автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Культура личности: факторы безопасности

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Ибрагимов, Кирилл Робертович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Химки
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Культура личности: факторы безопасности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культура личности: факторы безопасности"

На правах рукописи

005005120

ИБРАГИМОВ Кирилл Робертович

КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: ФАКТОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

24.00.01 - Теория и история культуры

- 8 ДЕК 2011

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва-2011

005005120

Работа выполнена на кафедре философии, истории и культурологии Академии гражданской защиты МЧС России

Научный руководитель: Ремизов Вячеслав Александрович,

доктор культурологии, профессор

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Малыгина Ирина Викторовна,

доктор философских наук, профессор

Кочеткова Александра Игоревна,

доктор философских наук, профессор

Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова (кафедра истории, философии и культурологии)

Защита состоится «16» .дака^л 2011 г. в ^^часов на заседании Диссертационного Совета Д 210.010.04 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406 Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7, корп. 2, зал защиты диссертаций (218 ауд.)

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств.

Автореферат отправлен на сайт Министерства образования и науки Российской Федерации «Ц» позема 2011 г., а разослан «2а» ноабрз 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор философских наук, профессор

Т.Н. Суминова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Современный глобализирующийся мир с его массовой культурой, всемирной информационной компьютерной сетью, с его межконтинентальными политико-экономическими союзами и корпорациями все больше и больше актуализирует проблему безопасности не просто личности, а её культуры. Это обусловлено, с одной стороны, возрастающей персонализацией идей, научных концептов, художественных открытий, а, с другой стороны, это объясняется усиливающимися рисками «омассовления личности», потери ею чувства культурной идентификации, как результата утраты или трансформации духовных ценностей, социокультурных смыслов бытия, размывания в ней этнонационального, особенного. В реформирующейся России, активно входящей в русло мирового культурного потока, с его рынком, конкуренцией, с рисками развития вопросы безопасности личности и её культуры особенно актуальны. С данной проблемой взаимосвязаны и вопросы убывающей демографии, и аспекты межконфессиональных, межэтнических, межрелигиозных отношений, и направления, обусловливающие духовные основы государства, культуру межличностных взаимосвязей и взаимодействий в многонациональном российском обществе. В силу данных обстоятельств можно констатировать повысившийся интерес к проблемам личности, в том числе и к её культурным локусам; к вопросам системы безопасности человека, его жизнедеятельности, к безопасности культуры личности.

Следует также отметить, что при наличии всех признаков актуальности, все' же проблема личностного аспекта в теоретических разработках остается как бы сопутствующей общим темам. Так, пока ведущей выступает тема государственной, общественной безопасности, вопросы, связанные с региональными, этнонациональными тенденциями, обусловленными противоречиями мирового глобализационного процесса. Чаще всего культурно-личностная тема исследуется в рамках концепции «культура - и -личность», а безопасность личностного пространства анализируется в контексте общественной безопасности или в аспекте различных функциональных сторон человеческой жизнедеятельности, таких, как производственная, правовая, социальная, военная, экологическая, техногенная. Не анализируются факторы, определяющие социокультурную сторону безопасности личности в её структурном содержании. Не изучается проблема возможностей рисков безопасности культуры личности в современной России. Данными обстоятельствами и обоснован выбор темы диссертационного исследования, в котором предпринята попытка анализа проблемы безопасности культуры личности в факторном социокультурном содержании, что позволяет актуализировать, применительно к личностному

срезу, и вопросы современных культурно-экономических, политических, социальных, духовных процессов, происходящих в реформируемой России, и проблемы, связанные с глобализационными тенденциями, с их социокультурными модификациями.

Степень научной разработанности проблемы. Ввиду комплексности темы исследования, проблема её разработки сопряжена с рядом смыслообразующих аспектов. Так, безопасность общества и личности, прежде всего, обусловлена содержанием таких государственно-устанавливающих документов, как Конституция Российской Федерации; Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности»; Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территории от ЧС»; Указ Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности до 2020 года», Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения, и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и др. Многие стороны безопасности личности исследуются в рамках такой отрасли знания, как «Безопасность жизнедеятельности». Вопросы безопасности культуры личности в рамках разработок данного направления касаются опосредованно, когда рассматриваются факторы опасного воздействия на человека в системе «человек - среда обитания» при анализе рисков и способов защиты от них и безопасности в чрезвычайных ситуациях (ЧС).

Безопасность как общественный феномен рассматривается в исследованиях и философов, и психологов, и социологов, и специалистов естественно-научного профиля, и политиками, государственными деятелями (В. А. Акимов, В. И. Анненков, С. И. Баранов, Б. В. Бочаров, О. Ю. Важнов, В. А. Владимиров, Ю. Л. Воробьев, Е. В. Луценко, М. И. Фалеев, С. К. Шойгу и др.).

Ближе к проблеме безопасности культуры личности находятся исследования, посвященные гуманитарным вопросам безопасности жизнедеятельности общества и безопасности человека в социокультурном пространстве (Р. Г. Абдулатипов, А. Ш. Викторов, Л. А. Гордон, В. Н. ЬСсенофонтов, В. Н. Кузнецов, Н. Н. Моисеев, А. А. Прохожев, Л. В. Скворцов, А, Я. Флиер, Р. Г. Яновский и др.). Опорными источниками диссертационного исследования явились работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные собственно культуре личности (А. А. Велик, Н. А. Бердяев, Р. Бенедикт, П. С. Гуревич, М. С. Каган, К. Кларксон, А. В. Костина, Р. Линтон, В. А. Ремизов, Э. В. Соколов, М. Херсковиц, Р. Чалдини и др.). В них исследуется сущность, структура, критерии культуры личности, её содержательные характеристики, а также проблемы: «общество - культура - личность». При этом базовыми в общекультурологическом плане для диссертационной работы стали труды Н. Т. Арефьевой, А. И.

Арнольдова, А. А. Аронова, О. Н. Астафьевой, В. С. Библера, М. С. Кагана, Ю. М. Лотмана, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, Ф. И. Минюшева, Н. М. Мухамеджановой, П. А. Сорокина, а так же диссертационные работы Б. В. Каминской, А. Б. Кердана, И. В. Малыгиной, Т. В. Мордовцевой, В. Н. Савченко, С. Н. Соколовой, Л. М. Терентий и др.

При построении факторного анализа безопасности культуры личности автор опирался на комплексность и многосторонность исследования культурных процессов, фиксированных в работах Г. А. Аванесовой, Т. Г. Богатырева, Н. М. Быховской, Г. М. Галуцкого, Б. С. Ерасова, Б. К. Егорова, Э. А. Орловой, А. И. Кочетковой, К. Э. Разлогова^ В. А. Ремизова, О. К. Румянцева, М. Я. Сарафа, В. А. Тихоновой, Н. А. Хренова и др. Таким образом, выявлена имеющаяся теоретическая база для разработки заявленной темы исследования. Вместе с тем следует отметить, что в научной практике все еще отсутствует анализ сущностных уровней культуры личности, ее конкретных параметров, структурных элементов, их. спецификаций. Оказалась вне детального анализа проблема социокультурного содержания безопасности общества и безопасности культуры личности как таковой; отсутствуют целостные исследования факторной природы безопасности культуры личности, её содержания и эмпирического выражения. Всё это подтверждает актуальность темы диссертации, и определяет объективность необходимости её осуществления.

Объект исследования: культура личности как общественное явление в аспекте проблемы безопасности.

Предмет исследования: факторы обеспечения безопасности культуры личности в обществе.

Цель исследования: охарактеризовать основные проявления системы факторов обеспечения безопасности культуры личности в обществе.

Для реализации поставленной цели определено решение следующих задач:

1. дать определение и выявить структуру культуры личности;

2. раскрыть содержание безопасности культуры личности и её факторные проявления;

3. определить основные характеристики факторов безопасности культуры личности в обществе;

4. охарактеризовать угрозы безопасности культуры личности в обществе в параметрах их детерминант.

Теоретико-методологические основы исследования. В основу исследования положены методологические принципы диалектического анализа: принцип всесторонности, принцип детерминизма, принцип единства исторического и логического подходов, принцип системно-структурного анализа. Вместе с тем автор опирается и на положения междисциплинарного

подхода, позволившего выявить культурологическую сторону экономических, политических, социальных и духовных факторов, обусловливающих безопасность культуры личности в обществе. При этом важным в понимании данных процессов явились концепции «дистрибутивного сопряжения» (И. Лисаковский), «изоморфизма культуры и ментальности» (А. Пелипенко, И. Яковенко). Важными для исследования явились теории: «моральной ценности культуры» И. Канта; «Я-концепция» К. Юнга; «человеческой деструктивности» Э. Фромма; «философии поступка» М. Бахтина.

Методы исследования. В работе использованы методы сравнительного анализа, контент-анализа, метод соотнесения единичного, особенного и общего, метод системного анализа, метод изучения явлений на основе тождества и различия, метод обобщения и систематизации, метод классификации и типологизации.

Гипотеза исследования. Безопасность культуры личности обусловливается социокультурными факторами, связанными с основными сферами жизни общества: экономической, политической, социальной и духовной. Проявление данных факторов можно систематизировать в три группы: общие, специфические и частные. Эти факторы, в свою очередь, проявляются как закономерные, социально-психологические и эмпирические детерминанты. Безопасность культуры личности в полной мере может быть обеспечена только тогда, когда будет обеспечено качественное наличие всех её детерминантов, их связей, взаимозависимостей, проявлений в социокультурном пространстве, когда будет обеспечиваться их оптимальная мера.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- Обосновано понятие культуры личности как целостности её природных, психологических и социокультурных характеристик, базирующихся на включенности человека в творческую созидательную деятельность, обладающего гуманистическим отношением к миру, нравственно-регулирующей рефлексией, развитой степенью инкультурированности, образованности, воспитанности и духовности, а также её структура на содержательном и функциональном уровнях. Предложено рассматривать меру развитости отмеченных базовых характеристик как критерии культуры личности.

- Установлено, что безопасность имеет факторную природу. Она связана с основными сферами жизни общества и проявляется поливариантно как энтропийная, гомеостатическая и синергетическая система. При этом безопасность культуры личности понимается как специфическое проявление феномена безопасности. Она анализируется через «общие», «специфические» и «частные» факторы, определяющие данность личности в природном и

общественном мире, где центром выступают духовные компоненты личности. Безопасность культуры личности соотнесена с глобальной, региональной, национальной и групповой безопасностью, а также связана с такими её проявлениями, как физиологическая, физическая, информационная, правовая, этическая, экологическая, техногенная, интеллектуальная и другие виды безопасности.

- Осуществлено обоснование системы детерминант безопасности культуры личности в российском обществе, включающей параметры закономерных детерминант, связанных с действием законов бытия культуры в обществе; социально-психологических детерминант, фиксированных в таких явлениях, как «культурная аномия», «чуждое влияние», «массовая социальная девиация», «ножницы» между ценностями-целями и ценностями-нормами и др.; эмпирических детерминант («границ культурной динамики») как выражения мирового опыта устойчивого развития в сфере системы: культура-общество-личность.

- Осуществлен анализ характеристик угроз безопасности культуры личности в современной России, связанных с состоянием основных сфер жизни общества, с проявлением действия «маркеров порядка», принципа «перенормируемосги» в функциональных сетях культуры общества, и в сравнении с конкретными показателями таких духовных компонент, как общественное сознание, система смысловых жизненных ценностей личности, коммуникативные взаимосвязи, нормы, верования, искусство, информация.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что осуществлена комплексная разработка научного понимания культуры личности как общественного явления в его гносеологическом, онтологическом, аксиологическом и функциональном измерениях; обозначены основные критерии культуры личности как своеобразные маркеры данного феномена; проведен системный анализ сущности и явления безопасности, её проявлений в отношении культуры личности; разработана система детерминант безопасности культуры личности; осуществлен анализ закономерных, социально-психологических и эмпирических показателей состояния безопасности культуры личности. Охарактеризованы угрозы безопасности культуры личности в современном российском обществе.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования для создания системы мер по обеспечению безопасности культуры личности в обществе. Данные исследования могут служить своеобразной мерой степени безопасности культуры личности в социуме, что создает условия для оптимизации общественной практики в направлении обеспечения социокультурной защищенности личности.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Диссертационное исследование, раскрывающее проблему факторов безопасности культуры личности в обществе, соответствует позициям паспорта специальности 24.00.01 - теория и история культуры (философские науки): п. 2. «Культура как ценность и как понятие. Причины бесконечного многообразия определений культуры»; п. 12. «Просветительская концепция культуры. Культ разума в культуре (культура как разумность человека). Культура как «разумная природа» Ж.Ж. Руссо и натурализм в культуре. Критика цивилизации»; п. 16. Историко-материалистическая философия культуры (К. Маркс); п. 23. «Психоаналитическая и неофрейдистская философия культуры (З.Фрейд, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм)»; п. 26 «Постмодернистская философия культуры»; п. 36 «Культурологическая, философия культуры (М. Бахтин и др.)».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Культура личности есть целостность её природных и социальных характеристик, базирующихся на: её включенности в творческую созидательную деятельность, на её гуманистическом отношении к миру; на наличии в личности нравственно-регулирующей рефлексии, развитой инкультурированности и социализации, образованности, воспитанности и духовности, нацеленности на высшие смыслы существования. Культура личности в гносеологическом плане есть совокупность знаний, смыслов существования; в функциональном аспекте она есть процесс, в котором проявляются её культургенетическая и деятельностно-культуротворческая природа, характер её социокультурного бытия. Аксиологически культура личности выступает как образование, локализующееся вокруг определенных групп ценностей, включая мировоззренческие; в онтологическом плане культура личности есть самосозидающийся духовно-осваивающий информационный и нравственно-ориентированный феномен. В структуре культуры личности можно выделить внутреннюю и внешнюю стороны, которые формируют её содержательный и функциональный уровни, включающие духовно-мировоззренческие элементы; духовно-регулятивные структуры; психолого-эмоциональные составляющие; функционально-прикладные компоненты.

2. Безопасность есть специфическая форма субъектного определения существования, опосредованная отсутствием опасности для сохранения природной и культурной определенности, бытия. Безопасность культуры личности по своей природе есть системно-факторное явление. Она является специфическим проявлением «феномена безопасности», где видовым отличием выступает благо личности. Факторы безопасности культуры личности функционально связаны с основными сферами жизни общества и с практической деятельностью, реализуемой субъектами социума, которая

оказывает непосредственное влияние на культуру личности через экономическую, социальную, информационную, правовую, этическую и другие формы безопасности. Первую группу факторов составляют общие факторы, связанные со сферами жизни общества, определяющими не только её социальную безопасность, но и её целостное культурное содержание. Вторая группа включает специфические факторы, отражающие социокультурные элементы жизни общества и практическую деятельность субъектов социума. Третью группу составляют частные факторы, касающиеся отраслей культурной безопасности: экологической, правовой, информационной, физической, физиологической, интеллектуальной и др.

3. Безопасность культуры личности в обществе связана со специфической системой детерминант, образующих содержательное поле, определяющее её «функциональную устойчивость», «маркеры порядка» и её «переформатируемость», а так же «границы рисков». Данная система включает параметры закономерных, социально-психологических и общественно-эмпирических детерминант, фиксированных, в частности, и в таких явлениях, как «культурная аномия», «чуждое влияние», «массовая социальная девиация», «ножницы» между ценностями-целями и ценностями-нормами, «массовизация личности», а так же в показателях международного опыта устойчивого развития системы «культура-общество-личность».

4. Угрозы безопасности культуры личности в современной России проявляются в экономической, политической, социальной и духовной жизнедеятельности общества и фиксируются в процессуальных практиках. Они маркируются как критические показатели (точки бифуркации) для культуры личности в сферах социокультурных норм, ценностных ориентации, интеллектуальных и психологических установок, убеждений и верований, деятельностно-смысловых акциях. Параметры безопасности культуры личности в современном российском обществе характеризуют «границы культурной динамики», которые с одной стороны, являются эмпирическими данными функционирования культурного процесса, а, с другой стороны, отражают оптимальные соотношения социокультурной ситуации. Они выражаются в конкретных показателях и определяют «границы безопасности» культуры личности. Другой вид факторных параметров безопасности культуры личности связан с противоречиями таких социально-культурных явлений, к4к' информатизация - общества, психологическая война, мифологизация общественной жизни, массовое искусство, тоталитарные секты, психическое и физическое здоровье людей, уровень материальной обеспеченности жизни человека, характер среды его обитания.

Апробация результатов исследования.

1. По теме диссертации опубликовано 6 статей (в том числе одна в журнале, входящем в перечень изданий ВАК Минобрнауки РФ).

2. Основные положения диссертации были изложены автором в докладах и сообщениях на научных конференциях различного уровня. В их числе:

- Молодежная конференция «Международная Модель Организации Объединенных Наций МЧС России». Химки: АГЗ МЧС России, 2010.

- XIV Всемирный русский народный собор. Секция № 2. «65-летие Победы. Школа и её роль в патриотическом воспитании молодого поколения». Москва, 2010.

XIX Международная научно-практическая конференция «Предупреждение. Спасение. Помощь. (Современность и инновации)». Химки: АГЗ МЧС России, 2010.

XX Международная научно-практическая конференция «Предупреждение. Спасение. Помощь. (Современность и инновации)». Химки: АГЗ МЧС России, 2011.

- Московский форум культуры «Культура как стратегический ресурс Российской Федерации в XXI веке. Инновационное проектирование культурной среды». М.: МГУКИ, 2011.

3. Материалы исследования используются в учебном курсе «Культурологии» Академии гражданской защиты МЧС России.

4. Диссертация прошла обсуждение и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры философии, истории и культурологии АГЗ МЧС России (протокол № 18 от 26.05.2011 г.).

Структура диссертации обусловлена целью и поставленными задачами исследования, состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, выбор проблемы исследования, выявляются основные подходы к ней, имеющиеся в научной практике, степень теоретической разработанности проблемы, обозначаются объект и предмет исследования, его цель, задачи, раскрываются его новизна, теоретическая и практическая значимость, соответствие диссертации паспорту научной специальности, апробация, формулируются положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретические основы анализа факторов безопасности культуры личности» посвящена исследованию сущности, структуры культуры личности как общественного явления и выяснению факторного содержания её безопасности.

В первом параграфе первой главы «Сущность и структура культуры личности» диссертантом фиксируется позиция, согласно которой через выявление соотношения сущностных проявлений личности как индивида, включенного в систему общественных связей, отношений и культуры как социального явления, можно выявить основания для анализа социокультурной сущности культуры личности. В гносеологическом плане культура личности есть знания, совокупность смыслов существования; в функциональном аспекте она представляет собой динамический процесс, в котором закономерно проявляются её культургенетическая и деятельностно-творческая природа, характер ее реального культурного бытия. В аксиологическом плане культура личности выступает как образование, локализующееся вокруг определенных групп ценностей, носящих для неё базовое начало и генерирующее их; в онтологическом плане она фиксирована как самосозидающий, духовноосваивающий, информационный и нравственно ориентированный феномен.

Исходя из произведенного анализа автор диссертации резюмирует, что под культурой личности понимается целостность её природных, психологических и социокультурных характеристик, базирующихся на включенности человека в творческую созидательную деятельность; проявляющихся в уровне гуманистичности (отношение к миру, к другим) и нравственно-регулирующей рефлексии (нравственное отношение личности к себе), в степени её инкультивированности, социализации, образованности, воспитанности и меры зрелости её духовности.

Структурно культура личности рассматривается с двух сторон: внутренней и внешней (П. А. Сорокин). Данные ипостаси обусловливают схему на содержательном и функциональном уровнях. Первая относится к сфере внутреннего опыта, составляющими которого выступают формы сознания, ценности, смыслы и результаты чувственного восприятия. Вторая, с одной стороны, связана с актами культуротворчества, направленными на реализацию высших идеалов существования индивида и совокупностью действий, связанных с обязательствами человека, как исполнителя социальных ролей. Другую сторону (внешних) проявлений культуры личности составляют функционально-прикладные компоненты, в основе которых лежит деятельность человека, отражающаяся в профессиональной культуре, культуре общения и взаимоотношений между людьми, культуре быта, физической культуре, культуре безопасной жизнедеятельности и т.д.

Отдельное внимание уделяется «фоновым» компонентам культуры личности, которые связаны с ценностями-коррелянтами.

Во втором параграфе первой главы «Безопасность культуры личности и её факторные проявления» в качестве исследуемого предмета выступает содержание безопасности культуры личности, которое, вследствие многокомпонентности рассматриваемого объекта, автор анализирует, уделяя внимание, учету условий, процессов и зависимостей, влияющих на культурное становление личности, особо выделяя тот факт, что человек, взаимодействуя с социумом посредством взаимообусловливающих связей, получает опыт, знания, умения и навыки. Возникает необходимость видеть в этих связях факторы, влияющие на развитие индивида и качественное изменение его личности.

Обращаясь к понятию «безопасность», в первую очередь, исследователь сталкивается с большим числом подходов к определению данного феномена. В рамках утилитарно-прикладного подхода понимания феномена «безопасность» сложились несколько направлений, таких, как этимологическое, когда безопасность понимается как отсутствие опасностей и угроз; атрибутивное, когда безопасность является производной от таких свойств, как целостность, устойчивость и относительная самостоятельность; деятельностное, когда усилия сосредотачиваются на обеспечении условий защищенности всего социума и биосферы от угрозы уничтожения или непоправимого ущерба; потенциальное, когда состояние безопасности рассматривается как способность материальной системы противостоять внутренним угрозам или внешнему воздействию со стороны источников опасности и т.д.

В контексте общетеоретического подхода через отождествление безопасности с саморегулированием предпринимаются попытки объективного постижения рассматриваемого феномена, результатом чего являются энтропийная, гомеостатическая и синергетическая концепции безопасности.

Таким образом, для выявления сущностных характеристик искомого феномена предлагается рассмотреть его по направленности, содержанию и специфике.

Раскрывая содержательную сторону феномена безопасности, диссертант выясняет, что ближайшим по смыслу определением выступает сохранение существования или сохранение жизни, где человек с этой целью отделяет себя от окружающего мира и противопоставляет себя ему. Человеку как части живой природы изначально присущ инстинкт самосохранения, но в отличие от животных его реализация происходит не на рефлекторном, а на сознательном уровне. В результате этого человек обеспечивает себе безопасное пространство, он не только преобразует своё материальное окружение, но и пытается нейтрализовать будущие или возможные негативные воздействия. Таким

образом, можно говорить, во-первых, о социокультурной природе феномена «безопасность», и, во-вторых, о направленности деятельности по её обеспечению в будущее время.

Специфика феномена безопасности культуры личности, по мнению соискателя, заключается в достижении духовного и деятельностно-творческого благополучия человека независимо от меры его включенности в какую-либо систему общественных отношений.

Отдельного анализа требуют специфические факторы, основу для классификации которых составляют структурные элементы жизни общества и практическая деятельность, реализуемая субъектами социума. В рамках анализа данных факторов рассмотрены процессы по обеспечению глобальной, региональной, национальной, групповой безопасности и их взаимосвязь с обеспечением безопасности личности и ее культурного содержания. Кроме того, практическая деятельность субъектов общества оказывает на культуру личности непосредственное влияние, поэтому необходимо учитывать факторы, связанные с информационной, правовой, экологической, продовольственной, производственной, технологической, военной, транспортной и другими видами безопасности. Так же, учитывая, что целью и средством безопасности культуры личности выступает человек, к частным факторам безопасности следует отнести особую деятельность индивида по созиданию культурной составляющей своего «Я», которая реализуется в духовных компонентах персональной безопасности.

Вторая глава «Анализ возможности угроз безопасности культуры личности в современной России» посвящена исследованию характеристик факторов безопасности культуры общества и личности в социальной практике и изучению их параметров в российском обществе.

В первом параграфе второй главы «Основные характеристики факторов безопасности культуры личности» выделяются общие и специальные параметры порядка культуры, которые различаются по объему и содержанию функций, выполняемых по отношению к системе безопасности в целом.

В рамках характеристики общих факторов безопасности культуры личности, в первую очередь рассмотрены главные атрибуты человеческого существования, которыми выступают пространство и время. В данном контексте пространством культурного функционирования личности на макроуровне диссертант предлагает считать систему социального взаимодействия, а на микроуровне - внутренний мир человека. Временные же показатели могут быть фиксированы в «воздействии», под которым находится человек, либо которое он продуцирует на протяжении своей жизни.

Характеризуя «воздействие» как фактор безопасности культуры личности через призму временных континуумов, автор диссертации приходит к выводам, что, во-первых, состояние одного и того же пространства с течением времени может становиться как более, так и менее опасным или неопасным. Во-вторых, воздействие может быть как оказываемое на личность извне, так и оказываемое личностью на свое окружение. Далее определяется - какое место принадлежит безопасности в сложившихся условиях. В этой плоскости пространственными факторами безопасности выступают сферы жизни общества. При анализе общемировых экономических тенденций и роли отводимой человеку в этом процессе, установлено, что факторами безопасности культуры личности представляются: познавательные и творческо-созидательные способности человека.

В политической сфере фактором безопасности культуры личности являются результаты политико-социализирующего воздействия в благоприятной для развития индивида среде. К такому выводу автор приходит после анализа расстановки приоритетов, ценностей и сил в политической сфере жизни общества, а также механизмов и закономерностей, действующих на современном этапе развития социума.

Гарантия безопасности культуры личности в социальной сфере жизни общества заключается в её устойчивом функционировании, которое обусловлено совокупностью факторов, обеспечивающих её стабильное взаимодействие. В первую очередь к этим факторам относятся традиции, нормы, ценности, механизмы и регуляторы, реализуемые основными институтами жизни общества. Вторую группу социальных факторов, влияющих на безопасность культуры личности, составляет практика образования и функционирования различных организаций. В третью очередь, фактором, составляющим устойчивое функционирование общества и оказывающим влияние на безопасность культуры личности, выступает социальная коммуникация.

Духовная сфера жизни общества определяет содержание культуры личности, её качественные характеристики, и фиксируется в функционально-деятельностных моделях существования личности. Наряду с собственной логикой развития культуры в обществе, особое место принадлежит духовно-личностному началу, безопасность которого должна обеспечиваться при любых обстоятельствах. В подобном контексте установлено, что связи духовно-культурного порядка определяются как на основе повторяемости внешних природных событий, так и на базе стереотипных ситуаций, устойчивых процессов в обществе (обычаи, традиции, нормы взаимодействия, формы духовной активности людей), глубинных архетипов сознания (этноактивности людей), на

этнонациональных паттернах мышления, на ментальных установках реагирования и оценочных образцах.

Во втором параграфе второй главы «Угрозы безопасности культуры личности в современном российском обществе и её факторные параметры» рассматривается состояние культуры российского общества и её безопасности.

Диссертант, обобщая современную культурную ситуацию в стране, подчеркивает, что в настоящее' время в России стоит задача мониторинга результатов Федеральной целевой программы «Культура России 2006-2011» и использования данных Распоряжения Правительства Российской Федерации: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», а так же Указа Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности до 2020 года» на основании которых должна быть скорректирована культурная политика государства. Это необходимо, так как утрата культурных ценностей не только наносит материальный ущерб, но и представляет собой невосполнимые духовные потери. Она требует не только финансовых затрат со стороны государства и неправительственных фондов, но и подключения других ресурсов, в том числе и людских. Многое в духовном статусе личности сегодня принадлежит рынку культурных услуг. Здесь тоже немало ситуаций риска, связанных с «ошибками рынка».

Анализ развития России, например в 90-е годы позволяет, с позиций сегодняшнего дня, определить своеобразные «границы» социокультурной динамики, за пределами которых образуются критические точки развития, формирующие чрезвычайные ситуации для устойчивости социокультурных процессов. Это касается и антагонизации социальной структуры, и криминализации общества, и деградации населения, разрушения личности, отторжение власти народом и депопуляции страны.

Таким образом, безопасность в системе: «безопасность общества -безопасность личности (человека)» для России не может мыслиться вне духовной, шире - культурной безопасности. Иными словами, если говорить о «культурной безопасности личности», то она является частью целостной «безопасности личности» с акцентированием духовных, общекультурных составляющих.

В условиях сегодняшней российской реальности все большую роль в культурной безопасности личности играют процессы информатизации, поглощающие в известной мере и СМИ, и рекламу, и образовательно-воспитательный процесс.

Личность приобретает в условиях информатизации значительно большее влияние на воспроизводство общества и государства, что отражается в смещении оценки развития социальных систем с экономических,

политических показателей на социальные, таких, как, например, «индекс развития человеческого потенциала», «индекс человеческого измерения».

Социологические исследования показывают, что в системе ценностных ориентации современной российской молодежи стремления к развлечениям и удовольствиям, веселому и приятному времяпрепровождению прочно занимают вторую позицию, после материального дохода, заметно опережая такие ценности, как служение другим людям, забота об общем благе, внимание к обездоленным, выполнение нравственного долга и т.д.

Таким образом, при анализе нарастания угроз социального, духовно-информационного и духовно-психического планов проявляется явная угроза безопасности культуры личности. С одной стороны, человек попадает в «пропасть бытия» (М.С. Каган) от психологического дисбаланса, рассогласования «Я»-существования и «Я»-бытия; с другой - в «пропасть психического состояния». Но и то, и другое связано с духовным самочувствием человека, а отсюда - с его духовно-нравственным ориентированием. В этом процессе, конечно, в значительной мере регулятором выступает ценностная система общества. Она способна и демпфировать, и перенаправлять духовно-нравственные, культурно-личностные процессы.

В заключении излагаются основные научные результаты, намечаются перспективы дальнейшей разработки темы, подводятся итоги и формулируются выводы факторного анализа безопасности культуры личности в российской социально-философской традиции в соответствии с целями и задачами диссертации.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Ибрагимов, К. Р. К вопросу о сущности феномена культуры личности /K.P. Ибрагимов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2011. - №4. - С. 126 - 130. - 0,5 п.л.

2. Ибрагимов, К Р. Проблема духовности личности в мыслях отечественных философов XX века /K.P. Ибрагимов // Материалы XIX Международной научно-практической конференции научно-педагогического состава и обучающихся Академии, 7 апреля 2009. - Химки: АГЗ МЧС России, 2009. - С. 182 - 186. - 0,4 п.л.

3. Ибрагимов, К. Р. Личность в сущностно-культурном измерении: методологический анализ /K.P. Ибрагимов // Материалы XX Международной научно-практической конференции научно-педагогического состава и обучающихся Академии, 10 марта 2010. - Химки: АГЗ МЧС России, 2010. -С. 5-8.-0,4 п.л.

4. Ибрагимов, К. Р. Социальные риски и прогнозирование чрезвычайных ситуаций в общественной жизни /K.P. Ибрагимов, В.А. Ремизов // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты АГЗ МЧС России. - 2010. - № 2. - С. 65 - 69. - 0,5 п.л. (авторство не разделено).

5. Ибрагимов, К. Р. Безопасность как объект исследования: научные основания и традиции /K.P. Ибрагимов // Материалы XXI Международной научно-практической конференции научно-педагогического состава и обучающихся Академии, 9 марта 2011. - Химки: АГЗ МЧС России, 2011. - С. 12- 17.-0,7 п.л.

6. Ибрагимов, К. Р. Содержание понятия патриотизма и проблемы его формирования в современной России /К. Р. Ибрагимов II 65-летие Победы. Школа и ее роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения: стенограмма заседания секции № 2 URL:http://vrns.ru/svezd/detail. php ?nid= 1141&binn rubrik pl news=465&binn r ubrik pl news=477 - 0,2 п.л.

Общий объём публикаций по теме исследования составляет около 2,8

пл.

Подписано в печать 25.11.2011г. Формат бумаги 42x30 '/ 16 Бумага офисная Печ. л. 1,2 Тираж ЮОэкз. Зак. 592

ФГБОУ ВПО АГЗ МЧС РФ 141435 г. Химки Московской области мкр. Новогорск

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ибрагимов, Кирилл Робертович

Введение.

Глава 1. Теоретические основы анализа безопасности культуры личности.

Параграф 1. Сущность и структура культуры личности.

Параграф 2. Безопасность культуры личности и её факторные проявления.

Глава 2. Анализ возможности угроз безопасности культуры личности в современной России.

Параграф 1. Основные характеристики факторов безопасности культуры личности.

Параграф 2. Угрозы безопасности культуры личности в современном российском обществе и её факторные параметры.

 

Введение диссертации2011 год, автореферат по культурологии, Ибрагимов, Кирилл Робертович

Актуальность темы исследования: Современный глобализирующийся мир с его массовой культурой, всемирной информационной компьютерной сетью, с его межконтинентальными политико-экономическими союзами и корпорациями все больше и больше актуализирует проблему безопасности не просто личности, а её культуры. Это обусловлено, с одной стороны, возрастающей персонализацией идей, научных концептов, художественных открытий, а, с другой стороны, это объясняется усиливающимися рисками «омассовления личности», потери' ею чувства культурной идентификации, как результата утраты или трансформации духовных ценностей, социокультурных смыслов бытия, размывания в ней этнонационального, особенного. В реформирующейся России, активно входящей в русло мирового культурного1 потока, с его- рынком, конкуренцией, с рисками развития вопросы безопасности личности и её культуры особенно актуальны. С данной'проблемой'взаимосвязаны и вопросы» убывающей'демографии, и аспекты межконфессиональных, межэтнических, межрелигиозных отношений, и направления, обусловливающие духовные основы« государства, культуру межличностных взаимосвязей и взаимодействий в многонациональном российском обществе. В силу данных обстоятельств можно констатировать повысившийся интерес к проблемам личности, в том числе и к её культурным локусам; к вопросам системы безопасности человека, его жизнедеятельности, к безопасности культуры личности.

Следует также отметить, что при наличии- всех признаков актуальности, все же проблема личностного аспекта в теоретических разработках остается как бы сопутствующей общим темам. Так, пока ведущей выступает тема государственной, общественной безопасности, вопросы, связанные с региональными, этнонациональными тенденциями, обусловленными противоречиями мирового глобализационного процесса. Чаще всего культурно-личностная тема исследуется в рамках концепции «культура - и - личность», а безопасность личностного пространства анализируется в контексте общественной безопасности или в аспекте различных- функциональных сторон человеческой жизнедеятельности; таких, как производственная, правовая; социальная, военная, экологическая, техногенная. Не анализируются факторы, определяющие социокультурную сторону безопасности личности в её структурном содержании: Не изучается проблема возможностей рисков безопасности культуры личности в современной России. Данными обстоятельствами и обоснован- выбор темы диссертационного * исследования, в котором предпринята попытка анализа проблемы безопасности культуры личности, в-факторном* социокультурном содержании, что позволяет актуализировать, применительно к, личностному срезу, и вопросы современных культурно-экономических, политических, социальных, духовных процессов, происходящих,вфеформируемой'России, и проблемы, связанные с глобализационными тенденциями; с их-социокультурными модификациями.

Степень научной разработанности проблемы; Ввиду комплексности темы исследования, проблема её разработки сопряжена с рядом смыслообразующих аспектов. . Так, безопасность общества и личности, прежде всего, обусловлена содержанием таких государственно-устанавливающих документов, как Конституция, Российской Федерации; Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности»; Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территории от ЧС»; Указ Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности до 2020 года», Постановление Правительства Российской Федерации^ «О единой государственной' системе- предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»1 и др. Многие стороны безопасности личности исследуются в рамках такой отрасли знания, как «Безопасность жизнедеятельности». Вопросы безопасности культуры личности в рамках разработок данного направления касаются опосредованно, когда рассматриваются факторы опасного воздействия на человека в системе «человек — среда обитания» при анализе рисков и способов защиты от них и безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Безопасность как общественный феномен рассматривается в исследованиях и философов, и психологов, и социологов, и специалистов естественно-научного профилями политиками, государственными деятелями

В.А. Акимов, В.И. Анненков, G.H. Баранов, Б.В: Бочаров, 0:Ю. Важнов, i

В.А. Владимиров, Ю.Л. Воробьев, Е.В. Луценко, М.И. Фалеев, С.К. Шойгу и ДР-)

Ближе к проблеме безопасности культурьь личности находятся исследования, посвященные гуманитарным вопросам безопасности жизнедеятельности общества и безопасности человека в социокультурном пространстве (Р.Г. Абдулатипов, А.Ш. Викторов, Л. А. Гордон, В.Н. Ксенофонтов, В.Н. Кузнецов, H.H. Моисеев, A.A. Прохожев, л

Л.В. Скворцов, А.Я. Флиер, Р.Г. Яновский, и др.) . Опорными источниками

1 «Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993 г.; Федеральный закон РФ «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-ФЭ; Федеральный закон РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций» от 21.12.1994 г. №68 - ФЗ; Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности до 2020 года» от 12.05.2009. г. № 537; Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.1993 г. № 794 // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» http://www.garant.ru/search/base

2 См.: Белов, C.B. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов /C.B. Белов, A.B. Ильницкая. - М., 2007; Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие /под ред. проф. А.И. Сидорова. — М., 2007.; Бочаров, Б.В. Основы национальной безопасности /Б.В. Бочаров, В.Ю. Короткое, Е.В. Луценко — Красноярск., 2008; Викторов, А.Ш. Введение в социологию безопасности. Курс лекций /А.Ш. Викторов. -М., 2008; Воробьев, Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения /Ю.Л. Воробьев. — М., 2006; Марченко, A.B. Безопасность жизнедеятельности /A.B. Марченко. — М., 2009.

3 Абдулатипов, Р.Г. Воля к смерти (Философия кризиса глобального человека) /Р.Г. Абдулатипов. — М., 2007; Викторов, А.Ш. Духовная безопасность российской цивилизации/ А.Ш. Викторов. - М., 2010.; Гордон, JI.A. Безопасность человека /J1.A. Гордон. - М., 1994; Ксенофонтов, В.Н. Основные угрозы безопасности российского общества: содержание и особенности /В.Н. Ксенофонтов, В.В. Ксенофонтов, В.В. Сергеев // Художественное творчество и нравственные ценности личности в духовной жизни москвичей. - М., 2008.; Кузнецов, В.Н. Научный доклад для ежегодных Сорокинских чтений в МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, 2009 г.) /В.Н. Кузнецов. - М., 2009.; Моисеев, H.H. Быть или не быть человечеству? /H.H. Моисеев. - М., диссертационного исследования явились работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные собственно культуре личности (A.A. Велик, H.A. Бердяев; Р. Бенедикт, П.С. Гуревич, М.С. Каган, К. Кларксон, A.B. Костина, Р. Линтон, В.А. Ремизов, Э.В. Соколов, М. Херсковиц, Р. Чалдини и др.). В них исследуется сущность, структура; критерии культуры личности, её содержательные характеристики, а также проблемы: «общество - культура — личность». При этом базовыми в общекультурологическом плане для диссертационной работы стали труды Н.Т. Арефьевой, А.И. Арнольдова, A.A. Аронова, О.Н. Астафьевой, B.C. Библера, М.С. Кагана, Ю.М. Лотмана, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, Ф.И. Минюшева, Н.М. Мухамеджановой, ГР.А. Сорокина, а так же диссертационные работы Б.В. Каминской, А.Б. Кердана, И.В. Малыгиной, Т.В. Мордовцевой, В.Н. Савченко, С.Н. Соколовой, Л.М. Терентий и др1.

При. построении факторного анализа; безопасности культуры личности автор опирался на комплексность и многосторонность исследования культурных процессов, фиксированных в работах Г.А. Аванесовой,

1999.; Скворцов JI.B. Информационная культура и национальная безопасность /Л.В. Скворцов // Россия и современный мир. - 1997 - №4; Прохожее, A.A. Теория развития и безопасность человека и общества /A.A. Прохожев. — М., 2006.; Флиер, А.Я. Культура как фактор национальной безопасности /А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. — 1998 — №3; Яновский, Р. Г. Глобальные изменения и социальная безопасность /Р.Г. Яновский. - М., 1999.

1 Арефьева, Н.Т. Прогнозирование социокультурного развития и перспективы человечества /Н.Т. Арефьева. — Иваново, 2010; Арнольдов, А.И. Цивилизация грядущего столетия. Культурологические размышления /А.И. Арнольдов. - М., 1997; Аронов, A.A. Историко-культурные параллели /A.A. Аронов. - М., 2011; Астафьева, О.Н. Культурология /О.Н. Астафьева и др. - М., 2008; Лотман, Ю.М. Культура и взрыв /Ю.М. Лотман. - М. 1992; Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ) /Э.С. Маркарян. - М., 1983; Межуев, В.М. Национальная культура и современная цивилизация /В.М. Межуев // Освобождение духа. -М., 1991; Минюшев, Ф.И. Социология культуры /Ф.И. Мингашев. - М., 2009; Мухаиеджанова, Н.М. Духовный кризис личности как отражение кризиса культуры: монография /Н.М. Мухамеджанова. - Оренбург, 2001; Ремизов, В.А. Культура личности (ценностно-мировоззренческий анализ) /В.А. Ремизов. - М., 2000; Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика /П.А. Сорокин. - М., 2006; Каминская, Е.В. Проблема личности в трудах отечественных социологов: Автореф. дис.канд. социол. наук /Е.В. Каминская. - Саратов, 1998; Малыгина, И.В. Этнокультурная идентичность: онтология, морфология, динамика: Автореф. дис.докт. филос. наук /И.В. Малыгина. - М., 2005; Мордовцева, Т.В. Теория личности: от социокультурных к логико-гносеологическим аспектам: Автореф. дис.канд. филос. наук /Т.В. Мордовцева. — Ставрополь, 1998; Савченко, В.Н. Философский анализ культуры личности и системы её эстетического формирования: Автореф. дис.докт. филос. наук /В.Н. Савченко. — М., 2001; Соколова, С. Н. Философия государственного регулирования безопасности в российском обществе: Автореф. дис.докт. филос. наук /С.Н. Соколова. - М., 2011; Терентий, Л.М. Угрозы безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве как следствие влияния её геополитического положения: Автореф. дис.канд. полит, наук /Л.М. Терентий. - М., 2004.

Т.Г. Богатыревой, Н.М. Быховской, Г.М. Галуцкого, Б.С. Ерасова, Б:К. Егорова, Э.А. Орловой, А.И. Кочетковой, К.Э. Разлогова, В.А. Ремизова, O.K. Румянцева, М.Я. Сарафа, В.А. Тихоновой, H.A. Хренова и др1. Таким образом, выявлена имеющаяся теоретическая база для разработки заявленной темы исследования. Вместе с тем следует отметить, что в. научной практике все еще отсутствует анализ сущностных, уровней культуры личности, ее конкретных параметров, структурных элементов, их спецификаций. Оказалась вне детального анализа проблема* социокультурного содержания безопасности общества и безопасности культуры личности как таковой; отсутствуют целостные- исследования факторной природы безопасности культуры личности, её содержания- и эмпирического выражения. Всё это подтверждает актуальность темы диссертации, и определяет объективность необходимости её осуществления.

Объект исследования: культура личности как общественное явление в аспекте проблемы безопасности.

Предмет исследования: факторы обеспечения безопасности культуры личности в обществе.

Гипотеза исследования. Безопасность культуры личности обусловливается социокультурными^ факторами, связанными с основными сферами жизни общества: экономической, политической, социальной и' духовной. Проявление данных факторов можно систематизировать в три группы: общие, специфические и частные. Эти факторы, в свою очередь,

1 Аванесова, ГА Динамика культуры /Г.А. Аванесова. — М., 1996; Богатырева, Т.Г Современная культура и общественное развитие /Т.Г. Богатырева. - М., 2001; Быховская, И.М. Культура и современные социальные практики /И.М. Быховская // Культурология в теоретическом и прикладном измерениях. - Кемерово, М., 2001; Галуцкий, ГМ Управляемость культуры и управление социокультурными процессами /Г.М. Галуцкий. - М., 1998; Егоров, В К Философия культуры России: контуры и проблемы. Т. II /В.К. Егоров. - М., 2002; Ерасов, Б.С. Социальная культурология: в 2 ч /Б.С. Ерасов. - М., 1994; Орпова, ЭА Основания специализированного познания культурных феноменов /Э.А. Орлова // От философии жизни к философии культуры: сб. науч. ст. - СПб., 2001; Разлогов, К.Э. Коммерция и творчество. Враги или союзники? /К.Э. Разлогов. - М., 1992; Ремизов, В.А. Социальная экология культуры личности: Монография /В.А. Ремизов. -М., 2004; Румянцев, ОК. Креативная природа культуры /O.K. Румянцев // Постижение культуры. Концепции. Дискуссии. Диалоги: ежегодник. - Вып. № 7. - М., 1998; Хренов, Н.А. Опыт культурологической интерпретации переходных процессов /Н.А. Хренов // Искусство в ситуации смены циклов: междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах. — М., 2002. проявляются как закономерные, социально-психологические и эмпирические детерминанты. Безопасность культуры личности в полной мере может быть обеспечена только тогда, когда будет обеспечено качественное наличие всех её детерминантов, их связей, взаимозависимостей, проявлений в социокультурном пространстве, когда будет обеспечиваться их оптимальная V мера.

Цель исследования: охарактеризовать основные проявления системы факторов обеспечения безопасности культуры личности в обществе.

Для реализации поставленной цели оказалось необходимым решение следующих задач:

1. дать определение и выявить структуру культуры личности;

2. раскрыть содержание безопасности культуры личности и её факторные проявления;

3. определить основные характеристики факторов безопасности культуры личности в обществе;

4. охарактеризовать угрозы безопасности культуры личности в обществе в параметрах их детерминант.

Теоретико-методологические основы исследования. В основу исследования положены методологические принципы« диалектического анализа: принцип-всесторонности, принцип детерминизма, принцип единства исторического и логического подходов, принцип системно-структурного анализа. Вместе с тем автор опирается и на положения междисциплинарного подхода, позволившего выявить культурологическую сторону экономических, политических, социальных и духовных факторов, обусловливающих безопасность культуры личности в обществе. При этом важным в понимании данных процессов явились концепции «дистрибутивного сопряжения» (И. Лисаковский), «изоморфизма культуры и ментальности» (А. Пелипенко, И. Яковенко). Важными для исследования явились теории: «моральной ценности культуры» И. Канта; «Я-концепция» I

К. Юнга; «человеческой деструктивности» Э. Фромма; «философии поступка» М. Бахтина.

Научная новизна исследования заключается-в следующем:

- Обосновано понятие культуры личности, как целостности её природных, психологических и социокультурных характеристик, базирующихся на включенности человека в творческую созидательную деятельность, обладающего гуманистическим, отношением к миру, нравственно-регулирующей рефлексией, развитой степенью инкультурированности, образованности, воспитанности и духовности, а также её- структура на содержательном и функциональном уровнях. Предложено рассматривать меру развитости отмеченных базовых характеристик как критерии культуры личности.

-Установлено, что безопасность имеет факторную природу. Она связана с основными сферами жизни' общества и проявляется- поливариантно как 1 энтропийная, гомеостатическая и синергетическая система. При этом безопасность культуры,личности понимается как специфическое проявление феномена безопасности. Она анализируется через «общие», «специфические» и «частные» факторы, определяющие данность личности» в природном и общественном мире, где центром выступают духовные компоненты личности. Безопасность культуры личности соотнесена с глобальной; региональной, национальной и групповой безопасностью, а также связана с такими- её проявлениями, как физиологическая, физическая, информационная, правовая, этическая, экологическая, техногенная, интеллектуальная и другие виды безопасности.

Осуществлено обоснование системы детерминант безопасности культуры личности в российском обществе, включающей параметры закономерных детерминант, связанных с действием законов бытия культуры в обществе; социально-психологических детерминант, фиксированных в таких явлениях, как «культурная аномия», «чуждое влияние», «массовая социальная девиация», «ножницы» между ценностями-целями и ценностями-нормами и др.; эмпирических детерминант («границ культурной динамики») как выражения мирового опыта устойчивого развития в сфере системы: культура-общество—личность. Осуществлен анализ характеристик угроз безопасности культуры личности в современной России, связанных с состоянием основных сфер жизни общества, с проявлением действия «маркеров порядка», принципа $ перенормируемости» в функциональных сетях культуры общества, и в сравнении с конкретными показателями таких духовных компонент, как общественное сознание, система смысловых жизненных ценностей личности, коммуникативные взаимосвязи, нормы, верования, искусство, информация.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается, в1 том, что осуществлена комплексная разработка научного понимания культуры личности как общественного явления в его гносеологическом, онтологическом, аксиологическом и функциональном измерениях; обозначены основные критерии культуры личности как своеобразные маркеры данного феномена; проведен системный анализ сущности, и явления безопасности, её проявлений в отношении культуры личности; разработана система^ детерминант безопасности культуры личности; осуществлен анализ закономерных, социально-психологических и эмпирических показателей состояния безопасности культуры личности. Охарактеризованы угрозы безопасности' культуры личности в современном российском обществе.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования для создания системы мер по обеспечению безопасности культуры личности в обществе. Данные исследования могут служить своеобразной мерой степени безопасности культуры« личности в социуме, что создает условия для оптимизации общественной практики в направлении обеспечения социокультурной защищенности личности.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационное исследование, раскрывающее проблему факторов безопасности культуры личности в обществе, соответствует позициям паспорта специальности 24.00.01 — теория и история культуры (философские науки): п. 2. «Культура как ценность и как понятие: Причины бесконечного многообразия определений культуры»; п. 12. «Просветительская концепция культуры. Культ разума в культуре (культура^ как разумность человека). Культура как «разумная» природа» Ж.Ж. Руссо и натурализм в культуре. Критика цивилизации»; п. 16. Историко-материалистическая философия» культуры (К. Маркс); п. 23. «Психоаналитическая и- неофрейдистская философия культуры (3. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни; Э. Фромм)»; п. 26 «Постмодернистская философия культуры»; п. 36 «Культурологическая философия.культуры (М. Бахтин и др.)».

Апробация результатов исследования

1. По теме диссертации опубликовано 6 статей, (в том числе одна в журнале, входящем в перечень изданий ВАК Минобрнауки РФ).

2. Основные положения' диссертации были изложены автором в докладах и- сообщениях на научных конференциях различного уровня. В их числе:

- Молодежная* конференция «Международная, Модель Организации Объединенных Наций МЧС России». Химки: АГЗ МЧС России, 2010.

- XIV Всемирный русский народный* собор. Секция № 2. «65-летие Победы. Школа и её роль в патриотическом воспитании молодого поколения». Москва; 2010.

- XIX Международная научно-практическая конференция «Предупреждение. Спасение. Помощь. (Современность и инновации)». Химки: АГЗ МЧС России, 2010.

- XX Международная научно-практическая конференция «Предупреждение. Спасение. Помощь. (Современность и инновации)». Химки: АГЗ МЧС России, 2011.

- Московский форум культуры «Культура как стратегический ресурс Российской Федерации в XXI веке. Инновационное проектирование культурной среды». М.: МГУКИ, 20 И.

3. Материалы исследования используются в учебном курсе «Культурология» Академии гражданской защиты МЧС России.

Диссертация прошла обсуждение* и рекомендована к защите на совместном заседании кафедр Философии, истории и культурологии АГЗ МЧС России и кафедры культурологии и антропологии Московского государственного университета культуры и искусств (протокол № 18 от 26.05.201 Ьг.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Культура личности есть целостность её природных« и социальных характеристик, базирующихся на: её" включенности- в творческую созидательную деятельность, на её гуманистическом' отношении, к миру; на наличии- в личности- нравственно-регулирующей рефлексии, развитой инкультурированности и социализации, образованности, воспитанности- и духовности, нацеленности на высшие смыслы- существования; Культура-личности в гносеологическом плане есть совокупность знаний, смыслов существования; в функциональном- аспекте она- есть процесс, в котором проявляются её культургенетическая и деятельностно-культуротворческая природа, характер её социокультурного бытия. Аксиологически культура личности выступает как образование, локализующееся вокруг определенных групп ценностей, включая мировоззренческие; в онтологическом плане культура личности есть самосозидающийся духовно-осваивающий-информационный и нравственно-ориентированный феномен. В структуре культуры личности можно выделить внутреннюю и внешнюю стороны, которые формируют её содержательный и функциональный уровни, включающие духовно-мировоззренческие элементы; духовно-регулятивные структуры; психолого-эмоциональные составляющие; функционально-прикладные компоненты.

2. Безопасность есть специфическая форма-субъектного определения, существования, опосредованная отсутствием опасности для сохранения^ природной и культурной определенности бытия. Безопасность культуры личности по своей природе есть системно-факторное явление. Она является' специфическим проявлением «феномена безопасности», где видовым отличием выступает благо личности. Факторы безопасности', культуры личности функционально связаны с основными сферами жизни общества и с практической' деятельностью, реализуемой^ субъектами социума, которая оказывает непосредственное влияние на культуру личности через экономическую, социальную, информационную; правовую, этическую и другие формы безопасности. Первую группу факторов составляют общие факторы, связанные со сферами жизни общества, определяющими не только её социальную безопасность, но и её целостное культурное содержание. Вторая группа включает специфические' факторы, отражающие социокультурные элементы жизни общества и практическую деятельность субъектов социума. Третью группу составляют частные факторы, касающиеся1 отраслей культурной безопасности: экологической, правовой, информационной, физической, физиологической, интеллектуальной и др.

3. Безопасность культуры личности в обществе связана со специфической системой детерминант, образующих содержательное поле, определяющее её «функциональную устойчивость», «маркеры порядка» и её «переформатируемость», а так же «границы рисков». Данная система включает параметры закономерных, социально-психологических и общественно-эмпирических детерминант, фиксированных, в частности, и в таких явлениях, как «культурная аномия», «чуждое влияние», «массовая социальная девиация», «ножницы» между ценностями-целями и ценностями-нормами, «массовизация личности», а так же в показателях международного опыта устойчивого развития системы «культура-общество-личность».

4. Угрозы безопасности культуры личности в современной России проявляются в экономической, политической, социальной и духовной жизнедеятельности общества и фиксируются в процессуальных практиках. Они маркируются как критические показатели* (точки бифуркации) для культуры личности в сферах социокультурных норм, ценностных ориентации, интеллектуальных и психологических установок, убеждений и верований, деятельностно-смысловых акциях. Параметры безопасности культуры личности* в современном российском обществе характеризуют «границы культурной динамики», которые с одной стороны, являются эмпирическими данными функционирования культурного процесса, а; с другой стороны, отражают оптимальные соотношения, социокультурной ситуации. Они выражаются в конкретных показателях и определяют «границьг безопасности» культуры личности: Другой- вид факторных параметров безопасности, культуры личности связан с противоречиями таких социально-культурных явлений, как информатизация общества, психологическая война, мифологизация общественной жизни, массовое искусство, тоталитарные секты, психическое и физическое здоровье людей; уровень материальной обеспеченности жизни человека, характер среды его обитания.

Структура диссертации обусловлена целью и поставленными задачами исследования, состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Культура личности: факторы безопасности"

Заключение

Выполненное автором исследование культуры личности и факторов её безопасности позволяет сделать следующие теоретические выводы.

Г. Исходя из проведенного анализа под культурой личности стоит понимать целостность, её природных, психологических и социокультурных характеристик,, базирующихся на включенности человека: в творческую-созидательную деятельность; проявляющихся * в уровне гуманистичности (отношение к миру, к другим) и, нравственно-регулирующей рефлексий (отношение личности самой к себе); в степени её1 инкультивированности, социализации; образованности,, воспитанности незрелости её духовности.

Культура; личности в функциональном аспекте представляет собой динамический процесс, в котором: закономерно проявляются, её культургенетическая; и;деятельностно-культуротворческая природа, характер: ее реального культурного бытия. Вместе с тем культура-личности выступает как образование; локализующееся: вокруг определенных мировоззренческих, групп ценностей, носящих для неё базовое начало и генерирующее их. Отсюда можно говорить, что. личность в культурологическом- плане есть, ценностно-созидающее и ориентирующееся1 существо: Кроме: того; культура личности в рамках отмеченной методологии- есть, самосозидающийся духовно-осваивающий, информационный' и нравственно-ориентированный; феномен.

Структурное содержание личности должно рассматриваться с двух сторон: внутренней и внешней: Две данные ипостаси обусловливают рассмотрение структуры культуры личности на: содержательном и функциональном уровнях. Первая относится к сфере внутреннего опыта; Её составляющими выступают разум,, ценности, смыслы. Вторая состоит из различных объектов чувственного восприятия: предметов, действий, событий, в которых воплощается, реализуется и организуется внутренний опыт. Кроме того, нельзя забывать о несознаваемом детерминировании, тогда верным является утверждение о наличии в структурном содержании культуры личности «фоновой»- культуры, которая связана с ценностями-коррелянтами.

Исходя из этого можно обозначить структуру культуры личности как внутреннее содержание, включающее: духовно-мировоззренческие элементы культуры; духовно-регулятивные структуры; психолого-эмоциональные составляющие.Причем, первые формируют ценностные позиции; вторые — ценностные регуляторы; а третьи придают им окраску, усиливая или снижая мотивацию.

К внешним- составляющим культуры личности относятся акты культуротворчества; направленные на реализацию- высших идеалов существования индивида1 и совокупность действий, связанных с повседневными^ обязательствами человека как исполнителя' социальных ролей. Вторую сторону внешних проявлений культуры личности составляют функционально-прикладные компоненты, в основе которых лежит повседневная деятельность, отражающаяся в профессиональной культуре, социально-политической культуре, культуре общения и взаимоотношений между людьми, культуре поведения, быта, физической культуре, культуре безопасности жизнедеятельности и т.д.

2: Выявление сущностных характеристик безопасности культуры личности не представляется возможным без анализа самого понятия «безопасность», процесс изучения которого сопрягается с рядом сложностей, обусловленных, с одной стороны, тенденцией бурного внедрения стандартов безопасности во многие виды практической- деятельности человека без должного понимания сути рассматриваемого явления, и, с другой-стороны, сохранением парадигмы национально-государственного понимания безопасности, в то время, когда отдельная личность приобретает все большее значение в практике общественного взаимодействия; Исходя из этого необходимо учитывать, - что определение безопасности должно раскрывать всеобщность феномена' во всем многообразии его специфических проявлений, а также должно отрфкать субъектность по отношению к'негативным явлениям,, опосредованную осознанием опасности: Такое понимание: исследуемого феномена дает возможность приближения^ к сущности безопасности культуры личности путём- описания основных параметров? безопасности и культуры личности,, где основные' параметры, в свою очередь, играют ключевую, роль движущих сил, от которых зависит конкретный результат, и могут быть представлены как факторы, влияющие на формирование безопасности; культуры личности.

Классификация? факторов; определяющих безопасность, культуры личности; предлагаемая в> настоящем, исследовании;, строится; на основании модели, факторного5 анализа* Г. Хармана, когда наиболее существенные параметры; принимаются за общие факторы, а все: остальные за специфические. 3! . В« рамках общих факторов*, принимая? за; основу главные: атрибуты человеческого? существования. — пространство? и, время,. следует отметить, что пространством;, в котором человек функционирует как; личность,, являются сферы, общественного взаимодействия. При этом, социальные границы постоянно расширяются; предоставляя, с одной стороны;, большую- свободу действий; а с другой^ стороны;. источая^ новые опасности. Исходя; из этого общимщ факторами, безопасности. культуры личности? выступают экономическая, политическая, социальная? и духовная сферы общественного взаимодействия. Однако, кроме пространственных, характеристик, отдельного рассмотрения требуют: и временные характеристики, которые связаны с воздействием; под которым находится" либо которое' оказывает человек на протяжении своей: жизни/, в границах прошлого, настоящего и будущего временных континуумов:

Следовательно, учет воздействия, под которым оказывается человек на пути самосозидания, и как влияет на изменение этих сил в процессе общественного взаимодействия, также выступает общим фактором безопасности, культуры, личности.

4. Анализ специфических факторов строился посредствам философской категории «всеобщего, особенного и единичного». В' качестве «всеобщего» были рассмотрены.структурные элементы жизни общества, такие, как личность, группа, нация, государство, так как вследствие взаимодействия этих субъектов складывается представление о персональной; групповой, этнонациональной, государственной; региональной, глобальной, безопасности. Посредством «особенного» безопасность культуры личности сопоставлялась с практической деятельностью субъектов социума, такой, как информационная, правовая, экологическая, продовольственная, производственная, военная1 и др. Через понятие1 «единичного» удалось раскрыть особую деятельность индивида по созиданию культурной составляющей своего «Я», которая реализуется в духовных компонентах личной безопасности.

Таким образом, определились три группы специфических факторов, влияющих на формирование безопасности культуры личности. Первая отражает функциональные элементы' жизни общества № их деятельность по проектированию и интегрированию систем- безопасности. Вторую- группу составляют частные факторы, касающиеся отраслей- культурной^ безопасности: экологической, правовой, информационной, физической, физиологической, интеллектуальной и др. Третья группа факторов связана непосредственно с деятельностью человека.

5. Безопасность культуры личности1 также связана, со специфической-системой, включающей параметры закономерных детерминант, социально-психологических детерминант; и параметры общественно-эмпирических детерминант, образующих поле, определяющее функциональную

- 159 ф устойчивость культуры личности, её «маркеры порядка», «принципы переформируемое™», и границы рисков.

Иными словами, требуется учет угроз безопасности культуры личности в современной России. Они- могут проявляться- в экономическом, правовом, социальном, духовном полях жизнедеятельности общества, фиксироваться в инфопроцессах,.в духовно-процессуальных практиках. Они маркируются как критические показатели (точки бифуркации) для культуры личности в сферах ценностных ориентаций, интеллектуальных и психологических установок, убеждений и верований-, деятельно-смысловых акциях. Параметры безопасности культуры личности в современном* российском- обществе характеризуют «границы культурной-динамики», которые; с одной, стороны, являются эмпирическими данными устойчивого функционирования мирового культурного процесса, а, с другой стороны, отражают оптимальные соотношения отечественной* социокультурной' ситуации. Они выражаются в конкретных показателях и определяют границы безопасности культуры личности. Другой* вид факторных параметров- безопасности культуры личности' связан, с противоречиями' таких социально-культурных явлений* как, информатизация общества, психологическая война; мифологизация общественной, жизни, массовое искусство, тоталитарные секты, психологическое и физическое здоровье людей, уровень материальной-обеспеченности жизни человека, характер среды обитания:

Основные теоретические рекомендации можно ^свести- к следующему. Опираясь на разработанные* в диссертации положения, раскрывающие сущность и содержание культуры личности и. факторов её безопасности, представляется целесообразным-более полно и последовательно исследовать ряд перспективных направлений, значительно расширяющих объем научного знания по данной проблеме:

- методологические аспекты культуры безопасности жизнедеятельности на личностном уровне;

- роль и значение безопасности культуры личности и её влияние на развитие современного общества;

- формирование безопасности культуры личности: сущность, формы и способы обеспечения;

- роль и место культуры личности в формировании правового государства и демократического гражданского общества.

- угрозы безопасности культуры личности: прогнозирование и управление;

- технологии и методы: ^предупреждения возникновения угроз безопасности культуры личности и минимизации последствий при их реализации.

Рекомендации организационно-практического характера:

Ученым и педагогам» высших учебных заведений материал диссертации можно использовать в следующих целях:

- для проведения занятий по культурологии, социальной философии, социологии;

- для разработки и включения в тематический план по культурологии темы: «Культура личности и факторы её безопасности»;

- для подготовки на базе эмпирического и теоретического материала данного исследования учебно-методических пособий, в частности: «Безопасность культуры личности: генезис, содержание, особенности проявления», «Методы минимизации угроз безопасности культуры личности»;

- для проведения научно-теоретических и научно-практических конференций и семинаров по проблемам культурфилософского осмысления ситуаций угроз безопасности культуры личности и путей его минимизации;

- для обновления социологической, политологической, и философской программы подготовки слушателей и курсантов учебных заведений Министерства по чрезвычайным ситуациям России, рассмотрения в ней специфики возникновения и развития угроз безопасности культуры личности, а также основных технологий и методов его минимизации.

Таким образом, исследование свидетельствует о том, что проблематика, связанная с безопасностью культуры личности, её достижением и основными путями обеспечения, имеет важное теоретическое и практическое значение. Автором предпринят культурфилософский анализ этой сложной проблемы, который не может считаться окончательным и, тем более, полным. Внеся посильный вклад в разработку подобной проблематики, автор полагает, что начатое им и другими авторами исследование будет поддержано как плодотворное направление научного поиска в интересах развития современного общества и обеспечения его безопасности.

 

Список научной литературыИбрагимов, Кирилл Робертович, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Основной закон «Конституция Российской Федерации» принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. — М., 1996.

2. Федеральный закон РФ «О безопасности» от 28.12.2010 г. № Э90-ФЗ // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» URL:http ://graph. garant.ru: 8080/SES SION/PILOT/main.htm (дата обращения: 5.01.2011)

3. Федеральный закон РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций» от 21.12.1994 г. №68 ФЗ// Электронная база законодательных актов. URL:http://www.consultant.ru/base. (дата обращения: 15.09.2009)

4. Федеральный закон РФ «Об оружии» от 13.12.1996 № 150 ФЗ/ с поправками от 22.12.08 № 272 - ФЗ // Электронная база законодательных актов. URL:http://www.consultant.ru/popular/weapon/40l html# р221 (дата обращения: 25.1*1.2010)

5. Постановление Правительства Российской Федерации: «Культура России 2006-2011» от 8.12.2005 № 740 http://www. fcpkultura.ru/ (дата обращения: 7.10.2009)

6. X^L:http://base.consultant.m/cons/cgi/o^ihe.cgi?req=doc;base=IiAW;n=906^ 01;íld=134;dst-4294967295;lrom=82134-0 (дата обращения: 17.10:2010)10: Абяеев, Р: Ф. Философия информационной цивилизации /Р. Ф. Абяеев. — М: ВЛАДОС, 1994. 336 с.

7. Абдулатипов, Р.Г. Воля к, смерти (Философия кризиса; глобального человека) /Р.Г. Абдулатипов. М.: Классике Стиль, 2007. - 648 с.12':' Аванесова, Г.А. Динамикакультуры?/Г.А. Аванесова. М., 1996; — 325 е.

8. Аванесова, Г.А. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика /Г.А. Аванесова, О.Н. Астафьева. М.: РАГС, 2004. - 314 с.

9. Аксеновский, Д.И. Социальное время как объект гносеологического анализа: Автореф. дис.канд. филос. наук /Д.И. Аксеновский. М., 2002.

10. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник/Г.М. Андреева. — М.: HUBE, 2003. 374 с.16¿ Арефьева, Н.Т. Прогнозирование социокультурного развития и перспективы человечества /Н.Т. Арефьева. Иваново, 2010. - 278 с.

11. Арним, Г. История античной философии;/Г. Арним. М.: ЛКИ, 2007. -264 с.

12. Арнольдов, А.И. Цивилизация грядущего столетия. Культурологические размышления /А.И. Арнольдов. — М.: Грааль, 1997. — 328 с.

13. Аронов, A.A. Историко-культурные параллели /A.A. Аронов. — М., 2011. -258 с.

14. Астафьева, О.Н. Культурология: Учебное пособие для системы подготовки и переподготовки государственных служащих: изд. 2 /О.Н. Астафьева, Т.Г. Богатырева, В.К. Егоров- М.: изд-во РА ГС, 2008280 с.

15. Астафьева, О.Н. Эвристические возможности синергетики в исследовании современных социокультурных процессов: Автореф. дисс. докт. филос. наук /О.Н. Астафьева. М., 2002. .

16. Барулин, B.C. Социальная философия. Ч. 1 /В С. Барулин. М., 1993. -' 326 с. - ■23: Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие/под ред; проф. * А.И: Сидорова. М;: КНОРУС, 2007. - 495 с.

17. Безопасность России: правовые, соц.-экон. и науч.-техн. аспекты: Словарь терминов и определений., 2-е изд., доп. /К.В. Фролов, науч. руководитель, H.A. Махутов, А.Д. Урсул и др. М.: МГФ «Знание», 1997. - 368 с.

18. Белая книга российских спецслужб /под ред. Ю.Д. Новикова М.: ИИА «Обозреватель», 1996. - -272 с.

19. Белов, П.Г. Системные основы обеспечения национальной безопасности России /Н;Г. Белов // Безопасность. Информационный сборник фонда национальной и международной;безопасности: 1994. - № 6. - С. 6 - 20:

20. Белов, C.B. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. 7- изд., доп. /C.B. Белов, A.B. Ильницкая и др.-Mi: Высшая школа, 2007 — 616 с.28: Бельков; O.A. О концепции; военной: безопасности /O.A. Бельков // Безопасность. -1993. №4. - С. 10-19.

21. Бердяев, Н;А. Смысл истории /H.A. Бердяев. -М., 1993; -228 с.

22. Бердяев, H.A. Судьба России /H.A. Бердяев М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 333 с.

23. Бернейс, Э. Пропаганда /Э. Бернейс.— М.: Hippo Publishing, 2010.- 127 с.

24. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры /B.C. Библер. М., 1991. - 423 с.

25. Богатырева, Т.Г. Современная культура и общественное развитие /Т.Г. Богатырева. М.: изд-во РАГС, 2001. - 96 с.

26. Борисов, А.В: Политическая социализация личности в условиях воздействия средств массовой коммуникации /A.B. Борисов. Новогорск, 1998. - 157 с.

27. Бочаров, Б.В., Основы национальной безопасности /Б.В. Бочаров, В.Ю. Коротков, Е.В. Луценко. Красноярск, 2008. - 526 с.

28. Бранский, В.П. Социальная синергетика и акмеология: теория самоорганизации, индивидуума и социума /В.П. Баранский,' С.Д. Пожарский: СПб.: Политехника, 2002. - 476 с.

29. Буданов, В.Г. Синергетика событийного языка в науке и культуре /В.Г. Буданов // Самоорганизация и синергетика: идеи, подходы, и, перспективы: Материалы «круглого стола». М., 2000. — Т. 3. - С. 191-202.

30. Бурняшева, Л.А. Экзистенциальные основы1 духовной безопасности российского общества /Л!А. Бурняшева, Л.Х. Газгиреева // Власть. -2011. -№2. С. 11-15.

31. Быховская И.М. Культурология и современные социальные практики /И.М. Быховская // Культурология в теоретическом и прикладном измерениях. Кемерово, М., 2001. — С. 196-202.

32. Витгенштейн, Л. Культура и ценность /Л. Витгенштейн. М.: ACT: Астрель, 2010:- 125 с.

33. Викторов, В.И. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях /В.И. Викторов. М., 1987. - 169 с.

34. Викторов, А.Ш. Введение- в социологию безопасности: курс лекций /А.Ш. Викторов. -М!: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2008. 567 с.43.46,47.48,49