автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Кукла в координатах индивидуально-психологического и социокультурного бытия
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Голубева, Юлия Олеговна
Содержание.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ КУКЛЫ КАК ЗНАКА.
§1. К теории вопроса: игра - от т емп оральн ост и к семиологической коммуникации.
§2. Кукла как игрушка или вхождение в знаковый мир.
§3. Кукла как коллекция.
ГЛАВА 2 «КУКЛА» В ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИО КУЛЬТУРНОГО МИРА.
§1. Кукла - посредник диалога в игровой модели человеческой коммуникации.
§2. Куклы, маски, карнавал (онтология маскарада).
§3. Кукла в «обществе спектакля» или универсальность социокультурной игровой модели.
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Голубева, Юлия Олеговна
Актуальность темы исследования
В современном обществознании резко возрос интерес к образу, знаку, символу. Связано это с особенностями функционирования информационного общества, признающего в качестве базовых ценностей знание, информацию, интеллектуальный капитал. В настоящем исследовании в качестве знаково-символической формы выступает кукла: кукла как игрушка (знаково-символическая форма в детстве - отсюда индивидуально-психологический подход), кукла как модель (вхождение куклы в качестве знака в культуру - отсюда культурологическая ориентация), кукла как коллекция (символ обладания «детством» - проблема отчуждения и функциональности бытия), кукла как персонифицированный образ (куклы-маски в театре, карнавале, в шоу-культуре, «обществе спектакля» - отсюда собственно социально-философский подход).
В современном обществе в связи с усложнением социальной структуры человек вынужден примерять на себя многие символы и роли. Одевая маску и костюм, он сам обретает черты куклы, куклы-марионетки. Современно ли это или же уходит корнями в традицию, ритуал? Мы показываем, что маски, куклы, образы кукол пришли к нам из прошлого, из традиции, ритуала, игрищ, народных гуляний и т.д. Их символика изначально вырастала из общения с сакральным миром и сакральными силами. Из традиции, первоначальной символики прорастает глубинный знаковый смысл куклы в современность.
Исследование куклы в координатах индивидуально-психологического и социокультурного бытия связано с рядом факторов:
- возрастающей знаковостью социокультурного мира;
- усложнением семиологических кодов культуры, необходимостью и возможностью их освоения в игровой деятельности, в которой кукла выступает первоначально как «игрушка», определяющая вхождение человека в знаковый мир;
- многомерностью социализации и открывающимися ныне возможностями для раннего творческого развития;
- введением компьютерных технологий и игр, новых форм визуальной коммуникации, в которых игровые, познавательные, коммуникативные сюжеты-дискурсы опосредованы общением с неким знаковым персонажем (виртуальной куклой);
- функциональностью бытия и ее преодолением через коллекционирование как способ самораскрытия и самореализации;
- новым коммуникативным пространством, в котором кукла-образ вводится в познавательный процесс и в психокоррекционную деятельность.
Важность исследования куклы в системе социокультурных связей востребована сегодня и целым рядом духовных, культурных и социально-политических факторов.
Шоу-бизнес, шоу-политика, шоу-реклама все больше становятся атрибутами социальной жизни, вовлекая в пространство «ШОУ» как обывателей, так и интеллектуалов.
Игровой элемент культуры усиливается практически во всех сферах жизни, являя, с одной стороны, образец иронии, коллажа, юмора, а с другой - манипуляции общественным мнением и общественным поведением. В этой связи представляется важным проанализировать историю и традицию игровой коммуникации на примере карнавала. Современный переход к диалоговой культуре требует изменения в понимании субъектов и объектов коммуникации, трансформации «Чужого» в «Другого».
Автор показывает генетические истоки диалога посредством маски, и в то же время обозначает востребованность этих форм в современном обществе, в исторически иной социокультурной среде.
Особое место мы уделили кукле в игровой модели человеческой коммуникации. В нашем варианте это сфера межличностного общения, а также особая форма диалога «наедине с собой», когда единственным посредником и участником выступает кукла. Сегодня существуют и другие игровые модели человеческой коммуникации, в том числе виртуальные, строящиеся в соответствии с желаниями и потребностями самого человека и позволяющие ему проецировать, строить образ своего партнера по общению.
Рассматривая роль куклы в игровой модели человеческой коммуникации, мы пришли к выводу, что охват мультимедийными технологиями коммуникативного пространства поистине глобален. Проникновение СМИ в жизнь людей - явление скорее отрицательное, чем положительное: разрушается личностная индивидуальность, утрачивается смысл и ценностная ориентированность жизни, происходит манипулирование общественным сознанием. Современные СМИ используют в большей мере не куклы-символы, в которых воплощены архетипы культуры и культурные герои, а куклы-манипуляторы, образы-оборотни, разрушающие устоявшуюся архитектонику культуры, человеческое в человеке. Учитывая тот факт, что куклы-интермедиарии становятся все более многообразными по значению и по заключенному в них коду (это и куклы-маски, скрывающие реальный образ; и куклы-символы, уводящие, прячущие реальный образ; и куклы-прототипы, усиливающие реальный образ; и куклы-оборотни, заменяющие реальный образ, и т.д.), можно предположить особую «мультимедийность» в социализации человека, многозначность ее составляющих векторов.
Степень научной разработанности проблемы.
Прежде чем перейти к постановке целей и задач исследования, следует рассмотреть степень изученности данной проблемы в философской, культурологической, психологической, социально-психологической и исторической литературе.
Культурологический подход рассмотрен в работах М. Бахтина[3], Ю.М. Лотмана[65], Й Хейзинга[112] и др. В работах М. Бахтина раскрывается смысл и значение образа Другого, который, как нам представляется, и должен быть сформирован посредством куклы в адекватной модели социализации. Ю. Лотман анализирует значение куклы в культуре как игрушки и как модели, что дает основание судить о последовательности вхождения ребенка в знаковый и символический мир культуры. В работах Й. Хейзин-га для нас особенно важна идея принципиально игрового характера человеческой культуры, которая, с нашей точки зрения, не только не исчерпывает, но, наоборот, стремительно распространяется.
Социально-философский подход наметился во второй половине 20 века в работах авторов новой постиндустриальной волны Ж. Бодрийяра[11 - 13], О. Каламбрезе, Ж. Липовецкого, Ж. Делеза[38 - 39], Ж,- Ф. Лиота-ра[62], Ю. Хабермаса и др. А для того чтобы увидеть куклу в пространстве современного социума, мы обратились к работе Ги Дебора «Общество спектакля» [37].
Для понимания глубинной соотнесенности куклы с субъектом общения и феноменом коллекции, в котором преодолевается функциональность куклы-вещи и открывается субъективность куклы-смысла, мы обратились к трудам Ж. Бодрийяра[12].
Современная культура несет в себе радикальный плюрализм, предполагающий уважение личного достоинства человека и утверждающий коммуникацию с человеком как Другим. Рассматривая коммуникативный аспект нашей проблемы в контексте куклы и формирования образа Другого, мы опирались на работы У. Эко[118], Ю. Хабермаса, С. Московичи, Ж. Бодрийяра, Л. Туроу, Г. Почепцова[77].
Социально-психологический подход, связанный с анализом игровой коммуникации, обстоятельно раскрыт в работах М. Мид[71], Э. Берна[6]. В этих работах нас особенно интересовал анализ игры, игрового элемента в человеческом общении. Игра взаимосвязана с множеством психологических и социальных функций. С ее помощью создается параллельная реальность, происходит удвоение мира, устраняется или усиливается отчуждение реального и иллюзорного. Обстоятельное рассмотрение игры, значение игрового пространства, идеи нравственного как основного начала, поддерживающего равновесие игровой и неигровой основы культуры и коммуникации, дано в целом ряде работ психологов Д. Селли[87], К. Гросса, C.JI. Рубинштейна[82], B.C. Мухиной[72] и др.
Проблема психологии детства и игры в интересующем нас аспекте рассмотрена в работах К. Штерна, В. Штерна, Е. Скупиных, Г. Скупиных, С. Холла, М. Болдвина, К. Бюллера и др. Труды JI.C. Выготского[19] помогли нам в рассмотрении культурного развития ребенка и его возрастных трудностей.
Несмотря на длительную традицию исследования куклы, театра, карнавала анализ данной проблемы приобрел особую значимость лишь в последние 10-20 лет. Онтологию или глубинный смысл игры (игрушки) многие ученые усматривают в карнавале. Рассматривая карнавал в нашей работе, мы опирались на труды М. Бахтина[3], Н.И. Костомарова[56] и др. Историческая символика маски раскрыта в работах Б.А. Рыбакова[85].
Проведен анализ сфер практического применения и распространения куклы как образа и знака, ибо попытка универсализации куклы в философской концепции с необходимостью должна быть дополнена ее предметно-практической реализацией.
Цели и задачи исследования.
Основной целью настоящего диссертационного исследования является определение глубинного ценностно-символического смысла куклы как знака, ее духовной, познавательной, коммуникативной роли в современной культуре, в познании и освоении окружающего мира, а также в процессе личностного творчества и самореализации. На каких этапах человеческой жизни кукла приобретает первостепенное значение? Почему она является феноменом культуры, обретает особую жизнь в современном социуме? Как кукла, будучи знаком и символом, оказывает влияние на индивидуально-психологический мир самого человека? Человек по своей природе представляется нам самосовершенствующимся существом, использующим свой ум и производящий символы. Свидетельством символического восприятия и освоения мира является история «двойников человека» - масок, кукол, сакральная природа которых свидетельствует о преодолении человеком рубежа времени и пространства, реального и гиперреального.
Цель диссертации предусматривает решение следующих задач: выяснение проблемного смысла понятия «куклы» в игровой и семиологической модели человеческой коммуникации; выявление онтологических основ игровой культуры, где кукла выступает в качестве знаково-символической реальности; определение некоторых закономерностей психологии детства, обуславливающих формирование духовного мира ребенка посредством и в форме игры; рассмотрение куклы как экспоната коллекции, играющего существенную роль в преодолении отчуждения и функциональности бытия; анализ онтологии маскарада в историческом и социокультурном контексте; выделение компонентов игрового, знакового элемента в «обществе спектакля».
Конкретные результаты и их научно-теоретическая новизна.
1. В диссертации концептуализируются проблема куклы как игрушки (уровень освоения реальности в детском возрасте), куклы как коллекции (уровень преодоления предметной функциональности и поиска личностного смысла во взрослом возрасте), а также роль кукол в «обществе спектакля», в контексте освоения игрового пространства современной культуры.
Новизна результата: обоснован вывод о том, что универсализация игрового пространства в современном мире связана как с причинами коммуникативного характера (в том числе с новыми формами виртуальных диалоговых моделей, где куклы выступают интермедиариями), так и с общими изменениями социокультурного пространства, в котором игра и кук-ло-шоу становятся атрибутивными признаками бытия.
2. В диссертации анализируются онтологические прообразы знаково-символических форм, которыми, с нашей точки зрения, являлись маски. В своей архаической форме маска - «принадлежность шамана», она позволяет снимать ограничения времени и пространства, жизни и смерти, бытия и небытия. Маска, таким образом, - атрибут сакрального мира, который, с одной стороны, противостоит профанному миру, а с другой - взаимодействует с ним.
Новизна результата заключается в том, что кукла и кукла-маска позволяют прояснить семиологические смыслы культуры, раскрыть многомерность мира, его сакральные и символические смыслы как личностно-значимые, так и социально-актуализируемые. Так, в античной культуре маска становится атрибутом театрального действия или искусственного мира, спектакля, в котором обыгрывается реальный мир. В театре через маску сталкивается мир искусственный с миром подлинным. В игровой психотерапии маска также маскирует уязвленный внутренний мир человека и выступает своеобразным адаптером, психокорректором этого мира. И, наконец, маска на карнавале одновременно скрывает внешнюю реальность и приоткрывает внутреннюю.
3. В диссертации рассматривается знаковый характер современной культуры в контексте «общества спектакля» с присущим ему символизмом, иронией, сарказмом и игровой спецификой.
Научная новизна заключается в выявлении атрибутивных признаков не только техно-, но и «маскогенного» характера современного общества, свойственных ему форм игровой культуры (виртуальных коммуникаций, созданных через СМИ диалоговых и шоу-пространств и т.д.), камуфляжа подлинности и т.п., в прояснении поверхностного, спектакулярного слоя в качестве враждебной для существования стихии бытия, игнорирующей желания и влечения человека.
Научно-практическая значимость работы определяется ее актуг альным теоретико-методологическим характером, то есть выяснением предельных оснований куклы как знака, образа и символа в современной культуре. Проведенное исследование позволяет более четко представить значимость и практическое использование куклы в разнообразных сферах социальной, культурной, психотерапевтической и педагогической деятельности. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении спецкурсов и проведении семинаров для студентов, изучающих социально-философские проблемы, а также для методологического и методического обеспечения практики студентов философских и психологических специальностей.
Список научной литературыГолубева, Юлия Олеговна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Агиенко А. Советский петрушка. - М., Работник просвещения, 1927.
2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика.// Пер. с фр. Сост., общ. ред. и вступит, ст. Костикова Г.К. М.,1989.
3. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1955.
4. Бахтин в зеркале критики. М.,1995.
5. Бенуа А. Мои воспоминания// В пяти книгах М., Наука, 1980.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры. -М., Прогресс, 1987.
7. Берне Р.В. Развитие «Я» концепции и воспитание. - М., Прогресс, 1987.
8. Берггольц О. Дневные звезды. Л., Лениздат, 1964.
9. Благово Д. Рассказы бабушки. Л., Наука, 1989.
10. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., Добросвет, 2000.
11. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Реферат. Москва-Париж, 1981.
12. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., Добросвет, 2000.
13. Бодрийяр Ж. Призрачность зла. М., Добросвет, 2000.
14. Братусь. Психология в России. Л., Наука, 1989.
15. Вайнштейн О.Б. Философские игры постмодернизма// Апокриф. -1992, №2.
16. Визигин В.П. Постмодерн: генеалогия одного спорного понятия. -Путь, 1992, №1.
17. Визигин В.П. Поструктурлиская методология истории: достижения и пределы// Одиссей: Человек в истории. М., 1996.
18. Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М. 1995.19