автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Критика ревизионистских концепций социалистической демократии (по материалам ЧССР)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Ходур, Милан
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Критика ревизионистских концепций социалистической демократии (по материалам ЧССР)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ходур, Милан

Стр.

Введение. 2

Глава I. КЛАССОВАЯ ОСНОВА И ДЕМОКРАТИЗМ ПОЛИТИЧЕС КОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗМА. 19

§ I. Историческая миссия рабочего класса и несостоятельность ее фальсификаций . 19

§ 2. Оппортунистическая практика ослабления политической системы социализма . . 41

Глава П. РУКОВОДЯЩАЯ РОЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛИЗМА . 102

§ I. К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин о руководящей роли коммунистической партии . 102

§ 2. Демократический централизм как основной организационный принцип коммунистической партии. 126

§ 3. Антиленинская сущность плюралистической концепции социалистической демократии. . . 149

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Ходур, Милан

Современный ревизионизм - это своего рода троянский конь империализма. Ревизионисты, используя обман и хитрость, пытаются изнутри подорвать социализм, разложить коммунистические и рабочие партии, разобщить революционные силы. Примером могут служить события в Венгрии (1956 г.), в Чехословакии (1968 г.) и сейчас в Польше. Своей подрывной работой ревизионисты оказывают неоценимую услугу империалистической буржуазии, поддерживают ее господство. "Практически доказано, - говорил В.И.Ленин в докладе на П Конгрессе Коммунистического Интернационала, - что деятели внутри рабочего движения, принадлежащие к оппортунистическому направлению, лучшие защитники буржуазии, чем сами буржуа. Без их руководства рабочими буржуазия не смогла бы держаться".^

Оппортунизм в рабочем движении, как учит марксизм-ленинизм, является политикой и идеологией подчинения коренных интересов пролетариата интересам буржуазии, соглашательства с нею. "Сотрудничество классов, отказ от диктатуры пролетариата, отказ от революционных действий, безоговорочное признание буржуазной законности, недоверие к пролетариату, доверие к бур-р жуазии" - такова ленинская характеристика оппортунизма.

Ревизионизм представляет собой особую разновидность оппортунизма. И если оппортунизм является общим определением соглашательства с буржуазией, предательства интересов трудящихся, то ревизионизм - понятие более узкое.

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.41, с.232.

2 Там же, т.27, с.120.

Особенность ревизионизма заключается в формальной (словесной или организационной) связи с марксизмом. Ревизионисты выдают себя за марксистов, действуя внутри коммунистических и рабочих партий. Ревизионизм означает пересмотр, критику и извращение марксизма. Как правило, это делается под видом развития марксистского революционного учения. В зависимости от того, с каких позиций ведется этот пересмотр, ревизионизм называют правым и "левым".

Яркую характеристику правому и "левому" ревизионизму как двум оппортунистическим потокам в рабочем движении дал В.И.Ленин в статье "Новые времена, старые ошибки в новом виде". Ревизионизм справа В.И.Ленин характеризует как "мелкобуржуазный реформизм", т.е. прикрытое добренькими демократическими и "социал-демократическими" фразами и бессильными пожеланиями лакейства перед буржуазией, а ревизионизм "слева" - как "мелкобуржуазный революционаризм, грозный, надутый, чванный на словах, пустышка.,на деле."1

В последнее время наибольшую активность в разработке и распространении праворевизионистских взглядов проявляли такие ренегаты, как Р.Гароди, Э.Фишер, Ф.Марек, О.Шик, З.Млынарж. Современный правый ревизионизм стремится противопоставить марксизм ленинизму, разорвать марксизм-ленинизм как единое интернациональное учение, дезинтегрировать его, доказать таким образом национальную ограниченность ленинизма,

Идеологи буржуазии и реформизма по сей день строят целые системы доводов, пытаясь доказывать, будто новое общество, созданное в СССР, в других братских странах, оказалось не соответствующим тому образу социализма, который виделся Марксу. Толкуют, что реальность, мол, разошлась с идеалом. Но сознательно или по неведению упускают из вину, что сам Маркс, разрабатывая свое учение, меньше всего руководствовался требованиями некоего отвлеченного идеала чистенького, приглаженного "социализма". Свои представления о будущем строе он выводил из анализа объективных противоречий крупного капиталистического производства. Именно такой, единственно научный подход позволил ему верно определить основные черты общества, которому еще предстояло родиться в очищающих грозах социальных революций XX века".1 Современный "левый" оппортунизм нашел концентрированное выражение в политике и идеологии нынешнего руководства лидеров Компартии Китая. Они выдвинули свою особую, несовместимую с ленинизмом идейно-политическую платформу, ничего общего не имеющую с научным социализмом. Маоис-ты делают ставку на "казарменный социализм", на военно-бюрократическую диктатуру как форму милитаризации общественной жизни и орудие великодержавной, шовинистической политики.

Следует подчеркнуть, что борьба коммунистов против правого и "левого" оппортунизма имеет в настоящее время свою специфику. Если для определенных исторических условий была характерна довольно резкая поляризация правых и "левых" оппортунистов, которые атаковали марксизм-ленинизм, казалось бы, с прямо противоположных позиций, то теперь ситуация изменилась. Сегодня грани и различия между правыми и "левыми", особенно в теоретическом плане, начинают стираться. Переплетение "левых" Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. - Коммунист, 1983, № 3, и правых взглядов, имеющих к тому же антисоветскую окраску, можно наблюдать у большинства нынешних ревизионистских теоретиков.

Марксизм-ленинизм исходит из того, что появление оппортунизма нельзя объяснить ни случайностями, ни ошибками отдельных лиц и групп, ни национальными особенностями или традициями рабочего движения. Существуют коренные причины этого явления, лежащие в социально-экономическом строе капиталистического общества, в его классовой структуре, в характере развития рабочего движения.

Социальную базу оппортунизма в рабочем движении образует, прежде всего, определенная мелкобуржуазная по своему происхождению и взглядам прослойка рабочего класса. Разоряемый крупным f, капиталом, мелкий буржуа привносит в рабочее движение свою идеологию.

Другой социальной группой, питающей оппортунизм, является привилегированная верхушечная прослойка пролетариата - "рабочая аристократия" и "рабочая бюрократия". Экономической основой существования этой прослойки В.И.Ленин считал монополистическую сверхприбыль, благодаря которой буржуазия великой "империалистической державы экономически может подкупать верхние прослойки "своих" рабочих."^ Растущие на основе усиления эксплуатации трудящихся сверхприбыли крупных монополий, позволяют буржуазии несколько увеличивать численность этих привилегированных слоев, тесно привязывать их к себе путем предоставления различных льгот, постов в наблвдательс.11-12.

1 Ленин В.И, Полн.собр.соч., т.30, с.173, ных советах, парламентах и т.д.

Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что рабочие живут в буржуазном обществе, в котором массовые средства информации, культурные учреждения и система образования принадлежат классу капиталистов или контролируются им. Правящий класс умышленно и неустанно стремится привить трудящимся свои идеологические концепции в любой форме, что также способствует росту оппортунистических настроений.

Сохранению оппортунизма в рядах рабочего движения благоприятствуют также определенные изменения в политике и тактике господствующего класса буржуазного общества. История знает примеры', когда использование буржуазией методов насилия вызывало то анархистско-левацкую, то капитулянтскую реакцию в революционном движении. А переход буржуазии к политике реформ, особенно в условиях относительно спокойного развития капитализма, чаще всего сопровождался оживлением правого оппортунизма, ревизионизма. Таковы общие экономические и социально-политические источники оппортунизма. В различные периоды и в различных странах они имеют конкретную форму проявления. Так, оживление ревизионизма с начала 60-х годов было связано с повышением экономической конъюнктуры в Соединенных Штатах Америки и в ряде других капиталистических стран, вызванной гонкой вооружений и милитаризацией хозяйства. Буржуазные авторы усиленно пропагандируют тезис, будто капитализм сделался плановым, бескризисным и вообще превратился в какое-то новое общество; избавленное от противоречий, свойственных капиталистическому обществу. Все это привело к известному расширению реформистских иллюзий в рабочем классе, внесло определенный элемент растерянности в сознание его отдельных отрядов, создало почву для правого уклона в некоторых компартиях,

И конечно, чтобы полнее представить причины активизации современного ревизионизма, мы не должны забывать и той бешеной идеологической и политической кампании, которую ведет империализм против коммунизма, против всех сторонников мира, демократии и социализма. В послевоенный период монополистическая буржуазия старается мобилизовать всю идеологическую машину, все политические средства и политические силы государства для удушения коммунистического движения, для террора против коммунистов и всех прогрессивных элементов. У неустойчивых лиц эти трудности вызывают колебания, толкают их в болото ревизионизма. У других появляются иллюзии относительно того, что "одним ударом" можно разрешить все проблемы и трудности революционной борьбы, "одним махом" миновать необходимые этапы общественного развития, что неизбежно ведет к авантюризму в политике, к сектанству в тактике.

В странах, вступивших на путь строительства социализма, ликвидированы коренные причины оппортунизма. Но в некоторых из них еще сохраняются в той или иной мере внутренние антисоциалистические силы, которые могут при определенных условиях активизироваться и даже дойти до прямых контрреволюционных действий в расчете на поддержку извне, со стороны империализма. В этих условиях особенно велика опасность правого ревизионизма, который под видом "улучшения" социализма стремится выхолостить революционную сущность ленинизма. Тем самым правый ревизионизм подрывает основы социализма, расчищает цуть для проникновения буржуазной идеологии и создает прямую угрозу для завоеваний социализма. Именно так обстояло дело в Чехо

- 8

Словакии в I968-1969 годах.

Выступая против социалистического строя, правые силы в ЧССР маскировали свои контрреволюционные замыслы, пытались придать своим действиям видимость борьбы не против социализма вообще, а против "старого", "плохого" социализма. Они, видите ли, выступали "только" против "диктатуры одной партии", против "бюрократов-консерваторов" в государственном и партийном аппарате и т.п. Но оказалось, что "плохим" они имеют в виду подлинный, реальный социализм, завоеванный трудящимися, а "хорошим" - праворефорлистский, "демократический социализм", означающий поворот к буржуазному строю.

Одним из основных источников оппортунизма в наши дни, как правого, так и "левого", является национализм. "Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм - вот два непримиримо-враждебные лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического мира и выражающие две политики (более того: два миросозерцания) в национальном вопрот се", - подчеркивал В.И.Ленин. Эти ленинские слова можно с полным правом применить для установления резкой грани между идеологией пролетарского интернационализма, с одной стороны, и мелкобуржуазными концепциями ревизионистских "модельеров" -с другой. Скатывание на позиции буржуазного национализма, отрицания международного значения революционного опыта СССР, клеветническая кампания в адрес страны победившего социализма - все это характеризует идеологические конструкции современного ревизионизма. Разработка националистических "моделей социализма" отступниками от марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма как нельзя лучше соответствует стратегическим установкам империализма, предусматривающим достижение раскола социалистической системы и международного коммунистического движения.

Современный ревизионизм, сохраняя свою прежнюю классовую суть, вместе с тем в сравнении со старым ревизионизмом, возникшим в конце XIX столетия, имеет ряд своеобразных отличительных черт. Каковы же они? Прежде всего, современный ревизионизм отличается от старого тем, что он больше не выступает открыто против марксизма, а, напротив, крикливо провозглашает лозунг: "Назад к Марксу!". Далее: если бернштейнианский ревизионизм отвергал социализм как цель борьбы рабочего класса ("конечная цель - ничто, движение - все"), то сегодняшний ревизионизм ратует за "истинный социализм", за социализм "не-деформированный", "обновленный" и т.п.

Чем это объясняется? Отвечая на этот вопрос, следует иметь в виду следующее. Ревизионизм - это идейное течение, определенная идеология, которая как и любая другая идеология зависит от изменения материальных условий жизни, от изменений в положении тех социальных групп, выражением интересов которых является. На протяжении немногим более полувека в общественном развитии произошли весьма существенные перемены, связанные прежде всего с возникновением и развитием социализма. Социализм не только воплотился в жизнь, что впервые произошло в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, но и вышел за рамки одной страны, стал мировой системой. Дальнейшее творческое развитие получил марксизм. Эти глубочайшие изменения отразились на характере ревизионизма,

- 10 продали ему новый вид, обусловили его определенную эволюцию.

Несмотря на то, что современный ревизионизм вынужден приспосабливаться к новым условиям борьбы двух общественных систем, его теоретическая сущность и основные тенденции остаются прежними.

Но стремясь к достижению своих целей, ревизионизм наших дней наряду со старым идейным багажом использует и другие теоретические средства, обращается к новым идейным источникам. "Против Советского Союза, страны социализма ведется беспрецедентная по своим масштабам и оголтелости психологическая война. Не гнушаясь ложью и клеветой, буржуазная пропаганда стремится очернить социалистический строй, подорвать социально-политическое и идейное единство нашего общества. Поэтому особую важность сегодня приобретают классовая закалка трудящихся, бескомпромиссная борьба против буржуазной идеологии".^

Какова стратегия и тактика современного ревизионизма? Ревизионизм пытается прежде всего паразитировать на недостатках социалистического общественного устройства. Все отрицательные явления в любой области: сфере экономики, политики, морали, культуры, отношений между людьми - он выдает за явления, изначально присущие социалистическому общественному строго.

Ревизионисты стремятся дискредитировать в первую очередь советский опыт строительства социализма. Ревизионисты утверждают, будто В.И.Ленин отказался от замысла Ф.Энгельса строить социалистическое общество как демократическую республику пар* Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М., 1983, с.68. ламентского типа и тем самым сознательно отвернулся от европейских традиций, подвергнув рабочее движение опасности "тоталитаризма", имеющего глубокие корни в истории царской России.

Ревизионисты воскрешают теорию пресловутого "третьего пути", который поддерживают так называемые "еврокоммунисты".

Ревизионизм прилагает немало усилий для "инфильтрации" плюрализма в социалистическую политическую систему, чтобы в ее рамках, если не скомпрометировать, то хотя бы серьезно ослабить руководящую роль марксистско-ленинской партии. Ревизионисты хотят добиться того, чтобы в результате внутрипартийной борьбы коммунистическая партия сошла с ленинской платформы в вопросах членства в партии, организационного строительства, идеологической ориентации, превратилась в обычную политическую партию мелкобуржуазного типа и таким образом сама бы приняла участие в реставрации капитализма.

Ревизионисты социалистическим странам "рекомендуют" многопартийную систему, поскольку-де лишь она одна способна обеспечить действительный расцвет демократии.

Ревизионизм не гнушается никакими средствами в своих атаках на социалистическое государство. Ревизионисты прежде всего абсолютизируют функцию власти в социалистическом государстве, не уставая твердить, что она является оружием, так сказать, неконтролируемой "тоталитарной диктатуры".

Ревизионисты стараются проникнуть в общественные организации, противопоставить их партии и государству, активизировать в них антисоциалистическую деятельность и подорвать таким образом основы социалистического общественного строя.

Ревизионисты вместе с антикоммунистами лживо заявляют, будто "несостоятельность" коммунистических партий, особенно в социалистических странах Восточной Европы, закономерно-де ведет к возрастанию рож армии, которая должна подавлять недовольство трудящегося народа, восстающего против экономической политики партии и государства.

Ревизионисты реальный социализм довольно часто сравнивают с коммунистическим идеалом. По-прежнему, хотя и реже, чем в прошлые года, утверждают, что реальный социализм демонстрирует якобы свою неспособность воплотить коммунистический идеал, построить самое справедливое, бесклассовое, коммунистическое общество, чем, в сущности, отрицается учение Маркса, Энгельса и Ленина вообще.

В предлагаемой работе предпринята попытка критики правого ревизионизма в области политической системы социализма в ЧССР, причем значительное место уделено критике "новой модели" политической системы, ее главных теоретических установок в тесной связи с общей теорией "чехословацкого демократического социализма".

В первом параграфе первой главы рассмотрена историческая миссия рабочего класса и дается критика ее ревизионистских фальсификаций. Автор показывает, что учение об исторической миссии рабочего класса - главное в марксизме-ленинизме. В связи с этим ревизионисты объединились с антикоммунистами в своих попытках опровергнуть положения научного коммунизма по данному вопросу. Правые ревизионисты, заимствуя концепции, теории и категории буржуазной социологии, которые, как они считали, в условиях социализма выполняют в итоге ту же функцию, что и в условиях капитализма, пытались создать и проти

- 13 вопоставить марксизму-ленинизму "оппозиционную" теорию социальной структуры общества и доказать, что марксистское понимание классов и классовой борьбы представляет уже "пройденный этап", что реальная социальная структура ЧССР перестала быть классово-социальной. Ревизионисты, вопреки закономерностям развития социальной структуры социализма оценивали социалистическое общество как уже неклассовое общество, дифференцированное прежде всего на основе профессиональных интересов, интересов поколений и т.д., причем все эти различия рассматривались ими как "равноценные". Вместо категории "класс" ревизионисты выдвинули категорию "конкретный индивидуум" и на этой основе категорию "слой". Ревизионисты стремились доказать, что руководящей силой социализма должна стать интеллигенция, пытались противопоставить рабочих служащим. Попытки ревизионистов заменить рабочий класс как ведущую силу в \/ развитии социализма научно-технической интеллигенцией опровергаются всем комплексом экономических, социальных, политических факторов, определяющих развитие современного социалистического общества.

Во втором параграфе первой главы показывается, что сущностью и содержанием политики являются отношения между классами. Вся политическая система социализма служит интересам рабочего класса и всех трудящихся. Правый ревизионизм всеми силами пытался ослабить и впоследствии совсем отвергнуть классовый подход к политике и категориям. Неклассовое понимание государства, демократии, свободы, политических партий и др. ревизионисты "теоретически обосновывали "неклассовой" теорией структуры социалистического общества. Политика изображалась

- 14 как сфера эмпирической практики, как столкновение интересов эмпирического характера, и образование общих интересов как механическая средняя величина субъективных желаний и требований индивидов.

Отрицание классового подхода к общественным явлениям нашло свое проявление прежде всего в отрицании диктатуры пролетариата и замене ее "плюралистической демократией". Как только правые силы захватили серьезные позиции в стране, они сразу же попытались отстранить от руководства Коммунистическую партию. Тем самым они разлагали или парализовали деятельность государственного аппарата, а также профсоюзных, молодежных и всех других организаций трудящихся. Правые силы создали свои массовые политические организации - Клуб 231, куда вошли ранее судимые за политические преступления по статье 231 Уголовного кодекса Чехословакии, КАН - Клуб активных беспартийных, была предпринята попытка возрождения социал-демократической партии и т.д. Б рамках концепции "новой модели" политической системы выдвигалось и основное требование - качественное изменение положения Коммунистической партии, отделение партии от государства, независимость и нейтральность общественных организаций по отношению к Коммунистической партии и др. Попытки образования оппозиционных политических организаций выражали стремление немногочисленных антисоциалистических сил принять такой вариант развития социалистического общества, который приводит к реставрации капитализма.

В первом параграфе второй главы показано, что важнейшей закономерностью социализма является руководящая роль Коммунистической партии в системе политической организации общества.

Руководящая роль рабочего класса может осуществляться только посредством высшей формы политической организации рабочего класса - Коммунистической партии, которая является ядром политической системы социализма, основным субъективным фактором развития социалистической демократии. Именно поэтому руководящая роль Коммунистической партии является предметом самых интенсивных атак врагов социализма. Коммунистической партии отводилась роль одной из многих политических организаций и таким образом под видом "равноправия" ревизионисты пытались ликвидировать ее руководящую роль в социалистическом обществе*

Во втором параграфе второй главы показывается, что важнейшим условием успешной деятельности коммунистической партии является последовательное осуществление принципа демократического централизма. Соблвдение этого принципа - гарантия обеспечения боевой, целеустремленной партийной работы. Все входящие в партию организации подчинены ее руководящим органам. Все члены партии обязаны соблюдать Устав. В то же время коммунисты имеют право свободно обсуждать на партийных собраниях вопросы политики и практической деятельности партии. Для того, чтобы партия смогла успешно руководить строительством нового общества и противостоять давлению буржуазной идеологии, необходимо ее .эдейное и организационное единство.- Соблюдение принципа демократического централизма несовместимо с фракционностью. Образование фракций создает угрозу раскола партии, нарушает внутрипартийную демократию, облегчает деятельность контрреволюционных сил.

Неудивительно, что оправдание и теоретическое обоснование фракционности характерно для подавляющего большинства ревизионистских платформ, в том числе и для ревизионистских "моделей социализма", В 1968-1969 гг. в своей борьбе против КПЧ ревизионисты требовали допущения свободы фракций, попирая краеугольное положение марксистско-ленинского учения о партии.

В третьем параграфе второй главы показывается, что известное распространение получила теория чехословацких ревизионистов о "плюралистическом социализме - в противовес "мох/ нополии одной партии"."в политической жизни социалистического общества. "Плюралистический социализм" предполагает "свободную игру политических сил". На практике это означает предоставление свободы антисоциалистическим силам в борьбе против Коммунистической партии. Ревизионисты считают, что только с помощью оппозиции можно преодолевать ошибки при социализме и успешно идти вперед. Иначе Коммунистическая партия, якобы, неизбежно выродится и "обюрократится". Но подобное суждение противоречит социалистической практике тех стран, в которых партии неуклонно руководствуются марксистско-ленинским учением. Партия в состоянии самокритично подходить к допущенным собственным ошибкам в ее деятельность и устранять iУ м их. Так что и без какой-то "оппозиции" социалистическое общество имеет достаточно внутренних импульсов и сил для непрерывного развития и усовершенствования под руководством Коммунистической партии.

Отрицание диктатуры пролетариата как общей закономерности переходного периода от капитализма к социализму - это основная линия борьбы правых ревизионистов против социализма, что полностью подтвердилось и в течение событий в Чехословакии в 1968-1969 гг. Ревизионисты пытались доказать противоположность демократии и диктатуры пролетариата, руководящую роль Коммунистической партии изображали как отрицание демократии и выдвинули лозунг "соединить демократию и социализм". Это по существу означало поворот к принципам буржуазной демократии и деструкцию всей политической системы социализма. Их главная идея - плюрализм - определила и их отрицательное отношение к теории общенародного государства.

Основные результаты исследования, составляющие новизну, сводятся к следующему:

1. Предлагаемая работа является первым монографическим исследованием несостоятельности ревизионистских концепций социалистической демократии по материалам Чехословакии.

2. В работе показано, что в основе ревизионистских концепций политической системы социализма лежит отрицание основного положения теории научного коммунизма об исторической миссии рабочего класса и его марксистско-ленинской партии.

3. Дана комплексная критика ревизионистских политических концепций под углом зрения общих закономерностей социалистического строительства, действия демократизма во всех сферах социалистического общества.

4. Дается непосредственный анализ и марксистско-ленинская критика основных документов чехословацкого ревизионизма, особенно так называемых новых Устава и Программы КПЧ, подготовленных в 1968 г. Именно в этих документах концентрированно выражено отрицание основного ленинского принципа партийного строительства - демократического централизма.

- 18

5. Предлагаемое исследование - одно из первых, в котором дается комплексный сравнительный критический анализ главных чехословацких представителей "плюралистической" концепции социалистической демократии В.Гавла, М.йодла, В.Кло-кочку, Р.Коцанду, К.Косика, М.Кусого, М.Лакатоша, З.Млынар-жа, П.Питгарта, Й.Стринку, Ф.Шамалика и др.

6. Автор впервые осуществил перевод с чешского на рус-кий язык важнейших положений из целого ряда документов ШН, а также из книг и статей чехословацких авторов.

- 19

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Критика ревизионистских концепций социалистической демократии (по материалам ЧССР)"

- 189 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Естественно, что в результате объективных изменении в экономике, в социальной и классовой структуре общества большинство социалистических стран ищет более эффективные формы управления и руководства. Расширяются и анализируются, испы-тываются самые современные формы углубления социалистической демократии, участия людей в руководстве и управлении обществом, а также и формы народного контроля власти. Этот поиск был основным мотивом и чехословацкого послеянварского развития.

Результаты не могли быть иными прежде всего потому, что целенаправленно создавались условия для правого оппортунизма. Опыт этого развития показал, что правые силы в стране, где победил социализм, вынуждены изменить свою тактику, Надежду на успех они могут иметь только тогда, если они будут выступать за социализм, использовать социалистические лозунги и социалистическую терминологию. Поэтому оппортунисты в ЧССР рядились в маски друзей народа, защитников его интересов. Они, якобы, хотели только того, чтобы в чехословацком социализме было больше демократии, недеформированности и свободы, В действительности они хотели его поражения и возврата капиталистических порядков. Кризис, который пережила чехословацкая страна в I968-1969 годы был одним из самых глубоких во всей ее истории. Результатом этого кризиса явилось то, что коммунистическая партия перестала быть партией рабочего класса, партией пролетарского интернационала, революционной партией. Оппортунисты, взявшие верх в партии, привели не только ее, но и целое социалистическое общество на край гибели и полностью

- 190 открыли путь контрреволюции. Это была открытая измена, измена делу революции и социализма. Оппортунисты опять проявили себя как враги рабочего класса и всех трудящихся. Результаты этой азартной игры оппортунистов, правых и врагов социализма нам известны:

1) в 1968 году КПЧ постепенно перестала быть центром социалистического общественного устройства. Она была расколота идейно и организационно и постепенно утрачивала свой марксистско-ленинский характер. В партии, включая ее районные и областные комитеты, и многие крупные предприятия, постепенно взяли верх агрессивные правые группы.

Самой высокой степени достиг раскол в партии, включая высший партийный межсъездовский орган - ЦК и его Президиум;

2) в результате этого разрушилась социалистическая власть, парализовалась деятельность правительства, сил безопасности и армии, перестали выполнять свои функции и решающие звенья исполнительной и законодательной власти;

3) Нарушилась работа всей политической системы ЧССР. Правые представители проникли в Национальный фронт, профсоюзные и молодежные организации. Возникали новые политические организации с антисоциалистической программой, как, например, КАН-2Ш1? в остальных политических партиях, таких, как, например, социалистической и народной, верх взяли силы, которые выступали за возврат к программе своих партий перед февралем 1948 года, когда эти политические партии открыто выступали против политики КПЧ и трудящегося народа;

4) Чрезвычайно подчеркивался вопрос ликвидации руководя

- 191 щей роли партии в экономике. Чехословацкая экономика должна была постепенно отделиться от экономики остальных социалистических стран и как можно сильнее привязаться к экономике капиталистических стран;

5) существенные изменения осуществлялись и в области идеологии. Прямо отрицались основные принципы марксизма-ленинизма, его мировоззрение уступало место буржуазной идеологии;

6) во внешней политике ослабли чехословацкие отношения со странами социализма и подчеркивалась чехословацкая внешняя ориентация на капиталистические государства.

Эти результаты известны и однозначно доказаны фактами. Об этом свидетельствует и подрывной процесс, развязанный правыми и антисоциалистическими силами, который охватил все области чехословацкой политической и общественной жизни. В первую очередь нападкам подвергалась главная сила социалистического развития, гарант социалистической ориентации - Компартия и ее единство. Коммунисты и все граждане чехословацкой республики, которые понимали опасность, грозившую нашему строю, поч? требовали, чтобы руководство партии встало на защиту революционных завоеваний трудящихся и чтобы оно открыто выступило против этих враждебных акций. Но соотношение сил стало неравным. Более того, некоторые представители в руководстве партии сами нападали на социализм и даже становились во главе антисоциалистических сил. Поэтому не существовала другая возможность защиты социализма в Чехословакии, как интернациональная помощь других стран социализма. Настоящей причиной неизбежности интернациональной помощи явилась подрывная деятельность антисоциалистических сил. Именно после 22 августа 1968 г. представители этих сил показали свое настоящее лицо.

- 192

 

Список научной литературыХодур, Милан, диссертация по теме "Теория научного социализма и коммунизма"

1. Маркс К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.3-27.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Часть I Фейербах. Соч., 2-е изд., т.З, с.15-78.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.

4. Соч., 2-е изд., т.4, с.419-459.

5. Маркс К.- Наемный труд и капитал. Маркс К., Энгельс Ф.

6. Соч., 2-е изд., т.6, с.428-459.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Обращение Центрального комитета к

8. Союзу коммунистов. Март 1850. Соч., 2-е изд., т.7, с.257-267.

9. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.5-9.

11. Маркс К. Гражданская война во Франции. Воззвание Генерального Совета Международного Товарищества Рабочих. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.17, с.317-370.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Резолюции конференции делегатов Международного Товарищества Рабочих, состоявшейся в Лондоне с 17 по 23 сентября 1871 года. Соч., 2-е изд., т.17, с.423-431.

13. Маркс К., Энгельс Ф. 0 семилетии Интернационала. Соч.,2.е изд., т.17, с.437-438.

14. Маркс К., Энгельс Ф. Мнимые расколы в Интернационале.

15. Соч., 2-е изд., т.18, с.1-46.

16. Маркс К. 0 Гаагском конгрессе. Маркс К., Энгельс Ф.

17. Соч., 2-е изд., т.18, с.153-155.

18. Энгельс Ф. Письма из Лондона. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,- 193 2.е изд., т.18, с.171-172,

19. Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф.

20. Соч., 2-е изд., т.19, с.9-32^

21. Энгельс Ф. Карл Маркс. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2.е изд., т.19, с.105-115.

22. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Маркс

23. К, Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.185-230.

24. Энгельс Ф. Тред-юнионы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2.е изд., т.19, с.262-268.

25. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2.е изд., т.20, с.267-338.

26. Энгельс Ф. Лвдвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2^4е изд., т.21, с.269-317.

27. Энгельс Ф. Введение к работе К.Маркса "Гражданская война во Франции. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с.189-201.

28. Энгельс Ф. Введение к работе К.Маркса -"Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г." Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 22, с.529-548.

29. Маркс К. Капитал. Глава пятьдесят вторая. Классы.

30. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.25-П, с.457-458.

31. Маркс К. Письмо Иосифу Вейдемейеру 5 марта 1852 г.

32. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.28, с.422-428.

33. Энгельс Ф. Письмо Черсону Триру 18 декабря 1889 г.

34. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.37, с.274-277.

35. Энгельс Ф. Письмо Августу Бебелю 7 октября 1892 г.

36. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.38,с.417-420.

37. Энгельс Ф. Письмо В.Боргиусу 25 января 1894 г. Маркс К.

38. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.39, с.174-177.

39. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюютпротив социаль-демократов? Полн.собр.соч., т.1, с. 126-346;

40. Ленин В.И. Фридрих Энгельс. Полн.собр.соч., т.2,с.1-14.

41. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся?.

42. Полн.собр.соч., т.2, с.505-550.

43. Ленин В.И. Попятное направление в русской социал-демократии. Полн.собр.соч., т. 4, с.240-273.130.- Ленин В.И. Насущные задачи нашего движения. Полн.собр.соч., т.4, с.371-377.

44. Ленин В.И. Что делать? Полн.собр.соч., т.6, с.1-154.

45. Ленин В.И. Речи и выступления при обсуждении Уставапартии 2(15) августа 1903 г. Полн.собр.соч., т.7, с.287-291.

46. Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. Полн.собр.соч., т.П,с.1-131.

47. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература Полн.собр.соч., т.12, с.99-105.

48. Ленин В.И. Партизанская война. Полн.собр.соч.,т.14, с.1-12.

49. Ленин В.И. 0 блоках с кадетами. Полн.собр.соч., т.14,с.112-124.

50. Ленин В.И. Кризис меньшевизма. Полн.собр.соч., т.14,с.149-172.

51. Ленин В.И. Письма о тактике. Полн собр.соч., т.31,с.131-144.

52. Ленин В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч.,т.33, с.1-120.

53. Ленин В.И. Материалы к ненаписанной статье "К вопросуо роли государства". Полн.собр.соч.,т.33,с.329-340.

54. Ленин В.И. Удержат ли большевики государственную власть?- Полн.собр.соч., т. 34, с.287-339.

55. Ленин В.И. Второй всероссийский съезд Советов рабочихи солдатских депутатов 25-26 октября (7-8 ноября)1917 г. Полн.собр.соч., т.35, с.7-29.

56. Ленин В.И. Седьмой экстренный съезд РКП(б) 6-8 марта1918 г. Полн.собр.соч., т.36, с.1-76.1.58'. Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде Советов народного хозяйства 26 мая 1918 г. Полн.собр.соч., т.36, с.377-386.

57. Ленин В.И. 0 демократизме и социалистическом характере

58. Советской власти. Полн.собр.соч., т.36, с.481.

59. Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский.- Полн.собр.соч., т.37, с.235-338.1.6Г. Ленин В.И. О "демократии" и диктатуре. "- Полн.собр. соч., т.37, с.388-393.

60. Ленин В.И. Великий почин* Полн.собр.соч., т.39,с.1-20.

61. Ленин В.И. О диктатуре пролетариата. Полн.собр.соч., т.39, с.259-268.

62. Ленин В.И. Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата. Полн.собр.соч., т.39, с.271-282.

63. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме^

64. Полн.собр.соч., т.41, с.1-104.- 198

65. Ленин В.И. О профессиональных союзах, о текущем моментеи об ошибках т.Троцкого. Полн.собр.соч., т.42, с.202-226.

66. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте иоб ошибках т.т.Троцкого и Бухарина. Полн.собр.соч., т.42, с.264-304.

67. Ленин В.И. Первоначальный проект резолюции X съезда РКПо синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии. Полн.собр.соч., т.43, с.93-97.

68. Ленин В.И. Новые времена, старые ошибки в новом виде.

69. Полн.собр.соч., т.44, с.101-109.

70. Ленин В.И. С планом политдоклада на XI съезде партии23 марта. Полн.собра соч., т.45, с.60-62.

71. ДениноВ.И. Письмо Н.Д.Кикнадзе. Ноябрь, позднее- Полн.собр.соч., т.49, с.319-322.1. П.

72. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1969, 144 с.

73. Материалы ШУ съезда КПСС. М., 1971, 320 с.

74. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976, 256 е.

75. О IIO-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Постановление ПК КПСС от 13 декабря 1979 г. -М.: Политиздат, 1979, 16 с.

76. Основные направления экономического и социального развития СССР на I981-1985 годы и на период до 1900 года. Проект ЦК КПСС к ХХУ1 съезду партии. М.: Политиздат, 1980, 96 с.

77. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля1982 г. М.: Политиздат, 1982, с.31.

78. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня1983 г. М.: Политиздат, 1983, 80 с.

79. Декларация Совещания представителей коммунистических ирабочих партий социалистических страх, состоявшегося в Москве 14-16 ноября 1957 г. В кн.: Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм. М., 1961, с.4-21.

80. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. М., 1969, 352 с.

81. КПЧ, съезд 14-й. Прага. 1971. М.: Политиздат,1971,371 с.

82. КПЧ, Съезд 15-й.Прага.1976. М.: Политиздат, 1977, 287 с.

83. КПЧ, Съезд 16-й.Прага.I981. М.: Политиздат, 1982, 243 с.

84. Уроки кризисного развития в Компартии Чехословакии и обществе после Ж Съезда КПЧ. Документ, принятый на Пленуме ЦК КПЧ в декабре 1970 г. М.: Политиздат, 1971, 64 с,

85. Андропов Ю.В. Ленинизм неисчерпаемый источник революционной энергии и творчества масс. Доклад на торжественном заседании в Москве, посвященном 112-й годов- 200 щине со дня рождения В.И.Ленина. 22 апреля 1982 г. М.: Политиздат, 1982, 24 с.

86. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. М.: Политиздат,1982, 30 с.

87. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросысоциалистического строительства в СССР. М.: Политиздат, 1983 , 31 с.

88. Андропов Ю.В. Текст выступления на декабрьском (1983)

89. Пленуме ЦК КПСС. Правда, 1983, 27 декабря.

90. Брежнев Л.И. Решения ШУ съезда КПСС боевая программа деятельности советских профсоюзов. Речь на ХУ съезде профессиональных союзов СССР. 20 марта 1972 г. Избранные произведения в трех томах. М.: Политиздат, 1981, т.2, с.155-176.

91. Гусак Г. Речь на митинге советско-чехословацкой дружбыв Москве 27 октября 1969 г. Избранные статьи и речи. М.: Политиздат, 1973, с.3-17.

92. Гусак Г. Актуальность ленинских идей о государстве и демократии. Избранные статьи и речи. М.: Политиздат, 1973, с.105-118.

93. Суслов М.А. Марксизм-ленинизм интернациональное учение рабочего класса. (Статьи и выступления). М.: Мысль,1973, 263 с.

94. Суслов М.А. Марксизм-ленинизм и современная эпоха. М.:

95. Политиздат, 1980, 2-е изд., доп., 198 с.

96. Черненко К.У. Авангардная роль партии и коммунистов.' М.:1. Мысль, 1982, 464 с.

97. Черненко К.У. Вопросы работы партийного и государственного аппарата. М.: Политиздат, 1982, 448 с.

98. Пономарев Б.Н. Живое и действенное учение марксизма-ленинизма (Ответ критикам). 4-е изд., доп. М.: Политиздат, 1983, 159 с.1. Ш.

99. Акиндинов В.А. Ведущая роль рабочего класса в созданииматериально-технической базы коммунизма. М., 1982,51 с.

100. Актуальные проблемы идеологической борьбы на современномэтапе. Сб.статей (отв.ред.В.П.Хижняк. Киев, Вшца школа, 1983, 121 с.

101. Александров С.В., Матоуш М., Крухмалев А.Е. и др. Единство рабочего класса и идеологическая борьба. М.: Политиздат, 1979, 295 с.

102. Амвросов А.А. Ведущая роль рабочего класса в социалистических странах. Изд.2-е М.: Мысль, 1974 , 268 с,

103. Антикоммунизм главное идейно-политическое оружие империализма. Минск, Вышейш.школа, 1976, 102 с.

104. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. Опыт системного исследования. Изд.2-е, доп. М.: Политиздат, 1973, 392 с.

105. Афанастев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977,382 с.'- 202

106. Афанасьев В.Г. Источники действенности марксистско-ленинской идеологии. М., Знание, 1979, 64 с.

107. Афанасьев В.Г. и др. Советская демократия в период развитого социализма. М.: Мысль, 1979, 303 с.

108. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981, 432 с.

109. Ашин Т.К.- Критика современных буржуазных концепций лидерства. М.: Мысль, 1978, 136 с.

110. Бауэрман Р. и др. Нищета "марсологии". Критика фальсификаций учения Маркса и Энгельса, (пер.с нем.). М.: Политиздат, 1976, 247 с.

111. Бейда В. Политика и идеология. М.: Прогресс, 1979,299 с.

112. Белов Г.А. Политическая система социалистического общества и рабочий класс. М.: Знание РСФСР, 1976, 41 с.

113. Белых А.К. Ленинские принципы управления социалистическим обществом. М.: Знание, 1970, 47 с.

114. Белых А.К. Политическая организация социалистического общества. Л., 1971, 37 с.

115. Белых А.К.1' Управление и самоуправление. Социалистическое управление: сущность и перспективы развития. Л.: Наука, Ленингр.отд., 1972, 209 с.318.' Белых А.К. и др. Коммунизм и управление общественнымипроцессами. Л., Изд-во Ленингр.ун-та, 1972, 282 с.

116. Белых А.К. и др. Критика основных направлений современного антикошу ни зма. Л.: Издво Ленингр. ун-та, 1974,А184 с.I

117. Белых А.К.', Кривушина Л.Т. Политика и общество. Л.:1. Изд-во ЛГУ, 1975, 191 с»

118. Белых А.К. Развитое социалистическое общество. Л.,- 203

119. О-во Знание РСФСР. Ленингр.орг., 1976, 48 с.

120. Белых А.К. 0 др. Сущность и принципы социализма. Л.,

121. Изд-во Ленингр.ун-та, 1976, 184 с.

122. Белых А.К. и др. Закономерности строительства социализмаи коммунизма. Л., 1977, 160 с.

123. Белых А.К. Общество развитой социалистической демократии. Л.: 0-во Знание РСФСР, Ленингр.орг., 1980, 32 с.

124. Белых А.К. и др. Социально-политические закономерностиразвитого социалистического общества. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980, 144 с.

125. Белых А.К. и др. Коммунистическая партия в условиях развитого социализма. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1982,128 с.

126. Белых А.К. Развитой социализм: сущность и закономерности.

127. Л.« Лениздат, 1982, 183 с.

128. Белых А.К. и др. Реальный социализм и историческая миссия рабочего класса. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982, 127 с.

129. Бессонов Б.Н. и др. Критика современной буржуазной и ревизионистской идеологии. М.: Мысль, 1975, 275 с.

130. Бессонов Б.Н. Антикоммунизм политика и идеология обреченного класса. М.: Мысль, 1983, 93 с.

131. Биляк В. Правда осталась правдой. М., 1972, 416 с.

132. Бурлацкий Ф.М. Ленин. Государство, Политика. М.: Мысль,1970, 526 с.

133. Бутенко А.П. Актуальные проблемы современного социализма.

134. Научн.труды. М., 1973, Часть I, 136 е.; Часть ПД06 с.'

135. Бутенко А.П. Социализм как общественный строй. М.,1974, 287 с.

136. Бутенко А.П. Теория и практика строительства социализма:

137. Из опыта стран социалистического содружества. М.:- 204 -Наука, 1975, 284 с.

138. Бутешсо А.П. Концепция развитого социализма, ее формирование и сущность. М., 1978, 131 с.

139. Бутенко А.П. Развитой социализм: общее и специфическоев его строительстве, М.: Наука, 1980, 375 с.

140. Бутенко А.П. Политическая организация общества при социализме. М.: Месль, 1981, 224 с.

141. Василева Ц. Рабочий класс, социализм, ревизионизм. М.:1. Прогресс, 1977, 290 с.

142. Василик М.А. Механизм действия и использования политических закономерностей в развитом социалистическом обществе. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1982, 142 с.

143. Варламов К.И. Ленинская концепция социалистического управления. М.: Мысль, 1973, 398 с.

144. Ведущая роль рабочего класса в социалистических странах.

145. Изд.второе. М., Мысль, 1974, 268 с.

146. Вильховченко Д. Критика современной буржуазной теориичеловеческих отношений в промышленности". М., Наука, 1971, 206 с.

147. Возрастание роли партии в коммунистическом строительстве. (Сб.статей). Ташкент, Таш.ГУ, 1981, 162 с.

148. Волков Ю.Е. Реальный социализм и его буржуазные фальсификаторы. М.: Мысль, 1977, 381 с.

149. Волкогонов Д.А. Идеология острейший фронт классовойборьбы. М.: Знание, 1982, 48 с.

150. Гельбух Ф., Лопата П. Развитое социалистическое общество: историческое место и основные черты. М., 1976, 129 с.- 205

151. Глезерман Г.Е. Исторический материализм и развитие социалистического общества. 2-е изд., М.: Политиздат,1973, 352 с.

152. Глезерман Г.Е, Социалистический образ жизни и современная идеологическая борьба. №.: Политиздат, 1976,350 с.

153. Глезерман Г.Е. Законы общественного развития: их характер и использование, М,: Политиздат, 1979, 303 с.

154. Глезерман Г.Е. Развитое социалистическое общество: сущность, критерии зрелости, критика ревизионистских концепций. М.: Мысль, 1979, 599 с.

155. Гордеев В.Б., Плетников В.И. Антикоммунизм главноеидейно-политическое оружие империализма. М., 1978,184 с.

156. Григорян Г.М.; Критика реакционной сущности основных концепций антикоммунизма, реформизма и ревизионизма. М.,1975, 193 с.

157. Дальнейшее возрастание руководящей роли партии в коммунистическом строительстве. Киев: Политиздат Украины,1976, 315 с.

158. Дер Ю.В. Закономерности развития марксистсколенинской партии. М.: Мысль, 1982, 80 с.

159. Единство рабочего класса и идеологическая борьба (Александров С.В., Матоуш М., Крухмалев А.Б. и др.). М.: Политиздат, 1979, 295 с.

160. Ежов В.А., В.ИАнин о ведущей роли рабочего класса всоциалистическом обществе. Л., 1969, 16 с;

161. Еремин Ю.Е. Классы и демократия. М., Изд-во Моск.ун-та,1974, 206 с.

162. Затурецкий А.Г. Критика буржуазных реформистских моделейсоциализма. Киев: Политиздат Украины,1983, 182 с.- 206

163. Идеология современного реформизма. Критика концепцийправых социалистов, (ред.коллегия: В.В.Мидуев и др.). М.: Наука, 1970, 606 с.

164. Ильинский И.П. Политическая организация социалистического общества. М.: Международные отношения, 1976, 255 с.

165. Ильинский И.П. Политическая система зарубежных странсоциализма. М.: Международные отношения, 1981, 334 с.

166. Историческая миссия рабочего класса и идеологическаяборьба (Сборник статей). М.: Политиздат, 1974, 278 с,

167. Кейзеров Н.М. Коммунистическая партия в политическойсистеме социалистического общества. М.: Мысль, 1974, 204 с.

168. Кейзеров Н.М. Патология потребительства. Критика буржуазного образа жизни. М., 1977, 135 с.

169. Кейзеров Н.М. Идеологические диверсии. М.: Мысль, 1979,160 с.

170. Кейзеров Н.М. Критика идеологии и пропаганды современного антикоммунизма (сб.статей). М.: Мысль, 1979, 230 с.

171. Кейзеров Н.М. Свободен ли "свободный мир"? М.: Моск.рабо^чий, 1979, 158 с.

172. Кейзеров Н.М. Актуальные вопросы современной идеологической борьбы. М., Политиздат, 1980, 446 с.

173. Кейзеров Н.М. Наступательность в борьбе с буржуазнойидеологией. М.: Знание, 1983, 63 с.

174. Керимов Д.А., Чехарин Е.М. Социалистическая демократияи современная идеологическая борьба. М.: Юрид.лит., 1970, 255 с.

175. Керимов Д.А. Демократизм советского строя. М.:3нание,1972, 48 с.- 207

176. Керимов Д.А, Государство, демократия и трудовой коллектив в развитом социалистическом обществе, М.: Мысль, 1977, 200 с,

177. Керимов Д.А, Конституция СССР и развитие политико-цравовой теории. М,, Мысль, 1979, 196 с.

178. Керимов Д.А. Демократия и право в развитом социалистическом обществе. М.: Мысль, 1979, 287 с.'

179. Керимов Д.А., Жилинский С.А. Вопросы развития политической системы социализма. М., 1980, 98 с;

180. Керимов Д.А. Демократия развитого социализма. М.: Политиздат, 1980, III с.

181. Керимов Д.А. Конституция СССР основа развития социалистической демократии. М.: Мысль, 1980, 270 с,

182. Кожаров Асен. Модели и плюрализм в идеологии и политике. М.: Прогресс, 1976, 303 с.

183. Корнеев М.Я., Соломин Ю.Н. Современная идеологическаяборьба и критика антикоммунизма. Л.: Б.И. 1983, 32 с.

184. Косолапов Р.И. Во главе коммунистического строительства. М: Знание, 1983, 63 с.

185. Краснов А.В. Творческое воплощение КПСС марксистско-ленинского учения о диктатуре пролетариата. М.: Мысль, 1982, 77 с.

186. Кризис антикоммунизма (Сборник). Отв.ред.Г.Чирцинов. М.:

187. Международные отношения, 1978, 270 с.

188. Кризис современной буржуазной идеологии. Сб.статей. ЛГУим.А.А.Жданова. Под ред.М.Я.Корнеева и М.А.Кксселя. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1978, 119 с.

189. Критика антикоммунизма, реформизма и {>

190. Сб.трудов Моск.гос.пед.ин-та им.В.И.Ленина. М.:

191. Курылев А.К. Коммунизм и равенство. М.: Политиздат,1971, 223 с.

192. Куфтырев А.И. Политическая организация социалистического общества. М.: Изд-во МГУ, 1981, 256 с.

193. Марко Милош. Черным по белому. М.: Прогресс, 1974,258 с.

194. Марков B.C. Ведущая роль рабочего класса на этапе развитого социализма. М.: Знание, 1982, 64 с.

195. Марксистско-ленинская концепция политической системысоциалистического общества. М.: Б.М., 1982, 218 с.

196. Матейчек Ярослав. Политическая система социализма икритика правого ревизионизма в ЧССР. М.: Прогресс, 1980, 320 с.

197. Критический анализ. М.: Мысль, Прага, Свобода, 1973, 615 с.3108. Модржинская Е.Д. Антисоветизм на службе империализма.

198. Rude pravo, 7.5.1968, str. 3.

199. Rudd prdvo, 5.7.1968, str. 3.

200. Rude pravo, 12.7.1968, str. 5.

201. Rude pravo priloha: Navrh Stanov l<s£. 10.8.1968.

202. Neues Deutschland, 26.3.1958, str. 4."5.