказать, что ученые пришли к окончательным и единодушным выводам). Диссертант использовал эти результаты в своей работе и ориентировался на направления, заданные выдающимися авторитетами в буддологии, в том числе и средневековыми авторами буддийских комментариев.

В частности, относительно вопроса о превращении буддизма в философскую систему диссертант привлек мнения и исследования А.А.Михалева, К.Д.Бальмонта, В.В.Бродова, Т.П.Григорьевой, В.С.Костюченко, К.Н.Джаятиллеке, Тенисона Переры, Р.Дэвид.

При аналитике содержания учения Будды мною использованы данные, полученные из источников "Абхидармапитака", "Абхиса-мая", "Дхаммапада", "Махавагга" и трудов Васубандху, В.С.Ка-рунаратна, М.Сасанаратана, Х.Гчанасиха.

Критерии подразделения философского и религиозного содержания в буддизме диссертант почерпнул из работ В.П.Андросова, О.О.Розенберга, Ф.И.Щербатского, П.Даммасири, Т.П.Сомананда, М.Панчалока.

В освещении буддийской космологии и космогонии диссертант опирался на разработки А.Н.Зелинского, Р.Е.Пубаева, А.А.Накэрчевского, О.М.Ковалевского, Д.Гунапала, С.Д.Лена-рола, Д. Гчана су мана, а в сравнении космологий буддизма, даосизма и греческой досократики по их культурологическим архетипам диссертант использовал методологические приемы, выработанные А.Е.Лукьяновым.

Значительные критические материалы при раскрытии функций и роли буддизма в общественном сознании и развитии стран Востока привлечены и монографические исследования Я.Сусуми, Д.Т.Суцзуки, С.Ямаками, М.Вебера, ЧЛДура, Э.Щумахера, Н.И.Конрада, В.И.Корнева.

Имея перед собой такой мощный арсенал научных знаний о буддизме, диссентант не обольщает ни себя, ни оппонента, ни читателя тем, что он открывает своим диссертационным исследованием некое совершенно новое направление в буддологии. Диссертант оценивает свои задачи и результаты более скромно в соответствии с возможностями кандидатской работы. Главное на данной ступени собственного обращения к буддизму он видит в подборе и анализе уникальных источниковедческих материалов, систематизации методов исследования, выявлении наиболее перспективных направлений и подходов, словом - в освоении достижений мировой буддологии.

Вместе с тем, диссертант чувствует и свою исследовательскую самостоятельность и, насколько может судить сам, новизна в раскрытии им теш проявляется в следующем.

I. В специфике возникновения буддизма, не связанного непосредственно этнокультурными традициями, диссертант усматривает космополитические потенции буддизма как религиозно-философского типа мировоззрения, несущего свою космологию, мифологию, психологию, идеологию, а значит и свой тип связи космоса, человека и бога.

2. Осуществлен выход на архетипическую структурно-функциональную модель буддизма: нирвана-сознание-сансара, которая идентифицирована с архетипами традиционной индийской культуры (получившей общее обозначение культуры Ом) и с архе-типической моделью сопредельной китайской культуры даосизма и конфуцианства. Исторически свершившееся перекрещивание (наложение) изоморфных моделей этих культур непротиворечиво объясняет трансформацию буддизма с индийской на китайскую культурологическую почву и, возможно, дает общий методологический принцип исследования подобных феноменов.

3. Самостоятельность проявляется также и в отдельных авторских положениях, высказанных в полемических сравнениях точек зрения на буддизм западных и восточных исследователей.

Практическая ценность работы. Материалы диссертации вносят посильный вклад в историко-философское и религоведческое исследование буддизма и могут быть использованы специалистами в дальнейшей разработке темы соотношения космоса, человека и бога в религиозно-философских мировоззренческих комплексах, данная работа является одним из звеньев в Научной программе Межвузовского центра по изучению восточной философии и культуры. Диссертация может служить лекционным материалом учебных лекций для студентов и спецкурсов для аспирантов.

Апробация работы. Основные результаты излагались автором на семинарах Межвузовского центра по изучению философии и культуры Востока (1991-1993), на Московской городской философской конференции в РГТУ (1994).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (семь параграфов), заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Космос, бог и человек в буддийской философии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в диссертационную область исследования был включен буддизм в его хронологических и содержательных трансформациях древности, средневековья и современности с главной задачей выяснения соотношения космоса, человека и бога. Исследование показывает, что буддизм не был однороден, от эпохи к эпохе он дифференцировался на течения и школы и наполнялся новым содержанием.

Буддизм имеет специфику возникновения по сравнению с учениями школ астики, которые комментаторски следуют традиции и авторитету Вед. Буддизм зарождается через просветление отдельной личности - Будды, что еще больше подчеркивает независимость буддизма от сопредельных учений и указывает на его космополитические потенции.

Однако, при всей независимости буддизма его система строится на структурно-функциональном архетипе индийской культуры Ом. Не случайно буддизм и сам ставит Ом в центр "колеса закона" в своей сотериологии, а в мантре ОМ-МАШ ПАЖЕ ХУМ символизирует космическое тело Будды (наряду с блаженным, явленным и алмазным телами - МАНИ ПАДМЕ ХУМ). Следовательно, буддизм уже в своих истоках фокусирует общекультурные, а если брать шире по сходству архетипов западной и восточной культур в целом, то общемировые сущностные характеристики органического космоса, человека и бога. Поэтому буддизм может вести, вел и ведет на протяжении всей своей истории диалог с различными философскими и религиозными учениями и концепциями.

Статус буддизма как мировой религии, его ассимиляция на почве других культур, активная роль в формировании общественного сознания, громадное мировоззренческое влияние - все это стимулирует и делает актуальны.! изучение буддизма.

Религиозно-философский состав буддизма требует относительно себя и специальных методов исследования и выработки специальных критериев мировоззренческой оценки. Ведь как показывает история, философы по преимуществу хотят и видят в буддизме философский тип мировоззрения, а теологи - особый вид религии (религия без бога, атеистический тип религии и т.п.). Если же философия и религия в буддизме совмещаются в единство, то неизбежно делается так, что одна какая-либо сторона превалирует над другой. Но в религиозно-философском составе буддизм выступает, так сказать, в зрелой форме. При своем же зарождении он не является ни тем, ни другим, а возникает как духовно-нравственное учение спасения.

Вот здесь, в истоках, по-видимому, и залегает критерий мировоззренческой квалификации буддизма. В просветлении Будда выводит буддизм ("четыре благородные истины") из духовного центра архетипа культуры Ом. За отсутствием нравственной полноты ядро этого це'нтра есть пустота (шунья), окруженная "четырьмя благородными истинами". Над ней "вверху" располагаются пять идеальных элементов сознания - чувство, представление, ощущение, карма, сознание; "внизу" - пять вещественных (телесных) элементов - земля, вода, ветер, огонь, эфир. Все три пентасистемы коррелируют друг с другом. Пустота есть вход в нирвану и выход в сансару. Человек "закручивается" в спираль Ом в этом ядре и от человека зависит, попадет он за свои поступки в колесо сансары, или он попадет в единое нирваны .

В этой конструкции просматривается и природный космос, и человек, но есть в архетипе Ом и первопредок-бог. Про него вначале "забывают", поскольку это и есть сам человек Будда. Но первопредок-бог должен неизбежно появиться перед взором людей и тогда о нем "вспоминают" и обожествляют по аналогии с уже имеющимися религиями. Однако, это опять же есть не кто иной, как Будда. Обожествляют поэтому именно его, а он все-таки никак не подходит под каноны стандартного божества и только гармонично дополняет собой целостность архетипа Ом, выполняя функцию прародителя-отца. Будда рождает вещи природного космоса и людей, они же со своей стороны рождают Будду. Между ними нет никакой религиозной веры, а есть только живая космическая генетика, как это и должно быть в культуре Ом. Вот почему среди исследователей ведутся непрекращающиеся споры о том, философия ли буддизм или религия.

На наш взгляд квалификация буддизма сводится к следующему: буддизм по сущностным истокам возникновения это ни философия и ни религия, и ни то и другое вместе. Буддизм есть живая духовная культура, из которой, или на основе которой, могут вырастать философия, религия, нравственные учения вплоть до политики и права. Судьба буддизма в этом смысле сродни судьбе древнекитайских учений. Например, даосизм тоже как учение рождается просветленным Лаоцзы из духовного центра Дао. В средние века даосизм и Лаоцзы "обожествляются" и превращаются в религию, вследствие этого при взгляде в глубину веков вся история даосизма освящается и теологизируется, хотя в действительности даосизм к религии имеет весьма далекое отношение. Из архетипа Дао рождается также и конфуцианство, и здесь теологи преуспевают обожествить Конфуция и его учение. А вот с легизмом они не дотянули. Легизм тоже возникает из Дао, а его законы даже производятся на свет Первопред-ком, но основатели легизма и их учение не обожествляются, потому что легизм с его силой закона под религиозную веру никак не подстраивается. Как видим, истоки у даосизма, конфуцианства и легизма в Дао одни, а оценки и судьбы разные. Они представляют собой культурологические волновые "всплески" Дао, вызванные потребностями и субъективной активностью человека.

Это еще раз говорит, что из буддизма в исторической смене эпох могли сделать религию, а могли сделать и философию, но сам-то буддизм есть только их духовная субстанция, почва, на которой взрастили философское и религиозное древа.

Теперь по этому критерию мы можем отличить, кто, когда и где и что делал с буддизмом, кто и что из него хотел получить, какие космос, человек и бог из него строились.

Проанализированные материалы свидетельствуют, что заслуга в превращении буддизма в философию принадлежит махаянис-там, с чем согласны и их оппоненты по ряду положений тхерова-дисты. Показательно, что это было осуществлено на собраниях (сангити) адептов буддизма при санкции и участии царской власти (царь Ашока). Она как бы венчает и благословляет рационалистические начала в буддизме.

Заметно, что основные ветви буддизма Хинаяна и Махаяна продолжают нести структурную архитектонику первоначального буддизма и по формальному составу (четыре основные школы в двух течениях), и по содержанию (реальная природа пустоты и срединный путь в махаянской мадхьямике). Ветви буддизма, таким образом, и дистанциируются от первоначального буддизма, и продолжают сохранять с ним органическую связь.

Новшества, которые вносятся и навязываются буддизму как идеи и как комментарии основных положений, оттеняют попытки превращения буддизма в философию или религию. Эти новшества отчетливо заметны и выливаются даже иногда в продолжительные дискуссии. Так одним из спорных узлов в теории буддизма стала идея творца. Будь она доказана скрытно присутствующей в буддизме или привнесена в него, тогда в буддизм проникла бы идея, сродная креационизму, а это принципиально меняло бы учение о причинности, способах познания и путях человеческого спасения (доктринальные расхождения индуизма и буддизма).

Еще один принципиальный вывод следует из диссертационного повествования. На всем протяжении своей эволюции буддизм сохраняет устойчивую космологическую структуру, совпадающую с архетипической. Если учесть, что космос в буддизме не есть отвлеченная натурфилософия, а есть мировоззрение, мифология, психология, сотериология, то в космологии обнаруживается гарант неисчерпаемой культурологической генерации буддизма. Он может дать индийскому человечеству связь со своими исконными культурологическими (Ом-скими) началами. Не случайно, буддизм ушедши с индийской почвы через столетия возвращается постепенно вновь и питает-своими потенциями сознание и физическую жизнь человека в единстве с природным космосом и богом-прародителем.

 

Список научной литературыЭпитавела, А. Ч., диссертация по теме "История философии"

1. Абхи дарма питака T.I. - Коломбо. 1964.

2. Абхисамая Санюкта Коччана готта сутра. Коломбо. 1964.

3. Виная дитака Махасатипаттана Чулавагапалия. T.I. Коломбо. 1962.

4. Дампиа атува. Коломбо. 1962.

5. Дхаммапада.- Коломбо. 1962.6. Махавагга. Коломбо. 1963.

6. Ланкаватра Сутра - Коломбо. 1924.

7. Пратитясаадупадая Коломбо. 1964.

8. Садцхарма Ратнавалия. Коломбо. 1956.

9. Сутра питака Диганикая, Брахмаджала Сутра. T.I. -Коломбо. 1962.

10. Сутра питака Диганикая, Саманджиджапала сутра. T.I. -Коломбо. 1962.

11. Сутра питака Мадджаманикая - Чула Сачча сутра. Т.I. - Коломбо. 1962.1. Источники на английском13. Lankavatara- Tokyo. 1924.

12. Madiiyamika Sastra. - Heidelbery. 1911

13. Hjaje. Darsanain. Calcutta. 1936»

14. Eatnavali. Pt.1-2.-Ноша. 197117. ,carvadar£anasama£ralis. 1961.

15. Tarka-Sangraba. -Bonboy.1597*

16. Tattvasa~~raha. Vol.1. Varanasi. 1968.

17. The Hev&jrs Tantra. pt 1-2. -London.19; 9»21,22,23