автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Критический анализ проблемы нравственного воспитания в советской этике

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Тогузова, Людмила Изатбековна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Критический анализ проблемы нравственного воспитания в советской этике'

Текст диссертации на тему "Критический анализ проблемы нравственного воспитания в советской этике"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ

На правах рукописи

Тогузова Людмила Изатбековна

Критический анализ

проблемы нравственного воспитания в советской этике (60 - 80-годы).

Специальность 09.00.05.

Диссертация на соискание ученой степени канд.филос.наук

Научный руководитель докт.филос.наук, профессор Л.В.Коновалова

Москва 1999

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ..............................................................................................................................2

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................3

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СВЕТЕ ИСТОРИИ ЭТИКИ................................................................................................................................10

§ 1. Западноевропейская философия: парадигмы и масштабы нравственного

развития личности............................................................................................................................10

§ 2. Русская философия: неисчерпаемые пути нравственного совершенствования

человека..............................................................................................................................................37

ГЛАВА И. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ»................................................................................................62

§1. История зарождения термина "нравственное воспитание"...................................62

§ 2. Общие цели и ориентиры нравственного воспитания в советской этике (60-годы)...................................................................................................................................................81

ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВЕТСКОЙ ЭТИКЕ.........................................................................................99

§ 1. Развитие теории нравственного воспитания в 70- годах.......................................99

§.2 Теория нравственного воспитания и пути ее переосмысления в советской этике в 80- годах.............................................................................................................................125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................................149

БИБЛИОГРАФИЯ....................................................................................................................156

Введение

Актуальность темы исследования. Критический анализ проблем нравственного воспитания имеет сегодня особое практическое и теоретическое значение. Результаты исследования ценностных ориентиров нравственного воспитания, его функций, методов, силы влияния на сознание и поведение людей в советском обществе, могут быть полезны в познании во всей полноте, глубине и противоречивости, причин социально-политических процессов, которые в настоящее время происходят в стране, приобретая то и дело острый кризисный характер. Их могут использовать ученые, политологи, социологи в поиске и обосновании путей развития демократических отношений и утверждения гуманистических ценностей в нашем обществе.

Известно, что в обществе все совершается только людьми, и люди не могут совершенствовать жизнь, не совершенствуя себя. Но ситуация такова, что переход от тоталитаризма (режима всестороннего, насильственного контроля над поведением и сознанием людей) к демократическому обществу, оказался столь противоречивым процессом с точки зрения его нравственных последствий, что не впадая в преувеличение, можно понять, что старый гамлетовский вопрос в наши дни приобрел чрезвычайно актуальный характер.

С одной стороны, межличностные отношения освободились от тотальной административно-командной регуляции, что активизировало субъективное личностное начало в общественной жизни, подняло на качественно новую ступень меру социальной свободы людей, принципиально раздвинуло горизонт их нравственного бытия в обществе. С другой стороны, в общественных взаимоотношениях и поведении людей наблюдаются такие явления, которые «представляются упадком», по сравнению с нравственным уровнем «старого» (социалистического) общества.

Во-первых, лавинообразно проявили себя различные социальные и конфликты, прежде насильственно регулируемые тоталитарным государством. Эту обвальную конфликтность в реформирующемся обществе усугубляет нравственный кризис - потеря людьми ценностных ориентиров. Произошел массовый отход от прежней общегосударственной и принудительного единомыслия идеоло-

- гии. Резкая смена социально-экономического ~и политического порядка спровоцировала всплеск таких негативных нравственных явлений, как стяжательство, корыстолюбие, пошлость и т.п. «Идейный разброд и шатания», в котором для морального образа мысли не остается места, захватил все общество.

Во-вторых, в обществе широко распространились взаимная нетерпимость и недоброжелательность, вражда и ненависть, доходящие до жестокости, ради личных корыстных интересов. Ведущими мотивами общественного поведения активной части населения становятся такие страсти, как одержимое стремление к богатству и власти с неизбежно сопутствующими им аморальными явлениями: ложью, воровством, насилием и т.п. Перечень негативных нравственных проявлений в нашем обществе переходного типа весьма обширен.

На фоне этих процессов особое значение приобретает фактор собственно интеллектуального, познавательного свойства, который помог бы и облегчил общественному сознанию выработку и освоение эффективных средств и способов адекватного осмысления причин этих негативных нравственных процессов, их предупреждения и преодоления.

Одной из причин негативных нравственных процессов явилась культивируемая в обществе десятилетиями целенаправленная, «комплексная» система коммунистического воспитания. С внешней стороны нравственное воспитание в этой системе идеологической обработки людей занимало одно из центральных мест. Однако сегодня стало очевидным, что практика нравственного воспитания, нередко оказывала на человеческую нравственность деформирующее воздействие.

Критический анализ теории нравственного воспитания актуален тем, что наглядно показывает опасность сползания в этике к редукционизму, то есть сведению явлений одного, более высокого порядка, в нашем случае морали (общечеловеческая сфера действия), к комбинациям характеристик явления более низкого уровня - идеологии (классово-определенная, конкретно-историческая сфера действия). Результаты «этического» редукционизма, обнаружившие себя после того как «гласность» и «новое мышление» разрушили прежние идеологически детерминированные ценностные ориентации советских людей, непременно подводят к иному пониманию неожиданных аномалий в их поведении и сознании, а отсюда и к тщательному рассмотрению вопросов нравственного воспитания.

Все сказанное делает вполне понятным'наше пристальное внимание к проблеме происхождения, развития и «свертывания» в советской этике теории нравственного воспитания. Теория нравственного воспитания в качестве объекта критического анализа - тема сравнительно новая для современной отечественной этики. В советской этической литературе критика проблем нравственного воспитания давалась лишь эпизодически и фрагментарно. Поэтому всесторонний анализ истории развития теории нравственного воспитания имеет важное научное значение, связанное с теоретическими задачами развития отечественной этической науки.

Отметим с самого начала, что термин «нравственное воспитание» принадлежит советской этике, является ее неотъемлемым атрибутом. Он - понятие содержательное и одновременно хронологическое. История теории нравственного воспитания предстала перед нами как сложный процесс реализации того потенциала, который был заложен в методологическом базисе марксистско-ленинской философии. И в этом плане мы были как бы настроены скорее на критическую волну, нежели на констатацию достижений советской этики. Но объективные характеристики истории теории нравственного воспитания, полученные нами в результате ее историко-диалектического анализа, не дают нам права отказаться от оценки научных достижений советской этики (конца 80-х - начала 90-х годов). Заключительный период ее истории представляет собой без сомнения искреннюю и обоснованную попытку объективно понять и объяснить мораль и законы ее действия. Критический анализ теории нравственного воспитания на этом фоне имеет реальную научную и практическую ценность, ибо способен помочь ответить на злободневные вопросы сегодняшней жизни.

Состояние разработанности проблемы. Хотя до середины 80-годов в советской этической литературе появлялись отдельные статьи, в которых фрагментарно критиковались те или иные организационно-методические аспекты теории нравственного воспитания, - на их основе трудно составить целостное представление о процессе развития теории нравственного воспитания, а тем более, обеспечить необходимый для ее коренного обновления всесторонний критико-аналитический подход. Основной помехой для этого были, во-первых, общая установка на непререкаемость «единственно правильного метода» в марксистско-ленинской теории и, во-вторых, собственный эвристический потенциал советской этики, накопленный в процессе ее развития.

Лишь во второй половине 80-годов, с провозглашением курса на коренное обновление всех сторон жизни общества, идеологическое давление на ученых постепенно исчезло и открылись реальные возможности для развертывания адекватного анализа теории морали и нравственного воспитания. Это незамедлительно и плодотворно сказалось на характере научных исследований морали, а теория нравственного воспитания, оцененная целиком негативно, оказалась отброшенной «за ненадобностью» без глубокого, всестороннего критического ее анализа.

Если суммировать те критические «замечания», высказанные в 80-х годах на страницах отечественной этической литературы относительно теории нравственного воспитания, то их можно подразделить на два взаимосвязанных, но не равнозначных по объему «блока» вопросов, каждый из которых рассматривался учеными по отдельности. Это организационно-методические и содержательные аспекты теории нравственного воспитания.

Прежде всего, теорию нравственного воспитания «обвинили» в просветительском характере, то есть в отрыве «теоретического» воспитания от воспитания жизненной практикой, в оправдании и культивировании субъект-объектных отношений, игнорирующих личную активность «воспитуемого», в насаждении авторитарных методов воспитания, ведущих к волюнтаризму и формализму, в морализаторстве и абстрактности. Наконец окончательный приговор теории нравственного воспитания был вынесен за доминирующие в ней редукционистские тенденции.

Таким образом, аналитическая работа по критическому осмыслению теории нравственного воспитания должна быть активизирована и расширена за счет углубленного изучения истории понятия «нравственное воспитание» и диалектики его развития в советской этике. Было бы большой потерей для современной этики, исходя только лишь из очевидных негативных характеристик теории нравственного воспитания, с порога отказываться от нравственного воспитания как такового. Речь идет, прежде всего, об использовании эвристического потенциала анализа теории нравственного воспитания для осмысления сегодняшних проблем общественной жизни, в частности динамики общественных нравов.

Цель и задачи исследования. Целью данной диссертации является формирование адекватного представления о теории нравственного воспитания на основе реконструкции соответствующих традиций в истории моральной философии. Та-

- кая позиция способна уберечь нас от слепого' критицизма с одной стороны и от предательского беспамятства, с другой.

Для реализации поставленной цели в исследовании решались следующие задачи:

- дать систематизированное изложение идей, представленных в западноевропейской и русской этике, о путях и способах нравственного развития человека;

- раскрыть историю зарождения термина «нравственное воспитание» в советской этике;

- определить основные этапы развития теории нравственного воспитания, проанализировать их с точки зрения общих целей, задач и методов нравственного воспитания, а также показать силу влияния соответствующей практики на сознание и поведение советских людей;

- выявить основные тенденции развития теории нравственного воспитания в советской этике в связи с эволюцией понятия морали;

- дать обобщенную оценку заключительного этапа развития теории нравственного воспитания и в ее свете некоторым аспектам самой советской этики.

Научная новизна исследования определяется тем, что она представляет собой первую в литературе отечественной этики попытку всестороннего, объективного содержательного анализа теории нравственного воспитания. Моментами новизны можно считать следующие пункты:

- критический анализ теории нравственного воспитания проведен на основе эвристического сопоставления ее с достижениями западноевропейской и русской этики в решении проблем нравственного развития человека. В диссертации осуществлена систематизация историко-этического материала по этой теме;

- показана и проанализирована история зарождения термина «нравственное воспитание» в советской этике;

- впервые выявлено и проанализировано внутреннее методологическое противоречие советской этики (ее скрытый идеализм), выражающееся в несовместимости декларируемой материалистической методологии и конкретных идей, основывавшихся на анализе реальной практики, на ленинском представлении коммунистической морали;

- определены основные этапы развития теории нравственного воспитания, рассмотрены их качественные отличия с точки зрения целей, задач и методов

- нравственного воспитания, а также показана сила -влияния соответствующей практики на сознание и поведение советских людей;

- выстроен понятийный ряд («нравственное воспитание», «нравственное самовоспитание», «нравственное самосовершенствование»), играющий методологическую роль как при реконструкции истории теории нравственного воспитания, так и в воспроизведении истории логики развития личности;

- дана обобщенная характеристика истории развития теории нравственного воспитания и в ее свете - самой советской этики.

Методологическая и теоретическая база исследования. Диссертационное исследование основывается на историко-философской реконструкции концепций о нравственном развитии личности с одной стороны, и этико-теоретическом анализе представлений о нравственном воспитании в советской этической литературе, с другой.

Теоретической базой послужили работы и концепции классиков западноевропейской и русской этики по проблемам нравственного развития человека. Источниками исследования являются: труды русских философов «серебряного века», посвященные поиску новых путей нравственного совершенствования человека (Н.А.Бердяев, А.И.Введенский, Н.ОЛосский, ЭЛ.Радлов, В.В.Розанов, Е.Н.Трубецкой, С.Л.Франк, Г.Г.Шпет и др.); материалы дискуссий 20-годов по проблемам коммунистического воспитания, партийной этики, классового и общечеловеческого в морали (А.А.Богданов, Н.И.Бухарин, В.И.Ленин, Е.А.Преображенский и др.; Н.К.Крупская, М.Н.Лядов, А.А.Сольц, Е.М.Ярославский и др.; Л.ИАксельрод (Ортодокс), А.И.Варьяж, А.М.Деборин, Н.А.Карев, И.П.Разумовский и др.); труды советских педагогов по проблемам коммунистического воспитания Н.К.Крупской, М.И.Калинина, А.С.Макаренко, ВА.Сухомлинского; работы советских этиков, опубликованные с 1960 по 1991 гг., в которых рассматриваются проблемы нравственного воспитания и развития личности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и выводы диссертации могут служить материалом для дальнейших исследований в области истории этики по проблемам нравственного развития человека, его воспитания, самовоспитания и самосовершенствования; а также для обоснования сущности и значения морали в развитии человека и общества и т.д. Материалы диссертации могут быть использованы, помимо научной работы, в

- преподавании курса этики в высшей школе, при составлении специальных разделов учебных пособий, а также в других областях знаний: педагогике, психологии, политологии, социологии, культурологии, в просветительской деятельности и т.д.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в авторской монографии: «Нравственное воспитание в зеркале истории этической мысли», опубликованной в 1998 г. По теме диссертации сделано выступление на Школе молодых этиков, организованной сектором этики института философии в 1991 г. Основные идеи работы были изложены и обсуждены на заседаниях сектора этики института философии (1991, 1993, 1998 гг.).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (по два параграфа в каждой главе), заключения и библиографии. Общий объем -167стр.

Содержание работы. В первой главе дано систематизированное изложение историко-этических идей нравственного развития человека. В ней определяются пара�