автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.03
диссертация на тему: Культурные ландшафты Онгудайского района Республики Алтай как объекты музеефикации
Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурные ландшафты Онгудайского района Республики Алтай как объекты музеефикации"
ТАКАРАКОВА Евгения Олеговна
КУЛЬТУРНЫЕ ЛАНДШАФТЫ ОНГУДАИСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ КАК ОБЪЕКТЫ МУЗЕЕФИКАЦИИ
Специальность 24.00.03 - музееведение, консервация и реставрация объектов историко-культурного наследия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
005549394
2 9 МАЛ 2014
005549394
ТАКАРАКОВА Евгения Олеговна
КУЛЬТУРНЫЕ ЛАНДШАФТЫ ОНГУДАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ КАК ОБЪЕКТЫ МУЗЕЕФИКАЦИИ
Специальность 24.00.03 - музееведение, консервация и реставрация объектов историко-культурного наследия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
Работа выполнена на кафедре музейных технологий и охраны наследия Института культурного наследия и 1Т - в сфере культуры и искусства ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация
Митыпова Гунсема Сандаковна,
доктор исторических наук, профессор
Арзуманов Игорь Ашотович,
доктор культурологии, профессор кафедры теории и истории государства и права Юридического института Иркутского государственного университета Леонов Евгений Евгеньевич, кандидат культурологии, методист МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования им. В. Волошиной» г. Кемерово
ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия культуры и искусств»
Защита состоится 20 июня 2014 года в 14.30 часов на заседании диссертационного совета Д 210.006.01, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 17, ауд. 221.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» и на сайте: http://www.kemguki.ru
Автореферат разослан 14 мая 2014 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Т. А. Волкова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность диссертационного исследования определяется научным и практическим интересом к проблеме культурного ландшафта как культурному феномену. Понимание его сущности и устойчивого развития в современном мире расширилось от первоначальной экологической парадигмы до сложной диалектической системы, включающей культурно-исторические, экологические, социально-экономические и гуманитарно-культурологические ландшафты и их компоненты. Преобразования в культурной и экономической политике способствуют в наше время значительным изменениям роли культурного ландшафта как феномена культуры. Функциональные характеристики культурного ландшафта определяют его значение в практической сфере, выражаясь в образных и символических контекстах, которые создаются на значительном историческом отрезке времени.
В качестве предмета исследования было определено ландшафтное своеобразие Онгудайского района Республики Алтай. Мы представляем его как особый культурный «текст», где представлена система культурных и природных ценностей.
В рамках исследовательской работы под культурным ландшафтом Онгудайского района диссертант понимает объекты культурного наследия, сформировавшиеся на протяжении сравнительно долгого времени. Символические зоны и знаковые характеристики вносят в сформировавшийся культурный ландшафт все новые нюансы.
В соответствии с этим, в диссертации исследуются духовные и культурные локусы района и их роль в социуме. Проблема тесной связи ландшафта с задачами музеефикации культурного наследия, экономикой, маркетингом, развитием туризма также делает актуальной проблему исследования. Поэтому обращение к определению и исследованию культурных ландшафтов одного конкретного Онгудайского района Республики Алтай продиктовано необходимостью создания музейно-парковых зон туризма и других форм организации и использования культурных ландшафтов в природной среде, которые будут базисом для актуализации наследия в рамках исследуемой территории со значительным количеством этнографических, археологических и природных памятников. Они, также являются важным фактором в развитии культурной самоидентификации локальных сообществ, а в рамках туристических рекреационных зон рассматриваются, как эффективный ресурс в вопросах продвижении и развития экологического и культурного туризма в регионе.
Степень научной разработанности проблемы. В диссертационном исследовании автор опирается на обширную литературу, посвященную проблеме «культурный ландшафт», дискуссиям вокруг понимания его сущности, содержания, механизмам его востребованности в современном
обществе. Содержание понятия изучается рядом гуманитарных наук, в связи, с чем можно утверждать, что исследуемая проблема рассматривается в рамках комплексного и междисциплинарного подходов. В отечественной и зарубежной науке термин «культурный ландшафт» изучался такими исследователями как: А. Гумбольдт, С. Тян-Шанский, Л. С. Берг, П. Н. Савицкий, Д. С. Лихачев, Ю. А. Веденин, А. В. Любичанковский, В. Л. Каганский, Е. Ю. Колбовский и многие другие, которые «культурный ландшафт» определяют как деятельность человека, сливающаяся в единое гармоническое целое в «визуально воспринимаемую, эстетически оцениваемую красоту окружающего».
Термин «культурный ландшафт» изучался и в рамках географической науки. Ф. Н. Мильков, А. Г. Исаченко и другие придерживаются мнения, что, термин «культурный ландшафт» есть культура природопользования с высокой экологической и экономической эффективностью.
С позиций ландшафтоведения термин «культурный ландшафт» рассматривают В. В. Докучаев, определяющий «культурный ландшафт», как природно-территориальный комплекс любого уровня и Е. Ю. Колбовский, который считает, что «культурный ландшафт» - отражение пространственных реалий жизни социума. Эмоциональное восприятие культурного ландшафта анализирует в своих работах П. В. Симонов.
Значительный вклад в разработку теории культурного ландшафта и изучение практики его реализации внес НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева в Санкт-Петербурге. Культурологическое обоснование понятия «культурный ландшафт» рассматривается в трудах Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой, Р. Ф. Туровского и других. Под этим термином они понимают совместное произведение человека и природы, систему материальных и духовных ценностей с высокой экологической, исторической и культурологической информативностью.
Важным источником информации для культурологического анализа и оценки объектов культурного наследия явились этнографические материалы отечественных ученых: В. И. Вербицкого, Г. Н. Потанина, Н. М. Ддринцева, Л. В. Потапова, А. В. Любичанковского, В. А. Тишкова и др. Проблемы использования и сохранности культурных ландшафтов и объектов культурного наследия в своих трудах рассматривают региональные исследователи, среди которых: А. С. Суразаков, А. И. Мартынов, Р. М. Еркинова, В. П. Ойношев, Э. А. Белекова, И. А. Жерносенко. Из них, например, Н. А. Тадина понимает под культурным ландшафтом священные места алтайцев, и в своих исследованиях отдает приоритет внутриэтнической коммуникации и экологии.
На фоне анализа вопросов по культурному ландшафту необходимо отметить, что значительная часть региональных ученых анализируют, также, такие феномены, как «культурное наследие», «священные места», «природные памятники», и наряду с этим рассматривают проблемы их сохранения.
По вопросам сохранения и презентации объектов культурного наследия, в том числе проектирования музейного пространства особый интерес представляют труды: В. П. Грицкевича, П. В. Боярского, А. Н. Дьячкова, А. М. Кулемзина, Т. Ю. Юреневой, А. И. Михайловской, М. А. Заславского, К. И. Рождественского, Т. П. Полякова, М. Б. Гнедовского и др.
В целом модель культурного ландшафта практически не рассматривается в региональных исследованиях, что позволяет в настоящем исследовании подойти к данной проблеме понимания, сохранения и использования объектов культурного наследия с позиций взаимообусловленности культурологии и ландшафтоведения.
Проблема настоящего исследования связана не только с недостаточной разработанностью поднимаемых в диссертации вопросов, но и с необходимостью выявления практических возможностей и формирования концептуальных основ музеефикации как единого культурного ландшафта сложной совокупности природных объектов, имеющих сакральную сущность, и разновременных и разнообразных по характеру памятников историко-культурного наследия.
Объект исследования - культурные ландшафты Онгудайского района Республики Алтай.
Предметом настоящего исследования выступают музейно-парковые зоны, как формы музеефикации культурных ландшафтов Онгудайского района Республики Алтай.
Цель исследования заключается в выявлении специфичных, культурных ландшафтов Онгудайского района Республики Алтай с точки зрения определения их потенциала как объектов музеефикации.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- проанализировать методологические и теоретические подходы изучения феномена «культурный ландшафт»;
- проанализировать региональную законодательно-правовую базу в области охраны объектов культурного наследия;
- исследовать потенциал культурных ландшафтов Онгудайского района Республики Алтай и рассмотреть процесс их формирования
- рассмотреть проблемы взаимоотношения культурного ландшафта и современного туризма;
- исследовать возможности создания музейно-парковых зон как совокупности ландшафтных культурно-исторических комплексов и её включение в туристическую сферу региона.
Методологическая база исследования. Специализированность отдельных наук, их направленность на рассмотрение определенных аспектов проблемы сохранения, развития и использования культурного ландшафта делают необходимым использование междисциплинарного подхода, базирующего на культурологической и музееведческой методологии.
В исследовании дефиниции «культурный ландшафт» заложен системный подход (М. С. Каган, Э. Б. Тайлор, Л. Уайт и др.). Для определения специфики культурного ландшафта Онгудайского района использовался метод аналогий.
В рамках деятельностного подхода культурный ландшафт рассматривается как совокупность определенных технологий, определяющих содержательные моменты культурного наследия (И. В. Злобин, П. Д. Коган и др.).
Также при написании диссертационного исследования автором использовались следующие методы: описательный и исторический методы, представляющие наследие в рамках исторической науки в качестве хронологической упорядоченности событий всемирной или отечественной истории. Описательный метод был необходим при разработке морфологии структуры культурного ландшафта Онгудайского района Республики Алтай.
При отборе полевых материалов применялись методы экспедиционной работы: фотофиксация и интервьюирование.
Источниковая база исследования. Источниковая база исследования представлена законодательными актами по вопросам сохранения и презентации культурного ландшафта международного, федерального и регионального уровней: документы научного архива Автономного учреждения Республики Алтай «Агентство по культурно-историческому наследию Республики Алтай»; документы из электронной краеведческой базы МО «Онгудайский район» Республики Алтай; материалы из библиотеки природного парка «Уч-Энмек» и Центральной библиотеки МО «Онгудайский район» Республики Алтай, а также материалы научных экспедиций, алтайских краеведов, публицистические работы, связанные с различными аспектами культурного ландшафта Онгудайского района.
В научной работе также использовались печатные и электронные материалы зарубежных, отечественных и региональных исследователей. В частности использовался официальный сайт Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева: http://heritage-institute.ru/.
Исследованы фонды Национального музея Республики Алтай им. А. В. Анохина, фонд краеведческого музея села Кулада при администрации сельского поселения «Куладинский». Их анализ представил диссертанту возможность оценить современное состояние культурных ландшафтов Онгудайского района и позволил выявить направления развития культурной политики района.
Важным источником для написания научной работы явились полевые экспедиции. Объектами их изучения были комплекс памятников древности, к числу таковых, относятся: наскальные рисунки Калбак-Таш, гора Хрустальная и окружающий её культурный ландшафт, петроглифы Бичикту-Боом и другие в Каракольской долине, Туектинские, Башадарские, Шибинские курганы и культурный ландшафт у с. Озерное. А также памятники природы: перевалы Семинский и Чике-Таман с символами -
священными деревьями; священные источники «Дьыду суу», «Тадцу», «Текпенектин суузы»; священные горы: г. «Кызыл Кодьогор», г. «Сойок», урочище «Ак-Кобы» и др. С точки зрения формирования культурного ландшафта и степени его сохранности автором диссертационного исследования в течение 2007-2010 и 2011, 2012 годов собран значительный массив этнографических материалов в селах Каракол, Боочи, Тапда, Кулада и др, которые легли в основу настоящего диссертационного исследования.
Хронологические рамки исследования охватывают период первой трети XVII века по настоящее время. Выбор данных хронологических границ обусловлен временем образования районного центра села Онгудай (1626 г.) и современным состоянием территории социокультурных комплексов.
Территориальные рамки исследования - современная административная территория Онгудайского района Республики Алтай.
Научная новизна работы. Впервые рассматриваются культурные ландшафты Онгудайского района Республики Алтай как потенциальные объекты музеефикации с выявлением их содержательных и структурных компонентов, определяющих возможности их использования в качестве туристско-рекреационных зон;
- выявлена совокупность и взаимосвязи материальных и знаковых компонентов культурного ландшафта района;
- выявлены лакуны в законодательно-правовой базе по проблеме сохранения и музеефикации объектов культурного наследия Республики Алтай;
- представлены прогнозные характеристики культурного развития региона и практическое предложение концепции по созданию музейно-парковых зон на территории Онгудайского района.
Положения, выносимые на защиту:
1. Культурный ландшафт Онгудайского района это комплекс, включающий особенности природной среды (ландшафт), недвижимые объекты, объекты культурного наследия и памятники нематериальной культуры, которые являются духовным, культурным, социальным и экономическим ресурсом регионального сообщества и России в целом.
2. Культурный ландшафт формируется исторически в различных макро и микро комплексах как естественно оформленное единство природной среды, её объектов, наделенных мифологической сущностью и памятниками культурного наследия.
3. Важным научным и практическим средством музеефикации культурного ландшафта является создание музейно-парковых зон на территории Онгудайского района Республики Алтай, которые рассматриваются как наиболее приемлемая и перспективная форма сохранения культурного потенциала, позволяющая музеефицировать как отдельные памятники, так и фрагментарно реконструировать историко-культурный ландшафт на основе органического соединения ландшафта, недвижимых памятников материального наследия и движимых памятников духовного наследия.
4. Разработанная и предложенная модель создания музейно-парковых зон является оптимальным вариантом музеефикациии историко-культурного потенциала, отдельных культурно-ландшафтных зон Онгудайского района в Каракольской, Туектинской долинах, в районах с. Озерное, с. Иня и в других более 20 территорий.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что сформулированные результаты исследования служат решению теоретических проблем в области охраны и использования объектов культурного наследия. В частности - концептуальному обоснованию рассмотрения культурного ландшафта как единого комплекса разнородных природных и историко-культурных компонентов подлежащих в целях сохранения и рекреационно-туристического использования музеефикации на основе предлагаемой модели создания музейно-парковой зоны.
Практическая значимость работы. Выводы и положения исследования могут быть использованы региональными властями, музейными работниками при разработке проектов музеефикации объектов культурного наследия, создании музейно-парковых зон, в том числе в научно-исследовательских целях. Поскольку Онгудайский район Горного Алтая типологически во многих отношениях можно считать эталонным, данное исследование может по аналогии послужить методическим руководством для практики музеефикации в других районах территории. Содержательная часть исследования может быть востребована при изучении региональной истории и в туристической издательской деятельности.
Апробация результатов исследования. Теоретические выводы научного исследования прошли апробацию на студенческих научных конференциях (2005-2009 гг.), а также на научно-практических конференциях молодых ученых Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (2009-2012 гг.). В том числе в докладах: международная научно-практическая конференция «Музейное дело и туризм» (г. Улан-Удэ, 2007 г.); Международная научная конференция «Музеи и культурно-познавательный туризм» (г. Улан-Удэ, 2006 г.); Международная научно-практическая конференция «Современная деятельность музеев и объекты историко-культурного наследия в культурном пространстве Байкальского региона» (г. Улан-Удэ, 2008 г.); Международная конференция «Народы Внутренней Азии: исторические судьбы и современность» (г. Улан-Удэ, 2008 г.); Международная музеологическая школа «Музеи и наследие: проблемы сохранения, научного описания и презентации» (г. Улан-Удэ, 2010 г.); Региональная культурная программа «Реставрация шаманских бубнов VXIII-XIX вв.» (г. Горно-Алтайск, 2010 г.); Международная научно-практическая конференция «Культура как ресурс социально-экономического развития. Байкальские встречи - VII» (г. Улан-Удэ, 2010 г.); Межрегиональная конференция с международным участием «Актуальные проблемы исследования этноэклогических и этнокультурных народов Саяно-Алтая» (г. Кызыл, 2011 г.); Межрегиональная научно -практическая конференция «Развитие городских поселений Байкало-
Азиатского региона» (г. Улан-Удэ, 2011 г.); Международная научно-практическая конференция, посвященная 330-летию Даурской духовной миссии «Православие в азиатско - тихоокеанском регионе» (г. Улан-Удэ, 2011 г.); «Новые исследования Тувы» (г. Кызыл, 2013 г.); «Анохинские чтения» (г. Горно-Алтайск, 2013 г.); Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы гуманитарной науки» (г. Челябинск, 2013 г.).
Структура диссертации определяется концепцией, целью и задачами исследования, включает введение, три главы (шесть параграфов), заключение, список источников и использованной литературы, приложение.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Структура диссертации определяется концепцией, целью и задачами исследования, она включает введение, три главы (шесть параграфов), заключение, список источников и использованной литературы, приложение.
Во введении обосновывается выбор и актуальность темы, рассматривается степень разработанности, дается историографический анализ и охарактеризована источниковедческая база диссертационного исследования. Определены цели и задачи исследования, методологическая основа, научная новизна, теоретические и методологические принципы, сформулированы положения, выносимые на защиту, указана структура работы.
В первой главе «Теоретико-методологические основания исследования культурного ландшафта» на основе изучения литературы проводится теоретический анализ терминов «культурный ландшафт», «культурное наследие», материальное и нематериальное (духовное) наследие, недвижимые памятники и «музеефикация в природной среде». Раскрывается их сущность и содержание; рассматриваются методологические основы исследования культурного ландшафта и его закрепление в международных, отечественных документах.
В первом параграфе «Культурный ландшафт, как объект культурного наследия» автор проводит ретроспективный анализ взглядов на происхождение феноменов «культурный ландшафт», «культурное наследие» и «музеефикация». Термин «культурный ландшафт» является одним из ключевых понятий в исследовательской работе.
Междисциплинарное изучение этого термина характеризуется тем, что «культурный ландшафт» в качестве проблемно-тематического поля вызывает интерес у многих исследователей из разных областей научного знания. Зарубежная традиция изучения феномена «культурный ландшафт» отражена в международных документах ЮНЕСКО «Operation Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention» - Руководящий документ по применению Конвенции о Всемирном наследии (1992 г.). В документе определено, что культурный ландшафт является важнейшим объектом
культурного наследия. В отечественной науке впервые этот термин был употреблён в рамках географической науки. Его представители рассматривают культурный ландшафт, как эффективный метод использования природных ресурсов (Ф. Н. Мильков, А. Г. Исаченко). Далее термин изучался с позиций ландшафтоведения, при этом «культурный ландшафт» является отражением пространственной действительности. Позже феномен «культурный ландшафт» стал объектом изучения теории и истории культуры. Его культурологическое обоснование рассматривают сотрудники НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева (Ю. А. Веденин, М. Е. Кулешова, Р. Ф. Туровский и др.), называя свой подход информационно-аксиологическим. Под этим термином они понимают совместное произведение человека и природы, систему материальных и духовных ценностей с высокой экологической, исторической и культурологической информативностью. Однако, в отечественных исследованиях существуют значительные теоретико-методологические противоречия, которые доказывают недостаточную разработанность термина «культурный ландшафт». В региональных научных работах применение данного термина в рамках теории и истории культуры является также недостаточным. Несмотря на малоизученность понятия, в диссертации выделяются следующие аспекты: «культурный ландшафт» рассматривается как объект культурного наследия и в качестве основополагающего выбран информационно-аксиологический подход, который выражает как материальные так и духовные ценности культурного ландшафта. Культурный ландшафт Онгудайского района представлен многообразными памятниками различных эпох: природные, археологические, исторические и др., которые, в свою очередь, автор условно классифицировал следующим образом: исторический, археологический, природный (сакральный), духовный и музейный. Данная видовая классификация в первую очередь основана на типизации объектов культурного наследия, которая принята ведущими международными документами ЮНЕСКО. Подобная классификация памятников истории и культуры прослеживается и в утвержденном Министерством культуры Республики Алтай Списке объектов культурного наследия Республики Алтай, находящихся на учете в Автономном учреждении Республики Алтай «Агентство по культурно-историческому наследию Республики Алтай».
Во втором параграфе «Законодательно-правовое обеспечение сохранения и развития культурного наследия» прослеживается процесс формирования и закрепления термина культурного ландшафта в международных и отечественных документах.
В работе исследована динамика развития международных, государственных и региональных законодательных материалов в области охраны объектов культурного наследия. Прослеживается эволюция идей в российских законодательно-нормативных документах в области охраны культурного наследия с XVIII века, когда был издан указ «О доставлении в государственные учреждения «куриозных» вещей и древностей» (1704 г.) до
федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (2002 г.). За основу исследования взят основной законодательный акт, исследованный соискателем — ФЗ № 73 от 25 июня 2002 г. «Об охране историко-культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов российской Федерации». Данный федеральный закон является базовым и регулирует отношения в области охраны, использования и популяризации объектов культурного наследия. Однако его принятие, к сожалению, не решает ряд проблем по охране и использованию памятников истории и культуры, что на сегодняшний момент приводит к процессам разрушения объектов культурного наследия и окружающего ландшафта быстрыми темпами. Автор подчеркивает необходимость широкого круга специалистов для обсуждения правового регулирования охранной деятельности в сфере сохранения памятников культуры и истории, а также природного ландшафта. В настоящее время все полномочия переданы регионам. Среди региональных правовых документов особо выделяем Закон Республики Алтай от 29 июня 1994 года № 4—2 «Об историко-культурном наследии народов Республики Алтай», принятый президиумом Государственного Собрания - Эл-курултай Республики Алтай, который в последующем нашел свое отражение в правовых нормах муниципальных образований. Однако, отсутствуют механизмы, регламентирующие, к примеру, проведение историко-культурной экспертизы, ведение учетной документации по объектам культурного наследия и другие. Помимо этого, сказывается и недостаточность укомплектования штатными единицами учреждений и организаций, уполномоченных действовать в области охраны культурного наследия, малая информированность не только специалистов, но и местного населения, что в результате приводит к разрушению объектов культурного наследия и окружающего ландшафта.
Во второй главе «Культурные ландшафты Онгудайского района как объекты музеефикации» дана системная характеристика культурного ландшафта и критерии его оценки.
В первом параграфе «Культурное и природное наследие в культурном ландшафте Онгудайского района» проведен системный анализ культурного ландшафта в соответствии с классификацией: исторический, археологический, природный (сакральный), духовный и музейный. Поле предметного исследования исторического ландшафта включает: историю села Онгудай, как культурного центра, а также рассмотрено географическое положение района. Административный центр района село Онгудай - самый древний населенный пункт в Республике Алтай. Образовано в 1626 году. Первые русские поселенцы здесь появились в середине XIX века. В числе памятников исторического ландшафта: памятники истории и архитектуры - это участок главной автомагистральной дороги «Чуйский тракт»; Свято-Троицкий храм; усадьба купцов Аргымая и Манди Кульджиных; подвесной мост «Ининский», первый в истории развития инженерных сооружений в Республике Алтай и другие.
Не ограничен отдельными элементами и археологический ландшафт, представленный курганными комплексами, каменными изваяниями, наскальными рисунками и многими другими объектами с эстетическим звучанием моментов прошлого. По изученным материалам археологических раскопок и на основе исследования мест с наскальными изображениями есть возможность восстановить исторические и культурные особенности народов, проживавших на данной территории. Благодаря археологии внесен значительный вклад в изучение древней истории, культуры и искусства Горного Алтая, в том числе в развитие визуальной культуры алтайского народа. В диссертации приводятся наиболее значимые и известные в настоящее время естественно сложившиеся культурные ландшафты Онгудайского района.
В Каракольской долине:
1. Культурный ландшафт левобережья с горой Бичикту-Боом и примыкающими межгорными долинами Дьян-Кобы и Тоношту Кобы с наскальными рисунками.
2. Культурный ландшафт и гора Бичикту-Кая с наскальными рисунками.
3. Долина Шалко.
4. Нижнее Сары-Кобы.
5. Культурный ландшафт в центральной части Каракольской долины Черная гора (Кара-Туу) с священным источником.
6. Талда, священная гора и поле.
7. Культурный ландшафт - долина Башадар с курганами и балбалами.
8. Урочище Кара-Суу и скала с изображениями.
9. Высокогорная долина с курганами и памятниками наскального искусства Верхнее Сары-Кобы.
В Правобережной части Каракольской долины:
10. Долина Тоношту с курганами и наскальными изображениями.
11. Долина у с. Каракол с памятниками 3 тыс. до н.э. (каракольская культура).
В Туектинской долине:
12. Священная долина с цепочками курганов I тыс. до н. э. и наскальными рисунками у с. Туэкта.
13. Природно-исторический и культовый комплекс у с. Ело.
14. Культурный ландшафт Калбак-Таш на Чу Иском тракте (частично музеефицирован).
15. Природно-исторический ландшафт у с. Яломан (петроглифы, курганы, древние поселения).
16. Природно-исторический комплекс - гора Хрустальная у с. Иня (высокогорное плато с курганами гора Хрустальная с наскальными рисунками).
17. Культурный ландшафт в районе с. Озерное, включающий озеро и пространство у с. Озерное к югу от озера с наскальными изображениями, курганными захоронениями и поселениями разных периодов истории.
Далее в диссертации раскрываются объекты природных ландшафтов сакрального содержания. Маркерами природного (сакрального) ландшафта являются: «байлу дьер» (священная территория), «байлу ажу» (горный перевал), «байлу кыр» (священная гора), «аржан суу» (священный целебный источник), «тонмок суу» (родник), «байлу агаш» (священное дерево) и т. д. Богатство природных памятников Онгудайского района дает большие возможности для духовного развития человека, способность воспринимать природу как богатейший источник положительной энергии, нуждающийся в бережном отношении со стороны современного человека. Следующим объектом изучения является духовный ландшафт района, представляющий образец сочетания традиционности и новаторства. В рамках культурологического подхода духовный ландшафт района диссертант выделил: алтайский героический эпос, изобразительное и музыкальное искусство, литературу, промысел и народный праздник Эл-Ойын.
Огромный культурный ресурс Онгудайского района требует современных концептуальных методов и подходов для презентации его культурного ландшафта. Одним из перспективных методов, по мнению автора, является развитие музейного кластера района, как важной составляющей культурного ландшафта.
Во втором параграфе «Процесс формирования музейной сети Онгудайского района» изучена музейная сеть района, как инновационный ресурс развития культуры и культурной политики района в целом. Она связана с культурными и эстетическими потребностями современного общества. Основу составляют культурный, природный и исторический потенциал, представляющий собой информационное поле и целостную систему культуры. Процесс создания и развития музеев различного профиля в Онгудайском районе происходил путем освоения природного ландшафта и предусматривал, прежде всего, сохранность ландшафта, его культурной и исторической ценности. Музейная сеть района представлена Краеведческим музеем села Кулада при администрации Куладинского сельского поселения, Природным парком «Уч-Энмек», кластерным участком историко-культурного заповедника республиканского значения «Алтай — Алтын Кабай» - петроглифическим комплексом «Калбак-Таш», двумя заказниками республиканского значения - «Сумультинским» и «Шавлинским», на территориях которых расположены недвижимые памятники археологического наследия. Проанализированы количественные и качественные показатели развития сети муниципальных музеев, в том числе определены тенденции их дальнейшего перспективного развития. В настоящее время в Республике Алтай насчитывается семь муниципальных музеев, из них значительную часть представляют музеи краеведческого характера. Диссертант подчеркивает ведущую роль Национального музея Республики Алтай им. А. В. Анохина как научно-методического центра музейной сети региона и отмечает отсутствие на территории района музейно-парковых зон.
В третьей главе «Музейно-парковые зоны как инновационный подход использования культурного ландшафта» рассматривается использование объектов культурного наследия как средства социального и экономического развития. По мнению автора, многообразие культурного ландшафта, прежде всего, может быть продемонстрировано через разработку ряда проектов, где особое значение приобретает выработка соответствующих стратегий и разнообразных подходов, которые бы позволили сохранить его богатство и передать будущим поколениям во всем многообразии его форм.
В первом параграфе третьей главы «Музейно-парковая зона «Туйук Туу», как форма презентации культурного ландшафта» предложено создание музейно-парковой зоны. По отношению к выбранной территории вопрос о создании музейно-парковой зоны актуален, так как центральное географическое положение местности, через которую проходит главная автомобильная дорога федерального значения М-52 «Чуйский тракт», богатый культурный, природный потенциал, требует модернизированных подходов в их презентации, сохранении и дальнейшем изучении. Автором работы предложены два системных проекта по организации музейно-парковых зон на территории Онгудайского района: музейно-парковая зона «Туйук Туу» и «Куурчылу».
Музейно-парковая зона «Туйук Туу» представляет собой инновационный подход презентации культурного ландшафта Онгудайского района. Проект рассматривает его создание на основе недвижимых археологических памятников - Туектинских курганов, включающих в себя несколько аспектов: административно — информационный, организационно-экскурсионный и интерактивный.
Во втором параграфе третьей главы «Музейно-парковая зона «Куурчылу», как объект показа культурного ландшафта села Боочи» рассмотрена перспектива создания музейно-парковой зоны «Куурчылу».
Музейно-парковая зона «Куурчылу» проектируется на основе культурного ландшафта села Боочи Онгудайского района, включающего различные объекты культурного наследия. В качестве музейных экспонатов выступают: культовое место «Лыду суу» (Дьыду суу), «чакы» (коновязь), священная гора «Кара Туу», «тагыл» (каменные складки), г. «Кызыл Кодьогор», каменная стела, г. «Сойок», буддийская ступа, священная гора «Уч-Сумер», цепь курганных насыпей Башадарской долины и достопримечательные места расположенные в её окрестностях, это г. «Кудур межик», местность «Туйук кобы», г. «Башадар», а также наскальные рисунки сосредоточенные на горе «Талда». Примером хозяйственной зоны является территория самого населенного пункта. Парковая зона — зона отдыха представлена туристической базой отдыха «Эзлик» (ИП В. И. Токорокова).
В данных параграфах мы даем прогнозные характеристики о возможном включении данных территорий в туристические маршруты, организованные с соблюдением всех мер предосторожности.
В Заключении диссертационного исследования обобщены основные результаты проделанной работы формулируются основные теоретические и практические выводы. В результате проведенного исследования автор пришел к выводу, что культурный ландшафт Онгудайского района Республики Алтай формирует определенный метатекст национальной культуры, требующий современных методов по их сохранению и актуализации.
В Приложении приведены фотографии объектов культурного наследия Онгудайского района Республики Алтай.
Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях автора
Статьи, опубликованные в журналах, рекомендуемых ВАК РФ:
• Такаракова, Е. О. Традиции и новации в культурном ландшафте города Горно-Алтайск / Е. О. Такаракова // Мир, науки, культуры, образования. — Горно-Алтайск, 2012. - С. 404-406.
• Такаракова, Е. О. Музей под открытым небом как форма презентации культурного ландшафта (на примере Онгудайского района Республики Алтай) / Е. О. Такаракова // Мир, науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2013. - С. 492-494.
• Такаракова, Е. О. Традиция как форма этики в сакральном ландшафте (на примере Онгудайского района Республики Алтай) // Мир, науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2014. - С. 318-321.
Статьи в научных сборниках и материалах конференций:
• Такаракова, Е. О. Национальный женский костюм в традиционной культуре алтайцев / Е. О. Такаракова // Сборник научных и творческих работ студентов ФГОУ ВПО ВСГАКИ. - Улан-Удэ, 2008. - С. 92-96.
• Такаракова, Е. О. Православные храмы на Алтае / Е. О. Такаракова // Православие в азиатско-тихоокеанском регионе : материалы междунар. научно-практич. конф., посвященное 330-летиюДаурской духовной миссии. - Улан-Удэ, 2011. - С. 160-164.
• Такаракова, Е. О. Культурно-исторический процесс формирования музея в Горном Алтае / Е. О. Такаракова // Культура как ресурс социально-экономического развития : материалы междунар. науч. конф., 1—2 июля 2010 г., г. Улан-Удэ - оз. Байкал : Байкальские встречи - VII. - Улан-Удэ, 2010.-С. 614-621.
• Такаракова, Е. О. Современный культурный ландшафт г. Горно-Алтайск - столицы Республики Алтай / Е. О. Такаракова //
3-я межрегиональная научно-практич. конф., «Развитие городских поселений Байкало-Азиатского региона», посвященной 345-летию города Верхнеудинск (Улан-Удэ). - Улан-Удэ, 2011. - С. 179-187.
• Такаракова, Е. О. Символика в алтайском традиционном костюме / Е. О. Такаракова // Актуальные проблемы исследования этноэколо-гических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая : материалы Ш-й межрегиональной конф., - Кызыл, 2011. -С. 134-137.
• Такаракова, Е. О. Особенности сохранения археологического наследия Онгудайского района Республики Алтай / Е. О. Такаракова / Е. О. Такаракова // Вест. Восточно-Сибирской государ. акад. культ.и искусств. -Улан-Удэ, 2011. -№ 1(1). - С. 195-199.
• Такаракова, Е. О. Проблемы преобразования исторических достояний плато Укок/ Е. О. Такаракова // Вест. Восточно-Сибирской государ. акад. культ.и искусств. - Улан-Удэ, 2012. - № 2(3). - С. 92-95.
• Такаракова, Е. О. Проблема историко-культурного потенциала и возможность его использования в культурном туризме Республики Алтай / Е. О. Такаракова // Научные исследования Тувы. - № 2. - 2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.new-tuva.info/journal/ ¡ввие! 8/6257-1акагакоуа.ЬШ11.
• Такаракова, Е. О. Проектирование музея типа «ин ситу» в Каракольской долине Онгудайского района Республики Алтай / Е. О. Такаракова //' Анохинские чтения. - Горно-Алтайск, 2013. - С. 160-164.
• Такаракова, Е. О. Национальный праздник «Эл-Ойын», как один из аспектов культурного ландшафта Республики Алтай / Е. О. Такаракова // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. - Челябинск, 2013.-С. 132-135.
Подписано в печать 15.04.2014. Формат 60х84'/|6. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме». Уч.-изд. л. 0,9. Усл. печ. л. 0,9. Тираж 100 экз. Заказ № 1063
Издательство КемГУКИ: 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 19. Тел. 73-45-83. E-mail: izdat@kemguki.ru
О-
Текст диссертации на тему "Культурные ландшафты Онгудайского района Республики Алтай как объекты музеефикации"
ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств»
ТАКАРАКОВА ЕВГЕНИЯ ОЛЕГОВНА
КУЛЬТУРНЫЕ ЛАНДШАФТЫ ОНГУДАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ КАК ОБЪЕКТЫ МУЗЕЕФИКАЦИИ
Специальность 24.00.03 - музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата культурологии
На правах рукописи
04201 459429
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Г.С. Митыпова
Кемерово 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................................................ 3
Глава I. Теоретико-методологические основания исследования культурного наследия.................................................................. 14
1.1. Культурный ландшафт, как объект культурного наследия....................................................................................... 14
1.2. Законодательно-правовые аспекты сохранения и развития
наследия......................................................................................... 33
Глава II. Культурные ландшафты Онгудайского района Республики Алтай как объекты музеефикации................................................. 67
2.1. Культурное и природное наследие в культурных ландшафтах Онгудайского района..................................................................... 67
2.2. Процесс формирования музейной сети Онгудайского
района........................................................................................ 94
Глава III. Музейно-парковые зоны как инновационный подход использования культурного ландшафта....................................... 115
3.1. Формирование музейно-парковой зоны «Туйук Туу», как форма презентации культурного ландшафта................................................ 115
3.2. Музейно-парковая зона «Куурчылу», как объект показа
культурного ландшафта села Боочи.................................................. 125
Заключение......................................................................................... 141
Список источников и использованной литературы........................... 144
Список приложений........................................................................... 168
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования определяется научным и практическим интересом к проблеме культурного ландшафта как культурному феномену. Понимание его сущности и устойчивого развития в современном мире расширилось от первоначальной экологической парадигмы до сложной диалектической системы, включающей культурно-исторические, экологические, социально-экономические и гуманитарно-культурологические ландшафты и их компоненты. Преобразования в культурной и экономической политике способствуют в наше время значительным изменениям роли культурного ландшафта как феномена культуры. Функциональные характеристики культурного ландшафта определяют его значение в практической сфере, выражаясь в образных и символических контекстах, которые создаются на значительном историческом отрезке времени.
В качестве предмета исследования было определено ландшафтное своеобразие Онгудайского района Республики Алтай. Мы представляем его как особый культурный «текст», где представлена система культурных и природных ценностей.
В рамках исследовательской работы под культурным ландшафтом Онгудайского района диссертант понимает объекты культурного наследия, сформировавшиеся на протяжении сравнительно долгого времени. Символические зоны и знаковые характеристики вносят в сформировавшийся культурный ландшафт все новые нюансы.
В соответствии с этим, в диссертации исследуются духовные и культурные локусы района и их роль в социуме. Проблема тесной связи ландшафта с задачами музеефикации культурного наследия, экономикой, маркетингом, развитием туризма также делает актуальной проблему исследования. Поэтому обращение к определению и исследованию культурных ландшафтов одного конкретного Онгудайского района Республики Алтай продиктовано необходимостью создания музейно-парковых зон туризма и других форм организации и использования культурных ландшафтов в природной среде, которые будут базисом для
актуализации наследия в рамках исследуемой территории со значительным количеством этнографических, археологических и природных памятников. Они также являются важным фактором в развитии культурной самоидентификации локальных сообществ, а в рамках туристических рекреационных зон рассматриваются как эффективный ресурс в вопросах продвижении и развития экологического и культурного туризма в регионе.
Степень научной разработанности" проблемы. В диссертационном исследовании автор опирается на обширную литературу, посвященную проблеме «культурный ландшафт», дискуссиям вокруг понимания его сущности, содержания, механизмам его востребованности в современном обществе. Содержание понятия изучается рядом гуманитарных наук, в связи с чем можно утверждать, что исследуемая проблема рассматривается в рамках комплексного и междисциплинарного подходов. В отечественной и зарубежной науке термин «культурный ландшафт» изучался такими исследователями, как А. Гумбольдт, С. Тян-Шанский, Л. С. Берг, П. Н. Савицкий, Д. С. Лихачев, Ю. А. Веденин, А. В. Любичанковский, В. Л. Каганский, Е. Ю. Колбовский и многие другие, которые «культурный ландшафт» определяют как деятельность человека, сливающуюся в единое гармоническое целое в «визуально воспринимаемую, эстетически оцениваемую красоту окружающего».
Термин «культурный ландшафт» изучался и в рамках географической науки. Ф. Н. Мильков, А. Г. Исаченко и другие придерживаются мнения, что термин «культурный ландшафт» есть культура природопользования с высокой экологической и экономической эффективностью.
С позиций ландшафтоведения термин «культурный ландшафт» рассматривают В. В. Докучаев, определяющий «культурный ландшафт» как природно-территориальный комплекс любого уровня, и Е. Ю. Колбовский, который считает, что «культурный ландшафт» - отражение пространственных реалий жизни социума. Эмоциональное восприятие культурного ландшафта анализирует в своих работах П. В. Симонов.
Значительный вклад в разработку теории культурного ландшафта и изучение практики его реализации внес НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева в Санкт-Петербурге. Культурологическое обоснование понятия «культурный ландшафт» рассматривается в трудах Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой, Р. Ф. Туровского и других. Под этим термином они понимают совместное произведение человека и природы, систему материальных и духовных ценностей с высокой экологической, исторической и культурологической информативностью.
Важным источником информации для культурологического анализа и оценки объектов культурного наследия явились этнографические материалы отечественных ученых: В. И. Вербицкого, Г. Н. Потанина, Н. М. Ядринцева, Л. В. Потапова, А. В. Любичанковского, В. А. Тишкова и др. Проблемы использования и сохранности культурных ландшафтов и объектов культурного наследия в своих трудах рассматривают региональные исследователи, среди которых: А. С. Суразаков, А. И. Мартынов, Р. М. Еркинова, В. П. Ойношев, Э. А. Белекова, И. А. Жерносенко. Из них, например, Н. А. Тадина понимает под культурным ландшафтом священные места алтайцев, и в своих исследованиях отдает приоритет внутриэтнической коммуникации и экологии.
На фоне анализа вопросов по культурному ландшафту необходимо отметить, что значительная часть региональных ученых анализируют также такие феномены, как «культурное наследие», «священные места», «природные памятники», и наряду с этим рассматривают проблемы их сохранения.
По вопросам сохранения и презентации объектов культурного наследия, в том числе проектирования музейного пространства особый интерес представляют труды В. П. Грицкевича, П. В. Боярского, А. Н. Дьячкова, А. М. Кулемзина, Т. Ю. Юреневой, А. И. Михайловской, М. А. Заславского, К. И. Рождественского, Т. П. Полякова, М. Б. Гнедовского и др.
В целом модель культурного ландшафта практически не рассматривается в региональных исследованиях, что позволяет в настоящем исследовании подойти к
данной проблеме понимания, сохранения и использования объектов культурного наследия с позиций взаимообусловленности культурологии и ландшафтоведения.
Проблема настоящего исследования связана не только с недостаточной разработанностью поднимаемых в диссертации вопросов, но и с необходимостью выявления практических возможностей и формирования концептуальных основ музеефикации как единого культурного ландшафта сложной совокупности природных объектов, имеющих сакральную сущность, и разновременных и разнообразных по характеру памятников историко-культурного наследия.
Объект исследования - культурные ландшафты Онгудайского района Республики Алтай.
Предметом настоящего исследования выступают музейно-парковые зоны как формы музеефикации культурных ландшафтов Онгудайского района Республики Алтай.
Цель исследования заключается в выявлении специфичных культурных ландшафтов Онгудайского района Республики Алтай с точки зрения определения их потенциала как объектов музеефикации.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- проанализировать методологические и теоретические подходы изучения феномена «культурный ландшафт»;
- проанализировать региональную законодательно-правовую базу в области охраны объектов культурного наследия;
- исследовать потенциал культурных ландшафтов Онгудайского района Республики Алтай и рассмотреть процесс их формирования;
- рассмотреть проблемы взаимоотношения культурного ландшафта и современного туризма;
- исследовать возможности создания музейно-парковых зон как совокупности ландшафтных культурно-исторических комплексов и её включение в туристическую сферу региона.
Методологическая база исследования. Специализированность отдельных наук, их направленность на рассмотрение определенных аспектов проблемы
сохранения, развития и использования культурного ландшафта делают необходимым использование междисциплинарного подхода, базирующегося на культурологической и музееведческой методологии.
В исследовании дефиниции «культурный ландшафт» заложен системный подход (М. С. Каган, Э. Б. Тайлор, Л. Уайт и др.). Для определения специфики культурного ландшафта Онгудайского района использовался метод аналогий.
В рамках деятельностного подхода культурный ландшафт рассматривается как совокупность определенных технологий, определяющих содержательные моменты культурного наследия (И. В. Злобин, П. Д. Коган и др.).
Также при написании диссертационного исследования автором использовались следующие методы: описательный и исторический методы, представляющие наследие в рамках исторической науки в качестве хронологической упорядоченности событий всемирной или отечественной истории. Описательный метод был необходим при разработке морфологии структуры культурного ландшафта Онгудайского района Республики Алтай.
При отборе полевых материалов применялись методы экспедиционной работы: фотофиксация и интервьюирование.
Источниковая база исследования. Источниковая база исследования представлена законодательными актами по вопросам сохранения и презентации культурного ландшафта международного, федерального и регионального уровней: документы научного архива Автономного учреждения Республики Алтай «Агентство по культурно-историческому наследию Республики Алтай»; документы из электронной краеведческой базы МО «Онгудайский район» Республики Алтай; материалы из библиотеки природного парка «Уч-Энмек» и Центральной библиотеки МО «Онгудайский район» Республики Алтай, а также материалы научных экспедиций, алтайских краеведов, публицистические работы, связанные с различными аспектами культурного ландшафта Онгудайского района.
В научной работе также использовались печатные и электронные материалы зарубежных, отечественных и региональных исследователей. В
частности использовался официальный сайт Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева: http://heritage-institute.ru/.
Исследованы фонды Национального музея Республики Алтай им. А. В. Анохина, фонд краеведческого музея села Кулада при администрации сельского поселения «Куладинский». Их анализ представил диссертанту возможность оценить современное состояние культурных ландшафтов Онгудайского района и позволил выявить направления развития культурной политики района.
Важным источником для написания научной работы явились полевые экспедиции. Объектами их изучения были комплекс памятников древности, к числу таковых относятся наскальные рисунки Калбак-Таш, гора Хрустальная и окружающий её культурный ландшафт, петроглифы Бичикту-Боом и другие в Каракольской долине, Туектинские, Башадарские, Шибинские курганы и культурный ландшафт у с. Озерное. А также памятники природы: перевалы «Семинский» и «Чике-Таман» с символами - священными деревьями; священные источники «Дьыду суу», «Талду», «Текпенектин суузы»; священные горы: г. «Кызыл Кодьогор», г. «Сойок», урочище «Ак-Кобы» и др. С точки зрения формирования культурного ландшафта и степени его сохранности автором диссертационного исследования в течение 2007-2010 и 2011-2012 годов собран значительный массив этнографических материалов в селах Каракол, Боочи, Талда, Кулада и др., которые легли в основу настоящего диссертационного исследования.
Хронологические рамки исследования охватывают период первой трети XVII века по настоящее время. Выбор данных хронологических границ обусловлен временем образования районного центра села Онгудай (1626 г.) и современным состоянием территории социокультурных комплексов.
Территориальные рамки исследования - современная административная территория Онгудайского района Республики Алтай.
Научная новизна работы. Впервые рассматриваются культурные ландшафты Онгудайского района Республики Алтай как потенциальные объекты
музеефикации с выявлением их содержательных и структурных компонентов, определяющих возможности их использования в качестве туристско-рекреационных зон;
- выявлена совокупность и взаимосвязи материальных и знаковых компонентов культурного ландшафта района;
- выявлены лакуны в законодательно-правовой базе по проблеме сохранения и музеефикации объектов культурного наследия Республики Алтай;
- представлены прогнозные характеристики культурного развития региона и практическое предложение концепции по созданию музейно-парковых зон на территории Онгудайского района.
Положения, выносимые на защиту:
1. Культурный ландшафт Онгудайского района - это комплекс, включающий особенности природной среды (ландшафт), недвижимые объекты, объекты культурного наследия и памятники нематериальной культуры, которые являются духовным, культурным, социальным и экономическим ресурсом регионального сообщества и России в целом.
2. Культурный ландшафт формируется исторически в различных макро и микро комплексах как естественно оформленное единство природной среды, её объектов, наделенных мифологической сущностью и памятниками культурного наследия.
3. Важным научным и практическим средством музеефикации культурного ландшафта является создание музейно-парковых зон на территории Онгудайского района Республики Алтай, которые рассматриваются как наиболее приемлемая и перспективная форма сохранения культурного потенциала, позволяющая музеефицировать как отдельные памятники, так и фрагментарно реконструировать историко-культурный ландшафт на основе органического соединения ландшафта, недвижимых памятников материального наследия и движимых памятников духовного наследия.
4. Разработанная и предложенная модель создания музейно-парковых зон является оптимальным вариантом музеефикации историко-культурного
потенциала, отдельных культурно-ландшафтных зон Онгудайского района в Каракольской, Туектинской долинах, в районах с. Озерное, с. Иня и в других более 20 территорий.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что сформулированные результаты исследования служат решению теоретических проблем в области охраны и использования объектов культурного наследия. В частности - концептуальному обоснованию рассмотрения культурного ландшафта как единого комплекса разнородных природных и историко-культурных компонентов, подлежащих в целях сохранения и рекреационно-туристического использования музеефикации на основе предлагаемой модели создания музейно-парковой зоны.
Практическая значимость работы. Выводы и положения исследования могут быть использованы региональными властями, музейными работниками при разработке проектов музеефикации объектов культурного наследия, создании музейно-парковых зон, в том числе в научно-исследовательских целях. Поскольку Онгудайский район Горного Алтая типологически во многих отношениях можно считать эталонным, данное исследование может по аналогии послужить м�