автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Кризис идентичности и политическое сознание транзитивного общества

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Яппаров, Александр Рафикович
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Кризис идентичности и политическое сознание транзитивного общества'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Яппаров, Александр Рафикович

Введение

Глава

Идентичность и политические стратегии транзитивного общества

1.1. Идентичность и политические отношения в транзитивном обществе

1.2. Стратегии власти и кризис идентичности

1.3. Этническая идентичность какставляющая политическогознания

Глава

Новые стратегии власти в информационном обществе

2.1. Информационное управление и политическоезнание

2.2. Этнополитические процессы в информационном обществе

Глава

Идентичность в менеджменте политических конфликтов транзитивного общества.

3.1. Культурный плюрализм и кризис идентичности

3.2. Менеджмент этнополитических конфликтов транзитивного общества.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по политологии, Яппаров, Александр Рафикович

Актуальность темы исследования. Менеджмент политического сознания является одним из важнейших прикладных направлений политической науки. В настоящее время система политических отношений, а именно отношений власти и политического управления претерпевает значительные изменения в связи с транзитивностью характера развития современного общества, геополитической реконструкцией и информационной революцией. Глобализационные процессы вызвали, наряду с тенденцией к геомасштабной инклюзивной конвергенции всплеск этнического самосознания, что привело к росту межэтнического напряжения, требующего особого внимания при принятии политических решений сегодня.

В условиях актуализации роли информационных технологий основным средством воздействия политического менеджмента становится информация, что определяет специфику политических процессов транзитивности текущего развития общества. Изучение феномена политических отношений транзитивного мира в условиях главенства информационных технологий позволит найти рентабельный подход в построении идеологической основы управления политическим сознанием транзитивного общества современности и постсовременности.

Особое место в системе политического менеджмента настоящего времени занимает этнополитическая конфликтология. Управление этнополитическими конфликтами является приоритетной задачей сегодняшнего дня в обеспечении политической стабильности и социального благополучия государства. Исследование идентичности, как новой динамической категории, определяющей элементарное состояние общества, формирующей характер и глубину политического взаимодействия в процессах метаболизма коллективного политического сознания имеет важное значение в выборе инструментов профилактики этнополитических конфликтов. Ассимиляция категории идентичности политической наукой позволит создать политическую модель современного транзитивного общества. Изучение формообразований идентичности во взаимодействии и анализ их влияния через становление политического сознания на политические ценностные ориентиры позволит обнаружить имеющиеся связи между элементарным и коллективным уровнем политической культуры и сконструировать инструменты политического менеджмента, адекватные вызовам современности.

Наиболее востребован поиск функциональной модели этнополитического управления в современной России, столкнувшейся с кризисом идентичности на фоне резкого изменения курса коллективного политического сознания, что требует идеологического оформления и таит опасность привития синтетических или чужеродных идеологических компонентов. Россия находится в стадии бифуркационного разлома развития и современный выбор позиционирования в международных отношениях и во внутренней политике определит благосостояние, направленность и темпы развития социально-экономических показателей, а также значимость государства на мировой арене в долгосрочном периоде.

Понятие идентичности позволяет моделировать политические процессы с высокой степенью репрезентативной устойчивости эвристической экстраполяции и приобретает все большую значимость в понимании и теоретизации политических отношений и их рефлексии для выработки методов демпфирования политических конфликтов и разработки программ политической консолидации.

Концепция идентичности предоставляет мощный набор средств описания онтогенеза кризисных образований политического сознания. Согласно О. Павловой с 1975 по 2000 годы было проведено более трехсот научных исследований в области теории идентичности1. Популярность данного термина обусловлена, по мнению В. Малахова, тем, что

1 См. Павлова О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности //http://pavolga.narod.ru/identity.html М., 2001 традиционные термины «самосознание и самоопределение» потеряли свой кредит доверия, и все, связанное с первичностью рефлексивной субъективности, приобрело после работ постструктуралистов в политической науке репутацию несостоятельности2.

Степень научной разработанности проблемы. Учитывая полисемантическую природу контекста применения и новизну научно-исследовательских подходов к категории идентичность, ее системная категориальная диагностика предопределяет общегуманитарный уровень дискурса. Комплекс научно-исследовательских работ, затрагивающих проблемный веер диссертации можно стратифицировать по категориальной специализации, агрегировав их, во первых, вокруг исследования феномена идентичности и ее формообразований, во вторых, области междисциплинарной транспортировки и внедрения этого термина в сферу социального и политического, в третьих, спектра исследования взаимодействия идентичности и других категорий проявления кратологических отношений, в четвертых, изучения процессов идентификации в транзитивном обществе и самой транзитивности, в пятых, выявления влияния информационной революции и новых информационных технологий на политические технологии и методы политического регулирования посредством воздействия на идентичность, а также применения информационной агрессии и противостояния ей и, в шестых, поиска приемов профилактики политических конфликтов.

Первооткрывателями концепции идентичности в сфере социального структуры сознания были адепты психологии и антропологии 3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Эриксон, У.Джеймс . В своих работах эти авторы реализовали потребность обозначения агента процессов модернизации отношений индивидуального и социального в либеральном обществе, обозначенных позже как индивидуализация, автономизация, персонификация и

2 Малахов B.C. Неудобства с идентичностью// Вопросы философии. - 1998. - №2. - С. 48. интерпелляция. Им принадлежит заслуга по актуализации и проблематизации, а отчасти осмыслению и предварительному закреплению в виде категории идентичности модели позиционирования человека в обществе кризиса гуманизма и потери субъектности.

Исследователи смежных и субституциональных категорий описания психосоциального тождества индивида, таких как аутентичность, я-концепция, самоосознание, самоопределение, в частности, Э. Гартман, Б. Поршнев4 определили асимметричность идентичности как ее отличительное качество и обнаружили связь потери подлинности, как характеристики транзитивного общества и появления идентичности в качестве попытки описания новых властных стратегий поиска аутентичности. Основатели теории гуманитарной идентичности JL Шнейдер, Д. Тернер5 рассматривают её как уровень самокатегоризации. Так же как представители интеракционистской школы Д. Мид, И. Гофман, X. Абельс6 приверженцы школы социальных представлений С. Московичи, М. Заваллони7 рассматривают гуманитарную идентичность как один из уровней Я-отнесенности, самокатегоризации, «Я-концепции».

Разграничением двойственности понятия идентичности поздние авторы о признательны В. Хесле и П. Рикеру , которые изолировали от понятия идентичности как сходства в неизменности процессуальную категорию поиска самости, себя самого — идентичности, как тождественности самому себе в противоположность «иному», поиска аутентичности в противопоставлении. Внешнее по отношению к человеку присутствие

3 См. 3. Фрейд "Психология масс и анализ Я" М., 1982; Erikson Е. Psychosocial Identity// А Way of Lookingat Things Selected Papers/Edited by S. Schlein. N.Y.,1995;.

4 См. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.,1979; Мозжилин С.И. Обретение я и возникновение ранних форм социальности., Саратов, 2002

5 См. Шнейдер JI. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становленияУ/ЬйрУАИзвейайоп! .narod.ru/avtoreferats2/av41 .htm: Дж. Тернер Социальное влияние. С-П., 2003

6 См. Mind D.G. Self and Society. Chicago, 1934; Х.Абельс «Интеракция, идентификация, презентация», СПБ, 1999

7 См. С. Московичи Век толп. М., 1996 идентичности отправляет к учению о метемпсихозе Платона, которое при перекодировке современностью определяет сущность политического как связь идентичного и иного в условиях самоподчинения9, что декламирует интериоризацию власти и контроля, и репродуцировано в работах М. Фуко и Ж. Делеза10.

Фундаментальным отечественным исследованием истории теоретизации явления и понятия идентичности на настоящий период признается работа М. Заковоротной «Идентичность человека. Социально-философские аспекты»11.

IW В работе становление категории идентичность представлено стремлением соотнесения внутреннего и внешнего мира в воспроизводящейся ситуацией усложнения, множащегося разнообразия, реализуемого развитием и распространением систем информации, знания и информационных технологий»12, что ангажирует новый этап изучения идентичности во взаимосвязи с информационной сферой.

Свое развитие идеи смены стратегий самоопределения получили в работах О. Павловой, Т. Воропай, Н. Антоновой, С.Гурина, В. Гасилина13, в которых идентичность предстает как «отражение окружающего мира, подражание внешним объектам» и является «способом адаптации, приспособления к реальности», что определяет идентичность как моделирование - «человек моделирует себя и реальность в упрощенном виде, представляет ее в некотором приемлемом варианте, чтобы суметь справиться

8 См. В. Хёсле. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. Вопросы философии.- 1994.- №10.- С. 112-123; Рикер П. Повествовательная идентичность. М., 2003 Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.№. -М.,1994., С.612.

10 ДелёзЖ. Фуко.-М. 1998.-С. 131,135.

11 См. М. В. Заковоротная Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов - на - Дону, 1999

12 Там же, С. 113

13 См. Павлова О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности // http://pavolga.narod.ru/identitv.html: Воропай Т.С. В поисках себя: Идентичность и дискурс. Харьков, 1999; Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // wvyw.voppsv.ru/iournals all/issues/1996/961 /961131 .htm; Гасилин В.Н. Становление человека и проблемы идентификации//Человек. Культура. История. Сб. статей. Саратов, 1993. с жизненной ситуацией»'4. На этом этапе зарождаются теории замещения виртуальностью при реализации сценических программ идентичности, замороженной на стадии внешнего уподобления с реальным или идеальным — «основными категориями для осмысления идентичности становятся категории визуальные: изображение, представление, имидж, видимость, иллюзия. Для идентичности в таком понимании характерны мимикрия, имитация и симуляция. Главное - казаться, а не быть»15.

Ассимиляция политической наукой понятия «идентичность» связано с такими авторами, как А. Турен, Э. Трикет, Д. Бирман, Р. Уотте, Р. Хэслеп, Г. Люббе, Д. Веллеман, П. Козловски, Э. Гидденс, JI. Шнейдер, В. Дедяев16. Их разработки стали основой легитимации идентичности как динамического явления социализации человека переходного общества, позволив более полно оценить гуманитарные перемены, связанные с транзитивностью. В процессе теоретизации и освоения категории идентичности в работах вышеназванных авторов проявляются границы ее применения в контекстах поглощения индивидуального социальным.

Политизация и введение в политологические языковые практики обозначенного понятия, в связи с обнаружением органической зависимости идентичности и отношений власти связано с работами А. Дугина, В. Тишкова, А. Эпстайна, И. Нойманна, М. Фуко, Ж. Делеза17. Влияние актуализации этнической идентичности на кратологические сценарии

14 С.П. Гурин Антропологический аспект проблемы идентичности. //Вестник СГСЭУ. Саратов, 2003. № 5. С.119.

15 Там же, С. 120

16 См. Эд Трикет, Дина Бирман, Родерик Уотте "Человеческое разнообразие", 1994; Ледяев В.Г. Власть, интерес и социальное действие. //Социологический журнал, 1998, № 12; Velleman D.J. Identification and identity http://www-personal.umich.edu/~velleman/Self/Id&ID.html.

7 См. А. Дугин. Философия политики. M., 2004; Тишков В. Идентичность и культурные границы//Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб. статей/Под ред. М.Б.Оллкот, В.Тишкова, А.Малашенко. М.,1997 ; Epstein A.L. Ethnos and Identity: Three Studies in Ethnicity. London, 1978; Neumann I.B. Russia as Central Europe's Constituting Other.// East European Politics and Societies. 1993. Vol. 7. N 2; Фуко M. История сексуальности - III: Забота о себе. - Киев, М. 1998; Делёз Ж. Фуко. - М., 1998

1 к современности отражено в работах М. Ильина, В. Юрьева , будучи инициировано В. Мшвениерадзе и закреплено апологетом кратологии, как науки В. Халиповым19.

Исследования этнической идентичности в политическом измерении связаны с именами К. Болдига, Э. Смита, Ю. Хабермаса, Ф. Барта20. Среди отечественных исследований одни из немногих исследований этнической идентичности принадлежат в частности В. Сухачеву, А. Здравомыслову, Н. Шматко и Ю. Качанову21.

Большинство политических исследований, обозначенной в диссертации проблемы, сосредоточено на изучении ее специализированных аспектов. За рамками таких исследований остается системное сведение в единое целое проблематики кризисных процессов транзитивности на фоне информатизации и виртуализации общества и изменяющейся структуры властных отношений.

Объектом исследования является политическое сознание транзитивного общества.

Предмет исследования - идентичность как фактор формирования политического сознания и область воздействия при управлении им.

Целью диссертационной работы является изучение кризиса идентичности, сопровождающего современный транзитивный этап развития

18 См. Ильин М.В. Возможность государства. //"Век XX и мир", 1994, № 9-10; Юрьев А.И. Психология власти. СПб., 1995.

19 См. Власть. Очерки современной политической философии Запада / Под ред. В. В. Мшвениерадзе. М., 1989.; Халипов В.Ф. Введение в науку о власти. М., 1996; Халипов В.Ф. Власть: Кратологический словарь. М., 1997.

20 См. Boulding К. Е. National Images and International systems in Journal of Conflict Resolution. Vol. 3. No 2.1959, pp. 120-131; 7 Smith A. The Ethnic Origin of Nations. Oxford, 1986. p. 86.;8 Хабермас Ю. Будущее Европы как политической общности http://www.academv-go.ru/Site/RussiaEC/Publicatioris/Habermas.shtml; Ethnic groups and boundaries. The social Organization of culture differences. L.: Polity Press, 1989, p. 10.

21 См. В. Ю. Сухачев Человек в национальном и этническом измерении. М. 2004; Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян. // СоцИс. 1996. №12. с. 23-33.; Шматко Н.А. Качанов Ю.Л. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования // СоцИс. 1998. № 4. С. 94-101. российского общества. Достижение данной цели потребовало решение следующих исследовательских задач:

-выявить какие политические сдвиги определили возникновение категории идентичности;

-определить взаимосвязь категорий «идентичность» и «власть»; -оценить роль этнической идентичности в политических отношениях; -рассмотреть влияние новых информационных технологий на процессы политизации и формирование политической культуры в современном обществе, и появление, в связи с этим, новых инструментов политического манипулирования;

-изучить влияние на этнополитические процессы распространения информационных стратегий развития политических отношений;

-разработать тактику политических отношений, отвечающих потребностям привития идей толерантности и консолидации в условиях кризиса идентичности;

- обозначить направления коррекции методов менеджмента политических отношений, для приведения их в соответствие с имеющимися реалиями транзитивности общества.

Методологическая база диссертационного исследования закреплена структурно-функциональным, системным и институциональным анализом. Феномен идентичности изучается с точки зрения единства эмпирического и теоретического, глобального и локального, ценностного и познавательного. Поскольку в работе утверждается взаимосвязь политического, идеологического и социокультурного аспектов идентичности, в работе представлен также комплексный подход.

Методологическую основу составляют диалектика и синергетика, при использовании общеприкладных приемов анализа, синтеза, дедукции, индукции, обобщения и аналогии.

Научная новизна работы заключается в комплексном исследовании категории идентичность во взаимосвязи с категориями власти и информации в рамках политологических языковых практик. Элементы новизны состоят в том, что в рамках исследования:

-выявляется роль идентичности в формировании политического сознания;

-кризис идентичности рассматривается не как аномальное побочное явление транзитивности, а как этап политизации либерального общества;

-определяется двойственность процессов становления этнической идентичности в условиях устремленности к глобальному объединению наряду с индивидуализацией, выраженной групповым обособлением;

-рассмотрение взаимосвязи идентичности и власти происходит в рамках нетелеологических концепций власти;

-проводится анализ зависимости формирования новой политической культуры и информационного развития общества;

-разрабатывается инструментарий управления политическим сознанием через воздействие на идентичность;

-применяется системный подход изучения идентичности во взаимосвязи с отношениями власти в информационном обществе. Положения, выносимые на защиту.

- Идентичность лежит в основании современных стратегий власти. Либеральные идеи требуют персонификации, то есть сведения потребностей к интересам общностей и идентификации, как признания принадлежности к такой общности владельца собственности. Гуманитарный и политический кризис транзитивного этапа смены политических ориентиров сопровождается поиском идентичности как средства удержания самообладания в ситуации неопределенности. Компенсаторная функция идентичности проявляется через самоподчинение. Интериоризация власти определяет пенитенциарные стратегии власти над собой в целях удержания характеристик соответствия общности. Контроль над границами самости служит мерой защиты собственности в либеральном обществе. Источник воли власти либеральных отношений должен обладать идентифицируемой формой. Властные отношения современности основываются на условии идентичности;

- Феномен идентичности связан с кризисными процессами политизации. Глобальная унификация, являясь следствием консолидационных тенденций либеральных процессов на определенной стадии становится угрозой индивидуального, то есть политической самостоятельности и состоятельности, выступая катализатором конфликтов идентичностей и, прежде всего, этнополитических конфликтов. Субъективация как

Ь особенность настоящих процессов политизации в виде обращенной внутрь подчиненности воли власти в противостоянии «мы=не-они» провоцирует кризис идентичности. Идентификация с идеальным политическим доминантом выступает причиной коммуникационного напряжения. Негативная идентичность провоцирует кризис политических отношений. Идентичность существует не как явление, а как кризисный процесс;

- Информационное развитие привело к необходимости обновления инструментария управления политическим сознанием. Развитие информационных технологий наделило политические отношения виртуальным измерением. Наряду со стратегиями закрепления идеального доминанта власти в виде демократических символов современное либеральное общество столкнулось с проблемой замещения символического содержания, когда идентификация персонификационных свойств принадлежности к политической общности имеет положительный результат, не выявляя подделки на уровне индивидуального. Возможности, открывшиеся вследствие информационной революции, опередили технологии политического манипулирования, выявляя актуальность их пересмотра.

- Основным объектом манипуляции политическим сознанием в транзитивном обществе является идентичность. Идентичность представляет среду политизации в кризисном обществе. Идентичность служит терминальным пространством индивидуального и политического измерений. Кризис идентичности предполагает создание переходных виртуальных конструкций политического позиционирования. Управление пространством неподлинности подразумевает управление симулякрами, а не сущностями. Основным инструментом политического воздействия на современном этапе служит информация. Действенным направлением воздействия на процессы конструирования политического сознания определяется идентичность.

Научно-практическая значимость работы заключается в разработке проблематики отношений власти и политического управления в условиях информационного общества. Сформулированный подход «мягкого» разрешения этнополитических конфликтов может послужить материалом разработки практических мероприятий мониторинга и контроля политической стабильности и формирования плюралистичной толерантной политической культуры и идеологии. Выводы теоретического и прикладного характера, содержащиеся в исследовании, применимы при изучении тем «Этнополитика», «Политическое сознание», «Политический менеджмент» в курсе «Политология», а также в рамках курсов этнологии, политической антропологии, при разработке тем, связанных с изучением идентичности, власти и методов управления политическими конфликтами.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы предлагались автором на научных конференциях и отражены в пяти авторских публикациях. Диссертация в целом обсуждалась на заседании кафедры философии и политологии СГСЭУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Кризис идентичности и политическое сознание транзитивного общества"

Заключение.

Менеджмент политического сознания транзитивного общества предполагает политическое управление динамическими процессами отношений власти в условиях сингулярности гомеостаза социума. Этническая идентичность становится основным предметом исследования политических конфликтов современности, вследствие концентрации в себе мотивационных факторов политического сознания, привлекая сегодня к себе пристальное внимание технологов манипулирования этнополитическим бессознательным1.

Идентичность - среда политизации в транзитивном мире, транспортный и коммуникационный коридор личностного и политического измерений, оболочка, стержень и регулятор механизмов власти и отношений межгруппового позиционирования. Идентичность является содержанием политического сознания транзитивного периода. Этническая идентичность служит сегодня основой коллективного политического сознания.

Либеральные идеи требуют персонификации, то есть сведения потребностей к интересам общностей и идентификации, как признания принадлежности к такой общности владельца собственности. Гуманитарный и политический кризис транзитивного этапа смены политических ориентиров сопровождается поиском идентичности как средства удержания самообладания в ситуации неопределенности. Компенсаторная функция идентичности проявляется через самоподчинение. Интериоризация власти определяет пенитенциарные стратегии власти над собой в целях удержания характеристик соответствия общности. Контроль над границами самости служит мерой защиты собственности в либеральном обществе. Источник воли власти либеральных отношений должен обладать идентифицируемой

См. Джеймсон Ф. Политическое бессознательное: Нарратив как социально символический акт. - М.,2003 формой. Властные отношения современности основываются на условии идентичности.

Идентичность не представляется возможной как явление. Идентичность - формула обозначения сингулярных процессов транзитивности. Идентичность сопровождает и эмблематизирует транзитивность и связанные с периодом становления либеральных мифов девиантные явления политизации. «Мерцающая» идентичность - уловка коммуникационной стратегии в отсутствии аутентичности. Идентичность -мера виртуализации общественных отношений. Идентичность, будучи адаптационным механизмом, характеризует разработку нетелеологических стратегий власти. Идентичность предстает маркером воли власти собственника. Идентичность поддается измерению через феномен кризиса идентичности.

Этническая идентичность обнаруживается вследствие напряжения, вызванного антиномиями процессов политизации современного человека -оппозиции стремления к традиционализму и аннигиляции истории с одной стороны, и в стремлении к групповой индивидуализации на фоне унификации, с другой. Эклектика конвергенции и дивергенции продуцируют абъект этнической идентичности - эквивалент субъекту политических отношений процессов абъекции. Основными качествами этнической идентичности являются референтность и релятивность.

Усиление роли информационных технологий привело к значительным изменениям генезиса политической культуры, создав условия для формирования мерцающей идентичности (floating identity) и неустойчивого политического сознания, вытеснивших политические отношения в сферу симулятивного, предварительно десакрализировав их. Идеальный политический доминант (Идентичное) современного общества формируется в направлении от политического сознания через механизмы симуляции, заместившие механизмы сакрализации.

Идентичность как фактор смены курса политического сознания актуализирует проблему адаптации инструментария менеджмента этнополитических конфликтов под реалии современности. Управление политическим сознанием в транзитивном мире акцентируется на управлении идентичностью и концептуализируется теориями перфоманса2. Диапазон методик воздействия на идентичность, в зависимости от условий позволяет варьировать техники манипуляции политическим сознанием от субтильной корректировки идентичности до ее аннигиляции. Использование идентичности в качестве объекта воздействия политического менеджмента позволяет на причинном уровне влиять на кризисные политические процессы и разрешать сложные конфликтные ситуации без нанесения гуманитарного урона.

Приоритетными задачами политического менеджмента сегодня являются формирование толерантного коллективного политического сознания, благоприятного для политической консолидации, стимулирование политического многообразия и сохранение этнической самобытности в плюралистичном диалоге культур. На фоне глобализационных явлений, разрушающих ценностные системы актуальна выработка стратегии обеспечения политического и информационного национального здоровья. Условие транзитивности не позволяет сформировать устойчивые политические стереотипы, но именно в переходный период смены границ политического влияния важна последовательная политика позиционирования в политическом пространстве. Средой позиционирования и фактором формирования политического сознания в транзитивном обществе служит идентичность.

2 См. Биррингер И. Театр, теория, постмодернизм - М., 2001

 

Список научной литературыЯппаров, Александр Рафикович, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"

1. Абельс X. «Интеракция, идентификация, презентация», СПб, 1999

2. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология. Ставрополь: СГУ,1996

3. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990

4. Алмер Г. Прикладная Грамматология. М., 2003

5. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. М.,2000

6. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001

7. Андреев В.И. «Конфликтология; искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов» Казань, 1992

8. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // www.voppsy.ru/journalsall/issues/1996/961/961131 .htm

9. Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996.

10. Артемьев В.Г. Право собственника, М., 2002

11. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. -М., 1989.

12. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов А.А. Этносоциогия. М., 1999.

13. Ачкасов В.А. «Взрывающаяся архаичность»: традиционализм в политической жизни России. СПб., 1997.

14. Багдикян Б. Монополия средств информации. М., 1987

15. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. — М., 1989

16. Батлер Д. Психика власти: теории субъекции Харьков, 2002

17. Белик А.А. Культура и личность: Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии. М., 2001.

18. Белкин А.С., Жаворонков В.Д, Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. Екатеринбург, 1995.

19. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.

20. Биррингер И.Театр, теория, постмодернизм М., 2001

21. Берне Р. Что такое Я-концепция // http://www.nsu.ru/ psvch/internet/bits/burns3 .htm

22. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986.

23. Бретон Ф., Пру С. Взрыв коммуникации. Рождение новой идеологии. М., 1990.

24. Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о "Чужом" // Логос. № 6

25. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001

26. Вирильо П. Тирания настоящего времени \\ Искусство кино -1996-№.

27. Власть. Очерки современной политической философии Запада / Под ред. В. В. Мшвениерадзе. М., 1989

28. Волков Ю. Г. Личность и гуманизм. (Социологический аспект). -Челябинск ,1995.

29. Волкогонов Д.А. Психологическая война. М., 1984.

30. Воропай Т.С. В поисках себя: Идентичность и дискурс. Харьков,1999

31. Встречи этнических культур в зеркале языка. М., 2002

32. Bye М.А., Войтович Н.А., Гусев B.C. Россия на пороге информационного общества \\ Материалы семинара в рамках научной конференции факультета журналистики СПбГУ «Средства массовой информации в современном мире». СПб., 1997.

33. Гаджиев К.С. Политическая философия М., 1999

34. Гартман. Г. Эгопсихология и проблема адаптации М., 1999

35. Гасилии В.Н. Онтологические проблемы сущностных свойств человека//Управление, экономика, культура. Вып. 1. Социодинамика культуры управления. Саратов, 1994.

36. Гасилин В.Н. Принципы философского понимания целостности человека/ЛДелостность человека и культура труда//Под общей ред. В.И. Снесара. Саратов, 1996.

37. Гасилин В.Н. Становление человека и проблемы идентификации//Человек. Культура. История. Сб. статей. Саратов, 1993

38. Гасилин В.Н. Человек, культура, идентификация. L <554

39. Гелтнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса. //Международный философский журнал. 1992. № 1.

40. Гелтнер Э. Нации и национализм. М., 1991

41. Ги Эрнест Дебор Общество спектакля, М., 2000

42. Гидденс Э. Социология. М., 1999

43. Гришина Н.В. Я и другие. СПб., 1990

44. Гуревич П.С. Социальная мифология. М., 1983

45. Гуревич С. М. Угрожает ли нам информационный СПИД? \\ Журналист 1996 - № 11

46. Гурин С.П. Антропологический аспект проблемы идентичности. //Вестник СГСЭУ. Саратов, 2003. № 5.47. Делёз Ж. Фуко. М. 1998

47. Делез Ж., Гваттари Ф.: Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. -М.,1990

48. ДерридаЖ. Другой мыс. //Метафизические исследования. № 11. СПб., 1999

49. Джеймсон Ф. Политическое бессознательное: Нарратив как социально символический акт. М.,2003

50. Дзярошинский И. Российский журналист в пост-тоталитарную эпоху. М., 1996

51. Дорт Б. Освобожденное представление. М., 2001

52. Дугин А. Философия политики. М., 2004

53. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. // Художественный журнал, 1999 №2.

54. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов на - Дону, 1999

55. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997

56. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996.

57. Иванов В. Н., Назаров М. М. Информационное потребление и политические ориентации // Социс. 2000. № 7.

58. Идентичность и культурные границы//Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб. статей/Под ред. М.Б.Оллкот, В.Тишкова, А.Малашенко. М.,1997 ;

59. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М, 1996

60. Ильин М.В. Возможность государства. //"Век XX и мир", 1994, №9.10;

61. Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян. // СоцИс. 1996. №12

62. Кандыбо В.И., Басков В.П. Введение в конфликтологию. Ярославль, 1993.

63. Кант И. Критика чистого разума М., 1994.

64. Каппелер А. Россия многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. М.: Прогресс - Традиция, 1997.

65. Кармин и др. Конфликтология. СПб. 1999

66. Кашлев Ю. Б. Информационный взрыв: международный аспект. М., 1988

67. Кашлев Ю. Б. Массовая информация и международные отношения. М., 1981

68. Кедровский О.В. Информация и власть \\ Информационные ресурсы России 1996 - № 2

69. Козлова А. «Тард и его теория общества» М., 1989

70. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997

71. Кола Доминик Политическая социология. М., 2001

72. Комов С.А. Информационная борьба в политических конфлик-" тах: вопросы теории \\ Информационная безопасность. Материалы семинара. СПб., 1996

73. Конфликты в современной России. Под ред. Степанова Е.И. М.1999

74. Кон И. Психология предрассудка// Психология национальной нетерпимости/ Сост. Ю.В.Чернявская. Мн., 1998.

75. Корнелиус X., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М., 1992

76. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М., 2002

77. Концепция национальной идеи: общие параметры и российская специфика \\ Мировая экономика и международные отношения -1996-№9

78. Коротеева В.В. "Воображенные", "изобретенные" и "сконструированные" нации // ЭО. 1993. №3

79. Красов Ю.А. Психология политического конфликта. Саратов,2004

80. Кульба В.В., Малюгин В.Д., Шубин А.Н. Информационное управление. М., 1996

81. Курило А.П., Черешкин Д.С. Проблемы информационной безопасности России и пути их разрешения \\ Информационные технологии -1996 -№3

82. Лакан. Д. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда М., 1997

83. W 84. Лебедева M.M. Политическое урегулирование конфликтов.1. М.1999

84. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

85. Левкович В.П. Панкова Н.Г. Социально-психологические проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика / Под ред. Шороховой Е.В., Левкович В.П. М., 1985

86. Ледяев В.Г. Власть, интерес и социальное действие. //Социологический журнал, 1998, № 12

87. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. / Полис., 2000, № 1.

88. Леонтьев А. Н. Воля //Вестник Московского Университета. Сер. 14, Психология. 1993. № 2

89. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998

90. Люббе Г. Историческая идентичность// Вопросы философии.— 1994.—№4.

91. Майборода Э.Т. Концепция национальных интересов в глобализирующемся мире // Вестник СГУ. Ставрополь, 2003.

92. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997

93. Малахов B.C. Неудобства с идентичностью// Вопросыфилософии. 1998. - №2

94. Марсель Г. Быть и иметь. М. 1998

95. Мартин Г.-П., Шуманн X. Западня глобализации: Атака на процветание и демократизацию. М., 2001

96. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства (материалы "круглого стола") // Социс. 2000. №7.;

97. Мише П. Суверенитеты в неустойчивой среде // Коммунист. №13. 1991

98. Мишель Фуко и Россия: Сб. статей / Под ред. М. О. Хархордина. . —СПб., 2001$ 100. Мозжилин С.И. Обретение я и возникновение ранних формсоциальности., Саратов, 2002

99. Московичи С. Век толп. М., 1996

100. Мшвениерадзе В. В. Современное буржуазное политическое сознание (философский аспект). М., 1981

101. Мы сограждане (СМИ и общество) / Под редакцией Л.И. Семиной. - М., 2002

102. Нерсесиан В.Э. Основные угрозы в сфере информационной безопасности Российской Федерации. М. 1996

103. Никовская Л.И. Становление политической конфликтологии: методологические проблемы М, 2002

104. Общество спектакля в эпоху коммодифицированного марксизма. Сб. статей под ред. А.Р.Усманова //Топос . 2002 N 1

105. Одайник В. Психология политики. Политические и социальныеидеи Карла Густава Юнга. СПб, 1996

106. Осмонова Н.И. Культурные основания мифа как фактора национальной идентификации // II международная научно-практическая конференция КРСУ (27-28 мая 2004 г.). Материалы выступлений / Под общ.ред. И.И. Ивановой. — Бишкек, 2004.

107. Павлова О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности //http://pavolga.narod.ru/identity.html М., 2001

108. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения //Thesis. Альманах М., 1993

109. Петров В.Н. «Толерантность и идентичность: взаимодействие этнических мигрантов и местного населения в краснодарском крае» Ставрополь, 2001

110. Пироннов О. Ф. "Живые новости", или О времени и пространстве в телевизионном эфире // Социс. 2000. № 8.

111. Платон. Собрание сочинений в 4 т. М.,1994

112. Платонов Ю.П. Этническая психология. СПб., 2001.

113. Полищук Ю. Состояние психического и интеллектуального здоровья населения России. //Обозреватель 1997 -№ 1-2

114. Поппер К. «Против злоупотребления телевидением» \\ Искусство кино- 1996 №1

115. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.,1979

116. Разин Р.А. Об основном противоречии духовного развития этноса //Россия: прошлое, настоящее будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996 г. / Отв ред. М.С. Уваров. — СПб., 1996.

117. Рикер П. Повествовательная идентичность. Пер. К. Дрязгунов. http://www.philisopy.ru/library ,2000.

118. Решетников М.М. Клинический метод в изучении и разрешении межнациональных конфликтов.// http://anthropology.ru/ru/texts/reshet/paranoia. html

119. Российская массовая культура конца XX века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. СПб., 2001

120. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1998

121. Садохин А.П. Грушевицкая Т.Г. Этнология. М., 2000

122. Сапронов П.А. Власть как метафизическая и историческая реальность. СПб., 2001.

123. Сафиуллииа М.И. Синергетический подход к изучению культурных контактов в этногенезе. // Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Выпуск №12. СПб., 2001

124. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб, 1999.

125. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996

126. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб., 1996.

127. Скотт Дж.Г. способы разрешения конфликтов. Киев., 1994.

128. Слипченко В. Информационное противоборство в бесконтактных войнах М., 2001

129. Смоляк О.А. Европейский дискурс другого: культурологические модели ориентирования человека в современном жизненном мире. Екатеринбург, 2004

130. Современная конфликтология в контексте культуры мира (Материалы I Междунаодного конгресса конфликтологов). /Под ред. Е. И. Степанова. — М., 2001

131. Солдатова Г.У. «Психология межэтнической напряженности». М., 1998

132. Социальная идентификация личности. Вып. 2 / Под ред. В.А. Ядова. Институт социологии РАН, 1994.

133. Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе: Методология и методика измерения социальной идентичности. Информационные материалы / Под ред. Шматко Н.А. М.Б.и., 1992.

134. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.

135. Сухачев В. Ю. Человек в национальном и этническом измерении. М.2004

136. СухачёвВ. Ю. Национальная идентичность— теория и реальность. СПб., 1999

137. Рикер П. Повествовательная идентичность. М., 2003

138. Россия и Запад: Формирование внешнеполитических стереотипов в сознании российского общества первой половины XX века / под редакцией А.В. ГолубеваМ., 1998.

139. Таболина Т.В. Этническая проблематика в современной американской науке: критический обзор основных этносоциологических концепций. М., 1985

140. Таболина Т.В. Этничность и общество: поиск концептуальных решений // Этнология в США и Канаде. М., 1987

141. Тарский А. Семантическая концепция истины и основания семантики. // Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998.

142. Тернер Дж. Социальное влияние. С-П., 2003

143. Тишков В.А. Что есть Россия? (перспективы национального-строительства). Вопросы философии. 1995. № 2.

144. Топров А. Виртуальная реальность выборов \\ Свободная мысль -1996-№ 11

145. Тоффлер О. Третья волна. М., 1992.

146. Тоффлер О. Америку ждет раскол или единство с азиатским оттенком // Независимая газета. 1994. 7 июня.

147. Тощенко Ж. Кентавр-проблема как особый случай парадоксальности общественного сознания // Вопросы философии, 2002. — № 6.-С. 29-37

148. Тульчинский Г. Постчеловеческая персонология. СПб., 2002

149. Удовик СЛ. Глобализация. Семиотические подходы, Киев, 2002

150. Уортен У. Б. Современная драма и риторика театра. М., 2001

151. Феоктистов Г.Г. Информационная безопасность общества \\ Социально-политический журнал 1996 - № 5

152. Филиппов А. Социология пространства: общий замысел и классическая разработка проблемы //Логос. 2000 №5-6.

153. Фишер Р. Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражений. М.1990

154. Фрейд 3. Психология масс и анализ Я М., 1982;

155. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990

156. Фуко М. Воля к истине. М., 1996.

157. Фуко М. История сексуальности III: Забота о себе. - Киев, М.1998

158. Фуко М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы. М., 1999.

159. Хабермас Ю. Будущее Европы как политической общности //http://www.academy-go.ru/Site/RussiaEC/Publications/Habermas.shtml;

160. Хайдеггер М. Бытие и время. М. 2002

161. Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985

162. Халипов В.Ф. Введение в науку о власти. М., 1996

163. Халипов В.Ф. Власть: Кратологический словарь. М., 1997

164. Хантигтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1

165. Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. Вопросы философии.- 1994.- №10

166. Шихирев П.Н Конфликты в современной России М., 1999

167. Шихирев П.Н Конфликты в современной России. Проблемы анализа и регулирования М., 2000

168. Шмаков В. Закон синархии и учение о двойственности иерархии монад и множеств, Киев, 1994.

169. Шматко Н.А. Качанов Ю.Л. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования // СоцИс. 1998. № 4

170. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления //http://dissertationl.narod.ru/avtoreferats2/ av41.htm

171. Шукуров Р. Введение, или предварительные замечания о чуждости в истории // Чужое: опыт преодоления. М., 1999

172. Этнология / Под ред. Маркова Г.Е. Пименова В.В. М., 1994

173. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996

174. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. — М. 1994.

175. Юнг К.Г. Синхронистичность. М. 1997

176. Юрьев А.И. Психология власти. СПб., 1995

177. Althusser Louis. Ideology and ideological State Apparatuses //Lenin and Philosophy and Other Essays, NY, 1971

178. Castells, M. The Power of Identity. Economy, Society and Culture. Blackwell. Oxford, 1997.

179. Chislenko A. Drifting Identities// http://www.lucifer.com/~sasha/ home.html

180. Epstein A.L. Ethnos and Identity: Three Studies in Ethnicity. London,1978

181. Ethnic groups and boundaries. The social Organization of culture differences. L.: Polity Press, 1989

182. Ethnic identity: Fomation a. transmission among Hispanies a other minorities / M.E.Bernal, G.P.Knight (eds.). Albany, 1993

183. Eriksen Т.Н. Ethnicity and Nationalism: Anthropological Perspectives. L., Boulder, 1993

184. Erikson E. Insight and Responsibility. N.Y., 1967

185. Erikson E. Psychosocial Identity// A Way of Lookingat Things Selected Papers/Edited by S. Schlein. N.Y.,1995

186. Gowing N. Television and foreign policy \\ Crosslines Global Report 14-15, April-May 1995.

187. Grosses Lexicon zeitnah und uebersichtlich, ISIS, 1996

188. Jamieson K. Everything you think you know about politics. and why you're wrong. N.Y., 2000

189. Heslep R.D. Identity Crisis // http://www.ed.uiuc.edu/EPS/PES-Yearbook/1998/heslep.html

190. Hobsbawm E.J. Ethniciti and Nationalism in Europe Today // Anthropology Today, 1992, Vol.8, N 1

191. Hughes J. J. Brain Death and Technological Change: Personal Identity, Neural Prostheses and Uploading // http:// www.chanesurfer.com/hlth/BD/ Brain.html

192. Mind D.G. Self and Society. Chicago, 1934

193. Melrose S. A semiotics of the dramatic text. L., 1994.

194. More M. Virtue and virtuality. From Enhanced Senses to Experience Machines // http://www.maxmore.com/writing.htm

195. More M. On Becoming Posthuman // http://www.maxmore.com/ writing.htm

196. Neumann I.B. Russia as Central Europe's Constituting Other.// East European Politics and Societies. 1993. Vol. 7. N 2;

197. Nordensterng K., Varis T. Television traffic a one-way street? \\ «Report and papers on mass communication», 70. Paris, UNESCO, 1974.

198. Parsons T. Societies. Evolutionary and Comparative Perspective. Englewood Cliffs, 1966.

199. Ross J. Winning the Information War \\ Army 1994 - Vol. 44, N 2

200. Sandberg A. The Calculus of Identity // http://www.aleph.se/Trans/Cultural/Philisophv/identity.html

201. Smith A. The Ethnic Origin of Nations. Oxford, 1986

202. Survival By Replacement//www.ibiblo.org/istrout/identity/introduce.html

203. Touraine A. Production de la societe. Paris, 1973

204. Velleman D.J. Identification and identity http://www-personal.umich. edu/ ~velleman/Self/Id&ID.html