автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Красота как способ жизни
Полный текст автореферата диссертации по теме "Красота как способ жизни"
ГТОДРСТВЕНШЙ КОМИТЕТ РЖ? ПО ДЕЛАМ НАУКИ И Е-ЯСПЕй «КОШ УРАЛ],(КИЙ О^НА ПУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
ГОСЭДАРСТЕЕШИЙ УЛИЕРСШТ им, А.М.ГОРЬКОГО
ПЕТРОВА Галина Ивлаовна
' КРАСОТА КАК СПОСОБ ДОШ! /эстетический анализ жизнедеятельноста декабристов/
Специальность 05.00,04. - ¡зстеткга
АВТОРЕФЕРАТ диссертант на ссвскатге ученой степени кандидата философских наук
Яз правах рукописи ГДГ 7.817
Свердловск -
Работа выполнена в Уральском ордзна Трудового Красного Змадни гсоудьрсмвшом уийиэрситоте им.А.М.Горького на кафедре всгетикл, этики, теории и истории культуры философского факультета.
Научный руководитель - доктор филссорсиих ча^ч
профессор А.Ф.Еремэев
Официальные оппонента - доктор философских наук,
профессор Б.В.Емельянов, кандидат философских наук доцант Т.И.Проьько
Ведущее учреждение Лзнинградский институт но
вшения квалификации преп щшателеА обп$зственньк на лри Ленинградском ордена Леиша, ордена Трудового .Красного Знамени государе веяном университете
Зыциаа состоится ^ • 1991 г, в 15 часов на эаседани
специализированного совета К 063.76.05 но-присуждению ученой стеле ни кандидата философских наук в Уральском ордена Трудового Краен ог Знамени государственном университете им.АЛЛ.Гсрысаго (620003; Свердаовск, К-63, проспект'Лента, 51, комната 243;.
С диссертацией и окно ознак смяться в'научной библиотеке
Уральского университета!
Автореферат разослан " февраля 199. г. Учкеый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук,
доцент ^ Э.П.Овчинникова
ОЕК'.АЯ ХАРАКТРИКЛЖА РАГОШ
Актуальность теш исследования. Характеризуя современный период наше;1 уизни,р ддуединстяе понимания того, что происходит с обществом и что делать, все чаше обращаются к столь популярной cei!-t;ac библейской мудрости и говорят словам! известного изречения: время собирать нагни. Стране не только глубоко переживает, осшслиза-ет п анализирует причины, приведшие ее к кризису в оснобнедс cfepra жизни, но старается выработать конотруктишшй путь выхода но тупика. В о том стргнлеши закономерен актуален интерес к собственно U истории: что мы сделали не тан, какие нужные тенденции не подл,ер-кали, не развили, в чем ошиблись? Jfo идет не только переоценка цен ностей, даже и привычкой неколебимом положительном ни стремимся найти нечто такое, что даст нам наибольшую поддержку и обогатит опытом, п*мо которого № когда-то прошли. В этом смисле обращение к историческим феноменам типа декабризма становится особенно актуальным: их прямое и резкое выступление против монархической тирании, их широкие nporpaj/ra улучшения российской жизни, их страдальческий венеп, .отнеченшй смертными казнями, многолетней каторгой и ссшткой, разделение их тяжкой участи семьями, величие их духа и благородство /перечисление такого рода мояко без труда продолжить/все это накрепко вошло п жизнь нашего общества, сообразуется с нашли идеалами и пока не подвергается никакой ревизии.
Почему не, зная все это, ми снова обращаем свой взор к декабристам"? Современный поэт ответил точно: "и возрастают б жизни перемены с большими персменати в себе". Наш интерес г. декабристам, конечно »е, остался и историко-познавательшм.и теоретччески-осмы-сливаюшик, но на первый план сейчас, в отношении нотей ситуации, выходит ценностный аспект. Наце более пристальное внимание к рено-люпионности, к ее возможностям позитивных преобразований, наы во' зрэстрпгий интерес к доминанте и приоритетам жизни и другие подобные причины толкают нас ня самоопределение жизни своей орохн через соотношение с позитивна:!! феноменами прошлого, через черпание там сил к уверенности для сеонх начинатнТ. Так исторические события включаются л НсШ собственна^ ош;т, и мы питаемся как можно больше из этого извлечь, для чего, естественно, совершенствуем сам подход. Го совершенствование у. означает отрицание ссперасистгуемого: те, -."го Силе г'-гго увидано, остается. Тем более, -по осмысляя cuoi'i путь госле Поли ко f: Октя^ргскоГ- сопиглиотипест-ой {'Свг-лющ.и, iíj понижаем. "то истеки истины пс-чин.т.тея 11 »мр^'' отано русского оово-гпггпит, нгзвал его П.И.Jíemiií, тт более, что
гю его же словам, "их дело не пропало"
То, что дело не пропело, понимается сейчас не только политически или социально-экономически /В.М.ЗЕерез/, добавляются и другие ипостаси - просвещение нерода /Г.С.Мейлех/, духовный прогресс /А. /...Гебедев/, обогащегае творчества других людей /!'.ГЗ.Нечкина,1!.В. Королев«, Л. С. Рек-вер, Т.-А.Роыекскпя и др./. Даже од ко подлас противопоставляется другому: "Свою политическую революцию они проиграли," - заключает А.В.АрхипоЕа, - зато "дело ... развитии и обновления литературы ьвдгралги" Ч Однако все же, думается, не отдельше противоречия определили путь деквбшстов /верно или не верно ш их покш'яом - другой вопрос/.
Но тут возникает главная трудность ~ кок не упустить хоть какую-то важную сторону из такого многообразного явления, как декабризм. и в тс же вромя наЕти обобщающее, интегрирующее начало, которое не утратило бы на уровне общего богатство и многообразие индивидуального. Таной подход выработан философской наукой и находит СЕОе выражение в эстетическом, которое представляет собой "универсальную гармонизацию среды обитания человека и внутрисбществен-пкл- проявлений" /Л.Ф.Гремеев/, которое входит особым аспектом во все виду деятельности, предметное раскрытие мира и поэтому может быть раскрыто через их конкретные реакции,- Положительные дошшугш эстетического формируются в понятии прекрасного /красота/.
Обычно встьтнческий момент при анализе декабристов связывается с изложением из соответствующих взглядов /часто вместе с философией/ в развитии искусства /В.Г.Зверев, ЮД'.Лотман/, конкретных ег< видов А'.А.Рриксмлн, И.С.Зильбер'лтейн, Н.О.Королева, Г^С.Г.'е^ах/. Погашал всю полноту и важность такого рода характеристик, хотелось би отметать их относительно целостный характер, если рассматривать проблему с точки зрения всей целостной жизнедеятельности декабристов, Тем более, что эта целостность по ьгере протекашя времени ЕС' белее раскрывается через свой общечеловеческий характер. Это поминалось в научных разработках, имеющих у нас широкое хождение /В.Г. Рэзаков "Очерки деке.бристской литературы", Г/.В.Нечкича "Декабриста", С.Е.Окунь "/¡екабрист М.С.Лунин", 0.В.Соболев "Эстетические взгляды декабристов", Н.Н.Зйделъман "М.С.Лунин и его сибирские сочинения" н др./, таете и в трактовках, которые до последнего вреТ Линии В.И. Поли.собр.соч. Т.2.С.173 Архиповя Л.Б. 'Литературное дело декабристов. Л., 1937.С. 10.
пени отбрасывались как реакционные /например, Д.С.Мережковский "14 декабря",Б.И,Секезский "Политические и общественные взгляда цекобркетов"/.Об!цечелозеческое в жизни декабристоч в. диалектическое единстве с конкретно-социальным, групповш, локальным, национальным, индивидуальным адекватно кожег быть раскрыто через диалектику эстетического и его модификаций, где происходит снятие относительной узости значений и проиходит их универсализения и интег-
эация.
Эстетическое как особого рода ценность производит своеобразий отбор среди самых разданных проявлений жизнедеятельности. й поскольку субъектом вновь (Т>орь«ирукцегосп эстетического отношения выступает сох^реиенное общество, постольку в его сферу попадает лреи-.глпеетвенно то, что значимо для него. В «ток* емнеле среди "ошв-тих предметов" /О.ДробницкиЯ/ как недавней лдешссти прямо на пере-1нкй план вюсодкт то, что имеет значенк с для с о времен пах потребностей, чте лаже в прошлом прею1ущестБенно выделяет то, что может :лутить эстетическое саиопрэделокт настоящего.
Жизнедеятельность декабристов включала различные моменты, и ггобы уловить наиболее цепное и универсально значимое н ней /та-!Ове специфика эстетического/ и в то яе время усилить конкретные ¡в составляйте, мы и привлекаем в качестве опорных такие философ-:кс-сопиологчиес1;ке понятия, как "образ яизни", "жизненный путь", 'уровень жизни", "стиль жизни", "смысл низки". Эти понятия, как по-;язал уже произведенная анализ /Р.А.Ануфриева, И.В.Бестужев-Лада, :.ÎI.FyreHKo, A.B.Грибанин, Л.ПЛГоган, А.С.Тодороз, В.И.Толстых, f.С.Нареки!1, Ji.n.Fyena, А.О.Цплко и др./, создает в русле, объеди-;ятаеу к уникальное многообразие человеческой кизил в ее копкрет-:ости и обстоять ее другим Характерно, что не только в доку-
■ентах, 1/е?уараг эпохи, но и г научшх исследованиях. худогествен-тпе произведениях за ь'.инувгеие полтора века общество хотя и китере-овмтось декёбрнстпни, иг движением прет.!ущ8Ственно как участника-и восстания, тьч.г не нэное в поле вникания, в toi,: числе п научного остепснно попадало буквально все, вплоть до мелочей бита, манеры оворить, внешнего тшда я т.п. И все ото кмеяо некоторую общность а к в осново, так г: в хярартере осуществления - активном, преобра.— угар.еы, утвередгияцон и р то же время универсально проявлявшейся спекто их ^деятельности, котору«! m определяем через понятие росота как способ кппш. Подобна!* подход позволяет выделить г тон слоян№ и i'HorosKa"HOM явлении Tai,не оттеигк красоте, да« воз- Г) -
лишенное, героическое, трагическое, тон более, что в ни* есть и свои белее детальные подразделения.
Степень разработанности проблеш. Наиболее глубоко декабристское движение изучено историки'", ведущими нс.следороння его в об-к'рм русле общественно-политической ккзнп страны. Сбобк4е1тие дастся р двухтомном труде ''.Л.НечкиноГ: "/вилегке декабристов". Тщательно исследованы биографии наиболее выдающихся декабристов, определены их роль и место в этом движения Д'.А. Азадовский о братьях Бестужевых, А.Г.Груу1.т-Гржимо{'ло о Корниловиче, И.А.Кубасов и М.Л.Ь-риксмш об А.Одоовсгом, /.А.Лебедев о Якугкине, Г.С.Окунь о {.'.Лунине,О'Ма-рэ о К.Рылееве, о Пглееве ге работы В.А.Гофмана,Р.Г.Оксмака,А.Г. 1'ейтлипа, К.Я.Эгдельмапз, о В.Кюхельбекере Ю.Н.Тынянова и др./.
Глубоко исследуется литературно-критическая деятельность дек; бристов, бея которой сегодня нельзя представить литературного про-лесса п&рвоГ: половины ХТХ п. /Е.И.Анненкова, А.В.Архнпова, М.А. Гриксмян, В.Э.Вацуро, Г.А.Гуповокий, Л.Я.Гинзбург, В.А.Гогыан, Б.I Г.'еШгах, Ю. Г.Окс.'.'ан, Дл.Орлов, С.Я.ШтраГ;х, Н.Я.ЭПдельтан и др./. Иоследовяк гклад декгбристов и в такие сферы их устойчивых.занят как птнограТия, театр, музыке, живопись и даже биология, астрономия, времяисчисление /С.С.Волк, В.Е.Гусев, В.''.Зверев,И,С.Зильбер штейн, П.Г.'.Кодрог, Н.В.Королева, А.Р.Куник, Т.А.Лукина, Л.Е.Иайст ров, Г.СД'ейлпх, Т.А.Роменская, А.Е.Ходоров, П.В.Соболев/.
Несмотря не многоаспектное'!!- исследований, зглзнь декабристов рассматривалась б каксы-:с одном "измерении": историческом, политическом, социально!.", культурологическом, научном, в том .чиле ког да исследовались эстетические взгляды. Поэтому имея в -виду все эт многообразие проявлений, как неугрэтившего своей актуальности при характеристике жизни декабристов, так л исследовании о них, эстетический аспект их жизнедеятельности брался вслед за работами ЮЛ1 Лотмана, А.А.Лебедева непосредственно в этой афере, где в единств
брались мировоззрение и действие, взгляды и поступки.
С учетом сказанного целью работы является анализ красоты каь способа ткизни декабристов, которой определялась целостность и ед1 нство их га'зни в эстетическом аспекте. Данная цель предполагает решение следующих задач:
- обосновать методологию исследования красоты жизнедеятельности декабристов через понятие способ жизни; .
- н£п тн тетеграгишое качало их жизненного пути и способа жизни;
- пчскрыть те субъективные и объективные факторы, которые позвол]
- & -
ли состояться гТеномену прекрасного;
~ охарактеризовать своеобразие красоты как способа жизни декабристов ;
- выявить значимость их для современного периода развития общества вопреки имевшимся зауженным подходам /например, только революционер, только просветитель к т.п./.
Теоретической и уетодологической основой диссертации являются известные теоретические положения о строении мира" по законам красота" /К.Маркс/, о единстве астатического начлаа с гуманизацией социальной жизни.
При разработке темы опора делалась на труди современных советских и зарубежных философов, психологов, историков, литературоведов и других специалистов, использовался накопленный в атия науках теоретический и фаэтичс-ский материал, опит исследования жизни декабристов.' Проводились исследования в архивах ?.'оста?ы, Иркутска, Красноярска .
новизна роботы заключается прежде всего в самом подходе к исследованию лизни декабристов. Анализ способа жизни декабристов позволил увидеть а этом феномене красоту как активное, утверждающее начало, объединяющее все ?огмы яизнедеотельности и конкретные внешние проявления лизни. Шявление эстетического аспекта в ки~ зни декабристов позволило рассмотреть ее универсально через направленность на гармснизецте жизни и утверждение позитивно ценного.
Данный подход позволил получить следующие ре^'льтаты исследования , ташгоппше на защиту:
- понятие "способ жизни" используется в качестве ключевого н определении объединяющего различные формы жизнедеятельности и конкретные проявления псступкоь. Под способом лизни понимается активное, избирательное, целенаправленное, подчиненное конкретным принципам осуществления собственной жизнедеятельности, определяющее ее общий, целостны/* характер начале. Способ жизни един в различных видах деятельности, имманентен жизнедеятельности, он есть ее внутренняя характерность, определяемая стимулами, условиями и спецификой ог.родэ-. ляемого процесса;
- трактовка красоты как интегрирующего начала способа жизни декабристов, а женно как способа разрешения противоречий и преодоления /тизкентге антиномий, направленный на выявление "человеческих смыслов", на усиленно и закрепление подлинно положительно ценного;
- своеобразие красоты как способа жизни декабристов заключалось в следующем: о/ непоснос.ть к последовательность /буквально всолрояв-
- 7 -
лепность/, верность своим идеалам, убеждениям, вкусам, пристрастиям, богатству сесей натуры; б/ з осознанном и неосознанном творении интеграткшой.положительной значимости, не только посредством того, что они создавали, но и как именно они это делали; в/ их жизнедеятельность е сфсррх социально-политической, бытовой, семейной к т.п. естественно переходила в- стеру эстетическую к интеллектуально-нравственную, составляла напряженны'', высокий зтая в ней, и как следствие этого конечный ингегративнкП критерий низнедеятелыюсти была для декабристов красота как средоточие положительно значимого d мире; кроме прочих результатов, способ выражения красота их жизнедеятельности отлетало благородство, 1зящество, ореол добродетели; - особое значение, новизна жизнедеятельности декабристов проявилось в созидании особого типе человека, который рассматривает свою жизнь и судьбу как творение на благо другим, т.е. подлинно человеческую жизнь. Такое отношение к собственной судьбе, к миру в целом раскрывает важную сторону эстетической специфики способа жизни декабристов. Они сформировал'! определенный социальный культурно-исторический и психологический тип человека, оказав тем саыым огромное влияние на многие поколения русских людей и имеющих непреходящее значение и сегодня.
Практическая значимость исследования. ЕЬяаление эстетического аспекта в жизни декабристов и выделение понятия способ жизни для • анализа позволяет углубить методологию исследования жизни человека на эстетическом уровне, подчеркнуть роль активного, созидательного, кизнеутнерждащего качала. Материалы данной работы могут быть использовали ъ лекционных курсах истории и теории культуры,' по остети- ' ке и ее истории, в курсах педагогики и эстетического воспитания, Апробация работы. Основные положения и выводы были изложены на I Еахтинсккх чтзниях /Саранск, 1985/. Теоретические положения работа обсуждались на заседаниях ка-редры.
.Структура ч объем работы. Диссертация состоит из введения, тр«-: глав, заключения и списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 176 страницах, список литературы включает 251 наименование. .
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАШН Во введении обоснована актуальность теш исследования, определяется степень ее разработанности, формулируются цели и задачи.
Глрвп Т. Способ кизш и его эстетический аспект. Эстетическая значимость декабризма. Исходным основанием для вычленения эстетиче*
кого аспекта иизнк человека являются идеи К.Маркса о ток, что универсальной характеристикой способа существования человека в мире является процесс опредмечивания и распредмечивания как деягэльност-тгй нгопесс сп'сяотюхдетя человека. Б эстетическом аспекте этот процесс представляет собой выражение и реализацию сущностных сил человека не только через предмет, но к во всех многообразных внешних <?.ормах проявления. Поэтому эстетическое, с одной стороны, фиксирует многообразие внеиних форм проявления общественной человеческой сущности, а с другой, является самостоятельной жизненной ценностью, способно? наиболее адекватно отразить универсальность, ин-тегративность, полноту жизни.
Наиболее общая категория, описывающая жизнедеятельность человека, есть образ жизни, раскрывающая через формы жизнедеятельности человека специфику общества е конкретно-исторический период его развития. Фундаментальна/и характеристиками образа жизни, принятыми з советской философии /Р. А. Ануфриева, И.В.Гестухез-1'ада, Л.П.Буева, А.П.Гутенно, Л. II, Коган, И.С.Нраский, Б. К. Тол стих, А. СЛ'дпко/, является характер собственности, определякидай отношения индивида к продукту собственного труда; характер труда, который влияет на распределение времени ыедиу различными форм гам жизнедеятельности; характер мегличностнкх отношений, определяющий психологический климат глп'три данной гругпш людей.
Учитывая данные основные признаки образа кивни и то, что общество и культура являются средой, которая обусловливает социальные функции его членов и оказывает детерминирующее влияние на фор«?, ыу и содержание их образа кизни, мскнс произвести сравнительный анализ обр»за ?изкп людей с характерной для данного общества системой социокультурных и практических норм. ото, в свою очередь,.позволяет обнаружить существование механизмов, регулирующих деятель-^ ноеть, поведение и взаимоотношения людей в их повседневной жизни.
Вместе с тем, приходится отмечать, что, хотя сбраз жизни отражает диалектическую связь ме;-ду обт^ектндным положением личности в обществе и ее внутренним миром, кошфетпьге форш проявления зависят и от того, гак он осуществляет жизнедеятельность, в какой сио-стемэ ценностей, убеждений, мнений, идеачоЕ, традиций. Ишыи словами, речь идет о <Т'Ор 1-г-у реализации конкретного образа жизни в. повседневной практике людей, о способе таэни человека, ггюмецупцнй его активность, инициативу по отношении к миру. Способ еизни имеет
определенное влияние кр характер образа жизни, но ои не тождественен ему. Характер образа жизни может быть активным либо пассивным. Способ кизни, проявляющийся в дейстБОваиии - от поступков, жизненных реакций, психологических установок до манеры держать себя и говорить, до ценностей и мнениР - знаменует собой активное начато в человеке гто отношению к -миру и самой жизни, поэтому он противоположен пассивному. Соотношение понятий образ кизни и способ жизни раскрывается через форму освоения ими человеком. Образ жизни как бы дается извне в виде г'юрм жизнедеятельности, 1кбор способа реализации знаменует собой а/ активное начало человека по отношению к миру, жизни; б/ реализацию меры и .уровня образа кизни в соответствии с жизненней концепцией человека, способностями, темпераментом и т.п. индивида; в/ связующее начало по отношению к формам жизнедеятельности, т.е. он определяет характер образа жизни: творческий-нетворческий, активный-пассивный, замкнутый-общительный и т.п. Через способ жизни выявляется специфика -того или иного образа жизни, а именно: почему при одинаковых "уровне","качестве" жизни, одинаковом "стиле жизни" образ жизни людей монет быть различным.
Качественные параметры способа жизни определяются как а/ направленность действий человека, определяемая конкретными принципами осуществления собственной жизнедеятельности б/ степень включенности человека в мир п/ мера реализации активности человека. 'Специфика способа жизни дедгабристов проявляется е органической постоянной' направленности на достижение4 положительного результата в различных сферах лизни: политической, бытовой, художественной и т.п.. Это могло достигаться через устраненние негативных моментов /например, сознательная установка на избежание, устранение, уход от конфликтов меяду собой, принятая декабристами в период проживания в Петровском заводе. Эта установка, предполагая сохранение нормального омепионпяьно-психологического климата, в конечном счете была направлена на сохранение собственно человеческого в каторжниках и на выжигание их как личностей. В любой сфере кизни декабристов обнаруживается направленность на выявление положительных значений, установление достойных человека отношений, создание условий, способствующих совершенствованию человеческой природы.
Согласно теории праздника М.МЛ'ахтина, эстетическое мироотно-агение позволяет человеку ощутить полноту включенности в мир. Само эстетическое, если брать его в конкретной содержательной направленности /например, наличие эстетически прекрасного к безобразного/,
мо^ет иметь различное содержание: от высоконравственного до аморального и внеморэльного. Эстетическое отношение' декабристов к действительности, характернэушееся ощущением полноты жизни и переливания, было подкреплено глубоко осмысленным позитивным этическим начало!'. В письмах, рисунках, литератургатх произведению: и заметках раскрывается богатство их духовного шра.
Способ жизни связан и с другими родственными понятиями, но отличать их необходимо. Так, стиль жизни'формируется эмоционалыю-вол е был» установками индивида., а не теми глубкнншл, сокровенными, которые связаны со смыслом жизни. В связи с чем в стиле жизни преобладает вь'рэзнтельто-оценочная сторона, даже порой в ущерб выражаемому, смысловому, а. значит, не всякое выратдющке является знаком вкралагмего, нарушается равновесие таких величин: смысл яиэнп и свободное проявление внутреннего "Я". Е этом случае стиль низни не становится фактором созидания, творения жизни: он экзотеричен, демонстративен, является внешним "рисунком" образа жизни.
При исследовании эстетического аспекта згиз;ш декабристов в работе делался экпент на то, как они изменяли, творили предметную действительность и свою жизнь, т.е. речь идет о выработке того "механизма", позволявшего превращать идеальное в реальное и создающего условия для реализации человеком его сущностных сил. II особо нужно отметить, что отношение к тгизни саких декабристов было в основе своей эстетическим: з'ннвереачьная гармонизация.проявлений та-ш -обрезом, что выразительная, значащая форма явления всегда соотносилась с его содержательной стороной. Уникальность та способа жизни мк стремились раскрыть через анализ таких оппозиций: традиционное дворянское воспитание-создание новых форм дейстЕовсния; прямая и опосредованная связь с народом; неволя-независимость; салонное поведение-поведение идеологически'значимое; жизнь кед праздник-жизнь как служение и др.
Такой подход позволяет, с одной стороны, выявить индивидуальные различия декабристов, выделив ¡сс среди всего дворянства XIX . века, а с другой стороны, найти -то общее, объединяющее, что определило их место в ряду всех революционных поколений и вообще социальной и культурной жизни людей.
Анализ жизни декабристов в ее эстетическом аспекте позволяет достичь полноты и глубины, так как исследуется не один какой-либо акт или оТ>еро деятельности, а вся жизнь. Эстетическая значимость • о-иксируется не только в объективных данных, но прежде ЕСеГо-через субъективную реакции, переживание особого качестве - восхищение,
удовлетворение, приятие, которое даже у их врагов не могло не возникать. В диссертации приводятся свидетельства производимого декабристами впечатления на окружающих, подтверждавшие то повояеиие, что эстетическая значимость яьлений оказывает большое стимулирующее воздействие на человека.
Сегоднячпшя оценка декабристов как людей истинно прсксаспнх, красота которых заключалась в завидном внутреннем богатстве, нашедшем адекватное выражение в высоком подвига, совершенном всей их жизнью, ставит вопрос - чем объяснить зарождение этого явления именно в ту эпоху, в to{í обстановке в РЬссии, в которую оно произошло?
Глава ГГ. Объективные и субъективные предпосылки красоты как способа жизни декабристов. В главе для анализа предпосылок красоты как способа жизни декабристов характеризуется образ кизни русского дворянства конца У.УЕ - начала XIX века. Ваше говорилось, что красоте определяется как интеграция всех положительных моментов в эстетическом. В работе учитывается, что, с одной стороны, красота способствует совершенствованию, что тленно красота "как нельзя .лучше
передает богатство к разнообразие жизни, многообразие значении, являющихся благом для человека и слукашх утверждением его социального существа" /А.Ф.Рреаеев/, и с датой, созидательное начало в способе жизни декабристов преобладало над разрушительнш. Рассмотрение их жизни через эстетическое позволяет подобрать ключ к красоте как способу жизни. Когда политическая деятельность не привела к созидательной доминанте, декабристы отказались от-политических средств, но, реализуя начала народной жизни, они развили другие позитивные средстве к возможности, беп:уше к созиданию. И в тол: они не были столь "страшно далеки" от народа.
Красота в этом случае - опознавательный признак укорененности
подлинно человеческого, это показатель органичности преобразований физического и духовиого. При этом преобразование биологического и социального проводится декабристами без насилия над природой и над самими собой. Красота - прзнак естественного сочетания двух начал, которые опушаются через самочувствие удовлетворенности, счастья. Кпэсотя - показатель человечности, но она не возникает не. пустом месте. Основой красоты как способа .тизни декабристов было не только единство этического и эстетического, но и политического, духовного, культурного и т.д.
В качестве объективных предпосылок, способствующих формированию такого способа жизни выделяются следующие. Материальная обеспе-
*
- 12 -
ченность дворянства обусловливала относительную независимость в пч-боре тизнениого пути, ибо создавала такие условия, когда лг^бая деятельность понималась не как способ для добивания средств :: с;,ш,ос~~ вовяиив, р, как наиболее адекватный личным качества»/ род занэти".
Дворянский статус декабристов обоспечив'ал праиорую к политическую независимость. Это открывало доступ к получени-о высшего образования н привилегированных .учебных заведениях России и Европы. Система образования наряду с получением знаний и навыков предполагала воспитание в дворянине чувства части и собственного достоинства как основы благородства ДБОрянст:ого сословия. Это накладывалось на традиционное домазжеэ воспитание, которое имело хоть и кастсвы:": характер, ро, как правило, довольно высокий уровень.. Специфика духовной атмосферы, суг.естзовавшей в семье, жеяа реигяоее значение в том, что создавало ситуации, когда одни и те т.е учебггые заведения 'оканчивали не только будущие декабристы, но и те, кто их судил. Мг Липея ьышли не только Кюхельбекер, Пущин, Всльховский, но и Модест Корф; в известном закрытом пенсионе аббата Кикодя наряду с Глх.-п-лом Ортовыт/, Сергеем Болконским учился будукдй шеф /«эндарьэв А.Бенкендорф,
Традипионное дворянское воспитание предусматривало обязательнее усвоение и Д£иятае корм.поведения и морали, определенных аристократическим образом жизни.. С детства закладывалась социально-психологическая модель поведения. В главе отмечается приоритетная роль, императорского двора в руководстве образом жпзгге общества в ХШ -
Х7Х 'в.в.
Обучение манера?/, походке, зстетизировэнным форма?.; общения формировало в человеке легкость и ловкость своих проявлений, изящество гасли, индивидуальность стиля в одежде, оригинальность, изысканность привычек, внутренний опрятность. Это определенным образом отражалось и н психологистеском строе человека.
Дворянский статус обеспечивал доступ к занятию высоких государственных постов. Служение Государю и Отечеству было не только долгом дворянина, но имело характер престижного положения в обществе. В евдзи с этим еще одним .элементом воспитания является боепитание -в будущих, государственных и военных деятелях чувства ^стветственнос-ти за судьбу России, ото чувство тем органичней развивалось, соединившись с другими ценностями - долга, чести, достоинства, престижа, славы, - что на самсм возвышенной уровне было проверено практикой войны 1812 года. Идея служения Отечеству была опытом зтой_всйпз;" Результатом практики войны бьжо фоггщювелие у декабристов посги-
пения интересов переда.
Б сфере общения с народом декабристы были практиками: регуляторами б их взаишотнопеннях бкли не права крепостнкксь, не дворянские привилегии, не статьи воинского устава, а объединяющее обе сторону чувство боевого товарищества, ощущение себя защитниками -обшего для них всех - Отечества и общее чувство победителя. Именно этот "механизм" взаимоотношений обеспечил декабристам доверие со стороны солдат и дел им основание кьшести их за собой 14'декабря.
Дворянский статус и материальная обеспеченность позволяли в значительной мере отстраниться от решения материальных проблем, устраняли заботу об удовлетворении повседневна: низких утилитарных потребностей. Это определило известную независимость декабристов от повседневных обстоятельств, исключило необходимость приспосабливаться, обязательно »ходить в чиновничий круг, соседствующие у многих двегян с презрением к карьеризму, корысти, вавксти. Существовавшие блага были естественны и несамоценш, не у декабристов сформировались высокие и значительные духовные потребности и интересы." Характерный штрих. Уже будучи б ссылке, он* гораздо больше просили прислать им книг, чем предметов, обеспечивающих материальные блага. Свободу, внутреннее самоопределение обусловило отсутст-ьие потребительства, опустошающее человека духовно, и доминанту духовно-ценностного отношения к миру. Это является важнейшим субъективны!.' фактором формирования красоты как способа жизни декабристов, ШсЕобожденность из этого круга давления непосредственных материальных нужд позволяла направить свои силы, ум, талант, энергию к интереса в сферу духовногс бытия, служения высоких идеалов, в сферу поисков нравственной истины и красота.
Глава П'. Красота как жизнеутверждекие. Уникальность способа уизни декабристов раскрывается через анализ различных оппозиций. Объективным основанием их является разработанная еще Г. В.Лпехано-кгда теория генезиса эстетического из утилитарного. Как одни из них: традиционное дворянское воспитание - создание новых форм действовать, не "предусмотренных" дворянским образом жизни, нормами света. Воспитание играло корректирующую роль е создании этих форм, но они не были созданы сяыим воспитанием. Сссловно-статусная ориентация дворянства на нормы морали, поведенческие образцы, диктуете императорским двором, сковывало развитие индивидуальности чеповеяа, давая в то же время ему ощущение итого состояния как естественного. Рутинно© поведение находится в сфере инерюш, иеето-
)
Белове? не рыПиреет его себе, а получает его ьнеоте со всей ценностной системой как тексе, альтернатива яогором^ - в слободе. Познпнл де'.абристов предполагала ориентацию на самосовершенствование, не выработку своего индивидуального нравственного закона по нормам общечеловеческого уровня.
П'ирокал образованность, приобщенность к мировой культуре, высокая духовность, теоретическое осмысленно происходящих процессов позволили им преодолеть сословнуг, ограниченность.
Специфика способа гиэни декабристов ресгсриваотся также через оппозицию материальное-духовное, где духовное было не компенсацией материальному, а его инобытием, ^сосредоточенность на натори тль-но-утилитарных ценностях было условием духовно-пенноетного отношения к миру. Г>'кр не представлялся набором объектов прихоти и эгоистического использования, а раскрывался как арена созидательно-творческой деятельности. Причем, объектом творчества была сама жизнь и человек. Преобразование ебшества мыслилось ими через самосовершенствование. В процессе самореализации происходило изменение человека. Преодоление гусарства, "дендизма" /Р.Лотман/ диктовалось потребностью в самосовершенствовании. Они дол:пм были"стать »ру-гими", чтобы осугиествлять прэяше идеала, так как одно дело - быть во дворлге, другое - Сыть прикованными кандалами.
Процесс самореализации предполагает и такие оппозиции, как "неволя-несвобода"",' "инерция-творчество". Деятельность дегабрпот-оз была -перенесена из сферы политической в сферу эстетическую и интеллектуально-нравственную. Портост проблема свободы и чести упиралась в проблему семоДержавин. Нелепо было бы предположить, что Т4 декабря было попыткой устроить свою карьеру.
14 декабря рассматривается также и с точки зрения противоречия 1'епду Нормой п содержанием: старой »стетиэиротмшоЯ формой -дуэлью - и новым обв-ественн™ содержанием - борьбой за свободу .народа. ЧйСрртгая дяя этого форма лшгь условно может быть названа дуэлью. Основанием для этого слуадт то, подобней способ разрешения противоречий существовал в реальной тизчегшой практике и но был политизирован. Пенностный характер его заключается в том, "то здесь не затрагиваются идеологические убеденпя лгдей. Пришздпшй в Россию из средневекового европейского рпиарстяа, oit преследовал защиту человеческого достоинства и чести. Но старая форма эстетизации своих действий привела' декабристов к трагедии: в сил_у неадекватности тому новому содержанию, i.jTopoe они вкладывали, она разругала все внутренние связи существовавшей лг-cwjjr гер'ога'и, крзсс-
та не могла родиться там, где преобразование происходило через насилие.
Трагедия 14 декабря разделила иизнь во всех ее аспектах, кап зеркало делит пространство на Епзеркоьное и "предзеркальноо". Эффект зеркальности дает ve ну правого-левого, но при этом одно пространство отмотается в другом без изменений. И в то же время "зазер-кальное пространство" никогда не существует без того, которое находится по эту сторону от зеркала. lío эта трагическая граница не разрушила цельности декабристов, она не была той трещиной в "монолите чистой стали" /А.И.Герцен/, которая означала бы нач&чо разрушения. Декабристы смогли реализовать себя, свои идеалы, свой яизнеи-ный потенциал, найдя новые индивидуальные формы, адекватные тому высокому нравственному содержанию, ценность которого пытались утвердить на Сенатской плошади. И новая красота не несла в себе трагизма при неизменности нравственной позиции декабристов: утверждение человеческого в человеке.
Отмеченное преобладание созидательного начала над разрушительным в способе жизни декабристов определило их отказ после поражения восстания от политических средств преобразования мира в пользу развития тех средств и начал народной жизни, которые ведут к созиданию. В Сибири декабристы сумели придать своей жизни поразительную духовную насыщенность: продолжался процесс внутреннего самопо-иске,становления. В плане эстетическом происходило усиление позитивного начала. Верность себе, своим идеалам заключалась в преемственности и единстве слова и дела, в непростой связи кнели и.бытовой наполненности кивни. Документы и мемуары доказывают, что трагический опыт 14 декабря заставил белее углубленно и без 1ьтлт-зий переосмыслить свой путь и задуматься не только о себе, но и о человеческой природе в иехои. Взаямоподдеркивалцее единство этического и эстетического начал их способа казни обеспечили сохранение красоты неутрачйваемого человеческого достоинства, a Tárate потребности и готовности обновления мира.
Тнорчесгяо н просветительская деятельность, напряженная духовна» работа и глубокое развитие своей идеи состатялп осноЕу их сибирской жизни. Стремление к самосовершенствованию по-преленеиу определяло их духовный облик. Чтение исторических трудов, философе г ни 1С тгл"тт>в, современных произведений литературы, критики, прекрасное знание литературы научной к ориентация н копя;' нпупко-лс-г'пг-дспятельскнх /СДрубенксР, Н.Г«стужев, И.Лкуткин, Г.1 .\"'ы;ы;ов/
и теософских Д'. Лунин, А.Муравьев, Г.Ег.теньков/ трудах; из\четп:о языков, обучение и совершенствование в игре на кузыкалних инструментах /Н,Свистунов, А.Розен/: рисование и изобретательская деятельность /Н.!'есту*ев/; поозия и прсза /Е.Кюхельбекер, А.Одоевский, Л.реступез-Гарлински!'/; просветительская деятельность и пре-подавяттие /".Якушкин, А.Поджио, О.ЮшневскиГ/; земледелие /С. Волконский, Е.Талтыков/ - вся их деятельность в Сибири говорит не о разрыве связей с жизнью, не об отходе и раскаянии а своих делах, э об утверждении своей духовной индивидуальности, общечеловеческой нравственности и красоты как кормы жизни, о бесконетигоп духовном поиске.
Рто духовное сауостояние определило способ максимальной ав-п-визагии подлинно человеческого начала в реальных жизненных- условиях. Культура, принесенная денебристага в изгнание, развивалась в тесном взаимодействии с народной культурой и традициями, облагораживая а нравы и создавала более совершенную моральною атмосферу. Кроме тех безусловно положительных широко известных изменений, про -изошедших в жизни сибиряков благодаря декабриста!?, нужно отметить, что они сформировали в людях ноЕые черты, заставив их взглянуть на себя ц н& жизнь сквозь прио!<у красоты.
Красота была не только кормой поведения, она была именно способа/ жрзни, который обеспечивал их подлинно человеческое существование. Красота кок способ жизни w/ела яркую нравственную "окраску "ч а .потому имела своеобразные тсна эстетической эсхатологии -'"Красота спасет мир" - Достоевский/, что «i видел кет декабристов среди псех поколониЧ революционеров. _
В заключении диссертации ^ор'улирунтся основные выводы исследования, выделены некоторое аспекты чроблемт, требующие дальнейшей разработки в перспективе углубления исследования данной теш.
По теме диссертации.опубликованы следующие, работы: Т. /ногенкова Г.П., Горбачева Р.Л. Синтез искусств как средство раскрытия сокровенного мира человенз// Синтез искусств в эпоху НТР. Казань,JPB7. C.22-Z3.
2. Петрова Г.И, Праздничность как аспект способа жизни// Зстетлка М.?'.Бахтина и современность. Саранск, I909.C.I20-TS3.
3. Петрова Г.И. Красота как способ жизни// Технико-рконоыический прогресс: развитие обтественных отношений и личности. Свердловск, ТРС9. ' ' .
Петрова Г. Pi. О некоторых основанчях взаимодействия теоретического и исторического. Саранск, 199 Т.,