автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Критический анализ социально-антропологических воззрений современного кришнаизма
Полный текст автореферата диссертации по теме "Критический анализ социально-антропологических воззрений современного кришнаизма"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОП РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫ» УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА
Специализированный Совет (К 053.05.80) по философским наукам
На правах рукописи
МАТВЕЕВ Виталий Алексеевич
УДК I МИ
КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИИ СОВРЕМЕННОГО КРИШНАИЗМА
Специальность 09.00.06 — Научный атеизм, религия (история и современность)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Работа выполнена на кафедре истории и теория религии п атеизма Московского ордена Ленина, ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им .М .Б .Ломоносова.
Научный руководитель - доктор философских наук, профеооор НОВИКОВ МЛ.
Официальные оппоненты: Доктор философских наун, професоор БРОДОВ В.В. Кандидат философоких наук БАЛАГУШКИН Е.Г.
Ведущая организация - Институт научного атеизма АОН при ЦК КПСС.
Защита диссертации состоитоя "_" ..... 1991г.
в __ часа на заседании специализированного совета
К 053.05.80 по присукдонию ученой степени кандидата философских наук при Московском государственном университете ем.М .В .Ломоносова.
С диссертацией мошо ознакомиться в Научной библиотеке МГУ. Автореферат разослан "_"__1991г.
Учений секретарь /<'/ . ......
специализированного совета К Л.Никонов-.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ
Актуальность теми исследования;. Последние годы внимании многих исследователей, чьи научные интересы не только в области религиоведения, но и ооциологии, изучения альтернативных и молодежных движений, философии Востока и т.п., привлечено к возникший в 60-е и получившим достаточно широкое раопроотраненио в 70-о - начале 80-х годов так называемым неоорионталистским культам.
Одним из наиболее известных и широко распространенных ноо-ориенталистоких движений является "Международное общество сознания Кришны" /ИСКСОН; англ. Jкli'eг.ruxtcon<.-c' килг^'; Соплею д 2Г0 основатель - бывший индийский бизнесмен Абхай Чаран Да, последователь одного из ответвлений вишнуизма -кришнаизма, принявший духовное имя Бхактиведанта Свами Прабхупада.
Выбор теш исследования определяется следующими причинами. I)"Международное общество сознания Кришны" - одна из наиболее масоовых организаций, среди неоориенталиотоких и нетрадиционных религиозных движений. 2) Именно эта организация получила наиболоо широкое распространение в СССР по сравнению о другими неоорион-талистсшши культами, например Церковью Унификации, основанной Сан М.(Луной, "Международной коммуной саньясинов "Раджниша и т.п. 3) Несмотря на то, что "Международное общество сознания Кришны" было официально зарегистрировано Совотом по долам религий при Совете Министров СССР в хае 1988 г. в Москве, а позже еще в нескольких городах, по поводу целесообразности этого шага до настоящего времени на утихают страсти, пераодичооки выплескивающиеся на страницы прессы*. 4) Несомненно, что распространяясь по тер-
* Комсомольокая правда.1990,16 апреля; 10 августи; 7 сентября. Новое время. 1990,#19. Молодой коммунист.1990,Мб.Падомью
• Лунатне (Рига).1990,17 мая.Ранок(Киев),1990,ЖЗ.Молодежь Грузии.
4
ритории СССР идеология и практика современного кришнаизма преломляется через призлу культурных, национальных, исторических • и других особенностей ношей страны. Однако, для изучения возможных тенденций развития и трансформации кришнаизма в СССР, необходимо исследовать кришнаитское учение в его первоисточниках, прежде всего, опираясь на работы Бхактиведвнты Свами Прабхупадц.
Стопоиь разработанности темы. За последние годы проделана определенная работа по расширению фронта теоретических исследований истоков и социальной сущности неоориенталиотской религиозности, в том числе "Международного общества сознания Кришны", а также особенностей влияния "новых культов" №а различные общество иные группы, в первую очередь, на молодежь. В работах советских исследователей Е.Г.Балагушкина, И.Р.Григулевича, П.С.Гуревича, В.ф.Миловидова, Л.И.Митрохина, Д.Е.фурмана и др. подняты и обоснованы важные общие теоретико-методологические вопросы научной критику нетрадиционной религиозности. Но высказанное Е.Г.Балагуш-киным в книге "Критика современных нетрадиционных религий" замечание, что "... научное изучение данного вопроса только начинает-сяп1остается актуальным и на сегодняшний день.
До настоящего времени полностью не выяснон сам феномен распространения нетрадиционных религий среди молодежи и интеллигенции. Оидгшается недостаток добротных исследований о влиянии ИСК СОН на сознание молодежи. Такие авторы, как В.И.Арестов, А.Ю.Гри-горенко, К.К.Жоль.Е.Ю.Мережинская, Б.3.Никифорова, В.С.Пудов, Б,3.Фаликов,В.У.Худовердян, И.А.Щудрик и др., а также вышеупомянутые ученые, посвящали этой важной проблеме или небольшие по
1990,13 мая. Вечерний Ленинград.1990,#124. Знамя юности.1990, 9 августа.
Балагушкни Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. М.,1984.С.7.
объему работы, или же отдельные главы в овоих монографиях. Наиболее фундаментальной работой в этой области до настоящего времени является книга Е.Г.Балахушкина "Критика идеологии и практики современного кришнаизма", изданная в 1984 году.
Анализируя работы по данной проблеме, принадлежащие западным авторам, можно условно разделить их на несколько групп. Такие авторы, как Б.Даоисон, Дж.К.Нельсон,P.C.Вимберлей, Дж.А.Крио-тенэон,. С.А.Райт и др. заняты по преимуществу социологическим анализом нетрадиционной религиозноети, в том числе кришнаизм^ Л.Коулмен, Б.КилбоурнДж.Т.Ричардсон и др. проводят исследования о точки зрения психологии и поихиатрии. Некоторые исследователи, например, Мине, Пэт - пытаются критиковать неоориента-лястокие культы о позиций христианства. Другие, подобно Крис К. - о атеиотичеоких позиций. Среди западных авторов немало и апологетов кришнаизма.
Однако несмотря на доотаточно широкий спектр исследований, включающий и работы таких ученых как Д.Бронлей, AJDyn, Д.Кард, Х.Доу,Р.Делгейдо и др., пытающихся осмыолить неоориенталистокие культы о общетеоретических позиций, оледует отметить, что и советскими, и зарубежными авторами почти не уделяетоя внимание анализу коомологии, онтологии, теологии, философии современного кришнаизма. Практически отсутствуют работы по кршпнаитокой антропологии. Весьма схематично представлены аспекты важнейшей проблемы - религиозного оамовоспитания, становления религиозной личности, преобразования духовного ыира. Не определена в достаточной отепен* роль гуру в формировании кришнаитокой религиозности.
Восполнить этот пробел является целью лиосертации. Для реализации этой цели автор концентрирует внимание на решении следующих задач:
1) Выявления социально-иаторичеоких предпосылок распространения кришнаизма на Западе и в СССР;
2) место современного кришнаизма в индийской религиозной традиции;
3) оценка антропологической концепции современного кришнаизма в философском, психологическом и социальном аспектах;
4) выяснение сущности идеи "самореализации" вайшнавов;
5) конкретное изучение идеологии и практики ИСКСОН в нашей стране.
Научная новизна работы состоит:
- в исследовании антропологических воззрений современного кришнаизма; их концепций осмыоле жизни, ценноотной ориентации и выборе идеалов;
- в исследовании психофизиологических механизмов воздействия кришнаитской культовой практики на прозелитов;
- в постановке проблемы сублимации эротизма в бхакти-йоге;
- в исследовании социальных идеалов ИСКСОН, соотнесении их с ведическими социальными концепциями;
- в анализе роли гуру в 15СЫЗОН, принципов взаимодействия гуру - на последователей;
- в привлечении широко круга первоисточников, принадлежащих. непосредственно перу основателя "Международного общества сознания Кришны" Абхаю Ч.Да /Бхактиведанта Свамн Прабхупада) к ого последователей, а также некоторых других зарубежных авторов;
- в привлечении нового фактического материала по кришнаизму в СССР.
Методология и источники исследования. Методология диссертации отражает-стремление автора рассмотреть данную проблему
к
о позиций современного религиоведения, свободного от пропагандистских стереотипов, с учетом приоритета общечеловеческих ценностей. В работе над диооертацией автор использовал широкий круг источников, принадлежащих как исследователям, опирающимся на теоретическую базу марксизма, так и ученым, стоящим на религиозно-идеалистических позициях. Многие материалы вовлекаются в оборот отечественного религиоведения впервые.
Практическая значимость работы соотоит в том, что она может послужить дальнейшему углубленному исследованию нооорионта-листских культоз, в особенности "Международного общества сознания Крипиы". Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании религиоведения и в лекционной пропаганде.
»
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования отражены в научных публикациях, в выступлениях автора на конференции "Проблемы атеизма в условиях, демократизации советского общео,ТБа" /Москва,1909 г./. Отдельные аспекты диссертации использована на ое!шарояаХ.*аайМия1ЛО| отудентами химического факультета МГУ, а также в лекцнЬн но-пропаганднетс кой работе по лшган общества "Знание".
Диссертация обоуддена на заоедании кафедры История я теории религии д атеизма философского факультета КОТУ 18 октября 1990 г. и рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (семя параграфов), заключения и библиографии.
ОСНОВНОЕ .СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
•Во введении обосновывается актуальность тему исследования, анадаз^руется отецень ее научной разработанности, определяются цель у задачи, новизна и практическая значимость исследования.
Ь~
Автор диссертации считает необходимым во введении также остановиться на выяснении социально-экономических причин и идейных предпосылок появления и распространения на Западе и в СССР неоориенталистских культов; в том числе кришнаизма, йфатца обобщив традиционные взгляды значительной части советских и зарубежных исследователей на причины обращения молодежи и интеллигенции к неоориенталистоким культам, сводящиеся, в ооновном, к указание на общий кризис капитализма и экспансию западной идеологии, в лагерь социализма, автор диссертации ставит ряд вопросов, на которые трудно ответить исходя из подобных позиций.
Является ли случайным, что большинство' неоориенталиотоких культов сначала получают"пропиовд'1 в Америке, а лишь затем распространяются в Европе? В чем причина всплеска нетрадиционной религиозности именно в 60-70-е годы ведь и раньше проводилоаь определенная ориенталистская экспансия.на Запад? Необходимо также выяснить какое содержание вкладывается в понятие "кризис капитализма", так как именно на эти годы приходился экономический подъем, вследствие чего молодых бунтовщиков, пополняющих, в основном, ряды неоориенталистских культов, западная пресса окрестила "райскими птичками общества изобилия". Наконец, вполне эв-
■.
кономерно возникает вопрос по поводу общности социально-экономических причин распространения неоориенталиотоких культов в странах Запада и СССР, где пик распространения приходится не на годы экономического подъема, а, напротив, на годы стагнации экономики, социального и политического застоя.
Отвечая на поставленные вопросы, автор диссертации приходит к следующим выводам. Именно экономический подъем позволил реализовать прагматические идеалы, поставленные много лет назад капиталистическим обществом, породив тем самым своего рода ду-6
ховный кризис, поскольку достижение материального благосостояния не принеоло удовлетворения. Старца цели и ценности устаро-ли, новые еще не были созданы. Технократизация общества, основанная на рационализме и прагматизма капиталистической системы производства, вела к усилению отчуждения во всех сферах жизни его членов. Реакцией на растущее отчуждение и было обращение значительной части молодежи к поиску альторнативного пути развития, основанного на обращении к духовным ценностям, исследовании феномена соботвенного "Я", резервных возможностей своей психики, В стремлении "расширить свое сознание" молодые люди и интеллигенция нередко обращались к психоделичеоким средствам. Введение же в Америке в 1964 году закона, запрещающего применять психоделики в чаотной практике, способствовало пробуждению интереса молодых людей к различным, нередко предельно упрощенным, оистемам восточной психотехники, как к своего рода заменителю.
Кроме общественно-экономических причин можно выделить и идеологические предпосылки, сыгравшие определенную роль в создании базы для распространения неориенталистских культов. Для Америки такими идеологическими предпосылками автор диссертация считает плюрализм американское филооофин, отсутствие в ней четко выраженной национальной традиции, что в известной степени облегчает проникновение иных религиозно-философских систем. Сюда же можно отнести прагматизм американской философии, ее стремло-ние рассматривать ценность философского мышления но в качество умозрительного процесса, но главным образом в качестве средства для преобразования реальных уоловий жизни, на что указывает И.И." Сидоров*. Отсюда, на наш взгляд, определенное сходстео на-
* Садюров И.И.Философия действия в США: от Эмерсона до Дьюи. Д.,1989.С,6.
которых философских течений о проникающими неориенталиотскими культами, предлагающими готовые "рецепты" решения воех духовных и социальных проблем и в силу такой "универсальности" получающих преимущество перед западными философскими концепциями, особенио, в глазах молодежи.
Известная мода на все американское оыграла определенную роль в распространении кришнаизма в других отранах, в том числе з СССР.
Сойчас в мире по данным кришнаитской печати насчитывается около 350 центров, ашрамов в каждом из которых проживают от нескольких десятков до несколько сот преданных Кришны. Книги же издательства Бхактиведанта Бук Траст издаются и распространяются многомиллионными тиражами. Основываясь на этом кришнаиты утверждают, что в их движении участвует около 200 млн.человек. Тем не менео по свидетельству западных исследователей в жизни "Международного общества сознания Кришны" наметилась тенденция к спаду.
Что касается СССР,то такой тенденции пока не наблюдается. С мая 1987 года по сентябрь 1990 Советом по делам религий при Совете Министров СССР зарегистрировано уже 16 общин. И хотя число преданных Кришны в СССР не является столь значительным (око-
С
ло 700 пницированных, еще несколько тысяч примыкают к движению), том не менее они ведут весьма бурную миссионерскую работу. Активизировались и упрочились связи советских вайшнавов о зарубежными гуру. Если раньше инициации как правило проводилиоь главой шведского ашрама Вишнупадом, то сейчас они проводятся оразу несколькими духовными учителями.
Однако вое же главной причиной распространения в СССР является не влияние из-за рубежа, а кризис тоталитарной системы, что приводило к тому же все усиливающемуся в обществе отчужде-
юно. Кстати, на наш взгляд, именно по этой причине "застойные" годы были также самыми "пьющими" годами, когда с помощью алкоголя значительная часть общества пыталась если не разрешить, то по крайней мере отодвинуть сложноразрешимые, но от этого но менее насущные проблемы. Поэтому для многих новоявленных советских последователей Кришны восточная психотехника стала в некоторой степени отдушиной, убежищем от суровых реалий действительности, а в отдельных случаях и создавала определенную позицию, находись на которой можно было как-то противостоять тотальному пьянству и деградации. К причинам распространения кришнаизма в СССР можно отнести также традиционные связи России с Индией, Востоком /Рерихи > Блаватская и т.д./.
Первая глава. "Философские проблемы человека "в современном кришнаизме" соотоит из двух параграфов. В §1 "Проблема сущности и существования" прежде всего обосновывается важность данной проблемы. Вопрос о сущности человека поднимается практически всеми существующими философскими и религиозным системами. Отвот на этот вопроо, предлагаемый каким-либо мировоззрением содержит в . себе и достаточно четкую характеристику последнего. Водь говоря о сущнооти человека невозможно обойти проблемы соотношения духовного и материального, объективного и субъективного, имеющие Принципиальное значение.
Современный кришнаизм проповедует дуализм души и тела. Самой первой и важнейшей ступенью самосознания - считается осознание овоей индивидуальное ти как отличной от тела. Тело кришнаиты называют "кщетр^-у^'' - полем деятельности для обусловленной души,'штающейс^ установить свое господство над материальной природой. Термин, "рбуоловленная душа" кришнаиты употребляют в значении утраты дутрой ее "подлинного", "естественного положе-' ния.т.е. п^сушой,. независимости от материального мира.
Различные индийские религиозно-философские школы по разному трактуют соотношение индивидуальной душ (дживы, или атмы) с Богом, или Верховной душой (Параматмой), или Брахманом. Общим дпя них является то, что индивидуальную душу они рассматривают в той или иной степени как частицу Бога, Абсолюта. Ввиду этого представления о сущности человека во многом определяются представлениями о Боге, исходя из чего автор дисоертации считает необходимым рассмотреть кришнаитскую концепцию Бога.
Если условно разделить индийские религиозно-философские школы - персоналистов и имперсоналиотов, то кришнаитов можно отнести к лагерю персоналистов, поскольку они рассматривают Бога прежде всего как личность. Считая индивидуальную дату также личностью, отличающуюся от Бога лишь количественно, кришнаиты понимают роль Дживы как преданного олуги Господа, называют себя "вай-шнавами", что в их трактовке означает "преданные Богу Кришне". Собственно, "вайшнав" на английском языке,, на котором писал овои книга Прабхупада означает "вишнуит", т.е. поклонник Бога Вишну, что еще раз указывает на корни кришнаиама, уходящие в вишнуизм.
Кришна в учении ИСКСОН рассматривается в трех аспектах -Бхагаван (Верховная личнооть), Параматма (Сверхдуша), Парабрах-ман (Верховный Брахман), но при этом два последних аспекта не несут, в принципе, никакой функциональной нагрузки. Такое обращение к Богу как к Верховной личности, причем Бхагаван в кришнаизма подменяетоя инкарнацией Бога в образе Кришны, героя "Ма-хабхаратыни цураны Шримад-Бхагаватам, наводит на мысль, что эво-, люциояируя в борьбе о другими религиозными системами, прежде всего с имперсопалиотами, культ Кришны с его претензиями ка все-объемлемость своего учения дополнил личноотный аспект бога (Бхагаван) ища двумя,позаимствовав их из других конкурирующих течений.
Попадание дживы в материальный мир Прабхупада трактует не-
сколько в духе христианского грехопадения, отходя при этом от ■индуиотской традиции, согласно которой Бог, играя, помещает живые существа в материальную природу. Прабхупада стромится возложить всю ответотвенность на дживу, которая, якобы, согрешив, должна иокупить свою вину в материальном мире. Это в известной степени сближает кришнаизм о христианством, что облегчает распространение кришнаизма, а также способствует формированию образа Кришны как доброго отца, который "страстно желает, чтобы neo обусловленные души освободились от материального плена". Тем самым как бы затушевывается одно из главных в индийской традиции качеств Кришны - его полная отреченность, не совсем понятная западному человеку, привыкшему почитать Бога, как искупителя грехов человечеоких.
Процесо онтогенеза представляется кришнаитами вееьма примитивно, как дискретный процесо. Считается, что человек на протяжении жизни обладает не одним, а несколькими, по порядку сменяемыми телами: младенца, ребенка, подростка и т.д. Причина такого представления кроется в том, что материальной природе кришнаиты отказывают в способности к оаморазвитию. Считается, что материальное тело джива получает и изменяет сообразно своим желаниям и потребностям. Однако, тут же Прабхупада указывает, что никому не удаетоя избежать болезней, отарооти и омерти. Отсюда вытекает некая необъяснимая кришнаизмом предопределенность эволюции телесных воплощений дживы, не связанных каким-либо понятным образом о так называемыми желаниями души.
Непременным признаком жизни кришнаиты предполагают наличие оознйния. Это противоречит научным данным, однако последовательно сочетается о убеадениями кришнаитов относительно того, что в человечеокой форме жизни и, например, в растительной дживы
У/
(души) качественно равны. Подобные воззрения очевидно, можно рассматривать как отголосок древнейших анимистических и тотемистических представлений.
Такой элемент как "ложное эго" означает в кришнаизме отождествление своей сущности со своим телом. Указывая на несводимость к чисто биологическому определению оущности человека, кришнаиты в то же время напрочь отрицают в нем социальное начало. Таким образом, говоря о сущности человека, кришнаиты обращаются • только к духоеным и психологическим характеристикам. Имплицитно, оущосгговаьио дяивы в материальном мире считается противоестественным, не соответствует ее истинной сущности. Чтобы вновь обрео-ти свою сущность, джива должна освободиться от влияния материальной природы - майи.
В §2 "Смысл жизни в кришнаитском учении". Постановка вопроса о смысле жизни подразумевает наличие ценностей и идеалов, путь к которым как из данного к должному является атрибутом субъекта (конкретной личности или персонификации). Как и любая другая религия, кришнаизм созданием своей концепции бессмертия пытается разрешить противоречие между интенцией бессмертия и фактической смертностью человека. При этом характер потусторонней жизни ставятся в прямую зависимость от жизни земной, с чем связаны определенные требования к человеку, ставшему на путь самореализации. Щюбхупада проводит довольно четкую демаркацию всех людей на "сур" - божественных личноотей, т.е. осознавших Кришну, и "асур" - демонов, к которым причисляются, собственно, все остальные. Другие религии кришнаиты рассматривают лишь как ступаныш к познанию Кришны, но если движения в этом направлении не происходит, то такой верующий тагаэ объявляется демоном.
Всо ценности реальной жизни кришнаиты объявляют майей, ил-
люзорной энергией Гоопода, под вяиянием которой человек думает, что он может быть счастлив в материальном мире. Подобно многим индийским религиозным сиотемам, в современном кришнаизме подучило место учение о гунах материальной природы, т.е. майи.сформировавшееся, очевидно, в эпоху зарождения кастового обществ;!. "Гуна" в переводе о санскрита означает "веревка", которой живое существо, якобы, привязывается к материальной природе. Таких гун три: саттва - гуна благости, раджас - гуиа страсти, и тамас •* гуна невежества. В кастовом обществе очиталось, что брахманы находятся в гуне благооти, кшатрии - в гуне страсти, шудры -в гуне невежества. Оовободитьоя из сансары могли только брахманы, Чайтанья - оредневековый саньяои (монах), реформатор вишнуизма, которого современные кришнаиты почитают как инкарнацию Кришны, утверждал, что освободиться может любой, даже самый падший человек, даже чандал (пожиратель собак), если только он предан Кришне. Такое отрицание значения гун, а вместе о ниш и кастовой оиотемы, имело, неоомненно, прогресоирный характер. Что касается Прабхупада, то он также рассматривает вайшнава стоящим вне гун материальной природы, но при этом предлагает возродить принципы кастового ведичеокого общества варнаашрама-дхарма.что, естественно, повышает значение гун и является шагом назад от реформ Чайтаньи.
Заслуживав? внимания отношение кришнаитов к такой ценности человека, как его ооботвенная жизнь. Ооглаоно их учению,смарть есть не что иное, как уничтожение лишь материальной оболочки,одного из многочисленных тел, которыми вечно живое оущество обладало в прошлом, и, еоли на сможет реализовать свою истинную сущнооть и доотнчь мокши (освобождения), непременно будет обладать в будущем.
Активно протестуя против употребления в пищу мяса, рыбы, яиц, рассматривая убийство животных как тяжкий грех, кришнаиты но осуждают столь же безоговорочно убийство человека. Прабхупа-да готов даже согласиться, что "Бхагавад-гита" проповедует философию насилия. Критерием целесообразнооти насилия должен служить только Кришна. "Убийотво считается аморальным,-,но так как Арджуно приказал сражаться Кришна, убийства Арджуны не противоречили морали", - считает Прабхупада*. Нелишним будет напомнить, что священными для кришнаитов считаются приказы не только, и даже но столько Кришны, но и приказы его представителя - духовного учителя. Таким образом, в руках человека, принявшего роль 1у-ру, находится большая власть, практически не ограниченная какими-либо конкретными нравственными установками или заповедями. "Нравственность и безнравственность на имеют жестких рамок. Если что-то одобряется Кришной - это у»а нравственно. Так что то, что считается безнравственным, на самом деле может быть нравот-
р
венным, и наоборот, в зависимости от приказов и желаний Кришны . Возможные последствия такой "морали" для общества ясны каждому здравомыслящему человеку.
Определенное место в кришнаитской литературе отводится объяснениям причин страдания человека в этом мире. С одной стороны, вся жизнь в материальном мире объявляется страданием. С другой стороны, виновной в своих страданиях предлагается считать саму дживу, совершающую кармические действия., По мнению 1фишнаитов, спастись от страданий можно лишь путем служения Кришне. Если же страдания продолжаются и после обращения к "лотосным стопам Кришны", то Прабхупада объясняет это проверкой майи, насколько прозелит предан Кришне (здесь майя выступает у Прабхупада как
¡ечч. и-ое.г.рзб'.
г
■¡к
союзница Кришны). Иногда страдания объясняются особой милостью Кришны, который забирая у человека все, заставляет тем самым сильнее уповать на Бога. Прозелиту цредписывается предаться беззаветному олужению Кришне, не заботясь ни о том, где он находится - в аду, или в раю, получит он освобождение или нет, встречая все радости и горести материального мира только как проявления беспричинной милости Кришны. ;
Таким образом, характерное для индуистской традиции стремление к мокше (освобождение) современный кришнаизм заменяет служением лотосным отопам Кришны. Весь же сложный процесс самореализации, характерный для индийских религиозно-философских школ на практике сводится к выработке определенных психологических стереотипов, своеобразного восторженно-оптимистического мировоззрения у прозелита, рассматривая такое состояние души последнего как высший смысл бытия и самореализации.
Определенный интерес вызывает концепция Прабхупады о превращении материальных вещей в "духовные"'. Если вещь или действие направлены в услужение Кришне - они становятся духовными, считает Прабхупада. Если в индуистской традиции просматривается тенденция к отказу от действий по преобразованию материальной природы и отдается предпочтение преобразованию внутреннего, духовного мира человека,(эту тенденцию можно заметить и у Чайтаньи), то Прабхупада, высказывая отрицательное отношение к труду, тем не менее, призывал пользоваться плодами научно-технического прогресса, утверждал, что направленные в услужение Кришне (читай ИСКСОН), такие вещи становятся духовными. Более того, исходя из утверждений ачарьев кришнаизма о том, что весь мир является соб,-ственностыо Кришны.Прабхупада называет ворами собственности Кришны людей, не являющихся вайшнавами. Следовательно, перед чле-
/Г
нами НСКСОН ставится задача: стараясь не нарушать юридических законов вернуть эту собственность ее настоящему хозяину, т.е. Кришне.
Б своих комментариях к Бхагавад-гите Прабхупада выделяет 10 пунктов из поучений Кришны, слодуя которым должно культивироваться видья (знание, правильный путь). В пункте 17 отмечается, что вайшнав должен жить в уединенном место и избегать общества атеистов-1-. Однако, на практике Прабхупада оцровергал это положение. Он подвергал резкой критике так называемых "бабаджи", но ведущих проповедническую работу, а воопевающих имя Кришны в
■уединенных местах Вриндавана. Такую жизнь Прабхупада называет р
"распутной" .
Таким образом, смысл жизни для кришнаитов заключается исключительно в служении "лотосным отопам Кришны". В оамом же служении можно выделить два главных направления: I) ведение миссионерской работы, 2) превращение материальных благ в "духовные", путем обращения их на службу Кришне.
Исследовав, что представляет собой оущность и существование человека в кришнаитской трактовке, а также сшел бытия, логично подойти к изучению проблемы процеооа и методики преобразования духовного мира преданного Кришны, формированию его религиозности. Этому посвящена вторая глава "Цроблема преобразования духовного мира верующего в современном кришнаизме", Эта проблема в ИСЙЗОН занимает центральное место; современные кришнаиты рассматривают свое учение как религию в большей степени как овязь с богом Кришной, во всем остальном это для них ортопрактика, наука самореализации. ,
^Бхактиведанга Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст.Калькутта.1984.С.617.
"Бхактиведанта Свами Прабхупада.Источник вечного наслаждения. Бхактиведанта Бук Траст.Калькутта-Бомбей-Иью-Дели.С.832.1986. и
В некоторых советских и зарубежных публикациях встречаются утверждения, что культовая практика ИСКСОН носит изуверский характер, поокольцу в целях "промывки мозгов" прозелитов огра-чивают в еде, сне, общении, принуждают проводить чрезвычайно . много времени в изнуряющих молитвах.
Такие ограничения действительно существуют. Употребляется, хотя и не часто, термин "аскетизм". Но Прабхупада вкладывает в этот термин содержание, довольно отличное от традиционного. Проповедуя умеренность в еде, сне и т.д. Прайхупада подразумевает под аскетизмом цриложение всех духовных и физических оил вайш-нава в служениц Кришне. '
Для всех без исключения членов ИСКСОН является обязательным соблюдение четырех основных регулятивных принципов. Соблюдение данных принципов, а так же воспевание махамантры и наличие, духовного учителя, в рамках ИСКСОН,являетоя, собственно, краеугольным камнем кришнаитской системы самореализации. Можно встретить утверждения, что, следуя этой предельно упрощенной схеме, даже самый падший и необразованный человек может реализовать свою истинную сущность.
В §1 "Роль регулятивных принципов в культовой практике вайшнавов" анализируется смысл четырех регулятивных принципов для процесса "самореализации". Принципы, о которых идет речь, следующие;
1) не употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца;
2) не употреблять спиртные напитки, а также кофе, иай,табак и наркотики;
3) не иметь внебрачных сексуальных связей (в браке жить только для рождения детей');
4) не играть в азартные игры.
Несмотря на утверждения Прабхупады и его последователей о извечности этих принципов, установленных, якобы, самим Кришной, изучая Махабхарату и пурану Шримад - Бхагаватам нетрудно заметить, что ни сам Кришна, ни его ближайшие родственники братья Пандавы . не соблюдали по крайней мере три из четырех вышеприведенных принципов.
По мнению автора диссертации, приверженность кришнаизма четырем регулятивным принципам вызвана следующим. Во всех индийских религиозно-философских системах большое значение придается умению человека управлять своими чувствами. Термин "гоовами" - "владыка чувств" занимают и в кришнаизме почетное место. Но в отличие от ограничительных принципов различных направлений.йоги регулятивные принципы кришнаизма не требуют от вайшнава больший усилий для сдерживания или подавления своих эмоций. Скорее, они помогают канализировать чувотвенность в русло так называемой "духовной деятельности", во имя Кришны, вызывая к тому же сенсорный голод, способствующий развитию воображения, столь необходимого для медитационной практики.
Несмотря на то, что автор диссертации не соглаоен о мнением, что в ходе медитативных оеансов психика практикующих "изламывается стопроцентно, бесповоротно, без всякой дороги назад", как утверждает один из латвийоких исследователей кришнаизма А, Майданов*, тем не менее, оледует признать, что мировоззрение вайшнава претерпевает определенные изменения.
В §2 "Психофизиологические механизмы индивидуальной (джапа) и коллективной (киртан) медитации" в начале определяется, что,
——————— ■ я
собственно, понимать под термином "медитация". Еоли в Филооофо-
Майданов А.Саперы Харе Кришна. Советокая молодежь 5 апре-
ля 1988 г.
ком словаре "медитация определяется как "состояние глубокой сосредоточенности", то на Востоке медитацию рассматривают как процесо состоящий из трех стадий: дхарана (сосредоточение),дхь-яна (медитация), оамадхи (транс, состояние, в котором у медитирующего проявляются доселе скрытые способности). Нетрудно заметить, что сосредоточение являетоя лишь подготовительным этапом медитационного процесса.
Автор диссертации пытался провести демаркационную линию между религиозной как способом "постижения Бога? и медитацией, как процессом развития силы воли, творческих способностей, обретением душевного с помощью задействования глубинных резервов нашего мозга и пиихики, т.е. процессом вполне объяснимым о точки зрения науки, элементы которого использует религия в своих целях.
Медитацию в кришнаизме условно можно разделить на два вида: даапа (индивидуальная) и киртан (коллективная). Джапа-медитация представляет собой воспевания махамантры на четках состояло« из 108 бусинок (тленно столько было будто бы пастушек, с которыми танцевал Кришна в лесу Вриндавана). Число 108 и в других индийских направлениях считается священным. В системе йоги Патанджали указывается, что у человека имеется 108 чакр т.е. биоэнергетических точек, сплетений.
"Мантра" в переводе с санскрита означает "очищение ума". "Махамантра"- большая или высшая мантра. В основе мантры, или краткой молитвы, лежит в первую очередь тот факт, что различные здуки, подобранные определенным образом, могут воздействовать на те или иные.участки подкорки головного мозга, на что, например, указывает болгарский ученый, много лет посвятинпий занятию йогой Никола Петров*.
^Петров Н. Самовнушение в древности и сегодня.М.1983.С.31.
/У
В системе бхакти-йоги гуру, как правило, подбирал для каждого ученика отдельную мантру, в соответствии о учетом особенностей психической организации последнего. Точно также ученику подбирался определенный образ Бога или Богини. Кришнаиты же, хотя и называют свое учение Бхакти-йогой, претендуя на абсолютную монополию в этой облаотн, тек не менее оводят бесчисленное количество мантр, предлагаемых бхакти-йогой, фактическик одной, универсальной о их точки зрения. Соответственно, медитация на различные образы богов сводится к одному образу Кришны, даже его ограничивая одной атропоморфной формой. Именно это определяет на взгляд автора диссертации весьма ограниченный приток верующих в общину.
В первую очередь, медитация в кришнаизме направлена на ооз-дание у практикующего возвышенного настроения, переходящего в экстатическое состояние. Это достигается с помощью ряда приемов. Ссылаясь на работы Николы Петрова и некоторых других авторов,
• исследовавших шшяние различных звуков на психику человека, автор диссертации проводит фонетико-психологический анализ кришнаитской мантры.
Одним из способов концентрации внимания являетоя перебира-
• ние четок во время чтения мантры. Помимо психологического, этот прием дает еще и физиологичеокий эффект, поскольку при переби-рании четок раздражаются нервные окончания кончиков пальцев, непосредственно связанные о различными учаотками коры головного мозга.
В бхакти-йоге медитация делится на две ступени - конкретную и абстрактную. Абстрактная считается выошим типом медитации. Что жо каоается современных кришнаитов, то их1 медитация в основном конкретная. В книгах издательства Бхактивединта Бук Траст ЛО
непременным атрибутом являются красочные вклейки - иллюстрации из жизни Кришны. Жилища кришнаитов также украшаются подобными изображениями. На взгляд автора диссертации, эти картины имоют ряд характерных особенностей. Прежде всего они отличаются очень выверенной, уравновешенной композицией, вызывающей у созерцающего (медитирующего) ощущение стабильности и гармонии. Другой особенностью этих изображений является почти полное отсутствие прямых линий и углов, вызывающих психологическое напряжение. Все линии округлы и плавно переходят одна в другую, что предрасполагает к столь же плавному скольжению взгляда. Кришна изображается всегда традиционно: с округлыми формами, непременными трога плавными изгибами тела. В цветовой гамме этих картин Кришна всегда выделяется желтыми одеждами. Как известно, желтый цвет способствует концентрации вннмания (именно поэтому кришнаиты предпочитают одеяду желтого цвета).
В основе второй ступени медитационного процесса (дхьяна) лежпт принцип развития образного мышления, колонизации структур беосознательного, что благотворно может сказываться на развитии творческого потенциала и определенного субъективного снятия отчуждения. Религия же, как видно на примере кришнаизма, использует в своих целях тот факт, что при длительном отключении левого полушария, правое может порождать фантастические образы и устанавливать иллюзорные связи. Кроме того, в ходе медитационного процесса многократно усиливается внушаемость практикуемого, и от гуру во многом зависит, какие установки усвоит прозелит. Значительную роль в этом плане играет киртан, создавая к тому же эффект толпы, где легче всего нивелируется личность и шюгокраг-но повышается все та же внушаемость. Кроме того, если .традиционная йога настаивает, что не овладевший ямой и ниямой - определен- К
ним этичоским кодексом - не может приступить к медитационному процессу, то кришнаиты приступают к медитации без всякой этической подготовки, стремясь "просто вручить себя Кришне".
Том не менее, если отвлечься от недостатков и некоторых отрицательных возможных последствий, медитация в кришнаизме, несмотря на ее очовидную примитивность по сравнению с другими восточными медитационными системами, она все же может играть определенную роль в развитии сосредоточенности, образного мышления, задействовании "резервных структур бессознательного. Особое значение имеет то, что вайшнав должен не проо'то оозерцать образ Бога, но и трансформировать его т.е. ярко представлять атрибуты Кришны, его трансцедентиые игры, входить в состояние партиципа-цш1, другими ело,ваш воображать себя участником его развлечений.
В §3 "Сублимация эротизма в бхакти-його крцшнацтов" исследуется феномен культивирования "трансцедентной" любви к Кришне. Рассматривая иотоки бхакти-йоги, автор диссертации приходит к выводу, что ое последователями чаще всего становились шудры и женщины, т.о. социальные слои, которым трудное воего было утвердиться в обществе и реализовать свой эротический ишульо. Невозможность получить полное удовлетворение в обществе и семье стимулировала обращение к Богу о помощью пультовой практики, которую можно назвать "имитативной магией", позаимствовав этот термин у 3.Фрейда.
Проведя определенный религиоведческий ретроспективный анализ, нетрудно прийти к следующему выводу. То, что кришнаиты требуют соблюдения принципа брахмачари - воздержания от половой жизни, но является чем-то оригинальным по сравнению о другими реал
лигиями. Наличие тесного духовного родства между религиозным и половым экстазом было замечено еще в древности. Шаманами или жрецами становились, как правило, лвди о четко выраженными половыми аномалиями, на что указывает немецкий ученый Р.Фреймарк. Очевидно, именно поэтому Кришна, как следует из Махабхараты и пураны Шримад-Бхагаватам, являл на протяжении всей своей жизни феноменальные сексуальные способности.
Абсолютное воздержание бшю провозглашено много веков спустя. С одной отороны, очевидно, этот процесс определялся дальнейшим усложнением социальных структур, в значительной степени ограничивающих половую свободу индивида. С другой отороны, этот процэсо отабулировалоя дальнейшей тенденцией развития мистического элемента в религиозности. Это, на взгляд автора, касается в первую очередь индийской религиозности, которая как никакая другая насыщена элементами мистики. Всякая яе мистика возносит субъективное духовное переживание над объективной действительностью. Чтобы углубить свои духовные переживания, верующий, как правило, должен порвать или ограничить свои связи с внешним миром, а также ограничить удовлетворение своих потребностей, вызывая тем самым сенсорный голод, который оказывает стимулирующее воздействие на развитие галлюцигенной функции нашего мозга.
Культивирование "траноцедентной" любви к Кришне, по мнению автора диссертации, является одной из главных причин, создающих трудности в "депрограмировании" кришнаитов. "Трансцедентная" любовь, как впрочем и земная, ведет к определенному подъему духовных и физических сил. Общеизвестен факт, что лучше свои произведения поэты, художники, музыканты создавали чаще всего в по- • ру своей влюбленности. Не удивительно, что находясь в состоянии влюбленности в Бога, вайшнавам в определенной степени удает-
«
ся освободиться от последствий различного рода комплексов (преж-
де всего на сексуальной почве), ощутить приток творческих сил и даже уверовать в свою полную защищенность и неуязвимость.
Учитывая исследования советских психологов Узнадзе Д.И., Надирашаили Ш.А., Лурия А.Р. и др., автор диссертации прихрдиг к выводу, что психологические феномены ирридизации, генерализации, и сохранения в постгипнотическом состоянии установки, полученной в ходе медитативного процесса, дают возможность понять, почему кришнаиты в своей системе "самореализации" создают cede четкую статистическую установку, которую трудно разрушить даже профессионалам-депрограмматорам.
По мнению автора, одной из главных является установка на безответную любовь к Кришне, и полное перед ним самоуничижение. Такая установка, очевидно, выполняет роль защитного механизма от разочарований во взаимной любви вайшнава с Кришной, который не спешит прийти на помощь своему преданному в реальных жизненных трудностях.
С точки зрения психологии установок можно сделать вывод,что кришнаитское "самадхи" является отнюдь но "установлением" любовных взаимоотношений с Кришной, а замыканием преданного на своем собственном духовном мире. Оптимистическая же доминанта в мировд-. сприятии, позволяющая все неприятности и невзгоды рассматривать как особую милость Бога, дает возможность еще более герметизировать духовный мир вайшнава, стимулируя его фантазию в создании райских картин любовных игр с Кришной.
Третья глава "Критический анализ социальных воззрений сов-ромонних кришнаитов" состоит из двух параграфов. В настоящее сложное время поиска нашим обществом дальнейших путей развития, представляетоя уместным и актуальным остановиться на исследовании социальных идеалов кришнаитов, чему посвящен §1 "Идеальная
социальная модель кришнаизма"■ Кришнаиты предлагают возродить з наши дни принципы варнаашрама, водического общества, которое, якобы, изначально било создано самим Кришной, но распалось в Кали-йогу, железный век вразды и лицемерия, начавшийся, по представлениям вайшнавов, около 5 тысяч лет назад. Несмотря на то, что варнаашрама представляло собой кастовое общество, кришнаиты, тем не менее, вслед за Прабхупадой готовы назвать его "ведическим коммунизмом". 0
Рассматривая проблему исторического "развития и стремясь следовать в русле ведической традиции, кришнаиты стремятся доказать, что путь человеческой цивилизации - это путь деградации. Вайшна-вы считают, что в Сатья-югу (Золотой век) обществом правили брахманы, отчего общество процветало. Вследствие утраты брахманами своих высоких качеств, им пришлось уступить лидирующее положение кшатриям. Затем пришел черед вайшьев, а в настоящее время обществом правят шудры. Помимо явной антинаучности такой трактовки исторического процесса, нетрудно заметить явное смещение акцента с "объективного "влияния юг,т.е. исторических эпох на изменения социального устройства к переносу ответственности за деградацию общества на правящий класс. Это, очевидно, необходимо вайшнавам для обоснования идеи, что возродив класс брахманов, можно надеяться на достижение процветания в обществе.
Проанализировав модель "идеального" социального устройства, предлагаемую кришнаитами, автор диссертации делает следующие выводы. Ссылки на ведическую литературу об изкачалыюсти существования кастового общества не только не научны, но и противоречат положениям этой литературы. В пуране Шримад-Бхагаватам, к • которой с таким почтением относятся вайшнавы, говорится о том, что изначально существовало бескастовое общество под названием "хамса". АХ"
Дели реально существовавшего ведического общеотва варнааш-рама (дхарма, артха, кама и мокша) не соответствуют тому содержанию, которое вкладывают в них кришнаиты.
Принимая на себя роль брахманов, вайшнавы, тем не менее,рассматривают вое общественные, семейные обязанности как майе (иллюзию) . Этим самым они как бы выводят себя из структуры ими не самими предлагаемого общеотва. Предотавляетоя, что каотовая система привлекала Прабхупаду в первую очередь овоей жесткой иерархической подчиненностью, на вершине которой он предотавлял ИЗКСОН
в §2 "Роль гуру в процессе самореализации вайшнава" проводится сравнительный анализ роли и отатуса гуру в системе ИСЮОН и в каоговом обществе. Автором диссертации делаются выводы о более привилегированном и даже исключительном положении духовного учителя в "Международном обществе сознания Кришны". Обооноаывая такой статус гуру,Прабхупада должен был считаться о положением, характерным для вайшнавской традиции, что "гуру не является богом и, как только у него мелькнет подобная мысль, он становится не Богом, а псом.»1 Однако в своих трудах путем оловеоной эквилибристики он пытается трансформировать вышеприведенное положение в тезис о том, что "на'абсолютной платформе нет разницы между духовным учителем и Верховной личноотью Бога". Более того, Прабхупада даже утверждает, что поклонение преданному предпочтительнее, чем самому Кришне. При этом он ввдвигает несколько аргументов. Один из них тот, что, якобы, если Кришна, Рама,и Чайтанья брали себе духовных учителей, значит учитель важнее Бога.Это положение Прабхупада пытался утвердить в ИСКЕОН. В "Хенд-буке",настольной книге вайшнавов, указывалось, что малейшее проявление фамильярности по отношению к духовному учитащо недопустимо (к Кришне же, как известно, вайшнав может относиться как к другу
или ребенку). Сам термин "прабхупада" означает "вмеото Бога", титул, который пыталиоь оспорить у Прабхупада его "духовные братья", на что указывает биограф основателя ЖКСОН Сатсварупа даса. На алтаре членов ИСКСОН находитоя изображение не Кришны, а самого Прабхупады.
По мнению автора диссертации, сравнивая взгляды Чайтаньи и Прабхупады на роль и статуо гуру можно заметить смещение акцепта о преданности Кришне к преданнооти ИСКСОН. Этому, в первую очередь, служит концепция парампары - ученичеокой преемственности. Следуя категорическому утверждению Прабхупады "апаурушейа"-сверхчеловеческое знание, может передаваться только непосредственно от учителя к ученику, причем последний обязательно должен принять инициацию. Смысл инициации в ИСКСОН, заключается не в том, что учитель берет карму ученика на себя, а в том, что ученик предоставляет гуру полное право распоряжаться собой. Такое безоговорочное подчинение, очевидно, необходимо для того, чтобы превратить ИСКСОН в мощную организацию о четко выраженной иерархической структурой. Не согласные, как правило, подвергаются остракизму, о чем свидетельствует и биограф Прабхупады. Подобные тенденции характерны и для настоящего времени. Первый вай-шнав СССР, Анатолий Пиняэв за несогласие по ряду вопросов с Виш-нупадом, руководителем шведского ашрама был лишен третьей степени посвящения и отстранен, фактически, от руководства московской общиной. Та же участь постигла и Бхактипада, главу американских кришнаитов, вступившего в полемику с руководством ИСКСОН.
Автор диссертации доказывает несоотоятельнооть концепции системы парампары, анализирует изменения, введенные Прабхупадой по отношению статуса гуру и которые, собственно, противоречат институту варнаашрама и вайпшавской традиции. В заключении па
И-
раграфа рассматривается роль гуру в непосредственном формировании религиозности члена общины.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, определяется его практическая значимость и перопективы дальнейшего изучения проблемы феномена "Международного общеотва сознания Кришны". Делаются основные выводы из проведенного исследования.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих работах автора;
1. Кришнаизм в СССР: проблемы и тенденции.// Материалы всесоюзной конференции "Проблемы атеизма в условиях демократизации советского общеотва", - М.- 1990 г.-0,3 п.л.
2. Кришнаиты - кто они?// Наука и религия.1990.#10.-0,4
п.л.
Подп.к п»ч.20.02.91. Ткпогрвфи ШЭМС
Зак.184
1-ъЖ