автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Система буддийских направлений в религиозно-философском образовании дацанов Восточного Забайкалья

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Будаева, Светлана Цыбендоржиевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Чита
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Система буддийских направлений в религиозно-философском образовании дацанов Восточного Забайкалья'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Будаева, Светлана Цыбендоржиевна

ВВЕДЕНИЕ.

1 .Мировоззренческие и методологические основы буддизма в Восточном

Забайкалье.

1.1 .Философско-методологическое осмысление антропологичности философии буддизма.

1.2. Ламаизация в Восточном Забайкалье как особенность религиозной системы буддизма.

2.Философское осмысление буддийского духовно-религиозного образования в дацанах Восточного Забайкалья.

2.1.Школа «Цаннит» и диспут как метод постижения буддийской истины в системе религиозно-философского образования.

2.2.Буддийские традиции в инновационном образовании Агинского бурятского буддийского института.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Будаева, Светлана Цыбендоржиевна

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

В конце XX века сложились условия, позволившие начаться процессу восстановления прежней значимости национального потенциала, его активного развития. При этом особую значимость приобретают этническая культура, этническая самоидентификация и религиозная толерантность.

В настоящее время возрастает интерес к восточным философиям, в целом, и принципам образования на Востоке, в частности. Развивается культурно-религиозная ситуация в Бурятии, где интерес молодежи к буддийскому религиозно-философскому образованию становится возрождающейся культурно-исторической традицией. В условиях модернизации Российской системы образования, - в том числе и в Бурятии, наблюдается потребность в притоке новых идей и принципов.

Комплексный анализ традиций системы буддийского религиозно-философского образования в дацанах Восточного Забайкалья дает возможность обозначить ключевые вопросы взаимодействия светского и духовно-религиозного образования в условиях возрастания национальных традиций и тенденции к регионализации. Образовательная деятельность Агинского Бурятского буддийского института, являющегося идейно и организационно преемником традиций буддийского образования в дацане, не может не осуществляться в контексте более широких культурно-духовных процессов, развертывающихся в настоящее время на территории Бурятии.

Дацаны, в том числе Аги, в сравнении с православными храмами, будучи культурно-закрытыми для трансформации, для вмешательства государственных структур, смогли сохранить свое культурное достояние. Они явились духовным оплотом и центром сохранения ламаистской культуры в Восточном Забайкалье. Дацаны сохранили духовные памятники, методику и методологию духовного образования, которая сегодня оказалась востребованной не только через систему буддийского религиозно-философского образования в дацанах, но и на уровне буддийского просвещения. Цаннитский религиозно-философский факультет являлся основным звеном в системе традиционного буддийского образования, фундаментом буддийской философии. В настоящее время Агинский Бурятский буддийский институт продолжает традиции носителей духовности, основываясь на образовательных традициях цаннит-дацана и внося новое в систему дацанского образования.

Обращение сегодня бурятов, русских и других народов к буддизму обусловлено не только его системой вероисповедания, но и поиском духовной самореализации. Это обусловлено современной мировоззренческой ситуацией, напоминающей больше духовный синкретизм, чем единоверие или безверие (атеизм). Это стимулирует социальная, экономическая нестабильность, переход к рыночной экономике, поиск путей строительства гражданского, демократического общества. Потеряв регламентированные, категориально утвержденные ориентации в постперестроечное время, массовое общественное сознание россиян было поставлено перед выбором принятия или непринятия протестантизма, который явился идеологией рыночной экономики. На этом фоне возрождение духовных основ православия, как исторической культурной религии России, шло в непристанной борьбе с протестанскими религиозными направлениями. Православная церковь, в отличии от буддийских храмов, понесла большее разрушение в Советском Союзе. Один факт трансформации Законов Иисуса Христа в Моральный Кодекс строителя Коммунизма говорит об этом наиболее ярко. В этих условиях буддийская культура дацанов оказалась в наиболее выгодном положении, характеризуя собой традиционализм, стабильность и моральность. За десятилетия (1990-2000 гг.), одна треть верующих в буддийских храмах - это представители русского населения (по данным анализа дацанов Аги) среди верующих, ориентированных на мировоззренческие ценности буддизма.

Перспективы выживания человека и человечества буддисты связывают с изменением образа жизни и стиля мышления людей, с формированием духовно-этических основ новой цивилизации. Наметить новые ориентиры в общественном сознании может как современная наука, так и многовековая мировоззренческая традиция буддизма, которая затрагивает собственную внутреннюю трансформацию человека.

В этом методологическом ключе мы рассматриваем проблему философско-мировоззренческого аспекта образования в буддизме. В числе основных задач буддийского религиозно-философского образования всегда традиционно являлась духовно-нравственная эволюция человека, предполагавшая освоение и применение его на благо человечества.

Степень разработанности проблемы Тема исследования предполагает обращение к классическим трудам ученых востоковедов-культурологов В.П.Васильева, И.П.Минаева,

С.Ф.Ольденбурга, Ф.И Щербатского и О. О. Розенберга1, в работах которых рассматривается научно—исторический подход к процессу распространения буддизма, религиозно- мировоззренческий комплекс буддизма, религиозные и философские основы буддизма.

В контексте нашего исследования существенную значимость представляют труды ряда ученых, которые раскрывают вопросы буддийской культуры (Н.В. Абаев, Л.Л.Абаева, С. Васильев, А. Вашкевич, К.М.Герасимова, Д.Б. Дашиев, Н.Л.Жуковская, P.E. Пубаев, Фомина М.Н. М.И.Гомбоева, К.К. Васильева и др.), буддийской этики (В.В. Мантатов, Л.В. Мантатова, О.В.Доржигушаева, Б.Ц. Жамбалдоржиев и др.)2. Авторы

1 Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература. - СПб., 1957.- 141с. Минаев И. П. Буддизм. Исследования и материалы. - СПб., 1887. - Вып. 1, 2. - T. 1. Олъденбург С. Ф. Буддийские легенды и буддизм // Избранные труды русских индологов - филологов. - М., 1961. Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. - M., 1988. Розенберг О. О. Труды по буддизму. - М., 1991.- 81с.

2 Буддизм и культурно - психологические традиции народов Востока: (Сб. ст.) /АН СССР, Сиб. отд - ние, Бурят, инст. обществ, наук; Отв. ред. Н.В. Абаев. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд - ние, 1990.- 214с. Абаева Л.Л., Жуковская Н.Л. Традиция и модернизация в истории ламаизма //Религии мира: история и современность. - М., 1983. - С.129-150. Васильев Л.С. Ламаизм. //История религии Востока. - М., 2000,-425с. Вашкевич А. Ламаиты в Восточной Сибири,- СПб., 1885,- 137с. Герасимова К. М. О проблемах исследования традиционной культуры бурят // Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии. -Новосибирск, 1980,- С. 3-11. Дашиев Д.Б. Буддийские категории в популярном вероучении ламаизма // Философские вопросы буддизма. - Новосибирск, 1984. - С. 30-37. Жуковская Н.Л. Буддизм в истории монголов и бурят: политические и культурные аспекты // Альманах «Буддийский мир». - М., 1994. Пубаев Р. Е. Тибетеко-монгольский словарь Агинского бурята хуацайского рода Галсан - Жимба Дылгырова // Материалы по истории и филологии Центральной Азии. - Улан-Удэ, 1962. Фомина М.Н. Путь «обретения себя» посредством веры // Философская культура: онтологический диалогизм. - Чита, выделяют в буддизме нравственность как закон жизни, как условие становления, развития и функционирования общества.

Автор диссертации опирается на исследования, в которых раскрывается история распространения буддизма в Восточном Забайкалье и открытие дацанских школ (А.А.Базаров, Б. Барадин, Г.Д. Нацов, A.M. Позднеев)1. А.АБазаров объясняет культуру философских диспутов и их актуальную практику как начало развития историко-философского процесса в южноазиатском и центрально-азиатском регионах. Автор рассмотрел основы средневекового школьного буддизма - его универсальность, онтологичность, зависимость от логико-эпистемологического аппарата. Работы Б.Б. Барадина раскрывают жизнь и быт тибетских монахов, проникновение буддизма из Монголии на территорию Восточного Забайкалья, традиционное буддийское религиозно-философское образование в тибетских монастырях. Автор дает подробное описание монастырей школьного типа, перечень учебной литературы для монахов и др. А.М.Позднеев в своих работах описывает жизнь и быт буддийских монастырей Тибета, Монголии. О строительстве дацанов в Восточном Забайкалье, о деятельности первых лам пишет Г. Д. Нацов.

Определенную ценность представляют труды, где исследуется формирование буддийской религиозно-философской системы образования в Тибете, поскольку принятая в Агинском дацане программа изучения религиозно-философской системы буддизма полностью соответствовала

1999.-С.122-129 Мантатов В. В., Мантатова Л. В. Экологическая этика буддизма. // Мир буддийской культуры. Материалы международного симпозиума 10-14 сентября 2001 года. - Агинское - Улан - Удэ -Чита. - С. 12 - 25. Мантатов В.В. К вопросу об изучении философии буддизма // Философские вопросы буддизма. - Новосибирск, 1984-С.4-9. Мантатов В.В., Доржигушаева O.B. Экологическая этика: буддизм и современность. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1997. - С.128. Жамбалдоржиев Б.Ц. Корреляционный подход в философском осмыслении бытия,- Чита: РИЦ «Мысль», 96с.

1 Базаров A.A. Институт философского диспута в буддизме. - СПб.: Наука, 1998, - С.183. Барадин Б.Б. Путешествие в Лавран //Зап. ИРГО. - СПб., 1908. - T. XL1X. - Вып. 4. - С. 112-117. Барадин Б.Б. Автобиография. Буддийские монастыри. Беседы буддийских монахов//Альманах «Orient». - СПб., 1992.-Вып.1. - С.116-119. Позднеев A.M. К истории развития буддизма в Забайкальском крае. - СПб., 1887. - С.36. Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. - СПб., 1887. - С.112. Нацов Г.Д. Материалы по ламаизму в Бурятии. -Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 1998. - С. 186. программе амдосского монастыря Лавран в Тибете (Г.Ц. Цыбиков, С.З.Батын, A.M. Донец, С.П. Нестеркина)1.

Однако среди этих работ мы не обнаружили отдельных исследований, специально посвященных анализу системы буддийского религиозно-философского образования в дацанах Восточного Забайкалья. Поэтому, мы предприняли попытку отчасти восполнить этот пробел.

Объектом исследования является усиление духовных и культурных традиций буддизма в современном религиозно-философском образовательном процессе восточно-забайкальских дацанов.

Предметом исследования является актуализация буддийского религиозно-философского образования в дацанах Восточного Забайкалья.

Цель и задачи исследования Цель диссертационного исследования определить повышение роли и места буддийского антропологического традиционализма в инновационной системе религиозно-философского образования в дацанах Восточного Забайкалья. Для реализации данной цели предпринято решение взаимосвязанных задач, среди которых уместно выделить следующие: 1.Охарактеризовать антропологичность буддизма для последующего анализа доминантов образования в дацанах.

2.Определить обучающие методы буддизма, его воздействие и влияние на систему дацанского образования в целом.

3.Выявить процессы отражения традиций буддизма (его культуры) в инновационной системе дацанского образования в Восточном Забайкалье. Теоретическая и методологическая база исследования В диссертации использовалась комплексная методология философско-этического исследования с применением системного и диалектического подходов, предполагающих рассмотрение системы образования в дацанах Восточного Забайкалья в контексте культуры и

1 Цыбиков Г.Ц. Буддист-паломник у святынь Тибета // Избранные труды. - Новосибирск, 1981. Батын С.З. Тибетская система монастырского образования // Мир буддийской культуры: Материалы международного симпозиума. - Чита: изд-во Заб. ГПУ, 2001. истории мировой отечественной и буддийской философско-религиозной мысли, определения ценностно-значимых смыслов буддийского религиозно-философского образования.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: диалектический метод позволил определить в системе буддийского религиозно-философского образования единство мира через взаимосвязанную динамику всех изменений в мире; философско-культурологический метод способствовал рассмотрению культурных традиций дацанов; философско-герменевтическое осмысление буддийского религиозно-философского образования позволило нам обратиться к пониманию внутреннего духовного мира личности, где непременным условием деятельности выступают диалогические отношения; философская религиозная антропология позволила рассмотреть личность учащегося как некую интегрированную целостную систему в буддийском религиозно-философском образовании, подтвердить идею об определяющей роли духовного компонента в рамках антропологической целостности; психологический подход дал возможность обозначить концепцию оптимистического взгляда на природу человека, определения условий для его самовыражения и самореализации.

В основу диссертационного исследования положены также аксиологический, культурно-исторический подходы к становлению и развитию духовной личности в условиях буддийского религиозно-философского образования. Аксиологический подход позволил ориентироваться на мировоззренческие ценности буддизма, рассмотреть буддийское религиозно-философское образование как средство трансляции культуры, овладевая которой человек становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъективность.

Научная новизна исследования

Научная новизна работы состоит в том, что диссертация является первым российским исследованием философско-религиозного образования в дацанах Восточного Забайкалья. Для антропологического и религиозно-культурологического анализа образовательного процесса предпринята попытка:

1. Применить философско-методологический анализ антропологичности положений буддизма для последующего раскрытия традиционных доминантов религиозно-философского образования в дацанах Восточного Забайкалья.

2. Определить обучающие методы буддизма, воздействующие на систему дацанского образования в целом.

3. Выявить процессы отражения образовательных традиций буддизма в инновационной системе дацанского образования Восточного Забайкалья.

Диссертация является специальным исследованием, в котором рассматривается проблема буддийского религиозно-философского образования в дацанах Аги с учетом национально-регионального и культурного компонентов.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Значимость работы определяется тем, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы создают предпосылки для их практического использования в учебных и элективных курсах с учетом национально-регионального компонента по философской антропологии, культурологии, религиоведению, педагогике, психологии, этике.

Апробация диссертационной работы осуществлялась в рамках разработанных элективных курсов «Основы буддийской философии», «Бурятия как центр пересечения культур в XVII - XIX вв.» (для студентов Забайкальского аграрного института). Выводы и результаты исследования докладывались на региональных, областных научных конференциях в гг.

Улан-Удэ, Иркутск, Чита. Анализ хода исследования был представлен на заседаниях кафедры философии и антропологии Читинского государственного университета (май 2002г., июнь 2003г.), кафедры гуманитарных дисциплин Забайкальского аграрного института (декабрь 2002г., апрель 2003г.).

Основные результаты исследования нашли отражение в научных статьях и тезисах, опубликованных в Чите, Москве. Автором написана монография «Система образования в дацанах Восточного Забайкалья как отражение нравственных норм буддизма» - Чита: Поиск, 2002.-112с. На защиту выносятся следующие основные положения Исходя из главной цели, задачи и новизны диссертации, на защиту выносятся следующее:

1 .Антропологические положения буддизма явились основными традиционными доминантами в системе религиозно-философского образования в дацанах Восточного Забайкалья. Это позволило выявить в философско-религиозной системе буддизма:

- Фундаментальную роль Человека как основу мироздания, ценностно-основополагающую фигуру Космоса, Земли, Общества, что составляет единство нравственной ответственности и достоинства Человека.

- Позитивно-ценностный образ Человека, характеризующийся верой в личный созидательный потенциал, направленный на внутреннюю трансформацию, которая обусловлена необходимостью чувства мудрой сострадательности ко всему живому на Земле, нравственным и духовным самосовершенствованием Человека для достижения единства с миром.

- Сущность качеств духовного сознания через даяние, дисциплину, ответственность, терпимость, осторожность как нравственные факторы устойчивого развития общества.

2. В Восточном Забайкалье буддизм явился обучающим условием ценностного единства основных направлений системы дацанского образования. В связи с этим мы выделяем следующие обучающие методы буддизма, которые способствуют образовательному процессу:

-Забайкальские ламы учили учащихся просветлению как умственной деятельности или мудрости. Для достижения просветления необходимы альтруистическая любовь и сострадание, пробужденный настрой (бодхичита), не двойственный ум. Центральную позицию в мировоззрении дацанского образования занимал сострадательный ум, из которого возникала бодхичитта.

-Альтруистическая мотивация двигала адептом во время практики парамит. Она имела два аспекта: методы (пять первых совершенств) и мудрость. С помощью мощной мотивации ума просветления студенты начинали практиковать шесть совершенств (рагаткаБ): щедрость, дисциплину, терпение, радостное усилие, концентрацию и мудрость.

-Шесть совершенств рассматривались применительно к трем видам учения. Первое из трех высших учений - это практика дисциплины. Достичь этого можно было тремя путями. Путь, изложенный в "Пратимокше" или "Винайе", называется индивидуальным освобождением. Второй путь - дисциплина бодхисаттв, а третий - дисциплина тантры.

-Все обеты основаны на отказе от десяти негативных действий: убийства, воровства и половой распущенности (трех недобродетелей тела); лжи, насмешек, грубой речи и пустой болтовни ( четырех недобродетелей речи) и алчности, вредоностных намерений и лжевоззрений (трех недобродетелей ума).

-Основной способ выполнения практики дисциплины бодхисаттвы заключается в том, чтобы заботиться о других больше, чем о себе.

Учащиеся стремились к высшему состоянию бытия, растворяющемуся в небытии, к преобразованию своего внутреннего мира, где огромную роль играли взаимосвязи духовного и телесного, психических процессов с биологическими. Таким образом, приоритет духовно-моральных ценностей, установки на совершенствование нравственного сознания и поведения личности в соответствии с идеалами буддийского вероучения составляли основу обучения в дацанах Восточного Забайкалья.

З.В инновационной системе буддийского религиозно-философского образования в дацанах Восточного Забайкалья изменение ценностных, смысловых установок миропонимания и мировосприятия студентами зависит от умелого использования буддийских традиций, насыщения содержания образования духовными проблемами, духовными ценностями на основе традиционной буддийской философии. Мы полагаем, что на совершенствование человека направлены так же и светские науки, которые умело интегрируются в дацанах с буддийскими дисциплинами. В диссертации мы выделяем, что инновационное образование в Агинском Бурятском буддийском институте - это слияние духовно-религиозного и светского образования через программу современного гуманитарного института и медицинского колледжа. Обозначенные в ходе исследования традиционные процессы, используемые в дацанском образовании, представлены как средство постижения нравственного опыта религиозно-философской доктрины. Они способствуют:

- В логической последовательности воспроизводить целостную картину мира.

Создавать основу осознания учащимися личностного смысла деятельности;

- формировать опыт субъективных отношений.

- Утверждать себя выше привычного земного плана, в ходе которого «эго», возникшее под давлением и требованиями внешнего мира и культурного окружения, уступает место потребностям и нуждам мира внутреннего, души человека, его «Самости».

Современные ламы Агинского Бурятского буддийского института с полным осознанием своей роли стремятся к сохранению интеллектуального, философского содержания буддизма, обучая учащихся просветлению как умственной деятельности или мудрости. Они умело передают в условиях современного Агинского Бурятского буддийского института будущим поколениям бесценный опыт практической сотереологии, который сохраняется по линиям преемственности предыдущих Агинских мастеров Дхармы. Это совокупность моральных норм, психотехнических процедур и определенных «теоретических» представлений.

Таким образом, инновационная система Агинского Бурятского буддийского института обеспечивает трансформацию ценностных, смысловых установок миропонимания и мировосприятия. Мы представляем ее как развивающуюся целостную систему связей и отношений.

Структура диссертационной работы определяется логикой исследования и решением поставленных задач, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Система буддийских направлений в религиозно-философском образовании дацанов Восточного Забайкалья"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный уровень состояния российского общества, тенденция к его регионализации обусловили новые подходы к проблеме философско-мировоззренческого аспекта образования в буддизме. Традиционное буддийское религиозно-философское образование в дацанах Восточного Забайкалья представляет собой социально-ориентированную систему, основной ценностью которой является Человек как основа мироздания, как ценностно-основополагающая фигура Космоса, Земли, Общества.

Методологическую и теоретическую основу нашей диссертационной работы составил комплексный анализ философско-этического исследования с применением системного и диалектического подходов, предполагающих рассмотрение системы религиозно-философского образования в дацанах Восточного Забайкалья в контексте определения ценностно-значимых смыслов традиционного буддийского религиозно-философского образования, развития его как целостной системы.

Объект нашей диссертации исследовался с позиций системно-целостного подхода, который совмещен с функциональным. Комплексный подход позволил анализировать объект научного исследования на нескольких уровнях (общем, особенном, единичном).

Традиционное буддийское религиозно-философское образование в дацанах Восточного Забайкалья нами представляется как система, состоящая из совокупности следующих направлений буддизма: хинаяны, махаяны, тантраяны. Компоненты данной системы во взаимосвязи подчинены основной цели - познанию учеником окружающей его действительности. Оно в логической последовательности воспроизводит целостную картину мира, создает основу для осознания учащимися личностного смысла деятельности, формирует опыт субъективных отношений. Целостность и единство индивидуума постепенно утверждают себя выше привычного земного плана, а все, что несущественно, поверхностно, чуждо - исчезает. То «эго», которое возникло под давлением и требованиями внешнего мира и культурного окружения, уступает место потребностям и нуждам мира внутреннего, души человека, его «Самости». Позитивно-ценностный образ человека: вера в созидательный, методологически основополагательный потенциал, который заложен в нем самом, его внутренняя трансформация, заключающаяся в необходимости нравственного и духовного самосовершенства как достижения единства с миром, и все выше перечисленное, нами выделены в диссертации как доминанты в традиционном буддийском религиозно-философском образовании в дацанах Восточного Забайкалья.

В Восточном Забайкалье буддизм явился обучающим условием ценностного единства основных направлений системы дацанского образования. Забайкальские ламы учили учащихся просветлению как умственной деятельности или мудрости. Для достижения просветления необходимы альтруистическая любовь и сострадание, пробужденный настрой (бодхичитта), не двойственный ум. Центральную позицию в мировоззрении дацанского образования занимал сострадательный ум, из которого возникала бодхичитта Альтруистическая мотивация двигала адептом во время практики парамит. Она имела два аспекта: (пять первых совершенств) и мудрость. Шесть совершенств, практика дисциплины (дисциплина бодхисаттв, дисциплина тантры), отказ от десяти негативных действий, трех недобродетелей тела, четырех недобродетелей речи, алчности, - таков путь, рекомендуемый учащимся дацанов Восточного Забайкалья. Этот путь, представляющий собой совокупность моральных норм, психотехнических процедур и определенных «теоретических» представлений, мы выделили в диссертации как обучающие методы буддизма в религиозно-философском образовании восточно-забайкальских дацанов. Буддийская традиция говорит о нем как о сочетании культуры поведения (шила), культуры психики (читта или самадхи) и культура мудрости (праджня).

Инновационная система дацанского образования в Восточном Забайкалье обеспечивает трансформацию ценностных, смысловых установок миропонимания и мировосприятия. Мы представляем ее как развивающуюся целостную систему связей и отношений. Под инновационным буддийским религиозно-философским образованием мы понимаем становление новой теории и практики в условиях дацана Аги (Агинский Бурятский буддийский институт) на основе интеграции традиционных буддийских предметов, которые изучались при цаннит-дацане, и предметов современного гуманитарного института, а также Читинского медицинского колледжа через создание единого образовательного пространства. В данной новой системе образования целенаправленные изменения структуры, содержания, технологий и субъективных позиций участников образовательного процесса создают условия для становления человека как личности. Современным студентам, пришедшим в буддийский институт, необходимо не только буддийское религиозно-философское образование, но и современное европейское. Традиционный буддийский закон взаимозависимого существования всех существ, закон общественной кармы обязывают современных учителей-лам и студентов решать современные проблемы, отягощающие жизнь, это прежде всего, падение нравов, жестокость. Мы подчеркиваем, что духовность - это освобождение человека от всякой злобы. Она является созидающей сферой индивидуализированного бытия; это самосозерцание. Стержнем духовности является нравственность. В Агинском Бурятском буддийском институте изменение ценностных, смысловых установок миропонимания и мировосприятия происходит на основе умелого использования буддийских образовательных традиций, насыщения содержания образования духовными проблемами, духовными ценностями в интеграции с современными светскими гуманитарными дисциплинами.

Решение задач исследования позволяет утверждать, что положения, вынесенные на защиту, обоснованы, и цель исследования достигнута.

Перспектива исследования связана с дальнейшей конкретизацией отдельных аспектов образования в буддизме.

 

Список научной литературыБудаева, Светлана Цыбендоржиевна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1.Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы) Васубандху. Раздел первый. Анализ по классам элементов /Пер. с санскрита, введение, комм., историко-философское иссл. В. И. Рудого. -М., 1990.-С. 194.

2. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы) Васубандху. Раздел третий. Учение о мире / Пер. с санскрита, введение, комм., историко -философское иссл. Е.П.Островской и В. И. Рудого. СПб., 1994.-С.179.

3. Азиатская Россия. СПб., 1914, - Т. 1.

4. Андреев Д. Роза мира. М., 1993, - С.255-256.

5. Алексеев В. Н. Сергей Федорович Ольденбург как организатор и руководитель наших ориенталистов // Наука о Востоке. Статьи и документы. М., 1982,- С.41.

6. Базаров А. А. Институт философского диспута в буддизме. СПб.: Наука, 1998,- 183с.

7. Базаров А. А. Учебная литература bsdus grwa и монастырские споры в Тибете // Культура Центральной Азии: письменные источники. -Улан Удэ, 1998, - Вып. 2.

8. Базаров Б. Д. Влияние «Великой Ясы» и буддизма на развитие обычного права бурят. -Чита, 2001.-71с.

9. Базарон Э. Очерки тибетской медицины. Улан - Удэ, 2001. - 223с.

10. Ю.Барадин Б. Б. Путешествие в Лавран // Зап. ИРГО. СПб., 1908.

11. Т. XLIX. Вып. 4.- С.112-117.

12. П.Барадийн Б. Б. Автобиография // Альманах «Orient». СПб., 1992.-Вып. 1.-С.116-119.

13. Барадийн Б. Б. Буддийские монастыри // Альманах «Orient». -СПб., 1992. Вып. 1.- 146 с.

14. П.Барадийн Б. Б. Беседы буддийских монахов. Верхнеудинск, 1926.

15. Барадийн Б. Б. Жизнь в тангутском монастыре Лавран. Дневник буддийского паломника 1906 1907 гг. - Улан - Удэ; Улан-Батор, 1999.

16. Баранников А. Забайкальские дацаны // Материалы по этнографии России. Л., 1926. - Т. 3. - Вып. 1.

17. Баяртуев Б. Д. Жизнь и творчество Ринчена Номтоева (1820 -1907) // Буддизм и литературно художественное творчество народов Центральной Азии. - Новосибирск, 1985.

18. П.Бестужев Н. А. Гусиное озеро. // Декабристы в Бурятии Верхнеудинск, 1927.

19. Бердяев H.A. философия творчества, культуры и искусства. Т. 1.-М., 1994.- С.302-363.

20. БираШ. Монгольская историография (XIII XVII вв.). - М., 1978.

21. Бира Ш. Из истории монгольской культуры // Книга Монголии. Альманах библиофила. М., 1988. - Вып. 24.

22. Болсохоева Н. Д., Ванникова Ц. П., Дашиев Д. Б. и др. Введение в изучение Ганчжура и Данчжура: Историко библиографический очерк. -Новосибирск, 1989.- 215с.

23. Болсохоева Н. Д. Борьба с ламаизмом // Восточное обозрение. -1887.-№3.

24. Буддизм и культурно психологические традиции народов Востока: (Сб. ст.) /АН СССР, Сиб. отд - ние, Бурят, инст. обществ, наук; Отв. ред. Н. В. Абаев. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.- 214с.

25. Буддизм и литературно художественное творчество народов Центральной Азии: (Сб. ст.) / АН СССР, Сиб. отд - ние, Бурят, фил., Бурят, ин - т обществ, наук; Отв. ред. P.E. Пубаев. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1985.- 127с.

26. Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии: (Сб. ст.) /АН СССР. Сиб. отдел. Бурят, фил. Новосибирск, 1980.- 176с.

27. Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии: (Сб. ст.) /АН СССР. Сиб. отдел. Бурят, фил., Бурят, ин-т обществ, наук; Редкол.: К. М. Герасимова (отв. ред.) и др. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1981.- 185с.

28. Буддизм. Проблемы истории, культуры, современности: (Сб. ст.) /АН СССР, Ин-т востоковедения; Редкол.: В. В. Вертоградова (отв. ред.) и др.. -М.: Наука, 1989.

29. Бурятский буддизм: история и идеология. Улан - Удэ: БНЦ СО РАН, 1997.- 150с.

30. Буддизм: история и культура. Сборник трудов. М.: Наука, 1989.228с.

31. Бюллер Ф. А. Очерки Восточной Сибири. Ламаизм и шаманство // Отечественные записки. 1859. - Т. 125. - № 7.

32. Богданов М. Н. Очерки истории Бурят Монгольского народа.-Верхнеудинск, 1926.- 301с.

33. Вайдурья онбо //Пер. с тиб. В. Н. Пупышева. Рукопись.

34. Ванникова Ц. П. О двух первых настоятелях Цугольского дацана // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона: Материалы международной научно практической конференции. - Улан -Удэ, 1999.-С.67.

35. Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература. -СПб., 1957.- 141с.

36. Васильев В.П. Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм. СПб., 1973,

37. Васильев В. П. Рецензия на книгу А. М. Позднеева «Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями его к народу» // ЖМНП.- Ч. 257.- Отд. 2. 1888.

38. Васильев Л.С. Ламаизм. //История религии Востока. М., 2000.425с.

39. Васильева К. К. Менталитет: онто-этнологическое измерение (на примере бурятского этноса). М.: Информационно-издательское агенство «Русский мир», 2002.-2000с.

40. Вашкевич А. Ламаиты в Восточной Сибири.- СПб., 1885.- 137с.

41. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление.-М., 1977.

42. Вестник МГУ. Серия Философия. М., 1998. - №7-С.32.

43. Виноградов А. Ф. Прот. о ламаизме за Байкалом // Иркутские епархиальные ведомости. 1885. - № 48 - 49.43 .Влияние монголов на бурят и средства устранить его // Московские церковные ведомости. 1885. -№ 6.

44. Востриков А. И. Тибетская историческая литература. М., 1962.

45. Востоковедные исследования в Бурятии. Новосибирск, 1980.176с.

46. Гараджа В.И. Мораль и религия. М., 1995.-С.24.

47. Геденштром М. М. Отрывки о Сибири. СПб., 1830.

48. Геше Джампа Тинлей. Ум и пустота. М.: Московский буддийский центр ламы Цзонхавы, 1999. - 236с.

49. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежды, жилищ, вероисповеданий и пр. СПб., 1779. -Ч. 3.

50. Герасимова К. М. К истории изобразительного искусства бурят //Зап. НИИК. -Улан-Удэ, 1956.-Вып. 21.51 .Герасимова К. М. Ламаизм и национально колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX веков. - Улан - Удэ, 1957.-С.147.

51. Герасимова К. М. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства (1917 1930). БКНИИ СО АН СССО. - Улан -Удэ, 1964.- 124с.

52. Герасимова К. М. Памятники эстетической мысли Востока //Тибетский канон пропорций. Улан - Удэ, 1971.-81.

53. Герасимова К. М. О структуре традиционной духовной культуры по материалам тибетских медицинских источников // Традиционная культура народов Центральной Азии. Новосибирск, 1986.-С.77.

54. Герасимова К. М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. Новосибирск, 1989.- С.53.

55. Герасимова К. М. Буддизм и онтология традиционных верований // Буддизм и культурно психологические традиции народов Востока. -Новосибирск, 1990.- С.41.

56. Герасимова К. М. Религия и проблемы изучения бурятского общества // Наука и культура региона: проблемы исследований. Улан -Удэ, 1992.-С.27.

57. Герасимова К. М. Экологические традиции в ламаистском культе // Экологические традиции народов Центральной Азии. Новосибирск, 1992.

58. Герасимова К. М. О бурятской «буржуазной» интеллигенции начала XX века // Национальная интеллигенция, духовенство и проблемы социального, национального возрождения народов Республики Бурятия. -Улан Удэ, 1995. - Вып. 2.

59. Герасимова К. М. Об исторических формах культуры бурят // Национальная интеллигенция, духовенство и проблемы социального, национального возрождения народов Республики Бурятия. Улан - Удэ, 1995.- Вып. 2.

60. Герасимова К. М. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии. Улан - Удэ, 1999.- С.31-43.

61. Герасимова К. М. Памятники средневековой культуры Тибета // Атлас тибетской медицины. М., 1998. - С. 37- 43.

62. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.- С.332.

63. Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX веков о бурят монголах. - Улан - Удэ, 1939. -169с.

64. Гиренок Ф.Н. Философские вариации на тему экологии. Человек и природа. // Знание №6. - М. - С.44-45.

65. Григорьева Т.П. Японская литература XX века. М., 1983. - С.127.

66. Далай лама XIV. Буддизм Тибета (перевод М.Кожевниковой). // Буддизм. Четыре благородных истины. - М. - Харьков, 2001. - С. 91 - 124.

67. Далай лама. Мир тибетского буддизма. - СПб. - Нартанг, 1996.1. С.87.

68. Далай лама XIV, Тенцзин Гьяцо. Сострадание и всеобщая ответственность. М.: Центр тибетской культуры и информации, 1995. -С.21.

69. Дандарон Б. Д. Буддизм: //Сборник статей.- СПб., 1996.-С.11.

70. Дандарон Б.Д. Черная тетрадь.- СПб., 1995. 342с.

71. Джуд ши. Памятники тибетской культуры // Пер. с тиб. языка, вступит, ст. и примеч. Д. Б. Дашиева. - Новосибирск, 1998.

72. Дзудба Кунчог Жигме Ванбо. Драгоценное ожерелье учений философских школ. Улан - удэ: Буддийский университет Дашичойхорлин, 1997. - 96с.

73. Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в.- М., 1960.-97с.

74. Доржиев Д. Д. Ранние памятники бурятской письменности // Материалы по истории и филологии Центральной Азии. Улан - Удэ, 1970. - Вып. 4.

75. Дашиев Д. Б. Буддийские категории в популярном вероучении ламаизма // Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984.-С. 3037.

76. Дхаммапада. // Буддизм. Четыре благородных истины. М.Харьков, 2001. - С. 23 - 90.

77. Ермакова Т. В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX-первой трети XX века. СПб., 1998.-340 с.81 .Жуковская Н. Л. Советская буддология. Библиографический обзор за 1959- 1969 гг. //Народы Азии и Африки. 1970.- № 6.

78. Жуковская Н. Л. 250 лет официального признания буддизма в России (размышления о прошедшем юбилее некоторое время спустя) // Этнографическое обозрение. 1992.- №3.

79. Жуковская Н. Л. Буддизм в истории монголов и бурят: политические и культурные аспекты // Альманах «Буддийский мир». М., 1994.

80. Жуковская Н. Л. Ламаизм и ранние формы религии. М., 1977197с.

81. Жамцарано Ц. О правосознании бурят. Сибирские вопросы. № 2, СПб; 1906.

82. Источниковедение и историография истории буддизма. Страны Центральной Азии. Новосибирск, 1986.90 .История Бурятии в вопросах и ответах. Выпуск 3.-Улан-Удэ,1992.

83. История религии в России /Под общей ред. H.A. Трофимчука.-М.: Издательство РАГС, 2002.

84. Кара Д. Монгольская книга // Книга Монголии. Альманах библиофила. М., 1988. - Вып. 24.

85. Кирилов Н. В. Врачебное искусство у забайкальских лам // Вестник Имп. РГО. СПб., 1895 - Т. XX.

86. Кирилов Н. В. Дацаны в Забайкалье // Зап. Приамурского отдела РГО. Хабаровск, 1896. - Т. I.- Вып. 4.

87. Ковалевский О. М. Буддийская космология // Ученые записки, издаваемые Императорским Казанским Университетом. 1835.-Кн. 1,3.

88. Ковалевский О. М. Монгольская хрестоматия: В 2-х томах. -Казань, 1836.

89. Кочетов А. Н. Ламаизм. М., 1973.- 97с.

90. Ковалев A.M. целостность и многообразие мира. Т.1.-М., 1996.1. С.346.

91. Козленко Л.С. К ноосфере через нетрадиционные формы и методы образования и воспитания. М., 1992.-С38.

92. ЮО.Кутырев В.А. Естественное и искусственное М., 1996.-С.80.101 .Кудрявцев Ф. А. История Бурят Монгольского народа. - М. - Л., 1940- 240с.

93. К столетию со дня рождения Г. Ц. Цыбикова. Материалы научной конференции и статьи. Улан - Удэ, 1976.

94. ЮЗ.Корнев В. И. Сущность учения буддизма // Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984. - С. 10—19.

95. Кочетов А. Н. Буддизм. М., 1983 - 176с.105 .Кочетов А. Н. Ламаизм. -М., 1973- 196с.

96. Культурно бытовые традиции бурят и монголов: Сб. ст. // АН СССР, Сиб. отд - ние, Бурят. Фил., Ин. - т обществ, наук. - Улан -Удэ: БФ СО АН СССР, 1988- 160с.

97. Кимелев Ю.А. Философия религии. М., 1998.

98. Лам-рим чен-по (Ступени пути к блаженству) / Пер. с тибетского Г. Ц. Цыбикова. Т. 1. - Вып. 2.- Владивосток, 1913.

99. Ламаизм в Бурятии XVIII начала XX века. Структура и социальная роль культовой системы. - Новосибирск, 1983.- 190с.

100. Ю.Линховоин Л. Заметки о дореволюционном быте агинских бурят. -Улан-Удэ, 1972.- 161с.

101. Ш.Луман H. понятие общества // Проблемы теоретической социологии. СПб.: Метрополис, 1994. - С.ЗО.

102. Лобсанг Рампа. Шафранная мантия. Киев, 1994.

103. З.Марк Сергеев. Своей судьбой гордимся мы. Восточно -Сибирское книжное издательство, 1973.- 121с.

104. Мартос А. И. Письма о Восточной Сибири. -М., 1827.

105. И5.Мефодий, иеромонах. Буддийское мировоззрение или ламаизм и обличение его. СПб., 1902.

106. Пб.Мел Томпсон. Философия религии.-М., 2001.-382с.

107. Минаев И. П. Буддизм. Исследования и материалы. СПб., 1887. -Вып. 1,2.-Т. 1.

108. Мантатов В. В., Мантатова Л. В. Экологическая этика буддизма. // Мир буддийской культуры. Материалы международного симпозиума 1014 сентября 2001 года. Агинское - Улан - Удэ - Чита. - С. 12-25.

109. Мантатов В.В. К вопросу об изучении философии буддизма // Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984-С.4-9.

110. Мантатов В.В., Доржигушаева О.В. Экологическая этика: буддизм и современность. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1997.-С. 128.

111. Наука в зеркале философии XX в. -М.: ИФРАН, 1992.

112. Научная картина мира.-Киев: Научная думка, 1983.

113. Назирова H. Н. Центральная Азия в дореволюционном отечественном востоковедении. М., 1992.-СЗЗ.

114. Нацов Г-Д. Материалы по ламаизму в Бурятии. Улан - Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 1998.- 186с.

115. Норбоев А. Записки Агинского миссионера о занятиях его в 1881 г. // Труды православных миссий Иркутской епархии. 1886.-Т. 4.

116. Носова Г. А. Язычество в православии. М., 1975- 151с.

117. Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов.-М., 1989-396с.128.0черки истории и культуры Бурятии. Улан - Удэ, 1972.129,Ольденбург С. Ф. Буддийские легенды и буддизм // Избранные труды русских индологов филологов. - М., 1961.

118. ИО.Орлов В.В. Материя, развитие, человек. Пермь: ГПУ, 1974.131.0шо0. Пока не умрете. Мудрость песков. М. 1994. С.441-442.

119. Паршин Н. Возможность и условие поземельного устройства забайкальских кочевых инородцев. СПб., 1901.

120. Попов И. Ламаизм в тибете (учение и учреждения). — Казань,1898.

121. Поташина А. Рассказы о бурятах, их вере и обычаях. 2-е издание. - М., 1992.- 129с.

122. Подгорбунский И. А. Каталог буддийской коллекции ВСОРГО, отд. XVII. Иркутск, 1908.

123. Подгорбунский И. А. Буддизм, его история и основные положения его учения. Иркутск, 1900.- 180с.

124. Позднеев А. М. Ургинские хутухты.- СПб., 1880.

125. Позднеев А. М. К истории развития буддизма в Забайкальском крае // Зап. Восточного отделения Императорского Русского Археологического общества. СПб., 1887.-С. 138.

126. Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. СПб., 1887.-С.112.

127. Психологические аспекты буддизма: Сб. ст. /АН СССР, Бурят, ин-т обществ, наук; Отв. ред. P.E. Пубаев. Новосибирск, 1986 —79с.

128. Пупышев В. Н. Тибетская медицина: язык, теория, практика. -Улан-Удэ, 1993.-17.

129. Пупышева Н. В. Буддийское учение о махабхутах- теоретическая основа тибетской медицины «Традиционная медицина- 2000.- М., 2000.143 .Путешествия по Забайкалью Государя Императора Николая И. -Улан-Удэ, 1992.- 87с.

130. Птицын В. В. Буддизм в Забайкалье // Вестник Европы. 1892.-Январь.

131. Пубаев Р. Е. Тибетско-монгольский словарь Агинского бурята хуацайского рода Галсан Жимба Дылгырова // Материалы по истории и филологии Центральной Азии. - Улан - Удэ, 1962.

132. Пубаев Р. Е. Дневники путешествия Будды Рабданова в Восточный Тибет (1903 1904 гг.) // Историко-культурные связи народов Центральной Азии. - Улан-Удэ, 1983.

133. Пубаев Р. Е. Галсан Жимба Тугултуров // Выдающиеся бурятские деятели. - Улан - Удэ, 1994. - Вып. 1.

134. Проблема человека в современной философии. М.: Наука,1969.

135. Рассел Б. История западной философии. Т. 1. - М.: Миф, 1992.1. С.63.

136. РиттерК. Землевладение Азии. СПб., 1879.

137. Румянцев Г. Н. Происхождение хоринских бурят. Улан - Удэ,1962.

138. Рязановский В. А. Монгольское право. Исторический очерк. Ч. И. - Бурятское право. - Харбин, 1931.

139. Рязановский В. А. Обычное право монгольских племен. Чита, 1921.- 89с.

140. Розенберг О. О. Проблемы буддийской философии. СПб., 191874с.

141. Розенберг О. О. Труды по буддизму. М., 1991.- 81с.

142. Рерих Н. К. Зажигайте сердца. М., 1975.- С.83.

143. РерихЕ. И. Основы буддизма. Улан-Удэ, 1991.- 79с.

144. Ринчендуб Будон. История буддизма. СПб., 1999- 335с.

145. Соднам цзэмо. Дверь, ведущая в учение / Пер. с тибетского, послесл. и комм. Р. Н. Крапивиной. СПб., 1994.

146. Сазыкин А. Г. Четыре каталога ксилографов Агинского дацана из собраний Монгольского фонда Рукописного отдела JIO ИВ АН СССР // Тюркские и монгольские письменные памятники. Текстологические и культурологические аспекты исследования. М., 1992.

147. Самоквасов Д. Я. Сборник обычного права сибирских инородцев. -Варшава, 1876.-204с.

148. Сафронова Е. С. Буддизм в России. М., 1998.- 184с.

149. Сафьянников М. А. Материалы по устройству инородцев судебной части по делам Приамурского края. Инородцы Читинского округа.-М., 1899.- 114с.

150. Сборник документов по истории Бурятии XVII в. - Улан - Удэ,1960.

151. Сверкунов И. Буддийское искусство в Агинском дацане // Изучайте родной край. Чита - Владивосток, 1924.

152. Стуков Г. Цугольский дацан и праздник Хурул в честь Майдари // Сибирь. 1883. - № 36 - 37.

153. СтуковГ. Порабощение бурят ламством в Хоринском ведомстве // Иркутские епархиальные ведомости. 1885. - № 24.

154. Сонам Г. Далай Лама III. Ламрим Сершунмы. Улан — Удэ, 1998.- 82с.

155. Сухов А.Д. Философские проблемы происхождения религии.-М„- 1967.-211с.

156. Сыртыпова С.Д. К истории буддизма в Алхане. -Улан-Удэ, 1988.-С.180.

157. Татауров Г. П. Назад к истокам РИЦ газеты. //Агинская правда. -1999.- 13 декабря.

158. Термен А. И. Среди бурят Иркутской губернии и Забайкальской области. Очерки и впечатления. СПб., 1912.

159. Теннери П. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1992.1. С.203.

160. Тейяр де Шарден. П. Феномен человека. М., 1973.-С.180.

161. Токарев С. Памятник обычного права бурят XVII в. // Исторический архив.-М.- JI., 1939.- Т. II.

162. Тумунов Ж. Т. Очерки из истории агинских бурят. Улан - удэ, 1988.- 112с.

163. ТумуновЖ. Т. Энциклопедия агинских бурят.-Чита, 1998,- 160с.

164. Тумунов Ж. Т. Ara и агинцы. Улан - Удэ, 1993,- 137с.

165. Трубецкой E.H. Метафизические.-М., 1992.- С.373.

166. Ухтомский Д. Рай Сукавати // Материалы по этнографии России. СПб., 1910. - Т. 1.

167. Ухтомский Э. Из области ламаизма. СПб., 1904.

168. Хараев Ю. А., Цыбиков Г. Ц. 1873 1930. - Улан - Удэ, 1958.87с.

169. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М. 1993.1. С.436.

170. Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Т. 1.- М., 1981 - С. 311315.

171. Философские основы буддизма. Новосибирск, 1984.

172. Философия и культура / Под ред. Г. Стрельцовой. М.: МГУ,1994.

173. Фрагменты ранних греческих философов.-М., 1989. 200.Франк В. Человек в поисках смысла / Пер. С нем. — М/.1. Прогресс, 1990.

174. Фомина М.Н. Путь «обретения себя» посредством веры // Философская культура: онтологический диалогизм. -Чита, 1999.-С.122-129

175. Фамбалдоржиев Б.Ц. Корреляционный подход в философском осмыслении бытия.- Чита: РИЦ «Мысль», 96с.

176. Цибиков Б. Д. Обычное право селенгинских бурят. Улан - Удэ,1970.

177. Цыбиков Г. Ц. Буддист паломник у святынь Тибета // Избранные труды. - Новосибирск, 1981.

178. Цыбиков Г. Ц. Избранные труды: В 2-х томах. Новосибирск,1991.

179. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М., 1997. 208.Чаттопадхьяя Д. Живое и мертвое в индийской философии. // Пер. с англ.; общая ред. Н.П. Аникеева.- М.:Прогресс, 1981.

180. Чимитдоржиев Ш. Б. Российские монголоведы (XVIII начало XX). ИОЕ БНЦ СО РАН.-Улан-Удэ, 1997.

181. Чимитдоржиев Ш. Б. Бурят-монголы: история и современность. -Улан-Удэ, 2001.211 .Чимитдоржиев III. Б. Начало распространения буддизма в Бурятии // Бурятский буддизм: история и идеология. Улан - Удэ: Изд. - во БНЦСО СО РАН, 1997.- 200с.

182. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973.- С.121.

183. Швейцер А. Благоговение перед жизнью.-М., 1992.- С.36.

184. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М.: Прометей, 1993.-С.79.

185. Шубин А. С. Краткий очерк этнической истории эвенков Забайкалья (XVII XX вв.). - Улан - Удэ, 1973.

186. Ширапов Ю. С. Роль буддийского фактора в мировоззрении бурятской народнической интеллигенции // Из истории философской и общественно политической мысли стран Центральной и Восточной Азии. - Улан - Удэ, 1995.-С. 60-94.

187. Щапов А. П. Собрание сочинений. Дополнительный том. -Иркутск, 1937,- 311с.

188. Щапов А. П. Сочинение в 3-х томах. Т. II. - СПб., 1906.- 407с.

189. Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М., 1988. 220.Эрдэни - Хайбзун Галшиев. Бэлтгэй толи: Шулэгууд. — Улаан

190. Удэ: Буряадай номай хэблэл, 1993.

191. Янгутов JI. Е. Бурятский буддизм: проблемы и перспективы // Бурятский буддизм: история и идеология. Улан - Удэ: Изд - во БНЦ СО РАН, 1997. - 200с.

192. Dalai Lama. Gesang der inneren Erfahrunq.- Namburg, 1998. S.179.223 .Bohr N. Atomic Phisics and Human Knowledge. New-York: John Wiley and Sons, 1958. P.20.

193. Heisenberg W. Phisics and philosophy. New-York: Harper Tochbooks, 1958. P.202.

194. Prefas to В. L. Suzuki. Mahayna Buddhism. London: Allen and Union, 1959.-P.33.

195. Govinda L. A. Foundation of Tibetan Mysticism. New-York: Samuel Weiser, 1974.- P.116.

196. Sachs M. Space-time and Elementari Interactions in Relationalli. Phisics Today. February, 1989.- P.53.

197. Vivekananda. S. Janna Yoga. New-York: Ramacrighna Vivekananda Center, 1972.

198. Heisenberg W. Phisics and philosophy. New-York: Harper Tochbooks, 1958.- P.81.

199. Mehra J. Physicist,s Conception of Nature. P. Reidel. Dordrecht-Holland, 1973.-P.244.

200. Böhm D/ and Hiley B. On the Intuitive Understanding of Nonlocality as Implied by Quantum of Physics. Vol.5. - P.96.

201. Ashvaghosha. The Awakening of Feith. Chicago: Open Court, 1900.- P.93.

202. Aurobindo, S. The Synthetics of Yoga. Pondicherry. India: Aurobindo Ashram Press, 1957. P.993.

203. Chew G. F. Bootstrap: A. Scientific Idea? // Science. Vol. 161. -May 23, 1968.

204. Chew G. F. Impasse for the Elementary Particse Concept. The Great Ideas Today. 1974. Chicago. III. Encyclopedia Britannica, 1974.

205. Stapp E. F. S-matrics Interprition of Guantum Theory. Physical Review. March 15, 1971.

206. Murti T. E. V. The central phylosophi of Buddhism. London: Allen and Union. 1955.- P. 136.