автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Костюм и знаково-эстетическая деятельность
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Казбулатова, Гузель Хасановна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
КОСТЮМ КАК ЗНАКОВАЯСИСТЕМА
1.1 .МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И КОСТЮМ
1.2.СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОСТЮМА
ГЛАВА 2.
КОСТЮМ КАК ВИД ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
2.1 СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОСТЮМА - ЦВЕТ И ПОКРОЙ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ ОДЕЖДЫ
2.2. ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ КОСТЮМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Казбулатова, Гузель Хасановна
Сегодняшнее состояние экосистемы и развитие высокотехнологического общества требуют формирования нового сознания, новой проективной философии. Необходимо решить важные вопросы поиска ограниченного баланса между творимой и природной средой. Современное производство располагает реальными возможностями осуществлять эстетическое преобразование предметно-бытовых форм. В сфере дизайна назрела необходимость проведения исследований, раскрывающих динамику взаимоотношений творчества человека и природы, с целью создания органически целостных объектов.
Использование в качестве эмпирического материала семиотических единиц прошлого, позволяет продолжить интеллектуальный процесс изучения и рождения новых структурных комплексов. Эволюция костюма, как один из видов эстетической практической деятельности людей, зависит от трех составляющих: 1) наследственности или традиций, предопределенных историей и природой; 2) влияния социально-исторических условий культурной среды; 3) эстетического отношения или творческого преобразования среды (костюма в том числе), которые имеют импульсную природу.
Костюм - это исторически сложившийся и постоянно развивающийся комплекс определенным образом согласованных между собой предметов, состоящий из одежды, украшений и дополнений к ним в виде сумки, зонта и других. Аналогично архитектуре костюм ограничивает часть пространства, но в отличие от нее, костюм гораздо ближе к телу человека и сильнее влияет на его самочувствие. Костюм имеет множество функций, которые подразделяются на утилитарные и информационно-эстетические. В одном случае одежда и украшения выполняют утилитарное значение, используются как вещи для защиты человека от неблагоприятной внешней среды. В другом случае костюм обозначает бытовую традицию, которой следует общество или отдельные слои, служит знаком, символом и несет смысловую нагрузку. Это информационно -эстетическая функция одежды или костюма в целом.
Украшения в составе костюма - предметы, украшающие одежду или тело человека: бусы, серьги, браслеты, нашиваемые на одежду пластинки. В условиях теплого климата они возникли раньше одежды. Человек как социальное и культурное существо всегда использовал украшения с их информационно-эстетической функцией. Кроме украшений в составе костюма есть одежда, головные уборы, обувь.
Одежда - совокупность изделий, которыми человек покрывает тело, защищаясь от различных неблагоприятных воздействий. Человек как биологическое существо, имеющее тело с витальными потребностями не может обойтись без одежды. В этом случае одежда выполняет защитную функцию и соответствует географическим, климатическим условиям. Одежда призвана расширять возможности человека при выполнении каких-либо работ и действий, поэтому образ жизни, основной вид деятельности вызывали возникновение специфических, а потом и профессиональных элементов в одежде. Кроме антропометрического и гигиенического соответствия, важно было достичь и психофизиологической гармонизации костюма и человека. Ткани и ощущения их психофизической комфортности, субъективное эстетическое воздействие формы и цвета в одежде всегда были важны для человека.
Каждая полезная вещь в сфере потребления является одновременно и вещью социальной, культурной, удовлетворяющей в какой-либо степени эстетические потребности. В зависимости от доминирующих функций, костюм можно назвать вещью или социально-культурным объектом, необходимым для половозрастной, классовой, профессиональной, конфессиональной, региональной, этнической дифференциации людей. Эта интегративная функция костюма возникла в качестве отличительного признака как метки на теле еще на ранних ступенях развития человеческого общества. Потом было достаточно один раз взглянуть на костюм незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени он принадлежит, каково его общественное положение и гражданское состояние, какому богу верит, что от него можно ожидать и как себя с ним вести. В данном случае костюм выполняет регулятивную функцию. С помощью костюма совершается взаимодействие человека и среды. Человек создает определенную среду, эмоции, чувства, затем среда влияет на человека, требует адекватного поведения. Функция костюма определяет внешний вид, форму, цвет, ткань, покрой, характер украшений. Костюм, предназначенный для исполнения ритуалов и празднеств, отличается от костюма, предназначенного для работы.
Утилитарные и информационно - эстетические функции традиционного костюма могут быть выделены только теоретически, как две стороны одного и того же предмета. Эти две стороны традиционного костюма взаимообусловлены, сопряжены оптимальным образом. Народы отшлифовывали свои костюмы столетиями, все ненужное, нецелесообразное было забыто, все рациональное получило свое развитие. Поэтому традиционный народный костюм можно назвать гармоничным со всех сторон, это оптимальное средство адаптации к среде обитания и к культурному окружению. Учитывая богатый опыт и пройденный путь традиционного костюма, нужно признать: закономерности гармонизации народного костюма, их принципы актуальны и сейчас, только на другом витке эволюционной спирали. Изменились социально-культурные условия, и костюм соответственно реагирует на это.
Актуальность темы исследования. Костюм как продукт исторической эстетической практики человеческой культуры, как семиотическая система повседневной жизни людей, объединяет в себе внутренний мир человека и внешние факторы бытия посредством знаков. В своем стремлении к эстетическому идеалу, издавна человек с помощью условных знаков в виде цвета, формы, линий и украшений отражает в костюме действительность -«настоящее» или моделирует потенциальную возможность «будущего», не запрещенного законами природы и общества. Костюм - это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи некой информации.
Традиционный народный костюм - это исторически сложившийся продукт национальной культуры, связанный с образом жизни, обычаями, климатическими условиями, историческими событиями и, особенно, внешним обликом человека. Традиционный народный костюм выражает философские идеи народа, его мировоззрение, на костюм проецируются все аспекты социального, материального, технического уровня развития определенного общества и эстетически воплощаются в геометрических концепциях формы украшений, покроя и силуэта. Следовательно, костюм можно назвать знаковой системой или языком культуры, где происходит накопление, оформление в текст и передача культурной информации. Язык костюма, наряду с устной речью, расширял диапазон знаний и представлений поколения и служил для передачи информации следующим поколениям. В традиционном народном костюме как в символико-знаковой системе записан ценностно отобранный опыт жизнедеятельности множества людей и поколений. Этот опыт может быть накоплен, осмыслен и эстетически выражен в материальных вещах: в вышивке, аппликации, цвете одежды и украшений. Это код или язык костюма. По выражению Е.Г.Яковлева, «.эстетическая практика - это предметно-идеальная деятельность (в отличие, например, от философской теоретической деятельности), включающая в себя создание предметов и материальной и духовной культуры, а также осмысление ее на уровне обыденного и теоретического сознания, в том числе в системе эстетических категорий»1.
Современный же костюм является продуктом дизайн - деятельности и несет в себе зримое отражение процессов действительности. Для правдивого и верного их отражения эстетика, так же как и другие науки, опирается на опыт своего развития, где анализ исторического пути выступает неотъемлемой частью прогностического моделирования одежды. Художники и конструкторы костюма обращаются к богатому народному наследию, очень гармоничному, в
1 Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000. С. 9. связи с этим является актуальным исследование эстетики народного костюма в аспекте проектирования современных моделей. Для каждого специалиста, проектирующего костюм, знание костюмографического языка обязательно, точно так же как профессиональный музыкант не может играть только интуитивно в силу своего таланта, без нот. Художники и проектировщики костюма в основном интуитивно находят новые образы и оригинальные модели, в которые затем приходится вносить эстетические, технологические и экономические корректировки. Оригинальность, красоту и технологичность модели можно оценивать только сравнивая его с творениями прошлого. Культурное значение любого произведения может быть установлено полностью лишь тогда, когда можно понять, как оно соотносится с традицией. Только поняв эволюцию форм костюма и историю его изменений в определенные исторические периоды, современные проектировщики одежды могут сочетать анализ предпроектной ситуации с прогнозированием и инженерным расчетом, что в конечном итоге связано с экономикой предприятий легкой промышленности. Из прошлого формируется будущее, человек постепенно проникает в существующую гармонию мира, в его упорядоченность и оформленность.
Степень научной разработанности проблемы.
Обзор литературы и анализ состояния разработанности темы позволяет сказать, что народный традиционный костюм всегда был объектом изучения для различных специалистов, так как он является прекрасным памятником народного искусства и отражает материальную и духовную культуру народов. Проблема использования традиционной народной одежды находится на стыке нескольких наук. В основном народную одежду изучают художники, искусствоведы, этнографы, историки, которые дают подробное описание внешнего вида традиционного костюма, высказывают свое отношение к развитию и изменению народной одежды при смене эпох, делают выводы о функциях костюма, его знаковости, о различном подходе к будничной и нарядной одежде. Костюм как народное искусство, являющееся синтезом материальной и духовной традиционной культуры, широко изучалось этнографами в первую очередь в свете его этнической и этногенетической специфики. Кроме того, народное искусство рассматривалось ими как отражение мировоззрения народа, его эстетических норм и связей с другими народами. Общеизвестны сенсационные открытия археологов Башкортостана и Южного Урала, свидетельствующие о высокой культуре древних людей края. Наиболее известные из них Аркаим и Синташта. В числе других предметов найдены каменные и металлические украшения, относящиеся к костюму. Реконструкцию древней одежды и металлических украшений производили в разное время археологи А.Х.Пшеничнюк, Н.А. Мажитов, В.Ф. Генинг, В.А.Иванов, Р.Б.Ахмеров, этнограф С.И.Руденко, А.В.Збруева.
Археологическими данными подтверждаются существование единого хозяйственно-культурного типа древнейших сообществ с устойчивыми локальными особенностями, распределение их в пространстве и времени, а также характер их связей. Иными словами, массовая культура была еще в древности. В зависимости от климатических и социально-исторических условий, древняя массовая культура и костюм в ее составе имели местные особенности. Об этом говорят археологические находки и устное народное творчество. Изображение фантастического полиморфного существа - с головою собаки, рогами сайгака, туловищем орла с рыбьей чешуей и хвостом змеи - встречается на металлических бляхах, найденных на Урале. Эти металлические пластинки нашивались в качестве украшений или информационных знаков на одежду и головные уборы. Изображенное существо - вездесущее на земле, на небе, под водой и в подземелье. Прародительницей всех этих существ является женское божество. Образ древней языческой мифологии каким-то образом добрался из Вавилона до Урала. Вавилонская царица неба Иштар, мать всех людей, праобразом которой служила утренняя и вечерняя звезда - планета Венера почиталась 2500 лет назад. Знаменитые ворота Иштар украшали различные фигуры зверей: изображения быков или носорогов и фантастического существа «Сирруш». Это существо состояло из четырех частей различных животных: орла, змеи, некоего четвероногого и скорпиона. В устных повествованиях о животных соединились напластвования разных эпох их формирования на протяжении тысячелетий. В синкретических сказочных повествованиях башкир «Птица Самригуш и мудрец», о Хумай-кош - небесной деве, которая является на землю в птичьем облике и на ней женится Урал-батыр, говорится, что от них пошел род людей. Везде упоминаются персонажи птиц как прародителей, ставших международными и имеющих начало (берущих свое начало) в мифах древнего Вавилона. Подобные образы, тотемы, эстетически преобразованные украшения, использовались древними жителями Приуралья в составе костюма.
История костюма равна истории человечества. На территории Башкортостана древние племена создали первобытный матриархальный тип культуры. Формирование костюма происходило в рамках синкретической культуры, созданные руками человека вещи обладали сакрально-магическим смыслом. В структуре сложных обрядово - праздничных женских головных уборов народов края хорошо прослеживается символическое изображение птицы: в верхней части - голова с клювом, сзади - длинный хвост, с двух сторон по бокам - нарядные крылья. Причем это характерно для тюркских и финно-угорских народов региона, что указывает на значительную древность головных уборов и возникновение их еще в доисламский период.
На сходство женских головных уборов финно-угорских и тюркских народов Приуралья обращали внимание еще исследователи и путешественники XVIII века П.Паллас, И. Лепехин, И. Георги. Они составили яркие описания и гравюры головных уборов башкир, татар, марийцев, удмуртов, украшенных серебряными монетами, кораллами, бисером. Это высокие конусообразные покрытые монетами и имеющие наспинную лопасть в виде хвоста птицы головные уборы. Верхняя часть головных уборов башкирок в результате эволюции под влиянием исламской религии к XVIII веку возможно уже утратила сходство с клювом птицы, но это сходство хорошо прослеживается в головных уборах "хушпу" ("ошпу") финно-угорских народов Башкортостана -мари и мордвы. По бокам головных уборов спускаются вниз декоративные покрытые монетами и вышивкой бисером полоски длиной ниже плеч - "два крыла".
С небольшими изменениями головные уборы, описанные в XVIII веке, сохранялись в быту до середины XX века. Старинные их формы хранятся в музеях Уфы, Петербурга, Казани и других городов, а также в музеях Венгрии и Финляндии.
Ученый-историк, археолог, исследователь искусства Николай Константинович Рерих писал о процессе активного взаимодействия на территории России разнообразных культур, сформировавших в свою очередь ту русскую культуру, явление которой мы наблюдаем в двадцатом столетии. Костюм как часть культуры не остался в стороне. Как и все великие культуры, прошедшие естественный отбор длительной эволюции, русская культура и костюм отшлифованы веками, они впитали в себя все лучшее, что было достигнуто в других культурах. В давние времена на русский костюм повлияли костюмы разных народов, которые передали самое ценное из достигнутого. Русский народный костюм наряду со своими собственными достижениями вобрал в себя все ценное из костюмов малых народов и сохранил их. Некоторые малые народы ассимилировались, передав свои культурные достижения. Всё рациональное и целесообразное было подхвачено, видоизменено в соответствии с изменившимися социально-культурными условиями и вернулось на другом витке эволюции. Ценность традиционных костюмов народов Поволжья и Урала в том, что они содержат некоторые элементы костюма тысячелетней давности, которые сохранились теперь в виде локальных особенностей. Эти костюмы меньше тронуты цивилизацией и могут прояснить исторические условия формирования и причины, смысл появления элементов одежды и украшений. В ходе эволюции традиционные костюмы народов края также внесли свой вклад в общепринятый теперь современный костюм.
Источниками для характеристики костюмов народов Башкортостана XVIII века являются гравюры Георги И.Г., Гейслер Х.Г.Г., работы П.С. Палласа. Из числа многочисленных авторов XIX века, которые писали о нравах, обычаях и упоминали костюмы народов Башкортостана, касательно нашей темы необходимо отметить публикации П.Небольсина (1854 г.), М.В. Лоссиевского (1883), С.Г. Рыбакова (1897), Д.П.Никольского (1890 - 1891, 1899). Конец XIX века был отмечен в России повышенным вниманием к культуре нерусских народов, были изданы работы П.С. Назарова, М. Баишева, JI. Бергхольц, Б.М. Юлуева.
В начале XX века было начато планомерное изучение этнографии народов Башкортостана. Фундаментальные монографии С.И. Руденко " Башкиры" (1925, 1955), основывающиеся на результатах полевых изысканий автора на территории Башкирии, содержит сведения о народной одежде башкир и других народов края : татар, чувашей, марийцев. В 1995 году была опубликована книга кандидата исторических наук Шитовой С.Н. «Башкирская народная одежда». Здесь представлен материал, собранный во время многолетних экспедиционных поездок по Башкортостану и соседним областям, обобщены результаты тщательного изучения музейных коллекций башкирской одежды, архивных источников. Даются описания головных уборов, одежды, украшений, обуви в основном конца XIX века и начала XX века.
В последние годы в России наметились не только этнографические, но и другие подходы к изучению традиций народного костюма. Достоинства работы доктора искусствоведения Ф.М. Пармона в том, что он впервые разработал методику анализа, классификации элементов русского народного костюма. Им разработан классификатор русской народной одежды, выделены типы конструкций, изучены внешняя композиция русского костюма и средства гармонизации, костюм рассматривается как средство эстетического формирования личности.
В книге «Основы теории проектирования костюма», вышедшей в 1988 году под редакцией Т.В. Козловой изложены теоретические вопросы формообразования костюма, дается введение в костюмографический язык. «Художественное, техническое и научное графические изображения костюма составляют три формы более общего языка, который условно можно назвать костюмным графическим языком, или костюмографическим языком»1. В названной работе рассматривается как язык не сам костюм, а изображение костюма как средства коммуникации между специалистами на производстве: словами трудно показать форму и объем. А также при машинной обработке проекта требуется точность символических формул и соответствие каждой мысли определенного знака.
В работах Гориной Г.С., Масловой Г.С., Мерцаловой М.Н., Бланк А.Ф., Фоминой З.М. приводятся и обобщаются данные о народной одежде, преимущественно русской, определены возможности создания новых моделей одежды на базе богатейшего национального наследия. Привлекают внимание труды искусствоведов Янбухтиной А.Г., Хисматуллиной Н.Х., занимающихся много лет исследованием культуры Башкортостана. Докторская диссертация искусствоведа Савельевой И.Н. выполнена на стыке наук, и позволяет проектировщикам рабочей одежды не интуитивно, а научно подойти к формированию ее дизайна, учитывая пройденный опыт народного костюма1. Методологическим принципом исследования Савельевой И.Н. является рассмотрение деятельности дизайнера в двух планах: социально-техническом и культурно-историческом, что находит выражение в оппозиции „ эстетика -техника". Эта оппозиция проявляется в противоречивом характере этических ориентаций дизайнера, в необходимости учитывать в своей практической деятельности, наряду с эстетическими, также утилитарные требования. Выражается это в противоречии между творческой свободой и экономической необходимостью, между эстетическими идеалами и коммерциализацией
1 Основы теории проектирования костюма. Под ред. Т.В.Козловой. -М.: Легпромбытиздат, 1988. 283 с. ' Савельева И.Н «Формирование основ дизайна спецодежды на базе теоретико-методического исследования гармонизации народного костюма». -М. Автореф. дисс. доктора искусствовед. 1995. 5 с. дизайнерской практики. Дизайн в своем стремлении к гуманистическому идеалу ориентируется на целостного человека, гармоничный предметный мир.
Методологической основой диссертации стали труды видных отечественных и зарубежных философов, эстетиков и искусствоведов, таких как: Бел.М., Брайсен Н., Бодрияр Ж., Вагнер Г.К., Леви-Стросс, Лосев А.Ф., Рыбаков Б.А., Фуко М., Шпенглер О., Ясперс К.
Поскольку костюм является одним из видов эстетической деятельности, для анализа сопутствующего культурного контекста диссертант обращался к трудам отечественных философов и эстетиков: Асмуса В.Ф., Басина Е.Я., Генисаретского О.И., Гулыга А.В., Землянухиной Л.В., Иконникова А.В., Лола Г.Н., Яковлева Е.Г. Эстетический анализ костюма как дизайнерской деятельности предприняли Маринко Т.Г., Ермилова Д.Ю., Петросян Е.Н., Бастрыкина Т.С. под руководством профессора Диденко В.Д.
Объект дизайн-деятельности, к чему относится и современная одежда, прошел длительный путь эволюции, поэтому анализ пройденного исторического пути позволяет понять ассоциативные традиции и закономерности дальнейшего развития.
Историография проблемы позволяет сделать несколько выводов:
1. Народный костюм остается объектом изучения этнографов, историков, искусствоведов, театральных художников и модельеров, а в последнее время изучается и философами, эстетиками.
2. Костюмографический язык традиционного народного костюма может выполнять одно из своих важнейших назначений - являться хранилищем визуальной эстетической информации, накопленной всем человеческим опытом.
3. В республике Башкортостан недостаточно разработана эволюция форм традиционных костюмов, имеются отдельные разрозненные факты, настало время подойти к изучению народной одежды с позиции эстетики и дизайна с целью направленного применения закономерностей и смыслов, исторически сложившихся в процессе эволюции традиционной одежды.
4. Анализ подходов к проблеме изучения и использования народного костюма в различные исторические периоды позволяет сказать, что большинство авторов считает народное искусство и костюм богатым творческим источником и серьезным объектом научного исследования. Притом, в связи с развитием гуманитарных и даже технических наук, становятся актуальными для изучения все новые грани традиционного костюма.
Проблемой исследования является использование традиционных костюмов народов Башкортостана для координации эстетического образа в практике духовно-природного совершенствования человека. Цель диссертационной работы - исследование творческой, преобразующей практики эстетического субъекта, выраженной через эстетическую деятельность, т.е. региональной истории эстетической практики в Башкортостане на примере традиционного костюма конкретно-исторического общества. Актуальность темы определила необходимость междисциплинарного изучения формирования и развития традиционного народного костюма как структурообразующего процесса, как социокультурного феномена. Для проектировщика одежды необходимо выяснить, как было, и дальше будет развиваться образование структуры костюма и отдельных его частей; как традиционный народный костюм, последовательно трансформируясь, превратился в современный так называемый европейский костюм, как будут использоваться человеком техногенного мира традиционные костюмы народов.
Исходя из поставленной цели, ставятся следующие задачи исследования:
1) выявить истоки и традиции формирования эстетики костюма;
2) сопоставить и анализировать подходы в формировании костюма с точки зрения структурного единства лежащих в их основе эстетических и утилитарных закономерностей, которые складывались под влиянием специфики мифологического восприятия жизни;
3) рассмотреть многообразие социокультурных процессов и связей, способствовавших становлению костюма, как части декоративно-прикладного искусства и его обратного воздействия на человека и общество;
4) проследить генезис и смысловое содержание основных приемов конструктивного и художественного решения предметных форм для прогностического моделирования в будущем;
5) создать банк данных (костюмотеку) о традиционной одежде народов региона для дальнейшего изучения и использования специалистами и студентами.
Важной задачей является создание электронного банка данных традиционного народного костюма и их покроев, так как фонды музеев недоступны для большинства специалистов и невозможно измерить геометрические параметры одежды, их можно рассматривать лишь визуально. Материальные памятники культуры, относящиеся к одежде, выполнены из недолговечных материалов и могут быть утеряны для науки навсегда. Многие экспонаты музеев, приобретенные у населения, имеют дефекты и никогда не выставлялись. Созданный банк данных народной одежды вводит в научный оборот материальные источники, не выставлявшиеся ранее из-за неподлежащего внешнего вида. Рассредоточенность подлинных образцов в музейных фондах, отсутствие специальных обобщающих исследований, раскрывающих искусство традиционных костюмов народов Башкортостана и их конструкций, затрудняют работу в подготовке специалистов проектировщиков одежды. В связи с гуманитаризацией высшего образования, при подготовке инженеров - проектировщиков одежды необходимо совершенствовать учебный процесс по эстетике и истории традиционного костюма. Как социальное явление, традиция - не только способ передачи духовно-нравственной информации, но и своего рода "педагогическая поэма", направленная на воспитание подрастающего поколения. Культура всегда связана с историей и подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества.
Еще один аспект актуальности исследования - необходимость решения назревших экологических проблем, в том числе, экологии "духа" (души). Современная экология включает не только биологическую, но и культурную безопасность. Если племена, живущие в жарких джунглях, не нуждались в защитной одежде от непогоды, то украшения у них были всегда. Костюм дикаря без одежды состоял, например, из клыков зверей и ракушек и выполнял охранную функцию. Первоначально украшения выполняли защитную утилитарную функцию ( от злых духов), только затем появилась эстетическая функция. Красота, эстетика тоже утилитарна и поэтому нет смысла противопоставлять эстетику и технику, технологию. Принцип ансамбля характерен для традиционных костюмов всех времен и народов мира. На сегодняшний день ансамблевый строй ювелирных украшений зачастую как бы обезличен и утерян национальный адрес. Не расшифрованы экологические и медицинские функции. Все это свидетельствует о давно назревшей необходимости научного подхода к решению данной проблемы. В традиционном народном костюме в процессе его формирования экологический аспект был решен интуитивно правильно. Сведения о воздействии элементов костюма на здоровье человека, проверенные временем, позволяют сузить круг научного поиска и оптимизировать задачи проектирования современных костюмов совместно с гигиенистами.
Источники состоят из трех основных частей:
- вещественные (материальные),
- письменные,
- изобразительные источники.
Ценность данных источников как знаковых систем, как средств выражения смысла состоит в передаче таких универсалий культуры, которые были актуальны для человека в течение тысячелетий. Смысл этих вещей дошел до наших дней, но изменилась эстетика и технология изготовления. И это тоже знак. Костюм, как и сам человек, многогранен.
Объектом исследования является традиционный народный костюм: подлинники, экспонаты музеев - костюмы народов Башкортостана, их рисунки и фотографии, описание украшений и одежды из различных исторических и литературных источников, эволюция эстетики костюма.
Предмет исследования - генезис и развитие эстетической мысли в области исследования костюма, социально-исторические условия, основные принципы и закономерности формирования культуры костюма народов Башкортостана, смысловое содержание эстетики костюма. Взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, знако-символической системы (или культурных кодов), покроев одежды.
Границы исследования - хронологические рамки охватывают период от материальной культуры каменного века до конца II тысячелетия н.э. Сохранились украшения, относящиеся к костюму людей палеолита. Наиболее ранние из сохранившихся предметов одежды относятся к середине XVIII века, в коллекциях музеев преобладают вещи, созданные в XIX веке - начале XX века.
Территориальные рамки. Южный Урал с древнейших времен является зоной контакта двух огромных цивилизаций: оседлых земледельцев и кочевых скотоводов. Следствием их взаимодействия на протяжении тысячелетий явился неоднородный этнографический и антропологический состав народов. Историческая территория Башкортостана, между двумя великими частями света - Европой и Азией, очень своеобразна как среда взаимодействия и взаимообогащения двух великих цивилизаций Востока и Запада.
Методология исследования. Историко-генетическое исследование эстетической практики, зафиксированной в костюме, в предметных (материальных) и духовных (идеальных) структурах человеческой культуры, требует исторической перспективы. Специфическая комбинаторика разновременных, разноконфессиональных и многоэтнических элементов структуры костюма, взаимодействующих синхронно, обменивающихся друг с другом культурным опытом и взаимообогащающих друг-друга систем в ходе культурного диалога, в данной работе изучена в эстетическом аспекте. Системно-типологический подход предполагает комплексное применение диахронических (структурного, функционального, семиотического) и синхронитических (историко-типологического, сравнительно-исторического) методов.
Научной новизной является то, что в теоретическом и методологическом плане данное исследование представляет собой первый опыт философо-эстетического изучения культуры традиционных костюмов народов Башкортостана. В диссертации впервые на местном материале проведен анализ путей и возможностей развития традиций в одежде как эволюционного процесса.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Костюм формировался в мифологическую эпоху и в нем отразилось духовно-практическое освоение мира.
2. Традиционный народный костюм - уникальный текст, передающий от поколения к поколению социальный опыт народа, эстетические ценности, образцы поведения, умения и технологические навыки, обычаи - культурный космос в целом.
3. Традиционный костюм конкретизирует уровень развития, которого достигло общество, в материальных предметах, в традиционных ремесленных промыслах на своеобразном языке с помощью различных символов и знаков. Поэтому костюм является важнейшим элементом в сложной системе, характеризующей культуру, цивилизацию.
4. Традиционный народный костюм - один из основных языков национальной культуры, наравне с устным народным творчеством, характеризующим культуру в другом ракурсе. Существование рунического письма у древних людей, живущих на Урале, является пока гипотезой. Поэтому можно сказать, что в условиях отсутствия письменности традиционный костюм является одним из основных каналов передачи культурной информации поколений, которую можно раскодировать и провести логическую, графическую обработку, в том числе с применением компьютерных технологий. Необходимо выяснить, что зашифровано в знаках и символах материальных предметов, в посредниках между человеком и культурой. 5. Традиционные костюмы народов неоднородны по составу и состоят из множества различных элементов. Костюм как своеобразный текст, автобиография народа отражает разные пласты культуры пройденных эпох и находится в постоянном развитии с переменным ритмом. Точнее традиционный народный костюм не структура, а структурообразующий процесс, который продолжается и в наши дни. Этот процесс поликультурален, разворачивается и в вертикальном (диахроническом), и в горизонтальном направлениях.
Практическое значение работы. Системное изучение богатейшего, архаичного в своей основе, фольклорного материала, его рассмотрение и обобщение с философо-эстетических позиций, несомненно, представляет практический интерес, поскольку позволяет с новой точки зрения обратиться к решению сложных проблем, связанных с исходными моментами художественного творчества, его ранними формами, историческими метаморфозами, смысловыми аспектами и значением для современного человека. Костюм как исторически сложившаяся культура является многогранным явлением, она пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и экономическую, предпринимательскую деятельность. Совершенствование творческой деятельности во всех видах декоративного и прикладного искусства и в частности, искусства костюма, имеет большое социально экономическое значение.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Костюм и знаково-эстетическая деятельность"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение эстетических ценностей и традиций народного костюма позволило проследить, как обусловленные региональными природными условиями специфические формы трудовой деятельности и нераздельно связанные с ними бытовые особенности в основном определили специфику художественного мышления народа, своеобразие органичности функциональных и художественных качеств образцов одежды и украшений. На эстетику костюма повлияли природные и социально-исторические условия на территории Башкортостана:
•Необходимость защиты тела от непогоды для выживания в климатических условиях региона.
•Экологическая и социальная потребность в охранно-магической знаковой системе.
•Развитие речных цивилизаций и соответствующего им эстетического идеала, орнамента и украшений.
•Разделение труда мужского и женского, почитание женского божества.
•Имущественное расслоение людей, социальная дифференциация общества.
•Изобилие местных промысловых животных, расцвет "звериного стиля" в материальной культуре в целом и в костюме.
•Открытие месторождений меди и других металлов на Урале, Овладение технологией обработки металлов для украшений костюма.
•Развитие синкретического мировоззрения людей и космической модели мира.
•Непрерывные связи с другими регионами, контакты подвижных кочевников с оседлыми племенами.
Процесс формирования имеет дальнейшую эволюцию, социокультурную динамику, в костюме отражаются на своеобразном языке существующие или вновь возникающие образы, знания, умения, носители смысла. Так в костюме отразились общие для соседних народов черты - традиционная основа, а также отличия, связанные с разными историческими судьбами народов республики Башкортостан и их разными религиозными верованиями. Хотя поздние включения - религиозные, не могли заслонить главного - покроя и национального своеобразия отделок и орнамента кочевников и земледельцев, возникших в язычестве.
В ходе освоения человеком действительности, религия возникла как ответ (вызов - ответ) на поиск смыслов и ценностей человеческого бытия, религии как символические модели мира повлияли на всю культуру и на костюмы в том числе. Материальная культура родилась от культа в условиях первобытного синкретизма. При фундаментальном единстве первобытного творчества в период политеизма с его экологической ориентацией, оставалась определенная степень свободы для людей в следовании им в зависимости от местных условий. На костюмах отчетливо выделялись три яруса мироздания: небо, земля, подземелье, которые затем корректировались с развитием других моделей мира. Монотеизм, абсолют - универсальная предельная форма продвижения человеческого познания в окружающую действительность. Такое интуитивно-этическое освоение действительности позволило культуре сделать большой шаг вперед. И интуитивное освоение действительности получилось различным в разных религиях. Но сходные условия благоприятствуют появлению у различных по своему языку и культуре этносов однотипных видов занятий, а соответственно и форм традиционного костюма. Финно-угорские и тюркские народы Приуралья, живя в одинаковых физико-географических условиях окружающей среды создали однотипные объекты материальной культуры Человек, как биологическое существо, нуждается в защите своего тела от непогоды, агрессивной окружающей среды. Но общим является только внешняя граница костюма, ограничивающая тело, покрои одежды. Культурное разнообразие связано не с генетическим строением, а различными подходами адаптации к окружающему миру в зависимости от социально-исторических условий формирования. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей, в зависимости от выбранной иерархии ценностей. Поэтому традиционные костюмы народов, живущих по соседству, могут сильно отличаться и мгновенно узнаваемы. Покрои костюмов разных народов составлены из подобных трапеций и треугольников - клиньев, имеют однотипные основы, но орнамент, цвет, вышивка и другие художественные средства, связанные с душой и чувствами человека, чрезвычайно разнообразны. Материальные и духовные результаты социокультурной деятельности человека отражались в традиционном костюме на своеобразном языке. Можно сказать, в период отсутствия письменности (или позже, когда большинство людей не владели письмом), в костюме аккумулировались, накапливались определенные культурные и духовно-этические достижения. Народная одежда - аккумулятор рациональных идей, это позитивные традиции и своеобразный текст. В семантическом т.е. знаковом поле языка культуры происходит накопление, оформление в текст, и затем с помощью разных наук -дешифровка и раскодирование информации, заложенной в глубинных структурах культуры и сознания.
Таким образом, живописные традиционные народные костюмы, эстетически перегруженные с современной точки зрения, не только эстетический продукт, а знаковая деятельность. Знаковый обмен поколений происходил и через традиционный костюм. Традиционный костюм -устойчивая культурная структура, но нельзя воспринимать его как неподвижную устаревшую систему вещей. Традиции - небиологическая приобретенная культура, знания, нормы и ценности, навыки и умения населения. Здесь культура выступает в качестве механизма последовательной выработки, закрепления и трансляции ценностей, как баланс сочетания непрекращающейся модернизации с высокой степенью преемственности.
Границей, очерчивающей содержание этнокультуры, являются контуры ее самобытной семиотической системы - в данном случае костюма. И все же люди ставят перед собой одни и те же вопросы, пытаются решить одни и те же задачи, обустраивая свою жизнь на Земле.
Согласно концепции английского историка и социолога А.Тойнби (18891975), в будущем все существующие культуры и цивилизации объединятся в одну единую мировую цивилизацию и это обстоятельство даст человечеству избежать гибели. Костюм как культурное образование, близкое к человеку в буквальном и переносном смыслах, тиражируемое все больше поточно-конвейерным способом, отражает эту тенденцию. В культуре костюма это единение уже произошло. Теперь президент страны и фермер с крестьянского хозяйства в разных государствах Земли носят одинакового покроя пиджаки и брюки, что невозможно было представить еще 100 лет назад
Если представить взглядом историю народов нашей планеты, становится заметным общее направление хода истории - к формированию единого планетарного человечества. Единение культур народов нашей республики это лишь маленький фрагмент в том же русле и направлении, в которых течет сегодня история всех народов Земли. Остановить этот процесс невозможно.
Динамично развивающийся костюм - это инновации, поиск новых идеалов, специфический вид освоения действительности и творческого преобразования ближайшей окружающей Среды и самого Человека, т.к. влияние одежды на самого человека очевидно. Костюм, начиненный электроникой,
U 11 ЩЩ нанотехнологиеи и думающими вещами превращается в инженерное интеллектуальное сооружение. Со временем Человек одетый будет во много раз эффективнее в своей деятельности, чем без костюма-оболочки. В качестве праобразов приборов могут послужить традиционные украшения, как уже появились часы- кольца, броши-кинокамеры, серьги-переводчики или микрофоны.
В каждом отдельном отрезке времени, в статике костюм есть структура, состоящая из отдельных гармонично дополняющих друг друга вещей. И эта структура имеет свои входы и выходы, через которые поддерживается постоянная связь с окружающим материальным и виртуальным миром.
С исторической точки зрения на большом отрезке времени, в динамике костюм есть структурообразующий процесс, т.к. формирование и развитие костюма идет непрерывно, в том числе и в наши дни. Дизайн костюма - это установление границ, метка того, что пройдено и усвоено полезного в мире на определенном языке (костюмографическом). Эволюция костюма ставит вехи пройденного пути в виде отдельных вещей, которые характеризуют свою историческую эпоху. Эволюция эстетики костюма проходила в три основных этапа:
1. Сакрализация костюма в мифологическую языческую эпоху с охранной функцией и для социальной стратификации по половозрастному, социальному, национальному признаку. Мифологический синкретизм еще не знает личности и ее драмы. Отсюда анонимность, отсутствие личности Автора, вследствие неотделимости художественной деятельности человека и ее результатов от его обыденной жизни. Это выражается в традиционном народном костюме как в символической модели мира.
2.«Десакрализация» (Г.Лола) современного стандартного костюма. Мировое господство функционализма привело к стиранию региональных национальных различий предметной среды, в нем не учитывались традиции местной культуры, вследствие его ориентированности на абстрактного человека, гражданина Мира. Человек личность, он верит, что сам Творец и провозгласил идею «расколдовывания» (термин М. Вебера) мира.
3. Ресакрализация костюма. Перед лицом грозной опасности экологического и технологического кризиса человек осознает, что он часть Природы. Человек открыл для себя законы творческого процесса композиции, образующих из частей гармоническую целостность. Человек - часть композиции Природы, он должен гармонировать свои отношения с окружающим миром. Человек направил свой взгляд на себя, он борется с собой за себя. В костюме это отражается стремлением к индивидуальности, к игре, мимезису. «Человек должен выбирать: быть ничем или играть, что он и делает» (Ж.Сартр). Идее возрождения в современной предметно-пространственной среде архетипов, свойственных данной этнокультурной традиции, в типологии форм проектной культуры соответствует миметический дизайн. Модельеры показывают на подиумах практически неносимые вещи, как бы переступая порог нового бытия. Восторженное эмоциональное состояние дает «стартовую энергию для раздвигания горизонтов устоявшегося бытия» (Ф. Минюшев).
Развитие же довольно стандартных форм современного костюма аналогично развитию орнамента из звериного стиля. Орнамент в отличие от живописных картин конкретных существ и буквальных интерпретаций жизненных ситуаций, означал универсальные формулы бытия, которые не имели ни конца, ни начала. Оставаясь незавершенными, эти формы уходили в бесконечность. Наука с тех пор шагнула вперед, но до сих пор нет конца ни вверху - в мегамире, ни внизу - в микромире. Вселенная бесконечна. Культура структурирует окружающий человека мир (Леви-Стросс). Время от времени культура освобождается от излишних подробностей и остается только знак от вещи, его граница. Эстетическая информация самой вещи конкретна однозначна, а эстетическая информация символа вещи обладает огромным числом степеней свободы. Стандартные формы современного костюма -метазнак, знак этнического, расового, социального, полового, возрастного равенства людей.
Традиционные костюмы каждого народа, в том числе народов Башкортостана, внесли свою часть в общее развитие и формирование эстетических норм современного европейского костюма и теперь уже этот современный костюм можно назвать традиционным для большинства народов Земли.
Список научной литературыКазбулатова, Гузель Хасановна, диссертация по теме "Эстетика"
1. Абдурахманова Г.К. Войлочные изделия казахов - кочевников \ к вопросу об истоках художественно - образного строя\ : Автореф. дисс. на соискание уч. степ, кандидата искусствоведения. - М. 1991. -27с.
2. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Народное искусство башкир. J1.: Советский художник, 1968. - 110 с.
3. Адлер Б.А. Возникновение одежды. С.- Петербург. 1903.- 80 с.
4. Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII- XIV вв. о татарах и Восточной Европе. Кн.Ш. -М.- Л.: "Исторический архив", 1940.-93 с.
5. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. -М.: Искусство, 1982. 576с.
6. Антипина К.И. Народное искусство киргизов. Изделия из войлока, ткани, вышивка. Фрунзе: Изд-во АН Кирг. ССР, 1962. -286с.
7. Археология и этнография Башкирии. В 5-ти томах. -Уфа, 1962-1972 гг.
8. Асифа аль- Халлаб. Эстетические основы исламского орнамента: Дисс. канд. искусств. 17.00.04. М., 1999. -179 с.
9. Асеев Ю.А. и др. Каталогизация музейных коллекций и информатика. Современный художественный музей. -Л., 1980.
10. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. -М. 1968. С.32.
11. Ахмеров Р.Б. Об истоках декоративно-прикладного искусства Башкортостана. Уфа.: Китап, 1996. -59 с.
12. Басин Е.Я. Творчество и эмпатия\\ Вопросы философии. -М. 1987. № 2.
13. Бастрыкина Т.С. Формообразование как проблема философско-эстетического исследования (на материале дизайна костюма). Автореф. дисс. канд. философ, наук. 09.00.04. -М. 2000. 23 с.
14. Батыр-Гарей Мухамедов-Юлуев. Свадебные обряды в Оренбургском уезде Оренбургской губернии \ Этнографическое обозрение -1892 .Кн. XIII-XIX. -№№ 2-3. 216-223 с.
15. Башкирский народный костюм : Каталог выставки \ Под ред. Н.В. БикбулатоваЛ -Уфа, 1985. -28 с.
16. Башкирское народное творчество. Т. 1. Эпос. Уфа: Башк. книжное изд-во, 1987. -544 с.
17. Башкирское народное творчество. Т.8. Песни (дооктябрьский период). Уфа: Башк. изд-во «Китап», 1995. - 400с.
18. Башкирские шежере. Исследования и публикации. Уфа: Башк. книжное изд-во, 1985.
19. Бел М., Брайсен Н. Семиотика и искусствознание\\ Вопросы искусствознания. -М. 1996. № IX \ 2.
20. Белько Т.В. Создание бионической модели функционирования моды в костюме: Дисс. канд. техн. наук. 05.19.07. М., 1996.- 185 е.: илл. -Библиогр.: с.139-146.
21. Бикбулатов Н. В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX XX вв. \ \ Ин-т истории, языка и литературы Башкир, науч. центра Урал, отд-ния АН СССР. - М.: Наука, 1991. - 189 с.
22. Бланк А.Ф., Фомина З.М. Русская народная одежда и современное платье. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 176 е., ил.
23. Бобринский А.А. О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаментики всех народов Европы и Азии. \ Труды Ярославского областного съезда. -М., 1902. -12 с.
24. Бодрияр Ж. Система вещей. -М.: «Рудомино». 1999. 224 с.
25. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до Нового времени. Пер. с нем. изд-ва " ОКО". М.: ЭКСМО, 1997. 463 е.: ил.
26. Булгаков P.M. Иностранные монеты на украшениях башкирского женского костюма.\\ Социально-экономическое и политическое развитие Башкирии в конце XVI XX в. Уфа, 1992, 120 с.
27. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. -М.: Искусство, 1987.-288 с.
28. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. Казань: Татарское книж. изд-во, 1984 г. 188 е., ил.
29. Валеева Д.К. Искусство Волжской Булгарии. В кн.: История искусства народов СССР. Т.З.-М., 1974. 395-398 с.
30. Валеева-Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.Г. Декоративно -прикладное искусство казанских татар. -М, Советский художник. 1990. 215 с.
31. Вейс Герман. История цивилизации.-М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс. 1998. Т.1. 751 с. Т.3.768 с.
32. Второй международный конгресс этнографов и антропологов: Резюме докладов и сообщений (1-5 июня 1997 г.): В 2-х ч. Уфа: Восточный университет, 1997. -ч.1. 216 с.
33. Гаген Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья /Материалы к этногенезу. - Чебоксары: Чувашское гос. издательство, 1960. -228 е.: илл.
34. Генисаретский О.И. Рационализм, средовое проектирование и проектная культура.\\ Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы. Вып. 1. М. НИИ Культуры. 1991. С. 80-107.
35. Генинг В.Ф. Тураевский могильник V в. н.э. (Захоронения военоначальников). В кн.: Из археологии Волго - Камья. Казань, 1976. С. 55- 108.
36. Генинг В.Ф. История населения Удмуртского Прикамья в пьяноборскую эпоху\\ ВАУ. Свердловск, 1970. Вып. 10. 22 с.
37. Георги И. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. --СПб., 1891.4.1.-с.68.
38. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды. -М.: Легкая индустрия, 1974. 183 с.
39. Гулыга А.Ф. Принципы эстетики. -М. 1987. С. 162-189.
40. Делль Р.А., Афанасьева Р.Ф.,Чубарова З.С. Гигиена одежды: Учебное пособие для вузов. -М.: Легпромбытиздат, 1991. -160 с. :илл.
41. Диков Н.Н. Древние культуры Северо- Восточной Азии. М.: Наука, 1979.
42. Ермилова Д.Ю. Эстетические проблемы дизайна одежды 70-90 г.г. XX века. 09.00.04. Эстетика. -М. 1995. 184 с.
43. Землянухина Л.В. Эстетика, этнография, быт. -М. : Легпромбытиздат, 1994. -208 с.
44. Збруева А.В. История населения Прикамья в ананьинскую эпоху (Материалы и исследования по археологии СССР, №30, том V). М., 1952. 128 с.
45. Иванов В.А. Откуда ты мой предок? (Взгдяд археолога на древнюю историю Южного Урала). ТОО "Грань"- УНЦ РАН.-СПб. 1994,- 125 с.,-илл.
46. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX в. /Под ред. Усманова Уфа: Китап, 1996. - 520 е.: илл.
47. История культуры Башкортостана (Комплект научных и учебных материалов). Выпуск 6. Археологические памятники Башкортостана. Под общей редакцией С.А.Халфина. -Уфа: Гилем, 1996. -280 с.
48. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. М.: Наука, 1989. - 382 с.
49. Кляшторный С.Г. Мифологические сюжеты в древнетюркских памятниках. УГюркологический сборник \-М.: Наука, 1981.117-138 с.
50. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. Минск: «Литература». 1998.-496 е.: ил.
51. Котов В.Г. Мифология Южного Урала. ( К вопросу о реконструкции хтонических культов ) \ ИИЯЛ УНЦ РАН. Уфа, 1997. 55 с.
52. Коран. Пер. с араб. акад. И.Ю. Крачковского. Предисл. к изд. 1986 г. Г.П. Грязневича; предисл. к изд. 1963 г. В.Беляева, П. Грязневича. М. СПИКПА. "Наука". 1990. - 512 е.: ил.
53. Кочева Т.В. Задачи и методы автоматизированного проектирования орнаментов в традиционном монголо-бурятском стиле: Дисс. канд.техн. наук: 05.13.12. Улан -Удэ, 1997. - 129 е.: илл. -Библ.: с.115 - 124.
54. Кочешков Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов. -М.: Наука, 1979. -206 с.
55. Кречко Ю.А. AutoCad : программирование и адаптация. Учебно-справочное издание. М. : Диалог - МИФИ, 1995. - 235с.
56. Крюкова Т.А. Марийская вышивка. -JI. 1951.,105 с.
57. Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. -Уфа. 1979. -244 с.
58. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю.-М.: Наука. 1992. 347 с.
59. Культура народов Башкортостана с древнейших времен до современности. Краткий словарь справочник. Автор - составитель С.Г. Синенко. Уфа: Государственное республиканское изд-во " Башкортостан", 1999. - 136 с.
60. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с поль. М.: Высш. шк., 1990. - 351 с. : ил.
61. Латыпов Ф.Р. Этрусская надпись TLE 2 из Капуи выдающийся педагогический трактат и памятник языка пратюркского мира античного средиземноморья.\\ Журнал «Ядкяр» Академии наук РБ. -Уфа. Изд-во «Гилем». 1999. С. 102.
62. Лепехин И.И. Дневниковые записи путешествия по разным провинциям Российского государства. СПб., 1822. -64 с.
63. Лепехин И.И. Дневниковые записки путешествия академика Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1768 -1772 г.г. СПб., 1795 1814. Ч. 1 - 4.
64. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М. Политиздат. 1977. 101 с.
65. Лола Г.Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции / Послесловие Н.Б. Иванова. М.: Изд-во МГУ, 1998. - 264 с.
66. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. Мыслители XX века. М.: Политиздат, 1991. -525 с.
67. Марков С.Н. Земной круг. Книга о землепроходцах и мореходах. -М.: «Современник», 1976.- 623 с.
68. Маринко Т.Г. Эстетический анализ костюма как продукта дизайнерской деятельности. Дисс. канд. философ, наук. 09.00.04. Эстетика. -М. 1982.
69. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах нач. XIX нач.ХХ вв. -М.: Наука, 1984. -216 с.
70. Матюшин Г.Н. Энеолит Южного Урала. -М. 1982. С. 194, 258, табл. 17 (стоянка Муллино).
71. Меджитова Э.Д. Марийское народное искусство. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола., 1985. 270 с.
72. Мелетинский Е.М. Клод Леви-Стросс и структурная типология мифа. \ \Вопросы философии. -1970. -№7. 165-173с.
73. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М.: Молодая гвардия, 1975. - 192 с.
74. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов: в 4 т. Ред. В. М. Канаева. -М.: АО " Академия моды", 1993.
75. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. -М., Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997. 192 с.
76. Мухаммед Ибн Джалиль Зину. Столпы ислама и веры. ПК "Сантлада". Книга издана при содействии Всемирной ассамблеи исламской молодежи. М.,1992. -153 с.
77. Никанорова Е.Е. Орнамент счетной вышивки башкир: ( Генезис и развитие): Дисс. канд. ист. наук 07.00.07. -Уфа,1998. 276с.
78. Никитин Г.А., Крюкова Т.А. Чувашское народное изобразительное искусство. Чебоксары, 1960. - 192 с.
79. Никольский В.А. Древне-русское декоративное искусство. Издательство Брокгауз-Эфрон. -Петербург. 1923. -97 с.
80. Обычаи и культурно-бытовые традиции башкир. -Уфа: Башкнигоиздат, 1980. 135с.
81. Орленко JI.B. История текстиля и моды: Учебное пособие для вузов. -М. Легпромбытиздат : 1998, 473 с.
82. Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды. -М.: Легпромбытиздат, 1996. 345 с.
83. Основы теории проектирования костюма: Учеб. для вузов. Под ред. Т.В.Козловой. М.: Легпромиздат, 1988. -352 е.: -илл.
84. Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие. Под ред. Т.Ф.Кузнецовой. -М. : "Языки русской культуры", 1997. -496с.
85. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Русского государства СПб., 1773. 4.1. - 657 с.
86. Пармон Ф.М. Элементы информационной базы композиционно-конструктивных достоинств народного костюма в САПР одежды. /Сборник научных трудов. М.,МТИЛП, 1988, с.129 -133.
87. Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов. -М.: Легпромбытиздат. 1997. -318 с. илл.
88. Петросян Е.Н. Эстетика и художественная природа японского костюма. Дисс. канд. философ, наук. 09.00.04. Эстетика. -М. 2000. 173 с.
89. Пшеничнюк А.Х. Культура ранних кочевников Южного Урала. ~ М.:Наука, 1983.- 198 с.
90. Пшеничнюк А.Х. Биктимировский могильник\\ АЭБ. Т.2. Уфа. 1964. 225 с.
91. Расторгуева JI.H. Методология проектирования и изготовления современной одежды на основе национальных традиций народов Якутии. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, доктора техн. наук. М., МГАЛП, 2000. 48 с.
92. Рерих Н.К. Радость искусствуА\ Об искусстве. -М. Международный центр Рерихов. 1994. С. 16.
93. Руденко С.И. Горноалтайские находки и скифы. М - Л., 1952. 268 с.
94. Руденко С.И. Башкиры: Опыт этнологической монографии. 4.1. Физический тип башкир. Пг. 1916. -Т.43. - Вып.1. - 312 с.
95. Руденко С.И. Башкиры. Историко- этнографические очерки. М.- Л., 1955. 351 с.
96. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. Л.: Наука, 1988 - 500 с.
97. Рыбаков Б.А. Происхождение и семантика ромбического орнамента. /Музей народного искусства и художественные промыслы. -М.: Изобразительное искусство, 1972. 129 с.
98. Савельева И.Н. Формирование основ дизайна спецодежды на базе теоретико-методического исследования гармонизации народного костюма: Автореф. дисс. на соискание уч. степ, доктора искусствовед. -М. ВНИИТЭ (технич. эстетики). 1995. -48 с.
99. Сепеев Г.А. Влияние костюма тюркских народов на костюм восточных марийцев. /История, археология, этнография мари. -Йошкар- Ола ,1967. 194-209 с.
100. Сухарев М.И., Бойцова A.M. Принципы инженерного проектирования одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-272 с.
101. Сухарева О.А. История среднеазиатского костюма. -М.: Наука. 1982. 141 с.
102. Сычева Н.С. Народное декоративное прикладное искусство Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1980. -36 с.
103. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. -М.: Издательство ГИТИС, 1994,- 160 с., илл.
104. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории / Пер. с англ. -М.: Прогресс. Культура, 1996. -480 с.
105. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. -Новосибирск: Наука, 1988. 323с.
106. Трофимов А.А. Орнамент чувашской народной вышивки. -Чебоксары, 1977. 110 с.
107. Философский энциклопедический словарь. -М.: ИНФРА. 1997. 576 с.
108. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. В.П. Визгин, Н.С. Автономова. СПб., 1994. - 406 с.
109. Хенниг Рихард. Неведомые земли. T.l. -М.: Изд. иностранной литературы, 1961.- 92 с.
110. Хисматуллина Н.Х. Орнаментально-колористическая основа башкирского народного искусства. УНЦРАН. -Уфа, 2000, 100 с.
111. Хронология памятников Южного Урала: Сборник статей / УНЦ РАН. Редколлегия: Б.Б. Агеев, В.А.Иванов, А.Х. Пшеничнюк. Уфа. 1993.- 152 е.: ил.
112. Червонная С.М. Искусство Татарии.-М.: Искусство, 1987.-352с.
113. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношении. Уфа, 1859. 139 с.
114. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. -Уфа: Китап, 1995.
115. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. /Под ред. К.А.Свасьяна. -М.: Мысль, 1993.-663 с.
116. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. Под ред. Иконникова А.В. -М.: Стройиздат, 1990. 334 с.
117. Яковлев Е.Г. Эстетика. -М.: Гардарики,2000. -464 с.
118. Яковлев Е.Г. Декоративность универсальный принцип искусства «мусульманских» народов \\ Вопросы истории и теории эстетики. -М. 1974. № 1.
119. Янбухтина А.Г. Народные традиции в убранстве башкирского дома. -Уфа: Китап, 1993. 136 с.
120. Ясперс К. Истоки истории и ее цель.// Смысл и назначение истории. -М., 1991. 54 с.