автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Культурно-идеологическое воздействие Запада на аравийские страны Персидского залива 70-е-80-е гг.

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Ибрагимов, Джалал Фатихович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Культурно-идеологическое воздействие Запада на аравийские страны Персидского залива 70-е-80-е гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурно-идеологическое воздействие Запада на аравийские страны Персидского залива 70-е-80-е гг."

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВВДЕНИЯ

На правах рукописи

ИБРАГИМОВ Джалал Фатихович

КУЛЬТУРНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАПАДА НА АРАВИЙСКИЕ СТРАНЫ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА 70-е - 80-е гг.

Специальность 07.00.03 - Всеобщая история

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва 1989

Диссертация выполнена в Институте востоковедения АН СССР.

Научный руководитель - доктор философских наук

Б.С.БРАСОВ

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

В.В.НАУМКИН

доктор исторических наук М.В.ПИОТРОВСКИЙ

Внешний отзыв научного учреждения - Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М.В.Ломоносова.

Защита диссертации состоится 'У^У _1989 г.

в _ часов на заседании Специализированного совета

по историческим наукам Д.003.01.01 Института востоковедения АН СССР (Москва, Центр, ул.ЗВданова, д.12).

Автореферат разослан _(¿,_1989 г.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института востоковедения АН СССР (Москва, ул.йданова, 12).

Ученый секретарь Специализированного совета кандидат исторических наук

И.С.Клочков

© Институт востоковедения АН СССР, 1989

Актуальность темы. В 70-80-е года XX столетия особое значение приобретает политика культурно-идеологического воздействия (КИВ) ведущих капиталистических держав на развивающиеся страны Азии и Африки. Она стала частью общей стратегии империализма параллельно с экономической, политической и военной. Наряду с характеристиками, хорошо изученными в работах советских исследователей (духовная деколонизация, соотношение самобытного и заимствованного в области культуры, взаимозависимость и взаимодействие культур Востока и Запада), политика развитых капиталистических держав в области культуры и идеологии отличается разнообразием форм и механизмов, определяемых социально-политической, экономической и духовной спецификой каждого региона.

Особенностями нефтедобывающих аравийских государств Персидского залива являются высокий уровень жизни, устойчивость традиционных и, в особенности, религиозных представлений, стремление к распространению своего влияния на развивающиеся страны Азии и Африки.

В диссертации предпринята попытка комплексного анализа КИВ в странах региона, ее структуры и содержания (включая государственные, негосударственные и косвенные формы), последствий и ответной реакции на нее. В работе прослеживается также характер распространения современной западной культуры в аравийских государствах Персидского залива, показаны социопсихологические факторы воздействия на массовое сознание населения этих стран.

В силу относительного сходства культур аравийских государств региона, их исторического и этнического единства, общности происходящих в них перемен аналитические выводы могут быть применимы как к отдельной стране, так и к региону в целом.

На рубеже 60-70-х годов XX в. политико-экономическое проникновение буржуазного Запада столкнулось с растущим сопротивлением со стороны суверенных государств. Особый >,?актер это сопротивление имело в странах, получивших в свое распоряжение огромные запасы нефти и газа, а соответственно и колоссальные валютные доходы.

С приобретением аравийскими странами Залива политической самостоятельности значительно возросло их значение в мировой экономике и международной политике. Усиление их позиций оказало значительное влияние на изменение политического и экономического соотношения сил между аравийскими странами Персидского залива и капиталистическим миром. Эти перемены, в свою очередь послужили причиной появления новых методов КИВ на страны регио на с целью усиления их культурной и идеологической зависимости от Запада.

Актуальность проведенного исследования предопределяется необходимостью анализа различных форм КИВ развитых капиталистических государств на аравийские страны Залива и их реакции на это воздействие, противостояния стран Залива политике КИВ Запада как в духовной, так и политической сферах, усиления ис-ламизации и арабизации в социокультурной и политической жизни региона.

Научная новизна. Хотя политика КИВ развитых капиталистических государств на развивающиеся страны уже стала признанным направлением в науке, до настоящего времени аравийские страны еще не были предметом специального изучения. Эти вопросы лишь затрагивались в обидах работах по региону.

В диссертации впервые рассматривается политика КИВ как компонент общей стратегии империализма в странах Аравии, выявляется духовный механизм, обеспечивающий подчинение общественного сознания населения аравийских стран Залива глобальным целям империализма.

Основные аспекты исследования. Ими явилось изучение:

- динамики развития культурно-идеологического воздействия Запада на страны региона;

- формирование политики КИВ в 70-80-е годы как самостоятельного широкомасштабного и целенаправленного явления во внешнеполитической деятельности развитых капиталистических государств;

- эволюция форм, методов, стратегии воздействия в области культуры и идеологии развитых капиталистических держав в 70-80-е года на культурные процессы в аравийских государствах Залива; при этом выделяются три основные формы воздействия: государственная, негосударственная и косвенная;

- преобразования в социально-экономической, политической, идеологической и культурной сферах, явившиеся результатом политики КИВ Запада на страны региона.

Хронологические рамки исследования. Основное место в диссертации занимает изучение политики КИВ развитых капиталистических государств на аравийские страны Залива, ее форм и структуры, стратегии и направленности в 70-80-е года XX столетия. К этому времени деятельность развитых капиталистических стран в сфере КИВ оформилась и приобрела доминантное значение в общей политике воздействия империализма на страны региона. Однако поставленная в диссертации задача изучения политики КИВ развитых капиталистических держав на аравийские страны Залива связана с довольно длительным периодом и поэтому решается на более широком историческом фоне. С этой целью в работе дается обзор истории КИВ Запада на страны региона на рубеже Х1Х-ХХ вв. и его трансформации.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. Методологической и теоретической основой диссертации послужили труды классиков марксизма-ленинизма и документы КПСС и международного коммунистического и рабочего движения, посвященные проблемам идеологической борьбы между социализмом и капитализмом, а также оценкам буржуазной культуры. В разработке обшей концепции автор опирался на работы советских ученых по общим проблемам культуры, политики и идеологии, политики идеологической борьбы с империализмом.

Источники и литература. В диссертации использованы оригинальные материалы и документы на арабском и английском языках. Эти источники, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, можно подразделить на пять групп.

Первая группа. Межправительственные соглашения стран Запада с аравийскими государствами Персидского залива в области культуры, образования, туризма, обмена радио- и телепередачами.

Вторая группа. Документы и справочно-статистические изда-

ния, в которых содержится материал о внешнеполитических и экономических контактах Запада со странами Залива.

Третья группа. Документы и справочно-статистические издания, в которых содержатся сведения о культурной ситуации в аравийских государствах Персидского залива, развитии радио, телевидения, системы образования и т.п.

Четвертая группа. Периодическая печать и публицистические работы, касающиеся положения в области культуры и идеологии в странах Залива. При критическом рассмотрении этого материала можно составить общее представление о положении в области культуры и культурной политики стран изучаемого региона.

Пятая группа. Материалы международных конференций по взаимодействию культур, материалы ШЕСКО, дающие представление о внешнеполитическом курсе стран Залива в области культурного обмена и взаимодействии культур Востока и Запада.

При написании работы была освоена обширная литература по теме. Немалую помощь диссертанту оказали следующие труды советских востоковедов, посвященные странам региона: Бодянский В.Л. "Восточная Аравия", Бондаревский Г.Л. "Английская политика и международные отношения в бассейне Персидского залива. XIX -начало XX вв.", Васильев A.M. "История Саудовской Аравии (17451973)", Валькова Л.В. "Место Саудовской Аравии в мусульманском мире", Котлов Л.Н. "Становление национально-освободительного движения на Арабском Востоке (1914-1918)", "Политика Англии на Ближнем и Среднем Востоке", Туманович Н.И. "Европейские державы в Персидском заливе в ХУ1-Х1Х вв.".

Решая основную задачу - изучение КИВ капиталистических держав на аравийские страны Залива, диссертант опирался на исследования советских ученых, занимающихся проблемами идейно-политического и культурного влияния империализма. В их числе: Арбатов Г.А. "Идеологическая борьба в современных международных отношениях. Доктрины, методы и организация внешнеполитической пропаганды империализма", Земенков Р.И. "Социальная ответственность корпораций: концепция и реальность", Ерасов Б.С. "Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки", "Общая стратегия и характер воздействия капиталистических держав на культуру развивающихся стран", Мишин В.В. "Научная экспансия США в развивающихся странах", Полонская Л.Р. "Современные исламские идейные тече-

ния", Примаков Е.М. '"Ислам и общественное развитие зарубежного Востока", "Социальное обновление: схемы и реальность", Яковлев А.И. "Персидский залив в планах и политике Запада" и другие.

В диссертации использованы материалы сборника "Культура и политика в странах Азии и Африки" (ответственный редактор Ера-сов Б.С.), а также материалы конференции "Культурные процессы в развивающихся странах" (Москва, 1986 г.).

Немало фактологических данных было почерпнуто из сообще ний зарубежных и советских корреспондентов, посещавших арабские страны Персидского залива в течение последних десяти лет, статей советских и иностранных обозревателей, журналистов, ученых, политических деятелей и религиозных лидеров.

Практическая значимость исследования. Результаты анализа КИВ развитых капиталистических держав на аравийские страны Залива могут быть полезны для изучения методов и структуры политики КИВ в странах Персидского Залива и других регионах Азии и Африки, а также для дальнейших исследований политики "культурного империализма".

Сделанные в диссертации выводы, обобщения и констатации могут быть использованы при составлении учебных пособий по новейшей истории арабских стран и проблемам национально-освободительного движения в странах Арабского Востока.

Результаты исследования можно применить для уточнения и конкретизации деятельности в области культуры, культурного обмена, идеологической работе заинтересованных организаций Советского Союза (МВД СССР, МВЭС СССР, КМО, ССОД, АПН, Министерство культуры СССР и др.), а также при ведении контрпропаганда и в разоблачении политики КИВ Запада в странах региона.

Теоретическое значение диссертации. Изучение КИВ развитых капиталистических государств на аравийские страны Персидского залива:

- способствует выявлению различных аспектов внешнеполитической и идеологической направленности пропагандистской деятельности капиталистических держав в регионе;

- позволяет сделать научные выводы о социально-политических изменениях в стратегии КИВ стран капитализма, происходящих в арабских государствах Залива;

- дает представление о результатах КИВ крупнейших капиталисти-

ческих держав в странах региона и о происходящих изменениях в социокультурной среде аравийских государств Персидского залива.

Духовная экспансия, осуществляемая ведущими капиталистическими державами в аравийских странах Залива,включает в себя пропагандистско-идеологические, информационные, ценностные, образовательные и научные компоненты. В собственно пропагандистской деятельности КИВ развитые капиталистические государства ставят задачу создания привлекательного образа капитализма, дополняя это пропагандистское воздействие политическим, экономическим и военным.

Особое место в проведении духовной экспансии развитых капиталистических государств мира занимают США, наиболее активно проводящие политику КИВ в страны Персидского залива.

Среди новых факторов, придавших всей системе духовного воздействия Запада на страны региона особый размах, целенаправленность и гибкость, выделяются следующие:

- расширение участия неправительственных частных организаций (в том числе научных центров и фондов) во внешней культурной политике;

- проведение во многих научных центрах широких исследований различных сторон модернизации (в том числе соотношения культуры с экономикой и политикой), специфики восточных цивилизаций и религий, взаимодействия культур и т.д.;

- введение в действие новых коммуникационных средств;

- перестройка правительственных систем КИВ.

В результате сочетания всех факторов была создана комплексная, многоотраслевая система духовного воздействия на общественное сознание в странах Залива и на воспитание нового поколения в духе идеалов и ценностей капиталистического общества. В силу своей противоречивости буржуазная -<ультура оказывает как отрицательное, так и положительное влияние на аравийские страны Залива. В определенных сферах она содействует распространению и усвоению современной культуры, приобщению общества стран Залива к достижениям современной мировой цивилизации. Она обеспечивает подготовку национальных кадров и интеллигенции. Овладение необходимыми современными знаниями в области науки, техники, технологии, развитие внутреннего мира личности - важный итог этого духовного воздействия, являющегося

существенной стороной всей системы международного общения, способствующей передаче новых знаний, ценностей, опыта и информации.

Однако подчиненность духовного воздействия общим целям империализма и несоответствие буржуазного духовного производства тем структурам, которые сложились в странах региона и формировались в ходе борьбы за независимость, приводят к негативным последствиям в сфере духовной жизни населения рассматриваемых стран. В целом же взаимодействие культур оказывается противоречивым.

Политические и религиозные деятели аравийских государств Залива нередко усматривают именно в экспансии буржуазной культуры одну из причин того духовного кризиса, который охватывает эти страны. Все более настойчиво провозглашается неприемлемость западной модели модернизации, приводящей на практике к разрушению прежних культурных ценностей. Понимая необходимость политического, экономического и социального развития своих государств, правящие круги аравийских стран Залива стремятся совместить культурную самобытность с западным уровнем развития производства. Но политика принятия западной культуры только на уровне технического развития ведет к дальнейшему подрыву культурной самостоятельности стран региона. КИВ империализма на аравийские страны Залива - оборотная сторона экономического и технического проникновения в страны региона.

Апробация работы. Диссертация выполнена в группе социально-политических проблем культуры сектора общетеоретических проблем Отдела литератур народов Азии Института востоковедения АН СССР. Материалы, входящие в реферируемую работу, были представлены в виде тезисов на международной конференции "Культурные процессы в развивающихся странах" (Москва, 1986 г.), конференциях аспирантов и молодых ученых ИВ АН СССР, а также в виде статей, опубликованных в сборниках (см. список).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, ее новизна, определяются цели и задачи исследования, а также приводится краткий обзор литературы, используемой в работе.

Первая глава - "Культурно-идеологическое воздействие Запада на аравийские страны Персидского залива. Цели и сущность"

- носит обзорный характер. В ее первом разделе - "Присутствие Великобритании в странах Персидского залива в середине XIX -начале XX вв. - начальный этап политики культурно-идеологического воздействия Запада на страны региона" - дается краткий анализ проникновения Великобритании в страны региона, использование в этой тактике политических, экономических и военных аспектов влияния, на фоне которых формировалась политика КИВ на население стран региона.

На рубеже XIX-XX столетий в этом регионе усиливается присутствие Великобритании, имеющей интерес к овладению зоной Залива как таковой, а также к созданию в ней плацдарма для дальнейшего проникновения в страны Азии и Африки. Этот регион был для англичан связующим звеном их азиатских и африканских владений. Культурно-идеологическое воздействие на страны региона на этом этапе не имело самостоятельного значения, сопутствуя политическим, экономическим и военным действиям Великобритании. Целенаправленное распространение западной культуры и идеологии в то время возлагалось на миссионерские общества. Их деятельность дополняла торговое, промышленное и военное присутствие Великобритании в регионе, что в совокупности подготовило почву для дальнейшей целенаправленной деятельности развитых капиталистических держав в области КИВ.

В этот же период на Западе осуществляется широкое изучение региона, его религии, истории, культуры, обычаев, что в дальнейшем использовалось для усиления экспансии капиталистических держав в данный регион.

Технические достижения западной цивилизации, проникающие в страны Залива, оказывали заметное влияние на население в области культуры и их ориентации.

Во втором разделе - "Культурно-идеологическое воздействие и общая стратегия капиталистических держав в аравийских странах Персидского залива" - раскрывается характер экономического и политического присутствия капиталистических государств в странах региона как фактор КИВ на его население.

Обнаружение в странах Персидского залива в начале XX в. значительных запасов нефти вызвало повышенную заинтересованное! со стороны крупнейших IHK и повысило значение этого региона как источника энергетических ресурсов, необходимых для западных дер жав.

Начальный период политики ТНК в странах региона характеризовался стремлением установить прямой экономический контроль над нефтедобычей, что приводило к усилению политического и экономического давления на страны региона. В сфере КИВ присутствие капиталистических держав демонстрировало достижения Запада в области науки и техники. Таким образом, процесс вес-тернизации становится как бы побочным продуктом проникновения европейцев в этот регион. Наиболее сильному культурному влиянию подверглось в основном население, непосредственно связанное с производством или администрацией ТНК.

Одним из факторов формирования политики КИВ на страны региона явился рост национально-освободительного движения как во всем мире, так и в странах Персидского залива, сопровождавшийся в 60-е годы национализацией нефтедобычи в странах региона. В этих условиях Запад вынужден был искать новые методы проникновения и привлечения к себе как правящей верхушки, так и населения нефтедобывающего региона.

Однако в процессе формирования политика КИВ не представляла собой отдельной программы и не исключала иных методов оказания давления (политического, экономического и военного), являясь их составной частью.

В третьем разделе - "Экономический подъем 70-х годов как фактор культурной жизни аравийских стран Персидского залива" -на основе данных экономического роста и усиления экономических позиций аравийских стран Залива, рассматривается вопрос культурных контактов с развитыми государствами капиталистического мира и ТНК со странами региона. Стремление нефтедобывающих государств Залива к осуществлению социально-экономических преобразований и их неограниченные финансовые возможности вызвали к жизни новые формы КИВ Запада на страны Залива.

Через западные ТНК растущий госсектор аравийских стран Залива соединяется с капиталистическим хозяйством. ТНК расширяют свое участие в смешанных предприятиях, стицулируя потребности этих стран в новейшей технологии, национальных кадрах, что в свою очередь усиливает культурную экспансию Запада.

Широкие контакты со странами Запада, сдвиги в экономике и экономическом базисе создали условия для зарождения в аравийских странах Залива новых понятий, взглядов, представлений, идей, усвоения знаний в области науки, техники, культуры, об-

щественных и политических учений развитых капиталистических держав. Вовлечение аравийских стран Персидского залива в орбиту мирового капиталистического хозяйства поставило перед ними вопрос о сохранении национальной самобытности.

Распад прежних хозяйственных и социальных связей, созревание капиталистического уклада, изменения в социально-экономической структуре и политическом положении арабских государств оказали глубокое воздействие на общественное сознание жителей региона. Последствием же усилившегося культурного проникновения со стороны Запада явилось неприятие буржуазных культурных ценностей частью населения стран Залива.

Во второй главе - "Структура и содержание культурно-идеологического воздействия Запада на аравийские страны Персидского Залива" - рассматриваются формы КИВ на население стран Персидского залива, которые подразделяются на государственные (официальные), негосударственные (неофициальные) и косвенные (скрытые).

В первом разделе - "Государственные (официальные) формы воздействия" - рассматриваются формы КИВ развитых капиталистических стран, осуществляемые на государственном уровне.

На рубеже 60-х годов с приобретением странами Залива политической самостоятельности культурно-идеологическое воздействие Запада на страны региона стало проводиться по государственным каналам. Между капиталистическими державами и странами региона заключались межправительственные соглашения и договоры по обмену и оказанию помощи в области культуры, науки и техники, научных изысканий, подготовки квалифицированных кадров, оказания научно-технической помощи, организации выставок, командирования в страны приема специалистов и экспертов, организации книжных ярмарок, издания и перевода художественной литературы и т.д. Государственная политика в области культуры стала охватывать также аудиовизуальные средства информации, научно-исследовательские центры, университеты.

Особое внимание странами Запада в проведении политики в области подготовки национальных кадров уделяется высшим звеньям административно-управленческого аппарата, представителям которых предоставляется возможность получения образования в высших учебных заведениях развитых капиталистических государств Запада, организуется широкая сеть системы повышения

квалификации, краткосрочные курсы, в страны Запада направляются высококвалифицированные специалисты для лекционной работы.

Оказание странами капиталистического Запада научно-технической помощи является составной частью межправительственных соглашений в области культурного и научно-технического обмена. Научно-техническая помощь включает в себя и определенное влияние в сфере культуры, прежде всего делается упор на техническую рациональность, необходимую для освоения современных средств производства и форм потребления.

Анализ межправительственных соглашений между развитыми капиталистическими странами (США, Великобританией и др.) и государствами Персидского залива (Кувейтом, Оманом, Саудовской Аравией), заключенных за последние двадцать лет, приводит к выводу о серьезном размахе культурного обмена и выявляет мобильность развитых капиталистических стран в применении самых передовых технических средств, популяризации и распространении буржуазного образа жизни и достижений стран капитала, использовании новейших достижений в области воздействия на массовое и индивидуальное сознание.

С развитием радио и телевидения капиталистические державы стали широко применять средства массовой коммуникации (СМК) как наиболее эффективный рычаг воздействия на самые широкие слои населения. Этот факт нашел свое отражение и в официальных межправительственных соглашениях в области культурного обмена, одним из пунктов которых является "обмен" радио- и телепередачами, видео-кассетами, пластинками, документальными фильмами, видеоклипами и т.д.

К разряду государственных форм воздействия относится и монополия развитых капиталистических государств на распространение информации в странах приема, что становится одним из серьезнейших аспектов идеологического влияния на население стран региона.

Во втором разделе - "Негосударственные (неофициальные) формы воздействия" - анализируется роль IHK в политике КИВ на страны Залива.

IHK проявляют высокую заинтересованность в процессе "eöc-тернизации." населения, с целью проникновения на обширные рынки сбыта и использования региона, обладающего значительными природными ресурсами.

Уже в 70-х годах деятельность IHK не ограничивается экономической сферой, они стремятся проникнуть и в такие сферы, как здравоохранение, обслуживание, образование, наука и культура, отдых и развлечения, не имеющие непосредственного отношения к материальному производству.

В это же время деятельность IHK в области КИВ претерпевает значительные изменения, проявляющиеся во внешнем ее отделении от официальной политики. ТНК отмежевываются от государственной политики своих стран, не нашедшей поддержки в странах Залива, стараются подчеркнуть независимость от политического курса своих правительств. В публичных декларациях руководители корпораций уверяют, что IHK являются прежде всего "интернациональными группами или сообществами",их деятельность направлена не на получение максимума прибылей, эксплуатацию и достижение политического й экономического превосходства над странами региона, а на обеспечение "всеобщего блага", удовлетворения потребностей "всех и каждого".

Отличительной особенностью КИВ ТНК является реклама. Во всем потоке теле- и радиопередач специалисты IHK в области рекламы особенно тщательно разрабатывают направленную пропаганду, рекламирующую товары западного производства, буржуазный образ жизни. Реклама несет большую нагрузку в создании "демонстрацион ного эффекта" в регионе.

Особые цели и задачи ставят перед собой ТНК при рекламе своих товаров. Это связано с тем, что государства указанного региона не в состоянии обеспечить себя всеми необходимыми продуктами и потребительскими товарами. В этих условиях западные концерны наполняют рынок товарами, как необходимыми для жизнедеятельности местного населения и промышленности, так и имеющими исключительно престижное значение.

Специалисты по рекламе учитывают специфику арабо-мусуль-манской культуры. Они привлекают к сотрудничеству консультантов из арабо-мусульманских стран, хорошо знающих национально-психологические особенности населения, его вкусы, привычки, мировоззрение .

Красочность и броскость рекламы, используемой в странах Персидского залива, перекликаются с яркостью и призывностыо традиционного восточного базара. По мнению специалистов по составлению рекламы, рекламная символика, восхваление того или

иного товара оказывают на арабского покупателя гораздо большее воздействие, нежели сухое перечисление его эксплуатационных достоинств, как это делается часто в странах Европы.

Постоянно находясь в окружении яркой рекламы, житель Персидского залива невольно попадает под ее культурно-идеологическое влияние. Реклама подрывает традиционное сознание коренного населения, зачастую заменяя подлинные потребности мнимыми, навязанными идеологами и производителями из буржуазного мира.

Западные специалисты в этой области учитывают, какой именно аудитории предназначается реклама: предпринимателям, студентам, домохозяйкам и т.д. Производится тщательный анализ и учет потребностей и вкусов различных социальных и возрастных групп.

Рекламная деятель IHK имеет не только непосредственную цель - продажу товара, но и более скрытую и долгосрочную -воспитание потребительского духа, пропаганду буржуазного образа жизни, его преимуществ и ценностей.

Широкое поле"деятельности в странах Персидского залива развернули различные благотворительные фонды (Рокфеллер, Кеннеди и т.д.), принадлежащие крупнейшим корпорациям Запада, или организованные на их средства. В своей деятельности они стараются подчеркнуть свою полную непричастность к "большой политике". Субсидируемые крупнейшими монополиями, они в первую очередь стоят на защите их интересов и способствуют осуществлению политики культурного империализма.

Третий раздел - "Косвенные (скрытые) формы воздействия" -посвящен изучению каналов возможного проникновения буржуазного образа жизни, стереотипов буржуазного мышления в национальную среду аравийских стран Залива.

Основной упор в косвенных формах КИВ возлагается на "демонстрационный эффект", осуществляемый за счет постоянной широкомасштабной и целенаправленной демонстрации преимуществ западного образа жизни.

Практически любая деятельность развитых капиталистических государств Запада или ТНК в сфере культуры и идеологии на уровне государства или же ТНК включает в себя, скрытые формы КИВ. Они учитываются при составлении и осуществлении программ в области КИВ и в них специально включаются социально-психологиче-

ские аспекты воздействия на массовое сознание и поведение путем умелого использования "демонстрационного эффекта", направленного на изменение ориентации, мировоззрения, ценностей индивидуумов.

"Демонстрационный эффект" используется практически любыми программами КИВ: "помощь" в области образования, туризм, курсы повышения квалификации, любое организованное посещение развитых капиталистических государств; экспорт теле- и кинопрограмм, видеоклипов, рекламы, печатной продукции; присутствие иностранных специалистов в странах приема, создающих вокруг себя определенный социокультурный климат; система организации бизнеса, организация труда на предприятиях IHK, подспудно демонстрирующие преимущества капиталистического производства; экспорт товаров развитых капиталистических стран в страны Персидского залива и т.д.

Высокий уровень доходов на душу населения аравийских государств Залива, а также его развитое потребление, косвенно содействуют товарно-экспортному проникновению Запада в этот регион и облегчают осуществление косвенного влияния Запада на сферы культуры и идеологии стран Залива.

Третья глава - "Последствия культурно-идеологического воздействия Запада на аравийские страны Персидского залива" -рассматривает негативные изменения, происходящие в странах региона вследствие КИВ со стороны западных капиталистических государств.

Первый раздел - "Результаты культурно-идеологического воздействия развитых капиталистических держав на аравийские государства Персидского залива" - посвящен анализу характера КИВ Запада на дифференциацию общественного мнения и идейно-политическую борьбу в аравийских странах Залива через формы, описанные в предыдущих главах (присутствие ТНК в странах Залива, усиление роли СМК, товарная экспансия, воздействие "демонстрационного эффекта" и т.д.).

Целенаправленное и широкомасштабное государственное, негосударственное и косвенное влияние со стороны Запада вызывает изменения в различных областях жизни населения стран региона: социальной, культурной и психологической, порождая порой самые неожиданные негативные явления: психологические стрессы, социальные потрясения, ломку мировоззрения и идеологии.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов на современном этапе в самих аравийских государствах является вопрос об использовании достижений научно-технической революции, прежде всего СМК, их роли и значения в жизни мусульманского общества.

СМК представлялись и представляются исламскому духовенству аравийских стран Залива самостоятельной силой, стремящейся к функционированию вне всякого контроля и оказывающей в настоящее время большое влияние на массовое сознание населения этих стран и особенно молодежи, используя в этих целях все достижения аудиовизуального и психологического воздействия.

По мнению улемов, к аудиовизуальной системе распространения информации переходят функции социальной ориентации, социального управления и регулирования. Все большее значение в исламском мире приобретает телевидение, под влиянием которого ощутимее становятся изменения в образе жизни, поведении, ценностных ориентациях. Подобное явление рассматривается как неизбежное столкновение двух различных культур - мусульманской и западной. В результате столкновения ислам не всегда остается в выигрышном положении, так как в последнее десятилетие заметную эволюцию претерпели под влиянием КИВ со стороны Запада не только духовная, но и материальная сферы.

Реакцией стран Залива на КИВ со стороны Запада стало усиление неприятия буржуазной культуры, причем не только ее негативных, но зачастую и позитивных компонентов, а также все более активная пропаганда национальной культуры и ислама, свидетельствующая о желании противопоставить культуре Запада собственные культурные и духовные ценности.

Результатом споров по поводу подрыва исламской культуры системами массовой коммуникации явилась идея создания международной системы исламских источников информации. По замыслу ее создателей эта система должна являться барьером против всех чуждых проникновений в мусульманский мир: как со стороны "разлагающегося" Запада, так и со стороны "безбожного" социализма, причем последний, по мнению консервативно настроенных кругов стран Залива, несет большую угрозу для исламского мира.

Как усиление реакции отторжения КИВ Запада в аравийских странах Залива, в первом разделе главы рассматривается усиление и активизация роли ислама во внутренней и внешней политике правящих кругов стран региона, получившее название "исламско-

го бума" или "исламского возрождения", то есть обращение к внутренним духовным ресурсам, которые могли бы противостоять политике культурного империализма стран Запада.

Во втором разделе исследуется стремление аравийских стран Персидского залива к проведению самостоятельной политики в области культуры и идеологии как реакция на КИВ Запада.

Среди аравийских стран особо вьщеляется Саудовская Аравия в стремлении проводить самостоятельную политику в сфере культурных контактов с развивающимися странами мусульманского мира. В конце 70-х - начале 80-х годов XX в., обладая значительными финансовыми возможностями, Саудовская Аравия и другие аравийские государства Залива начинают занимать главенствующее положение в арабском и мусульманском мире. Растущая самостоятельность Саудовской Аравии и других стран Залива связана с их реакцией на КИВ Запада, сопровождающегося снижением роли и значения арабской культуры в 70-е годы. Правительственные круги Саудовской Аравии, руководствуясь лозунгом "ислам - третья сила", стремятся противопоставить мусульманский мир как капиталистическому миру, так и странам социализма.

При проведении политики в области идеологии, культуры и религии правительство Саудовской Аравии не забывает и о материальной помощи единоверцам. Эта помощь оказывается как по правительственным каналам, так и через различные фонды. Финансовая помощь нефтедобывающих стран Персидского залива - эффективный рычаг воздействия на политическое, экономическое и социально-культурное развитие нуждающихся в финансовой поддержке государств.

Правящие круги Саудовской Аравии проводят линию на консервацию традиционной общественно-политической системы, сохраняя в мусульманском мире представление о самой Саудовской Аравии как о "хранительнице истинного ислама", способной противосто-.ять враждебным политическим, социальным и культурным силам, исходящим с Запада.

Однако привязанность экономики аравийских стран Залива к мировой капиталистической системе хозяйства не позволяет в достаточной степени противостоять КИВ развитых капиталистических деркав.

В настоящее время аравийские государства Персидского залива стоят перед необходимостью серьезных политических, эконо-

мических и социально-культурных преобразований, обусловленных потребностью изменить характер своего развития. До сих пор в этих странах поддерживался некий симбиоз капиталистического уклада в сфере экономики и традиционного в сфере культуры, где сохраняются и утверждаются исламские нормы и ценности. Как показывает опыт последних лет, подобная политика не ведет к сохранению национальной культуры и самобытности, политика Запада в области КИВ, а также "демонстрационный эффект" буржуазного образа жизни ведут к размыванию установленного правящими кругами барьера, захватывая и подчиняя себе все новые сферы духовной жизни населения стран региона. Ситуация, возникшая в области культуры и культурного развития в аравийских государствах, требует постоянного внимания и изучения на фоне политических и экономических преобразований, происходящих в этих странах.

В заключении подводятся итоги и формулируются основные выводы диссертационного исследования.

КИВ крупнейших капиталистических держав на аравийские страны Залива стало одной из неотъемлемых частей общей политики воздействия империализма. Оно представляет собой запланированную, целенаправленную и детально разработанную программу по отношению к нефтедобывающим арабским государствам Залива, учитывающую специфику, военно-политическую и экономическую значимость этого региона для империализма. Нефтедобывающие страны Персидского залива имеют огромное финансово-экономическое значение для развитых капиталистических государств, и арсенал пропагандистских средств империалистических стран используется в этом регионе наиболее полно, являясь показательным по сравнению с другими странами Азии и Африки.

Основой идейной направленности политики КИВ на страны региона является не только стремление крупнейших держав капиталистического мира иметь свободный доступ к нефтяным месторождениям Ближнего Востока, занять ключевые позиции в центре арабского мира, оказывать идеологическое влияние на богатейшие страны мира, но и внедрять политику антикоммунизма в аравийские страны Залива.

Это воздействие приводит к бурному развитию капитализма в названных странах, разрушению их традиционных социо-экономиче-ских и культурных связей и культурной самобытности.

Ответной реакцией на политику КЙВ на аравийские страны Персидского залива явилось усиление в них позиций ислама, обращение к "исламскому пути развития" и исламизация общественного сознания с целью сохранения собственной культуры и национальной самобытности.

О_сновные положения диссертации изложены в .следующих работах :

I. "Культурная экспансия" Запада и социокультурные аспекты массового сознания вра '

ческие проблемы изучения литератур Востока". М., 1987. -1,0 п.л.

2. Основные цели и сущность воздействия Запада на культуру стран Персидского залива// Тез,исы международной конференции "Культурные процессы в развивающихся странах" ."*М., 1986. -0,3 п.л.

3. Культурно-идеологическое воздействие Великобритании на арабские страны Персидского залива в конце XIX - начале XX столетияÍ/- Сборник статей "Культурные и литературные процессы в странах Востока".-М., 1987. - 0,75 п.л.

4. Роль рекламы и СМК в воздействии Запада на культуры стран Персидского залива (на примере аравийских стран Персидского залива) Сборник статей" "Культурные и литературные про' цессы в странах Востока"ГМ., 1987. - 1,0 п.л.

5. Стратегия политики "культурного империализма" и ее последствия (на примере аравийских стран Персидского залива). -М., 1987. - 0,75 п.л.

вийских стран Персидского