автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Критический анализ миссионерской деятельности Русской православной церкви (1721-1917 гг. )
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Никонов, Александр Борисович
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ПРАВОСЛАВНОЕ МИССИОНЕРСТВО В СИСТЕМЕ РУССКОГО САМО
ДЕРЖАВИН. Ю
§ I. Государственная регламентация миссибнерекой деятельности Русской православной церкви
§ 2. Колониальная политика самодержавного государства и православное миссионерство
§ 3. Православное миссионерство и борьба самодержавия с освободительным движением
ШВА 2. ОСНОШЫЕ МЕТОДЫ Й СЩСТВА МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ;.
§ I. Миссия как орудие насильственного распространения и укреплвнйя православия
§ 2. Религиозные методы и средства миссионерской деятельности Русской православной церкви
§ 3. Нерелигиозные методы и средства деятельности православной миссии
Введение диссертации1988 год, автореферат по философии, Никонов, Александр Борисович
Актуальность исследования. Современный этап развития советского общества с объективной необходимостью ставит перед партией задачу коренного улучшения не только всей практики политико-экономической деятельности, но и суп^ественной перестройки идейно-воспитательной работы. В решениях Ш11 съезда КПСС, XIX Всесоюзной партийной конференции, Пленумов Центрального Комитета КПСС предъявляются новые требования к работе партии по коммунистическому воспитанию трудящихся.
Формирование нового человека органически включает в себя и работу по выработке научного мировоззрения, воспитанию атеистической убежденности. Выполнение этой задачи в современных условиях требует углубленных теоретических разработок и новых практических подходов к делу атеистического воспитания. На это нацеливают и решения XIX Всесоюзной партийной конференции. Выступая на 8том форуме коммунистов, М.С. Горбачев подчеркивал: " Мы нуждаемся в подлинном подьемэ общественных наук на марксистско-ленинской мировоззренческой и методологической основе Идейное противоборство с религиозными воззрениями невозможно без углубленного исследования проблем религии и религиозных организаций. Критический анализ истории дореволюционного православного миссионерства имеет важное значение в плане выяснения основных направлений миссионерской деятельности, методов и средств ее осуществления. Это дает возможность вскрыть предысторию тех каналов религиозного воздействия, которыми располагает Русская православная церковь в современных условиях. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии
Советского Союза 28 июня-I июля 1988 г. - М.: Политиздат, 1988.
- С. 25.
Внимание к исследованию проблем дореволюционного миссионерст ва определяется и некоторыми особенностями деятельности Русской православной церкви в настоящее время. Подготовка и празднование 1000-летнего юбилея дали Московской патриархии повод для повсеместной активизации апологетической деятельности, рассчитанной на то, чтобы поднять престиж православия в глазах не только верующих но и какой-то части неверующих. Одним из направлений апологетической деятельности является стремление представить в более благоприятном свете всю предшествующую историю церкви, в том числе и ее миссионерскую деятельность в дореволюционное время. Некоторая идеализация истории и деятельности религиозных организаций наблюдается и в средствах массовой информации, в художественной литера туре. Все это требует критического рассмотрения взглядов современ ных богословов на историю православной церкви и, в частности, на деятельность дореволюционных православных миссионеров и противопо ставления этим взглядам научной интерпретации роли и места миссио нерской деятельности в историческом процессе.
Состояние исследования проблемы. Изучение проблем миссионерской деятельности началось еще в дореволюционное время. В основном это были работы, написанные церковными авторами. Материал в них изложен чаще всего односторонне, с апологетических позиций, и поэтому представляет интерес, в первую очередь, как источник эмпирических фактов. Много внимания миссионерству уделили в своих фундаментальных трудах по истории Русской православной церкви такие видные церковные авторы как епископ Макарий ! Булгаков /,Е. 1' лубинский. Тогда лее появились исследования по истории православной миссии протоиерея И. Беляева, иеромонаха 1урия, иеромонаха Иринарха и ряда других церковных писателей. Практическим задачам миссионерства были посвящены труды архиепископа Вениамина, протоиерея Д. Говорова, иеромонаха Дионисия. В церковной печати было
- 5 - • опубликовано много воспоминаний и дневников деятелей православной миссии, которые показывали миссионерство с практической стороны. Они также излагали миссионерсную деятельность с официальных позиций и служат объектом критического анализа.
Определенный интерес к проблеме исследования истории православной миссии проявляют и современные богословы. На страницах " Журнала Московской патриархии " и " Богословских трудов " появились статьи на эту тему. Они носят, главным образом, апологетический характер и очень далеки от объективности в изложении данной проблемы. Авторы этих богословских публикаций пытаются замалчивать негативные стороны деятельности православных проповедников, преувеличивают их заслуги в развитии культуры народов России.
Миссионерская деятельность Русской православной церкви исследовалась в советской атеистической и исторической литературе в основном в аспекте распространения православия в том или ином регионе страны. Этого вопроса касались в своих трудах Ю.В. Гагарин, П.В. Денисов, Т.В. Жеребина, Ю.М. Ивонин, Г.Е. Кудряшов и ред других авторов. В какой-то мере в этих работах затрагивалась и проблема отношения царского правительства к этой стороне деятельности православной церкви, но только в плане практического содействия миссии. Проблема законодательного санкционирования и регламентации миссионерства со стороны самодержавия до сих пор не исследовалась.
В имеющейся атеистической литературе дан содержательный анализ политической деятельности церкви в целом. По этой проблеме имеются исследования Гордиенко Н.С., ЕмеляХ Л.И., Гре^лова Е.Ф., Зырянова П.Н. и других авторов. Но участие православной миссии в политике царизма не нашла еще должного отражения в работах исследователей.
В некоторых работах советских ученых поднимаются проблемы методов и средств миссионерского воздействия, но они еще не были объектом самостоятельного исследования. Не имеется в литературе и их классификации.
Цель и задачи исследования. Цель - диссертационного исследования заключается в том, чтобы опираясь на методологию марксизма-ленинизма дать анализ социально-политических и религиозных функций православной миссии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать взаимоотношения православной миссии и саг-модержавного государства,
- выяснить место и роль православной миссии в политике царизма,
- выделить основные методы и средства миссионерского воздействия, дать их классификацию,
- показать несостоятельность попыток современных богословов приукрасить деятельность дореволюционной православной миссии.
Результаты диссертационного исследования и их научная новизна.
I. Раскрывается полная регламентированность миссионерской деятельности Русской православной церкви со стороны самодержавного государства.
В имеющейся литературе эта проблема практически н[е исследовалась. На основе анализа законодательных актов показывается, что государство предоставило православной миссии монопольное право распространения своего вероучения. Оно определяло районы деятельности миссионерских организаций, содержание миссионерских проповедей, порядок присоединения прозелитов к господствующей церкви. Вскрываются юридическая защита, практическая помощь со стороны государственных должностных лиц и материальная поддержка государством деятельности православной миссии. Проведенный анализ дополняет имеющийся в литературе взгляд на взаимоотношения государства и церкви в дореволюционной России.
2. Выделены основные проявления политической функции православной миссии.
Ранее эта проблема исследовалась на уровне церкви в целом. Показано содействие православных миссионеров расширению территории государства, оправдание ими политики колониальных захватов, проанализирована их роль в осуществлении русификации покоренных народов. Выявлены 3 направления противодействия православной миссии освободительному движению: организаторское, пропагандистское и практически-контрреволюционное. Полученный результат способству ет более глубокому пониманию социальных функций религиозных организаций.
3. Через анализ методов и средств миссионерского воздействия показано содержание миссионерской функции религиозных организаций
Впервые предлагается и обосновывается классификация методов и средств миссионерской деятельности. В ее основе лежит разделение социальных функций религиозных организаций на религиозные и нерелигиозные. Данная классификация позволяет увидеть методы и средства воздействия, сохранившиеся в арсенале правосла{вной церкви до настоящего времени, и целенаправленно строить атеистическую работу среди населения.
4. Показывается несостоятельность попыток современных богословов приукрасить историю дореволюционного миссионерства.
В имеющейся литературе данная проблема ранее не исследовалась. Опровергаются утверждения современных апологетов миссионерства о неучастии православной миссии в политической деятельности, о ненасильственных действиях ее представителей, о ее большом вкладе в развитие культуры народов России. Авторская позиция способствует формированию более объективного взгляда на роль и зна
- 8 чения православной миссии в истории России.
Степень достоверности и обоснованности полученных результатов.
Методологической основой диссертационного исследования являются выводы основоположников марксизма-ленинизма о социальной сущ ности и роли религии в общественном развитии, а также документы Коммунистической партии Советского Союза, прежде всего материалы ХХУП съезда КПСС и XIX Всесоюзной партийной конференции.
В работе над диссертацией использовались выводы советских ис следователей, изучавших социальные функции религиозных организаций.
Практическая значимость результатов исследования.
Результаты диссертационной работы имеют теоретическое значение и являются дальнейшим развитием проблемы социальных функций религиозных организаций - одной из п узловых " в научном атеизме.
Результаты исследования излагались автором на Пензенской областной конференции молодых ученых / 1985 г./, на Герце но вских чтениях в ЛШИ им. А.И. ГЪрцена / 1986 г., 1967 г. /. Основные по ложения диссертации использовались на учебных занятиях по курсу п Основы научнего атеизма м в Пензенском государственном педагоги чес ком институте им. В. Г, Белинского, а также на занятиях в клубе атеистов ЛГПИ им. А.И. ГЪрцена.
Результаты диссертации могут найти применение в вузовском курсе " Основы научного атеизма 11 в темах: " Религия как социальное явление " Христианство и, в школьном и вузовском курсах ис тории СССР, в спецкурсе по истории Русской православной церкви, в лекционной пропаганде.
Содержание диссертации отражено в следующих опубликованных автором работах:
I. Миссионеры и их проповеди. / Политическая агитация.
1988.- W 5.- С. 13-19.
2. Дореволюционное православное миссионерство и культура народов России.- Пенза: Областная организация об1цества " Знание 1988.- 25 С.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.