автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Кризис культуры в современной русскоязычной фантастике

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Юданова, Мария Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Кризис культуры в современной русскоязычной фантастике'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Кризис культуры в современной русскоязычной фантастике"

На правах рукописи

Юданова Мария Васильевна

КРИЗИС КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ФАНТАСТИКЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ

24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

2 ОЕЗ Ш

Москва 2012

005008818

Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры факультета культурологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственная академия славянской культуры» (ГАСК)

Защита состоится 22 февраля 2012 г. в «14» часов на заседании диссертационного совета Д 212.044.01 в Государственной академии славянской культуры.

Адрес: 125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 39, корп. 2.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственной академии славянской культуры и с авторефератом на сайте www.gask.ru

Научный руководитель:

доктор философских наук С.Н. Гавров

Официальные оппоненты: доктор культурологии, профессор

А.В. Каменец

кандидат философских наук И.П. Леонтьева

Ведущая организация:

Российский институт культурологии

Автореферат разослан « » января 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 212.044.01 кандидат философских наук, профессор С.И. Бажов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена рядом факторов. Это, прежде всего, углубление кризиса культуры, всей социокультурной сферы в жизни общества. Появляются спонтанные инновации, мало совместимые с существующими базисными структурами общества. Системный кризис вызывается, во многом, эффектами этих инноваций, происходит всеобщая онтологическая деконструкция и формирование нового состояния цивилизации.

В то же время существенной проблемой является глобальный кризис, вызванный сменой направления социокультурного развития и охвативший практически весь мир, все сферы человеческой деятельности: и культурную, и экономическую, и метафизическую, и аксиологическую.

Сегодня обостряется необходимость рассмотрения проблем, возникающих в обществе в условиях глобального социокультурного кризиса современности.

Литература вообще, как отражение и особенная рефлексия со-циокультурноых изменений, и современная русскоязычная фантастическая проза, как выражение отношений к будущему на специфическом материале используемых фантастических литературных образов (особой разновидности художественного образа) представляется в данном направлении весьма перспективным средством изучения динамики культуры. Во все времена литература являлась индикатором культурного, политического, социального и духовного состояния общества. Если художественная литература в целом призвана решать три основные задачи: информационную, дидактическую (назидательную и нравственно-поучительную) и популярно-массовую (развлекательную), то фантастическая литература, кроме этих задач, ставит перед собой и дополнительные цели: например, в области прогнозирования и альтернативного развития. Таким образом, фантастическая литература предвосхищает возможные социокультурные кризисы будущего, экстраполируя в будущее тревожные тенденции дня сегодняшнего, предлагая свои варианты решения, часто не имеющие пока реальных социокультурных аналогов. Решений, не существующих вне вымышленных миров русскоязычной фантастики.

Появление в конце XX века в современной интеллектуальной фантастике большого количества романов-антиутопий привело к возникновению нового направления - «роман-предупреждение», с одной

стороны, содержащего в себе признаки антиутопического, с другой стороны, - мистический реализм и т.п.

Но для требовательных, искушенных носителей культуры фантастическая проза представляется «масскультом», несмотря на память о «старой» советской фантастике в лице А. и Б. Стругацких, И. Ефремова, В. Михайлова и других, произведениями которых зачитывались не только подростки, но и вся либеральная интеллигенция, относя эту литературу к элитарной, «большой» литературе.

Важно отметить, что современная социально-философская фантастика в культуре становится естественной преемницей «романа воспитания», традиция которого была прервана в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Современная русскоязычная фантастическая проза не только увлекает и развлекает читателя, но и выполняет важные социальные функции по сохранению и трансляции культурных, сакральных и общечеловеческих ценностей. Это особенно актуально сегодня, когда кризис охватывает практически все сферы жизни человека, проявляется во всех аспектах социокультурного плана. Российская фантастическая проза стала своеобразным опережающим «зеркалом», индикатором возможных будущих состояний общества, намечая конкретные пути выхода из сложившегося социокультурного кризиса.

Степень научной разработанности проблемы

В настоящее время фантастическая проза не получила должной теоретико-культурной (культурологической) оценки. В то же время существует целый корпус работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблематике кризиса культуры и общества.

В общетеоретическом и общефилософском аспектах автор во многом опирается на труды таких представителей русской (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, М.О. Гершензон, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили, В.В. Розанов, B.C. Соловьёв, С.Л. Франк и др.) и зарубежной (Т. Адорно, Д. Белл, Р. Вагнер, Г.-Г. Гадамер, Г. Лебон, Г. Маркузе, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет, Г-. Риккерт, Г. Тард, К. Теплиц, А. Тойнби, 3. Фрейд, Э: Фромм, Й. Хейзинга, О. Шпенглер и др.) эстетической, этической, культурологической, социологической мысли и философии XIX-XX вв.

Для осмысления специфики выбранной темы особое значение имели работы по фантастиковедению, где в литературоведческих формах осуществлялся собственно культурологический, в современном смысле,

подход. Это публикации JI.A. Ашкинази, 3. Бар-Селла, Е.П. Брандиса, А.Ф. Бритикова, Д.М. Володихина, И. Гомель, Г.И. Гуревича, M.J1. Ка-ганской, Ю.И. Кагарлицкого, Е.Н. Ковтун, М.Ф. Назаренко, Г.М. Праш-кевича, А.Б. Ройфе, К.Г. Фрумкина, Н.А. Хренова и др.

Немало помогли в определении и разработке темы нашего диссертационного исследования критические статьи и рецензии Р.Э. Арбитма-на, С.В. Бережного, В.А. Бесова, В.В. Владимирского, М.С. Галиной, Д.Е. Громова, В.И. Деревянко, О.С. Ладыженского, И.И. Солунского, А.В. Шмалько и др.

Особое значение имели для нас работы известного культуролога и теоретика искусства H.A. Хренова: «Культура в эпоху социального хаоса», «Опыт культурологической интерпретации переходных процессов», «Теория искусства в эпоху смены культурных циклов», «Переход как повторяющееся явление в истории культуры: опыт интерпретации».

В связи с разработкой темы переходных периодов (кризисов) в истории человечества автором диссертации были проанализированы материалы известных социологов и философов, таких, как Ж. Бодрийяр, Р. Генон, А. Назаретян, С. Переслегин, К. Соколов, А. Столяров, Э. Тоф-флер, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон, Г. Чайлд, А. Швейцер, Н. Ютанов, К. Ясперс и др.

Большое влияние на диссертанта оказали работы С.И. Бажова, С.Н. Гаврова, М.Н. Громова, И.И. Калиганова, A.B. Каменца, А.К. Коненковой, И.К. Кучмаевой, И.П. Леонтьевой, В.И. Мельника, В.В. Милькова, Э.А. Орловой, В.Н. Расторгуева, И.Н. Селезневой, М.Б. Силантьевой, A.B. Сухарева, А.Я. Флиера, М.М. Шибаевой, в которых формулировались нормативные модели культуры и обосновывалось соотношение традиционных и инновационных ценностей развития культуры.

Методология и методы исследования

Общей методологической установкой данного диссертационного исследования является принцип единства онтологического, аксиологического и гносеологического анализа.

Методология и методы диссертационного исследования используются в соответствии с поставленными целями и задачами. Междисциплинарный характер предмета исследования с чётко выраженной теоретико-культурологической доминантой обусловил обращение к методологии, сложившейся в современной теории и истории культуры. Использованные нами методы исследования: структурно-

функциональный; динамический; сравнительно-культурный (исторический).

Мы основывались на законах и принципах диалектики, историзма и системности, позволяющих раскрыть внутреннюю логику развития кризисных процессов в социокультурной сфере сегодняшнего, а в чем-то и завтрашнего дня. Диссертационное исследование было проведено при активном использовании теоретико-культурного (культурологического) подхода.

Нам было очень важно выявить преломление глобального социокультурного кризиса в русскоязычной фантастической прозе, где весьма эффективным оказался системный подход, при котором литературные произведения выбранных авторов рассматриваются сквозь призму выделенных главных социокультурных тенденций современности.

Важнейшим принципом, лежащим в основе работы, был принцип подхода к объекту и предмету исследования на основе системного культурологического анализа творчества русскоязычных писателей-фантастов. Также для анализа проблемы было целесообразно обращение к герменевтическому методу исследования. На основе использования структурного анализа в диссертации обосновываются смены исторических фаз и переходных периодов в истории человечества.

Проблема исследования и гипотеза ее решения

Проблема нашего диссертационного исследования основывается на фундаментальном противоречии процесса познания: между потребностями в адекватных результатах познавательных процедур и качеством применяемых средств, в особенности - индикаторов, выявляющих существенные характеристики исследуемой реальности. Кризисные процессы, усугубляющиеся в жизни современного общества, требуют не только соответствующего теоретического научного осмысления, но и мониторинга опережающих индикаторов кризиса, особенно наглядно проявляющихся в художественной культуре вообще и современной русскоязычной фантастической прозе в частности.

Она стала опережающим «зеркалом», показывающим мир, в котором сегодняшние кризисные процессы придут к своему логическому завершению, намечая, в то же время, возможные пути выхода из кризиса, в том числе в социокультурной сфере.

Гипотезой выполненного исследования является утверждение о том, что в современных социокультурных условиях русскоязычная фантастическая проза в литературе выполняет функции интегрированного средства обобщенной рефлексии динамики системного кризиса, которое отображает оценку перспектив трансформаций культуры, выступая в качестве опережающего индикатора.

Цель диссертационной работы заключается в анализе переходных фаз в истории человечества, выявлении отражения глобального кризиса современности в произведениях современной русскоязычной фантастической прозы, раскрытии ее аксиологической основы, все более актуальной для нашего времени. Особое внимание уделяется культурологическому анализу выбранных произведений в традициях «романа взросления» и «романа-предупреждения».

Задачи исследования:

- рассмотреть историю социокультурных кризисов в истории

человечества и выявить причины глобального социокультурного кризиса современности; ~

- рассмотреть социокультурный кризис как переходный период -время переоценки ценностей;

- сопоставить социокультурные кризисы прошлого и настоящего и, на этом основании, выявить специфические характеристики социокультурного кризиса современности;

- определить главные тенденции социокультурного кризиса современности;

- провести теоретико-культурный (культурологический) анализ произведений Г.Л. Олди, А. Валентинова и С. и М. Дяченко и рассмотреть через призму главных социокультурных тенденций сегодняшнего дня произведения современной русскоязычной фантастической прозы;

- выявить аксиологическую основу современной русскоязычной фантастической прозы.

Объект исследования - современная русскоязычная фантаста- -ческая проза как отражение глобального социокультурного кризиса.

Предмет исследования - отражение главных тенденций социокультурного кризиса в современной русскоязычной фантастической прозе и поиск путей выхода из него.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что применение культурологического анализа к такому масштабному явлению, как фантастическая проза, рассматривавшаяся большинством исследователей как развлекательная массовая литература и не используемая в исследованиях современного кризиса с позиций теоретико-культурного (культурологического) подхода, делает возможным:

- проанализировать основные возможности современной русскоязычной фантастической прозы как опережающего индикатора социокультурного кризиса;

- проанализировать интеллектуальную традицию в русскоязычной фантастической прозе;

- проанализировать основные возможные сценарии выхода из социокультурного кризиса;

- выделить прозу Г.Л. Олди, А. Валентинова и С. и М. Дяченко как аккумулирующую в себе проблемы современной социокультурной ситуации;

- определить произведения Г.Л. Олди, А. Валентинова и С. и М. Дяченко как интеллектуальную фантастику, способную ответить на кризисные социокультурные явления современности.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования расширяют теоретическую и эмпирическую базу для комплексного анализа отражения социокультурного кризиса эпохи. Представленные и проанализированные материалы фантастической прозы помогают выделить большой пласт современной культуры, прежде всего литературы, выполняющей прогностическую и воспитательную функции.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы, выводы и результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейших изысканиях по проблемам социокультурного кризиса современности, места и значения фантастической прозы в пространстве культуры. Кроме того, возможно использовать влияние современной русскоязычной фантастики в процессе инкультура-ции и социализации подрастающего поколения, дать индивиду большие возможности для адаптации к постоянно меняющемуся состоянию общества.

Кроме того, основные материалы, выводы и результаты данного исследования могут быть использованы в процессе подготовки про-

грамм и учебных курсов в гуманитарных вузах, при разработке прикладных учебных дисциплин, связанных с преподаванием теории и истории культуры.

Апробация работы

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры.

Материалы и результаты диссертационного исследования получили апробацию на международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях:

1. Сохранение и развитие национальных культур в условиях глобализации (Москва, 2006).

2. Трансформации культуры в глобальном информационном обществе (Москва, 2009).

3. Преображенские чтения (Москва, 2009).

4. Массовая культура: Миф и реальность (Москва, 2010).

5. Культурные индустрии в Российской Федерации в контексте мировых тенденций (Москва, 2011).

6. Фестиваль фантастики «Звездный мост» (Харьков, 2011).

7. Фестиваль фантастики «Серебряная стрела» (Москва, 2011).

Теоретические принципы подхода к исследуемой проблематике

и основные положения диссертации нашли отражение в 7 авторских публикациях общим объемом 2,07 п.л. Опубликован ряд научных статей и тезисов докладов, в том числе в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В настоящее время прежде необходимые этические и абсолютные ценности потеряли свою значимость для общества и отдельной личности. Эпоха постмодернизма подорвала связь прежних ценностей с культурой настоящего. За последние два десятилетия в России, а на Западе ранее появилось дезориентированное поколение, попавшее в разрыв между устоявшимися абсолютными и этическими ценностями и техническим прогрессом.

мораль, ценности-цели техносфера

*| разрыв | * **

1970-е гг. = 1990-2010 гг. ...

2. Фантастическая проза Г.-Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко является индикатором проблем общества, связанных с кризисом современности. Творчество этих авторов трудно отнести к какому-либо направлению внутри фантастической прозы, кроме тех произведений, которые заранее относятся самими авторами к фэнтези, космоопере или фантастическому боевику и т.п. Таким образом, проза Г.-Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко представляет практически все направления современной русскоязычной фантастики и охватывает практически все области кризиса современности, в том числе его социокультурную составляющую, и заключает в себе своебразную модель кризиса современности.

3. Фантастическая проза Г.-Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко возрождает «роман воспитания», утерянный в русскоязычной литературе в 80-90-е годы XX века.

4. «Романы воспитания» и «романы-предупреждения» Г.-Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко ориентированы на возрождение общечеловеческих этических и эстетических норм, без которых невозможно дальнейшее развитие общества, адекватное восприятие действительности каждым индивидом и, соответственно, направлены на преодоление настоящего культурного кризиса.

Структура диссертации обусловлена целью исследования и логикой решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объем диссертации составляет 171 страница. Библиография насчитывает 240 источников.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Введение содержит общую характеристику работы, изложение авторского подхода к исследуемой проблематике, обоснование актуальности и теоретической новизны диссертации, ее практической ценности, формулировку целей и задач, описание использованной автором методологической и эмпирическое базы и апробации работы, а также основные положения выносиме на защиту.

Первая глава «Кризис культуры в истории человечества» посвящена анализу теоретических проблем, связанных с основной темой исследования.

В первом параграфе первой главы «Социокультурный кризис как признак смены эпох» выявляются признаки завершения

очередной фазы исторического развития и рассматриваются социокультурные кризисы, происходившие в периоды смены эпох. Глобальные кризисы, которыми отмечены переходы значимых и длительных эпох, отмечаются как цивилизационные.

Даются примеры масштабной деконструкции сформированной ранее онтологической основы цивилизации.

С помощью комплекса представлений об эволюции социальных систем (социомеханика) история человечества рассматривается как последовательная смена различных цивилизационных фаз.

В рамках единого технологического принципа цивилизации стратифицируются по различным группам параметров (время-ориентированные / пространственно-ориентированные, личностноориентированная / коллективно-ориентированная, рациональная / трансцендентная, духовная / материальная и т.п.).

Рассматривается деление истории человечества на пять периодов (по А.М. Столярову)1, каждый из которых заканчивался культурным кризисом: 1) архаическая фаза (с момента появления архантропа до неолитической революции); 2) аграрная фаза (с конца неолитической революции до конца Античности); 3) средневековая фаза (от крушения Римского мира [V век н.э.] до конца XVI - середины XVII века); 4) индустриальная фаза (с середины XVII века до середины XX века); 5) информационная фаза (постиндустриальная), с середины XX века по настоящее время.

Дается определение «спонтанного тренда» - инновация, появление которой резко меняет вектор, скорость, масштаб и т.п. дальнейшего развития человеческой истории.

Делаются выводы о том, что: социокультурный кризис начинает развиваться при внедрении в существующую реальность одного или нескольких новых цивилизационных трендов (инноваций), системно не совместимых с данной социокультурной ситуацией; социокультурные системные изменения (кризисы) являлись фактором смены культурно-исторических эпох.

Во втором параграфе первой главы «Европейский кризис культуры конца XIX - начала XX века» рассматривается культурный кризис, плавно переходящий в кризис современности, схожие его черты с предыдущими кризисами и отличия от них.

Особое внимание уделено аксиологическим аспектам, так как в периоды смены исторических фаз, порожденных внедрением иннова-

1 Столяров А.М. Освобожденный Эдем. - М., СПб., 2008. - 414 с. - (Philosophy).

ций, прежние ценности могут подвергаться критике, даже ниспровергаться, заменяться новыми, подчас прямо противоположными.

Именно в этот период и начал образовываться разрыв, который мы имеем сейчас в обществе, между моральными нормами, абсолютными ценностями и техносферой, движущейся вперед с нарастающей скоростью.

В данном параграфе рассматривается вопрос об устранении этого разрыва, и предлагаются три ответа: 1) поиск новых абсолютных ценностей и разработка с их помощью новых моральных норм; 2) возвращение к прежним абсолютным ценностям и прежним этическим нормам; 3) создание на основе прежних моральных норм и ценностей новых аксиологических и этических общечеловеческих ориентиров.

Выдвигается предположение о том, что произведения писателей-фантастов, как правило, являются психологическим, этическим и ценностным индикатором эпохи, т.к., доводя до абсурда существующие реалии, разрушая физические законы, трансформируя эстетику и этику, подвергая мутациям биологию человека, «играя» со временем, литературная фантастика погружает читателя в дискурс, не свойственный и невозможный для других направлений литературы. Кроме альтернативной антропологии, фантастическая проза вскрывает и альтернативную культурологию, обнажая забытые, намеренно «похороненные» слои антикультуры.

В третьем параграфе первой главы «Социокультурный кризис второй половины XX - начала XXI века» делается вывод о том, что до XX века человечество прошло четыре фазы исторического развития, две первые (архаическая и аграрная) длились тысячелетия, третья (фаза Средневековья) - приблизительно 500 лет, индустриальная фаза - 300 лет. С XX века обнаруживается еще большее ускорение: в начале века - небывалое развитие техники, в середине - рост информационных технологий, в конце - информационная и биологическая революции. В настоящее время информационная и биологическая революции обеспечили переход нашей цивилизации в другую фазу, на другой системный уровень.

В этом параграфе подробно рассматриваются индустриальная и постиндустриальная (информационная) фазы исторического развития, т.е. современный период. Главными трендами (инновациями) информационной фазы стали современный компьютер и развитие генной инженерии (клонирование, культивирование и

т.п.). Таким образом, во-первых, революция в информатике произвела информационный взрыв, повлиявший на все сферы общества, что в свою очередь отразилось на преобразованиях в цивилизационных структурах, практически мгновенной (для обычного человека) смене экономических и социальных конфигураций. Информатизация общества привела к созданию виртуального мира, который в свою очередь представляет собой основу для создания «иллюзорной реальности». Во-вторых, революционные сдвиги в биологии (открытие методов культивирования и клонирования) привели к пластичности понятия «homo sapiens», т.е. отдалили человека от изначально присущих ему биологических свойств и придали ему ряд качеств «нечеловеческого» характера.

Выделяются главные тенденции настоящего времени: развитие инфосферы и генной инженерии; усиление вектора глобализации; экономический, социальный, этнический, технологический и метафизический хаос.

Делаются выводы о том, что:

- современный социокультурный кризис берёт своё начало в неразрешенном кризисе конца XIX - начала XX века;

- новыми цивилизационными трендами современной социокультурной ситуации является компьютер и развитие генной инженерии (клонирование, культивирование и т.п.). Соответственно, происходит смена культурно-исторических формаций. На смену индустриальной эпохе приходит информационная (постиндустриальная) эпоха.

В четвертом параграфе первой главы «Социокультурный кризис современности и его отражение в массовой культуре» рассматривается социокультурная ситуация современного мира сквозь призму массовой культуры. Даётся определение массовой культуры и её краткая история. Используется классификация сфер влияния и проявления массовой культуры А.Я. Флиера для анализа негативных и позитивных сторон этого явления. Раскрываются псевдоценности массовой культуры.

Выделяются причины популярности массовой культуры: 1) относительная асоциальность индивида, пассивность сознания (нежелание участвовать в общественных, политических, социальных процессах и явлениях ни духовно, ни интеллектуально); 2) желание поддаться эскапизму (уйти от повседневных забот, проблем, отрешиться от обыденности); 3) обостренное чувство одиночества, неразрешимости собственных проблем, безысходности (желание

сопереживания со стороны другого человека и общества); 4) заполнение духовной пустоты.

Таким образом, делается вывод, что постепенно разрыв между общечеловеческими ценностями и техническим прогрессом заполняет массовая культура со своими псевдоценностями, опасными и разрушительными для личности и общества.

Вторая глава «Пути преодоления глобального социокультурного кризиса в современной русскоязычной фантастике» включает культурологический анализ истории русскоязычной фантастики, раскрытие основных проблем современной фантастической прозы и системный теоретикокультурный анализ произведений Г.Л. Олди, А. Валентинова и С. и М. Дяченко.

В первом параграфе второй главы «История и социокультурная проблематика современной русскоязычной фантастической прозы» рассматриваются истоки зарождения литературной фантастики; появления разных направлений (научная фантастика, фэнтези, мистический реализм, космоопера, киберпанк и т.п.). Приводится классификация русскоязычной фантастики (по Г. Прашкевичу) и в соответствии с периодизацией рассматривается творчество русских и советских авторов-фантастов.

История русскоязычной фантастики берет своё начало в первой половине XIX века. Первыми фантастическими произведениями можно считать утопии с элементами научной фантастики (НФ). Самым ярким представителем этого периода был В.Ф. Одоевский, хотя фантастическое присутствовало и в произведениях А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Ф. Достоевского и других русских классиков. В начале XX века представителями русскоязычной фантастической прозы выступают В. Брюсов, А. Грин, М. Булгаков, Е. Замятин, Л. Андреев, Ю. Олеша, А. Чаянов, Е. Шварц и др. Советский период представлен большим числом авторов НФ (самые известные - А. и Б. Стругацкие, И. Ефремов, А. Беляев, В. Михайлов и др.). Современный период насчитывает несколько сотен авторов и около десятка направлений внутри фантастической прозы.

Во втором параграфе второй главы «Отражение глобального социокультурного кризиса в литературных фантастических мирах. Культурологический анализ» дается анализ основных произведений А. Валентинова, С. и М. Дяченко и Г.Л. Олди как самых ярких представителей социально-философской фантастической прозы

нашего времени. Культурологический анализ проводится по главным социокультурным тенденциям, влияющим на состояние общества в настоящее время: 1) развитие инфосферы; 2) развитие генной инженерии; з) усиление вектора глобализации и нарастание этнического хаоса; 4) нарастание социальной и экономической нестабильности; 5) нарастание технологического беспорядка; 6) нарастание метафизической неустойчивости; 7) усиление психологической и психической неустойчивости общества; 8) аксиологическая нестабильность в обществе, или ценностный хаос.

Раскрывается идейно-нравственный потенциал современной русскоязычной фантастики как важной части культуры, выполняющей информационную, дидактическую (назидательную и нравственно-поучительную), популярно-массовую (развлекательную) и прогнозирующую задачи.

Из содержания параграфа видно, что:

- произведения А. Валентинова, С. и М. Дяченко и Г.Л. Олди являются непосредственными индикаторами современного социокультурного кризиса, вскрывая проблемы главных тенденций будущего развития человека и общества;

- творчество А. Валентинова, С. и М. Дяченко и Г.Л. Олди выполняет функции воспитания (роман воспитания) и предупреждения (роман-предупреждение).

Третий параграф второй главы - «Аксиологические поиски русскоязычной фантастической прозы - выработка моделей преодоления глобального кризиса». В этом параграфе анализируется выраженные аксиологические линии в текстах рассматриваемых авторов. Даётся общий анализ всех произведений с точки зрения этики и аксиологии. Выделяются основные ценностные ориентации в творчестве Г.-Л. Олди, А. Валентинова и С. и М. Дяченко. Анализируется возможность преодоления разрыва между ценностями культуры, этикой и техническим прогрессом посредством влияния на общественное сознание интеллектуальных и морально-этических поисков русскоязычной фантастической прозы.

Делаются выводы, что:

- в произведениях А. Валентинова, С. и М. Дяченко и Г.Л. Олди открывается пласт аксиологических воззрений авторов на современный социокультурный кризис;

- А. Валентинов, С. и М. Дяченко и Г.Л. Олди в своей прозе утверждают необходимость сохранения и творческого использования

традиций культуры, на фундаменте которых должно строиться дальнейшее развитие человечества.

В заключении изложены основные выводы и подведены итоги диссертационного исследования:

1. Произведения Г.Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко отражают практически все главные социокультурные тенденции современности (от проблем влияния компьютеризации на жизнь человека и общества до социально-экономической нестабильности и усиления вектора глобализации).

2. В прозе Г.Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко продолжает свое развитие толстовская традиция «диалектики души». Это не просто изображение внутреннего мира человека. Именно из психологической ситуации, построенной писателями, вырастают и психологические характеристики социальных типов, и социокультурный портрет настоящего времени. Творчество Г.-Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко в первую очередь принадлежит к социальнофилософской фантастике.

3.С точки зрения культурологии, все рассмотренные нами произведения Г.Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко делятся на романы воспитания (например, «Цифровой», «Долина совести» и т.д.) и романы-предупреждения (например, «Нам здесь жить!», «Армагед-дом» и т.д.), что соответствует настоящей социокультурной ситуации, нуждающейся в разрешении не только социально-экономических, но и педагогических, психологических и футуристических проблем.

4. Все произведения Г.-Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко направлены на анализ разрыва между общечеловеческими ценностями и активным развитием техносферы.

5. В прозе Г.Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко предприняты попытки преодоления этого разрыва посредством утверждения общечеловеческих ценностей как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества в целом.

Публикации по теме исследования

Публикации в журналах, рекомендованных ВАК РФ

1. Юданова М.В. Современная русскоязычная фантастика как интеллектуальная литература // Вестник МГУКИ. - 2008. - № 3. - С. 68-70.

2. Юданова М.В. К вопросу об истории русскоязычной фантастики// Вестник МГУКИ. - 2008. - № 4. - С. 246-248.

3. Юданова М.В. Мифология в романах Г.-Л. Олди «Герой должен быть один» и «Одиссей, сын Лаэрта» // Вестник МГУКИ. -2008.-№6.-С. 85-89.

Другие публикации по теме исследования

4. Юданова М.В. Славянское русскоязычное фэнтези и его влияние на сохранение русскоязычной культуры в условиях глобализации // Сохранение и развитие национальных культур в условиях глобализации: Сб. мат. студенческой науч.-практ. конф. (Москва, 17 мая 2006 года). - М.: МГУКИ, 2007. - С. 20-26.

5. Юданова М.В. «Период предчувствий» в русскоязычной фантастической прозе // Книга и чтение в начале третьего тысячелетия: Сб. науч. ст. / Науч. ред. Е.О. Матвеева. - М.: МГУКИ, 2009. - С. 96-102.

6. Юданова М.В. Фантастика и современная культура // Преображенские чтения: Мат. международ. науч. конф. Вып. 2. - М.: МГУКИ, 2009. - С. 127-134.

7. Юданова М.В. Фантастическая проза в современной массовой культуре // Массовая культура: Миф и реальность: Сб. ст. / Науч. ред. И.Н. Романов, В.А. Тихонова. - М.: МГУКИ, 2010. - С. 100-107.

Подписано в печать 12.01.2012 г. Формат 60x80 1/16. Уел. печ. л. 1,1. Тираж 100 экз.

Заказ № 39

Отпечатано в типографии «Реглет»

105005, г.Москва, ул. Бауманская, 33 стр.1 (495) 979-96-99; www.reglet.ru

Государственная академия славянской культуры 125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 39, корп. 2

 

Текст диссертации на тему "Кризис культуры в современной русскоязычной фантастике"

61 12-24/' ¡8

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

На правах рукописи

Юданова Мария Васильевна

КРИЗИС КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ФАНТАСТИКЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии 24.00.01 - теория и история культуры

Научный руководитель: доктор философских наук Гавров Сергей Назипович

Москва 2012

Оглавление

Введение 3

Глава I. Кризис культуры в истории человечества 12

§ 1. Социокультурный кризис как признак смены эпох 13

§2. Европейский кризис культуры конца XIX - начала XX века 26

§3. Социокультурный кризис второй половины XX - начала XXI века 36 §4. Социокультурный кризис современности и его отражение

в массовой культуре 51 Глава II. Пути преодоления глобального социокультурного

кризиса в современной русскоязычной фантастике 62 § 1. История и социокультурная проблематика

современной русскоязычной фантастической прозы 62 § 2. Отражение глобального социокультурного кризиса

в литературных фантастических мирах. Культурологический анализ 90 § 3. Аксиологические поиски русскоязычной фантастической

прозы - выработка моделей преодоления глобального кризиса 140

Заключение 153

Литература 156

Введение

Актуальность исследования обусловлена рядом факторов. Это, прежде всего, углубление кризиса культуры, всей социокультурной сферы в жизни общества. Появляются спонтанные инновации, мало совместимые с существующими базисными структурами общества. Системный кризис вызывается, во многом, эффектами этих инноваций, происходит всеобщая онтологическая деконструкция и формирование нового состояния цивилизации.

В то же время существенной проблемой является глобальный кризис, вызванный сменой направления социокультурного развития и охвативший практически весь мир, все сферы человеческой деятельности: и культурную, и экономическую, и метафизическую, и аксиологическую.

Сегодня обостряется необходимость рассмотрения проблем, возникающих в обществе в условиях глобального социокультурного кризиса современности.

Литература вообще, как отражение и особенная рефлексия социокультурных изменений, и современная русскоязычная фантастическая проза, как выражение отношений к будущему на специфическом материале используемых фантастических литературных образов (особой разновидности художественного образа), представляется в данном направлении весьма перспективным средством изучения динамики культуры. Во все времена литература являлась индикатором культурного, политического, социального и духовного состояния общества. Если художественная литература в целом призвана решать три основные задачи: информационную, дидактическую (назидательную и нравственно-поучительную) и популярно-массовую (развлекательную), то фантастическая литература, кроме этих задач, ставит перед собой и дополнительные цели: например, в области прогнозирования и альтернативного развития. Таким образом, фантастическая литература предвосхищает возможные социокультурные кризисы будущего, экстраполируя в будущее тревожные тенденции дня сегодняшнего, предлагая свои варианты решения, часто не имеющие пока реальных

социокультурных аналогов. Решений, не существующих вне вымышленных миров русскоязычной фантастики.

Появление в конце XX века в современной интеллектуальной фантастике большого количества романов-антиутопий привело к возникновению нового направления - «роман-предупреждение», содержащего в себе, с одной стороны, признаки антиутопического, с другой стороны, мистический реализм и т.п.

Но для требовательных, искушенных носителей культуры фантастическая проза представляется «масскультом», несмотря на память о «старой» советской фантастике в лице А. и Б. Стругацких, И. Ефремова, В. Михайлова и других, произведениями которых зачитывались не только подростки, но и вся либеральная интеллигенция, относя эту литературу к элитарной, «большой» литературе.

Важно отметить, что современная социально-философская фантастика в культуре становится естественной преемницей «романа воспитания», традиция которого была прервана в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Современная русскоязычная фантастическая проза не только увлекает и развлекает читателя, но и выполняет важные социальные функции по сохранению и трансляции культурных, сакральных и общечеловеческих ценностей. Это особенно актуально сегодня, когда кризис охватывает практически все сферы жизни человека, проявляется во всех аспектах социокультурного плана. Российская фантастическая проза стала своеобразным опережающим «зеркалом», индикатором возможных будущих состояний общества, намечая конкретные пути выхода из сложившегося социокультурного кризиса.

Степень научной разработанности проблемы

В настоящее время фантастическая проза не получила должной теоретико-культурной (культурологической) оценки. В то же время существует целый корпус работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблематике кризиса культуры и общества.

В общетеоретическом и общефилософском аспектах автор во многом опирается на труды таких представителей русской (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, М.О. Гершензон, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили, В.В. Роза-

нов, B.C. Соловьёв, С.Л. Франк и др.) и зарубежной (Т. Адорно, Д. Белл, Р. Вагнер, Г.-Г. Гадамер, Г. Лебон, Г. Маркузе, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет, Г. Риккерт, Г. Тард, К. Теплиц, А. Тойнби, 3. Фрейд, Э. Фромм, Й. Хейзинга, О. Шпенглер и др.) эстетической, этической, культурологической, социологической мысли и философии XIX-XX вв.

Для осмысления специфики выбранной темы особое значение имели работы по фантастиковедению, где в литературоведческих формах осуществлялся собственно культурологический, в современном смысле, подход. Это публикации Л.А. Ашкинази, 3. Бар-Селла, Е.П. Брандиса, А.Ф. Бритикова, Д.М. Володихина, И. Гомель, Г.И. Гуревича, М.Л. Каганской, Ю.И. Кагарлицкого, E.H. Ковтун, М.Ф. Назаренко, Г.М. Прашкевича, А.Б. Ройфе, К.Г. Фрумкина, H.A. Хренова и др.

Немало помогли в определении и разработке темы нашего диссертационного исследования критические статьи и рецензии Р.Э. Арбитмана, С.В. Бережного, В .А. Бесова, В.В. Владимирского, М.С. Галиной, Д.Е. Громова, В.И. Деревянко, О.С. Ладыженского, И.И. Солунского, A.B. Шмалько и др.

Особое значение имели для нас работы известного культуролога и теоретика искусства H.A. Хренова: «Культура в эпоху социального хаоса», «Опыт культурологической интерпретации переходных процессов», «Теория искусства в эпоху смены культурных циклов», «Переход как повторяющееся явление в истории культуры: опыт интерпретации».

В связи с разработкой темы переходных периодов (кризисов) в истории человечества автором диссертации были проанализированы материалы известных социологов и философов, таких, как Ж. Бодрийяр, Р. Генон, А. Назаретян, С. Пересле-гин, К. Соколов, А. Столяров, Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон, Г. Чайлд, А. Швейцер, Н. Ютанов, К. Ясперс и др.

Большое влияние на диссертанта оказали работы С.И. Бажова, С.Н. Гав-рова, М.Н. Громова, И.И. Калиганова, A.B. Каменца, А.К. Коненковой, И.К. Кучмаевой, И.П. Леонтьевой, В.И. Мельника, В.В. Милькова, Э.А. Орловой, В.Н. Расторгуева, И.Н. Селезневой, М.Б. Силантьевой, A.B. Сухарева, А.Я. Флиера, М.М. Шибаевой, в которых формулировались нормативные моде-

ли культуры и обосновывалось соотношение традиционных и инновационных ценностей развития культуры.

Методология и методы исследования

Общей методологической установкой данного диссертационного исследования является принцип единства онтологического, аксиологического и гносеологического анализа.

Методология и методы диссертационного исследования используются в соответствии с поставленными целями и задачами. Междисциплинарный характер предмета исследования с чётко выраженной теоретико-культурологической доминантой обусловил обращение к методологии, сложившейся в современной теории и истории культуры. Использованные нами методы исследования: структурно-функциональный; динамический; сравнительно-культурный (исторический).

Мы основывались на законах и принципах диалектики, историзма и системности, позволяющих раскрыть внутреннюю логику развития кризисных процессов в социокультурной сфере сегодняшнего, а в чем-то и завтрашнего дня. Диссертационное исследование было проведено при активном использовании теоретико-культурного (культурологического) подхода.

Нам было очень важно выявить преломление глобального социокультурного кризиса в русскоязычной фантастической прозе, где весьма эффективным оказался системный подход, при котором литературные произведения выбранных авторов рассматриваются сквозь призму выделенных главных социокультурных тенденций современности.

Важнейшим принципом, лежащим в основе работы, был принцип подхода к объекту и предмету исследования на основе системного культурологического анализа творчества российских писателей-фантастов. Также для анализа проблемы было целесообразно обращение к герменевтическому методу исследования. На основе использования структурного анализа в диссертации обосновываются смены исторических фаз и переходных периодов в истории человечества.

Проблема исследования и гипотеза ее решения

Проблема нашего диссертационного исследования основывается на фундаментальном противоречии процесса познания: противоречии между потребностями в адекватных результатах познавательных процедур и качеством применяемых средств, в особенности - индикаторов, выявляющих существенные характеристики исследуемой реальности. Кризисные процессы, усугубляющиеся в жизни современного общества, требуют не только соответствующего теоретического научного осмысления, но и мониторинга опережающих индикаторов кризиса, особенно наглядно проявляющихся в художественной культуре вообще и современной русскоязычной фантастической прозе в частности.

Она стала опережающим «зеркалом», показывающим мир, в котором сегодняшние кризисные процессы придут к своему логическому завершению, намечая в то же время возможные пути выхода из кризиса, в том числе в социокультурной сфере.

Гипотезой исследования является утверждение о том, что в современных социокультурных условиях русскоязычная фантастическая проза в литературе выполняет функции интегрированного средства обобщенной рефлексии динамики системного кризиса, которое отображает оценку перспектив трансформаций культуры, выступая в качестве опережающего индикатора.

Цель диссертационной работы заключается в анализе переходных фаз в истории человечества, выявлении отражения глобального кризиса современности в произведениях современной русскоязычной фантастической прозы, раскрытии ее аксиологической основы, все более актуальной для нашего времени. Особое внимание уделяется культурологическому анализу выбранных произведений в традициях «романа взросления» и «романа-предупреждения».

Задачи исследования:

- рассмотреть историю социокультурных кризисов в истории человечества и выявить причины глобального социокультурного кризиса современности;

- рассмотреть социокультурный кризис как переходный период - время переоценки ценностей;

- сопоставить социокультурные кризисы прошлого и настоящего и на этом основании выявить специфические характеристики социокультурного кризиса современности;

- определить главные тенденции социокультурного кризиса современности;

- провести теоретико-культурный (культурологический) анализ произведений Г.Л. Олди, А. Валентинова и С. и М. Дяченко и рассмотреть через призму главных социокультурных тенденций сегодняшнего дня произведения современной русскоязычной фантастической прозы;

- выявить аксиологическую основу современной русскоязычной фантастической прозы.

Объект исследования - современная русская фантастическая проза как отражение глобального социокультурного кризиса.

Предмет исследования - отражение главных тенденций социокультурного кризиса современности в современной русскоязычной фантастической прозе и поиск путей выхода из него.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что применение культурологического анализа к такому масштабному явлению, как фантастическая проза, рассматривавшаяся большинством исследователей как развлекательная массовая литература и не используемая в исследованиях современного кризиса с позиций теоретико-культурного (культурологического) подхода, делает возможным:

- проанализировать основные возможности современной русскоязычной фантастической прозы как опережающего индикатора социокультурного кризиса;

- проанализировать интеллектуальную традицию в русскоязычной фантастической прозе;

- проанализировать основные возможные сценарии выхода из социокультурного кризиса;

- выделить прозу Г.Л. Олди, А. Валентинова и С. и М. Дяченко как аккумулирующую в себе проблемы современной социокультурной ситуации;

- определить произведения Г.Л. Олди, А. Валентинова и С. и М. Дяченко как интеллектуальную фантастику, способную ответить на кризисные социокультурные явления современности.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования расширяют теоретическую и эмпирическую базу для комплексного анализа отражения социокультурного кризиса эпохи. Представленные и проанализированные материалы фантастической прозы помогают выделить большой пласт современной культуры, прежде всего литературы, выполняющей прогностическую и воспитательную функции.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы, выводы и результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейших изысканиях по проблемам социокультурного кризиса современности, места и значения фантастической прозы в пространстве культуры. Кроме того, возможно использовать влияние современной русскоязычной фантастики в процессе инкультурации и социализации подрастающего поколения, дать индивиду большие возможности для адаптации к постоянно меняющемуся состоянию общества.

Кроме того, основные материалы, выводы и результаты данного исследования могут быть использованы в процессе подготовки программ и учебных курсов в гуманитарных вузах, при разработке прикладных учебных дисциплин, связанных с преподаванием теории и истории культуры.

Апробация работы

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры.

Материалы и результаты диссертационного исследования получили апробацию на международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях:

1. Сохранение и развитие национальных культур в условиях глобализации (Москва, 2006).

2. Трансформации культуры в глобальном информационном обществе (Москва, 2009).

3. Преображенские чтения (Москва, 2009).

4. Массовая культура: миф и реальность (Москва, 2010).

5. Культурные индустрии в Российской Федерации в контексте мировых тенденций (Москва, 2011).

6. Фестиваль фантастики «Звездный мост» (Харьков, 2011).

7. Фестиваль фантастики «Серебряная стрела» (Москва, 2011).

Теоретические принципы подхода к исследуемой проблематике и основные положения диссертации нашли отражение в 7 авторских публикациях общим объемом 2,07 п.л. Опубликован ряд научных статей и тезисов докладов, в том числе в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В настоящее время прежде необходимые этические и абсолютные ценности потеряли свою значимость для общества и отдельной личности. Эпоха постмодернизма подорвала связь прежних ценностей с культурой настоящего. За последние два десятилетия в России, а на Западе ранее появилось дезориентированное поколение, попавшее в разрыв между устоявшимися абсолютными и этическими ценностями и техническим прогрессом.

мораль, ценности-цели техносфера

разрыв

»

... ~ 1970-е гг. ~ 1990-2010 гг.

2. Фантастическая проза Г.Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко является индикатором проблем общества, связанных с кризисом современности. Творчество этих авторов трудно отнести к какому-либо направлению внутри фантастической прозы, кроме тех произведений, которые относятся самими авторами к фэнтези, космоопере или фантастическому боевику и т.п. Таким образом, проза Г.Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко представляет практически все направления современной русскоязычной фантастики и охватывает

практически все области кризиса современности, в том числе его социокультурную составляющую, и заключает в себе своеобразную модель кризиса современности.

3. Фантастическая проза Г.Л. Олди, А. Валентинова, М. и С. Дяченко возрождает «роман воспитания», утерянный в русскоязычной литературе в 80-90-е годы XX века.

4. «Романы вос