автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.08
диссертация на тему: Культурное наследие и механизмы его освоения
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Морару, Тамара Павловна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУВДОСТЬ ПРОЦЕССА НАСЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
1.1. Преемственность и культурное наследие
1.2, Человек - субъект наследования культуры
ГЛАВА П. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕХАНИЭДЫ НАСЛВДОВАНШ КУЛЬТУРЫ
2.1. Телевидение - механизм наследования культуры.
2.2. Особенности функционирования музея как механизма наследования куль туры *.*
Введение диссертации1991 год, автореферат по искусствоведению, Морару, Тамара Павловна
Актуальность исследования, В целостной системе культуры культурное наследие занимает особое место. Его можно определить как ну часть ценностей,и способов деятельности, создан- ^ них предшествующими поколениями людей, которая активно функ ционирует в современности.
И сегодня, когда экономическая, социально-политическая и духовная сферы особенно динамичны, когда ускоряются темпы и ритмы общественного развития, когда происходят серьезные изменения в отношении к традициям, обычаям, нравам и ценностям, особо остро становится вопрос о культурном наследии, о том, какие системы ценностей, традиций и обычаев нужно использовать в настоящем, от каких нужно отказаться (если они представляют негативные моменты опыта человечества или утратили актуальность), о возможности усвоения достижений прошлого.
Тема культурного наследия актуальна также в связи с проблемой человека: к ней в последние годы проявляется повышенный интерес, что нашло подтверждение в работе двух последних Все- \У мирных философских конгрессов, посвященных проблемам культуры во всех ее аспектах и философскому пониманию человека.
Отказ от схематичности, отчужденности человека от культуры выявляет актуальность и востребованность определенных ^ способов интериоризации культурного наследия, избираемых индивидом для удовлетворения духовных потребностей и интересов во имя оптимально возможной самореализации его сущностных сил;
Другими словами, встает вопрос о механизмах наследования культуры, выступающих посредниками мевду созданной обществом культурой и индивидом.
Система этих механизмов включает множество элементов. Мы выбрали для рассмотрения два элемента, отличающиеся разным характером универсальности, и попытались анализировать такие механизмы наследования культуры, как телевидение и музей»
При рассмотрении телевидения, как специфического механизма наследования культуры мы рассматривали его в четырех аспектах: как систему техническую, как коммуникативную, как социально-культурный феномен и как художественную систему.
Телевидение является способом передачи культурного наследия в силу следующих моментов: I) ТВ ближе других средств массовой информации стоит к прямому, межличностному общению, причем синтез изобразительной, вербальной и музыкальной знаковых систем позволяет ему отображать действительность в самых разных формах; 2) ТВ ждут большие технические перемены, связанные с созданием всемирной системы связи (ВСС), с развитием кабельного телевидения (КаТВ); 3) ТВ является катализатором ин~ формационно-просветительского процесса*
Телевидение является мощным средством накопления, тиражирования и освоения лвдьми культурных ценностей прошлого, которые стали доступны различным слоям населения.
Мощным механизмом распространения культурных достижений прошлого является музей в силу того, что культурное наследие сохраняется по преимуществу в виде предметных результатов, а не только способов деятельности, и именно музей оказывается универсальным средством сохранения разнообразных предметных результатов и их включения в современную культуру.
Сегодня музей является социокультурным институтом, призванным воспроизводить культуру через материальные свидетельства прошлого и настоящего, то есть при помощи музейных экспонатов.
Благодаря музеям человек получает возможность конкретнее ориентироваться в историческом и культурном пространстве. Б этом смысле музей, как и телевидение, формирует многомерность восприятия действительности, помогает человеку в процессе выработки ценностных ориентаций.
Степень научной разработанности проблемы* Многогранные процессы преемственности получили широкое освещение в работах: С*Н.Артановского, Э.А.Баллера, В.И.Воловикова, В.В.Горбунова, В.В.Гринина, В.М.Каиряна, С ¿М.Ковалева.
Большой вклад в изучение проблем, связанных с закономерностями развития культуры, сущностью культурного наследования, соотношением традиций и новаторства, внесли советские ученые: Э.Г.Абрамян, А.И.Арнольдов, Е.В.Богомолов, М.А.^улатов,
A.Т.Бутенко, Н.В.Гончаренко, А.Я.Гуревич, В. Е. Давидович, О.И.Джиоев, Н.ВДьяченко, Ю.А »Жданов ,Н.С.Злобин, С.Н.Иконникова, А.ВЛСарпушин, И.К^Кучмаева, Н.С.Мансуров, Э.С.Маркарян,
B.М.Межуев, С.Н.Некрасов, В.Д.Плахов, Г.М.Тавризян, Н.З.Чав-чавадзе.
Проблема человека как субъекта наследования культуры рассматривалась следующими авторами: Г.С.Батищевым, В.С.Библером, Л.П.Буевой, Б.Т.Григоряном, Н.П.Дубининым, М.С.Каганом, З.М.Ка-кабадзе, Л.Н.Коганом, В.А.Кругликовым, И.И.Смирновым, А.Г.Спир-киннм, Т.Ярошевским.
В советской литературе отсутствуют специальные исследования, которые специально рассматривают телевидение и адузей как механизмы наследования культуры. Опыт передачи культурного наследия путем таких мощных механизмов не обобщен ни в работах по теории культуры, ни в работах по эстетике, ни в общих трудах до музееведению. Но богатый материал, анализирующий и обобщающий различные стороны этого процесса, содержится в трудах: В.Ю.Борева, А.С.Вартанова, В.М.Видьчека, В.В.Егорова, Н.М.Зоркой, Г.С.Оганова, А.П.Суханова, А.К.Уледова» Б.М.Фирсова, в которых телевидение рассматривается как средство массовой коммуникаций, как элемент духовной культуры,
О взаимоотношениях телевидения и художественной культуры пишут: Ю.А.Андреев, Э.Г.Багиров, Ю.А.Богомолов, Е.В.Гальперина, В Л .Демин, А.Я.Зиоь, Т .А.Марченко.
В работах О.В#Ионовой, Д.А.Равикович, Н.С.ЗуЗыкиной, Е.Г.Вансловой, А.К.Ломуновой, М.Ю.Юхневич, Н.И.Решетникова, Н.Д.Рева рассмотрена разные аспекты истории и функционирования музея. Однако в указанных работах уделяется мало внимания передаче культурного опыта посредством музея. Это относится и к работам таких авторов как А.И.Александров, В.М.Дьяконов, А.В.Закс, А.И.Михайловская, А.И.Разгон, С.С*Софронов, А.С.За-нуков, Е.И. Вое токов, Д.И.Тверская, рассматривающих проблемы, связанные с теорией и практикой создания музейной экспозиции, хранением экспонатов, проведением воспитательной работы, а также к трудам, посвященным вопросам теории, методики и практики комплектования музейных фондов (эти проблемы рассматриваются такими авторами, как Ю.А.Бычкова, М.А.Казарина, В.Г.Дурье С.А.Карпинская, Ю.ИДиволуп, И.В.Икеанова, НЖФотигарова).
Часто по разным проблемам, связанным с музейной деятельностью и работой телевидения, пишут начальники управлений культуры, директора централизованных клубных систем, секретари парткомов производственных объединений и т.д. И хотя такие работы обычно носят поверхностный, описательный характер, мы считаем, что ими не следует пренебрегать при изучении механизмов наследования культуры.
Объект исследования - процесс наследования культуры, рассматриваемый как цель и средство гуманизации человека.
Предмет исследования - телевидение и музей^ как механизмы наследования культуры.
Иель исследования - раскрыть сущность наследования в социально-культурологическом плане и определить роль телевидения и музея в процессе освоения культурного наследия.
Задачи исследования:
1. Сформулировать и уточнить ряд ключевых и рабочих понятий, отражающих содержание процесса наследования культуры в рамках категориального аппарата теории культуры.
2. Проанализировать наличие альтернативных подходов к проблеме культурного наследия и раскрыть его гуманизирующие возможности.
3. Определить факторы повышения эффективности работы телевидения и музея в процессе трансляции и воспроизводства ценностей предшествующих этапов культурного развития, оптимизации их взаимосвязи с обществом, культурой и индивидом.
Диссертант исходил из следующей гипотезы. Повышение эффективности функционирования телевидения и музея в процессе наследования культуры может зависеть от следующих условий:
- разработанности проблем, связанных с механизмами наследования культуры;
- обеспечения телевидения и музеев кадрами, способными и знающими специфику телевизионной и музейной деятельности;
- укрепления материально-технической базы и децентрализации финансирования кульзуры.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования обусловлены прежде всего разработкой проблемы, которая ранее не была предметом специального научного исследования.
- Сформулированы и уточнены ключевые и рабочие понятия, отражающие содержание процесса наследования культуры, становления человека в качестве субъекта культуры,
- Проведен сопоставительный анализ точек зрения влиятельных ученых на исследуемую проблем, выявляющий сложные, а иногда и противоречивые позиции.
- Определены и раскрыты условия повышения эффективности функционирования телевидения и музея в качестве механизмов наследования культуры.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Материалы и обобщения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при составлении курса теории культуры, а также в лекционно-лролагандистской работе.
2. Теоретические разработки данного исследования имеют практическое значение для дальнейшего изучения механизмов наследования культуры,
3. Результаты исследования могут быть использованы в разработке программы совершенствования деятельности учреждений культуры и искусства.
Цель и задачи исследования определили структур? диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литераторы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Культурное наследие и механизмы его освоения"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в нашем диссертационном исследовании мы рассмотрели процесс наследования культуры как средство гуманизации человека, а из всего арсенала механизмов наследования культуры попытались проанализировать такие способы передачи культуры прошлого, как телевидение и музей.
Вследствие анализа научной литературы пришли к выводу, что кризисные явления в области становления человека субъектом культуры связаны с изменением социальной структуры общества, вызвавшим изменение типа наследования культуры, которая, в свою очередь, определила кризис традиционной нравственности.
Отсутствие эффективно работающих механизмов культурного наследования приводит, с одной стороны, к распространению "облегченных" культурных стандартов, именуемых обычно массовой культурой, а с другой, к многочисленным попыткам развить альтернативные духовные культуры.
Происходящие во всех областях куль ауры нашего общества динамичные изменения преследуют одну цель - преодолеть культурный и нравственный кризис. Такое преодоление возможно только на базе понимания связи культуры и культурного наследия, перехода от классовых к общечеловеческим ценностям, теоретического осмысления и практического включения механизмов наследования культуры.
Средства массовой коммуникации в целом и телевидения в частности подвергаются сегодня большим изменениям. В электронный этап развития коммуникации телефон, радио, телевидение, звукозапись все больше становятся компьютеризованными. Появляется единая форма коммуникации и эта универсализация языка разных средств информации стала базисом для их технологического и организационного слияния.
Телевидение, в силу того что ближе других средств массовой информации стоит к общению прямому и личностному, в силу того что в нем сочетается синтез изобразительной, вербальной и музыкальной знаковых систем, позволяет рассматривать его как один из самых мощных механизмов наследования культуры из всей системы коммуникации.
Уже сегодня телевидение дает столь широкий взгляд на мир, охватывая все сферы общественной и культурной жизни, что не может быть заменено никакими другими средствами, способными так всесторонне воздействовать на личность, на ее мировосприятие. Исследователи настолько убежденно говорят о всесильности телевидения, что даже определяют наше время как "телевизионную эпоху".
Телевидение может быть исключительно продуктивным каналом передачи информации и социализации личности, ее планомерного воспитания и целенаправленного формирования.
Оно помогает человеку осознать свое место в мире, где он живет и действует, и для этого, прежде всего, понять этот мир во всей его сложности, приобщаться к моральным, эстетическим ценностям, накопленным человечеством, освоить достижения духовной культуры.
Музей, являясь носителем огромных общественных культурных ценностей, по отношению к прошлой и современной культуре выполняет ценностно-избирательную функцию, формирует малый предметный мир - своеобразную культуру в культуре, включая в свою сферу наиболее значимую часть культурного наследия.
Все виды и направления музейной деятельности под определенным углом зрения могут рассматриваться как формы реализации контактов ло поводу явлений и фактов культуры. Концепция культурной коммуникации позволяет увидеть музей в контексте науки, образования, производства, общественной жизни, отношений с тем или иным социумом. Именно коммуникация создает условия и определяет характер музейного синтеза истории щ современности, природы и общества, науки и искусства, иными словами, формирует музейную специфику, которая как раз и состоит в неограниченных возможностях подобных сочетаний.
Изучая телевидение и музей в качестве механизмов наследования культуры, мы пришли к выводу, что на данном этапе эти социокультурные институты не действуют в полной мере в том качестве, в котором мы их изучили. Для того чтобы это осуществлялось, необходимы следующие условия: а) децентрализация финансирования культуры, укрепление материально-технической базы музеев и телевидения; б) требуется научная разработка концептуальных основ телевидения и щзея как механизмов наследования культуры в рамках предмета теории культуры; в) обеспечение телевидения и музея профессиональными, высококвалифицированными кадрами.
Содержание и выводы работы могут использоваться в качестве методологической основы исследования проблем, связанных с механизмами передачи культурного наследия. Основные положения диссертации могут применяться в преподавательской и лекционной практике.
Список научной литературыМорару, Тамара Павловна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Абрамян Э.Г. У истоков культурной традиции /Ташк. ун-т. Ташкент: Фан, 1988. - 125 с.
2. Авдеенко А. Вернисаж для миллионов (Интервью с академиком Б.Б.Пиотровским) // Сов. культура. 1986. - 13 февраля. - С. 4.
3. Авербах Е.М. Музыка на телевидении. М,: Знание, 1984. - 48 с.
4. Адаме М. Роль музея в распространении знаний // Музе-ум. 1984. - № 141. - С. 20-23.
5. Актуальные проблемы одзейного строительства: (Музей и посетитель) /Сост. Д.А.Равикович. М., 1981. - 159 с. - (Тр. /ЙИИ культуры; Вып. 101).
6. Актуальные проблемы семиотики культуры/Редкол.: Ю.М.Лотман (отв. ред.) и др* Тарту, 1987. - 149 с. - (Тр. по знаковым системам; Вып. 20).
7. Актуальные проблемы советского музееведения: Сб. науч. тр. Д1-во культуры СССР. Центр, музей революции СССР; Редкол.: Л.И.Арапова и др. М., 1987. - 121 с.
8. Арнольдов А.И. Социалистическая культура: теория и жизнь. М.: Политиздат, 1984. - 174 с.1., Артановский С.Н. Критика бурл^азных теорий культуры и проблемы идеологической борьбы: Учеб, пособие. Л,: ЛГИК, 1981. - 81 с.
9. Е2. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды, М,: Мысль, 1984. - 318 с.
10. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М.: Искусство, 1978. - 152.с*
11. Баллер Э.А. Преемственность и развитие культуры. -М.: Наука, 1969. 294 с.
12. Баллер Э,А. Социальный прогресс и культурное наследие /Отв. ред. Н.С.Злобин, М.: Наука, 1987. - 158 с. (Науч. попул. лит. История и современность /АН СССР).
13. Вахта В.М. Краеведение и музейное дело в СССР: Учеб. пособие по курсу "Краеведение и основы музейной работы" для студентов специализации "Организатор-методист клубной работ-ты". М.: ШЖ, 1977* - 68 с.
14. Беллэг-Скальбер Ы* Участие населения в работе музея // Музеум. 1985. - № 148. - С. 14-17.
15. ЗВ. Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пута реализации целей общества: Опыт систематизации /АН СССР. Ин-т социол. исслед.; Отв. ред. Б.В.Осипов. -М,: Наука, 1987. 212 с.
16. Библер B.C. Нравственность. Культура* Современность. Философское размышление о жизненных проблемах. M., 1988. -57 с.
17. Боголюбова Е.В. Культура и общество: (Вопр. истории и теории). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 231 с.
18. Богомолов Ю.А. Курьеры муз: Диалектика продуктивного и репродуктивного в творчестве на радио и телевидении /ВНИИискусствознания М-ва культуры СССР« М.: Искусство, 1986. -191 с.
19. Богомолов Ю.А. По ту и по эту сторону границы между художественными и нехудожественными формами творчества // Методологические проблемы изучения средств массовой коммуникации /Отв. ред. В.И.Михалкович, В.Т.Стигнеев. М.: Наука, 1985. - С. 174-196.
20. Борев В.Ю. Предсказания и перспективы // Контуры будущего: Перспективы и тенденции развития средств массовой коммуникации в художественной культуре /НШИ искусствознания М-ва культуры СССР; Сост. В.И.Михалкович. М.: Искусство, 1984. -С. 186-199.
21. Борев В.Ю. Художественное телевидение как потенциальный новый вид искусства и его социальные функции // Виды искусства в социалистической художественной культуре /Отв. ред. АД.Зись. М.: Искусство, 1984. - С. 198-205.
22. Борев В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация /Отв. ред. А.И.Арнольдов; АН СССР. Ин-т философии. -М.: Наука, 1986. 301 с.
23. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии: (Очерки теории и истории /АН СССР. Ин-т этнографии). М., 1961. -390 с.
24. Брошей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. -М.: Политиздат, 1984. 272 с.
25. Брудный A.A. Семантика языка и психология человека. О соотношении языка, сознания и действительности /АН Кирг. ССР. Ин-т философии и права. Фрунзе: йлим, 1972. - 234 с.30» Буева Л.П. Общественный прогресс и гуманизм. NL: Знание, 1985. - 64 с.
26. Буева Л.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие: (Филос. заметки). М.: Знание, 1988. - 63 с.
27. Булатов М.А. Диалектика и культура: (Ист.-филос. анализ) /АН УССР. Ин-т философии. Киев: Наук, думка, 1984. -2X6 с.
28. Буржуазная философская антропология XX века /АН СССР, йн-т философии; Отв. ред. Б.Г.Григорьян. М.: Наука, 1986. -294 с.
29. Бутенко А.П. Общественный прогресс и его критерии. -М.: Зйание, 1980, 64 с.
30. Вартанов A.C. Телевизионная эстрада. М.: Знание, 1982. - 56 с.
31. Ваяслова Е.Г. Творческая лаборатория писателя в экспозиции // Современные литературные музеи: некоторые вопросы теории и практики. М., 1982. - Т. 3. - С. 6-ЗХ. - (Сб. науч. тр. /НИИ культуры).
32. Вартанов A.C. О методологических подходах к изучению средств массовой коммуникации // Методологические проблемы изучения средств массовой коммуникации. М.: Наука, 1985. -С. 3-20.
33. Вильчек В.М. Под знаком ТВ. М.: Искусство, 1987. -239 с.
34. Волков Г.Н. Три лика культуры: Ист.-филос. очерки. -М.: Мол. гвардия, 1986. 333 с.
35. Вопросы деятельности литературных музеев-заповедников: (по материалам социологического исследования) /Сост. А.К.Ломунова; Науч. ред. Е.Г.Ванолова. M., 1981. - 153 с. (Тр. ЛШ культуры; Т. 105).
36. Воронович Б.А. Созидательный потенциал человека: Социол.-филос. исслед. М.: Мысль, 1988. - 188 с.
37. Восстановление памятников культуры (проблемы реставрации) /Иод ред. Лихачева Д.С. М.: Искусство, I98X. - 232 е., 119 с. ил.
38. Гегель Г»В.Ф. Лекции по истории философии. М.; Л., 1932-1935. - (Соч.; T. 9-II).
39. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Т. 1-3. М.: Мысль, 19701972.
40. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т* /Сост., общ. ред. и вступ. ст, А.В.Гулыги. М.: Мысль, 1972. - Т. 1-2.
41. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Ш; Л«, 1935. -468 с. - (Соч.; Т. 8).
42. Гончаренко Н.В. Диалектика прогресса культуры /АН УССР и др. Киев: Науч* думка, 1987. - 396 с.
43. Гончаренко Н.В. Духовная культура: источники и движущие силы прогресса. Киев: 1980. - 379 с.49* Горбунов В.В. Разработка В.И.Лениным проблемы культурного наследия. М.: Знание, 1980* - 64 с.
44. Григорьян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. М.: Мысль, 1986. г 222 с.
45. Гуманистические ценности современной культуры /Ред. кол. И.К.Кучмаева (ред.-сост.) и др. /АН СССР и др. М., 1988. - 109 с.
46. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-еизд., испр. и доп. М.: Искусство, 1984. - 350 с,
47. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры /Сев. Кавк, науч. центр высш. шк. Ростов н/Д, 1979. - 263 с.
48. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культуры и полит, отношения славян, мира к германо-романскому. -4-е изд. СПб., 1988. - ХХХХ, 610 с.
49. Данилов В.И. Неформальные методы популяризации научных знаний в Чикагском музее науки и промышленности // Музе-ум. 1986. - J& 150. - С, 16-21.
50. Демин В.П. От фиксации к поэзии // Методологические проблемы изучения средств массовой коммуникации. М.: Наука, 1985. - С. 150-174.
51. Джиоев О.И. Культура и творчество // Культура в свете философии /АН ГССР. Ин-т философии. Тбилиси: Хеловнеба, 1979. - С. 100-135.
52. Джиоев О.И. Роль традиции в культуре // Культура и общественное развитие: Сб, ст. /АН ГССР. Ин-т философии. -Тбилиси: Мецниереба, 1979. С. 58-86.
53. Диалектика деятельности и культура /Отв. ред. В.Г.Та-бачковский и др. Киев: Науч. думка, 1983. - 296 с,
54. Дубинин Н.П. Что такое человек. М,: Мысль, 1983. -334 с.
55. Дукедьский В.Ю. Памятники истории и культуры в системе музейной деятельности // Памятниковедение: теория, методология, практика /Отв. ред. П.В.Боярский. М., 1987.
56. С. 98-1X7. (Сб. науч. тр. /НИИ культуры).
57. Дьяченко Н.В. Преемственность в развитии культуры и культурный прогресс: Учеб. пособие /Харьк, ин-т культуры. -Харьков, 1984. 84 с.
58. Яданов Ю.А. Нерасторжимые звенья. Культура и наука. Традиции и современность. Ростов н/К, 1984. - 239 с.
59. Журавльев В.В. Мир художественной культуры. М.: Мысль, 1987. - 237 с.
60. Закс А.Б. Экспозиционная работа в музеях. М., 1982. 40 с. (Музейное дело и охрана памятников в СССР: Обзор, информ /Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина; Вып. X).
61. Зись А.Я. Современный синтез искусств // Вяднг искусства в социалистической художественной культуре. М.: Искусство, 1984. - С* 14-41.
62. Зись А.Я. Эстетика: идеология и методология /ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР; Отв. ред. Г.Ермаш. М.: Наука, 1984. - 237 с.
63. Злобин Н.С* Культура и общественный прогресс /АН СССР Ин-т социол. исслед. М.: Наука, 1980. - 303 с.
64. Зоркая Н.М. Искусствоведческая экспертиза и средства массовой коммуникации // Методологические проблемы изучения средств массовой коммуникации. М.: Наука, 1985. - С. 21-40.
65. Зоркая Н. Советский телевизионный центр //Место телевидения в социалистической художественной культуре. М., 1983. -С. 158-182.
66. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Д.: Лениздат, 1987. -,203 с.
67. Искусство и социокультурный контекст: Сб. науч. тр. /ЛГИТМЙК; Редкол.: Я.Б.Иоекевич (отв. ред.) и др. Л., 1986. - 159 с.
68. Искусство музейной экспозиции и техническое оснащение музеев /Науч. ред. А.Д.Тимрот. М., 1985. - 134 с. - (Сб. науч. тр, /НИИ культуры; Я 139). - (Музееведение).
69. Каган М.С. Мир общения: Пробл. межсубъект, отношений. М.: Политиздат, 1988. - 3X5 с.
70. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974, - 328 с.
71. Какабадзе З.М. Проблема человеческого бытия /АН ГССР, Ин-т философии. Тбилиси: Мецниереба, 1985. - 309 с.
72. Камерон Д.Ф. Музеи современному человеку // Курьер ЮНЕСКО. 1970. - № 10. - С. 22-32.
73. Кант И. Сочинения. В 6 т. Дод общ. ред. В.Ф.Асмуса и др.; Вступ* ст. Т.И.Ойзермана. М.: Мысль, 1963-1966. -Т. 1-6.
74. Категории философии и категории культуры /М.А.Була-тов и др.;' Отв. ред. М.А.Зулатов, В.Г.Табачковский. Киев: Наук, думка, 1983* - 343 с.
75. Классическое наследие и современность: (Сб. ст.) /АН СССР* Ин-т рус. лит.; Отв. ред. Д.С.Лихачев. I.: Наука, 1982. - 412 с.
76. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984. • 252 с.
77. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. • 283 с.83* Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Гос. соц. экон. изд-во, 1936. -ХП. - 265 с,
78. Конрад Н*й. Запад и Восток: Статьи. 2-е изд., испр и доп. - М.: Наука, 1972. - 496 с.
79. Конрад Н.й. О смысле истории // Конрад Н.И. Избранные труды: История. М.: Наука, 1974. - С. 290-325.
80. Контуры будущего: перспективы и тенденции развитиясредств массовой коммуникации в художественной культуре /ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР; Сост. В.И.Михалкович. -М.: Искусство, 1984. С. 74-90.
81. Коробейников B.C. Редакция и аудитория: соцнол. анализ. М.: Мысль, 1983. - 255 с.
82. Коссонос Н. Новые тенденции // Музеум. 1983. -* 138. - С. 11-17.
83. Кругликов В,А. Образ "человека культуры" /АН СССР. Ин-т философии; Отв. ред. Б.Г.Григорьян. М.: Наука, 1988. -150 с.
84. Кудрина Т.А.*К вопросу о научных основах совместной работы й^узея и школы // Коммунистическое воспитание учащихся музейными средствами. М., 1983. - Т. 122. - С. 29-38. - (Сб. науч. тр. /НИИ культуры).
85. Культура цивилизация - человек: Материалы регион, филос. чтений молодых ученых* Фергана, 6-7 сент. 1975 г. /Ред. кол. К.Х.Ханазаров (отв. ред.) и др. - Ташкент: Фан, 1988. -439 с.
86. Культура, человек и картина мира /АН СССР. Ин-т философии; Ред. А.И.Арнольдов. М.: Наука, 1987. - 347 с.
87. Культурный прогресс: философские проблемы /А.А.Арнольдов (отв. ред.). М.: Наука, 1984. - 326 с.
88. Кучмаева И .К . Культура подлинная и мнимая. М,: Знание, 1987. - 63 с.95* Кучмаева И.К. Кулыурное наследие: современные проблемы/АН СССР* Ин-т философии; Отв. ред. А.И .Арнольдов, М., 1967. - 173 с.
89. Ленин В.И. О брошюре Юниуса // Полн. собр. соч. -Т. 30. С. I-I6.
90. Лихачев Д.С. Прошлое будущему: Статьи и очерки. -Л.: Наука, 1985. - 575 с.
91. Льшс Дж. Человек и эволюция. М.: Прогресс, 1964. -156 с.
92. Макдональд Д. Музей будущего в "глобальной деревне" //Музеум. 1987. - № 155. - С. 87-95.
93. Мансуров Н.С. Проблемы культуры в соц. исследованиях //.Социологические проблемы культуры: Темат. сб. /АН СССР и др.; Отв. ред. Н.С.Мансуров. М., 1976. - С. 3-13.
94. ЮГ. Маркарян Э.С. Исходные посылки понимания культуры как специфического способа человеческой деятельности // Философские проблемы культуры. Тбилиси, 1980. - С. 14-44.
95. Маркарян Э.С, 0 генезисе человеческой деятельности и культуре. Ереван: Изд-во АН Api. ССР, 1973. - 143 с.
96. Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций: Против буржуаз. идеологии: Критич. очерки. Ереван, 1962. -178 с.
97. Маркс К., Маркс П.В.Анненкову в Париж, 28 декабря 1846 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 27.1. С. 402-403.
98. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. -Т. 2. - С. 3-230.
99. Марченко Т.А. Театр в каждом доме. М.: Искусство, 1986. - 175 с.
100. Массовые виды искусства и современная художественная культура /ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР; Отв. ред, А,С.Вартанов и В.П.Демин. М.: Искусство, 1986. - 271 с.
101. Моль А. Социодинамика культуры /Вступ. ст. ред. и примеч. Б.В.Бирюкова и др. М.: Прогресс, 1973. - 406 с.
102. Музееведение: Вопросы совершенствования деятельности музейных объединений /Отв. ред. Е.Г.Ванслова. М., 1985. -157 с. - (Сб. науч. тр. ЛШИ культуры; $ 140) .
103. Музееведение. Вопросы теории,и методики /Редкол,: В.Ю.Дукельский (отв. ред.). М., 1987. - 163 с. - (Сб. науч. тр. /НИИ культуры; & 156).
104. Музей и современность: Сб. науч. тр. /Центр, музей революции СССР. М., 1986. - 142 с.
105. Музей и современность: Пробл. экспозиц. работы музеев на соврем, этапе /Отв. ред. Ф.Л.Курлат. М., 1984.143 с. (Сб. науч. тр. /НИИ культур; Бйп. 132).
106. Музей и школа: Пособие для учителя /Под ред. Т.А.Кудриной. M.: Просвещение, 1985. - 192 с.119* Музей и школа: Сб. науч. тр. /Гос. лит. музей; Отв. ред. Н.В.Шахалова. M., 1986. - 85 с.
107. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе /Редкол.: И.А.Антонова и др. M., 1985. -233 с. - (Музейн. дело в СССР /Центр, музей революции СССР).
108. Музейное дело в СССР: Важнейшие направления совершенствования работы сов. музеев в свете решений ХШ1 съезда КПСС: Сб. науч. тр. /Центр, музей революции СССР; Отв. ред. Т.В.Шумная. M., 1987. - 190 с.
109. Музы XX века: Худож. пробл. средств массовой коммуникации /ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР; Отв. ред. Н.Зоркая, Ю.Богомолов. М#: Искусство, 1978. - 304 с.
110. Мшвениерадзе В.В, Философия, политика, культура /Ин-т философии АН СССР. М., I&82. - 60 с.
111. Народное хозяйство СССР в 1989 г. Статист, ежегодник /Госкомстат при Совете Министров СССР. М.: Госстандарт, 1990. - 767 с.
112. О гуманизме в науке и культуре /Под ред. П.Е.Сиво-коня. ,М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 176 с.
113. О человеке и гуманизме /Ред. И.Т.Фролов. М., 1989. - 182 с.
114. Общество и культура /Ин-т философии АН СССР и др.; Редкол.: А.Г.Егоров и др. М., 1988. - Ч. 1-2.
115. Оганов Г.С. ТВ по-американски* 2-е изд., дол. и перераб. - М.: Искусство, 1985. - 287 с.
116. Пищулин Ю.П., Равикович Д.А. Музейная аудитория // Проблемы совершенствования музейного дела: Музей и посетитель /Науч. ред. А.Д.Тимрот. М., 1977. - Т. 59. - С. 144-148. -(Тр. /НШ культуры).
117. Плахов В.Д. Традиции и общество: Опыт филос.-социол. исслед. М.: Мысль, 1982. - 220 с.
118. Преемственность и инновации в развитии древних культур: Материалы методол. семинара Ленингр. от-ния Ин-та археологии /Отв. ред. В.М.Массон, В.Н.Боряз. Л., 1981. - 116 с.
119. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. /АН СССР и др. М,, Х989. - 221 с.
120. Проблемы системного анализа культуры /Отв. ред. Б.А.Трушин. М., 1984. - 89 с. - (Сб. тр. /ВНИИ системн. исслед.; Вып. 4).
121. Проблемы философии культуры: Опыт, ист.-материалист. анализа /В.М.Меяуев и др.; Под ред. В.ЖЛСелле. М.: Мысль, 1984. - 325 с.
122. Проблемы экспозиционной и научно-просветительной работы музеев /Под ред. ПЛ.Букшпана. М., 1982. - 109 с. -(Тр. /Гос. ист. музей).
123. Раду Дм. Идея культурного прогресса в современном мире /Общ. ред. и лредисл. Э.А.Баллера. М.: Прогресс, 1984. - 173 с.
124. Разгон A.M. Задачи работы музеев в свете решений ЛУП съезда КПСС (Конспект лекций) /Всесоюз. ин-т повышения квалификации работников культуры. М., 1986. - 60 с.
125. Роль советских музеев в сохранении памятников истории и культуры /Редкол.: Й.А.Антонова и др. М., 1980. -192 с.
126. Рубинштейн А. Что отдал твое. // Сов. культура. -1990. - 27 янв. - С. 5.
127. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М.Прохоров. 2-е изд. - М.: Сов. энцикл., Х982. - 1599 с.
128. Современная наука; познание человека /АН СССР. Ин-т философии; Отв. ред. И.И.Смирнов. М.: Наука, 1988. - 202 с.
129. Современные литературные музеи: некоторые вопросы теории и практики /Сост. А.К.Ломунова. М., 1982. - 146 с. -(Тр. /НИИ культуры; Т. Ш).
130. Современный художественный музей: Пробл. >деятельности и перспективы развития: Сб. науч. тр. /Гос. Рус. музей; Отв. ред. Л.И.Новожилова. Л,, 1980* - 164 с.
131. Социология культуры: Пробл. социол. показателей развития кулыуры /Науч. ред. и сост. С.Н.Плотников. М., 1982. - 160 с. - /НИИ культуры; № 108).
132. Средства массовой коммуникации и современная художественная культура: Становление средств массовой коммуникациив худож. культуре перв. дол. XX в. /ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР; Отв. ред. А.С.Вартанов. М.: Искусство, 1903. - 311 с.
133. Структура культуры и человек в современном обществе /Отв. ред. А.И.Арнольдов. M., 1987. - 183 с.
134. Суханов А.П. Мир информации: (История и перспективы). М.: Мысль, 1986. - 202 с.
135. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. -.216 с.
136. Тавризян Г.М. О.Шпенглер, И.Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М.: Искусство, 1989. - 269 с.
137. ТеЙяр де Шарден П. Феномен человека /Предисл. и коммент. Б.А.Старостина. М.: Наука, 1987. - 239 с.
138. Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 5 /Сост. Е.С.Сабашникова. М.: Искусство, 1985. - 252 с.
139. Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 6 /Сост. А.И.Дворниченко. М.: Искусство, 1986. - 277 с.
140. Телевидение и зритель: (Передовая) // Правда. -1968. 6 окт.
141. Телевидение и литература /Сост. Е.В.Гальперина. -М.: Искусство, 1983. 216 с.
142. Телевидению лучшую технику: (Передовая) // Правда. - 1987. - 27 мая.
143. Теоретические вопросы научно-просветительной работы музеев: По материалам социол. исслед. /Отв. ред. Э.А.Павлю-ченко. M., 1984. - 127 с. - (Сб. науч. ip. /НИИ культуры; №133).
144. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Пробл, методол. исслед. М.: Мысль, 1980. - 271 с.
145. Умар Конаре А. Программа экомузея Сахея // Музеум. -1985. J& 148* - С. 52-53.
146. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и значение // Сочинения /Вступ. ст. примеч. и сост. С.Г.Семенова. М.: Мысль, 1982. - Т. 85. - С. 575-604. - (Филос. наследие /АН СССР. Ин-т философии).
147. Философия и культура: Материалы к ХУЛ Всемир. филос. конгрессу: реф. сб. /АН СССР и др.; Отв. ред. и сост. И*Л,Га-линская. М., 1983. - Т. 1-2. - 210 с.
148. Философия истории: диалог культур. М,, 1989. -210 с.
149. Философия, культура, человек /АН ГССР. Ин-т философии; Отв. ред. Н.ЗЛавчавадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1988. -119 с.
150. Философия человека: диалог с традицией и перспектива /Фшос, о-во СССР; Отв. ред. И.Т.Фролов. M., 1988. -286 с.
151. Философская антропология. Крит, очерк /Отв. ред. Б.Т.Григорьян. М. : Мысль, 1986. - 188 с.
152. Философская энциклопедия. Т. 5 /Гл. ред. Ф.В.Константинов* M., 1970. - 740 с.
153. Философские проблемы культуры. Тбилиси, 1980. -220 с.
154. Фильм в кино и на телевидении: Сб. науч. тр. /ВНИИ киноискусства; Отв* ред. Б.М.Внльчек. M., 1987. - 146 с.
155. Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации: (Социол. наблодения). Я.: Наука, 1977. - 180 с.
156. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М.: Наука, 1986. - 235 с.
157. Фуров В.Г. Грани:наследия. М.: Сов. Россия, 1985. -175 с.
158. Ханак К. Некоторые черты просветительной роли массовой коммуникации // Массовая коммуникация в социалистическом обществе: Сб. ст. /АН СССР и др.; Под ред. А.В.Дмитриева. -Л.: Наука, 1979. С. 60-82.
159. Холличер В* Личность и гуманизм /Общ. ред. и цредисл. А.Г.Мысливченко. M., 1981. - 174 с.
160. Цивилизация и культура в историческом процессе: (Препр. докл. ученых к ХУЛ Всемир. филос. конгрессу "Философия и культура" (Канада, Монреаль* 21-27 авг. 1983 г.) /АН СССР. Ин-т философии; Отв. ред. Л.И.Новикова. M., 1983. -79 с.
161. Цивилизация и общественное развития человека /АН
162. СССР. Ин-т философии; Отв. ред. Н.В.Клягин. M., 1989. -160 с.
163. Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человека /АН СССР. Ин-т философии; Отв. ред. Н.В.Клягин. M., 1988. -220 с.
164. Цицерон М.Т. Философские трактаты /Отв. ред., сост. и авт. вступ. ст. Г.Г.Майоров. М.: Наука, 1985. - 382 с.
165. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. - 171 с.
166. Человек в зеркале культуры и образования /Филос. о-во СССР; Отв. ред. Й.А.Бирич, M., 1988. - 213 с.
167. Человек в контексте глобальных проблем. M., 1989. -182 с.
168. Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление /ШИИ искусствознания М-ва культуры СССР; Отв. ред. Ю.У.Фохт-Бабушкин. М.: Наука,335 с.
169. Швейцер А. Культура и этика /Под ред. В.А.Карпуши-на. М.: Прогресс, 1973. - 342 с.
170. Шляхин В.А, Музей в сельской культурной среде. -Красноярск, 1986. 119 с. . .
171. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., I900I90I. - Т. 1-2.
172. Шпенглер 0. Деньги и машина /Вод ред. и с предисл. Г.Генкеля. Пг.: Мысль, 1922. - 74 с.
173. Шпенглер 0. Закат Европы. T. I /Йод ред. А.А.Фран-кинского. М.; Пг.: Френкель, 1923. - XXX, 445 с.
174. Шпенглер 0. Философия будущего. Иваново-Вознесенск,1922. 48 с.
175. Эдерингтон Р. За дискулизацию в^узеев // Музеум, -1989. № 162. - С. 5-7.
176. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 20. - С. 5-338.
177. Энгельс Ф. Йозефу Блоху. Письмо от 21-22 сентября 1899 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 37. -С. 393-397.
178. Энгельс Ф, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.1. Т. 21. С. 269-317.
179. Юренев Р. Кино и телевидение одно искусство // Искусство кино. - 1983, - tè II. - С. I04-II2.
180. Ярошевский Т. Размышляя о человеке: Марксист, концепция личности и принципы соц. гуманизма. М.: Политиздат, 1964; - 198 с.