автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему: Критика буржуазных фальсификаций деятельности КПСС по упрочению интернационального единства народов СССР
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Балицкий, Александр Витальевич
Введение . 2
Глава I. Марксистско-ленинское учение об интернациональном единстве народов' и' несостоятельность его буржуазных критиков.22
§ I. Антинаучная сущность современных буржуазных "теорий" нации и национальных отношений . 22
§ 2. Пролетарский, социалистический интернационализм и буржуазный национализм - две непримиримых идеологии' и политики в национальном вопросе . 59
Глава П. Критика извращений буржуазными советологами деятельности КГСС по упрочению интернационального единства советского народа . 98
§ I. Деятельность КПСС по укреплению дружбы и интернационального единства советских людей. Несостоятельность советологических трактовок. 98
§ 2. Критика буржуазных фальсификаций работы КГСС по воспитанию нового советского человека - патриота и интернационалиста . 143
Введение диссертации1984 год, автореферат по истории, Балицкий, Александр Витальевич
Современный этап идеологической борьбы отличается особой напряженностью, небывалыми масштабами, превосходящими даже противоборство времен "холодной войны". Эта борьба не знает себе равной ни по глубине, ни по силе в истории человечества, т.к. она связана с ликвидацией последнего эксплуататорского общества - капитализш. Понимая, что вопрос стоит именно так, "империализм, прежде всего американский, предпринимает все более массированные, беспрецедентные по своему размаху атаки на наш общественный строй, марксистско-ленинскую идеологию, стремится отравить сознание советских людей, извратить цели нашей внешней политики, блокировать растущее влияние реального социализма - главного оплота дела мира и свободы народов"^
С приходом к власти в США администрации Р.Рейгана и консервативных правительств в ФРГ, Великобритании и некоторых других капиталистических странах "идеологическое противоборство со стороны империалистических держав приобрело характер тотальр ной "психологической войны" . Она ведется, отмечал на июньском /1983 г./ Пленуме Щ КПСС К.УЛерненко, "на самой высокой, можно сказать, истерической, антисоветской, антикоммунистической ноте"3.
Возможности антикоммунистической пропаганды весьма значительны. Только США контролируют сейчас примерно две трети распространяемой в несоциалистическом мире информации по международной тематике При этом речь идет об использовании давно
1 Пленум Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.:
Стенографический отчет. М., 1983, с.8. р Федосеев П. Империалистическая агрессия и "психологическая война". - Правда, 1984, 10 сентября. Пленум Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.с.29.
См.: Критика фальсификаций национальных отношений в СССР. М., 1984, с. 9. и хорошо отлаженной буржуазной идеологической шшины обработки умов.
Одним из напряженных участков идеологической борьбы между социализмом и капитализмом, между шрксизмом-ленинизмом и буржуазной идеологией является национальный вопрос. Это объясняется рядом причин, и в первую очередь - характером современной эпохи.
Современная эпоха, основным содержанием которой является переход от капитализма к социализму, есть эпоха борьбы двух противоположных общественных систем, эпоха социалистических и национально-освободительных революций, эпоха крушения империализма и перехода на путь социализма все новых народов. Советскому народу выпала почетная и одновременно невероятно сложная задача - первым прокладывать дорогу исторического развития, гю которой пойдет все человечество. Именно в СССР впервые было ликвидировано общество эксплуатации человека человеком и построено развитое социалистическое общество - закономерный этап на пути к коммунизму.
В ряду крупнейших достижений Советского Союза стоит окончательное разрешение национального вопроса "в том виде, в каком он был оставлен шм эксплуататорским строем". В результате этого "впервые в истории многонациональный состав страны превратился из источника ее слабости в источник силы и процветания"
О сложности национальных отношений в современных условиях говорит то, что в мире насчитывается около двух тысяч наций, народностей, племен. При этом более 90% из них входят в состав многонациональных государств. Примерно 100 наций живут в условиях буржуазного строя. Около 1600 различных национальных
1 Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. М., 1983, с.8. и этнических групп приходится на страны Азии и Африки, ще процесс национального формирования еще только идет. В странах социализш насчитывается около 250 народов, из них в Советском СЬюзе - более 100*. Национальная пестрота населения мира дополняется сложной картиной расового деления, которое, по мнению авторитетных антропологов, неверно сводить к трем большим группам - белым, желтым и черным^. Все это доказывает, что национальный вопрос - "это мировой вопрос,без преувеличения мировой" 3.
В развитии национального вопроса в современном мире наступил новый этап. Во-первых, этот этап характеризуется тем, что усилиями миллионов трудящихся СССР и братских стран социализма построено развитое социалистическое общество, возникло социалистическое содружество. Отношения между братскими социалистическими странами поистине стали отношениями между народами, свободными от социального и национального гнета. Происходит могучий процесс социалистической интернационализации общественной жизни, укрепляется солидарность народов социалистических стран с народами, борющимися за национальную независимость, за возможность самостоятельно решать свою судьбу.
Во-вторых, сегодня происходят значительные перемены в несоциалистическом мире. На политической карте мира за последние 20-25 лет появились десятки молодых государств, сбросивших коло ншльное иго. Национально-освободительное движение поднялось на новую ступень, стало составной частью мирового революционного процесса. Национальные цроблемы в развивающихся странах приобретают большую остроту. В их основе лежит в первую очередь
1 Глезерман Г.Е. Классы и нации. М., 1974, с.5. р
См. : Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей. м., 1982, с. 9.
3 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.53, с.190. наследие колониального прошлого, когда в течение многих лет колонизаторы подогревали конфликты между коренными народами, ослаблял таким, образом силы национального освобождения. После достижения независимости границы многих государств были образованы без учета исторических, экономических и национальных факторов. Опираясь на местные реакционные круги, империалисты используют этнические конфликты и межплеменную рознь внутри молодых государств в своих корыстных целях политического и экономического подчинения этих народов.
В последние годы в ряде многош циональных стран Азии и Африки усилились сепаратистские движениа. В Индии существует движение за образование сикхского государства Халистан, за отторжение от страны северо-восточных штатов Ассам, Мизорам, Манипур, Аруначал-Прадеш, Нагаленд и Мегхайле и образование отдельного государства, которое на картах ЦРУ США уже обозначено как "Гишлайская федерация". На севере Индии в штате Джамму и Кашмир действует сепаратистское "Движение за независимость Кашмира". К кровавым столкновениям цривели в 1983-1984 гг. национальные и религиозные противоречия между тамилами и сингалами на Шри-Ланке. Тысячи людей погибли в результате вооруженных столкновений в Ираке, Нигерии, Пакистане, Судане и ряде других стран.
Решение национального вопроса в многонациональных государствах Азии и Африки возможно только путем глубоких и всесторонних дешкратических преобразований. Первые шаги в использовании марксистско-ленинского учения по национальному воцросу и опыта его решения в СССР делают страны социалистической ориентации - Ангола, Мозамбик, Эфиопия и другие, также отличающиеся многонациональным составом населения и этнической мозаикой. В частности, на необходимость марксистско-ленинского решения национального вопроса указал I съезд Рабочей партии Эфиопии-!-. В этой связи в буржуазной литературе с тревогой отмечается: "Растущее число африканских руководителей старается доказать, что Маркс и Ленин были абсолютно правы, подчеркивая существование универсальных законов общественного развития, которые действуют в Африке с той же силой, что и в Европе, и о в Азии" .
В-третьих, происходит дальнейшее углубление общего кризиса капитализма, которое, в частности, проявляется в усилении национальных антагонизмов внутри капиталистических государств. В последние годы зшчительно обострились национальные проблемы в развитых капиталистических странах. В США - это проблемы расового и национального угнетения негров, индейцев, выходцев о из стран Латинской Америки и Азии, растущий антисемитизм . В Канаде - это противоречия между франко-канадским меньшинством и англо-канадцами. В Великобритании - кризисная- проблема Северной Ирландии, шотландский и валлийский вопросы. В Бельгии - валлоно-фламандский вопрос, в Испании - проблемы басков, галисийцев, каталонцев. . Сейчас особенно ярко проступила неспособность "демократических" стран Запада разрешить национальный вопрос, более или менее удовлетворительно строить взаимоотношения между нациями и народностями. Лозунги буржуазных революций "Свобода, Равенство, Братство" в шциональ-ном вопросе практически осуществлены не были. Пока существует капитализм - общественная система, построенная на частной собственности и эксплуатации человека человеком, - все демокра См.: Правда, 1984, 12 сентября. цит. по: Баграмов Э.А. Национальный воцрос в борьбе идей, с.25.
Зна11 G.The rise of anti-Semitism. - People's World. 1982, July 35. тические требования, в том числе и демократическое решение национального вопроса "осуществимы лишь в виде исключения и притом в неполном, искаженном виде"^. В.И.Ленин указывал, что "только социализм способен положить конец национальной грызне"^.
Идеологи буржуазии весьма встревожены притягательной силой ленинской национальной политики КПСС, успехами народов СССР в области национальных отношений. Отсюда и стремление буржуазной пропаганды извратить марксистско-ленинское учение о нациях и национальных отношениях, опорочить опыт решения национального вопроса в Советском Союзе и других социалистических странах. Тем самым наши идейные цротивники надеются хоть в какой-то мере обелить капитализм. "События последнего времени, - отмечалось на ХХУ1 съезде КПСС, - еще и еще раз подтверждают: наши классовые противники учатся на своих поражениях. Они действуют против стран социализма все более изощренно и коварно"0.
Фальсификация деятельности КПСС по решению национального вопроса в СССР и совершенствованию национальных отношений в период развитого социализма преследует определенные цели. Во-первых, оживить националистические пережитки и предрассудки в сознании отдельных граждан нашей страны и социалистических стран. Во-вторых, делая ставку на буржуазный национализм, подорвать единство отрядов международного революционного движения. В-третьих, помешать распространению советского опыта решения нациошльного вопроса в освободившихся странах.
Современная буржуазтя советология, являясь теоретическим ядром антикоммунизма и важнейшей составной частью идеологическое
1 Ленин В.И. Полн.собр.сои., т.27, с.62.
2 Там же, т.23, с.322.
3 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с. 9. го аппарата империализма, представляет собой мощный исследовательский комплекс, ориентированный на изучение и дискредитацию теории и практики реального социализма в целях идейно-теоретического обслуживания стратегии и тактики империализш в классовом противостоянии двух социальных систем*.
Советологические исследования осуществляют три основные функции: I. "прикладное" исследование процессов, происходящих в СССР, прогнозирование развития советского общества и предоставление рекомендаций и советов правящим кругам капиталистических стран для выработки политики в отношении Советского Союза;
2. разработка антисоветской теоретической основы антикоммунистической идеологии;
3. создание основных стереотипов советского общества для р пропагандистских целей'0.
В общих чертах цели советологов подразделяются на внутренние и внешние, но служат достижению двуединой задачи - борьбы с коммунистической идеологией и реальным социализмом. Внутри капиталистических государств советологи стремятся оттолкнуть общественность от идей социализма, дезинформировать трудящихся относительно реальных процессов, происходящих в СССР. За пределами ва питал и стических стран преследуется цель ослабить и подорвать социалистическую систему, перенести идеологическую борьбу на территорию социалистических стран, чтобы "путем идеологических изменений в них добиться политических преобраq зований", "эрозии" социализма. См.: Развитой социализм и кризис "советологии". М., 1982, с.7; Николаев П.А. Зловещий альянс: Советология на служб! психологической войны. Л., 1980, с. 13. См.: Развитой социализм и кризис "советологии", с.8.
3 Foreign Affairs, 1968, January, p.268.
Идеологическая борьба против СССР и других стран социалистического содружества и советологические исследования ведутся на двух уровнях. Основные антисоветские разработки осуществляются в многочисленных советологических и антикоммунистических институтах и центрах. К концу 1970-х гг. в капиталистических странах число советологических центров возросло с нескольких десятков до 350. Из них более 200 приходится на США и около 100 - на ФРГ1. Это теоретико-академический уровень.
Один из старейших советологических центров США - Гуверовский институт по проблемам войны, революции и мира. Он был основан в 1919 г. при Стэнфордском университете. Цели этого учреждения были четко определены его создателем, бывшим президентом США Г.Гувером: ". демонстрация с помэщью исследований и публикаций той угрозы, которую несут с собой доктрины Карла Маркса, . чтобы таким образом защитить американский образ жизни от этой идеологии, ее заговоров, а также вновь подтвердить правильр ность американского образа жизни" .
Крупнейшим советологическим центром США является Колумбийский университет. В 1946 г. на средства фонда Форда был основан Русский институт Колумбийского университета3. В 1961 г. при университете создается Исследовательский институт по вопросам коммунизма, который возглавил З.Бжезинский. В 1965 г. появляется Институт Центральной и Восточной Европы. Всего же в системе Колумбийского университета помимо Русского института изучением СССР в подрывных целях занимаются еще 12 институтов и кафедр4.
1 Долинин A.A. Антисоветские идеологические центры. - Международная жизнь, 1979, й 9, с.146. Цит. по: Николаев А.П. Зловещий альянс, с.43. См.: взвитой социализм и кризис "советологии", с.92.
Николаев А. П. Зловещий альянс, с.46.
- Ю
0 масштабах советологических исследований говорит тот факт, что в Колумбийском университете за 20 лет /1946-1965 гг./ было подготовлено 276 шгистров и 150 докторов философии, а в 1970/71-I975/76 гг. в американских университетах было защищено 1340 докторских диссертаций, посвященных Советскому Союзу-1-.
В 1948 г. на деньги фонда Карнеги основывается еще один ведущий советологический институт - Русский исследовательский центр при Гарвардском университете. В "правящую элиту" центра входят Д.Белл, Р.Пайпс, Т.Иарсонс и другие известные советологи2.
В этом же году создается Американская ассоциация развития славяноведения - координирующий центр советологии. В I960 ААРС объединяла 633 человека, а в 1871 - 2844 человек3.
Кроме названных институтов в 1960-е гг. появляются Центры русских и воеточно-европейских исследований в Мичиганском и Стэнфордском университетах, Центр советско-азиатских исследований цри Южнокалифорнийском университете в Дос-Алжелесе, Институт славяноведения при Калифорнийском университете в Лос-Анжелесе и Беркли, Русский центр Йельского университета и десятки других советологических учреждений.
Второй уровень - это практически-политические исследования СССР, которые ведутся в рамках государственных учреждений или патронируемых государством программ. Особенно активно занима
I» о II О ются практической советологией государственные учреждения
США - конгресс, госдепартамент, ЦРУ, ЮСИА. i
Все советологические центры финансируются как из государственного бюджета, так и из "благотворительных" фондов, обладаю
I Byrnes R. Soviet-American Exchanges: 1958-1975• Bloomington. - L., 1976,p.27. p о Николаев А.П. Зловещий альянс, с.47.
Byrnes R. Soviet-American Exchanges,p.21.
- II щих огромными свободными от налогов средствами - более 20 млрд. долларов^. Ежегодно этими фондами выделяется до I млрд. долларов на финансирование антикоммунистических исследований р и мероприятий'0. Ведущую роль в субсидировании антисоветских исследований играют фонды Форда, Рокфеллера, Карнеги. Финансируют советологические исследования непосредственно крупные монополии и администрация США. Так, 70$ бюджета Гуверовского института составляют взносы корпораций "Стэндард Ойл оф Нью-Джерси" и "Рипаблик Стил Корпорейшн" . А в 1976-1977 гг. госдепартамент США выделил на нужды советологов I млн. долларов^.
Результаты советологических разработок используются американской администрацией для формирования своего внешнеполитического курса, а также для непосредственных подрывных акций против СССР с целью "оказать разлагающее воздействие на сознание советских людей"5. На июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что в последние годы наблюдается усиление враждебной пропаганды на союзные республики. На это указали в своих выступлениях К.Г.Вайно, А.Э.Восс, Д.А.Кунаев, Э.А.Шеварднадзе, В.В.Щербицкий. В частности, на Украину ведут антисоветские передачи 22 радиостанции. Общий объем этих передач только на украинском языке составляет 22 часа в сутки^.
Таким образом, пишет академик Федосеев, "по-видимому, можно констатировать, что в дополнение к военно-промышленному комплексу и в тесном взаимодействии с ним сложился своего рода политике
J Николаев А.П. Зловещий альянс, с.56. Малов Ю.К. Критика буржуазных фальсификаторов марксистско-ленинского учения о руководящей роли коммунистической партии в социалистическом обществе. М., 1983, с.9. Николаев А.П. Зловещий альянс, с.43. Byrnes R. Soviet-American Exchanges, p.21.
§ Материалы ХХУ1 съезда КПСС, с.75.
См.: Пленум Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г., с. 59. инфоршционно-псевдоакадешческий альянс - тесный союз между правительственным аппаратом, организациями крупного капитала, средствами массовой информации и "исследовательскими" "советологическими" центрами"*.
В общем потоке советологических исследований значительное место занимает изучение национального вопроса и характера национальных отношений в СССР и нациошльной политики КПСС. "В последние годы, - свидетельствуют сами советологи, - интерес к нерусским национальностям рос удивительно быстрыми темпами"2. Этот интерес вызван рядом причин. Во-первых, тем, что идеи В.И.Ленина по национальному вопросу "всегда имели всеобщее значение и всемирное применение". Буржуазной советологии, следовательно, необходимо их глубоко изучить и протиэ вопоставить им собственные теории и концепции0. Во-вторых, в провозглашенной буржуазными идеологами "эре национализт" Советский Союз продолжает не только существовать как единое союзное многонациональное государство, но и каждая составляющая 4 его нация и народность "сохранили явные этнические черты • Таким образом, косвенно признаются достижения ленинской национальной политики и одновременно с этим неспособность буржуазии решить национальный вопрос, ибо ей "помешало "уважение'У-к "свя-щеннои" частной собственности .
КПСС нацеливает советских исследователей на разоблачение буржуазных фальсификаций нациошльной политики КПСС. Необходимо Правда, 1984, 10 сентября.
2 Slavic Review, 1973, К 2, р.39. 3 См. Low A. Lenin on the Question of Nationality. IT.Y., 1958, p.13. 4
Critchlow J. Muslim Peoples in the USSR. - Problems of Communism, 1979, vol.XXV111, N 5-6,p.98. 5
Ленин В.И. Полн.собр.соч. , т.44, с.146-147.
- 13 аргументированно разоблачать буржуазных фальсификаторов истории нашей страны, национальной политики КПСС"*. На эту задачу советских обществоведов указало на очередном заседании Политбюро Щ КПСС?. Цель критики буржуазных фальсификаторов определил К.У.Черненко: ". отстаивать и разъяснять наши взгляды, ловить за руку нечистоплотных "критиков" нового строя, активно нести людям правду о социализме, воспитывать советских людей, особенно молодежь, в духе классовой бдительности, о готовности к защите нашей великой Родины".
Советские ученые накопили большой опыт по критике буржуазных фальсификаций теории нации и национальных отношений, ленинской национальной политики КПСС и характера национальных отношений в СССР в период развитого социализма.
Ленинской теории нации и национального воцроса и разоблачению ее буржуазных критиков посвящены работы Э.А.Баграмова, Н.М.Калтахчян и С.Т.Калтахчяна, М.И.Куличенко, М.А.Магомедова, Е.Д.Морджинской, коллективная монография "Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях"4, в работе Э.А.Баграмова "На циональный вопрос и буржуазная идеология" дана аргументирован
1 О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г. М., 1982, с. 30.
§ См.: Правда, 1984, 28 сентября. Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы со. циализма. - Правда, 1984, 26 сентября.
4 Баграмов Э.А. Национальный воцрос и буржуазная идеология М., 1966; Он же. Национальные отношения и борьба идей. - Вопросы теории и жизнь. М., 1980, с.430-438; Он же. Критика буржуазных фальсификаций ленинской теории национального вопроса. -Вопросы истории К1ЮС, 1981, № 5, с. 38-51; Калтахчян Н.М., Кал-тахчян С.Т. Ленинская теория наций и ее фальсификаторы. М., 1973; Морджинская Е.Д. Антикоммунизм и национальный воцрос. • Киев, 19/2; Магомедов М.А. Несостоятельность буржуазной критики шрксистско-ленинской программы по национальному вопросу. -Вопросы истории КПСС, 1976, 1« 8, с.74-86; Куличенко М.И. Против буржуазных теорий наций. - Вопросы истории КПСС, 1978, № 12, с. 103-112. ная критика буржуазных политико-социологических концепций нации и национальных отношений, в частности, расистских теорий. Автор, детально анализируя аргументацию расистских концепций национальных отношений, скрывает их связь с системой национального и расового угнетения в капиталистических странах.
В 1982 г. Э.А.Баграмовым была опубликована новая работа -"Национальный воцрос в борьбе идей"1. Продолжая разработку тем, поднятых в предыдущих монографиях и статьях, автор разоблачает новейшие теории буржуазных фальсификаторов нации и шционально-го вопроса, раскрывает противоположность двух концепций в национальном вопросе: интернационалистской и националистической. I
Э.А.Баграмов критически анализирует два направления в характеристике буржуазными социологами сущности нации - объективистское ,и субъективно-идеалистическое, вскрывает порочность буржуазной методологии разработки национальных проблем. Автор подвергает шрксистской критике новые работы ведущих буржуазных социологов, историков и политологов Х.Сетона-Уотсона, У.Коннора, Э.Смита, Р.Барнета, Т.Нэйрна, Г.Айзекса и других. В разделе "Буржуазный национализм - идеология и политика империализма" раскрывается сущность современного буржуазного национализма, стратегия им-периализш в использовании национализш и разжигании национальной вражды для достижения своих классовых целей.
В работе Н.М.Калтахчян и С.Т.Калтахчяна дан подробный критический анализ буржуазных фальсификаций ленинской теории наций. На большом фактическом материале показана несостоятельность буржуазных критиков марксизма-ленинизма в национальном вопросе, рав' но как и неспособность буржуазных идеологов выработать собственную позитивную теорию нации и национальных отношений. Авторы прослеживают идейную преемственность современных буржуазных Баграмов Э.А. Национальный вопрос и борьба идей, М., 1982.
- 15 теорий нации и национальных отношений с концепциями О.Бауэра и Р.Шпрингера /К.Реннера/. Этот аспект получил дальнейшее развитие в новой книге С.Т.Калтахчяна "Марксистско-ленинская теория нации и современность"^-.
Значительный вклад в критику буржуазной, в основном запад-ногершнекой,фальсификации ленинского учения о нации и национальных отношениях внес академик АН ГДР А.Козинг^. Кроме научного эта книга имеет важное политическое значение, учитывая реваншистские притязания консервативного руководства ФРГ на "возрождение единой Германии в гранищх 1937 г.", которые обосновываются также и идеей существования единой немецкой нации.
Большое внимание уделяют советские исследователи критике буржуазно-националистических теорий национальных отношений, получивших широкое распространение среди советологов. Критический анализ этих концепций дан в работах Э.А.Баграмова, М.С.Джунусо-ва, М.В.Иордана, И.М.Козловой, М.Б.Митина, Н.Н.Целищева, о
З.С.Чертиной и в ряде других публикаций. В этих работах разбираются концепции Л.Снайдера, Э.Смита, К.Дейча, Э.Райта, М.Тугу-ши, Р.Пайпса, Х.Сетона-Уотсона и других буржуазных идеологов. Калтахчян С.Т. Марксистско-ленинская теория нации и современность. М. , 1983. Козинг А. Нация в истории и современности. М., 1978. Джунусов М.С. Ставка на национализм - стратегия империализма. - В кн.:. Особенности идеологической борьбы на современном этапе. Махачкала, 1975; Митин М.Б. Проблемы современной идеологической борьбы. Критика социологических и социально-поли тических концепции. М., 1976; Целищев H.H. Против буржуазных и ревизионистских извращений сущности пролетарского интернационализма. - Воцросы истории КПСС, 1976, № II, с.31-42; Иордан М.В. Интернационализм против национализма. М., 1980; Чертина З.С. Национальные отношения при социализме в буржуазной историографи США. М., 1982, Она же. Против буржуазных фальсификаций национальных отношений в СССР. М., 1983; Баграмов Э.А. Национальный воцрос в борьбе идей. М., 1982; Козлова И.М. Буржуазные фальсификации сущности пролетарского интернационализма. - В кн.: Вопросы научного коммунизма. Киев, 1983, вып.54, с. 14-20.
На основе марксистско-ленинской методологии и большого фактического материала опровергаются националистические трактовки социальных явлений в современном мире, утверждаются ленинские принципы пролетарского, социалистического интернационализма.
Большой интерес представляет вышедшая в 1982 г. книга 3.С.Чертиной "Национальные отношения при социализме в буржуазной историографии (Ж". В ней в систематизированном виде представлена критика новейших концепций буржуазного советоведения и социологии в национальном вопросе. Подробно проанализированы антинаучные концепции "модернизации", "роста национализма", "этничности" и "этнической стратификации". Вскрыв теоретическую базу буржуазной советологии, автор показала характер современных буржуазных фальсификаций национальных отношений в СССР в период развитого социализма.
Основная масса советской критической литературы посвящена опровержению антисоветских фальсификаций ленинской нациошльной политики КПСС. В работах В.П.Булдакова и С.В.Кулешова, И.И.Трошева и О.И.Чеченкиной, И.С.Зенушкиной, P.A.Саликова и Л.И.Каля-дина1 подвергается щ>игике советологическая литература по проблемам образования СССР, доказывается научная несостоятельность буржуазных концепций "преемственности" советской и царской национальной политики, "советской империи" и других, извращающих принципиальную ленинскую позицию КПСС в вопросах о праве наций
1 Зенушкина И. С. Советская национальная политика и буржуазные историки. Становление Советского многонационального государства. /1917-1922/ в современной американской историографии. М., 1971; Грошев И.И., Чеченкина О.И. Критика буржуазной даль-сификации шциональнои политики КПСС. M., 1977; Булдаков В.П., Кулешов C.B. История образования СССР и критика, ее фальсификаторов. M., 1982; Саликов P.A., Калядин Д.И. Ленинская национальная политика КПСС и ее фальсификаторы. M., 1982. на самоопределение и советскую федерацию. В монографиях И. С. Зе-нушкиной, В.П.Булдакова и С.В.Кулешова наглядно погазано, что освещение процесса образования СССР в советологической литературе носит наиболее реакционный характер, т.к. современные буржуазные советологи в основном придерживаются позиций реакционной российской эмиграции.
Много исследований советских авторов посвящено критике буржуазных фальсификаций национальной политики КПСС в отдельных советских республиках и регионах. Опровержению буржуазно-националистических извращений национальных отношений на Украине посвящены работы Я.А.Нагорной, В.Е.Маланчука, Р.Г.Симоненко^, р в Белоруссии и Прибалтийских республиках - Г.С.Марцуля .
В 70-80 гг. вышло значительное число работ по критике буржуазных фальсификаций истории развития молдавской социалистической нации^.
В работах Г.А.Галояна и М.Мамедэва опровергаются фальсификации буржуазной историографии истории создания и развития республик Закавказья4. Критике буржуазных утверждений о "враж Маланчук В.Е. Фальсификаторские измышления буржуазных "украиноведов". - Вопросы истории КПСС, 1971, № 8, с.38-48; Нагорная Я.А. Против современной буржуазной и буржуазно-националистической фальсификации истории Октября на Украине. Киев, 1971 /на укр.яз./; Симоненко Р.Г. Черное перо фальсификаторов. Киев, 1968 /на укр. яз/. Марцуль Г.С. Торжество ленинской национальной политики и ее буржуазные фальсификаторы. Минск, 1975.
3 Против буржуазных фальсификаторов истории и культуры молдавского народа. Сб. статей. Кишинев, 1972; Факты и домыслы. Против фальсификации национальных отношений в Советском-Союзе. Кишинев, 1972; Морарь А.Г. Образование и развитие молдавской социалистической нации в кривом зеркале буржуазной историографии. Кишинев, 1273. Он же. Правда против вымысла. /Критика буржуазных концепций претворения в жизнь ленинской национальной политики КПСС в МССР/. Кишинев, 1977.
4 Галоян Г.А. Против фальсификации истории социалистической революции и коммунистического строительства в Закавказье. Ереван, 1961; Мамедов М. Торжество ленинской национальной политики КПСС и измышления фальсификаторов. - Коммунист Азербайджана, 1983, й 4, с. 82-887 дебности" среднеазиатских нардов русскому народу, о насильственном црисоединении республик Средней Азии к СССР и т.п. измышлений посвящены книги и статьи Х.Ш.Иноятова, О.С.Реджеповой, Г.А.Хидоятова и других исследователей из республик Средней Азии-1-.
В последние годы усилилась критика буржуазных фальсификаций ) национальной политики КГСС и национальных отношений в СССР в период развитого социализма. В этом направлении плодотворно трудятся Э.А.Баграмов, Л.А.Брутян, Ж.Г.Голотвин, Ю.И.Игрицкий,
М.И.Куличенко, В.И.Марушкин, В.И.Салов, Н.В.Романовский, р
О.И.Коновалюк . В частности, в книгах и статьях Ж.Г.Голотвина 1 -г1х Хидоятов Г.А. Ленинская национальная программа и современная идеологическая борьба. Ташкент, 1972; Иноятов Х.Ш. Ленинская национальная политика в действии. Ташкент, 1973, Он же. Буржуазная фальсификация истории решения национального вопроса в Средней Азии. - В кн.: Великий Октябрь и решение национального вопроса. Ереван, 1982д с.258-266; Реджепо^а О.С. Критика буржуазных фальсификации национальной политики КПСС /на материалах Средней Азии/. Ашхабад, 1980:
2 Куличенко М.И. Решение национального вопроса в СССР в искаженном свете буржуазной историографии. - Вопросы истории КПСС; 1966, № I, с.62-74; Он же. Актуальные вопросы борьбы против фальсификаторов теории и политики КПСС в области национал!г-ных отношений. - там же, 1976, № 2, с.96-110; Он же. Теория и политика КПСС в области национальных отношений и необходимость решительной борьбы против ее фальсификаторов. - В кн.: Актуальные вопросы современной идеологической борьбы. М., 1977; Баграмов Э.А. Национальные отношения при социализме и антикоммунизм. М., 1970; Он же. Советская национальная политика и буржуазные фальсификаторы. - Международная жизнь, 1978, № 5, с. 82-91; Баграмов Э.А., Троицкий Е.С. Интернациональное единство советского народа и бессилие его "критиков". - В кн.: Развитие советского народа - новой исторической общности. М., 1980, с.340-384; Марушкин"Б.И. Триумф ленинской национальной политики в СССР и буржуазная историография США. - Новая и новейшая история, 1972, № 5, с.3-12; Он же, Решение национального вопроса в СССР и советологические "теории". - В кн.: Советология: расчеты и цросчеты. М., 1276; Салов В.И. Националывя политика Советского государства и ее буржуазные фальсификаторы. - В кн.: ХХ1У съезд КПСС и проблемы научного коммунизма. М., 1973. Он же. Критика современной буржуазной историографии ленинской политики КПСС по национальному вопросу. М., 1973; Игрицкий Ю.И. Мифы
Прод. сноски см. на след. стр.
- 19 критически анализируются работы буржуазных советологов, появившиеся в 70-80-е гг., дается отпор советологическим фальсификациям политики КПСС в области расцвета и сближения социалистических наций. Автор опровергает измышления фальсификаторов о создании в СССР "единой советской нации", показывает антинаучный, спекулятивный характер буржуазных трактовок сущности новой исторической общности людей - советского народа
В 1984 г. вышла подготовленная Институтом марксизма-лени-низш при Щ КПСС книга "Критика фальсификаций национальных отношений в СССР". Эта монография стала своего рода обобщающим трудом, подводящим основные итоги критики советскими исследователями буржуазных фальсификаций национальной политики КПСС. В первой части монографии раскрываются "основные направления противоборства марксистско-ленинской и буржуазной идеологий по таким вопросам, как сущность и социальная роль нации и национальных отношений в прогрессе человечества" . В ней подвергбуржуазной историографии и реальность истории. М,, 1974; Он же. Домыслы западных советологов о развитии национальных отношений в СССР. - В кн.: Исторические завоевания Октября и мифы антикоммунизма. М., 1978.; Брутян Л.А. Развитие социалистических наций: правда против вымыслов "советологов". - В кн.: Развитой социализм и кризис "советологии". М., 1982, с.249-269; Он же. Против буржуазной Фальсификации национальных отношений в СССР. - В кн.: Великий Октябрь и решение тционального вопроса. Ереван, 1982, с.241-248; Коновалюк О.И. Несостоятельность буржуазных концепций русификации и дезинтеграции Советского государства. - В01Ш0сы истории, 1982, № II, с.69-83; Волкова Ю.Е., Романовский Н.В. Банкротство концепций буржуазной историографии о национальных отношениях в СССР. - Вопросы истории, 1982, № 12, с. 34-48. Голотвин Ж.Г., Мирский Р.Я. Традиции советского патриотизма. М., Мысль, 1975.; "Он же. Банкротство фальсификаторов национальных отношений в современном.обществе. - Реальный социализм в СССР и его буржуазные фальсификаторы. Под ред. Морджинской Е.Д. М., 1977, с.277-313; Он же. Сближение наций, народностей СССР: правда против вымыслов. В кн.: Против буржуазных фальсификаторов истории и политики КПСС. М., 1980, с. 211225; Он же. Единая семья советских народов: социальное равенство и сплоченность. М., Мысль, 1981. Критика фальсификаций национальных отношений в СССР, с. 18.
- 20 нуты критике новейшие буржуазные теории нации и национальных отношений, фальсификации социально-экономического и политического единства народов СССР, буржуазные извращения национально-языковой политики КПСС и политики партии в области развития многонациональной советской культуры.
Вторая часть работы на обширном фактическом материале опровергает буржуазные фальсификации национальной политики КПСС и развития национальных отношений во всех союзных республиках.
В ооздании монографии участвовали известные советские об-ществоведы:М.И.Куличенко , Е.С.Троицкий, Ж.Г.Голотвин, А.И.Холмогоров, К.Х.Ханазаров, Э.А.Баграмов, Я.А.Нагорная, И.Ф.Анош-кин и другие.
Вместе с тем, несмотря на ценность и обилие публикаций по критике буржуазных фальсификаций национальной политики КПСС, необходимо отметить, что их сравнительно немного по отношению к буржуазной литературе, продолжающей извращать все аспекты национального вопроса и национальной полигики КПСС. Появившиеся новые буржуазные теории и концепции требуют своевременной научной критики. Также необходим действенный отпор буржуазным извращениям ленинской национальной политики КПСС в условиях развитого социалистического общества. Анализ советской критичесг кой литературы показывает, что основную ее массу создают философы и социологи, а работ историко-партийного характера еще недостаточно. Данная диссертация, не претендуя на полное освещение многогранной деятельности КПСС по упрочению интернационально, го единства советского народа, имеет целью дать критический анализ современных буржуазных фальсификаций деятельности партии в этом направлении, показать формы и методы работы КПСС по укреплению дружбы и интернациональной сплоченности советских людей, по воспитанию нового советского человека - патриота и интернационалиста.
Методологической и теоретической основой диссертации служат труды К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина по вопросам наций и национальных отношений, политики победившего пролетариата в области национального вопроса.
Автор исследования также опирался на основополагающие выводы, содержащиеся в партийных документах, прежде всего в материалах ХШ, ХХУ, ХХУ1 съездов КПСС, Пленумов Щ КПСС и Постановлениях ЦК КПСС по актуальным вопросам идеологической и воспитательной работы, документах компартий союзных республик.
Источниками диссертации являются данные Всесоюзных переписей населения, Итоги выборов в Советы народных депутатов, Статистические сборники ЦСУ СССР, материалы периодической печати, исследования советских и зарубежных марксистских авторов.
Объектом критического анализа избрана буржуазная литература на английском языке, вышедшая в США., Великобритании, ФранцииЕ ФРГ, Канаде, Голландии и Австралии в 70-80-е гг.: монографии, сборники статей, статьи в советологических журналах и периодической печати, рецензии на советские и зарубежные издания по проблемам национальных отношений. Отдельные работы буржуазных авторов впервые.вводятся в научный оборот для их последующей критики.
Диссертация призвана содействовать дальнейшему расширению и углублению исто ри ко-партийной критики буржуазных фальсификаций деятельности КПСС по совершенствованию национальных отношений в СССР в период развитого социализма.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Критика буржуазных фальсификаций деятельности КПСС по упрочению интернационального единства народов СССР"
- 186 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая исследование, представляется возможным сделать некоторые выводы и обобщения. Критика буржуазных фальсификаций национальной политики КПСС по-прежнему сохраняет свою актуальность. Поток фальсификаторской литературы по советским национальным проблемам и шциональной политике партии не уменьшается. Особое внимание в ней уделяется национальной политике КПСС в условиях развитого социализма, т.к. исследование этих проблем в традиционном для советологов антисоветском ключе зачастую имеет непосредственное влияние на формирование внешнеполитических доктрин правительств капиталистических государств. Используя современные средства массовой информации, советология, говоря словами К.Маркса, "фабрикует больше мифов. за т один день, чем раньше можно было изготовить за столетие .
Вместе с тем, в последние годы советологи стали глубже изучать произведения классиков марксизш-ленинизма, документы КПСС и Советского государства, тщтельно анализировать советскую периодическую печать, статистические издания и работы советских специалистов по шциональному вопросу. Это делается для того, чтобы, тенденциозно подобрав материал, с большей "достоверностью" показать "неразрешимость" национального вопроса, являющегося, по мнению буржуазных фальсификаторов, "вечной, теоретически нерешенной трудностью марксизма и практической трудностью партий и государств социалистических стран"2 Изменения в подходе советологов к изучению национальной политики КПСС вовсе не означают того, что изменились антисоветские цели советологии - изучение СССР с целью дискредитации его
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. , т.33, с.25. 2
Kolakov/ski L. Main Currents of Marxism. Oxford, 1978, vol.111,p.88.
- 187 внутренней и внешней политики. Поэтому, в виде серьезных научных исследований по национальным отношениям в СССР буржуазными фальсификаторами преподносится самая отчаянная ложь и клевета1 на ленинскую нациошльную политику КПСС.
Базой буржуазной фальсификации национальной политики партии являются различные идеалистические теории и концепции нации. Несмотря на обилие буржуазных трактовок нации, их авторы, как отмечал К.У.Черненко, подходят к изучению наций сугубо меха-р нистически . Этим теориям присущи некоторые общие черты, заключающиеся в преувеличении этнических факторов, психологии, чувств и сознания в сущности нации цри одновременном игнорировании или принижении социально-классовой стороны нации. Вся буржуазная наука в национальном вопросе нацелена на противопоставление одних наций другим, подчеркивание того, что различает нации, а не сближает их.
Анализ современных буржуазных теорий наций и национальных отношений раскрывает их непосредственную связь с идеалистической теорией нации, выработанной О.Бауэром. Принципиально нового в теорию наций современные буржуазные идеологи не внесли, изменились лишь форт изложения, терминология, шире стали привлекаться сведения из других отраслей научного знания.
Основываясь на антинаучных трактовках нации, буржуазные фальсификаторы пытаются превратно истолковывать и национальные отношения. В противовес коммунистической идеологии, овладевающей умами миллионов людей во всем мире, они выдвигают идеологию и политику национализт. В соответствии с идеями национализма буржуазными идеологами характеризуются и взаимо
1 См.: Денин В.И. Полн. собр. соч., т.25, с. 352.
2 Черненко К. У. Народ и партия едины, с. 337.
- 188 отношения различных народов, особенно, когда речь идет о Советском Союзе и друтих странах социализма. Буржуазные фальсификаторы широко используют тезис о всемогуществе национализма, который якобы подчиняет себе все соперничающие с ним идеологические доктрины. Однако будущее принадлежит не буржуазному национализму, а пролетарскому, социалистическому интернационализму. Закономерностью развития национальных отношений при социализме является укрепление братского сотрудничества, а не вражд.-. между народами.
К характеру национальных отношений буржуазные фальсификаторы подходят, по их собственному признанию, с готовыми моделями национального и расового развития. Национальные отношения в любой стране рассматриваются с одной из трех позиций:
- "ассимиляция - модернизация", означающая полную ассимиляцию национальных меньшинств в многонациональных государствах;
- "подчинение - конфликт", - отношения по образцу колониальных: между господствующими и подчиненными нациями;
- "культурно-плюралистический подход", представляющий "середину между этими двумя крайностями"
Именно с названными двумя "крайними" тезисами подходят фальсификаторы к изучению национальной политики КПСС и национальных отношений в СССР m современном.этапе.
Вследствие такой идеологической установки национальтя политика КПСС описывается буржуазными фальсификаторами при помощи традиционного "набора" концепций: "советская империя"; "русификация", "насильственная ассимиляция", "экономическое и политическое угнетение" и т.п. Взаимоотношения между нароI
См.: Soviet Studies, 1983, H 1, p.129.
- 189 дами определяются как взаимное отчуждение и "отдаление", "этнонационализм" нерусских народов и "великодержавный шовинизм" русского народа. Будущее Советского многонационального государства видится буржуазным фальсификаторам в виде "распавшейся империи".
Данные буржуазные концепции, как показано в исследовании, не имеют под собой реальной почвы и являются скорее политическими доктринами, чем тучными теориями, даже в рамках буржуазной объективистской науки.
Вместе с тем»буржуазные фальсификаторы вынуждены все чаще признавать прогресс в национальных отношениях в Советском Союзе и даже иногда указывать на заслугу в этом Коммунистической партии. Но в большинстве случаев достижения советских наций и народностей в социально-экономической, политической и культурной областях преподносятся как результат "борьбы" этих народов с политикой КПСС.
Особым нападкам буржуазных фальсификаторов подвергается идеологическая и воспитательная деятельность партии, то есть то, что советологи в широком смысле определяют как "советизацию" народов СССР. В этой связи всячески извращается интернационально-патриотическое воспитание трудящихся СССР с целью подорвать доверие народов к КПСС. Коммунистической партии преписывается стремление воспитать советских людей в духе "советского щционализш", лишить народы СССР, в том числе и русский их исконно национальных традиций, обычаев, обрядов, жизненных устоев. Буржуазные фальсификаторы выступают под маской "друзей" тех или иных наций СССР в зависимости от политического момента. Например, сейчас, когда происходят сильные и противоречивые общественные движения в мусультнском
- 190 мире, советолога особое внимание уделяют народам советской Средней Азии. Такую позицию буржуазных идеологов разоблачил известный английский писатель Д.Олдридж. Он, в частности , писал, что "нельзя быть другом отдельных наций Советского Союза, можно быть лишь другом их всех, или не быть им совсем. Нельзя быть другом абстрактного содружества наций, но можно быть другом социалистического содружества наций"
Буржуазные идеологи всячески противопоставляют национальные и интернациональные интересы. С точки зрения марксизма-ленинизма подлинный интернационализм последовательнее и глубже обеспечивает национальные интересы, чем идеология и политика национализма, отгораживающие одну нацию от других. Реальные взаимоотношения советских людей различных шциональнос-тей между собой подтверждают правильность курса КПСС в национальной политике и опровергают буржуазные измышления на этот счет.
Всесторонний прогресс социалистических наций в СССР, других социалистических странах, привлекательность советского опыта решения национального вопроса для освободившихся стран - все это подрывает основы буржуазных теорий в нациошльном вопросе, опровергает буржуазные фальсификации деятельности КПСС по проведению в жизнь ленинской национальной политики. Вместе с тем,все яственнее проявляется неспособность капитализма решить межнациональные проблемы и абсолютное преимущество социализма над капитализмом и в этом вопросе. "За наши р взгляды, писал В.И.Ленин, - вступается сама история .
Появление в последние годы многочисленных теорий нации и национальных отношений, усиление клеветнического характера в
1 Коммунист, 1972, Л 12, с.81. р Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 12, с.65.
- 191 освещении национальной политики КПСС указывают на углубляющийся кризис буржуазной идеологии в целом и советологии в частности. Дальнейшя борьба с буржуазными фальсификаторами, раскрытие антинаучного характера буржуазных теорий нации, отпор буржуазному национализму, опровержение фальсификаций по конкретным сторонам национальной жизни СССР имеет первостепенное значение в продолжающейся и обостряющейся идеологической борьбе двух противоположных социально-экономических систем.
Список научной литературыБалицкий, Александр Витальевич, диссертация по теме "История Коммунистической партии Советского Союза"
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
2. Энгельс Ф. Празднество наций в Лондоне. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 2, с. 588-599.
3. Маркс К., Энгельс Ф. О Польше. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 371-373.
4. Маркс К., Энгельс Ф1. Манифест Коммунистической партии. -Соч., 2-е изд., т. 4, с. 419-459.
5. Маркс К. Чартисты. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 8, с. 359-368.
6. Маркс К. Учредительный Манифест Международного Товарищества Рабочих, основанного 28 сентября 1864 г. на публичном собрании, состоявшемся в Сент-Мартинс-холле, Лонг-Эйкр.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 16, с. З-П.
7. Маркс К. О Гаагском конгрессе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 18, с. 153-155.
8. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 19, с. 306-314.
9. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е .изд., т. 20, с. 5-338.
10. Маркс К. Зигфриду Мейеру и Августу Фогту. 9 апреля 1870 г.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 32,с.554-560. 1.10.Энгельс Ф. Дженнаро Бовио. 16 апреля 1872 г. Маркс К.,
11. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 33, с. 373-374. 1.11.Энгельс Ф. Йозефу Блоху. 21 /-22/ сентября 1890 г.
12. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 37, с. 393-397. 1.12.Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюютпротив социал-демократов? Полн.собр.соч., т. I, с.125-346.
13. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве. Полн.собр.соч., т! I,с. 347-534. '
14. Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма.I
15. Полн.собр.соч., т. 2, с. 119-226.
16. Ленин В.И. Последнее слово бундовского национализма. -Полн.собр.соч., т. 7, с. 322-325.
17. Ленин В.И. Положение Бунда в партии. Полн.собр.соч., т. 8, с. 65-76.
18. Ленин В.И. К еврейским рабочим. Полн.собр.соч., т.10, е.266-269.
19. Ленин В.И. Кадеты и националисты. Полн.собр.соч., т. 22, с. 157-158.
20. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма. -Полн.собр.соч., т. 23, с. 40-48.
21. Ленин В.И. Тезисы по национальному вопросу. Полн. собр.соч., т. 23, с. 314-322.
22. Ленин В.И. Критические здметки по национальному вопросу. -Полн.собр.соч., т. 24, с. 113-150.
23. Ленин В.И. Еще о разделении школьного дела по национальностям. -Полн.собр.соч., т. 24, с. 236-238.
24. Ленин В.И. Нужен ли обязательный государственный язык? -Полн.собр.соч., т. 24, с. 293-295.
25. Ленин В.И. Либеральный профессор о равенстве. Полн. собр.соч., т. 24, с. 361-364.
26. Ленин В.И. Тезисы реферата по национальному вопросу. -Полн.собр.соч., т. 24, с. 382-395.
27. Ленин В.И. Еще одно уничтожение социализма. Полн. собр.соч., т. 25, с. 31-54.
28. Ленин В.И. К вопросу о национальной политике. Полн. собр.соч., т. 25, с. 64-72.
29. Ленин В.И. Развращение рабочих утонченным национализмом. Полн.собр.соч., т. 25, с. 144-147.
30. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Полн. собр.соч., т. 25, с. 255-300.
31. Ленин В.И. Война и российская социал-демократия. Полн.собр.соч., т. 26, с. 13-23.
32. Ленин В.И. Карл Маркс. Полн.собр.соч., т. 26, с. 4393.
33. Ленин В.И^Мертвый шовинизм и живой социализм. Полн. собр.соч., т. 26, с. 98-105.
34. Ленин В.И. Вопрос об объединении интернационалистов. -Полн.собр.соч., т. 26, с. 187-191.
35. Ленин В.И. Революционный пролетариат и право наций насамоопределение. Полн.собр.соч., т. 27, с. 61-68.
36. Ленин В.И. Социалистическая революция и право нацийна самоопределение. Полн.собр.соч., т. 27, с.252-266.
37. Ленин В.И. Итоги дискуссии о самоопределении. Полн. собр.соч., т. 30, с. 17-58.
38. Ленин В.И. Статистика и социология. Полн.собр. соч., т. 30, с. 349-356.
39. Ленин В.И. Задачи пролетариата в нашей революции. -Полн.собр.соч., т. 31, с. 149-186.
40. Ленин В.И. Первоначальный вариант статьи "Очередные задачи Советской власти". Полн.собр.соч., т. 36, с. 127-164.
41. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. -Полн.собр.соч., т. 41, с. 1-104.
42. Ленин В.И. К четырехлетней годовщине Октябрьской революции. Полн.собр.соч., т. 44, с. 144-152.
43. Ленин В.И. Интервью корреспонденту "Обсервер" и 'Тарди-ан" М.Фарбману. 27 октября 1922 г. Полн.собр.соч.,т. 45, с. 237-244.
44. Ленин В .'и. И.Ф.АрАвдд. 17 (30) ноября 1916 г. Полн. собр.соч., т. 49, с. 328-334.
45. Ленин В.И. Письмо А.А.Иоффе. 13 сентября 1921 г. Полн. собр.соч., т. 53, с. 189-190.
46. Ленинский сборник. XXX. М., 1937, Партиздат ЦК ВКП(б). 330 с.
47. Документы КПСС и Советского государства
48. В.И.Ленин, КПСС о борьбе с национализмом. М.: Политиздат, 1974. 223 с.
49. Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М.¡Политиздат, 1982. 144 с.
50. Материалы ХХП съезда КПСС. М.¡Политиздат, 1961. - 464 с.
51. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971. -320 с. .
52. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976~. 256с.
53. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -233 с.
54. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1971-1982. Тт. 1-14, 8-е изд.
55. Пленум Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. Стенографический отчет. М.: Политиздат, 1983. - 222 с.
56. Материалы Пленума ЦК КПСС 10 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 28 с.- 196
57. КПСС о формировании нового человека. Сборник документов и материалов. 1965-1981. Изд.2-е, доп. М.: Политиздат, 1982. - 688 с.
58. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1982. - 48 с.
59. Работы руководящих деятелей КПСС и Советскогогосударства
60. Черненко К.У. Народ и партия едины. Избр.речи и статьи. М.: Политиздат, 1984. - 496 с.
61. Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. Речь на Юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР. Правда, 1984, 26 сентября.
62. Алиев Г.А. 0 задачах партийной организации республики по выполнению постановления ЦК КПСС "0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы". Баку, 1979. 71 с.
63. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. 2-е изд.-М.: Политиздат, 1983. 320 с.
64. Брежнев Л.И. Об интернационализме и дружбе народов. -М.: Политиздат, 1981. 702 с.
65. Капитонов И.В. КПСС авангард советского народа. -Коммунист, 1981, № 9, с. 10-23.
66. Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос. Соч., т. 2, с. 290-367.
67. Суслов М.А. Избранное. Речи и статьи. М.: Политиздат, 1972. - 695 с.
68. Тихонов Н.А. Единый народно-хозяйственный комплекс многонационального Советского государства. Коммунист, 1982, № II, с. 14-43.- 197
69. ЗЛО. Шаумян С.Г. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1978, ф.1. - 511 с.4. Специальная литература
70. Актуальные проблемы национальных отношении в свете Конституции СССР. М.: Наука, 1981. - 302 с.
71. Арутюнян Ю.В. Конкретно-социологические исследования национальных отношений. Вопросы философии, 1969, № 12, с. 129-139.
72. Баграмов Э.А. Национальный вопрос и буржуазная идеология. (Критика новейших политико-социологических концепций). -М.: Мысль, 1966. 327 с.
73. Баграмов Э.А. Национальные отношения при социализме и антикоммунизм. М.: Знание, 1970. - 56 с.
74. Баграмов Э.А. Советская национальная политика и буржуазные фальсификаторы. Международная жизнь, 1978, № 5,с. 82-91.
75. Баграмов Э.А. Национальные отношения и борьба идей.I
76. В кн.: Вопросы теории и жизнью М.: Правда, 1980. -с. 430-438.
77. Баграмов Э.А. Критика буржуазных фальсификаций ленинской теории национального вопроса. Вопросы истории КПСС, 1981, № 5, с. 38-50.
78. Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей. М.: Политиздат, 1982. - 336 с.
79. Бауэр 0. Национальный вопрос и социал-демократия. СПб., 1909. Серп. ь\Г1, 600 с.
80. Бердяев Н. Судьба России. М., 1918.- 198
81. Брутян Л.А. Против буржуазной фальсификации национальных отношений в СССР. В кн.: Великий Октябрь и решение национального вопроса.-Ереван: Изд. АН Арм.ССР, 1982,с. 241-248.
82. Булдаков В.П., Кулешов C.B. История образования СССР и критика ее фальсификаторов. М.: Высшая школа, 1982. -176 с.
83. Волкова Ю.Е., Романовский Н.В. Банкротство концепций буржуазной историографии о национальных отношениях в СССР. Вопросы истории, 1982, tè 12, с. 34-48.
84. Воспитывать убежденных патриотов-интернационалистов. -М. : Политиздат, 1982. 335 с.
85. Галоян Г.А. Против фальсификации истории социалистической революции и коммунистического строительства в Закавказье. Ереван, 1961.
86. Глезерман Г.Е. Классы и нации. Изд.2-е. М.: Политиздат, 1977. - 174 с.
87. Голотвин Ж.Г. Единая семья советских народов: социальное родство и сплоченность. М.: Мысль, 1981. - 167 с.
88. Голотвин Ж.Г., Мирский Р.Я. Традиции советского патриотизма. М.: Мысль, 1975. - 200 с.
89. Трошев И.И., Чеченкина О.И. Критика буржуазной фальсификации национальной политики КПСС. М.: Мысль, 1974. - 238 с.
90. Джунусов М.С. Ставка на национализм стратегия империализма. - В кн.: Особенности идеологической борьбы юа современном этапе. Махачкала, 1975.
91. Долинин A.A. Антисоветские идеологические центры. -Международная жизнь, 1979, № 9, с. 146-148.- 199
92. Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. (Историко-социологический очерк межнациональных отношений). М.:
93. Затеев В.И. Советский народ новая историческая общность людей и ее интернационализирующее воздействие на развитие советских наций. - Научный коммунизм, 1979, № 4,с. 46-54.
94. Зенушкина И.С. Советская национальная политика и буржуазные историки. Становление Советского многонационального государства (1917-1982) и современная американская историография. М.: Мысль, 1971. - 285 с.
95. Игрицкий Ю.И. Мифы буржуазной историографии и реальность истории. М.: Мысль,^ 1974. - 264 с.
96. Игрицкий Ю.И. Домыслы западных советологов о развитии национальных отношений в СССР. В кн.: Исторические ; завоевания Октября и мифы антикоммунизма. М., 1978.
97. Иноятов Х.Ш. Ленинская национальная политика в действии. Ташкент, 1973. 439 с.
98. Иноятов Х.Ш. Буржуазная фальсификация истории решения национального вопроса в Средней Азии. В кн.: Великий Октябрь и решение национального вопроса. - Ереван:- Изд. АН Арм.ССР, 1982. - с. 258-266.
99. Иордан М.В. Интернационализм против национализма. М.: Наука, 1980. - 262 с.
100. Ислам в СССР. Особенности процесса секуляризации в республиках Советского Востока. М.: Мысль, 1983. - 173 с.
101. Калтахчян С.Т. Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей. М.: Изд.-во Моск.ун-та, 1976. - 408 с.
102. Калтахчян С.Т. Марксистско-ленинская теория нации и современность. М.: Политиздат, 1983. - 367 с.- 200
103. Калтахчян Н.М., Калтахчян С.Т. Ленинская теория наций и ее фальсификаторы. М.: Политиздат, 1973. - 128 с.
104. Козинг А. Нация в истории и современности. М.: Прогресс, 1978. - 291 с.
105. Козлова И.М. Буржуазные фальсификаторы сущности пролетарского интернационализма. В кн.: Вопросы научного коммунизма: Респ. междувед.науч.сб. Киев, 1982, Вища школа, вып.54, с. 14-20.
106. Коновалюк О.И. Несостоятельность буржуазных концепций русификации и дезинтеграции Советского государства. -Вопросы истории, 1982, № II, с. 69-83.
107. Критика фальсификаций национальных отношений в СССР. -М.: Политиздат, 1984. 496 с.
108. Куличенко М.И. Решение национального вопроса в СССР в искаженном свете буржуазной историографии. Вопросы истории КПСС, 1966, № I, с. 62-74.
109. Куличенко М.И. Актуальные вопросы борьбы против фальсификаторов теории и политики КПСС в области национальных, отношений. Вопросы истории КПСС, 1976, № 2, с. 96-110.
110. Куличенко М.И. Против буржуазных теорий наций. Вопросы истории КПСС, 1978, № 12, с. 103-113.
111. Куличенко М.И. Расцвет и сближение наций в СССР. М.: Мысль, 1981. - 444 с.
112. Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях.I
113. Изд.2-е. М.: Политиздат, 1974. - 597 с.
114. Магомедов М.А. Несостоятельность буржуазной критики :. марксистско-ленинской программы по национальному вопросу. Вопросы истории КПСС, 1976, № 8, с. 74-86.- 201
115. Маланнук В.Е. Фальсификаторские измышления буржуазных "украиноведов". Вопросы истории КПСС, 1971, № 8,с. 38-48.
116. Малов Ю.К. Критика буржуазных фальсификаторов марксистско-ленинского учения о руководящей роли коммунистической партии в социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1983. - 310 с.
117. Мамедов М. Торжество ленинской национальной политики КПСС и измышления фальсификаторов. Коммунист Азербайджана, 1983, № 4, с. 82-88.
118. Марушкин Б.И. Решение национального вопроса в СССР и советологические "теории". В кн.: Советология: расчеты и просчеты. М., 1976.
119. Марушкин Б.И. Триумф ленинской национальной политики в СССР и буржуазная историография США. Новая и новейшая история, 1982, № 5, с.
120. Марцуль Г.С. Торжество ленинской национальной политики и ее буржуазные фальсификаторы. Минск, 1976. 160 с.
121. Материальная основа дружбы и братства. М.: Экономика, 1983. - 232 с.
122. Митин М.Б. Проблемы современной идеологической борьбы. Критика социологических и социально-политических концепций. М.: Наука, 1976. - 319 с.
123. Морджинская Е.Д. Антикоммунизм и национальный вопрос. Киев, 1972. 36 с.
124. Метелица Л.Б. Единство интернационального и патриотического воспитания. М.: Мысль, 1982. - 207 с.
125. Морарь А.Г. Образование и развитие молдавской социалистической нации в кривом зеркале буржуазной историографии. Кишинев: Знание, 1973. - 38 с.- 202
126. Морарь А.Г. Правда против вымысла. (Критика буржуазных концепций претворения в жизнь ленинской национальной политики КПСС в МССР). Кишинев, 1977. 214 с.
127. Морозов М.А. Нация в социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1979. - 175 с.
128. Нагорная Л.А. Против современной буржуазной и буржуазно- националистической фальсификации истории Октября на Украине. Киев, 1971 (на укр.яз.). 251 с.
129. Николаев П.А. Зловещий альянс. Советология на службе психологической войны. Л.: Лениздат, 1980. - 184 с.
130. Опыт и проблемы интернационального и атеистического воспитания. Из практики партийных организаций краев, автономных республик и областей Северного Кавказа.
131. М.: Сов.Россия, 1976. 365 с.
132. Партийные комитет организатор патриотического и интернационального воспитания трудящихся. - М.: Политиздат, 1982. - 221 с.
133. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в УП-ХУ веках. Л.: Изд-во Ленинград.ун-та, 1966. - 400 с.
134. Против буржуазного национализма и международного сионизма. Киев, 1977. 266 с.
135. Против буржуазных фальсификаторов истории и культуры молдавского народа. Сб.статей. Кишинев, 1972. 225 с.
136. Развитие национальных отношений в СССР в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. М.: Наука, 1982. - 391 с.
137. Развитие советского народа новой исторической общности. - М.: Политиздат, 1980. - 431 с.
138. Развитой социализм и кризис "советологии". -М.: Наука, 1982. 365 с.- 203
139. Реджепова О.С. Критика буржуазных фальсификаций национальной политики КПСС. Ашхабад, 1980. 144 с.
140. Рост и организационное укрепление Коммунистической партии Молдавии. 1924-1974: Сборник документов и материалов. Кишинев, 1976. 360 с.
141. Саликов P.A., Каледин Л.И. Ленинская национальная политика и ее фальсификаторы. М.: Моск.рабочий, 1982.- 192 с.
142. Салов В.И. Критика современной буржуазной историографии ленинской политики КПСС по национальному вопросу. М.: Знание, 1973. - 32 с.
143. Салов В.И. Национальная политика Советского государства и ее буржуазные фальсификаторы. В кн.: ХХ1У съезд КПСС и проблемы научного коммунизма. М., 1973.
144. Симоненко Р.Г. Черное перо фальсификаторов. Киев,1968 (на укр.яз.). 62 с.
145. Советский народ строитель коммунизма. - М.: Наука, 1981. - 533 с.
146. Соловьев В,С. Социологические исследования в практику идеологической работы. Йошкар-Ола, 1977. - 118 с.
147. Социальная политика и национальные отношения. М.: Мысль, 1982. - 213 с.
148. Тадевосян Э.В., Шпилюк В.А. Интернационализация жизни народов СССР в условиях развитого социализма. М.:1. Знание, 1980. 64 с.
149. Теоретические вопросы пролетарского интернационализма.- М.: Мысль, 1972. 335 с.
150. Факты и домыслы. Против фальсификаций национальных отношений в Советском Союзе. Кишйнев, 1972. 324 с.- 204
151. Федосеев П.Н. Теоретические цроблемы развития и сближения наций. Коммунист, 1980, № I, с. 57-70.
152. Ханазаров К.Х. Решение национально-языковой проблемы в СССР. М.: Политиздат, 1982. - 224 с.
153. Хидоятов Г.А. Ленинская национальная программа и современная идеологическая борьба. Ташкент, 1972. 294 с.
154. Цамерян И.П. Нации и национальные отношения в развитом социалистическом обществе. М.: Наука, 1979. - 191 с.
155. Целищев Н.Н. Против буржуазных и ревизионистских извращений сущности пролетарского интернационализма. -Вопросы истории КПСС, 1976, № II, с. 31-42.
156. Черняк Н.И. Интернационализм это единство и солидарность. - М.: Моек,рабочий, 1983. - 136 с.
157. Чертина З.С. Национальные отношения при социализме в буржуазной историографии США. М.: Наука, 1982. - 140 с.
158. Чертина З.С. Против буржуазных фальсификаций национальных отношений в СССР. М.: Знание, 1982. - 64 с.
159. Юдин И.Н. Рост рядов партии и ее качественный состав. М.: Знание, 1974. - 64 с.
160. Barnes Н. Nationalism. In: The Encyclopedia Americana. N.Y., Chicago, 1944, vol. XIX, pp. 743-764.
161. Barnet R. Roots of War. N.Y., 1972.
162. Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay C. Islam in the Soviet Union. L., 1967.
163. Bennigsem A., Wimbush S. Muslim National Communism in the Soviet Union: A Revolutionary Strategy for Colonial World. Chicago, 1979.
164. Brzezinsky Z. Between Two Ages: America's Role in Technotronic Era. Harmondsworth, 1978.4.95« Byrnes R. Soviet-American Exchanges: 1958-1975. Blooming-ton-London, 1976.
165. Caroe 0. Soviet Empire: The Turcs of the Central Asia and Stalinism. N.Y., 1967.
166. Connor W. Self-Determination: The New Phase. World Politics, 1967, vol.20, No.1, pp. 30-53.
167. The Annals of the American Academy of Political and Social Science, Philadelphia, 1977, vol.435, Sept.-.147. Religion and Modernization in the Soviet Union. Boulder, (Colo.), 1977.