автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Театральная кукла - форма, функция, образ
Текст диссертации на тему "Театральная кукла - форма, функция, образ"
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Московский государственный художественно-промьппленный университет
им. С.Г. Строганова
На правах рукописи
Ковычева Елена Ивановна
Театральная кукла - функция, форма, образ
(на примере кукол театра Н.Я. и И.С. Ефимовых)
Специальность: 17.00.04 -Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Научный руководитель: Кандидат искусствоведения
Кадина И.Г
Москва-1999
Содержание
I. Введение................................................................................................3
П. Глава 1. История изучения специфики театральной куклы
1. Исторические сведения и научные выводы о куклах народного театра............... 10
2. Теория и практика Ю.Л. Слонимской и Н.Я. Симонович-Ефимовой..................22
3. Взгляды на театральную куклу деятелей советского театра кукол......................36
4. Выводы.................................................................................................54
Глава 2. Конструкции и сценические образы кукол
1. Актуальность, проблематика и источники вопроса.......................................57
2. Эволюция конструктивных решений, сценическое поведение и репертуар
кукол театра Ефимовых............................................................................60
3. Выводы................................................................................................80
Глава 3. Средства изобразительного искусства в создании образа
1. Осуществление эстетической функции театральной куклы...............................85
2. Кукла как динамичная скульптура.............................................................92
3. Сценическая жизнь театральной куклы......................................................101
4. Выводы.............................................................................................105
Ш. Заключение.......................................................................................108
IV. Приложение.
1. Список иллюстраций............................................................................111
2. Список использованной литературы.........................................................113
3. Список архивных материалов.................................................................119
4. Иллюстрации.....................................................................................123
Кукольный театр - один из древних и в то же время самый молодой вид искусства. Куклы - предметы, изображения, части человеческого тела, наделенные собственной жизнью в патриархальном обрядовом сознании, имеют теряющуюся в глубине веков историю. А профессиональный индивидуально-творческий театр кукол в нашей стране появился в 1916 году. Закономерности, по которым существует театральная кукла, и даже само ее определение до сих пор не сформулированы как универсальные. Причина в сложной культурно-эстетической природе этого явления. Недостаточно изучены древние периоды бытования кукол, поэтому можно лишь предположительно высказываться, когда появилась первая кукла и как она выглядела. С момента появления куклы участвовали в обрядах и ритуалах, детской и народной игре, триумфальных и карнавальных шествиях, праздничных увеселениях. В наше время они проникли в торговую рекламу, используются в цирке, кино, мультипликации. И сам кукольный театр разнообразен в своих проявлениях.
Под термином «театральная кукла» скрываются не только куклы-фигуры различных конструкций, но и тени, ожившие предметы, руки и искусственные элементы костюма актера. Театральная кукла принадлежит к мало сопоставимым видам искусства: изобразительному и театральному. Разнородны свойства традиционной куклы и куклы нового времени. В народной культуре облик и характер игры куклы были определены традицией, которой подчинялся кукольник. В индивидуально-творческий период у кукольного образа появилось несколько творцов. Драматург, режиссер, художник, актер вкладывают в куклу свое мастерство, но ценность кукольного образа определяется способностью каждого из них согласовывать свою работу с работой другого.
Степень изученности темы: Основным произведением сценического искусства, следовательно, объектом научного изучения и анализа является спектакль. Существует литература, посвященная драматургии, творчеству некоторых режиссеров, актеров, художников. Театральные куклы не часто удостаивались отдельного внимания ученых. О них писали в контексте специальных выступлений философ П.А. Флоренский, культуролог Ю.М. Лотман, фольклористы П.Г. Богатырев, О.М. Фрейденберг, В.Е. Гусев,
А.Ф. Некрылова, историки и теоретики театра В.Н. Перетц, Н.Д. Бартрам, А.Я. Федотов, Н.И. Смирнова, И.Н. Соломоник, X. Юрковский, А.П. Кулиш, О.И. Полякова, Б.П. Голдовский, Н.Ф. Райтаровская, А.А. Иванова и др. Автор провела отбор и анализ важных для определения специфических особенностей театральной куклы источников. Это кроме научной литературы книги и статьи деятелей кукольного театра Ю.Л. Слонимской, Н.Я. Симонович - Ефимовой, C.B. Образцова, Е.С. Деммени, Е.В. Сперанского, М.М. Королева и др. Однако сформулированные на основе личного опыта практиков правила, законы, определения кукольного искусства требуют исторической оценки.
Актуальность исследования: Театральная кукла - уникальное произведение, принадлежащее равнозначно двум искусствам: изобразительному и театральному, не становилась еще объектом внимания специалистов по теории и истории изобразительных искусств. Такие исследования актуальны по нескольким причинам.
В истории русского профессионального театра кукол были периоды, когда роль художника в создании кукольного образа недооценивалась. Это стало одной из причин, которые в 40-50е годы привели к натурализму, в 60-70е - к формальной стилизации кукол. Сегодня кукольники говорят о размывании видовых границ кукольного театра, утрате куклой значения основного видообразующего элемента. Поэтому все чаще слышатся призывы обратиться к историческому опыту, неотъемлемой частью которого являются сохранившиеся театральные куклы.
Закончив сценическую карьеру, театральные куклы превращаются в скульптуру, хотя и непривычную по материалу, конструкции, способу экспонирования. Обычно куклы хранятся в театрах, и те, которые сделаны позже, вытесняют старых по мере обновления репертуара. Лишь небольшое количество кукол находится в частных коллекциях и нескольких не обладающих необходимыми помещениями и штатами музеях. Это наводит на мысль, что в нашем обществе еще не сформировалось представление о театральной кукле, как о культурно-эстетической ценности. Важно привлечь внимание к куклам достойным изучения, сохранения и восстановления.
До сих пор не существовало системы художественного анализа театральной куклы как обладающей особой игровой природой скульптуры. Хотя, несомненно, кукла, сохраненная в музее или коллекции, является предметом анализа только как произведение изобразительного искусства. Специалист-искусствовед, проанализировав линейное, пропорциональное, объемное, колористическое и фактурное решение театральной куклы, может открыть внутреннюю сущность, характер, психологическое состояние персонажа. Взяв куклу в руки, исследователь ощутит пластику ее движений, узнает, как происходит чудо оживления куклы, что, несомненно, сделает полнее представление об образе. Привлечение искусствоведческого анализа может расширить и обогатить изучение сферы театрального искусства, представления о спектакле и о сценических образах куклы.
Главная цель настоящего исследования заключается в попытке выявления особенностей образа, функций, формы театральной куклы. При этом выбраны два пути: углубленное изучение истории взглядов на театральную куклу и анализ самих кукол.
Объекты и границы исследования: Театральная кукла не может быть рассмотрена в категориях общих или однозначно трактуемых для всех времен и традиций. Поэтому автор ограничивает себя изучением отечественной теории театральной куклы определенного исторического этапа. Временные рамки письменных источников работы - 30-е годы 17 века (тогда появилось первое свидетельство существования кукольного театра на Руси в дневнике немецкого путешественника А. Олеария) и 90-е годы нашего столетия. Сведения о куклах народного театра содержат свидетельства очевидцев представлений и обобщающие их труды исследователей конца 19 века и советских ученых. Особое значение приобретает литература, написанная после 1916 года, когда театр кукол стал сферой интересов и областью деятельности интеллигенции.
В обозначенном периоде пристального внимания и глубокого изучения ДООТоен опыт художников И.С. Ефимова (1878-1959) и Н.Я. Симонович-Ефимовой (1877-1948), отвечающий театральным, искусствоведческим, мировоззренческим поискам первой половины 20 века. Театральные куклы
Ефимовых были созданы в период с 1917 по 1941 годы и хранятся в их мемориальной мастерской, музее Государственного академического центрального театра кукол им. C.B. Образцова (ГАЦТК), в Музее детских театров и в Театральном музее им. A.A. Бахрушина. Привлеченные для сравнения с ними куклы артиста фольклорного направления И.А. Зайцева (кон. 19-нач.20 в.) и куклы советских театров (1930-50е гг.) хранятся в коллекции музея ГАЦТК, куклы театра Ю.Л. Слонимской (1916 г.) - в коллекции музея Санкт-Петербургского театра кукол-марионеток. Для изучения сценического поведения кукол были использованы свидетельства авторов и очевидцев представлений, отраженные в литературе и неопубликованных архивных источниках, хранящихся в Центральном государственном архиве литературы и искусства и архиве семьи Ефимовых. Для успешности анализа кукол были привлечены произведения изобразительного искусства Ефимовых, хранящиеся в их мемориальной мастерской.
Методика исследования: В работе принята комплексная методика, обусловленная проблематикой исследования. Изучение эволюции театральной куклы предполагает некоторую пограничность методов и направлений анализа, так как это область сложных и фольклорно-лингвистических исследований, и исследований в области изобразительного искусства и театра. Системный метод позволил провести исследование с выделением аспекта целостности и полноты творческого поиска, увидеть в кукле как часть системы (синкретичного народного искусства, или синтетичного театрального зрелища), так и микросистему. Применение структурного метода предполагало соединение общего и частного, объективного и субъективного в материалах исследования. Сравнительно-исторический метод являлся основой рассматриваемого в диссертации материала. Признаки, по которым проведено сравнение теоретических взглядов на театральную куклу и самих кукол: отношение к театру кукол, как к искусству, обладающему собственным языком, определение его вневременных специфических свойств, понимание образной природы театральной куклы, ее изобразительных и игровых возможностей, особенностей репертуара, отношений с художником, актером, зрителем.
Основным при изучении кукол театра Ефимовых являлся художествено-стилисти ческий анализ. Понимание сложной содержательности художественного образа театральной куклы повлекло за собой изучение театральных кукол как обладающих динамической природой произведений скульптуры, дополнявшееся изучением их актерских свойств. По воспоминаниям современников, видевших игру кукол, составлялось представление об их сценических возможностях и глубине воздействия на зрителей.
Народная кукла может быть рассмотрена как пример межвидовых связей декоративно-прикладного искусства, фольклора, этнографии и т.д. В кукле профессионального театра эти связи выступают как проявление общих типологических соответствий между изобразительным искусством и театром 20 века. Поэтому в работе при анализе поискового материала использовался историко-типологический подход.
Научная новизна: Данное исследование представляет интерес для ученых занятых проблемами театральной культуры и изобразительного искусства. Впервые собран и осмыслен литературный материал по проблемам истории и теории театральной куклы на значительном по времени и значению этапе. Обозначены связи теории с практикой кукольного театра и историко-культурными процессами. Введены в научный оборот новые сведения и факты из истории театра кукол 20-3Ох годов.
Научная значимость: Предложено суждение о функциях, образе и форме театральной куклы. Определена роль художника в создании образа. Построена целостная, с искусствоведческим компонентом, система анализа театральной куклы. Доказана ценность творческого опыта И.С. и Н.Я. Ефимовых.
Практическая ценность работы: Анализ и оценка кукол театра Ефимовых будут полезны специалистам современного театра кукол: режиссерам, художникам, актерам и критикам. Они могут быть использованы при обучении студентов кукольных специальностей. Знакомство с работой специалистов музейного дела может способствовать сохранению кукол, участию их в выставках как театрального, так и художественного направления,
формированию общественного представления о культурно-эстетической ценности театральных кукол.
Апробация работы. Основные выводы работы изложены в опубликованных статьях и докладах на конференциях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, изложенных на 110 страницах текста, списка использованной литературы из 188 наименований, списка архивных материалов из 71 наименования, приложения, включающего альбом фотографий и рисунков.
Глава 1.
0'Ф
История изучения специфики театральной куклы.
«Что такое театральная кукла?»: этот вопрос задают себе все, кому не безразличен театр кукол: и пытливый зритель, и сам кукольник, и конечно, исследователь, пытающийся уложить живое искусство в «прокрустово ложе» законов, правил, определений. Ответ на этот вопрос искали многие теоретики и практики русского кукольного театра, начиная с 18 века. Он остается актуальным и сегодня. Изучение взглядов на специфику театральных кукол невозможно без знания их истории. Исторические сведения можно узнать не только из литературных источников, но и знакомясь с куклами, сохранившимися в музеях и коллекциях.
Первым свидетельством существования кукольного театра на Руси было сообщение в дневнике секретаря Голштинского посольства Адама Олеария[76]. Он путешествовал по Московии в 30-х годах 17 века. На рисунке к заметке можно увидеть ватагу скоморохов, среди которых кукольник. Он показывает кукол над полотнищем, которое обвязано вокруг тела и поднято над головой. Способ показа кукол, среди которых герой в высоком колпаке и лошадь, вызвали у большинства исследователей, обращавшихся к этому рисунку, желание увидеть в кукольнике-скоморохе предшественника исполнителей комедии с Петрушкой. Однако доказать это до сих пор не представляется возможным, ил л. 1
Сведений о самом популярном русском кукольном герое не сохранило и следующее восемнадцатое столетие. Впрочем, тогда в Москве и Петербурге появились кукольные театры заезжих иностранцев, среди которых преобладали марионетисты и демонстраторы механических фигур. Б.П. Голдовский [20], изучавший их историю в конце 1970-х годов, обнаружил самую раннюю «тонкую и точную оценку специфики кукольного искусства» в анонимной статье из «Санкт-Петербургских новостей» времени Анны Ивановны: «...куклами многие действия показать можно, к которым живые персонажи весьма неспособны... К тому же художество и способность, чрез которую такими бездушными фигурами естество вещи...исправно показывается, смотрители в немалое удивление приводишь, и само собою смотрения уж достойно
есть...»[20, стр.34]. В цитате есть сравнение кукол и живых актеров в пользу первых, и не только потому, что они умеют выполнить действия, на которые не способен человек (это, возможно, фантастические превращения и обезглавливания кукол, распространенные в то время). Достоинство кукол видится в их художественном облике, через который «естество вещи» (уж не внутренняя ли сущность личности) показывается.
В 19 веке иностранцы продолжали выступать перед привилегированной публикой, а простой народ довольствовался представлениями бродячих шарманщиков, петрушечников, носителей вертепа. Некоторые шарманки были снабжены танцующими куклами, кружащимися в такт музыке. Они, как и вертепы (переносные ящики-театры с набором кукол для показа мистерий) были западного происхождения. Внешне вертеп напоминал домик, разделенный на два-три яруса, наружная сторона закрывалась ставнями или тканью. События, связанные с рождением Христа, разыгрывались в верхнем ярусе. В нем изображались пещера с домашними животными, ясли и младенец. В нижнем ярусе показывали историю царя Ирода. Куклы, закрепленные на стержнях, двигались по прорезям в полу. Постепенно религиозная часть представления становилась все меньше, за нею следовали без всякой внутренней связи бытовые сатирические сценки. Набор кукол соответственно увеличивался. Кроме персонажей рождественской мистерии были представлены барыни, генералы, дев�