автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Критический анализ христианской трактовки социальной справедливости
Полный текст автореферата диссертации по теме "Критический анализ христианской трактовки социальной справедливости"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ Н ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А1. В. ЛОМОНОСОВА
Специализированный совет (К 053.05.60) по философским
наукам
На правах рукописи
ЭЛБАКЯН Екатерина Сергеевна
^ УДК 1 ми
РИТИЧЕСКИй АНАЛИЗ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАКТОВКИ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
09.00.06 — Научный атеизм, религия (история и современность)
АВТО РЕФ ЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва 1989
Работа выполнена на кафедре теории и истории религии п атеизма философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
Научный руководитель:
Офицнальные оппоненты:
Ведущая организация:
кандидат философских паук, доцент Борунков Ю.' Ф.
доктор философских наук, профессор Радугин А. А.; доктор философских наук, доцент Семенкин Н. С.
Московский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции авиационный институт им. Серго Орджоникидзе, кафедра марксистско-ленинской философии. ^
Защита состоится « з^Г ча-
са а на засгдакяи специализированного совета (К053.05.80) но философским наукам в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова по адресу: Москва, Ленинск: горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов, философский факультет МГУ, 11 этаж, аудитория 1156.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале бгблиоте;.и 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ п.\. М. В. Ломоносова.
Автореферат разослан «
Ученый секретарь
специализированного совета
НИКОНОВ к. к.
I. ОЩАЯ ХАРМСТЬРИСТИКА. РАБОТЫ
Актуальность теш исследования. ХХШ- съезд КПСС, пасло-дупре Пленумы ЦК КПСС, XIX Всесоюзная партийная конференция, I Съезд народных депутатов уделили большое внимание необходимости последовательного утверждения социальной справедливости, отмечая, что "строгое проведение в кизнь принципа социальной справедливости - важное условие единства народа, политической устойчивости общества, динамизма развития" В современных условиях решение вопросов, связанных с установлением реальной ^првведливости в социалистическом обществе приобрело чрезвычайную остроту и вызывает повышенный интерес у большинства советских людей.
Осмысление справедливости к^-к социального явления и как феномена общественного сознания имеет в истории философской мысли длительнуп традицию. С одной стороны, понимание справедливости соответствовало тому, интересы каких классов были представлены в тех или иных идеологических конструкциях Противоположность социально-экономического положения основных классов антагонистических (¡юрмаций пороадала противоположные воззрения на справедливость или несправедливость тех или иккх общественных порядков.
До середины XIX века наиболее разработанными и теоретически обоснованными оставались учения о справедливости, отражавшие интересы гссподсчвущи" классов, в которых идея справедливости использовалась для осэщеин" и придания статуса законности эксплуататорскому общественному строп. Справедливость отождествлялась с признанием правомерности и естественности с.уцествуюцей социальной структуры, соживлвдх-оя отношений между классами угнетающими и угнетенными.
В ходе классовой борьбы угнетенные слои вырабатывали своя представления о социальной справедливости. Но, если представления господствующих классов служили цель.» консер-вецик существующих социально-экономических порядков я .ей
I. Материалы Х..УЧ съезда Коммунистической па-тии Сов-гл Союзе. - М. ,ГЯ.-\ -
сашы объективно противостояли потребное™ исторического прогресса, .то в общество* сознани, народных масс находило отранение не только естественное недовольство глубоко не справедливыми социальном отношениями. Их взглады и представления о правонерном или неправомерном в субъективной фоо-т историческую необходимость в ликвда
Г:°РМ03Л.Х °СЧаСТВеН1,0е * явдений^^кянно это
* ЕИДУ «-Энгельс, когда писал: «Если нравственное созна
»"Га0!? ^ кадг иб°н-р^
-В!а Вреия рабство или то это есть дока-
зательство того, чго этог факт С£Ш
"Г АРУГК6 ЭК0ИШИЧесК1,е * сшу которых он «« м
ЕЫносиыыи и несохраняешм" 1. { С аЛ Н9
.„»Л"""" .«.«. я„мо стре.-
««Ва ™ орадсмалеш,» о «„щ,,,,,
00 иютоняш. ивзмигако от «аттмыюЛ™/
РЫПШЯ ИЭБОЧНОЙ тЮот „"1 ,мв"м>
новления она впитал* « 8 ПеРиод СЕ°его саг-
»»«о.гин'~, »„г:™:— г"-"
к., с,,. ^ 0
ций в рамках христианского вероучения делает эго на первый ваглдц "универсальным" и, следовательно, менее уязвимым для критики. Однако, задачи подлинно научногсГ рассмотрения проблемы социальной справедливости требуют оценивать данные тенденции но только с точки зрения их социальной ориентации; но главным образом выявляя и критически переосмысливая их мировоззренческие основы.
Особуп актуальность в свете этого представляет марксистский анализ совре генного православного учения о социальной справедливости (на основе рассмотрения воззрений Московской патриархии). Негативные явления, имешие место в налей страна, не свойственные сущности социализма и искаяапцие ее, привели к нарушению принципов социальной справедл-вости. Основой этого факта явились застойные явления в экономике страны, нарушение норы социалистической демократии, бюро-кратиэация различных сторон тазни общества, разрыв иеяду словом и делом, искаяение основных принципов социализма. В юридической области этот процесс нал ел свое отражение в разрыве между правами и обязанностями отдельных граадан ; в нравственной сфере - в том, что несправедливые действия некоторых руководителей не только не осувдались морально (но говоря уте о юридической, правовой ответственности), но и поддерживались частью граждан, пользупцихся незаконными плодами такого рода деятельности.
Следствием этого явилось отстранение некоторой части членов общества,от реального участия в свершен-ствовании политической системы, общественных отношений, разочарование в идеалах социалистического и коммунистического строя в результате соприкосновения с реальной несправедливостью в обществе и невозможностью изменить такое положения. Последнее, как показывает практика, способно создавать почву для усвоения религиозных представлений,согласно которым социальная справедливость не может рассматриваться как продукт человеческих отношений, но дается людям извне, сверхъестественной силой. Реатьныс возможности человека при этом мистифицируются, абсолютизируется их ограниченное"-"», якобы У>у-слозленная греховной природой людей, что в конечной итоге
ведет к сшшзнию социальной активности и объективно способствует сохранению социальной несправедливости, поскольку основные ориентиры христианского ¡лировоззрения, несмотря на их современную модернизацию, осташся иллюзорными.
Но марксистский анализ христианской тр ^.ктовки социальной справедливости не б^ат полным, если ограничиться лшаь критическим аспектом. Нуждается в объективной оценке и другая сторона этого явления, когда верующие реально участвуют и утверждении справедливых общественных. отношений, находя психологическую опору и то«, что они действуют по воле боги. Оценка такой деятельности является актуальной сегодня в свете ^Сгцей для всех членов общества, независимо от их мировоззренческих устеяовок, задачи утвэргдения со;иальнсй справедливости, необходимости объединения для этого усилий верующих и новерующих, их диалога и сотрудничества.
Степень разработанности рс^лемы. В советской научной литература имеется несколько работ, посвященных общей хара"-тарис.ике категории справедливости. В этих работах раскрывается различные подхода к пониманию справедливости и ',е-с-праведливости, вычленяется или иные стороны данной категории (экономическая, правовая, социально-политическая, нравственная)^. Работ, посвященных анализу налигисзного понимали социальной справедливости, взаимосвязи справедливос-тк-несираводливости общественных отношений с возникновениен к раззитиом религиозного сознания, нет.
Искясчение составляет диссертация В.В.Баженова иа соискание учимой ^пуууучч 'Ч^чууиик— христианской концепции справедтияое:и" (М.,1976). Однако,
I. См.: Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. -И. ,1У77. Сулин Ю.И. Справедливость как чувство, понятий, оценка, норма. // Актуальные проблемы марксистской этики. -1 бил и с и ,1957. Назенок B.C. Социализм и справедливость. - М., хУЬ7. Гринберг Л.Г..Новиков АЛ'. Критика современных бурну-аашх концепций справедливости. - Ji.,1977. Штейн B.C. Дро'бле-иа простых норм нравственности и справедливости в марксист-око-ленинской этике. // Актуальные проблемы марксистской этики. -Тбилиси, 1967. Бецбешкина З.А. Проблема справедливости з марксистско-ленинской этике. - М.,1У74. Ее ке: Справедливость как социально-философская категория.-М. Социальная спра-
ведливость и пути ее реализации в социальной политике. - Под ред.Рогозина В.Ь. - Кн I и П.-.i.,1Ув2.Дробнкцки» С „.Селиванов.Спраьедлчв': сть. /Аиасофиа л энциклопедия. -М. .1V70. -Т.Ь.
данная работа ограничена рассмотрением только православного учения о справедливости, вна его связи и зависимости от развития христианской мысли в целом. При эгок автор не отделяет традиционное православное учение о справедливости от современного не анализирует особенностей последнего. Само понятие справедливости рассматривается в этой работе только как этическое, то есть вычленяется один аспект данной категории -нравственный. Безусловно, сана постановка проблемы в диссертационном исследовании В.В,Баженова заслуживает внимания и положительной оценки. Однако, в силу изменившейся социально-политической ситуации в нашей сгранэ, выдвижения на первый план проблемы социальной справедливости, сташей одной из ключевых в развитии общества, возникла необходимость в дальнейшей разработке этой темы.
Методологическая основа и источники исследования. В основу диссертации положены методологические принципы критики религиозного мировоззрения, материалистического анализа общественных явлений, разработанные классиками марксизма-лв1.лниэ-ма и получившие дальнейшее развитие в современной марксисткой литературе, посвяценной проблемам справедливости, критики религии как общественного явления, анализа христианского социального учения, исследования истории христианской церкви*,
В процессе изучения возникновения и развития христианских представлений о социальной справедливости и несправедливости, автор опирался на сочинения Цицерона, Сенеки, Колу-меллы, Федра, Иосифа Флавия, тексты Кумране ; раннегпистивн-ские апокрифы - "Дидахе", апокалипсис Петра, "Пастырь" Гермы; Библию, произведения Августина, Тергуллиана, М,Литера, И.Да-маскина ; архиепископа Новгородского Луки Жидяты, ии.рополита Киезского Иллариона, олископа Туровского Кирилла;православ-ных богословов конца XIX - начала XX вв. - В.Д.Кудрявцева-Платонова, Ф.А.Голубинского, С.Гогоцкого, В.Несиелова,
I. Это прежде всего работы И.Д.Амусина, В.В.Баженова, »,.A,Böp-бешкиной, Ю.Ф.Еорунхоза, Л.Г.Гриноерга, Н.С.Гордиенхо, H.A. Кривелева, М.М.Нуоланова, О.Н.Коутовой. T.F Мальцева, К.И.Нике ова, МЛ.Новикова, Ф.Г.Овсиенко, В.С Пазенка. А.С.Попова, А.А.Радугина,А.В.Рановича, А.Робертсона, И.С.Свв!,-цицкой, Н.С.Семенкина, С,В.Туманова,Д.М.Угриновкча, л.Ь.Ша-пошникова, И.Н.Нблокова я др\ авторов.
и.Ы.Тареева, П.Я.Светлова, а также В.С.Соловье.а, А Введен
Й0»К°ВСКОРО И ВСвЯ ^-на Извеко: :
п^Т Т "Т ' ЯУРНаДЫ М°СК0ВСК0Й "-Р^РХии (с Ш Для удобства исследования христианских воззваний «„ ™
» несправедливости,
бой задачу широкого охвагП Р ^^ пе^ед с0~
'«"«в о садмь«,, оч.иаи.^и.Г Р""™"»«
олрМв„в»си "" Ч»™™™* СОЦИМЬНОЯ м чем • -«мет .■ чжпихмио понтщ», «адиим, спрмвд. «.«и., т 0ИМ*Л" значительное
тенденции развития христианского осмысления социальной справедливости ;
в-четвертых, анализируется православная концепция социальной справедливости, рассматривается традиционная православная трактовка социальной справедливости и попытки ее модернизации в конце XIX - начале XX вв. ;
в-пятых, выявляется специфика современного православного учения о социальной справедливости (на примере деятельности Московской латриаргчи).
Научная новизна диссортациоюедм исследования состоит а том, что в лом впервые б советской литературе:
- представлен анализ христианского осмысления справедливости, начиная с его истоков и дл наших дней, чыхидгсций за рамки трактовки справедливости только как феномена нравственного сознания и рассматривающий еэ в более широком, социальном аспекте;
- выявлено, что христианские представления о социе ьноЛ справедливости не являются однородными. Отражая различные условия общественной кизни в разные эпохи, претерпевая значительные изменения на протяжении исторического развития, эти представления использовались как для борьбы за интересы угнетенных слоев общества, так и для защиты и оправдания существующего строя ;
- выделены две основные тенденции а христианском истолковании социальной справедливости - радикально-демократическая и ортодоксально-консервативная, проанализированы их сходства и отличительные черти ;
- приведено сопоставление традиционного православного понимания социальной справедливости и его современных вариа -тов (на основе рассмотрения деятельности Московской патриархии), дана оценка подходов идеологов Московской патриархий к проблеме социальной справедливости, сформулированных и канун празднования Русской православной церковьв 1000-летия принятия христианства Киевской Русьв ;
- показано, что, несмотря на противоположность «зркси-стского и христианского понимания социальной справедливости,
в современном учении Русской православной церкви существуют такие аспекты, которые создаст объективную основу для диалога и сотрудничества верующих и неверующих в их практической деятельности по утверадению подлинно справе/"тивых общественных отношений.
Теоретическая и пра :тическая значимость диссертации определяется тем, что содержащиеся в ней материалы и выводы углубляют и расширяют существующие в советской философской литературе представления о социальной справедливости, ее христианском осмыслении с древности и по сегоднданий день. Результаты диссертационного исследования могут быть /использованы в марксистских религиоведческих работах, посвященных критическому анализу христианского социального учения, в преподавании курса "История и теория религии и атеизма", в спецкурсах и спецсеминарах, а также в лекциях, читаемых ко линии общества "Знание". Главные полокения настоящей работы должны быть учтены в работа с верующими, в особенности - с веругчими Русской православной церкчи, в решении проблемы диалога верующих и неверующих, их сотрудничества в деле достижения социальной справедливости в нашем обществе.
Апробация работы. По теме диссертации автором опубликовано три статьи общим объемом I п.л. Отдельные положения диссертации были изложены в выступлениях на УП Всесоюзных философских чтениях молодых ученых "Человек в современном мире: социально-философские проблемы" (Москва,19Ь7) и на УШ Всесоюзных философских чтениях молодых ученых "Молодежь и творчество: социально-философские проблемы" СМосква,1986).
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании г.ьфедры теории и истории религии и атеизма философского факультета МГУ им.М.В.Ломоносова Ъ октября 198ь года.
П. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРМШЬ ДИССЕРТАЦИИ
Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и списка использованной литературы.
Во в ведении обосновывается актуальность темы, характеризуется степень разработанности проблемы, определяются источники исследования, его методологическая основа,
цель, задачи и научная новизна, указывается теоретическая и практическая значимость диссертации.
Первая глава "Возникновение и эволюция христианских представлений о социальной справедливости состоит нз двух параграфов.
В первом параграфе "Социально-экономические и идейные предпосылки становления христианского понимания социальной справедливости" автор обрезается к подробному изложению тех сторон лоэднеантичного мировоззрения, которые послужили отправной точкой формирующейся христианской религии. 3 параграфе аыделня-сся социально-экономические и мдсйныв предпосылки стйьобяйиия рйннехрисгибяскогс пониминкя социальной справедливости, выявляйте.*! суг^ностныэ хорв.лчер'ланикк и дин*.-:.'и'са экономических отношений период г. зсзннгшспучиг христианства, анализируется социглыю-пзлитическоя ситуации. специфика восприятия и осмысления социальной справедливости. основ-hat.ii' социальными общностями в соответствии с особенностями их объективного пояжонин и присущи»« идгйно-цоихологиче-скич обликом.
Б рассматриваемый период рабовладельческие зкопомлпе-ские отношения в античном миро ухе миновали фазу восходящего развития и вступили в этап стагнации и разложения. В этих условиях тз экономической деятельности намечаются два противоположных пути преодоления кризиса. С одной стороны, в практике господствующих классов набледается стремление законсервировать существующую систему производственных отношений и преодолеть экономический упадок за счет интенсификации труда рабов. Ко распространение латифундиального хозяйства, основанного на применении рабского труда, на принесло ожидаемого эффекта, поскольку привело к сокращению среднего и мелкого землевладения, а значит, и свободного населения, составляющего основу прежней социально-политической структура Рима.
Другая часть эксплуататорских классов прибегла к иным экономическим методам стимулирования производства - применению в сельсксм хозяйстве труда колонов, что повышало ироиз-
водительность труда» так как создавало у непосредственного производителя заинтересованность в конечных результатах своего труда. Данный путь преодоления кризиса позднеантичного общества, являясь перспективным, оказал глубокое воздеГзтвио ни изменение всех сфер ккзгах общества: происходит разшвание граней иеаду свободными ч рабаш за счет сближения их социального полокшшя. Основной антагонизм перемещается в плоскость отношения имущих « кеииурх, бедности н богатства. Утпередается новая форма политической власти - империя, разрастается бюрократический аппарат, происходит уравнивание политико-правового положения населения Рима к провинций.
Всь эти изменения в сфере общественного бытия ншдн "вое отражение в общественном сознании. Если е период расцвета рабовладельческих отношений характерный для полисного само-созиания било сведение представлений о справедливости к интересам гразданской общины, опосррдованность личности ее прк-надяеЕностью к полису, то в эпоху империи былые» более или ыенег единые для граждан полиса представления о социальной справедливости постепенно извивается, но на исчезают, а в переработанное виде включаются в мировоззрение различных классов Римской империи. Углубляющаяся дифференциация социальной структуры обусловила растуц.ле расхождения, противоречивость в трактовке справедливости, что нашло отражение н п христианском вероучении.
Среди идейных предпосылок христианских представлений о . социальной справедливости ана-.изируются взгляды класса рабовладельцев (на примере социального учения Цицерона и стоицизма), привилегированных слоев провинций, а также угнетенных, обездоленных пасс Рима и провинций (на примере Кумранской общины). При этом отмечается, что в целоы представления о социальной справедливости эксплуататорских классов, как Рима, так и провинций, основывались на признании незыблемости частной собственности, ваконности существования института рабства, социального неравенства, возмояности насилия в отношении рабсе. Эксплуатируемые классы, осознавая несправедливость существующего строя, осуждая безделие, роскошь и богатство господствующих классов, тем не менее не верили в реальную
возможность своими сила»! установить социальную справедливость. Исключение составляет деятачьность некоторых иудейских сект (в частности, Кумренской общим*), которые на практике пытались претворить э аизнь свои представления о справедливом общественной устройстве.
Отличительной чертой социального устройства Кумранской общины был отказ от частной собственности и обаяюсть имущества. Идеалом социальной справедливости для иумранитоя являлось всеобщее равенство. В обнаруженных религиозных текстах Кумрая-1кой общины, в частности, в Книге Тайн, отвергается насилие, грабежи, войны между народами. Однако, объяснение кумранитами наличия в мира несправедливости в конечном счете, несмотря на практические усилия установить справедливые, с их точки зрения, отношения в рамках религиозной оСдины, принимь т иллюзорную форму, достижение подлинной справедливости мыслится возможным только благодаря богу.
Завершая анализ социально-экономических и идейных предпосылок христианского понимания социальной справедливости, автор делает вывод о том, что все рассмотренные в данном параграфе подходы к проблемам социальной справедливости, были ассимилированы ранним христианством и воспроизводились в трансформированном вида на протяжении всей истории развития христианской мысли.
Во второй параграфе "Раннехристианские представления с социальной справедливости и основные тенденции их развития" дается сравнение ветхозаветной и новоз&вет^й трак. овок социальной справедливости, прослеживается два противоположные тенденции христианского понимания справедливого общественного устройства и путей его достижения - радикально-демократическая и ортодоксально-консервативная, рассматривается промозт -точная стадия в переходе от одной концепции справедливости н другой в рамках раннехристианского учения (на примере "Пастыря" Гермы).
Выявляя расхождения между ветхоэаветннм п новоэаяетнн*» пониманием социальной справедливое гн, езтор отмэчаот с*одуг>-¡цие моменты:
- ао-глръих, CTpyK'IJpOО Ор£.ЬуЩу Ю кдию CHCV6!,« ПреДСГАВ-лоний о социальной епраэедянвости, отражетшх а декалога Или-сэя, составляет принцип равного асэдалник. Характерной чертой дшшого понимания социальной справедливости является то, что es достижение ориентировано не на потустороннее, а на земное, немедленное ьоэдаише в рамка:-: "здешнего" существования ;
- зо-вторых, ветхозаветная трактовка справедливости не вклв iaer развернутого обоснования, аргументации оценочных суждений о тех или иных поступках. Она лишь фиксирует их вред и требует равного возмещения ущерба. Не случайно, поэтому в декалоге даются лишь нормативы, ограничивающие поступки людей, без какого бы то ни было этического обоснования.
Б процессе дальнейшего становления классового общества, с углублением социальной дифференциации, ветхозаветные нормы совладения справедливости закономерно сменяются представлениями, которые предостерегают от "справедливой" мести за причиненное насилие. Однако, это не означает отказа от принципа равного i здания вообще. Специфика новозаветного понимания талиона состоит в том, что само воздаяние из сферы земной жизни и дея-•тачьнсеги самого человека перекосится в область потустороннего, божественного воздштя, что означает новое религиозное осмысление природы справедливости, носящей абсолютный, Ене-врэмекной характер.
Далее рассматриваются демократическое хрияе раннего христианства, q>exH6BeKoetie ереси, "теология освобовдения", которые автор объединяет в один -- радикально-демократический тис поникания социальной справедливости, а также гнаяиацруетск ортодоксально-консерзътивчап: концепция социальной справедливости (на прямерз исследование новозаветных текстов, сопоставления взглдиоз на социальную справедливость Лвгуеткна к Иоанна Дамасзснка, обращения к учению М.Лютера и Ж.Кальвчка, современного католицизма). Зыделяк основные чзрты названных тенденций х-,;,испанской трактовки социальной спрг.зеднивости, автор делает ььюод о том, что сравнительный анслиз этих тенденций позволяет выделитъ з их содержании рда. особенностей принципиального херактара, обусловленных антагонизмом классовых интересов тех соцчаяькчх групп, которые вьпабаткв&си представления о
-прааеглизосли л.':и неюлраэздшвостк. Б целом эти особенности скличет з следусдем.
1. Ортодоксально-консервативное христианское понимание :сциальной справедливости исходит из убеждения в изначальной 'ззданности4 богом существования справедливости на земле ; она 1нутренне присуща социальному порядку как продукту тзоренкя, :огорое осуществляется ''справедливым" богом. Радикально-демо-ратические христианские прэдетаьления имеют' своим основанием, | противоположность лишенной развития ортодоксально-г.онг.ер-ативной концепции, более динамическое виденче: социальн4'_я праведливооть мыслится как состояние, утраченное миром, но сяженствующее восторжествовать в эсхатологической перспекти-э, либо утверждается, что справедливость постоянно зоспрсиэ-одится богом в процессе продолжающегося творения.
Характерно, что апеллируя к богу, ортодоксально-консерьа-ивная концепция социальной сгграведлигости свои надежды на охранение статус-кво связывает прежде всего с богом-отцш, ворцом мотопорядка. Радикально-демократический пи: осмысления траведливостк, особенно в его более поздних формах, ка трех юстасей христианского бога стдае-: предпочтение Оогу-сичу, гпаштел»" человечества, который уже дал лвдям знаний о снов-хх принципов опрааедлчвостч н своею жертвой обеспечил ш 5регеняе справедливости в форме царства божьего.
2. С точки зрения ортодоксально-коисервативнкх христиан-сих представлений о социальной справедливости, неспразедлл->сть есть результат отклонения чачовека вследствие грехов->сти его орнроды от заданных богом ссноа справедливости ;
¡бо есть всего лишь непонятая человеком выапа,. справедливость |бо - наказание за грехи или, ньпротнв, испытанно в зэре ; и?онщ, - проявление деятельности "сатанинских сил". Посполъ-
согласно х^.лстенскому ученик человек слаб, отягощен ¡отыэ и грехом, его -¿емкое, "ялстскоо" бытие будет п о со я и н о сопряжено а несправедливостью. Напротив, реди-льно-демекраткческая христианская тркхгозка социальной райидливости гри обгясченнк причин существования яеепр&лец-азсти не замыкается р кру:у ответов, ре,чуцлру;оцкх ио.товди-соцчаяьной йестраавй*йвосги к "греховных" стсоочаы приро-
ды человека. Более того, "теология освобождения", например, оправдывает человека, подчеркивает ценность личности, а сию понятие греха приобретает в этоы контекрте скорее соци льное, чем антропологическое звучание. Источник несправедливости переносится во вне, отождествляется с институтами эксплуататорского строя. Справедливость, хотя и понимается как явление, связанное в своей сущности с богом, но рассматривается не столько как некогда сотворенное или грдаучее состояние, сколько как творя щ е е с я.
3. Справедливые основы социального мироустройства, по мнению представителей йртодоксаяьно-консерватиЕНОй тенденции, тождественны господствующим отношениям и институтам классово-антагонистических формаций: частной собственности, социальному неравенству, эксплуататорскому государству и т.д. Прэбываг в созданном богоы земном иире, человек ни в коем случав не долаен посягать на существующие в кем, от бога данные и, следовательно, справедливые общественные порядки. Даяе будучи подвергнут несправедливости, он не моиет выйти за рамки предписанных этических требований поведения, зафиксированных в Нагорной проповеди. В случае, если верующий, испытывая несправедливость, тем не менее, придерживается христианских нравственных заповедей, "видимость" земной несправедливости исчезнет после смерти } в загробном мире произойдет конечное восстановление справедливости. Радикально-демо1фатический тип поникания социальной справедливости избегает пессимистического вывода с невозможности утверждения справедливости на зекле, связывая спои чаяния с установлением царства божьего на земле, которое мыслится как торкество справедливости для угнетенных, обездоленных слоев.
В современных условиях, в рамка:: "теологии освобоздения" идеал социальной справедливости, трактуемый по-прекнему как царство бонье, начинающееся на земле, приобретает все более определенные социальные очертания, приближаясь в своих социально-;экономических и политических аспектах к принципам общественного устройства, разработанным теоретиками научного соцна-
лизма^ ;
4. Если ортодоксально-консервативное истолкование социальной справедливости строило зддниэ своего учения на проповеди бессилия к ничтожности человека в сравнении с богом, объявляло об опосредованное™ всякого движения человека к добру и справедливости бояэствешюЯ волей, то создатели ра-дикалыш-демократичесюгх христианских учений со временем все решительнее заявляют о сопоставимости усилий человека и бога в творении справедливости, предоставляют человеку относительную самостоятельность » известный простор в д;еле преобразования общественных структур на началах добра и социаленой справедливости. Человек все четче осознает себя субъектом установления справедливости, что в религиозном сознании принимает форму концепции "сотрудничества" бога и человека, при этой чг ювек рассматривается не только как объект "спасения" (раннее христианство), "орудие" в руках бога С средневековые ереси), но как относительно автономный субъект социальной деятельности;
5, Активизм, общественно-преобразующая деятельность становятся в радикально-деыо!фатических христианских концепциях главными ориентирами в поисках средств социального действия. При этом, прямо пропорционально тому, как в ходе исторического развития перед народными массами все шире открывается горизонт социальной активности, субъект, использущий средства постижения справедливости, постепенно утрачивает сверхъестественные характеристики. "Монополия" бога на социальные пре-эбразования замыкается в сознании верующих представлениями о сотрудничестве. Напротив, ортодоксально-консерзативная тен-хенция осмысления социальной справедливости характеризуется феационизтм и провиденциализмом, которые, являясь центральными звеньями концепции, служат обосновании позиций сс\иа..ь~ юго консерватизма. Иррационализм, пессимистическая оценка
.. См.: Discussion sur "la théologie de l-r revolution". -РаПв, 147?. - F.-150. Gatierrea G. Théologie de la liberation. - Salamanca, 1980. - P.335. Boff L. Kgllse: charisme et pouvoirs. - Paris, 1985. - P.43-43.
возможностей человека, акцент на его слабости и греховности, снимая с бога и социальных отношений обвинения в несправедливости, позволяют в ремках учения перенести ее источник в самого человека и, соответственно, в качестве программы обре-тегая социальной справедливости пре,аложить путь нравственного ..самоусовершенствования и оишдяния загробного воздаяния.
Завершая исследование раннехристианских представлений о социальной справедливости и основных тенденций их раьвития, автор приходит к выводу о тон, что, вопреки уверениями теологов о ьнакстсркчной природе христианства, оно лишь отражаю с илдшорной форме интересы различных слоев общества, хорах-т»зр и оекошые черты породиыией зги злохи.
Вторая г л а s а "Православная концепция социгль-кой ссраведяизоеги" состоит из двух пяиатрефок.
У "j'pa^jwyo'.iHhH правое-'.«внья трактот*.
социальной сти и попытку, зо уодерккуации в конце
X.UÍ - аачачр XX эв." критлчзскн ач&иазирубтоя сослальноо учение представителей традиционного русского православного Сого-словия нторой лсдевина XIX - ьачала XX зв. Б,Д.Кудрявцаоа-11яь томоиа, В.нв'лгглова, С.Гогоцкого. У.А.Голуоинсиого, а такко взглядн на проблемы социальной справедливости М.М.Тарьева, П.Я.СпаТЛот, В.С.Соловьева, которые, по мнению автора, в опредзлеяноы смысле является переходными от традиционной к созр-змелчой православной концепции социальной справедливости,
Амзр отмечает, что традиционные православные предстаняе кия с социальной справедливости сформировались и претерпевали некоторые изменения и модернизацию в условиях члассово-антаго нистичзских обществешо-экономическта формаций: феодальной и капиталистической. Однако, несмотря нп то, что Русская правое ная церковь являлась союзницей эксплуататорского государства, среди православных богословов существовали различные подхо.ш к общественным явлениям, их оценки с позиций справедливости или несправедливости. Социальное учение традиционного ортсдо! сального русского православия, отражая интерасы господствующие классов, поддерживало и оправдывало существующий общественный строй. Противоположных взглядов придерживались представители радикального крыла русского православия: участники
еретических движений на Руси еще в средние века, так же, как и "неохристиане" начала XX в., выступали о критикой офи-' циальной социальной доктрины Русской православной церкви. Либерально ориентированные мыслители конца XIX - начала XX вв. занимали "среднюю" позицию. Критикуемые официэчьныы православием, они, тем не менее, оставаясь на пс шциях незыблемости основных христианских догматов, пытались модернизировать социальное учение Русской православной церкви, традиционную православную концепцию социальной справедливости, приспосабливая ее к изменившийся условиям общественной жизни. Именно их взгляды на проблемы социальной справедли' ости были переосмыслены и получили дальнейшее развитие в современном русском православии.
Автор показывает, что в основе рассуждений русских православных богословов о социальной справедливости лежит схе-ыа- бог-человек-нравственность-социальный порядок. Согласно этой схеме, социальное устройство рассматривается православным богословием как вторичное по отношению к самому человеку и зависимое от его природы. Справедливость и добро, по мнению р;;ских гравославкых богословов, имеют божественное происхоя-дение, а несправедливость является порождением самого человека, его греховной природы и, следовательно, будет существовать всегда. Поэтому идеальное справедливое общественное устройство возможно лишь в форме неземного, загробного царства божьего после "второго пришествия" Иисуса Христа.
Исключение составляют концепции П.Я.Светлова и В.С.Соловьева, в которых предполагается возможность построения земного царства божьего усилиями самого человека, направляемого божественным промыслом. При этом земное царство божье мыслится как неполная и неокончательная социальная справедливость. Высший тип справедливости реализуется лишь в "царстве небесном".
Отмечается, что субъектом реализации социальной справедливости в традиционном русском православии выступает бог. За. нимапцие либеральные позиции П.Я.Светлов, В.С.Соловьев считают, что человек, подчиняющийся действию божественных сил,
строит царство божье - царство справедливости - на земле, но достижение высшей и абсолютной справедливости в загробном мире происходит лишь благодаря сверхъестественной силе Поэтому система путей и средств достижения социальной справедливости в традиционном русском православном богословии на ведет к изменению действительности ; в качестве главного средства предлагается "праведный жизненный путь", включающий в себя уход от действительности в мир религиозных иллюзий и надежд, При этом революция, как действительное средство переустройства общества на более справедливых началах, категорически отвергается и критикуется как противоречащая принципам христианской нравственности: любви к ближнему, милосердья, всепрощению.
Далее показано, что формой несправедливых общественны-порядков, по мнению традиционных русских православных богословов, является социализм, сводящий духовное к материальному *фавственность - к экономическому учению. Либерально ориентированные мыслители (П.Я.Светлов, В.С.Соловьев) идут дальше православной ортодоксии, критикуя в своих работах отдельные стороны и пороки капитализма. Но критика эта не является действенной, поскольку ведется с абстрактных позиций, а предполагаемое II.Я.Светловым, Б.С.Соловьевым, М.М.Тареевым средство устранения социальной несправедливости - благотворительность полностью зивдется на "сознательности и щедрости" господствующего класса.
Тачим образом, анализ традиционной православной трактовки социальной справедливости и попыток ее модернизации в конце XIX - начале XX вв. позволил сделать вывод о том, что, несмотря на отдельные отступления от ортодоксальной доктрины либерально настроенных мыслителей, пытагацихс; ее модернизировать, в целом понимание социальной справедливости, субъекта ее реализации и путей достижения, причин и форм существования несправедливости в обществе, носит скорее абстрактней, чем кон-струнливно-преобраэущий характер. Отражая интересы эксплуататорских классов, традиционное правослаьие второй половины л!Х - начала XX вв. призывает к консервации существущего несправедливого обшестсенного строг. Религиозные мыслители,
зенимагацие либеральные для того бремени позиции в решении «которых аспектов проблемы социальной справедливости, счи-■£1ли, что возможно построение справедливого общества на зем-1в садам человеком. Однако, саму эту возможность они огралм-ивали следующими условиями: во-первых, челове; действует 1в самостоятельно, а по воле бога, во-вторьи, социальная ¡праведливость на земле - лишь подготовка к обретению высшей ожеетвэнной справедливости, достижимой только сверхъесте-твенным путем, то есть только средство, но никак не цель, , в-третьих, сама эта неполная земная справедливость осмыс-дяась либералами с позиций дореволюционной интеллигенции, о есть обеспеченных слоев общества, и, следовательно, не яляяась справедливостью для большинства трудящихся масс, целом же, основные подходы либеральных мыслителей к вопро-рч, касающимся социальной справедливости, по-суцеству, сста-яоь в рамках русской православной традиции.
Во втором параграфе "Особенности современного лравослав-зго учения о социальной справедливости" анализируются сутц-эсть и особенности современного православного понимания со-х<альной справедливости (на примере Московской патриархии).
Автор отмечает, что представления современных идеолс'оэ »скозской патриархии о социальной справедливости формируют-г и функционируют в условиях социалистическою общества, (Ляясь отраженная идеалов и ценностей верующих социолисти-ского государства, участвующих вместе с неверухщими в ельном упрочении и совершенствовании социальной справедли-сги на земле. Изменение общественно-экономического строя, рамках которого существует Русская православная церковь влекло за собой постепенную трансформацию социальной „ок-кны, включая и представления о справедливости.
Показано, что современное русское православное богосло-е, хотя я утверждает, что добро и справедливость - от бога, зло и гестраведливость - продукт греховности человека, но зтличие от традиционного, оно тем не н^не^ не исключает, э то, насколько греховное возобладает, зависит от социаяь-с условий жизни человека. Поэтому основные черты еовремен-\ православной, концепции социальной справедливости, по мне-
нию автора, состоят в следующем:
- Социальная справедливость несовместима с существованием бедности и богатства, их поляризацией. "Неравномерность распределения имущества, разделяющая человечество К1 богатых и бедных, есть одна из причин углубления греховности в икре, ибо здесь ... нарушается принцип справедливости" Экономиче ские аспекты концепции справедливости определенно сориентированы на интересы трудящихся и наиболее обездоленных, социально незащищенных масс. "Основным -показателем экономической справедливости является то, что происходит в общества с его наиболее; уязвимыми экономическими группами"
- Идеалом справедливых экономических отношений оСьявл -ются отношения, исключающие эксплуатацию человека человеком. Паразктирование на чужом труде осуждается как несовместимое с христианскими представлениями о справедливом образе яизни. "...Христианство возводив человека х возвывенному пошг'анию труда как оыцего для всех долга" Справедливым признается только распределение по труду.
- В области социальных отношений единственно справедливый принцип - принцип равенства всех граждан общества, независимо от их социального статуса и классовой принадлежности, в правах, обязанностях и возможностях реализации этих прав
и обязанностей в практике повседневной жизни. Какое-либо искажение этого принципа, по мнению современных православных богословов, - несправедливо.
- В политической сфере, с точки зрения идеологов Носков ской патриархии, справедливой может быть ¡тризнана только такая власть, которая слутат интересам народа и основываете? на принципах демократизма.
- В аспекте международном современные православные боге слови безоговорочно связывают справедливость с миром и разо-
1. Журнал Московской патриархии. - 196а. - > 6. - С.76.
2. Журнал Московской патриархии. - 1965. 10. - С.72. о. Куриал Московской петри^рхии. - 1906. - > 9,-
ружением. "Ни в Русской Православной Церкви уверены, что мир в настоящее время требует разсруяения" Неразрывность мира и справедливости означает, с другой стороны, что подлинный мир не мокет бить основан на несправедливых началах, насилии и неравенства. "Мы знаем, что мирное будущее всего чьловечества может быть утверждено только н- принципах справедливости в отношениях между народами", - подчеркивал паг-ринрх Пимен*''.
Далее отмечается, что вопреки мнении тредиционнных православных богословов о неустранимости несправедливых оО'що-ствоннах порядков, современные идеологи Московской патриархии, делал акцент на том, что человек - это "обрез и подобие" бога, 41'о примирившись с богом, он способен творить справедливость, оптимистично смотрят в будущее, провозглашая конеч-Н1 з достилиуость справедливости в земной жизни верующего. При этгч, в условиях социализма достижение справедливости происходит без коренной ломки существующего общественного строя и до "второго пришествия" Христа.
Фермой проявления социальной несправедливости, как считают идеологи Московской патриархии, выступает эксплуататорские государства к такие их действия как войны, расовая д -скриыинация и-т.д. Эта позиция полностью противоположи традиционному православию, поддервиваящему классо^о-ант&гокиоти-ческий строй и счи ащеиу основным злом и несправедливостью • социализм.
Автор показывает, что система путей и средств достижения социальной справедливости, допуская а ее современной православном варианте, в отличие от традиционного, радикальные, вплоть дс революционных, преобразования общественных структур (а приложении к странам капиталистически!! и "третьего" кираУ, в отношении социалистического общества сориентирована все яо !в с. злько на ломку, сколько не их совершенствование. Это -зстественчое следствие лояльности церкви советской аласти,
[. Нурнал Московской патриархии. - 1983. - № 6. - С,51.
I. Пимен, Патриарх Московский и всея Руси. Олова, речи, послания. обращения. -Т.П. - С.447
■¿а.
социалистическому строю. Более того^ осуществляемая ныне перестройка всей жизни в нашей стране, преобразования и революционные изменения различных ее сторон встречают поддержку и одобрение среди представителей Русской правослрвной церкви. "Происходящая в настоящее время в нашей стране перестройка жизни общества на началах демо1фатизации и гласности, имеет принципиальное значение для судеб всего нашего на:4 ода. Чада Церкви - советские граждане приветствуют этот п;оцесс обновления и деятельно в нем участвуют"
Отражая интересы верующих, живущих в социалистическом обществе, новые процессы, происходящие как в нашей стррне, так и во всем мире, современные православные представления " социальной справедливости дополняются новыми пс, .ходами к решению проблемы: ориентацией на социально незащищенные и трудящиеся массы, провозглашением социального равенства всех граждан общества, утверждением необходимости такой политической власт", которая служит интересам народа, осуждением экономических отношений, основанных на угнетении и эксплуатации человека человеком. В результате этого складывается ситуация, при которой социальное учение Русской православной церкви сегодня именем бога, ссылками на сверхъестествен*:ов санкционирует прогрессивные тенденции в развитии общества: поддерживает политику перестройки, демократизации и гласности в нашей стране, борется за мир и разоружение во всем мире. Это создает широкую основу для сотрудничества верующих и неверующих в практической деятельности по устаноалению реальной социальной справедливости в нашей строне.
Ь результате анализа современной православной трактовки социальной справедливости, автор приходит к выводу, что благе даря трансформации социального ученая Русской православной церкви за послеоктябрьский период, и в особенности в последние годы, которая явилась отражением меняющегося общественного бытия, возникла объективная основа для сотрудничества верующих v. неверующих в борьбе с социальной несправедливости
I. Курнал Московской патриархии. - 19оо. К 6. - С.7.
ее последствиями и в процессе практической деятельности по установлению реальной социалистической справедливости в об-дастве. Вместе с тем, сама эта основа сотрудничества имеет [редели, £ ислючащиеся в несовпадении марксистской и современной православной концепций социальной справедливости, различии а.ровоззренчеоких установок марксистского и религиозного уче-1ИЙ, не устраняет необходимости критического анализа религиозно феномена, однако, последнее не должно приводив к конфронтации и разделению людей по религиозному признаку, поскольку зсе они - граядане социалистического общества, которые вместе гчаствуют в его улучшении и "оздоровлении".
В заключении диссертации подведены основные «тоги исследования, сформулированы выводы, намечены поправ-гения дальнейшей разработки проблемы.
Основное содержание диссертации отражено в следущих [уоликациях автора:
1. Установление социальной справедливости - основа фор-мрования массового атеистического сознания. // Актуальные
¡с тросы ручного атеизма. - Рукопись депонирована в ИНИОН И СССР, » 29504 от 22 мая 1987 г.
2. Некоторые аспекта взаимосвязи социальной справедливос-и с процессом становления и преодоления релиын. // УП Все-оюзные философски чтения молодых ученых "Человек в соврэ-шноч эдре: социально-философские проблемы" (Тезисы выступ-ений). й.,1987. - С.Ш-Ш. .
3. Понимание сущности социальной справедливости в совра-енном русском православии. // УШ Всесоюзные философскиечге-ия молодых ученых "Молодежь я творчество: социально
офские проблемы". Часть 3. "Социал; яое творчество. Социалиаи проблемы творчества. Социальное развитие молодежи а усло-иях перестройки" (Тезисы выступлений). Ы.,1988, - С.298-300.