автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Культура и быт крестьян Урала в 1920-1941 годах

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Попов, Михаил Валерьевич
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Культура и быт крестьян Урала в 1920-1941 годах'

Текст диссертации на тему "Культура и быт крестьян Урала в 1920-1941 годах"

/ ; <

Уральский государственный педагогический университет

На правах рукописи

Попов Михаил Валерьевич

КУЛЬТУРА И 6ЫТ КРЕСТЬЯН УРАЛА Б 1920-1941 ГОДАХ

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени

доктора наук

л. К Росс

IX р е з л д и у м ВАГ:

прису;,^.. . -ук) степей-.- ^ , . / ¿С .

начальник упр<

Екатеринбург 1997

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введени

и,

Глава I. Теоретика-методологические основы, историография и источники изучения культуры и быта крестьянства Урала в 1920-1941 гг............

12

Глава II. Повышение грамотности уральского крестьянства........................................ 47

§ 1. Ликвидация неграмотности и малограмотности в доколхозной деревне............ 47

§ 2. Обучение взрослого населения и уровень его грамотности в условиях массовой коллективизации и колхозной системы.... 73

Глава III. Развитие культурно-просветительной работы

в деревне.......................................119

§ 1. Сельские клубные учреждения............ 119

1 2. Развитие библиотечного дела....................158

лава IY. Воздействие средств массовой информации и кино на повышение культурного уровня крестьянства. ..................................... 178

§ 1. Периодическая печать и радио........... 178

§ 2. Кино в деревне и его влияние на духовную жизнь сельского населения.......... 212

Глава Y. "Борьба" против религии............................................229

Глава YL Изменение быта крестьянства..................250

§ 1. Развитие системы бытового обслуживания.. 250 § 2. Организация детских яслей и дошкольных

учреждений.................................275

§ 3. Пьянство и алкоголизм среди сельского

населения.........................................298

§ 4. Физкультурно-массовая работа.................307

Заключение.................................................326

Примечания................................................................336

Источники и литература...............................................395

ВВЕДЕНИЕ

Примерно о оередины XX в. в мире начался переход к постиндустриальному обществу, которое нередко называют информационным. Наряду с прогрессом техники в новом обществе на смену "массовому производству" идет большая культура "индустриальной цивилизации"1.

Культура индустриального общества на начальных этапах его становления базировалась во многом на укладе жизни и организации быта, традиционных для населения, в первую очередь крестьянства. Превращение традиционного уклада в "массовую культуру" индустриального общества в советский период сопровождалось уничтожением части культурного наследия прошлого и насилием по отношению к различным общественным группам,, прежде всего к крестьянству. На современном этапе, в связи с изменением характера'индустриального производства в сторону локализации отдельных коллективов, занятых. преимущественно обработкой компьютерной информации, возрастает интерес к домонополистической, может быть, даже мелкотоварной, патриархальной организации производства, а значит, к традиционным формам досуга и быта в период, пока они не были превращены в "массовую культурумК.

Ввиду социокультурных сдвигов в структуре современного общества, в условиях перехода к "постиндустриальной цивилизации" и проведения реформ во всех сферах общественной жизни, особую актуальность приобретает изучение истории культуры и быта различных слоев населения, в том числе крестьянства, особенно в обществах, совершающих переход от традиционного "сельскохозяйственного"?;: индустриальному.

На всех этапах становления уральского промышленного региона наряду с преобразованиями в социально-экономической сфере, происходили существенные изменения в культуре и быте населения. Эти изменения характеризуют и процесс мануфактурного и аграрно-ремесленного развития края в XYII - середине XIX в. и, ' особенно, начальный период индустриализации в конце XIX - начале XX вв. Например, если в середине XIX в., по оценкам современников, грамотность населения'Урала составляла 2-3%, то согласно первой всеобщей переписи населения России 1897 г. грамотными были 17,9% жителей уральских губерний (Оренбургской, Пермской, Уфимской и Вятской)J.

В первые десятилетия советской власти промышленное развитие Урала продолжалось. К началу Великой Отечественной войны в результате осуществления огромной строительной и реконструктивной программы Урал увеличил свою производственную мощность почти в десять раз по сравнен!® с 1914 г., стал самым крупным индустриальным регионом России.

Процессы, происходившие в 1920-1930-е гг. в культуре, общественном сознании и менталитете населения, в том числе Уральского региона, советскими историками оценивались кар; вполне адекватные тому, что менялось в технологии производства. Однако на современном этапе в исторической литературе высказывается прямо противоположная точка зрения о том, что "пренебрежение культурой, общественным сознанием и общим менталитетом (со стороны партийно-советского руководства. - М.Д.) как якобы вторичными факторами... явились причиной того, что страна, в том числе Урал, по существу, не вступила в этап постиндустриального развития"4.

Изучение культуры и быта самого многочисленного в довоенный период советской истории класса уральского населения - крестьянства позволяет во многом подтвердить правоту второй точки зрения.

Культура - общественное явление, духовная жизнь общества, рассматриваемая в конкретных исторических условия, определяемая спецификой материальной жизни и социальных отношений. Поэтому главная задача исследования - выявление социальной направленности и содержания культурной деятельности, ее социальных последствий. Экономические отношения, государственная политика, официальная идеология, рассматриваемого периода - представляются важнейшими факторами формирования культуры.

Решающее влияние этих факторов на изменения, происшедшие в культуре и быте различных социальных слоев советского общества, в том числе крестьянства, неоспоримо. В 1920-1930-е гг. определяющее воздействие на жизнь села оказали индустриализация страны, создание колхозно-совхозной системы в деревне. Однако изменения в культурно-бытовой сфере происходили не только под воздействием социально-экономических факторов. Наряду с революционными преобразованиями в экономике и социальных отношениях большевистское руководство пыталось революционными методами изменить культуру и быт населения. Не случайно эта политика получила название "культурной революции".

В 1920-1930-е гг. была создана новая культура, отличавшаяся от предшествующей ей отечественной культуры тем, что это была культура, подконтрольная, представлявшая собой хорошо управляемую и послушную часть сталинской общественной системы. Советская культура уживалась с тоталитарной диктатурой, потому что жила в

рамках, которые ей предписывались режимом личной власти вождя.

В то же время подъем культурного уровня населения, наблюдаемый в 1920-1930-е гг., имел положительное общечеловеческое значение. Культуре присущи многообразие, альтернативность, поэтому всеобъемлющего, стопроцентного контроля над духовной жизнью народа достичь невозможно. Вследствие этого сохранялось своеобразие городской и сельской традиционных культур, причем сельсрсая обладала значительной устойчивостью и до конца не была уничтожена даже в процессе массовой коллективизации.

Создание громадного государственного механизма руководства и контроля, развитого пропагандистского аппарата, системы репрессивных органов еще не свидетельствовало об их эффективности. Даже в конце 1930-х - начале 1940-х гг. идейно-политическое и духовное единство подавляющей части советского общества существовало лишь в публичных выступлениях высшего советского руководства и в формальных отчетах местных руководителей.

В этот период утвердились единое мировоззрение, единый взгляд, подход к сферам культуры; единая трудовая политехническая школа в народном образовании:, единая методология для всех наук - диалектический материализм; единая идейная платформа для всех видов искусства - социалистический реализм и т.д. Это привело к обесцвечиванию, упрощению, схематизации колоссального культурного наследия, доставшегося Советской власти. Работники культуры были вынуждены подгонять свою деятельность под новые стандарты, предписываемые им политической системой.

Целью этой деятельности для большевиков было создание нового человека, человека "социалистического" общества, всемерно преданного режиму. При этом большевистское руководство пыталась

разрушить традиционный уклад жизни, собственное народное миропонимание, противопоставляя им "марксистско-ленинское" мировоззрение, новый "социалистический" уклад. Во многом большевики продолжали традиции русских революционеров, заключавшиеся в том, что, как справедливо подметил известный историк общественно-политической мысли, один из авторов и издателей знаменитых "Вех" М.О.Гершензон, народ рассматривался лишь как чистая доска, tabula rasa, на которую надо нанести письмена образованности, в то время как у народа есть "известная совокупность идей, верований, симпатий... которые, раз сложившись, определяют все мышление и всю деятельность человека"5.

По отношению! к крестьянству советское государство проводило политику, которая меняла традиционный уклад и формы организации сельской жизни, стремилась сблизить жизнь деревни с городской культурой. Если в 1920-е гг. в проведении культурной политики на селе большевистское руководство еще в значительной степени исходило из учета особенностей крестьянских интересов, вытекавших из специфики. мелкотоварного производства и уклада деревенской жизни, то в 1930-е гг. главной задачей стала подготовка кадров колхозно-совхозного производства и воспитание на основе "марксистско-ленинской" идеологии нового человека, становящегося "винтиком" существующей системы.

Повышение культурного уровня и улучшение быта крестьянства должно было создать нового работника, способного достичь в сельскохозяйственном производстве более высокой производительности труда. Пытаясь быстрыми темпами решить эту задачу, большевистское руководство выделяло приоритетные направления в культурно-бытовых преобразованиях: повышение грамотности, культур-

но-просветительная и антирелигиозная работа, деятельность средств массовой информации и кино, развитие системы бытового обслуживания, здравоохранения, изменение досуга населения и т.д.Государство концентрировало именно здесь основные материальные средства для создания сети культурных и бытовых учреждений, предоставляя широким массам возможность приобщиться к культуре и изменить свой быт.

Цель диссертации - изучить государственную политику и ее результаты в сфере культуры и быта советского крестьянства в 1920-1930-е гг.

Территориальные рамки диссертации - Урал. Хотя административно-территориальное деление края неоднократно менялось, в том числе в 1920-е - 1930-е гг., автор стремился охватить своим исследованием все территории, в настоящее время входящие в Уральский экономический регион - 5 областей (Свердловская, Челябинская, Пермская, Оренбургская, Курганская) и 2 автономные республики (Удмуртия и Башкортостан). По Всесоюзной переписи 1937 г. в Уральском экономическом регионе проживало более 7% населения СССР6. В исследуемый период Урал был ведущим центром индустриализации и в то же время оставался крупным сельскохозяйственным районом. Более 70,5% населения края в 1937 г. проживало в сельской местности7.

Следует иметь в виду, что в 1920-е гг. хозяйственная и культурная отсталость уральского крестьянства была значительно большей, чем в целом по стране. Наряду с районами, где нерусские народы составляли национальные меньшинства, на Урале имелись и автономные национальные объединения - Башкирская АССР, Вотская автономная область (с 1935 г. - Удмуртская АССР), Коми-Пермяцкий

национальный округ. Изучение Уральского региона позволяет выявить как общие закономерности так и некоторые региональные особенности в преобразовании культуры и быта крестьянства в 1920-1930-е гг.

Хронологические рамки исследования включают целиком период между гражданской и Великой Отечественной войнами. Столь значительный временной отрезок позволил проследить особенности государственной политики в сфере культуры и быта народа в условиях перехода от военного коммунизма к нэпу, а также в годы формирования командно-административной системы и в период функционирования колхозно-совхозного строя на селе.

Научная новизна исследования изучаемой темы во многом обусловлена отсутствием комплексного исторического труда, посвященного духовному облику и бытовым условиям жизни крестьянства, написанного как на общероссийских (общесоюзных), так и на уральских материалах. В то же время на современном этапе в ряде исторических работ регионального уровня уже обозначены направления научного исследования этой проблемы.

В данной диссертации впервые делается попытка, отказавшись от идеологических стереотипов советской историографии, объективно изучить деятельность партийно-советского руководства по изменению культуры и быта крестьянства и ее результаты. Это окажет помощь историкам в разработке таких важных аспектов научного исследования, как изучение менталитета различных слоев и групп населения в рассматриваемый период. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при дальнейшем изучении культурологических проблем, применены для подготовки учебных курсов по истории Отечества и истории Урала.

В процессе исследования автор ставит перед собой следующие задачи:

- проследить деятельность государственных органов и общественных организаций по ликвидации неграмотности крестьянства; дать историческую оценку повышения грамотности сельского населения в 1920-1930-е гг.;

- исследовать развитие клубной и библиотечной работы на селе;

- выявить роль средств массовой информации и кино как каналов идеологического и культурного воздействия на широкие массы сельского населения;

- показать антирелигиозную политику советского государства, ее негативные последствия для духовного облика жителей деревни;

- изучить влияние и последствия государственной политики, направленной на изменение крестьянского быта, в частности показать значение расширения бытового обслуживания, развития дошкольного воспитания, здравоохранения, физкультурно-массовой работы, значение антиалкогольных кампаний и т.п.;

- определить влияние тоталитарного режима и командно-административной системы на изменение духовного облика и быта населения .

Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, списка источников и литературы.

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И БЫТА КРЕСТЬЯНСТВА УРАЛА

В 1920-1941 ГГ.

Широко распространено мнение, что современное историческое знание "освобождается от бремени философии истории", т.е. отказавшись от марксистской (формационной) теории кар; единственно верной, историки могут не укладывать свой материал в рамки какой-либо историка-философской концепции1. Однако негативное отношение к марксисткой точке зрения на ход исторического развития р;ар; единственно верной, вовсе не означает отказа от поисков объективных факторов, объясняющих исторические события и явления. Нельзя согласиться с тем, что следование принципам диалек-тико-материалистического метода есть ни что иное, р;ак позитивизм, поскольку игнорирует всю проблематику и сложность отношений между познающим субъектом и предметом познания. Другое дело, что с точки зрения теории смены общественно-экономических формаций, примата соцтально-экономических отношения и классовой борьбы невозможно объяснить Есе стороны хода исторического процесса.

Более широкие возможности для объективного отражения всей многомерности и противоречивости исторического процесса представляет принцип многофакторности в объяснении исторических событий и явлений. Изменения в духовном облике и быте крестьянства в 1920-е - 1930-е гг. происходили не только в результате "преобразований в социально-экономической сфере, но также под влиянием политических, природных, демографических и культурных факторов.

В современных исторических исследованиях человеческое общество рассматривается кар; совокупность всех его форм жизнедеятельности - материальных, идейных, культурных, религиозных, правовых и т.д. - в их единстве и неразрывности, в их историческом развитии и преемственности. Эта совокупность определяется кар; нечто такое, что можно назвать цивилизацией в ее локальном или более широком - вплоть до общечеловеческого - выражении.

В настоящее время широкое распространение получил тар; называемый цивилизационный.подход к изучению истории, согласно которому история представляет собой не однонаправленный линейный процесс, а историю отдельных "цивилизаций". История не есть развитие е