автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Культура скотоводов Северной Ферганы в древности и раннем средневековье /по материалам курумов и мугхона/
Полный текст автореферата диссертации по теме "Культура скотоводов Северной Ферганы в древности и раннем средневековье /по материалам курумов и мугхона/"
АКАДЕМИЯ НАУК УЗБЕКИСТАНА ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ им. Я.Г. ГУЛНМОВА
На правах рукописи УЖ 930. 26
ЕАРАТОВ Сергей Равшанович
Культура скотоводов Северной Ферганы в древности и раннем средневековье /по материалам курумов и мугхона/
Исторические науки: 07. 00. Об - археология
АВТОРЕФЕРАТ • диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Самарканд - 1991
Работа выполнена в отделе археологии Северного Узбекистана Института- археологии АН Узбекистана им. Я. Г. Гулямова.
Научный руководитель: доктор исторических наук Ю. Ф. Еуряков
Официальные ошоненты: доктор исторических наук Ю. А. Заднепровский, .кандидат исторических наук М. И. Филанович.
Ведущая организация: Институт археологии АН Казахстана.
Защита состоится " % 7" январМ 1992 г. в часов на заседании регионального специализированного совета Д.015.26.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук в Институте археологии АН Узбекистана /703051, г. Самарканд, ул. академика Абдулдаева, 3/.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института археологии АН Узбекистана.
Автореферат разослан " -3 У " ил 1991 г.
Ученый секретарь специализированного
совета, кандидат исторических наук Д» Кочнев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность теш. Сложившийся в последнее время в археологн-еской науке Средней Азии приоритет исследований проблем оседлозе-ледельческих культур и процессов урбанизации значительно ослабил нимание ученых к кочевым сообществам. Результатом этого является тсугствие сколько-нибудь разработанных концепций о роли я месте котоводческих культур в сложении и развитии древних среднеазиат-ких цивилизаций. Эти тенденции в значительной.степени наши отра-ание и з исследованиях, проводившихся на территории Ферганской донны, где при реконструировании исторических, сошгально-"экономиче-гах, политических и этнических процессов не учитывался скогозод-эский культурно-хозяйственный ареал.
Материалы из погребальных памятников, изучавшихся в Северной эргане с 50-х годов, проиллюстрировали, что на её территории су-зствовала своеобразная скотоводческая чтно-культурная общность, эгорая развивала свои традиции с УШ в. до н.э. до конца 71 в. н.э.. ,3. Гамбург и Н.Г. Горбуновой, O.A. Заднепровским и Г.А. Ерщзгаой 5следованы кургана скотоводов 71 - 17 вв. до н.э. и Ш - ЗГЕ вв. н.
> в Юскной и Юго-Восточной Фергане. Все яти данные красноречиво гвдйельствуэт о том, что в Ферганской долине на протяжении всей
> древней и раннасредневековой истории, наряду о оседлоземледель-юхой з городской культурами, существовала и развивалась своеобра-гая культура скотоводов, археологические памятники которой очерчи-лт. земледельческий и скотоводческий культурно-хозяйственные ареа-: со спеце^ическими особенностями быта и хозяйства, условиями эко-мического и политаческрго развития в каждом.
Характер географических и ландшафтных условий Ферганской доли-объекгивно обусловил территории сложения я развитая скотоводче-ого и земледельческого культурно-хозяйственныг ареалов, определял
основные зоны их хозяйственных интересов, необходимых дан существования. Памятники скотоводов занимают болыцую часть долины — ады-рные и предгорные ландшафты с каменистыми и щебнистыми почвами, со скудной растительностью и жарким климатом - к северо-западу и севе РУ. к игу и юго-востоку от Каракалпакской пустыни, замыкая в северо-восточной и восточной её окраинах с плодородными, хорошо увлажнёнными почвами и более мягким климатом расположенные на них памятники оседаоземледельческой и городской культур.
В изучении процессов сложения и развития древней культуры Ферганы в целом более перспективным и объективным является рассмотрение её с точки зрения перманентного взаимодействия существовавших в ней культурно-хозяйственных ареалов, многообразия йорм этих взаимодействий, которые проявляясь диалектически, реализовывались в эпохальных изменениях.
В данном случае, изучение материальной культуры скотоводов Северной Ферганы позволяет реконструировать существовавший в древности баланс культурно-хозяйственной системы региона, применить результаты исследований в качестве весомого источника дои изучения исторических, социально-экономических, политических н этнических процессов, имевших место в Ферганской долине, понять причини своеобразия её культуры в дрэвнго и раннесредневековую эпоху.
Дели и задачи исследования. Двльа диссертации является систематизация, всестороннее исследование и обобщение археологических материалов из памятников скотоводов Северной Ферганы, аналогичных и синхронных им комплексов в других районах долины для изучения историко-культурных процессов, имевших место в регионе. При изучении культуры скотоводов-на ■исследуемой территории важное значение имеет выделение. принадлежащего. ей комплекса артефактов. Конкретными задачами исследования стояли: I — систематизация, гиполргиче-
екая обработка я анализ предаетов погребального сопровождающего инвентаря; 2 - определение и уточнение отдельных категорий предаетов, изучение и датировка погребальных сооружений, некрополей, динамики их сложения во времени и пространстве; 3 - выявление обряда погребения» этапов его эволюции, разработка обоснованной классификация сооружений; 4 - исследование йорм и способов трудовой деятельности, структуры общественной и социальной организации; 5 -реконструирование космогонических и религиозных представлений;
6 - изучение <йорм и специфики взаимоотношений с близлежащими осе-даоземледельческими оазисами и ремесленными городскими центрами;
7 — определение основных вех сложения и развития скотоводчеи.^й культуры в контексте политической истории Ферганы и сопредельных с ней районов Средней Азии;Увыделение культуры скотоводов Ферганы как родо-племенного объединения с замкнутой хозяйственной системой и развитой социальной и политической организацией; 9 - локализация
.на территории её распостранения части "владения Юни", входившего в состав политического объединения Кангюй; 10 - определение роли, значения скотоводов в становлении, развитии древней и раннеерэдае-вековой культуры Ферганы.
Йсточниковедческуа базу исследования составили материалы археологических раскопок автора, проводившихся: на могильнике^ Варзик, Шах, Гава, Чимбийсай, Кучкар-ата и поселении Кызыл Арык в 1983 -1989 годах. Использованы данные письменных источников, повествующих о кочевых народах, обитавших на территории Средней Азии с 71 в. до н.э. по 71 в. н.э..
Научная новизна. Диссертация является первой работой, в которой обощены все известные археологические комплексы скотоводов Северной Ферганы. В научный оборот вводится результаты новых археологических исследований скотоводческой культуры Северной Ферганы, на~ основании которых,благодаря достигнутому уровни,. представляется ,
возможным вновь обратиться к исследованиям проблем социально-экономической, политической истории и исторической географии Ферганы. Характеристика всех сФер жизнедеятельности носителей культуры скотоводов в системе взаимоотношений с земледельческим ареалом позволяет по-новому осмыслить её роль и значение в становлении и развитии культур Ферганской долины, понять причины своеобразия их облика.
Практическое значение таборы. Результаты исследований памятников скотоводов Северной Ферганы могут быть использованы при напи-! сании соответствующего раздела "Археология Узбекистана", обобщающих работ о скотоводческих народах, обитавших на территории Средней Азии и Казахстана. Погребальные сооружения внешне очень выразительны и с успехом могут быть музеефицированы. Вкупе с предметами погребального инвентаря они могут служить наглядным пособием для иллюстрации и пропаганда культурного наследия народов Средней Азии. Исследованные объекты перспективно включить в программу туристических экскурсий, а в районе их расположения создать музей-заповедник под открытым небом.
Атшобаггия работы. Основные положения диссертации публиковались в серии печатных работ, сообщалась е обсуждались на конференциях молодых учёных и ежегодных отчетных сессиях Института археологии Узбекистана /1983 - 1991/, на конференции в Институте истории, археологии и этнографии АН Казахстана /1991 г./, на всесоюзном семинаре "Варварский шр е цивилизация"/1389 г./ в г. Новочеркасске.
Структура таботн. Дюсертацкя состоит из введения, трёх глав, заключения, .приложений, списка сокращений, перечня иллюстраций и альбома иллюстраций.
СОДЕРЖШЕ РАБОТЫ Во введении .раскрывается актуальность теш, очерчивается круг затрагиваемых цроблем,- определяются цели и задачи исследования.
Глава I. АРШЗЛОШЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ СКОТОВОДОВ СЕВЕРНОЙ ФЕРГАНЫ.
Ферганская долина представляет собой межгорную котловину, ^положенную между Кураминским и Чаткальским хребтами - на севере; ¡рганским - на северо-востоке и востоке,' Алайсяим и Туркестанским на гогэ. Северная её тастъ из-за малого количества атмосферных ;адков, незначительной увлаяненностя почвы, повышенной температу-I имеет очень бедную растительность. Её .каменистые почвы Нормируют основном пустынные ландшафты, поднимающиеся от берегов Сырдарьи ) высоты 1000 м над уровнем моря, пригодные для внпаса мелкого ро-1того скота я верблюдов в благопрятное врез«? года, Именно ксх этих щдиаФгах располагаются многочисленные некрополи, состоящие часто | нескольких сот погребальных сооружений, получивших широкую из-ютность в научной литературе как "курумы" и "мугхона", занимаэ-:е обширное пространство от Ходаента - на, западе и до Касана - на | стоке.
ГЛ. История археологического изучения.
Приводится обзор археологического исследования погребальных мятников Северной Ферганы. Отмечается, что на ее территории они нажжены и исследованы в большом количестве. В изучении их были стигнуты значительные успехи. Работы, начатые в 50 - е годы М. Воронцом и В.И. Спришевским, затем Б.А. Дитвинским и продолаен-е Е.Д. Салтовской,составили научное представление о племенах - -сигелях культуры скотоводов Северной Ферганы. Но ряд вопросов до х пор не получил окончательного решения и в первую очередь - воп-сы, связанные с погрефЯ£нам обрядом, хронологией, периодизацией генезисом сооружений. Не-выработано убедительной классификации румов и мугхона. Значительная часть поставленных впросов может гь скорректирована и дополнена,, часть-поставлена впервые. В связи
с эте-v .'5общение всех известных материалов с полученными наш но выми данныш, введение результатов исследования в научных оборот, а также поззытаа их исто;рико-культурной интерпретации актуальна. 1.2. Археологические комплексы из могильников Варзик, Uto, Гава, Чимбийоай и Кучкар-ата.
Могильник Варзик'расположен в I км к востоку от одноимённого села. Занимает шгошадць около 200 га. Насчитывает около 300 погребальных сооружений, которые располагаются по склонам и гребням це почками )л грушами числом от 3 до 10. Исследована западная и южная части могильника, где раскопано 33 сооружения типа курумы и . мугхона. и 2 подкурганных ямных захоронения. Сооружения представле ны 3 группами. Первую составляют каменные склепы со стенами, сложенными приёмом краевых выкладок, пространство между которыми заполнено мелким камнем с щебнем и песком /Ш 1,2,5,6,7,9,18,19,20, 21,22,24,25,26,30,¿31,32,35/. Внутри этой группы выдз~яются: сравн тельно небольше сооружения округлой и овальной в плане форма Д,-5-7 м, со стенами толщиной 100-250 см, сложенные приёмом двух крае вых выкладок /Ш 1,2,5,6,7,9,18,20,21,26/; сооружения больших раз меров Д.- 7-9 м, со стенами толщиной 200-350 см, с тремя краевыми выкладками /Ш 19,22,24,30,31,32,33/. Все имеет центрально распол женную погребальную камеру округлой или овальной в плане лормы. Ц кольные камни кладок стен положены на' уровень древней дневной пов рхности. В сооружениях, расположенных на крутых склонах отмечена нивелировка поверхности путём подрезки верхнего участка на 15-20 см и подсыпка нижнего/^ 2,5,6,7,21,22,24,25,26,31/. Основанием пола камеры служила подсыпка из щебня и песка. У всех сооружений этой группы имеется проход-лаз,; всегда располагающийся с южной ст роны с отклонениями к западу или востоку и обращенный в долину са . Ширина проходов - 40-80 см, высота60-100 см, дайна соответству
толщина стен. Проходы перекрывались крупными камнями.
Вторую группу-составляют наземные погребальные сооружения округлой или овальной в плане форм Д.- 5-9 -м- Все они имеют центрально расположенную погребальную камеру овальной, округлой, реже ■ подпрямоугольной или "Г*- образной Форм, перекрывавшуюся- сводом ложного типа. Поверх нагромождалась каменная насыпь.
Третью группу составляют подкурганные ямнна сооружения /.'№ 4а и 13/. Все они имеют центрально расположенную грунтовую яму подтра-пеп&видной в плане йормы с каменной обкладкой поверху,с размерами 70 I 90 X 190 см, глубиной ПО - 120 см. Поверх ямы нагромоздилась каменная насыпь Д.- 8-12 м, Н - 100-150 см.
' Все сооружения ограблены в древности. 14 из них сохранили непотревоженными полностью или отдельные части скелетов в анатомическом сочленении /т 1,2,6,8,9,10,II,12,14,'19,22,24,26,30/. В камерах сооружений I и 2 групп производились трупоположения на уровне
3
полов.- Погребённые лежали на спине в вытянутом положении. Захоронения производились последовательно многократные, единовременно„групповые и одиночные. В структуре последовательно многократных - сочетаются единовременно групповые и одиночные.Последовательно многократно трупоположения зафиксированы только в склепах I группы /да 1,2,6,19,22,24,26,30/. В сооружениях 2 группы отмечены единовременно групповые и одиночные захоронения /Л'5 3,4,8,9,10,15,27/. В склепе № 32 имело место погребение очищенных костей в хумче. В сооружениях 3 группы производилась ингумация в яме. Погребенные лежали на спине,- в вытянутой позе, головой на Ю-В и 0-3.
Могильник Шах расположен в 2 км Ю-3 с. Каракурган. Погребаль-
я
зыэ сооружения располагаются на возвышающейся над Сумсарсаем террасе. Засчитывает более 50 склепов. Вскрыто и азученно 16, из которых 15 -таземные каменные и I подкурганное катакомбного типа. Наземные соо-
ружения разделяются на 2 группы. Первую составляют склепы со стенами, сложенными приёмом краевых выкладок /№„¥ 1-9,13,14/. Внутри группы выделяются: сооружения округлой или овальной в плане Форм с двумя краевыми выкладками стен толщиной до 2 м, I. - 5-6,2 м /Ш 1-5,7-9/; сооружения Д.- 6-7,4 м со стенами толщиной до 3,5 м, имеющими 3 краевые выкладки. Аналогичны склепам первой группы , Варзикского могильника, но нижняя часть внутренней поверхности стен в камерах Шахского некрополя облицована плоскими вертикально поставленными плитами. Полом погребальных камер служила поверхном скалы или вымостка из тонких плит. Вторую группу составляют сооружения с центрально расположенной погребальной камерой округлой шли овальной в плане Форм, имевшей перекрытие ложным сводом. Поверх неё - аморфная каменная насыпь /Ш 10-12,15/. Конструкция аналогична склепам 2 группы Варзикского могильника.
Все погребальные сооружения ограблены в древности. Кости скелетов в различной степени потревожены, но в пяти случаях сохранили отдельные части в анатомическом сочленении /№> 4,8,10,И, 14/. Погребённые лежали на спине в вытянутой позе, головой преимущественно на север /Ш 4,8,10/, в одном случае - на запад /№ П/ и в одно: - на восток А 14/. В камерах производились последовательно многократные и единовременно групповые захоронения. В структуре последовательно многократных трупоположений отмечено сочетание единовременно группового и одиночного захоронений. Последовательно многократные захоронения фиксировались исключительно в сооружениях I группы /М1 4,5,а/. Единовременно групповые захоронения отмечены в сооружениях 2 группы /№• 10,П/. В склепе И 6 обнаружены остатки погребения предварительно очищенных костей в оссуарии.
Могильник Гава. На территории некрополя в дополнение к 20 погребальным сооружениям, изученным в 1950 - 1951 гг. М.З. Воронцом
и В.И. Спришевским, исследовано ещё 3, по конструкции; аналогичных склепам I группы Варзинского и Шахского могильников. Среда них выделяются: небольшие по размерам сооружения округлой в плане Формы ( Д.- от 3,7 до 4,5 ы, со стенами толщиной 100-120 см, сложенными приемом двух краевых выкладок; сооружения больших размеров, Д. -6,2 м со стенами толщиной 200-300 см, имеющими 3 краевые выкладки.' Уровень пола камер находится на уровне древней дневной поверхности» Поверхностью пола служила подсыпка из щебня с камнями и песком. На полу расчищены остатки одиночного трупоположения /$ I/ и единовре-
-V
менно группового погребения 3-х человек /№ 2/. Захороненные лежали на спине в вытянутой позе головой на север. •
' Могильник Чимбийсай находится в одноимённом ущелье в 7 км к С-3 от с. Балнкчи. Состоит из двух групп по 3-4 сооружения, рассредоточенных цепочками на расстоянии I км. Насчитывает более 10 склепов, из которых исследовано 8. По конструкции они делятся на две группы. Первую составляют склепы со стенами ./№№1,3, 4,5,6,8/. Внутри группы выделяются: небольшие-сооружения-округлой.или овальной в плане форм с размерами' 6 X 7 и 7 X 8 м-'со. стеками толщиной 2-3 м, имеющими 3 краевые выкладка; сооружения Д.- 9-10 м с 3 краевыми выкликами стен и внешней оградой./М 4,3/.. Вторую группу составляют сооружения округлой или овальной в плане Форм . Д.- 9-9 м /Ш 2,7/. Они' имеют центрально расположенную погребальную камеру, имевшую перекрытие сводом ложного, типа. Поверх нагромождалась каменная насыпь. По конструкции склепы аналогичны сооружениям I и 2 ' групп Варзикского и Шахского могильников. Пол .камер' был вымощен каменными плитами. Все захоронения ограблены в древности. В двух случаях установлено, что погребённые лежали на спине в вытянутой позе, головой на север.
Могильник Кучкар-ата находится в. верхнем течении р. Газасай
то
в месте слияния её с притоком - Кучкар-ата-саем. Некрополь насчитывает более 35 сооружений, расположенных группами числом от 3 до 10 и тянется вверх по ущелью на 4 км. Раскопано и изучено 5 склепов. Все сооружения по конструкции соответствуют склепам I группы Вар-зикского, Гавинского и Чимбийсайского некрополей. Внутри группы выделяются: небольшие сооружения Д.- до 6 м, со стенами толщиной 1-2 м, сложенными из двух краевых выкладок /Р 2/; сооружения больших размеров Д.- 7-8 м, со стенами толщиной 2-3 м, сложенными 3-4 краевыми выкладками /.№ 3,4/; сооружения особенно крупных размеров Д.- 9-13 м, со стенами толщиной 3-3,6 м, сложенными 3-4 краевыми выкладками и-внешним кольцом-оградой /№ 1,5/. Полы камер располагались на уровне древней дневкой поверхности и вымощены каменной плиткой. В камерах производились трупополояения в вытянутой позе, на спине, головой преимущественно - на север. Сооружения 4 2 5 были вторично использованы в-.ХЕ-ХП вв. н.э. для погребения в них предварительно очищенных костей в котлах.
Всего нами раскопано и изучено 63 наземных сооружения с тру-поположениями на уровне древней дневной поверхности. Из них 43 относятся к Г группе, 20 - ко второй. Сооружения обеих групп составляют единые некрополи. Конструкции сооружений, обряд погребения, производившийся'в hex,, однородные предметы погребального сопровождающего инвентаря позволяют увереннр относить склепы I и 2 групп к еданой этяо-культурной общности.
Могильники располагаются на адарах, в предгорьях и горных ущельях на абсолютных высотах от 700 до 2000 м над .уровнем моря. Варзикский и Шахский -некрополи занимают высоты от 700 . до 1000 м -на холмистых сильно пересеченных возвышенностях, окружающих Гава — Чует - Варзикскув пролювиальную равнину, и сложенных аллавиально-пролювиальным и пролювиально-делювиальным мелко- и грубообломоч-ным материалом. На аналогичных ландшафтах и высотах расположено
большинство раскопанных ранее некрополей. Чимбийсайский, Гавин-ский и Кучкар-атинский могильники занимают высоты от 1000 до 2000 м и располагаются на сильно расчленённой поверхности, которая является областью сноса, прорезана оврагами, балками и долинами саёв. Имеются выходы коренных пород, склоны.крутые, доминируют литогенные ландшафты. В аналогичных условиях расположены некрополи КулпаксаЙ, Учинаурсай, Урта-су, Чаркисар, Чадак.
На всех обследованных могильниках выявлены закономерности и особенности в расположении склепов обеих групп'. На Варзикском -
V
сооружения I группы располагаются на дне лощин, либо на нижней части их склонов. Склепы 2 группы - на гребнях'лощин, реже на верхней части их склона - всегда'выше по уровню сооружений I группы, йа Шхском - сооружения I группы располагались выше по рельефу обособленной группой. Склепы 2 группы располагались отдельно. На Чш-Зийсайском и Гавинском - сооружения располагались группами, цепочками числом от 3' до 12.'Большинство их составляют сооружения I грузны, но в каждой присутствуют от I до 3 склепов 2 группы. На глоги-тьникэ Кучкар-ата все сооружения относятся к Г группе. 1.3. Погребальный обряд и классификация сооружений, ¿¡опрос, связанный с погребальной практикой, совершавшейся в сурумах и мугхона - один из самых слабо разработанных. Йсследова-гае его, наряду с конструкцией погребальных сооружений позволит гаиболее полно реконструировать погребальный обряд скотоводов Се->ерной Ферганы. В 18 из 63 исследованных наш сооружений выявлены •очное местоположение погребённых, их поза,- ориентация, многократ-[ость или единовременность трупоположений. Систематизация получен-
з - -
!ых результатов з совокупности с данными исследований М.Э. Ворон-:а, В.И. Спряшевского, Б.А. Литвинского и Е.Д. Салтовской показы-ает, что в погребальных сооружэншх I группы в I? из 21 за-*икс;гро-
ванных случаях отмечены многократно последовательные трупополаже-ния 2-6 человек. В 4 случаях - одиночные и единовременно групповые - до 3-х человек. Для сооружений 2 группы во всех зафиксированных 58 случаях - одиночные, либо единовременно групповые захоронения до 4-х человек. В структуре многократно последовательных погребений в различных вариантах сочетается последовательно совершенные одиночные и единовременно групповые, трупоположения. Вероятно 4 факта одиночных и единовременно групповых захоронений в склепах I группы иллюстрируют немногочисленные случаи, когда предполагавшиеся последующие трупоположения по каким-то причинам не бит совершены.
Все погребенные укладывались на предварительно изолированном от плодородной почвы полу камеры, на уровне древней дневной повер-ности, в вытянутом положении* на -спине.' Ориентация погребенных преимущественно северная - 55 Значительное число ьл оказалось ориентированным на восток - 29 %, на северо-восток -.8 % и на запад - 8 %, В коллективных захоронениях, независимо от характера .труло-положений, существовала закономерность в,расположении покойников. Мужчина всегда располагался в центре, справа от него - женщина, слева - дети. Эти данные'позволяют утверждать, что склепы с коллективными захоронениями являлись семейными усыпальницами. Большое ' количество зафиксированных единовременно групповых захоронений в склепах Северной Ферганы позволяет допустить бытование у племен их оставивших, практики ритуального умервщления взрослей членов семьи или детей.
Предыдущие классификационные построения вурумов -и мугхона, предложенные сначала М.Э. -Воронцом, В.И. Спришевским и впоследствии Б.А. Литвикским,.в своей основе:опирались лишь на отличия в элементах конструкции погребальшх. сооружений» Предлагаемая классиФака-
идя основывается на двух, составляющих одно целое, признаках -конструкции погребального сооружения,и погребальном обряде. Соответствие особенностей конструкции склепов с погребальной практикой, в них совершавшейся, свидетельствует о их взаимообусловленности. Очевидно, что при возведении погребальных сооружений заранее учитывался характер предстоящих захоронений.
1 типу соответствуют сооружения I группы. К нему отнесены склепы, имеющие четко выраженные стены, сложенные приемом краевых выкладок, число которых варьирует от 2 до 4 и центрально расположенную погребальную камеру округлой, овальной, прямоугольной или многоугольной в плане форм, имевшую 'перекрытие ложным сводом , из каменных плит. Дяя всех сооружений характерно наличие прохода-лаза в камеру. Д. сооружений 4-13 и, высота 2-5 м. Среда склепов I. типа выделяются 3 варианта. Критерием их выделения предлагается количество краевых выкладок стен. I вариант -62 краевыми выкладками стен, иногда с внешним кольцом-оградой. 2 вариант - с 3 выкладками стен, иногда с внешим кольцом-оградой. 3 вариант - 4 выкладками стен и с внешним кольцом-оградой. Количество краевых выкладок стен прямо пропорционально размерам сооружений. Вероятно,в размерах и монументальности склепов отражено социальное и имущественное положение семей в них погребенных. Предполагается,что сооружения I типа возводились для последовательно многократных трупоположений.
2 типу соответствуют склепы. 2 группы. Все они. тлеют центрально расположенную погребальную камеру без прохода округлой, овальной, прямоугольной, редко "Г*- образной в плане форм, которая- имела перекрытие ложным сводом, сводчато-плоское или просто плоское. Поверз нагромождалась каменная насыпь, которая в ряде случаев /если соору-жениэ возводилось на крутом склоне/ ук[ лплялась, в нижней по склону части, каменной оградой из крупных камней. Д. насыпей 7-15 и,-
л '■ : л-- г4;
высота 2-2,5 м. Предполагается, что сооружения 2 типа возводились, для ¿свершения одиночных и единовременно групповых трупоположений.
Упорядочение классификации наземных каменных склепов влечет необходимость и в■ упорядочении терминологии. Б.А. Лигвинский, обосновавший предложенную им терминологию, предложил название, общее ддя всех сооружений - "курумы". Для сооружений, соответствующих I типу нашей классификации он предложил обозначение "мугхона". Однако, исследователи часто смешивают эти понятия, что приводит к терминологическому разнобою. Автор предлагает термином "мугхона" обозначать сооружения I типа, термином "куруш" - склепы. 2 типа.
1.4. Сопровождающий инвентарь. Датировка погребальных комплексов.
Б сопроводительном инвентаре самым массовым является керамика. Всего найдено 211 сосудов, большинство которых представлено целыми формами. По технологическим признакам керамика разделена на 2 больших комплекса: лепной и станковой. Первый представлен 132 экз.. Сосуда формовалась на песчаной или растительной подсыпке из мелко нарубленной солода,; половы проса или люцерны. Вытянуты из одного куска глины вертикальными-движениями ладоней. В тесте содержится большое количество дресвы и известняка. Стенки обмазаны хорошо отмученной глиной. Обзиг напольный. По <^ункциональному назначению, на основе морфологических признаков лепные сосуда разделены на 4 группы: кувшины - 62 экз.; горики - 32 экз.;. кружки - 15 экз.; чаши -1 экз.. Морфологически и по присутствию отдельных деталей этот комплекс обнаруживает сходство с сосудами I ж П этапа каунчинской культуры, в особенности о керамикой из памятников иго-западной и юго-восточной периферии её распостранения - Уструшаны, С-3 Ферганы. Некоторые детали находят паралели в комплексах памятников Ю-3 Чат-кала, Таласа, бассейна р. Арысь.
. Второй комплекс представлен 79 экз. 70 из них найдено на моги-
льнике Варзик и 7 - на Шахском. Разделены на 5 груш: кувшины. -39 экз.; горшки - 17 экз.; балочные .сосуды - £ экз.; чаши - 14 экз.; кубки - 2 экз.; хумча - I экз.. Характерная особенность станковой керамики: ангобное покрытие различного типа, рельефные валики, "даваньский орнамент". Качество,стандартность форм свидетельствует о ремесленном её производстве. Отмечается абсолютное сходство керамики этого комплекса с известными материалами из памятников оседлоземледельческих оазисов и городских центров Северйой и Северо-Восточной Ферганы I в. до н.э. -71 вв. н.э..
Состав Форм керамических сосудов иллюстрирует традиционшй,-устойчиво повторяющийся набор, применявшийся при погребальном ритуале. Типы лепных сосудов присутствуют- на всех, без • исключения, некрополях. Комплекс их характеризует бнт и хозяйство собственно скотоводческой культуры Северной Ферганы. Гончарная керамика в большинстве присутствует на некрополях, располагавшихся в непосредственной близости от ремесленных центров, количество е§ и раьяообразие групп и типов резко сокращается по мере удаления могильников от' таких центров ремесленного производства.
Весь остальной сопроводительный инвентарь относится к 5 основным категориям. Каждая категория ио (функционально^ назначению • . предмета распределена на несколько видов. -Внутри видов по- конструктивно-нормальным признакам выделены типы. Украиения. Перстни' - кольца из химически чистого железа, меди и латуни; Серьги: ¡фонзовые, медные и из химически чистого железа/проволочные - кольцевидные, бобовидные - сложносоставныэ/. Ареал наиболее широкого, распостра-ненш.- железных украшений приходится на скотоводческие комплексы Северной Ферганы, что красноречиво свидетельствует о центре их происхождения. Подвески: железные, бронзовые, каменные, керамические. Сурьматаши. Железные шпильки. Железный колокольчик. Язлез- 1
вне г чугунные пряжки. Орудия труда: керамические, каменные и деревянные пряслица; железине ножи; иглы; шилья; кайраки. Оружие: . ' меч; кинжал; наконечники стрел; Фрагмент ламинарного доспеха. Монеты: китайского типа "у-шу" / 4 экз,/; брактеат - оттиск с неизвестной монеты. ■■'.'.
Варзикский могильник возник и начал складываться не ранее I в. - до н.э. /К» 1,3,5,16,25/. Наиболее интенсивно использовался во П -ГУ вв. н.э. /т 6,7,ГО,П,12,Г4,Г5,17,19,20,21,24,27,29,31,32/. Прекращает (функционирование в У-УГ вв. н.э. /Ш 2,4,8,9,18,22,23, 26,32/. Шахский некрополь Формируется в Ш в. н.э. /Ш 2,7,8,9,Г2, 16/, интенсивно застраивается в ГУ-У вв. н.э. /3,4,5,6,Г0,ГГ,ГЗ, Г4/ и в конце У в. н.э. перестает Функционировать. В,период запустения в УП-УШ вв. н.э. отмечено вторичное использование склепа Ив для захоронения по зороастрийскому ритуалу в оссуарии. Чшбийсай-ский могильник складывается и функционирует на протяжении У-УГ вв. 1 н.э.. Гаванский некрополь возникает в Ш - П вв. до н.э. и продол^-, жает (функционировать до УГ в. н.э.. Могильник Кучкар-ата Формируется в 1У в. н.э., а в УГ в. н.э. - забрасывается. В ХГ - ХП вв. н. э. сооружения 4 и 5 были вторично использованы пришлой этнокультурной скотоводческой группой в качестве наусов для захоронений очищенных костей в котлах. — I Глава. П. ВОПРОСЫ ГЕНЕЗИСА И ШШЛОГЙИУ ^
Материалы» полученные из-наземных каменных погребальных сооружений за всю историю их изучения в Северной Фергане (Характеризуют последовательно сменяющие хронологические этапы развития единой культуры от эпохи поздней бронзы до раннего средневековья, непрерывную линию развития конструкции склепов и погребального обряда. Однако мугхона не имеют в конструктивном отношении своих прототипов на территории Ферганской долины. Они появляются здесь не ранее П . I вв. до. н.э. уже в сформировавшемся виде. В качестве возможного
центра их сложения рассматриваются аналогичные каменные наземные
■ склепы Узбоя и Плато Устюрт /У-1 вв. до н.э./. Отмечается их поразительное сходство в конструкции с сооружениями могильника Дашти Ашт, аналогичен погребальный обряд, идентичны тенденции его развития, согласованные с развитием элементов конструкции. Эти данные
■ позволяют генетически связать склепы Узбоя и Плато Устюрт с Ферганскими мугхона. Вероятно, часть северо-ферганских скотоводов в. У в. до н.э. переселилась на берега обводненного русла Узбоя. Обосновавшись здесь, они усовершенствовали конструкцию своих сооружений, приспособив её под складывающуюся погребальную традицию. Автор предполагает, что часть племенного объединения саков-хаумаварга, большинством исследователей локализуемого в Ферганской долине, предоставленная погребальными комплексами могильников ^шти Али? и Кунгай, участвовали на бтороне персов в походе Ксеркса на дахов /486-465 гг. до н.э./. Видимо, желая закрепить успех и контроль над безлюдным
до этого участком торгового пути по руслу Узбоя от Сары.ж.ииского озера до Каспия, он поселил верных ему саков-хаумаварга в этом рай! оне. В надписи Ксеркса среди стран, подвластных ему упоминаются: "даха, сака хаумаварга, сака тиграхауда". Заселение происходило в У - 1У вв. до н.э.. В период Ш-П ва. до н.э., когда на Узбое Фикси-■ руется наибольшее распостранение склепов, в Фергане отмечается их значительное сокращение. "Колония" саков Ферганы просуществовала на Узбое до времени не позже I в. до н.э. - до момента, когда на Среднем Узбое у водопада воздвигается парфянская крепость Игды-кала. Результаты анализа письменных источников /Страбон,11,8,2; Птолемей, У1.14,/ позволяют предполагать что их сведения о "сакарауках" могли бить связаны с затрагиваемыми археологическими комплексами. Вероятно предположить, что часть саков-хаумаварга, заселявжх русло Узбоя в У - I вв. до н.э.,именовала себя сакарауками. Покинув УзбоЗ
не позже I в. до н.э.,они вернулись в Ферганскую долину через дельту !Аыударьи - на восток вдоль северной границы Согда, по северным и северо-восточным отрогам. Нуратинского хребта и вдоль северных отрогов хребта Маргузар к Ферганским воротам. Пришедшие из Узбоя в Фергану племена первоначально заняли её северо-западные пределы, обосновавшись на южных отрогах Кураминского хребта и на адарах к северу от р. Сырдарья,от Куруксая - на западе и до Гавасая - на востоке , ассимилировав оставшиеся здесь малочисленные родственные племена. Лишь этим исходом с Узбоя можно объяснить появление конструкции йуггона в Фергане. К конпу И в. н.э. северные предгорья долины были полностью освоены. В результате их перенаселения скотовода занимают северные склоны Кураминского хребта и юго-_западные отроги Чаткала /Ангрен, Алмалык,- Д^ергетал, Чан-Чорхона/, склоны ! хребта Каратау /Тау-Тары, Уюк/, северные отроги Туркестанского , хребта /Ниязбек, Джанабад, Янгикурган, Тагоб, Рапканмазар/.
Тенденции эволюции конструкции ферганских каменных склепов, заложенные еще в эпоху раннего железного века, продолжают свое развитие в эпоху античности и раннего средневековья.. Они приводят к сокращению числа курумов на некрополях и доминированию в У - У1 вв. н.э. мугхона. Ферганские некрополи, состоящие из курумов и мугхона, прекращают функционировать в конце 71 в, н.э.. Все учтенные нами погребальные комплексы не содержат материалов УП -'УШ вв. н.э.. Вероятно, прекращение функционирования могильников следует связывать с последствиями известного похода кагана тюрок Синдкибу против эф-талитов».
Глава Ш. КУЛЬТУРА СКОТОВОД® СЕВЕРНЕЙ ФЕРГАНЫ.
Прослеживаемая на территории Северной Ферганы с УШ в. до н.э. по У1 в. н.э. непрерывная линия развития наземных погребальных сооружений, расположенных на ландшафтах, характерных для жизнедеятель-
ности скотоводческого населения, позволяет говорить о существовании в долине своеобразной Группа скотоводческих племен, которая, сохранив генетические традиции культуры степной б^нзы, самостоятель-! но и самобытно развила их в эпоху раннего железного века и античности. Характеризуя культуру скотоводов Северной Ферганы, мы имели в виду три составляющие её компонента. I. Широкое распостранение их памятников в самой долине и за её пределами /Алай, Тянь-Шань, Северо-Западный Памир/; отсутствие:рядом с могильниками поселений оседлоземледельческого типа. 2. Генетические традиции, от погребальных памятников Ферганы, оставленных скотоводческими, племенагя *-носителями андроновской культурно-исторической общности: наземная конструкция погребальных сооружений; обряд погребения. 3. Грубо-, лепная округлодонная керамика собственного изготовления без ангоб-ного покрытия и росписи, наконечники стрел скифского тала.
В целом, на территории Ферганской долины скотоводческие памятники фиксируются в двух районах. Помимо Северной Фергана они группируются в изной и юго-восточной её окраинах /Актам, Суфан, Валик, Иштайкен и Озгор П - грунтовая могильная яма с каменной обкладкой поверху/ Население,оставившее обо группы памятников, вероятно, составляли единый союз племен и тлели родственные отношения. Аргумеш-■ том в пользу этого служат комплексы Кунгайского могильника,' где обе конструкции представлены на одной площади и, даже под одной насыпью. Ферганские предгорья и адары в этот период" использовались ига в качестве зимних пастбищ раздельно. В летний период они совместно использовали луга Алайскай долины, гдо погребальные сооружения обоя^ конструкций составляют единые синхронные некрополи, а инвентарь тяготеет к Фергане. Вероятно, с этим союзом племен можно отождествить саков-хаумаварга древнеперслдских или саков-амиргиев античных источников. В Ферганской долине, видимо, следует лонализо-
вать "амиргийскую равнину", хотя совершенно очевидно, что в летний период ферганцы в равной степени использовали и Алайскув долину. В Ферганской долине 71 - Ш вв. до н.э. согласно письменным источникам локализуются два этнонима "сага, которые за Согдом" и "сака хаума-варга". Археологические данные позволяют достоверно соотнести "саков, которые за Согдом" с племенами, обитавшими в Северной Фергане /Б.А. Литвинский, 1972/ и "сака хаумаварга" с населением, оставюз-• ■ шим могильники в шной и юго-восточной части долины. Вероятно, они составляли единый племенной союз и обобщенно назывались сака хаума-ваота. Не -исключено, что самоназванием северо-^ерганских племен было "сакарауки".
Вслед за сокращением скотоводческого населения в Северной Фергане, происходившим в-У - Ш вв. до н.э., в Ш - П вз, до н.э. начинается интенсивное развитие оседлозеюгеделъческой культуры. На традиционную территорию их обитания выдвигаются земледельцы. В хорошо обводненных оазисах ими возводятся поселения неукрепленного типа /Ту.даи-Хурд, Эски?Ахсы, Пап, Тура-Курган, Кызыл Арык/. В восточной части долины формируется классический город /Мингтепа/. Прекращение жизнедеятельности на поселениях Тудаи-Хурд, Пап и Тура-Курган приходится на конец П - начало Г вв. до н.э., что по времени совпадает с возвращением сакарауков из Узбоя в Фергану. Оставшиеся поселения /Эски Ахсы/ приобретают мощные оборонительные сооружения. Появляются новые, хорошо укрепленные /Тудаи-Калон, Касан/. Вероятно, племена, оставившие курумы и мугхона, были теми "кангюйцамип, у которых давань'ский правитель просил помощи во время осада столицы китайцами /98 г. до н.э./.
Анализ керамических изделий I в. до н.э. - У1 в. н.э. собственного производства позволил выявить, что в морфологическом отношении они тяготеют к каунчинской культуре. По существу культура скотово-
дов Северной Ферганы является горным вариантом каунчияскоЗ-и называется "аптекой" /Б.А. Литвинский, 1973/. Керамические комплексы тлеют особенные технологические приёмы выделки и отделки сосудов. Своеобразие её выражено и в других категориях предметов: железные украшения, ножи со свисающимся обушком, архаичные дисковидные каменные и деревянные пряслица, оселки. Оригинальность аштской культуры выражена в своеобразной уникальной конструкции погребальных сооружений, которые составляют стерильные некрополи в период их' Функционирования. Эхачительный отпечаток на адгтекую культуру наложило её соседство с земледельческими оазисами и ремесленными центрами ' Л&ват и Калган, изделия которых широко представлены в наборах сопроводительного инвентаря. Они являлись предметами обмена и свидетельствуют о развитой, культурно-хозяйственной интеграции соседствующих друг с другой скотоводческой и земледельческой экономических систем. Результаты анализа китайских, хроник "Ши Цзы", "Хоу Хань иу" и "Синь Тан цу" в сопоставлении с данными археологических исследований позволили предположить, что племена - носители аштской культуры в I в. до н.э. - 25 г.н.э. составляли часть владения "Вш", входившего в состав политического объединения Кангвй. В ТУ в. н.э., когда Кангай как политическое объединение перэстал существовать,- « племена, составлявшие алгтекую культуру, видимо, получили независимость. Это период их наибольшего расцвета и распостранения. 'Вероятно они находились в номинальной зависимости от эфталитов и входили в их политическое объединение.-Результаты анализа археологических материалов в сопоставлении с данными лисьмеянах .источников и нумизматики позволили говорить о том, что ранее предлагавшиеся тождества населения,оставившего Ферганские погребальные сооружения, хионитам - зфталитам на самом деле не находят убедительных аргументов^ совсем не позволяют предполагать, что Фергана бала областью, население
которой могло принять участив в иг этногенезе.
Ддя моделирования типа скотоводческого хозяйства носителей атакой культуры за основу принят принцип дифференциации в Формах и способах трудовой деятельности в различных экологических нишах, объективно детерминировавших специфику производственной деятельности /М.Г. Левин, Н.Н. Чебоксаров, У-Ъ.В. Андрианов, Я.
. В. Чесноков, В.П. Алексеев, Н.Э. Масанов/. Большое значение придавалось понятии "антропогеоценоза" /В.П. Алексеев/. Скотовода Северной Ферганы в период с I в. до н.э. по 71 в. н.э. совершали верти-
I
кальные перекочевки в районе гор юго-западных отрогов Чаткала и Кураыинского хребта. Некрополи их располагались рядом с местами зи- 1 мовок родовых объединений. На зимних пастбищах располагались родами. Поселения их, вероятно, имели рассредоточенную планировку, а сами жилища - легкую переносную конструкцию. Естественно-природные условия среда обитания, скудный растительный покров, характер системы водообеспечения позволяют предполагать, что они выпасали преимущественно мелкий рогатый скот. Носители аштской культуры занимались и '< земледелием,культивировавшемся у них только по принципу дополнительности. Выращивались просо и люцерна. Производилась добыча полезных ископаемых, в частности железных руд, цветных металлов и полудрагоценных камней /дшартьерит, бирюза/. Знакома им была и первичная металлургия, связанная с обогащением руд. Не исключено^ что часть продукции первичной металлургии была предназначена для обмена в городских реиеслен&х центрах. Вероятно, скотоводами была освоена и кузнечная металлообработка. В-Фергане до УП в. н.э. отсутствовало денежное обращение, а торговые операции осуществлялись посредством обмена. Ряд археологических данных позволяет предполагать, что, наряду с животноводческим.занятием, приносившим основные средства к существованию, в скотоводческой среде были развиты и специальные заниятия,
вероятно, оформившиеся в ремесла и передавашиеся по наследству.
Материалы обследованных склепов* иллюстрируют моногамную Форму брачных отношений - патриархальную семью. Каждый склеп являлся семейной усыпальницей. Топография погребальных сооружений на некрополях отражает элементы социальной организации оставивших их племен. Вероятно, группы сооружений, разделенные лощинами,на крупных могильниках Фиксируют первичное социальное подразделение. При их анализе возникает предположение, что оно представляло собой большую патриархальную семью.
Результаты археологических исследований предгорий и гор Сев'ер-ной Ферганы обнаруживают ряд соответствий и параллелей в модели космогонических представлений скотоводческих народов гор Гиндукупа, сохранивших реликты древнеиранских верований. Погребальная практика, совершавшаяся в курумах и мугхона рассматривается как древнеирано-кая, не тлеющая отношения к ортодоксальному зороастризму.
В ЗМШнШИИ подводятся основные итоги проделанной работы.. Отмечается, что на территории Ферганской долины в древности и раннем средневековье существовали две культурно-хозяйственные системы -скотоводческая и земледельческая. Между ними с эпохи бронзы вырабатывалась хозяйственная, политическая и военная интеграция. Развиваясь и взаимодействуя, они образовывали своеобразный симбиоз, благодаря которому носителям земледельческой культуры удалось создать высоко урбанизированную цивилизацию.
Основные положения диссертация нашли отражение в следуизпх опубликованных автором работах:' ¡ъаъ* '
1. Археологические работы на могильнике Варзик // АО. Ы. 1985. с
2. Уникальный брактеат из Варзиксг.эго могильника // Тезисы докладов научной конференции, посвященной 80-летию акад. АН УзССР
Я.Г. Гудямова. Ташкент. 1988. /В соавт. с Л. БаратовоЁ/. С. ХЪ-ЪО 1 ,!3. Уникальный брактеат из. Варзикского могильника // ОНУ. 1990. № I. /В соавт. с £. Бараговой/. С . Ъ5"~ 38
4. Новые раскопки мугхона в Гавасае // ИМЙГ, 1990. Вып. 24. /В соавт. с МЛ. Исамиддиновны/. с. 86 - ЪЪ.
5. К вопросу о трупоположениях в погребальных сооружениях типа куруш и мугхона. ИЫКУ. Вып. 27. /В печати/. /О с .