автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Культура Валаамского монастыря в середине XIX в.

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Родченко, Игорь Григорьевич
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Культура Валаамского монастыря в середине XIX в.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Родченко, Игорь Григорьевич

Введение.

Глава 1. Валаам как центр монастырской культуры.

1.1 Значение православных монастырей в истории русской культуры.

1.2 Институциональные особенности монашеской общины на Валааме.

1.3 Культурологический анализ основных событий валаамской истории в их «монастырской» интерпретации.

Валаамская историография в XIX веке.

1.4 Роль естественной природной среды в формировании характерных черт валаамского иночества.

1.5 Пластический образ Валаама в его архитектурно-ландшафтном и предметно-художественном выражении.

Глава 2. Диалог культур: монашество и мир.

2.1 Причины возникновения интереса к Валааму в среде русского образованного общества.

2.2 Архимандрит Игнатий (Брянчанинов. 1807 - 1867) и игумен Дамаскин (Кононов. 1795 - 1881) - творцы «валаамского возрождения».

2.3 Образ Валаама в русской художественной культуре середины XIX века.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по культурологии, Родченко, Игорь Григорьевич

Актуальность исследования. За последнее десятилетие в Российском обществе произошли значительные структурные изменения. Одним из факторов, повлиявших на эти процессы, стало увеличение количества верующих и восстановление конфессиональных учреждений. По данным Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, число действующих монастырей Русской Православной Церкви к началу 2002 года достигло 569 (в 1980 году их было 18). Традиционный для России институт монашества вновь становится частью нашего социокультурного пространства, что создает научно-исследовательский интерес к данному явлению.

Среди исторически сформировавшихся духовных центров православной монастырской культуры особое место занимает Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь (Валаам). Традиции нравственно-аскетического совершенствования личности, механизмы сохранения, воспроизводства и трансляции духовного наследия, опыт существования в инокультурном окружении, уникальные природоохранные и этико-хозяйственные технологии, накопленные в монастыре за столетия его существования, значимы для общества в условиях современного поиска устойчивых идеологических, моральных, политико-экономических ценностных ориентиров.

Валаамский монастырь сегодня - это субъект духовного, культурного и политического влияния в Северо-западном регионе и объект интереса со стороны Российского общества и Российской власти, что подтверждает увеличение ежегодного (сезонного) количества туристов, путешествующих на Валаамские острова, до 80 тысяч человек и соответствующее решение Правительства Республики Карелия совместно с Правительством Российской Федерации о реализации комплексного целевого проекта «Возрождение и развитие Валаамского архипелага» в рамках федеральной целевой программы «Культура России на 2001-2005 годы»1.

Валаам является объектом культурного наследия мировой величины. Особый интерес к этому природному и культурно-историческому комплексу проявляют в Финляндии. Сегодня там существует общество почитателей Валаама, пишутся и публикуются научные статьи по различным вопросам истории монастыря и его роли в культуре этой страны, издаются альбомы, иллюстрированные редкими архивными фотодокументами. В этом отношении исследование, посвященное Валаамскому монастырю, является вкладом в развитие научных и культурных связей между нашими народами.

Своевременность данной работы для настоящего времени состоит и в реализации нового подхода в восприятии культурного наследия, отмеченного еще в конце 1980-х годов академиком Д.С. Лихачевым. Этот подход заключается в переносе внимания от отдельных памятников культуры и природы к культурному и природному наследию в его целостности и многообразии.

Степень научной разработанности проблемы. Истории монастырской культуры еще только предстоит стать самостоятельным и полноправным разделом отечественной культурологии. Перед нами стоит задача осмысления и интерпретации исторических фактов, богословских и аскетических размышлений, данных религиоведения, естественных наук, искусствоведения, источниковедения и других научных дисциплин в культурологическом преломлении ради объективации и целостности результатов исследований.

Основанием современных исследований в области истории и культуры православных монастырей России являются труды светских ученых и духовных мыслителей XIX - XX веков. Это сочинения общеисторические - В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова, С.Ф. Платонова, С.М. Соловьева, Е.Ф.

1 Федеральная целевая программа «Культура России (2001-2005 годы)» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 955.

Шмурло; церковно-исторические - митрополита Платона (Левшина), архимандрита Макария (Булгакова), Е.Е. Голубинского, П.С. Казанского, С.Г. Рункевича, И.К. Смолича; этико-богословские и аскетические труды святителя Игнатия Брянчанинова, святителя Феофана Затворника, епископа Варнавы (Беляева), С.М. Зарина; сочинения историко-справочного характера Т.В. Барсова, Л.И. Денисова, П.М. Строева, В.В. Зверинского; сочинения агиографические - архиепископа Филарета (Гумилевского), архиепископа Димитрия (Самбикина), Н.П. Барсукова; философские сочинения И.А. Ильина, И.В. Киреевского, К.Н. Леонтьева, В.В. Розанова, Е.В. Спекторского, Г.П. Федотова, П.А. Флоренского; источниковедческие и филологические труды С.Н. Азбелева, А.В. Горского, А.Х. Востокова, Д.С. Лихачева; искусствоведческие труды Ф.И. Буслаева, Н.П. Кондакова, А.С. Уварова, Б.А. Успенского, Л.А. Успенского.

В последние годы отечественные культурологи поставили ряд конкретных задач в области изучения монастырской культуры и проблем взаимодействия светской и духовной культурных традиций. Из печати вышли сборники статей («Монастыри - культурные центры Отечества» (1997), «Православие в русской культуре» (1998) и др.); состоялось несколько научных конференций, на которых были рассмотрены проблемы монастырской культуры, среди них: ежегодные международные конференции в ИРЛИ СПб (Пушкинском доме) - «Православие и русская культура»; прошедший в Италии симпозиум «Оптина пустынь: монастырь и русская культура» (1990); Московская международная конференция «Монастыри - духовные и культурные центры России» (1996); VII Российская научная конференция Макарьевских чтений «Монастыри России» (1997); Санкт-Петербургская международная конференция «Монастырская культура: Восток и Запад» (1998) и ряд конференций регионального статуса.

В Санкт-Петербурге успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Монастырь на стыке культур» (1997) Т.Н. Арцибашева. Также следует отметить диссертации, в которых использован культурологический подход к данной теме: Эльжбеты Возняк «Супрасльский монастырь как центр межславянских культурных связей» (1993); Л.А. Щипакиной «Монашество в культурном сознании русского православия» (1997); Е.В. Романенко «Нил Сорский и традиции русского монашества: Нило-Сорский скит как уникальное явление монастырской культуры Руси XV-XVII вв.» (1999). Елена Романенко, автор вышеуказанной диссертации, опубликовала подробное культурологическое исследование «Повседневная жизнь русского средневекового монастыря» (2002).

По данным ИНИОН, за период с 1999 по 2001 год было выпущено в свет более 150 различных монографий, статей, рефератов на «монастырскую» тему. В большинстве этих работ проблема осмысления русской монастырской культуры находится в русле исторических, искусствоведческих, источниковедческих и филологических изысканий.

Среди известных центров монастырской культуры России наибольший интерес для современных исследователей представляют: Оптина пустынь (архимандрит Евлогий (Смирнов), В.А. Котельников); Троице-Сергиева Лавра (С. Голубцов, Л.А. Кириченко, М.С. Черкасова); Соловецкий монастырь (А.Г. Мельник, В.П. Столяров, О.В. Чумичева); Кирилло-Белозерский монастырь (Г.А. Елисеев) и ряд других прославленных обителей.

Валаам, его история и культура, стали объектом научного изучения в XIX веке. Серьезной проблемой для исследователей явилось отсутствие достаточного количества источников, особенно начального периода жизнедеятельности монастыря. Почти все свидетельства ранней истории обители были утрачены во время вражеских набегов и опустошительных пожаров. Основной корпус документов XIX - начала XX вв. был эвакуирован во время «Зимней» войны в Финляндию. Часть материалов, благодаря помощи иноков монастыря «Новый Валаам» (Финляндия) и трудам отечественных специалистов поступила в современный архив Спасо-Преображенского валаамского монастыря в виде копий и использована автором в исследовании. С начала XIX века в самом монастыре велась работа по изучению исторического материала и поиску новых сведений о прошлом обители, писались от руки свои «Летописцы», но результаты этих работ так и не были опубликованы. Деятельность знаменитого библиофила и фальсификатора рукописей А.И. Сулакадзева, написавшего «Опыт древней и новой истории Валаамского монастыря.« (1820) принесла больше вреда, чем пользы, так как наряду с немалым количеством полезных ссылок и самой подробной библиографией А.И. Сулакадзев использовал в своем сочинении сведения из якобы имеющейся у него древней рукописи «Оповедь», благодаря чему был создан миф о глубокой древности монашества на Валааме и долгое время историография монастыря развивалась под влиянием этого мифа.

В 1864 году Н.В. Елагин в сотрудничестве с монастырем издал первое подробное описание Валаамской обители. Наряду с кратким историческим очерком этот труд заключал в себе сведения о природе Валаама, об организации монашеской жизни, архитектурных и хозяйственных достижениях монастыря.

Во второй половине XIX столетия появились первые исследования научного характера, в которых рассматривались отдельные вопросы валаамской истории и культуры. Это статья П.П. Вяземского «Монастыри на Ладожском и Кубенском озере» (1881) и посвященное библиотеке монастыря исследование И. Шляпкина «Рукописи Валаамского монастыря» (1889). Попытку изучить и описать источниковедческую базу и, возможно, попытку написать историю монастыря предпринял в начале XX столетия Н.П. Паялин. Его труд «Материалы для составления истории Валаамского монастыря» (1915) остался незавершенным. Сложнейшие вопросы монастырской истории первых послереволюционных лет (после обретения Финляндией независимости) были изучены и опубликованы в работе игумена Харитона «Введение нового стиля в Финляндской Православной Церкви и причины нестроений в монастырях»

1927). В советский период трудно было ожидать объективного отношения к валаамской истории и культуре. Материалистическое мировоззрение и идеологические требования искажали результаты исследований многих ученых, искренно любивших Валаам. Среди редких непредвзятых работ этого времени необходимо отметить рукопись иеромонаха Савватия (Сокура) «Валаамский монастырь и его церковно-историческое значение» (1975), книгу A.M. Спиридонова и О.А. Ярового «Валаам: от апостола Андрея до игумена Иннокентия; очерки истории Валаамского монастыря» (1991); искусствоведческие труды Т.Л. Левиаш и В.Р. Рывкина.

В наше время, благодаря современным методам научного исследования, был совершен настоящий прорыв в изучении валаамской темы. Появились труды, которые отличает научный подход к исследовательскому материалу, привлечение обширной источниковедческой базы и историографический анализ проблем валаамской истории. Это монография Н.А. Охотиной-Линд «Сказание о Валаамском монастыре» (1996), сочинение С. Широкова «Валаамский монастырь и американская православная миссия» (1996) и неопубликованные хронологические таблицы И.М. Ольшанской (2000). Различные аспекты валаамской истории, такие как проблема датирования основания монастыря, историко-биографические факты подвижничества и вопросы административных и конфессиональных взаимоотношений в период подчинения Валаама Финляндии исследованы в трудах архиепископа Пантелеймона (Сархо), иеродиакона Онуфрия (Маханова), X. Киркинена (Финляндия), Н.В. Корниловой, Дж. Линда (Дания), П.Е. Сорокина, О.А. Ярового, И.А. Смирновой и некоторых других.

Ряд работ научного и популяризаторского характера посвящен культурному наследию Валаама, его природе, архитектуре, произведениям живописи, музыки и литературы, в которых запечатлен образ «Дивного острова» (исследования С.Е. Большаковой, Б.Е. Казанкова, А.А. Медведевой). Следует отметить, что в большинстве работ современных исследователей интересующий нас период истории Валаама не рассматривается. Исключением может служить курсовое сочинение студента Санкт-Петербургской Духовной Академии, ныне архиепископа Финской Православной Церкви, Пантелеймона (Сархо) «Игумен Валаамского монастыря Дамаскин и его эпистолярное наследие» (1977) и научно-публицистическое сочинение Н.А. Костяшкина «Валаам в жизни и творчестве замечательных людей» (1999). Эти две работы, наряду с соответствующими главами дореволюционных описаний монастыря, следует отнести к числу тех редких сочинений, в которых частично затрагиваются проблемы, ставшие темой данного научного исследования.

Цель исследования заключается в историко-культурологическом изучении Валаамского монастыря как явления монастырской культуры России середины XIX века.

Цель определила постановку следующих задач:

• реконструировать основные черты историко-культурного облика Валаамского монастыря в середине XIX столетия;

• выявить и исследовать особенности Валаама как центра монастырской культуры;

• охарактеризовать основные направления деятельности архимандрита Игнатия (Брянчанинова) и игумена Дамаскина (Кононова) по возрождению традиций аскетической жизни на Валааме и превращению монастыря в крупный центр монастырской культуры («Северный Афон»);

• изучить факты культурной апробации валаамской традиции в произведениях русского искусства середины XIX века и определить роль Валаама в истории отечественной живописи, архитектуры и литературы в 184 0-1850 годах;

• рассмотреть проблему взаимосвязи монастырской и светской культур в контексте исторического диалога: Валаам - Санкт-Петербург;

• ввести в научный оборот новые архивные и рукописные материалы.

Объект диссертационного исследования: Валаам как центр монастырской культуры.

Предмет исследования: феномен Валаама как результат созидательной и преобразовательной деятельности монашеской общины; взаимовлияние монастырской и светской культур; отражение уникальности Валаама в художественных образах русского национального искусства середины XIX века.

Хронологические рамки исследования обусловлены историческим периодом восстановления традиций монашеского общежития на Валааме, изменившим социально-общественный и культурный статус обители, а также духовное и геополитическое положение всей территории архипелага.

Гипотеза исследования опирается на следующие предположения, в результате реформ, проведенных игуменом Дамаскиным (Кононовым) в 1840 -1860 годах, Спасо-Преображенский Валаамский первоклассный мужской монастырь превратился в крупнейший центр монастырской культуры на северо-западе России. Его влияние выразилось в формировании в сознании народа образов современной подвижнической жизни; в трансляции аскетической духовной традиции в среду Петербургского светского общества; в активизации издательской, образовательной и благотворительной деятельности; в социально-экономическом развитии региона; в становлении национальной школы пейзажа и формировании «русского стиля» в архитектуре.

Методология и методы диссертационного исследования. Основной теоретической парадигмой диссертации является комплексный анализ культурно-исторических явлений, исходящий из принципов междисциплинарного подхода. Исследование исходило из принятой в современной культурологии и исторической науке (С.Н. Артановский, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, J1.B. Петров, Э.В. Соколов, В.А. Щученко и др.) концепции органичной взаимосвязи явлений культуры. Важную роль в формировании исходных положений диссертации сыграла интерпретация культуры как системы участников, видов деятельности и отношений, где каждая часть существует как средство для достижения определенной цели (Б. Малиновский); восприятие культуры как целостного образования, все элементы которой взаимосвязаны (С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев и др.) и понимание культуры как органичной совокупности материальных и социальных ценностей (У. Томас).

На понимание особенностей монастырской культуры повлияли богословско-экзегетические, догматико-полемические, сотериологические, антропологические и нравственно-аскетические концепции Василия Великого, Игнатия Брянчанинова, Максима Исповедника, Иоанна Лествичника, Григория Нисского, Иеронима Стридонского, Григория Паламы.

В ходе исследования автор опирался на комплексный междисциплинарный подход, который включает в себя историографический, историко-культурный, структурно-функциональный, аксиологический методы. В работе использованы приемы текстологического, искусствоведческого и герменевтического анализа.

Источники исследования. Основу диссертационной работы составляют опубликованные и неопубликованные источники из архивных, библиотечных и музейных фондов. Главный корпус материалов хранится за рубежом, в Финляндии, куда во время эвакуации 1940 года был перевезен архив Валаамского монастыря. Часть монастырских документов, оставленная на территории СССР, составила фонд Валаамского монастыря в Национальном архиве Карелии. Работа с источниками основывалась на принципах критического анализа, а также целостности и комплексности. В исследовании использованы: 1. Архивные материалы из фондов Российского государственного исторического архива (Ф. 796, 797: дела Канцелярии Святейшего Синода); Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (Ф. 19: Петроградская Духовная консистория); Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (Ф. 40: Архитектурные чертежи) Ф. 708: Собко П.Н.; Ф. 1000: Собрание отдельных поступлений); Национального архива Карелии (Ф. 762: Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь Финляндской епархии. Остров Валаам на Ладожском озере (1794-1939 гг.); Архива Валаамского монастыря (Ф. 1 - 12: копии документов из Архива Ново-Валаамского монастыря Финляндии). Наибольшую ценность среди архивных материалов представляют документы официальной переписки монастыря с Канцелярией Духовной консистории и Святейшим Синодом; отчеты о состоянии дел в монастыре; письма игумена Дамаскина (Кононова) к разным лицам и письма благочинного монастырей архимандрита Игнатия (Брянчанинова) к игумену Дамаскину (Кононову); личные дела братии и некоторые документы о строительстве в монастыре, его хозяйстве и т.п. 2. Труды историко-описательного характера, издававшиеся обителью. Содержание таких работ составляли сведения об истории монастыря, хозяйстве, делах благотворительности и просвещения, жизнеописания его подвижников. 3. Статистико-экономические материалы, юридические акты, делопроизводственные документы, отчеты о художественных выставках. 4. Современные и дореволюционные справочные, библиографические и энциклопедические издания. 5. Различные группы нарративных источников в широком хронологическом диапазоне. В эту группу вошли многочисленные воспоминания паломников, художественные и публицистические произведения, мемуары, письма. 6. Иллюстративный материал - альбомы репродукций, фотоальбомы, эстампы и литографии, архитектурные чертежи. 7. Вещественные памятники (архитектурные объекты, предметы быта). В течение нескольких лет автор работал в Паломнической службе Валаамского Спасо-Преображенского монастыря.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней:

• Валаам представлен как целостный духовный, природный и культурно-исторический комплекс в единстве составляющих его элементов и во взаимодействии с окружающим миром;

• влияние Валаамского монастыря на развитие русской культуры указанного периода охарактеризовано как духовно-нравственное, охранительно-традиционное, интеллектуальное, экономически прогрессивное и художественно-образное;

• установлены причины возникновения интереса к Валааму в среде русского образованного общества в середине XIX столетия;

• проведено исследование культурной деятельности традиционной институциональной группы - валаамской монашеской общины;

• жизнедеятельность валаамской монашеской общины рассмотрена в малоизученный период времени в 1840 - 1860 гг., имевший определяющее значение для исторического развития монастыря;

• выявлены и определены причины конфликта в монастыре в 30-е годы XIX века;

• реконструирован архитектурный облик ядра монастырских построек в середине XIX века;

• определено значение Валаама в становлении национальной школы пейзажа;

• дан развернутый историко-культурологический анализ деятельности настоятеля Валаамского монастыря игумена Дамаскина (Кононова, 1795 - 1881);

• дан очерк историографии Валаамского монастыря в XIX веке, в том числе подробно исследован труд А.И. Сулакадзева по истории Валаамской обители;

• в научный оборот введена часть эпистолярного наследия святителя Игнатия Брянчанинова (1807 - 1867), ряд неизвестных архивных документов и неопубликованных источников (фонды АНВМ, НАК, РГИА, РО РНБ, ЦГИА СПб).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Валаамский монастырь - это центр монастырской культуры, возникший в результате созидательной и преобразующей деятельности монашеской общины и оказавший значительное влияние на культуротворческие процессы в Российском обществе середины XIX столетия.

2. Уникальность Валаама определена взаимовлиянием исторических, природно-географических и геополитических факторов, принципов освоения и застройки местности в сочетании с особым психологическим, социальным и религиозным режимом, который установился в Валаамском монастыре и действовал на протяжении многих столетий.

3. Органическая духовная целостность и, одновременно, «телесная» многогранность феномена Валаама определили силу воздействия этого центра монастырской культуры на окружающий мир. Являясь, по существу, хранителем аскетической православной традиции, Валаамский монастырь аккумулирует и транслирует эту традицию в общество, будучи для общества одним из регулятивных механизмов конвенционального свойства (ценностные ориентации, нравственность, мораль, обычаи).

4. Валаамский монастырь в середине XIX столетия в результате ряда преобразований занял одно из ведущих положений в системе русского православного монашества и начал проводить активную духовнопросветительскую работу в защиту идеалов аскетизма и той картины мира, что формировалась в среде православного иночества.

5. Самобытность природы Валаамского архипелага в соединении с духовным содержанием жизни на островах возвела данную территорию в ранг особой художественной среды, где в середине XIX столетия формировалось новое направление русского искусства - реализм.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и материалы диссертации могут быть использованы в вузовских курсах и спецкурсах по истории русской культуры, религиоведению и основам православной культуры; при написании обобщающих трудов по истории и культуре северо-запада России, по истории православного монашества и национального искусства России середины XIX века.

Апробация работы. Основные результаты исследования освещены в пяти публикациях, изложены в докладах на международных научных конференциях в ИРЛИ СПб (Пушкинский дом) «Православие и русская культура» (2000 и 2001гг.) и Российских аспирантских научных конференциях в СПбГУКИ (1999 и 2000 гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения. В список источников и литературы включены описания архивов и их фондов; периодические издания, нарративные источники, научная, справочная, художественная литература. В приложение к диссертации включены копии архивных документов.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Культура Валаамского монастыря в середине XIX в."

Заключение

Валаам представляет собой целостный духовный и культурно-исторический комплекс, в котором гармонично сочетаются природно-географические, исторические, геополитические, художественные и материальные элементы, реальность которых воздействием теологического и антропологического фактора была преобразована в уникальный центр монастырской культуры России.

Духовный авторитет «первоначальников» монашеского общежития преподобных Сергия и Германа; воспевающая «Премудрость Творца» гармония, заключенная в окружающей монастырь природе; островное положение обители, удаленной от «мира»; особый микроклимат архипелага; наличие небольшого количества пригодных для земледелия почв - это условия, сочетание которых возможно признать идеальным для воплощения духовно-аскетических устремлений православных иноков.

Трагической можно назвать историю валаамского монашества, которому не раз пришлось испытать боль от осквернения своих святынь и пережить разорение «Отчего дома». Однако постоянное возобновление иноческой жизни на островах свидетельствует, говоря языком религии, о «Высшем предназначении» этой земли, что именно так воспринималось «ищущими спасения» и с помощью государственной власти реализовывалось на практике. В результате многочисленных вражеских набегов, захватов монастырского имущества и пожаров погибли почти все документы, свидетельствующие об истории монастыря вплоть до XVIII века. Сохранившиеся источники не дают возможности исследователям точно реконструировать многие этапы монастырского строительства. По-прежнему сохраняется большое количество

268 Реннер М.М. Валаам в истории; Рукопись (Библиотека В.м.). - Всеволожск, 1986. т.н. «белых пятен» в истории иноческой киновии на Валааме. В их числе -вопрос датировки основания Валаамского монастыря, породивший сразу несколько гипотез, ни одна из которых не может в настоящее время считаться полностью доказанной или опровергнутой. Попытки разыскания недостающих документов и описания собственного прошлого предпринимались в обители, как мы можем предположить, ещё в XVIII столетии, а вероятно и в более ранние времена, но последовательно и продуктивно этого рода деятельность стала осуществляться в XIX веке. Историографический анализ выявил несколько неизвестных имен и источников в истории изучения Валаамского монастыря и показал, что исторический контекст, который создавался и наполнялся в течение XIX столетия, являлся жизненно необходимым для внутреннего и внешнего благосостояния иноческой киновии. Главный исследовательский интерес в изучении монастырской культуры Валаама был сфокусирован на эпохе 1840 - 1860 годов. В середине XIX века наряду с ростом социально-просветительских и либерально-демократических тенденций в русской культуре начинает ощущаться кризис духовности. Внутренний «водораздел», существовавший со времен Петровских реформ между монастырской и светской культурой, был к этому времени ясно сформулирован. Общество, а особенно «образованное общество», разделилось на две неравные части. Для одних - монастырь был «идеалом Святой Руси», а для других - «устаревшим и не приносящим никакой пользы государству учреждением». В виду такого положения дел, православному монашеству приходилось защищать свое право на существование и свое понимание мира, истории, культуры. Но в первую очередь, необходимо было справиться с теми кризисными явлениями, которые дестабилизировали монашество изнутри. Данный разрушительный процесс в русском иночестве, принято обозначать термином «обмирщение», т.е. частичное забвение идеалов православного аскетизма. Как следствие этого кризиса в различных монастырях России происходили локальные конфликты, нарушения установленного порядка.

Духовные нестроения, случившиеся в Валаамской обители в 30-х годах XIX века, были вызваны разными причинами, среди которых - разделение монашества на «ученое» и «неученое»; утрата в среде валаамского иночества верного святоотеческого понимания существа монашеского подвига; ряд причин личного характера, вызвавших спор между прежним (смещенным) и последующим настоятелями. Для возрождения истинно-аскетической жизни и искоренения недостатков потребовалось вмешательство выдающихся представителей монашества того времени, и, прежде всего, благочинного монастырей СПб епархии архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Условием возрождения монастыря явилось общее понимание несоответствия внешнего и внутреннего состояния обители тем задачам, которые она по праву могла выполнять.

В результате успешных реформ, проведенных в монастыре игуменом Дамаскиным (Кононовым), валаамское монашество сформулировало и предложило «миру» свое понимание развития российского общества, необходимым условием благополучия которого оно считало соответствие исторических устремлений христианским идеалам. Монастырь не переставал ограждать себя от влияний «мира» неучастием в его делах, но при этом сам динамично развивался, используя новые, для того времени, технологии. Цель такого развития не была идентична целям прогресса, ставшим приоритетными для современников. Воздействие Валаамской обители на культурообразующие процессы в обществе не ограничивались устной проповедью и личным примером. Монастырь активно формировал общественное мнение, используя свой авторитет среди ряда известных деятелей культуры; монастырь влиял на политику государства в отношении его северо-западных окраин, создавал предпосылки для экономического развития региона; монастырь занимался делами благотворительности и просвещения, ставя на первое место - духовное окормление народа. Успехи строительства, и во внутренней жизни киновии, и во внешнем благоустройстве вывели Валаам в ряд выдающихся монастырей

России. Та идея «Северного Афона», которая всегда владела умами лидеров русского монашества, и для осуществления которой имелись все предпосылки, была воплощена в реальность в XIX столетии игуменом Дамаскиным (Кононовым) и братством обители. Валаам стал явлением общенациональной и мировой культуры. Тысячи паломников и туристов посещали монастырь, увозя с собой представление о «Земном рае», о «Дивном острове». Десятки художников старались запечатлеть его образ в своих произведениях. Валаамом восхищался Александр Дюма, его монастырскую жизнь описывали Василий Иванович Немирович-Данченко и Борис Константинович Зайцев, к этому архипелагу стремились и о нем мечтали герои Николая Семеновича Лескова, проникновенные строки ему посвятил Иван Сергеевич Шмелев. «Пречудный остров» возникал на полотнах Ивана Ивановича Шишкина, Михаила Константиновича Клодта, Архипа Ивановича Куинджи, Федора Александровича Васильева, Петра Ивановича Балашова, Николая Константиновича Рериха. На «горах Валаамских» формировалось целое направление национальной архитектуры - «Русский стиль», автором которого был выдающийся зодчий A.M. Горностаев. Отдал дань красоте «Угрюмого края, туманного края» композитор Петр Ильич Чайковский.

Проведенное исследование позволило выявить ряд проблем, нуждающихся в дальнейшем изучении. К их числу относятся:

- История Валаамского подвижничества середины XIX столетия, как малоизвестная страница русской святости.

- Вопросы российско-финских взаимоотношений, в том числе и культурных связей, в контексте диалога Валаамского иночества с прибрежным финским населением и государственными органами власти Великого княжества Финляндского.

- Благотворительность и меценатство на Валааме, как страница истории русского предпринимательства.

- Социальное служение монашества; роль «монастырских тюрем», монастырских школ и монастырских богаделен в истории России.

 

Список научной литературыРодченко, Игорь Григорьевич, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Российский государственный исторический архив (РГИА): Ф. 218: О построении церкви в скиту Всех святых, оп. 3, ед. хр. 605. Ф. 789: Личное дело A.M. Горностаева, оп. 14, литера Г, ед.хр. 78; Отчеты Императорской Академии Художеств, оп. 4-6.

2. Ф. 796: Дела канцелярии Святейшего Синода, оп. 205, ед.хр. 550; оп. 123, № 1140, № 1337; оп. 122, № 356; оп. 124, № 1651; оп. 119, № 1082, 1082 А; оп. 15, № 36678;

3. Ф. 797: О беспаспортных и беглецах в Валаамском монастыре, оп. 3, ед. хр. 11639.

4. Ф. 797: О перечислении Валаамского монастыря в Шлиссельбургский уезд, оп. 15, ед. хр. 36678.

5. Ф.797: О предоставлении Валаамскому монастырю права беспошлинного вывоза товаров, оп. 31, III отд. II сб., ед. хр. 2

6. Ф. 815: О подчинении монастыря имперским законам, оп. 16, д. 1233. Ф. 834: Житие преподобного Александра Свирского, оп. 2, № 1223: XVI в. Ф. 835: A.M. Горностаев. Скит во имя Всех святых. Вид с Востока; Вид с Северо-запада, оп. 4, ед. хр. 2.

7. Ф. 1102: Фотографии скитов Валаама, оп. 3, ед. хр. 157

8. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб):

9. Ф. 19: О винной продаже, on. 1, ед. хр. 11833.

10. Ф. 19: Рапорт о построении гостиницы в Валаамском монастыре, оп. 42, ед. хр. 41.

11. Ф. 19: О благосостоянии церквей СПб епархии за 1857 год, оп. 49, ед. хр.29.

12. Ф. 19: О состоянии монастырей СПб епархии за 1842 г., оп. 35, ед. хр. 44. Ф. 19: Рапорт благочинного монастырей архим. Игнатия, оп. 33, ед. хр.159.

13. Ф. 19: Рапорт игумена Дамаскина в Духовную консисторию, оп. 46, ед. хр.38.

14. Ф. 19: Отчет об обозрении монастырей СПб епархии за 1857 г., оп. 49, ед. хр. 25.

15. Ф. 19: Отчет по Валаамскому монастырю за 1858 год, оп. 51, ед. хр. 50. Ф. 19: Прошение на имя Всеавгустейшего монарха Александра I о возведении обители в первый класс, оп. 17, ед. хр. 856.

16. Ф. 19: Разрешение на сбор средств для строительства, on. 1, ед. хр. 12360. Ф. 19: Прошение игумена Ионафана о строительстве надвратной церкви, оп. 4. Ед. хр. 223.

17. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (РНБ ОР): Ф. 15: Краткое описание Валаамского общежительного монастыря. Собр. Ал. Нев. Лавр. Ед. хр. 71., л. 1 + 15.

18. Ф. 18: Материалы о Сулакадзеве А.И., ед. хр. 23. Ф. 40: Архитектурные чертежи, № 17, № 327.

19. Ф. Q 96: Сулакадзев А.И. Летописец 1828 соб. Михайловского, л. 128. Ф. 487: О святых великоновгородских епископах и архиепископах и преподобных и чудотворцах. Мих. Q 348, XVE в.

20. Ф. 487: Книга, обдержащая в себе собрание всех российских святых и чудотворцев. Мих. Q 351. XVII в.

21. Ф. 588: Сборник, составленный из нескольких рукописей, написанный полууставом и скорописью XVII XVIII в. О зачале и о создании Троицкого монастыря, что на Усть Шексны реке, Пог. № 1579, ч. 4, л. 43.

22. Ф. 708: Картотека к словарю художников. Собко П.Н.

23. Ф. 905: Сборник исторический. Q 36.

24. Ф. 1000: Игнатий (Брянчанинов Дмитрий Александрович) Епископ Кавказский. Жизнеописание, составленное не установленным лицом. Кон. 1870-х., оп. 2, ед. хр. 531, 451 л./об.

25. Ф. 1000 СОИ: Рукопись поэмы А Н. Апухтина «Год в монастыре», on. II, ед. хр. 50, л. 14.

26. Национальный архив Карелии (НАК):

27. Архив Ново-Валаамского монастыря в Финляндии (АНВМ):

28. Письма игумена Дамаскина: DA: 2; DB: 18; DB: 7; ОВ: 3; ЕА: 39; ЕА: 40.

29. О поисках жития преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев (1858- 1920): № 8289.

30. Материалы для составления истории Валаамского монастыря, № 8288.

31. Дело о «подначальных», В А: 13.

32. Ведомость Валаамского монастыря за 1855 г., Ва: 18.

33. О построении часовни в Москве, Ва: 40; Ва: 86.

34. Периодические и продолжающиеся издания: Журналы

35. А. Д. Поездка на Валаам // Семейные вечера. Для ст. возраста 1868. -№25-С. 267-271.

36. А. М в. Поездка по Ладожскому озеру // Отечественные записки. -1849. - Т. 67. - № 11 - 12. - С. 63 - 64

37. Агапов В. Карелия в творчестве выдающихся русских художников /

38. B. Агапов // На рубеже. 1955. -№ 6. - С. 115 - 121.

39. Андрианов Ю.А. Роль режима питания в духовном становлении насельников русских монастырей XIX века / Ю.А. Андрианов // Этнографическое обозрение. М., 1995. -№ 5. - С. 84-91.

40. Евлогий, архим. Великий ангельский образ в православном монашестве // Журнал Московской Патриархии. 1979. - №8. - С. 34 - 40.

41. И. А. На Валааме // Русская иллюстрация. 1915. - № 25 - С. 1822.

42. И.Д. Царская часовня на острове Валааме // Странник (Смесь). -1866. Т.1. - № 3. -4.5. - С. 1-6 игумен Дамаскин.

43. Коневец и Валаам // Русский иллюстрированный альманах. 1858.1. C. 123 129.

44. Корнилова Н.Б. Валаам в Финляндии / Н.Б. Корнилова // Наука и религия. 1992. - N 2. - С. 29 - 33.

45. Ю.Корнилова Н.Б. Валаамская традиция старчества / Н.Б. Корнилова // Памятники Отечества. -М., 1991 -N 2. С. 114-121.

46. Левитсткий С.Д. Идея монашества и Валаамская монастырская община / С.Д. Левитсткий // Православное обозрение. 1883. - № 2 -3,-С. 238-288; 584-610

47. Леонова О.Л. Динамика хозяйственной культуры монастырей в России: Экологический аспект / О.Л. Леонова // Экология и религия. -М., 1994. -4.2.-С. 391 -403.

48. Леонтьев К.Н. Отшельничество, монастырь и мир. Их сущность и взаимная связь: (Четыре письма с Афона 1872 года) / К.Н. Леонтьев // Начала. М., 1992. - N 2. - С. 19 - 40.

49. Лепахин В. Отцы пустынники и жены непорочны / В. Лепахин // Журнал Моск. патриархии. М., 1994. -№ 6. - С. 87 - 96.

50. Маркевич И. Что читали монахи / И. Маркевич // Библиотека. М., 1993. -N3. - С. 61-64.

51. Миляев С. Валаамский монастырь / С. Миляев // На рубеже. 1940. -№2-3.-С. 80-89.

52. Монастыри общежительные и штатские // Русский инок. 1914. - № 13.-С. 813-816.

53. Мясников B.C. Валаамская ссылка Н.Я. Бичурина / B.C. Мясников // Пробл. Дальнего Востока. М., - 1986,-№1,-С. 115-121.

54. Наши монастыри их богатство и получаемые ими пособия // Беседа. 1872.-№3-11.

55. Е. Коневец и Валаам. // Семейные вечера. Для ст. возраста. 1869. -С. 23 -26.

56. Один из богомольцев. Из Валаама. Освящение нового собора в Валаамском монастыре // Церковный вестник. № 26. - С. 848.

57. Паламарчук П. Россия и монастырь / П. Паламарчук // Грани = Grani. Frankfurt; М., 1993 . - № 169. - 253 - 260.

58. Первые монастыри России и состояние веры и нравственности // Церковь Русская во дни святого Владимира и Ярослава до избрания митрополитом Илариона. Христианское чтение. - 1853. - Ч. 1. - С. 402-463.

59. Петров П.Н. М.Н. Воробьев и его школа / П.Н. Петров // Вестник изящных искусств. Т.6. - Вып. 4. - 1888. - С. 279 - 333.

60. Посещение Валаамского монастыря Высокопреосвященным Исидором, митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским // Странник. 1862. - № 3 - С. 368 - 372.

61. Посещение Валаамского монастыря Государем Императором Александром Николаевичем с Августейшим семейством // Русский художественный листок. 1858. - № 25 - 36; 1859 - № 1 - 2.

62. Реннер М. Валаам: Спасо-Преображенский монастырь и его скиты / М. Реннер // Журнал Моск. Патриархии. 1989. - № 5. - С. 12-15.

63. Рывкин В Р. Архитектор A.M. Горностаев на Валааме / В.Р. Рыбкин // Север. 1979. - № 9. - С. 103 - 105.

64. С. В. Поездка на Валаам // Сын отечества. 1857. - № 27. - С. 636 -640.

65. Сергий (Булгаков), протоиерей. Православие и культура // Вестник Российского Христианского Студенческого Движения. Paris, 1931. -№ 10.-С. 11-18.

66. Скипетров П. Валаам и Сердоболь / П. Скипетров // Церковный вестник. 1892. -№ 30. - С. 470-473.

67. Старый Валаам. Воспоминания архимандрита Афанасия (Нечаева) // Север. 1979. - № 9. - С. 74 - 88.

68. Стасов В.В. Алексей Максимович Горностаев / В.В. Стасов // Вестник изящных искусств. 1888. - Т. 6. - С. 127 - 135.

69. Стасов В.В. Наша архитектура за последние 25 лет / В.В. Стасов // Вестник Европы. 1883. - Кн. 6. - С. 438 - 461

70. Страхов Б. Валаам и его святыни / Б. Страхов // Мирской вестник. -1870. кн. 9. - отд. 1. - С. 1-30.

71. Сысойков М. На острове Валаам / Михаил Сысойков // На рубеже.-1956.-№ 6-С. 85 -99.

72. Тихон (Тихомиров), архим. Аскетизм как основа русской культуры / Тихон (Тихомиров), архим. // Православная жизнь. 1995. - № 9. -С. 9 - 26.

73. Фаресов А.И. Поездка на остров Валаам / А.И. Фаресов // Исторический вестник. 1901. - Т.85. -№ 7 - 9. - С. 610 - 621.

74. Хотинский С. Поездка на Валаам / Степан Хотинский // Дух христианина. 1863/1864. - Ч. 3 - С. 806 - 879.

75. Шляпкин И. Рукописи Валаамского монастыря / И. Шляпкин // Библиограф: Вестник литературы, науки и искусства. СПб. - 1889. -№10-11.-С. 195-200.1. Литература:

76. Аврамиевский скит на Валааме и житие преп. Авраамия Ростовского. СПб.: Изд. Валаамского монастыря, 1890. - 16 е.; ил.

77. Азбелев С. Н. Новгородские летописи XVII века / С. Н. Азбелев. -Новгород: Ак. Наук СССР; ИР ЛИ; Новгородский историко-арх. муз. зап., 1960.-289 с.

78. Азбелев С. Н. Текстологическое исследование Новгородской Уваровской летописи / С. Н. Азбелев // ТОДРЛ. Т. 16. Л., 1960. С. 270 - 287.

79. Амфитеатров А.В. Поездка на Валаам / А.В. Амфитеатров // Контуры. СПб.: Изд. «Общественная польза», 1906. - С. 241 - 314.

80. Андреев А.П. Ладожское озеро / А.П. Андреев. 4.1-2. - СПб.: Тип. Мор. М-ва в Глав. Адмиралтействе, 1875. - II, 263, 135 е.: ил., 11 л. ил., 4 карт.

81. Арцибашева Т.Н. Монастырь на стыке культур (на примере монастырей Курского края Московской Руси 17 века): Дис. . канд. культ, наук: 24. 00. 22 / Т.Н. Арцибашева; РГПУ им. Герцена А.Н. -СПб, 1997.- 166 с.-Библиогр.: 154- 166.

82. Асов Ал. Славянские руны и "Боянов гимн" / Ал. Асов. М.: Вече, 2000. - 402 е.; ил. - Библиогр.: с. 403 - 413.

83. Барсегян Т.В. Православные монастыри в системе современной культуры. (На примере Нило-Столобенской пустыни) / Т.В. Барсегян //Церковь в истории России.-М., 1998.-Сб. 1.-С. 177-180.

84. Бахтияров А.А. Валаамская обитель: Поездка на Валаам / А.А. Бахтияров. СПб.: Тип. Г.А. Куковерова, 1893. - 32 с.

85. Белякова Е.В. Скитский устав и его значение в истории русского монашества / Е.В. Белякова II Церковь в истории России. М., 1998. -Сб. 1.-С. 21-29.

86. Берташ А.В. Содержание и эволюция русского стиля в церковной архитектуре сер. XIX нач. XX ст. / А.В. Берташ И Искусство христианского мира. Вып. 2. - М.: Изд. Свято-Тихоновского богословского ин-та, 1998. - С. 78-91.

87. Большакова С.Е. История создания и проблемы воссоздания монументальной живописи памятников Валаамского монастыря / С.Е. Большакова // Православие и культура: Материалы научно-практ. конференции. 3 выставка "Православная Русь". СПб, 1997. -С. 12-15.

88. Большакова С.Е. Художники Валаамского монастыря / С.Е. Большакова // Русь Православная: история и современность: Сб. ст. / СПб.: PAX; СПбГАИЖСиА, 2000. С. 5 - 10.

89. Бородкин М.М. Из истории многострадальной Выборгской губернии / М.М. Бородкин. Гельсинфорс: Б.и, 1914. - 43 с.

90. Булгаков С.Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н, Булгаков. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2001.- 672 с. (Библиотека «Р.Х. 2000«. Серия «Религиозные философы»),

91. Бычков В. 2000 лет Христианской культуры. В 2 т. / Виктор Бычков.- М. СПб.: Университетская книга, 1999.

92. Т.1: Раннее христианство. Византия. 1999. - 575 с. Т.2: Славянский мир. Древняя Русь. - 1999 - 527 с.

93. Валаам Христовой Руси. М.: Хризостом; Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. - 800 с.

94. Валаам. Стихотворения. Изд. Валаамского монастыря, 1935. - 31 е.; ил.

95. Валаамская обитель. 2-е изд.; Конволют. - СПб.: Товарищество «Печатня С.П.Яковлева», 1896. -38 е.: 1 л. ил.

96. Валаамские подвижники. Биографический очерк с критическим взглядом на реформаторов Лютера и Кальвина. По благословению Валаамского настоятеля отца Дамаскина, составил Валаамский иеромонах. СПб.: Тип. А. Трашеля, 1872. - 105 с.

97. Валаамский монастырь // Материалы для статистики Российской Империи издаваемые, с Высочайшего соизволения при статистическом отделении совета МВД. СПб.: Тип. МВД, 1841. -С. 59-62.

98. Валаамский монастырь и его подвижники / Издано иждивением Валаам, монастыря. 3-е изд, испр. и доп. - СПб.: Типо-Литогр. И. Генералова, 1903. - 447 е.: ил.; Приложение: Изображение Германа и

99. Сергия Валаамских чудотворцев, пяти портретов, рисунков и карты Валаам, о-вов.

100. Валаамский монастырь. Изд. 4. - Вып. 7. - Одесса: Тип. Фесенко Е.И., 1904. - 68 е.; ил. - (Живописное обозрение русских святых мест).

101. Валаамский скит во имя Всех Святых и скитские подвижники: С приложением синаксаря, читаемого в неделю всех святых / Издано иждивением Валаамского монастыря. 2-е изд. - СПб.: «Столичная Скоропечатня» С.Х. Золотухина, 1902. -47 е.: 1 л. ил.

102. Валаамского монастыря часовня и подворье в г. Москве / Издание Валаам, монастыря. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1900. - 16 е.; Библиогр.: Издания Валаамского монастыря. - Обл. (23 назв.).

103. Возняк Эльжбета. Суспральский монастырь как центр межславянских культурных связей (XVI XVII вв.): Автореф. дис. . канд. филолог, наук: 10.01.04 / Эльжбета Возняк; РАН. Институт славяноведения и балканистики. -М., 1993. - 18 с.

104. Войцехович М.В. Древняя история русской Карелии и Ингерманландии / М.В. Войцехович. СПб.: Тип. М-ва Внутренних Дел, 1910.-56 с.

105. Волховский М.Г. Валаамский монастырь / Сост.: M.F. Волховский. // Святые места на Руси. Описание главнейших монастырей, их история и святыни. СПб.; Изд. Т.Ф. Кузина, 1894. - С. 153 - 169.

106. Воскресенский скит на Валааме и в нем Кувуклия с подобием Гроба Господня. СПб.: Изд. Валаамского монастыря, 1911. - 34 е.; ил.

107. Вяземский П.П. Монастыри на Ладожском и Кубенском озере / П.П. Вяземский // Памятники древней письменности. СПб.: Тип. Добродеева С., 1881. - 30 с.

108. Георгий (Тертышников), архимандрит. Русское монашество в служении человеку // Церковь в истории России. М., 1998. - Сб. 1. -С. 131-134.

109. Гершензон М.О. Исторические записки (О русском обществе) / М.О. Гершензон. М.: Изд. журн. «Критическое обозрение», 1910. - 187 с.

110. Головин В. Финляндский сейм 1863 1864 гг.; Из X вып. "Северного сияния" за 1864 г. /В. Головин. - СПб.: Б. и., 1865. - С. 14 - 15.

111. Горелова Э.М. Ладога / Э.М. Горелова, В.Л. Кириллова, Н.М. Распопов. Л.: Лениздат, 1974. - 214 с.

112. Государь Император Александр I на Валааме в августе 1819 года. -Царское село, 1858. 25 с.

113. Громов М.Н. Монастыри на Руси / М.Н. Громов // Культура и религия: линии сопряжения. -М., 1994. С. 48 - 52.

114. Громов М.Н. Монашеский подвиг и монастырская культура / М.Н. Громов // Подмосковье как историко-культурный регион России. -М., 2000.-С. 6-14.

115. Елагин Н.В. Дух и заслуги монашества для Церкви и общества / Н.В. Елагин. СПб.: Б.и., 1874. - 64 с.

116. Епархиальное Древлехранилище в Валаамском монастыре: Краткое описание. СПб.: Иждивением Валаам, монастыря, 1913. - 50 с.

117. Жизнеописание Валаамского подвижника схимонаха отца Агапия / Издание Валаам, монастыря. СПб.: Тип. И.В.Леонтьева, 1910. - 52 е.; 1 л. ил.

118. Житие преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецкой обители первоначаль ников. На церковно-славянском яз. Соловецкий монастырь, 2001. 220 с.

119. Замечательная жизнь и деятельность настоятеля Валаамского монастыря игумена Дамаскина и поучительные его слова / Издание Валаам, монастыря. 2-е изд. - СПб.: Тип. И.Генералова, 1904. - 116 е.; 1 л. ил.; Библиогр.: Обл.(23 назв.).

120. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению; Этико-богословское исследование / С.М. Зарин. М.: Паломникъ, 1996. - 682 с. - (Святые отцы и учители церкви в исследованиях православных ученых). - Предметный указ.: с. 688 - 693.

121. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века / П.Н. Зырянов. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 1999. -312 е.; ил.

122. Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике. / Сост. и вступит, статья И.Н. Шуваловой. Л.: Искусство, 1978. - 463 е.; ил., портр. - (Мир художника).

123. Игнатий Брянчанинов, свят. Путешествие в Валаамский монастырь // Странник. М., СПб.: «Лествица»; Северо-западный центр православной литературы «Диоптра», 1998. - С. 231 - 272

124. Ильин И.А. Основы христианской культуры / И.А. Ильин // И.А. Ильин Собр. соч. в 10 т. М.: Русская книга. - Т. 1. - С. 285 - 330.

125. Иннокентий (Беляев), арх. Пострижение в монашество: Опыт историко-литургического исследования обрядов и чинопоследований пострижения в монашество в греческой и русской церквях до XVII века. Вильна: Тип. А.Г. Сыркина, 1899. - 351 с.

126. Иоанн Касснан Римлянин, преп. Писания. Репринт, изд. М.: Свято-Троицая Сергиева Лавра; РФМ, 1993. - 649 е.; Алф. ук. - С. 633 -649.

127. История православного монашества в Северо-Восточной России со времен преп. Радонежского / Сост. Кудрявцев М. М.: О-во любителей церк. истории, 1999. - 276 с.

128. Казанков Б.Е. Судьба библиотеки Валаамского монастыря / Б.Е. Казанков // История библиотек: Исследования, материалы, документы. Вып. 3. - СПб., 2000. С. 45-50.

129. Казин А.Л. Монастырский аспект русской культуры / А.Л. Казин // Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство: Материалы историко-теоретической конференции. СПб., 1996.-С. 11.

130. Казин А. Л. Последнее царство. Русская Православная цивилизация / А.Л. Казин. СПб.: Изд. Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, 1998 http: //www.wco.ru/biblio/

131. Карташев А.В. Святой Великий князь Владимир отец русской культуры / А.В. Карташев http: //www.wco.ru/biblio/

132. Киреевский И.В. Разум на пути к истине; Философские статьи, публицистика, письма. Переписка с преподобным Макарием (Ивановым), старцем Оптиной пустыни. Дневник / И.В. Киреевский. М.: Правило веры, 2002. - 660 с. - Коммент.: с. 451 - 660.

133. Ключевский В.О. Православие в России / В.О. Ключевский. -М.: Мысль, 2000. 621 с.

134. Ключевский В.О. О русской истории / В.О. Ключевский; Ред. В.И. Буганов. М.: Просвещение, 1993. - 574 с.

135. Козлов В.П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников в XVIII XIX вв.; Учеб. пособие / В. П. Козлов. - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 1996. 256 е.; ил. - Библиогр.: с. 257 -270.

136. Комплексные природоведческие исследования на северо-западе России: Валаамская и Кургальская экспедиции СПбОЕ./ Под ред. Д.А. Александрова, Н.М. Калиберновой// Труды СпбОЕ, Сер. 1, Т. 92. 1998.- 116 с.

137. Кондратьев И.К. Святыни Валаамского монастыря места подвижничества преподобного Сергия и Германа Валаамских чудотворцев: История монастыря с древних времен по настоящее время / И.К. Кондратьев. -М.: Тип. И.А. Морозова, 1896. 124 с.

138. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века / А.А. Корнилов. Вст. ст. А.А. Левановского. -М.: Высш. шк., 1993. 446 с. - (Историческое наследие).

139. Корольков Н.Ф. Валаамская обитель / Н.Ф. Корольков 2-е изд. - СПб.: Изд. пост, комиссией народных чтений, 1912. - 8 е.: ил.

140. Костяшкин И.А. Валаам в жизни и творчестве замечательных людей / И.А. Костяшкин. М.; Б. и., 1999. - 196 е.; ил.

141. Котельников В.А. Православные подвижники и русская литература. На пути к Оптиной. / В.А. Котельников. М.: Прогресс-Плеяда, 2002. - 384 е.; ил.

142. Кудрявцев И. Первый каменный храм на Валааме / И. Кудрявцев. Финляндия: Новый Валаам, 1981. - 10 е.; ил.

143. Кузнецов Е.П. Валаамская тетрадь / Е.П. Кузнецов М.: Руда и металлы, 2001. 143 е.; ил.

144. Кучко А.А. и др. Валаам феномен природы / А.А. Кучко, И.П. Лазарева и др. - Петрозаводск: Карелия, 1988. - 108 е.: ил. -(Природа и человек).

145. Лазарев Е. Валаам твердыня чудес / Е. Лазарев // Мифы и магия индоевропейцев. -М., 1995 - Вып. 1. - С. 118-140.

146. Лазарева И.П. Почвы и почвенный покров / И.П. Лазарева, Морозова P.M. // Экосистемы Валаама и их охрана. Петрозаводск, 1989. - С. 15-84.

147. Лебедев В.Н. Особенности традиций Валаамского старчества XIX XX веков / В.Н. Лебедев // Православие в русской культуре: Сб. ст. под ред. В.А. Щученко. - СПб.: ИНК-Вести, 1998. - С. 126 -128.

148. Лихачев Д.С. Русская культура / Д.С. Лихачев. М.: Искусство, 2000. - 440 е.; ил., порт.

149. Логунова Е.П. Монастырь в русской культуре: Опыт духовного воспитания: К постановке проблемы / Е.П. Логунова. -СПБ.: РГПУ им. Герцена, 1994. 15 с.

150. Майков П.М. Финляндия, ее прошлое и настоящее / П.М. Майков. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1905. - 537 с. - Библиогр.: с. 538 - 541.

151. Майков П.М. Финляндия: История и культура. Ее прошедшее и настоящее / П.М. Майков. 2-е доп. изд. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1911. -X, 552 е.: ил.

152. Макарий, архим. Сказание о жизни и трудах Преосвященного Гавриила, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского. -СПб.: Тип. Эдуарда Веймара, 1857. 146 е.; ил.

153. Малиновский Бронислав. Научная теория культуры / Бронислав Малиновский. М.: О.Г.И., 1999. - 208 с.

154. Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа; Сложение пейзажной живописи во вт. пол. XIX века. А.К. Саврасов -И.И. Шишкин / Ф.С. Мальцева. Вып. 1. - М.: Искусство, 1955. -178 с.

155. Матинян Н.Н. Почвы острова Валаам / Н.Н. Матинян, И.С. Урусевская. СПб.: Изд. СПбГУ, 1999. - 31с.

156. Матинян Н.Н. Почвы садов Валаама / Н.Н. Матинян, И.С. Урусевская, К.А. Бахматова // Эколого-генетические исследования почв в гумидных ландшафтах. Тр. Биол. научно-иссл. ин-та. СПбУ, 1996.-С. 42-66.

157. Миклухо-Маклай М.Н. Геологический очерк Олонецкого уезда и островов Ладожского озера, расположенных вокруг Валаама

158. М.Н. Миклухо-Маклай. СПб.: Б.и., 1897. -92. е.: геолог, карт. -(Материалы по геологии России. Вып. 18).

159. Михаил Архангельский, иерей. История Православной Церкви в пределах нынешней С. Петербургской Епархии / Архангельский Михаил, иерей. - СПб.; Б. и., 1871. - 298 с.

160. Михайлов П. Валаамский монастырь. Краткое историческое описание и стихотворение посвященное сей обители / П. Михайлов. СПб.: Изд. Валаамского монастыря, 1912. - 40 с.

161. Михайловский В. По Валаамскому монастырю: Из впечатлений богомольца / Василий Михайловский. 2-е изд. - СПб.: Б. и., 1901.-4 с.

162. Михалева Е.В. Орнитологические исследования на Валаамском архипелаге / Е.В. Михалева // Комплексные природоведческие исследования на северо-западе России: Валаамская и Кургальская экспедиции СПбОЕ. СПб., 1998. С. 64 -68.

163. Монастыри России: Материалы VII Российской науч. конф., посвящ. Памяти Святителя Макария / Вып. 7: / Ред.-сост. Кертанова JI.C. - Можайск: Можайск - Терра, 2000. - 744 е.; ил.

164. Монашество и монастыри в России. XI XX века: Исторические очерки / Отв. ред. Н.В. Синицина; Ин-т российской истории. - М.: Наука, 2002 - 346 с.

165. Монашество и современные о нем толки. М.: О-во ист. и древностей Российских при Моск. универ., 1827. - 39 с.

166. Муравьев А.Н. Путешествие по Святым местам русским. Троице-Сергиева лавра, Ростов, Новый иерусалим, Валаам / А.Н. Муравьев. СПб.: Тип. III отд. Соб. Е. И. В. канцелярии, 1836. - 155 с.

167. Мурашева Н.В. Остров Валаам Кар.ССР; Краткая истор. справка. Рукопись / Н.В. Мурашева. JL: Ленинградский филиал проектного института по реставр. памятников ист. и культ. «Спецстройреставрация», 1984. Хранится в библ. Валаамского монастыря.

168. Найденова Л.П. О возможных подходах к изучению монастырской жизни / Л.П. Найденова // Церковь в истории России.- М„ 1998. Сб. 1. - С. 197 - 200.

169. Наследие монастырской культуры: Ремесло, художество, искусство: (Ист.-теорет. конф.). Тезисы / М-во культуры Рос.Федерации, РАН. Рос. ин-т истории искусств. СПб., 1996. - 35 с.

170. Настоятель Валаамского монастыря игумен Ионафан / Издание Валаамского монастыря. СПб.: Тип. Н.А.Лебедева, 1893. -43 е.; порт.

171. Никольский скит на Валааме и житие святителя и чудотворца Николая. СПб.: Тип. Н.А. Лебедева, 1889. - 32 с.

172. Новорусский М. Душеспасительное хозяйство: (Валаам, труд, община) / М. Новорусский. Б.м.: Б.и., 1907. - [20 с.]; Перепечатано из журн. «Современный мир». - 1907. - сент - отд.2.

173. О вредных следствиях пьянства и духовное от него врачество.- 3-е изд. СПб.: Тип. И. Генералова, 1904. - 14 с.

174. Озерецковский Н.Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому Надворного Советника, Императорской Академии Наук

175. Оптина пустынь и русская культура: Материалы I Киреевских научных чтений. Калуга, 2000. - 104 с.

176. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. СПб.: Б. и., 1876. - 396 с. Д. Ростиславлев.

177. Остроумов И. Святыни нашего Севера: Путешествие по Соловкам, Валааму и другим обителям / И. Остроумов. СПб.: Тип. П. П. Сойкина, 1897. - 182 с.

178. Охотина Н.А. Валаамский монастырь конца XIV начала XVII вв. Источниковедческое исследование: Дис. . канд. ист. наук: 07.00.09 / Н.А. Охотина; РАН. -М., 1993. -21 с.

179. Охотина Н.А. Монастырский устав Сергия Валаамского / Н.А. Охотина //Scando-Slavica. Copenhagen, 1993. - Т. 39. - С. 84-99.

180. Охотина Н.А. Сказание о Валаамском монастыре -неизвестное сочинение второй половины XVI в. / Н. А. Охотина // ТОДРЛ.-СПб., 1993.-Т. 47.-С. 121-147.

181. Охотина-Линд Н.А. Рукописное наследие Валаамского монастыря XV начала XVII вв. / Н.А. Охотина-Линд // ТОДРЛ. -СПб., 1996. - Т. 49. - С. 440 - 470.

182. Охотина-Линд Н.А. Сказание о Валаамском монастыре: Исследование, текст, перевод с древнерусского, комментарии / Н.А. Охотина-Линд. СПб.: Глаголъ, 1996. - 256 с. - (Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях).

183. Пантелеймон (Сархо), архим. Отец Иоанн: Жизнь Валаамского старца (1873 1958). - Новый Валаам, 1992. - 95 с.

184. Пантелеймон (Сархо), иером. Епископ Игнатий Брянчанинов и Валаамский монастырь: Курсовое сочинение (Машинопись). Л.: ЛДА, 1984.-24 с.

185. Пантелеймон (Сархо), иером. Игумен Валаамского монастыря Дамаскин (1795 1881 гг.) и его эпистолярное наследие: Курсовое сочинение студента IV курса (Машинопись). - Л.: ЛДА, 1977. - 128 с. -Библиогр. С. 111 - 127

186. Паялин Н. П. Материалы для составления истории Валаамского монастыря / Н. П. Паялин. Выборг: Изд-во редакции газеты «Карельские известия», 1916. - 47 с.

187. Переписка А.Х. Востокова в повременном порядке с объяснительными примечаниями И. Срезневского. СПб.: Тип. Имп. Ак. Наук, 1873.-504 с.

188. Петров JI.B. Массовая коммуникация и культура: Введение в теорию и историю; Учебное пособие / JI.B. Петров; СПбГУК. СПб.: СПБГУК, 1999.-211с.

189. Пимен (Говоров) иером. Валаамское слово о Валаамском монастыре: Исторический очерк. СПб.: Изд. Валаамский монастырь, 1871.-31 с.

190. Пименов В. Карелия глазами путешественников и исследователей XVIII и XIX веков / В. Пименов, Е. Эпштейн. -Петрозаводск: Карелия, 1969. С. 262.

191. Платон (Левшин), митр. Краткая церковная история, сочиненная Преосвященным Платоном Митрополитом Московским в Вифании. М.: Синодальная типография, 1805. - 388 с.

192. Поездка из Москвы на Валаам в 1871г. М.: Тип. «Русские ведомости», 1871. - 15 с.

193. Покровская В.Ф. Еще об одной рукописи А.И. Сулакадзева / В. Ф. Покровская // ТОДРЛ. Т. 14. Л., 1958. С. 635 - 636.

194. Попов Вл.А. По островам Ладожского озера / Вл.А. Попов. -М.: Изд. Д.П. Ефимова, 1904. 76 е.; ил.

195. Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах / В.В. Похлебкин. М.: Международные отношения. (http:// kirjazh.spb.ru/)

196. Правила благоустройства монастырской жизни. Казань; Тип. Императорского универ., 1910. - 64 с.

197. Преподобного отца нашего аввы Дорофея. Душеполезные поучения. Репринт, изд. Б. м.: Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. - 268 е.; алф. ук.

198. Преподобного отца Иоанна Лествичника. Лествица. Репринт, изд. Б. м.: Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. -276 е.; алф. ук.

199. Преподобные отцы Сергий и Герман Валаамские Чудотворцы Основатели Валаамской обители и стихотворение посвященное сей обители. 7-е изд. - СПб.: Тип. И Генералова, 1904. - 24 с.