автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Региональная социокультурная идентичность Северного Кавказа: интеграция и динамика
Полный текст автореферата диссертации по теме "Региональная социокультурная идентичность Северного Кавказа: интеграция и динамика"
На правах рукописи
Гурбанов Элхан Асад-оглы
РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: ИНТЕГРАЦИЯ И ДИНАМИКА
Специальность 09.00.11 - Социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
2 8 НОЯ 2013
005541231
Волгоград - 2013
005541231
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Донской государственный аграрный университет».
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор
Поломошнов Андрей Федорович
Ведущая организация - ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет».
Защита состоится 19 декабря 2013 г. в 13:00 на заседании Диссертационного совета Д 212.029.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: 400062, Волгоград, пр. Университетский, 100, ауд. 2-05 В.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного университета.
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
Василенко Инна Викторовна, ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», профессор кафедры социологии
кандидат философских наук, доцент Шипулина Наталья Борисовна,
ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», доцент кафедры философии
Автореферат разослан « > ноября 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Н.А. Калашникова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Российские социально-политические и экономические рыночные реформы на рубеже тысячелетий одним из своих последствий имели существенную перестройку системы отношений между федеральным центром и региональными социокультурными системами. Региональное структурирование социального пространства Российской Федерации в условиях все нарастающих процессов глобализации и качественных трансформаций всего российского общества становится сегодня настолько же важным, насколько и проблематичным социокультурным процессом.
Трансформация региональной идентичности самобытных регионов России тесно связана с изменением форм интеграции этих регионов в российскую цивилизацию. В связи с этим в отношениях между федеральным центром и регионами возникает проблема поиска оптимального баланса взаимоотношений, который должен предотвратить две противоположные крайности: региональный сепаратизм и жесткий диктат федерального центра.
Вызванные российскими реформами 90-х годов XX века процессы социально-политического кризиса разрушили советскую социалистическую культурную идентичность и сделали проблематичной интеграцию Северного Кавказа в российскую цивилизацию, активизировали региональный сепаратизм, вызвали кризис локальной культурной идентичности.
Возникла проблема ревизии не только политического и культурного самосознания, поиска новой идеологии национальной идентичности народов Северного Кавказа, но и практическая проблема перестройки отношений с Россией как государством и с российской культурой, проблема новой интеграции Северокавказского региона в российское цивилизационное пространство.
Особую актуальность проблеме переосмысления Северным Кавказом своей культурной идентичности придает переплетение множества
противоречий в местных обществах и формирование на их основе некоторых деструктивных социально-политических и культурных процессов и движений.
Очевидно, что без формирования новой культурной идентичности Северный Кавказ не может определить свое место в Российском государстве, а также свои ориентиры и перспективы исторического развития. Формирование нового, современного, социокультурного самосознания Северного Кавказа является, таким образом, актуальной задачей исторического самоопределения данного региона России.
Степень научной разработанности проблемы. Методологическую основу для исследования проблемы социокультурной идентичности Северного Кавказа, по общему мнению современных исследователей, составляет цивилизационный подход. Общие методологические проблемы применения цивилизационного подхода в контексте проблемы социокультурной идентичности исторических субъектов рассматриваются в работах классиков социальной мысли H.A. Бердяева, Г\П. Федотова, ПЛ. Чаадаева, О. Шпенглера, Н.Я. Данилевского, а также в работах современных исследователей: Л.Г. Ионина, ММ. Мчедловой, Б.И. Буйло, М.В. Заковоротной, Т.Г. Грушевицкой, Ю.Г. Волкова, A.C. Ахиезера, A.C. Панарина, О.А.Платонова, В.Ф. Шаповалова, В.А. Тишкова, Е.Б. Черняка, Б.Н. Кузыка, Ю.В.Яковца и других.
В работах Г.К. Овчинникова, В.В. Маркина, A.C. Панарина и Ю.И. Семенова на основе сопоставления эвристических возможностей цивилизационного и формационного подходов предпринимается попытка выработать некий интегральный подход к исследованию специфики исторических субъектов и их исторической динамики.
Методологические проблемы исследования социокультурной самобытности Северного Кавказа в контексте цивилизационного подхода рассматриваются в работах A.A. Аникеева, В.В. Черноуса, Ю.Г. Волкова, В.Е.Давидовича, З.А. Жаде, А.Ю. Шадже, Х.Г. Тхагапсоева, К.С. Гаджиева, В.Э. Манаповой и других.
Проблема идентичности социально-исторических субъектов исследована в работах Ю.Г. Волкова, М.В. Заковоротной, З.А. Жаде, А.Ю. Шадже, В.Ф.Шаповалова, А.Ф. Поломопгаова, Л.В. Мельниковой и других.
Проблемы региональной идентичности и интеграции в современном российском обществе исследуются в работах Л.М. Дробижевой, О. Буториной, И.А. Савченко, Л.В. Смирнягина, Р.Ф. Туровского, Н.Н. Исмагилова, Н.А.Смирновой, Н.М. Межевич, М.В. Назукиной, З.М. Окрут, В.А. Ачкасова, Е.В. Ереминой, В.Я. Гельман, Е.В Попова, А.С. Макарычева и других.
Существующие в современной российской социальной мысли подходы к проблеме социокультурного статуса Северного Кавказа можно разделить на две подгруппы: 1) локально-цивилизационные подходы; 2) регионалистские подходы.
В рамках локально-цивилизационных подходов сложилось также разделение на две подгруппы интерпретаций единства Северного Кавказа. В первой подгруппе Северный Кавказ выделяется как отдельное цивилизационное или культурное единство. Данная позиция обосновывается в работах А.А. Аникеева, О.В. Семеновой, Х.Г. Тхагапсоева, А.Ю. Шадже, В.Э.Манаповой. Во второй подгруппе интерпретаций Северный Кавказ рассматривается в контексте общих категорий «кавказская цивилизация» или «кавказская культура» без разделения Северного Кавказа и самостоятельных государств Южного Кавказа (Закавказье). Эта позиция характерна для работ Р.Г. Абдулатипова, М.А. Кцоева, В.В. Черноус, К.Х. Унежева, С. Резниченко, М.А. Агларова.
Регионалистские подходы рассматривают Северный Кавказ как специфический, самобытный регион, но не как единую локальную цивилизацию или реальное культурное единство местных народов. Эти подходы включают в себя три основных типа концепций.
Первый тип - это концепция цивилизационной самобытности отдельных этносов и некоторых республик Северного Кавказа, утверждающая, что некоторые этносы и республики Северного Кавказа являются самобытной
5
локальной цивилизацией. Так, например, А.Х. Бижев развивает концепцию самобытной адыгской цивилизации, А.Г. Агаев - дагестанской цивилизации. Концепция кросскулыурного пространства, утверждающая, что Северный Кавказ является специфическим геополитическим пространством, где происходит контакт и столкновение различных культур и цивилизаций, но не происходит при этом их синтеза и образования самобытной культуры и цивилизации, наиболее ярко выражена в работах С.Ф. Хантингтона и Н.Чиковани.
Концепция Северного Кавказа как самобытного региона российской цивилизации представлена в работах К.С. Гаджиева, A.B. Лубского, В.А.Тишкова и других.
Традиционная самобытность северокавказских обществ, ее историческая трансформация в составе Российской империи, а также способ интеграции северокавказских обществ в российскую цивилизацию в дореволюционный период исследованы в работах Д.Ю. Арапова, В.О. Бобровникова, И.Л. Бабич, В.Х. Кажарова, А.Е. Криштопа, Л.Т. Соловьева, И.А. Сатавова, А.А.Цуцаева, Х.К. Тхагпсоева, И.А. Задворнова, В.Г. Шнайдера, А.Х. Борова, О.В.Волобуева,
A.B. Гадло.
Динамика социокультурной самобытности и национального самосознания северокавказских обществ и народов в советский период, а также способ их интеграции в советскую форму российской цивилизации получили отражение в работах Х.Г. Тхагапсоева, В.А. Тишкова, В.Г. Шнайдера, Э.Т.Майбороды, Г.С. Денисовой, М.Р. Радовель, В.И. Котова, В.В. Черноуса.
Современные трансформации и кризис социокультурной идентичности республик Северного Кавказа в период российских реформ 90-2000-х годов исследуются в работах А.Ю. Шадже, Э.А. Шеуджен, A.M. Гегалаевой, К.С.Гаджиева, В.В.Черноуса, К.Х.Унежева, В.Э. Манаповой, Х.Г. Тхагапсоева,
B.А. Тишкова, Г.С. Денисовой, М.Р. Радовель, Л.Л. Хоперской, Е.А. Зуйкиной, Т.М. Баликоева, А. Матвеевой, И. Савина, В.Д. Дзидзоева, А.Ю. Коркмазова, А.Малашенко и других.
Вместе с тем взаимодействие процессов интеграции Северного Кавказа в российскую цивилизацию с процессами трансформации его региональной социокультурной идентичности в его исторической динамике освещены недостаточно, что и обусловило наш интерес к этой теме.
Объектом исследования является региональная социокультурная идентичность Северного Кавказа в составе российской цивилизации.
Предметом исследования является процесс формирования региональной социокультурной идентичности северокавказских этносоциальных систем в контексте их интеграции в российскую цивилизацию.
Целью исследования является анализ динамики региональной идентичности и особенностей современного этапа региональной интеграции Северного Кавказа в российскую цивилизацию.
Реализация цели предполагает постановку и решение следующих задач исследования:
1. Сформулировать методологические основы исследования социокультурной идентичности исторических субъектов.
2. На основе анализа альтернативных концепций определить социокультурный статус Северного Кавказа.
3. Раскрыть основные факторы и особенности цивилизационной интеграции социокультурного региона.
4. Исследовать формирование и динамику социокультурной идентичности северокавказских обществ в контексте их интеграции в российскую цивилизацию.
5. Проанализировать сущность и основные проявления современного кризиса региональной социокультурной идентичности Северного Кавказа.
6. Проследить основные современные конкурирующие версии социокультурной идентичности Северного Кавказа и предпосылки преодоления кризиса идентичности.
Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической основой исследования является цивилизационный подход,
7
наиболее детально проработанный в обобщающих фундаментальных трудах Б.Н. Кузыка и Ю.В. Яковца, а также концепции социокультурной идентичности исторических субъектов, разработанные Х.Г. Тхапгсоевым, А.Ю. Шадже, З.А.Жаде, А.Ф. Поломошновым.
В нашем исследовании мы также опирались на концепции региональной интеграции и региональной идентичности В.Г. Шнайдера, И.А. Савченко, Р.Ф.Туровского, Н.Н. Исмагилова, Н.А. Смирновой, М.В. Назукиной.
Важную роль в нашей работе играют также концепции Северного Кавказа как самобытного региона российской цивилизации К.С. Гаджиева, А.В.Лубского, В.А. Тишкова.
Методологическую основу исследования определило применение следующих общенаучных методов: междисциплинарного социокультурного подхода, структурного анализа, историко-генетического анализа, системного подхода, теоретического моделирования, а также общих принципов научного познания: объективности, историзма, системности, всесторонности и других.
Научная новизна заключается в следующем:
1. Сформулированы методологические основы исследования социокультурной идентичности исторических субъектов, что позволило проследить историческую динамику региональной идентичности Северного Кавказа в процессе его интеграции в российскую цивилизацию.
2. Проведен критический анализ основных альтернативных концепций социокультурного статуса Северного Кавказа и обоснована концепция Северного Кавказа как региона Российской Федерации, включающего в себя региональную систему самобытных этносоциальных систем.
3. Выявлены факторы и особенности региональной идентичности и региональной интеграции самобытной этносоциальной системы в локальную цивилизацию.
4. Проанализирована динамика взаимодействия региональной идентичности и интеграции Северного Кавказа в российскую цивилизацию, начиная с присоединения Северного Кавказа к России в XIX веке по наше
8
время, что позволило обосновать причины формирования кризиса
сиоциокультурной идентичности населения Северного Кавказа.
5. Дана комплексная характеристика основных проявлений современного кризиса региональной социокультурной идентичности республик Северного Кавказа.
6. Установлены особенности современной транзитивной идентичности республик Северного Кавказа, рассмотрены основные альтернативные версии развития национального самосознания и предпосылки выхода республик Северного Кавказа из кризиса идентичности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Методологической основой исследования региональной идентичности Северного Кавказа являются: цивилизационный подход, общетеоретическая концепция социокультурной идентичности социальных систем, а также концепция цивилизационной интеграции локальной этносоциальной системы.
Социокультурная идентичность единичного исторического субъекта образует сложный динамический комплекс или баланс его реальной самобытности, массового сознания этой самобытности и доминирующей рефлексивной теоретико-идеологической концепции его самобытности (его самосознания). Региональная идентичность локальной этносоциальной системы, интегрированной в локальную цивилизацию, есть трансформированная и подчиненная цивилизационной идентичности традиционная идентичность.
2. Анализ альтернативных концепций социокультурного статуса Северного Кавказа показывает, что наиболее обоснованной является концепция, согласно которой Северный Кавказ, не являясь локальной цивилизацией, представляет собой самобытный социокультурный регион российской цивилизации, состоящий из самобытных, автономных этносоциальных систем. Северный Кавказ является зоной сосредоточения, с одной стороны, цивилизационных и культурных конфликтов, а с другой -возникновения комбинаций различных культурных влияний и
9
цивилизационных элементов, что обуславливает трансформацию и диффузию различных цивилизационно-культурных воздействий в противоречивое цивилизационное и культурное своеобразие региона.
3. Интеграция самобытного социокультурного региона в цивилизацию является взаимодействием разноуровневых исторических субъектов, при котором субъект низшего порядка - регион, или самобытная региональная социокультурная система - включается в цивилизацию. Трансформация социокультурной идентичности является способом цивилизационной интеграции региона. При этом устанавливается определенный баланс или иерархия доминирующей цивилизационной идентичности с региональной социокультурной идентичностью. Интеграция осуществляется в двух формах: трансформация региональной самобытности, трансформация регионального самосознания, которые опосредуют друг друга.
Основными факторами, определяющими эффективность цивилизационной интеграции самобытного социокультурного региона являются: 1) баланс социокультурного потенциала и уровня развития цивилизации и присоединяемых этносоциальных систем; 2) степень общекультурной близости, общности между цивилизацией и присоединяемыми локальными этносоциальными системами; 3) конкретная геополитическая ситуация, в которой происходит процесс присоединения; 4) эффективность и гибкость интеграционной политики цивилизационного центра.
4. В динамике цивилизационной и региональной идентичности этносоциальных систем Северного Кавказа в контексте их социокультурной интеграции в российскую цивилизацию выделяются три этапа: 1)трансформация региональной идентичности в период интеграции региона в Российскую империю (1817-1917 гг.), 2) трансформация региональной идентичности в период комплексной интеграции Северного Кавказа в советскую цивилизацию (1917-1991 гг.) и 3) кризис и очередная трансформация региональной идентичности в период рыночной модернизации России на рубеже тысячелетий.
На первом этапе после военно-политического присоединения комплекса северокавказских локальных этносоциальных систем в состав России в результате Кавказской войны 1817-1864 гг. осуществлялась мирная интеграция северокавказского региона в Российскую империю, которая, не затрагивая основной массы местного населения и глубинных основ местных социокультурных систем, выстраивала в одном географическом и социальном пространстве с ними институты российской цивилизации.
На втором этапе осуществлялась комплексная интеграция Северного Кавказа в советскую цивилизацию, которая жестким административно-принудительным способом преобразовывала местные экономические, социальные, политические и культурные институты по единому советскому социалистическому образцу, способствовала «маргинализации» самосознания местного населения и обусловила дальнейший кризис социокультурной идентичности Северного Кавказа.
На современном этапе в результате либерально-рыночных реформ и распада СССР социокультурная идентичность Северного Кавказа и его интеграция в российскую цивилизацию оказалась в состоянии кризиса.
5. Основными проявлениями современного кризиса социокультурной идентичности северокавказских обществ являются: 1) конфликтогенная мультикультурность, мозаичность культурного пространства на фоне падения интегрирующей роли российской культуры; 2) борьба альтернативных интеграционных тенденций исламского и российского влияния, которая происходит в условиях нарастающего влияния нового фактора -глобализационных процессов, разрушающих местную самобытность, но интегрирующих республики Северного Кавказа в мировую массовую, глобальную культуру; 3) культурная дезориентация местных народов, вызванная плюрализмом, мозаичностью культур, этатистскими тенденциями исламской религиозной культуры, а также возможностью и одновременно потребностью выбора своей новой идентичности.
6. Республики Северного Кавказа представляют собой сегодня тип
11
общества в транзитивном, то есть в переходном состоянии, для которого характерны: 1) фрагментация идентичности (как на уровне национальной идеологии, так и на уровне личностного, индивидуального сознания), на фоне преобладания этнической и общинной идентичности; 2) острая конкуренция альтернативных политических и религиозных идеологий. Северокавказские общества в лице их интеллектуальной и политической элиты в поиске современного национального самосознания выработали три направления: 1) утверждение религиозной, исламской идентичности; 2) формирование идеологии этнического этатизма; 3) становление гуманистической многоуровневой идентичности на принципах социального равенства и социальной справедливости. Преодоление кризиса социокультурной идентичности заключается в одновременном выходе северокавказских обществ из внутреннего системного социального кризиса.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы могут использоваться в качестве методологической и теоретической основы для обсуждения и разработки проблем региональной идентичности, социокультурной идентичности Северного Кавказа в составе современной России, а также для разработки практической политики федеральной власти на Северном Кавказе.
Материал диссертационного исследования может быть включен в программу лекционных курсов по социальной философии, культурологии, истории культуры, отечественной истории и социологии.
Кроме того, результаты диссертационного исследования могут быть использованы при решении проблем социокультурной интеграции республик Северного Кавказа в российскую цивилизацию.
Апробация работы. Основные положения и промежуточные результаты диссертационного исследования отражены в 14 научных публикациях общим объемом 3,84 п.л. Основные идеи диссертационного исследования обсуждались в рамках научных конференций международного (г. Новочеркасск, 2012 г.), всероссийского (г. Майкоп, 2008 г.) и регионального уровней (г. Новочеркасск,
12
2013 г.). Диссертант имеет четыре публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка литературы. Данная структура определена целью исследования и отражает последовательность решения познавательных задач. Содержание диссертации изложено на 152 странице. Библиографический список составляет 183 наименования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы, рассматривается степень научной разработанности проблемы, излагается основной замысел работы, определяются цель и задачи диссертационного исследования, формулируются пункты новизны и положения, выносимые на защиту, освещается теоретическая и практическая значимость работы, содержатся указания на апробацию и структуру работы.
В первой главе «Методология исследования социокультурной идентичности» рассматриваются основные категории и принципы исследования социокультурной идентичности исторических субъектов, определяется социокультурный статус Северного Кавказа как субъекта идентичности и определяются формы и принципы интеграции этносоциальной системы в локальную цивилизацию.
В первом параграфе первой главы «Парадигма исследования социокультурной идентичности исторических субъектов» диссертант формулирует общую методологическую концепцию исследования в контексте сравнительного анализа цивилизационного и формационного подходов. В качестве общей эффективной концептуальной основы исследования социокультурной идентичности исторических субъектов диссертант определяет цивилизационный подход.
Диссертант также формулирует основные методологические категории своего исследования: локальную этносоциальную систему, локальную цивилизацию, социокультурную самобытность и социокультурную идентичность.
Локальная этносоциальная система - самобытная общественная система, создаваемая этносом в силу совместного длительного проживания на одной территории и единства исторической жизни. Ее самобытность выражена не только в общности территории, языка и культуры, но и в самобытности экономической, управленческой, правовой и духовной подсистем.
Локальная цивилизация рассматривается автором как исторически сложившееся интегральное единство нескольких локальных этносоциальных систем, по отношению к которым это объединение представляет высшую и определяющую форму социальной организации.
Самобытность - специфическая устойчивая особенность, присущая социокультурному субъекту. Самобытность социокультурного исторического субъекта проявляется во всех формах его жизнедеятельности, от материально-производственной до духовно-культурной, причем элементы материальной и духовной самобытности сложно опосредуют друг друга.
Идентичность социокультурного субъекта выступает как самоотождествление личности и общества с определенными социокультурными особенностями, ориентирами и ценностями, включающими их в некую социальную, политическую и идеологическую общность. Социокультурная идентичность рассматривается диссертантом как единство реальной самобытности исторического субъекта и его самосознания, выраженного в формах массового сознания и в формах национальной идеологии.
Диссертантом также проводится различие социокультурной идентичности региональной этносоциальной системы в составе локальной цивилизации и идентичности самой цивилизации, ставится проблема их соотношения.
Во втором параграфе первой главы «Альтернативные концепции социокультурного статуса Северного Кавказа» дается критический анализ основных подходов к проблеме социокультурного статуса Северного Кавказа, существующих в современной литературе, и формулируется позиция диссертанта по этой проблеме.
Диссертант выделяет две группы подходов: 1) локально-цивилизационные и 2) регионалистские. Локально-цивилизационные подходы предполагают, что Северный Кавказ образует некое реальное социокультурное единство или общность. Эта группа подходов может быть разделена на два типа позиций: 1) позицию признания цивилизационного единства Северного Кавказа и 2) позицию признания культурного единства Северного Кавказа.
В рамках локально-цивилизационных подходов сложилось также разделение на две группы интерпретаций единства Северного Кавказа: 1)Северный Кавказ выделяется как отдельное цивилизационное или культурное единство (или исторический субъект); 2) Северный Кавказ рассматривается в контексте общих категорий «кавказская цивилизация» или «кавказская культура» без разделения Северного Кавказа и самостоятельных государств Южного Кавказа (Азербайджана, Армении и Грузии).
Регионалистские подходы рассматривают Северный Кавказ как специфический, самобытный регион, но не как единую локальную цивилизацию или реальное культурное единство местных народов. Эти подходы включают в себя три основных типа концепций: 1) концепция цивилизационной самобытности отдельных республик и этносов Северного Кавказа, утверждающая, что каждая республика Северного Кавказа является самобытной локальной цивилизацией; 2) концепция кросс-культурного пространства, утверждающая, что Северный Кавказ является специфическим геополитическим пространством, где происходит контакт и столкновение различных культур и цивилизаций, но не происходит при этом их синтеза и образования самобытной культуры и цивилизации; 3) концепция Северного Кавказа как самобытного региона российской цивилизации.
15
Диссертант рассматривает социокультурный статус Северного Кавказа как самобытного региона, интегрированного в российскую цивилизацию, состоящего из самобытных, автономных этносоциальных систем. Некоторые особенности республик Северного Кавказа: поликулыурность, полиэтничность, географический ландшафт и геополитическое положение - не способствуют, а скорее препятствуют интеграции отдельных северокавказских этносоциальных систем друг с другом.
В третьем параграфе первой главы «Цивилизационная интеграция социокультурного региона» анализируется проблема социокультурного взаимодействия локальной цивилизации с отдельными включенными в нее самобытными социокультурными регионами. Диссертант различает два вида интеграции: 1) региональную интеграцию и 2) интеграцию региона в цивилизацию.
Интеграция самобытного социокультурного региона в цивилизацию есть взаимодействие разноуровневых исторических субъектов, при котором субъект низшего порядка - регион, или самобытная региональная социокультурная система, включается в цивилизацию. При этой форме интеграции происходит определенное взаимодействие доминирующей цивилизационной идентичности и региональной социокультурной идентичности и устанавливается их баланс или иерархия.
Диссертант выделяет два основных альтернативных способа интеграции региона в цивилизацию, между которыми существует масса смешанных и промежуточных ступеней: ассимиляционный способ и кооперативно-гуманистический. Первый способ предполагает стирание местной региональной самобытности и замену ее общецивилизационной идентичностью. Второй способ предполагает сохранение местной региональной идентичности и выстраивание некой непротиворечивой иерархической структуры идентичности, при которой местная идентичность органически и бесконфликтно встраивается в структуру цивилизационной идентичности более высокого порядка.
Далее диссертантом анализируются предпосылки интеграции Северного Кавказа в российскую цивилизацию: 1) баланс социокультурного потенциала российской цивилизации и присоединяемых этносоциальных систем; 2) степень общекультурной близости, общности между российской цивилизацией и присоединяемыми северокавказскими обществами; 3) конкретную геополитическую ситуацию, в которой происходил процесс присоединения.
Во второй главе «Динамика региональной социокультурной идентичности Северного Кавказа» рассматривается историческая динамика региональной идентичности Северного Кавказа в контексте интеграции региона в российскую цивилизацию.
В первом параграфе второй главы «Формирование и развитие региональной идентичности Северного Кавказа» анализируется динамика региональной идентичности Северного Кавказа в тесной связи с процессами социокультурной интеграции местных этносоциальных систем в российскую цивилизацию. Диссертант исходит из того, что трансформация местной идентичности является средством цивилизационной интеграции региональных этносоциальных систем Северного Кавказа в российскую цивилизацию.
Диссертант выделяет три стадии динамики региональной идентичности Северного Кавказа и соответствующих форм интеграции региональных этносоциальных систем в российскую цивилизацию: 1) трансформация региональной идентичности в период непосредственной интеграции региона в Российскую империю (1817-1917 гг.); 2) трансформация региональной идентичности в период комплексной интеграции Северного Кавказа в советскую цивилизацию (1917-1991 гг.); 3) кризис и очередная трансформация региональной идентичности в период рыночной модернизации России на рубеже тысячелетий.
На каждой из этих стадий социокультурная интеграция Северного Кавказа в российскую цивилизацию и соответствующая трансформация региональной идентичности анализируется по пяти направлениям:
1 Демографическая интеграция, 2) экономическая интеграция, 3) социальная интеграция, 4) политическая интеграция, 5) культурная интеграция.
Анализируя первую стадию развития региональной идентичности Северного Кавказа в составе российской цивилизации, диссертант приходит к выводу, что она осуществлялась путем интеграции региона в Российскую империю в основном по модели мягкой, комплексной интеграции. Но она не была закончена, носила верхушечный характер, не затрагивая основной массы населения и глубинных основ местных социокультурных систем, параллельно которым выстраивалась в одном пространстве российская цивилизационная система. Итогом этой стадии стала двойственная идентичность региональных этносоциальных систем.
Анализируя вторую стадию развития региональной идентичности Северного Кавказа в составе российской цивилизации в советский период, диссертант приходит к выводу, что она осуществлялась путем жесткой силовой интеграции региона в советскую форму российской цивилизации. Она была системной, комплексной, ближе к ассимилирующей модели и носила идеологический принудительный характер. Интеграция Северного Кавказа в советскую цивилизацию была осуществлена путем создания автономных социокультурных и политических единиц, национальных по форме и социалистических по содержанию, интегрированных в общесоюзную и в общероссийскую социалистическую, социально-экономическую, политическую и культурную системы. Основой советской интеграции северокавказских обществ была социалистическая социальная система, социальное равенство и справедливость, социально-экономическая стабильность и прогрессивный экономический рост. Однако и здесь не была достигнута полная советская ассимиляция местных обществ в советскую систему и сформировался значительный потенциал проблем и противоречий.
Во втором параграфе второй главы «Современный кризис социокультурной идентичности Северного Кавказа» дается анализ основных
проявлений кризиса социокультурной идентичности Северного Кавказа в контексте российских реформ на рубеже тысячелетий.
Диссертант отмечает, что кризис социокультурной идентичности северокавказских обществ в 90-2000-е годы связан с общероссийскими социальными трансформациями и реформами 90-2000-х годов, а также с целым комплексом противоречий и проблем в развитии северокавказских обществ, сложившихся еще в советский период и достигших критического уровня к концу 80-х годов XX века.
Анализируются негативные, кризисные явления во всех сферах северокавказских локальных социокультурных систем: в экономике, в социальной сфере, в сфере демографических процессов и политической системы, а также в сфере духовной культуры.
В результате диссертант делает обоснованное заключение о разрушении или качественной трансформации на Северном Кавказе советских социокультурных систем и институтов, на смену которым пока не пришли новые эффективные системы и институты. Таким образом, современный кризис социокультурной идентичности Северного Кавказа состоит в том, что старая советская самобытность и идентичность разрушены, а новая эффективная самобытность и идентичность не сформированы.
В третьем параграфе второй главы «Северный Кавказ в поисках новой идентичности: основные альтернативы» диссертантом обоснован тезис о транзитивной идентичности современного северокавказского общества, соответствующей его кризисному, переходному состоянию. Транзитивная идентичность является, по мнению диссертанта, временной, переходной формой, несовершенной компенсацией эффективной цельной идентичности. Ее основными проявлениями являются: 1) фрагментация идентичности (как на уровне национальной идеологии, так и на уровне личностного, индивидуального сознания); 2) острая конкуренция альтернативных идеологий, в ходе которой нередко образуются и разрушаются, вследствие их
нежизнеспособности, несовместимости и противоречивости, самые разные временные идеологические комбинации.
При анализе основных версий современной национальной идеологии как основы эффективной идентичности республик Северного Кавказа, диссертант выделяет три альтернативные концепции: 1) исламскую версию, 2) этнический этатизм, 3) гуманистическую многоуровневую идентичность.
Среди версий религиозного типа основными направлениями являются: традиционный ислам и фундаменталистский ислам. Диссертант доказывает, что в силу своих особенностей и по причине разделения внутри ислама на фундаментализм и традиционализм, исламская идентичность не обеспечивает эффективной интеграции внутри современных северокавказских обществ, а также интеграции их в российскую цивилизацию.
Этнический этатизм как политизация и идеологизация этничности и этнокультурной и политической самобытности в интересах укрепления власти местных национальных элит в условиях полиэтничности республик Северного Кавказа также привел не к их консолидации, а напротив, к проблематичному разделению и конфликтности на почве столкновения этносов.
Современная гуманистическая мысль Северного Кавказа также пока находится в поиске современной эффективной системы цельной идентичности местных обществ и их интеграции в российскую цивилизацию как модели гармоничной, конструктивной, многоуровневой и разнокачественной идентичности, как позитивного единства многообразия идентичностей, снимающего их конфликтность, но не уничтожающего их разнообразие, путем выстраивания эффективной их иерархии.
Формирование современной цельной идентичности северокавказских обществ предполагает взаимную корреляцию их социально-экономической модернизации и процессов выработки эффективной национальной идеологии местными духовными элитами.
В Заключении диссертант подводит общие итоги исследования, намечает дальнейшие перспективы разработки конструктивной концепции
20
культурной идентичности республик Северного Кавказа в составе современной Российской Федерации.
Список работ, опубликованных по теме диссертации
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ
1. Гурбанов, Э.А. Проблема цивилизационной специфики Северного Кавказа. [Текст] / Э.А. Гурбанов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2012. - Вып. 1. - С. 36-40 (0,36 п.л.).
2. Гурбанов, Э.А. Северный Кавказ как этнокультурный регион [Текст] / Э.А. Гурбанов, А.Ф. Поломошнов // Философия социальных коммуникаций. -2012. - № 2 (19). - С. 198-203 (0,52 п.л.).
3. Гурбанов, Э.А. Ислам — политический и социокультурный фактор развития Северного Кавказа [Текст] / Э.А. Гурбанов, А.Ф. Поломошнов, А.И.Бардаков // Исламоведение. - 2012. - № 2 (12). - С. 19-32 (0,56 пл.).
4. Гурбанов, Э.А. Цивилизационная и региональная идентичность Северного Кавказа [Электронный ресурс] / Э.А. Гурбанов, А.Ф. Поломошнов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4. - URL: www.science-education.ru/110-9663 (дата обращения: 15.08.2013) (0,4 п.л.).
Публикации в других научных изданиях
5. Гурбанов, Э.А. Что такое цивилизация? [Текст] / Э.А. Гурбанов // Новые технологии: сборник научных трудов МГТУ. Вып. 4. - Майкоп: Изд-во МГТУ, 2007. - С. 20-23 (0,08п.л.).
6. Гурбанов, Э.А. Кавказ - зона пересечения культур и цивилизаций [Текст] / Э.А. Гурбанов // Всероссийская научно-практическая конференция аспирантов, соискателей и докторантов. - Майкоп: Изд-во «Аякс», 2008. -С. 166-170 (0,16 п. л.).
7. Гурбанов, Э.А. Влияние ислама на культурную жизнь народов Северного Кавказа [Текст] / Э.А. Гурбанов // XVII неделя науки МГТУ. Х1П Всероссийская научно-практическая конференция «Образование - наука -технологии». XII Всероссийская научно-практическая конференция «Агропромышленный комплекс и актуальные проблемы экономики регионов». - Майкоп: Изд-во «Аякс», 2008. - С. 57 (0,04 пл.).
8. Гурбанов, Э. А. Северный Кавказ как этнокультурный регион [Текст] / Э.А. Гурбанов, А.Ф. Поломошнов // Актуальные проблемы социальной философии: сборник научных статей. Вып. 2. — Новочеркасск: Изд-во НГМА, 2012. - С. 38-40 (0,12 п.л.).
9. Гурбанов, Э. А. Северный Кавказ как субъект социокультурной идентичности [Текст] / Э.А. Гурбанов // Вестник Донского государственного аграрного университета. - 2012. - № 3 (5). - С.95-105 (0,4 п.л.).
10. Гурбанов, Э. А. Северный Кавказ в поисках идентичности [Текст] / Э.А. Гурбанов // Вестник Донского государственного аграрного университета. -2012,- №4(6). - С. 128-142 (0,56 пл.).
11. Гурбанов, Э. А. Две концепции культурной идентичности Северного Кавказа [Текст] / Э.А. Гурбанов // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы и тенденции инновационного развития агропромышленного комплекса и аграрного образования России», 7-10 февраля 2012. - Новочеркасск: Изд-во ДГАУ, 2012. - С. 32-34 (0,08 пл.).
12. Гурбанов, Э.А. Традиционная социокультурная идентичность Северного Кавказа [Текст] / Э.А. Гурбанов, А.Ф. Поломошнов // Лосевские чтения: труды Всероссийской ежегодной научной конференции. -Новочеркасск: Лик, 2012. - С.11-17 (0,28 пл.).
13. Гурбанов, Э. А. Социокультурная специфика Северного Кавказа в российской цивилизации [Текст] / Э.А. Гурбанов // XXIV неделя науки МГТУ. XX Всероссийская научно-практическая конференция «Образование - наука -технологии». XIX Всероссийская научно-практическая конференция «Агропромышленный комплекс и актуальные проблемы экономики регионов». XIX Международная научно-практическая конференция «Экологические проблемы современности». - Майкоп: Изд-во МГТУ, 2012. - С. 25-27 (0,08 пл.).
14. Гурбанов, Э.А. Проблема цивилизационной интеграции социокультурного региона [Текст] / Э.А. Гурбанов // Вестник Донского государственного аграрного университета. - 2013. - № 1 (7). - С. 107-111 (0,24 пл.).
Подписано в печать 15.11 2013 г. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 1,2. Тираж 105 экз. Заказ 231.
Издательство Волгоградского государственного университета. 400062 Волгоград, просп. Университетский, 100. E-mail: izvolgu@volsu.ru
Текст диссертации на тему "Региональная социокультурная идентичность Северного Кавказа: интеграция и динамика"
1 МИНИСТЕРСТВО СЕлксКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И
ОБРАЗОВАНИЯ ФГБОУ ВПО
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи
04201451936
ГУРБАНОВ ЭЛХАН АСАД-ОГЛЫ
РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: ИНТЕГРАЦИЯ И ДИНАМИКА
Специальность 09.00.11 - социальная философия
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Поломошнов Андрей Федорович
Новочеркасск - 2013
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Методология исследования социокультурной идентичности
1.1. Парадигма исследования социокультурной идентичности исторических субъектов _14
1.2. Альтернативные концепции социокультурного статуса Северного Кавказа_ 37
1.3. Цивилизационная интеграция социокультурного региона_61
Глава 2. Динамика региональной социокультурной идентичности Северного Кавказа
2.1. Формирование и развитие региональной идентичности Северного
Кавказа_82
2.2. Современный кризис социокультурной идентичности Северного Кавказа__100
2.3. Северный Кавказ в поисках новой идентичности: основные альтернативы__115
Заключение 132
Список использованной литературы_135
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Российские социально-политические и экономические рыночные реформы на рубеже тысячелетий одним из своих последствий имели существенную перестройку системы отношений между федеральным центром и региональными социокультурными системами. Региональное структурирование социального пространства Российской Федерации в условиях всё нарастающих процессов глобализации и качественных трансформаций всего российского общества становится сегодня настолько же важным, насколько и проблематичным социокультурным процессом.
Трансформация региональной идентичности самобытных регионов России тесно связана с изменением форм интеграции этих регионов в российскую цивилизацию. В связи с этим в отношениях между федеральным центром и регионами возникает проблема поиска оптимального баланса взаимоотношений, который должен предотвратить две противоположные крайности: региональный сепаратизм и жесткий диктат федерального центра.
Вызванные российскими реформами 90-х годов XX века процессы социально-политического кризиса разрушили советскую социалистическую культурную идентичность и сделали проблематичной интеграцию Северного Кавказа в российскую цивилизацию, активизировали региональный сепаратизм, вызвали кризис локальной культурной идентичности.
Возникла проблема ревизии не только политического и культурного самосознания, поиска новой идеологии национальной идентичности народов Северного Кавказа, но и практическая проблема перестройки отношений с Россией как государством и с российской культурой, проблема новой интеграции северокавказского региона в российское цивилизационное пространство.
Особую актуальность проблеме переосмысления Северным Кавказом
своей культурной идентичности придает переплетение множества
з
противоречий в местных обществах и формирование на их основе некоторых деструктивных социально-политических и культурных процессов и движений.
Очевидно, что без формирования новой культурной идентичности Северный Кавказ не может определить свое место в Российском государстве, а также свои ориентиры и перспективы исторического развития. Формирование нового, современного, социокультурного самосознания Северного Кавказа является, таким образом, актуальной задачей исторического самоопределения данного региона России.
Степень научной разработанности проблемы. Методологическую основу для исследования проблемы социокультурной идентичности Северного Кавказа, по общему мнению современных исследователей, составляет цивилизационный подход. Общие методологические проблемы применения цивилизационного подхода в контексте проблемы социокультурной идентичности исторических субъектов рассматриваются в работах классиков социальной мысли H.A. Бердяева, Г.П. Федотова, П.Я. Чаадаева, О. Шпенглера, Н.Я. Данилевского, а также в работах современных исследователей: Л.Г. Ионина, М.М. Мчедловой, Б.И.Буйло, М.В. Заковоротной, Т.Г. Грушевицкой, Ю.Г. Волкова, A.C. Ахиезера, A.C. Панарина, О.А.Платонова, В.Ф. Шаповалова, В.А.Тишкова, Е.Б.Черняка, Б.Н. Кузыка, Ю.В. Яковцаи других.
В работах Г.К. Овчинникова,В.В. Маркина, A.C. Панарина и Ю.И.Семенова на основе сопоставления эвристических возможностей цивилизационного и формационного подходов предпринимается попытка выработать некий интегральный подход к исследованию специфики исторических субъектов и их исторической динамики.
Методологические проблемы исследования социокультурной самобытности Северного Кавказа в контексте цивилизационного подхода рассматриваются в работах A.A. Аникеева, В.В. Черноуса, Ю.Г. Волкова,
В.Е. Давидовича, З.А. Жаде, А.Ю.Шадже, Х.Г. Тхагапсоева, К.С. Гаджиева, В.Э. Манаповой и других.
Проблема идентичности социально-исторических субъектов исследована в работах Ю.Г. Волкова, М.В. Заковоротной, З.А. Жаде, А.Ю. Шадже, В.Ф. Шаповалова, А.Ф. Поломошнова, J1.B. Мельниковой и других.
Проблемы региональной идентичности и интеграции в современном российском обществе исследуются в работах J1.M. Дробижевой, О. Буториной, И.А.Савченко, JT.B. Смирнягина, Р.Ф. Туровского, H.H. Исмагилова , Н.А.Смирновой, Н.М. Межевич, М.В. Назукиной, З.М. Окрут, В.А. Ачкасова, Е.В. Ереминой, В.Я. Гельман, Е.В. Попова,
A. С. Макарычева и других.
Существующие в современной российской социальной мысли подходы к проблеме социокультурного статуса Северного Кавказа можно разделить на две группы: 1) локально-цивилизационные подходы;2) регионалистские подходы.
В рамках локально-цивилизационных подходов сложилось также разделение на две подгруппы интерпретаций единства Северного Кавказа. В первой подгруппе Северный Кавказ выделяется как отдельное цивилизационное или культурное единство. Данная позиция обосновывается в работах A.A. Аникеева, О.В. Семеновой, Х.Г. Тхагапсоева, А.Ю. Шадже,
B.Э. Манаповой. Во второй подгруппе интерпретаций Северный Кавказ рассматривается в контексте общих категорий «кавказская цивилизация» или «кавказская культура» без разделения Северного Кавказа и самостоятельных государств Южного Кавказа(Закавказье). Эта позиция характерна для работ Р.Г. Абдулатипова, М.А. Кцоева, В.В.Черноус, К.Х. Унежева,
C. Резниченко, М.А. Агларова.
Регионалистские подходы рассматривают Северный Кавказ как специфический, самобытный регион, но не как единую локальную
цивилизацию или реальное культурное единство местных народов. Эти подходы включают в себя три основных типа концепций.
Первый тип - это концепция цивилизационной самобытности отдельных этносов(народов) и республик Северного Кавказа, утверждающая, что некоторые этносы и республики Северного Кавказа являются самобытной локальной цивилизацией. Так, например, А.Х. Бижев развивает концепцию самобытной адыгской цивилизации,
A.Г. Агаев - дагестанской цивилизации.
Концепция кросскультурного пространства, утверждающая, что Северный Кавказ является специфическим геополитическим пространством, где происходит контакт и столкновение различных культур и цивилизаций, но не происходит при этом их синтеза и образования самобытной культуры и цивилизации, наиболее ярко выражена в работах С.Ф. Хантингтонаи Н. Чиковани.
Концепция Северного Кавказа как самобытного региона российской цивилизации представлена в работах К.С. Гаджиева, A.B. Лубского,
B.А. Тишкова и других.
Традиционная самобытность северокавказских обществ, ее историческая трансформация в составе Российской империи, а также способ интеграции северокавказских обществ в российскую цивилизацию в дореволюционный период исследованы в работах Д.Ю. Арапова, В.О. Бобровникова, И.Л. Бабич, В.Х. Кажарова, А.Е. Криштопа, Л.Т. Соловьева, И.А. Сатавова, A.A. Цуцаева, Х.Г. Тхагпсоева, H.A. Задворнова, В.Г. Шнайдера, А.Х. Борова, О.В. Волобуева, A.B. Гадло. Динамика социокультурной самобытности национального самосознания северокавказских обществ и народов в советский период, а также способ их интеграции в советскую форму российской цивилизации получили отражение в работах Х.Г. Тхагапсоева, В.А.Тишкова, В.Г. Шнайдера, Э.Т. Майбороды, Г.С.Денисовой, М.Р. Радовель, В.И. Котова, В.В. Черноуса.
Современные трансформации и кризис социокультурной идентичности республик Северного Кавказа в период российских реформ 90-2000-х годов исследуются в работах А.Ю. Шадже, Э.А. Шеуджен, A.M. Гегалаевой, К.С. Гаджиева, В.В. Черноуса, К.Х. Унежева, В.Э. Манаповой, Х.Г. Тхагапсоева, В.А. Тишкова, Г.С. Денисовой, М.Р. Радовель, J1.JI. Хоперской, Е.А. Зуйкиной, Т.М. Баликоева, А. Матвеевой, И. Савина, В.Д. Дзидзоева, А.Ю. Коркмазова, А. Малашенко и других.
Вместе с тем взаимодействие процессов интеграции Северного Кавказа в российскую цивилизацию с процессами трансформации его региональной социокультурной идентичности в его исторической динамике освещены недостаточно, что и обусловило наш интерес к этой теме.
Объектом исследования является региональная социокультурная идентичность Северного Кавказа в составе российской цивилизации.
Предметом исследования является процесс формирования региональной социокультурной идентичности северокавказских этносоциальных систем в контексте их интеграции в российскую цивилизацию.
Целью исследования является анализ динамики региональной идентичности и особенностей современного этапа региональной интеграции Северного Кавказа в российскую цивилизацию.
Реализация цели предполагает постановку и решение следующих задач исследования:
1. Сформулировать методологические основы исследования социокультурной идентичности исторических субъектов.
2. На основе анализа альтернативных концепций определить социокультурный статус Северного Кавказа.
3. Раскрыть основные факторы и особенности цивилизационной интеграции социокультурного региона.
4. Исследовать формирование и динамику социокультурной
идентичности северокавказских обществ в контексте их интеграции в
7
российскую цивилизацию.
5. Проанализировать сущность и основные проявления современного кризиса региональной социокультурной идентичности Северного Кавказа.
6. Проследить основные современные конкурирующие версии социокультурной идентичности Северного Кавказа и предпосылки преодоления кризиса идентичности.
Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической основой исследования является цивилизационный подход, наиболее детально проработанный в обобщающих фундаментальных трудах Б.Н. Кузыка и Ю.В. Яковца, а также концепции социокультурной идентичности исторических субъектов, разработанные А.Ю. Шадже, З.А. Жаде, Х.Г. Тхагпсоевым, А.Ф. Поломошновым.
В нашем исследовании мы также опирались на концепции региональной интеграции и региональной идентичности В.Г. Шнайдера, H.A. Савченко, Р.Ф. Туровского, H.H. Исмагилова, Н.А.Смирновой, М.В. Назукиной.
Важную роль в нашей работе играют также концепции Северного Кавказа как самобытного региона российской цивилизации К.С. Гаджиева, A.B. Лубского, В.А. Тишкова.
Методологическую основу исследования определило применение следующих общенаучных методов: междисциплинарного
социокультурного подхода, структурного анализа, историко-генетического анализа, системного подхода, теоретического моделирования, а также общих принципов научного познания: объективности, историзма, системности, всесторонности и других.
Научная новизна заключается в следующем:
1. Сформулированы методологические основы исследования социокультурной идентичности исторических субъектов, что позволило проследить историческую динамику региональной идентичности Северного Кавказа в процессе его интеграции в российскую цивилизацию.
2. Проведен критический анализ основных альтернативных концепций социокультурного статуса Северного Кавказа и обоснована концепция Северного Кавказа как региона Российской Федерации, включающего в себя региональную систему самобытных этносоциальных систем.
3. Выявлены факторы и особенности региональной идентичности и региональной интеграции самобытной этносоциальной системы в локальную цивилизацию.
4. Проанализирована динамика взаимодействия региональной идентичности и интеграции Северного Кавказа в российскую цивилизацию, начиная с присоединения Северного Кавказа к России в XIX веке по наше время, что позволило обосновать причины формирования кризиса сиоциокультурной идентичности населения Северного Кавказа.
5. Дана комплексная характеристика основных проявлений современного кризиса региональной социокультурной идентичности республик Северного Кавказа.
6. Установлены особенности современной транзитивной идентичности республик Северного Кавказа, рассмотрены основные альтернативные версии развития национального самосознания и предпосылки выхода республик Северного Кавказа из кризиса идентичности.
На защиту выносятся следующие положения:
1 .Методологической основой исследования региональной идентичности Северного Кавказа являются: цивилизационный подход, общетеоретическая концепция социокультурной идентичности социальных систем, а также концепция цивилизационной интеграции локальной этносоциальной системы.
Социокультурная идентичность единичного исторического субъекта
образует сложный динамический комплекс или баланс его реальной
самобытности, массового сознания этой самобытности и доминирующей
рефлексивной теоретико-идеологической концепции его самобытности (его
самосознания). Региональная идентичность локальной этносоциальной
9
системы, интегрированной в локальную цивилизацию, есть трансформированная и подчиненная цивилизационной идентичности традиционная идентичность.
2. Анализ альтернативных концепций социокультурного статуса Северного Кавказа показывает, что наиболее обоснованной является концепция, согласно которой Северный Кавказ, не являясь локальной цивилизацией, представляет собой самобытный социокультурный регион российской цивилизации, состоящий из самобытных, автономных этносоциальных систем. Северный Кавказ является зоной сосредоточения, с одной стороны, цивилизационных и культурных конфликтов, а с другой -возникновения комбинаций различных культурных влияний и цивилизационных элементов, что обуславливает трансформацию и диффузию различных цивилизационно-культурных воздействий в противоречивое цивилизационное и культурное своеобразие региона.
3. Интеграция самобытного социокультурного региона в цивилизацию является взаимодействием разноуровневых исторических субъектов, при котором субъект низшего порядка - регион, или самобытная региональная социокультурная система - включается в цивилизацию. Трансформация социокультурной идентичности является способом цивилизационной интеграции региона. При этом устанавливается определенный баланс или иерархия доминирующей цивилизационной идентичности с региональной социокультурной идентичностью. Интеграция осуществляется в двух формах: трансформация региональной самобытности, трансформация регионального самосознания, которые опосредуют друг друга.
Основными факторами, определяющими эффективность
цивилизационной интеграции самобытного социокультурного региона
являются: 1) баланс социокультурного потенциала и уровня развития
цивилизации и присоединяемых этносоциальных систем; 2) степень
общекультурной близости, общности между цивилизацией и
присоединяемыми локальными этносоциальными системами; 3) конкретная
ю
геополитическая ситуация, в которой происходит процесс присоединения; 4) эффективность и гибкость интеграционной политики цивилизационного центра.
4. В динамике цивилизационной и региональной идентичности этносоциальных систем Северного Кавказа в контексте их социокультурной интеграции в российскую цивилизацию выделяются три этапа: 1) трансформация региональной идентичности в период интеграции региона в Российскую империю (1817-1917 гг.); 2) трансформация региональной идентичности в период комплексной интеграции Северного Кавказа в советскую цивилизацию (1917-1991 гг.); 3) кризис и очередная трансформация региональной идентичности в период рыночной модернизации России на рубеже тысячелетий.
На первом этапе после военно-политического присоединения комплекса северокавказских локальных этносоциальных систем в состав России в результате Кавказской войны 1817-1864 гг. осуществлялась мирная интеграция северокавказского региона в Российскую империю, которая, не затрагивая основной массы местного населения и глубинных основ местных социокультурных систем, выстраивала в одном географическом и социа