автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX-начала XX веков
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX-начала XX веков"
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.Устинова
На правах рукописи
Бурова Мария Леонидовна
ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОСТИ В РУССКОЙ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ
Специальность 09.00.11 - социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Санкт-Петербург 2003
Работа выполнена на кафедре философии Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.Устинова
Научные руководители: доктор философских наук,
доцент Боровков Михаил Иванович Кандидат философских наук, доцент Семенов Олег Петрович Официальные оппоненты: доктор философских наук,
профессор Миклип Арнольд Михайлович Кандидат философских наук, доцент Лебедева Галина Николаевна
Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный
университет аэрокосмического приборостроения
Защита состоится » 2003 г. в /-¿г*6 на заседа-
нии диссертационного Совета К 212.010.01 на соискание ученой степени кандидата наук в Балтийском государственном техническом университете «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.Устинова по адресу: 198005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д.1, ауд.^У^ с диссерчацией можно ознакомиться в библиотеке БГТУ «ВОЕНМЕХ».
Автореферат разослан « 2003 г.
Ученый секретарь диссертационного совета Кандидат философских наук, доцент Семенов О.П. -
1^422
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования
Справедливость является вечной темой размышлений человека и целью его деятельности, актуальность проблемы справедливости является оборотной стороной ее вечности. Справедливость имеет свой конкретный смысл для каждого поколения, интерес к проблеме справедливости особенно возрастает в эпоху кризисов и перемен, смены ценностей и традиций. Эпохи социально-политических кризисов являются решающими, поворотными моментами в духовном развитии человечества, требуя как поиска новых общечеловеческих ценностей и идеалов, так и переосмысления и переоценки старых. Справедливость является одной из центральных ценностей, ее значение для человека и общества неоспоримо, значительно влияние на социальную практику, и современная социально-политическая и духовная жизнь России требует ее дальнейших исследований, в том числе и в аспекте изучения опыта отечественной историко-философской традиции.
Потребность в справедливости определяется социальной практикой, идея справедливости объединяет людей. Общество, находящееся в состоянии реформирования и перехода в новое состояние, особенно уязвимо, неустойчиво и нуждается в цементирующей идее. Выбор идеи есть уже в какой-то мере выбор пути, ошибочная идея может привести к новым страданиям и катастрофам. Задача возрождения России необходимо связана с духовным возрождением народа. Идея справедливости сейчас особенно актуальна, и если она пока не может претендовать на положение ведущей идеи, то духовная преемственность, традиционное для русской мысли понимание роли и места справедливое 1 и в жизни человека и общества создает реальные предпосылки для решения указанной задачи.
Конец XX века, как и конец XIX века сходны не только как рубежи определенного этапа исторического развития Росс: " ' •
ально-экономическом плане- - в стремительной капитализации страны и вызванной этим деморализацией и маргинализацией населения, и в духовном плане - в стремлении обрести веру в великое будущее России, в подъеме интереса к религии, философии, этике, отечественной культуре. Свойственное русской духовной традиции преобладание духовно-нравственных мотивов жизненного поведения, приоритетное почитание нравственного, а не материального богатства, поиски смысла жизни приобретают особое значение для нравственного совершенствования человека, сохранения его души и традиционной духовности. Русская философская мысль в этом смысле самоценна, что и вызывает интерес и поддерживает необходимость обращения к идейно-теоретическому наследию русских философов, в том числе и по проблеме справедливости.
Категория справедливости необходимо полагается в основание оценки состояния общества и его переустройства, в этом плане теоретические суждения обретают практическое значение. В связи с этим исследование проблемы справедливости в русской этической мысли оказывается не только интересным, но и полезным, социально значимым. Если революционно-демократическая и марксистская трактовка справедливости достаточно известны. то понимание справедливости в религиозно- идеалистической и русской социально-философской мысли конца XIX - начала XX века недостаточно изучено. Все это и необходимость расширения идейно-концептуального поля проблемы обусловило выбор темы и актуальность проблемы.
Степень научной разработанности проблемы
Прежде всего хотелось бы отметить некоторые пробелы в изучении проблемы справедливости в нравственных исканиях русской философии конца XIX- XX века. Безусловно, что исследователи неоднократно обращались к изучению содержания категории справедливости, что и получило отражение в отечественной литературе. В работах философов Бербешкиной
З.А., Дробницкого О.Г., Дубко Е.Л., Гусейнова A.A., Бутенко А.П., Роговина В.З., Печенева В.А., Гринберга Л.Г., .Новикова А.И. и других лан подробный анализ категории справедливости и рассмотрено ее соотношение с основными категориями эгики. В исследованиях, посвященных истории этики (Гусейнов A.A., Иванов В.Г.. Майоров Г.Г., Титаренко А.И. и других) эта категория рассматривается в контексте изменения ее конкретно - историческою содержания. В общетеоретической форме проблема справедливости рассматривается в работах, посвященных творчеству мыслителей разных эпох - античности, средневековья, выполненных Богомоловым A.C., Гайденко П.П., Длугачем Т.Б.. Кессиди Ф.Х., Лосевым А.Ф., Нерсесянцем B.C., Соколовым В.В.. Утченко С.Л. и многими другими.
В то же время в исследованиях русской идеалистической мысли конца XIX - начала XX века, проведенных Галактионовым В. А. и Никанд-ровым П.Ф., Кувакиным В.Л., Приленским В.И., Хоружим С.С., Уткиной Н.Ф., проблема справедливое! и, на наш взгляд, еще не получила достаточного отражения.
Большее внимание было уделено отдельным аспектам категории справедливости, в ее соотношении с правом и нравственностью в исследованиях 90-х годов ( Соловьев Э.Ю., Шамшурин В.И., Валицкий А., Никитин А.Л.). В работах философов русского зарубежья - Зеньковского В.В., Фло-ровского Г.В., Бердяева H.A., Франка С.Л., посвященных развитию русской философской мысли имеются неоднокрашые упоминания о справедливости и особенностях ее рассмотрения как правды-истины, противоречий «внутренней» и «внешней» правды. Попытки положить справедливость в основу этики, организации социальной практики были предприняты Вл. С. Соловьевым, П. А. Кропоткиным. Значимость этой категории нашла отражение и в творчестве других русских философов. Тема справедливости пос гоянно звучала в русской художественной лшерагуре, при этом она не ограничивалась бытием отдельного человека.
В целом же в имеющихся современных исследованиях конструктив-
ная роль справедливости в этикосоциальных исканиях русских философов конца XIX - начала XX века отражена недостаточно полно. Поэтому диссертант в своем исследовании опирался большей частью на первоисточники, собственно на работы русских философов, вместе с тем без внимания не были оставлены труды и современных авторов.
Цель и задачи исследования
Объектом исследования выступают нравственные искания русских философов и концептуальные определения справедливости, ее роли и места в обществе.
Предметом исследования является категориальный, праксеологиче-ский анализ категории справедливости, определение ее онтологического статуса.
Цель работы заключается в анализе содержания концепций справедливое! и и рефлексии их конструктивной роли в быгии человека и общества в русской философии, определение значимости проблемы справедливости и морального начала в развитии миропонимания русской идеалистической и социальной с учетом философии и ее аюуальности на современном этапе. Достижение ее предполагает постановку и решение ряда задач:
реконструкцию этико-философских взглядов отдельных представителей русской мысли конца Х1Х-ХХ веков;
- сравнение трактовки справедливости в отечественной философии с принятой историко-философской традицией, рассмотрение общности связанных со справедливостью проблем и особенностей их решения;
- анализ проблемы справедливости при рассмотрении категории как ведущей, обладающей реальным конструктивным и системообразующим потенциалом в соииально-философских и этических взглядах русских мыслителей.
В соответствии с целями и задачами работы особое внимание также уделено: 1) исчорико-философскому анализу взглядов на справедливость, ее
социальный статус в работах западноевропейских философов, оказавших существенное влияние на творчество русских мыслителей, 2) анализу отдельных аспектов творчества наиболее ярких и интересных представителей русской идеалистической мысли конца Х1Х-ХХ века и русского зарубежья.
Методологическая основа исследования
Методологической основой диссертационной работы являются:
р
- принцип объективности - непредвзятое рассмотрение русской идеалистической философии, ориентация на фактический анализ взглядов на проблему,
► преодоление принятого до недавнего времени критически-отрицательного
отношения, а так же модных ныне апелляций к сс религиозности. Диссертант не считает, что ценность русского философствования заключается в его православных устремлениях, хотя частично разделяет присущие ему признание трансцендентной реальности и стремление к абсолюту, идеалу;
- принцип историзма в рассмотрении проблемы справедливости, что потребовало ретроспективного анализа взглядов философов предшествующих эпох, определения взаимосвязи состояния разработки проблемы справедливости у русских философов с историческими событиями, раскрытие преемственности в исследованиях проблемы справедливости, диалектики общего и особенного в ее трактовке, рассмотрение категории справедливости в связи с другими этическими категориями;
- принцип диалектической противоречивости, требующий рассмотрения концепции справедливости как диалектики объективного и субъективного,
I внешнею и внутреннего, абстрактного и конкретного, логического и истори-
ческого;
' - элементы системного подхода и метод сравнительного анализа.
Научная новизна диссертационного исследования и положения, выносимые на защиту:
Новизна диссертационной работы определяется реализацией целей и основных задач, указанных в предыдущем разделе. В работе проведено комплексное исследование русской социально-философской мысли конца XIX -начала XX века по проблеме справедливости, ее роли и месте как в реальной социальной жизни, так и в ее отражении отечественными философами, предлагаемых ими моделей социального идеала и нравственных ценностей. Доказано, что проблема справедливости в русской традиции обрела облик концепции, направленной на выявление ее сущности, видов, путей достижения общества будущего, которому имманентно присуще добролюбие и доброделание, соборность и созерцательность, миролюбие и державность, сопереживание и отзывчивость.
Положения, выносимые на защиту, представлены следующими тезисами:
1. В русской социально-философской мысли существовало два основных направления понимания критериев и путей достижения справедливости, заключающихся в разделении права и нравственности как принудительной внешней и изначальной внутренней, имманентной, идущей от самого человека правды. Справедливость рассматривалась во взаимоотношении с теоретической истиной и нравственной правотой, в поиске разрешения противоречия между различными трактовками справедливости в системах права и нравственности.
2. Для русской культурной традиции характерно то, что проблема справедливости имеет особую значимость в юридическом и нравственном аспектах возмездия и наказания, насилия и ненасилия, добра и зла .
3. В русской социально-философской мысли справедливость обретает статус одного из оснований социального бытия, его преобразования, структуризации, системообразующего начала права и общества.
4. В компаративистском анализе русской и западной философских тра-
традиций выявляются как тождественность трактовки различных аспектов справедливости, которые заключаются в законе, порядке, внешней объективной силе, добродетели, так и различия, определяемые нравственно-социальной спецификой русской мысли, устремленностью к всеединству, состраданием и сопереживанием.
5. Конкретно-исторический взгляд русской философии на идеал справедливости заключается в движении от преимущественного теоретизирования, идеи к принципу человека, примате духовного над телесным, воплощающегося в концепции богочеловечества.
6. Доказывается, что понимание справедливости как социально-этической реалии в движении от принципа, идеи к личности, через нее к обществу, соборности, сопричастности, придает ей с!атус базовой социальной детерминанты, основы институционализации социума, определяющей его конкретно-исторический лик.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Теоретическая значимость исследования заключается в установлении имплицитности справедливости как системообразующего начала при решении нравственных и правовых проблем общественной жизни, проблем человека, смысла его существования, а также цели и смысла истории.
Практическая значимость исследования усматривается в возможности использования его материалов и результатов в процессе преподавания в ВУЗах социальной философии, этики, истории философии, истории политических и правовых учений, правоведения, особенно при подготовке юристов и политологов. Представляется необходимым ввести проблему справедливости в дискуссию о государственной идеологии, в содержание патриотического воспитания.
Апробация диссертационного исследования
Основные идеи исследования были изложены на научных конферен-
циях и опубликованы в тезисах докладов: на межвузовской научно-практической конференции «Духовная культура общества и формирование личности воина» - СПб.: ЛВ ВПУ ПВО, февраль 1991 г.; на XII научной конференции молодых ученых и специалистов ВМедА в октябре 1992 г.; на конференции «Современная философская компаративистика» - СПГУ, ноябрь 1994 г.; на научной конференции «Врач: медицина, философия, религия» - ВМедА, февраль 1995 г.; на Всероссийской научной конференции «Философия образования и традиции русской школы» - СГ1б„ май 1995 г., на межвузовской международной научно-практической конференции «Проблема нравственного воспитания студенческой молодежи»- М:. Государственная академия нефти и газа, март 1996 г., на международной научной конференции «Преемственность поколений, диалог культур» - СПб., 1996 г., на межвузовской научно-практической конференции «Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования» - СПб., 2000 г.
Основные идеи диссертации использованы в преподавании этики, истории философии, социальной философии (|ема «Духовная жизнь») в Военно-Медицинской академии и Терапевтическом институте, в Международном институте Управления (ЛОФ)
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения и списка литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении раскрыта актуальность избранной темы, проанализировав на степень ее научной разработанности, определены цели, задачи, новизна исследования, показаны теоретико-методологические основы диссертации, сформулированы положения, выносимые на защиту, определена ее теоретическая и практическая значимость.
В первой главе - «Проблема справедливости в философской традиции» предпринят анализ проблем справедливости в социально-практических, нравственных аспектах в единстве с проблемами равенства, права и добродетели. Эта часть диссертации посвящена анализу философских взглядов античных философов, послуживших основаниями концепций справедливости в русской философии.
Первый параграф «Справедливость как основа и порядок мироздания» посвящен анализу справедливости в древнегреческой философии как внешней объективной силе, данной изначально природой и богами и навязываемой людям, и отражающейся в общественных отношениях. В различных философских школах в различные эпохи справедливость предстает как объективная сила, природная или божественная основа, творящая порядок в мире и устраивающая сам мир по определенному замыслу. Справедливость выступает в качестве закона в космосе и в полисе, и в небе и на земле. Небесный закон опрокидывается на земную историю, и справедливость выступает элементом общественного сознания, отражаясь в праве, религии и морали. Основания справедливости, ее «вечность» нашли свое отражение в натуралистических концепциях этики, ее сакральность получила обоснование в креационистских теориях. Таким образом, справедливость рассматривалась как объективная, природная или божественная, трансцендентная основа мира, носящая космически-творческий характер. Справедливость выступала как внешний порядок, внешняя необходимость, закон, действующий на всех уровнях сущего. В силу универсальности и значимости философской мысли античные представления о справедливости с необходимостью оказали влияние на последующие философские течения и школы, в том числе и на русскую философию.
Во втором параграфе - «Справедливость как элемент общественного сознания» утверждается, что справедливость как элемент общественного сознания в древнегреческой философии рассматривалась как добродетель, имевшая меньшую значимость, чем право и закон. В древнеримской филосо-
фии справедливость выступала как норма-образец и моральный регулятор поступков гражданина, хотя при этом и сохранялось ее понимание как принципа, закона мироздания. Ярким примером тому явилась этика Цицерона, представителя древнеримской философской и юридической мысли. В его взглядах звучит призыв к исполнению должного и нравственно-доброго, вытекающий из понимания справедливости как добродетели, во многом определяющей социум.
В эпоху средневековья справедливость носит скорее внешний характер, она ограничена социальным неравенством, сословным статусом. Проблема добродетели связывалась со свободой воли и делами человека и имела в основании любовь к богу и добру. Справедливость проявлялась уже не необходимо и фатально, как это было в античности. В ней появился элемент случайности, она стала представляться в виде божественного воздаяния за поступки человека, совершаемые им в соответствии с его свободной волей.
В эпоху Возрождения происходит осознание того, что осуществление справедливости на небе является недостаточным для земной жизни, обретает новое звучание идея возмездия - воздаяния, претворяется в правовых концепциях. Теологическое мировоззрение сменяется юридическим. Одновременно усиливается субъективизм в понимании справедливости, она становится добродетелью атомарной человеческой личности, посвящающей свою деятельность общественным целям и идеалам. Основа справедливости кроется в личном опыте и внутреннем мире человека. Справедливость оказывается не абсолютной, а конкретной.
Период философии Нового времени в понимании справедливости характеризуется обогащением ее содержания альтруизмом и гуманностью. Целью многочисленных концепций справедливости (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Г.В. Лейбниц, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Ламетри) является попытка найти объективные основы справедливости, связать эту категорию с общественными интересами и правом, т.е. разрешить дуализм внешнего и внутреннего в понимании справедливости, увидеть в ней реальную социальную силу. Ме-
тафизическое понимание справедливости впоследствии сменяется диалектическим, историческим анализом у представителей классической немецкой философии И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Кант рассматривает справедливость как добродетель и человека, и властных структур. Справедливость априорна и абстрактна, атрибутивна как социальное начало. Она не зависит от эмпирических обстоятельств, конкретных отношений между людьми и их нравственных качеств, ибо возможно неправильное понимание и искажение справедливости. Гегель связывал справедливость с правом и государственностью, рассматривал диалектику справедливости и права через проблему воздаяния - возмездия. Гегель считал воздаяние и его соответствие проступку священным принципом всякой справедливости, основой любого государственного устройства. Справедливость по своей сути обретала статус системообразующего начала.
Таким образом, историко-философский анализ справедливости как элемента общественного сознания показывает, что содержание этой категории менялось в соответствии со сменой мировоззрения и связано с обшей линией развития философской мысли. Понимание справедливости менялось в направлении от добродетели к закону, от метафизики к диалектике, от теократического - к светскому, от поведенческого - к категориальному, концептуальному, от моральной оценки - к философскому осмыслению. Справедливость рассматривалась в системах нравственности и права, с сохранением дуализма внутреннего и внешнего, на уровне внутреннего она выступала как добродетель и нравственная убежденность, на уровне внешнего как моральный принцип, всеобщее, нравственный и правовой закон, основание особого рода социума. Справедливость обретала институциональные формы, сближалась с легальностью и государственностью, чю соответствовало в развитии философской мысли понимания роли нравственности как социально-регулятивного образования.
В третьем параграфе - «Справедливость как социальный идеал» справедливость рассматривается через призму внутреннего, личностного и
внешнего, социального. На личностном уровне справедливость как нравственный идеал выступает в качестве добродетели и проявляется в поведении человека. Для того чтобы справедливость служила ориентиром жизнедеятельности человека, она должна включать в себя такие моменты, как цель и смысл жизни, отношение к другим людям, способы и средства осуществления в конкретных социально-исторических условиях. Справедливость как социальный идеал выступает как возможность осуществления равенства и закона, праведности и добродетели, как внешне - в государстве, обществе, так и внутренне - в виде морального усовершенствования, нравственного поведения людей. В этом аспекте справедливость как закон предопределяет отношения человека к обществу, его прошлому, настоящему и будущему.
Основываясь на анализе множества утопических проектов, можно сделать вывод, что достижение справедливости как идеала возможно на различной основе: движения от внутреннего мира человека к внешнему миру, и от внешнего мира (правильного государственного устройства) к внутреннему. Путь социальный подразумевает установление справедливости при помощи лучших законов, равенства, перераспределения материальных благ, улучшение человеческой природы (нередко насильственное). Отсюда любое общественное устройство справедливо лишь потенциально, а нравственное самоусовершенствование человека также не может быть закончено. Это лишь движение к цели. Идеал справедливости существует как в этике, так и в праве, политике. Как неотъемлемый элемент духовной жизни общества он предстает основанием права, этическим принципом, ценностным ориентиром и политическим идеалом, системообразующим принципом правовой и политической жизни.
Вторая глава - «Поиски критериев справедливости в русской философии конца XIX - начала XX веков» посвящена анализу обширных, полных различных течений и направлений концепций русской философии, отличающихся глубиной, гармоничностью и уникальностью в решении проблем справедливости. В данной главе сделан обзор некоторых концепций справед-
ливости в их правовом, собственно-нравственном, а также трансцендентном и интимно-внутреннем выражении, предпринята попытка раскрыть их связь с западной традицией и показать особенности и своеобразие русской трактовки справедливости. Она рассматривается в разных системах: правды и истины, права и нравственности, добра и зла, в соотношении с милосердием и состраданием, в контексте социального преобразования и развития.
В первом параграфе « Диалектика правды-истины в категории «справедливость»» рассматривается проблема соединения правды-истины и правды-справедливости, проходящей через творчество таких русских философов, как Н.К. Михайловский, К.С. Аксаков, H.A. Бердяев, С.Л. Франк. В данном параграфе делается вывод, что в реальной жизни возможны три варианта реализации единства правды-истины в справедливости: 1.) подведение истины под конкретно-историческое представление о справедливости, тем самым выбирая всего лишь одну из правд; 2.) стояние на почве истины, что трудно, маловероятно; 3.) апелляция к позиции конкретной правды, что приведет, как показало исследование, к нравственному конфликту, вызванному несоответствием личных представлений о справедливости, пропагандируемой извне теоретической истине и осознанием неполноты собственных суждений и оценок, что обычно и получает выражение в различных трансформациях и деформациях, вызванных к жизни этическим фактором, к деструкции социума.
Исследование показало, что проблема истины и правды в философии русского зарубежья принимает иной характер. Истина и правда меняют статус, становятся онтологичными, вечными и независимыми по сути своей от человеческого произвола. Они обретают космический смысл, справедливость представляется бессмысленной - уравнительной и неосуществимой. Это новый вариант решения проблемы соотношения истины - правды - справедливости. Они - независимые от человеческих интересов, объективные, но не отвлеченно-абстрактные начала, рожденные человеческой рациональностью. «Внутренний» характер истины и правды делает их удобными для внутрен-
него же, ограниченного потребления, придает им конкретно-историческое значение и позволяет манипулировать и истиной, и правдой. Только в выходе за пределы человеческого, социального опыта к божественному промыслу, уходе от сиюминутных интересов позволяли достичь справедливости. Правда и истина должны быть вне человеческого волеизъявления, ибо они имеют иной, божественный источник. Люди не должны думать, что они справедливее бога и могут исправить несправедливость Промысла. Революционная борьба за справедливость рождает ненависть. Попытка осуществления правды на земле есть утопия. Справедливость - правда - истина в своем неравновесном единстве создают для нашей традиции смысловое поле и для последующих практических выводов, решений, для социального созидания и сис-темотворчества, для структуризации социального и человеческого бытия.
Содержание второго параграфа - «Диалектика добра и зла, права и нравственности, деяния и воздаяния в русской философии» связано с проблемой добра и зла; справедливость принимает облик нравственной ценности, равенства по закону, индивидуальной пользы и общего блага, наказания за зло, милосердия. Для русской философии справедливость не есть только личная добродетель, но и общее дело, связывающее людей в социум. Можно сказать, что путь к добру лежит через справедливость, и она же выступает преградой злу, сохраняя свою естественноисторическую амбивалентность. Рассмотрение взглядов на справедливость славянофилов,
Н.К.Михайловского, П.А. Кропоткина, П. Д. Юркевича, Б.П. Вышеславцева показывает их иррационализм в понимании сущности справедливости и ее критериев. Поэтому в настоящем исследовании осуществлен анализ творчества В. Соловьева, который предложил новый подход к соотношению права и нравственности. По мнению философа, общественная нравственность, как и право, имеет также принудительные формы. Он пытается найти государственные меры, с помощью которых можно создать организацию минимального добра, способную осуществить нравственное совершенствование человечества. Для оппонента В. Соловьева Б.Н. Чичерина было неприемлемо
стремление к насильственной организации добра, так как институционализа-ция нравственности уничтожила бы свободу совести и всякую независимость личности.
В философии русского зарубежья также поднималась проблема разрешения дилеммы права и нравственности, выход из которой пытались найти в основании этого противоречия, ценностном подходе. Закон есть преграда между людьми и между богом и человеком. Императивы закона касаются внешних поступков и деяний, но не сферы чистого сердца. Закон есть преходящее, теряющее смысл перед лицом вечного и пребывающего. В творчестве С.Л. Франка, Б.Н. Вышеславцева ясно прослеживается стремление к поискам оснои права и нравственности в трансцендентном духовном начале, которое является и целью, и идеалом и верховным законом. Объективно русская философия элиминирует два пути выхода к абсолютному: путь сублимации и путь служения. Разрешение противоречия между правом и нравственность видится в возвышении одной из сторон, либо права (Ильин И.А.), либо нрав-сгвенности (Вл.С. Соловьев). Таким образом, русская философская мысль не отказывается от традиционного исследования справедливости в уравнительном, распределительном и воздаятельном аспектах, но она вместе с тем постоянно стремится в сокровенные глубины сердца, инстинктивного чувства и запредельные глубины абсолютного. Справедливость выражает отношение между людьми как субъектами права и нравственности, представляя собой единство значимого и должного, средства и цели, сущности и идеала. В то же время немедленное введение справедливости может разрушить государственное бытие народа, что позволяет видеть возвышение справедливости до уровня социально-преобразующей силы. Русской философии присуще слияние, триединство добра, любви, справедливости, стремление к реализации абсолютного добра и полной справедливости, вне чего не мыслима идея «здорового» органичного общества. Справедливость в русской философии двойственна, она предстает как социально-политическая ценность и основа общественного устройства и как изначальная сущность человека, зовущая
е! о к добру и милосердию, любви и состраданию, вне единения которых недостижимо подлинное бытие социума.
Рассматривая в единстве со справедливостью базовые категории добра и зла, русская философия необходимо связывает их с волей бога, с признанием абсолюта как духовного первоисточника бытия, сохраняя в себе элементы мистики. Стремление к добру предполагает борьбу со злом как его антиподом, и в связи с этим ставится проблема целей, методов, средств такой борьбы, что придает справедливости статус фактора институциализации, амбивалентного по своей природе. Средствами воздаяния, в частности правовыми мерами легче умножить зло, чем добро, так как добро требует гораздо больших усилий для его воплощения. Насилие, наказание и казнь как высшая степень осуждения личности обществом и отчуждения ее от общества неоднократно обсуждались и абсолютным большинством философов отрицались, так как насилие производит только подобие справедливости, но удаляет людей от возможности жить справедливо. В русской философии содержится диалектика добра и зла, противоречащая традициям западной философии, ибо внешнее воздаяние в виде наказания носит целительный характер, ведет к движению личности к ее нравственному совершенствованию, поощрение же является стимулом для развития добра, а следовательно, и справедливости. Высшая мера воздаяния (уголовное наказание, смертная казнь) выступает в русской философии как выражение мирового зла, отрицание нравственного отношения к человеку. В конкретных социальных условиях справедливость может не совпадать с нравственным совершенством. Воздаяние рассматривалось стимулом для развития добра, движения к справедливости, фактором преобразования социума.
Безусловно заслуживает одобрения попытка рассмотрения отчуждения через призму справедливости. В русской философии, как и мировой философской традиции справедливость предстает как внешняя объективная сила, закон и порядок, гармония, как добро, как идеал, ценность и норма, ю есть как образец, моральный регулятор, соотносящийся с равенством, распреде-
лением, воздаянием и возмездием, определяющей особенности социума. Если в течениях западной философской мысли мы обнаруживаем системность, завершенность и самоуверенность, то русская философия решает эти проблемы в их временном развертывании, в диалоге, с отстаиванием противоположных тезисов, в зависимости от того, на какой позиции стоит мыслитель.
Третья глава - « Пути к справедливости: проблема выбора» посвящена этико- и социально-философским проблемам достижения социальной справедливости, органически связанной с поиском общественного идеала как цели и смысла индивидуальной жизни. Ее решение - это постоянный дискурс различных точек зрения.
В первом параграфе «Реализация справедливости: идеал и утопия» на основе исследования взглядов Н.Ф .Федорова, В.Ф. Эрна, С.А. Аскольдо-ва, С.Н.Булгакова, Л.Н.Толстого, Г.П.Федотова и др. делается вывод, что одной из сторон проблемы реализации справедливости явились поиски сходства социального и христианского идеалов. С другой стороны, подчеркивается утопический характер христианского и ограниченность социального, в частности, социалистического идеала. Русской мысли равно было свойственно как увлечение и восхищение социализмом, провозглашавшим своей целью реачизацию справедливости, так и критическое отношение к нему. Полностью отрицался принцип равномерного распределения, подчеркивался своекорыстный и насильственный характер. В русской мысли на рубеже XIX -XX веков появились две тенденции в рассмотрении общественного идеала, два направления в возможности достижения справедливости, пессимистическое и оптимистическое. В оптимистическом направлении социалистические и христианские идеалы рассматривались в их сходстве и различии, важным социальным моментом являлась диалектика распределения и воздаяния в осуществлении справедливости. В пессимистическом направлении утверждается, чю социальный прогресс будет отдалять людей от идеалов гармонического общества, истинное христианское общество невозможно. Осуществление высшей нравственности привело бы к застою человеческой истории и ос-
тановке прогресса, нарушило бы имеющийся правильный строй общественной жизни и заставило страдать личность. Особое отношение к пониманию справедливости мы находим в творчестве H.A. Бердяева, где она предстает как нечто чуждое, внешнее, как отвлеченное начало, имеющее смысл лишь для моральной оценки индивидуального поведения, но недостаточное для социальной сферы и исторического действия. Н. Бердяев подчеркивает идеальность и утопичность категории справедливость, ее недейственность в конкретный период исторического времени.
Анализируя проблему справедливости, С.Л. Франк пришел к выводу, что любой отдельный отвлеченный принцип односторонен и не может служить конечным идеалам общественной жизни. Служение правде, солидарность и свобода индивидуальной воли - вот три начала общественной жизни. Стремление социализма заменить индивидуальную волю коллективной может привести только к параличу и разложению общества, деспотизму и анархии. Обществу присуща иерархия, введение равенства равносильно упадку общества, равенство в истинном смысле есть лишь всеобщность служения.
Идеальное общество предполагает осуществление высшей нравственности путем внешнего воспитания и принуждения, но этот путь не всегда праведный, так как открывает возможности деспотизму и тоталитаризму, и таким образом не уменьшает, а увеличивает количество зла в мире. Однако человек (человечество) может пойти другой дорогой - путем самосовершенствования, путем взращивания в себе добра, служения божественной правде, не меняя своего места в иерархизированном строе бытия, не требуя равенства. Отсюда вытекает необходимость поиска пути и смысла жизни человека.
Во втором napai рафе - « Смысл жизни и назначение человека» анализ многочисленных точек зрения показывает, что в русской философии утверждается наличие внешнего безусловного абсолютного начала, совпадающего с идеей, истиной, то есть с основанием. Божественная истина познается человеком сознательно или интуитивно, в процессе внутреннего самоуглубления. Результатом должно быть слияние своего «я» с другими и с основани-
ем и жизнь по истине и справедливости. Тогда страдание и зло мира исчезнут. Царство добра должно произрастать из сердца и души, распространяясь на мир в целом от микрокосма к макрокосму, от души к небу, только так может реализоваться справедливость. Менять формы жизни, устанавливать новые, не затрагивая души человеческой, не утверждая в ней ценности духа является утопией.
Русская философия основывалась на том, что сама идея создания справедливого общественного строя без духовного становления человека, личного творчества есть утопия, ложна и идея насильствекного воплощения самого возвышенного идеала. Невозможно втиснуть полноту "человеческого духа в узкие рамки принудительной власти идеала, как невозможно представить идеальную действительность частью эмпирической реальности. Русской философии было присуще убеждение, что общественный идеал, имеющий целью коренное переустройство социальной жизни на отдельных принципах, есть заблуждение, ибо человек может совершенствовать отдельные моменты макрокосма, не посягая при этом на онтологические начала, не приравнивая себя в конструктивных стремлениях к богу, основанию. Воцарение человека на место основания есть подмена абсолютного конечным и определенным. Человек должен приближаться к богу не в творческих замыслах, а путем самосовершенствования, взращивания в себе добра, движении из тьмы наличного эмпирического бытия к свету абсолютного. Жизнь по истине и справедливости исполнена смысла, смысл не дан, а задан, прежде всего духовный рост, а затем уже внешнее переустройство приведут к увеличению добра в мире.
В заключении приводятся основные выводы по изученной проблеме и даются рекомендации по ее дальнейшему исследованию, определяется теоретическая и практическая значимость исследования.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. Проблема справедливости в русской философии: общее и особенное. // Материалы межвузовской конференции «Диалог философских культур в зеркале компаративистики». СПб, СпбГУ, ноябрь 1994 г.
2. Русская философия и медицинская этика: точки соприкосновения. //Тезисы докладов научной конференции «Врач: медицина, философия, религия». СПб, ВМедА, февраль 1995 г.
3. Проблема воспитания человека в философских взглядах С.Л. Франка. //Тезисы докладов Всероссийской научной конференции «Философия образования и традиции русской школы». СПб, Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, май 1995 г.
4. Государственный патриотизм как этическая категория. //Тезисы межвузовской международной научно-практической конференции «Проблемы нравственного воспитания студенческой молодежи». М. Государственная академия нефти и газа им. И.М.Губкина, март 1996 г. (соавт. доц. Прокудин Ю.А.).
Подписано в печать 04.07.2003. Формат 60x8 /16. Бумага документная. Печать трафаретная. Печ. л.1.0 . Тираж 100 экз. Заказ № 14 Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.Устинова Типография БГТУ 198005, С.-Петербург, 1-я Красноармейская, д. 1
* 13422
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Бурова, Мария Леонидовна
Введение.
Глава 1. Проблема справедливости в философской традиции.
§ 1. Справедливость как основа и порядок мироздания.
§ 2. Справедливость как элемент общественного сознания.
§ 3. Справедливость как социальный идеал.
Глава 11. Поиски критериев справедливости в русской философии конца X1X - начала XX веков.
§ 1. Диалектика правды - истины в категории справедливость.
§ 2. Диалектика права и нравственности, добра и зла, деяния и воздаяния в русской философии.
Глава 111. Пути к справедливости: проблема выбора.
§ 1. Реализация справедливости: идеал и утопия.
§ 2. Смысл жизни и назначение человека.
Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Бурова, Мария Леонидовна
Актуальность проблемы
Справедливость является вечной темой размышлений человека и целью его деятельности, актуальность проблемы справедливости является оборотной стороной ее вечности. Справедливость имеет свой конкретный смысл для каждого поколения, интерес к проблеме справедливости особенно возрастает в эпоху кризисов и перемен, смены ценностей и традиций. Эпохи социально-политических кризисов являются решающими, поворотными моментами в духовном развитии человечества, требуя как поиска новых общечеловеческих ценностей и идеалов, так и переосмысления и переоценки старых. Справедливость является одной из центральных ценностей, ее значение для человека и общества неоспоримо, значительно влияние на социальную практику, и современная социально-политическая и духовная жизнь России требует ее дальнейших исследований, в том числе и в аспекте изучения опыта отечественной историко-философской традиции.
Потребность в справедливости определяется социальной практикой, идея справедливости объединяет людей. Общество, находящееся в состоянии реформирования й перехода в новое состояние, особенно уязвимо, неустойчиво и нуждается в цементирующей идее. Выбор идеи есть уже в какой-то мере выбор пути, ошибочная идея может привести к новым страданиям и катастрофам. Задача возрождения России необходимо связана с духовным возрождением народа. Идея справедливости сейчас особенно актуальна, и если она пока не может претендовать на положение ведущей идеи, то духовная преемственность, традиционное для русской мысли понимание роли и места справедливости в жизни человека и общества создает реальные предпосылки для решения указанной задачи.
Конец XX века, как и конец XIX века сходны не только как рубежи определенного этапа исторического развития России. Это сходство и в социально-экономическом плане — в стремительной капитализации страны и вызванной этим деморализацией и маргинализацией населения, и в духовном плане — в стремлении обрести веру в великое будущее России, в подъеме интереса к религии, философии, этике, отечественной культуре. Свойственное русской духовной традиции преобладание духовно-нравственных мотивов жизненного поведения, приоритетное почитание нравственного, а не материального богатства, поиски смысла жизни приобретают особое значение для нравственного совершенствования человека, сохранения его души и традиционной духовности. Русская философская мысль в этом смысле самоценна, что и вызывает интерес и поддерживает необходимость обращения к идейно-теоретическому наследию русских философов, в том числе и по проблеме справедливости.
Категория справедливости необходимо полагается в основание оценки состояния общества и его переустройства, в этом плане теоретические суждения обретают практическое значение. В связи с этим исследование проблемы справедливости в русской этической мысли оказывается не только интересным, но и полезным, социально значимым. Если революционно-демократическая и марксистская трактовка справедливости достаточно известны, то понимание справедливости в религиозно- идеалистической и русской социально-философской мысли конца XIX - начала XX века недостаточно изучено. Все это и необходимость расширения идейно-концептуального поля проблемы обусловило выбор темы и актуальность проблемы.
Состояние разработанности проблемы
Прежде всего хотелось бы отметить некоторые пробелы в изучении проблемы сщ>аведр^сти в нравственных исканиях русской философии конца XIX- XX века. Безусловно, что исследователи неоднократно обращались к изучению содержания категории справедливости, что и получило отражение в отечественной литературе. В работах философов Бербешкиной З.А., Дроб-шщкого О.Г., Дубко ЕЛ., Гусейнова А.А., Бутенко А.П., Роговина В.З., Пече-нева В.А., Гринберга Л.Г., .Новикова А.И. и других дан подробный анализ категории справедливости и рассмотрено ее соотношение с основными категориями этики. В исследованиях, посвященных истории этики (Гусейнов А.А., Иванов В.Г. Майоров Г.Г., Титаренко А.И. и других) эта категория рассматривается в контексте изменения ее конкретно - исторического содержания. В общетеоретической форме проблема справедливости рассматривается в работах, посвященных творчеству мыслителей разных эпох - античности, средневековья, выполненных Богомоловым А.С., Гайденко П.П., Длугачем Т.Б. Кессиди Ф.Х., Лосевым А.Ф., Нерсесянцем B.C., Соколовым В.В. Утченко С.Л. и многими другими.
В то же время в исследованиях русской идеалистической мысли конца XIX - начала XX века, проведенных Галактионовым В. А. и Никандровым П.Ф., Кувакиным В.Л., Приленским В.И., Хоружим С.С., Уткиной Н.Ф., проблема справедливости, на наш взгляд, еще не получила достаточного отражения.
Большее внимание было уделено отдельным аспектам категории справедливости, в ее соотношении с правом и нравственностью в исследованиях 90-х годов ( Соловьев Э.Ю., Шамшурин В.И., Валицкий А., Никитин А.Л.). В работах философов русского зарубежья - Зеньковского В.В., Флоровского Г.В., Бердяева Н.А., Франка С.Л., посвященных развитию русской философской мысли имеются неоднократные упоминания о справедливости и особенностях ее рассмотрения как правды-истины, противоречий «внутренней» и «внешней» правды. Попытки положить справедливость в основу этики, организации социальной практики были предприняты Вл. С. Соловьевым, П. А. Кропоткиным. Значимость этой категории нашла отражение и в творчестве других русских философов. Тема справедливости постоянно звучала в русской художественной литературе, при этом она не ограничивалась бытием отдельного человека.
В целом же в имеющихся современных исследованиях конструктивная роль справедливости в этикосоциальных исканиях русских философов конца XIX - начала XX века отражена недостаточно полно. Поэтому диссертант в своем исследовании опирался большей частью на первоисточники, собственно на работы русских философов, вместе с тем без внимания не были оставлены труды и современных авторов.
Объектом исследования выступают нравственные искания русских философов и концептуальные определения справедливости, ее роли и места в обществе.
Предметом исследования является категориальный, праксеологическйй анализ категории справедливости, определение ее онтологического статуса.
Цель работы заключается в анализе содержания концепций справедливости и рефлексии их конструктивной роли в бытии человека и общества в русской философии, определение значимости проблемы справедливости и морального начала в развитии миропонимания русской идеалистической и социальной философии с учетом ее актуальности на современном этапе. Достижение ее предполагает постановку и решение ряда задач:
- реконструкцию этико-философских взглядов отдельных представителей русской мысли конца Х1Х-ХХ веков;
- сравнение трактовки справедливости в отечественной философии с принятой историко-философской традицией, рассмотрение общности связанных со справедливостью проблем и особенностей их решения;
- анализ проблемы справедливости при рассмотрении категории как ведущей, обладающей реальным конструктивным и системообразующим потенциалом в социально-философских и этических взглядах русских мыслителей.
В соответствии с целями и задачами работы особое внимание также уделено: 1) историко-философскому анализу взглядов на справедливость, ее социальный статус в работах западноевропейских философов, оказавших существенное влияние на творчество русских мыслителей, 2) анализу отдельных аспектов творчества наиболее ярких и интересных представителей русской идеалистической мысли конца Х1Х-ХХ века и русского зарубежья.
Методологические основы диссертации
Методологической основой диссертационной работы являются:
- принцип объективности - непредвзятое рассмотрение русской идеалистической философии, ориентация на фактический анализ взглядов на проблему, преодоление принятого до недавнего времени критически-отрицательного отношения, а так же модных ныне апелляций к ее религиозности. Диссертант не считает, что ценность русского философствования заключается в его православных устремлениях, хотя частично разделяет присущие ему признание трансцендентной реальности и стремление к абсолюту, идеалу;
- принцип историзма в рассмотрении проблемы справедливости, что потребовало ретроспективного анализа взглядов философов предшествующих эпох, определения взаимосвязи состояния разработки проблемы справедливости у русских философов с историческими событиями, раскрытие преемственности в исследованиях проблемы справедливости, диалектики общего и особенного в ее трактовке, рассмотрение категории справедливости в связи с другими этическими категориями;
- принцип диалектической противоречивости, требующий рассмотрения концепции справедливости как диалектики объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, абстрактного и конкретного, логического и исторического;
- элементы системного подхода и метод сравнительного анализа.
Научная новизна диссертационного исследования и положении, выносимые на защиту:
Новизна диссертационной работы определяется реализацией целей к основных задач, указанных в предыдущем разделе. В работе проведено комплексное исследование русской социально-философской мысли конца XIX -начала XX века по проблеме справедливости, ее роли и месте как в реальной социальной жизни, так и в социально-философских взглядах отечественных философов, идеальных моделях, реконструирующих развитие общества. Показано, что проблема справедливости в русской традиции обрела облик концепции, направленной на выявление ее сущности, видов, путей достижения общества будущего, феномена, имманентно присущего проблеме добра, зла, долга, воздаяния, правды, истины, смысла существования человека в истории.
Положения, выносимые на защиту, представлены следующими тезисами;
1. В русской социально-философской мысли существовало два основных направления понимания критериев и путей достижения справедливости, заключающихся в разделении права и нравственности как принудительной внешней и изначальной внутренней, имманентной, идущей от самого человека правды. Справедливость рассматривалась во взаимоотношении с теоретической истиной и нравственной правотой, в необходимости разрешения противоречия между различными трактовками справедливости в системах права и нравственности, как противоречий между внешним и внутренним.
2. Для русской культурной традиции характерно то, что проблема справедливости имеет особую значимость в юридическом и нравственном аспектах возмездия и наказания, насилия и ненасилия, добра и зла.
3. В русской социально-философской мысли справедливость обретает статус одного из оснований социального бытия, его преобразования, структуризации, системообразующего начала права и общества.
4. Раскрыто сходство проблематики русской и западной философских традиций и особенности трактовки различных аспектов справедливости, связанных с оригинальностью, дискуссионностью русской мысли, ее устремленностью к веединству и абсолюту.
5. Получает обоснование положение о конкретно-исторический характере взглядов русской философии на идеал справедливости и связанную с этим закономерность в эволюции понимания справедливости, заключающуюся в движении от преимущественного теоретизирования, идеи к принципу человека, примате духовного над телесным, воплощающегося в концепции богочеловечества.
6. Доказывается, что понимание справедливости как социально-этической реалии в движении от принципа, идеи к личности, через нее к обществу, от абстрактного к конкретному, придает ей статус базовой социальной детерминанты, основы институционализации социума, определяющей его лик.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава представляет собой историко-философский анализ проблемы, показано то общее, что свойственно многим философским школам. Философская ретроспектива дана в каждом параграфе. Некоторые философские течения рассматриваются более подробно. Концепции справедливости рассматриваются как диалектика внешнего и внутреннего, объективного и субъективного.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX-начала XX веков"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема справедливости является одной из тех вечных тем, над которой человечество размышляет едва ли не с зарождения философии, и поиск справедливости в ее абстрактно-вечном выражении как в нравственной, так и в социально-исторической жизни людей всегда будет незавершенным. Проведенное исследование, целью которого явилось рассмотрение проблемы справедливости в нравственных исканиях русских философов, не дает окончательного ответа на вопросы сущности и возможности достижения справедливости, но подчеркивает важность и актуальность попыток решения этой проблемы русскими мыслителями, одни из которых следовали существующей философской традиции, другие создавали свои оригинальные концепции. В конечном итоге в русской мысли необычайно гармонично соединились различные философские учения, в результате переосмысления и переплавки которых родилась своеобразная философия, имеющая глубокую необходимую связь преемственности с античной традицией, с немецкой классической философией, и в то же время с религиозной философской мыслью.
В результате исследования установлено, что тема справедливости имплицитно присутствует в решении русской философией проблем добра, зла, долга, воздаяния, правды, истины, то есть в решении всех проблем нравственности, а также в проблеме человека, смысла его существования, цели и смысла истории. Умолчать или обойти проблему справедливости было невозможно, как в силу значимости категории справедливости Для этической мысли, так и в силу общеэтической направленности русской философии.
Проблема справедливости и путей к ее достижению звучала в равной мере и в философии конца девятнадцатого столетия, и Серебряного века, и в русской зарубежной философии, что позволяет утверждать не только постоянство общей линии в русской мысли в этом вопросе, но и, несмотря на конкретные и частные отличия, преемственность и самосовершенствование русской философии в трактовке справедливости.
Анализ творчества представителей различных школ русских философов позволяет вывести два основных направления в понимании критериев и путей достижения справедливости. Два воззрения на справедливость -с точки зрения права и нравственности, принудительной "внешней" правды и изначальной "внутренней" позволили русским философам на этой основе сопоставить категорию справедливости с категориями истины и правды, добра и зла, деяния и воздаяния и раскрыть сложную диалектику их взаимодействия и разработать ряд критериев справедливости. Первым критерием справедливости в русской философии является ее взаимоотношение с теоретической истиной и нравственной правотой, что достаточно сложно, ибо истина неуловима, а правда множественна. Сущностное противоречие между конкретностью нравственной правды и теоретической истиной (истинностью) снимается в справедливости, носящей многовариантный характер.
В абстракции, в идеале, соединение абсолютной истины и абсолютной правды человечества может даль абсолютную справедливость, осуществление которой возможно на уровне трансцендентного.
Анализ воззрений русских философов позволяет утверждать возможность трех вариантов реализации правды-истины в справедливости.
В первом варианте следует исходить из конкретно-исторического понимания справедливости, отождествляя ее с истиной и выбирая тем самым одну из правд. Во втором варианте необходимо исходить из позиции конкретной правды, перекраивая истину и дожидаясь близкой реализации справедливости (как это было свойственно русской интеллигенции, не интересующейся, истинна ли та или иная теория, или лишь полезна интересам народа). В третьем варианте необходимо исходить из позиции истины, возвышения и противопоставления всему множеству индивидуальных правд, и тогда справедливость представляется наименее достижимой.
Русская философия, отрекаясь от конкретики, от человеческого произвола, придавала истине и правде онтологический статус, космический смысл, тогда "внутренняя правда" становится правдой соборной, правдой всеединства, "внешней" (но не государственно-правовой), объективной и независимой. Выход за пределы человеческого социального опыта, где возможно манипулирование истиной и правдой к божественному промыслу, воспарение над сиюминутными интересами и волей народа, позволяют достичь божественной справедливости, в которой есть истина и любовь. Общественная жизнь в идеале есть воплощение абсолютной божественной правды, истинно должного. Объективная надиндивидуальная реальность начал, образующих моменты бытия бога, дана во внутреннем мистическом опыте, в духовной жизни. Односторонность отдельных принципов, которые не вмещают в себя полноты божественной жизни, не приведет к воплощению справедливости. Уход в глубины запредельного помогает взаимно перетекать правде в истину, справедливости торжествовать на соборном уровне, и внутренняя человеческая правда в этом случае совпадает с внешней, божественной.
Но справедливость не исчерпывается единством правды-истины. В ней необходимо содержится общее благо и конкретная польза, распределение и воздаяние, милосердие и сострадание.
Идея существования двух правд, внешней и внутренней, привела к рассмотрению справедливости в двух системах - права и нравственности. При соотнесении ее с правом, законом на первый план выступают проблемы равенства, распределения, наказания и высшей степени последнего - смертной казни. При соотнесении справедливости с основами нравственности с необходимостью встает проблема ее взаимодействия с категориями добра и зла, ценности, а также с нравственным чувством- инстинктом, свободно и охотно изливающимся из сердца человека на окружающих в виде сострадания- милосердия, несовместимого с эгоизмом.
Сторонниками последнего подхода справедливость связывалась с взаимопомощью и взаимной поддержкой, с великодушием, нравственным долгом, она несовместима с пользой и выгодой, но сопоставима с общим благом (П. А. Кропоткин). Начальный источник нравственности - не разум с его законодательством, а врожденная потребность и стремление к нравственной деятельности (П. Д. Юркевич). Но ннституализация нравственности, насильственная организация добра уничтожает свободу и независимость личности. Право не может быть инструментом реализации нравственного идеала (Б.Н. Чичерин.).
Право, основывающееся на равной пользе и равном ограничении интересов, видит в справедливости равномерность, беспристрастность и принудительность, как требование того, чтобы она не оставалась субъективным понятием, а становилась действительным фактом (В. С. Соловьев). Область права есть область негативно понятой справедливости юридической. Реализация .дилеммы права и нравственности невозможна ни в их соединении, ни в их разделении, но возможна путем возвышения одной из сторон, расширения пределов нравственности (Вл. С. Соловьев) или права (И.А. Ильин).
В последнем случае правосознание, основы которого усматриваются в религиозном чувстве, предстает как инстинктивная воля к духу, справедливости, добру. Правосознание, нравственное сознание есть особые проявления, стороны духовной жизни человека, плодотворно и необходимо взаимодействующие в реальной жизни. В творческом правосознании личности раскрывается не формальный, внешний, а внутренний смысл права, связанный не с уравнивающей, а с распределяющей справедливостью.
Дилемма права-нравственности также решается и путем выхода к основанию этого противоречия с использованием ценностного подхода.
Представление о наличии двух несовместимых систем ценностей - закона и благодати - в русской философии предполагает наличие высшей ценности, святости, абсолюта. Возведение низшего к высшему, а о любви, сублимация (Вышеславцев Б. П.), стремление к запредельному есть путь снятия этой дилеммы. Нравственное начало в человеке есть благодать, присутствие бога в нас. Служение правде и святыне также есть путь к основанию, к абсолютному и ценности (Франк С. А.).
Справедливость выражает отношения между людьми как субъектами права и нравственности, объединяя людей не внешне принудительно, а внутренне. Она не навязывается, а добровольно выбирается человеком.
Русскую мысль не удовлетворяло плоскостное понимание справедливости. Русская философия постоянно стремится в сокровенные глубины сердца, сознания, и в запредельные глубины абсолютного. Желаемой картиной мироздания для русской мысли, где справедливость займет достойное место» является взаимодействие .двух тенденций -стремления мира к добру и излияние добра в мир, в результате чего должно произойти всеединение человечества в любви и боге.
Двойственная трактовка природы справедливости приводит к тому, что она предстает на внешнем уровне социально-политической ценностью основой общественного устройства, на внутреннем уровне - как изначальная сущность человека, зовущая его к добру и милосердию, любви и состраданию. Это обстоятельство постоянно и с необходимостью требует выбора между внутренним и внешним, между нравственным началом и общественными формами.
Русской философии присуще слияние, триединство добра, любви и справедливости. Справедливости как нравственной основе рядом философов придаются функции добродетели, ее считают основой действия и условием суверенного блага (Вл.С. Соловьев), хотя существует тенденция и к признанию некоторой автономности внутреннего мира человека от внешних правил, то есть отмечается формальный аспект содержания справедливости (JI. И. Шестов).
На основе соотнесения справедливости с жалостью, состраданием и милосердием как сторонами добра русская философия ставит вопрос о наличии страданий и зла в мире, и исхода из этого справедливость рассматривается в ее правовом аспекте как возмездие и наказание.
Страдание по своему смыслу есть справедливое возмездие за нравственное зло отъединения от бога и ближних, благополучие виновника нравственного зла было бы несправедливым. Добро как трансцендентное начало, правящее миром, не заполняет мир целиком. Человеку присущ как истинный путь имманентного стремления к добру, так и ложный путь в сторону зла, а » . значит человек подлежит исправлению, наказанию.
Русской мысли было свойственно как сомнение в необходимости насилия и возмездия, так и сострадание-сочувствие к преступнику. В отличие от западной трактовки справедливости как возмездия в смысле мести, насилия и устрашения, русская философия считала, наказание (справедливость как месть) несовместимым с христианской справедливостью, бессмысленным в нравственном и юридическом аспектах.
В этой связи проведенный в настоящем исследовании анализ взглядов русских философов на проблему смертной казни, на наш взгляд, имеет особую актуальность в современных условиях, в связи с осмыслением реалий правового и нравственного сознания.
Смертная казнь рассматривалась как присвоение человеческой юстицией абсолютного характера божьего суда, как отрицание коренного нравственного отношения к человеку (человек есть цель, а не средство), как раз рывание связи общечеловеческой солидарности и равновесия личной свободы и общего блага (В.С.Соловьев).
В русской философии выявляется сложная диалектика деяния-воздаяния, констатирующая, что зло вызывает зло, добро множит добро.
Внешними правовыми мерами легче умножать зло, чем добро» наказание ожесточает человека. Добро требует усилий человека, стремления к совершенствованию не ради награды, но по совести. Не только страх внешнего наказания, а внутреннее самоосуждение требует от человека избегания зла.
Наказание не рождает нового зла только в том случае, если человек раскаивается в собственном злом поступке, принимает наказание как ступень на, пути к совершенствованию. Только при совпадении внешней необходимости с внутренним долгом взаимодействие деяния-воздаяния становится не формальным, а содержательным.
Таким образом, с одной стороны, наказание и насилие есть зло. С дру гой стороны, наказание не только зло, но и исцеление. Воздаятельный и целительный смысл наказания необходимо связаны. С точки зрения ценности присоединение к злому поступку страдания наказания есть не новое зло, а органическое целое, имеющее новую положительную ценность. Справедливое наказания реализуется в учете вреда и индивидуальности преступника. Воздаяние обретает ценность и нравственный смысл, если оно выступает не только в форме внешней справедливости, но и внутренней удовлетворенности субъекта (Н. О. Лосский).
Наказание, применение силы есть неправедное, но необходимое средство борьбы со злом. Человек должен заставлять себя стремиться к добру и справедливости на основе совести. Принуждение и насилие заряжено добром (И. А. Ильин).
Можно утверждать, что представления о справедливом воздаянии эволюционировали в русской философии от этической односторонности к системности и комплексности, от абсолютизации добра и зла к их пересечению и взаимопроникновению. Русская философия рассматривала справедливость не только во многом традиционных аспектах уравнительности, воздаяния, распределения, но и правовом, нравственно-личностном и нравственно-абсолютном (трансцендентном) аспектах. .
В отличие от западной философии русской мысли при определении критериев справедливости была свойственна диалогичность, дискусси-онность, вызванная изначальным различием в позициях. Эта же особенность проявилась и в определении путей к справедливости, здесь также отразилась диалектика внешнего и внутреннего.
Внешний путь к справедливости в русской философии неразрывно связан с общественным идеалом как целью и смыслом общественного развития, исторической жизни общества. Русскую мысль постоянно занимали поиски оснований справедливого общественного устройства и варианты будущего пути России. Общинное чувство, свойственное русскому мировоззрению, требовало спасения человечества в целом как универсального духовного организма коллективной жизни людей.
Близость и взаимовлияние русской философии и православия проявилось в понимании общественного идеала как христианского, в возможности реализации которого прослеживаются два варианта. Пессимистическое направление считало невозможным осуществление идеала или связывало его с выполнением малореальных задач — с победой над смертью и временем (Н. Ф. Федоров, В. Ф. Эрн), изменением отношения человека с миром и богом. Оптимистическое направление основывало общественный идеал как на идее соборности, так и на личном начале, выступая в определенном единстве с христианской доктриной, одновременно полемизируя с различными теориями социализма и анархизма.
В учении христианского социализма утверждалась необходимость существования высшей правды, объективной справедливости. Религиозная вера представлялась духовным орудием для создания справедливого общества. Социалистический идеал критиковался за проповедь интереса и выгоды, за его насильственный характер и связь с распределительной справедливостью, подчеркивалась его абстрактность, ограниченность и утопичность.
Проведенное исследование позволяет утверждать наличие конкретно-исторического характера взглядов русской философии на идеал. Событиями первой мировой войны было вызвано усиление тяги к духовным началам, поиск перехода от ограниченного земного идеала к космическому как вечному и абсолютному. Справедливость как моральный принцип воспринималась как упрощение онтологического начала, космического закона, умаление Абсолютного, подчеркивалось, что лишь при космическом состоянии мирового целого возможно и совершенное общество (Н.А. Бердяев). Дальнейшие революционные события усилили критическое, отношение к предшествующим теориям, привели к осознанию в философии трагичности бытия и к поискам новых основ, в результате которых исходным началом при построении идеала стала рассматриваться не гармония законченного совершенства, а вечный идеал добра и свобода бесконечного развития. Утверждение личности как нравственной основы, свободной, индивидуальной воли как одного из начал общественной жизни с необходимостью потребовало утверждения иерархии в противовес уравнению, которое воспринималось как замысел космической революции.
Русская философия основывалась на том, что сама идея создания справедливого общественного строя без духовного становления человека, личного творчества есть утопия, а также ложна и сама идея насильственного воплощения самого возвышенного идеала. Невозможно втиснуть полноту человеческого духа в узкие рамки принудительной власти идеала, как невозможно представить идеальную действительность частью эмпирической реальности.
Русской философии было присуще убеждение, что общественный идеал, имеющий целью коренное переустройство социальной жизни на отдельных принципах, есть заблуждение, ибо человек может совершенствовать отдельные моменты макрокосма, не посягая при этом на онтологические начала, не приравнивая себя в конструктивных стремлениях к богу. Воцарение человека на место бога есть подмена абсолютного конечным и определенным.
Но, признавая несовершенство эмпирического момента и утопичность замысла переустройства космоса, русская философия подчеркивала необходимость усовершенствования общественного и государственного строя для осуществления социальной справедливости. В связи с этим нельзя не отметить постулируемое ею движение от личности к обществу, возведение духовно верного и справедливого интереса отдельного гражданина в интерес всего народа, равновесие и солидарность, но не выравнивание и порабощение людей (И.А. Ильин). Неоднократно подчеркивалось, что попытки осуществления высшей нравственности путем внешнего воспитания и принуждения приводят не к идеальному обществу, а к деспотизму и увеличению количества зла на земле.
Следовательно, человек должен приближаться к богу не в творческих замыслах, а путем самосовершенствования, взращивания в себе добра, движения из тьмы наличного эмпирического бытия к свету абсолютного.
Внутренний путь к справедливости, связанный с поиском смысла человеческого существования, имеет прочную традицию в русской философии и связь с христианской онтологией. Важнейшей идеей последней является положение о связанности бытия человека с Богом (абсолютом) как соотнесение трансцендентного и имманентного. Индивид связан с Абсолютом по существу (Бог есть начало, центр и смысл мира), его деятельность ориентирована на сущее, отношения в абсолютом выступают для человека восхождением путем постоянных усилий и самопреодоления. Смысл человеческой жизни не имманентен, а запределен, трансцендентен, он является, подлежит осмысливанию, и в то же время он и в самом человеке, как наличность и открытие (мистическое) в себе Абсолюта. Эта связь, по утверждению ряда философов, реализуется в стремлении к любви, истине, справедливости и добру, в постижении божественного замысла, идеи, в движении от эгоизма к всеединству. Воплощение божественной идеи, торжество добра посредством постепенного одухотворения человека приведет, в конечном счете, к торжет ству справедливости, хотя в искании готовой истины и в стремлении к ее познанию, воплощению в человеческой индивидуальной жизни отмечалась и отрицательная сторона. Данность готовой мысли не способствует поиску и снимает нравственную ответственность с отдельного человека, следовательно, поиск смысла предполагает определенную автономность и внутреннюю ценность личности.
Русской философией подчеркивалась необходимость постоянного постепенного совершенствования личности и коллективного самоулучшения человечества посредством любви к другим и к богу, в результате которого возможно слияние отдельных «я», всеединство. Жизнь по истине и справедг . ливости исполнена смыслом, смысл не дан, а задан, можно добиваться его, осуществляя уход вовнутрь. Прежде всего духовный рост и богатство человека, а затем уже внешнее переустройство приведут к увеличению добра в мире. Путь реализации справедливости - от микрокосма к макрокосму, от души к небу и миру.
В проведенном исследовании намечены и частично проанализированы особенности и отличия русской философии в понимании критерием и содержания справедливости, возможности ее реализации. На основе изложенного можно предложить рекомендации теоретического и практического характера.
В теоретическом плане рекомендуется: продолжать исследования, посвященные ее решению в творчестве отдельных мыслителей; продолжить сопоставление путей развития русской мысли по этой теме с опытом мировой философии и религиозной мысли; более детально исследовать взаимосвязь категорий страдания-сострадания, справедливости и свободы.
В практическом плане рекомендовать изучение взглядов русских философов на проблему наказания при подготовке юристов.
Список научной литературыБурова, Мария Леонидовна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических философов-М.,1984.Кн.У1,- 398 с.
2. Антология мировой философии Т.1. Ч.1. -М.,1969.
3. Арипов М., Хайруллаев М. Социальная утопия Фараби. Место философии и религии в идеальном обществе./ Общественная мысль: исследования и публикации. Выпуск Ш М.: Наука, 1993. - с.101-117.
4. Аристотель. Сочинения: В 4-х томах-Т.4.- М.: Мысль, 1983.- 830 с.
5. Аскольдов С.А. Религиозный смысл русской революции / «Вехи. Из глубины».-М.: «Правда». 1991 г. С.210-249.
6. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности. // «Вопросы философии», 1991.-№ 8. С.102-116.
7. Бербешкина З.А. Проблема справедливости в марксистско-ленинской этике. М.: Высшая школа, 1974. - 160 с.
8. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория. М., Мысль, 1983 204 с.
9. Бердяев Н.А. Казнь и убийство / Против смертной казни. Сборник статей под ред. М.Н. Гернета, О.Б. Гольдовского и И.Н. Сахарова -М.,1906. С.142-145.
10. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. - 380 с.
11. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии /См. в кн.: Бердяев Н.А. Царство духа и царство Кесаря.-М.: Республика, 1995. С.4-162.
12. Бердяев Н.А. Русская идея / «О России и русской философской культуре. Философия русского послеоктябрьского зарубежья»- М., «Наука», 1990.- С.43-271.
13. Бердяев Н.А. Самопознание. Л., Лениздат, 1991398 с.
14. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: изд-во МГУ, 1990 г. - 256 с.
15. Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии / «Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли - JL, Лениздат, 1991С.7-242.
16. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда. / «Вехи». «Интеллигенция в России» сб. статей 1909-1910 гг. - М., «Молодая гвардия», 1991.- С.24-42.
17. Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М.: Мысль, 1982.- 263 с.
18. Буланов A.M. Рациональное и сердечное в теории познания и в эстетике славянофилов / Славянофильство и современность. Сборник статей. СПб.: «Наука», 1994. - С.81-88.
19. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество / «Вехи», «Интеллигенция в России» сборник статей 1909-1910 гг. - М.: «Молодая гвардия», 1991 г. - С.43-84.
20. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. -Т.2.-М., 1911 г.-340 с.
21. Булгаков С.Н. О смертной казни / Против смертной казни. Сборник статей под ред. М.Н. Гернета, О.Б. Гольдовского и И.Н. Сахарова. М., 1906.- С.53-57.
22. Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х т. М. «Наука».- Т.2.-1993 г. - 752 с.
23. Бэкон Ф. Сочинения. М., 1977.-Т.1567 с.
24. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX в.//«Вопросы философии», 1991 - № 8 - С.25-40.
25. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: "Республика", 1994.- 368 с.
26. Гайдадым Э.Л. Православно-теистические социальные утопии XIX века./ / «Философские науки», 1991.-№ 12.-С.65-79.27